В 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным, насчитывалось 54 174 православных храма (включая монастырские, домовые, кладбищенские, недействующие и приписные, но без учёта военных церквей), 25 593 часовни, 1025 монастырей.
В 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей.
Также были уничтожены многочисленные крепости-звёзды.

Новодевичий женский монастырь.


Для того, чтобы полностью осознать дьявольские цели и варварские методы, которые использовала советская власть, безжалостно уничтожая наше культурное и духовное прошлое, снося эти храмы, надо собрать все пазлы в одну картину и ужаснуться судьбе всего советского народа, который жил во времена этой страшной трагедии.

Придя к власти, большевики искусственно создали голод на территориях России, которые они контролировали. Согласно данным официальной статистики, голод охватил 35 губерний (Поволжье, Южную Украину, Крым, Башкирию, Казахстан, частично Приуралье и Западную Сибирь) общим населением в 90 миллионов человек, из которых голодало не менее 40 миллионов (по официальным советским данным - 28 миллионов). Число жертв голода составило около 5 миллионов человек.

Голод стал удобным поводом для массированной атаки властей на православную церковь, под видом изъятия церковных ценностей для борьбы с голодом. В рамках кампании в пользу государства изымались находившиеся в храмах всех конфессий изделия из драгоценных металлов и драгоценные камни. Изъятию подлежали и предметы, предназначенные исключительно для богослужебных целей (священные сосуды), что поставило в очень уязвимое положение духовенство и вызвало сопротивление части прихожан. Кампания сопровождалась репрессиями против священнослужителей.

23 февраля 1922 года вышел декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих . В письме членам Политбюро от 19 марта 1922 года В. И. Ленин, имея в виду разразившийся к тому времени в ряде регионов голод, писал:

"Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо во всяком случае будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету. Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности, и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности, совершенно немыслимо…Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать…
- Владимир Ильич Ленин «…Надо именно теперь проучить эту публику…»

Изъятие церковных ценностей готовилось и проводилось большевиками планомерно и с широким размахом. Власть использовала вопрос о церковных ценностях, чтобы начать мощную антицерковную кампанию. Разработка и непосредственное проведение кампании по изъятию были поручены Л. Д. Троцкому.

Высший орган законодательной власти Советской России - Президиум ВЦИК (председатель М. И. Калинин) - 2 января 1922 г. принял постановление «О ликвидации церковного имущества».
10 марта 1922 г . Ленин получил подробную докладную записку с обоснованием необходимости создания за рубежом специального синдиката для реализации изъятых ценностей от наркома внешней торговли Л. Б. Красина, на которую наложил положительную резолюцию.
Изъятие в Москве планировалось завершить к началу партийного съезда - Москва должна была стать примером: «Если в Москве пройдёт хорошо, то в провинции вопрос решится сам собой». Шла подготовительная работа по началу акции в Петрограде. Заканчивалось донесение Троцкого Ленину так: «Главная работа до сих пор шла по изъятию из упразднённых монастырей, музеев, хранилищ и пр. В этом смысле добыча крупнейшая, а работа далеко ещё не закончена» .
Итак, изъятие церковного имyщества Л.Д. Троцкий в своём донесении назвал ДОБЫЧЕЙ ! Изъято ценностей очень много, но это было только начало, а как подступиться к десяткам тысяч церквей, монастырей, крепостей-звёзд, где хранилось богатейшее имущество?

Кроме того, Ленин полагал что изъятие церковных ценностей под видом борьбы с голодом заставит замолчать даже представителей русской белой эмиграции, которые в иных условиях несомненно протестовали бы против изъятия.
Советское государство под предлогом помощи голодающим изъяло только в 1922 году церковных ценностей на четыре с половиной миллиона золотых рублей. Собственно на покупку продовольствия из них было потрачено около одного миллиона. Все остальные деньги были потрачены на иные цели, главным образом на «разжигание мировой революции»Подавляющая часть изъятых у церкви в 1922 году ценностей пошла в переплавку, а полученные с продажи деньги были потрачены на проведение самой кампании по их изъятию: антицерковная агитация, техническое обеспечение (транспорт, грузчики, упаковочные материалы и т. п.), сверхсметные ассигнования и т. д. Значительная доля ценностей пошла на содержание партийного и советского аппарата. Именно в это время сотрудникам аппарата были увеличены зарплата, различные виды довольствия и т. д. Часть золота и драгоценностей была попросту разворована, о чём свидетельствуют суды, прошедшие над сотрудниками Гохрана .
Пришедшие к власти большевики, получив источник несметных богатств в виде церковного имущества,не могли сразу и прямо начать кампанию по изъятию церковного имущества и уничтожению церквей по всему СССР, так как у них были веские технические причины.
Храмов, монастырей, часовен, городов-звёзд на всей бескрайней российской территории было, по официальным данным, 80 792. Это очень внушительное число.
Толщина стен храмов достигала 1-3 метров, да ещё мощные фундаменты и подземные ходы, к которых тоже могли быть спрятаны сокровища.

