Контроль за поведением условно-досрочно освобожденных на постпенитенциарной стадии, которая охватывает при УДО период времени с момента досрочного освобождения осужденного до момента истечения неотбытой части наказания, осуществляет специализированный государственный орган, которым является уголовно-исполнительная инспекция.

При этом в УИК и подзаконных нормативных актах, принятых в развитие содержащихся в нем положений, вопросы контроля за условно-досрочно освобожденными не урегулированы. Так, в Положении «Об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности» утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16июня 1997 г. (с изм. от 20 февраля 1999 г.) контроль за поведением условно-досрочно освобожденных в числе прочих задач уголовно-исполнительных инспекций не значится. Нет указания на такого рода контроль и в Инструкции «По организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», утвержденной приказом Министерства Юстиции от 20 мая 2009 г. Поэтому видится необходимым дополнить указанные законодательные акты нормами, которые регулировали бы контроль за условно-досрочно освобожденными.

В уголовно-исполнительном законодательстве регламентирован лишь контроль за условно осужденными (ч. 1 ст. 187 УИК РФ). Однако, исходя из того, что правовое положение условно-досрочно освобожденных, по сути, аналогично таковому и у условно осужденных, то и контроль за ними должен осуществляться одним и тем же органом. При этом в ч. 2 ст. 87 УИК РФ отмечается, что к осуществлению контроля условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.

Действительно, в соответствии с п. 26 ст. 12 Закона «О полиции» от 07 февраля 2011 г, полиция обязана осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами освобожденными из мест лишения свободы установленных для них судом запретов и ограничений (п. 18 ст. 10 Закона от 18 апреля 1991 г. (в ред. от 15 июля 2009 г.) «О милиции»). В соответствии с п. 9.15 Инструкции «По организации деятельности участкового уполномоченного», утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. такой контроль возложен на участковых уполномоченных милиции. Приказом МВД РФ от 30 марта 2006 г. «О внесении изменений в Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900» положения указанной Инструкции были дополнены обязанностью участкового уполномоченного милиции заводить учетно-профилактические дела на лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом, а также разъяснен порядок заведения, хранения, ведения и сдачи учетно-профилактических дел. Как отмечает Т.Ю. Конькова необходимость внесения этих изменений возникла в связи с тем, что без заведения таких дел и приобщения к ним характеризующих материалов на осужденного, совершившего нарушение общественного порядка или уклоняющегося от исполнения обязанностей было невозможно направить представление в суд об отмене досрочного освобождения под условием.



Таким образом, анализ статьи 187 УИК РФ дает основание полагать, что контроль за условно-досрочно освобожденными осуществляет и уголовно-исполнительная инспекция и участковый уполномоченный милиции. При этом необходимо иметь в виду, что содержание деятельности органов внутренних дел по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных существенно отличается от содержания контролирующей деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Органы внутренних дел в лице участковых уполномоченных выполняют контрольно-профилактические функции (профилактика правонарушений, новых преступлений) Инспекции же выполняют функции контрольно-исполнительные. Соответствующая обязанность органов внутренних дел, отмечает П.Н. Панченко, возникает не в связи с уголовно-исполнительным правоотношением, возникшем ввиду обвинительного приговора и необходимости исполнения наказания, а в связи с уголовно-профилактическим правоотношением, появление которого связано с судимостью лица. Если уголовно-исполнительная инспекция выполняет в основном контрольно-исполнительные функции, то органы внутренних дел именно контрольно-профилактические, имеющие целью недопущения (предупреждение) подобных фактов. Исходя из сказанного, указанные органы должны взаимно содействовать друг другу в достижении общих правоохранительных целей, каковыми являются противодействие преступлениям и обеспечение правопорядка.



В настоящее время условно-досрочно освобожденные обязаны не реже одного раза в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для отчета о своем поведении, исполнении возложенных на них судом обязанностей. Уголовно-исполнительные инспекции правомочны вызывать условно-досрочно освобожденных для проведения, к примеру, профилактических бесед, дачи разъяснений по различным вопросам.

В целях повышения эффективности контроля за условно-досрочно освобожденными Т.Ф. Минязева предлагает активно использовать положительный опыт ряда зарубежных государств в этой области (Англии, Бельгии, Франции). В частности, автор видит целесообразным внедрение в практику работы уголовно-исполнительных инспекций электронных браслетов, по типу радиопередатчиков, которые обязаны носить условно-досрочно освобожденные на протяжении всего срока неотбытой части наказания. Данные устройства смонтированы таким образом, что позволяют определять местонахождение лица в любое время суток, а в программу, обеспечивающую их системное функционирование, закладываются допустимые маршруты передвижения условно-досрочно освобожденного (на работу, в магазин или школу). Отклонение лица от заданных маршрутов, равно как и попытка избавления от этого браслета фиксируется на пульте дежурного.

