-- [ Страница 2 ] --

  • установление социальной стабильности в обществе, сглаживание социальных конфликтов, диалог между гражданами и государством;
  • уменьшение дифференциации денежных доходов различных групп людей, улучшение пенсионного обеспечения, поддержка занятости;
  • доступность для всех слоев населения важнейших социальных благ, без которых жизнь человека является неприемлемой;
  • формирование новой жилищной политики, которая будет более доступной, пересмотр порядка оплаты жилых помещений и коммунальных услуг для незащищенных слоев населения;
  • развитие качественного здравоохранения и образования, разумное соотношение платных и бесплатных услуг в данных областях.

Проанализировав все сказанное выше, можно сформулировать определение государственной поддержки незащищенных слоев населения. По мнению автора, она представляет собой систему законодательных и социально-экономических гарантий, средств и мер, которая направлена на обеспечение условий жизни названных слоев населения, выступая при этом движущей силой в поддержании социального мира и общественного порядка, сглаживая возникающие в обществе социальные конфликты.

  1. Классификация видов государственной поддержки, оказываемой незащищенным слоям населения.

В работе автор исходит из того, что в современной России господдержка представляет собой такой вид деятельности государства, который направлен на сохранение существующего социального порядка в стране, увеличение и развитие трудового потенциала державы, оказание помощи своему народу при различных возникающих обстоятельствах. Это совокупность согласованных методов и средств целенаправленного воздействия для достижения заданных целей (т.е. на общество и отдельные сферы жизнедеятельности оказывается государственное влияние с целью поддержания определенного уровня жизни).

Изучая систему государственной поддержки, которая оказывается незащищенным категориям населения, автор отмечает, что при ее классификации в настоящее время можно использовать разные основания:

  • согласно территориальным ограничениям – общефедеральная (осуществляется на всей территории РФ), региональная (реализуется в конкретном субъекте РФ) и муниципальная (распространяется только на муниципальное образование) господдержка. Все они могут действовать одновременно, но муниципальная поддержка не может превышать региональную, а региональная федеральную.
  • согласно уровню охвата населения - приравненная (единая) и дифференцированная поддержка. Под единой поддержкой понимают, что субъекты определенной сферы деятельности имеют равные возможности для ее получения (например, работники вредных производств). Данный вид поддержки стандартен (т.е. уже выработан перечень определенных мер и услуг) и он не будет изменен исходя из возникающих обстоятельств. Дифференцированная поддержка - это когда помощь оказывается определенным категориям населения, которые непосредственно нуждаются в государственном вмешательстве (при этом дифференцированная господдержка включает в себя такие разновидности как адресная и категориальная поддержка). В целом такая поддержка реализуется в виде льгот и услуг, ежемесячных выплат, единовременных компенсаций и доплат к государственным пособиям.
  • согласно возрастным ограничениям - ювенальная (поддержка детей, подростков и молодежи до 25 лет), поддержка лиц трудоспособного возраста и поддержка лиц, достигших пенсионного возраста.
  • согласно сроку действия - долговременная (или постоянная), среднесрочная и краткосрочная (или разовая) господдержка.
  • согласно форме проявления - материальная, правовая, моральная, психологическая, информационная и иные виды поддержки.

Сегодня государственная поддержка незащищенных слоев населения является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в нашей стране на современном этапе.



По данным мониторинга социальной сферы России 58,4% населения нуждаются в государственной поддержке и защите. При этом осуществляемой господдержкой удовлетворены и считают ее результативной лишь 15,9% респондентов, совершенно противоположную позицию занимают 50,3% опрошенных.19 Чтобы преодолеть такое негативное отношение общества, автор считает, что необходимо при формировании эффективной системы государственной поддержки заложить в нее основы социальной справедливости, социальной ответственности, социального партнерства и социальных гарантий.

  1. Незащищенные категории населения как основные потребители услуг государственной поддержки.

Для того чтобы более точно определить социальные механизмы и способы взаимодействия государства и незащищенных слоев населения, необходимо рассмотреть основных получателей услуг государственной поддержки. В настоящее время существует много категорий населения, пользующихся услугами поддержки со стороны государства. Поэтому автором в работе при исследовании данной проблемы были определены три взаимосвязанных между собой слоя – бедные, безработные и инвалиды. Данные группы со своими ценностными ориентациями и специфическими признаками требуют определенных мероприятий по оказанию государственной поддержки и ее качественному наполнению.

  1. Бедность.

В настоящее время наиболее значительный слой среди незащищенных категорий населения представляют бедные. Причинами появления данного феномена являются многие факторы, каждый из которых воздействует как отдельно, так и в комплексе (безработица, инвалидность, многодетность, низкий уровень заработных плат, инфляция и др.).

По мнению автора, бедность – это такое состояние, когда индивид не может обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни с учетом сложившихся в обществе стандартов. В России по данным Росстата в 2010 г. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (т.е. людей, которые непосредственно относятся к бедным) составила 18,1 млн. человек или 12,8% всего населения страны (в 2009 г. таковых было 18,5 млн. человек или 13,2%). При этом в целом по РФ величина прожиточного минимума на душу населения во 2-ом квартале 2011 составила 6505 руб., а потребительская корзина в этот период установилась на уровне 6058 руб. Безусловно, фактически, эти средства позволяют обеспечить только выживание индивида.

