1.
2.
3.
4.
5.
6.

В сегодняшней статье мы ответим на эти и некоторые сопутствующие вопросы. А для начала, давайте разберемся на основании чего собственник или арендатор земельного участка должен получать разрешения для использования скважины на воду.

Лицензирование скважин - для чего это нужно?
Подземные воды в соответствии с законодательством РФ являются частью земных недр . Об этом свидетельствует ФЗ «О недрах» - главный нормативный правовой акт, который регулирует вопросы недропользования. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности.
Право собственности на недра принадлежит государству, включая подземное пространство, полезные ископаемые и прочие виды ресурсов. Любое использование недр является законным только после получения соответствующего разрешения со стороны государства . Данное разрешение оформляется в виде лицензии на недропользование , с указанием разрешенных видов деятельности при пользовании недрами.

Для организации водоснабжения за счет подземных вод, государством выдается два вида лицензий:
· Лицензия на геологическое изучение
· Лицензия на добычу подземных вод

Что такое лицензия на пользование недрами?
Каждая лицензия на недропользование состоит из фирменного бланка с указанием кому, для каких видов пользования недрами и на какой срок она выдана. Кроме этого, каждая лицензия содержит приложения, в которых указаны условия лицензионного соглашения . В них прописаны требования, выполнение которых принимает на себя недропользователь и сроки их реализации.
Лицензия на геологическое изучение и лицензия на добычу подземных вод всегда получаются последовательно, одна за другой. При этом получение лицензии на добычу подземных вод возможно только после выполнения условий пользования недрами, прописанных в лицензии на геологическое изучение.
Главным условием пользования недрами в лицензии на геологическое изучение является проведение комплекса геологоразведочных работ . Такие работы проводятся на основании проекта на геологическое изучение участка недр, который проходит обязательную государственную экспертизу .
Главная задача, которая решается при проведении работ по геологическому изучению участка недр для поисков и оценки подземных вод заключается в следующем. Вновь пробуренная или уже давно существующая, но эксплуатируемая без лицензии водозаборная скважина, не оказывала негативного влияния на другие скважины, которые расположены по соседству и уже имеют лицензии на добычу подземных вод. Кроме этого скважина должная обеспечивать то количество воды, требуемого качества, которое необходимо недропользователю.

Кому необходимо получать лицензию на скважину?
Важно понимать, что получение скважины «в наследство» от предыдущего владельца, а также бурение ее «в прошлом веке», не освобождает нынешнего владельца от необходимости соблюдать законодательства в сфере недропользования.
Таким образом, абсолютно каждая скважина , используемая для целей водоснабжения, вне зависимости от года ее бурения, должна эксплуатироваться только при наличии лицензии на добычу подземных вод .

Когда можно не получать лицензию на скважину?
Не получать лицензию на добычу подземных вод при эксплуатации водозаборных скважин, на сегодняшний день, возможно в единственном случае. В соответствии со статьей 19 ФЗ «О Недрах» , собственники или арендаторы земельных участков имеют право добывать подземные воды без лицензии для личных, бытовых и других, не связанных с предпринимательской деятельностью нужд . При этом подземные воды не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому.
Водоносный горизонт , в такой ситуации, не должен являться источником централизованного водоснабжения . Кроме этого, он должен располагаться над другими водоносными горизонтами , которые являются источниками централизованного водоснабжения.
На практике это означает, что ни один водоносный горизонт не может быть источником водоснабжения в отсутствие лицензии на скважину. Исключение составляют лишь грунтовые воды, так называемая верховодка. Такие воды, чаще всего, добываются с помощью колодцев и обладают низким качеством, вследствие загрязнения с поверхности.

Какой штраф предусмотрен за отсутствие лицензии на скважину?
А теперь давайте остановимся на том, какова ответственность за использование скважины без лицензии. Ответственность за добычу подземных вод в отсутствие лицензии предусмотрена статьей 7.3 КоАП РФ. Пользование недрами в отсутствие лицензии предполагает штраф в размере:
· 3000 - 5000 рублей для граждан
· 30 000 - 50 000 рублей для должностных лиц
· 800 000 - 1 000 000 для юридических лиц
Кроме этого, в соответствии со статьей 49 ФЗ «О Недрах» привлечение к ответственности за нарушение законодательства о недрах не освобождает от обязанности устранить нарушение . Таким образом, после уплаты штрафа виновное лицо обязано провести работы по получению лицензии на скважину , либо ее ликвидировать .
Необходимо отметить, что данные штрафы предусмотрены за нарушение законодательства в сфере недропользования, однако, сложность отнесения правоотношений, возникающих при добыче подземных вод, к одной отрасли права усложняет ситуацию.
Являясь частью земных недр, подземные воды относятся также и к категории водных объектов . Это однозначно указано в пункте 5 статьи 5 Водного Кодекса РФ . В статье 1 ФЗ «О недрах» также указано, что отношения, связанные с использованием и охраной водных объектов регулируются соответствующим законодательством.
Но и это еще не все. Использование подземных вод, как объекта окружающей среды накладывает на лицо, проводящее такое использование, обязанности по охране окружающей среды и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения .
Таким образом, суммарный штраф , на который можно нарваться при незаконном использовании подземных вод и которое может повлечь за собой их загрязнение , а при наиболее неблагоприятном стечении обстоятельств и угрозу здоровью и жизни населения в соответствии со статьями:
· 7.3 КоАП
· 8.13 пункт 2 КоАП
· 8.13 пункт 4 КоАП
· 8.42 пункт 1 КоАП
· 8.45 пункт 1 КоАП
· 8.45 пункт 2 КоАП
составляет до 4 500 000 рублей.

Как получить лицензию на добычу подземных вод в 2016 году?
А теперь давайте разберемся, каким образом избежать обозначенных выше неприятностей и получить лицензию на скважину, а также некоторые сопутствующие разрешения, необходимые для законного использования подземных вод для водоснабжения.
Сразу оговорюсь, что в данной статье я акцентирую внимание именно на вопросах получения лицензии на добычу подземных вод , в особенности тех изменениях в законодательстве, которые вступили в силу в 2016 году . Полную информацию, касающуюся законного использования водозаборных скважин вы можете получить, прочитав небольшую серию публикаций по данной теме:
· Законное использование водозаборных скважин. Часть I. Как и у кого получить разрешение
· Законное использование водозаборных скважин Часть II. Согласование с Роспотребнадзором
· Законное использование водозаборных скважин Часть III. Получение лицензии на скважину
Необходимо отметить, что основные изменения в процедуре получения лицензий на недропользование произошли после внесения изменений в ФЗ «О недрах» в 2015 году . С 1 января 2015 года полномочия по выдаче лицензий на недропользование делятся между федеральными органами власти и органами местного самоуправления.
Многообещающие изменения в Федеральном законе «О недрах», которые отменили обязательную государственную экспертизу запасов подземных вод , при суточном объеме их потребления менее 100 кубических метров , не принесли недропользователям желаемого упрощения процедуры получения лицензий.
На сегодняшний день, при любом объеме потребления воды для законного использования скважин необходимо реализовать полный комплекс мероприятий по геологическому изучению участка недр для поисков и оценки подземных вод :
· Получить лицензию на геологическое изучение;
· Разработать проект геологического изучения;
· Пройти государственную экспертизу проекта;
· Провести работы по геологическому изучению, включающие:
1) Анализ фондовых материалов по геолого-гидрогеологической обстановке в районе водозабора;
2) Гидрогеоэкологическое обследование территории;
3) Бурение скважин;
4) Геофизические исследования;
5) Опытно-фильтрационные работы;
6) Гидрогеохимические исследования;
7) Анализ опыта эксплуатации соседних водозаборов

· Написать отчет по геологическому изучению с подсчетом запасов подземных вод;
· При объеме потребления воды менее 100 кубических метров в сутки - пройти согласование отчета в органах местной исполнительной власти
При объеме потребления воды более 100 кубических метров в сутки - пройти государственную экспертизу запасов подземных вод

· Если вода используется для целей питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения:
1) разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения;
2) получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в органах Роспотребнадзора;
3) получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

· Получить лицензию на добычу подземных вод;
· При объеме потребления воды более 100 кубических метров в сутки - разработать технический проект разработки месторождения подземных вод (технический проект водозабора)

Важным моментом в определении требований для получения лицензии на скважину в 2016 году стал выход

Скважины эти бурились в различное время на территории 55 субъектов Федерации, причем в 16 из них работы велись предприятиями союзных министерств, которые, как говорится, приказали долго жить.

По мнению экспертов, буровые скважины различного целевого назначения, особенно глубокие скважины на нефть и газ, могут стать источником негативного влияния на окружающую среду и недра. Учитывая, что таких скважин десятки тысяч, степень воздействия на природу может быть весьма значительной.

Сегодня многие скважины находятся в критическом состоянии. Между тем большое количество таких скважин не состоит на балансе ни государства, ни недропользователей, то есть по сути являются бесхозными, а, стало быть, спросить за их состояние не с кого.

Для предотвращения возможных экологических катастроф, связанных с разгерметизацией таких скважин, необходимо постоянно проводить мониторинг их технического состояния, а при необходимости устранять возникающие аварийные ситуации. Выполнение таких работ по всем скважинам за счет средств федерального бюджета не представляется возможным из-за высокой стоимости работ.

С другой стороны, значительная часть поисковых и разведочных скважин, давших промышленные притоки нефти и газа, была законсервирована до ввода их в эксплуатацию. Многие из них в связи с реорганизацией или ликвидацией геологоразведочных предприятий не имеют балансодержателя, находясь в государственной собственности. Часть законсервированных скважин после проведения работ по расконсервации и ремонту может давать продукцию и вовлекаться в хозяйственный оборот.

В соответствии с действующим Положением о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий, реализация скважин глубокого бурения на нефть и газ организациям, получившим лицензию на право пользования недрами с целью добычи полезных ископаемых, должна была осуществляться на основании решения Росимущества или его территориального органа по восстановительной стоимости.

При этом вопросы, связанные с приемом-передачей скважин, должны решаться и согласовываться комиссией, создаваемой решением Росимущества. Такая комиссия пока не создана, но это дело ближайшего будущего.

Работа по учету законсервированных и ликвидированных параметрических и поисково-разведочных нефтяных и газовых скважин была начата министерством природных ресурсов в 2003 году. Первоочередной задачей стало сведение разрозненной информации о скважинах в единый реестр. Такой реестр создан, он содержит сведения более чем о 40 тысячах скважин. В нем заложены их технические, геологические, экономические и имущественные характеристики. Из общего числа учтенных в реестре скважин 12 638 находятся в нераспределенном фонде недр (в т. ч. 3340 содержатся на балансе частных компаний). По предварительным данным, в госсобственности находятся 7723 скважины, представляющие интерес для хозяйственного оборота, в т. ч. 2476 из них эксплуатируются.

Работа по учету и инвентаризации глубоких нефтяных и газовых скважин продолжается в настоящее время. Федеральное агентство по недропользованию в 2005 году за счет средств федерального бюджета организовало проведение работ по актуализации базы данных федерального реестра глубоких скважин на нефть и газ, пробуренных за счет государственных средств, и выработке методических приемов его анализа с целью повышения эффективности использования скважин.

Актуализация федерального реестра скважин позволит создать основу для решения ряда практических задач, в том числе экологических и экономических.

Государство всегда будет контролировать полезные ископаемые и всех, кто пользуется недрами, при этом регулирование водопользования находится на первом месте из-за ограниченности запасов и тесной связи качества воды с благополучием и эпидемиологической обстановкой. Практически повсеместно потоки питьевого качества отбирают из пластов с помощью скважин на воду, при правильной организации добыча может приносить немалый доход. Соответственно, государство пытается контролировать деятельность по разработке и получать свою часть дохода с помощью принятых законов и лицензирования. Конечно, отдельного закона о скважинах на воду властями еще не принято, но этого и не требуется, так как большая часть вопросов урегулирована действующими нормами законодательства и подзаконными актами.

Нормы закона, регулирующего процесс обустройства скважин на воду

На сегодняшний день основные вопросы, связанные с регистрацией скважин, получением разрешений и лицензии на осуществление добычи воды, урегулированы следующими актами:

  • Законом РФ от 1992 года №2395-I «О недрах» с изменениями и дополнениями;
  • Постановлением Верховного Совета РФ от 1992 N 3314-1 "Положения о порядке лицензирования пользования недрами", с изменениями;
  • Инструкцией Комитета по геологии и использованию недр или Роскомнедра от 1994г, зарегистрированной в Министерстве юстиции под № 583 . Документ определяет практический механизм выполнения норм закона № 2395-I.

К сведению! Ответственность за нарушение норм закона о водопользовании определена статьей 7.3 Кодекса об административных правонарушениях. За проведение работ по обустройству скважины под воду без получения лицензии предусматривается наказание штрафом.

Для физлиц постройка скважины под воду с нарушением норм закона наказывается штрафом 3-5 тыс. рублей, для юрлиц - 88-100 тыс. рублей, для руководителей предприятий и фирм нарушение закона влечет за собой штраф 30-50 тыс. рублей.

Что можно по закону без регистрации и лицензии

Основные положения законов и подзаконных актов об использовании скважин под воду сводятся к следующему. В соответствии с законом все пользователи, занимающиеся добычей воды из подземных водоносных пластов, с 2017 г делятся на три категории. К первой категории относят всех субъектов, использующих воду для питьевых и технических нужд и ведущих хозяйственную или предпринимательскую деятельность в соответствии с законами Российской Федерации. Ко второй категории относятся садоводческие и дачные общества, не ведущие коммерческой деятельности и отбирающие воду в пределах норм, установленных законом. Третью категорию составляют физлица, добывающие воду в количествах и условиях, не превышающих норм, прописанных в законе и инструкции.

Кроме того, законом определены рамки и условия, выполнение которых допускает постройку и эксплуатацию скважины без регистрации и получения лицензии на бурение или водоотбор:

  • Забор воды через скважину или колодец должен осуществляться из водоносных пластов, которые по закону не подлежат регистрации в государственном реестре водных запасов общегосударственного значения;
  • Добыча воды осуществляется с водозабора, не используемого для систем центрального водообеспечения и водоснабжения городского или местного значения;
  • Скважина дебитует в сутки не более 100 кубов воды;
  • Отбор воды производится только для собственных нужд и не связан с ведением предпринимательской деятельности, как это трактуется законом.

Само собой разумеется, что контролирующие органы прекрасно осведомлены о возможностях местных водоносных слоев, глубине залегания воды, ее качестве и средних дебитах скважин, пробитых в большинстве частных домовладений, как говорится, «до песка». Периодически проводятся инспекции и проверки. Владельцев водозаборов, не укладывающихся по характеристикам в рамки, прописанные законом, первоначально предупреждают. При повторном нарушении закона штрафуют и выносят предписание о необходимости регистрации скважины на воду в установленном законом порядке. В случае невыполнения условий лицензирования закон требует прекратить отбор и заглушить скважину за счет нарушителя.

Как регистрируется водоносная скважина

Иногда владельцы водозаборных мелких скважин, пробуренных до верхнего водяного пласта, сознательно игнорируют процесс регистрации. Дебит такого водозабора редко когда превышает 500 л/ч, мощная водоотдача на глубинах около 20-ти метров — скорее исключение, чем правило. Другое дело артезианская скважина, ее бурение, обустройство и лицензирование является достаточно трудоемким занятием, не говоря уже о проблемах с законом.

К сведению! Все водоносные артезианские пласты с высоким качеством воды, соответственно, построенные скважины и водозаборы находятся на учете у государства.

Пробитая на глубину залегания известняковых пластов, она может легко в разы превысить ограничение в 100 кубов в сутки. Обычно глубина залегания таких водоносов составляет не менее 50 м, но существуют выходы пластов с чистой водой на 30-ти и даже 20-ти метровых отметках. Если на участке есть такой выход, то скважину обязательно нужно регистрировать по закону.

Подготовительные мероприятия под бурение скважины на воду

По закону бурение ствола артезианской скважины должна выполнять специализированная организация, имеющая соответствующую лицензию на проведение буровых работ. Найти такую контору несложно, но они вряд ли возьмутся бурить ствол до оформления пакета разрешительных документов. Кроме того, стоимость работ составляет от 5 до 10 тыс. долл., поэтому артезианку нередко пробивают в складчину.

Удобный с технической стороны вариант бурения артезианской скважины под воду тормозится несовершенством закона «О недрах», так как многие положения о совместном пользовании просто не прописаны или не конкретизированы.

По закону лицензию на пользование артезианским водозабором выдает Министерство природных ресурсов. Прежде чем обращаться за лицензией, нужно будет получить несколько разрешений и согласований:

  • Выполняется расчет планируемого потребления воды, разумеется, не самостоятельно, а специалистами. Проектный расчет согласуется с местным управлением Федерального агентства водных ресурсов;
  • По предоставленным планам территории отделением Роспотребнадзора выносится решение о пригодности вашего участка под обустройство скважины. По закону на площади 60 на 60 м не должно быть строений, ближайшие источники загрязнения находятся на удалении более 300 м, а в почве не должно быть опасных веществ;
  • На основании этих документов можно получать согласование и заказывать проект бурения и обустройства ствола артезианской скважины.

После получения готового проекта можно обращаться в местное отделение Министерства природных ресурсов за получением лицензии. Кроме разрешений и согласований, по закону для получения лицензии на новые скважины нужно предоставить подтверждение права собственности и регистрационные документы на участок земли.

После бурения скважины на воду по закону должен быть составлен паспорт объекта с указанием характеристик скважины. Построенный ствол по закону должен быть принят в эксплуатацию комиссией. Составляется акт и протокол обследования, на основании которых сведения о регистрации скважины на воду внесут в госреестр Управления федеральной регистрационной службы, как на объект недвижимости.

Как зарегистрировать уже готовую скважину

Получить лицензию на уже действующую скважину зачастую сложнее, чем на новую. Но делать это необходимо по закону в любом случае, особенно, если скважина дает хороший дебит чистой воды. Сегодня источник качественной воды может оказаться не менее прибыльным, чем нефтяная жила, вопрос только в организации процесса сбыта. Поэтому есть смысл искать способ, как узаконить и оформить водозабор.

Для регистрации действующей скважины необходимо подать в отдел лицензирования местного управления МПРиЭ заявление, документы на участок, в том числе генеральный план и решение Роспотребнадзора о санитарном благополучии участка.

До 2020 г регистрация и получение лицензии для полулегальных скважин выполняется в порядке так называемой «водной амнистии». Если расположение водозабора и отбираемый объем воды не наносят вреда экологии и стратегическим водным запасам региона, то в большинстве случаев решение легализовать скважину принимается по закону достаточно быстро.

В качестве обоснования можно сослаться на отсутствие в регионе качественных источников питьевой воды, огромное значение водозабора для ведения хозяйства или обеспечения насущных потребностей предприятия.

Заключение

Нередко инспекция выезжает для проверки на местности указанных в заявлении сведений, поэтому придумывать и сочинять небылицы с целью получить заветную регистрацию нет смысла. Однажды отказав, природопользовательские чиновники крайне неохотно дают разрешение по повторному обращению. Кроме того, может быть выставлено предписание о постройке ограждения или сносе ряда объектов, расположенных на даче в санитарной зоне ствола. По закону необходимо выполнить требования и в трехдневный срок письменно проинформировать инспекцию о проведенных мероприятиях. Сам процесс выдачи лицензии займет не более трех дней.

p>

Иван, добрый день! К сказанному коллегами добавлю судебную практику по схожему делу

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.04.2014 по делу N А27-6302/2013

общество с ограниченной ответственностью «Кузбасский бройлер» (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (далее - Управление, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 24.04.2013 N АТН-098/5 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением от 07.10.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановление от 09.01.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Общество полагает, что административный орган нарушил порядок проведения плановой выездной проверки, поскольку заявителю не предоставлен приказ о ее проведении.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Статьей 19 Закона о недрах предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения , в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения , а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и, если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников) (пункт 1.3 Инструкции по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод.
Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регламентирован Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
В соответствии со статьей 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество в процессе хозяйственной деятельности осуществляет эксплуатацию недр (добычу подземной воды) путем эксплуатации трех водозаборных скважин (три в резерве) на основании договора аренды с собственником недвижимого имущества (договор от 24.04.2009). При этом скважины, которые используются заявителем, расположены на глубине от 100 до 126 метров.
Доказательств, свидетельствующих об изменении условий залегания (расположения) вод верхнепермских отложений данного комплекса, в материалы дела не представлено.



Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установили, что фактически обществом используется не первый водоносный от поверхности горизонт.
При этом указали, что бездействие общества проявлено сознательно, так как ранее выданным предписанием от 30.03.2010 N Н-096 заявителю предписывалось получить в установленном порядке лицензию на добычу подземной воды. Письмом от 16.09.2010 N 145 общество сообщило административному органу о ведении работы, связанной с получением лицензии, однако с 2010 года по дату обнаружения административного правонарушения (29.03.2013) каких-либо мер по получению лицензии предпринято заявителем не было.
Доказательств подтверждающих принятие обществом всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства в материалы не представлено.
Также отметили, что подземный источник, из которого осуществляется заявителем забор подземной воды используется для централизованного водоснабжения.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, считает принятые по делу судебные акты подлежащими оставлению без изменения как законные и обоснованные.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.10.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 09.01.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6302/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Штраф по ст. 7.3 КоАП

1. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

довольно существенный и никаким допсоглашением с муниципалами тут вопрос не решить, к сожалению