Вот как разрушали Храм Христа Спасителя в Москве:
"Работающие батальоны в буденовках начали вгрызаться в трехметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришел приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер:

– Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы…
Только сила огромного взрыва, и не одного, 5 декабря 1931 превратила огромное, грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков".

Чтобы произвести взрывные работы, нужно было колоссальное количество пороха! Который получали из нитроцеллюлозы, которая, в свою очередь, получается из хлопка путем нитрирования (бездымный порох, обладает бОльшей взрывной силой).
После революции и первой мировой войны, голода и разрухи в Туркестане (современной Средней Азии), урожай хлопка резко снизился, надо было срочно поднять хлопковую отрасль, чтобы иметь возможность наладить производство взрывчатки.
Далее, надо было откуда-то взять огромное количество людей, чтобы ЗАСТАВИТь их путём принуждения заниматься разграблением и уничтожением храмов, церквей, монастырей, городов-звёзд по всей России, а также выполнять и другие подневольные тяжёлые работы в нечеловеческих условиях и причём почти бесплатно.
На решение задач,связанных с разрушением и разграблением этих зданий, у большевиков ушло несколько лет!

Потому что в городе не оказалось ни одного пригодного для этой цели барана. По приказу Тита Йосеф бен Матитьяу [более известный как - прим. ред.] сообщил евреям [жителям осажденного Иерусалима] волю римлянина - без кровопролития сдать Храм . Йоханан [Йоханан из Гуш Халава , захвативший власть в городе - прим. ред.] ответил категорическим «нет».

И тогда началось сражение за Храм. Тит предполагал захватить его при первой же атаке, но сделать это ему не удалось. Евреи героически сражались за каждую пядь земли. Однако римляне намного превосходили их силой, оружием и военной техникой. Как только изнемогал один римский отряд, его тут же заменял другой. Силы же евреев были ограничены, они не только не имели отдыха ни днем, ни ночью, но и давно голодали. Постепенно римлянам удалось пробиться к постройкам, окружавшим Храм, а евреи вынуждены были сконцентрироваться во дворе самого Храма. Отступая, евреи заполнили эти внешние помещения дровами и смолой. И когда римляне с трубными звуками и криками победы вошли в залы, в них неожиданно вспыхнул пожар. Большинство солдат сгорело заживо, лишь некоторым удалось спастись, прыгнув со стен горящего здания.

Пылающий Храм

Камни Храмовой стены были исключительно крепкими, и римлянам никак не удавалось их пробить. Солдаты попытались взобраться на стены по лестницам, но евреи обрушили на них град камней и стрел. Тогда Тит приказал поджечь ворота Храма. Защитники Святыни сражались с неимоверной храбростью. Сменяющие друг друга римские отряды шаг за шагом продвигались вперед, вытесняя евреев внутрь Храма.


Кроме того, сказали мудрецы Талмуда так: «Поколение, при котором Храм не построен, - как будто своими руками разрушило его ».

Другими словами, если Храм пока не построен, значит мы пока не исправили те грехи, которые привели к его разрушению.

Первый Храм, который построил царь Шломо (Соломон) , простоял 410 лет, с 2928 г. до 3338 г. от сотворения мира. Второй Храм простоял 420 лет, и после его разрушения евреи ушли в Галут - Изгнание , которое продолжается до сих пор! Это значит, что причины, приведшие к его разрушению тогда, действуют и сейчас. Но их исправление дает шанс на то, что присутствие Творца вернётся в этот мир.

