Урок русского языка в 5 классе

Учебник: «Русский язык: учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений»
/Т.А.Ладыженская, Т.М. Баранов и др

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Цель: в результате урока ученики должны научиться:

  • понимать одушевленность и неодушевленность как грамматическую категорию существительных;
  • уметь делить существительные на одушевленные и неодушевленные, определять падеж существительного;

Формируемые УУД: регулятивное (целеполагание)

Коммуникативное (планирование)

Сценарий урока.

1. Актуализация знаний.

Перед вами имена существительные, разделите их на 2 группы и обоснуйте свой выбор.

На доске написаны слова: верба, весна, русалка, грачи, капель, заяц, лесник, труп, покойник.

Учащиеся выдвигают гипотезы, учитель фиксирует их ответы на доске. В результате учащиеся приходят к выводу, что слова надо было сгруппировать по признаку одушевлённости/неодушевлённости. Они называют признаки, по которым определяется одушевлённость/неодушевлённость имени существительного (вопросы КТО? ЧТО?, одушевлённые существительные обозначают живые существа, они дышат, ходят и т.д.)

Скорее всего, учащиеся допустят ошибку при определении одушевлённости слова ПОКОЙНИК.

2. Учащиеся формулируют тему урока , которая записывается на доске и в тетрадях.

3. Создание проблемной ситуации.

Учитель показывает на доске (или на слайде) правильное деление имён существительных на одушевлённые/неодушевлённые. Учащихся должно удивить, что слово ПОКОЙНИК относится к одушевлённым существительным. Учитель спрашивает: «Почему это слово относится к одушевлённым существительным?» Вопроса на этот вопрос у учащихся нет.

Значит, есть ещё какой-то признак, помимо вопросов КТО? ЧТО?, который помогает определить одушевлённость/неодушевлённость существительного.

4. Формирование УУД: целеполагание.

Сформулируйте перед собой учебную цель, продолжив слова: УЗНАТЬ, НАУЧИТЬСЯ.

Что надо сделать, чтобы достичь поставленных целей?

5. Изучение нового материала .

1) Чтение текста приёмом инсерт.

Вы не просто должны прочитать текст, но и отметить соответствующими знаками своё понимание текста.

\/ - “уже знал”, + “новое”, (-) –“думал иначе или не знал», ?- не понял, есть вопросы.

ТЕКСТ, который читают учащиеся.

ТАЙНА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть всех на своем уроке! Сегодня мы поговорим об одушевленных и неодушевленных существительных, - этими словами начала свой урок профессор Линк в школе любителей русского языка.

А чего тут говорить? И так все ясно: если слово обозначает живой предмет, то и существительное будет одушевленное, а если неживой - то неодушевленное, - раздался чей-то голос.

Ээээ...не все так просто... - ответила профессор. - Что значит - живой предмет? Вот, например, слова "растение, дерево" куда отнести? У кого повернется язык сказать, что растение - это что-то неживое? А вот в русском языке эти слова относятся к неодушевленным.

Ну, наверное, это из-за того, что растения сами передвигаться не могут. Вот и кажутся, что неживые, - робко предположила девочка, сидящая на первой парте.

Чтобы правильно определять, является существительное одушевлённым или неодушевлённым, надо запомнить несколько правил:

Одушевлённые имена существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО? ;

Неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения и явления неживой природы и отвечают на вопрос ЧТО?

Но есть еще исключения из этого правила. Есть очень удобный способ различения одушевленных и неодушевленных существительных, особенно если точно не знаете, к какому виду относится данное слово. Дело в том, что у одушевленных и неодушевленных существительных разные формы винительного падежа множественного числа. У одушевленных форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а у неодушевленных - с формой именительного. Например:

2) Что нового вы узнали из прочитанного? Как определить одушевлённость/неодушевлённость имени существительного?

Т.О. В русском языке деление существительных на одушевленные и неодушевленные происходит по грамматическому признаку.

3) Давайте преобразуем наш вывод в формулу. В результате этой работы должна получиться следующая формула: Одуш: В.п. = Р.п. (мн.ч.)

Неодуш: В.п. = И.п. (мн.ч.)

4) Посмотрим, как работает эта формула на примере слов ТРУП и ПОКОЙНИК.

