Под управлением понимается организаторская деятельность, направленная на обеспечение рационального использования природных ресурсов и сохранение окружающей среды.

Виды экологического управления:

Государственное

Муниципальное

Общественное

Производственное

Полномочия органов управления:

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обеспечение проведения федеральной политики

разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (федеральный государственный экологический контроль);

установление федеральных органов исполнительной власти , осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;

подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

организация и проведение государственной экологической экспертизы ;

взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности , осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования , формирование экологической культуры;

обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;

ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;

участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);

установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм , установленных на федеральном уровне;

право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;

обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности , осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде , причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;

контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения , управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

1. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

2. К вопросам местного значения муниципального района относятся:

организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

3. К вопросам местного значения городского округа относятся:

организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

4. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства могут быть возложены законами соответствующих субъектов Российской Федерации на органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

5. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области охраны окружающей среды определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Статья 8. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды

1. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.

Структура органов управления:

Общей компетенции – наряду с управлением природопользованием и охраной о.с. реализуют другие задачи: социальная сфера, оборона, образование и пр.

Специальной компетенции – специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранительные функции. По объему и характеру своей компетенции они подразделяются на три вида:

Комплексные – весь блок природоохранных задач.

Отраслевые – охрана и использование отдельных природных объектов.

Функциональные – выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов.

Органы общей компетенции:

Президент России : определение основных направлений внешней и внутренней экологической политики государства, нормотворчество, организация системы центральных органов исполнительной власти, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны о.с. Управление осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации.

Правительство РФ и правительства субъектов РФ : обеспечение в РФ единой государственной политики в области экологии; осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы; организует деятельность по охране и рациональному использованию пр.р., регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, ликвидации их последствий.

Разграничение полномочий Правительства РФ и субъектов РФ – по 2-м признакам: пространственному (по свей территории РФ, в границах территории субъекта) и ресурсовому (в рамках одного территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения).

Органы специальной компетенции .

Комплексные .

Министерство природных ресурсов (МПР России) , утверждено Пост. Прав. 22.07.04. № 370 – является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны о.с. и обеспечения экологической безопасности. Вопросы:

  • Геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;
  • Использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;
  • Использование и охрана водных объектов;
  • Охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;
  • Особо охраняемые природные территории (ООПТ);
  • Охрана о.с. и обеспечение экологической безопасности;
  • Охрана атмосферного воздуха;
  • Обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);
  • Совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны о.с.

Подведомственные органы исполнительной власти:

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Федеральное агентство водных ресурсов;

Федеральное агентство лесного хозяйства;

Федеральное агентство по недропользованию.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу о.с. (Росгидромет): обеспечение государства, физических и юридических лиц гидрометеорологической и гелиогеофизической информацией, информацией о загрязнении о.с.; организация мониторинга о.с. и её загрязнения; оценка и прогноз изменения климата, водных ресурсов.

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России):

Руководство и координация работ в области предупреждения и ликвидации экологических катастроф, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями или катастрофами.

Отраслевые.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости России : управление земельными ресурсами; ведение гос. земельного кадастра; землеустройство; кадастровая оценка земель; мониторинг земель; гос. контроль за соблюдением зем. законодательства, использованием и охраной земель.

Федеральное агентство геодезии и картографии РФ (Роскартография): исполнительные, контрольные разрешительные, регулирующие и др. функции в области геодезической и картографической деятельности; охрана о.с. в пределах своей компетенции.

Министерство с/х РФ (Минсельхоз России): мелиорация земель; обеспечение плодородия с/х земель; безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами; защите участков лесного фонда, находящихся во владении с/х организаций; контроль и регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Федеральное агентство по рыболовству : гос. регулирование и координацию в сфере рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Функциональные .

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздрав России): разработка основ государственной политики в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; санитарно-эпидемиологический надзор; санитарно-гигиеническое нормирование; предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды.

Министерство внутренних дел РФ (МВД России): надзор за техническим состоянием автотранспортных средств; расследование экологических преступлений; охрана природных объектов; участие в ликвидации природных и техногенных аварий и катастроф; борьба с браконьерством и другими нарушениями правил охоты и рыболовства.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору : контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная таможенная служба : соблюдение порядка перемещения экологически опасных товаров через таможенную границу; соблюдение порядка ввоза и вывоза животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Федеральное агентство по атомной энергии: использование атомной энергии, ядерная и радиационная безопасность при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, выполнение обязательств Российской Федерации в области обеспечения физической защиты ядерного материала в Международном агентстве по атомной энергии и других международных организациях.