Думается, использование подобного рода изобретений не способно в полной мере выявить действительное поведение условно-досрочного освобожденного в процессе осуществления над ним контроля. Дело в том, что применение рассматриваемых приборов изначально моделирует именно правомерное поведение лица, причем правомерное на безальтернативной основе. У осужденного с электронным браслетом по существу нет возможности сделать выбор на основании нескольких альтернатив поведения, а следовательно, с его стороны будет отсутствовать и такой показатель поступка, как борьба мотивов.

Одна ситуация, когда условно-досрочно освобожденный не покидает место жительства в вечернее время, заведомо зная, что о его поведении тут же станет известно контролирующему органу. Вряд ли в подобных условиях он вообще на это отважится. И совсем другой случай, если лицо не нарушает вышеуказанный запрет, не находясь под постоянным надзором. Имея определенную альтернативу поведения, субъект сталкивается с более сложной дилеммой и, если при данных обстоятельствах он все-таки исполняет возложенную судом обязанность, то это свидетельствует о формировании у него положительных поведенческих установок. Поэтому вывод об окончательном исправлении условно-досрочно освобожденных, думается, будет верным лишь при условии наличия у них свободы выбора в поведении. Обеспечение же повышения качества контроля возможно, например, путем сбора информации о поведении лица (на работе, в школе, по месту жительства) представителями уголовно-исполнительной инспекции.

25. Контроль за условно - досрочно освобожденными лицами осуществляется по их месту жительства. Если по уважительным причинам, условно - досрочно освобожденное лицо не может проживать по данному адресу, начальник органа внутренних дел по его заявлению может разрешить ему временное проживание в другом месте, в пределах обслуживаемой городским районным органом внутренних дел территории.

26. В целях полноты осуществления контроля за исполнением установленных судом обязанностей условно - досрочно освобожденными, сотрудники органов внутренних дел имеют право:

1) запрашивать и получать сведения о поведении условно - досрочно освобожденных лиц по месту работы и жительства от граждан и администрации организаций, независимо от форм собственности;

2) вызывать условно - досрочно освобожденных лиц на собеседование в органы внутренних дел, при необходимости проводить такие беседы в присутствии родственников, с их согласия;

3) требовать от условно - досрочно освобожденных лиц устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением возложенных судом обязанностей.

27. Участковый инспектор полиции обязан проводить с условно - досрочно освобожденным лицом по месту жительства предупредительную работу по недопущению случаев уклонения от исполнения установленных судом обязанностей и совершения им правонарушений.

28. По результатам каждого посещения жилища условно - досрочно освобожденного лица участковый инспектор полиции или сотрудник полиции, проверявший последнего, по указанию начальника ГОРОВД делает соответствующую отметку в листке контроля (приложение 7 к Правилам).

29. Обязательство являться в орган внутренних дел применяется в целях контроля за условно - досрочно освобожденными лицами, а также проведения бесед профилактического характера. Часы явок устанавливаются с таким расчетом, чтобы это не повлияло на работу и учебу условно - досрочно освобожденного лица.

30. Регистрация явки условно - досрочно освобожденного лица в орган внутренних дел осуществляется в подразделении общественной безопасности либо в участковых пунктах полиции, о чем делается отметка в специальном регистрационном листе (приложение 8 к Правилам).

31. По каждому факту нарушения установленных судом обязанностей участковый инспектор полиции составляет рапорт (приложение 9 к Правилам) и соответствующие материалы, которые в установленном порядке направляет в суд с обеспечением явки условно - досрочно освобожденного лица.

32. В случае неявки по вызову в орган внутренних дел или в суд осуществляется принудительный привод условно - досрочно освобожденного лица.

33. Если нарушение установленных судом обязанностей выявлено органом внутренних дел на территории обслуживания которого условно - досрочно освобожденное лицо не проживает, протокол об административном правонарушении для принятия мер направляется в орган внутренних дел, осуществляющий за этим лицом контроль.

34. Вопросы о временном выезде лица, условно - досрочно освобожденного, с места постоянного жительства за пределы района (города, области), рассматривает начальник ГОРОВД или его заместитель, на основании письменного заявления условно - досрочно освобожденного лица и рапорта участкового инспектора, с указанием причин выезда, данных, характеризующих поведение лица в период нахождения на профилактическом учете. О принятом решении делается соответствующая запись на заявлении.

