Я гражданин своей страны

Гражданская деятельность является лучшей и единственной школой свободных граждан.
Пол Карл Фейерабенд (американо-австрийский философ)

Кто же такой гражданин своей страны. Я долго думала над данным вопросом, размышляла… А гражданин ли своей страны я? Являясь педагогом, смогу ли я воспитать граждан своей страны? Чем больше я размышляю над этой проблемой, тем больше вопросов у меня возникает.

Сегодня человечество вступило в информационную цивилизацию. Перед всеми государствами в области образования, в полном объеме встала задача формирования гражданского общества и воспитание личности как гражданина.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника начальной школы должны быть сформированы основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Нет универсального рецепта как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Как же обучить учеников стать гражданином своей страны? Этот вопрос для меня остается серьезным и сложным.

По этому вопросу я бы хотела обратиться к специалисту. Обратимся к человеку, который вопросу воспитания личности посвятил всю жизнь. Это Шалва Александрович Амонашвили. Шалва Александрович говорит, что «лучшие учителя для учителя - это его ученики. От них можно многому научиться, если воспринимать их, как своих учителей». Долгое время в человеке ценились послушание, повторение, подражание. Ученики задавали учителям вопросы и учителя отвечали им. Учитель всегда должен был демонстрировать уверенность, спокойствие и решительность во всех делах, и если он не мог ответить на вопрос ученика, это был плохой учитель.

Но вопрос остается тем же, кто же такой гражданин своей страны?Что значит быть гражданином своей станы? Быть гражданином своей страны - значит быть всегда на ее стороне? Даже если куда-то уезжаешь, то она должна оставаться в сердце навсегда? Быть гражданином своей страны - отдать свою жизнь ради нее, соблюдать все её законы, выбирать нового президента для нее и участвовать в других выборах для этой страны?

Недавно, я пересматривала фильм…совсем обычный фильм, который известен вам всем «Ирония судьбы или с легким паром…» Мне надолго заполнилась фраза учительницы о своей педагогической деятельности «Я учу их думать, хоть самую малость, иметь обо всем свое собственное суждение». А ведь гражданин, личность он должен думать, он действительно должен иметь свое собственное суждение. Как гражданин своей страны он имеет права на собственное мнение. В первую очередь гражданин - это патриот. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?

Мы граждане. Гражданственность заключается в заботе о судьбах Отечества, в патриотизме, в служении идеалам. Гражданские чувства — чувства гуманизма. Гражданские чувства порождают духовные потребности, подталкивают к деятельности, определяют поведение человека.
Иногда именно гражданские чувства помогают преодолеть страх, поднимают личность на подвиг, на самопожертвование. Константин Рылеев создал в своем стихотворении гражданина честного, смелого, яркого.

«Одинокий человеческий голос, измученный любовью и вознесённый над гибельной землёю, — говорит Федерико Гарсия Лорка, - должен высвободиться из гармонии мира и хора природы ради своей одинокой ноты». Этот голос Рылеева мы слышим в стихотворении «Гражданин», слышим и понимаем: каждая эпоха наполняет понятия «патриот», «гражданин» конкретно-историческим содержанием, но именно патриотизм и отличает настоящего гражданина от обывателя.

Получается, что недостаточно дать человеку образование, недаром современные нормативно-правовые документы отдают приоритет воспитанию личности, гражданина. Современная историческая эпоха требует, чтобы школа стала личностно-ориентированной, развивающей, воспитывающей. А чтобы стать таковой необходимо проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, понять и принять его.

Главное в моем деле - дети как личности, с собственным видением мира, со своими интересами, возможностями, чувствами.

Главная > Сочинение

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12.

Сочинение

«Я гражданин страны своей»

Выполнил: Филатов Максим,

лидер детского объединения

«Синяя птица»

Арзамас, 2011

Откуда начинается Россия?..

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чем ее звезда! Она прекрасна,

Она горит и светит в темноте

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней, Россия

Не с гор берет начало, а с тебя.