Сегодня можно говорить о том, что в каждом обществе в разное время присутствуют определенные виды бедности (абсолютная, относительная и субъективная, хроническая и «плавающая», первичная и вторичная, экономическая и социальная), требующие разных подходов для решения. Необходимо отметить, что возраст среднестатистического бедного в России составляет 47 лет, в то время как богатого – 33 года, представителя среднего слоя – 42 года.20

На современном этапе в РФ приоритетными направлениями в борьбе с бедностью являются такие мероприятия, которые позволяют увеличивать рост доходов населения и содействуют развитию мелкого и среднего бизнеса. Главная цель состоит в создании эффективной системы поддержки бедных категорий общества и развитии экономики (которая участвует в создании новых рабочих мест с достойным уровнем оплаты труда).

Автор считает, что противостоять такому общественному явлению как бедность возможно только при условии, что политика, проводимая нашим государством, имеет долгосрочные перспективы и проводится на национальном, региональном, муниципальном уровнях комплексно и одновременно.

  1. Безработица.

В диссертационном исследовании автором отмечается, что одной из важных причин бедности является безработица (отсутствие занятости всегда представляло серьезную проблему для общества и государства, выступая при этом дестабилизирующей силой). В настоящее время безработица становится реальным фактором бедности, которая охватывает группы трудоспособного населения, образованного и профессионально подготовленного. Люди, из-за отсутствия подходящих рабочих мест, не могут реализовать свою рабочую силу на рынке труда и вследствие этого лишаются основного источника заработка для поддержания нормального уровня жизни.

Диссертант приходит к выводу, что сегодня характер и типы безработицы зависят от многих причин - экономических, политических, социокультурных. Следовательно, в каждом государстве данная проблема будет иметь свои специфические черты. Но вне зависимости от обстоятельств в любом обществе всегда присутствуют три основных вида безработицы (в разном соотношении), которые в зависимости от причин возникновения делятся на фрикционную, структурную и циклическую.

Основываясь на данных, полученных Росстатом, автор показывает, что в ноябре 2011 года в общей численности экономически активного населения 75,7 млн. человек, или 53% всего населения страны, были заняты экономической деятельностью, хотя еще в августе таких людей было 76,7 млн. (за один квартал данный показатель сократился на 1,2 млн. человек). Вместе с этим 4,8 млн. человек в 2011 г. были признаны безработными в соответствии с критериями МОТ (при этом по сравнению с ноябрем 2010 г. численность безработных уменьшилась на 200 тыс. человек).21 Но количество людей, отнесенных к категории безработных по методике МОТ, и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости очень сильно различается (в ноябре 2011 г. в службах занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1223 тыс. человек, а это почти в 3,9 раза меньше, чем неработающих согласно критериям МОТ). Это связано с отличиями в охвате категорий населения.22 При этом средний возраст безработных в данный период времени равнялся 35 годам, а молодежь до 25 лет составляла 1/3 от общей численности. Необходимо отметить, что женщинам и сельским жителям гораздо труднее найти работу, чем остальным категориям населения.

Применительно к российской действительности для сдерживания и сокращения масштабов безработицы требуется модернизация механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение новых методов государственного управления в области занятости населения. Для этого необходимо: развитие системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда с повсеместным внедрением инновационных методов; обеспечение определенного баланса между профессиональным образованием и спросом на рабочую силу; формирование кадрового потенциала страны в соответствии с потребностями инновационной экономики; оптимизация и контроль использования иностранной рабочей силы на территории РФ; стимулирование экономической активности населения.

Кроме этого, одним из приоритетных направлений в борьбе с безработицей в современной России выступает продолжение финансирования программ по снижению напряженности на рынке труда во всех регионах и областях. В 2011 году на реализацию таких программ в проекте бюджета было предусмотрено 27,8 млрд. рублей (в 2010 г. - 39,5 млрд. рублей).

  1. Инвалидность.

Еще одной важной причиной, часто ведущей к бедности, в настоящее время является инвалидность, а взаимодействие таких групп людей и государства требует специфических форм поддержки.

