На страже закона в первую очередь стоит Конституция – высший законодательный акт, определяющий особенности всех структур государства, которые исполняют установленные нормативы, касающиеся охраны законодательных баз. Кроме всего прочего, на страже закона стоит милиция и судебные инстанции. Но, в принципе, вся система защиты правопорядка очень многогранна.

Кто именно стоит на страже закона?

В Конституции РФ статья 2 определенно, что человек и его свобода – высшие ценности. Именно по этой причине, формируется своеобразная необходимость в защите всех прав человека, его свободы и независимости в государстве. Осуществить такую защиту можно исключительно на основании проработанной системы охраны правопорядка. В данную систему входят такие инстанции:
  1. Правоохранительные органы РФ
  2. Прокуратура;
  3. Таможня;
  4. Судебные инстанции;
  5. Федеральные службы правопорядка.
Прокуратура занимается своеобразным надзором, за исполнением всех законодательных актов, которые приняты в нашей стране. Также, именно прокуратура представляет интересы государства в судебных разбирательствах по различным делам.

Что касается таможни, то данная контролирующая инстанция занимается вопросами надзора за перемещением различных товаров через границу страны. В данном случае, специалисты стараются максимально защитить интересы государства в вопросах ввоза в страну некачественной продукции, а также наркотических средств и пр.

Также нужно заметить активную работу федеральных служб безопасности, которые занимаются борьбой с терроризмом, шпионажем, то есть, со всеми видами преступлений, которые совершаются против государства. Судебные же инстанции занимаются вопросами рассмотрения различных споров и дел, и устанавливают наказание за нарушение законодательной базы.

Таким образом, мы видим, что структура защиты интересов граждан продумана до мелочей и деталей. Именно по этой причине, наше государство считается правовым, и оно в действительности обеспечивает идеальные аспекты защиты интересов граждан.

Важность правоохранительных органов

Любое правовое государство базируется на определенных законодательных базах, которые составляют основу правовой системы. Без законов не может существовать государство, как таковое. Так как в данном случае, защитить интересы и права отдельных граждан, как и всей государственной структуры – невозможно. Наличие законодательной базы формирует определенную защиту интересов каждого жителя страны, и государства в частности. Но, мало просто разработать и внедрить законы, важно также следить за их исполнением, а сделать это можно только в том случае, если будут сформированы надзорные инстанции, которые будут курировать все вопросы, касающиеся соблюдения интересов граждан и государства.


Существует Закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в котором есть раздел о допустимом уровне шума, как в ночное, так и в дневное время. Нужно также...


В наше современное время, каждый человек, а уж тем более предприниматель, должен позаботиться о максимально правильной защите своих интересов. Вполне очевидно, что юридическая...

1. Объясни понятие.

Правоохранительные органы - обособленная группа, преимущественно государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

2. Опираясь на текст учебника, раскрой содержание статьи 120 Конституции РФ: «1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».

Главным руководством к действию для судей должна являться Конституция, а вслед за ней федеральные и местные законы. Судебная власть является отдельной ветвью власти, не зависящей ни от законодательной, ни от исполнительной. Решения судов обязательны и для законотворцев (Федеральное собрание) и для исполнителей (президент и вниз по лестнице, хотя у нас президент каким-то образом возвышается над всеми тремя властями). Суды подчиняются исключительно законам и решениям судов высших инстанций, которые вправе давать судам первой и второй инстанций разъяснения по поводу правил применения тех или иных норм права в судебной практике.

3. Соотнеси правоохранительные органы и задачи, которые они призваны выполнять: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Запиши в таблицу цифры под соответствующими буквами.

4. Прочитай фрагмент Закона РФ «О полиции» и выполни задания.

Статья 21. Применение специальных средств
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооружённое сопротивление;
6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключённых под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные" — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
5) электрошоковые устройства — в ‘случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;
10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 настоящей статьи;
11) водомёты — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;
14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.
3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Заполни таблицу.

Ситуация Применяемые специальные средства
Отражение нападения на гражданина или сотрудника полиции
Пресечение сопротивления, отказываемого сотруднику полиции специальные палки, газовые средства, электрошоковые устройства, средства ограничения подвижности
Задержание лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться специальные палки, газовые средства, электрошоковые устройства
Задержание лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление специальные палки, газовые средства
Доставление в полицию, конвоирование и охрана задержанных лиц средства ограничения подвижности
Пресечение массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций специальные палки, газовые средства, электрошоковые устройства
Остановка транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке средства принудительной остановки транспорта
Выявление лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения специальные окрашивающие и маркирующие средства, служебных животных

5. Группа подростков позволила себе оскорбительно высказаться в адрес проходящего мимо сотрудника полиции. В ответ он без предупреждения применил против них резиновую палку. Правомочны ли действия полицейского?

Конечно нет. Действия полицейского неправомочны. Сначала нужно было поговорить с подростками, так как насилие и битье запрещены. Тем более сотрудник полиции никогда бы себе этого не позволил.

6. Ниже приведён перечень организаций. Все они, за исключением двух, относятся к правоохранительным органам.

1) Полиция; 2) таможня; 3) Комитет солдатских матерей; 4) Ассоциация ветеранов правоохранительных органов; 5) Федеральная служба безопасности; 6) прокуратура.

Найди и обведи цифры, под которыми указаны организации, выпадающие из этого ряда.

Эти организации не относятся к правоохранительным органам, а являются общественными организациями.

7. Раскрой смысл презумпции невиновности как одного из принципов правосудия.

Презумпция невиновности — один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства, заключающийся в том, что обвиняемый считается невиновным, пока его вина в совершенном преступлении не будет доказана в порядке, предусмотренном Федеральным Законом и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Основной принцип презумпции невиновности гласит: «Обвиняемый не виновен, пока не доказано обратное».

В соответствии с принципом презумпции невиновности каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ и ч. 1 ст. 14 УПК).

Подготовила: учитель обществознания

в МБОУ СОШ №17 г. Дербент

Абумислимова Дилара Гаджимагомедовна.

Открытый урок по обществознанию в 7А классе

Тема: Кто стоит на страже закона?

Цель урока :

сформировать у учащихся общее представление о праве и правопорядке, о правах и обязанностях граждан, о правоохранительных органах государства.

Задачи урока:

Учебная:

Осмысление, обобщение и закрепление полученных знаний; развитие умения критически мыслить, выделять главное, решать проблемные задания, доказывать свою точку зрения; работать с документами, участвовать в дискуссиях, формирование умений и навыков цивилизованной защиты своих прав.

Воспитательная:

формирование политической культуры у детей, уважительного отношения к закону, к правам других людей, развитие коммуникативных компетенций учащихся через работу в парах, группах.

Развивающая:

научить выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знание на практике (формирование компетенции)

Основные понятия : право, правопорядок, закон, правоохранительные органы.

Средства урока: материалы учебника Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс, параграф 7, Конституция РФ, раздаточный материал, обществоведческий словарь.

Тип урока – комбинированный

Технология – педагогика сотрудничества

Ход урока

    Организационный момент(5мин.)

Вводная беседа:

Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята! Посмотрите вокруг: сколько непохожих друг на друга людей сегодня собрались в этом кабинете. Все мы такие разные: цвет глаз, волос, возраст, интересы. - Но у нас много общего. Как вы думаете, что именно? (ответы детей)

Все мы – люди, мы - граждане России, и мы все наделены равными правами и обязанностями. На доске дано множество обязанностей, необходимо выбрать правильные обязанности, которые закреплены в законах.

2. Актуализация знаний.(7мин.)

Ребята, а теперь поговорим о правах. Какими видами прав мы с вами обладаем? (ответы детей)

А в каких документах закреплены наши права и обязанности? (ответы детей)

Ребята вы читали повесть Владимира Железникова, которая рассказывает о не простых отношениях в школьной и внешкольной жизни. По этой книге снят фильм, который рассказывает о трудных ситуациях в классе. Вы догадались, о какой повести я сейчас говорю? (ответы детей)

Ребята внимание на экран, будьте внимательны вам надо, просмотреть фрагмент фильма «Чучело» и рассказать какие права были нарушены?

Какие права человека в данном фрагменте были нарушены? (ответы детей) Её обзывали, называли плохими словами.

Право на личную неприкосновенность и на человеческое достоинство.

К сожалению, детская жестокость существует в нашем обществе, и часто она приводит к очень серьёзным преступлениям, когда человек нарушает права другого человека, тогда наступает правовая ответственность. Человек отвечает в соответствии с законом за совершённое правонарушение. Главная героиня фильма вместе с дедушкой не обратились за помощью. В фильме показан моральный суд- суд совести. А на уроках обществознания мы с вами говорим, что в данном случае нарушены права человека.

Ребята скажите, пожалуйста, как называется поведение людей, которое нарушает правила и законы? (ответы детей) - А в какие органы могла обратиться героиня фильма, чтобы отстоять свои права? (ответы детей)

С таким поведением очень трудно бороться самому человеку, поэтому государство создало специальные структуры, которые отвечают за законностью и сохранением законности, следят за тем, чтобы соблюдались права и обязанности человека.

3. Изучение нового материала (20 мин.)

Ребята, как вы думаете, какую проблему нам предстоит решить на уроке? В этом нам поможет шляпа идей. У каждой группы на столах веером разложены идеи, вам необходимо выбрать ту идею, которую вы считаете та сама идея подходящая сегодня.

Проблема нашего урока звучит так: «– Может ли человек и общество обойтись без правоохранительных органов?» - Ребята о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

-Тема урока: «Кто стоит на страже закона?» - А кто такие правоохранительные органы? (ответы детей) - Какую цель мы поставим на уроке? (ответы детей)

- Цель: охарактеризовать правоохранительные органы, функции, действующие для общества и человека.

Посмотрите на доску, давайте мы заселим наш дом, правоохранительными органами. Перечислите правоохранительные органы: прокуратура, адвокатура, ФСБ, полиция, суд, таможня.

Внимание на экран перед вами образ Фемиды- богини правосудия. Почему её изображают с повязкой на глазах, с мечом в правой руке и весами в левой руке? (ответы детей) - Повязка говорит о том, что перед ней все равны; весы означает символ меры и справедливости, а меч говорит о том, что закон не только наказывает, но предупреждает.

Для того, чтобы поближе познакомиться с правоохранительными органами, мы сейчас с помощью жребия разделимся на следующие группы: прокуратура, суд, полиция и адвокатура.

Ребята каждая работа имеет результат, каждый результат должен быть полезен. Я предлагаю нашу работу оформить в форме краткого справочника: «Кто тебя защитит?» Чтобы приступить к этой работе, нужно выполнить первое задание. У вас на столе дан зелёный конверт с заданиями, для этого необходимо изучить документы. В документах есть вопросы, а вот ответы прилагаемые есть в зеленном конверте. Вам нужно выбрать подходящее и вклеить в бланк ответов. На всё даю 5 минут (ответы детей)

-Посмотрите, какой справочник у нас получился(сделать скрепку). Мы сегодня обсудили эту тему, но как мы можем донести эту информацию до других школьников? (ответы детей) выложить в сеть, распечатать и повесить в школе в классном уголке.

-Ребята как вы думаете, какую функцию выполняет таможня? А какую функцию выполняют федеральная служба безопасности? Для того, чтобы не стать жертвами террористического акта нужно соблюдать следующие правила. Посмотрите ребята на слайд. Это общие правил безопасности, а какие меры безопасности в вашей школе? (ответы детей) А на первом этаже вашей школы охранник сидит, фиксирует кто вышел кто зашел?

Каждая группа сейчас выступила и рассказала, какие бывают правоохранительные органы, рассмотрели их функции и узнали, чем они занимаются.

-Обсудите правовую ситуацию (на слайде)

4. Закрепление изученного материала (10мин.)

Вот мы и заселили наш Дом права. Надеюсь, если вам придётся в него зайти, вы не запутаетесь и обратитесь за помощью в нужный кабинет.Мы сейчас это проверим.

-Ребята, давайте подведем итог нашего урока, вспомним, что мы прошли сегодня на уроке. У вас на столах лежит конституция и учебник к заданию, выберите любые правоохранительные органы дайте характеристику и решите задачу.

Работа в группах 5 минут? Выполнение заданий.

группа Суд.

Внимательно прочитайте статьи Конституции 118,119 и стр. 57 учебника, документа ответьте на вопросы:

Кто и как осуществляет правосудие в нашей стране?

Кто такой судья, кто работает в суде?

Попытайтесь сформулировать определение: СУД – это……орган государства, осуществляющий правосудие.

Задача. Иванова после окончания юридического института назначили на должность судьи. Ему было 22 года. Законно ли данное назначение?

группа Адвокатура

Внимательно прочитайте статью 48 Конституции или стр. 56 учебника, документа и ответьте на вопросы:

Кто и как осуществляет юридическую помощь в нашей стране?

Кто такой адвокат, кто может стать адвокатом?

Попытайтесь сформулировать определение: адвокат – это…лицо, который оказывает юридическую помощь физическим лицам.

Задача. Несовершеннолетний Носов угнал машину. Это уголовное дело в суде рассматривалось без адвоката. Правильно ли поступил суд?

группа Полиция.

Внимательно прочитайте стр. 60 учебника, документа и ответьте на вопросы:

Каковы главные задачи полиции?

Что такое криминальная полиция, полиция общественной безопасности, паспортно-визовая служба?

На что имеют право работники милиции для обеспечения общественного порядка?

Попытайтесь сформулировать определение: Полиция – это……. система гос.служб и органов по охране общественного порядка.

Задача. Когда Николаю исполнилось 14 лет, он заявил. Не буду получать паспорт! Столько проблем: фотографии, документы, очереди… Это моё право, захочу – не буду получать. Прав ли подросток?

группа Прокуратура.

Внимательно прочитайте стр. 77 учебника, документ и ответьте на вопросы:

Каковы главные задачи прокуратуры?

Попытайтесь сформулировать определение: прокуратура – это…система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением законов РФ.

Задача. Милиционер в квартире Иванова произвёл обыск, не предъявив никаких документов. Законны ли действия милиционера?

Задание по группам. (вопросы задаются поочерёдно группам)

    Вы решили поменять квартиру, вы хотите получить разъяснение о ваших правах на наследство, вам необходима защита в суде (адвокат, юрист)

    Вам угрожают расправой, или украли телефон, ваши вещи (Полицию)

    Ваши соседи затопили вашу квартиру и не желают выплатить деньги за причинённый ущерб (Суд);

    Вас незаконно задержали, доставили в милицию, грубо с вами обращались (прокурору).

5.Рефлексия (3мин.)

-Итак у каждого на столах есть листы самооценки самоанализа на уроке не забудьте в конце урока сдать.

  • Что такое закон?
  • Почему нужно соблюдать законы?
  • Каковы основные права гражданина?
  • Почему закон нуждается в защите?
  • Кого (представителей каких профессий) можно назвать стражами закона?
  • От чего зависит отношение к ним в обществе?

На страже закона

Все государственные организации призваны заботиться о соблюдении законов, но есть такие органы, сотрудники которых по долгу службы охраняют людей, общество, государство.

К правоохранительным органам Российской Федерации относятся суд, прокуратура, полиция, Федеральная служба безопасности (ФСБ), таможня и др. Их назначение - борьба с правонарушениями, защита правопорядка, пресечение противоправной деятельности.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов. Органы прокуратуры возбуждают уголовные дела, поддерживают обвинения в суде и представляют государственные интересы в судебном процессе.

К правоохранительным органам иногда относят адвокатуру, нотариат. Эти органы оказывают населению юридическую помощь.

Адвокатура не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова. Адвокаты не могут применять властные полномочия к лицам, допустившим нарушение закона. Перед ними стоит другая задача. Не случайно русское значение слова «адвокат» - защитник. Соответственно его обязанность в судебном разбирательстве - обеспечить права подсудимого, помочь ему продемонстрировать все обстоятельства дела, которые могут быть учтены судом.

Нотариусы помогают составлять различные документы, удостоверяют завещания и сделки с недвижимостью, свидетельствуют верность подписей и копий документов, выписок из них. Таким образом, они закрепляют определённые гражданские права конкретного человека и предупреждают возможность их нарушения в дальнейшем.

Рассмотрим, например, такую ситуацию: пожилая женщина собирается оформить принадлежащую ей квартиру на имя своей племянницы. Без завещания квартира после смерти владельца по закону досталась бы её взрослому сыну, который давно не общается с матерью. Пожилая женщина идёт к нотариусу (или просит его приехать к себе домой) и пишет завещание, которое нотариус удостоверяет. С этого момента её наследницей становится племянница.

Закон предусматривает также частную детективную и охранную деятельность. Ею может заниматься один человек или организация. Для этого нужно получить лицензию - специальное разрешение. Частная охрана и частные детективы оказывают платные услуги, направленные на защиту жизни и здоровья, охрану имущества, обеспечение порядка, поиск пропавших без вести лиц.

В большинстве правоохранительных органов работают сотрудники с юридическим образованием, а сами правоохранительные органы действуют строго в рамках закона.

    Все правоохранительные органы имеют общие задачи по охране общественного порядка, обеспечению законности, защите прав и интересов граждан.

Суд осуществляет правосудие

Долгое время роль судьи выполняли, как правило, уважаемые люди, должностные лица, правители территорий, которые имели и другие обязанности. Это значительно затрудняло судопроизводство. Поэтому обязанности правителя и судьи были разделены, и появилась особая должность - судья.

Перед судом стоит важная задача - осуществлять правосудие. Ты слышишь в этом слове корни право и суд? Как же судить по праву, по совести?

    Путешествие в прошлое
    Жители Древних Афин сами управляли государством, и судебные дела они хотели решать сами. Все граждане старше 30 лет могли добровольно работать в суде.
    Каждый, кто видел несправедливость (неважно, касалась она его самого или кого-то ещё), мог привести виноватого в суд. Нельзя было судить только лиц, занимавших важные государственные должности, чтобы не отвлекать их от управления Афинами. Но как только срок государственной службы заканчивался (обычно все посты занимали в течение года), любой человек мог обвинить бывшего военачальника или правителя в несправедливых действиях на государственном посту.
    Если афинянин предъявлял обвинение, то он должен был предоставить доказательства вины или свидетелей, а обвиняемый сам защищался. Выслушав обе стороны, суд путём голосования решал, виновен подсудимый или нет. Затем подсудимому предлагали самому назначить себе наказание, а судьи, учитывая его поведение в суде (признавал он себя виновным или нет), принимали решение о смягчении или ужесточении приговора.

    Как ты считаешь, был ли афинский суд органом правосудия? Можно ли сказать, что при такой системе афиняне были застрахованы от судебных ошибок? Объясни свой ответ.

Все государства в разные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия. Со временем были выработаны принципы правосудия. Один из них - презумпция невиновности. Он означает, что, пока вина человека не доказана судом, обвиняемый считается невиновным.

Суд осуществляет правосудие, т. е. разрешает конкретные правовые споры на основе закона. Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает на судей особую ответственность - от их решения всегда зависит человеческая судьба.

Заседание суда

Согласно российским законам судьёй может быть только человек, имеющий юридическое образование. Он руководствуется в своих решениях лишь законом, а не собственными эмоциями. Он должен быть честным, смелым, принципиальным, с твёрдым характером и развитым чувством справедливости.

Вот пример: судье предстоит рассматривать уголовное дело. Обвиняемый - бывший одноклассник главы местной администрации. Должно ли это обстоятельство повлиять на решение судьи?

    Согласно закону, судьи в Российской Федерации независимы, они подчиняются только Конституции и законам.

Судебный процесс проходит как состязание обвинения и защиты. Судья, взвешивая доводы сторон, объективно изучая все материалы дела, должен на основе закона принять единственно верное решение о виновности или невиновности обвиняемого либо рассудить, на чьей стороне истина в имущественном споре. Состязательность процесса помогает не упустить любую мелочь, принять во внимание все интересы и доводы.

Никто и ничто не может заставить судью принять решение, которое противоречит закону и принципам справедливости. Суд внимательно изучает все материалы дела и самостоятельно принимает решение на основании существующих законов. Вмешательство в деятельность суда, даже с добрыми намерениями (например, желание главы местной администрации помочь своему бывшему однокласснику), ведёт к нарушению законности.

Полиция

Полиция появилась в нашей стране при Петре I. В то время она не только следила за порядком, но и выполняла хозяйственные функции, занималась благоустройством: мощением улиц, осушением болотистых мест, уборкой мусора и т. п. В XIX в. полиция стала системой государственных служб по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. В 1917 г. вместо полиции была создана милиция (от лат. militia - войско). Такое название подчёркивало близость новой организации к интересам народа, к тому же она не ассоциировалась с полицией и жандармерией - символами свергнутого царского режима. Но фактически милиция выполняла те же функции, что и полиция.

В Российской Федерации полиция входит в систему государственных органов внутренних дел. Она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, для охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции.

Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в защите от преступных и иных противоправных посягательств.

В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

Сотрудники полиции ведут борьбу с преступностью. Они занимаются предупреждением и пресечением различных правонарушений, выявлением и раскрытием преступлений, производством дознания по уголовным делам. Полицейские обеспечивают правопорядок в общественных местах и безопасность дорожного движения.

Рассмотрим основные принципы деятельности полиции:

    соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. Так, сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Он обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание;
  • законность: полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом;
  • беспристрастность: полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • открытость и публичность: деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства. Граждане имеют право в установленном законом порядке получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен законом;
  • общественное доверие и поддержка граждан: полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

В обществе много говорят об ошибках и злоупотреблениях в действиях сотрудников органов внутренних дел. К сожалению, случается и такое. Но абсолютное их большинство честно выполняют свой долг. Поэтому, оказавшись в сложной ситуации (когда кто-то угрожает здоровью, жизни или собственности), человек обращается к ним с надеждой, что ему окажут помощь.

Но и полиция рассчитывает на помощь граждан. Известны случаи, когда наблюдательность и содействие людей, их активное участие помогали предотвратить преступление или раскрыть его по горячим следам.

Например, человек увидел, как из соседней квартиры незнакомые люди выносят вещи. Он сообщил в отдел внутренних дел. Прибывший наряд задержал воров на месте преступления.

    Почему для полиции важна помощь граждан?

В заключение рассмотрим ситуацию: сотрудник полиции задерживает на улице подростка. Как ему следует вести себя, чтобы избежать ещё больших неприятностей? Дадим ряд советов.

  1. Ни в коем случае нельзя сопротивляться (грубить, угрожать и т. д.) сотруднику полиции.
  2. Необходимо запомнить фамилию и звание сотрудника.
  3. Важно сразу заявить о том, что задержанный является несовершеннолетним. Желательно сделать это громко, чтобы окружающие могли услышать.
  4. После того как несовершеннолетнего доставили в отдел внутренних дел, он вправе потребовать, чтобы об этом сообщили родителям. Подросток имеет право требовать присутствия адвоката во время допроса.

Никто не имеет права проводить допрос несовершеннолетнего в отсутствие педагога или родителей.

Проверим себя

  1. Какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов?
  2. Какие органы относят к правоохранительным?
  3. Какие вопросы решает суд?
  4. Каковы основные направления деятельности полиции?
  5. На основе каких принципов полиция осуществляет свою деятельность?

В классе и дома

  1. Почему неприкосновенность судьи рассматривается как гарантия его самостоятельности?
  2. На улицах российских городов можно увидеть большие рекламные щиты «02: если где-то человек попал в беду». Как ты понимаешь смысл этой надписи?
  3. Приведи примеры из жизни или из произведений литературы, из кинофильмов, в которых рассказывается о деятельности сотрудников органов внутренних дел. Чем запомнились тебе эти люди, герои произведений?
  4. К. и Н. дружили со школьных лет. Судьба разбросала их по разным уголкам страны. С годами связь между друзьями была утеряна. К. выяснил адрес своего друга, приехал и узнал, что друг действительно там зарегистрирован, но не живёт. Никто не знает его реального места жительства. Посоветуй К., к кому он может обратиться за помощью в этой ситуации.
  5. Какие из приведённых суждений противоречат принципу презумпции невиновности?
    1. Человек считается невиновным, пока его вина не доказана судом.
    2. Обвиняемый сам должен доказывать, что он не виноват.
    3. Если возникают сомнения в виновности, то они толкуются в пользу обвиняемого.
    4. Органы, ведущие производство по делу, обязаны выявлять лишь обвинительные доказательства.
  6. В чём, на твой взгляд, состоит главная причина негативного отношения части граждан к сотрудникам органом внутренних дел? Что, по-твоему, необходимо сделать (государству, обществу, СМИ, самим сотрудникам) для повышения авторитета работников органов внутренних дел?

Учимся защищать свои права

Следует всегда помнить, что:

  • гражданин России в любое время вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права;
  • каждому в нашей стране гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи;
  • нельзя препятствовать сотрудникам правоохранительных органов исполнять их обязанности;
  • законные требования сотрудника полиции обязательны для исполнения;
  • любой человек может сделать заявление (устное или письменное) в полицию об известном ему преступлении или о конкретном факте правонарушения;
  • в случае задержания несовершеннолетнего сотрудники правоохранительных органов обязаны уведомить его родителей или лиц, их заменяющих.

Обществознание, 7 класс

Урок №11

Кто стоит на страже закона

Д.З.: § 7, ?? (с.63), задания (с.63-64), повторить § 1-6, термины

© А.И. Колмаков


Цели урока

  • Познакомить учащихся со структурой правоохранительных органов.
  • Способствовать формированию уважительного отно­шения к сотрудникам правоохранительных органов, непримиримого отношения к правонарушениям, активной позиции в социально-правовой сфере.
  • Научить определять сферу деятельности правоохранительных органов, в том числе судебной системы; исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов.
  • Способствовать формированию у учащихся заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.
  • Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: поиск, структурирование информации; работа с текстом.

Знать и уметь

  • Называть правоохранительные органы Российского государства.
  • Различать сферу деятельности полиции, правоохранительных органов.
  • Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов

Понятия, термины

  • правопорядок;
  • прокуратура; суд;
  • противоправная деятельность;
  • лицензия;
  • свидетель; приговор;
  • милиция (полиция);
  • ДПС, МОБ; ГИБДД/ГАИ;
  • презумпция невиновности;
  • паспортно-визовая служба;
  • ФСБ;
  • таможня

Проверка знаний

  • Что такое долг?
  • Что такое обязанность?
  • Что общего и различного в понятиях «долг» и «обязанность»?
  • На протяжении многих веков единственным занятием мужчины считалась военная служба. Приведи несколько объяснений этого. Почему в наши дни это занятие не является главным?
  • Прочитай высказывания и сравни их смысл.

а) «Преступник может иногда избежать наказания, но не страха перед ним». (Сенека)

б) «Позорно не наказание, а преступление». (И. Гердер)

Объясни своими словами смысл каждого высказывания.


Изучение нового материала

  • Правоохранительные органы Российской Федерации.
  • Судебные органы Российской Федерации.
  • Полиция.
  • Адвокатура.
  • Нотариат.
  • Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятия, термины

  • правопорядок;
  • прокуратура; суд; противоправная деятельность;
  • нотариат; нотариус; завещание;
  • лицензия;
  • свидетель; приговор;
  • милиция (полиция);
  • ДПС, МОБ; ГИБДД/ГАИ;
  • презумпция невиновности;
  • паспортно-визовая служба;
  • ФСБ;
  • таможня


государственные

негосударственные

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона

Правоохранительные органы - обособленная группа (преимущественно) государственных органов , уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

  • ПРОКУРАТУРА;
  • МВД (система органов Министерства внутренних дел);
  • ФСБ (Федеральная служба безопасности);
  • Министерство юстиции;
  • Таможня
  • Адвокатура;
  • Нотариат;
  • Частные охранные предприятия

Не имеют властных полномочий и не являются в полной мере правоохранительными органами


Правоохранительные органы Российской Федерации

Прокуратура –осуществляет надзор за соблюдением законов, представляет интересы государства в судебном процессе

Суды -осуществляют правосудие и обеспечивают законность в обществе

Органы внутренних дел (полиция) – следят за общественным порядком, борются с правонарушениями

Федеральная служба безопасности (ФСБ) –борется с терроризмом, шпионажем, другими преступлениями против государства

Таможня –следит за законностью перемещения товаров через границу


Следственный комитет РФ

Следственный комитет (СК) РФ

Территориальные следственные органы

Специализированные следственные органы (СО)

Учреждения и организации по обеспечению деятельности СК

Следственные управления СК по субъектам РФ

  • научные и образовательные учреждения;
  • иные организации, создаваемые для обеспечения деятельности СК

Военные СО;

СО на транспорте;

Природоохранные СО;

СО комплекса Байконур

Следственные отделы СК по районам и городам

Следственный комитет Российской Федерации (СК России) - следственный орган в России, образованный вместо Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Начал свою деятельность 15 января 2011 года. В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.

другие правоохранительные органы РФ

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) - федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

  • регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, а также предоставление информации о них;
  • адвокатуры и адвокатской деятельности;
  • нотариата и нотариальной деятельности;
  • государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • легализации и апостиля;
  • обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
  • оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  • противодействие коррупции;

Антикоррупционная экспертиза законопроектов с 2010 г. осуществляется аккредитованными экспертами.


С действием правоохранительных органов связаны:

  • Адвокатура. Адвокат обеспечивает

права подсудимого в суде, .

  • Нотариат

Нотариус помогает составлять различные

документы, удостоверяет завещания, сделки

с недвижимостью, свидетельствует верность

подписей и копий документов, выписок из них, т.е. закрепляет определенные гражданские права конкретного человека и предупреждает возможность их нарушения в дальнейшем, оказывает населению юридическую помощь ..

  • Частная детективная и охранная

деятельность . Платная охрана жизни, здоровья, имущества физических и юридических лиц.


Судебный процесс

презумпция невиновности : « Обвиняемый не виновен, пока не доказано обратное ».

Статуя богини правосудия Фемиды

  • Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В структуру центрального аппарата МВД России входят следующие подразделения полиции:

Главное управление вневедомственной охраны.

Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения

Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Главное управление по противодействию экстремизму

Главное управление собственной безопасности.

Главное управление на транспорте.

Главное управление уголовного розыска.

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

Национальное центральное бюро Интерпола.

Оперативное управление.

Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.

Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.

Управление оперативно-розыскной информации.

Управление по организации дознания.

Полиция в РФ

подразделяется

на полицию криминальную

общественной

безопасности.



  • Обеспечение личной и общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка.
  • Принимают меры, чтобы подростки не нарушали закон. Предмет их особой заботы – дети из неблагополучных семей.
  • Следят за порядком на дорогах.

Основные задачи полиции общественной безопасности

ГИБДД


Какие задачи решает подразделение и комиссия по делам несовершеннолетних?

Какие задачи решает МОБ? Какие службы и подразделения существуют в МОБ?

Основные принципы деятельности полиции: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законность; беспристрастность; открытость и публичность; общественное доверие и поддержка граждан



ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

Адвокат, судебный оратор и ученый. Один из самых выдающихся деятелей русской адвокатуры, которой он посвятил себя, с самого введения в России судебной реформы в 1866 г., примкнув к числу первых, получивших звание присяжного поверенного при Санктпетербуржской судебной палате. Много поработал для регламентации отношений последних к публике и к поручаемым им делам, в смысле требований строгой профессиональной этики. Выступая в качестве защитника, а иногда и гражданского истца, в ряде выдающихся уголовных дел, явился не только своеобразным, глубоким и талантливым представителем адвокатуры, но и всей своей деятельностью на этом поприще преподал достойные самого внимательного изучения приемы и способы, согласные с непосредственными целями и, вместе с тем, с общественными задачами адвокатуры.

Владимир Данилович Спасович /1829-1906/

Почему профессия юриста требует гуманного отношения к людям, а подчас и мужества?



Контрольные вопросы

  • Какие задачи стоят перед правоохранительными органами?
  • Какие органы относят к правоохранительным?
  • Какие вопросы решает суд?
  • Каковы основные направления деятельности полиции?
  • На основе каких принципов полиция осуществляет свою деятельность?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Терминбой

ПРАКТИКУМ

осуществляет надзор за соблюдением законов, представляет интересы государства в судебном процессе

прокуратура

осуществляют правосудие и обеспечивают законность в обществе

следят за общественным порядком, борются с правонарушениями

полиция

борется с терроризмом, шпионажем, другими преступлениями против государства

следит за законностью перемещения товаров через границу

таможня


Терминбой

Независимый следственный орган.

Следственный комитет

исполнения уголовных наказаний;

регистрации некоммерческих организаций, антикоррупционная экспертиза законопроектов

Министерство юстиции РФ

обеспечивает права подсудимого в суде, оказывает населению юридическую помощь

адвокатура

удостоверяет завещания, сделки

с недвижимостью, свидетельствует верность подписей и копий документов

нотариат

Платная охрана жизни, здоровья, имущества физических и юридических лиц

ЧОПы


Тест

1. В систему правоохранительных органов РФ входит(ят)

1) полиция;

2) пограничные войска;

3) местные органы самоуправления;

4) администрация Президента.

2. В газетной публикации были сообщены заведомо ложные, клеветнические сведения о гражданине. Для защиты своей чести и достоинства ему следует обратиться в

1) суд;

2) прокуратуру;

3) нотариальную контору;

4) отделение внутренних дел


3.

А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура.

Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.

1. верно только А

2. верно только Б

3. оба суждения верны

4. оба суждения неверны.


4. Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах

А. В систему правоохранительных органов входит Российская армия.

Б. Главная задача правоохранительных органов – защита прав человека.

1. верно только А

2. верно только Б

3. оба суждения верны

4. оба суждения неверны.


5. К действиям несовершеннолетних при задержании относятся:

1) бежать от полицейского патруля, взывая о помощи;

2) не грубить, не угрожать сотруднику полиции, не оказывать сопротивления;

3) выяснить причины задержания, ФИО сотрудника полиции, его звание;

4) заявить, что несовершеннолетний и не имеете права задерживать;

5) отказаться от дачи показаний без присутствия родителей, учителя, адвоката

Ответ запишите в виде последовательности полученных цифр.

Ответ: _______________________________


6. Соотнесите проблему и ваши действия. Куда бы вы обратились, если

А. необходима защита в суде;

Б. желание написать завещание;

В. с жалобой на неверный приказ об увольнении;

Г. соседская собака покусала ваших кур;

Д. на вас наехал водитель, нанёс незначительные ушибы;

Е. всю ночь у соседей скандал

  • Полицию.
  • Суд.
  • Таможню.
  • К адвокату.
  • В прокуратуру.
  • В ЗАГС.
  • К нотариусу.
  • В ГИБДД


7. Разграничьте действия правоохранительных органов

А. борьба с тяжкими преступлениями;

Б. обеспечение безопасности движения;

В. розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов;

Г. борьба с незаконным оборотом наркотиков;

Д. обеспечение личной и общественной безопасности;

Е. охрана собственности и общественного порядка

  • Криминальная полиция.
  • ГИБДД.
  • Полиция (милиция) общественной безопасности.

Ответ запишите в виде полученного порядка цифр


ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

6. 475281

7. 121133

8. Свидетеля

9. Презумпция невиновности

10. Приговор


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Литература:

  • Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / ; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016
  • Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. . - М.: Просвещение, 2016
  • Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразоват. организаций. / Котова О.А., Лискова Т.Е. . 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016