Я гражданин России… Что значит для меня эта фраза? Многое.. Когда ее произношу, то чувствую гордость за ее великие дела. Я вспоминаю Александра Невского, великого защитника Руси, который сумел противостоять шведскому войску и устроил Ледовое побоище для незваных гостей. Этого мудрого политика, который разумно выстроил взаимоотношения с предводителями татаро-монгольского ига. Не случайно именно этот полководец избран национальным героем современной России как яркий пример преданного служения Отечеству. Я вспоминаю Дмитрия Донского, одержавшего моральную и воинскую победу над врагом на поле Куликовом, и доказавшего русским князьям, что в единстве сила Руси. Я горжусь тем, что Иван Грозный, по преданию основатель моего родного Арзамаса, расширил границы нашего государства, присоединив к России Крымское, Казанское и Сибирское царства. И еще я вспоминаю Петра I, сделавшего нашу страну великой державой, открыв для россиян западный мир, который оказал огромное влияние на развитие культуры, науки, техники. Я горжусь подвигом советского народа, который уничтожил фашистскую нечисть и спас мир от коричневой чумы. Я чувствую причастность к этому подвигу, потому что мой прадед воевал на Западном фронте, защищая Дорогу жизни, эту тоненькую ниточку, по которой измученным блокадой ленинградцам доставляли ценное продовольствие. До сих пор в нашем семейном фотоальбоме хранятся полуистлевшие военные фотографии, на которых изображен веселый паренек в строгой артиллерийской форме. По словам моих родственников, мой прадед был честным, порядочным человеком, он прошел всю войну, а потом трудился на заводе в городе Горьком. И каждый раз, когда в моей жизни возникает сложная ситуация, я мысленно обращаюсь к своему прадеду: а как бы он поступил в этом случае, ведь его жизнь была во стократ сложней, а он выстоял, выстрадал, все перенес. Когда произносится фраза «Я гражданин России», я чувствую боль за страдания матерей и жен, потерявших своих сыновей и мужей в страшные годы войн, которыми, к сожалению, так богата история моего Отечества. Я проникаюсь отчаянием тех людей, на глазах которых разрушалась великая держава Советский Союз, некогда единое многонациональное уникальное государство. Меня охватывает чувство негодования, когда я слышу о фактах коррупции во властных структурах, о фактах «разбазаривания» природных богатств моей Родины. Когда произносится фраза «Я гражданин России», мое сердце наполняется щемящим чувством нежности к ее природной красоте. Я вижу яркие зеленые луга с разбросанными по ним ромашковыми и васильковыми россыпями, гордые горные вершины Кавказа, прозрачные воды Байкала, уникальную долину гейзеров на Камчатке. Россия для меня - это ее многогранная культура: светлые стихи С.Есенина, мужественные ноты симфоний Шостаковича, философские размышления Л.Толстого, надрывное пение Высоцкого и Цоя, лихой перепляс ансамбля Моисеева. Это ее научные достижения: радио Попова и паровоз Черепанова, таблица элементов Менделеева, автомат Калашникова и первые космические корабли Циолковского. Да, Россия для меня - это ее великая история, культура, наука, ее несметные природные богатства. И я причастен ко всему, что связано с моей Родиной, и несу ответственность перед ее славными сыновьями, перед моими дедом и прадедом. Я хочу и смогу направить свои силы, энергию, знания на то, чтобы моя Родина была всегда сильным, мощным государством, чтобы в ней была экономическая стабильность, чтобы все граждане чувствовали себя социально защищенными и с уверенностью смотрели в будущее. Я лидер детского объединения «Синяя птица». Мы с ребятами стараемся внести свой маленький посильный вклад в дело развития и процветания России. Стране нужны квалифицированные специалисты - мы стараемся хорошо учиться, нужны честные, порядочные, законопослушные граждане – мы развиваем и воспитываем в себе эти качества. А ещё мы с удовольствием помогаем ветеранам, заботимся о малышах, защищаем родную природу. Очень актуальной в наше время является проблема вредных привычек среди подростков. Следует признать этот факт - многие ребята употребляют пиво, энергетические напитки, табачные изделия. Мне кажется, что таким образом они наносят ущерб не только своему здоровью, но и здоровью будущих поколений, а это губительно для страны. Я со своими друзьями уже сделал выбор - мы за здоровый образ жизни. Нашей Родине нужно здоровое поколение. Вот я и определил для себя, что значит быть гражданином России. Все очень просто: нужно любить свою Родину, уважительно и бережно относиться к ее истории, культуре, традициям. А главное – нужно стараться быть полезным людям, моим соотечественникам.