В структуре факторов, которые обуславливают инвалидность в России, заболеваемость населения не является преобладающей (примерно 25% всех случаев). Остальные факторы, которые приводят к данной проблеме - социально-экономические особенности, демографические характеристики, деятельность учреждений здравоохранения и врачебно-экспертной службы, неблагоприятная экологическая обстановка, большое количество ДТП, травматизм на производстве23 и т.д.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития в 2010 году в России насчитывалось около 13,15 млн. инвалидов или примерно 9% населения страны (например, в сравнении с 2005 г. численность людей с ограниченными возможностями была 12,17 млн. человек, а в 1995 г. инвалидность имело «всего» 6,3 млн. россиян). Из общей численности людей с ограниченными возможностями – 544 тыс. составляют дети; 1,8 млн. человек - с I группой инвалидности; 6,6 млн. человек - со II группой; 3,6 млн. человек – с III группой и т.д. При этом в общей численности инвалидов преобладают пенсионеры - 66%, люди трудоспособного возраста – 29,9% (из которых работают 26%), дети-инвалиды – 4,1%.24

Изучая данную проблему, автор отмечает, что в настоящее время государственная поддержка людей с ограниченными возможностями еще не достаточно развита в нашей стране. Несмотря на то, что законодательство в этой области существует, пока не выработана национальная стратегия в отношении проблем инвалидов. Сегодня одной из составляющих господдержки инвалидов является только трудоустройство. Для того чтобы результативность этого процесса была гораздо выше нынешних показателей, необходимо активно развивать систему квотирования рабочих мест; создавать новые рабочие места на предприятиях для инвалидов и оборудовать уже имеющиеся; организовать резерв профессий, которые они могут замещать; с помощью современных информационных технологий формировать систему дистанционного трудоустройства для людей с ограниченными возможностями; повышать статус компаний, в которых работают данные категории населения и предоставлять этим компаниям реальные налоговые льготы и послабления.

С точки зрения роли государства в решении проблем инвалидов, кроме профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями, важное место занимают социальная адаптация таких людей и создание им достойных условий жизни и равного труда.

  1. Формы реализации государственной поддержки незащищенных категорий населения минимальные стандарты и система социального страхования.

Основными механизмами эффективного взаимодействия незащищенных слоев общества и государства в настоящее время являются социальные стандарты и система социального страхования. По степени функционирования данных систем можно судить об уровне организации и качестве господдержки, действующей в обществе.

При изучении минимальных стандартов, автор пришел к выводу, что в большей степени они призваны способствовать защите бедных и социально уязвимых категорий общества, устранению дифференциации граждан в доступе к различным благам и услугам на территории всей РФ (при этом влияя на дальнейшее развитие и совершенствование системы адресной социальной поддержки наиболее нуждающихся людей). Это своего рода черта, ниже которой нельзя опускаться по качеству и объему услуг, предоставляемых населению (социальные стандарты - единые минимальные социальные нормы и нормативы, установленные государством и гарантирующие соответствующий уровень потребления). Такие стандарты выступают механизмом повышения социальной защищенности населения по важнейшим направлениям социальной политики и определяют уровень качества жизни современного человека. Необходимо отметить, что только в 2010 году расходы консолидированного бюджета субъектов РФ на социальную политику составили 1167,3 млрд. руб., на образование – 1450,9 млрд. руб., на здравоохранение, физическую культуру и спорт – 796,8 млрд. руб.25

Автором, на основе проведенного исследования, доказано, что современная система государственных минимальных социальных стандартов, которая соответствует уровню развития России, должна охватывать не только такие сферы жизнедеятельности человека как здравоохранение, образование, культуру, ЖКХ, но и доходы населения, оплату труда, пенсионное обеспечение (при этом прожиточный минимум, МРОТ, НСОТ и все виды пенсий должны быть именно законодательно закреплены как разновидности государственных социальных стандартов). Но так как все эти стандарты отражают возможности и потребности общественного развития в определенный период времени, то возникает необходимость их постоянного пересмотра с поправкой на настоящее время. Пересматривать и обновлять социальные стандарты необходимо минимум раз в 4 года, а финансовую базу – 1 раз в год26 (сегодня средний срок обновления любых стандартов в России составляет 12 лет, в то время как, например, в Германии - 4 года).27

Основными уровнями организации всей системы минимальных социальных стандартов являются федеральные, региональные и муниципальные стандарты, каждый, организуя нижнюю границу для наполнения стандартов. В случае расширения сфер действия социальных стандартов и внесении определенных поправок, можно решить вполне конкретный круг задач, значительно влияющих на уровень жизни простых людей в российском государстве:

  1. система государственных минимальных социальных стандартов позволит более полно выполнять основные гарантии граждан, закрепленные в Конституции РФ, и как следствие, повлияет на повышение уровня и качества жизни населения;
  2. с помощью полноценно функционирующей системы стандартов между регионами можно практически полностью нивелировать дифференциацию в доступе к различным благам и услугам (причем с учетом природно-климатических, региональных, экономических и других существующих особенностей);
  3. сегодня, благодаря четко определенным и принятым социальным стандартам, удастся добиться того, что финансовые ассигнования, в первую очередь, будут направляться на приоритетные направления социальной политики (важно отметить, что станут известны объемы финансирования в каждом субъекте РФ и уровень его социального развития).

Автор считает, что следствием положительного решения всех перечисленных задач станет то, что качество социальных услуг в стране улучшится, так как контроль за их исполнением будет ужесточен. При этом важно, что повысится «прозрачность» бюджетного и внебюджетного процессов, осуществляемых в социальной сфере, так как изначально будет понятно какой объем средств (и из какого источника) и на какие цели необходим. Одновременно с этим будет обеспечена социальная стабильность в обществе, что непосредственно повлияет на становление единого социального пространства на территории всей РФ, поэтому доступ к основным жизнеобеспечивающим благам и услугам будет одинаков для каждого гражданина страны.