35. При разрешении условно - досрочно освобожденному лицу временного выезда в другой населенный пункт и нахождения там более суток, ему выдается под расписку маршрутный лист (приложение 10 к Правилам), в котором указывается дата разрешения на выезд в другой населенный пункт, цель поездки и срок пребывания, обязанность условно - досрочно освобожденного лица зарегистрироваться в местном органе внутренних дел, являться по вызову в установленное время в орган внутренних дел, известить о своем возвращении участкового инспектора полиции, осуществляющего за ним контроль по месту постоянного жительства. О выезде условно - досрочно освобожденного лица участковый инспектор полиции письменно уведомляет орган внутренних дел, на территорию обслуживания которого он должен прибыть (приложение 11 к Правилам).

36. По приезду условно - досрочно освобожденного лица на территорию обслуживания другого органа внутренних дел, сотрудник подразделения общественной безопасности или участковый инспектор полиции регистрирует прибывшего во второй части журнала регистрации УДО от отбывания наказания, прибывших на территорию обслуживания органа внутренних дел для временного проживания, вносит соответствующие отметки в маршрутный лист, заверяет их печатью (штампом) органа внутренних дел.

37. Участковый инспектор полиции в течение срока временного проживания, условно - досрочно освобожденного лица осуществляет наблюдение за его поведением и образом жизни, устанавливает ему дни явки для проведения бесед, по окончании срока пребывания вносит в маршрутный лист запись о его поведении по месту временного проживания.

38. При возвращении условно - досрочно освобожденного лица к постоянному месту жительства участковый инспектор полиции, осуществляющий за ним контроль, знакомится с записями в маршрутном листе, делает в нем отметку о прибытии данного лица и приобщает маршрутный лист к контрольному делу.

39. При выезде условно - досрочно освобожденного лица на постоянное место жительства в другой населенный пункт орган внутренних дел:

1) осуществляющий контроль направляет информацию (приложение 12 к Правилам) в орган внутренних дел, на территории которого будет проживать условно - досрочно освобожденное лицо;

2) по новому месту жительства условно - досрочно освобожденного лица в трехдневный срок проверяет прибытие последнего по указанному адресу и извещает орган, направивший информацию;

3) после получения подтверждения о прибытии условно - досрочно освобожденного лица по избранному месту жительства направляет контрольное дело и имеющуюся в криминальной полиции информацию, в орган внутренних дел по новому месту жительства, для дальнейшего осуществления контроля;

4) направивший контрольное дело, в трехдневный срок письменно уведомляет о перемене условно - досрочно освобожденным лицом постоянного места жительства областное адресное бюро (приложение 13 к Правилам). В таком же порядке уведомляется адресное бюро при: осуждении условно - досрочно освобожденного лица за повторное преступление, с отменой условно - досрочного освобождения; отмене условно - досрочного освобождения; смерти условно - досрочно освобожденного лица.

40. Условно - досрочно освобожденному лицу при выезде на постоянное место жительство выдается контрольный листок (приложение 14 к Правилам), в котором указывается дата отъезда, адрес нового места жительства и срок явки на регистрацию в орган внутренних дел по новому месту жительства.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета "Казахстанская правда", база данных , Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети.

Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности.

Компания не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания

Комментарий к статье 183 УИК РФ:

1. Законом РФ "О милиции" установлена обязанность милиции контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений. Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900, на участковых уполномоченных милиции также возлагаются обязанности по осуществлению контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Однако этот контроль носит формальный характер.

2. Возложение на осужденного обязанностей не менять без уведомления постоянного места жительства, работы, учебы, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи и других обязанностей, способствующих его исправлению, которые по своему содержанию могут быть расценены как определенные ограничения, в соответствии с УК РФ возможно лишь при применении к нему условно-досрочного освобождения.

При этом предусмотрено, что в течение оставшейся не отбытой части наказания контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.

Суд может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания по представлению названных органов, если осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения.

Вместе с тем специализированный государственный орган, наделенный необходимыми полномочиями по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных лиц, в настоящее время не определен. Следовательно, правовые основания для обеспечения надлежащего контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, за исключением условно-досрочно освобожденных военнослужащих, отсутствуют. Сложившаяся практика отмены судами условно-досрочного освобождения вследствие совершения нового преступления свидетельствует лишь об отсутствии контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания.

3. Ранее данные вопросы регулировались Положением об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. N 5364-VI, регламентировались порядок установления, осуществления и прекращения административного надзора, а также обязанности лица, находящегося под административным надзором, и ответственность за нарушение правил надзора. Институт административного надзора способствовал предупреждению повторных преступлений и действовал до вступления в силу с 1 июля 2002 г. УПК РФ и КоАП РФ.