6. Практическая работа.

Проведение небольшой исследовательской работы в паре.

Сейчас вам надо будет провести небольшое исследование. Вы должны будете определить, являются одушевлёнными или неодушевлёнными существительные, которые вам даны на карточках. В результате работы у нас на доске появится таблица «Одушевлённые и неодушевлённые существительные». А после кто-то из вашей пары защитит свою работу. Но прежде чем приступить к работе, вспомните, как надо работать в паре. Перед вами на партах памятка «Как работать на уроке в паре», прочтите её, а потом приступайте к выполнению задания.

Формирование УУД: планирование.

Памятка «Как работать на уроке в паре»

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений.
  3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
  4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Если твой товарищ делает ошибки, тактично и доброжелательно исправляй их.

Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

МАТЕРИАЛЫ для исследования:

К какому разряду существительных (одушевлённым или неодушевленным) относятся

1 ряд

  • Названия богов и мифических существ: русалка, леший .
  • Названия шахматных и карточных фигур: дама, ферзь.

2 ряд

  • Существительные, называющие игрушки: кукла, матрёшка
  • Существительные, обозначающие совокупность живых существ: батальон, народ.

3 ряд

  • Собирательные существительные: молодежь, человечество.
  • Существительные, обозначающие растения: ромашка, берёза.

По ходу выступления двух пар от каждого ряда на доске заполняется таблица.

7. Осуществление контроля.

1) Рядом с существительным поставить букву О, если существительное одушевлённое, и Н, если неодушевлённое.

компьютер

перепелка

стая

ромашка

пешка

толпа

шпроты

медведь

Домовой

2) Самооценка: 0 ошибок – 5 баллов

1-2 ошибки – 4 балла

3-5 баллов – 3 балла

8. Практическая работа (если позволяет время).

Прочитайте стихотворение С. Есенина. Определите: одушевлёнными они или неодушевлёнными являются существительные, выделенные жирным шрифтом. Почему же о них говорится, как об одушевлённых? Как называется такой приём?

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки ,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

9. Подведение итога урока. Рефлексия

Вернемся к целям урока. Достигнуты ли они?

Ответьте на вопросы:

1. Что для меня самым полезным было на уроке?

2. Что для меня на уроке было самым интересным?

3. Что на уроке для меня было трудным?

10. Домашнее задание (дифференцированное).

Параграф 91 упр. 480, 481

ИЛИ написать рассказ или стихотворение, используя приём олицетворения.


Еще с начальной школы вы имеете представление о живой и неживой природе. Имена существительные также называют предметы живой и неживой природы. И делятся имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Но не всё так просто. Вас ждёт много интересных лингвистических открытий, когда вы будете учиться отличать одушевленные имена существительные от неодушевленных.

Все нарицательные имена существительные в русском языке делятся на два разряда: одушевлённые и неодушевлённые. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос «кто?», а неодушевленные - на вопрос «что?»

Например, «кто?» - мальчик, собака, птица ; «что?» - книга, камень, земля .

1. Категория одушевленности - неодушевленности - категория грамматическая

Кажется, что всё просто: категория одушевленности - неодушевленности основана на различении живого и неживого. Однако в русском языке нередки случаи, когда грамматика противоречит здравому смыслу. Достаточно вспомнить синонимы труп и мертвец .

Имя существительное «труп» является неодушевлённым, а имя существительное «мертвец» - одушевлённым. Отличие обнаруживается только в форме В.п. ед.ч.: вижу мертвеца - вижу труп , ср.: вижу слона - вижу стул .

У одушевленных существительных совпадают формы множественного числа В.п. и Р.п. (а у существительных м.р. 2-го склонения и формы В.п. и Р.п. единственного числа), а у неодушевленных - нет. У неодушевленных существительных совпадают формы И.п. и В.п. множественного числа.

Вижу (кого?) слонов, нет (кого?) слонов; вижу (кого?) мышей, нет (кого?) мышей.

Вижу (что?) книги, нет (чего?) книг; вижу (что?) дома ́, нет (чего?) домов.

К одушевлённым существительным относятся названия людей, животных, насекомых и т. д., то есть живых существ. К неодушевлённым существительным - названия предметов, явлений действительности, не причисляемых к живым существам.

