1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарий к статье 225

1. Ранее действовавший закон не определял правовое положение бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если ее иная принадлежность не доказана. Эта презумпция была закреплена Постановлением Пленума ВС РСФСР от 29 июня 1925 г. "О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество", в котором было установлено, что "всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности" (Сборник циркуляров и важнейших разъяснений Пленума ВС РСФСР Январь 1925 - май 1926 г. М., 1927. С. 114). Данная презумпция имела практическое и хозяйственное значение в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. и после Отечественной войны. Позднее она потеряла свое значение и на практике не применялась. Она была заменена презумпцией права собственности фактического владельца. Сейчас с введением в гражданское законодательство приобретательной давности, положения о презумпции государственной собственности полностью утрачивают силу. Они противоречат Конституции, которая установила равенство всех форм собственности.

2. По сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст. 143 ГК 1964 г.), которое предусматривало административно-правовой порядок учета, оценки и реализации имущества, признанного судом бесхозяйным по заявлению финансового органа, ГК установил основным способом приобретения права собственности на бесхозяйное движимое имущество приобретательную давность (см. ст. 234 ГК и коммент. к ней). Однако ГК предусмотрел специальные правила для приобретения права собственности на вещи, от которых собственник отказался, либо собственник неизвестен, либо утратил на них право (ст. ст. 226 - 233). К таким отношениям не применяются правила, установленные в комментируемой статье.

3. В п. 3 определены особые правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Значение этого акта, по-видимому, заключается в том, чтобы по истечении года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом и оно может взять его во владение. Такое имущество может быть приобретено в этот период и по приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого периода суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

Бесхозяйное имущество Гражданский кодекс рассматривает как вещь, которой может пользоваться любой субъект, если это не оспаривается законным ее владельцем. Рассмотрим далее особенности таких материальных ценностей.

Определение

Что такое бесхозяйное имущество? Гражданский кодекс в ст. 255 содержит определение таких вещей. Ими называют объекты, которые не имеют законных владельцев. В качестве них также выступают вещи, хозяева которых не установлены/отказались от них. В нормах предусмотрен специальный порядок принятия на учет бесхозяйного имущества. Он предполагает следующие этапы:

  1. Прием документации, необходимой для принятия недвижимых бесхозяйных вещей.
  2. Юридическую экспертизу.

Заявление о бесхозяйном имуществе

Оно оформляется:

  1. власти сельских, городских поселений, округов, МО в отношении объектов, находящихся в пределах данных административно-территориальных единиц.
  2. Исполнительной госструктурой городов фед. значения в отношении недвижимости, расположенной в их пределах.

Заполнение документа осуществляется по утвержденной форме. Если бесхозяйное располагается на территории более 1-го МО, то бланк оформляется любым местным органом. При этом в документе указывается название другого МО, на территории которого также находится объект.

Подтверждающие документы

В первую очередь заинтересованное лицо предоставляет бумаги, удостоверяющие признание имущества бесхозяйным. К ним в том числе относят документы, подтверждающие, что объект не включен в федеральные, государственные и муниципальные реестры. Заинтересованное лицо предоставляет также бумагу, удостоверяющую, что соответствующие органы власти не регистрировали право собственности. Бесхозяйное имущество может стать таковым в случае, когда законный владелец отказывается от него. Этот факт должен также подтверждаться документально. Это обеспечивается документами, удостоверяющими и письменным отказом от владения объектом.

Правила предоставления

Заявление направляется в по почте, доставляется лично или в электронной форме. Бумажные документы предоставляются в двух экземплярах, за исключением случаев, предусмотренным в нормативных актах. Один из экземпляров должен являться оригиналом и после принятия на учет либо отказа в этом возвращается заинтересованному лицу. Электронные формы должны быть подписаны усиленной цифровой подписью.

Специфика процедуры

Заявление, а также документы, прилагаемые к нему, должны быть зарегистрированы в Книге входящих бумаг. Заинтересованное лицо получает расписку. Решение о постановке на учет принимается не позже 18 дней (календарных) с момента приема документов. После внесения необходимой записи, субъекту, отказавшемуся от законного владения, направляется соответствующее сообщение.