На Большой Ордынке есть дом № 25 – здание первой автоматической телефонной станции. Помимо исторического здания в комплекс входит появившаяся в 1990-х годах пристройка. На первый взгляд это ничем не примечательное здание, но стоит приглядеться к его фасадам - и вы увидите интересные мозаики. Если обойти пристройку со всех сторон, то можно насчитать дюжину мозаик: по четыре на трех фасадах. На мозаиках изображены церкви – это видно невооруженным глазом. Но это не простые храмы, а замоскворецкие храмы, разрушенные в советское время. После революции 1917 года в Замоскворечье была уничтожена двадцать одна церковь.

Девять из этих церквей – домовые при приютах, богадельнях, училищах, попечительстве о бедных и других богоугодных учреждениях. Остальные двенадцать изображены на фасадах. Автор этих замечательных мозаик - художник М.М. Дубцов, который известен москвичам благодаря панно «Немецкая слобода в XVII веке» на фасаде жилого дома у станции метро «Бауманская» и панно в центре техобслуживания завода АЗЛК в Кузьминках. Жители Москвы должны сказать спасибо Михаилу Матвеевичу за то, что он сохранил память о разрушенных замоскворецких церквях.

Мы годами (а порой и всю жизнь) ходим по знакомым улицам и переулкам, не догадываясь, что когда-то их украшали роскошные храмы – настоящие жемчужины Москвы, без которых раньше было трудно представить первопрестольную столицу. Двадцать одна церковь (и еще две часовни) – это слишком существенная потеря для сравнительно небольшого Замоскворечья (я имею ввиду часть, ограниченную Москвой-рекой и Садовым кольцом). Каждый из утраченных храмов достоин отдельной книги. И когда-нибудь эти книги обязательно будут написаны. Я же лишь немного расскажу обо всех разрушенных в советское время замоскворецких церквях.

Церковь Великомученика Никиты в Старых Толмачах. На углу Новокузнецкой улицы и Старого Толмачевского переулка до 1935 года возвышалась церковь Никиты в Старых Толмачах, или в Татарской слободе. Топонимические уточнения отсылают нас к древним московским урочищам – Старым Толмачам (поселению устных переводчиков – толмачей) и Татарской слободе, которая располагалась в районе современной Татарской улицы и Татарских переулков. Деревянный храм известен с 1613 года. В конце XVII века была выстроена каменная церковь Сретения Господня с приделом во имя великомученика Никиты в трапезной.

К середине XIX века Никитский храм (в Москве церкви именовались, как правило, по особо почитаемому приделу) обветшал, и было принято решение разобрать его и построить новый. К 1863 году новый храм был построен по проекту знаменитого московского зодчего М.Д. Быковского. Церковь Никиты в Старых Толмачах – одно из интереснейших творений Быковского. Архитектор придал церкви черты древнерусской архитектуры: пятиглавие, килевидную форму наличников, сдвоенные колонки, украшенные плетенкой. Но это не обычная стилизация. В пятиглавии Никитского храма центральная глава была намного больше и массивнее четырех боковых.

Центральную главу венчал огромный купол на широком световом барабане. К Кузнецкой улице (до 1922 года Новокузнецкая называлась так) церковь была обращена восточной стороной, что предопределило прямую линию стены и отсутствие апсиды. Церковь образовывала выразительный композиционный акцент в застройке этой части Замоскворечья. Описанные особенности делали храм Никиты не похожим ни на один другой московский храм. Тем трагичнее для Москвы его потеря. В 1935 году церковь была разрушена. На ее месте построен конструктивистский жилой дом (Новокузнецкая, 4/12) для работников милиции.

Церковь Троицы в Лужниках. Улица Бахрушина до советского переименования носила название Лужнецкой или Лужниковской – по находившейся здесь в XVII веке конюшенной дворцовой слободе Большие Лужники. В древности на этом месте располагались лужки для выгона скота. Церковь в слободе документально известна с 1625 года. Самое древнее ее название – Николая Чудотворца Мирликийского в Конюхах. Первый каменный храм был возведен в середине XVII века и освящен во имя Троицы. К концу века у Святотроицкого храма появился придел в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи.

В 1730 году с южной стороны к церкви был пристроен Никольский придел – в память о древнем храме. В середине XVIII века церковь украсили невысокой стройной колокольней. В 1785-89 годах храм Троицы в Лужниках значительно перестроили и расширили. Последний раз церковь обновлялась в 1858-61 годах. Святотроицкий храм знаменит своими прихожанами. В приходе церкви в разное время жили известнейшие и богатейшие купцы: например, меценат, коллекционер, создатель Театрального музея А.А. Бахрушин и московский городской голова М.Л. Королев, который был старостой храма Троицы в Лужниках.

