Законодательством Российской Федерации устанавливается порядок обеспечения прав детей на охрану здоровья, оказания детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей:

  • профилактику заболеваний;
  • медицинскую диагностику;
  • лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение;
  • медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями;
  • санаторно-курортное лечение детей.

Медицинское обеспечение в детских образовательных учреждениях и школах должны осуществлять медицинский персонал, находящийся в штате самого учреждения, или специалисты лечебно-профилактического учреждения.

Архитектурно-планировочные и конструктивные решения помещений медицинского назначения должны обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, обеспечивать условия для оказания медицинской помощи.

Требования к медицинским кабинетам

Медицинские кабинеты, осуществляющие медицинскую деятельность, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам согласно заявленным на лицензирование видам деятельности, работам и услугам.

Планировка помещений должна исключать возможность перекрещивания или соприкосновения «чистых» и «грязных» технологических потоков.

Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих и медикаментозных средств.

Межэтажные перекрытия, перегородки, стыки между ними и отверстия для прохождения инженерных коммуникаций и проводок должны обеспечивать непроницаемость для грызунов и насекомых.

Поверхность стен, полов и потолков должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

В помещениях с влажным режимом работы, подвергающихся влажной текущей дезинфекции (процедурные, прививочные и другие помещения), стены следует облицовывать глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на всю высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы. Потолки в помещениях с влажным режимом должны окрашиваться водостойкими красками или выполняться другими влагостойкими материалами.

Покрытия пола в медицинском кабинете не должны иметь дефектов (щелей, трещин, дыр и др.), должны быть гладкими, плотно пригнанными к основанию, устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен должны быть подведены под плинтусы, плотно закрепленные между стеной и полом. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть тщательно пропаяны.

Допускается применение подвесных потолков. При этом конструкции и материалы потолков должны обеспечивать герметичность, гладкость поверхности и возможность проведения их влажной обработки и дезинфекции.

Требования к водоснабжению, отоплению, вентиляции и освещению

В медицинских кабинетах должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Системы отопления, вентиляции должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата. Нагревательные приборы должны иметь гладкую поверхность, допускающую легкую очистку, их следует размещать у наружных стен, под окнами, без ограждений.

Помещения медицинского кабинета должны быть с естественной вентиляцией. Форточки, фрамуги оборудуют системами фиксации.

Медицинские помещения должны иметь естественное освещение. Уровень естественного и искусственного освещения должен соответствовать санитарным правилам и нормам для общественных зданий. Светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны иметь сплошные (закрытые) рассеиватели.

Для обеззараживания воздуха и поверхностей помещений в медицинских кабинетах применяется ультрафиолетовое бактерицидное излучение с использованием облучателей, разрешенных к применению в установленном порядке. Методы применения бактерицидного излучения, правила эксплуатации должны соответствовать гигиеническим требованиям и инструкциям по применению ультрафиолетовых лучей.

Требования к составу и площадям медицинских помещений

Детские дошкольные учреждения

Детские дошкольные учреждения, построенные по типовым проектам, должны иметь следующий состав медицинских помещений:

  • кабинет педиатра площадью 12 м 2 ;
  • процедурный кабинет площадью 8 м 2 ;
  • изолятор, включающий в себя:

Приемную площадью от 4 до 6 м2;

Палаты площадью от 4 до 12 м2;

  • санузел с местом для приготовления дезинфицирующих средств площадью 6 м 2 .

Медицинский кабинет должен иметь самостоятельный вход из коридора и располагаться смежно с палатой изолятора, который проектируют не менее чем на две инфекции. Палаты изолятора размещают только в изолированных помещениях.

Обратите внимание!

Использовать кабинет приема врача или процедурный кабинет как изолятор запрещено.

Общеобразовательные учреждения

Медицинский пункт общеобразовательного учреждения, построенного по типовым проектам, должен включать:

  • кабинет врача площадью не менее 14 м 2 ;
  • кабинет стоматолога площадью 12 м 2 ;
  • процедурный кабинет площадью 14 м 2 ;
  • кабинет психолога площадью 10 м 2 .

При медпункте необходимо оборудовать отдельный санузел.

Образовательное учреждение начального профессионального образования

Медицинский пункт включает:

  • кабинет врача площадью не менее 21 м 2 ;
  • процедурный кабинет площадью не менее 12 м 2 ;
  • кабинет зубного врача площадью 12 м 2 .

При медицинском пункте должен быть туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе.

Специализированные образовательные учреждения

Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии

Медпункт предназначается не только для организации оздоровительно-профилактических мероприятий, но и для осуществления лечебной коррекционно-восстановительной работы, что требует расширенного состава помещений (в соответствии с профилем учреждения). Учитывая разнообразие заболеваний, сопутствующих основному дефекту, в школах-интернатах необходимо предусматривать ряд дополнительных медицинских помещений и специальное оборудование.

Во всех типах специальных общеобразовательных школ-интернатов должны быть:

  • физиотерапевтический кабинет со светолечением для всех воспитанников и водолечением для воспитанников с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата;
  • кабинеты или залы лечебной физкультуры;
  • логопедический кабинет.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям)

Приемное отделение размещают на первом этаже с обязательным самостоятельным выходом на участок.

Приемное отделение предназначается:

  • для проведения первичной санитарной обработки воспитанников;
  • для проведения медицинского осмотра и направления их при наличии показаний на лечение в стационарно-медицинское учреждение;
  • для оказания первичной психологической и медицинской помощи.

В состав приемного отделения входят:

  • санпропускник, помещение для первичного осмотра, кладовая для сбора одежды, бывшей на детях при поступлении в приют, дезинфекционная камера (при ее отсутствии используют камеру в близлежащих учреждениях), душевая, санитарный узел;
  • кабинет врачебного осмотра площадью не менее 12 м 2 ;
  • изолятор (не менее 2 палат площадью по 9 м 2 каждая);
  • помещение для обработки против педикулеза площадью не менее 6 м 2 ;
  • буфет-раздаточная с 3-секционной мойкой площадью не менее 6 м 2 ;
  • санитарный узел с ванной комнатой или душевой площадью не менее 8м 2 и помещение для одевания воспитанников площадью не менее 5 м 2 ;
  • раздевалка для персонала площадью не менее 5 м 2 .

В состав медицинских помещений должны входить:

  • кабинет врача-педиатра - площадью не менее 12 м 2 ;
  • кабинет психоневролога-психолога - площадью не мене 14 м 2 ;
  • кабинет психотерапии площадью не менее 18 м 2 ;
  • кабинет медицинской сестры площадью не менее 14 м 2 ;
  • процедурный кабинет площадью 18 м 2 ;
  • санитарный узел для персонала;
  • изолятор не менее чем на 2 палаты (не более чем на 2 койки каждая) с санитарным узлом.

Важно!

Медицинские помещения, помещения для сна и занятий детей следует изолировать от кухни и прачечной, чтобы избежать отрицательного влияния шума, высоких температур, влажности воздуха и запахов.

Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря

Все помещения, оборудование, инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений должна осуществляться не менее 2 раз в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению.

Мытье оконных стекол должно проводиться не реже 1 раза в месяц изнутри и не реже 1 раза в 3 месяца снаружи.

Генеральная уборка должна проводиться по графику с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников. Генеральная уборка процедурных, манипуляционных кабинетов должна проводиться один раз в неделю с обработкой и дезинфекцией оборудования, мебели, инвентаря.

Обратите внимание!

Уборочный инвентарь должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению, обрабатываться и храниться в выделенном помещении.

В помещениях ежегодно следует проводить косметический ремонт.

Текущие дефекты (протечки на потолках и стенах, следы сырости, плесени, трещины, щели, выбоины, отслоившаяся облицовочная плитка, дефектов напольных покрытий и др.) должно устраняться незамедлительно.