2. Следует обратить внимание

Обратите внимание:

  • названия шахматных и карточных фигур и имена существительные «мертвец», «покойник», а также названия кукол (петрушка, марионетка ) и само слово «кукла» - одушевлённые имена существительные;
  • а слова, которые называют совокупность живых существ: войско, народ, толпа, стая, студенчество, человечество и т. п. - это имена существительные неодушевлённые.

В основном к одушевлённым существительным относятся имена существительные мужского и женского рода. Одушевлённых существительных среднего рода в русском языке немного. Сюда относятся несколько имен существительных с суффиксом -ище (чудовище, страшилище ), отдельные существительные (образовавшиеся от прилагательных или причастий): млекопитающее, насекомое, животное и

существительные дитя, лицо (в значении «человек»).

3. Типичные ошибки

Ошибки в употреблении категории одушевленности - неодушевленности существительных можно разделить на две группы:

Первая - употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных, например: Все смотрели на него как на призрака . Проверим по формуле «В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.»: (вижу) призраки - (нет) призраков. Окончания не совпадают, следовательно, существительное призрак - неодушевленное, поэтому предложение, согласно грамматическим нормам русского языка, должно выглядеть так: Все смотрели на него как на призрак.

Вторая - употребление одушевленных существительных в качестве неодушевленных. Например: Когда он нес ценные бумаги, ему в провожатые давали два человека. Правильно: Когда он нес ценные бумаги, ему в провожатые давали двух человек.

Запомните: в конструкциях с составными числительными, оканчивающимися на два, три, четыре, В.п. числительного сохраняет форму Им.п., независимо от категории одушевленности. Например: Водителю необходимо было доставить двадцать три спортсмена.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Terver.ru ().
  2. Hi-edu.ru ().

Домашнее задание

Упражнение 1.

Выпишите слова в 2 колонки - одушевленные существительные и неодушевленные существительные:

Существо, дворник, чудовище, олово, журналистика, молодёжь, насекомое, двигатель, уголь, труп, теплота, упрямство, студент, рябчик, гриб, кукла, разносчик, мошкара, пехотинец, дух, Сахалин, детвора, отряд, сталь, уголёк, бедность, колпак, пехота, мелюзга, генерал, стадо, консервы, стол, личинка, алюминий, змея, волокита, ворона, лиса, человечество, родня, боярин, Каракумы, конь, молодняк, гений, молодость, колокольчик, молоко, птенец, шёлк, чучело, горошина, щупальце, горох, товарищ, варка, нефть, посуда, цемент, беднота, родственник, сахар, чай, мёд, чайник, дрожжи, чаинка, табун, белизна, жалость, упрямец, герой, мебель, сияние, восторг, героизм, бег, журналист, ходьба, жемчуг, генералитет, жемчужина, свежесть, вороньё.

Упражнение №2

Прочитайте сказку Л. Успенского:

По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый Кот. Плот спрашивает у Кота:

Ты живой?

А чем докажешь?

Двигаюсь.

Я плыву, а ты сидишь.

Захочу — буду шевелиться.

Я — великий плот, живой, а коты — неодушевленные. Ты вещь, а я существую.

Кот подумал и говорит:

Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.

Помогите коту, докажите, что он прав. Используя элементы сочинения-рассуждения, допишите сказку.

В общем случае в русском языке к одушевленным, относятся существительные, обозначающие живые объекты (людей и животных), к неодушевленным - неживые объекты. Это - семантический критерий. Но он не всегда работает, например, как таким образом определить одушевленными или неодушевленными являются слова мертвец, труп ?

Поэтому при решение вопроса об одушевленности прежде всего нужно опираться на грамматический критерий, а именно преобразовать контекст сущ. (с сохранением значения), так чтобы существительное встало в форму винительного падежа мн. числа , а затем посмотреть совпадает эта форма с формой родительного падежа мн. ч. или с формой именительного падежа мн. ч. . В первом случае перед нами одушевленное сущ. , во втором - неодушевленное сущ. :

Я подошел к девочке .
-> я посмотрел на девочек -> форма девочек совпадает с формой род. мн. (без девочек ), но не совпадает с формой им. мн.ч. (девочки спят ) -> одушевленное
Я подошел к березе .
-> я посмотрел на березы -> форма березы не совпадает с формой род. мн. (без берез ), но совпадает с формой им. мн.ч. (березы поникли ) -> неодушевленное

Таким образом, мертвец - одушевленное (я посмотрел на мертвецов ), а труп - неодушевленное (я посмотрел на трупы )

Для существительных муж. рода 2 склонения, одушевленность можно проверять также форме вин. п. ед. ч. : я посмотрел на мальчика (одуш. - совпадает с род. ед.) против я посмотрел на графин (неодуш. - совпадает с им. ед.)