В начале 1930-х годов храм Святотроицкая церковь была разрушена по просьбе завода «Мосэлектрик». К сожалению, Москва потеряла прекрасный храм, представлявший собой одноглавый четверик с трапезной и трехъярусной колокольней. На месте церкви была построена школа № 525 Замоскворецкого района. Сегодня школа носит имя народного артиста СССР Р.А. Быкова, который в ней учился в 1937-47 годах. В 2003 году почтили память об утраченном храме: на территории школьного двора, на том месте, где до Октябрьской революции 1917 года находился главный алтарь церкви, была установлена памятная Троицкая часовня.

Церковь Спаса Преображения в Наливках. В первой половине XVI века великий князь Василий III выстроил для воинов защитников Москвы (иностранные путешественники называли их «телохранителями») целый город Нали, или Наливки. Историк С.М. Соловьев объясняет это название тем, что воинам было позволено пить (и наливать) мед и пиво в любое время дня и года. Но есть и другая версия происхождения этого топонима – по рощам, которые назывались наливками. Кроме того, Наливками могли именовать заливные или наливные луга, коих в этой части Москвы было немало. Церковь в Наливках впервые появляется в документах в 1642 году.

Возведение каменного храма началось в 1713 году, но работы были остановлены указом царя Петра I о запрете каменного строительства во всей России, кроме Петербурга. Главный престол во имя Спаса Преображения освятили только в 1738 году. Через несколько лет у Спасопреображенской церкви появился Никольский придел. Новая большая теплая трапезная с двумя приделами (второй – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») построена в 1840-х годах по проекту архитектора М.Д. Быковского. Главную церковь перестраивали во второй половине XIX века. Тогда в храме появился Михаило-Архангельский придел.

Церковь Спаса Преображения в Наливках имела несколько ярких деталей. Крупный приземистый храм в стиле позднего классицизма венчал невысокий, как будто приплюснутый барабан с куполом. Внутри просторной церкви отсутствовали столбы и колонны, а округлые своды обильно освещались резными паникадилами с разноцветными лампадами вместо свечей. Храм был закрыт и снесен в 1929 году. В 1930-х годах на его месте построили два ничем не примечательных жилых дома в пять этажей для кооператива «Замоскворецкий рабочий» (современный адрес: 1-й Спасоналивковский переулок, 17 – на углу с Казанским переулком).

Церковь Космы и Дамиана в Нижних Садовниках. В конце XV века в Замоскворечье (на территории современной Болотной площади) появился огромный Государев сад. Его обслуживали три слободы царских садовников, одна из которых – Нижние Садовники – дала название Садовнической улице. Единственная церковь Нижних Садовников была ярчайшим образцом московской архитектуры эпохи русского узорочья. Первое упоминание о храме Космы и Дамиана исследователи датируют 1625 годом, но с большой долей вероятности можно утверждать, что церковь на этом месте существовала и раньше.

В 1657 году в Нижних Садовниках появилась первая каменная церковь. Главный престол освятили в честь Владимирской иконы Божией Матери, а почитаемый Космодемьянский придел разместился в правой апсиде. В XVIII веке придел был перемещен в трапезную. Глядя на дореволюционные фотографии храма Космы и Дамиана, можно увидеть, насколько нарядным, или, как говорили раньше, изукрашенным, он был. Особенно выделялся наружный портал Космодамианской церкви с южной стороны. Бла¬годаря талантливому мастеру портал как будто бы превратился в причудливой формы вход в сказочный мир.

Нам остается лишь сожалеть о том, что Замоскворечье лишилось такой красоты! Без преувеличения, это был один из самых красивых храмов Москвы. На мой взгляд, это главная потеря Замоскворечья. Церковь Космы и Дамиана разрушили в 1932 году. На ее месте – юго-восточное крыло шестиэтажного жилого дома на углу Садовнической улицы и Комиссариатского переулка, который до революции назывался Космодамианским – по церкви. Единственное напоминание о стоявшем здесь когда-то замечательном храме – памятная доска на здании на углу Комиссариатского переулка и Космодамианской набережной.