Приостановление процедуры

В законодательстве предусмотрены случаи, когда процесс постановки на учет прекращается. К таким ситуациям относят:

  1. Установление факта, что объект не является бесхозяйным. Это выясняется по содержанию представленных документов.
  2. При обращении заинтересованное лицо не предъявило заявления законного владельца об отказе от объекта либо из имеющейся бумаги не следует, что субъект не желает пользоваться и распоряжаться им.
  3. Предоставленные документы не указывают на то, что лицо является собственником.
  4. В ЕГРП присутствует запись об обременении/ограничении в отношении объекта. При этом из предоставленных документов не следует, что заинтересованное лицо знало о них.
  5. В срок, предусмотренный для рассмотрения обращения, в уполномоченный орган поступили бумаги об аресте либо запрете собственнику совершать сделки с объектом.

Приостановление процедуры осуществляется не более чем на 1 мес.

Пояснения

Присутствие в ЕГРП записей о наличии обременения/ограничения на момент направления заявления выступает в качестве основания для приостановления процедуры. Структура, уполномоченная на осуществления госрегистрации, прекращает процесс и незамедлительно извещает об этом территориальный орган власти. В случае поступления в ходе рассмотрения предоставленной документации сведений об аресте либо запрете законному владельцу осуществлять сделки с объектом, приостановив процедуру, также уведомляет об этом уполномоченную структуру местной администрации. Орган, прекративший процесс, должен известить заинтересованное лицо о том, что бесхозяйное имущество не регистрируется. При этом субъект может предоставить дополнительные сведения, выступающие в качестве основания для продолжения процедуры. При направлении уведомления законному владельцу, в нем дополнительно указывают, что цель отправки сообщения состоит в необходимости получения письменного отказа от объекта и возможностей распоряжаться и пользоваться им.

Отказ

Бесхозяйное имущество не может быть зарегистрировано в случаях, если:

  1. Законный владелец объекта предоставляет в уполномоченный орган документ, свидетельствующий о принятии его вновь во владение, распоряжение и пользование.
  2. Собственник направит бумагу, указывающую на то, что действия, направленные на отказ от прав на имущество, ранее им не совершались. В документе могут также содержаться сведения о том, что субъект не выражал волеизъявления прекратить распоряжаться, пользоваться и владеть объектом.
  3. В течение установленного срока законный владелец не направит никакого письменного уведомления либо организация связи подтвердит невозможность вручения извещения в связи с отсутствием получателя по указанному адресу. При этом местный орган власти также должен не представить документ от собственника об его отказе о своих правах на имущество.
  4. По окончании срока, установленного в обращении о приостановлении процедуры, субъект, направивший данное ходатайство, не сообщит об устранении причин, явившихся основанием для этого.
  5. От прав на объект отказались не все сособственники.

Орган, выполняющий госрегистрацию, в процессе рассмотрения документов принимает меры по установлению реального положения дел с объектом. Если по результатам выполнения мероприятий будет установлено, что регистрируемый объект не выступает как бесхозяйное имущество, то в продолжении процедуры будет отказано. Уполномоченный орган должен в пятидневный срок с даты принятия соответствующего решения направить заинтересованному лицу сообщение с указанием причин, по которым оно было вынесено.

Снятие с регистрации

Бесхозяйное имущество исключается из реестра в случаях:

  1. Принятия объекта вновь во владение субъектом, ранее отказавшимся от этого.
  2. Госрегистрации прав собственности на имущество в порядке, предусмотренном в законодательстве.
  3. Передачи объекта лицу в силу приобретательной давности.
  4. Госрегистрации права лица, ранее неизвестного, в соответствии с чем имущество и было поставлено на учет.

Дополнительно

При снятии объекта с учета в качестве бесхозяйного вследствие госрегистрации или госсобственности, согласно 225 статье (пункты 3 и 4), он считается снятым с момента внесения соответствующих сведений в ЕГРП. Законодательство предусматривает ряд гарантий для законных владельцев. В частности, вне зависимости от даты постановки на учет объекта в качестве бесхозяйного собственник, отказавшийся ранее от прав, но юридические возможности которого в отношении имущества не прекращены по законным основаниям, может обратиться в структуру, уполномоченную осуществлять госрегистрацию, с просьбой вновь передать его ему во владение, распоряжение и пользование. Данное положение предусматривается пунктом 3 225 статьи. В таком случае объект будет считаться снятым с учета с момента внесения соответствующей записи в ЕГРП.

Признание права

Бесхозяйное имущество может использоваться субъектом, не являющимся законным владельцем, или финансовым органом (если вещь изъята уполномоченной исполнительной структурой в рамках ее компетенции). Для приобретения официальных юридических возможностей в отношении вещи, необходимо подать документы в суд. В их числе и бумаги, подтверждающие признание бесхозяйным недвижимого имущества. Речь, в частности, о выписках из ЕГРП, содержащей соответствующую запись. Если обращение в суд состоялось до завершения года с даты принятия объекта на учет структурой, выполняющей госрегистрацию, субъекту будет отказано в принятии иска. Соответственно, производство по делу будет прекращено.