У несклоняемых существительных одушевленность определяется по согласованию: посмотрел на серого пони (одуш.) против посмотрел на синее пальто (неодуш.)

Все аббревиатуры и сокращения необходимо расшифровывать и снимать неоднозначность:

Е. Л. Шварц - одушевлённое

Имена собственные в названиях произведений, мест и др.

Это случай, когда изначально одушевлённое существительное используется как название неодушевлённого объекта.

Одушевленность, как сказано выше, в общем случае проверяется по форме мн. ч. вин. пад. Однако, название чего-л. чаще всего представляет форму ед. числа, и трудно сказать, как оно будет звучать во мн. числе. Поэтому, если контекст явно не указывает на одушевленность/неодушевленность существительного, используемого в названии (перед нами не форма вин. пад. мн. ч. или для существительного мужского рода второго склонения не форма вин. пад. ед. ч.), то ставим Другое .

хоспис "Вера "

Однако, мы снимаем омонимию, если в названии произведения есть указание на объект в окружающем мире, про который известна его одушевлённость / неодушевлённость.

картина Джорджоне "Спящая Венера " - одушевлённое, так как на картине богиня, а не планета.

Некоторые семантические различия

  • Антипод
антипод как "человек, противоположный кому-нибудь по своим убеждениям" -> одушевленное Верующий - антипод атеиста. антипод как "Нечто, противоположное чему-то другому" -> неодушевленное Альтруизм - антипод эгоизма
  • Апостол
апостол как "ученик Христа; последователь какой-нибудь идеи" -> одушевленное апостол как "книга" -> неодушевленное Читать первопечатный Апостол . бот как "компьютерная программа" -> одушевленное банить ботов бот как "ботинок" -> неодушевленное купить новые боты
  • Гений
гений как "человек"-> одушевленное Я считаю его гением Творение гения гений как "высшая степень творческой одаренности"-> неодушевленное Гений художника
  • Гигант
гигант как "человек, мифологическое существо" -> одушевленное Колдун дал нам в помощники гиганта Он настойщий гигант науки гигант как "предприятие, большой объект" -> неодушевленное Промышленный гигант
  • Глава
глава как "руководитель, начальник, главное лицо" -> одушевленное Глава правительства. глава как "(1) голова; (2) часть книг; (3) архитектурный элемент; (4) во главе чего-л." -> неодушевленное Преклонить главу Написать главу книги Главы собора во главе отряда
  • Гнида
гнида как "человек" -> одушевленное Ну ты и гнида ! гнидаа как "яйцо вши"-> неодушевленное гниды в волосах граф как "дворянин" -> одушевленное Встретиться с графом граф как "математическая структура" -> неодушевленное Построить граф
  • Гусеница
гусеница как "личинка насекомого" -> одушевленное Гусеница бабочки гусеница как "механизм" -> неодушевленное Гусеница танка дух как "сверхъестественное существо" -> одушевленное Злой дух Верить в духов Дух леса дух как "нематериальная основа мира, внутренний мир человека, душевный настрой" -> неодушевленное Материя и дух Совершенствование духа Укрепить дух бойцов
  • Жертва
жертва как "человек, пострадавший от чего-л." -> одушевленное Жертвы землетрясения Жертва интриг жертва как "дар кому-л., отречение, отказ в пользу кого-л." -> неодушевленное Пойти на серьезную жертву Принести жертвы Богам
  • Живот
живот как "скотина; лошадь" -> одушевленное живот как "часть тела" -> неодушевленное после обеда живот надулся
  • Звезда
звезда как "человек, который прославился, знаменитость" -> одушевленное Звезда экрана стать звездой балета звезда как "небесное тело; фигура" -> неодушевленное Полярная звезда Пятиконечная звезда
  • Конек
конек как "животное; фигура в шахматах" -> одушевленное Оседлать конька Поймать морского конька Взять конька противника конек как "часть крыши; занятие, которое кто-либо любит и хорошо умеет делать" -> неодушевленное Щи - это ее конек Чинить конек крыши
  • Козырь
козырь как "игральная карта" -> одушевленное вытащить козыря из колоды козырь как "преимущество" -> неодушевленное Позиция Украины даёт Москве новые козыри
  • Кукушка
кукушка как "птица" -> одушевленное кукушка села на ветку в лесу кукушка как "часть часов" -> неодушевленное часы с кукушкой лицо как "отдельный человек; субъект права" -> одушевленное Я знаю этих лиц Главное действующее лицо сериала Юридическое лицо Мы нашли такого человека в лице директора комбината Лицом бренда стала известная актриса лицо как "часть головы; особенность" -> неодушевленное Улыбка на лице Фасады - лицо города