Церковь Воскресения Словущего в Монетчиках. Монетчиковские переулки получили свое название по проживавшим здесь в начале XVIII века монетчикам – рабочим Кадашевского монетного двора. Слобода монетчиков интересна тем, что она была последней слободой в Москве. После переноса столицы императором Петром I в Петербург почти все ремесленные слободы разорились, так как потеряли своего главного заказчика – Государев двор. Монетная же слобода просуществовала до 1730-х годов. Церковь на этом месте известна с 1672 года и впервые упоминается под названием Воскресения в Стрелецкой слободе.

До появления здесь монетчиков территорию Монетной слободы занимало поселение стрельцов. Удивительно, но первый каменный храм по¬явился в Монетчиках только в 1750 году. В это же время была построена отдельно стоящая барочная колокольня – по одной из версий, это проект зодчего Д.В. Ухтомского. После пожара 1812 года церковь Воскресения в Монетчиках значительно перестроили: сделали новую трапезную, внесли в оформление фасадов классицистические мотивы. В приходе Воскресенского храма жили известные прихожане, например, издатель И.Д. Сытин, на средства которого в церкви появились беломраморные иконостасы.

Несколько лет недалеко от храма жила семья А.Н. Островского. Будущий великий драматург каждое воскресенье посещал церковь в Монетчиках. В начале 1930-х годов храм был закрыт и разрушен. На его месте построили типовое школьное здание, в котором разместилась школа № 529. В этой школе в начале 1950-х годов учился будущий многолетний мэр Москвы Ю.М. Лужков. В 2004 году старое здание школы снесли, и 1 сентября следующего года дети пошли в новую современную школу. Перед перестройкой жители Замоскворечья надеялись, что церковь Воскресения в Монетчиках возродится на прежнем месте.

Церковь Николая Чудотворца на Пупышах. Местность, на которой построили храм, была заболоченной. Отсюда и название церкви. Пупыши - это кочки на болоте. До прорытия Водоотводного канала территория часто подтоплялась во время таяния снега и весенних паводков. Сегодня церковь Николы на Пупышах украшала бы Космодамианскую набережную. Деревянный храм известен с 1565 года. В конце XVII века появилась первая каменная церковь, освященная в честь Смоленской иконы Божией Матери с Никольским приделом. В 1730-х годах на средства купцов Щеголевых Николо-Пупышевский храм был перестроен.

Приблизительно в то же время в трапезной появился придел иконы Богоматери «Утоли моя печали», в котором хранился список с почитаемой чудотворной иконы. Следующая крупная перестройка случилась в середине XIX века, когда трапезная, приделы и колокольня были заменены новыми. Церковь Николы на Пупышах представляла собой пятиглавый храм с сильно вытянутым вверх четвериком, трапезной и шатровой колокольней. Возможно, столь необычная форма четверика связана с тем, что на этом храме делались специальные отметки высоты воды в большие паводки. Ни¬коло-Пупышевскую церковь закрыли в 1931 году.

Сначала ее изуродовали и приспособили под невзрачное общежитие работников конного транспорта. С 1934 года Никольский храм стали разбирать на материалы для нужд Метростроя. В 1950-х годах церковь окончательно разрушили, чтобы построить корпус огромного девятиэтажного жилого комплекса на набережной Максима Горького (ныне Космодамианская набережная, 40-42). Местные жители считали, что ступеньки из камня, которые вели на спортплощадку во дворе дома, остались от трапезной разрушенного храма. Сегодня на месте церкви Святителя Николая на Пупышах парковка автомобилей и гаражи-ракушки.

История Церкви в советский период полна драматических и трагических моментов, это история борьбы и сосуществования.
С первых дней победы большевистской революции православные иерархи оказались перед нелегким выбором: начать открытое духовное сопротивление атеистическому государству или попытаться ужиться с новой властью, несмотря на всю её враждебность. Выбор был сделан в пользу второго, но это не означало полной покорности. В годы Гражданской войны руководство РПЦ не раз выступало с гневными протестами против тех или иных действий советской власти. Например, были публично осуждены позорный Брестский мир и расстрел Царской семьи.

19 января 1918 года с одобрения Поместного Собора Патриарх Тихон издал свое знаменитое Послание с анафемой "безумцам", творящим "кровавые расправы", хотя виновные не были названы прямо.

Однако тот же Тихон сказал "Церковь признаёт и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога" («Акты патриарха Тихона», М. 1994, стр.296).