В заявлении необходимо указать:

  1. Наименование объекта.
  2. Описание основных характеристик.
  3. Доказательства отказа хозяина от права собственности на вещь.
  4. Подтверждения тому, что субъект вступил во владение объектом.

Для недвижимости дополнительно указывают дату внесения сведений в ЕГРП и орган, осуществивший данную процедуру. Кроме этого, предъявляются доказательства, свидетельствующие об отсутствии законного владельца у объекта.

Рассмотрение дела

Разбирательство осуществляется с привлечением всех заинтересованных лиц. При подготовке к заседанию суд выясняет круг субъектов, которые могут предоставить сведения о принадлежности спорного объекта, направляет запросы в соответствующие организации. После установления факта отказа законного владельца принимается одно из следующих решений:

  1. Признать имущество бесхозяйным и предоставить его заинтересованному лицу, вступившему во владение.
  2. Передать объект муниципалитету или городу фед. значения. Данное решение принимается в отношении недвижимости.

Соответствующие записи вносятся в ЕГРП.

Заключение

После госрегистрации права собственности (кроме государственной/муниципальной) уполномоченный орган в пятидневный срок направляет в исполнительную структуру города фед. значения или местного самоуправления извещение. Операции осуществляются в порядке, установленном для уведомления законного владельца о внесении записей об обременении/ограничении, введенном не по инициативе последнего. При проведении госрегистрации прав муниципальной/госсобственности на объект, уполномоченная структура обязана направить извещение субъекту, отказавшемуся от законного владения. В уведомлении указываются реквизиты судебного решения, в соответствии с которым была осуществлена процедура. Операции осуществляются по правилам, предусмотренным для уведомления собственника о выполненной процедуре госрегистрации права собственности муниципального образования или субъекта РФ на земельный надел либо долю участка, от законного владения которыми отказался прежний хозяин.

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарии к ст. 225 ГК РФ


1. Ранее действовавший закон не определял правовое положение бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если ее иная принадлежность не доказана. Эта презумпция была закреплена Постановлением Пленума ВС РСФСР от 29 июня 1925 г. "О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество", в котором было установлено, что "всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности" (Сборник циркуляров и важнейших разъяснений Пленума ВС РСФСР Январь 1925 - май 1926 г. М., 1927. С. 114). Данная презумпция имела практическое и хозяйственное значение в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. и после Отечественной войны. Позднее она потеряла свое значение и на практике не применялась. Она была заменена презумпцией права собственности фактического владельца. Сейчас с введением в гражданское законодательство приобретательной давности, положения о презумпции государственной собственности полностью утрачивают силу. Они противоречат Конституции, которая установила равенство всех форм собственности.

2. По сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст. 143 ГК 1964 г.), которое предусматривало административно-правовой порядок учета, оценки и реализации имущества, признанного судом бесхозяйным по заявлению финансового органа, ГК установил основным способом приобретения права собственности на бесхозяйное движимое имущество приобретательную давность (см. ст. 234 ГК и коммент. к ней). Однако ГК предусмотрел специальные правила для приобретения права собственности на вещи, от которых собственник отказался, либо собственник неизвестен, либо утратил на них право (ст. ст. 226 - 233). К таким отношениям не применяются правила, установленные в комментируемой статье.

3. В п. 3 определены особые правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Значение этого акта, по-видимому, заключается в том, чтобы по истечении года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом и оно может взять его во владение. Такое имущество может быть приобретено в этот период и по приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого периода суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

Новая редакция Ст. 225 ГК РФ

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарий к Ст. 225 ГК РФ

1. Понятие бесхозяйных вещей является собирательным: оно охватывает движимые вещи, приобретение права собственности на которые подробно изложено в следующих статьях ГК:

а) движимые вещи, от которых собственник отказался, - ст. 226 ГК;

б) находка, в том числе особенности находки безнадзорных животных, - ст. ст. 227 - 232 ГК;

в) клад - ст. 233 ГК.

2. При приобретении права собственности способами, указанными в ст. ст. 226 - 233 ГК, законодательством предоставляется весьма привлекательный льготный срок по сравнению со сроком приобретательной давности. При этом если нарушены условия приобретения права собственности на бесхозяйные вещи, это право не может быть приобретено вообще даже по .

3. Порядок приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимость непосредственно описан в п. 3 комментируемой статьи.