Уровень преступности, и рецидивной в частности, особенно среди лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, не может не вызывать серьезной озабоченности государства и общества: каждое пятое преступление в стране совершается лицами, отбывшими наказание.

4. Учитывая, что в настоящее время правовое регулирование контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, носит бессистемный характер, существующая нормативная база не устанавливает четкого механизма реализации данного института, на различных уровнях неоднократно рассматривался вопрос о необходимости принятия специального федерального закона, позволяющего в полной мере урегулировать осуществление постпенитенциарного контроля.

Такой закон должен быть разработан с учетом позитивной мировой практики, поскольку европейскими и другими зарубежными государствами накоплен большой опыт применения постпенитенциарного контроля, и направлен на защиту общества от преступных посягательств, уменьшение рецидива преступности, исполнение предписаний суда в отношении освобожденных из мест лишения свободы, осуществление помощи жертвам преступлений и реабилитацию правонарушителей.

Как сейчас МВД контролируют УДО не представляю, думаю скоро у нас будет весело с ними

Да никак не контролируют (не считая поднадзорников). Контроля как такового нет. Разве это контроль, когда порядочный УДОшник приходит из полиции в УИИ и говорит: « Меня к вам из милиции прислали, отмечаться»? А что бывает с непорядочными. Они попросту забивают на все ограничения и делают то, что хотят. При этом никакая полиция их не ищет, не ставит на учет и не контролирует. Разве можно сравнить это с тем контролем, который осуществляет УИИ? Видимо, это одна из предпосылок передачи УДОшников из, если это можно так назвать, «ведения» полиции в ФСИН.
Плюс к этому неурегулированность и расплывчатость данного вопроса в законодательстве.
Что мы имеем на сегодняшний день:
Так, в УК в статье 79. «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания» сказано:
«… Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом , а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.»
Кто-нибудь может сказать – что это за орган? Этот орган законодательно до сих пор не определен, и, соответственно, нет никаких оснований ни полиции, ни УИИ контролировать, а тем более, применять предусмотренные ст. 79 ч.7 УК санкции (представление) к данной категории осужденных.
Получается, что условно-досрочно освобожденные военнослужащие подконтрольны, а гражданские - сами по себе.

Хотя, тут же:
Закон « О полиции».
«Статья 12. Обязанности полиции
26) осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений ; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;»

А так же:
ПРИКАЗ МВД РФ от 16.09.2002 N 900 (ред. От 12.04.2007) «О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ МИЛИЦИИ»
«9.15. Контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, ограничений, установленных для них законодательством , а также в пределах своей компетенции в установленном порядке принимать участие в контроле за поведением лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы.»

Вроде бы что-то и прописано, но нет приказа, детально регламентирующего данный контроль, а также порядок, и сроки вынесения санкций. От того и «расслабленное» состояние УДОшников.
УИИ вообще-то, исполняют наказания, не связанные с лишением свободы (без изоляции от общества), а условно-досрочное освобождение не является наказанием (даже наоборот).
Однако, скорее всего, на УИИ все же повесят ещё один головняк.

Контроль за условно-досрочно освобожденными.

В отношении осужденных военнослужащих

Действие уголовно-исполнительного законодательства

Необходимость специальной регламентации исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих обусловлена спецификой их правового статуса, поскольку становясь осужденными, они не перестают быть военнослужащими.

В ч. 1 ст. 5 УИК РФ указывается, что наказания осужденных военнослужащих исполняются в соответствии с:

УИК РФ (в частности, Разделом 5 УИК РФ – Исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих);

ФЗ, регулирующих порядок прохождения воинской службы (ФЗ от 31 мая 1996 ᴦ. «Об обороне», ФЗ от 23 марта 1998 ᴦ. «О воинской обязанности и военной службе», ФЗ от 27 мая 1998 ᴦ. «О статусе военнослужащих»);

Общевоинскими уставами (Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденный указом Президента РФ от 10 ноября 2007 ᴦ.; Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, утвержденный указом Президента РФ от 10 ноября 2007 ᴦ.);

Иными нормативными правовыми актами (к примеру, Положение о дисциплинарной воинской части, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 4 июня 1997 ᴦ.);

Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденные Приказом Министерства обороны РФ от 29 июля 1997 ᴦ. Правила определяют процедуру исполнения наказаний, отбываемых в условиях дальнейшего прохождения осужденными военной службы, а именно: ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части. Этими же Правилами устанавливается и порядок организации контроля командованием воинских частей за поведением условно осужденных военнослужащих.

При осуждении военнослужащих к лишению свободы, они утрачивают статус военнослужащего, подлежат увольнению со службы и данное наказание исполняется на основании общих положений без каких-либо изъятий.

Контроль за поведением условно-досрочно освобожденных на постпенитенциар-ной стадии, которая охватывает при УДО период времени с момента досрочного освобо-ждения осужденного до момента истечения неотбытой части наказания, осуществляет специализированный государственный орган, которым является уголовно-исполнительная инспекция.

При этом в УИК и подзаконных нормативных актах, принятых в развитие содер-жащихся в нем положений, вопросы контроля за условно-досрочно освобожденными не урегулированы. Так, в Положении «Об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности» утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16июня 1997 ᴦ. (с изм. от 20 февраля 1999 ᴦ.) контроль за поведением условно-досрочно освобожденных в числе прочих задач уголовно-исполнительных инспекций не значится. Нет указания на такого рода контроль и в Инструкции «По организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», утвержденной приказом Министерства Юстиции от 20 мая 2009 ᴦ. По этой причине видится необходимым дополнить указанные законодательные акты нормами, которые регулировали бы контроль за условно-досрочно освобожденными.

В уголовно-исполнительном законодательстве регламентирован лишь контроль за условно осужденными (ч. 1 ст. 187 УИК РФ). При этом, исходя из того, что правовое поло-жение условно-досрочно освобожденных, по сути, аналогично таковому и у условно осу-жденных, то и контроль за ними должен осуществляться одним и тем же органом. При этом в ч. 2 ст. 87 УИК РФ отмечается, что к осуществлению контроля условно осужден-ных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.

Действительно, в соответствии с п. 26 ст. 12 Закона «О полиции» от 07 февраля 2011 г, полиция обязана осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами освобо-жденными из мест лишения свободы установленных для них судом запретов и ограниче-ний (п. 18 ст. 10 Закона от 18 апреля 1991 ᴦ. (в ред. от 15 июля 2009 ᴦ.) «О милиции»). В соответствии с п. 9.15 Инструкции «По организации деятельности участкового уполномоченного», утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 ᴦ. такой контроль возложен на участковых уполномоченных милиции. Приказом МВД РФ от 30 марта 2006 ᴦ. «О внесении изменений в Приказ МВД России от 16 сентября 2002 ᴦ. № 900» положения указанной Инструкции были дополнены обязанностью участкового уполномоченного милиции заводить учетно-профилактические дела на лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом, а также разъяснен порядок заведения, хранения, ведения и сдачи учетно-профилактических дел. Как отмечает Т.Ю. Конькова крайне важность внесения этих изменений возникла в связи с тем, что без заведения таких дел и приобщения к ним характеризующих материалов на осужденного, совершившего нарушение общественного порядка или уклоняющегося от исполнения обязанностей было невозможно направить представление в суд об отмене досрочного освобождения под условием.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, анализ статьи 187 УИК РФ дает основание полагать, что контроль за условно-досрочно освобожденными осуществляет и уголовно-исполнительная инспек-ция и участковый уполномоченный милиции. При этом крайне важно иметь в виду, что содержание деятельности органов внутренних дел по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных существенно отличается от содержания контролирующей дея-тельности уголовно-исполнительных инспекций. Органы внутренних дел в лице участко-вых уполномоченных выполняют контрольно-профилактические функции (профилакти-ка правонарушений, новых преступлений) Инспекции же выполняют функции контрольно-исполнительные. Соответствующая обязанность органов внутренних дел, отмечает П.Н. Панченко, возникает не в связи с уголовно-исполнительным правоотношением, возникшем ввиду обвинительного приговора и крайне важности исполнения наказания, а в связи с уголовно-профилактическим правоотношением, появление которого связано с судимостью лица. В случае если уголовно-исполнительная ин-спекция выполняет в основном контрольно-исполнительные функции, то органы внут-ренних дел именно контрольно-профилактические, имеющие целью недопущения (предупреждение) подобных фактов. Исходя из сказанного, указанные органы должны взаимно содействовать друг другу в достижении общих правоохранительных целœей, каковыми являются противодействие преступлениям и обеспечение правопорядка.

Сегодня условно-досрочно освобожденные обязаны не реже одного раза в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для отчета о своем поведении, исполнении возложенных на них судом обязанностей. Уголовно-исполнительные инспекции правомочны вызывать условно-досрочно освобожденных для проведения, к примеру, профилактических бесед, дачи разъяснений по различным вопросам.