  • Личинка
личинка как "животный организм" -> одушевленное личинка как "часть винтовки" -> неодушевленное
  • Манекен
манекен как "безучастный человек; человек, не выражающий эмоции" -> одушевленное манекен как "предмет для показа одежды" -> неодушевленное манекены в витрине магазина
  • Медведица
медведица как "животное" -> одушевленное медведица как "созвездие" -> неодушевленное созвездие Большой Медведицы
  • Мумия
мумия как "высохший труп человека; человек" -> одушевленное Мумия в саркофаге Превратиться в мумию мумия как "минеральная краска" -> неодушевленное
  • Натура
натура как "человек; модель" -> одушевленное В зале собрались творческие натуры . натура как "(1) характер; (2) действительность, природа; (3) что-л. вместо денег; (4) часть жаргонного выражения" -> неодушевленное Свойство человеческой натуры рисовать с натуры отдавать долги натурой Чё, в натуре ?
  • Одиночка
одиночка как "одинокий человек" -> одушевленное Он был одиночкой одиночка как "камера; часть наречия" -> неодушевленное Посадить в одиночку Совершить кражу в одиночку
  • Оператор
оператор как "специалист, работающий на каком-либо устройстве, аппарате; компания или организация, предоставляющая специализированные услуги" -> одушевленное Оператор снимает кино Сотовый оператор оператор как "тип математической функции" -> неодушевленное
  • Оскар
оскар как "имя" -> одушевленное Оскар Уайльд оскар как "премия" -> неодушевленное выдвинуть актёра на Оскар
  • Патруль
патруль как "сотрудник отряда" -> одушевленное похлопать патруля по плечу патруль как "отряд" -> неодушевленное сотрудники дорожного патруля
  • Предвестник
предвестник как "человек или живое создание, предвещающее что-л." -> одушевленное Мальчик символизирует предвестника земного или ангельского духа. предвестник как "предмет или явление, предвещающее что-л." -> неодушевленное Ветер - предвестник перемены погоды
  • Прототип
прототип как "лицо, послужившее образом для художественного произведения" -> одушевленное стать прототипом главного героя прототип как "образец будущего продукта" -> неодушевленное демонстрировать прототип системы
  • Рыжик
рыжик как "человек" -> одушевленное Эй, рыжик , иди сюда рыжик как "растение; гриб" -> неодушевленное Мелкоплодный рыжик Я нашел рыжик
  • Скот, скотина
скот, скотина как "грубый человек" -> одушевленное Ну ты и скот скот, скотина как "животное" -> неодушевленное Разводить скот гнать скотину на пастбище спас как "спаситель; Иисус Христос" -> одушевленное икона Спас Нерукотворный церковь Спаса Преображения спас как "церковь в честь Христа; праздник" -> неодушевленное построить Спас -на-Крови яблочный спас
  • Субъект
субъект как "человек" -> одушевленное встретить подозрительного субъекта субъект права субъект как "регион" -> неодушевленное голосование в субъектах РФ
  • Существо
существо как "живое создание" -> одушевленное Разумное существо Беззащитное существо существо как "cамое главное и существенное в чём-л.; душевные силы человека" -> неодушевленное Говорить по существу Существо дела Все мое существо протестовало против этого туз как "влиятельное лицо; игральная карта" -> одушевленное Жена банковского туза Взять туза соперника туз как "шлюпка" -> неодушевленное Надувной туз
  • Флагман
флагман как "командующий кораблями; главный, ведущий в какой-л. области" -> одушевленное эскадра под командованием флагмана Тихонова США - флагман мировой экономики. флагман как "корабль" -> неодушевленное этот крейсер - флагман Балтийского флота
  • Червь
червь как "животное; вредоносная компьютерная программа" -> одушевленное копать червей удалить червя с компа червь как "состояние, чувство" -> неодушевленное гложет червь сомнения чин как "чиновник, служащий" -> одушевленное Важные чины чин как "служебный класс; установленный порядок; горизонтальный ряд икон" -> неодушевленное В чине статского советника Церковный чин Апостольский чин член как "представитель, часть чего-л" -> одушевленное член профсоюза член международного сообщества член как "Часть тела, конечность" -> неодушевленное