Другой комментарий к Ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Норма п. 1 комментируемой статьи носит общий характер по отношению к специальным правилам, регулирующим различные первоначальные способы приобретения права собственности (ст. ст. 226 - 233 ГК РФ). Ее значение состоит в отказе от ранее действовавшей презумпции государственной собственности на бесхозяйное имущество.

Действующий ГК сохраняет лишь презумпцию права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (п. 2 ст. 214). Следовательно, земля и природные ресурсы не могут стать бесхозяйными.

2. Правила настоящей статьи не могут также применяться к объектам, изъятым из оборота (ст. 129 ГК РФ).

Не может считаться бесхозяйным наследственное имущество до вступления наследников в права на наследство, имущество, находящееся на хранении в порядке секвестра (ст. 926 ГК РФ), равно как и иное имущество, по поводу которого ведется гражданский спор в установленных процессуальных формах.

3. Не считается бесхозяйным также имущество, находящееся в незаконном владении лица, которое не имеет права собственности на имущество, которым владеет. Из п. 3 ст. 225 следует, что на учет берется наличное имущество, не находящееся во владении собственника или третьих лиц. Поэтому, если имуществом владеет какое-либо лицо, получившее его не иначе, как в качестве бесхозяйного, и владеет им для себя (как своим) или в интересах иного определенного лица, применение к этому имуществу норм ст. 225 невозможно.

Однако после того, как имущество взято на учет и принято во владение уполномоченным органом, он имеет право истребовать его от лиц, незаконно завладевших им после принятия на учет.

4. Процедура обращения в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества установлена в п. 3 ст. 225.

К приобретению бесхозяйных вещей, а также вещей, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК РФ), потерянных вещей (ст. ст. 227, 228 ГК РФ), безнадзорных животных (ст. ст. 230, 231 ГК РФ), клада (ст. 233 ГК РФ) могут применяться нормы о приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ), если это не исключается соответствующими нормами.

5. Необходимо отметить, что в случаях, указанных в ст. ст. 225 - 228, 231, 233 ГК, нормы о приобретательной давности применяются лишь субсидиарно. Того юридического состава, который предусмотрен ст. 234 ГК, ни в одном из указанных случаев быть не может. Во всех случаях, когда происходит завладение имуществом, не имеющим известного собственника, и описанных в ст. ст. 225 - 228, 231, 233 ГК, владелец не может не знать, что он не является собственником имущества. Следовательно, здесь невозможно добросовестное приобретение имущества, так как добросовестность предполагает прежде всего извинительное заблуждение, в силу которого владелец ошибочно считает себя собственником. Таким образом, когда владелец завладевает имуществом, собственник которого неизвестен, он никак не может считать этим собственником себя.

Значит, во всех указанных случаях, кроме собственно приобретения по давности в силу ст. 234 ГК, добрая совесть не только не требуется для приобретения права собственности, но, напротив, исключает применение норм ст. ст. 225 - 228, 231, 233.

6. В то же время закон не указывает на последствия недобросовестности, если понимать под нею осведомленность владельца (приобретателя по ст. ст. 225 - 228, 231, 233) о действительном собственнике вещи. По-видимому, в силу допущенного владельцем злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ) здесь возможен отказ в защите его права на приобретение вещи. Очевидно, что заявление о злоупотреблении правом вправе сделать либо собственник, либо компетентный орган, принимающий участие в процедурах, описанных в ст. ст. 225 - 228, 231, 233.

7. Другое условие приобретения по давности - владение имуществом как своим собственным - также выполняется с известными особенностями. Обычно владение осуществляется все же как владение чужим имуществом - осознание того, что у вещи нет собственника, исключает другое отношение. Однако в том случае, когда владение осуществляется в интересах иного определенного лица, приобретение в собственность исключается. Например, если бесхозяйная вещь передана на хранение профессиональному или иному хранителю, хранение ведется для того, кто передал вещь. В этом случае, хотя хранитель и осуществляет владение, он не может присвоить себе вещь по нормам ст. ст. 225 - 228, 231, 233.

Например, хозяин стоянки автомашин заявил иск к органам внутренних дел, поместившим на стоянку машину, собственник которой не был установлен, о возмещении затрат на хранение автомашины. После того как в этом требовании было отказано, хозяин автостоянки заявил требование об обращении автомашины в его собственность по ст. 228 ГК. В этом требовании также было отказано на основании того, что он не может считаться лицом, нашедшим потерянную вещь.