К сведению

В период проведения текущего или капитального ремонта функционирование медицинского кабинета должно быть прекращено.

Изделия медицинского назначения однократного применения после дезинфекции утилизируются в установленном порядке.

Изделия медицинского назначения многократного применения, которые в процессе эксплуатации могут вызвать повреждения кожи, слизистой оболочки, соприкасаться с раневой поверхностью, контактировать с кровью или инъекционными препаратами, подлежат дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации.

Требования к правилам личной гигиены медицинского персонала

Медицинский персонал должен быть обеспечен достаточным количеством комплектов сменной одежды: халатами, шапочками, масками, сменной обувью. Дополнительно в наличии должен быть комплект санитарной одежды для экстренной ее замены.

Стирка одежды должна осуществляться централизованно.

Медицинские работники обязаны мыть и дезинфицировать руки перед осмотром каждого ученика или перед выполнением процедур.

Медицинский кабинет должен быть оборудован аптечкой для оказания экстренной помощи.

Производственный контроль проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий

В целях защиты детей и учащихся от условно-патогенных возбудителей инфекционных заболеваний в образовательном учреждении должен осуществляется производственный контроль при проведении дезинфекционных и стерилизационных мероприятий, работ и услуг.

Производственный контроль предусматривает:

  • наличие в организации официально изданных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • назначение лиц, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля;
  • организацию лабораторно-инструментальных исследований;
  • контроль наличия в организации документов, подтверждающих безопасность и безвредность продукции, работ и услуг;
  • визуальный контроль уполномоченными должностными лицами за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Производственный контроль проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий осуществляется на основании соответствующего раздела плана производственного контроля образовательного учреждения, включающего программу лабораторно-инструментального контроля. План производственного контроля разрабатывает лицо, ответственное за его организацию и проведение, а утверждает руководитель образовательного учреждения.

Критерии оценки качества проведения дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в образовательном учреждении:

    отрицательные результаты посевов проб со всех объектов внутрибольничной среды, в т. ч. контроль стерильности;

    показатели обсемененности воздуха, не превышающие установленные нормативы;

    отсутствие в помещениях грызунов и членистоногих, подтвержденное с применением субъективной оценки и объективных методов обнаружения.

Ответственность

Согласно ст. 55 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 04.07.2016) за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 100 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 500 руб. до 1 тыс. руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 руб. до 1 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил установлена ст. 236 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 1 года.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

