Решающие события в жизни Раскольникова на пути духовного Возрождения

Тип работы: Реферат Предмет: Литература русская Страниц: 20

Оригинальная работа

Тема

Выдержка из работы

Томас Манн, рассуждая о феномене Ф. М. Достоевского, указывал на особое значение преступления в структуре произведений писателя и на то, что многие его герои-идеологи в той или иной мере причастны к преступлению.

В «Исповеди Ставрогина», опубликованной позднее выхода романа «Бесы», герой признается в содеянном им преступлении — растлении ребенка. Герой романа «Униженные и оскорбленные» князь Валковский не совершает убийств и насилий, но в основе внутренней структуры его характера лежит преступная порочность.

Полный таинственности сюжет ранней повести Достоевского «Хозяйка» строится на тайном преступлении, связавшем старика Мурина с красавицей Катериной. Преступлением завершается самый пронзительный роман писателя «Идиот», героиня которого Настасья Филипповна, символизирующая собой красоту, призванную спасти мир, на протяжении всего хода событий произведения живет в ожидании трагической смерти и в конце концов гибнет от руки Рогожина, также предчувствовавшего свое преступление.

Основным сюжетным событием, вокруг которого строится действие итогового романа писателя, становится убийство старика Карамазова /сайт, 11/.

В структуре сюжета другого не менее известного романа Ф. М. Достоевского определяющую роль играет преступление, совершенное его главным героем Родионом Раскольниковым.

Но тема преступления и наказания за содеянное не исчерпывается историей убийства старухи-процентщицы и ее беременной сестры. Пронизано тайной страшных деяний прошлое еще одного героя произведения — Свидригайлова.

Введение 3

1. Преступление Родиона Раскольникова 5

2. Ф. Достоевский о влиянии естественного, социального и духовного на нравственное состояние и поступки человека 11

Заключение 18

Список литературы 20

Список литературы

1. Бердяев Н. А. Русская идея // Бердяев Н. А. Самопознание: Соч. М.; Харьков, 2003.

2. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 30 т. Л., 1973. Т. 6.

3. Ильин И. А. Кошмар Н.А. Бердяева. Необходимая оборона / Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996. Т. 5.

4. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996.

5. Ильин И. А. Отрицателям меча // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996. Т. 5.

6. Кудрявцев Ю. Г. Бунт или религия (о мировоззрении Ф. М. Достоевского. М., 1969.

7. Мотылева Т. Достоевский и зарубежные писатели XX в. // Вопр. литературы. 1971. № 5.

8. Писарев Д. Щ. Борьба за жизнь // Ф. М. Достоевский в русской критике: сб. ст. М., 1956.

9. СелезневЮ.И. Достоевский. М., 1990.

10. Соина О. С. Тема падшести человека в религиозных откровениях Ф. М. Достоевского // Школа мысли: Альманах гуманитарного знания № 5: (сб. науч. тр.). — Новосибирск, 2005

11. Соловьев С. М. Изобразительные свойства в творчестве Ф. М. Достоевского. М., 1979.

12. Тарасов Б. Н. Два пути Родиона Раскольникова: Закон Я и «закон любви» // Литература в шк. — 1999. — № 1.

Заполнить форму текущей работой

ИЛИ

Другие работы
Название Тип

По мнению многих критиков, Достоевский является мастером описания "больных душ". Один из самых интересных героев писателя - Родион Раскольников. "Преступление и наказание" - роман, персонажем которого он стал, полон противоречивых чувств, человеческих терзаний и вечного поиска себя.

Философия героя произведения Достоевского

Какое преступление совершил Раскольников? По ходу повествования главный герой становится все более озлобленным из-за своего бессилия помочь близким ему людям. Подавленный своей бедностью, он решается на убийство старухи-процентщицы, которая извлекала выгоду из бедствия людей. Причины, побудившие Раскольникова совершить преступление, кроются не только в его бедности и беспомощности. Главный герой жаждет мести за всех обездоленных и поруганных, за страдания и унижения Мармеладовой, за каждого человека, который был доведен до грани нравственного мучения и нищеты. Страстно веруя в свою теорию, Родион возмущен философией успешного предпринимателя Лужина, который стремился жениться на сестре Раскольникова. Лужин выступает на стороне "разумного эгоизма". Петр Петрович считает, что прежде всего каждому необходимо заботиться о себе и собственном благополучии. И чем в обществе больше станет богатых людей, тем богаче станет и все общество в целом. По философии Лужина, заботиться необходимо о себе только, не думая о ближних. Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать именно о том, что Родион, в отличие от Петра, "заботился" обо всех людях, стремясь ко всемирному благу. И в данном случае рассматривал совершенное им убийство как способ подтверждения своей теории.

Смысл убийства ростовщицы

Анализируя, почему Раскольников совершил преступление, следует сказать, что он - не обычный преступник. Убийство процентщицы он совершает под влиянием созданной им же философии. То есть голод и нищета - не главные причины преступления Раскольникова. После совершения убийства он сам своими словами подтверждает этот вывод, говоря о том, что если бы зарезал только из-за чувства голода, то и счастлив был бы от этого. Однако главный герой размышляет о причинах существовавшей несправедливости и неравенства. Он приходит к выводу о том, что имеет место достаточно резкое отличие двух категорий людей. И пока одни покорно и молчаливо подчиняются всему тому, что им преподносит жизнь, другие - немногие - "необыкновенные" - являют собой подлинный двигатель человеческой истории. Последние при этом достаточно дерзко и вольно могут нарушать моральные устои, общепринятые нормы, не останавливаясь перед законом, чтобы показать человечеству другой путь. Современники ненавидят таких людей, но потомки принимают за героев. Раскольников очень тщательно обдумал всю эту идею и даже изложил свою мысль за год до убийства в газетной статье.

Злодеяние как вызов обществу

Говоря о том, почему Раскольников совершил преступление, следует отметить его постоянное стремление противопоставить себя "обычным" людям, которых, по его мнению, большинство в обществе. Своими действиями Родион бросает вызов условиям, в которых происходит подавление человеческой личности и четко ощущается Но вместе с этим после совершения злодеяния герой понимает, что его философия способствует только укреплению бесчеловечности. Его протест противоречив - выступая против неравенства и подчинения, Раскольников в своей идее предполагает, опять же, право одних людей диктовать свою волю другим. И здесь снова получается, что большинство становится "пассивным объектом". Именно это противоречие составляет ту трагическую ошибку, которая лежит в основе поведения героя. По ходу развития событий персонаж убеждается на своем собственном опыте, что бунт его, направленный против бесчеловечности, носит сам бесчеловечный характер, приводя к нравственной смерти личности.

Отношение героя к жизни после злодеяния

Раскольникову удается совершить преступление. Но убийство приводит к результату, отличному от того, который он ожидал. Рассуждая о том, почему Раскольников совершил преступление, следует вспомнить, что им руководило в первую очередь стремление воплотить в жизнь свою идею. Но мораль "необычных" людей для Родиона оказалась непостижимой. И после убийства процентщицы главный герой начинает видеть истинную нравственность и красоту не в тех, кто стоит выше, а в таких людях, как Сонечка Мармеладова, - способных сохранять нравственность в невыносимых условиях. Такие люди, перенося унижение и голод, все же оставляют в себе веру в жизнь и любовь.

Причины преступления Раскольникова

Сначала Родион спокоен по поводу удавшегося ему убийства. Он считал, что поступает единственно верным способом. Герой уверен в своей исключительности и самобытности. Он считает, что в убийстве ростовщицы нет ничего "такого". Ведь, по его мнению, ему удалось уничтожить лишь одну "вошь из всех, самую наибесполезнейшую". Но постепенно, анализируя свои действия, он дает различные объяснения. Так, например, он говорит о том, что "хотел сделаться Наполеоном", был озлоблен, безумен, стремился помочь матери, жаждал утвердить собственную личность, бунтовал против всего и всех. В итоге, герой мучается угрызениями совести. Он понимает, что нарушил нравственный закон. Раскольников видит причину зла в самой человеческой природе. При этом закон, позволяющий "сильным мира" совершать бесчеловечные поступки, считает извечным.

Заключение

Сам Достоевский выступал против насилия. Своим произведением автор спорит с революционерами, настроенными на единственный путь достижения счастья для русского человека, - нарушение нравственных устоев. Главному герою кажется, что отвечает он за свои поступки только перед самим собой, а суд других безразличен ему. По ходу повествования автор подводит персонажа к пониманию важнейших истин. Они заключаются в том, что гордыня является злом, законы жизни не должны подчиняться идее одного человека, а людей судить не следует и тем более нельзя отнимать у них жизнь.

--> Решающие события в жизни Раскольникова на пути духовного Возрождения

Решающие события в жизни Раскольникова на пути духовного Возрождения

Реферат по предмету:
"Литература русская"

Название работы:
"Решающие события в жизни Раскольникова на пути духовного Возрождения"

Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Томас Манн, рассуждая о феномене Ф.М. Достоевского, указывал на особое значение преступления в структуре произ¬ведений писателя и на то, что многие его герои-идеологи в той или иной мере причастны к преступлению.

В «Исповеди Ставрогина», опубликованной позднее выхода романа «Бесы», герой призна¬ется в содеянном им преступлении - растлении ребенка. Герой романа «Униженные и оскорб¬ленные» князь Валковский не совершает убийств и насилий, но в основе внутренней структуры его характера лежит преступная по¬рочность.

Полный таинственности сюжет ран¬ней повести Достоевского «Хозяйка» строится на тайном преступлении, связавшем старика Мурина с красавицей Катериной. Преступлением завершается самый пронзительный роман писа¬теля «Идиот», героиня которого Настасья Фи¬липповна, символизирующая собой красоту, при¬званную спасти мир, на протяжении всего хода событий произведения живет в ожидании траги¬ческой смерти и в конце концов гибнет от руки Рогожина, также предчувствовавшего свое пре¬ступление.

Основным сюжетным событием, вокруг которого строится действие итогового романа писателя, становится убийство старика Карамазова.

В структуре сюжета другого не менее изве¬стного романа Ф.М. Достоевского определяю¬щую роль играет преступление, совершенное его главным героем Родионом Раскольниковым.

Но тема преступления и наказания за содеянное не исчерпывается историей убийства старухи-про¬центщицы и ее беременной сестры. Пронизано тайной страшных деяний прошлое еще одного героя произведения - Свидригайлова.

Введение 3

1. Преступление Родиона Раскольникова 5

2. Ф. Достоевский о влиянии естественного, социального и духовного на нравственное состояние и поступки человека 11

Заключение 18

Список литературы 20

Использованная литература

  1. Бердяев Н. А. Русская идея // Бердяев Н. А. Самопознание: Соч. М.; Харьков, 2003.
  2. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: в 30 т. Л., 1973. Т. 6.
  3. Ильин И.А. Кошмар Н.А. Бердяева. Необходи¬мая оборона / Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996. Т. 5.
  4. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996.
  5. Ильин И.А. Отрицателям меча // Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996. Т. 5.
  6. Кудрявцев Ю.Г. Бунт или религия (о мировоз¬зрении Ф.М. Достоевского. М., 1969.
  7. Мотылева Т. Достоевский и зарубежные пи¬сатели XX в. // Вопр. литературы. 1971. № 5.
  8. Писарев Д.Щ. Борьба за жизнь // Ф.М. Досто¬евский в русской критике: сб. ст. М., 1956.
  9. СелезневЮ.И. Достоевский. М., 1990.
  10. Соина О.С. Тема падшести человека в религиозных откровениях Ф.М. Достоевского // Школа мысли: Альманах гуманитарного знания № 5: (сб. науч. тр.). – Новосибирск, 2005
  11. Соловьев С.М. Изобразительные свойства в творчестве Ф.М. Достоевского. М., 1979.
  12. Тарасов Б.Н. Два пути Родиона Раскольникова: Закон Я и «закон любви» // в шк. – 1999. – № 1.

«Преступление и наказание» - одно из самых сложных произведений мировой литературы. Федор Михайлович Достоевский запечатлел страшную русскую действительность середины прошлого столетия, с ее нищетой, бесправием, угнетением и растлением личности, задыхающейся от сознания своего бессилия и бунтующей. Писатель поведал читателю о современной ему России, о герое, «вместившем в грудь свою все боли и раны времени».

Роман появился в 1866 году, во многом переломное для страны время: передовая интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, была глубоко потрясена и во многом разочарована, еще более обострились социальные противоречия, наглядней стала проявляться несправедливость общественного устройства.

Автор выбрал своих героев из обедневших, разорившихся дворян, обитателей темных петербургских углов. С огромной силой он изобразил трагизм человеческих отношений, создал потрясающие картины бедствий, страданий, воспроизвел трагедию мыслящего человека, явившегося жертвой современного ему общества.

Родион Романович Раскольников занимает центральное место в романе. Человек недюжинных способностей, талантливый, гордый, он буквально «задавлен бедностью». Его каморка похожа на «шкаф», «гроб», «сундук», а одежда - на лохмотья, «в которых иной посовестился бы выходить на улицу». Раскольников прилежно учился в университете, усердно занимался, но из-за отсутствия средств не имеет возможности закончить свое образование. Вокруг себя он видит страшный мир петербургских трущоб, где царят крайняя бедность, вонь, грязь, где на каждом шагу распивочные зазывают бедняков залить свое горе, где нищета толкает человека на путь растления, порока, преступления.

Раскольников - отзывчивый, добрый по натуре человек, остро чувствующий чужую боль и готовый всегда принять участие в судьбе другого. Рискуя жизнью, он спасает из пламени детей, отдает последние деньги более нуждающимся, всеми силами старается помочь семье Мармеладовых. Молодой человек понимает несправедливость социального устройства, грязь тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекая тысячи людей на страдание и гибель. Жалость в душе главного героя постоянно рождает горячее желание помочь, всем униженным и оскорбленным. Его занимает простая арифметика: «За одну жизнь тысячи спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен!» Раскольникова беспокоят неразрешимые вопросы: «Почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве? Почему страдают безвинные дети?» Под влиянием этих мыслей перед молодым человеком встает высокая, гуманная идея - желание помочь обитателям петербургских углов, его заботит не собственная нужда, а общечеловеческое страдание. Во имя избавления от нужды сотен голодных, нищих он готов пойти на преступление: убить злобную старушонку, заедающую людей процентщицу Алену Ивановну, жизнь которой, по его мнению, «не более как жизнь вши».

Однако его мучает и другой вопрос, «ужасный, дикий и фантастический». Под низким потолком нищенской конуры в уме молодого человека рождается чудовищная теория. Упорно думая о причинах социальной несправедливости, Раскольников приходит к мысли, что все люди делятся на два разряда: низших, служащих лишь материалом для воспроизведения себе подобных, и высших, то есть собственно людей, которые во имя достижения цели могут позволить себе все, даже «кровь по совести». «Глубокий ум и широкое сознание» героя требуют ответа на вопрос о том, к какому разряду принадлежит он, Родион Раскольников. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - постоянно спрашивает он себя.

Таким образам, первоначальная идея, высокая, гуманная, направленная на служение людям, подменяется эгоистическим желанием отнести себя к разряду высших людей. «Наполеоном захотел сделаться, оттого и убил», - скажет главный герой впоследствии. Его протест, возмущение социальной несправедливостью сочетаются с теорией сильной личности. Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается». Да и сама жизнь толкает его совершить убийство. В грязном трактире он слышит разговор студента и офицера, в котором обнаруживает те же мысли, что занимают и его сознание, своими глазами видит медленную гибель от нищеты семьи Мармеладовых; судьба собственной сестры, вынужденной выйти замуж за подлого и низкого господина Лужина, вызывает в его душе мучительную боль.

Тщательно подготовившись, Раскольников убивает старуху, но, убив ее, он вынужден убить безвинную Лизавету, случайно оказавшуюся рядом. Воссозданная автором картина выражает мысль о том, что одно преступление влечет за собой другое, проявление бесчеловечности в частном случае перерастает в античеловечность глобальную.

С великим мастерством Достоевский раскрывает душевный мир своего героя. Он показывает муки совести, леденящий душу страх, который преследует его, осознание им своей нравственной гибели, бессмысленности совершенного злодеяния. Все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова, будто пропасть разверзлась между ним и людьми. Писатель-психолог до мелочей прослеживает все оттенки, все стадии страшной внутренней драмы героя, передавая все его мысли, движения души.

Раскольников убил принцип, но не живший в нем нравственный закон. «Убить-то убил, а переступить-то не сумел, на этой стороне остался», - признается себе Раскольников. Переступить закон жизни - значит выключить себя из ее течения, уподобиться тем свидригайловым и лужиным, которые, задушив в себе нравственный закон, стали хозяевами жизни. А ведь еще до преступления Раскольникову приснился сон, где он, будучи маленьким мальчиком, становится свидетелем убийства: пьяный Миколка в порыве тупой злобы насмерть забивает бедную клячонку, которая не может сдвинуть переполненную телегу и гибнет от кнута хозяина. Его сон - это протест против насилия, убийства, бессмысленной жестокости.

Убийство старухи стало для Раскольникова испытанием права на власть, которое закончилось катастрофой, признанием ошибочности своей теории, раскаянием в совершенном нравственном преступлении. «Если б я зарезал из того, что голоден был… я бы теперь счастлив был!» - признается Раскольников Сонечке Мармеладовой. Соня продала себя, растоптала свою нравственную чистоту, но сумела переступить и вынести свое преступление. Продавая свое тело, она сумела сохранить внутренний мир, мир душевной красоты. Раскольников открыл в ней этот мир и, открыв его, поклонился в ее образе «всему человеческому страданию». Соня помогла понять Раскольникову мысль о необходимости жить настоящей, а не выдуманной жизнью, утверждать себя не через человеконенавистнические идеи, а через любовь, доброту, служение людям.

Всякое преступление - это прежде всего гибель души, распад личности, отчуждение от живого мира, и только «страдание - великая вещь», по выражению Порфирия Петровича, очищает человека. Чтобы герой искупил преступление, Достоевский отправляет его на каторгу, но гораздо страшнее для Раскольникова муки совести, душевные страдания, душевный раскол, которые овладели главным героем после убийства.

Трагедия Раскольникова в том, что он совершил преступление, убил свой принцип, но не смог переступить через живший в нем нравственный закон. Идея, ложная в своей основе (убийство человека), развенчивается изнутри - через страдания самого Раскольниковa, героя, заблудившегося, но искавшего выход, осознавшего, что, убив человека, нельзя разрешить социальных противоречий.

Силой своего гения Достоевский сумел проникнуть в глубинные пласты психологии человека, вовлечь читателя в поток мыслей и чувств своего героя, как бы заставляя жить вместе с ним интенсивной духовной жизнью, решать «проклятые вопросы» бытия. Своим романом великий писатель сумел сказать о «самых трудных, самых непосильных задачах», которые волнуют нас и по сей день.


"Нравственная смерть и духовное
возрождение Раскольникова в романе
Ф. М. Достоевского «Преступление
и наказание».
Мастерство писателя
в раскрытии драмы «падшего человека»"

Ф. М. Достоевский был религиозным человеком, и почти все его
произведения проникнуты духом православия. В них доказывается
неразрывность веры и нравственности, тождественность нравственных
законов и законов божественных, христианских. А главная идея
его романов - идея воскресения «падшего человека». Достоевский
пишет о грехопадении и исправлении, о покаянии и возрождении
к новой жизни, жизни в любви и добродетели.
Идея возможности воскресения «падшего» человека является
основной идей романа «Преступление и наказание». Уже само название
несет в себе христианскую мысль - мысль о неотвратимости
расплаты (или наказания) за преступление, за содеянное зло - зло
всегда наказуемо. Но наряду с законом справедливости существует
закон милосердия Божия. Нет такого греха, такого преступления,
которое невозможно было бы искупить покаянием. Вот об этом роман.
Жизнь любого человека - это его внутренняя борьба между
добрым и злым началами человеческой сущности. Из-за гордости,
ожесточенности Раскольников заглушает в себе голос добра, голос
света. Озлобленный ум не может принимать в себе Христа, а «если
Бога нет, то все дозволено». Раскольников остается один на один со
злом и теряет ощущение света, а эта потеря ведет к стиранию граней
между добром и злом. В таких условиях, где потеряно различие между
началом и концом, где царствует один лишь озлобленный ум, и возникает
почва, благоприятная для прорастания злой мысли. Достоевский
с самого начала романа, с «самой пробы» развертывает перед
читателем борьбу между добрым и злым началами. Мысль, рожденная
в тесной каморке, похожей на гроб, бессонными ночами сначала забавляет
бедного студента, а затем, набирая все большую и большую
силу, превращается в теорию о двух разрядах людей, теорию, требующую
немедленного воплощения в жизнь.
Писатель, тонко чувствующий психологию «гордого» человека,
не желающего влачить жалкое существование, в начальных главах первой
части романа, развертывает перед читателем картину постепенного
превращения мечты в навязчивую идею. И Раскольников теряет свободу
- становится рабом. Иногда он спрашивает себя: «... да неужели
ж, неужели я в самом деле возьму топор...» Доброе начало не
могло позволить убить, да и сам Раскольников не верил, что выполнит
свой злой замысел. Но он раб и должен повиноваться.
Достоевский указывает читателям, что Бог желает всем спасения,
но только когда сам человек захочет этого.
Поэтому Раскольникову даются предостережения, чтобы не совершалось
преступление. Встреча с Мармеладовым, который говорит
о Страшном Суде и о прощении смиренных: «... потому их приемлю,
разумные, потому приемлю, премудрые, что ни единый из сих сам
не считал себя достойным сего...», «И прострет к нам руце Свои
и мы припадем... и все поймем... Господи, да прийдет Царствие
Твое!» Смирение противопоставлено гордости, аименно гордость приводит
Раскольникова к идее «сверхчеловека».
Второе предостережение - это сон. Достоевский умело использует
символику снов для реализации идеи романа. Сон - пророчество,
в котором показана безжалостная идея - «Миколка, добивающий
лошадь» и в котором он (Родя - ребенок) показан сострадательным.
И в то же время во сне показана вся мерзость убийства.
После этого снова внутренняя борьба и почти победа совести
и добра, но... поздно, зло пустило крепкие корни, и уже маленькому
доброму мальчику не противостоять силам зла. И никто уже не
может спасти его от рокового удара топором (он слышит разговор
студента с военным, слышит, что старуха будет одна). Происходит
окончательное падение Раскольникова. Ударом топора он отрубает
себя от общества, от мира. Совершается его нравственная смерть.
Но идея неотвратимости наказания в этом романе не основная,
главная идея - это воскресение падшего человека, ибо нет такого
греха, нет такой глубины падения, которую бы не искупить покаянием.
И как воскрес Христос, так может воскреснуть любая падшая душа.
Для реализации этой идеи Достоевский включает в роман очень
важный эпизод, эпизод воскрешения Лазаря. Этот эпизод, где блудница
и убийца сошлись за чтением Божественной книги, по праву
можно назвать величайшими христианскими страницами романа.
Смерть Лазаря и его воскрешение - прообраз судьбы Раскольникова
после преступления до его полного возрождения.
В этом эпизоде показана и вся безысходность смерти, и вся ее
непоправимость, и величайшее, непостижимое чудо - чудо воскресения!
Родные скорбят об умершем Лазаре, но своими слезами они
не оживят бездыханный труп. И тут приходит Тот, кто переходит
границы возможного. Тот, кто побеждает смерть, Тот, кто воскрешает
уже разлагающееся тело! Только Христос мог воскресить Лазаря, только
Христос сможет воскресить и нравственно мертвого Раскольникова!
Включив в роман евангельские строки, Достоевский уже открывает
читателям будущую судьбу Раскольникова, так как связь между
Раскольниковым и Лазарем очевидна.
«Соня, читая строку: ".. .ибо четыре дня, как во гробе" энергично
ударила на слово "четыре"». Это замечание Достоевский выделяет
не случайно, потому что чтение про Лазаря происходит именно через
четыре дня после убийства старухи. И «четыре дня» Лазаря в гробу
становятся равносильными четырем дням нравственной смерти Раскольникова.
А слова Марфы Иисусу: «Господи! Если бы Ты был
здесь, не умер бы брат мой!» - так же значимы для Раскольникова,
то есть, если бы Христос присутствовал в душе, то он не совершил
бы преступления, не умер бы нравственно.
Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении
всего романа. Гроб Лазаря приобретает особый смысл в том,
что каморка Раскольникова неоднократно называется гробом. Духота
могильной пещеры Лазаря сопоставима с вездесущей духотой Петербурга.
Камнем закрыта пещера, в которой погребен Лазарь, и именно
под камнем лежат драгоценные вещи и кошелек убитой старухи.
И когда Соня читает повеление Христа: «Отнимите камень»D кажется,
что для Раскольникова они звучат иначе: «Раскайся, осознай свое
преступление, и ты воскреснешь!»
По Достоевскому, Раскольников достигнет счастья, то есть возрождения
души, через страдания, но для этого надо преодолеть «расколо-
тость» своего внутреннего мира. А как ее преодолеть? Достоевский
вводит в роман образ, противоположный образу Раскольникова по
своему внутреннему мироощущению. Гордыне Родиона противопоставлено
смирение Сони Мармеладовой. Она приняла в себя Христа,
она уверовала в Него. Именно эта вера, несмотря на то, что она всеми
отвергнутая, униженная, всеми презираемая, придает ей мужества
и крепость переносить все свои несчастья. Именно эта вера дает
ей силы жить после того, как она преступила нравственный закон.
И именно эта вера придает ей решимость спасти, поставить на путь
воскресения Раскольникова.
В образе Сони Достоевский сконцентрировал самые высокие христианские
добродетели: смирение, милосердие, сострадание и любовь
к людям, жертвенность. Судьба Сони - это подтверждение в жизни слов
Христа: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут
в Царствие Божие». Они идут впереди силой своего смирения.
Достоевский показывает на образе Сони, что смиренная любовь
- великая сила. Только Соня, любящая и смиренная, смогла
воскресить Раскольникова к жизни. Она не стремилась силою настаивать
на своем, она не заставляла Раскольникова верить в Бога, но
любовью, смирением, всепрощением, самоотречением и молитвой
Соня воскресила его. Конечно же, это произошло не сразу. Достоевский
- писатель-реалист, и его герой, сделав признание в полицейском
участке по настоянию Сони, прямо там же возненавидел эту маленькую
кроткую девушку. И только на каторге, спустя год, и однажды:
«как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то подхватило
его и как бы бросило к ее (Сониным) ногам. <...> Они оба были бледны
и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного
будущего, полного воскресения в новую жизнь».
Любовь... Именно теперь наказание за преступление из непонятного
страдания начнет, наконец, превращаться через живую любовь
в подвиг обновления человека. И через любовь к Соне Раскольникову
открывается новый, для него ранее неведомый мир христианских
ценностей. Он принимает в себя Христа- верует в Него. СловаХриста,
обращенные к Марфе: «Я есмь воскрешение и жизнь, верующий
в Меня, если умрет, оживет!» - претворяются в жизнь: Раскольников
окончательно воскресает для новой счастливой жизни в любви!
Центральная сюжетная линия Раскольников-Соня, конечно, основная
в реализации идеи «воскрешения падшего человека», но писатель
включает в свой роман и дополнительные художественные средства:
цвет, символику чисел, символику имен. Очень важное значение
приобретают время и место встреч, пейзаж - все, все, буквально до
мелочей «работает» на идею романа. Поэтому «Преступление и наказание
» нужно читать, так же, как и Библию, с параллельным просмотром