Стало быть, условием приобретения вещи в собственность по правилам ст. ст. 225 - 228, 231, 233 является владение для неизвестного собственника либо владение вещью, не имеющей собственника, но никак не владение вещью как собственной или владение вещью для известного лица.

8. В то же время владение осуществляется открыто. Однако и здесь есть особенности, отличающие от той открытости, о которой говорится в ст. 234 ГК: владелец вещи по ст. ст. 225 - 228, 231, 233 обязан, кроме того, в той или иной форме сделать официальные заявления о вещи.

Наконец, нормами ст. ст. 225 - 228, 231, 233 предусмотрены иные более короткие сроки приобретения вещи в собственность, чем те, которые предусмотрены ст. 234 ГК.

9. Содержащееся в п. 3 ст. 225 указание на то, что бесхозяйное имущество, не признанное по решению суда поступившим в муниципальную собственность, может быть вновь принято собственником или приобретено в собственность в силу приобретательной давности, следует понимать в том смысле, что здесь действует общий срок приобретательной давности, указанный в ст. 234. В то же время, как уже отмечалось, владелец не будет считаться имеющим добрую совесть в смысле ст. 234. Собственник вправе истребовать имущество от такого владельца в порядке ст. 301 ГК, при этом ответчик вправе сослаться на истечение срока исковой давности.

10. Во всех случаях, предусмотренных ст. ст. 225 - 228, 231, 233, необходимо и соблюдение специального механизма, включающего вынесение в той или иной форме решения органа, обладающего административной или судебной компетенцией, тогда как приобретение по давности в силу ст. 234 ГК наступает по мере истечения срока и не нуждается в судебном решении, а может быть только подтверждено судом в порядке особого производства.

Стало быть, остается лишь общий результат: приобретение в силу ст. ст. 225 - 228, 231, 233, как и по ст. 234 ГК, происходит без участия собственника и помимо его воли. Смысл этого правила состоит в том, чтобы вещь не находилась длительное время без собственника. Само по себе это правило, влекущее утрату собственником права помимо его воли, не может быть оправдано соображениями справедливости, а диктуется исключительно нуждами гражданского оборота, требующими упорядоченности имущественных прав.

Однако собственник вправе истребовать вещь, пока у приобретателя не возникло права собственности на нее. Для истребования вещи по ст. ст. 225 - 228, 231, 233 собственнику достаточно доказать свое право на вещь, поскольку владелец не может считаться добросовестным и не является приобретателем (лицом, получившим имущество по сделке об отчуждении вещи) и, следовательно, не вправе воспользоваться защитой, предусмотренной ст. 302 ГК.

В то же время в течение всего периода, пока осуществляется владение, но еще не приобретено право собственности, владелец вещи имеет защиту против любых третьих лиц, кроме собственника и законного владельца.

11. После приобретения права собственности по ст. ст. 225 - 228, 231, 233 собственник утрачивает свое право и лишен возможности требовать доходы от вещи, истребовать саму вещь и осуществлять иные права, которые может иметь только собственник.

Например, в практике возник вопрос: должен ли суд удовлетворить виндикационный иск собственника, у которого вещь была похищена, истребующего ее от лица, которое получило право собственности в порядке ст. 228 ГК (приобретение права собственности на находку). Дело в том, что виндикационный иск был заявлен в течение срока исковой давности (три года), но к тому моменту ответчик уже имел право собственности, полученное в порядке ст. 228 ГК. В данном случае в иске должно быть отказано, так как приобретение права собственности на вещь, которая могла бы быть виндицирована от любого приобретателя, исключается после того, как прежний собственник утратил свое право собственности в силу ст. 228.

Аналогичные правила применяются и для всех других случаев приобретения собственности по ст. ст. 225 - 228, 231, 233.

12. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет и затем обращаются в муниципальную собственность либо в собственность владельца по правилам, изложенным в п. 3 ст. 225.

Недвижимой вещью может быть признан лишь такой объект, который является недвижимостью, т.е. был выстроен и сдан в эксплуатацию с соблюдением правил ст. 219 ГК, либо был ранее зарегистрирован в установленном порядке в качестве объекта недвижимости, но собственник которого отсутствует либо неизвестен. Например, бесхозяйной недвижимой вещью может быть признано строение, последним собственником которого значится ликвидированное юридическое лицо.

В то же время не может быть признано бесхозяйным самовольно возведенное строение. К такому строению применяются правила ст. 222 ГК, а не ст. 225. Не может быть признан бесхозяйным и незавершенный строительством объект, на который сохраняются права застройщика.

  • Вверх

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.