Таким образом, государственная социальная стандартизация непосредственно влияет на социальную сферу и является основой для защиты интересов не только незащищенных и социально уязвимых категорий общества, но и всего населения страны (эффект от ее реализации затрагивает каждого индивида). Субсидирование приоритетных социальных проектов (как и их определение) сегодня тоже проходит с учетом данной системы.

Далее в работе автор отмечает, что еще одним механизмом эффективного взаимодействия общества и государства выступает система социального страхования. Но она в отличие от стандартов главным образом направлена на экономически активное население (главная задача – снижение различных социальных рисков, имеющих массовый характер). Поэтому автор определяет суть социального страхования в распределении экономических последствий социальных рисков между всеми участниками трудовой деятельности с помощью резервирования финансовых средств, которые используются в случае наступления страховых ситуаций.

Проект был запущен фондом «Качество жизни» в 2016 году для людей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих инвалидность) при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы. В 2017 году по инициативе «Янссен» проект был расширен: на базе Психиатрической клинической больницы № 1 им. Н.А. Алексеева партнеры стали работать с пациентами с психиатрическими расстройствами. После прохождения специальной подготовки сотрудники больницы приняли участие в программе в качестве наставников. Предварительный отбор кандидатов для участия в программе осуществляла группа психологов, трудовых реабилитологов, дефектологов и специалистов по работе с персоналом, которые проводили групповые и индивидуальные собеседования пациентов. По результатам отбора 91 пациент получил направление на прохождение подготовки на предприятии, выбранном на собеседовании. В результате 55 пациентов получили профессиональную подготовку по одной специальности, 5 человек смогли пройти обучение по двум направлениям.

В рамках проекта проводится поэтапная трудовая реабилитация с последующей интеграцией в социум и сопровождением в условиях реального производства. 10 предприятий стали партнерами программы, предоставив пациентам с психиатрическими расстройствами (преимущественно шизофренического спектра, не имеющих инвалидность) трудовые условия для прохождения профессиональной подготовки. По результатам проекта 60 пациентов успешно прошли стажировку, четыре участника получили предложение о трудоустройстве с места прохождения практики. Два пациента смогли самостоятельно устроиться на работу после получения профессиональной подготовки.

Проект «Первый опыт», направленный на профессиональную реабилитацию и подготовку по различным специальностям пациентов с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с психиатрическими расстройствами, реализуемый при поддержке «Янссен», фармацевтического подразделения «Джонсон & Джонсон», получил награду в категории «Проекты в поддержку социально незащищенных слоев населения» конкурса «Лучшие социальные проекты России» в 2018 году.

О благотворительном фонде «Качество жизни»

Межрегиональный общественный благотворительный фонд «Качество жизни» основан в 2000 году. Фонд реализует социальные программы и проекты научно-исследовательского и практического характера, направленные на оказание помощи социально незащищенным категориям граждан и повышение качества их жизни. Приоритетные направления деятельности Фонда: профессиональная реабилитация и содействие трудоустройству людей с инвалидностью на открытом рынке труда; медико-социальная реабилитация и интеграция в общество взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья и поддержка их семей; содействие адаптации представителей старшего поколения в социальной среде и адресная помощь пожилым людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации.

Представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.

Работа с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними в специализированных учреждениях начинается с адаптации их к жизни в самом учреждении, которая является одной из ступенек адаптации в обществе. От успешности процесса социальной адаптации зависит дальнейшая судьба ребенка: вернется ли он на улицу, совершит ли противоправные действия, будет ли вести асоциальный образ жизни.

Формы государственной поддержки незащищенных слоев населения

Государственная поддержка — это система законодательных и социально-экономических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни.

Главная задача государственной поддержки — обеспечить стабильность в стране и социальную защиту граждан в новых условиях.

В настоящее время практически все государства являются социальными. Социальное государство — это государство, строящее свою политику с учетом интересов всех, без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное общество.

Социальное государство должно обеспечивать людям прожиточный минимум, создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, охранять наемный труд, заботиться об образовании, здравоохранении, культуре, семье, постоянно улучшать социальное обеспечение и другое.

Целью социального государства является обеспечение свободы и социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и т. д.).

Основные направления государственной поддержки:

правовая природа социальной политики;

социальное обеспечение;

Рубрики Навигация записи

Введение

Современное социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.

Работа с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними в специализированных учреждениях начинается с адаптации их к жизни в самом учреждении, которая является одной из ступенек адаптации в обществе. От успешности процесса социальной адаптации зависит дальнейшая судьба ребенка: вернется ли он на улицу, совершит ли противоправные действия, будет ли вести асоциальный образ жизни.

Формы государственной поддержки незащищенных слоев населения

Государственная поддержка – это система законодательных и социально-экономических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни.