В годы Гражданской войны тысячи священнослужителей стали жертвой Красного террора.
В 1921 г. началась кампания по изъятию имущества РПЦ.

Изъятие церковных ценностей, 1921 г.:

Конфискованные митры, 1921 г.:

2 января 1922 г. ВЦИК принял постановление «О ликвидации церковного имущества». 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК опубликовал декрет, в котором постановлял местным Советам «…изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим».

В июне 1922 г. в здании Филармонии в Петрограде начался публичный судебный процесс по делу о сопротивлении духовенства изъятию церковных ценностей:

Трибунал приговорил к смертной казни 10 человек, включая митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), адвоката И. М. Ковшарова и профессора Ю. П. Новицкого. Им вменялось в вину «распространение идей, направленных против проведения советской властью декрета об изятии церковных ценностей, с целью вызвать народные волнения для осуществления единого фронта с международной буржуазией против советской власти». ВЦИК оставил смертный приговор по отношению к ним в силе, заменив шестерым расстрел на тюремное заключение. Другие осужденные получили различные сроки лишения свободы (от одного месяца до 5 лет), 26 человек были оправданы. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года приговор в отношении четырех осужденных был приведен в исполнение (см. "Петроградский процесс 1922 года" в Вики).

Закрытие Симонова монастыря. Красноармейцы выносят церковные ценности из разорённой обители. 1923 г.:

Разбор награбленных церковных ценностей в Гохране. Фото 1921 или 1922 г. :

Сортировка изъятых ценных предметов, 1926 г.:

Хотя массовое закрытие храмов началось лишь в конце 1920-х, уже к середине этого десятилетия многие из них были "перепрофилированы" под советские нужды.

Рабочий клуб, 1924 г.:

Особо следует отметить антиколокольную кампанию. С 1930 года колокольный звон был официально запрещен. По всему СССР со звонниц сбрасывали колокола и отправляли на переплавку "для нужд индустриализации":

Около 1929 г. начинается самый трагический период антицерковной кампании - массовое закрытие храмов, а затем и их массовое разрушение.

Снос собора св. Николая в Харькове:

Символическим рубежом стало уничтожение мемориального Храма Христа Спасителя в Москве в декабре 1931 г.:

Кафедральный собор Иркутска в период сноса, 1932:

Снос церкви Владимирской Божией Матери у Владимирских ворот в Москве, 1934:

Снос церкви Дмитрия Солунского в Москве, 1934:

По негласной разнарядке полному сносу подлежали не менее половины храмов в каждом городе, большинство остальных были обезглавлены и перестроены под светские нужды.
Пик вакханалии сносов пришёлся на 1935-1938 гг., т.е. практически совпал по времени с Большим Террором, в ходе которого были истреблены и отправлены в лагеря десятки тысяч священнослужителей.

Екатерининский собор в Царском Селе, 1938:

Накануне войны Церковь в СССР находилась на грани полного уничтожения. Во многих крупных городах оставалось по одному действующему храму.

Тяжелые поражения в первые месяцы Великой Отечественной войны заставили советское руководство резко изменить политику в отношении Церкви, поскольку это было необходимо для поддержания морального духа населения и воинов. В короткий срок вновь открылись тысячи храмов, священнослужители стали участвовать в общественной жизни, собирали средства на постройку военной техники. А некоторые из священников защищали Родину с оружием в руках.

Командир 5-й Ленинградской партизанской бригады Герой Советского Союза полковник Константин Дионисьевич Карицкий вручает Фёдору Пузанову медаль:

Отец Фёдор Пузанов в боевом строю:

Протоиерей Александр Романушко с товарищами-партизанами:

8 сентября 1943 г. впервые в советское время был избран Патриарх РПЦ.
Крёстный ход 9 мая 1945 в Ставрополе:

На параде Победы, 1945 г.:

В послевоенные годы, при жизни Сталина, эти укрепившиеся позиции Церкви были сохранены. Последняя, в свою очередь, отвечала полной лояльностью советскому правительству и активно участвовала во всех его пропагандистских мероприятиях, в т.ч. внешнеполитических.

Конференция религиозных объединений СССР по защите мира в Загорске, май 1952 г.:

Верующих призывали неустанно молиться за здоровье вождя, особенно, в период его болезни.