  • Программные вопросы
  • Общие вопросы.
  • 1. Гигиена и санитария, определения, соотношение и взаимодействие, история развития.
  • 2. Вклад Мудрова м.Я., Доброславина а.П., Эрисмана ф.Ф. И других выдающихся учёных в формирование гигиены как науки.
  • 3. Роль виднейших деятелей гигиенической науки и санитарного дела а.Н. Сысина, а.Н. Марзеева, ф.Г. Кроткова, с.Н. Черкинского, с.И. Каплуна, и.Н. Шатерникова, а.В. Молькова в развитии гигиены.
  • 4. Структура санитарно-эпидемиологической службы Республики Беларусь. Виды санитарного надзора и контроля.
  • 5. Основные положения Закона Республики Беларусь «о санитарно-эпидемическом благополучии населения».
  • 6. Права и обязанности граждан рб в области обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения в соответствии с Законом Республики Беларусь «о санитарно-эпидемическом благополучии населения».
  • 7. Профилактика. Медицинская профилактика. Виды профилактики.
  • 8. Факторы окружающей среды и здоровье. Фактор риска. Определение, классификация.
  • 9. Оценка риска неблагоприятного влияния в соответствии с международными рекомендациями.
  • 10. Комплексная гигиеническая диагностика. Методы исследований, используемые при гигиенической диагностике.
  • 11. Донозологическая диагностика. Медицинские методы исследований, используемые при гигиенической диагностике.
  • 12. Социально-гигиенический мониторинг. Информационные подсистемы мониторинга.
  • Коммунальная гигиена.
  • 13. Способы выявления причинно-следственных связей между факторами среды и состоянием здоровья населения.
  • 14. Признаки, позволяющие врачу заподозрить экологическую обусловленность нарушений состояния здоровья населения.
  • 15. Понятие смешивающих факторов при наличии неблагоприятных эколого-гигиенических влияний на здоровье населения и эффект здоровых рабочих.
  • 16. Гигиеническое значение физических и химических свойств воздуха. Профилактика метеотропных заболеваний.
  • 17. Загрязнение атмосферного воздуха и санитарные условия жизни населения.
  • 18. Солнечная радиация и её гигиеническое значение. Профилактика заболеваний, связанных с ультрафиолетовой недостаточностью.
  • 19. Климат и погода.
  • 20. Гигиенические проблемы акклиматизации.
  • 21. Физиолого-гигиеническое значение питьевой воды. Роль водного фактора в распространении заболеваний.
  • 24. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном водоснабжении в соответствии с СанПиН 10-124 рб 99. «Питьевая вода. Гигиенические требования…».
  • 25. Нормативы эпидемического качества питьевой воды в соответствии с СанПиН 10-124 рб 99. «Питьевая вода. Гигиенические требования…».
  • 26. Нормативы безопасности питьевой воды по химическому составу в соответствии с СанПиН 10-124 рб 99. «Питьевая вода. Гигиенические требования…».
  • 27. Характеристика показателей, определяющих органолептические свойства воды в соответствии с СанПиН 10-124 рб 99. «Питьевая вода. Гигиенические требования…».
  • 28. Характеристика веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе её обработки в соответствии с СанПиН 10-124 рб 99. «Питьевая вода. Гигиенические требования…».
  • 30. Научные основы гигиенического нормирования факторов окружающей среды. Единые принципы обоснования гигиенических нормативов.
  • 31. Пдк, пду, обув, оду – определение понятий.
  • 32. Гигиеническое нормирование химических веществ в атмосферном воздухе и в воздухе рабочей зоны.
  • 33. Гигиеническое нормирование химических веществ в водной среде и в почве.
  • 34. Гигиеническое нормирование физических факторов.
  • 35. Особенности формирования городской среды. Санитарно-гигиеническая оценка атмосферного воздуха, микроклимата, шума в городе.
  • 36. Особенности планировки современных сельских населенных пунктов. Гигиенические требования к планировке и застройке мест поселения в рб.
  • 37. Санитарно-гигиенические требования к содержанию мест поселения людей в рб в соответствии с «Санитарными правилами и нормами содержания территорий» (СанПиН 10-7-2003).
  • 38. Обязанности арендодателей, арендаторов, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев в отношении содержания мест поселения людей в рб.
  • 39. Санитарно-гигиенические требования к сбору твердых бытовых отходов в местах поселения людей в рб в соответствии с «Санитарными правилами и нормами содержания территорий» (СанПиН 10-7-2003).
  • 40. Санитарно-гигиенические требования к сбору жидких бытовых отходов в местах поселения людей в рб в соответствии с «Санитарными правилами и нормами содержания территорий» (СанПиН 10-7-2003).
  • 41. Санитарно-гигиенические требования к удалению твердых бытовых отходов в рб в соответствии с «Санитарными правилами и нормами содержания территорий» (СанПиН 10-7-2003).
  • 42. Санитарно-гигиенические требования к удалению жидких бытовых отходов в рб в соответствии с «Санитарными правилами и нормами содержания территорий» (СанПиН 10-7-2003).
  • 43. Санитарно-гигиенические требования к обустройству систем внутренней и наружной канализации в соответствии с «Санитарными правилами для систем водоотведения населённых пунктов 2.1.5.12-43-2005»
  • 44. Санитарно-гигиенические требования к условиям и охране труда работающих на очистных сооружениях соответствии с «Санитарными правилами для систем водоотведения населённых пунктов 2.1.5.12-43-2005».
  • 45. Классификация медицинских отходов.
  • 46. Общие положения СанПиН 2.1.7.14-20-2005 «Правила обращения с медицинскими отходами».
  • 47. Характеристика и сбор медицинских отходов группы а.
  • 48. Характеристика и сбор медицинских отходов группы б.
  • 49. Характеристика и сбор медицинских отходов группы в.
  • 50. Характеристика и сбор медицинских отходов группы г.
  • 51. Гигиена жилых зданий в соответствии с СанПиН 2.1.2.12-11-2006 «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов».
  • 52. Санитарно-гигиеническая характеристика воздушной среды жилых помещений.
  • 53. Состояние здоровья городского и сельского населения. Основные мероприятия по оздоровлению окружающей среды в городе и на селе.
  • 54. Состав и гигиеническое значение свойств почвы при организации систем очистки и обеззараживания бытовых и промышленных отходов. Самоочистка почв.
  • 55. Санитарно-гигиенические критерии самоочистки почв.
  • Гигиена учреждений здравоохранения (уз). Санитарно-гигиенические меры профилактики вби.
  • 56. Государственная политика в области охраны здоровья населения. Понятия здоровья, охраны здоровья, здравоохранения в соответствии с Законом рб «о здравоохранении».
  • 57. Правила внутреннего распорядка уз для пациентов. Права и обязанности пациента. Клинические и медико-биологические исследования на человеке в соответствии с Законом рб «о здравоохранении».
  • 58. Права и обязанности медицинских работников в соответствии с Законом рб «о здравоохранении». Врачебная тайна и заболевания, представляющие опасность для населения.
  • 59. Государственный санитарный надзор за учреждениями Здравоохранения, в том числе – за уз. Цели и задачи госсаннадзора за уз.
  • 60. Общие санитарно-гигиенические правила устройства, оборудования и эксплуатации уз в соответствии с Постановлением № 109.
  • 61. Санитарно-гигиенические требования к ситуационному плану, размерам участка и системе застройки участка уз.
  • 62. Санитарно-гигиенические требования к генеральному плану уз, зонирование, застройка, озеленение, благоустройство территории.
  • Необходимая площадь участка больницы, га
  • 63. Правила внешнего и внутреннего содержания лпо в соответствии с Приказом № 165 от 21.10.2003г.
  • 64. Общие гигиенические требования к зданиям, сооружениям и отдельным помещениям уз в соответствии с Постановлением № 109. Требования к внутренней планировке лечебных и диагностических корпусов.
  • 65. Санитарно-гигиенический режим в приёмном отделении уз, в том числе–при детском, инфекционном, туберкулёзном, кожно-венерологическом, акушерском стационарах.
  • 66. Гигиенические требования к палатному отделению, палатной секции, палате.
  • 67. Гигиенические требования к планировке операционных подразделений и родовспомогательных учреждений. Соблюдение принципа зонирования и упорядочение больничных потоков.
  • 68. Гигиенические требования к внутренней отделке помещений уз, отделка помещений с «сухим» и «влажным» режимом.
  • 69. Общие санитарно-гигиенические требования к оборудованию, мебели, инвентарю отделений уз.
  • 70. Гигиенические требования к санитарно-техническому благоустройству и оборудованию уз.
  • 71. Санитарно-противоэпидемические требования к содержанию помещений, оборудования, инвентаря. Ремонтные работы в зданиях уз.
  • 72. Гигиенические требования к условиям труда и быта медицинского персонала. Санитарно-бытовые помещения и санпропускники для персонала.
  • 73. Порядок проведения текущей и генеральной уборки помещений уз.
  • 75. Противотуберкулезные лечебно-профилактические учреждения. Особенности планировки. Прием, размещение и содержание больных. Принцип групповой изоляции.
  • Гигиенические требования, предъявляемые к размещению, планировке, оборудованию и режи­му туберкулезных больниц.
  • 76. Основные принципы защиты от внешнего и внутреннего радиоактивного облучения. Устройство и режим работы отделений телегамматерапии, внутритканевой, внутриполостной и аппликационной радиотерапии.
  • 78. Размещение, устройство и режим работы рентгенологических кабинетов, меры защиты пациентов и персонала от лучевых поражений.
  • 79. Гигиеническая характеристика микроклимата. Микроклиматические условия в общем комплексе лечебных мероприятий уз. Нормы температурного режима для больничных помещений различного назначения.
  • 80. Общие гигиенические требования к отоплению помещений. Системы отопления.
  • 81. Гигиенические особенности отопления уз. Преимущества и недостатки лучистого отопления, в том числе - в операционных.
  • 83. Общая санитарно-техническая характеристика вентиляционных систем. Организация воздухообмена в палатном отделении, режим проветривания и аэрации.
  • 84. Гигиенические требования к вентиляции помещений уз. Организация воздухообмена в операционных блоках уз.
  • 85. Организация воздухообмена в инфекционных отделениях. Определение эффективности естественной и искусственной вентиляции.
  • 86. Общие санитарно-гигиенические требования к организации освещения уз. Гигиенические требования к естественному освещению помещений уз.
  • 88. Особенности планировки помещений уз и конструкции светопроёмов, влияющие на естественную освещённость. Инсоляционный режим помещений.
  • 89. Искусственное освещение в уз, его виды и системы. Гигиенические требования к организации искусственного освещения в операционных.
  • 91. Возбудители вби. Пути и факторы передачи вби. Классификация вби в зависимости от путей передачи инфекции.
  • 92. Структура и статистика вби; ущерб, наносимый вби.
  • 93. Личная гигиена больных и личная гигиена медицинского персонала.
  • 94. Бельевой режим уз: гигиенические требования к смене белья больным, к сбору грязного белья, транспортировке и стирке грязного белья.
  • 95. Обеззараживание рук медицинского персонала, операционного поля пациента. Причины и последствия дисбактериоза кожи медицинских работников.
  • 96. Резидентная и транзиторная микрофлора кожи. Хирургическая антисептика кожи рук.
  • 97. Значение резидентной микрофлора кожи. Гигиеническая антисептика кожи рук.
  • 98. Дезинфекция, предстерилизационная очистка и стерилизация изделий медицинского назначения.
  • 99. Организация и проведение санитарно-эпидемиологического надзора в уз.
  • 100. Предпосылки, предвестники эпидемического неблагополучия и собственно эпидемическое неблагополучие. Мероприятия, проводимые в больнице при выявлении случая вби.
  • Рацион с механическим и химическим щажением - диета п
  • Рацион с повышенным содержанием белка - диета м (высокобелковая)
  • Рацион с пониженным содержанием белка - диета н (низкобелковая)
  • Рацион с повышенным содержанием белка и повышенной калорийностью - диета т (высокобелковая и высококалорийная)
  • 102. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и организации работы больничных пищеблоков. Мытье и дезинфекция кухонной и столовой посуды в уз.
  • 103. Медицинский контроль за здоровьем персонала пищеблока лечебных учреждений. Медицинская документация.
  • Гигиена труда.
  • 104. Гигиена труда, определение основных понятий: вредные и опасные производственные факторы, гигиенические критерии и нормативы условий труда.
  • 105. Принципы классификации условий труда в соответствии с СанПиН «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденных постановлением мз рб от 20 декабря 2007 г. № 176.
  • 106. Основы физиологии и психологии умственного и физического труда. Трудоспособность и работоспособность. Формирование динамического производственного стереотипа.
  • 108. Виды умственного труда и напряженность умственного труда. Научно-технический прогресс и его влияние на характер и условия труда.
  • 109. Психология труда. Стресс в условиях производства.
  • 110. Понятие о профессиональном риске, профессиональном заболевании, профессиональной и производственно - обусловленной заболеваемости.
  • 111. Микроклиматические условия на производстве. Нагревающий, охлаждающий, монотонный и динамический микроклимат. Параметры микроклимата.
  • 112. Гигиеническая оценка условий труда при воздействии виброакустических факторов (шума, вибрации, инфра- и ультразвука).
  • 113. Профессиональные заболевания и профилактика виброакустических воздействий.
  • 114. Классификация условий труда по показателям световой среды. Виды и системы производственного освещения.
  • 115. Компенсация ультрафиолетовой недостаточности в производственных условиях.
  • 118. Гигиеническая оценка условий труда при воздействии химического и бактериологического фактора. Основы промышленной токсикологии.
  • 119. Токсикология органических растворителей (бензола, бензина) и антибиотиков. Бензин
  • 120. Острые и хронические отравления промышленными ядами: окисью углерода, сернистым газом, сероводородом, сероуглеродом, окислами азота, формальдегидом. Окись углерода (угарный газ)
  • Сернистый газ
  • Сероводород
  • Сероуглерод
  • Окислы азота
  • Формальдегид
  • 121. Общее и избирательное действие промышленных ядов: свинца, тетраэтилсвинца, Свинец
  • Тетраэтилсвинец
  • 123. Общее и избирательное действие промышленных ядов: бериллия, хрома и марганца. Бериллий
  • 2) При поступлении через кожу.
  • Марганец
  • 124. Гигиена труда сельскохозяйственных рабочих-механизаторов. Профилактика профессиональной патологии.
  • 125. Гигиена труда при работе в животноводческих хозяйствах. Профилактика профессиональной патологии.
  • 126. Гигиена труда при работе с пестицидами и минеральными удобрениями. Меры профилактики отравлений при работе с пестицидами.
  • 127. Основные разделы плана оздоровительных мероприятий на промышленных предприятиях.
  • 135. Содержание и методы работы врачей детских дошкольных учреждений (дду) и детских подростковых учреждений (дпу).
  • 136. Анатомо-физиологические особенности растущего организма. Основные закономерности роста и развития детей и подростков.
  • 137. Возрастная периодизация. Цели и задачи динамического наблюдения за физическим развитием и состоянием здоровья детей и подростков. Группы здоровья детей.
  • 138. Современные представления об акселерации физического развития и решение практических вопросов, связанных с ней.
  • 139. Методы оценки физического развития детских коллективов.
  • 140. Медицинские группы физической подготовки и контроль за физическим воспитанием детей и подростков.
  • 141. Гигиенические требования, предъявляемые к выбору места, планированию, застройке и благоустройству детских дошкольных учреждений (дду).
  • 142. Гигиенические требования, предъявляемые к выбору места, планированию, застройке и благоустройству детских подростковых учреждений (дпу).
  • 143. Гигиенические требования к школьной мебели и рассаживанию учащихся. Профилактика близорукости, нарушений осанки и нервно-психических заболеваний у детей.
  • 144. Гигиенические требования к школьным учебникам.
  • 145. Закаливание детей и подростков. Основные гигиенические принципы закаливания.
  • 146. Особенности развития и формирования цнс у детей. Адаптация детей к школе.
  • 147. Гигиенические требования к школьному режиму, продолжительности школьного дня, урока и перемен, расписанию учебных занятий.
  • Военная гигиена.
  • 148.Определение и содержание военной гигиены. Роль и место санитарно–гигиенических мероприятий в общей системе медицинского обеспечения войск в военное время Предмет и задачи военной гигиены
  • 150.Организайия питания войск в мирное время. Санитарно-гигиенический контроль за питанием. Виды и методы контроля
  • 151. Основной солдатский паек и его гигиеническая оценка
  • 152. Профилактика витаминной недостаточности и отравлений в войсках
  • 153. Организация питания войск в военное время. Полевые продовольственные пункты, их работа в условиях радиоактивного заражения территории. Вероятные пути загрязнения и защиты продуктов от ов, рв, бс
  • Минимальные нормы воды в сутки на 1 человека в л.
  • 156. Организация водоснабжения в полевых условиях при лагерном размещении войск. Количественные нормы водоснабжения. Методы оценки качества воды в полевых условиях.
  • Гигиена Питания
  • 159.Гигиена питания.Количественная и качественная стороны питания.Понятие о сбалансированном и рациональном питании.Физиолого-гигиеническое значение режима питания.
  • 160. Законодательное и нормативно- правовое регулирование безопасности и качества продуктов питания в рб
  • 161. Нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии в зависимости от характера трудовой деятельности, пола, возраста, и других особенностей жизни населения.
  • 162. Особенности рационального питания пожилых людей и долгожителей
  • 163. Биологическая и пищевая ценность белков, жиров, углеводов
  • Клинические симптомы витаминной недостаточности.
  • 165. Значение минеральных веществ в питании. Болезни, обусловленные нарушениями поступления микроэлементов
  • Болезни, обусловленные нарушениями поступления микроэлементов
  • 166.Особенности рационального питания детей и подростков
  • 168. Организация рационального питания населения, проживающего на территориях с повышенным уровнем радиации
  • 169. Гигиенические и противоэпидемические требования к качеству пищи: пищевой, биологической ценности, потребительским свойствам и безопасности. Срок хранения и срок годности.
  • 170. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование и санитарно-гигиеническая экспертиза качества продовольственного сырья, пищевых продуктов и пищи.
  • Лицензирование видов деятельности, сертификация продукции
  • 173. Качество и безопасность мяса различных животных и птицы, их использование в питании различных возрастных групп населения.
  • 174. Качество и безопасность мяса рыбы, использование в питании различных возрастных групп
  • 175. Качество и безопасность яиц, их использование в питании различных возрастных групп населения
  • Общие требования к белью ЛПО (1):

    В отделениях должен храниться суточный запас чистого белья в достаточном количестве. Чистое белье хранится в специальных помещениях бельевых. Белье должно быть промаркированным, хранение немаркированного белья не допускается. Чистое белье хранят в упаковке (завернутым в наволочки или простыни) комплектами по 30-50 штук.Белье выдается сестрой-хозяйкой. Перед разбором, пересчетом и выдачей чистого белья сестра-хозяйка тщательно моет руки и надевает специальный халат и маску.

    Смена белья

    Смена белья больным должна проводиться регулярно (не реже I раза в 7 дней). Смена белья больным после операций должна проводиться по мере загрязнении до прекращения выделений из ран.

    В реанимационных отделениях белье меняется ежедневно или по мере загрязнения. Загрязненном выделениями белье подлежит замене незамедлительно!

    Родильницам смену постельного белья следует проводить I раз в 3 дня, нательного белья и полотенец - ежедневно, подкладных пеленок (салфеток) - по необходимости, но не менее 4 раз в сутки в первые три дня, и не менее 2 раз в сутки в последующем.

    Используемые во время кормления новорожденных пеленки меняют перец каждым кормлением.

    В лечебно-диагностических кабинетах белье используется строго индивидуально для каждого пациента.

    В операционных, отделениях интенсивной терапии и реанимации, послеоперационных палатах должно применяться стерильное белье одноразового использования. В акушерских стационарах и других помещениях с асептическим режимом (для новорожденных), операционных подразделениях должны применяться стерильное одноразовое белье и пеленки. Допускается использование современных средств гигиены (памперсы, салфетки и др.).

    Сортировка грязного белья в отделениях. По степени загрязненности бельё сортируется:

      I степень - новые изделия, не имеющие водимых загрязнений, поступающие со склада;

      II степень - слабо за грязненное белье, имеющее общие загрязнения.

      III степень - среднезагрязненное белье с пятнами и затертыми местами.

      IV степень - сильнозагрязненное белье, в том числе, незначительно загрязненное биологическими выделениями (кровь, моча и ДР).

      IVa степень - особо грязненное белье с биологическими выделениями (кровь, гной, мокрота, моча, каловые массы и т.д.).

      В зависимости от степени загрязнения белья выбирается режим стирки, тип стирального оборудование, моюще-дезинфицирующие материалы.

    Особые требования к стирке:

    Санитарно-гигиеническая одежда и текстильные средства индивидуальной защиты, поступающие из отделений:

      для беременных, рожениц и новорожденных

      инфекционного

      дермато-венерологического

      гнойной хирургии

      туберкулезного

    обрабатываются по режимам для белья IV степени загрязненности; особо загрязненное белье из этих отделений - по режимам для белья IVa степени загрязненности.

    Сбор грязного белья

    Все процессы, связанные с транспортировкой, погрузкой, разгрузкой белья, должны быть максимально механизированы. Для сбора грязного белья в отделениях используют промаркированную (со специальной разметкой) тару - мешки из плотвой ткани или клеенки, баки с крышками, бельевые тележки, которые после использования дезинфицируют. Грязное белье собирают в палате (боксе) в баки с педальным устройством или ведра с крышками с вложенными вовнутрь мешками. В этих же мешках белье доставляют в санитарную комнату отделения или центральную грязную бельевую. При сборе грязного белья запрещается встряхивать его и бросать на пол, и разбирать в отделениях. После смены белья в палатах проводят влажную уборку с использованием дезинфицирующих растворов.

    Гигиена персонала, работающего с грязным бельем:

    К сбору и транспортировке грязного белья не допускается медицинский персонал, занятый уходом за больными или принимающий участие в различных манипуляциях и исследованиях. Персонал, работающий с грязным бельем, должен быть обеспечен санитарно-гигиенической одеждой и текстильными средствами индивидуальной защиты: халат, косынка, маска или респиратор, специальная обувь, другими средствами индивидуальной защиты (перчатки). После окончания работы с грязным бельем персонал обязан направить в стирку гигиеническую одежду и текстильные средства индивидуальной защиты, перчатки и респираторы многоразового использовании обеззараживать в дезинфицирующем растворе, обувь обработать дезинфицирующим средством, руки мыть водой с мылом, затем провести гигиеническую антисептику рук.

    Сортировка грязного белья

    В санитарной комнате белье, санитарно-гигиеническая одежда и текстильные средства индивидуальной защиты освобождаются от посторонних предметов и упаковываются в мешки из плотной ткани или из клеенки из полипропилена, массой не более 10 кг.

    В санитарной комнате должны быть:

    стены, выложенные кафелем на высоту 1,5 м или окрашенные масляной краской на высоту не менее 2 м, вытяжная вентиляция, бактерицидный облучатель, отдельный вход, раковина для мытья рук, мыло, ванная для замочки белья, халаты, маски, фартуки, резиновые перчатки, мешки для грязного белья, уборочный инвентарь, ветошь, дезинфицирующие растворы.

    Белье, загрязненное инфицированными выделениями, подвергается дезинфекции немедленно в санитарной комнате. Продезинфицированное белье в мокром виде в водонепроницаемых мешках отправляют в прачечную. Допускается временное хранение (не более 12 ч) грязного белья в санитарных комнатах отделений в закрытой таре (металлических, пластмассовых бачках и других емкостях, подвергающихся дезинфекции), вдали от нагревательных приборов.

    Транспортировка чистого белья в ЛПО должна осуществляться специальным транспортом или в специальных закрытых контейнерах на колесах. Чистое белье транспортируется в подразделения упакованное по 10 кг в чистые холщовые мешки. Тканевая тара должна иметь маркировку с указанием «чистое» белье. Использование одной и той же тары для грязного и чистого белья не допускается. Стирка тканевой тары (мешков) должна осуществляться одновременно с бельем.

    Транспортировка грязного белья. Грязное белье из отделений в упакованном виде на промаркированных тележках (для грязного белья) или в специальных закрытых контейнерах на колесах или специальным автотранспортом доставляется в помещение для сбора грязного белья, или в центральную грязновую, или в прачечную ЛПО, или в городскую (общественную) прачечную. Транспортные средства после выгрузки грязного белья подвергаются дезинфекции.

    Стирка больничного белья. При обработке больничного белья потоки грязного и чистого белья не должны перекрещиваться. Стирка осуществляется в специальных прачечных при больницах, в городских прачечных при условии исключения возможности контакта больничного белья с не больничным. Для стирки белья отделений новорожденных и детей до 1 года организуется отдельный технологический поток. Детское белье стираются только с кипячением (по режиму дли белья IV-IVa степени загрязненности). В специальных прачечных должно стираться бельё отделений инфекционного профиля и родильных отделений. Если нет возможности иметь специальную прачечную, такое белье стирают отдельно от белья других отделений. При стирке белья родильных домов, хирургического и других отделений, содержащего большое количество белковых загрязнения (кровь, молоко, гной), во избежание «заваривания» производится несколько замочек белья в воле. Белье из инфекционных отделений, а также белье, загрязненное биологическими выделениями дезинфицируется и стирается в проходных стиральных машинах, имеющих два окна -загрузочное («грязное») и выгрузочное («чистое»). Стирка неинфицированною белья проводится в обычных стиральных машинах.

    Стирка спецодежды персонала. Стирка рабочей одежды персонала должна осуществляться централизованно в прачечной раздельно от белья больных. Стирка спецодежды медицинского персонала и текстильных средств индивидуальной защиты в домашних условиях не допускается.

    Контроль качества стирки белья. Контроль качества обработки белья основан на обнаружении остаточного содержания моющих средств и санитарно-показательных микроорганизмов в смывах:

      Отстиранность белья оценивают визуально по его белизне, отсутствию загрязнений и пятен.

      Полноту отполаскивания от щелочей проверяют с помощью нескольких капель 1% раствора фенолфталеина в 70-90% этаноле или лакмусовой бумаги. Критерием недостаточного ополаскивания является появление красно- фиолетовой окраски при добавлении раствора фенолфталеина или окрашивание лакмусовой бумаги в синий цвет.

      Бактериологическое исследование - критерием эффективности выполненной обработки белья является отсутствие высева санитарно-показательной микрофлоры.

    Обеззараживание, сушка и глажение белья. Обеззараживание происходит при стирке с кипячением и глажении при температуре 160-180°С. Сушка белья осуществляется в сушильных барабанах и другом специальном оборудовании. Глажение производится на гладильных катках, гладильных прессах, гладильных столах, манекенах различной производительности. Белье, поврежденное в процессе стирки или изношенное, подлежит ремонту или списанию. Ремонт белья производится в отдельном, специально выделенном помещении прачечной. Проглаженное белье складывают и комплекту ют для каждого подразделения. Подготовленное для передачи в подразделение 6елье транспортируется на склад чистого белья. Выдача белья в отделения производится по утвержденному графику.

    Дезинфекция, предстерилизациониая очистка и стерилизация медицинских изделий производятся с целью профилактики внутрибольничных инфекций - ВБИ у пациентов и персонала ЛПО.

    Для дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации используются физические и химические средства, методы и оборудование (установки, моечные машины, стерилизаторы и др.).

Смена постельного и нательного белья больного проводится в обязательном порядке не реже раза в неделю после гигиенической ванны и дополнительно – по мере необходимости. В зависимости от состояния больного существуют различные способы смены постельного белья.

Больных, которым разрешено сидеть, пересаживают с постели на стул и производят смену постельного белья. Обращают внимание на то, чтобы на постели не было складок и швов, края простыни были заправлены под матрац. У тяжелобольных, при обильных выделениях из раны и т.д. под простыню необходимо постелить клеенку. Смену постельного белья у лежачих больных обычно выполняют два человека, применяя продольный или поперечный способы.

Продольный способ (применяется в тех случаях, когда больному разрешено поворачиваться). Больного передвигают на край постели. Скатывают грязную простыню по длине в валик, расправляя на ее месте чистую. Перекладывают или поворачивают больного на другой край кровати. Убирают грязную и расправляют чистую простыни.

