Под предприятием в общем смысле следует понимать имущественный комплекс, который используется для ведения предпринимательской деятельности. В его состав включаются все виды материальных ценностей. К ним в числе прочего относят земельный участок, оборудование, сооружения, продукцию, сырье. Этот комплекс в целом или какая-либо его часть может выступать в качестве объекта аренды, залога, купли-продажи и прочих сделок. Существуют различные организационно-правовые формы предприятий. Рассмотрим одну из них.

Муниципальные предприятия и учреждения и их собственники

В качестве владельца таких организаций выступает местный орган власти. Им же осуществляется управление муниципальными предприятиями. Собственник может направлять его работу по любому пути согласно законодательству. Орган местной власти имеет возможность:

  1. Создавать, реорганизовывать, ликвидировать муниципальные предприятия и учреждения.
  2. Определять предмет и цели работы этих комплексов.
  3. Назначать руководителей.
  4. Контролировать использование и сохранность материальных ценностей, вверенных предприятиям.

Специфика работы

Деятельность муниципальных предприятий, касающаяся социального обслуживания, находится за рамками традиционного предпринимательства, конкурентной борьбы за привлечение капиталов. Их функционирование дополняется необходимостью предоставлять услуги населению без расчета на извлечение прибыли. Муниципальное коммунальное предприятие или иной другой обслуживающий комплекс может использовать рыночные механизмы, внедрять опыт администрирования частными компаниями. Это благотворно влияет на работу комплекса, повышает эффективность использования предоставленных ему ресурсов.

Законодательное регулирование

Учитывая специфику работы рассматриваемых комплексов, нормативные акты регламентируют процедуру их создания. Так, муниципальное казенное предприятие направляет большую часть своей продукции, работ или услуг на удовлетворение нужд МО. Такой комплекс выпускает товар по установленной стоимости для решения общественных задач.

Единая цена назначается и на категории работ и услуг. Муниципальное казенное предприятие получает дотации от государства. В соответствии с этим определяется цель его функционирования. Кроме того, комплексы такого типа в ряде случаев ведут убыточные производства. Такая регламентация устанавливается в ФЗ № 161.

Муниципальное предприятие использует материальные ценности, приватизация которых не допускается. Его функционирование направлено на решение различных социальных задач. К ним в числе прочего относят и реализацию услуг и товаров по минимальной стоимости.

Некоторые нюансы

Новые муниципальные предприятия города или иного населенного пункта создаются достаточно редко. Объектов, приватизация которых законодательством запрещена, в настоящее время не так много. При этом их юридический статус четко регламентируется нормативными актами.

Муниципальное предприятие, которое создается для оказания услуг либо реализации продукции по минимальной стоимости, достаточно сложно существовать без дотаций. Во всех случаях, фактически, имеет место бесприбыльная работа комплексов. Организация муниципальных предприятий, в этой связи, автоматически привязывается к бюджетным поступлениям. Это, в свою очередь, противоречит в определенном смысле положениям ГК. Кодекс, в частности, относит муниципальное предприятие к коммерческой структуре. Работу такого объединения без прибыли сложно представить. С другой же стороны, в Законе "О банкротстве" установлена обязанность учредителя, в данном случае - муниципального образования, не допустить несостоятельности созданного им предприятия.

Расширение сферы

Учитывая сложившуюся в настоящее время экономическую ситуацию, ряд экспертов полагают, что условий для образования хозяйствующих комплексов необходимо больше. Муниципальные предприятия функционируют сегодня во всех отраслях экономики. Они предоставляют услуги, создают рабочие места, получают доходы, которые направляются в бюджет и собственное развитие. Тем не менее многие из них получают государственные и региональные дотации. В этой связи сложно говорить о какой-то прибыльности таких предприятий. Новые условия их создания позволили бы:

  1. Заполнить рыночные ниши. Это актуально в случае отсутствия какого-либо профильного предприятия, недостаточной активности частных инвестиций, наличия повышенного или неудовлетворенного спроса.
  2. Ликвидировать монополии какого-либо производителя или продукции на местном рынке.
  3. Быстро реализовать выгодный проект.
  4. Снять напряженность на рынке труда.

Все эти проблемы присутствуют сегодня в социальной сфере. В этой области производственный процесс обуславливается не только стремлением извлечь прибыль, но и общественной полезностью, интересами социальной справедливости, платежеспособного спроса и проч. Создавая новое муниципальное предприятие, необходимо учитывать наличие на рынке частных компаний, последствия их работы для населения. Некоторые услуги целесообразнее оставить этим объединениям. Перед учреждением муниципального предприятия местные органы должны изучить возможности, существующие в частном секторе.

Классификация

Права муниципальных унитарных предприятий законодательно ограничены. Между тем такие комплексы обладают определенной степенью самостоятельности и в юридическом, и в хозяйственном смысле. В соответствии с этим критерием выделяют следующие группы:

  1. Предприятия, не обладающие ни хозяйственной, ни правовой самостоятельностью. В них присутствуют собственные административные органы. Тем не менее, по своей сути, такие комплексы выступают в качестве подразделений местной администрации. Расходы и доходы таких предприятий интегрируются в местный бюджет. Функционирование комплексов осуществляется в соответствии с поступающими из местных органов власти указаниями. В общем смысле, муниципалитет действует как одно предприятие, при этом координируя работу своих подразделений.
  2. Комплексы, обладающие юридической и хозяйственной самостоятельностью. В данном случае имеют место определенные права муниципальных предприятий, однако ключевые решения, касающиеся работы принимаются в администрации. В местном бюджете показывают только результаты их финансовой деятельности. Прибыль, которую получают такие предприятия, обычно не покрывает их расходов. Это обуславливается тем, что местная и региональная власть устанавливает соответствующие цены для них. В частности это касается транспорта, связи, услуг ЖКХ. В качестве источников финансирования предприятий выступают средства населения (потребителей), а также поступления из местного бюджета. В промышленных центрах, крупных муниципальных образованиях такие комплексы могут зарабатывать деньги самостоятельно и направлять прибыль на улучшение обслуживания граждан.
  3. Предприятия, осуществляющие деятельность на коммерческой основе. Такие комплексы выводятся из структуры администрации. Их передают в доверительное управление специалистам (менеджерам). Предприятия осуществляют реализацию товаров по рыночной стоимости. К ним относят разные строительные, промышленные, сельскохозяйственные, торговые и прочие комплексы. Они вправе осуществлять свою работу в форме акционерного либо другого хозяйствующего общества, которое учреждается органами местной власти. Последним принадлежит контрольный пакет ценных бумаг. Эти предприятия обладают свободой в своих действиях, имеют конкретный юридический статус. Они работают для нужд массового потребителя, за пределами местных рынков в том числе.

Имущество муниципального предприятия

Муниципальное образование (МО) может перевести созданный им комплекс на самоокупаемость, сочетая с этим предоставление дотаций потребителям (форма адресной поддержки). В процессе перехода на коммерческую основу, увеличения объема платных услуг, с одной стороны, ликвидируется граница между муниципальными учреждениями и предприятиями, а с другой - между последними и частными компаниями. Тем не менее, несмотря на определенную степень свободы действий по отношению к созданному комплексу, МО обязано соблюдать законодательные предписания. Ими гарантируются права и самого предприятия, и его руководства.

Функционирование комплексов осуществляется, преимущественно, на базе хозяйственного ведения. Это право предоставляет определенные полномочия предприятию на пользование, владение, распоряжение материальными ценностями, любыми движимыми объектами, финансами в том числе, по собственному усмотрению. Кроме того, оно может сдавать в аренду, продавать, менять, отдавать в залог.

Исключением выступают недвижимые объекты. На них не распространяется право распоряжения по собственному усмотрению. Для осуществления той или иной сделки необходимо согласование с собственником. На практике полномочия передаются руководителю предприятия. Он единолично реализует их. Взаимоотношения руководителя и собственника регламентируются трудовым законодательством.

Обязательства, возможности, запреты

Вмешательство собственника в деятельность муниципального предприятия, согласно ГК, вне установленных для него полномочий, считается незаконным. Владелец может осуществить изъятие только неиспользуемых по назначению материальных ценностей и распорядиться ими по собственному усмотрению.

Муниципальное предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом, которое ему принадлежит. МО несет ответственность только в случае банкротства созданного им комплекса. Иные обязательства к нему не относятся. При банкротстве возникает субсидиарная ответственность. Такое же правило действует при недостаче имущества казенного предприятия.

Проблемы отрасли

В законодательстве не установлена обязательность проведения независимого аудита для муниципальных предприятий, а также создания каких-либо надзорных структур внутри него. Отсутствие контрольных функций у МО часто приводит к нарушению финансовой дисциплины.

Например, денежные средства муниципальных предприятий направляются в другие компании для сокрытия возникшей прибыли, начинают заключаться сделки для удовлетворения индивидуальных интересов руководства. Кроме этого, зачастую предоставляется необъективная или неполная информация о работе, что, соответственно, не позволяет предупреждать и пресекать неправомерные действия.

В некоторых случаях полномочия, которыми обладает собственник, не позволяют не только предъявлять к руководителям предприятий требования, но и определять показатели их экономической эффективности (отчетные или плановые). ТК, обеспечивая эффективную защиту работников, вместе с этим существенно осложняет процесс применения к ним мер ответственности.

Сокращение сектора

Оно давно обсуждается на правительственном уровне. Чиновники предлагают два варианта ликвидации муниципальных предприятий:

  1. Отчуждение непрофильных активов по закону о приватизации. В рамках этого подхода продажа должна осуществляться в обязательном порядке по любой стоимости. Речь, в частности, идет о проведении аукциона. Если первые торги не состоялись, то назначаются повторные. При этом начальная цена не объявляется.
  2. Преобразование в муниципальное учреждение с наделением права зарабатывать деньги сверх установленной суммы в смете.

Возможные последствия

Распродажа муниципальных предприятий может способствовать сокращению неотчуждаемого минимума имущества, который необходим местной власти для реализации своих полномочий. В соответствии с этим МО может лишиться статуса хозяйствующего субъекта. Это, в свою очередь, будет противоречить основополагающим нормативным актам местного самоуправления.

Муниципалитеты обязаны обладать для реализации своих функций и решения социально-экономических проблем. В условиях рыночных отношений для местных органов это означает не только возможность, но и необходимость иметь в своем распоряжении коммерческие структуры, сочетая обязательные и добровольные полномочия.

Между тем немаловажен другой аспект устранения муниципальных предприятий. Эти комплексы несут на себе основную социальную нагрузку и обеспечивают сдерживание повышения тарифов на жизненно важные услуги, получая при необходимости бюджетные дотации. Однако муниципальное предприятие, функционирующее на правах хозяйственного ведения, в любой момент может быть переведено на хозрасчет с исключением остатков финансирования из бюджета.

Если отменить тарифное регулирование, то есть допустить предоставление услуг населению по стоимости, включающей хотя бы средний доход, то это станет доступно любому комплексу. В этом случае оно мало чем будет отличаться от частной компании по силе мотивации. А дотации будут переадресовываться непосредственно потребителям.

Государственные и муниципальные предприятия как особая разновидность коммерческих организаций. Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника, как правило, его представителя в лице соответствующего органа Министерства имущественных отношений и устав.

Имущество государственного унитарного предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.

Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

В отличие от других предпринимательских юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК),

В настоящее время правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ГК, а также рядом специальных нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих юридических лиц. Различают:

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Такое предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятии) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Характер имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется содержанием права хозяйственного ведения в соответствии со ст. 295 ГК. Собственник имущества унитарного предприятия имеет широкие полномочия по вопросам его деятельности.

До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной1 . Таким образом, правоспособность казненного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение».

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п. 1 ст. 115 ГК).

Кроме рассмотренных видов существуют еще некоммерческие организации, которые не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками (п. 1 ст.50 ГК).

Муниципальное унитарное предприятие - это юридическое лицо коммерческой направленности, владеющее собственностью, но не имеющее права распорядиться ей на свое усмотрение.

Такой запрет относится также к извлеченной им прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее изначальный капитал. Организация пользуется предоставленным имуществом.

МУП — расшифровка аббревиатуры

Часто используемая аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».

В термин вложено понимание, что фактическим правом распоряжения движимым имуществом организации наделяется муниципальное образование. Унитарность подразумевает запрет на разделение имущества на отдельные доли, на приватизацию.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия таблица

Безусловно, государственные и муниципальные унитарные организации обладают рядом различий. В наиболее полном формате они продемонстрированы в приведенной ниже таблице.

Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях

Законодатель регулирует деятельность данных организаций в:

  • Гражданском Кодексе РФ (ст. 113-115);
  • N 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных предприятиях»;
  • Уставных документах организации.

Согласно перечисленным нормам, данные организации наделяются всеми правами юридических лиц. В то же время они ограничены в отдельных проявлениях товарно-рыночных отношений. Кратко они изложены ниже в данной статье.

Характеристика МУП

Мы собрали наиболее важные черты данных организаций.

Собственник

Образовываются данные организации в результате выделения собственником – муниципальным образованием либо государством – имущественной доли.

Нацелено создание данных организаций на удовлетворение какой-либо потребности или выполнения задач государства. В процессе деятельности организация имеет права извлекать прибыль. Обычно это делается путем сдачи в аренду пустующих зданий или комнат, оказания какого-либо рода услуг, осуществления производства.

Владелец имущественных прав организации на правах хоз. ведения и сама организация являются обособленными друг от друга. За долги организации владелец имущественного права может быть в ответе, только если его действия привели к образованию задолженностей. Сама организация не несет ответственности за задолженности учредителей.

Уставный капитал

Размер уставного капитала устанавливается уставом организации. Его уровень запрещено устанавливать ниже минимума заработной платы умноженной на 1000.

Количество участников

Отличительной особенностью является то, что в данных организациях официально не бывает участников. В них есть лишь членство.

Организационно-правовая форма МУП

Существует две организационно-правовые формы МУП:

  • на правах оперативного управления;
  • на правах хозяйственного ведения (казенные).

Принадлежность к определенной форме признается на основе права распоряжаться выделенным собственником имущества. При первой форме руководитель распоряжается движимым имуществом на свое усмотрение, при второй – пользуется этим правом лишь с одобрения власти.

Организация унитарного типа не наделяется правом передавать части собственности для создания других юридических лиц, дочерних предприятий.

Стоит отметить: организации данного типа в то же время способны приобрести новое имущественное право, быть привлеченными в суд.

Они обладают своим отдельным самостоятельным счетом.

Отличие МБУ от МУП

МУПы создаются, согласно их уставам, с коммерческими целями.

В отличие от них, бюджетная организация не обладает коммерческой направленностью. Они существуют только за счет выделяемого на них бюджета и никогда не создаются на коммерческих основах.

Данный вид организаций в России отличается повышенной устойчивостью в условиях всевозможных кризисов и краха товарно-рыночных отношений. Это вызвано фактическим отсутствием конкуренции со стороны других рыночных субъектов, поскольку сферы деятельности их специфичны.

Государство осуществляет постоянный надзор за своими учреждениями и в случае необходимости оказывает им поддержку. Сами учреждения проявляют стабильность в оплате труда включенным в их состав членам. Такое правовое положение выгодно отличает их и привлекает новую рабочую силу.

Муниципальные унитарные предприятия примеры

В пример традиционного МУП можно привести МУП «Нарофоминский троллейбус», МУП «Расчетный центр ЖКХ».

Заключение

Данные учреждения отличаются низкой экономической эффективностью по определению. На каждый экономический период им сверху дается четкая инструкция.

В них нередко происходит стагнация в развитии членов, поскольку уровень оплаты труда сохраняется на протяжении долгих лет. Это ведет к отсутствию заинтересованности членов в развитии. Часто встречаются кражи казенного имущества, быстро расцветают все условия для бюрократических нарушений.

Многие часто встречающиеся и уже привычные аббревиатуры не всем понятны до конца. Например, ФГУП - это что? Ответу на данный вопрос мы и посвятим сегодняшний материал.

ФГУП - унитарное предприятие

ФГУП - это расшифровывается как Федеральное государственное унитарное предприятие. Отметим, что это несколько устаревший вариант аббревиатуры. После принятия ФЗ №161 стало применяться сокращение ФГП - Федеральное госпредприятие. В целом же, обе аббревиатуры равноценны.

Чтобы понять, что же это - ФГУП, нам надо обратиться к определению унитарного предприятия и его характеристике. УП называется определенная организационно-юридическая форма коммерческого учреждения. Главное его отличие - оно не имеет право собственности на закрепленное за собой имущество. Последним владеет государство, в случае с ФГУП - на федеральном уровне. Данная собственность неделима - ее нельзя раздробить на вклады, паи, доли.

Унитарные предприятия разделятся на три большие группы:

  • ФГП (ФГУП).
  • Госпредприятие субъекта РФ - области (ОГУП), края (КГУП), республики (РГУП).
  • Госпредприятие муниципального образования - МГУП.

Отсюда следует, что унитарными могут быть только государственные либо муниципальные предприятия. Вещное право на их собственность принадлежит только их учредителю - государству. Сама организация распоряжается этим имуществом только в рамках оперативного управления либо хозяйственного ведения.

Цель деятельности ФГП - решение госзадач на коммерческой основе.

Регулирование законодательством

ФГУП в России регулируется следующими законодательными актами:

  • Гражданский Кодекс. В частности, п.2 ст.52 данного акта.
  • Закон о муниципальных и госпредприятиях - ФЗ №161.
  • ФЗ № 131 "Об общих принципах самоуправления в РФ" (в частности, п.3 ст.17 упомянутого закона).

Характерные черты унитарного предприятия

ФГУП в России характеризует следующее:

  • Отсутствие какого-либо членства.
  • Неделимость имущества.
  • Право на собственность закрепляется только за учредителем.
  • За юрлицом имущество закрепляется только на ограниченном праве - вещном.
  • Создание юридического лица здесь, по сути, - не объединение собственности ряда граждан или организаций, а выделение некоторой доли имущественной массы государством-учредителем.
  • Управление ФГУП и прочих унитарных предприятий - единоличный орган.

Создание УП

Создание ФГУП и других унитарных образований обуславливается тремя основными причинами:

  1. В деятельности необходимо использовать собственность, приватизация которой находится под запретом.
  2. Требуется вести несколько убыточное производство или дотируемый вид деятельности.
  3. В результате работы УП необходимо решить некоторые государственные социальные задачи - к примеру, реализацию услуг и товаров для населения по минимальной стоимости.

При учреждении ФГУП берется за основу следующее:

  • Выделяемое УП имущество остается в государственном владении - учреждение имеет право только его использовать, но не не распоряжаться им.
  • Фирменное название УП должно прозрачно указывать на собственника предоставленного имущества.
  • В уставе должен быть четко прописан владелец выделенного УП имущества - государство, муниципальное образование.
  • ФГУП отвечает, как и многие другие организации, по своим обязательствам только своей личной собственностью. Но на него не распространяются обязательства владельца, предоставившего учреждению в пользование свое имущество.
  • Руководитель унитарного предприятия назначается либо учредителем, либо его уполномоченным представителем. Этому лицу управленческий орган УП и подотчетен.

Способы использования имущества

Подразумевается только два направления использования УП предоставленного ему имущества:

  • Оперативное управление. Унитарное учреждение распоряжается как предоставленным имуществом, так и своей прибылью, произведенной продукцией только с согласия учредителя.
  • Хозяйственное ведение. УП свободно может распоряжаться и данным в пользование имуществом, и доходом, и своей продукцией, но с учетом ограничений, накладываемых законодательством.

Основные виды унитарных предприятий

Главных форм унитарных предприятий две. Это:

  • Функционирующие на праве хозведения - государственные и муниципальные.
  • Функционирующие на праве оперативного управления - казенные.

Представим их особенности в виде таблицы.

Хозяйственное ведение Оперативное управление
Регулирующее законодательство (ГК РФ) Ст. 114. Ст. 115.
Создание По решению уполномоченного органа - государственного или муниципального. Образуются на базе доли имущества, находящегося в федеральной, региональной или муниципальной собственности.
Учредительная документация Устав, утвержденный управомоченным органом - министерством, ведомством и т.д. Устав, который утверждает Правительство РФ, субъект или уполномоченное учреждение местного самоуправления.
Ключевые особенности

Устав, помимо всего прочего, содержит данные о цели и предмете работы, размере уставного капитала.

Величина уставного капитала для государственного УП - не ниже 5000 МРОТ, муниципального - не ниже 1000 МРОТ.

Собственник предоставленного имущества не отвечает по обязательствам данного УП, если только банкротство этого учреждения не произошло по его приказу.

Владелец собственности, предоставленной данному УП, имеет право изъять у учреждения неиспользуемое, излишнее, эксплуатируемое не по назначению имущество.

УП не имеет право распоряжаться имуществом без разрешения на то собственника.

Фирменное наименование данного УП обязательно должно содержать сведения о том, что оно казенное.

Владелец предоставленной собственности несет субсидиарную ответственность по обязательствам УП - в случае недостаточности имущества последнего.

По решению правительства государства, субъекта или муниципального образования УП может быть ликвидировано или реорганизовано.

МГУП, ОГУП, ФГУП - это единственные коммерческие организации, чьи гражданские обязанности и права напрямую связаны с деятельностью, прописанной в их уставе.

Деятельность унитарного предприятия

Поговорим немного об особенностях деятельности ФГУП и прочих унитарных учреждений:

  • УП не имеет права само выступать учредителем, создавать дочерние организации.
  • Правомочно распоряжаться активной долей своих основных средств: реализовывать имеющееся в собственности сырье, оборудование, ТС, инвентарь и прочие материальные ценности.
  • Продажа недвижимого имущества для унитарного предприятия запрещена.
  • Сделки с имуществом, оцененным в сумму более 150 млн рублей, согласуются с контролирующим органом - Федеральным агентством по управлению госимуществом.
  • Продажа федеральной недвижимости, закрепленной за ФГУП (действующим в рамках хозведения), ведется только на аукционе. Средства от реализации должны поступить в казну государства не позднее 25 дней с момента продажи.

Конкретные примеры ФГУП

Рассмотрим широко известные ФГП:

  • ФГУП "Почта России".
  • "Космическая связь".
  • "Российская радиовещательная и телевизионная сеть".
  • "Кинообъединение "Мосфильм"".
  • "Конструкторское бюро "Арсенал"".
  • "Центральный НИИ машиностроения".
  • "Жилищно-коммунальное управление РАН".
  • "Связь-безопасность".
  • ФГУП "Охрана" МВД России.

Примеры муниципальных - городских унитарных учреждений (ГУП) в Москве приведены ниже. Это:

  • "НИИМострой".
  • "Московский метрополитен".
  • "Мосгостранс".

Унитарное предприятие - особенная форма коммерческой организации. Правовая охрана ФГУП и иных унитарных предприятий предусмотрена действующим законодательством РФ.

В организационно-правовой структуре предпринимательства видное место принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Каковы особенности этой формы, чем она отличается от других коммерческих структур?

Неверно было бы рассматривать их как антипод частной собственности. Это - звенья хозяйственной системы, объективно обусловленные достигнутым уровнем обобществления производства. В структуре административно- экономики государственные предприятия занимали место главного и ведущего звена хозяйственной системы; в же экономике им предстоит занять место равноправного субъекта в совокупности хозяйствующих образований, действующих на коммерческих принципах.

Государственные и муниципальные предприятия - это такие производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.

Что означает термин «унитарное», какой экономический и правовой смысл несет это понятие?

Унитарное - значит единое, не разделяемое на части. Следовательно, государственное и муниципальное унитарное предприятие - это такая создаваемая государством и органами местного самоуправления коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепляемое за ней собственником имущество; иными словами, это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.

Которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве «хозяйственного ведения» или «оперативного управления». Задачи, объем закрепленного имущества (уставный фонд), полномочия хозяйственного ведения определяются в уставе предприятия, утверждаемом уполномоченным на то государственным или муниципальным органом (например, устав муниципального предприятия торговли утверждается соответствующим департаментом торговли).

Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).

Свою деятельность унитарные государственные и муниципальные предприятия строят на коммерческих принципах, сообразуя доходы с издержками и добиваясь увеличения . При этом по своим обязательствам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности, такие предприятия отвечают всем принадлежащим им имуществом. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества. Таким образом, мера экономического обособления унитарных предприятий обозначена четко и жестко. Но есть ситуации, когда собственник имущества может быть привлечен к субсидиарной , - в случае, если собственник имущества имеет право отдавать обязательные распоряжения предприятию и несостоятельность последнего вызвана действиями учредителя-собственника.

В составе государственных предприятий есть и такие, которые, будучи образованными на базе федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными «казенными» предприятиями (например, предприятие «Монетный двор»).

Помимо коммерческих, в структуре хозяйствующих субъектов закон выделяет - «потребительские кооперативы», «общественные» и «религиозные» организации, «фонды».

Основная цель потребительских кооперативов состоит в удовлетворении материальных и иных потребностей граждан, объединяющихся для совместного удовлетворения личных потребностей (например, для строительства и эксплуатации жилых домов, гаражей, обеспечения продуктами питания, предметами промышленного производства и т. д.). При хорошей постановке дела такие кооперативы снижают затраты своих членов на цели потребления именно потому, что не ставят своей целью получение прибыли. Мировой опыт свидетельствует, что потребительские кооперативы проявляют огромную жизнестойкость в сферах деятельности, связанных с удовлетворением потребительских интересов граждан. Возрождение и налаживание эффективной работы таких кооперативов в нашей стране - важная составная часть движения к рыночной экономике.

Некоммерческими организациями являются также общественные и религиозные организации. Они представляют собой добровольные объединения граждан, соединяющихся на основе общности интересов. Такие общественные организации создаются для обеспечения самых разнообразных интересов - культурных, образовательных, оздоровительных и т. д. (например, добровольное спортивное общество «Спартак», общество «Знание», общество книголюбов). Общественные организации различаются по масштабам деятельности и могут охватить большие массы населения разных регионов, могут формироваться по профессиональным интересам или косить локальный характер. Такие общественные организации осуществляют свою деятельность за счет членских взносов, добровольных пожертвований или доходов от создаваемых ими предприятий. При этом деятельность последних должна быть полностью подчинена целям и задачам, ради которых действуют сами добровольные объединения. Например, спортивное общество вправе создать предприятие по производству спортивного оборудования; но если оно вдруг решит создать торговое предприятие по продаже спиртных напитков, то вступит в противоречие с целями, ради которых создавалось общество-учредитель.

Наконец, некоммерческими организациями являются фонды, т. е. не имеющие членства организации, учреждаемые гражданами или на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные, общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду, становится его собственностью. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан.

Как видим, спектр организационно-правовых форм хозяйствования достаточно богат и разнообразен, открывает возможность выбора наиболее оптимальных, обеспечивающих эффективное функционирование хозяйствующих субъектов в конкретных условиях. Он дополняется правом объединяться в ассоциации и союзы в целях координации их деятельности и защиты общих имущественных интересов.

Однако право - необходимая, но недостаточная предпосылка реального создания социально-экономической инфраструктуры, отвечающей требованиям современного рынка. В России для этого необходима еще трудная и кропотливая работа по созданию условий деятельности хозяйствующих субъектов в рыночной среде. А это предполагает целый комплекс мер, в том числе - не только передачу в частную собственность большей части государственных предприятий, но и освобождение всех хозяйствующих субъектов от мелочного административного вмешательства государства в процесс хозяйствования, переход к воздействию на экономику главным образом через косвенные (фискальные и денежно-кредитные) инструменты.