Задания, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества, называют заданиями на установление соответствия. Задания на установление соответствия в курсе ОБЖ эффективны при самоконтроле и текущем контроле знаний. С их помощью проверяются так называемые ассоциативные знания, то есть знания о связи формы и содержания, сущности и явления, о соотношении между различными предметами, свойствами, законами. Испытуемый должен собрать ответ из элементов списка левой и соответствующих им элементов правой колонки.

Инструкция к заданиям этой формы: УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ:

Номер задания ставится рядом с заголовком первого столбца. Заголовки пишутся прописными буквами. Заголовок каждого столбца относится ко всем элементам соответствующего множества. Названия множества классов в заголовке левого столбца и элементов этих классов в правом столбце не должны быть длинными. Элементы должны соответствовать названиям столбцов и быть короткими. Элементы левой колонки нумеруются числами, элементы правой - прописными буквами. Номер и буква отделяются от элементов столбца круглой скобкой и пробелом.

На каждый элемент слева должен найтись по крайней мере один элемент справа, а каждому элементу справа должен соответствовать только один элемент слева. Число элементов в правом столбце, как правило, больше числа элементов в левом.

Строка ответов размещается посредине. Испытуемый пишет ответы буквами из правого столбца в соответствующих пробелах рядом с номерами.

Наиболее часто встречающиеся ошибки в заданиях на установление соответствия:

Инструкция вносится в заголовок первого столбца

Из заголовков обоих столбцов строятся утвердительные предложения

Не соблюдается правило однозначности соответствия элементов второго столбца элементам первого

Велико число элементов второго столбца

Элементы второго столбца очень громоздки

1. Соотнесите названия аварийно химически опасных веществ (АХОВ) с их характеристикой (8 класс ОБЖ )

Название АХОВ

Характеристика АХОВ

А) Газ с удушливым неприятным запахом,

напоминает запах гнилых плодов, прелого сена

Б) Серебристый жидкий металл.

Тяжелее всех известных жидкостей

В) Зеленовато-желтый газ, с резким удушливым запахом,

тяжелей воздуха, застаивается в нижних этажах зданий,

в низинах

Г) Бесцветный газ с резким удушливым запахом,

легче воздуха. Проникает в верхние этажи зданий

5) Метиловый спирт

(древесный спирт, метанол)

Д) Бесцветная прозрачная, легкоподвижная жидкость

с характерным запахом винного спирта

и жгучим неприятным вкусом

2. Соотнесите место радиационной аварии со временем её возникновения

3. Соотнесите телефоны с городскими службами безопасности

4. Соотнесите виды кровотечений с их характеристиками

виды кровотечений

характеристика кровотечений

1) Смешанное

А) Кровь имеет темный цвет, не пульсирует,

вытекает из раны спокойно, непрерывно

2) Венозное

Б) Кровь сочится по всей поверхности раны

3) Артериальное

В) Возникает при множественных повреждениях,

как при поверхностных, так и глубоких

4) Капиллярное

Г) Кровь алого цвета, вытекает из раны пульсирующей струей

5) Внутреннее

Д) Возникает при повреждении внутренних органов,

не видно снаружи

5. Соотнесите виды транспорта с опасностями (опасными местами)

виды транспорта

Опасности (опасные места)

1) Морской и речной транспорт

А) Пожар в салоне, разгерметизация салона,

терроризм, погодные условия

2) Авиационный транспорт

Б) Пути железнодорожные, турникет, платформа,

эскалатор, высокое электрическое напряжение

3) Железнодорожный транспорт

В) Дорожное транспортное происшествие, пожар

4) Общественный (автобус, троллейбус, такси) транспорт

Г) Пути железнодорожные, платформа

Д) Палуба, открытые иллюминаторы,

не закреплено палубное ограждение

6. Соотнесите место перелома с положением пострадавшего при транспортировке

Право. Установление соответствия.

1.Установите соответствие между правоохранительными органами и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) консультация по юридическим вопросам

Б) представление клиентов в суде по гражданским делам

В) вынесение решений по подсудным делам

Г) помощь в составлении жалоб и заявлений правового характера

Д) проверка законности и обоснованности решений, вынесенных судами различных инстанций

Е) рассмотрение и вынесение решений по гражданским искам

1) адвокатура

2) суд

Ответ:

2. Установите соответствие между проступками и видами юридической ответственности. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) невыполнение условий договора займа

Б) опоздание на работу

В) прогул

Г) публичное оскорбление

Д) безбилетный проезд

1) гражданско-правовая

2) дисциплинарная

3) административная

Ответ:

3. Установите соответствие между видами юридической ответственности и отраслями права: к каждой позиции первого столбца, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) штраф

Б) взыскание неустойки

В) компенсация морального вреда

Г) лишение специального права

Д) дисквалификация

Е) конфискация орудия совершения правонарушения

1) гражданское право

2) административное право

Ответ:

4. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) гражданин был принят на работу в должности механика

Б) суд установил опеку над несовершеннолетним

В) суд признал, что деяние было совершено в состоянии необходимой обороны

Г) гражданину был предоставлен ежегодный отпуск

Д) гражданин был признан виновным и приговорен к лишению свободы

1) трудовое право

2) семейное право

3) уголовное право

Ответ:

5. Установите соответствие между конкретной ситуацией и типом правоотношений, который она иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) супруги открыли семейный ресторан

Б) автомобилист превысил разрешенную скорость в населенном пункте

B) отец и сын совершили разбойное нападение на инкассатора

Г) супруги подали в ЗАГС заявление о расторжении брака

Д) родители подарили сыну легковой автомобиль

1) уголовные

2) семейные

3) административные

4) гражданские

Ответ:

6. Установите соответствие между примерами и правами потребителя: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) гражданка не нашла на упаковке масла сведений о производителе товара

Б) гражданин приобрёл брюки, надел их один раз, а затем обнаружил, что несколько швов на брюках разошлись

B) гражданка начала использовать приобретённый фен, но аппарат сгорел у неё в руках, причинив ожоги

Г) гражданин обнаружил, что приобретённый им продукт представляет собой не растворимый кофе, как написано на этикетке, а кофейный напиток

Д) тушь для ресниц, приобретённая гражданкой, вызвала у неё сильную аллергию; экспертиза установила, что болезнь связана с использованием производителем некоторых запрещённых веществ

1) право на информацию о товаре

2) право на качественный товар

3) право на безопасность товара

Ответ:

7. Установите соответствие между проступками и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) переход дороги в неположенном месте

Б) порча чужого имущества

В) прогул работы

Г) нарушение договора мены

Д) нарушение правил пожарной безопасности

1) гражданский

2) административный

3) дисциплинарный

Ответ:

8. Установите соответствие между участниками уголовного судопроизводства и стороной, которую они представляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Сторона уголовного судопроизводства

A) прокурор

Б) адвокат

B) следователь

Г) потерпевший

Д) обвиняемый

1) обвинение

2) защита

Ответ:

9. Установите соответствие между санкциями и видами юридической ответственности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) лишение специального права

Б) компенсация морального вреда

В) выговор

Г) увольнение

Д) штраф

Е) взыскание неустойки

1) дисциплинарная

2) гражданско-правовая

3) административная

Ответ:

10. Установите соответствие между примерами и элементами статуса налогоплательщика: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Индивидуальный предприниматель представил в налоговый орган налоговую декларацию

Б) Индивидуальный предприниматель присутствовал при проведении выездной налоговой проверки

B) Гражданин потребовал возмещения в полном объёме убытков, причинённых незаконными действиями налоговых органов

Г) Гражданин получил своевременный зачёт суммы, излишне взысканной в предыдущем году в качестве налога на транспортное средство

Д) Гражданин уплатил налог на принадлежащий ему земельный участок

1) права

2) обязанности

Ответ:

Ответы:

12233

Административная - вид юр-ой ответственности, к-я определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение. Гражданско-правовая - вид юр-ой ответ-ственности; установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав др. лица. Дисциплинарная - вид юр-ой ответственности, основным содержанием к-ой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.

211222

Санкции, предусмотренные гражданской ответственностью носят правовосстановительный характер. Их цель компенсировать причиненный ущерб, восстановить имущественные права. При административных правонарушениях ответственность выражается в штрафах, предупреждении, административном аресте, лишении спец-х прав, возмездном изъятии или конфискации орудия совершенного правонарушения, дисквалификации, административном выдворении за пределы страны.

12313

Трудовое право - порядок принятия на работу, увольнения, заключения трудового договора. Семейное право - порядок вступления и расторжения брака, усыновления, опекунства. Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголов-ной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.

43124

A) супруги открыли семейный ресторан(предпринимательство) - гражданские.

Б) автомобилист превысил разрешенную скорость в населенном пункте (нарушение ПДД) - административные.

B) отец и сын совершили разбойное нападение на инкассатора (преступление) - уголовные.

Г) супруги подали в ЗАГС заявление о расторжении брака - семейные.

Д) родители подарили сыну легковой автомобиль - гражданские

12313

А) право на информацию о товаре, покупатель должен знать всю информацию о товаре, т. к. это может повлиять на его здоровье.

Б) право на качественный товар, товар должен быть качественным, так как потребитель тратит на это свои средства.

B) право на безопасность товара, товар не должен причинять вред здоровью потребителя.

Г) право на информацию о товаре, на этикетке кофейного напитка написано, что это растворимый кофе - дана неверная информация.

Д) право на безопасность товара, товар не должен быть опасен.

21312

Административный проступок - противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие должностного лица, посягающее на личность, права и свободы человека и гражданина, здоровье и санитарно-биологическое благополучие населения, общественную нравственность, окружающую среду, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, собственность, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общество и государство, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Дисциплинарный проступок - противоправное, виновное неисполнение, или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязан-ностей, влекущее за собой применение дисциплинарного или общ-го воздействия, а также иных мер правового воздействия, предусмотренных в законодательстве о труде. Гражданские - правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, выражающиеся в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного вреда, состоящего в неисполнении обяза-тельств по договору, в распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина.

12112

Прокурор в уголовном процессе выполняет две взаимосвязанные функции: осуществляет уголовное преследование и надзирает за процессуальной деятель-ностью органов предварительного расследования. Однако властно-распорядитель-ные полномочия при осуществлении надзорной деятельности прокурор сохранил только в отношении дознавателя. В отношении же следователя подобные полномо-чия прокурора перешли к начальнику следственного органа. УПК существенно ограничил полномочия прокурора и по участию в уголовном преследовании на досудебном производстве. Следователь - должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголов-ному делу. Потерпевшим является физическое лицо, к-му преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юр. лицо в случае причине-ния преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда. Обви-няемый - лицо, в отношении к-го вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого или обвинительный акт. Адвокат - допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера.

321132

Дисциплинарная - вид юр-ой ответственности, основным содержанием к-ой высту-пают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка. Административная - вид юр-ой ответственности, к-ая определяет остоя-тельства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение. Гражданская - вид юр-ой ответственности; установленные нормами гражданского права юридические послед-ствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица.

21112

Налогоплательщики имеют право: получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах; получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах; использовать налоговые льготы при наличии оснований; получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени; представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговым Кодексу или иным федеральным законам; обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц; требовать соблюдения налоговой тайны; требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Подготовка к ЕГЭ. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г. Вилючинск

В заданиях на установление соответствия надо установить соответствие элементов одного столбца элементам другого столбца.В заданиях на установление соответствия надо установить соответствие элементов одного столбца элементам другого столбца. Такие задания позволяют проверитьТакие задания позволяют проверить - знания о взаимосвязи определений и фактов; - авторов и произведений; форм и содержания; - сущности и явлений; - соотношение между различными предметами, законами, формулами, датами. - соотношение между различными предметами, законами, формулами, датами.


Задания открытой формы представляют трудности в разработке, поскольку их формулировки должны быть предельно чёткими, ясными для понимания и содержать единственно возможный правильный ответ.Задания открытой формы представляют трудности в разработке, поскольку их формулировки должны быть предельно чёткими, ясными для понимания и содержать единственно возможный правильный ответ.


Требования при разработке заданий на соответствие задания формулируются в рамках двух множеств;задания формулируются в рамках двух множеств; задающие элементы располагаются слева, а элементы для выбора справа;задающие элементы располагаются слева, а элементы для выбора справа; необходимо наличие нескольких дистракторов и все дистракторы должны быть правдоподобны;необходимо наличие нескольких дистракторов и все дистракторы должны быть правдоподобны; материал заданий на соответствие должен быть гомогенным.материал заданий на соответствие должен быть гомогенным.






Инструкция «Установить соответствие» «Установить соответствие» Не рекомендуется дополнять эти слова различными пояснениями типа «Установить соответствие между тем-то и тем-то» Не рекомендуется дополнять эти слова различными пояснениями типа «Установить соответствие между тем-то и тем-то»


Заголовки столбцов должны относиться ко всем элементам представляемого списка;относиться ко всем элементам представляемого списка; быть короткими, точными и понятными для всех без исключения.быть короткими, точными и понятными для всех без исключения. Пример: Пример: Выражение Значение выражения Слова Падежи Авторы Произведения


Элементы столбцов Выражают содержание задания. Выражают содержание задания. Подбор их ограничен содержанием учебного плана и программы курса. Подбор их ограничен содержанием учебного плана и программы курса. Число элементов правого столбца всегда больше элементов левого. Число элементов правого столбца всегда больше элементов левого.


Номера и буквы Используются как идентификаторы (метки) элементов. Используются как идентификаторы (метки) элементов. Цифры лучше писать в левом столбце, отделяя от содержания столбцов точкой, буквы – в правом, отделяя круглой скобкой и пробелом. Цифры лучше писать в левом столбце, отделяя от содержания столбцов точкой, буквы – в правом, отделяя круглой скобкой и пробелом. Номер задания ставится рядом с первым заголовком задания.Номер задания ставится рядом с первым заголовком задания.


Примеры: Установить соответствие: Уравнение Корень уравнения Уравнение Корень уравнения – Х= 0 А) – Х= 0 А) 5 2. Х: 8 = 80 Б) Х: 8 = 80 Б) : Х = 15 В) : Х = 15 В) Х – 72 = 10 Г) Х – 72 = 10 Г) 83 Д) 640 Д) 640 Е) 82 Е) 82 Ответы: 1___, 2___, 3____, 4____. Ответы: 1___, 2___, 3____, 4____.


Пример: Установите соответствие: 1. Животные Природные зоны 1. Животные Природные зоны 1. рысь А) пустыня 1. рысь А) пустыня 2. тюлень Б) субтропики 2. тюлень Б) субтропики 3. ушастый еж В) тундра 3. ушастый еж В) тундра Г) степь Г) степь Д) лесостепь Д) лесостепь Ответы: 1__, 2__, 3___. Ответы: 1__, 2__, 3___.


Пример: СОБЫТИЕ ДАТА 1.Отмена крепостного права А г. 2. Начало Крымской войны Б г. 3.Окончание Крымской войны В г.. Г г.. Г г. Д г Д г Ответы: 1___, 2___, 3___.


Установить соответствие:Установить соответствие:ИНСТРУКЦИЯЗАДАНИЯ 1) Установить правильную последовательность А) открытые 2) Установить соответствие Б) табличные 3) Обвести кружком номера всех правильных ответов В) с выбором одного или несколько правильных ответов 4) Дополнить Г) на установление соответствия Д) на установление правильной последовательности


Строка ответов Помогает тестируемому определить место, куда заносить свои ответы.Помогает тестируемому определить место, куда заносить свои ответы. Она располагается точно посередине задания, иногда – на свободном месте в первом столбце.Она располагается точно посередине задания, иногда – на свободном месте в первом столбце.


Матричные задания - вариант заданий на установление соответствия, но применяются они редко, из-за громоздкости и больших затрат. вариант заданий на установление соответствия, но применяются они редко, из-за громоздкости и больших затрат. Примеры: Примеры: 2.Величина Единицы Приборы 2.Величина Единицы Приборы измерения измерения 1. длина А) кв. м C) термометр 1. длина А) кв. м C) термометр 2. площадь Б) м/с D) линейка 2. площадь Б) м/с D) линейка В) м Q) транспортир В) м Q) транспортир W) компас W) компас Ответы: 1 ___ ___ 2___ ____. Ответы: 1 ___ ___ 2___ ____.


Оценка 1 балл за правильное выполнение всего задания.1 балл за правильное выполнение всего задания. По одному баллу за каждое правильно установленное соответствие.По одному баллу за каждое правильно установленное соответствие. За все правильные ответы – 2 балла, за одну пропущенную ошибку снизить оценку до 1 балла, за две и более ошибок – 0 баллов.За все правильные ответы – 2 балла, за одну пропущенную ошибку снизить оценку до 1 балла, за две и более ошибок – 0 баллов.


Применение Основная сфера применения заданий на соответствие – это текущий и тематический контроль.Основная сфера применения заданий на соответствие – это текущий и тематический контроль. Их лучше применять для самоконтроля.Их лучше применять для самоконтроля. Они реже используются при входном и итоговом контроле.Они реже используются при входном и итоговом контроле. Почти совсем не используются при аттестации.Почти совсем не используются при аттестации.

По созданию заданий закрытой формы. Помимо них, существуют задания на установление соответствия, задания на установление последовательности и задания открытой формы. Дмитрий Аббакумов, руководитель Лаборатории адаптивных образовательных технологий ВШЭ, делится практическими советами в новом выпуске рубрики.

Задания на установление соответствия

Такие задания содержат два параллельных списка. Первый обычно включает достаточно длинные позиции – это список условий. Испытуемый должен сопоставить каждую позицию из списка условий с позицией из списка ответов. Элементы списка ответов обычно формулируются лаконично. Преимуществами заданий на установление соответствия являются их компактность и возможность охвата большого количества проверяемых знаний. Однако они имеют и недостатки: при их конструировании трудно подобрать однородные списки, а сами задания стимулируют исключительно процессы запоминания фактов.

Задания на установление соответствия требуют очень чётких инструкций. Инструкции должны содержать информацию о том, на каком основании должно устанавливаться соответствие, а также может ли один ответ использоваться дважды или не использоваться вовсе.

Принципы составления заданий:

  • Оптимальное задание содержит от 4 до 10 условий.
  • По возможности составляйте задания так, чтобы количество условий не равнялось количеству ответов (это позволит сократить риск угадывания на последнем этапе работы с заданием).
  • При необходимости организуйте условия в логической последовательности, например, в хронологическом порядке или по алфавиту.

Пример задания на установление соответствия:

(инструкция) Запишите в специальном поле для ответов букву, подходящую для каждого элемента из первого (нумерованного) списка. К каждому элементу из первого списка может относиться один элемент из второго списка.
(формулировка задания) При формировании представления о партнере по общению люди используют четыре основных механизма. В левом списке перечислены их названия, а в правом даны определения. Сопоставьте их между собой.

Задания на установление последовательности

Подобная форма заданий используется, когда требуется оценить знания этапов и событий какого-либо процесса. Эти задания также требуют чёткой инструкции, из которой должно быть понятно, в какой форме нужно фиксировать последовательность. Оптимально, если задание содержит от 3 до 7 элементов. А главным при конструировании таких заданий является то, чтобы используемая последовательность не являлась искусственной (например, известной и понятной только автору задания).

Задания открытой формы

Есть два типа заданий: с коротким ответом и с развернутым ответом. Задания с коротким ответом могут быть организованы как вопросы или как задания на дополнение. Задание-вопрос представляет собой конкретный вопрос, на который можно ответить одним словом, фразой, числом или символом. Задание на дополнение – это неполное утверждение, которое необходимо дополнить одним словом, фразой, числом или символом. Неоспоримым преимуществом заданий с коротким ответом является очень низкая вероятность угадывания. Недостатком является то, что при их конструировании необходимо учесть все варианты, которые могут быть правильными. Для задание с коротким текстовым ответом важно не забыть о нюансах согласования. А для заданий с числовым ответом – о количестве знаков после запятой или интервале значений.

При конструировании заданий с коротким ответом нужно избегать невольных подсказок, когда формулировка вопроса или утверждения наводит на правильный ответ; а также большого количества пропусков, так как тогда может потеряться смысл задания.

Задания с развернутым ответом предполагают, что ответ испытуемого на поставленный вопрос будет содержать несколько предложений или ответом будет законченный короткий текст. Эти задания позволяют оценить навыки интерпретации, анализа и оценки применительно к конкретным ситуациям. Их преимуществом является то, что они сочетают в себе разные мыслительные процессы, дают испытуемому возможность самому конструировать ответ, оценивают и развивают навыки письменной речи. Однако такие задания являются сложными и дорогостоящими с точки зрения проверки. Часто компьютер для таких заданий выполняет лишь функцию сбора ответов, а не их проверки. Для обеспечения объективности необходимо привлечение 2-3 экспертов. Тем не менее, важно отметить, что в настоящее время активно внедряются машинные способы проверки таких заданий, результаты которых сопоставимы с экспертными оценками, например, при проверке эссе в компьютерных тестах на знание английского языка.

  • Используйте такие задания только в тех случаях, где оценка другими, более объективными способами, не применима.
  • Убедитесь, что задание соотносится с целями обучения.
  • Для заданий с ограниченным объёмом четко задайте объём и элементы содержания.
  • Для заданий со свободным объёмом дайте четкие рекомендации по выполнению и оформлению, а также минимальные требования к содержанию.
  • Установите время выполнения.

Пример неудачной формулировки задания с развернутым ответом:

Почему символы так важны в произведении «451 градус по Фаренгейту»?

Пример оптимизированной формулировки задания с развернутым ответом:

Символы очень важны в произведении «451 градус по Фаренгейту». Какие три, по Вашему мнению, являются наиболее важными в нём? Опишите их и выделите их роль и смысл в этом произведении.

Итак, мы разобрались в основных формах тестовых заданий, используемых в компьютерном тестировании. Следующий материал будет посвящен одному из важнейших этапов в разработке теста – экспертизе качества тестовых заданий.

При подготовке текста использовались материалы лекций академического руководителя магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» к. психол. н. Екатерины Алексеевны Орел.

Дмитрий Аббакумов

Задания на соответствие имеют специфический вид, где под инструкцией располагаются элементы двух множеств, соответствие между которыми предлагается установить испытуемому. Слева обычно приводятся элементы задающего множества, содержащие постановку проблемы, справа – элементы, подлежащие выбору.

Соответствие между элементами двух столбцов может быть взаимно однозначным, когда каждому элементу справа соответствует только один элемент слева. Если число элементов в двух столбцах одинаковое, то для последнего элемента задающего множества выбор не произойдет. Встречаются случаи, определяемые спецификой содержания предмета, когда для нескольких элементов левого столбца выбираются одни и те же элементы справа, поэтому их может оказаться меньше, чем слева. И наконец, оптимальным является задание, в котором правое множество содержит больше элементов, каждый из которых выбирается только один раз. Например, удачное задание 1, а не удачное 2, поскольку число элементов для выбора справа равно числу элементов в левом столбце.

Задание 1

К КАЖДОМУ ИЗ ТРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ (1, 2, 3) ПОДБИРАЕТСЯ ОДИН СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ИЗ ПРАВОЙ ЧАСТИ С БУКВАМИ (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К).

Определите соответствие ролей менеджера трем блокам согласно модели Г. Минцберга

Ответы можно представить в виде таблицы, в таком случае отпадает необходимость в подробной инструкции, подобной той, которая приведена для задания 1.

Задание 2

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

Лишние элементы правого столбца, не подлежащие выбору при правильных ответах, называются дистракторами. Как и в заданиях с выбором ответов, наибольшие трудности при разработке связаны с подбором правдоподобных избыточных элементов в правом множестве. Мера правдоподобности каждого дистрактора устанавливается эмпирически.

При разработке заданий на соответствие следует руководствоваться следующими правилами:

Задание формулируется так, чтобы все содержание можно было выразить в виде двух множеств с соответствующими названиями;

Элементы задающего столбца располагаются слева, а элементы для выбора – справа;

Желательно, чтобы каждый столбец имел определенное название, обобщающее все элементы столбца;

Необходимо, чтобы правый столбец содержал хотя бы несколько дистракторов. Еще лучше, если число элементов правого множества будет примерно в два раза больше числа элементов левого столбца;

Необходимо, чтобы все дистракторы в одном задании были равновероятно правдоподобны;

Элементы столбцов должны быть выбраны по одному основанию для включения только гомогенного материала в каждое задание теста.

В аттестационном тесте задания на соответствие малоэффективны в силу их громоздкости, не позволяющей охватить большой объем содержания.

К заданиям на соответствие прилагается стандартная инструкция, состоящая из двух слов: «УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ». Иногда инструкцию делают развернутой, особенно в тех случаях, когда есть отдельный бланк ответов. Например, инструкция может иметь вид: «БУКВЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗАДАННЫМ ЭЛЕМЕНТАМ, ЗАПИШИТЕ СНАЧАЛА В ТАБЛИЦУ, ПРИВЕДЕННУЮ В ТЕКСТЕ ЗАДАНИЯ, А ЗАТЕМ ПЕРЕНЕСИТЕ ИХ В БЛАНК».

Результаты выполнения заданий на соответствие оцениваются либо дихотомической, либо политомической оценкой. При дихотомическом оценивании 1 балл выставляется за все правильно установленные соответствия в задании теста. Если хотя бы одно соответствие неверно, то за частично правильно выполненное задание на соответствие испытуемый получает 0 баллов. Другой способ заключается в выставлении по одному баллу за каждое правильное соответствие, тогда при проверке заданий на соответствие используется политомическая оценка, и общее количество баллов за задание равно числу правильно установленных соответствий.