Статья

Перечень основных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы необходимости проведения мониторинга социально-психологического благополучия обучающихся образовательных учреждений города Москвы.

  • Стратегический курс на гуманитари­зацию содержания образования в стране свое адекватное выражение находит в системе классического образования, имеющего глубокие корни в России.

    Документ

    На рынке образователь­ных услуг происходит постепенное складывание новой инфраструктуры образовательных учреждений. Все они пы­таются найти свое лицо, свою модель, отличающую эту школу от дру­гих, делающую ее привлекательной в глазах

  • Закон

    Елена Попова. Отказ от военной службы прописан в российском законе! Не пойду я в армию! Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных

  • Закон

    Издание подготовлено Всероссийской коалицией общественных объединений «За демократическую альтернативную гражданскую службу» в рамках проекта «Гражданин и армия» (Российские правозащитные организации в поддержку призывников и военнослужащих:

  • Странные ranners point. Странное чувство тоска

    Документ

    Ranners point. Странное чувство тоска. Le Français postmodernisme. Русский стиль. Институт холодных вод. Смех бессмысленный или «кукай сестро!». Простое целое und Das Zeyn.

  • Я - гражданин Республики Беларусь.

    Патриотизм не должен ослеплять нас;
    Любовь к отечеству есть действие ясного
    Рассудка, а не слепая страсть.
    Н. Карамзин.

    Получая в день своего шестнадцатилетия паспорт с гербом Республики
    Беларусь на синей обложке, юноша или девушка вспоминают слова В.В.Маяковского:
    Читайте,
    завидуйте,
    Я - гражданин…
    Присягая на верность Родине, молодой солдат с гордостью говорит: « Я,
    Гражданин Республики Беларусь, присягаю…»
    Быть гражданином Белоруссии - значит иметь гражданство нашего государства. Именно в этом гражданстве проявляются связь человека с государством, общность их интересов, патриотизм, гордость за свою Родину и высокая честь.
    Где бы ни был гражданин - на своей ли земле, далеко ли за ее пределами- - он гордится своей принадлежностью к родной стране. Нам - белорусским гражданам - присущи верность и любовь к Родине, забота о ее процветании, ответственность за ее судьбу. Вместе с тем мы всегда уверены в том, что наша жизнь, свобода, права надежно защищены родной страной. Лишение гражданства - это тяжкое наказание. Нет ничего страшнее, чем быть гражданином без родины!
    Мощь и процветание Республики - главная гарантия свободного развития личности, прав и свобод граждан, которые провозглашает Конституция.
    Знания, образование - одни из обязательных условий свободного, всестороннего развития личности. Наша Конституция закрепляет право на образование. Каждый юноша, каждая девушка получают обязательное среднее образование. В нашем государстве, безусловно, уделяется внимание уровню образования и квалификации граждан.
    Так что же все- таки значит быть гражданином? Неужели это гордое звание может принадлежать лишь тому, кто всего лишь имеет паспорт и прописку?
    Гражданин звучит так же гордо, как и человек.

    Что же значит быть гражданином?
    Это, значит, быть верным стране,
    Это значит, ее не покинуть
    Даже в самой холодной войне.
    Это, значит, быть преданным людям
    Тем, с которыми рядом живешь.
    Это значит, тебя не погубят
    Колдовские измена и ложь.
    Это значит всегда быть счастливым,
    Улыбаться ненастью, беде.
    Это значит, страну не покинуть,
    Это, значит, быть верным себе.

    Сегодня мы - всего лишь учащиеся средней школы №4, но это только сегодня. Никто не может знать наверняка, что ждет нас завтра. Завтра нашей страны туманно и призрачно, но у него есть неоспоримое достоинство - это мы, пока еще юные, но целеустремленные и знающие подростки. Но разве мы только лишь целеустремленные и знающие? Неужели на этом все? Сегодня мы смело можем сказать: « Нет!» В первую очередь мы молодые представители граждан. Мы - будущее нашей страны. И станем ли мы гражданами и людьми с большой буквы, будет зависеть не только от наших знаний и стремлений, но и от условий, которые сможет создать наше государство для своего светлого завтра. Только мы - молодые, полные новых планов и идей - можем возродить юную красу голубоглазой светловолосой девушки по имени Белоруссия. Только мы сможем заставить другие страны уважать, ценить и вздыхать по стройной самобытной Голубоглазке. И пусть это звучит смело и вызывающе, но мы дети нашей « ciнявокай прыгажунi» и с гордостью и достоинством пронесем через всю жизнь это гордое имя « Я - Гражданин Республики Беларусь».

    Помочь детям познакомиться с правами человека и увидеть их связь с повседневной жизнью.

    Помочь разобраться, как и где могут быть реализованы права ребенка в обществе.

    Оборудование: портрет Президента РК, кластеры, фломастеры.
    Эпиграф:
    Ради детей, ради степей,
    Ради родной земли своей,
    Живя в достатке, мире, братстве,
    Преумножай свои богатства!
    Н. Назарбаев

      Вступительное слово учителя.Учитель читает эпиграф к мероприятию

      (Учитель показывает на карте где расположен Казахстан.) От гор Алтая до песков Атырау и Мангыстау, от многоводного Иртыша до широкого Каспия раскинулась Великая Степь - Родина современных казахов! Пять Франций, почти вся территория Европы, легко поместятся на этой земле. Наша страна богата полезными ископаемыми. На просторах Казахстана можно встретить много видов животных и птиц. Это наша страна-Казахстан! Вы- это будущее нашей страны. Каждый из вас является ее гражданином.

    2. Мозговой штурм. Работа по группам.
    -Так кто же такой «гражданин»? Сейчас каждая из команд составит кластер. Напишите свои ассоциации к слову «гражданин». Кто это? Что он делает? Какой он- молодой, старый?

    Каждая команда составляет кластер к ассоциациям со словом «гражданин» (работа с кластером).

    Так кто же такой гражданин? Каждая из групп высказала свои мнения. Давайте познакомимся со словом ближе. Самое главное: гражданин - это человек. Мы все люди, значит, каждого из нас можно назвать гражданином.

    Гражданин - человек принадлежавший к постоянному населению данного государства, который пользуется его защитой и имеет свои права и обязанности.

    Что такое «права»? (мнения учеников).

    Права- это то, что у нас никто не может отнять. Эти права нам предоставляет государство.

    3. Продолжим работу с нашим кластером. Заполните таблицу: как вы считаете, какие права предоставляет нам государство?

    Обсуждение кластеров. Дополнение учителя.

    (показ отрывков из мультфильмов «Дюймовочка», «Емеля», и др., где нарушены права героев)

    4. -Какие права имели герои мультфильма?

    Какие права героев были нарушены, или сами герои, может быть, нарушили какие-то права?

    Первой команде сказка «Дюймовочка», второй команде « Емеля».

    5. А сейчас давайте поиграем. Я буду называть утверждения, а вы, если согласны, поднимаете красную карточку, если не согласны - синюю.

    Утверждения:

    1.Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения?
    2.Права человека должны соблюдаться всегда и везде?
    3.Права должны соблюдать только взрослые?
    4.Права - это сама жизнь
    5.Каждый человек выбирает соблюдать права или нет.
    6.Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав.

