§1. Правовое регулирование и организация деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел

В деятельности органов внутренних дел по обеспечению об­щественного порядка, борьбе с преступностью и иными правона­рушениями важное место занимают охрана, содержание и кон­воирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступ­лений.

С учетом объема и масштабов этой работы, ее значимости в реализации задач правоохранительной системы государства дан­ное направление по своей сути является одной из основных функций органов внутренних дел. От ее организации и осуществ­ления в прямой зависимости находится эффективность деятель­ности органов дознания, следствия и судов по раскрытию и рас­следованию преступлений, а также обеспечение исполнения нака­зания.

Недостатки и просчеты в выполнении указанной функции способны привести к чрезвычайным происшествиям, сопровож­даемым, как правило, гибелью сотрудников милиции и других граждан, захватом табельного огнестрельного оружия, боевых припасов, служебного автотранспорта и другими тяжкими послед­ствиями, вызывающими негативный общественный резонанс, отрицательно влияющими на авторитет и престиж органов внут­ренних дел в целом.

Согласно Закону «О милиции» для реализации рассматривае­мого направления деятельности органов внутренних дел в струк­туре милиции общественной безопасности создаются конвойные подразделения милиции и изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Общая организация работы данных подразделений возлагает­ся на аппараты управления служебной охраны общественного порядка. Так, в масштабе страны она осуществляется отделом организационного обеспечения специальных учреждений мили­ции и конвоирования ГУООП МВД России. Соответствующие структурные подразделения (отделы, отделения, группы) создают-

ся в нижестоящих управлениях (отделах) ООП ГУВД, УВД, УВДТ, окргоррайлинорганов внутренних дел.

Конвойные подразделения милиции формируются в виде полков, батальонов, рот, взводов - в зависимости от масштабов обслуживаемой территории и объёма работы.

Изоляторы временного содержания подозреваемых и обви­няемых в совершении преступлений (ИВС) создаются приказами министров внутренних дел республик в составе Российской Феде­рации, начальниками ГУВДТ, УВД краев, областей, УВД на транспорте. В зависимости от числа и видов обслуживаемых орга­нов внутренних дел ИВС подразделяются на общегородские, межрайонные и единые. Общегородские ИВС создаются в городах с районным делением и предназначаются для обслуживания соот­ветствующего горрайоргана внутренних дел; межрайонные ИВС обслуживают несколько органов внутренних дел; единые ИВС создаются для обслуживания территориальных органов внутрен­них дел на транспорте.

Финансирование ИВС и конвойных подразделений милиции осуществляется за счет федерального бюджета по смете МВД Рос­сии. Дополнительное финансирование и материально-техничес­кое обеспечение данных подразделений могут производиться так­же за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Для обеспечения содержания подозреваемых и обвиняемых в крупных ИВС (со среднесуточным наполнением от 25 до 100 че­ловек) вводятся должности начальников и их заместителей по оперативной работе, штатных дежурных и других сотрудников милиции. В остальных ИВС эта функция осуществляется началь­ником ИВС и дежурным по органу внутренних дел.

Для охраны подозреваемых и обвиняемых назначаются де­журный, помощник дежурного по ИВС, милиционеры охранно-конвойной службы (постовые и выводные). Состав наряда опре­деляется начальником ИВС.

Количество и вид постов,их расстановка и число выводных устанавливаются табелем поста, который составляется начальни­ком ИВС и утверждается начальником органа внутренних дел.

Внутренние посты выставляются у камер, в прогулочном дво­ре, наружные - для охраны ИВС с внешней стороны.

Выводные назначаются для вывода подозреваемых и обви­няемых из камер и охраны их при передвижении в пределах ИВС. Обязанности выводного и постового на временных постах могут

Излагаться на помощника дежурного по ИВС или помощника по органу внутренних дел.

Постовые на внутренних постах и выводные службу несут без оружия. Постовой наружного поста по охране ИВС вооружается пистолетом или автоматом.

Дежурный (помощник дежурного) по ИВС осуществляет опе­ративное руководство нарядом по охране подозреваемых и обви­няемых и подчиняется начальнику ИВС. Он несет ответствен­ность за обеспечение установленного порядка их содержания и выполнение нарядом своих обязанностей.

Принимающий дежурство по ИВС обязан:

Проверить наличие и правильность оформления материа­лов, на основании которых подозреваемые и обвиняемые содер­жатся в ИВС, принять под расписку в книге приёма-сдачи дежур­ства по ИВС ключи от камер, наручники, другие специальные и технические средства;

Служебную документацию и бланки, а также изъятые у по­дозреваемых и обвиняемых запрещенные к хранению в камерах вещи, предметы и ценности;

Тщательно осмотреть совместно со сменяющимся дежурным помещения ИВС, убедиться в исправности средств связи и сиг­нализации, произвести обыск в камерах, проверить наличие по­дозреваемых и обвиняемых по счету и по имеющимся на них до­кументам, произвести их опрос, личный обыск и досмотр вещей;

Произвести (в случае отсутствия в камере санузлов) покамерный вывод подозреваемых и обвиняемых в туалет под охраной заступающего и сменяющегося нарядов. Какое-либо другое пере­движение содержащихся в камерах лиц во время приема-сдачи дежурства по ИВС не допускается;

Доложить совместно со сменяющимся дежурным начальни­ку ИВС или начальнику органа внутренних дел (его заместителю по милиции общественной безопасности о приеме (сдаче) дежур­ства, обнаруженных при этом недостатках и мерах, принятых по ИХ устранению, с отметкой в книге приема и сдачи дежурств.

В последующем дежурный (помощник дежурного) по ИВС обязан:

Лично производить смену постовых; не реже трех-четырех раз в дневное и не менее пяти-шести раз в ночное время проверять несение службы дежурным нарядом, знание постовыми и выводными своих обязанностей, их экипировку; информировать наряд о лицах, за которыми необходим усиленный надзор, сле-

дить за состоянием оборудования ИВС, исправностью и работой средств связи и освещения;

Принимать решения на вывод подозреваемых и обвиняемых из камер; присутствовать при каждом выводе их из камер; лично открывать двери камер; ключи постоянно хранить у себя;

Организовывать производство личного обыска подозревае­мых и обвиняемых, досмотр принадлежащих им вещей или обыск камер; проверять каждую информацию о подготовке к побегу и принимать соответствующие меры к устранению причин и усло­вий, которые могут быть использованы при этом; усиливать охра­ну подозреваемых и обвиняемых;

Производить прием подозреваемых и обвиняемых, разме­щение их по камерам, а также освобождение либо отправку из ИВС; отмечать в книге учета лиц, содержащихся в ИВС, их при­бытие и убытие; оформлять личные дела подозреваемых и обви­няемых (обложку личного дела, анкету и дактилоскопическую карту) и другие документы, связанные с их содержанием в ИВС;

заблаговременно сообщать начальнику ИВС об истечении сроков содержания подозреваемых и обвиняемых.

Основными задачами конвойных подразделений милиции и ИВС являются охрана и конвоирование подозреваемых и обви­няемых в совершении преступлений.

Сущностьохраны указанных лиц состоит в проведении ком­плекса мероприятий, направленных на обеспечение их надежной изоляции и постоянного надзора за ними с целью исключить возможность их сокрытия от следствия и суда, сокрытия вещест­венных доказательств, воспрепятствования установлению истины по уголовному делу или продолжению заниматься преступной деятельностью, а также обеспечить исполнение приговора. При этом изоляция должна быть двусторонняя - исключающая как бесконтрольную передачу за пределы ИВС, так и получение отту­да подозреваемым (обвиняемым) любой информации. Конвоиро­вание представляет собой надежную охрану данных лиц при их передвижении по территориям мест содержания под стражей либо доставление их к месту назначения.

Правовой основой деятельности рассматриваемых подразде­лений милиции наряду с Конституцией Российской Федерации и Законом «О милиции» являются также Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совер­шении преступлений» и утвержденные приказами МВД России Наставление по содержанию, охране и конвоированию указанных

Содержание подозреваемых и обвиняемых в совершении пре­ступлений в ИВС должно осуществляться на основе строжайшего соблюдения законности, принципов гуманизма и уважения чело­веческого достоинства. В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством время содержания в ИВС лиц, подозреваемых в совершении преступления, не должно пре­вышать трех суток. Сроки содержания обвиняемых в совершении преступлений определяются законодательными актами.

Помимо подозреваемых и обвиняемых в ИВС могут содер­жаться осужденные, которые переведены из следственных изоля­торов для выполнения следственных действий, судебного рас­смотрения дел за пределами населённых пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка этих яиц невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течении месяца.

В случаях отсутствия в органе внутренних дел спецприёмника в установленном законом порядке в ИВС могут содержаться так­же лица, подвергнутые административному аресту.

В целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подго­тавливающих, совершающих или совершивших; скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; без вести пропавших; укло­няющихся от уголовного наказания, в ИВС проводятся оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным за­коном «Об оперативно-розыскной деятельности».

Прием в ИВС производится в любое время суток. Основани­ем для этого являются: приговор или определение суда о взятии лица под стражу; санкционированное прокурором постановление следователя или лица, производящего дознание, об избрании данной меры пресечения; протокол уголовно-процессуального задержания, составленный следователем, либо протокол, состав­ленный лицом, производящим дознание, и утвержденный началь­ником органа внутренних дел или его заместителем; другие акты о заключении под стражу, предусмотренные действующим зако­нодательством; постановление народного судьи об администра­тивном аресте. Документ, послуживший основанием для приема в ИВС, должен быть подписан соответствующим должностным ли­цом и в предусмотренных законодательством случаях скреплен

гербовой печатью. Не могут служить основанием для водворения в ИВС какие-либо иные документы, а также указания по телефо­ну и устные распоряжения.

Наряду с проверкой наличия оснований для помещения в ИВС необходимо опросить доставленного о его самочувствии, о наличии жалоб и просьб, уточнить его установочные данные и занести результаты такого опроса в специальный журнал, кроме того все доставленные регистрируются в книге учета лиц, содер­жащихся в ИВС.

Лица с жалобами на плохое состояние здоровья или имеющие явные признаки заболевания, телесных повреждений, ушибов могут быть приняты только после заключения врача о возможно­сти их содержания в ИВС. Если, по заключению медицинского работника, доставленные лица не могут содержаться в ИВС, они направляются на лечение в учреждения органов здравоохранения. Органы внутренних дел обязаны обеспечить надлежащую охрану таких лиц в случаях их госпитализации.

Подлежащие водворению в камеры в присутствии понятых подвергаются личному обыску, а находящиеся при них вещи - досмотру. Обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола. Деньги, ценности и иные, запрещенные к хранению в ИВС предметы и вещи, в установленном порядке изымаются в присутствии их вла­дельца. Помещаемые в ИВС лица дактилоскопируются.

Личный обыск подозреваемых и обвиняемых может быть полным и неполным. Полный личный обыск включает личный обыск подозреваемых и обвиняемых и досмотр находящихся при них вещей, и проводится при поступлении в ИВС, обнаружении подготовки к побегу и других чрезвычайных происшествиях, кон­воировании за его пределы и по возвращении, в случаях водворе­ния в одиночную камеру, при освобождении из ИВС, а также по указаниям начальника органа внутренних дел (или ИВС), дежур­ного или проверяющего.

Производство личного обыска сопровождается тщательным осмотром тела, одежды и обуви подозреваемых и обвиняемых.

Обыскиваемому предлагается снять верхнее платье, обувь и белье (нательное белье не снимается), после чего осматриваются межпальцевые промежутки рук и ног, кисти рук с обеих сторон, кожный покров, ушные раковины, подмышки, полость рта, хи­рургические рубцы, а также протезы, предлагается присесть не­сколько раз. Волосы на голове расчесываются. Пластырные на-

клейки, гипсовые и другие повязки снимаются только с разреше­ния медицинского работника. Тщательно прощупывается одежда подозреваемого или обвиняемого, а швы, заплаты и другие твер­дые места на ней прокалываются шилом. При обнаружении зашитых в одежде предметов и записей ткань в этих местах распарыва­ется. Карманы, рукава одежды, брюки, носки, чулки выворачива­ются наизнанку. Обувь осматривается с внутренней стороны и с внешней, особо проверяется крепление каблуков. Детально ос­матриваются предметы и вещи, разрешенные для хранения в ка­мере, а также подлежащие сдаче на хранение дежурному по ИВС (чемоданы, портфели, вещевые мешки и т.д., в которых необхо­димо проверять наличие двойного дна или потайных карманов).

При полном личном обыске изымаются: оружие, ножи, брит­вы, браслеты, табачные изделия, спички, зажигалки, портсигары, запонки, кольца, серьги, часы, ордена, медали и другие металли­ческие предметы и ценности; стеклянная посуда, спиртные на­питки, игральные карты; поясные ремни, помочи, резиновые подвязки, галстуки, шнурки, шарфы, наркотические, лекарствен­ные вещества и предметы медицинского назначения, не разре­шенные медицинским работником к употреблению и хранению в камерах; перец, соль и продукты питания сверх установленной нормы; деньги, сберегательные книжки и ценные бумаги; доку­менты и записи, не разрешенные к хранению в камерах.

По изъятию у подозреваемых и обвиняемых запрещенных к хранению в камерах вещей, предметов и ценностей составляется акт, который передается следователю или лицу, производящему дознание, для приобщения к материалам уголовного дела.

" Неполный личный обыск подозреваемых и обвиняемых осу­ществляется в случаях вызова их к прокурору, следователю, лицу производящему дознание, медицинскому работнику, до и после свидания с защитником, родственниками или иными лицами, при выводе в санпропускник, на уборку помещений ИВС, на прогул­ку, при утренних и вечерних проверках камер.

При неполном личном обыске понятые не приглашаются, по­дозреваемые и обвиняемые не раздеваются, их одежда тщательно осматривается и прощупывается.

По указанию проверяющих, а также при наличии данных о 1фиготовлении к побегу производятся контрольные полные лич­ные обыски подозреваемых и обвиняемых.

Все без исключения продукты питания, принятые в передаче или поступившие в посылке, до врученияих получателю подвер-

гаются осмотру и проверке. Хлебные изделия разрезаются на две-три части, жидкие продукты переливаются в посуду ИВС, консер­вы вскрываются и перекладываются в другую посуду, сельдь, кол­басные изделия разрезаются на несколько частей; сыпучие пред­меты и продукты питания (табак, сахар и т.п.) пересыпаются;

конфеты, вафли, печенье и т.п. принимаются только в разверну­том виде без оберток, конфеты карамель с начинкой не прини­маются.

Важным средством, способствующим эффективному функ­ционированию ИВС, является режим содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, который обеспечива­ется: надежной изоляцией и раздельным содержанием лиц, поме­щенных в ИВС; постоянным надзором за выполнением ими пра­вил внутреннего распорядка; осуществлением необходимых мер безопасности; применением к содержащимся в ИВС мер поощре­ния и взыскания. При этом необходимо иметь в виду, что для различных категорий лиц устанавливается различный режим со­держания. Например, условия содержания подозреваемых и обви­няемых в совершении преступлений отличаются от режима со­держания административно арестованных.

Принятые в ИВС лица размещаются по камерам отдельно:

мужчины -- от женщин; несовершеннолетние - от взрослых;

особо опасные рецидивисты - от других преступников; ранее отбывавшие наказание в местах лишения свободы - от лиц, не содержавшихся в этих местах; арестованные в административном порядке - от подозреваемых и обвиняемых. Раздельно содержат­ся лица, подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу при наличии письменного указания лица или органа, производя­щего дознание или следствие. Отдельно от других лиц в ИВС, как правило, размещаются иностранные граждане и лица без граж­данства. Требования по раздельному содержанию в ИВС лиц раз­личных категорий должны соблюдаться при всех их перемещени­ях: передвижениях по коридорам и территории, во время прогул­ки, санобработки и других мероприятий.

Указанным режимом определяются права и обязанности лиц, содержащихся в ИВС, а также порядок их материально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания. Так, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления имеют право: получать

информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания в ИВС; на личную безопасность; на свидания с защитником, род­ственниками и иными лицами; обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами по вопросу законности и обоснованно­сти их содержания в ИВС; вести переписку и пользоваться пись­менными принадлежностями; пользоваться ежедневной прогул­кой; отправлять религиозные обряды в помещениях ИВС, полу­чать передачи и посылки весом не более 30 кг в месяц.

Лица, содержащиеся в ИВС, обязаны соблюдать установлен­ные Правила внутреннего распорядка, беспрекословно выполнять требования администрации ИВС, бережно относиться к инвента­рю, другому имуществу в месте их содержания, нести дежурство в камере. Им запрещается нарушать тишину, переговариваться, перестукиваться и переписываться с лицами, содержащимися в других камерах; вступать в пререкания с нарядом по охране ИВС, отказываться или уклоняться от его распоряжений; делать какие-либо надписи и пометки на стенах и вещах, выдаваемых в пользо­вание; изготовлять, приобретать и хранить определенные предме­ты и изделия; играть в азартные игры; производить обмен и про­дажу вещей и т.д.

Нарушение правил внутреннего распорядка влечет примене­ние одной из следующих мер взыскания: предупреждение или выговор; внеочередное дежурство по уборке помещения; лишение права в течении одного месяца покупать продукты питания и по­лучать очередную посылку или передачу; водворение в карцер на срок до 15 суток (несовершеннолетних - до 7 суток). За умыш­ленную порчу инвентаря, оборудования и другого имущества ИВС виновные несут материальную ответственность.

К лицам, оказывающим физическое сопротивление работни­кам милиции, проявляющим буйство или совершающим иные насильственные действия, в целях предотвращения причинения ими вреда самим себе или окружающим, в установленном зако­ном порядке могут применяться физическая сила и специальные средства. В случаях нападения или иного умышленного действия, непосредственно угрожающих жизни работников ИВС либо дру­гих лиц, а также побега из-под стражи в качестве исключительной меры допускается применение оружия.

" Надлежащее оборудование и техническое оснащение ИВС является важнейшим условием, обеспечивающим надежную охрану задержанных и заключенных под стражу. Строительство и обору­дование помещений ИВС, как правило, осуществляются по типо-

вым проектам, которые предусматривают комплекс, состоящий из основного (отдельного или совмещенного с органом внутренних дел) здания для содержания указанных лиц, прогулочного двори­ка и ограждающего сооружения. Соблюдение определенных тре­бований к строительству (толщина стен, перекрытий), внутренней планировке (вместимость и взаимное расположение камер, две­рей) и оборудованию (надежные замки, форточки для приема пищи, глазок на дверях, металлические решетки на окнах, соот­ветствующее освещение и т.д.), помещений ИВС, системе сигна­лизации, телевизионного наблюдения и связи исключают воз­можность побега задержанных или заключенных под стражу, а также обеспечивают постоянное наблюдение за находящимися в

камерах лицами.

В целях обеспечения надежной охраны лиц, содержащихся в ИВС, требуется неукоснительно соблюдать правила приема, вы­вода и освобождения указанных лиц. Так, их вывод из камер про­изводится: в следственные кабинеты ИВС; в комнату для свида­ний; на прогулку и санобработку; при конвоировании, освобож­дении, эвакуации из ИВС и в других необходимых случаях.

В ночное время (с 22 часов до б часов по местному времени) открытие камер производится в крайних случаях, а вывод подо­зреваемых и обвиняемых может иметь место лишь при осложне­нии обстановки и в особых условиях, когда жизни и здоровью подозреваемых и обвиняемых угрожает опасность, а также для оказания неотложной медицинской помощи.

При выводе на прогулку, для санитарной обработки, уборки помещений ИВС и в туалет подозреваемые и обвиняемые изве­щаются о цели вывода. Во всех остальных случаях цель вывода из камеры не сообщается, а только указывается, как подозреваемый или обвиняемый должен одеться и обязан ли он взять с собой

личные вещи.

Освобождение лиц, подозреваемых и обвиняемых в соверше­нии преступлений, осуществляется начальником ИВС (де­журным). Оно производится на основании постановления лица, производящего дознание (утвержденного начальником органа дознания), следователя, прокурора либо приговора или определе­ния суда.

Постановление, приговор или определение об освобождении из-под стражи исполняются немедленно послеих поступления в ИВС. При этом освобожденным лицам под расписку возвращают­ся принадлежащие им вещи, ценности, документы и деньги. В

случае необходимости освобожденные из ИВС обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства и денежным пособием. По просьбе этих лицим может быть выдана справка о времени нахождения в ИВС. При этом следует иметь в виду, что началь­ник ИВС не позднее чем за 24 часа до истечения срока содержа­ния под стражей подозреваемого или обвиняемого, обязан уведо­мить об этом орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора.

Если по истечении установленного законом срока соответст­вующее решение об освобождении либо о продлении срока со­держания под стражей не поступило, начальник ИВС освобождает подозреваемого (обвиняемого) своим постановлением.

Персональная ответственность за строжайшее соблюдение за­конности в отношении лиц, содержащихся в ИВС, обеспечение режима их содержания и охраны возложены на начальника органа внутренних дел. В его обязанности входят: принятие решения на ежесуточную расстановку нарядов, охраняющих ИВС, организа­ция управления ими, инструктаж нарядов и систематический кон­троль за несением ими службы. В случае побега из ИВС задер­жанного или заключенного под стражу начальник органа внут­ренних дел обязан организовать преследование и задержание бе­жавшего, используя все имеющиеся в его распоряжении силы и средства. По каждому случаю побега из ИВС начальник органа внутренних дел назначает служебное расследование.

Непосредственное руководство охраной подозреваемых и об­виняемых в совершении преступлений, обеспечение режима их содержания в камерах осуществляется начальником ИВС, который готовит наряды к несению службы, производит их расстанов­ку в соответствии с решением начальника органа внутренних дел, осуществляет контроль за их службой, проводит ежедневный осмотр камер и других помещений ИВС.

Дежурный по ИВС осуществляет оперативное руководство нарядами по охране подозреваемых и обвиняемых, несет ответственность за обеспечение установленного порядка их содержания и 1ВЙЙЙолнение нарядами своих функций.

§2. Организация и осуществление конвойной службы милиции

Конвойная служба милиции представляет собой деятельность по организации и практическому осуществлению конвоирования

подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений к месту назначения в установленном порядке. Основными задачами дан­ной службы являются: обеспечение своевременного доставления лиц, взятых под стражу, к месту назначения; поддержание при этом установленного для них режима; предупреждение и пресече­ние попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и напа­дению на конвой; задержание лиц, пытающихся освободить кон­воируемых из-под стражи.

Непосредственная организация конвойной службы милиции возлагается на командиров конвойных частей (подразделений) милиции МВД, УВД и начальников горрайорганов внутренних дел. При назначении конвоя они обязаны: определить ему кон­кретные задачи, способы и сроки их выполнения, порядок связи с конвойным подразделением милиции и взаимодействия с органа­ми внутренних дел по пути следования, а также особые обязанно­сти конвоиров Указанные должностные лица определяют мар­шруты и графики движения конвоя; отдают распоряжение о под­готовке для конвоя соответствующих документов, транспорта, необходимых средств связи и сигнализации, вооружения и снаря­жения, путевого довольствия на конвой, конвоированных и слу­жебных собак; организует инструктаж конвоя и контроль за несе­нием им службы.

Оперативное руководство конвоями и ответственность за вы­полнение ими задач возлагаются на дежурного по конвойному подразделению милиции (органу внутренних дел).

Для конвоирования задержанных и заключенных под стражу назначается конвой в составе начальника (старшего конвоира) и конвоиров. В зависимости от числа и степени опасности конвои­руемых, характера маршрута и условий конвоирования милицей­ский конвой может быть двух видов: обыкновенный и усилен­ный Обыкновенный конвой назначается из расчета 2 конвоира на 1-2 конвоируемых, 3 конвоира на З-б конвоируемых, 7 кон­воиров на 7-10 конвоируемых и т.д. Усиленный конвой наряжа­ется при получении данных о готовящемся побеге или нападении на конвой, а также в связи с большой протяженностью, сложны­ми географическими и климатическими условиями маршрута конвоирования. Начальником такого конвоя назначается лицо среднего начальствующего состава, численность конвоиров при

этом увеличивается.

Милиция осуществляет конвоирование подозреваемых и об­виняемых из ИВС в городские и районные суды, в следственные

изоляторы, на обменные пункты, санитарную обработку, для про­ведения следственных действий. Помимо этого в населенных пунктах, где нет конвойных частей (подразделений) внутренних войск, милиция осуществляет конвоирование осужденных на су­дебные заседания из следственных изоляторов, тюрем, исправительно-трудовых учреждений, а также охрану подсудимых во время судебного заседания в краевых и областных судах и отконвоированиеих обратно.

Основанием конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений для производства следственных дейст­вий или рассмотрения дела в суде являются письменные заявки следователей, лиц, производящих дознание, судов, а также на­чальников ИВС и следственных изоляторов. Также заявки от­правляются с учетом получения их за трое суток до начала произ­водства следственных действий или судебного заседания. Испол­нения заявок, поступивших позднее указанного срока, допускает­ся в исключительных случаях.

Прием для конвоирования задержанных и заключенных под стражу производится по одному. Каждый принимаемый тщатель­но опрашивается и результаты опроса сверяются с документами. Принимаемые для конвоирования лица согласно имеющимся на них документам регистрируются в путевом журнале. Затем они подвергаются обыску, а их личные вещи - досмотру, о чем делается запись в путевом журнале.

Приему для конвоирования не подлежат лица с неправильно оформленными документами или без таковых; больные, не под­лежащие по заключению врача конвоированию; одетые не по сезону и не обеспеченные продовольствием; не прошедшие сани­тарной обработки.

Перед началом движения к месту назначения начальник конвоя предупреждает конвоируемых об обязанности безоговорочно выполнять все требования конвоиров и о возможности примене­ния к ним оружия в случае побега или нападения на конвой. В пути следования он следит за выполнением конвоируемыми уста­новленного режима, ведет путевой журнал, принимает меры к усилению охраны на привалах и ночлегах. При необходимости начальник конвоя может обратиться за содействием в подразделения органов внутренних дел и другие учреждения.

К конвоируемым, проявляющим буйство, оказывающим физическое сопротивление конвоирам или совершающим другие в1сильственные действия, допускается применение физической

силы, наручников, связывания и приемов самбо. Эти меры могут применяться при конвоировании особо опасных преступников либо к лицам, покушающимся на побег из-под конвоя.

Конвоирование задержанных и заключенных под стражу осу­ществляется следующими способами: на автомашинах, железно­дорожным, водным и воздушным транспортом, а также на гуже­вом транспорте и пешим порядком. При этом в зависимости от способа конвоирования определяется тактика охраны конвоируе­мых лиц.

Наиболее распространенным способом является конвоирова­ние на автомашинах, которое, как правило, осуществляется в специально оборудованных автомобилях. В них имеются две-четыре одиночные камеры и одна общая, что позволяет при пере­езде соблюдать требования внутренней изоляции конвоируемых. В конвой на автомашине выделяются не менее 3-х конвоиров, включая начальника конвоя и милиционера-водителя. Ключи от замков камер хранятся у начальника конвоя (старшего конвоира), который размещается в кабине водителя.

В исключительных случаях и на небольшие расстояния до­пускается конвоирование в легковых автомобилях, открытом или закрытом грузовом автотранспорте. При этом необходимо соблю­дать ряд установленных требований. Так, в легковом автомобиле может конвоироваться только один задержанный, размещаемый на заднем сидении между двумя работниками милиции. На кон­воируемого в пути следования надеваются наручники. Кроме то­го, окна в автомобиле должны быть закрыты, а двери - заблоки­рованы.

В целях рационального использования сил, транспортных

средств при компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвои­рование. Оно осуществляется междуИВС, следственными изоля­торами, обменными пунктами и судами по установленным крат­чайшим маршрутам и графикам движения, которые разрабатыва­ются в МВД, УВД и согласовываются с местными органами юс­тиции и администрацией следственных изоляторов.

Конвоирование задержанных и заключенных под стражу в вагонах пассажирских поездов, на речных или морских судах осуществляется лишь при отсутствии в данном регионе плановых маршрутов конвоирования либо невозможности доставки конвои­руемых к месту назначения иным способом. Для этого, как пра­вило, назначается усиленный конвой. При посадке-высадке пас-

сажиров на стоянках транспорта контроль за поведением конвои­руемых лиц усиливается. Категорически запрещается конвоирова­ние подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в пригородных поездах.

Конвоирование в самолетах и вертолетах в каждом отдельном случае производится с разрешения МВД, УВД по заявкам и в сроки, согласованные на местах с предприятиями гражданской авиации. Оно осуществляется только в случаях особой срочности, на большие расстояния или из отдельных районов. При этом на­значается усиленный конвой, весь состав которого вооружается пистолетами.

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений пешим порядком и на гужевом транспорте в на­стоящее время применяется редко и допускается лишь при невоз­можности использования для этих целей механического транспорта.

В процессе организации и осуществления конвоирования особое значение придается готовности наряда к несению службы в условиях чрезвычайного происшествия, которое представляет собой событие, резко изменяющее обстановку конвоирования и требующее принятия решительных мер для выполнения стоящих перед конвоем задач. Чрезвычайными происшествиями в конвой­ной службе являются: нападение на конвой; побег конвоируемых; пожар; авария с транспортом, на котором следуют конвоируемые; стихийные бедствия, затрудняющие охрану и конвоирование (землетрясение, наводнение и т.д.); самоубийства охраняемых. Как свидетельствует практика, свыше 30% всех ЧП происходит во Время конвоирования охраняемых за пределы ИВС и СИЗО на следственные мероприятия и в лечебные учреждения органов здравоохранения.

Нападение на конвой может последовать как со стороны кон­воируемых, так и других лиц с целью освобождения последних, т.е. извне. Первый заметивший это конвоир немедленно подает сигнал «нападение», при получении которого личный состав конвоя принимает решительные меры, вплоть до применения ору­жия. О нападении сообщается в ближайший орган внутренних дел, начальник которого обязан организовать безотлагательную помощь конвою. Лица, задержанные за нападение на конвой, содержатся под усиленной охраной, в наручниках, отдельно от других конвоируемых. Затем нападавшие из числа конвоируемых сдаются в места их назначения, а другие задержанные передаются в ближайший орган внутренних дел.

Побегом является самовольное противоправное оставление задержанными или заключенными под стражу установленного для них места нахождения путем преодоления любым способом ли­нии охраны (т.е. пространства, ограниченного прогулочным дво­риком, помещением камеры, салоном автомобиля и самолета, каютой судна, купе вагона и т.п.). Следует иметь в виду, что со­вершивший побег преступник представляет большую опасность. Для розыска бежавших преступников отвлекаются значительные силы и средства органов внутренних дел, а их задержание, как правило, сопряжено с повышенным риском для жизни и здоровья сотрудников. Поэтому конвой обязан принимать все меры для предупреждения побега.

При поступлении сигнала «побег», поданного конвоиром, первым заметившим его, конвой приступает к осуществлению действий, направленных на задержание бежавшего и усиление охраны оставшихся конвоируемых. В этих целях начальник кон­воя немедленно высылает группу розыска или преследования;

осматривает каюты, трюмы, купе, салоны и другие помещения транспортных средств, на которых осуществлялось конвоирова­ние; в необходимых случаях с помощью должностных лиц, об­служивающих поезд или судно, организует проверку билетов и документов пассажиров. Независимо от времени суток, состояния погоды и расстояния преследование продолжается до задержания бежавших. При задержании совершившего побег в качестве край­ней меры и в установленном порядке конвой может применить огнестрельное оружие. Ликвидируя побег, наряды обязаны прояв­лять находчивость, максимальную бдительность, принимать меры личной безопасности и безопасности находящихся в районе по­бега граждан.

Следует иметь в виду, что согласно п.20 ст. 11 Закона «О ми­лиции» по решению начальника органа милиции или его замести­теля наряды милиции при осуществлении розыска совершивших побег осужденных и заключенных под стражу лиц вправе произ­водить оцепление (блокирование) участков местности, осуществ­ляя при необходимости досмотр транспортных средств.

В условиях иных чрезвычайных происшествий (авария транс­порта, пожар, стихийные бедствия) личный состав конвоя дейст­вует с учетом конкретно сложившейся обстановки, обеспечивая при этом выполнение своей главной задачи - доставить всех конвоируемых к месту назначения и не допустить их побега.

О всех чрезвычайных происшествиях и принятых в связи с ними мерах начальник конвоя докладывает должностному лицу, назначившему конвой, и делает подробные записи в путевом журнале.

Вопросы и задания для самопроверки


12. Охрана и конвоирование военнослужащих

238. Под конвоем военной полиции направляются:

1) на гауптвахту (в места содержания под стражей) - военнослужащие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований: задержанные по подозрению в совершении преступления; подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления в случае избрания в отношении их в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации меры пресечения в виде заключения под стражу; осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, в отношении которых до вступления приговора в законную силу судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; военнослужащие, осужденные к аресту с отбыванием наказания на гауптвахте;

2) в дисциплинарную воинскую часть - военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части;

3) в суд, к местам производства следственных и иных процессуальных действий - военнослужащие: задержанные органами дознания и предварительного следствия по подозрению в совершении преступления; подозреваемые, обвиняемые и подсудимые, содержащиеся под стражей. Военнослужащие, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, в отношении которых вынесено постановление суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, направляются на гауптвахту из зала суда под конвоем после вынесения судом постановления.

239. Военнослужащие, осужденные к аресту с отбыванием наказания на гауптвахте, в отношении которых не избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу, направляются под конвоем на гауптвахту в 10-дневный срок после получения распоряжения суда об исполнении приговора.

240. Военнослужащие, осужденные к аресту с отбыванием наказания на гауптвахте, в отношении которых была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, в отношении которых до вступления приговора в законную силу судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на гауптвахте, направляются на гауптвахту из зала суда под конвоем после вынесения судом приговора.

241. Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, направляются под конвоем в дисциплинарную воинскую часть в 3-дневный срок после получения распоряжения суда об исполнении вступившего в законную силу приговора.

242. Военнослужащие, задержанные по подозрению в совершении преступления, направляются на гауптвахту (в места содержания под стражей) после составления органом дознания или следователем протокола задержания.

243. Конвой назначается приказом начальника отдела военной полиции в случаях, предусмотренных статьей 238 настоящего Устава.

244. Доставление военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части, производится на основании приказа начальника отдела военной полиции по месту осуждения.

245. Начальник отдела военной полиции после получения соответствующего приговора, распоряжения суда издает приказ о назначении конвоя.

246. В состав конвоя, как правило, назначаются военнослужащие одного подразделения со своим командиром, который назначается старшим - начальником конвоя. Если в составе конвоя пять и более конвойных, то назначается помощник начальника конвоя.

247. Запрещается назначать в состав конвоя военнослужащих, не имеющих допуска к несению караульной службы, имеющих родственные, дружеские связи с конвоируемыми или неприязненно относящихся к ним.

248. В зависимости от числа конвоируемых, степени опасности, характера маршрута и условий конвоирования конвой может быть двух видов: обычный и усиленный.
249. Обычный конвой назначается из расчета два конвойных на одного или двух конвоируемых.

250. Усиленный конвой назначается: при повышенной вероятности совершения побега или нападения на конвой; в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями по нему; при конвоировании железнодорожным, водным, воздушным транспортом. Начальником такого конвоя обязательно назначается офицер, а численность конвойных при этом увеличивается.

251. В отдельных случаях решением начальника регионального органа военной полиции конвой может быть усилен военнослужащими иного органа военной полиции.

252. Начальник конвоя отвечает за своевременное выполнение задачи конвоем, соблюдение воинской дисциплины и требований безопасности, а также за сохранность оружия, боеприпасов, специальных средств, другого полученного военного имущества и документов.

253. Начальник конвоя обязан:

1) точно знать задачу конвоя, свои обязанности и безукоризненно их выполнять, а также знать обязанности конвойных;

3) постоянно наблюдать за поведением конвоируемых и требовать выполнения ими всех подаваемых команд, а также правил ношения военной формы одежды;

6) давать конвойным указания на личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при конвоируемых, изымать у них запрещенные к хранению вещи и предметы;

7) следить за выполнением конвоируемыми установленного режима;

8) принимать меры к усилению охраны на железнодорожных станциях (в портах, аэропортах) пересадок и в ночное время;

9) хранить у себя и никому не передавать ключи от наручников, используемых при конвоировании;

10) обеспечить своевременное прибытие конвоя в место приема конвоируемых и на железнодорожную станцию (в порт, аэропорт) убытия в место принудительного содержания;

11) требовать от конвойных твердого знания и точного выполнения своих обязанностей, проявления высокой бдительности, соблюдения воинской дисциплины и требований безопасности;

12) поддерживать связь с дежурным по отделу военной полиции в пути следования до места принудительного содержания;

13) докладывать об обстановке и ходе конвоирования, применении оружия, специальных средств и физической силы лицу, назначившему конвой, в порядке, установленном приказом о назначении конвоя;

14) по окончании конвоирования доложить о выполнении поставленной задачи и поведении конвоируемых.

Например: "Товарищ полковник, конвой по маршруту "Москва - Мулино" прибыл в полном составе. Во время несения службы происшествий не случилось. Начальник конвоя лейтенант Иванов.";

15) при происшествиях (осложнениях обстановки) действовать в соответствии с инструкцией и с учетом конкретной обстановки.

254. Конвойный подчиняется начальнику конвоя, его помощнику (при его назначении) и отвечает за охрану конвоируемых при их доставлении в места принудительного содержания.

255. Конвойный обязан:

1) точно знать свои обязанности и безукоризненно их выполнять;

2) иметь исправное и в постоянной готовности к действию оружие;

3) постоянно наблюдать за поведением конвоируемых и требовать выполнения ими всех подаваемых команд, а также соблюдения правил ношения военной формы одежды;

4) быть требовательным и вежливым в обращении с конвоируемыми;

5) следить, чтобы конвоируемые не общались с посторонними лицами;

6) производить по указанию начальника конвоя личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при конвоируемых, изымать у них и передавать начальнику конвоя запрещенные к хранению вещи и предметы.

256. Применение конвоем физической силы, специальных средств и оружия осуществляется в соответствии с приложением 2 к настоящему Уставу.

257. Конвойным запрещается:

1) есть, пить, курить, петь, сидеть, отправлять естественные потребности (если это не оговорено его особыми обязанностями, определенными в приказе о назначении конвоя) или иным образом отвлекаться от исполнения своих служебных обязанностей;

2) вступать с конвоируемыми в разговоры, кроме случаев, когда необходимо дать указания о порядке движения и соблюдении правил поведения при конвоировании;

3) принимать от конвоируемых или передавать им какие-либо предметы, записки, продукты питания;

4) разглашать маршрут конвоирования и конечный его пункт;

5) отклоняться от маршрута конвоирования, за исключением случаев, определяемых Министром обороны Российской Федерации.

259. Подготовка конвоя организуется под руководством начальника штаба воинской части, заместителя начальника отдела военной полиции в течение времени, не превышающего трех суток.

260. Порядок охраны и конвоирования военной полицией военнослужащих в места принудительного содержания определяется Министром обороны Российской Федерации.

Под конвоированием понимается сопровождение специальными нарядами полиции подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к месту назначения в установленном порядке, а выполнение работниками полиции обязанностей по конвоированию является конвойной службой.

Основными задачами конвойной службы являются:

* обеспечение своевременного доставления лиц взятых под стражу к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима;

* предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой;

* задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из под стражи.

Конвойная служба полиции организуется на территории Российской Федерации, а так же железных дорог, воздушных и водных бассейнов министерствами и управлениями (главными управлениями) внутренних дел.

При населении свыше 1 млн. человек численность подразделения должна составлять 250–300 единиц; свыше 500 тыс. населения – 100–150 единиц; от 200 до 500 тыс. населения – 50–100 единиц; менее 200 тыс. населения – 25–50 единиц личного состава. Исключением является Москва и Санкт–Петербург, где численность подразделений определяется в индивидуальном порядке МВД России.

В зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой полиции может быть обыкновенным и усиленным.

Обыкновенный конвой назначается из расчета: на одного–двух конвоируемых – 2 конвоира; на 3–6 конвоируемых – 3 конвоира; на 7–10 конвоируемых – 7 конвоиров. Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя.

Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого–либо из конвоируемых совершить побег, нападение на охрану, причинить какой–либо вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями. При усиленном конвое: на 1 конвоируемого должно быть 3 конвоира; на 2–4 конвоируемых – 6 конвоиров; на 5–6 конвоируемых – 8 конвоиров; на 7–8 конвоируемых – 10 конвоиров; на 9–10 конвоируемых – 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава. В целях повышения надежности охраны конвоируемых в состав конвоя может включаться кинолог со служебной собакой.

При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование между ИВС, следственными изолятора, обменными пунктами и судами. Такое конвоирование предполагает рациональное использование сил, транспортных средств и сокращение количества рейсов за счет установления кратчайших маршрутов движения по графикам и заполнения камер специальных автомобилей до предусмотренных норм.

Конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется следующими способами:

  • в специальных автомобилях;
  • в специальных вагонах пассажирских поездов;
  • в легковых и грузовых автомобилях;
  • на речных и морских судах;
  • на самолетах и вертолетах;
  • на гужевом транспорте;
  • пешим порядком.

Основанием для конвоирования заключенных под стражу лиц тем или иным способом является:

Письменные заявки следователей (дознавателей), судов, начальников ИВС (СИЗО) для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде.

Санкционированное прокурором постановление или определение суда об этапировании.

Постановление прокурора, следователя или определение суда о производстве следственных действий.

Истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии санкционированного прокурором постановления или определения суда, о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы.

Распоряжение начальника ИВС о направлении подозреваемого в лечебное учреждение, баню общего пользования и на обменный пункт на плановом маршруте конвоирования.

Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан:

–предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых;

–получить подготовленные документы, проверить правильность их оформления;

– определить порядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение.

–произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования;

–осмотреть помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.

Документы на подозреваемых и личные дела обвиняемых передаются начальнику конвоя в опечатанных пакетах. На них наклеиваются справки по личным делам с фотокарточками этих лиц. При этом в справках на лиц, склонных к побегу, должна стоять надпись «СП».

Следует заметить, что приему для конвоирования не подлежат:

а) лица с неправильно оформленными на них документами и без документов;

б) больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию;

в) беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования;

г) не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону;

д) бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов.

Что касается подозреваемых и обвиняемых инвалидов, для передвижения которых требуется постоянная помощь, то они принимаются для конвоирования только с сопровождающими, выделяемыми ИВС или следственными изоляторами из числа сотрудников этих учреждений.

Конвоирование обвиняемых в республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные суды и охрана их во время судебных заседаний осуществляется на основании установленных документов о принятии этих учреждений под обслуживание и соответствующих указаний министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД, УВДТ.

Прием суда под обслуживание оформляется актом межведомственной комиссии, в котором указываются:

– наименование суда и конвойного подразделения полиции (органа внутренних дел), их точные адреса;

– характеристика залов судебных заседаний, помещений для конвоя и содержания обвиняемых; обеспечение их необходимым противопобеговым оборудованием, средствами связи и сигнализации;

– порядок изготовления съемного оборудования, выделения помещений для содержания обвиняемых и размещения конвоя в местах проведения выездных сессий этого суда;

– маршруты конвоирования от специальных автомобилей до камер для содержания обвиняемых, в залы судебных заседаний и обратно;

–порядок взаимодействия с руководителями суда;

–недостатки в оборудовании помещений суда, сроки их устранения и ответственные за это должностные лица.

Один экземпляр акта, подписанный председателем суда и командиром конвойного подразделения (начальником ОВД), направляется в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, где издается приказ о принятии суда под обслуживание, а другой – в соответствующие органы юстиции для контроля за устранением отмеченных недостатков.

Важным элементом организации конвойной службы полиции является управление нарядами по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.

Управление нарядами включает в себя:

а) принятие решения на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых;

б) подготовку сил и средств для выполнения этих задач;

в) контроль за несением службы по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых;

г) учет и оценку результатов деятельности нарядов, выполняющих эти обязанности.

Решение на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых принимается начальником органа внутренних дел или командиром конвойного подразделения и отражается в книге службы нарядов.

Подготовка сил и средств к несению службы осуществляется в соответствии с требованиями Устава патрульно–постовой службы полиции, то есть проводится выдача табельного оружия, инструктаж личного состава и отдается приказ о заступлении на службу по конвоированию подозреваемых и обвиняемых.

При проведении инструктажа объявляется расчет действий конвоя при нападении на него одного лица или всех конвоируемых. Расчет должен содержать несколько вариантов нападения в зависимости от способа конвоирования.

Поэтому при нападении на конвой его состав действует в соответствии с расчетом, при этом учетом обстановки движение конвоируемых прекращается или ускоряется (с переходом на запасной маршрут), либо они надежно изолируются. О нападении по возможности сообщается в ближайший орган внутренних дел, начальник которого обязан организовать немедленную помощь конвою. К нападавшим применяются специальные средства, прежде всего наручники (связывание), зачинщики и покушавшиеся на побег могут быть сданы для временного содержания в ближайший ИВС.

При нападении на конвой другими лицами, часть конвоя под руководством начальника (старшего) конвоя принимает меры к его отражению, а остальные продолжают осуществлять охрану конвоируемых. Задержанные участники нападения передаются в ближайший орган внутренних дел.

О нападении и его последствиях начальник (старший) конвоя докладывает письменным рапортом командиру подразделения (начальнику органа внутренних дел), назначившему конвой.

Пресечение групповых нарушений общественного порядка возле здания ИВС или в пути конвоирования осуществляется в порядке, предусмотренном Уставом патрульно–постовой службы полиции. При этом начальник (старший) конвоя обязан принять все зависящие от него меры к доставке конвоируемых в безопасное место.

Периодичность контроля (проверок) и конкретные исполнители определяются графиками контроля, составляемые каждый месяц. При осуществлении контроля проверяется:

а) соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых (обвиняемых) условиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использование транспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;

б) подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников, знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложной обстановке;

в) выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдительность;

г) порядок связи с нарядами и др. вопросы.

Проверка несения службы может быть гласной и негласной. Последняя прекращается в случае устранения замеченных нарушений или оказания немедленной помощи.

Запрещается проверять несение службы путем попыток отобрать оружие, инсценирования побегов, другими способами, которые могут привести к нежелательным последствиям.

При обнаружении недостатков, проверяющий на месте принимает решение и меры к их устранению, вплоть до замены проверяемых резервными постовыми (конвоирами).

О результатах проверки производится запись в служебной книжке, постовой ведомости, в книге службы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспорте технического состояния ИВС).

Учет результатов работы нарядов ИВС и конвоев полиции ведется в целях оценки их деятельности и определения мер по совершенствованию организации и управления этой службой.

Учету и оценке подлежат следующие показатели:

  • продолжительность и места несение службы по охране и конвоированию подозреваемых (обвиняемых); количество и контингент лиц, находящихся под охраной или отконвоированных;
  • наличие нарушений законности и дисциплины, побегов и других происшествий в ИВС и при конвоировании;
  • своевременность и результативность принятия мер по их предупреждению и пресечению:
  • подготовленность нарядов к несению службы, внешний вид постовых и конвоиров, содержание и использование технических средств, и вооружения; замечания и предложения проверяющих.

Общая оценка деятельности ИВС и конвойных подразделений полиции производится при подведении итогов работы: начальником органа, командиром подразделения – один раз в месяц, начальником ИВС, командиром подразделения – два раза в месяц, командиром отделения – еженедельно.

1. Деятельность охранно–конвойной службы организована по двум направлениям:

а) по охране подозреваемых и обвиняемых, находящихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел;

б) по охране и конвоированию лиц, совершивших преступления.

2. Основанием для вывода лиц, содержащихся в камерах в следственный кабинет, является письменное требование прокурора, следователя, дознавателя или адвоката. При выводе лиц к прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законности в местах содержания под стражей, письменное требование не заполняется.

3. Сроки содержания в ИВС заключенных под стражу, в соответствии со ст. 94 УПК РФ определены не более 48 часов. Содержание подозреваемых и обвиняемых, переведенных из следственных изоляторов для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время указанных действий и судебного процесса, но не более чем на 10 суток в течение месяца.

4. Важным фактором повышения надежности охраны является использование служебных собак, Достаточно сказать, что в тех органах внутренних дел, где имеются собаки, крайне редкие случаи побегов из ИВС. Практика показывает, что наиболее эффективно собаки применяются при охране отдельно расположенных зданий ИВС, а также изоляторов, техническое состояние которых нуждается в улучшении и в ИВС с большим лимитом наполнения. В некоторых органах внутренних дел служебные собаки используются в наружной охране ИВС только ночью, а в остальное время суток – при выводе подозреваемых на прогулку, при посадке–высадке из специальных автомобилей и при конвоировании.

5. Конвой и его состав действует в соответствии с расчетом, при этом учетом обстановки движение конвоируемых прекращается или ускоряется (с переходом на запасной маршрут), либо они надежно изолируются. О нападении по возможности сообщается в ближайший орган внутренних дел, начальник которого обязан организовать немедленную помощь конвою. К нападавшим применяются специальные средства, прежде всего наручники (связывание), зачинщики и покушавшиеся на побег могут быть сданы для временного содержания в ближайший ИВС.

57. В зале судебного заседания обвиняемые размещаются за барьером (металлическим заграждением) на скамьях в порядке, определяемом председательствующим в судебном заседании.

Конвоиры располагаются с правой и левой стороны от барьера.

Смена на постах производится через каждые тридцать минут начальником (старшим) конвоя, не нарушая хода судебного заседания. При объявлении приговора суда, конвоиры и обвиняемые выслушивают приговор стоя.

58. Конвоир в зале судебного заседания запрещает обвиняемым вставать с места без разрешения председательствующего, разговаривать между собой и вступать в контакты с гражданами.

При невыполнении этих требований, старший конвоя вызывает тревожной сигнализацией начальника конвоя, который, по указанию председательствующего и с помощью свободных от службы конвоиров, принимает меры к наведению порядка.

В перерывах и по окончании судебного заседания, с разрешения председательствующего, допускаются переговоры обвиняемого (обвиняемых) с защитником, экспертом. Охрана при этом не снимается.

59. Конвоиры у камер для содержания обвиняемых и наружного поста у здания суда (если последний выставляется в соответствии с усиленным вариантом несения службы) выполняют свои обязанности в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

60. Начальник (старший) конвоя обязан докладывать командиру конвойного подразделения (начальнику органа внутренних дел), ответственному, назначившему конвой, обо всех существенных изменениях условий охраны обвиняемых, перенесении судебного заседания (на другое время, в другое место) или об окончании его, и необходимости усиления конвоя.

61. При оглашении приговора о лишении свободы, весь состав конвоя усиливает надзор за обвиняемым, к осужденным за тяжкие, особо тяжкие преступления и осужденным к исключительной мере наказания - смертной казни, применяются наручники.

В случае вынесения оправдательного приговора или изменения меры пресечения в отношении обвиняемого на иную, не связанную с содержанием под стражей, начальник (старший) конвоя, по указанию председательствующего в судебном заседании, немедленно освобождает обвиняемого, о чем в заявке на конвоирование производится запись, с последующим сообщением администрации мест содержания под стражей.

Взятие под стражу в зале судебного заседания осуществляется конвоем по распоряжению председательствующего, после провозглашения соответствующего приговора или определения. Председательствующий в судебном заседании предварительно сообщает начальнику конвоя анкетные данные лица, в отношении которого изменяется мера пресечения на взятие под стражу. В этом случае начальник (старший) конвоя организует в отдельном помещении личный обыск взятого под стражу и досмотр имеющихся при нем вещей, с соблюдением требований, установленных настоящей Инструкцией.

Изъятые документы с одним экземпляром протокола личного обыска передаются под расписку председательствующему, а запрещенные к хранению в камерах предметы и ценности - в следственный изолятор или изолятор временного содержания, где будет содержаться это лицо.

По требованию председательствующего или по докладу начальника (старшего) конвоя, командир конвойного подразделения (начальник органа внутренних дел), ответственный за наряд, высылает для охраны и конвоирования лиц, взятых под стражу в судебном заседании, дополнительный наряд. При наличии у подозреваемых или обвиняемых женщин малолетних детей, в соответствии с определением суда, они передаются родственникам или в территориальный орган внутренних дел для последующего устройства в детские учреждения.

При невыполнении обвиняемыми требований конвоя о следовании в зал судебного заседания, а также других законных требований, начальник (старший) конвоя разъясняет обвиняемому неправомерность поведения, выясняет у него причины отказа и, по возможности, получает от него письменное объяснение по данному факту, о принятых мерах, обстоятельствах отказа и намерениях обвиняемого информирует председательствующего в судебном заседании.

Получив от председательствующего указание о принудительном доставлении обвиняемого, начальник конвоя (старший конвоя) связывается с конвойным подразделением (территориальным органом внутренних дел) и запрашивает дополнительный наряд для оказания помощи конвою.

Принудительное доставление обвиняемого в зал судебного заседания осуществляется по кратчайшему маршруту, который предварительно осматривается на предмет выявления и перекрытия возможных мест побега, освобождается от посторонних граждан. Если при доставлении обвиняемый проявляет буйство, оказывает физическое сопротивление конвоирам или совершает другие насильственные действия, в целях предотвращения причинения им вреда окружающим или самому себе, могут применяться соответствующие меры безопасности (физическая сила, связывание, наручники).

О принудительном доставлении обвиняемого в зал судебного заседания начальник (старший) конвоя составляет акт, в котором указывает место, время, существо правонарушения, а также последствия и другие обстоятельства принудительного доставления.

Акт составляется в установленном порядке в двух экземплярах: первый - приобщается к материалам уголовного дела, второй - к личному делу обвиняемого.

По факту применения принудительных мер начальник конвоя докладывает командиру конвойного подразделения отдельным рапортом.

62. Сдача обвиняемых под охрану оформляется в той же заявке распиской дежурного по следственному изолятору (дежурного по изолятору временного содержания) и заверяется печатью. При получении приказа на конвоирование подозреваемых и обвиняемых для производства следственных действий, начальник (старший) конвоя органа внутренних дел, назначенные в конвой сотрудники органа внутренних дел обязаны ознакомиться с их личными делами, осмотреть помещение (помещения) или местность, где намечено проведение следственного действия, и определить, по согласованию с лицом, его производящим, порядок охраны конвоируемых.

63. Во время производства следственных действий на местности, конвоиры должны неотлучно находиться около подозреваемых и обвиняемых, применять в предусмотренных законом случаях наручники, сопровождать каждого конвоируемого при всех его перемещениях, обусловленных характером следственного действия, производить личный обыск перед посадкой в специальный автомобиль.

В помещениях конвоиры располагаются у окон, начальник (старший) конвоя - у дверей.

Об окончании следственного действия или необходимости его продолжения в последующие дни, следователь (прокурор, лицо, производящее дознание) делает отметку в имеющейся заявке на конвоирование и скрепляет ее своей подписью.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета "Казахстанская правда", база данных , Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети.

Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности.

Компания не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

I. Общее положение

1. Для сопровождения выселяемых по железным дорогам до пункта разгрузки, организации охраны, недопущения побегов при конвоировании в каждый эшелон назначаются: начальник эшелона, заместитель начальника по оперативной части, заместитель начальника по снабжению, медперсонал в составе одного врача и двух медсестер и конвоя в составе 25 человек во главе с офицером конвойных войск.

2. Каждому эшелону присваивается особый номер, сохраняемый на весь путь следования.

3. Охрана эшелона на остановках и в пути следования осуществляется личным составом конвоя путем выставления постов.

4. Для поддержания порядка в вагоне из числа выселяемых назначаются старшие в каждом вагоне.

II. Обязанности начальника эшелона и его заместителей

5. Начальник эшелона назначается министром внутренних дел республики из лиц офицерского состава. Ему подчиняются: заместитель начальника по оперативной части, заместитель начальника по снабжению, врач, медсестры и личный состав конвоя.

6. Начальник эшелона обязан:

а) до приема выселяемых принять и тщательно проверить исправность вагонов, наличие съемного вагонного оборудования (нары, окна, унитазы, ведра и стремянки);

б) выделить в составе эшелона два-три вагона для конвоя, один вагон под изолятор для заболевших в пути, в котором следует выделенный медперсонал с необходимым количеством медикаментов;

в) дать указания начальнику конвоя об организации охраны выселяемых и принятого в вагонах оборудования (фонари, доски, стремянки и т. д.);

г) по мере подвоза выселенцев к эшелону принять их от оперативного состава МГБ по посемейным карточкам в двух экземплярах, один экземпляр посемейной карточки с распиской начальника эшелона сдать лицу, сдавшему выселенцев.

7. Посадку выселяемых производить из расчета: в двухосный вагон по 22-24 человека и четырехосный 44-48 человек, с учетом обеспечения каждого вагона необходимым количеством бочек для воды и ведер для получения горячей пищи (1 ведро на 10 человек).

8. Каждой семье выселяемых разрешить погрузку личного багажа до 1500 килограммов. К упакованным вещам должны быть прикреплены бирки с указанием фамилии, имени и отчества владельца.

Все острорежущие предметы: топоры, пилы и т. д. упаковывать отдельно, прикреплять к ним бирки и поместить в отдельный вагон эшелона.

9. После посадки выселяемых в вагоны составить повагонные списки с перечислением всех посаженных в вагон, в том числе и детей. Кроме этого, в пути следования составить в трех экземплярах общий эшелонный список по форме: номер по порядку, фамилия, имя и отчество, год рождения, национальность, отношение к главе семьи, место жительства до переселения, примечание.

10. Начальник эшелона один экземпляр эшелонного списка представляет МВД-УМВД, в распоряжение которых прибыл эшелон, а остальные два экземпляра списков высылает в Отдел спецпоселений МВД СССР.

11. Через представителей Отдела перевозок МВД на дорогах и железнодорожную администрацию добиваться быстрейшего продвижения эшелона к месту назначения.

12. Ежедневно производить проверку людей в эшелоне, следить за поддержанием порядка и чистоты в вагонах, обязывая выселяемых производить уборку в вагонах.

13. Организовать питание выселяемых и их семей в пути следования через железнодорожные буфеты, оплачивая стоимость питания из расчета 5 руб. 50 коп. на каждого человека.

Для получения горячей пищи через железнодорожные буфеты не позднее 12 часов до прибытия эшелона на станцию, где будет выдаваться питание, делать заявку начальнику станции по телефону или телеграфу.

14. Для получения горячей пищи из буфетов из каждого вагона выделять по 2 человека из числа семейных выселенцев под охраной конвоя.

15. Все расходные документы должны быть заверены по местам расходования средств органами МВД или МГБ. Выдача денег на руки выселяемым запрещается, за исключением денег матерям на приобретение молока для детей.

Деньги на молоко должны выдаваться по раздаточным ведомостям под расписку получателей-матерей.

16. О случае задержки эшелона в пути немедленно донести в Отдел перевозок МВД СССР и отделы перевозок соответствующих железных дорог, о происшествиях донести в Отдел спецпоселений МВД СССР, Управления конвойных войск МВД, а о перебоях в снабжении сообщить в ГУВС МВД СССР.

17. Запретить выселяемым нарушать правила железнодорожного порядка (ходить по путям, разводить костры на путях, брать самовольно топливо и другое железнодорожное имущество, выбрасывать и выливать остатки пищи на станциях) и продавать собственное имущество.

18. В пути следования эшелона через каждые 10-15 дней проводить санобработку выселяемых, подавая заявки об этом начальнику станции, на которой намечена санобработка.

На санобработку каждого выселяемого разрешается за все время пути расходовать 50 копеек.

19. Отставших в пути следования от других эшелонов выселяемых принимать в свой эшелон и сдавать органам МВД-УМВД по месте сдачи эшелона по отдельному акту.

20. Об отставших от своего эшелона сообщать ближайшим органам МВД-УМВД с указанием установочных данных об отставших. В случае тяжелого заболевания выселяемых в пути сдавать их через местные органы МВД в ближайшие медсанпункты, а в случае смерти — для погребения, в каждом случае составляя акт.

21. По прибытии эшелона на станцию разгрузки выселяемых сдать представителям местных органов МВД по эшелонному списку.

О сдаче составляется акт. В акте указывается: место сдачи, в чье распоряжение прибыли выселяемые, номер эшелона, численность выселенных (мужчин, женщин, детей). Один экземпляр акта начальник эшелона вместе с отчетными денежными документами направляет фельдсвязью МВД-УМВД, отправлявшим эшелон.

Остаток денежных средств после сдачи эшелона сдается в кассу финотделов МВД-УМВД, в распоряжение которых прибыл эшелон. Квитанция о сдаче денег направляется МВД-УМВД, выдавшим денежный аванс.

22. Сдать подвижной состав и съемное оборудование вагонов железнодорожной администрации станции выгрузки по железнодорожным описям.

III. Обязанности начальника конвоя

23. Для организации охраны и недопущения побегов в каждый эшелон назначается от конвойных войск МВД конвой численностью 25 человек во главе с офицером.

24. Начальник конвоя подчиняется начальнику эшелона и выполняет все его требования. Начальнику конвоя подчиняется весь личный состав конвоя, который выполняет только его приказания.

25. Начальник конвоя обязан:

— перед началом посадки выставить наружную охрану эшелона;

— для приема и посадки выселяемых назначить необходимое количество старших;

— организовать охрану эшелона на станциях и в пути следования, которая бы исключила всякую возможность побегов выселяемых;

— обеспечить телефонную связь конвоя с головным и хвостовым постами, а также с машинистом;

— для отражения возможных нападений на эшелон извне, а также предотвращения групповых и одиночных побегов выселяемых иметь постоянную резервную группу во главе с зам. начальника конвоя;

— разрешать выселяемым в дневное время на больших остановках открывать двери вагонов, ежедневно организовывать прогулки в непосредственной близости от вагонов, усиливая охрану путем выставления дополнительных постов. За 10 минут до отправления эшелона выселяемые должны быть посажены в вагон;

— не допускать к эшелону посторонних граждан;

— контролировать несение службы личным составом конвоя;

— не допускать, чтобы лица из состава конвоя принимали и отбирали вещи от выселяемых;

— о всех чрезвычайных происшествиях в пути немедленно доносить в Управление конвойных войск МВД СССР.

IV. О мерах борьбы с побегами в пути следования

26. Одной из основных задач начальника эшелона, его заместителя по оперативной части и начальника конвоя является предупреждение и ликвидация побегов.

27. При приеме на станции формирования выселяемых начальнику эшелона и его заместителю по оперативной части требовать от сдающих данные о лицах, склонных к побегам.

28. Лиц, склонных к побегам, и одиночек, следуемых без семей, размещать в головных вагонах эшелона, устанавливая за ними особое наблюдение.

29. В случае группового побега во время движения эшелона или во время стоянок на железнодорожных станциях начальник эшелона или конвой задерживает движение эшелона на время немедленного задержания бежавших силами конвоя. В случае невозможности немедленного задержания начальник эшелона уведомляет ближайшие органы МВД с указанием полных установочных данных и примет бежавших и адресата, кому следует сообщать о результатах преследования и принятых мер розыска.

30. При обнаружении одиночного побега выселяемых как во время движения эшелона, так и на станциях начальник эшелона эшелон не задерживает, принимает меры розыска и задержания бежавших через ближайшие органы МВД.

31. Составу конвоя запрещается применять оружие против выселяемых, кроме случаев самозащиты при нападении со стороны выселяемых и при преследовании убегающих.

Против беременных женщин и детей ни при каких обстоятельствах оружие не применять.

О каждом случае побега выселяемых составлять акт по установленной форме и немедленно доносить телеграфно начальнику конвойных войск МВД СССР и начальнику Отдела спецпоселений МВД СССР.

Начальник конвойных войск МВД СССР

Генерал-лейтенант Бочков

Зам. начальника Отдела спещоселений МВД СССР

Полковник Лютый

«Согласен»

Зам. министра внутренних дел СССР

Генерал-лейтенант В. Рясной

Приложение к приказу МВД СССР

особой важности № 00225-1949 г.

Строго секретно

«Утверждаю»

Министр внутренних дел СССР

Генерал — полковник