Привилегии и иммунитеты консульских представительств и их сотрудников следующие:

1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств.

Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. устанавливает ограничение неприкосновенности консульских представительств. Речь идет о так называемой «пожарной оговорке», когда на территорию представительства возможен доступ без разрешения в случае пожара. Эта норма долгое время являлась основанием для отказа СССР ратифицировать данную конвенцию. В заключенных нашим государством двусторонних консульских конвенциях «пожарная оговорка» отсутствует.Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.

2) Консульское представительство может беспрепятственно сноситься со своим правительством, дипломатическим представительством и другими консульскими представительствами.

3) Помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.

4) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пребывания.

5) Архивы и документы консульского представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

6) Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.

1) По общему правилу, консульские должностные лица пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» определяется по законодательству страны пребывания (Венская конвенция 1963 г. и некоторые двусторонние конвенции). Однако в отдельных соглашениях в качестве тяжких преступлений определены такие, за которые может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы.

2) Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения.

3) Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства.

4) Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:

Исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;

Вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства,

Исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства,

Исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности консульского агента за пределами его официальных функций.

Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглашения, заключенных нашим государством, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатическим

Как и дипломатические, консульские привилегии и иммунитеты делятся на принадлежащие консульскому учреждению и на личные привилегии и иммунитеты его сотрудников. Однако и те, и другие предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств (преамбула Конвенции 1963 года). Действующее международное право исходит из того, что консульские учреждения в качестве уполномоченных государственных органов должны пользоваться особыми правовыми преимуществами, вытекающими из суверенитета представляемых ими государств. Необходимость в предоставлении консульским должностным лицам привилегий и иммунитетов связана с особенностями их деятельности, которая характеризуется практически ежедневным столкновением с правовой системой и властями страны пребывания.

Анализируя практику предоставления и реализации консульских привилегий и иммунитетов, можно сделать два важных замечания. Во-первых, принадлежащие отдельным лицам консульские привилегии и иммунитеты носят, по общему правилу, функциональный характер . Это означает, что соответствующими преимуществами сотрудники консульских учреждений могут пользоваться только при исполнении своих служебных обязанностей (пункт 1 статьи 43 Конвенции). Во-вторых, в настоящее время наблюдается тенденция к приближению консульских привилегий и иммунитетов по своему объему и характеру к дипломатическим привилегиям и иммунитетам. Такое сближение происходит путем закрепления соответствующих норм в двусторонних соглашениях между государствами и отражает рост роли и значения консульских отношений. Данная тенденция связана еще и с тем, что предоставление консульствам благоприятного режима всегда носит взаимный характер, то есть выгодно обеим сторонам. Например, по Консульской конвенции между СССР и США 1964 года, консульские должностные лица и консульские служащие двух государств пользовались абсолютным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. В соответствии со статьей 16 Консульской конвенции между Казахстаном и Венгрией от 9 марта 1995 года, консульские должностные лица не могут быть арестованы или задержаны ни при каких обстоятельствах, хотя Конвенция 1963 года при наличии ряда условий допускает подобные меры (см. далее).

Консульское учреждение имеет право пользоваться государственным флагом и гербом представляемого государства, которые могут быть установлены на консульском помещении, на резиденции главы учреждения и на его средствах передвижения.

Государство пребывания обязано оказать содействие представляемому государству и консульскому учреждению для приобретения на своей территории помещений, необходимых для самого учреждения и его работников.


Помещение консульского учреждения, его имущество и средства передвижения неприкосновенны и пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции. В противном случае государство пребывания должно принять все меры во избежание нарушения выполнения консульских функций и выплатить представляемому государству эффективную компенсацию. Кроме того, государство пребывания должно обеспечить защиту консульских помещений от всякого вторжения или нанесения ущерба. Войти в консульское помещение можно только с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства представляемого государства. Вместе с тем (и в этом отличие консульских привилегий от дипломатических), в случае стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты, согласие главы консульства может предполагаться.

Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

Консульское помещение и резиденция штатного главы консульского учреждения освобождаются от всех налогов, кроме тех, которые взимаются за конкретные виды обслуживания.

Все работники консульского учреждения должны обладать свободой передвижения по территории государства пребывания, соблюдая при этом его законы и правила, касающиеся государственной безопасности. Консульское учреждение пользуется свободой сношений с представляемым государством наравне с дипломатическими представительствами (см. главу 14). Аналогичный режим устанавливается в отношении консульской вализы (почты), содержащей официальную корреспонденцию, документы и предметы, предназначенные исключительно для официального пользования. Однако здесь есть небольшой нюанс: если есть основания полагать, что консульская вализа содержит другие предметы, она может быть по требованию властей государства пребывания вскрыта в их присутствии уполномоченным лицом представляемого государства. Если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления. Личной неприкосновенностью пользуются консульские курьеры (в том числе ad hoc), снабженные официальным документом.

Специфической привилегией консульского учреждения, необходимой ему для осуществления своих функций, является право контактов с гражданами представляемого государства. В соответствии со статьей 36 Конвенции 1963 года, консульские должностные могут иметь свободный доступ к гражданам представляемого государства, а те, в свою очередь, - доступ к консульским должностным лицам. Кроме того, государство пребывания обязано уведомлять консульское учреждение обо всех случаях ареста, задержания и заключения в тюрьму граждан представляемого государства, если они этого потребуют. Консульские должностные лица имеют право посещать таких граждан, беседовать и переписываться с ними, а также принимать меры к обеспечению им юридического представительства.

Власти государства пребывания обязаны также уведомлять консульское учреждение о смерти гражданина представляемого государства и о необходимости установления опеки или попечительства над недееспособными гражданами представляемого государства.

При выполнении своих функций консульские должностные лица имеют право обращаться в компетентные власти своего консульского округа и, в соответствии с законами страны пребывания - в ее центральные органы власти.

Консульское учреждение вправе взимать за совершение консульских актов сборы и пошлины, предусмотренные законами представляемого государства. Такие сборы и пошлины освобождаются в государстве пребывания от всех налогов и других платежей.

Что касается личных консульских привилегий и иммунитетов , то их объем зависит от статуса той или иной категории работников консульского учреждения. Наибольшим объемом привилегий обладают консульские должностные лица, то есть лица, непосредственно выполняющие консульские функции. Каждый работник консульского учреждения пользуется соответствующими привилегиями и иммунитетами с момента вступления на территорию государства пребывания или с момента приступления к своим обязанностям.

Государство пребывания обязано относиться к консульским должностным лицам с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство.

Консульские должностные лица не подлежат аресту и предварительному заключению, за исключением случаев совершения тяжких преступлений и наличия соответствующего судебного постановления. В случае возбуждения уголовного дела против консульского должностного лица оно обязано являться в компетентные органы государства пребывания, но ему должно ставиться как можно меньше препятствий для выполнения его функций, а судебное преследование должно быть начато в возможно короткий срок. Об аресте, задержании или возбуждении уголовного дела немедленно уведомляется глава консульского учреждения. Если эти меры приняты против него, то уведомляется представляемое государство.

Консульские должностные лица и консульские служащие (административно-технический персонал) обладают иммунитетом от юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций. Вместе с тем, таким лицам может быть предъявлен гражданский иск в следующих случаях:

Иск вытекает из гражданско-правового договора, заключенного сотрудником консульского учреждения в личном качестве;

Иск связан с возмещением вреда, причиненного несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным любым транспортным средством;

Иск является встречным и непосредственно связанным с основным иском, поданным в рамках дела, возбужденного самим консульским должностным лицом (консульским служащим).

Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей, однако они могут отказаться от дачи показаний по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций. Консульские должностные лица имеют право отказаться от дачи любых показаний.

Лишение работников консульского учреждения личной неприкосновенности, иммунитета от юрисдикции государства пребывания и права отказаться от дачи показаний может быть в любой момент осуществлено представляемым государством. Такой отказ от привилегий и иммунитетов должен быть явно выраженным, однако он не означает отказ от иммунитета от исполнительных действий по исполнению судебного решения. Для таких действий нужен отдельный отказ.

Как правило, консульские должностные лица, консульские служащие и проживающие с ними члены их семей освобождаются от всех обязанностей иностранцев по регистрации и получению разрешения на жительство и на работу в государстве пребывания. Однако этой привилегии лишены те консульские служащие, которые не находятся на постоянной службе в государстве пребывания или которые занимаются в государстве пребывания частной деятельностью.

Консульские должностные лица и консульские служащие, а также проживающие с ними члены их семей обладают фискальным (налоговым) иммунитетом. Они освобождены от уплаты любых налогов, за исключением косвенных налогов, налогов на частное недвижимое имущество, на наследственное имущество, на частный доход в государстве пребывания, сборов за конкретные виды обслуживания, регистрационных, судебных пошлин, гербовых сборов и т.п. Работники обслуживающего персонала консульского учреждения освобождены от налогов на получаемую ими заработную плату.

Таможенные привилегии консульских работников заключаются в праве беспошлинного провоза предметов, предназначенных для официального пользования консульским учреждением, а также предназначенных для личного пользования консульским должностным лицом или членами его семьи, включая предметы первоначального обзаведения. Консульские служащие освобождаются от таможенных пошлин только в отношении предметов, ввезенных во время их первоначального обзаведения.

Личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, который следует вместе с этими лицами, освобождается от таможенного досмотра. Однако досмотр допускается в присутствии соответствующего лица при серьезных основаниях полагать, что в багаже содержатся предметы, не предназначенные для официального или личного пользования, а также ввоз и вывоз которых запрещены.

Социальное законодательство государства пребывания не распространяется на служебную деятельность работников консульских учреждений. Однако в случае, если сотрудник консульского персонала нанимает частных домашних работников, для него постановления о социальном обеспечении, действующие в государстве пребывания, обязательны.

Государство пребывания обязано освобождать работников консульского учреждения и членов их семей от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от воинских повинностей (реквизиции, контрибуции и военного постоя).

Прекращение привилегий и иммунитетов работников консульских учреждений происходит:

С момента, когда лицо, функции которого прекращены, оставляет государство пребывания;

С момента, когда истек разумный срок для оставления государства пребывания таким работником.

В отношении действий, совершаемых консульским должностным лицом или консульским служащим при выполнении своих функций, иммунитет от юрисдикции продолжает существовать без ограничения каким-либо сроком.

Обязанность предоставления необходимых иммунитетов консульским должностным лицам лежит также на третьих государствах, через территорию которых такие лица следуют к месту назначения или возвращаясь в представляемое государство. Кроме того, третьи государства должны обеспечить неприкосновенность следующей через них официальной корреспонденции консульских учреждений.

Все лица, пользующиеся консульскими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и правила государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела. Консульские помещения не должны использоваться в целях, не совместимых с выполнением консульских функций. Работники консульских учреждений должны соблюдать требования законодательства государства пребывания о страховании от вреда, который может быть причинен третьим лицам в связи с использованием транспортных средств.

Штатные консульские должностные лица не должны заниматься в государстве пребывания какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью в целях получения личных доходов. В противном случае соответствующее лицо (консульский служащий или работник обслуживающего персонала) и члены его семьи не вправе пользоваться какими-либо привилегиями и иммунитетами.

В большинстве случаев консульские функции осуществляются лицами, являющимися гражданами представляемого государства и находящимися на его государственной службе (штатными консульскими должностными лицами). Однако международное право допускает осуществление консульских функций нештатными (почетными) консулами и лицами, являющимися гражданами государства пребывания. Конвенция 1963 года содержит определенные положения, касающиеся статуса, привилегий и иммунитетов таких лиц и возглавляемых ими консульских учреждений.

Согласно статье 68 Конвенции, институт почетных консульских должностных лиц носит факультативный характер: каждое государство свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консулов. Например, Республика Казахстан признает институт почетных консулов. В пункте 3 статьи 1 Консульской конвенции между Республикой Казахстан и Венгерской Республикой от 9 марта 1995 года сказано, что стороны признают существование двух категорий консульских должностных лиц: штатные и почетные. При этом на почетных консулов и возглавляемые ими консульские учреждения положения казахстанско-венгерской Конвенции распространяются в увязке с положениями Венской конвенции 1963 года.

В большинстве случаев почетными консулами назначаются лица из числа граждан страны пребывания (нередко - выходцев из представляемого государства), которые пользуются у себя в стране авторитетом, имеют безупречную репутацию и прочные торгово-экономические связи с представляемым государством. Это, как правило, крупные бизнесмены, хорошо знающие внутригосударственное законодательство и особенности межгосударственных отношений двух стран. Институт почетных консулов позволяет экономить средства представляемого государства. Почетные консульские должностные лица не получают от него жалованья: их вознаграждением являются платежи и сборы, получаемые за оказание консульских услуг. Больше всего деятельность почетных консулов распространена в практике государств Латинской Америки, США, Великобритании, России, Греции и в скандинавских государствах.

Консульские учреждения, возглавляемые почетными консульскими должностными лицами, пользуются большинством консульских привилегий и иммунитетов. Вместе с тем, на них не распространяются нормы Конвенции, гарантирующие неприкосновенность консульских помещений, имущества, средств передвижения, архивов и документов, а также освобождающие консульские помещения от налогов. Однако государство пребывания обязано принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений учреждения, возглавляемого почетным консулом, от всякого вторжения или нанесения ущерба. Неприкосновенность архивов и документов таких учреждений гарантируется государством пребывания только в том случае, если они хранятся отдельно от любых других бумаг и документов, в том числе от частной корреспонденции главы консульского учреждения. Таможенными привилегиями консульские учреждения, возглавляемые почетными консулами, пользуются только при ввозе строго определенных видов имущества: государственных гербов, флагов, печатей, штампов, книг, канцелярского оборудования и т.п.

Нештатные консулы не обладают личной неприкосновенностью. Единственное, чего требует Конвенция в случае возбуждения против них уголовного дела - это оказания уважения и создания как можно меньше препятствий для выполнения консульских функций. В случае задержания или ареста почетного консула судебное преследование против него должно начаться в возможно короткий срок.

Почетные консулы (кроме тех, кто занимается в государстве пребывания коммерческой деятельностью) освобождаются от обязанностей по регистрации и получению разрешения на жительство. Все почетные консулы освобождаются от любых трудовых, государственных и военных повинностей, а также от уплаты налогов за вознаграждение и зарплату, получаемые от представляемого государства за выполнение консульских функций.

Институт почетных консулов Республики Казахстан регулируется статьями 87-89 Консульского устава, а также Положением Министерства иностранных дел № 254.. В соответствии с ними, Министерство иностранных дел Республики Казахстан по соглашению с государством пребывания может поручить выполнение отдельных консульских функций почетным (нештатным) консулам. Почетными консулами могут быть как граждане Республики Казахстан, так и иностранцы. Функции и полномочия почетных (нештатных) консулов определяются Министерством иностранных дел Республики Казахстан. Почетные (нештатные) консулы не состоят на государственной службе Республики Казахстан. Например, в сентябре 2005 года было открыто почетное консульство Республики Казахстан в Измире (Турция).

Статья 22 Конвенции 1963 года предусматривает, что в принципе консульские должностные лица должны быть гражданами представляемого государства. Консульские должностные лица из числа граждан государства пребывания могут назначаться только с определенно выраженного согласия этого государства, причем такое согласие в любой момент может быть аннулировано.

Если консульским должностным лицом является гражданин государства пребывания или постоянно проживающее в нем лицо, оно пользуется только иммунитетом от юрисдикции и личной неприкосновенностью и только в отношении официальных действий, совершаемых при выполнении консульских функций. Что же касается привилегий и иммунитетов таких консульских служащих (то есть административно-технического персонала), работников обслуживающего персонала и членов семей консульских должностных лиц - граждан государства пребывания, то они могут пользоваться какими-либо правовыми преимуществами только в той степени, в какой они предоставлены им государством пребывания. Это означает, что государство пребывания само решает вопрос о предоставлении привилегий и иммунитетов таким лицам и об их объеме.

Согласно статье 5 Консульской конвенции между Республикой Казахстан и Венгерской Республикой, консульские должностные лица обязательно должны быть гражданами представляемого государства. Вместе с тем, с согласия государства пребывания на консульские должности могут быть назначены его граждане или граждане третьего государства.

В законодательстве Республики Казахстан (уголовно-процессуальном, таможенном, административном) закреплены нормы, предусматривающие необходимые привилегии и иммунитеты работников консульских учреждений иностранных государств.

Различают привилегии и иммунитеты консульских представи­тельств и их сотрудников.

Привилегии и иммунитеты консульских представительств сле­дующие:

1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств.

Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. устанавли­вает ограничение неприкосновенности консульских представи­тельств. Речь идет о так называемой «пожарной оговорке», когда на территорию представительства возможен доступ без разрешения в случае пожара. Эта норма долгое время являлась основанием для отказа СССР ратифицировать данную конвенцию. В заключенных нашим государством двусторонних консульских конвенциях «пожар­ная оговорка» отсутствует.

Государство пребывания обязано принимать все меры для защи­ты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.

Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представи­тельств следующие:

2) Консульское представительство может беспрепятственно сно­ситься со своим правительством, дипломатическим представительст­вом и другими консульскими представительствами.

3) Помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполни­тельных действий.

4) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представи­тельством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пре­бывания.

5) Архивы и документы консульского представительства непри­косновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

6) Официальная корреспонденция представительства неприкос­новенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.

1) По общему правилу, консульские должностные лица пользуют­ся личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задер­жанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» оп­ределяется по законодательству страны пребывания (Венская кон­венция 1963 г. и некоторые двусторонние конвенции). Однако в от­дельных соглашениях в качестве тяжких преступлений определены такие, за которые может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы.


2) Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетель­ских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выпол­нением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения.

3) Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представитель­ства.

4) Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме слу­чаев:

исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства,

исков, касающихся наследования, в отношении которых он высту­пает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства,

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерчес­кой деятельности консульского агента за пределами его официаль­ных функций.

Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглаше­ния, заключенных нашим государством, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатичес­ким

31. Контрмеры - это односторонние принудительные действия горизонтального характера потерпевшего государства в отношении государства-правонарушителя с целью обеспечить надлежащее исполнение обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности. Возникновение

Институт контрмер в международном праве развился после распадения института репрессалий на два вида - санкций и собственно контрмер. Если первый носит вертикальный характер, т.е. применяется исключительно международной организаций с разрешения на такие действия Советом Безопасности ООН, то контрмеры носят горизонтальный характер и применяются государством в ответ на противоправные действия другого государства.

Содержание - Контрмеры, как и санкции, не являются институтом международной ответственности поскольку являются вторичными по отношению к нему и применяются исключительно для того чтобы обеспечить исполнения правоотношения ответственности. Т.е. они не носят характера наказания и должны быть прекращены сразу после выполнения государством делинквентом всех обязательств вытекающих из правоотношения ответственности.

Условия - Для правомерного применение контрмер необходимо наличие трех условий: а) наличие реального международно-противоправного деяния; б) предварительное требование потерпевшего государства о прекращении такого деяние и/или возмещения вреда; в) соразмерность контрмеры с международно-противоправным деянием и его последствиями.

Принятие контрмер до исчерпания всех возможных процедур мирного урегулирования спора или отказ государства делинквента от таких процедур является незаконным.

Право поддержки гражданина представляемого государства консульским должностным лицом может осуществляться только в соответствии с законами и правилами, принятыми в государстве пребывания (п.2 ст. 36)

Административно-технического и обслуживающего персонала.

Штатных должностных лиц;

Учреждений;

Консульские привилегии и иммунитеты

Характер консульской деятельности делает необходимым существование правовых гарантий беспрепятственного и независимого её осуществления. Дипломаты ещё с Венского конгресса (1815 г.) пользовались практически одинаковыми иммунитетами. Что же касается консулов, то, как правило , они определялись соглашениями на двусторонней основе. . Постепенно, особенно со времени принятия Венской конвенции 1963 года привилегии и иммунитеты штатных консулов были закреплены и в международном плане. Венская конвенция расширила иммунитеты и привилегии штатных консулов.

Венская конвенция 1963 г., предоставляя консульским должностным лицам, иммунитет от юрисдикции, определяет: "Консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций" (п. 1 ст. 43). Это значит, что консульские должностные лица наделены иммунитетами, которые носят функциональный (служебный характер) .

Различают консульские привилегии и иммунитеты 4-х видов:

4) почётного (нештатного) консула

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений .

Консульское учреждение – постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства, в силу соответствующего международного соглашения. Оно, в отличии от посольства, имеет лишь специальную компетенцию и действует только в пределах консульского округа, определяемого путём согласования между государствами.

Консульские помещения неприкосновенны.

На универсальном уровне данный вид привилегий закреплён лишь частично ,т.к. Венская конвенция (1963 г.) распостраняет неприкосновенность только на консульские помещения, в состав которых не включены ни частные помещения консульских должностных лиц, ни даже частная резиденция главы консульского учреждения.

Но большинство конвенций , так или иначе, регулируют этот вопрос. В частности:

· иммунитет неприкосновенности распостраняется на жилые помещения всех консульских должностных лиц , как это отражено в консульских конвенциях России с Польшей,Великобританией, Японией и другими странами.

· статусом неприкосновенности наделяются жилые помещения,но

только главы консульских учреждений (Швеция; Норвегия).



Можно выделить несколько положений Венской конвенции 1963 г.:

а) только с согласия главы консульского учреждения или главы посольства

власти государства пребывания могут вступать в консульские помещения.

Венская конвенция 1963 г. (ст.31) всё же допускает некоторые исключения

из принципа неприкосновенности помещений , предусматривая, во-первых ,

что, в случае стихийного бедствия, в том числе пожара, требующих

безотлагательных мер, согласие на вхождение в помещение консульства

предполагается, во-вторых , возможность отчуждения, в случае

необходимости, консульских помещений для целей обороны или

общественных нужд, с безотлагательной выплатой компенсации.

б) государство пребывания обязано принимать все меры для защиты

консульских помещений от любых вмешательств.

в) консульские помещения, имущество, а также средства передвижения не

могут быть реквизированы в целях обороны или для общественных нужд.

г) консулы имеют право вывешивать консульский щит и флаг назначившего его

государства.

д) консульские помещения и резиденция штатного главы консульского

учреждения освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, за

исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды

обслуживания.

е) консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и

независимо от их места нахождения.

В Венской конвенции 1963 года ничего не сказано о правовом положении их жилища и частной резиденции главы консульского учреждения.

Конвенция (1963 г.) регулирует вопросы приобретения жилых помещений для консульских должностных лиц. В частности, государство пребывания должно либо оказывать содействие представляемому государству в приобретении на своей территории помещений, необходимых для его консульского учреждения, либо оказать помощь последнему в получении помещений иным путём. Представляемое государство имеет право от своего имени или через любое уполномоченное им физическое или юридическое лицо в соответствии с законами и правилами государства пребывания и с согласия этого государства приобретать в собственность, получать в пользование, арендовать или вступать во владение в любой другой форме:

а) резиденцией главы консульского учреждения, а также жилыми помещениями для любого консульского должностного лица, которое не является гражданином государства пребывания или не имеет постоянного места жительства в этом государстве;

б) земельным участком, предназначенным для строительства жилых помещений.

Допускается и целый ряд изьятий из иммунитетов : Иммунитеты не распостраняются на следующие гражданские иски:

1) вытекающие из заключённого работником консульского учреждения договора, по которому он не выступал, прямо или косвенно, в качестве представителя аккредитующего государства;

2) возбуждённые в связи с ущербом, нанесённым каким-либо транспортным средством в результате дорожно-транспортного происшествия по вине работников консульского учреждения в стране пребывания;

3) касающиеся наследств, в которых работник консульского учреждения выступает в качестве наследника или отказ получателя, исполнителя завещания, распорядителя или попечителя наследства, будучи частным лицом;

4) возбуждённые самим консульским должностным лицом по делу, по которому он пользовался бы иммунитетом от юрисдикции (в этом случае он лишается права ссылаться на иммунитет в отношении любого встречного иска, непосредственно связанного с основным иском);

Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года закрепляет положение о том, что государство пребывания в случае какого-либо посягательства на помещения постоянного представительства или постоянной миссии наблюдателей при международной организации обязано принимать все надлежащие меры к возбуждению преследования и наказанию виновных лиц. Вместе с тем в этой конвенции ничего не говорится о неприкосновенности официальных помещений делегаций государств в органах и на конференциях международных организаций, хотя положения о неприкосновенности частных жилых помещений, бумаг, корреспонденции и имущества членов делегации содержатся.

Привилегии и иммунитеты штатных должностных лиц

Пункт 1 ст. 1 Венской конвенции 1963 г. гласит: "Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций". К этой категории лиц относятся: генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент, консульский стажер и в некоторых зарубежных странах- проконсул.

Государство пребывания обязано относиться к консульским должностным лицам с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство.

Для нормального выполнения своих функций консульские должностные лица наделяются личными иммунитетами и привилегиями, которые отражены в Венской конвенции 1963 г.(ст.40-57) и в двусторонних консульских конвенциях:

· Консульское должностное лицо подлежит аресту, предварительному заключению только на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений. В случае, если это действие всё-таки произошло, государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения.

· иммунитет от юрисдикции страны пребывания

В п.1 ст. 41 Венской конвенции 1963 г. говорится: "Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений ". Если на консульское должностное лицо заведено уголовное дело, местные власти государства пребывания обязаны незамедлительно уведомить об этом главу консульского учреждения (ст. 42). У них есть право вызвать консула в компетентные органы, но при этом ему оказывается уважение и государство пребывания не должно чинить ему препятствий в выполнении консульских функций (ст. 41, п. 3).

· свобода передвижения

Этот вопрос трактуется не всегда однозначно . Ряд договоров разрешает свободу передвижений и поездок по всей территории страны пребывания , за исключением зон, въезд в которые запрещается или ограничен по соображениям государственной безопасности. Некоторые соглашения разрешают консульским должностным лицам свободу передвижения и поездок только по территории консульского округа, за исключением зон, въезд в которые запрещается или ограничен по соображениям государственной безопасности.

Есть договоры, в которых вообщене отражена проблема свободы передвижений консульских должностных лиц. В этом случае следует ориентироваться на Венскую конвенцию 1963 г. (ст.34), в которой сказано: “Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности, государство пребывания должно обеспечить всем работникам консульского учреждения свободу передвижения и путешествий по его территории”.

· свидетельские показания

На практике представители властей страны пребывания могут столкнуться и с таким вопросом: может ли консульское должностное лицо выступать в качестве свидетеля. Этот вопрос регулируется ст. 44 Венской конвенции 1963 г.:

Консульские должностные лица могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Вместе с тем, если консульское должностное лицо всё же отказывается от дачи свидетельских показаний, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания (п. 1 ст. 44). Орган, которому требуется показание консульского должностного лица, должен избегать причинения помех выполнению лицом своих функций. Эта же статья предоставляет право консулу, в случае согласия, давать свидетельские показания в любом месте и в любой форме в органах внутренних дел, дома, в консульском учреждении, письменно или устно.

· свобода сношений

В целях облегчения выполнения консульских функций консульские должностные лица могут свободно общаться с гражданами представляемого государства.

В том случае, если в пределах консульского округа какой-либо гражданин представляемого государства является арестованным, заключённым в тюрьму или взятым под стражу в ожидании судебного разбирательства, задержанным в каком-либо другом порядке, компетентные органы страны пребывания должны безотлагательно уведомить об этом главу консульского учреждения.(п.1 ст. 36), если гражданин этого потребует.

Консульские должностные лица имеют право посещать гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан для беседы с ним, имеет право переписки с ним и могут принимать меры к обеспечению ему юридического представительства (п.1 ст. 36) . Но если гражданин возражает против этого, то консульское должностное лицо должно от этого воздержаться.

Официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако, если компетентные органы государства пребывания имеют серьёзные основания полагать, что в вализе содержатся предметы, запрещённые для ввоза и содержат не только официальную корреспонденцию, предназначенную исключительно для официального использования, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В том же случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления.

Консульский курьер , за исключением случаев, когда имеется согласие государства пребывания, не может быть гражданином государства пребывания. Если же это лицо не является и гражданином государства представляемого государства, то оно может быть курьером только с разрешения государства пребывания.

Статья 38 Конвенции 1963 года говорит о праве главы консульского учреждения обращаться в компетентные местные органы его консульского округа при выполнении своих функций. Эта же статья говорит о том, что в компетентные центральные органы страны пребывания глава консульского учреждения может обращаться только в той степени, в которой это допускается законами, правилами или соответствующими международными договорами. В том случае, если представления консула не будут удовлетворены, он имеет право обратиться к правительству страны пребывания, но толькочерез дипломатическое представительство своего государства .

Консульская вализа может быть вверена командиру судна или гражданского самолёта. При этом он снабжается официальным документом представляемого государства.

· льготы по досмотру на таможне

В п.1-3 ст.50 Конвенции 1963 г.говорится, что таможенные пошлины не взимаются с предметов для личного пользования консульским должностным лицом, включая предметы, предназначенные для его обустройства и для его официального пользования. От уплаты таможенных пошлин освобождаются также члены семьи консульского должностного лица, проживающие вместе с ним.

Если в отношении таможенных пошлин более или менее определён круг предметов, в отношении которых таможенные пошлины не взимаются, то в отношении досмотра личного багажа на таможне существуют разные мнения. Консульская Конвенция 1963 г. (п.3 ст.50) освобождает от досмотра личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними. Багаж может быть досмотрен лишь в том случае, если есть основания полагать, что в багаже находятся предметы, ввоз и вывоз которых запрещён страной пребывания или которые подпадают под его карантинные законы и правила. Тем не менее, следует отметить, что некоторые двусторонние соглашения предусматривают личный досмотр багажа не только членов семей консульских должностных лиц, но и багаж их самих.

· освобождение от регистрации и от получения вида на жительство. Консульские должностные лица, консульские служащие и члены их семей, проживающие вместе с ним , освобождаются от всех обязанностей, предусмотренных законами и правилами государства пребывания в отношении регистрации иностранцев и от получения разрешения на жительства. Освобождение от регистрации иностранцев и от получения разрешения на жительство не применяется к консульскому служащему, который не является постоянным служащим представляемого государства или который занимается частной деятельностью с целью получения доходов в государстве пребывания, а также к любому члену семьи такого служащего

· освобождение от получения разрешения на работу.

· освобождение от повинностей, в том числе воинских, реквизитов, постоев.

Это же относится и к членам семей консульских должностных лиц (ст.52)

Конвенция о консульских сношениях 1963 г. обязывает консульских должностных лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетами, без ущерба для них уважать страну пребывания (ст. 55).

Специально подчеркнута обязанность невмешательства во внутренние дела, а помещения не должны использоваться в целях, несовместимых с задачами выполнения консульских функций.

Консульские должностные лица обязаны соблюдать любые требования, предусмотренные законами и правилами страны пребывания, в отношении страхования от вреда, который может быть причинён третьим лицом, в связи с использованием любого дорожного транспортного средства, судна или самолёта (ст.56). несет ответственность по законам страны пребывания (ст. 56).

Под консульскими привилегиями и имму­нитетами в международном праве понимаются "льготы и преимущества, предоставляемые государством пребывания кон­сульским учреждениям, консульским должностным лицам и сотрудникам консульских учреждений в целях обеспечения беспрепятственного осуществления ими своих обязанностей". Привилегированный статус консульских учрежде­ний, членов их персонала закрепляется либо в многосторонних и двусторонних консульских конвенциях, либо определяется обычаями и местными законами.

Привилегии и иммунитеты консульского учреждения опре­делены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. В документе предусмотрена обязанность властей государства пребывания предоставить все возможности для выполнения консульским учреждением своих функций (ст.28), а также оказывать ему содействие в приобретении необходимых поме­щений или в подыскании помещений иным путем (ст.30).

Одной из основных привилегий является право экспониро­вать эмблемы аккредитующего государства: помещать на здании консульского учреждения щит с изображением герба своей страны и названием консульства на двух языках (пред­ставляемого государства и государства пребывания), а также вывешивать свой государственный флаг.

Предусматривается также неприкосновенность консульс­ких помещений. Под консульским помещением понимается здание или часть здания, включая резиденцию главы консуль­ского учреждения, подсобные помещения, а также земельный участок, обслуживающий это здание, используемые исключи­тельно для консульских целей, независимо от того, чьей соб­ственностью они являются. Принцип неприкосновенности кон­сульских помещений юридически означает, что власти госу­дарства пребывания не могут вступать в консульские помеще­ния, иначе как с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства аккредитующего государства. Следует отметить, что Венская конвенция о кон­сульских сношениях 1963 г. допускает, что в случае пожара или другого стихийного бедствия такое согласие может пред­полагаться. Вместе с тем на государстве пребывания лежит обязанность принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений от любого вторжения или нанесения ущерба, а также для предотвращения любого нарушения спо­койствия консульского учреждения или оскорбления его дос­тоинства.

Консульские помещения, предметы их обстановки, иму­щество консульского учреждения, а также его средства пере­движения пользуются иммунитетом от любых видов реквизи­ций. Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

В число привилегий консульского учреждения входит и право сношений со своим правительством, дипломатическим представительством и консульствами своего государства. В настоящее время признается принцип свободы сношений кон­сульского учреждения с органами своего государства, где бы они ни находились, означающий свободу от всякого вмеша­тельства и цензуры со стороны государства пребывания. В этих целях консульства могут пользоваться всеми обычными сред­ствами связи, кодами, шифрами, дипломатическими и кон­сульскими курьерами.

Поскольку консульская корреспонденция может содержать информацию, относящуюся к деятельности правительства пред­ставляемого государства и его органов, принцип ее неприкос­новенности поддерживается, как правило, внутригосударствен­ными актами. Принцип неприкосновенности консульской кор­респонденции закреплен и в ст.35 Венской конвенции о кон­сульских сношениях 1963 г., правда с некоторой оговоркой: "Консульская вализа (т.е. одно место дипломатической почты, направляемое в консульское учреждение или отправляемое им.) не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-либо другое кроме корреспонденции, докумен­тов или предметов, дозволенных к провозу, они могут потребо­вать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномо­ченным представителем представляемого государства. В том случае, если представители аккредитующего государства отка­жутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления".

Правом неприкосновенности пользуются консульские ар­хивы и документы, причем в любое время и независимо от их местонахождения. Данное положение является общепризнан­ным в международном праве и закреплено как в международ­ных консульских соглашениях, так и во внутригосударствен­ных актах многих стран мира.

Консульские учреждения имеют налоговые и таможенные льготы. Консульские помещения и жилые помещения долж­ностных лиц и сотрудников консульства, если они находятся в собственности или арендуются от имени представляемого госу­дарства, освобождаются от всех налогов и сборов любого вида, за исключением уплаты за конкретные виды обслуживания. Это же положение распространяется и на движимое имущес­тво, являющееся собственностью представляемого государства или находящееся в его владении или пользовании для кон­сульских целей.

Предметы, предназначенные для официального пользова­ния консульским учреждением, ввозятся в государство пребы­вания в соответствии с действующими в нем законами и прави­лами и освобождаются от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и услуги подобного рода.

Консульское учреждение вправе взимать на территории го­сударства пребывания плату за консульские действия. Эти сбо­ры также освобождаются от всех пошлин и налогов.

Привилегии и иммунитеты консульских должностных лицопределены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Основным из них является личная неприкосновенность. Конвенция налагает на государство пребывания обязанность от­носиться к консульским должностным лицам с должным ува­жением и не допускать каких-либо посягательств на их лич­ность, свободу и достоинство (ст.40). Документ предусматрива­ет, что консульские должностные лица в случае совершения ими тяжких преступлений не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению без постановления компе­тентных судебных властей. Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу. Если против консула возбуждается уголовное дело, он обязан лично явиться в компетентные органы. Тем не менее при производстве дела ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и ставиться как можно меньше препятствий к вы­полнению консульских функций (ст.41).

В случае ареста или предварительного заключения како­го-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания должно незамедлительно уведомить об этом главу консульского учреж­дения. Если обвинение предъявлено главе консульского уч­реждения, государство пребывания должно незамедлительно сообщить об этом представляемому государству через диплома­тические каналы.

Иммунитет от юрисдикции. В соответствии с положения­ми Венской конвенции консульские должностные лица и слу­жащие не подлежат юрисдикции судебных или администра­тивных органов государства пребывания в отношении дей­ствий, совершаемых ими при выполнении служебных функ­ций (ст.43).

Работники консульского учреждения могут вызываться в суд для дачи свидетельских показаний, однако если они отка­зываются давать показания, к ним не могут применяться ника­кие меры принуждения. Консульские должностные лица и сот­рудники консульства не обязаны давать свидетельские показа­ния по вопросам, связанным с выполнением ими своих функ­ций, или предъявлять относящуюся к их функциям официаль­ную корреспонденцию и документы. Свидетельские показания берутся таким образом, чтобы не мешать работе консульства. Когда это возможно, работники консульства выслушиваются на дому, в консульском учреждении или представляют по­казания в письменном виде.

Консульские должностные лица и сотрудники консульства освобождаются от всех видов личных повинностей и обложе­ния, а также от формальностей, принятых в государстве пре­бывания, в отношении регистрации иностранцев и выдачи раз­решений на жительство и работу.

Налоговые и таможенные льготы. Венская конвенция ос­вобождает консульских должностных лиц и консульских слу­жащих, а также членов их семей, проживающих вместе с ни­ми, от всех государственных и местных налогов и сборов, включая налоги на заработную плату и на принадлежащее им движимое имущество. Из этого правила делаются исключения в отношении косвенных налогов, сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государ­ства пребывания, налогов и сборов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и некоторых других налогов и сборов.

Консульские должностные лица и консульские сотрудники освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов на предметы, предназначенные для личного пользования (лич­ный багаж, предметы обстановки и мебель). Кроме того, лич­ный багаж консульского должностного лица, который следует вместе с ним, освобождается от таможенного досмотра.

Привилегии и иммунитеты почетных консулов.Венская конвенция 1963 г. содержит ряд льгот штатных консульских учреждений, которые применяются также к консульствам, возглавляемым почетными консулами.

На государство пребывания возложена обязанность обеспе­чить защиту консульств, возглавляемых почетными консула­ми, а также их самих. Однако привилегии и иммунитеты по­четных консулов несколько уже по сравнению с теми, которые предоставляются штатным консулам. Почетные консулы поль­зуются личной неприкосновенностью только при исполнении консульских функций. Неприкосновенность их архивов огра­ничивается только теми, которые хранятся отдельно от других документов и от личной переписки почетного консула.

Обмен консульскими вализами между двумя консульства­ми, возглавляемыми почетными консулами, находящимися в разных государствах, не разрешается без согласия последних. Привилегии и иммунитеты, которые распространяются на чле­нов семей штатных работников консульства, к членам семей почетных консулов не применяются.

Почетные консулы, не занимающиеся коммерческой дея­тельностью, освобождаются от обязательств, установленных для иностранцев в отношении получения разрешения на жи­тельство. Они освобождаются от обложения личными налога­ми, от уплаты пошлин и налогов на вознаграждение и жало­ванье, а также от налогов на занимаемое помещение, являю­щееся собственностью представляемого государства или арен­дуемое им. Таможенные пошлины на предметы обстановки, мебель и оборудование для помещений и канцелярии кон­сульства, полученные от представляемого государства, не взи­маются.

Объем льгот может варьироваться, поскольку государство пребывания в своих законах нередко ограничивает привилегии и иммунитеты почетных консулов.

Начало и окончание действия консульских привилегий и иммунитетов. Каждый работник консульского учреждения пользуется привилегиями и иммунитетами с момента своего вступления на территорию государства пребывания, а если он уже здесь находился, - с момента, когда он приступил к вы­полнению своих обязанностей в консульстве.

Консульские иммунитеты и привилегии прекращают свое действие, когда прекращаются функции работника консульс­кого учреждения, т.е. в момент когда данное лицо оставляет государство пребывания или по истечении разумного срока, чтобы это сделать. До этого момента они продолжают действо­вать, даже в случае вооруженного конфликта.

В Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. уточняется, что в отношении действий, совершенных кон­сульским должностным лицом или консульским служащим при выполнении своих функций, иммунитет от юрисдикции продолжает действовать без ограничения сроком (ст.53, п.4).

Иммунитеты членов семей работников консульств такие же, как и у самих работников. Конвенция уточняет, что они не распространяются на лиц, имеющих частные доходные заня­тия в государстве пребывания (ст.57).

Определенные обязанности в отношении признания при­вилегированного статуса консульских должностных лиц уста­новлены и для третьих государств, через которые они проезжа­ют транзитом, имея визу, если таковая необходима. В этом слу­чае третьи государства предоставляют работникам консульств все иммунитеты, которые могут потребоваться для обеспече­ния их проезда. Такое же правило действует и в отношении членов их семей, которые следуют вместе с ними или отдельно.