    Самое главное право- право на жизнь! Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование, на бесплатное медицинское обслуживание. Каждый человек имеет право на защиту, на личную свободу, на равенство, на свободу слова, каждый человек может избирать и быть избранным в государственные органы. И еще очень много прав имеет гражданин Казахстана. Все права человека записаны в специальной книге. Название этой книги мы пишем с заглавной буквы, в знак уважения. Книга называется « Конституция».

    7. Рефлексия упражнение «Закончи предложение …»

    Гражданин это-……..

    Почему я могу назвать себя гражданином……

    Какие права имеет гражданин Казахстана…..

    Аминат Караянова
    Занятие в старшей группе «Я гражданин своей страны»

    МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Умка»

    Воспитатель Караянова А. С.

    Занятие в старшей группе «Я гражданин своей страны »

    Образовательные задачи : Довести до сознания детей тот факт, что каждый ребенок является гражданином государства , в котором он живет. Продолжать знакомить детей с государственными символами России, понятием "Родина”, с картой России.

    Развивающие задачи : Продолжать развивать у дошкольников правовое сознание. Расширять запас слов детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы. Получение первого опыта публичных выступлений.

    Воспитательные задачи : Воспитывать у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине , к правам и обязанностям каждого человека.

    Активизация словаря : гражданин России , Родина, паспорт, свидетельство о рождении, президент, округ, губернатор.

    Ход занятия.

    1. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, читают стихотворение :

    Собрались все дети в круг,

    Я твой друг и ты мой друг.

    Дружно за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнемся.

    Молодцы ребята, садитесь на стульчики.

    2. Мы живём в стране , у которой удивительное красивое имя – какое? (Россия) . Давайте вместе повторим это слово - «Россия» !

    А мы с вами, народ, проживающий в России – как нас можно назвать? (россияне!

    А еще нас называют «гражданами » страны . Конечно же, вы слышали это слово. Объясните, кто такой «гражданин » ? Гражданин - человек , который родился и вырос в определённом государстве, который любит свою страну , свой народ, знает ее историю, обычаи, традиции, отстаивает свои права, если придётся - он встанет на её защиту ради Мира, ради счастья своих детей и своего Народа . Какой документ, удостоверяет, доказывает личность гражданина России ? (паспорт гражданина России ) . А у детей, не достигших 14 лет? (свидетельство о рождении гражданина России ) .

    3. Много чудесных стран на Земле , везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна , потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина. (Родное место. Где ты живешь. Где твой дом) . Родина - значит родная, как мать и отец. Родина-место, где мы родились, страна , в которой мы живём, где живут наши близкие, друзья, где жили наши прабабушки и прадедушки. Родина у каждого человека одна.

    Есть в народе пословица : Человек без Родины, что соловей без песни. Повторите вместе со мной. Коля, повтори пословицу. Лида, повтори пословицу. Молодцы!

    Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, желанию защищать её от врагов. Велика наша страна - Россия ! Далеко раскинулась она с запада на восток, с севера на юг (показ на карте) . А какие у вас любимые, родные места? (Ответы детей.)

    4. Послушайте стихотворение о Родине : Яна Гранкина "Что мы Родиной зовём?"

    Что мы Родиной зовём?

    Дом, где мы с тобой живём,

    И берёзки, вдоль которых,

    Рядом с мамой мы идём.

    Что мы Родиной зовём?

    Поле с тонким колоском,

    Наши праздники и песни,

    Тёплый вечер за окном.

    Что мы Родиной зовём?

    Всё, что в сердце бережём,

    И под небом синим-синим

    Флаг России над Кремлём.

    5. Наша Родина - это великая страна Россия . Россия - сама большая страна в мире ! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки : Волга, Обь, Енисей и многие другие несут свои воды в моря и океаны. В России - много городов, сёл и деревень. Вот некоторые города России : Москва, Санкт- Петербург, Тверь, Нижний Новгород и другие. (Показ на карте.)