Поперечный способ (применяется в тех случаях, когда больному запрещены активные движения в постели). Поднимают голову больного и верхнюю часть туловища. Убирают подушку. Грязную простыню складывают в виде валика, а на ее место помещают и расправляют до середины кровати чистую, кладут подушку, опускают голову. Приподнимают таз больного, скатывая грязную простыню, на ее место кладут чистую. Опускают таз больного. Поднимают ноги – полностью убирают грязную, заменяя ее чистой простыней.

Смена нательного белья тяжелобольным.

Смену нательного белья выполняют не реже одного раза в 7-10 дней и дополнительно по мере загрязнения. Смену белья у тяжелобольного производят следующим образом. Скатывают грязную рубашку до пояса, осторожно сдвигают ее к затылку. Поднимают обе руки больного. Освобождают голову, а затем руки больного. При повреждении руки, рубашку сначала снимают со здоровой. Затем с больной руки. При смене белья обязательно осматривают кожу на наличие пролежней и других особенностей. Одевают больного в обратном порядке.

Положение больного в постели

Основным местом нахождения больного в стационаре является кровать. В зависимости от общего состояния больной принимает то или иное положение в постели.

Запомните! Различают активное, пассивное и вынужденное положение.

При активном положении больной может самостоятельно вставать с постели, сидеть и ходить. Надо помнить, что активное положение еще не говорит о легком лечении заболевания. При пассивном положении больной лежит в постели, встать, повернуться, изменить положение тела самостоятельно не может. Чаще это больные в бессознательном состоянии или неврологические больные с двигательным параличом. Вынужденное положение больной принимает сам для облегчения своего состояния. Так, при резкой одышке больной находится в положении сидя, при воспалении плевры (плеврит) – на больном боку. Положение больного в постели может в известной мере характеризовать состояние больного.

Для создания удобного положения больного в постели используют функциональную кровать. С помощью ручек, расположенных в головном и ножном концах кровати, можно придавать ему удобное функциональное положение, улучшающее функцию того или иного органа или системы. Например, при выраженной одышке приподнимают головной конец кровати, создавая больному полусидящее положение, и опускают его до горизонтального уровня при падении артериального давления, одновременно поднимая ножной коней кровати.

Необходимо, чтобы постель была удобной и опрятной, сетка хорошо натянута, с ровной поверхностью. Поверх сетки кладут матрац с чехлом. У тяжелобольных, находящихся на постельном режиме, по всей ширине чехла под ягодичную область подкладывают клеенку, края которой фиксируют (пришивают или подгибают под матрац). Сверху матраца стелется простыня, которая по всей длине подворачивается под края матраца так, чтобы она не собиралась в складки.

У больных, страдающих одышкой, под спину надо положить 2-3 хорошо взбитые подушки, подставить подголовник, если нет функциональной кровати. Если больной прислоняется к стене, то под спину подкладывают подушку, а под ноги ставят скамеечку.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

1. Нормативные ссылки

- Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

- Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

- Приказ Федеральной службы Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок"

-

- СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений"

- СанПиН 2.4.3.1186-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования"

- СанПиН 2.4.1201-03 "Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"

- (с изменениями и дополнениями)

- СП 2.4.990-00 "Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

- Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии N 4076-86 от 06.03.86

-

- СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования"

2. Гигиенические требования к помещениям, внутренней отделке, медицинской мебели

2.1. Архитектурно-планировочные и конструктивные решения помещений медицинского назначения должны обеспечивать оптимальные санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы и условия для оказания медицинской помощи и создания оптимальных условий труда для медицинского персонала (п.3.2 СанПиН 2.1.3.1375-03).

2.2. Планировка помещений должна исключать возможность перекрещивания или соприкосновения "чистых" и "грязных" технологических потоков (п.3.3 СанПиН 2.1.3.1375-03).

2.3. Медицинское обеспечение в детских образовательных учреждениях и школах может осуществлять медицинский персонал, находящийся в штате самого учреждения, или специалисты лечебно-профилактического учреждения.

2.4. Медицинские кабинеты (пункты), осуществляющие медицинскую деятельность, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам, согласно заявленным на лицензирование видам деятельности, работам и услугам ( , п.1.6 СанПиН 2.1.3.1375-03).*

2.5. Межэтажные перекрытия, перегородки, стыки между ними и отверстия для прохождения инженерных коммуникаций и проводок должны обеспечивать непроницаемость для грызунов и насекомых (п.3.26 СанПиН 2.1.3.1375-03)

2.6. Установку и эксплуатацию аппаратуры, являющейся источником электромагнитных полей (ЭМП), производить в соответствии с санитарными правилами по электромагнитным полям (п.3.22.2 СанПиН 2.1.3.1375-03).

2.7. Для внутренней отделки помещений используются материалы, разрешенные для применения в лечебно-профилактических учреждениях и в соответствии с функциональным назначением (п.4.1 СанПиН 2.1.3.1375-03).

2.8. Поверхность стен, полов и потолков должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к воздействию моющих и дезинфицирующих средств (п.4.2 СанПиН 2.1.3.1375-03).

2.9. В помещениях с влажным режимом работы, подвергающихся влажной текущей дезинфекции (процедурные, прививочные и другие помещения), стены следует облицовывать глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на всю высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы. Потолки в помещениях с влажным режимом должны окрашиваться водостойкими красками или выполняться другими влагостойкими материалами.

Покрытия пола в лечебных учреждениях не должны иметь дефектов (щелей, трещин, дыр и др.), должны быть гладкими, плотно пригнанными к основанию, быть устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен должны быть подведены под плинтусы, которые плотно закреплены между стеной и полом. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть тщательно пропаяны (п.4.4 СанПиН 2.1.3.1375-03).

2.10. В местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением, следует предусматривать отделку глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 метра от пола и на ширину более 20 см от оборудования и приборов, с каждой стороны (п.4.5 СанПиН 2.1.3.1375-03).

2.11. Применение подвесных потолков допустимо. При этом конструкции и материалы потолков должны обеспечивать герметичность, гладкость поверхности и возможность проведения их влажной обработки и дезинфекции (п.4.6 СанПиН 2.1.3.1375-03).

2.12. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих и медикаментозных средств (п.4.7 СанПиН 2.1.3.1375-03).

3. Требования к водоснабжению, отоплению, вентиляции и освещению

3.1. В медицинских кабинетах должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями (п.5.5 СанПиН 2.1.3.1375-03).

3.2. Системы отопления, вентиляции должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата (п.6.1 СанПиН 2.1.3.1375-03).

3.3. Нагревательные приборы должны иметь гладкую поверхность, допускающую легкую очистку, их следует размещать у наружных стен, под окнами, без ограждений (п.6.3 СанПиН 2.1.3.1375-03).

3.4. Помещения оборудуются естественной вентиляцией (форточки, фрамуги), оборудованные системами фиксации (п.6.7 СанПиН 2.1.3.1375-03).

3.5. Медицинские помещения должны иметь естественное освещение. Уровень естественного и искусственного освещения должен соответствовать санитарным правилам и нормам для общественных зданий (п.7.1 СанПиН 2.1.3.1375-03).

3.6. Искусственная освещенность (общая и местная), источник света, тип лампы принимаются с соответствии с действующими нормативными документами (п.7.5 СанПиН 2.1.3.1375-03).

3.7. Светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями (п.7.6 СанПиН 2.1.3.1375-03).

3.8. Для обеззараживания воздуха и поверхностей помещений в медицинских кабинетах должно применяться ультрафиолетовое бактерицидное излучение с использованием облучателей, разрешенных к применению в установленном порядке. Методы применения бактерицидного излучения, правила эксплуатации должны соответствовать гигиеническим требованиям и инструкциям по применению ультрафиолетовых лучей (п.8.4 СанПиН 2.1.3.1375-03).

4. Гигиенические требования к условиям труда медицинского персонала

4.1. Расстановка медицинского и технического оборудования, его эксплуатация должны проводиться в соответствии с правилами охраны труда и возможности его обработки (п.п.9.2 , 3.22.10 СанПиН 2.1.3.1375-03).

4.2. Должна быть предусмотрена гардеробная с наличием индивидуальных шкафов по числу работающего медицинского персонала, обеспечивающего раздельное хранение личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви, головных уборов (пп.9.5 , 11.4 СанПиН 2.1.3.1375-03).

4.3. Персонал должен проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры и профилактические прививки в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.9.9 СанПиН 2.1.3.1375-03).

5. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря

5.1. Все помещения, оборудование, инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению.

Мытье оконных стекол должно проводиться не реже 1 раза в месяц изнутри и не реже 1 раза в 3 месяца снаружи (весной, летом, осенью).

Уборочный инвентарь должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению, обрабатываться и храниться в выделенном помещении (п.10.1 СанПиН 2.1.3.1375-03).

5.2. Генеральная уборка должна проводиться по графику не реже 1 раза в месяц, с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников. Генеральная уборка процедурных, манипуляционных один раз в неделю с обработкой и дезинфекцией оборудования, мебели, инвентаря (п.10.2 СанПиН 2.1.3.1375-03).

5.3. В помещениях следует проводить ежегодно косметический ремонт. Устранение текущих дефектов (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и др.) должно проводиться незамедлительно (п.10.3 СанПиН 2.1.3.1375-03).

5.4. В период проведения текущего или капитального ремонта функционирование помещений должно быть прекращено (п.10.4 СанПиН 2.1.3.1375-03).

5.5. В помещениях не должно быть синантропных членистоногих, крыс и мышевидных грызунов (п.10.5 СанПиН 2.1.3.1375-03).

5.6. Изделия однократного применения после дезинфекции утилизируются в установленном порядке (п.10.6 СанПиН 2.1.3.1375-03).

5.7. Изделия медицинского назначения многократного применения, которые в процессе эксплуатации могут вызвать повреждения кожи, слизистой оболочки, соприкасаться с раневой поверхностью, контактировать с кровью или инъекционными препаратами, подлежат дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации (п.10.7 СанПиН 2.1.3.1375-03).

5.8. Контейнеры для сбора мусора твердых и бытовых отходов должны быть обеспечены крышками, регулярно очищаться, мыться и дезинфицироваться после каждого опорожнения (п.10.12 СанПиН 2.1.3.1375-03).

6. Требования к правилам личной гигиены медицинского персонала

6.1. Медицинский персонал должен быть обеспечен достаточным количеством комплектов сменной одежды: халатами, шапочками, масками, сменной обувью (тапочками). Дополнительно в наличии должен быть комплект санитарной одежды для экстренной ее замены. Стирка одежды должна осуществляться централизованно (п.11.4 СанПиН 2.1.3.1375-03).

6.2. Медицинские работники обязаны мыть и дезинфицировать руки перед осмотром каждого больного или выполнением процедур, а также после выполнения "грязных процедур" (уборки помещений, смены белья, посещения туалета и т.д.) (п.11.7 СанПиН 2.1.3.1375-03).

6.3. Медицинский кабинет должен быть оборудован аптечкой для оказания экстренной помощи.

В целях предупреждения различных заболеваний, связанных с медицинскими манипуляциями, персонал обязан:

- использованный медицинский инструментарий сразу после окончания манипуляции погружать в емкость с дезинфицирующим раствором;

- при загрязнении рук (перчаток) кровью, сывороткой, выделениями протирать их тампоном, смоченным антисептиком, после чего промыть проточной водой с мылом. При попадании биологической жидкости на слизистые ротоглотки, немедленно рот и горло прополоскать 70%-м спиртом или 0,05%-ным раствором марганцово-кислого калия; при попадании в глаза промыть их раствором марганцово-кислого калия в воде в соотношении 1: 10000;

- при уколах и порезах вымыть руки, не снимая перчаток, проточной водой с мылом, снять перчатки, выдавить из ранки кровь, вымыть руки с мылом и обработать 5%-й спиртовой настойкой йода;

- при наличии на руках микротравм, царапин, ссадин, заклеивать поврежденные места лейкопластырем (п.11.8 СанПиН 2.1.3.1375-03).

7. Требования к составу и площадям медицинских помещений в зависимости от типа учреждения

7.1. Детские дошкольные учреждения

7.1.1. Детские дошкольные учреждения, построенные по типовым проектам, должны иметь следующий состав медицинских помещений:

- кабинет педиатра (площадь 12 кв.м),

- процедурный кабинет (площадь 8 кв.м),

- изолятор, включающий в себя, в зависимости от вместимости ДОУ: приемную (площадь от 4 до 6 кв.м); палаты (площадь от 4 до 12 кв.м),

- санузел с местом для приготовления дезинфицирующих средств (площадь 6 кв.м) (п.2.2.22 СанПиН 2.4.1.1249-03).

Медицинский кабинет должен иметь самостоятельный вход из коридора и располагаться смежно с палатой изолятора, который проектируют не менее чем на две инфекции. Палаты изолятора размещают только в изолированных помещениях. Использовать кабинет приема врача или процедурный кабинет как изолятор запрещено. При наличии достаточных площадей в медицинском блоке ДОУ оборудуют физиотерапевтический кабинет, руководствуясь при этом СанПиН 2.4.1.1249-03 (Приложение 17) .

7.1.2. В детских дошкольных учреждениях, построенных по старым проектам или размещенных в приспособленных помещениях, допускается устройство медпункта, состоящего из медицинского кабинета и изолятора.

Медицинский кабинет оснащают оборудованием и инструментарием в соответствии примерному перечню (приложение 16 СанПиН 2.4.1.1249-03).

7.2. Общеобразовательные учреждения (п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02)

7.2.1 Медицинский пункт общеобразовательного учреждения, построенного по типовым проектам, должен включать: кабинет врача (не менее 14 кв.м); кабинет стоматолога (12 кв.м) (если заявляются работы по специальности стоматология); процедурный кабинет (14 кв.м); кабинет психолога (10 кв.м) (если заявляются работы по специальности).

При медпункте необходимо оборудовать отдельный санузел.

7.2.2. В состав медицинского пункта, расположенного в приспособленных помещениях, должны входить кабинет врача и процедурная. Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дается в приложении 1 СанПиН 2.4.2.1178-02 .

7.3. Образовательное учреждение начального профессионального образования (п.2.2.4.9 СанПиН 2.4.3.1186-03)

7.3.1. Медицинский пункт включает: кабинет врача площадью не менее 21 кв.м (длина кабинета - не менее 7 м для возможности определения остроты зрения и слуха); процедурный кабинет площадью не менее 12 кв.м; кабинет зубного врача площадью 12 кв.м (если заявляются работы по специальности стоматология).

При медицинском пункте должен быть туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе.

В соответствии п.2.2 СанПиН 2.4.3.1186-03 медицинские кабинеты не следует размещать в подвальных и цокольных этажах зданий.

7.4. Детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.2.2.2.12 СП 2.4.990-00)

Медицинские помещения размещаются на первом этаже в изолированном блоке. Медицинский блок состоит из:

- приемно-карантинного отделения;

- изолятора;

- врачебно-процедурных кабинетов (табл.2.2).

Изолятор отделяют от остальных помещений медицинского блока шлюзом с умывальником и он имеет самостоятельный выход на участок. Количество коек в палатах изолятора, включающего боксы, принимается из расчета, не менее 2% вместимости учреждения и рассчитано не менее чем на 3 инфекции.

7.5. Специализированные образовательные учреждения

7.5.1. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии (СП N 4076-86 от 06.03.86).