Главная задача государственной поддержки – обеспечить стабильность в стране и социальную защиту граждан в новых условиях.

В настоящее время практически все государства являются социальными. Социальное государство – это государство, строящее свою политику с учетом интересов всех, без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное общество.

Социальное государство должно обеспечивать людям прожиточный минимум, создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, охранять наемный труд, заботиться об образовании, здравоохранении, культуре, семье, постоянно улучшать социальное обеспечение и другое.

Целью социального государства является обеспечение свободы и социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и т.д.).

Основные направления государственной поддержки:

правовая природа социальной политики;

социальное обеспечение;

предоставление социальных услуг;

доступность социальной поддержки для всех членов общества;

наличие государственных структур социальной защиты, социального обеспечения и занятости;

принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан.

Основной задачей социального государства является обеспечение равноправия, нравственности и справедливости в отношениях между людьми. Эти принципы могут быть реализованы путем расширения социальных программ, поощрения благотворительной деятельности (в частности, освобождения от налогов предпринимательских структур, осуществляющих благотворительную деятельность).

Государство заинтересовано в поддержке социально уязвимых групп населения. Это объясняется несколькими причинами: государство, которое считает себя цивилизованным обязано «обеспечить населению достойный уровень жизни»; государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы; социально-экономическая поддержка неимущих «сглаживает» экономическое состояние различных групп населения.

Особенности социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних

Проблема социальной адаптации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации – одна из актуальных проблем, стоящих перед обществом.

Выстраивание работы по социальной реабилитации, адаптации и интеграции беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних включает выявление таких детей и подростков, их устройство в специализированные учреждения для несовершеннолетних (приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), организацию мероприятий, направленных на приспособление каждого временного этапа жизни ребенка к условиям реальной действительности. В таких учреждениях ребенок впервые встречается с социально благополучной средой, которая предоставляет возможность несовершеннолетнему самому приобрести опыт, необходимый для адаптации к окружающему миру, при этом данная среда является достаточно защищенной от негативных влияний.

Несмотря на множество работ отечественных исследователей, посвященных решению проблем безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, тема социальной адаптации данной категории граждан, в частности в условиях специализированного учреждения для несовершеннолетних, является мало изученной. Проведенный нами анализ нормативно-правовых документов показал, что большинство из них направлены на профилактику данного явления. Процесс социализации, в частности социальной адаптации несовершеннолетних, регламентирован плохо и в основном признается лишь как данная необходимость.

Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, теме социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в научных работах и нормативно-правовых актах уделяется достаточное внимание и подчеркивается важность этого процесса; с другой стороны, на практике этот процесс мало изучен и плохо регламентирован. Это противоречие обусловило проблему исследования: какие существуют особенности процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений для несовершеннолетних?

С целью анализа особенностей процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений нами было проведено эмпирическое исследование процесса социальной адаптации несовершеннолетних в специализированных учреждениях города Казани.

В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: полуструктурированное интервью, наблюдение, контент-анализ дневников воспитанников.

Исследование проводилось в три этапа:

1. изучение документации, отражающей процесс социальной адаптации воспитанников в каждом специализированном учреждении (анализ дневников на каждого воспитанника);

2. проведение интервью со специалистами учреждений;

3. проведение интервью с воспитанниками учреждений.

Итоги проведенного исследования привели нас к следующим результатам и выводам:

1. В процессе социальной реабилитации в условиях специализированных учреждений безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние адаптируются лишь к самому учреждению, а показатели социальной адаптации воспитанников выражены слабо: дети и подростки могут лишь адаптироваться к социальным правилам, нормам и ценностям – без последующего процесса их интериоризации.

2. Несмотря на структурные различия учреждений, различий в осуществляемых учреждениями программах и методиках по социальной адаптации воспитанников, анализ основных показателей ответов респондентов и данных дневников воспитанников показал, что процесс социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних не имеет существенных различий.

3. На процесс социальной адаптации воспитанников влияют социальный статус несовершеннолетнего и длительность проживания несовершеннолетнего в учреждении, а также наличие или отсутствие опыта проживания несовершеннолетнего на улице.

4. В процессе социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений существуют гендерные и возрастные различия.

5. Специалисты учреждений недостаточно владеют знаниями о сущности процесса социальной адаптации, а процесс социальной адаптации несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений воспринимают лишь как процесс адаптации к самому учреждению.

Для улучшения сложившейся ситуации, для повышения эффективности процесса социальной адаптации несовершеннолетних в условиях специализированного учреждения, по нашему мнению и с учетом предложений специалистов учреждений, необходима реализация следующих мер:

– разработка и внедрение программ и методик, направленных на профессиональную адаптацию подростков в условиях специализированного учреждения, введение в действие трудовых мастерских и активное использование методик трудотерапии в социально-реабилитационной работе с несовершеннолетними;

– привлечение средств спонсоров, благотворительных организаций, для улучшения условий жизнедеятельности безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в специализированных социальных учреждениях, в том числе и в приемных отделениях (изоляторах);

– повышение профессиональной квалификации персонала специализированного учреждения.

