Из Святой земли паломники часто привозят освященный на Гробе Господнем Иерусалимский крест. Это не только память о поездке, но и великая святыня, которую хочется носить постоянно, тем более что его выразительная и сложная форма, составленная из пяти равносторонних крестов, очень красива. Однако бытует мнение, что подобный крест является чужим для православных. Его называют «крестом крестоносцев» и видят в нем только герб военного католического ордена Святого Гроба Господня. Подобное представление об Иерусалимском кресте совершенно неверно, и появилось оно только в конце XX века как реакция на прозелитизм Католической Церкви на Святой земле. Помогают этому и популярные справочные сайты в Интернете. В них публикуются переводные западные статьи, в которых история и символика Иерусалимского креста освещается однобоко. Везде можно найти рассказ о первом крестовом походе (1099 г.), Готфриде Бульонском, завоевателе Иерусалима, на флаге которого был Иерусалимский крест, и о латинском государстве на Святой земле, сделавшем Иерусалимский крест своим гербовым знаком. О том же, что пятисоставная крестовая композиция появилась на Востоке задолго до крестовых походов, что она была одним из важнейших символов восточно-христианской цивилизации, в интернет-ресурсах умалчивается.

В действительности иконография Иерусалимского креста, как и все крестовые иконографии, родилась на Востоке. И произошло это в IV веке, когда императором Римской империи, простиравшейся на огромных территориях Малой Азии, Европы, Палестины и Северной Африки, стал Константин I.

После распятия, воскресения и вознесения Христа в 33 году последователи Его учения были преследуемы и гонимы на всей территории Римской империи целых три века. Христиан жестоко мучили и убивали, а при императоре Диоклетиане, который правил с 284 по 305 год, и вовсе началось их методичное истребление, целью которого было полное уничтожение. Дело Диоклетиана продолжили его наследники – два соправителя, которым император оставил огромную страну. И неизвестно, чем бы закончился этот чудовищный по своим масштабам геноцид, если бы в 306 году соправителем императора Максенция не стал Константин, прозванный потомками Великим и прославленный Церковью как равноапостольный. Как и все римские императоры, Константин был язычником. Но, в отличие от других правителей, он был веротерпим, поскольку его мать, равноапостольная Елена, была христианкой.

Между двумя правителями началась война. Решающее сражение произошло у Мульвийского моста в 312 году, в котором победил Константин. Накануне битвы Константин вместе со своим войском увидел знамение на солнце – скрещенные инициалы Иисуса Христа (хризма), рядом с которыми сияли равносторонний крест и надпись: «С ним побеждай». Во сне видение повторилось, только на сей раз император увидел один крест. Этот крест он приказал поместить на знамена своего войска и выиграл сражение. После прихода к власти Константин сделал христианство государственной религией, а перед смертью и сам принял крещение. Свою столицу Константин перенес с разоренного войной и разграбленного варварами Запада на процветающий и культурный Восток, построив здесь новую столицу, Константинополь (теперь это Стамбул).

Мать равноапостольного Константина, став императрицей, инициировала раскопки в Иерусалиме, в ходе которых был обретен Животворящий Крест Христов и другие реликвии Страстей Господних.

В течение многих веков в христианском мире равно почитались оба образа креста – Истинный Крест Христов, на котором был распят Спаситель, и крест, явленный равноапостольному императору Константину на небе перед Мульвийской битвой. Истинный, или Голгофский, крест имел вытянутую форму с двумя или тремя поперечными перекладинами. Его историческая форма несла в себе символику, связанную с искупительной жертвой и страданиями Господа. Константинов крест имел правильную равностороннюю форму и был символом охранения и победы. Достоянием христианского мира эти кресты стали примерно в одно и то же время, но первым – Константинов крест, с которым связано распространение христианства во всем мире.

Долгое время образы двух священных для христианства крестов использовали по-разному, в соответствии с их символическим значением. Голгофский крест участвовал в церковных богослужениях, а Константинов крест помещали на знамена, им украшали храмы и носили как тельник.

Поперечины креста святого Константина чаще всего изображали с расширяющимися концами или с небольшими перекладинами на концах. Кресты с такой иконографией сохранились во всем христианском мире, но наиболее ранние – в его восточной части. Именно в более развитом восточном регионе складывались все крестовые иконографии, которые впоследствии были заимствованы западноевропейской геральдикой. К Константинову кресту восходят, например, такие знаменитые кресты католических военных организаций, как мальтийский, тевтонский, иерусалимский и другие.

На рисунках священных книг, в украшении храмов и на полотнищах знамен между перекладинами Константинова креста часто помещали дополнительные знаки. Это были символы евангелистов, инициалы Христа, символические сокращения или просто кресты, лучи, звезды. Подобные символы дополняли смысл изображения, придавали ему новые аспекты восприятия, давали возможность глубже интерпретировать священную форму, видя в ней не только историческую реликвию, но и глубокий сакральный смысл. Например, дополненный четырьмя малыми крестами Константинов крест представляет собой проекцию крестово-купольного православного храма. Как православное пятиглавие, он был символическим образом Христа и четырех Евангелистов, а также духовного единства христиан всех четырех концов земли.

Первоначально все христианские страны были частью единой культуры, центр которой был в Малой Азии и Юго-Восточной Европе. Эта часть Римской империи впоследствии историками была названа Византией.

На флаге Византии был изображен равносторонний крест с четырьмя буквами «В» между ветвями. Крест и аббревиатура ВВВВ представляли собой священную криптограмму, прославляющую Христа. Крест символизировал Самого Господа, а буквы вокруг расшифровывались так: «Βασιλεὺς Βασιλέων, Βασιλεύων Βασιλευόντων» (с греческого: «Царь царей, царствующий над царями»). Символика флага сообщала всему миру, что Византия – христианское государство, истинным государем которого является Иисус Христос, а земной царь, в священном обряде помазания на царство, только принимает на себя Его образ. В древних Грузии, Армении и странах Анатолии флаги были похожи на византийский, только вместо букв между ветвями стояли малые кресты. Сохранились древнейшие карты, на которых указанные территории обозначены такими флагами.

Все эти страны были частью византийского мира, то есть их Церкви, будучи самостоятельными, признавали первенство Константинопольского патриарха. После разделения Церквей на Православную и Католическую в 1053 году восточными патриархами было решено, что Вселенский собор Православных Церквей должен состоять не менее чем из пяти патриархатов. Поэтому четыре малых креста вокруг центрального, большого, на флагах восточно-христианских государств стали символизировать также соборное единство Православной Церкви, объединенной вокруг Константинополя. Равносторонний крест, составленный из пяти крестов, стал образом священной иерархии православных народов, на вершине которой стоит Сам Господь Бог Иисус Христос.

Был подобный крест и на русских флагах. Когда он стал использоваться на Руси – неизвестно. Первые свидетельства относятся к XVI веку. Сохранилось описание флагов стрелецких полков – первого русского регулярного войска, созданного в середине XVI века. С двумя флагами, расцвеченными пятичастными крестами, стрельцы изображены на миниатюре Книги об избрании на царство Михаила Федоровича Романова в 1613 году. Уже в XVI веке в русских текстах пятисоставный крест называется Иерусалимским. Очевидно, что в символическом сознании русских он был одним из знаков христианского Иерусалима, но не воспринимался как палладиум крестоносцев. Для православных верующих равносторонняя композиция креста связывала его образ с Иерусалимскими святынями, завоеванными мусульманами, а также с царственным градом Константинополем, тоже павшим в 1453 году под ударами турок. Москва чувствовала себя преемником священства этих городов, хранительницей и оплотом православия. В этом не было самовозвышения: к XVI веку Московская Русь оставалась единственным независимым православным государством. Все остальные православные народы томились под мусульманским игом и с надеждой взирали на усиливающееся Московское царство. В XVI веке четыре восточных патриарха, сохранивших в турецкой оккупации свои кафедры, подписывают документ об установлении в Москве нового патриархата. До этого Русская Церковь была митрополией Константинопольского патриархата. В послании восточных патриархов подчеркивается, что установление нового патриархата делается не по человеческому произволению, а для восстановления канонического числа престолов Вселенского православия. Символом этого канонического числа был пятисоставный Иерусалимский крест.

Государственные символы России в древности описывали не часто, поэтому наши знания о них не полны. Но можно сказать с уверенностью: Иерусалимские кресты в русской геральдике не были редкостью. Сведения о них то и дело появляются в документах. Например, известно, что два иерусалимских флага были пожалованы Петром I во время поездки по северным губерниям Архангельскому архиепископу и что под флагами с Иерусалимскими крестами ходили суда Соловецкого монастыря. Но не только на флагах изображались Иерусалимские кресты. Если внимательно посмотреть на какой-нибудь древний иконостас, например Новгородской Софии, то с удивлением можно обнаружить, что большая часть крестов, изображенных в орнаментах и на одеждах святых, имеют такую же равностороннюю пятисоставную иерусалимскую иконографию.

Так что в заключение можно с уверенностью сказать, что только красный крест простой геометрической формы, который является геральдическим символом католического ордена рыцарей Гроба Господня, не может быть использован православными верующими. Иерусалимский крест любой другой формы – православный.

О.В. Губарева, кандидат культурологии, член СХ России, художественный руководитель компании "Акимов".

Иерусалимский крест - одна из древних форм принятых в христианстве крестов, привлекающая внимание выразительной и сложной формой, составленной из пяти равносторонних крестов.
Конечно же, об этой форме креста и о легенде, связывающей его с одним из предводителей первого крестового похода 1096-1099 года Готфридом Бульонским, я был наслышан, когда собрался посетить Святую Землю сам.

Во время поездки к Иерусалиму я услышал от одной из попутчиц и о том, что Иерусалимский крест, или Крест паломника - один из самых популярных сувениров, которые везут паломники и простые туристы из Иерусалима.
Сама дама ехала в Святую Землю во второй раз, и горько сокрушалась, что не приобрела сей сувенир в свою первую поездку, поскольку, будучи верующей, не была уверена в правильности сего шага для православной, а потому специально испрашивала мнения своего духовника по сему вопросу перед второй поездкой.

От неё я узнал, что, хотя православное духовенство в своём большинстве и не благословляет ношения Иерусалимского креста вместо креста нательного, тем не менее, признаёт сей крест равночестным с другими, и не имеет ничего против его приобретения и сохранения паломниками как реликвии, напоминающей им о паломничестве.

Должен сказать, что, будучи закоренелым атеистом, я совершенно не озабочен отношением духовенства той или иной конфессии к тому или иному ритуальному предмету, но и мне сей крест показался весьма достойной вещицей и лучшим сувениром из Иерусалима, который только можно себе представить.

Кроме того, мой атеизм не исключает интереса к мировым религиям, их основам, символам и реликвиям, а потому я решил выяснить все подробности про этот столь выразительный символ, с которыми вас и познакомлю.

В течение многих веков в христианском мире равно почитались оба образа креста - Истинный Крест Христов, на котором был распят Спаситель, и крест, явленный равноапостольному императору Константину на небе перед Мульвийской битвой.

Истинный, или Голгофский, крест имел вытянутую форму с двумя или тремя поперечными перекладинами. Его историческая форма несла в себе символику, связанную с искупительной жертвой и страданиями Господа.

Константинов крест имел правильную равностороннюю форму и был символом охранения и победы. Достоянием христианского мира эти кресты стали примерно в одно и то же время, но первым - Константинов крест, с которым связано распространение христианства во всем мире.

Долгое время образы двух священных для христианства крестов использовали по-разному, в соответствии с их символическим значением.
Голгофский крест участвовал в церковных богослужениях, а Константинов крест помещали на знамена, им украшали храмы и носили как тельник.

Крест Константина начали изображать и на византийских монетах:


ИЕРУСАЛИМСКИЙ КРЕСТ - колоссальный каменный крест, возведенный после 420 года на Голгофе, Иерусалим, при императоре Феодосии II (408-450 гг.).
Поводом для его водружения послужило видение Креста в небесах и проявление его на одеждах всех наблюдавших.

Холму была придана форма четырехступенчатой усеченной пирамиды, на вершине которой, на базе, находился Крест, возвышавшийся не только над зданиями города, но и над его стенами. Напоминал о Распятии и символизировал Божественную победу над смертью.

Уничтожен персами и иудеями после взятия Иерусалима первыми в 614 году.
Восстановлен после 628 года императором Ираклием Великим.
Уничтожен арабами и иудеями после 638 года.

Сохранился обширный нумизматический материал в различных вариациях, отображающий иерусалимский Крест, а также следы террас на холме.

Солид императора Тиверия II (578-582 гг.). Золото.

Впрочем, этот крест на террасном холме встречается на монетах многих византийских императоров:

На флаге Византии был изображен равносторонний крест с четырьмя буквами «В» между ветвями. Крест и аббревиатура ВВВВ представляли собой священную криптограмму, прославляющую Христа. Крест символизировал Самого Господа, а буквы вокруг расшифровывались так: «Βασιλεὺς Βασιλέων, Βασιλεύων Βασιλευόντων» (с греческого: «Царь царей, царствующий над царями»).

Символика флага сообщала всему миру, что Византия - христианское государство, истинным государем которого является Иисус Христос, а земной царь, в священном обряде помазания на царство, только принимает на себя Его образ.

В древних Грузии, Армении и странах Анатолии флаги были похожи на византийский, только вместо букв между ветвями стояли малые кресты. Сохранились древнейшие карты, на которых указанные территории обозначены такими флагами.

Современный флаг Грузии повторяет эти древние знамена.

Все эти страны были частью византийского мира, то есть их Церкви, будучи самостоятельными, признавали первенство Константинопольского патриарха.

После разделения Церквей на Православную и Католическую в 1053 году восточными патриархами было решено, что Вселенский собор Православных Церквей должен состоять не менее чем из пяти патриархатов.

Поэтому четыре малых креста вокруг центрального, большого, на флагах восточно-христианских государств стали символизировать также соборное единство Православной Церкви, объединенной вокруг Константинополя.

Равносторонний крест, составленный из пяти крестов, стал образом священной иерархии православных народов, на вершине которой стоит Сам Господь Бог Иисус Христос.

Во времена Крестовых походов Иерусалимский Крест стал формой и эмблемой Ордена Гроба Господня.

Основателем Ордена по одной из самых достоверных версий считается Готфрид Бульонский, предводитель первого крестового похода, в 1099 г. захвативший Иерусалим, «рыцарь без страха и упрека».

На одном из гобеленов, хранящихся ныне в Храме Рождества Христова в Вифлееме, изображены рядом два символа - Иерусалимский крест - герб Ордена Гроба Господня, слева, и францисканский герб - справа:

Когда Готфриду Бульонскому предложили стать главой Иерусалимкого Королевства, он сказал: «Королём и царём в городе, где Иисус носил терновый венец вынужденно, я никакого венца на свою голову не надену». И принял титул «Защитник Гроба Господня».

Интересно, что Иерусалимский крест в гербе именно Готфрида Бульонского - наиболее древний и известный геральдический нонсенс, представляющий собой золотой костыльный крест с четырьмя золотыми же крестиками в межкрестиях в серебряном поле.

По легенде, бароны Готфрида Булонского по окончанию 1-го Крестового похода убедили этого основателя династии королей Иерусалимских избрать именно такой герб, открыто нарушающий правило о недопустимости наложения металла на металл , для себя и своего потомства.

Был подобный крест и на русских флагах.
Когда он стал использоваться на Руси - неизвестно. Первые свидетельства относятся к XVI веку. Сохранилось описание флагов стрелецких полков - первого русского регулярного войска, созданного в середине XVI века.

С двумя флагами, расцвеченными пятичастными крестами, стрельцы изображены на миниатюре Книги об избрании на царство Михаила Федоровича Романова в 1613 году:

Фрагмент миниатюры с Иерусалимским крестом на знамени крупнее:

Уже в XVI веке в русских текстах пятисоставный крест называется Иерусалимским. Очевидно, что в символическом сознании русских он был одним из знаков христианского Иерусалима, но не воспринимался как палладиум крестоносцев.

В XVI веке четыре восточных патриарха, сохранивших в турецкой оккупации свои кафедры, подписывают документ об установлении в Москве нового патриархата. До этого Русская Церковь была митрополией Константинопольского патриархата. В послании восточных патриархов подчеркивается, что установление нового патриархата делается не по человеческому произволению, а для восстановления канонического числа престолов Вселенского православия. Символом этого канонического числа был пятисоставный Иерусалимский крест.

Иерусалимские кресты в русской геральдике не были редкостью. Сведения о них то и дело появляются в документах. Например, известно, что два иерусалимских флага были пожалованы Петром I во время поездки по северным губерниям Архангельскому архиепископу и что под флагами с Иерусалимскими крестами ходили суда Соловецкого монастыря.

Разумеется, Иерусалимский крест наличествует и в самом Иерусалиме - им украшена Базилика Рождества в Вифлееме:

Есть он и на мозаике, изображающей Базилику Рождества на карте Святых Мест Вифлеема, и находящейся внутри самого храма:

Иерусалимский крест можно увидеть и в Риме - на полу Базилики Санта Кроче ин Джерусалемме (Santa Croche in Gerusalemme), построенной на насыпной земле, по легенде, привезенной самой Святой Еленой, матерью императора Константина I, из Иерусалима на кораблях:

На одной из сохранившихся старинных мозаик этого храма мы можем увидеть и Константинов Крест:

Как видим, толкований символики Иерусалимского Креста несколько - помимо уже упоминавшихся Христа и 4 Евангелистов, а также пяти Православных церквей, есть версии, что Иерусалимский крест символизирует сам Крест Распятия и 4 гвоздя, которыми Иисус был к нему прибит (хотя сам вопрос о количестве использованных гвоздей - 3 или 4 - является спорным).

Источники:

Крест крестоносцев, или как по-другому его называют - Иерусалимский крест - выполнен в виде пяти золотых крестов, размещенных на серебряном фоне. Иными словами, это один большой прямой равносторонний крест, который окружен четырьмя меньшими крестами, имеющими одинаковые размеры. Иногда этот знак красный на белом фоне. По другому сегодня иерусалимский крестназывается крестом паломника.

Этот символ пришел от норманнов, по крайней мере, так считается. Именно у них он был гербом. Специалисты-историки утверждают, что учредил его в качестве государственного герба Готфрид Бульонский. Он был графом и герцогом Нижней Лотаргинии, а также принадлежал к числу лидеров Первого Крестового похода, который проходил в период с 1096 по 1099 годы. После того, как его войска взяли Иерусалим, Готфрид был провозглашен его правителем. Однако, королем граф стать не захотел, т.к. не считал себя достойным быть правителем в месте, где был распят сам Спаситель. Вместо этого он принял другой титул - защитника и хранителя Гроба Господня. Именно поэтому им и был выбран такой герб - золотые кресты на серебряном фоне.

Сегодня, видоизмененный под один большой крест и четыре малых, этот иерусалимский крест является символом рыцарского католического ордена Святого Гроба Господня в Иерусалиме. Его штаб-квартира размещена в Ватикане. В настоящее время количество его членов насчитывает около двадцати восьми тысяч. В 2011 году руководителем Ордена назначен архиепископ Эдвин Брайен, принадлежащий к епископату Балтимора в США. В этот Орден входили в разное время такие известные личности, как Конрад Аденауэр, канцлер ФРГ; Ференц Литс, композитор; Петр Врангель, генерал, и др. Соответственно, основателем Ордена считается исторически Готфрид Бульонский.

Иерусалимский крест принадлежит к государственным символам, т.к. помещен на государственном флаге Грузии.

Сегодня каждый, кто приезжает в паломничество на Святую землю в Иерусалим, могут приобрести тут т.н. кресты паломника - мини-аналоги Иерусалимского креста. Разъясняется данная символика по-разному. По первой теории, большой крест - это символ Христа Спасителя, а четыре малых - Апостолы Евангелисты. По другой версии - четыре креста - это раны от гвоздей на теле распятого Спасителя, а пятый - рана, нанесенная копьем сотником Лонгином. Третья версия, которая считается наиболее достоверной, повествует о том, что именно в Палестине были обретены четыре гвоздя, которые прибили ко кресту, чтобы распять Спасителя, а также сам Крест. Иногда возникают вопросы - можно ли носить иерусалимский крест как нательный? Православная церковь не одобрительно относится к этому, хотя приобретать и хранить у себя его в качестве сувенира вполне можно.


Помимо всего прочего, существует мнение, что такой Иерусалимский крест носили в качестве нашивок крестоносцы, а от них пошла традиция наградных орденов в Европе, которые также выполняются в форме крестов, часто немного видоизмененных. Орден тамплиеров также имеет символику, где используется данное изображение. Крестоносцы же стали называться так именно по знаменитым нашивкам, о которых говорилось ранее. Этот символ говорил о христианской вере и миссии, которую должны были выполнить эти солдаты, конечно, весьма варварским способом, т.е. огнем и мечом.

Во все времена паломники хотели и хотят приобщится к Святыням и унести с собой частицу Святости. Во времена крестоносцев шла бойкая торговля Святынями: откалывали кусочки от Голгофы и Гробницы Господа. Еще сравнительно недавно люди отламывали веточки деревьев из Гефсиманского сада. Сегодня, слава Богу, приобщение к Святыням носит цивилизованный характер и никто ничего не разрушает. Однако у людей осталось желание унести домой память о своем путешествии. Какие же религиозные сувениры следует приобретать и как их освящать?

Иерусалимский крест или крест паломника.

Это крест по четырем, краям которого расположены маленькие кресты. Четыре маленьких креста обозначают четыре Евангелиста, направившиеся в четыре конца света, чтобы нести Слово Божье людям. Всего же крестов пять: один большой и четыре маленьких по краям. Их пять, как пять ран Иисуса Христа. Говорят, что, когда Господь смотрит на человека и видит на нем такой крест, то Он видит перед Собой не только паломника, побывавшего на Святой Земле, но и собственного Сына и относится к человеку более снисходительно. Такой крест не носят вместо своего нательного креста, а носят вместе. Иерусалимский крест - это символ того, что вы побывали на Святых местах в качестве паломника. Как и все другие религиозные «сувениры» его следует освятить на Камне Миропомазания в Храме Гроба Господня (Камень Миропомазания - это тот самый Камень, на который положили тело Господа, чтобы приготовить Его к погребению, на нем обмыли тело Господа и умостили нардовым маслом или миром.) Иерусалимский крест или крест паломника нельзя дарить друзьям, только человек, который побывал в Иерусалиме имеет право его носить. Такой крест можно дарить только кровным родственникам.

33 свечи покупаются в качестве подарка на дом. 33 свечи нельзя делить и дарить по одной, потому что тридцать три - это число лет жизни Христа, соответственно, вся вязанка, как одна жизнь и одна свеча. Эту вязанку свечей освящают на Камне Миропомазания, а затем обжигают от огня в Храме Горба Господня и тушат об специальный конус. Весь огонь, который горит в Храме Гроба Господня зажжен от Благодатного Огня, который снисходит в Святую Пасху в Гробнице Господа. Что делают дома с этими свечами? Перед Пасхой в Чистый четверг, после того, как вы прибрали в доме, возьмите вязанку свечей и обойдите дом, это очищение дома огнем, потом потушите. Свечами можно пользоваться несколько раз. Можно не дожидаться Чистого четверга и очистить дом раньше: если вы чувствуете, что в доме не хорошая энергетика, домашние часто болеют или их преследует череда неудач, то и тогда мы обходим дом с подожженными свечами. Дарить такие свечи можно всем, это самый популярный подарок, привезенный из Иерусалима. Лучше покупать натуральные восковые свечи, они хоть и дороже, но не ломаются, как парафиновые.

Иконы должны быть правильно написанными, поэтому лучше приобретать их у христиан. Каждая икона имеет свое предназначение. Местные иконы: Иерусалимская Божья Матерь(самый первый Лик, писанный с Богородицы еще при ее жизни евангелистом Лукой, такая чудотворная икона находится в Усыпальнице Богородицы возле Гефсиманского сада) и Вифлеемская Богородица (единственная икона, на которой Богородица улыбается).

Хорошо, когда в доме есть икона, ибо икона является проводником наших личных молитв Господу. Иконы освящаются на Камне Миропомазания в Храме Гроба Господня.

Вифлеемская звезда.

Вифлеемская звезда имеет 14 лучей, потому что родословная Иисуса такова, что от Авраама до Давида проходит 14 поколений, от Давида до Иисуса - тоже 14 поколений, а Иисус потомок царя Давида. Аналогичная звезда находится в Храме Рождества в Вифлееме, обозначает место - Ясли, куда положили маленького Иисуса. Вифлеемская звезда - это женский символ, приносящий счастье и мир в дом, сулит хорошее замужество и материнство. Вифлеемскую звезду освящают на Камне Миропомазания в Храме Гроба Господня, дополнительно можно приложить ее в Храме Рождества. Можно дарить такую звезду всем женщинам и девочкам.

Деревянный крест.

Деревянный крест из оливкового дерева следует пронести по Крестному пути, держа в руках, потом подняться с ним на Голгофу и приложить там. Перед поднятием на Голгофу следует освятить этот крест на Камне Миропомазания. Деревянный крест следует повесить дома, как домашний оберег.

Нардовое масло или миро.

Все вещи мы освящаем на Камне Миропомазания. Этот Камень мироточит. Однако в дань уважение к Месту следует приобрести баночку такого масла и умастить им небольшую площадь на Камне, потом на умощенное маслом место вы можете положить для освящения ваши предметы. Само масло тоже надо освятить. Дома по праздникам можно распылить немного освященного масла, чтобы создать праздничную атмосферу. Если кто-то болен, то таким маслом на челе больного наносят крест.

Где лучше приобретать религиозные «сувениры»? Поскольку речь идет о христианских вещах, то их лучше приобретать в христианских лавках и местах рекомендованных министерством туризма. О таких надежных магазинах можно спросить у местных экскурсоводах.

Количество записей: 196

Здравствуйте, батюшка! 1. Скажите можно ли в машине возить в бардачке икону своего святого? 2. Молитвы, переписанные с интернета на лист бумаги, где нужно хранить? 3.В квартире напротив входной двери можно на стену прикрепить икону Божией Матери "Умягчение злых сердец", или надо другую? 4.Я купил в церковной лавке, которая находится в продуктовом магазине, себе новый освящённый православный крестик. Который у меня был до этого крестик, можно его носить с собой в правах, или надо его положить дома в уголок, где иконы? 5.Можно самому брызгать святой водой вещи, мебель? 6 .Нужно ли следовать тому, что написано в Ветхом Завете? Или надо читать только Новый Завет? Вопрос - не читать и не следовать тому, что написано в Ветхом Завете? Например: не умничай много, чтобы сделать дело твоё; не хвали человека за красоту его; не всякого человека вводи в дом твой и т.д. 7. Подскажите, какую молитву читать священномученику Харалампию? 8. Прочитал, что милостыню, когда у тебя просят, нельзя давать деньгами, а надо, например, купить что-то из еды. Это правильно? Благодарю за ответы.

Александр

1. Александр, в бардачке иконы держать не следует, их нужно ставить на наиболее достойное место. Можно прикрепить иконку в машине так, чтобы она была перед глазами, тогда Вы сможете молиться, даже находясь в пути. 2. Молитвы нужно хранить вместе с молитвословом в том месте, где Вы обычно молитесь. Сам по себе листочек помочь не может, молитвы нужно читать. 3. Прежде всего, нужно освятить жилище. Икону перед входом можно поместить любую, лишь бы она служила Вам не для красоты, а для молитвы. 4. Крест должен находиться на груди. Если же у Вас их два, то один можно хранить в святом углу с иконами. 5. Можно кропить вещи святой водой с молитвой: «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь». На праздник Крещения Господня существует традиция кропить жилище и все в доме принесенной из храма освященной водой. Но это окропление не заменяет освящения дома или определенных предметов, которое может совершить только священник. 6. Нужно читать Ветхий Завет, так же как и Новый, вместе они составляют Библию, Священное Писание. Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». (Мф., 5;17). Однако Господь соделал закон более совершенным, поэтому не все ветхозаветные установления нужно исполнять. Например: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф., 5;43-44). 7. Молитва свщм. Харалампию: О пречудный священномучениче Харалампие, страстотерпче непреодоленный, священниче Божий, о всем мире ходатайствуяй! Призри на моление нас, почитающих святую память твою: испроси нам у Господа Бога прощение грехов наших, да не до конца прогневается на нас Господь: согрешихом бо и недостойни явихомся милосердия Божия: моли о нас Господа Бога, да низпослет мир на грады и веси наша, да избавит нас от нашествия иноплеменников, междоусобныя брани и всяких раздоров и нестроении: утверди, священномучениче, веру и благочестие во всех чадех православныя христианския церкве, и да избавит нас Господь Бог от ересей, расколов и всякаго суеверия. О милосердый мучениче! Молися за ны ко Господу, да сохранит от глада и всяких болезней, и да подаст нам изобилие плодов земных, скотов умножение на потребу человеком и вся нам полезная: наипаче же да сподобимся, молитвами твоими, Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже честь и поклонение подобает, со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 8. Милостыню нужно подавать по ситуации. Если Вы уверены, что человек страдает страстью винопития и потратит деньги на удовлетворение своей страсти, то лучше дать ему продукты или одежду – по потребности. Но бывают ситуации, когда действительно нужны деньги, например, на лекарства и т.п.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли снимать крестик при занятиях спортом, например, борьбой или боксом? Читал, что крестик нельзя снимать, но ведь в данном случае его можно потерять или даже нанести травму. С уважением, Алексей.

Алексей

Алексей, крестик снимать очень нежелательно, пусть даже и в спорте. Можно надеть для удобства маленький деревянный крестик на короткой веревочке.

иеромонах Викторин (Асеев)

Мне из Иерусалима, из храма Господня, привезли в подарок крест паломника (освященный). Могу ли я его носить вместо нательного крестика?

Марина

Не стоит носить этот крестик вместо нательного, иерусалимский крест можно положить вместе с иконами.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте. Вот такой вопрос у меня. Хочу подарить дорогому человеку (парню) серебряный кулон (ангелок). Парень постоянно носит цепочку с крестиком. Можно ли носить на одной цепочке с крестиком этого ангелочка (если ангелочка освятить в церкви). Спасибо, за ответ.

Жанна

Жанна, заочно мне сложно ответить, так как не знаю, что за ангелка Вы хотите подарить, надо смотреть, можно ли вообще его носить. На одной веревочке с крестиком можно носить изображения святых. Покажите этого ангелочка в церкви священнику. Но могу точно сказать, что главное - это православный крест, его ничем заменять нельзя. Выше и сильнее креста ни ангел, ни святой быть не может.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Дядя моего парня подарил мне крестик (без распятия) с цепочкой, его жены. Его семья очень хорошо ко мне относится. Скажите, пожалуйста, можно ли мне носить этот крестик?

Татяна

Татьяна, по сути, этот дядя Вам совершенно чужой человек, и принимать в подарок от него крест, принадлежавший какой-то женщине - это просто странно. Лучше сами приобретите себе в церкви православный крестик и носите его.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка, недавно у меня пропал нательный крестик, я обыскала вроде бы все, но до сих пор не могу понять, где и как я могла его потерять. Скажите,ч то это может означать?

Анна, кроме того, что это свидетельствует о Вашей рассеянности и невниманию к кресту, это больше ни о чем не говорит. Примет искать не надо!

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Подскажите, какой крестик надо носить - которым крестили ребенка, или другим, просто освещенным в церкви?

Екатерина

Екатерина, при крещении священник надевает крестик не для того, чтобы его хранили, а для того, что бы его носили. Если крестильный крестик не сохранился, то можно носить и другой, но обязательно православный и освященный в церкви.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Купила себе крестик из камешков в ювелирной лавке (не освещенный), очень понравился. Но потом поняла, что носить, наверное, можно только в качестве украшения. Скажите, пожалуйста - можно ли носить такой крестик вместе с нательным, освящённым, который ношу всегда.? Спасибо.

Лариса

Лариса, главное – чтобы у Вас был православный нательный крестик. А подвеску можете носить как украшение.

иерей Владимир Шлыков

Можно ли ребенку надеть крестик, купленный на крещение, без ритуала крещения, не грех ли это?

Коржова Елена

Елена, крещение - это не ритуал, а Таинство. Если ребенок крещеный, то ему можно носить крестик, купленный вне церкви (только такой крест нужно освятить в храме). Если ребенок некрещеный то какой смысл ему носить крестик? Крестик надевает священник только во время Таинства крещения.

иеромонах Викторин (Асеев)

У моей подруги умерла дочь. Моему сыну пообещали отдать ее нательный серебряный крестик. Мможет ли он его носить?

людмила

Людмила, носить-то можно, да только я не понимаю, зачем? У него, я полагаю, свой крестик есть, пусть его и носит дальше. Да и той девушке зачем было крест снимать? Я думаю, надо поступить так: если этот крестик важен, как память, то пусть Ваш сын возьмет и хранит его, но носить не стоит – это просто странно.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Мужа крестили, когда он служил в армии. Крестик, которым его крестили, очень маленький, золотой, я подарила мужу побольше (он мужчина крупный), серебряный. Можем ли мы крестить нашего ребенка с тем крестиком или лучше купить новый?

Мария

Да, Мария, можно крестить младенца с этим крестиком, только вместо цепочки крестик лучше повесить на мягкую веревочку - сутаж.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день, подскажите, пожалуйста. Меня взяли крёстным отцом, крестить девочку. Я хочу купить крестик с распятием и надписью сзади "Спаси и Сохрани". Мать ребёнка категорически против, говорит, что девочке такой крестик нельзя, чтобы она не несла крест по жизни. Мать ребёнка хочет крестик без распятия и надписи, ну, она за то, чтобы был с камнями, как ювелирный. Что Вы посоветуете в этой ситуации? Заранее спасибо за ответ.

Валентин

Какое наивное суеверие! Каждый человек несет по жизни свой крест, и это никак не связано с формой нательного креста, который мы носим. Наоборот, мы носим на себе образ Креста Христова, чтобы он придавал нам силы в несении своего жизненного креста, наш нательный крестик напоминает нам, что если нести свой крест достойно, за Крестом следует Воскресение. Мне непонятно, зачем Ваша знакомая тогда вообще хочет крестить дочь, ведь Господь сказал: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.10,38-39).

диакон Илья Кокин

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли носить двухсторонний крестик,на одной стороне Распятие, на другой - св.Николай. И может этот крестик означать что-то плохое? И кому покровительствует св. Николай?

ксения

Ксения, крест никогда не может означать плохого. Такой крест можно носить. Св. Николай покровительствует всем, кто Ему молится.

иеромонах Викторин (Асеев)

Отче, здравствуйте, извините, что беспокою, у меня небольшой вопрос. Мне подарили нательный крестик, я недавно повредила свой (прислали из Германии) с распятием (его уже освятили), но на нем нет надписи "спаси и сохрани" Можно мне его носить? Ещё раз извините. Заранее Вам благодарна.

Наталья, если крестик освящал православный священник, то смело носите. В противном случае лучше принести крестик в храм, показать батюшке, и, если крест православный, то освятить его.

иерей Владимир Шлыков

Можно или нет крёстной матери при похоронах снять с себя крестик и надеть умершему крестнику?

шамиль

Дорогой Шамиль, это не будет грехом. Но у усопшего, вероятно, есть свой крестик, зачем надевать второй? На Руси была традиция в особых случаях, чтобы показать, насколько люди важны друг другу, как обещание помнить всю жизнь, меняться крестами. Что-то связанное с памятью усопших такого плана мне не встречалось. Но к искреннему порыву дамы, о которой Вы пишете, я не вижу причин относиться предосудительно. Да поможет всем вам Бог!

иерей Сергий Осипов

На венчание 18 лет назад мне надели чужой крестик, не знаю чей. Все это время я его носила. Жизнь складывается не особо удачно. Продолжать ли мне носить этот крестик, или все же надеть новый? Нужно ли избавляться от венчального обручального кольца, если с мужем уже развенчана?

Елена

Ни то, ни другое на жизнь никак не влияет. Ходите в храм, молитесь, причащайтесь. А что неудачного в Вашей жизни? Может быть, просто нужна «работа над ошибками»?

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите, как правильно поступить? Я своему мужу дарила крестик, он его носил, но сложилось так, что он ушел из семьи, и этот крестик снял и оставил у меня. Мы уже вместе не живем 1,5 года. Забрать крестик он не хочет, говорит, он ему не нужен! Ну, и носить его тоже никто не будет, так как у всех есть свои крестики. Скажите, что мне с ним делать?