У гроба Сталина, март 1953:

Последняя волна гонений на церковь началась при Хрущёве, фанатичном атеисте, заявлявшем, что "мы не возьмём с собой церковь в коммунизм". В начале 1960-х были вновь закрыты тысячи храмов и разрушены многие сотни, включая выдающиеся памятники архитектуры.

Кони в заброшенном храме, 1960-е:

При Брежневе положение в СССР окончательно стабилизировалось. Это было существования в рамках своего рода социальной резервации под плотным контролем КГБ.

На банкете в честь 60-летия Октября, 1977 г.:

Собор Спаса Преображения на Бору в Московском Кремле. Древнейший каменный храм Москвы, основанный в 1330 году князем Иоанном Даниловичем Калитою. Разобран в 1933 году ради создания на его месте пристройки к Кремлёвскому дворцу со служебными помещениями (хранилище мётл и лопат).

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле. Построена в 1731-ом году на средства гоф-интендантской конторы. Разобрана в 1932-ом году.


Церковь Константина и Елены в Московском Кремле. Основана вел. кн. Димитрием Донским между 1362 и 1367 г.г. В 1651-ом году вместо деревянной на средства боярина Ильи Милославского возведена каменная. Разрушена в 1928-ом году.


Церковь Петра и Павла в Малом Николаевком дворце в Московском Кремле. Дворец построен архитектором Казаковым в 1776 году. Иконостас церкви был сломан в конце 1922 года в связи с приспособлением части дворца под клуб сотрудников ВЦИК и СНК. Советской публике дворец известен по компилятивной книге В. Вересаева "Пушкин в жизни", в которой на первой же странице приводится отрывок из П.В. Анненкова о прибытии Пушкина из ссылки в Москву по вызову императора ранней осенью 1826-го года: "Чудов или Николаевский дворец занимало тогда августейшее семейство и сам государь-император, которому Пушкин и был тотчас представлен, в дорожном костюме, как был, не совсем обогревшийся, усталый и, кажется, не совсем здоровый." Полностью разрушена вместе с дворцом в 1929-ом году.


Чудов (мужской) монастырь в Московском Кремле. Основан святителем Алексием митр. Московским в 1365-ом году. В монастыре были 4 храма с 7-ю престолами: Храм Чуда архистратига Михаила, Соборная церковь митр. Алексия, Церковь св. апостола Андрея Первозванного, Церковь Иоасафа Белгородского. Полностью уничтожен (взорван) со всеми храмами и престолами в декабре 1929-го года. На снимке: Собор Алексия митрополита и корпус, где находилась церковь Андрея Первозванного, 1882 год. (Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883, N 7)


Соборный храм Чуда Архангела Михаила. Каменный возведён на месте деревянного, предположительно 1358-го года постройки, в 1501-ом году (освящён в 1503-ем). После пожара 1626-го года был устроен новый иконостас. Реставрировался в 1849-ом году под надзором академика Быковского. Подвалы под храмом белокаменные, двухэтажные, с отдельными входами.


Собор Вознесения Господня Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Возведён зодчим Алевизом в 1519-ом году на месте старой церкви 1467-го года постройки. Последнее здание выстроено к 1588-му году ктиторшей царицей Ириной (Годуновой) как реплика Архангельскому Собору, поскольку в Архангельском погребались цари, а в этом - царицы. Приделы: 1). Успения Пресвятой Богородицы (с Севера), 2). Иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" (предп. в 1732-ом году, с Юга). Разрушен (взорван) в 1929-ом году. На снимке: Вознесенский собор, рисунок нач. XIX века. Взорван в декабре 1929-го года. Из жалобы сотрудников Центр. гос. реставрационных мастерских от 17-го декабря 1929-го года: "Мы, нижеподписавшиеся... явившись к 9 часам на работу, нашли храм взорванным и представляющим груду строительного мусора. Оставленные на подмостях накануне... только что снятые две фрески святителей в кругах с алтарного абсида и прикрытые фанерой не найдены..." На снимке: Чудов монастырь в Московском Кремле. Соборный храм Чуда Архангела Михаила. Слева - Колокольня, под которой находилась церковь Иоасафа Белгородского (также взорвана), 1882 год. (Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883, N 7А)