Выше перечисленные меры реализуются на муниципальном уровне управления. Однако, для более успешного процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений, необходимы усовершенствования, в том числе, и нормативно-правовой базы, на всех уровнях управления.

Проблемы в студенческой субкультуре

Субкультура – это культура групп людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение и модели поведения. Автор популярного на Западе и в России учебника «Социология» Нейл Смелзер определяет субкультуру как систему норм и ценностей, отличающую группу от большинства общества. Основанием субкультуры могут быть: стиль музыки, образ жизни, общие виды деятельности, определенные политические взгляды.

Из всех социально - демографических групп феномен субкультурности больше всего присущ молодежи.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Назначить государственную поддержку может социальная защита, отвечающая за территорию, на которой проживает или пребывает одиноко живущий гражданин или ячейка общества с низким уровнем дохода. Все необходимые действия осуществляются только в том случае, если человек направил письменное заявление с соответствующей просьбой в МФЦ или орган, отвечающий за предоставление помощи.

  1. Малоимущим гражданам вне зависимости от состава семьи.
  2. Людям, ставшим заложниками трудных жизненных ситуаций (выявление тяжелого заболевания, необходимость приобретения дорогостоящего препарата или медицинского изделия, наступление чрезвычайной ситуации, приведшей к существенным материальным потерям).

Что представляет собой государственная социальная помощь и кому она положена

Все действия госорганов в отношении защиты детей регламентируются законом. Среди гарантий, предоставляемых детям, – бесплатное образование (как начальное и основное среднее, так и полное среднее). Эти 3 ступени образования доступны абсолютно для всех. А вот среднее профессиональное, как и высшее, бесплатно можно получить лишь на конкурсной основе.

Когда в бюджете нет средств, помощь отдельным гражданам может носить натуральный характер, то есть вместо денег им выделят одежду или обувь, топливо или продукты. Помощь может выражаться в выделении любых товаров на усмотрение местных властей. Разумеется, не всегда граждане предпочитают помощь в натуральном виде: тратить деньги самостоятельно выгоднее.

Социальная поддержка уязвимых семей Сергеева Екатерина Александровна

Состояние социальной поддержки уязвимых семей в регионах и на территориях Российской Федерации определяется результатами воздействия целого ряда факторов как общегосударственного, так и регионального масштаба. С одной стороны, приток финансовых средств в страну, обусловленный благоприятной внешнеэкономической конъюнктурной, рост экономических показателей, укрепление национальной валюты и повышение заработной платы, пенсионных и других выплат — это процессы, стимулировавшие расширение ресурсной базы государственной политики в отношении семьи. С другой стороны, реальное сокращение масштабов бедности и малообеспеченное, повышение благосостояния особо уязвимых категорий населения, семей с детьми, идет не такими быстрыми темпами, как можно было бы ожидать. В то же время благополучие семей, соблюдение их прав и законных интересов, улучшение положения детей является абсолютной ценностью для всех развитых стран.

Степень научной разработанности проблемы определяется ростом внимания к различным аспектам социальной политики, социальной поддержки семей как в масштабах всей страны, так и на уровне ее регионов. К таким исследованиям относятся труды С.А.Авакьяна, А.В.Пономарева, В.Н.Сергеенкова, И.А.Уминовой, А. Ященко и др. 1 . Проблемы структуры общества, социальных институтов и процессов, которые определяют социальное положение индивидов и классов, социальной устойчивости и мобильности, сущность социальной политики. изучали Э.Дюркгейм, М.Вебер, П.А.Сорокин, И.Хабермас, Р.Мертон, Дж. Роулз и многие другие философы и социологи 2 .

Государственная поддержка и защита социально незащищенных слоев населения

Социальное развитие мира бесконечно далеко даже от относительного благополучия. Несмотря на изобилие, богатство, глобальные связи и технические возможности, в мире существует глубокая бедность. Из 6 млрд. населения планеты 2,8 млрд. человек, то есть почти половина, живет менее чем на 2 долл. США в день, а 1,2 млрд. человек, пятая часть населения, менее чем на 1 долл. США в день. Всемирным банком подсчитано, что для сокращения бедности, вызванной низкими доходами, в 1990-2015 гг. совокупные темпы ее снижения должны составлять 2,7% в год на протяжении 25 лет.

Повышение защищенности связано со снижением уязвимости бедного населения перед экономическими потрясениями, стихийными бедствиями, слабым здоровьем, инвалидностью и т.д.; с повышением благосостояния и увеличением инвестиций в людской капитал, в высоко рискованные, но и высоко прибыльные виды деятельности. Бедность обычно понимают как отсутствие доходов, так как именно доход определяет материальный уровень благосостояния. Однако бедность из-за недостаточных доходов – только часть общей бедности в мировом масштабе. Показатель бедности по причине отсутствия возможностей включает три основных компонента:

Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения: малообеспеченных граждан, детей, семей, женщин

Но именно женщины оказываются наиболее уязвимыми в условиях экономических спадов и кризисов. Они занимают наибольший удельный вес в общем количестве безработных, они первыми теряют работу при сокращении рабочих мест, уступают мужчинам по уровню доходов. Имея более высокий уровень образования, женщины преобладают среди представителей низкооплачиваемого и малоквалифицированного труда, занимают более низкие этажи профессиональной карьеры, они в значительно меньшей степени представлены в сфере управления, в том числе и в высшей школе, и т.д.