Слова с колебанием одушевленности

В словаре им соответствует одна лемма с пометой Inmx, в парадигму которой входят и формы, противоположные по одушевленности (наравне с формами, передающими основное значение этого параметра):

Одушевленные: бацилла, кукла, марионетка, микроб, персонаж, привидение, поганка, селёдка, устрица, эмбрион

Неодушевленные: боровик, вирус, гибрид, единица, пешка

Таким образом, если контекст явно не указывает на одушевленность/неодушевленность данных существительных (перед нами не форма вин. пад. мн. ч. или для существительного мужского рода второго склонения не форма вин. пад. ед. ч.), то выбираем значение, указанное выше.

Сложные случаи

Несмотря на семантические различия, описанные выше, главным критерием определения одушевленности является грамматическая форма слова.

землетрясение повлекло за собой человеческие жертвы

Семантически жертвы - это люди, пострадавшие от землетрясения, но грамматически жертвы стоит в винительном падеже, который совпадает с именительным, а не с родительным. Поэтому в этом примере надо выбирать вариант неодушевленное .

Ещё слова, которые могут менять одушевленность: гигант, личинка, прототип

В русском языке существует понятие одушевленности. Если выразиться образно, то с точки зрения русского языка, одни объекты более живые, чем другие. Такое положение вещей может показаться странным, но давайте попробуем разобраться и для начала рассмотрим термин. Если вы уже знакомы со словообразованием в русском языке, то легко найдете корень красивого слова "одушевленность". Корень -душ-. Однокоренные слова: душа, душевный.

Душа - это жизнь. Одушевленными существительными обозначаются обозначаются те объекты, в которых есть жизнь, пульс, дыхание. Например. Человек, ребенок, кошка, птица - биологически живые объекты, стало быть, они одушевленные. Студент, музыкант, библиотекарь, политик (хотя с этим фактом многие спорят) - тоже одушевленные существительные. Дельфин, медведь, попугай - одушевленные.
Стол, кофе, деревья, город, кирпич - неодушевленные существительные.

К одушевленным существительным мы задаем вопрос "кто?" (кого? кому? кем?)

- Я слышал как хлопнула дверь. Кто это?
- Это пришла мама.

К неодушевленным существительным мы задаем вопрос "что?" (чего? чему? чем?)

Знание об одушевленности и неодушевленности имен существительных помогает понять падежи русского языка. Чтобы определить падеж, мы, как правило, ставим к существительным вопросы.

Именительный падеж - кто? что? - мальчик, книга
Мальчик катается на велосипеде, книга лежит на столе.

Родительный падеж - кого? чего? - мальчика, книги
Мальчика нет дома, до книги никому нет дела.

Дательный падеж - кому? чему? - мальчику, книге
Мальчику не интересно чтение, а книге, должно быть, очень скучно.

Винительный - кого? что? - мальчика, книгу
Яркая обложка привлекла мальчика, он обратил внимание на книгу.

Творительный - кем? чем? - мальчиком, книгой
Раньше с мальчиком такого не случалось - он увлекся книгой ни на шутку.

Предложный - о ком? о чем? - о мальчике, о книге
В истории о мальчике и книге многие узнают себя в детстве.

Как видите, сразу видна разница между родительным и винительным падежами, которые часто путают.

Основное, что стоит запомнить о понятии одушевленности, это то, что в живой речи одушевленность и неодушевленность примерно совпадают с понятиями о живом и неживом.