Вознесенский (женский) монастырь в Московском Кремле. Основан вел. кн., женою Димитрия Донского в 1387-ом году. В монастыре было 3 храма с 8-ю престолами: Собор Вознесения Господня, Церковь Михаила Малеина, Церковь влкмч. Екатерины. Екатерининская церковь. Каменная известна с 1517-го года, затем, после наполеоновского нашествия, разобрана. Последнее здание выстроено по проекту архитекора Росси в 1817-ом году в "готическом" стиле. Приделы: 1). Казанской иконы Божией Матери, 2). Рождества Иоанна Предтечи. В конце XIX века обновлена, появились мраморные иконостасы в главном алтаре и приделах. Полностью уничтожен со всеми храмами и престолами в 1929-ом году. На снимке: Вознесенский монастырь в Московском Кремле. Екатерининский храм. Справа - церковь Михаила Малеина (взорвана в то же время), 1882 год. (Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. I: Кремль и Китай-город. М., 1883, N 8)


Казанский Собор. Сооружён деревянным на вклад кн. Димитрия Пожарского в 1620-ых годах. Cгорел в 1635-ом году, на восстановление выделен царём кирпич от строившегося дворца в Кремле. Главный престол освящён в 1635-ом, придел Аверкия Иерапольского - осенью 1637-го года. В 1805-ом году выстроена новая колокольня на месте прежней. Пострадал при взрыве французскими ордами Никольской башни. В 1865-ом году колокольня стала трёхъярусной.
Закрыт в 1930-ом году якобы по ходатайству Исторического Музея. Разрушен в 1936-ом году. В 1937-ом на месте Собора - Павильон Б. Иофана в честь III Интернационала и туалет для посетителей павильона. После В.О.В. на месте Собора - только туалет, обслуживавший прибывающих поглазеть на Красную площадь туристов вплоть до конца 1980-ых годов.
В 1990-ые годы сооружён заново из железобетона в подражание стилю XVII века.


Собор Николая Чудотворца Николаевского греческого (мужского) монастыря (Никольская улица).
Построен в 1727-ом году. Освящён в 1736-ом году. На заднем плане справа хорошо виден Большой театр, разрушенный в начале 2000-ых годов Лужковскими "реконструкциями". Сейчас на месте Большого театра - железобетонный новодел.
Сломан Собор Николая Чудотворца в 1935-ом году.


Церковь Троицы, что в Полях. Впервые упоминается в т.н. "Никоновской" летописи прибл. в 1493-м году. Неоднократно перестраивалась (в последний раз - в 1832-ом году).
Разрушена в 1934-ом году, и на её место переставлен стоящий дотоле около памятник первопечатнику Ивану Фёдорову (1909 г.).


Церковь (иконы) Владимирской Божией Матери (Никольская улица). Построена на средства царицы Натальи Кирилловны в 1691-1693 гг. Закрыта осенью 1932-го года, снесена в 1934-ом году вместе с колокольней, башней Владимирских ворот (видна проямо за церковью) и прилегающей стеной Китай-города.


Церковь Николая Чудотворца Большой Крест (улица Ильинка). Упоминается в Степенной книге XVI века, между 1680 и 1697 гг. построена каменной архангельскими купцами Филатьевыми.
Снесена в 1933 году.


Церковь свщмч. Ипатия Гангрского (Ипатьевский пер.). Известна с 1472-го года. Каменная построена в 1652-ом году на средства Ф.Н. Олябьева.
Поэтапно разрушалась с 1929-го года. Бывшая алтарная абсида, использовавшаяся дворниками для хранения инвентаря, уничтожена в 1967-ом году.


Церковь Николая Чудотворца "Мокрого". Упоминается в летописях с 1468-го года. Последнее каменное здание построено в 1697-ом году.
Закрыли в 1932-ом году. Снесли вместе с остальными зданиями старого Зарядья в 1930-60-ые годы (часть стены Китай-города, выходящую на набережную, взорвали в 1951-ом году). В 1967 году на месте Зарядья возвели гостиницу "Россия" (форма - составленный из железобетонных панелей многоэтажный прямоугольный параллелепипед), остатки которой остаются неубранными до сих пор (разрушена в позднейшее Лужковское правление).


Церковь Николая Чудотворца "Москворецкого". Упоминается с XVI века. перестроена в 1829-ом (освящена в 1832) году.
Разобрана, как и вся чётная сторона Москворецкой улицы (единственная улица в Москве, на которой теперь нет ни одного строения!), в 1936-37 гг. при строительстве нового Москворецкого моста. На месте церкви с тех пор - проезд к мосту от Красной площади.

Из коллекции Юрия Елисеева
Полностью здесь: