• Глава I.1. Образование земельных участков
  • 11. Право собственности на землю: формы, виды, содержание, основания возникновения.
  • 12. Государственная собственность на землю
  • 2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
  • 13. Муниципальная собственность на землю
  • 14. Порядок разграничения государственной собственности на землю
  • Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-фз "о разграничении государственной собственности на землю"
  • 15. Право собственности на земельные участки граждан и юридических лиц
  • 16. Понятие и классификация ограниченных прав на земельные участки
  • 17. Право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком.
  • 19. Аренда земельных участков
  • Основные признаки аренды земель:
  • Особенности аренды земельных участков:
  • Основания прекращения договора аренды земельного участка
  • 20. Право безвозмездного пользования земельным участком
  • 21. Оборотоспособность земельных участков
  • 1.2.2. Оборотоспособность земельных участков
  • 22. Ограничения прав на земельные участки
  • 23. Общая характеристика оснований возникновения прав на земельные участки
  • Основания возникновения права собственности на землю
  • Основания приобретения земельных участков в собственность:
  • Переход права собственности на земельный участок на основании сделки об отчуждении
  • Переход права собственности на земельные участки по наследству
  • Переход права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
  • Возникновение права собственности при переходе права собственности на здание, строение и сооружение
  • 24. Общая характеристика и классификация оснований прекращения прав на земельные участки Основания прекращения права собственности на землю
  • Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам
  • Отказ собственника от права собственности на земельный участок
  • Принудительное изъятие у собственника его земельного участка
  • 25. Особенности совершения сделок с земельными участками
  • Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования
  • Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта:
  • Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием
  • Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:
  • 1) Правительством рф, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
  • 2) Органом государственной власти субъекта рф, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта рф, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
  • 3) Органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
  • 27. Случаи и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без торгов.
  • 28. Случаи использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков
  • 32. Оформление прав на земельные участки собственниками зданий и сооружений
  • Выкуп земли собственниками зданий, строений и сооружений, находящихся на данных земельных участках.
  • 33. Отказ от прав на земельный участок
  • 34. Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
  • Основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
  • Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
  • Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд:
  • С ходатайством об изъятии земельного участка вправе обратиться:
  • Ходатайство об изъятии земельного участка:
  • Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • 35. Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 г. Москва "о некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд"
  • 36. Основания и порядок принудительного изъятия земельных участков в связи с ненадлежащим использованием земельных участков
  • Изъятие земельного участка по решению суда
  • В случае принудительного изъятия земельного участка судом определяются:
  • Временное изъятие земельного участка (реквизиция)
  • Изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования
  • 37. Система и полномочия органов государственной исполнительной власти в сфере земельных отношений
  • Компетенция органов государственной власти в области регулирования земельных отношений
  • Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений
  • 38. Функции государственного управления в области использования и охраны земель
  • Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:
  • Содержание государственного управления в области использования и охраны земель:
  • Функции управления в области использования и охраны земель
  • 40. Землеустройство
  • Организация и порядок проведения землеустройства
  • Основные землеустроительные действия:
  • 41. Территориальное планирование. Виды документов территориального планирования.
  • 42. Мониторинг земель
  • Содержание государственного мониторинга земель:
  • Задачи государственного мониторинга земель:
  • Виды мониторинга земель в зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории:
  • 43. Плата за землю: виды, порядок, юридическое значение
  • Формы платы за использование земли:
  • Земельный налог
  • Налогоплательщики (ст. 388 нк рф):
  • Объект налогообложения (ст. 389 нк рф):
  • Арендная плата за землю
  • 44. Оценка земельных участков: виды, порядок, юридического значение. Правовые основы оценки земель
  • 45. Государственный кадастровый учет земельных участков.
  • 46. Государственная регистрация прав на земельные участки. Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы.
  • Правовая основа государственной регистрации прав на землю:
  • Основания для государственной регистрации прав на земельный участок (ст. 16 фз):
  • Порядок государственной регистрации прав на земельный участок:
  • В государственной регистрации прав может быть отказано:
  • Виды документов
  • Юридическая сила
  • Утрата документов
  • 47. Государственный земельный надзор. Органы государственного земельного надзора, их полномочия.
  • Глава XII зк рф устанавливает следующие виды надзора и контроля за использованием и охраной земель:
  • Государственный земельный надзор (ст. 71 зк рф)
  • Муниципальный земельный контроль (ст. 72 зк рф)
  • Общественный земельный контроль (ст. 72.1 зк рф)
  • 48. Виды и содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
  • 49. Правовой режим земель: понятие, способы установления Понятие правового режима земель
  • Виды правового режима земель:
  • Элементы правового режима земель:
  • Единство и дифференциация правового режима земель
  • 50. Деление земель на категории: содержание, юридическое значение. Категории земель
  • 51. Зонирование как способ установления правового режима земель и земельных участков. Разрешенное использование земельных участков.
  • 52. Правовой режим земельного участка: понятие, содержание
  • Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения:
  • Порядок предоставления и изъятия земель сельскохозяйственного назначения
  • Особенности изъятия земель сельскохозяйственного назначения
  • 54. Правовой режим сельскохозяйственных угодий
  • 55. Правовой режим земель населённых пунктов
  • 57. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий и объектов
  • 58. Правовой режим земель лесного фонда
  • 59. Общая характеристика правового режима земель водного фонда Понятие и общая характеристика земель водного фонда
  • 60. Правовой режим земель запаса. Соотношение земель с фондом перераспределения земель
  • 47. Государственный земельный надзор. Органы государственного земельного надзора, их полномочия.

    Глава XII зк рф устанавливает следующие виды надзора и контроля за использованием и охраной земель:

        государственный земельный надзор;

        муниципальный земельный контроль;

        общественный земельный контроль.

    Государственный земельный надзор

    Государственный земельный надзор (ст. 71 зк рф)

    Государственный земельный надзор - это деятельность уполномоченных федеральных органовисполнительной власти , направленная на:

        предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями игражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и

        систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

    См. также Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре".

    Органами, осуществляющими государственный земельный надзор, являются:

      1. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы (см. Положение );

        Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (см.Положение );

        Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы (см. Административный регламент ).

    Муниципальный земельный контроль (ст. 72 зк рф)

    Муниципальный земельный контроль - деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства РФ и субъекта РФ, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность.

    Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    О порядке взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, см. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1515 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль".

    Общественный земельный контроль (ст. 72.1 зк рф)

    Общественный земельный контроль - деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных настоящим Кодексом и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений.

    Общественный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с 71 статьей Земельного кодекса РФ и положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г. № 689 установлен порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.

    Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

    Положение разграничивает компетенцию следующим образом:

    Контроль за земельными участками как объектами гражданских прав - исключительная сфера деятельности Росреестра;

    Контроль за землей как природным объектом (по сути, экологический контроль) закреплен за Росприроднадзором и Россельхознадзором.

    Государственный земельный контроль проводят в форме проверок в соответствии с планами, утвержденными в установленном порядке, на основании предписания руководителя органа, осуществляющего государственный земельный контроль.

    Основой проведения контроля является деятельность инспектор­ских служб соответствующих органов. Инспекторы госземконтроля и иные должностные лица, осуществляющие контроль, наделены доста­точно широкими полномочиями в сфере своей деятельности.

    Упомянутым выше Положением о госземконтроле приведен ис­черпывающий перечень прав и обязанностей инспекторов разных ран­гов. Установлены правовые формы осуществления госземконтроля и порядок его информационного обеспечения.

    Помимо государственного земельного контроля законодательст­вом предусмотрены и иные его формы, такие как муниципальный, об­щественный и производственный.

    Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

    а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

    б) порядка переуступки права пользования землей;

    в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

    г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

    д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;

    е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

    ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

    Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

    а) выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

    б) выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

    в) выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;

    г) режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

    д) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

    Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением:

    а) выполнения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

    б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

    в) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

    Государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право:

    а) запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимые для осуществления государственного земельного контроля сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

    б) посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного контроля;

    в) давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий;

    г) составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответствен мости;

    д) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства;

    е) носить форменную одежду.

    Должностные лица, осуществляющиеe государственный земельный контроль, имеют бланки документов с Государственное гербом Российской Федерации и наименованием соответствующего специально уполномоченного органа, необходимых для осуществления государственного земельного контроль и служебные удостоверения, формы которых устанавливаются соответствующими специально уполномоченными органами.

    Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

    Внеплановые проверки проводятся:

    для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства;

    в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

    Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

    Должностные лица Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, и ее территориальных органов, осуществляющие государственный земельный контроль, одновременно по должности являются:

    а) руководительФедеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии,- главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель;

    б) заместитель руководителяФедеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, и руководитель структурного подразделения Росреестра, к сфере ведения которого отнесено осуществление государственного земельного контроля, заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по использованию и охране земель;

    в) специалисты структурного подразделения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографиик сфере ведения которого отнесено осуществление государственного земельного контроля, - государственными инспекторами Российской Федерации по использованию и охране земель;

    г) руководители территориальных органов Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии- главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель;

    д) заместители руководителей территориальных органов и руководители структурных подразделений территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, - заместителями главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель;

    е) специалисты структурных подразделений территориальных органов Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, -государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель;

    ж) руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, - главными государственными инспекторами городов и районов по использованию и охране земель;

    Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, являющиеся государственными инспекторами, осуществляющими государственный геологический контроль, контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, осуществляют государственный земельный контроль в соответствии с установленными пунктом 4 настоящего Положения полномочиями.

    Должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, контроль в области мелиорации земель и защиты растений, осуществляют государственный земельный контроль в соответствии с установленными пунктом 5 настоящего Положения полномочиями

    Статья 71 . Государственный земельный надзор

    1. Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

    2. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).

    3. Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

    4. При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

    5. Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право:

    1) осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;

    2) запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

    3) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора;

    4) осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;

    5) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

    6) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;

    7) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;

    8) привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;

    9) направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства;

    10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.

    6. Должностным лицам, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора, выдаются служебные удостоверения.

    7. По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    8. Форма предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    9. В случае неустранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, в срок не позднее чем тридцать дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов:

    1) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

    2) орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и об их продаже с публичных торгов, в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.

    10. В случае получения органом государственной власти или органом местного самоуправления предложения органа государственного земельного надзора о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства данные органы в течение тридцати дней со дня получения такого предложения должны рассмотреть его и принять меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, способствующих совершению, а также проинформировать в этот срок орган государственного земельного надзора, направивший такое предложение, о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

    Информация об изменениях:

    Статья 71 дополнена пунктом 10.1 с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

    10.1. В случае, если по результатам проведенной проверки должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора, выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, указанное лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма

    1. должностные лица и органы Росреестра осуществляют государственный земельный контроль в отношении всех категорий земель и, в частности, осуществляют контроль за соблюдением порядка переуступки права пользования земельными участками, выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без документов, разрешающих определённую хозяйственную деятельность на данном участке; выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков, о соблюдении порядка предоставления сведений о состоянии земель, за соблюдением исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных правоотношений; направление по выполнению требований земельного законодательства по использованию земель по целевому назначению и выполнению обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

    2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в частности осуществляет контроль:

    1) за выполнением обязанности по рекультивации земель;

    2) по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

    3) за соблюдением выполнения требований законодательства о недопущении использования участков лесного фонда для определенных целей без специальных разрешений;

    4) за соблюдением режима использования земельных участков и лесов, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

    3. Федеральная служба по ветеринарному, фитосанитарному контролю осуществляет контроль на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населённых пунктов в частности:

    1) за соблюдением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

    2) за соблюдением требований по самовольному занятию, перемещению и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления;

    Конечным результатом этой функции является:

    1. выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства;

    2. исполнение нарушителями земельного законодательства соответствующих предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;

    3. привлечение виновных лиц к административной ответственности.

    Формой земельного контроля являются проверки, которые бывают 2х видов: плановые и внеплановые проверки.

    Юридическими фактами для проведения проверок являются:

    1. планы проведения проверок (утверждаются руководителями территориальных органов Росреестра ежеквартально, не позднее чем за 15 дней до планируемого периода);

    • в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановые проверки по каждому земельному участку проводятся не чаще, чем 1 раз в 2 года;
    • в отношении субъекта малого предпринимательства плановая проверка проводится не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

    2. жалобы и обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц о том, что есть нарушение земельного законодательства;

    3. сообщение в СМИ о нарушениях земельного законодательства;

    4. акты судебных органов.

    Сроки проведения проверки устанавливаются распоряжением о проведении проверки. Срок не должен превышать 1 месяц. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, срок может быть продлён до 1 месяца.

    При осуществлении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны соблюдаться требования ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, надзора и муниципального контроля”.

    Постановлением Правительства от 27.01.2009 г. земельный контроль был отнесён к одному из видов государственного экологического контроля.

    Муниципальный земельный контроль . Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и распространяется на территорию муниципального образования. Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

    Общественный земельный контроль . Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления (ТОС), иными общественными организациями за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами власти, органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы, предусмотренные Земельным Кодексом, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

    Производственный земельный контроль . Осуществляется собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами в ходе осуществления хозяйственной деятельности на конкретном земельном участке.

    Лица, использующие земельный участок обязаны по письменному запросу Росреестра (но не чаще 1 раза в год) предоставлять сведения об организации производственного земельного контроля. Руководители территориальных органов Росреестра разрабатывают и утверждают годовые планы получения сведений о производственном земельном контроле.

    Ещё одно мероприятие в рамках планирования – инвентаризация Инвентаризация является одним из видов землеустроительных мероприятий. Инвентаризация от лат. означает “опись”. Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых, используемых не по целевому назначению земельных участков или выявления иных характеристик земельных участков.

    Впервые об инвентаризации земель был принят Указ Президента в 1993 г.

    Процедура (порядок) инвентаризации . Для инвентаризации земель создаётся специальная комиссия, в состав которой включаются представители Росреестра, природоохранных органов, архитектурно-градостроительных и санитарно-эпидемиологических органов, органов сельского лесного хозяйства, представители органов местного самоуправления, собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

    Состав комиссии утверждается Главой местной администрации. Комиссии в ходе своих работ устанавливается качественное состояние земель и причины, приведшие к ухудшению состоянию земли. На основании этих работ комиссией разрабатываются предложения по дальнейшему использованию земельных участков.

    В результате инвентаризации на каждый земельный участок устанавливается самостоятельное дело по инвентаризации, куда включаются обосновывающие расчеты, графические материалы и акт о проведении инвентаризации земель. Он должен быть подписан всеми членами комиссии.

    Обобщенный результат инвентаризации с предложениями по использованию земельных участков направляется Главе местной администрации и органу исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает результаты инвентаризации и принимает решение по дальнейшему использованию.

    Субъекты РФ могут устанавливать свой порядок проведения инвентаризации земель.

    Под государственным земельным надзором следует понимать комплекс мер со стороны уполномоченных государством органов, которые нацелены на то, чтобы предупредить, выявить, а также пресечь нарушение норм действующего земельного законодательства.

    Государственный земельный надзор, его суть

    Государственный земельный надзор на законодательном уровне возлагается на федеральные исполнительные органы власти. В частности, на управление Росреестра, представители которого обязаны своевременно проводить процедуры по проверке правомерности действий участников земельных отношений.

    В рамках государственного надзора за исполнением земельного законодательства могут быть проведены как отдельные процедуры, так и целый комплекс, что позволяет наиболее полно рассмотреть ситуацию, ее правомерность и законность.

    Кроме того, на основании вынесенного решения или предписания в дальнейшем определяется и осуществляется ответственность за нарушения в сфере земельного права.

    Надзорные органы и поднадзорные лица

    Государственный земельный надзор исполняется несколькими организациями:

    • управлением Росреестра;
    • Федеральной службой в сфере фитосанитарного и ветеринарного надзора;
    • Федеральной службой, ответственной за природопользование.

    Кроме того, исполнять функции могут их представители в конкретной местности (территориальные органы). На каждую из организаций, представляющих федеральную исполнительную власть, возложены определенные полномочия.

    Применяется же государственный земельный контроль к таким участникам отношений в рамках земельного права, как:

    • представители органов государственной власти;
    • частные физические лица;
    • представители местных органов самоуправления;
    • руководители и представители любых юридических лиц;
    • индивидуальные предприниматели.

    Каждый из участников земельных отношений имеет право обратиться в компетентные органы в том случае, если речь идет о нарушении их прав. А те, в свою очередь, обязаны провести все соответствующие процедуры для установления факта нарушения.