Медпункт предназначается не только для организации оздоровительно-профилактических мероприятий, но и для осуществления лечебной коррекционно-восстановительной работы, что требует расширенного состава помещений (в соответствии с профилем учреждения) (п.3 СП N 4076-86). Учитывая разнообразие заболеваний, сопутствующих основному дефекту, в школах-интернатах необходимо предусматривать ряд дополнительных медицинских помещений (приложение к Санитарным правилам N 4076-86 от 06.03.86) и специальное оборудование:

Во всех типах специальных общеобразовательных школ-интернатов:

- физиотерапевтический кабинет со светолечением для всех воспитанников и водолечением для воспитанников с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата

- кабинеты или залы лечебной физкультуры;

- логопедический кабинет;

В школах-интернатах для детей с поражениями опорно-двигательного аппарата:

- кабинеты врача ЛФК, невропатолога, ортопеда, протезирования;

- гипсовая комната;

- мастерская по ремонту протезов и обуви;

- кабинеты трудотерапии, парафинолечения, озокерито- и гидротерапии.

В школах-интернатах для умственно-отсталых детей - кабинет психиатра.

В школах-интернатах для детей с нарушениями слуха, с расстройствами речи - кабинет отоларинголога с аудиометрической кабиной и кабинет для индивидуальной работы по развитию слуха и формированию произношения.

В школах-интернатах для детей с нарушениями зрения - офтальмологический кабинет, кабинет оптических средств коррекции развития и охраны остаточного зрения.

7.5.3*. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям), СанПиН 2.4.1201-03 .
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

7.5.3.1. Приемное отделение размещают на первом этаже с обязательным самостоятельным выходом на участок (п.2.2.6.2 СанПиН 2.4.1201-03)

7.5.3.2. Приемное отделение предназначается (п.2.2.6.1 СанПиН 2.4.1201-03):

- для проведения первичной санитарной обработки воспитанников;

- для проведения медицинского осмотра и направления их при наличии показаний на лечение в стационарно-медицинское учреждение;

- для оказания первичной психологической и медицинской помощи.

7.5.3.3. В состав приемного отделения входят (п.2.2.6.3 СанПиН 2.4.1201-03):

- санпропускник [приемник, помещение для первичного осмотра, кладовая для сбора одежды, бывшей на детях при поступлении в приют, дезинфекционная камера (при ее отсутствии используют камеру в близлежащих учреждениях), душевая, санитарный узел];

- кабинет врачебного осмотра площадью не менее 12 м;

- изолятор (не менее 2 палат, площадью по 9 м каждая);

- помещение для обработки против педикулеза площадью не менее 6 м;

- буфет - раздаточная с 3-секционной мойкой площадью не менее 6 м;

- санитарный узел с ванной комнатой или душевой площадью не менее 8 м и помещение для одевания воспитанников площадью не менее 5 м;

- раздевалка для персонала площадью не менее 5 м.

7.5.3.4. В состав медицинских помещений должны входить (п.2.2.9.1 СанПиН 2.4.1201-03):

- кабинет врача-педиатра - площадью не менее 12 м;

- кабинет психоневролога-психолога - площадью не менее 14 м;

- кабинет психотерапии - площадью не менее 18 м;

- кабинет медицинской сестры - площадью не менее 14 м;

- процедурный кабинет площадью 18 м;

- санитарный узел для персонала;

- изолятор не менее чем на 2 палаты (не более чем на 2 койки каждая) с санитарным узлом.

При наличии достаточной площади могут быть дополнительно организованы кабинеты физиотерапии, стоматологический и др.

7.5.3.5. Медицинские помещения, помещения для сна и занятий детей следует изолировать от кухни и прачечной, во избежание отрицательного влияния шума, высоких температур, влажности воздуха и запахов (п.2.2.9.2 СанПиН 2.4.1201-03).

8. Требования, предъявляемые к помещениям пищеблока при осуществлении работ по диетологии

Пищеблок должен соответствовать требованиям СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" .

9. Перечень необходимых лабораторных исследований

1. Параметры микроклимата

2. Уровни освещенности

3. Исследования воды по химическим и микробиологическим показателям

4. Уровни электромагнитного излучения (в случае использования оборудования, являющегося источником электромагнитных волн)

10. Требования, предъявляемые к оформлению экспертного заключения

Экспертное заключение должно быть оформлено на бланке установленного образца, с указанием следующих обязательных сведений.

Название документа: экспертное заключение о соответствии (несоответствии) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования для осуществления медицинской деятельности санитарным правилам N _____ от "__" ____ 20 ___ г.

Заявитель: указывается юридическое название организации-заявителя, юридический адрес.

Название объекта и фактический адрес: указывается название объекта (медицинский кабинет, медицинский пункт) и место расположения данного объекта с обязательным указанием номера помещения. Например: медицинский кабинет, г.Улан-Удэ, ул.Терешкова, 15, литер А, 2 этаж, помещение N 2.*
_______________
* Месторасположение объекта должно соответствовать прилагаемым правоустанавливающим документам на помещение (свидетельство о государственной регистрации права или договора аренды.)


Заявляемые виды работ: указываются виды работ в соответствии с приказом МЗ и СР от 10.05.2007 N 323 "Об организации работ, выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи".

Описательная часть должна содержать все разделы, указанные в методических рекомендациях. Разделы 6 "Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря" и 7 "Требования к правилам личной гигиены" описываются только в той части, которую можно оценить на момент проведения экспертизы. Указываются проведенные лабораторные исследования и их оценка на соответствие санитарным правилам.

Заключительная часть : вывод о соответствии или несоответствии объекта (медицинский пункт или др.) следующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам:

- (при необходимости (диетология).

Приложение N 1. Примерный образец экспертного заключения

Приложение N 1


Примерный образец экспертного заключения

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия"

Спартака ул., д.5, г.Улан-Удэ, 671147

тел/факс: (301-2) 41-6576, 43-7015, E-mail ______________


Экспертное заключение

о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам

N 53 от 15.

Заявитель, юридический адрес: МОУ Средняя общеобразовательная школа N 15, г.Улан-Удэ, ул.Советская, 25.

Наименование объекта, фактический адрес: медицинский кабинет средней общеобразовательной школы N 15, г.Улан-Удэ, ул.Советская, 25, литер А, 2 этаж, помещение N 23-25.

Заявляемые виды работ при осуществлении медицинской деятельности: Работы выполняемые

1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по:

сестринскому делу в педиатрии

диетологии

Медицинский пункт средней общеобразовательной школы N 15 расположен в здании школы, по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Советская, 25, литер А, 2 этаж, помещение N 23-25 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.10.2009 N 03-03-14/013/2009-234). Далее следует описательная часть...

Заключение: помещения медицинского пункта для проведения работ для:

1) осуществлении доврачебной медицинской помощи по:

сестринскому делу в педиатрии

диетологии

соответствуют требованиям СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров" , СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" , СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" .

Специалист, проводивший экспертизу

(подпись)

(Фамилия, инициалы)

Заведующий отделом

(подпись)

(Фамилия, инициалы)

Главный врач (заместитель)

(подпись)

(Фамилия, инициалы)



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Управления
Роспотребнадзора по Республике Бурятия
www.03.rospotrebnadzor.ru
по состоянию на 20.01.2015

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. № 65

"Об утверждении СанПиН 2.1.2.2646-10"

№ 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; № 1 (ч. 1), ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2646-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных" ().

2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 августа 2010 года.

Г.Г. Онищенко

Регистрационный № 17834

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02 августа 2010 г. № 100
«Об отмене сани гарных правил»

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч.1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007 № 1 (ч.1), ст. 21; № 1 (ч.1), ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч.1), ст. 3418; № 30 (ч.2), ст. 3616; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

С момента введения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 10.06.2010 № 64 и зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 15.07.2010, регистрационный номер 17834, считать утратившими силу «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания прачечных», утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 16.06.1972 № 979-72 .

Г.Г. Онищенко