    Какие ещё вы знаете города? Какой город является столицей России? (Москва.)

    Рядом с каким городом мы живем? (Показ на карте) . Как называется округ, в котором мы живем? Знаете ли вы столицу ХМАО-Югры? Наш округ входит в состав России.

    Кто является президентом России? (Владимир Владимирович Путин) .

    Кто является губернатором ХМАО-Югры? (Наталья Владимировна Комарова)

    У каждой страны есть свои государственные символы. Какие? (Это флаг, герб и гимн.)

    6. Хоровод под песню «У моей России длинные косички»

    7. Доклад «Флаг России» , стихотворение «Наш флаг» подготовил Коля Гавринев.

    Флаг символизирует нашу Родину. Он развивается над зданием правительства, его вывешивают во время праздников и соревнований, поднимают во время побед.

    Каждая полоса имеет свое значение . В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения :

    БЕЛЫЙ –благородство;

    СИНИЙ – честность;

    КРАСНЫЙ – смелость и великодушие.

    Такой флаг впервые дал русскому флоту Пётр I.

    "Флаг России"

    Белый цвет – березка,

    Синий – неба цвет,

    Красная полоска – солнечный рассвет!

    8. Доклад о гербе, стихотворение «Наш герб» подготовила Лидия Сенина.

    Гербы появились давно. Герб был отличительным знаком рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличать друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ был изображен на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение можно увидеть на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России , на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.

    Посмотрите на герб нашего государства. На гербе России золотой двуглавый орел, над орлом три короны. В лапах орла золотой жезл и золотой шар. На груди орла щит. На красном щите нарисован всадник на белом коне. В руках он держит копьё, которым убивает змея. Каждый элемент герба имеет своё значение :

    Двуглавый орел – символ единства России;

    Короны – союз республик, входящих в состав России;

    Жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство;

    Всадник на щите – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врага .

    "Герб России"

    У России величавой

    На гербе орел двуглавый,

    Чтоб на запад, на восток

    Он смотреть бы сразу мог

    Сильный, мудрый он и гордый,

    Он – России дух свободный.

    9. Доклад о гимне. Выступление Беслана Салыбаева.

    Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение. Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом России деятелям культуры, ученым и спортсменам вручают награды, молодые воины принимают присягу. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя. В этот момент люди поворачиваются в сторону Государственного флага, мужчины снимают головные уборы. Авторы гимна : Слова С. В. Михалкова, Музыка А. В. Александрова. Сейчас прозвучит гимн России, вспомните, как нужно слушать гимн. Прослушивание гимна стоя.

    10. -Посмотрите внимательно на карту и скажите, что обозначает зеленый цвет на карте?

    (Ответы детей.) Леса - народное богатство России. Они дают человеку чистый воздух, грибы, лекарственные растения. Леса – это родной дом для многих животных, насекомых, птиц. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это , прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. Каждый народ говорит на своем языке , имеет свою историю, культуру и традиции. В разных городах нашей страны на больших заводах и фабриках работают люди, строят огромные корабли - ледоколы, самолёты, современные автомобили. Подводные лодки и даже космические корабли.

    11. Презентация «Замечательные люди России» с показом портретов выступление Полины Т. Дети узнают портреты Петра I, Ю. А. Гагарина, П. И. Чайковского, В. В. Путина

    12. - Сейчас я попрошу вас ответить на главный вопрос занятия : Чем мы, граждане России можем гордиться? (Красотой природы. У нас большая страна . Мы первые были в космосе. Выдающимися людьми.)

    Вы правы, ребята! Наша страна очень красива : у нас бескрайние поля, леса, горы. Самые красивые реки и озера находятся в нашей стране . У нас очень красивые города и замечательные люди. Любите нашу Родину и гордитесь нашими замечательными людьми! Спасибо всем за работу!

    Расправьте плечи. Поднимите выше подбородок и с чувством гордости произнесите : «Я - гражданин России » ! Помните : именно от вас зависит завтрашний день страны , будущее нашего государства.