Глядя на птицу, сидящую на ветке, мы скажем:
- Кто это?
- Это зяблик.

Или о рыбе, которая плавает в реке:
- Это кто?
- Это форель.

В то же время, животные, перешедшие из категории живых существ в категорию, скажем, еды, станут неодушевленными, и та же самая форель уже станет не "кто", а "что":
- Что за рыба лежит в холодильнике?
- Это форель.

Есть не так много исключений, когда неживые объекты относятся к одушевленным. Вот они.

Существительные "покойник" и "мертвец" (исторически это связано с верой в загробную жизнь); однако, их синоним существительное "труп" относится к неодушевленным;

Шахматные фигуры: ладья, ферзь, пешка и остальные; они "ходят" и "бьют", названия их действий можно соотнести с действиями живых объектов, поэтому они тоже отвечают на вопрос "кто";

То же самое касается кукол и игрушек, поскольку они имитируют живые, одушевленные объекты.

По данной теме я хотела бы добавить кое-что в отношении грамматики. У одушевленных имен существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа. А у неодушевлённых существительных эта форма, то есть форма винительного падежа множественного числа, совпадает с формой именительного падежа. Вы можете взять любые одушевленные и неодушевленные существительные и практиковать падежи, используя вопросы в середине этой статьи.

1. Гпамматическая категория одушевленности / неодушевленности. 2. Способы выражения одушевленности / неодушевленности. 3. Развитие категории одушевленности / неодушевленности в истории русского языка. 4. Трудности словоупотребления, связанные с категорией одушевленности / неодушевленности.

Все имена существительные в современном русском языке делятся на одушевленные и неодушевленные. Одушевленные имена существительные служат наименованиями живых существ: брат, сестра, антилопа, ворона и т. д. Неодушевленные имена существительные служат наименованиями предметов и явлений реальной действительности, не причисляемых к живым существам: потолок, стена, окно и др.

категория одушевленности / неодушевленности - лексико–грамматическая категория, выражающая формами вин. п. противопоставление грамматически одушевленных и неодушевленных имен существительных. У одушевленных существительных вин. п. совпадает с род., у неодушевленных - с формами им. п.:

Причиной возникновения этой категории, начальный этап формирования которой относится еще к дописьменной эпохе, явилось совпадение форм им. и вин. падежей единственного числа подавляющего большинства существительных мужского рода, вследствие чего оказывалось невозможным разграничение субъекта и объекта действия. Так, в предложении отьць видить сынъ носитель действия и его объект морфологически никак не различаются. Потребовалась замена одной из этих форм, и в значении вин. п. в подобных конструкциях стала употребляться форма род. п., с которым вин. п. обнаруживает близость в синтаксическом отношении (например, при выражении частичного объекта: купил мяса и купил мясо или объекта при отрицании: не видел ручки и не видел ручку ).

Первоначально новые формы вин. = род. падежей употреблялись только в кругу существительных, обозначавщих лиц, постепенно вытеснив к ХIV веку старые формы вин.= им. падежей. Лишь затем вин. = род. становится возможным у названий животных и птиц, хотя старые формы этих слов возможны еще в памятниках письменности ХVI, ХVII вв.: купилъ лошадь, мерин, ворон; купилъ боран и др.

Во множественном числе категория одушевленности формируется гораздо позднее (начиная с ХIV в.). При этом новые формы сначала приобретают названия лиц мужского пола, затем названия лиц женского пола и, наконец, существительные, обозначавшие животных и птиц, которые употреблялись еще в ХVII в. чаще всего в форме вин. = им.: овцы стригла Матрена Минина (1639 г.) После предлогов старые формы были возможны даже в кругу названий лиц: купил... на кормщики и на носники и на присадщики (1614 г.). Ср.: на носников и на кормъщиков (там же). Примеры взяты из севернорусских деловых текстов.

Не случайно в современном русском языке формы вин. = им. сохраняются в некоторых конструкциях с предлогами, типа: избрать в депутаты, принять в члены какой–либо организации, пойти в гости, пойти в актеры, произвести в офицеры, выйти в люди (ср.: собрать депутатов, позвать гостей, встретить актеров, увидеть офицеров ). Следы старой формы вин. п. наблюдаются в наречии замуж (выйти замуж , т.е. за мужа ) и в устаревшем сочетании на конь (см. у А.С. Пушкина: Люди! на конь – "Сказка о золотом петушке").