Федеральная пограничная служба РФ (ФПС России): охрана биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

К числу первых ᴏᴛʜᴏϲᴙтся высшие государст­венные органы управления (Президент РФ, Правительство РФ), кᴏᴛᴏᴩые играют ведущую роль в определении экологической политики государства, ее задач и принципов, путей и методов реализации, со­здании организационных и правовых основ природоохранительной деятель­ности, осуществляют высший контроль в данной сфере. К органам общей компетенции следует также отнести местные органы управления (местные ад­министрации), кᴏᴛᴏᴩые выполняют функции государственного регулирова­ния и контроля в области природопользования и охраны окружающей при­родной среды на подведомственных им территориях. Рассматриваемая функция для органов общей компетенции не будет главной, они решают и многие другие вопросы в пределах ϲʙᴏей компетенции.

Органы специальной компетенции - ϶ᴛᴏ государственные органы, специ­ально уполномоченные выполнять функции экологического управления. Их можно в ϲʙᴏю очередь разделить на несколько групп по характеру выполня­емых функций и задач.

К первой группе принадлежат органы, осуществляющие надведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей сре­ды - Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Государствен­ный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России)

МПР России будет федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующим деятельность в ϶ᴛᴏй сфере иных феде­ральных органов исполнительной власти и осуществляющим управление фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда. Не стоит забывать, что важными функциями, кᴏᴛᴏᴩые осуществляет МПР России и его территориальные ор­ганы, будут установление лимитов природопользования и предоставле­ние лицензий на пользование природными объектами.

Госкомэкология России будет федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологичес­кой безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуще­ствляющим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу. Госкомэкология России проводит экологическую политику государства и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. Стоит сказать, для выполнения функций Госкомэкологии как центрального органа экологического управления в стране зако­нодательство наделяет его обширными полномочиями, в т.ч.:

Осуществлять разработку и реализацию целевых экологических про­грамм;

Принимать нормативные акты по вопросам охраны окружающей при­родной среды;

Организовывать экологический мониторинг, проводить экологический контроль и экологическую экспертизу;

Осуществлять выдачу (аннулирование) лицензий на отдельные виды природопользования;

Согласовывать нормы и лимиты использования природных ресурсов;

Проводить совместно с другими органами стандартизацию в сфере охраны окружающей среды;

Проводить обязательную сертификацию на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие экологичес­ким требованиям;

Ограничивать или приостанавливать хозяйственную деятельность, осу­ществляемую с нарушением экологических норм и правил;

Рассматривать дела об административных правонарушениях в области природопользования и охраны окружающей среды;

Предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного экологи­ческими правонарушениями.

Другая группа органов государственного экологического управления осу­ществляет ведомственные, отраслевые задачи по управлению использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов как непосредственно, так и в составе других государственных органов. Это Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкозем России), Федеральная служба лесного хо­зяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовства России), Федеральная служба России по гидрометеоро­логии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ в составе Министерства здравоохра­нения РФ, Комитет по геологии и использованию недр и Комитет по водному хозяйству в составе Министерства природных ресурсов РФ, департамент по охране охотничьих ресурсов в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

В число органов специальной компетенции входят также некᴏᴛᴏᴩые орга­ны, кᴏᴛᴏᴩые выполняют исключительно отдельные функции в сфере экологического уп­равления. К примеру, Федеральный горный и промышленный надзор Рос­сии - по контролю за безопасным ведением работ при использовании недр, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - по ликвидации последствий экологических катастроф, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии - по нормированию (стандартизации) качества окружающей сре­ды, Министерство внутренних дел РФ - по охране атмосферного воздуха от вредного влияния автотранспорта и защите природных объектов и комплек­сов (лесов, вод, заповедников и др.), Государственный таможенный комитет РФ - по предотвращению незаконного ввоза в РФ и вывоза из нее животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, экологически опасных веществ и товаров и т. д.