Адресность социальной защиты населения является сложной задачей и сопряжена с решением следующих проблем:

  1. созданием действенной нормативно-правовой базы, определяющей условия и правомерность социальной поддержки;
  2. разработкой единой методики определения совокупного дохода домашних хозяйств;
  3. установлением порядка финансирования доходов и денежных выплат;
  4. упорядочением всевозможных выплат и льгот (одним из приемлемых вариантов может быть формирование единого пособия для нуждающихся);
  5. организацией всех видов работ, связанных с адресной помощью и, в первую очередь, с кадрами, т.е.

Государственная Поддержка Социально Незащищенных Семей И Детей

б) по детям из социально незащищенных категорий семей, не состоящих на учете в органе социальной защиты — на основании заявления родителя (законного представителя) обучающегося и акта обследования материально-бытовых условий жизни семьи (приложение N 1), созданной приказом руководителя общеобразовательной организации с привлечением специалиста Отдела опеки, попечительства и усыновления Администрации города Дзержинска, которая проводит обследование два раза в год — январь, август текущего года.

1.2. Настоящий Порядок регулирует исполнение Администрацией города полномочий по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки детям из социально незащищенных категорий семей в виде обеспечения их бесплатными завтраками в общеобразовательных организациях города (далее — дополнительная мера социальной поддержки) за счет средств городского бюджета.

О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 25 января 2008 года № 64 — Об утверждении Правил расходования средств, выделяемых на оказание финансовой и материальной помощи социально незащищенным обучающимся и обучающимся из числа малообеспеченных семей

2) сведения о полученных доходах (заработная плата работающих родителей или лиц их заменяющих, доходы от предпринимательской и других видов деятельности, доходы в виде алиментов на детей и других иждивенцев) для категории лиц, указанных в подпункте 2) пункта 1 настоящих Правил;

2. Средства, выделяемые на оказание финансовой и материальной помощи обучающимся и воспитанникам, формируются за счет отчислений в размере не менее одного процента от суммы расходов на текущее содержание общеобразовательных школ, предусмотренных в бюджете местных исполнительных органов.

Социально незащищенные слои населения как объекты социальной защиты

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: 1) денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); 2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; 3) бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда, обувь и прочее); 4) социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической, помощи, консультирование, социальные услуги).

Падение социального престижа семьи, снижение родительской ответственности за судьбы детей, наличие конфликтных ситуаций и фактов аморального поведения родителей, жестокого обращения и различных форм насилия по отношению к детям, низкий культурно образовательный и профессиональный уровень родителей, материально бытовые трудности и т.д. могут выступать источниками роста преступности в детской среде. Многие подростки являются свидетелями аморального поведения в семье: видят злоупотребление спиртными напитками 15%, ссоры и драки 30%, жестокое обращение 3,5%. У 14,6% несовершеннолетних правонарушителей один из родителей был ранее судим, у 5,3% – один или оба родителя лишены родительских прав . В последнее время наблюдаются факты вовлечения несовершеннолетних в криминогенную сферу, что способствует росту числа несовершеннолетних преступников (см. рис. 3.2).

Социальная поддержка незащищенных слоев населения

Выстраивание работы по социальной реабилитации, адаптации и интеграции беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних включает выявление таких детей и подростков, их устройство в специализированные учреждения для несовершеннолетних (приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), организацию мероприятий, направленных на приспособление каждого временного этапа жизни ребенка к условиям реальной действительности. В таких учреждениях ребенок впервые встречается с социально благополучной средой, которая предоставляет возможность несовершеннолетнему самому приобрести опыт, необходимый для адаптации к окружающему миру, при этом данная среда является достаточно защищенной от негативных влияний. Несмотря на множество работ отечественных исследователей, посвященных решению проблем безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, тема социальной адаптации данной категории граждан, в частности в условиях специализированного учреждения для несовершеннолетних, является мало изученной. Проведенный нами анализ нормативно-правовых документов показал, что большинство из них направлены на профилактику данного явления. Процесс социализации, в частности социальной адаптации несовершеннолетних, регламентирован плохо и в основном признается лишь как данная необходимость. Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, теме социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в научных работах и нормативно-правовых актах уделяется достаточное внимание и подчеркивается важность этого процесса; с другой стороны, на практике этот процесс мало изучен и плохо регламентирован. Это противоречие обусловило проблему исследования: какие существуют особенности процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений для несовершеннолетних? С целью анализа особенностей процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений нами было проведено эмпирическое исследование процесса социальной адаптации несовершеннолетних в специализированных учреждениях города Казани. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: полуструктурированное интервью, наблюдение, контент-анализ дневников воспитанников. Исследование проводилось в три этапа: 1. изучение документации, отражающей процесс социальной адаптации воспитанников в каждом специализированном учреждении (анализ дневников на каждого воспитанника); 2. проведение интервью со специалистами учреждений; 3. проведение интервью с воспитанниками учреждений. Итоги проведенного исследования привели нас к следующим результатам и выводам: 1. В процессе социальной реабилитации в условиях специализированных учреждений безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние адаптируются лишь к самому учреждению, а показатели социальной адаптации воспитанников выражены слабо: дети и подростки могут лишь адаптироваться к социальным правилам, нормам и ценностям – без последующего процесса их интериоризации. 2. Несмотря на структурные различия учреждений, различий в осуществляемых учреждениями программах и методиках по социальной адаптации воспитанников, анализ основных показателей ответов респондентов и данных дневников воспитанников показал, что процесс социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних не имеет существенных различий.

3. На процесс социальной адаптации воспитанников влияют социальный статус несовершеннолетнего и длительность проживания несовершеннолетнего в учреждении, а также наличие или отсутствие опыта проживания несовершеннолетнего на улице. 4. В процессе социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений существуют гендерные и возрастные различия. 5. Специалисты учреждений недостаточно владеют знаниями о сущности процесса социальной адаптации, а процесс социальной адаптации несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений воспринимают лишь как процесс адаптации к самому учреждению. Для улучшения сложившейся ситуации, для повышения эффективности процесса социальной адаптации несовершеннолетних в условиях специализированного учреждения, по нашему мнению и с учетом предложений специалистов учреждений, необходима реализация следующих мер: – разработка и внедрение программ и методик, направленных на профессиональную адаптацию подростков в условиях специализированного учреждения, введение в действие трудовых мастерских и активное использование методик трудотерапии в социально-реабилитационной работе с несовершеннолетними; – привлечение средств спонсоров, благотворительных организаций, для улучшения условий жизнедеятельности безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в специализированных социальных учреждениях, в том числе и в приемных отделениях (изоляторах); – повышение профессиональной квалификации персонала специализированного учреждения. Выше перечисленные меры реализуются на муниципальном уровне управления. Однако, для более успешного процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений, необходимы усовершенствования, в том числе, и нормативно-правовой базы, на всех уровнях управления. Проблемы в студенческой субкультуре Субкультура – это культура групп людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение и модели поведения. Автор популярного на Западе и в России учебника «Социология» Нейл Смелзер определяет субкультуру как систему норм и ценностей, отличающую группу от большинства общества. Основанием субкультуры могут быть: стиль музыки, образ жизни, общие виды деятельности, определенные политические взгляды. Из всех социально — демографических групп феномен субкультурности больше всего присущ молодежи. Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь — социально — демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Лекция 9

В силу того что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.

В Конституции РФ (1993 г.), в статье 37, записано: «Труд свободен: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду — выбирать род деятельности и профессии». Каждый имеет право на труд. Казалось бы, есть возможности приложения труда для каждого человека, однако в реальной жизни женщин они остаются пока нереализованными. Основные функции женщины – репродуктивная и воспитательная.

Социально незащищенные семьи

Каждое КДУ на данном этапе изучает социальную среду с целью выявления социальных, образовательных, досуговых и других организаций и учреждений, ведёт переговоры с данными организациями на предмет заключения договоров о совместной деятельности, налаживает социальное партнерство с органами местной власти, органами социальной защиты населения, общественными организациями, волонтёрами и различными учреждениями, ставящими своей целью решение вопросов интеграции и адаптации в обществе социально- незащищённых слоёв населения.

Во-вторых КДУ, являются устойчивой формой организации социальной жизни и обеспечивают устойчивость связей и отношений в рамках общества, обслуживают все без исключения социально-демографические слои общества — от дошкольников до пенсионеров, представителей всех семья роман и рода занятий.

Социальная помощь и ее виды

Местные органы соцзащиты занимаются оформлением в пансионат. Проживающие в интернате пенсионеры на руки получают четверть пенсии, причитающейся им, а оставшиеся средства зачисляются на счет заведения, берущего на себя материальные затраты по уходу за престарелыми и их содержанию. Если в пансионате на данный момент есть свободные места, инвалиды и пенсионеры могут приниматься сюда на временное проживание сроком 2-6 месяцев.

Государственная политика защиты детства осуществляется по стандартам, которые установлены законодательством. Ребенку гарантируется бесплатное общедоступное начальное, основное и общее среднее (полное) образование. Кроме того, на конкурсной основе предоставляется высшее и среднее профессиональное образование. Должно осуществляться также бесплатное медицинское обслуживание, обеспечение детей питанием. Социальная защита ребенка включает гарантированную материальную поддержку в виде государственных пособий лицам, имеющим детей. Детям предоставляется право на жилище, согласно законодательству РФ. Им обеспечивается право на профессиональную ориентацию по достижении 15 лет, на выбор сферы деятельности, оплату и охрану труда, трудоустройство.