Отсутствие категории одушевленности в ед. числе у существительных ж. и ср. рода объясняется тем, что формы им. и вин. падежей у слов ж. р. в большинстве случаев исконно различались (жена – жену, сестра – сестру ), а существительные ср. р. редко используются в функции активного субъекта.

Категория одушевленности может выражаться не только формами вин. п., но и синтаксически, т. е. формами согласуемых с существительными слов: повстречал моего старого друга , но: купил новый дом, любил своих детей, но: читал свежие газеты . У несклоняемых имен существительных она выражается только синтаксически: В зоопарке дети увидели забавного кенгуру.; Она надела теплое пальто .

Следует иметь в виду, что понятие грамматической категории одушевленности или неодушевленности не совпадает с естественнонаучным пониманием живой и неживой природы. Так, одушевленными являются:

1) слова адресат, кукла (= игрушка), лицо (= человек), матрешка, марионетка, мертвец, покойник;

2) названия некоторых карточных фигур и карточных терминов: валет, дама, король, туз; козырь;

3) названия некоторых шахматных фигур: конь, король, слон, ферзь;

4) существительные ср. р. на – ище: страшилище, чудовище;

5) существительные в переносном значении (метафорический перенос с неживого предмета на живой): болван («грубо обтесанный обрубок дерева, чурка; жесткая (обычно деревянная) форма для расправления шляп, париков», неодуш.) - болван («тупица, неуч», одуш.); при обратном переносе существительные сохраняют категорию одушевленности, например: змей («змея», одуш.) - [воздушный] змей («игрушка», одуш.).

Неодушевленными являются:

1) собирательные имена существительные: войско, народ, стая, толпа и др.;

2) слово персонаж и нек. др.;

3) названия микроорганизмов: бактерия, микроб, а также слова типа личинка, куколка, эмбрион и под.

В современном русском литературном языке наблюдаются колебания одушевленности / неодушевленности, что может зависеть либо от значения контекста, либо от стиля речи. Ср.: ловить крабов - есть крабы ; уничтожать куколки вредных насекомых (общелит.) - уничтожать куколок вредных насекомых (научн.).

Дидактический материал

Слова, заключенные в скобки, поставьте в необходимую по контексту форму. Мотивируйте свой выбор.

1. Вскоре мальчики очутились снова на крыше. Вместе запустили (змей) и по очереди держали тугую, гудящую нить (Л. Кассиль). 2. Даже такие фразы: «А вот я (ваш туз) побоку», – зачем они? (Н. Помяловский). 3. По типу питания (бактерии) делят на аутотрофы и гетеротрофы (Научн.). 4. – А не хотите ли со мной есть (устрицы) . (И. А. Гончаров). 5. – Вот ты узнаешь, как (куклы) воровать!.. (А. Аверченко). 6. Гроссмейстер жертвовал (пешки), тяжелые и легкие фигуры направо и налево. Обхаянному на лекции брюнету он пожертвовал даже (ферзь) (И. Ильф и Е. Петров). 7. Пахнет рыбой и лимоном, и духами парижанки, что под зонтиком зеленым и несет (креветки) в банке (Н. Гумилев). 8. Он не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства и действительно, может быть, принял ее за («нравственный эмбрион») (Ф. М. Достоевский). 9. Хохлатые курицы ищут в сене (мошки да букашки) (И. С. Тургенев). 10. Он наступал на (морские звезды, ползавшие) по дну (Г. Адамов).

Вопросы для повторения

1. Почему некоторые исследователи одушевленность – неодушевленность рассматривают не как грамматическую категорию, а как лексико-грамматический разряд имени существительного?

2. Почему у имен существительных в русском языке развилась категория одушевленности и почему грамматически она выражается совпадением винительного падежа с родительным падежом, а не с дательным падежом, творительным падежом и предложным падежом?

3. Почему универсально у всех имен существительных грамматическая категория одушевленности – неодушевленности проявляется только во множественном числе?

4. Каковы основные причины колебания одушевленности – неодушевленности имен существительных в современном русском языке?