Структура и компетенция рассматриваемых органов специального управ­ления определяются законодательством: Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 25 мая 1999 г. № 651 и по­ложениями о ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих органах, утвержденными постановлениями Правительства РФ, например, Стоит сказать - положением о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды (утв. Пост. Правительства РФ от 26 мая 1997 № 643), Стоит сказать - положением о Федеральной службе лесного хозяйства России (утв. Пост. Правительства РФ от 10 февраля 1998 № 173), Стоит сказать - положением о го­сударственной санитарно-эпидемиологической службе РФ (утв. Пост. Прави­тельства РФ от 30 июня 1998 № 680), Постановлением Правительства РФ «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контро­лю и регулированию использования объектов животного мира и среды их оби­тания» от 19 января 1998 г. и др.

Структура органов управления:

Общей компетенции – наряду с управлением природопользованием и охраной о.с. реализуют другие задачи: социальная сфера, оборона, образование и пр.

Специальной компетенции – специально уполномочены выполнять соответствующие природоохранительные функции. По объему и характеру своей компетенции они подразделяются на три вида:

Комплексные – весь блок природоохранных задач.

Отраслевые – охрана и использование отдельных природных объектов.

Функциональные – выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов.

Органы общей компетенции:

Президент России : определение основных направлений внешней и внутренней экологической политики государства, нормотворчество, организация системы центральных органов исполнительной власти, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны о.с. Управление осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации.

Правительство РФ и правительства субъектов РФ : обеспечение в РФ единой государственной политики в области экологии; осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы; организует деятельность по охране и рациональному использованию пр.р., регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, ликвидации их последствий.

Разграничение полномочий Правительства РФ и субъектов РФ – по 2-м признакам: пространственному (по свей территории РФ, в границах территории субъекта) и ресурсовому (в рамках одного территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения).

Органы специальной компетенции .

Комплексные .

Министерство природных ресурсов (МПР России) , утверждено Пост. Прав. 22.07.04. № 370 – является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны о.с. и обеспечения экологической безопасности. Вопросы:

  • Геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;
  • Использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;
  • Использование и охрана водных объектов;
  • Охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;
  • Особо охраняемые природные территории (ООПТ);
  • Охрана о.с. и обеспечение экологической безопасности;
  • Охрана атмосферного воздуха;
  • Обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);
  • Совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны о.с.

Подведомственные органы исполнительной власти:



Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Федеральное агентство водных ресурсов;

Федеральное агентство лесного хозяйства;

Федеральное агентство по недропользованию.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу о.с. (Росгидромет): обеспечение государства, физических и юридических лиц гидрометеорологической и гелиогеофизической информацией, информацией о загрязнении о.с.; организация мониторинга о.с. и её загрязнения; оценка и прогноз изменения климата, водных ресурсов.

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России):

Руководство и координация работ в области предупреждения и ликвидации экологических катастроф, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями или катастрофами.

Отраслевые.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости России : управление земельными ресурсами; ведение гос. земельного кадастра; землеустройство; кадастровая оценка земель; мониторинг земель; гос. контроль за соблюдением зем. законодательства, использованием и охраной земель.

Федеральное агентство геодезии и картографии РФ (Роскартография): исполнительные, контрольные разрешительные, регулирующие и др. функции в области геодезической и картографической деятельности; охрана о.с. в пределах своей компетенции.

Министерство с/х РФ (Минсельхоз России): мелиорация земель; обеспечение плодородия с/х земель; безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами; защите участков лесного фонда, находящихся во владении с/х организаций; контроль и регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Федеральное агентство по рыболовству : гос. регулирование и координацию в сфере рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Функциональные .

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздрав России): разработка основ государственной политики в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; санитарно-эпидемиологический надзор; санитарно-гигиеническое нормирование; предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды.

Министерство внутренних дел РФ (МВД России): надзор за техническим состоянием автотранспортных средств; расследование экологических преступлений; охрана природных объектов; участие в ликвидации природных и техногенных аварий и катастроф; борьба с браконьерством и другими нарушениями правил охоты и рыболовства.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору : контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная таможенная служба : соблюдение порядка перемещения экологически опасных товаров через таможенную границу; соблюдение порядка ввоза и вывоза животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Федеральное агентство по атомной энергии: использование атомной энергии, ядерная и радиационная безопасность при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, выполнение обязательств Российской Федерации в области обеспечения физической защиты ядерного материала в Международном агентстве по атомной энергии и других международных организациях.