    Методы для осуществления надзора. Объекты, подлежащие проверке при осуществлении государственного земельного надзора

    Положение о государственном земельном надзоре подразумевает такие методы и процедуры для осуществления этого надзора, как:

    • плановые проверки;
    • внеплановые проверки;
    • наблюдение на систематической основе за правомерностью действий всех сторон-участников земельных отношений;
    • анализ за исполнением норм земельного права;
    • различные меры, установленные законодательством, для предотвращения земельных нарушений с любой стороны участников отношений.

    Плановые проверки обсуждаются и устанавливаются заранее, носят публичный характер. Ответственное ведомство размещает на официальном сайте информацию, с которой может ознакомиться любой желающий.

    Внеплановые проверки могут быть проведены не только на основании заявлений и ходатайств пострадавших лиц, чьи права были ущемлены, но и на основе волеизъявления представителя ответственной организации. Предупреждать о такой проверке, в рамках земельного права, никто никого не обязан.

    По результатам проверки при неудовлетворенности результатом тот, в отношении кого эта проверка была проведена, имеет право обратить в суд для обжалования. О своем решении надзорные органы уведомляют не только поднадзорные лица, но и выкладывают результаты проведенных проверок на официальном сайте, где они доступны для ознакомления всем желающим, чтобы любой мог с ним ознакомиться и оспорить при необходимости.

    Положение о государственном земельном надзоре предусматривает, что предметом надзора является выполнение надзора, проверка действий участников земельных правоотношений на соответствие нормам действующего законодательства. Независимо от того, кто является сторонами этих самых отношений: государственная власти, муниципалитет или граждане.

    Объектами надзора со стороны государственных уполномоченных органов являются все участки земли, а также отношения, которые возникают в связи с их использованием, эксплуатацией, реализацией, то есть надзорные органы имеют полное право провести плановую или внеплановую проверку на любом из земельных участков, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

    Управление Росреестра и полномочия его сотрудников

    Осуществление государственного земельного контроля со стороны сотрудников Росреестра заключается:

    • в надзоре земельных участков (в том числе того, кто их занимает и использует, проверяют, имеются ли на это основания);
    • в требовании с юридических лиц, которые используют землю на правах бессрочного пользования, оформления ее в собственность или заключения договора аренды;
    • в требовании, чтобы землепользователь привел участок в соответствие с его первоначальной целевой принадлежностью;
    • в том, чтобы требовать и следить за исполнением по сохранению межи земельного участка, его установленных в законном порядке границ;
    • в том, чтобы требовать и следить за использованием земли по ее прямому назначению (если она предназначена для сельскохозяйственных нужд, то именно для них; если для промышленных, то для производства и т.п.).

    В управлении Росреестра или его территориальном представительстве назначаются уполномоченные лица, которые ответственны за исполнение земельного государственного надзора и контроля. И именно на них возлагаются все полномочия по осуществлению надзора государства за земельными территориями.

    В случаях если должностное и ответственное лицо бездействует, не реагируя на заявления и обращения участников земельным правоотношений, чьи права были нарушены, на него вправе подать жалобу руководителю управления Росреестра или исковое заявление в суд.

    Служба по надзору природользования

    Государственный земельный контроль может быть осуществлен Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. На данный орган возлагаются такие полномочия, как:

    • выписывание предписаний в рамках полномочий по защите исполнения земельного права;
    • разрабатывать месторождения полезных ископаемых и охранять их от несанкционированного использования;
    • требовать от землепользователей, независимо от того, кто ими является, улучшения качества почвы, а также осуществлять контроль за сохранением плодородного слоя.

    Расширенный перечень полномочий представлен в Положении о государственном земельном контроле, в пункте 5. Также как и в управлении Росреестра, в службе по надзору в сфере природопользования назначаются ответственные за исполнение лица, которые наделяются всеми полномочиями по соблюдению требований земельного законодательства.

    При неправильном или некорректном использовании земельного участка уполномоченные вправе не только вынести предписание, подлежащее исполнению, но и обратиться в судебные органы для призвания к ответственности виновных, нарушающих нормы земельного права.

    Фитосанитарный и ветеринарный надзор

    Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору тоже наделена широким спектром полномочий. В частности, представители и ответственные лица могут выполнять следующие действия:

    • требовать сохранения, улучшения и корректного использования плодородных почв, в том числе и неиспользования вредных и опасных веществ для их окультуривания;
    • требовать нормальной и установленной законом мелиорации земель, поскольку при неправильном подходе это негативно сказывается на почве;
    • требовать и следить за исполнением того, чтобы плодородные участки земли не были уничтожены, перенесены или сняты.

    Ежегодно Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору публикует на официальном сайте план проверок. И, согласно последним данным, чаще всего проверкам подвергаются юридические лица, ИП и муниципальные органы власти, которые осуществляют на земельных участках сельскохозяйственную деятельность, в ходе которой и может быть нарушено земельное законодательство.

    Одной из особенностей службы является защита не только земельного законодательства, но и природоохранного, в частности, охрана животных.

    Так, если использование земельного участка угрожает естественности существующей на нем экосистемы, уполномоченные лица могут ходатайствовать о пересмотре целевой принадлежности участка или о том, чтобы виновное лицо понесло соответствующее наказание, вплоть до уголовной ответственности с отбыванием реального срока в местах лишения свободы.

    Решения государственного земельного надзора, результаты его деятельности

    Результаты деятельности уполномоченных органов носят открытый и публичный характер, кроме тех случаев, когда проверки проводились в отношении частной собственности или земель, использование которых носит характер государственной тайны, в частности, военно-полевых объектов.

    О результатах своих проверок уполномоченные представители докладывают землепользователям, в отношении которых проводился контроль, путем составления соответствующего акта в письменной форме. При обнаружении нарушений виновному лицу, независимо от его статуса, выписывается предписание и срок его исполнения.

    Государственный орган власти или муниципальный, юридическое лицо или ИП, любой гражданин должны и обязаны выполнить требование по устранению своих нарушений. Если срок прошел, а изменения не были внесены, нарушения не устранены, то уполномоченный орган может привлечь его к административной ответственности. На разбирательство дается ровно тридцать календарных дней.

    За некоторые земельные нарушения предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Обжаловать решение и предписание любое лицо может в судебном порядке, если на то имеются веские основания.

    Вопрос-ответ

    Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

    Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

    Спросить юриста

    о наложении штрафа за нецелевое использование земельного участка

    Добрый день, прошу ответить на вопрос: возможно ли наложение штрафа за нецелевое использование земельного участка на долевого собственника исходя из кадастровой стоимости всего земельного участка, а не его доли

    Ирина 15.08.2019 19:30

    Здравствуйте! Согласно ст. 8.8 КоАП использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. При наложении штрафа необходимо учитывать долю лица.

    Газзаев Николай Валерьевич 22.08.2019 12:55

    Задать дополнительный вопрос

    Смирнов Юрий Константинович 23.08.2019 14:33

    Задать дополнительный вопрос

    регистрация права

    За одним и тем же регистрационным номером зарегистрированы права прекращения права собственности в одном земельном участке, а в другом зарегистрированы права собственности за тем же номером и датой. Как может такое быть. Пример н/р 26-26-32/004/2013-040 от 13.12.13 года. Заранее благодарю.

    Оксана 04.07.2019 19:32

    05.07.2019 12:41

    Задать дополнительный вопрос

    Согласна с коллегой.

    Федорова Любовь Петровна 06.07.2019 08:20

    Задать дополнительный вопрос

    Использование соседних участков в СНТ не по назначению

    Два соседних участка были выделены СНТ для ведения садоводства и огородничества. Но хозяева в течении 30 лет ничего на участках не делали. Участки заросли лесом. Лес стоит плотной стеной. Подсад выше человеческого роста. Высокие деревья мешают приему цифровому тв(сидим без телевидения). Написал заявление в городскую администрацию; инспектора провели проверку(которую затянули с сентября 2018 по май 2019). Короче-нарушений не нашли все по закону. Затенение нашего участка: нависающие ветки сосны над нашим участком; не возможность смотреть тв..все по закону? Почему "Земельный кодекс" защищает бездельников?

    Сергей 26.06.2019 15:49

    Согласно ст. 8.8 КоАП РФ, Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению:

    ч. 1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

    ч. 4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

    Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

    Сайботалов Вадим Владимирович 26.06.2019 18:21

    Задать дополнительный вопрос

    Согласна с коллегой.

    Скорее всего при импорте ошибочно выбран каталог не с тем названием.

    Согласно статье 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в межевой план обязательно должны входить следующие сведения:

    • Какой земельный участок или его часть является предметом заявления, какая геодезическая основа использовалась при подготовке межевого плана.
    • В случаях, когда требуется согласование местоположения границ земельного участка с владельцами смежных участков, — сведения о проведении согласования.
    • Координаты характерных точек границ участка.

    Межевой план должен быть составлен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП) составителя — кадастрового инженера. Также его создают на бумажном носителе и заверяют подписью и печатью составителя. В соответствии с Законом № 218-ФЗ, детали составления межевого плана определяются приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (в редакции приказа Минэкономразвития России от 23 ноября 2016 года № 742) .

    • Текстовая часть межевого плана представляет собойтаблицу , в которую вносятся общие сведения о проведенных кадастровых работах, исходные данные об участках, результаты выполненных измерений и расчетов, данные об образуемых и/или измененных земельных участках и/или их частях, заключение кадастрового инженера, акты согласования границ земельных участков.
    • Графическая часть межевого плана включает в себясхемы геодезических построений и расположения земельных участков,чертеж земельных участков и их частей,абрисы характерных точек границ.

    Сайботалов Вадим Владимирович 21.06.2019 11:13

    Задать дополнительный вопрос

    Закон РФ № 4979-I от 14.05.93.

    Малов Дмитрий Владимирович 01.10.2018 13:37

    Задать дополнительный вопрос

    Да, верно, согласна с коллегой

    Государственный земельный надзор по своей сути является деятельностью специальных органов государства, направленной на выявление и пресечение неправомерных действий органов власти, граждан и организаций, других юридических образований, а также лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью в сфере . Закон позволяет данным уполномоченным структурам организовывать и осуществлять проверки и другие мероприятия, направленные на устранение последствий нарушения Земельного Кодекса или на их прекращение.

    В полномочия исполнительных структур входит анализ, наблюдение, прогнозирование и координирование действий государственных и частных субъектов и граждан РФ в сфере четкого соблюдения норм и правил земельного законодательства.

    Государственный земельный надзор осуществляется органами исполнительной власти, которым Правительство предоставляет соответствующие полномочия:

    1. Организацией, осуществляющей государственную регистрацию, кадастр и картографию (Росреестр).
    2. Службой, осуществляющей инспекцию в сфере ветеринарии и фитосанитарии (Россельхознадзор).
    3. Инспекцией в сфере природопользования (Росприроднадзор).
    4. Органами вышеуказанных служб территориального значения.

    При выявлении каких-либо нарушений или несоответствий нормативным документам, данные структуры дают возможность виновникам исправить ситуацию и привести все в должное состояние. Если это требование игнорируется, назначается административная и другие виды .

    Все основные понятия и нормы, касающиеся надзора в сфере обращения с земельными участками регулируются .

    Предмет проверок государственной инспекции в области земельных отношений

    Проведение инспекций регулирует положение о государственном земельном надзоре . В нем проведена детализация предмета проверок и его разбивка по службам.

    Уполномоченные структуры осуществляют наблюдение за выполнением требований в следующих сферах:

    • самовольное занятие земли или ее неправомерное использование;
    • либо , внесение изменений в права пользования участками;
    • эксплуатация земель, находящихся в территориальной или государственной собственности;
    • уход за участками и осуществление действий, необходимых для поддержания их состояния или улучшения характеристик земли;
    • сохранение плодородного слоя земли, препятствие его незаконному перемещению;
    • проведение охранных мероприятий в сфере защиты от воздействия стихий – воды и ветра;
    • эксплуатации наделов в специальных зонах: лесах и прилегающих к водоемам территориях;
    • правильное обращение с ядовитыми веществами и удобрениями химического и любого другого происхождения;
    • выполнение требований законодательства о наделах и соблюдение всех установленных правил в сфере земельных отношений.

    Права должностных лиц структур, осуществляющих государственную земельную инспекцию

    Органы, осуществляющие государственный земельный надзор , обладают соответствующими правами, которые установлены 71 статьей ЗК :

    1. Проводить проверки как плановые, так и незапланированные.
    2. Направлять в государственные или муниципальные органы, частные предприятия, физическим лицам и предпринимателям письменные требования о предоставлении необходимых для проведения инспекции документов.
    3. Посещать соответствующие земельные участки, не встречая препятствий со стороны проверяемых субъектов. При этом инспектор должен иметь при себе удостоверение и официальный документ, подтверждающий назначение проверки.
    4. Оформлять акты об и проводить его.
    5. Привлекать органы внутренних дел к осуществлению наказания нарушителей законодательства о наделах.
    6. Результаты инспекции оформлять в виде предписания, контролировать исполнение всех рекомендаций.
    7. При возникновении проблем или спорных моментов привлекать к инспектированию экспертов или соответствующие организации.
    8. Направлять в органы самоуправления предложения о приведении ими нормативных документов в соответствие с законодательством.

    Результаты проверки

    Существуют типовые формы и виды бланков, используемых при выполнении проверки. А порядок проведения инспекции предполагает соответствующее оформление ее результатов. Итогом мероприятия становится акт проверки . Если нарушений не выявлено, он остается единственным документом. В обратном случае – при обнаружении неправомерных действий, в дополнение к акту создается предписание. В нем описываются все нарушения и указываются сроки их устранения или ликвидации последствий халатного отношения к наделу.

    Предписание составляется на бланке установленной формы. Документ состоит из трех основных частей :

    1. Вводной, которая информирует о дате, месте составления, должностном лице, виновнике нарушения, основании – акте проверки.
    2. Описательной, содержащей перечень нарушений и нормативных документов.
    3. Заключительной, являющейся перечислением требований документа, четко установленных сроков, отведенных на устранение нарушений и возможности оспаривания решения проверяющего органа.

    В течение пятнадцати дней с момента проверки, ответственные органы власти направляют документы о результатах инспекции проверяемым субъектам. В случае составления предписания, ответчик должен выполнить его требования в сроки, указанные в документе и письменно уведомить проверяющие структуры.

    В органы самоуправления направляются предложения о приведении нормативных актов о земельных отношениях в соответствие с требованиями законодательства. Если данные документы не принимаются в течение месяца , инспекция по окончании 15 дней сообщает о выявленных несоответствиях в прокуратуру.

    Последствия игнорирования предписания

    Предписание – официальный правовой документ, выполнение требований которого обязательно. Если данная норма не соблюдается, то нарушитель привлекается к административной ответственности.

    В тридцатидневный срок после привлечения виновного к административной ответственности, уполномоченный орган, проводивший инспекцию, сообщает о факте игнорирования предписания и предоставляет установленный законодательством пакет документов следующим органам:

    1. Исполнительный орган власти или орган самоуправления на местах – в случае нарушений, относящихся к наделам, которыми владеет государство или муниципалитет.
    2. Орган власти, уполномоченный на обращение в суд для принятия решения о принудительном изъятии участка у владельца из-за неправильного использования с последующей продажей его.

    Заключение

    Отношения, касающиеся использования земельных участков, требуют постоянного контроля со стороны государства. С целью пресечения неправомерных действий в данной сфере создан государственный земельный надзор. Он заключается в следующем:

    1. Выявление нарушений.
    2. Недопущение повторения неправомерных действий.
    3. Контроль сохранности земель и их состояния.
    4. Наказание виновных.

    Наиболее популярные вопросы и ответы на них по государственному земельному надзору

    Вопрос:

    Здравствуйте. Мне пришло уведомление о проведении плановой инспекции участка, который находится в моей собственности. В случае выявления каких-либо нарушений будет ли назначен штраф? Марат.

    Ответ:

    Добрый день, Марат. В соответствии с ЗК РФ, а именно с его 71 статьей , и положением о проверках, результат инспектирования оформляется нормативным документом – актом. В случае выявления нарушений законодательства в сфере земельных отношений, будет составлено предписание. В нем раскрывается суть неправомерных действий или бездействия, их перечень и сроки ликвидации последствий или устранения нарушений. Если предписание игнорируется, ответственный орган имеет право привлечь к административной ответственности с наложением штрафа.