Федеральная пограничная служба РФ (ФПС России): охрана биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Государственное экологическое управление осуществляют различныегосударственные органы, наделенные разной компетенцией ифункционирующиена различных уровнях. Их можно подразделить наорганы общей и специальной компетенции.

К органам государственнойвласти общей компетенции на федеральном уровне относиться

Правительство Российской Федерации. Правительство РФ обеспечиваетпроведение единой государственной политики в области охраныокружающей среды и обеспечения экологической безопасности, организуетдеятельность по охране и рациональному использованию природныхресурсов, регулированию природопользования (ст. 14,18).

Деятельность органов общей компетенции сопряжена с проблемой разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и природопользование отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в ст. 5-10 устанавливает общие критерии такого разграничения. Решение данного вопроса осуществляется в рамках заключаемых договоров и соглашений о разграничении полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Государственные органы специальной компетенции в законодательстве определяются как федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Структура указанных органов определена Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Функциями по управлению природопользованием, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности обладают следующие министерства, службы и агентства:

· Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 (ред. от 17.01.2015) "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации"



Министерство является федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции по выработке государственной политикии нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования,воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водныеобъекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, в областилесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежныхс ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе, в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потреблении, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ей Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию.

· Федеральная служба по надзору в сфере природопользование (Росприроднадзор). Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 (ред. от 27.12.2014) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370"

Росприроднадзорявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничение негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами «за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

· Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 N 372 (ред. от 17.01.2015) "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"

Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных о ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

· Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы). Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 (ред. от 27.12.2014) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов"

Росводресурсыявляетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции пооказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом всфере водных ресурсов. Росводресурсы организует: территориальноеперераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсовподземных водных объектов; осуществление мер по предотвращениюнегативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношенииводных объектов, находящихся в федеральной собственности ирасположенных на территориях двух и более субъектов РоссийскойФедерации; осуществление мероприятий по охране водоемов, которыеполностью расположены на территориях соответствующих субъектовРоссийской Федерации и использование водных ресурсов которыхосуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытовоговодоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, всоответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством

Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей,предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществлениемер по ликвидации последствий указанных явлений.

· Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 (ред. от 27.12.2014) "О Федеральном агентстве лесного хозяйства"

Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Рослесхоз осуществляет установление возрастов рубок; рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других категорий; отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным и резервным лесам и др.

· Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 (ред. от 27.12.2014) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию"

Роснедра является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Роснедра организует: государственное геологическое изучение недр; экспертизу проектов геологического изучения недр; проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр; проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами и др.

· На уровне субъектов существуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, чаще всего это управления вышеперечисленных органов. Систему государственных органов исполнительной власти субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды составляют министерства, комитеты, департаменты в составе правительства субъекта.

Традиционно федеральные органы исполнительной власти в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности по объему и характеру полномочий подразделяются на три группы:

ü Комплексные;

ü Отраслевые;

ü Функциональные.

Комплексные выполняют все задачи или блок природоохранных задач:

1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 (ред. от 17.01.2015) "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации";

2. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 20.01.2015) "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";

3. Государственная противопожарная служба в структуре МЧС России. Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 N 385 (ред. от 24.12.2014) "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы";

4. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 N 372 (ред. от 17.01.2015) "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 27.12.2014) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".

Отраслевые органы сосредотачивают внимание на охране отдельных природных объектов:

1. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Министерства сельского хозяйства. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (ред. от 27.12.2014) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору";

2. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Министерства экономического развития. Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 27.12.2014) "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии";

3. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) Министерства сельского хозяйства. Постановление Правительства РФ от 11.06.2008 N 444 (ред. от 27.12.2014) "О Федеральном агентстве по рыболовству";

4. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Министерства транспорта.Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 (ред. от 27.12.2014) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта".

Функциональные органы выполняют одну или несколько функций в отношении всех природных ресурсов:

1. Министерство Внутренних дел РФ (МВД России). Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 20.01.2015) "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации";

2. Пограничная служба Российской Федерации ФСБ РФ. Приказ ФПС РФ от 11.09.2000 N 455 "Об утверждении Положения об органах пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации";

3. Министерство энергетики РФ (Минэнерго России). Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 (ред. от 27.12.2014) "О Министерстве энергетики Российской Федерации";

4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (ред. от 17.01.2015) "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору";