СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА

(Лекция 4 часа).

Отчет о наличии и распределении земель - основной отчетный документ Государственного кадастра недвижимости.

Отчет о наличии земель и распределении их по формам соб­ственности, категориям, угодьям и пользователям составляют в соответствии с ФЗ «О ГКН», постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении госу­дарственного мониторинга земель». Отчет составляют один раз в год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Отчетной документацией являются формы федерального госу­дарственного статистического наблюдения за земельными ресур­сами, утвержденные постановлением Госкомстата России, а так­же приложения к статистическим формам и таблицы.

Отчет о наличии земель характеризует территории в их грани­цах, и формируют его на основе информации, накопленной в ГКН в результате внесения сведе­ний о состоянии и использовании земельных участков , их площа­ди, местоположении, экономических и качественных характерис­тиках на основании данных о межевании земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картогра­фических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геоморфологических и иных обследований.

Одна из основных целей ведения ГКН - информационное обеспечение государственного и му­ниципального управления земельными ресурсами . Отчет о нали­чии и распределении земель является документом, содержащим обобщенные сведения о землях в границах территорий, необходимые для управления зе­мельными ресурсами, включая формирование налоговой и инвес­тиционной политики. Отсюда объектом учета для целей составления данного отчета являются соответствующие земельные фонды административно-территориальных образований. Главный прин­цип построения всех форм, входящих в отчет и документацию по ведению текущего учета земель - это принцип баланса. При сравнении качественных и количественных изменений в земель­ном фонде используют балансовый метод анализа, пред­полагающий сопоставление взаимосвязанных показателей с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, что используется для расчетов и прогнозирования.


Заполненные формы отчета представляют собой земельный ба­ланс района. Земельный баланс субъекта РФ получается путем свода земельных балансов районов, входящих в границу субъекта РФ. Земельный баланс РФ получается путем свода земельных балансов субъектов РФ. Формируют гос. земельный баланс в соответствии с принципами ведения земельного учета.

Отчет составляют в границах территориального образования в соответствии с правоудостоверяющими документами.

Задача обобщения в отчете сведений о земле - анализ состоя­ния и использования земельного фонда в поселениях, админист­ративных районах, субъектах РФ и в РФ в целом.

Отчет составляют периодически на основании измене­ний, имеющих юридическую силу. Периодичность составления отчета позволяет отследить количественные и качественные изме­нения, произошедшие с земельным фондом в течение года, опре­делить эффективность принятых мер по устранению нарушений земельного законодательства при предоставлении земель и их ис­пользовании. Один раз в пять лет отчет составляют по полной форме. В этом случае основные документы дополняют данными качественной характеристики земельных угодий, загрязнении и рекультивации земель.

На уровне субъекта РФ органом, составля­ющим региональный отчет, является территориальный орган Росреестра, который обобщает данные из ГРЗ КР.

Отчет о наличии и распределении земель субъекта РФ представляет в Росреестор его территориальный орган по субъекту РФ.

Отчеты составляют в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях , а также закона РФ «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистичес­кой отчетности». Вместе с отчетом предоставляют решение соответ­ствующего органа управления региона о рассмотрении отчета. Земельные службы представляют Отчет о наличии и распределении земель в Роснедвижимость до 1 марта - окончательный вариант отчета.

Первый этап - предварительное рассмотрение Роснедвижимостью представленных территориальными органами отчетов. В бумажном виде отчет представля­ют в двух экземплярах. Один экземпляр содер­жит формы федерального государственного статистического на­блюдения и таблицы к докладу о состоянии и использовании земель. Второй экземпляр содержит только формы федерального статистического наблюдения и при­ложения к ним. К отчету прилагают пояснительную записку , со­держащую краткий анализ изменений в структуре земель подве­домственных территорий за отчетный год.

Второй этап начинается после принятия отчета Росреестром - отчетные данные по субъекту РФ счита­ют окончательными и начинают формирование свода данных о землях РФ. В свою очередь, территориальные органы Росреестра по земельным ресурсам и землеустрой­ству по субъектам РФ оформляют отчет и не позднее 20 марта представляют его в Росреестр. Данный экземпляр отчета содержит полный состав документов.

Отчет о наличии и распределении земель согласовывают со ста­тистическими и природоохранными органами, службами лесного хозяйства .

Картографического материала на подведомственную террито­рию;

Справки о взаимном согласовании земель запредельного пользования;

Копии документов, подтверждающих основные из­менения в площади категорий земель и угодий;

Пояснительной записки.

В отчет о наличии и распределении земель входят документы:

1. Формы федерального государственного статистического наблюдения:

форма 22-1 - сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности;

форма 22-2 - сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям;

форма 22-3 - сведения о правах, на которых использовали землю предприятия, хозяйства, занимающиеся производством с.-х. продукции;

форма 22-3 - сведения о правах, на которых ис­пользовали землю граждане, занимаю­щиеся производством сельскохозяйственной продукции;

форма 22-4 - сведения о наличии земель у предприятий, хозяйств, обществ, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции;

форма 22-4 - сведения о наличии земель у граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции;

форма 22-5 - сведения о распределении общих площадей городских поселений по видам использования земель и фор­мам собственности;

форма 22-6 - сведения о распределении общих площадей сельских поселений по видам использования земель и формам собственности;

приложение 1 к форме 22-4 - со­стояние мелиорированных земель;

приложение 2 к форме 22-4 - со­стояние мелиорированных земель.

2. Таблицы (приложение к докладу):

таблица 1 - сведения о землях запредельного пользования;

таблица 2 - сведения об изменении площадей с.-х. угодий, используемых предприятиями, гражданами, занимающимися производством с.-х. продукции;

таблица 2а - сведения об изменении площадей с.-х. угодий, используемых предприятиями, гражданами, занимающимися производством сельско­хозяйственной продукции (на орошаемых землях);

таблица 2б - сведения об изменении площадей с.-х. угодий, используемых предприятиями, гражданами, занимающимися производством с.-х. продукции (на осушаемых землях);

таблица 3 - сведения об отводе земель для государственных и общественных нужд;

таблица 4 - сведения об изменении общих площадей по категориям земель;

таблица 5 - сведения о землях, находящихся в частной соб­ственности;

таблица 6 - сведения о земельных участках, предоставлен­ных гражданам.

3. Справки о взаимном согласовании земель запредельного пользования.

4. Копии документов, подтверждающих основные изменения в площади категорий земель и угодий.

5. Картографический материал на территорию.

6. Форма 22-2 земель районов (для отчета субъекта РФ в переплете).

7. Сводный отчет о рекультивации земель, снятии и использо­вании плодородного слоя почвы с указанием сведений по отдель­ным отраслям, министерствам и ведомствам .

В подготовке Национального доклада участвуют помимо зе­мельной службы ряд других министерств и ведомств.

Государственный доклад о состоянии и ис­пользовании земель РФ представляет земель­ный фонд страны, анализирует его использование, отражает раз­витие земельных преобразований, изменения в формах собствен­ности на землю и выполнение законодательных и нормативных документов по регулированию земельных отношений .

Государственный доклад включает в себя сле­дующие разделы:

Структура земельного фонда РФ;

Характеристика земельного фонда по угодьям;

Современное качественное состояние земель;

Земельные отношения в РФ;

Управление земельными ресурсами;

Международное сотрудничество в области земельных преобра­зований;

Основные итоги работы Росреестра за отчетный период.

Информационной базой для создания Государственного доклада являются официальные данные государ­ственной статистической отчетности по учету земель, региональ­ные отчеты субъектов РФ, а также материа­лы, предоставленные другими министерствами.

На основе этой информационной базы характеризуют весь зе­мельный фонд РФ. В докладе дают характери­стику городских земель, а также изменения, происходящие в структуре использования земель и их правовом положении. Дают характеристику динамики качественного состояния земель в связи с усилением эрозионных процессов, снижением количеств пита­тельных веществ, сокращением запасов гумуса, засолением почв. Отражают также объемы проведения почвозащитных и мелиора­тивных мероприятий.

Данные в Государственном докладе о состоя­нии и использовании земель РФ представле­ны в виде текста, таблиц, графиков, диаграмм, гистограмм и кар­тограмм.

Материалы, помещенные в докладе, могут оказать органам фе­деральной власти страны, субъектам РФ и ме­стным администрациям информационную помощь при разработ­ке и реализации государственной земельной политики, организа­ции рационального использования и охраны земель, в обеспече­нии целевого использования земель, в повышении плодородия почв и решении других вопросов реформирования земельных от­ношений в РФ.

Потребителями земельно-кадастровой информации являются:

Аппарат представителя Президента в ФО;

Администрации субъектов РФ и их ATE;

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его вышестоящие территориальные органы;

Налоговые организации;

Проектные и сельскохозяйственные институты;

Организации, занимающиеся инвестированием в сельское хо­зяйство, переработку сельскохозяйственной продукции;

Организации, работающие на рынке недвижимости;

Граждане и юридические лица.

Государственный земельный кадастр занимает особое положение в ряду других государственных и ведомственных кадастров (водного, лесного, градостроительного и т. д.).

Исторически сложилось, что земельный кадастр в России включал такие составные части, как учет и регистрацию земель, естественноисторическое и экономическое описание земель, оценку земель.

К началу последней земельной реформы 90-х годов XX века в России появилась необходимость создания многоцелевого ГЗК как единой интегрированной системы сведений о правовом, природном и экономическом положении земель. До 1998 г. земельный кадастр в Российской Федерации состоял из следующих составных частей: регистрация землевладений и землепользовании; количественный и качественный учет земельного фонда; бонитировка почв и экономическая оценка земель.

Вступивший в силу закон от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» N 221-ФЗ предусматривает единую систему и технологию для создания и ведения государственного кадастра недвижимости; обязательность государственного учета недвижимого имущества; презумпцию официального описания недвижимого имущества, внесенного в кадастр недвижимости; внесение актуальных и достоверных сведений в кадастр недвижимости; обеспечение постоянного хранения внесенных сведений; соотносимость сведений, содержащихся в кадастре недвижимости, с другими государственными информационными ресурсами; своевременное и полное информационное обеспечение в соответствии с целями закона.

В частности, устанавливается порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений и других объектов недвижимости, а также процедура определения местоположения, границ, площади и иных количественных и качественных характеристик земельных участков и других видов недвижимого имущества.

Существующие ранее две главные системы учета недвижимости - система учета органов технической инвентаризации (ОТИ) и система учета земельных участков в виде государственного земельного кадастра - слабо стыковались друг с другом, в том числе информационно. Исходя из этого, обмен информацией между органами был затруднен. Таким образом, наличие различных систем учета, обеспечивающих регистрацию права собственности, приводило не только к финансовым потерям со стороны государства, направляющим средства на их поддержание и развитие, но и к недовольству правообладателей, вынужденных обращаться в несколько органов.

Главная идея закона о ГКН заключается в том, чтобы объединить в одном органе учет объектов капитального строительства и учет земельных участков с возможностью дальнейшего объединения системы учета и системы регистрации прав.

В настоящий момент федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также по оценке земель Российской Федерации, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Росреестр возник путем переименования Федеральной регистрационной службы - Росрегистрация.

Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) была образована в ходе административной реформы Указом Президента РФ В.Путина от 9 марта 2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Росрегистрация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

1 марта 2009г. вступил в силу Указ Президента РФ от 25 декабря 2008г. № 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" в соответствии с которым были упразднены, Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография), Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация).

А на вновь созданную службу - Росреестр - возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Служба подведомственна Министерству экономического развития РФ. Таким образом, перед Службой поставлена весьма значимая и достаточно сложная задача - создание и развитие единой федеральной системы регистрации прав и кадастрового учета.

Росреестр подведомственен Министерству экономического развития РФ, ранее Министерству юстиции РФ (по указу Президента РФ №724 от 12.05.08 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти)

Росреестр ведёт:

  • - Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);
  • - Единый государственный реестр саморегулируемых организаций (СРОО);
  • - Государственный кадастр недвижимости;
  • - Государственный каталог географических названий;
  • - сводный государственный реестр арбитражных управляющих;
  • -государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Основанием для проведения государственного кадастрового учета является обращение заинтересованного лица с заявлением о проведении данного учета. Результатом проведения кадастрового учета является присвоение объекту уникального, не повторяющегося во времени и на территории РФ кадастрового номера, внесение соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости и изготовление кадастрового паспорта, используемого при регистрации прав и совершении сделок с недвижимым имуществом, а также для определения налоговой базы.

В связи с вступлением в силу ФЗ № 221 возникла необходимость в совершенствовании системы информационного обеспечения государственного и муниципального управления земельными ресурсами. Это стало одной из основных причин создания системы земельного баланса, в связи с тем, что действующая ранее система государственного земельного кадастра не содержит системы документов, а также порядка получения и обработки сведений обо всей совокупности земельных участков, характеризующих наличие, состояние и использование земель в границах территориального образования. Таким образом система получения обновленных данных о земельном фонде Российской Федерации, анализ которых ежегодно представляются в Государственном (национальном) докладе о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, испытывает определенные сложности и не может обеспечить необходимую полноту и актуальность собираемых сведений о земельных ресурсах страны.

В настоящее время информационной базой доклада являются данные федерального статистического наблюдения за земельными ресурсами, осуществляемого Росреестром на основе сведений ГКН. Формы отчетности, содержащие данные статистических наблюдений, построены по принципу баланса и в них имеет место неизменная итоговая составляющая - общая площадь земель в административных границах территориальных образований. Это позволяет ежегодно при анализе структурных изменений земельного фонда использовать балансовый метод, который предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей с целью выявления и измерения их взаимного влияния.

Согласно ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» N 221- ФЗ Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

Понятие государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним определено Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно закону, Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Говоря о кадастровой оценке, это - единообразное по способам определение кадастровой стоимости земельных участков, которое осуществляется на основании классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров.

Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.

Кадастровая оценка земли проводится в целях внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения на этой основе эффективности использования земель.

Проведение работ по государственной кадастровой оценке земель является необходимым мероприятием для реализации положений Налогового кодекса РФ, предусматривающего исчисление налогооблагаемой базы на основании кадастровой стоимости земельного участка.

Основные положения государственной кадастровой оценки закреплены в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Земельный баланс - это систематизированный свод сведений об изменениях показателей, характеризующих наличие, состояние и использование земель, за определенный период времени в границах территориального образования.

Объектом учета в земельном балансе является земельный фонд или все земли в границах территориального образования.

Разработка концепции земельного баланса обусловлена необходимостью совершенствования системы информационного обеспечения государственного и муниципального управления земельными ресурсами в условиях действующего в стране института частной собственности на землю и происходящих земельных преобразований, направленных на дальнейшее увеличение производственного, инвестиционного, социального потенциала земли и превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста.

Земельный баланс составляется на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне земельный баланс составляется для обеспечения функций федеральных органов исполнительной власти по регулированию земельных отношений в РФ. На региональном уровне земельные балансы составляются для обеспечения функций органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений в субъектах.

Земельный баланс составляется в целях планирования, анализа, учета и контроля за использованием земельных ресурсов. Данные земельного баланса обеспечивают реализацию основных функций органов управления, направленных на:

  • - выработку социально-экономической политики в области землевладения и землепользования;
  • - прогнозирование доходов от видов экономической деятельности, в которых земля является главным ресурсом, а также планирование использования земельных ресурсов;
  • - учет активов, находящихся в распоряжении органов власти и управления, с целью распределения, перераспределения) средств бюджетов разных уровней;
  • - расчет объемов капиталовложений в природоохранные мероприятия, направленных на сохранение и повышение плодородия почв, вовлечение земель в хозяйственный оборот, ликвидацию ущербов от негативных природных и техногенных воздействий;
  • - организацию государственного контроля за использованием и охраной земель;
  • - организацию работ по составлению схем использования и охраны земель, а также проектов территориального землеустройства:
  • - осуществление иной деятельности, направленной на повышение уровня эффективности использования и капитализации земель.

Земельный баланс содержит систему показателей, характеризующих объект учета и имеющих экономическое, экологическое, социальное значение для регулирования земельных отношений.

К ним относятся сведения:

  • - о наличии и распределении земель по категориям;
  • - о распределении земель по формам собственности;
  • - о правах, на которых используют землю граждане и юридические лица;
  • - о распределении земель в городских и сельских поселениях;
  • - о качественном состоянии и использовании земель;
  • - об изменениях в составе земель и их правовом положении, произошедших за отчетный период времени;
  • - о кадастровой стоимости земель и сделках с землей.

Подготовка земельного баланса осуществляется территориальными органами Росреестра.

Подготовка начинается на уровне отдельных земельных участков - отдел по муниципальному образованию Росреестр - территориальное управление Росреестра по субъекту - Росреестр.

Земельный баланс составляется органами Росреестра на основе документированной информации, содержащейся:

  • - в государственном кадастре недвижимости;
  • - государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства;
  • - базе данных, формируемой в результате ведения работ по государственному мониторингу земель;

а также информации, поступающей из органов, осуществляющих учет лесных и водных ресурсов, особо охраняемых природных территорий, учет плодородия земель сельскохозяйственного назначения, органов государственной власти, местного самоуправления и др.

Государственный земельный баланс является трехуровневой иерархической информационно - справочной системой и включает федеральный земельный баланс (национальный доклад), региональный баланс и местный. Предназначена для управления земельными ресурсами.

Информационный потенциал этих материалов должен позволять решать следующие задачи:

  • 1. Выработка и корректировка социально - экономической политики в области земельных отношений;
  • 2. Оценка стоимости земель;
  • 3. Расчет объемом капиталовложений в природоохранные мероприятия;
  • 4. Расчет объемов капиталовложений по целевому назначению земель.

Принципы формирования земельного баланса:

  • 1. Преобразование;
  • 2. Комплексность;
  • 3. Полнота охвата всего земельного фонда в границах РФ.

Земельный баланс готовится на 1 января последующего года и отражает итог изменений, которые произошли с качеством, контурами земельных участков.

Отчет о наличие распределения земель готовится на уровне муниципального образования, на уровне субъекта РФ готовится региональный доклад, на уровне РФ - национальный доклад. В целом, все документы представляют из себя земельный баланс.

Главное определение в данной части отчёта - земельный баланс, и так рассмотрим его поподробнее.

Земельный баланс - система земельно-отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно-территориальных единиц. Земельный баланс составляют сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают на своих сессиях и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны.

При составлении земельного баланса используют информацию предприятий, организаций, учреждений, граждан о состоянии землевладений и землепользовании с учетом:

  • · изменений в составе земель,
  • · данных съемок и обновления картографических материалов,
  • · данных земельно-кадастровых документов и книг,
  • · земельного баланса предыдущего года,
  • · материалов почвенного, агрохимического, мелиоративного, геоботанического обследований,
  • · бонитировки почв и экономической оценки земель,
  • · данных государственного контроля за использованием земель,
  • · решений соответствующих органов об изъятии (выкупе) земельных участков,
  • · передачи их в собственность и предоставлении в пользование,
  • · данных инвентаризации земель,
  • · актов государственных комиссий по приемке в эксплуатацию новых мелиорированных земель, материалов графического учета текущих изменений и т.д.

Одним из основных документов земельного баланса является отчет о наличии и распределении земельного фонда района по категориям земель, землепользователям и угодьям, составляемый по форме 22, на все земли района, включая орошаемые и осушенные.

В связи с тем, что наиболее существенные изменения происходят в составе сельскохозяйственных угодий, а также учитывая важность этих изменений, отчет по сельскохозяйственным угодьям по сокращенной форме составляется ежегодно по состоянию на 1 ноября. Отчет по полной форме, включающей все земельные угодья, составляется один раз в пятилетку.

К первой группе относят земли бессрочного и временного пользования всех крестьянских хозяйств, акционерных обществ района.

Вторую группу составляют земли бессрочного и временного пользования всех государственных сельскохозяйственных предприятий.

В третью группу входят земли постоянного и временного пользования межхозяйственных сельскохозяйственных предприятий.

В четвертой группе сосредоточены земли государственного запаса, т. е. земли, не предоставленные землепользователям в постоянное и временное пользование.

Пятую группу составляют земли государственного лесного фонда.

К шестой группе отнесены земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), не учтенные среди земель КФХ, АО, государственных и межхозяйственных сельскохозяйственных предприятий.

Седьмую группу составляют земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения.

В восьмую группу входят земли государственного водного фонда.

Все земли РФ подразделяются на два вида:

  • --земли, которые используются в качестве пространственного экономического базиса, средства производства;
  • --земли, которые выполняют природно-заповедные, рекреационные, оздоровительные функции.

В зависимости от целевого предназначения все земли РФ подразделяются на:

  • 1) земли сельскохозяйственного назначения (гл.14З КРФ). В этой категории выделяют два вида земель: земли, предназначенные для целей сельскохозяйственного производства, т.е. используемые в качестве производственного фактора; земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, т.е. используемые в качестве обеспечительного, вспомогательного фактора;
  • 2) земли населенных пунктов (поселений), (гл.1 5ЗКРФ). К их числу относят все земли, которые расположены в пределах городской, поселковой территории, а также территории населенных пунктов которые находятся за пределами территории населенных пунктов, но переданные в их ведение;
  • 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (гл.16ЗКРФ). Указанные земли могут быть предоставлены только организациям, предприятиям и учреждениям в порядке, установленном федеральным законодательством;
  • 4) земли особо охраняемых территорий и объектов (гл.17ЗКРФ). К их числу относятся земли, которые носят природоохранный, природно-заповедный, рекреационный, оздоровительный и историко-культурный характер;
  • 5) земли лесного фонда (гл.18ЗКРФ). В его состав входят все земли, покрытые лесом и лесопосадками, а также земли, непокрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства;

Структура земельного фонда постоянно меняется под влиянием различных факторов: политических, экономических, социальных, биологических, экологических и др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «НИНХ»

Бизнес-колледж

КУРСОВАЯ РАБОТА

Составление земельного баланса муниципального образования

выполнил студент: Вакулов Сергей Сергеевич

курс 2 группа225

проверил: Манжалей Валентина Николаевна

муниципальный территория земельный зонирование

Введение

1. Организация территории муниципального образования (района)

1.1 Относительная устойчивость территории

1.2 Методы управление земельными ресурсами

1.3 Административная ответственность за земельные правонарушения

2. Земельный баланс муниципального образования (района)

2.2 Функциональное зонирование территории муниципального образования (района)

Заключение

Используемая литература

Введение

Цель работы: Обеспечение устойчивого развития муниципального образования (района).

Исходные данные: План муниципального образования (района) масштаба 1:500.

В процессе длительной мировой истории городской цивилизации сложилась особая группа земель населенных пунктов - городские земли, формирующиеся под воздействием всего многообразия факторов городской среды. Как один из итогов тысячелетнего существования и развития городских поселений в России, здесь также, в русле общемировой тенденции, выделяется группа городских земель в составе категории земель населенных пунктов.

Определённое место в составе земель населённых пунктов занимают лесные земли и земли под дорогами (по 10%), наличие прочих угодий не столь значительно. К сожалению, система учёта земель, принятая в Роснедвижимости, не позволяет получать сведения о распределении земель по угодьям отдельно для земель городских и для земель сельских населённых пунктов, очевидно, весьма различающихся по составу.

В соответствии с действующим земельным законодательством, в правовом отношении под городскими землями (землями городов) следует понимать часть земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов и находящихся в пределах границ городских округов. Таким образом, объектом оценки состояния, мониторинга и охраны городских земель являются все земли, расположенные в границах города и составляющие городской земельный фонд. Городские земли, как и земли в широком смысле понятия, следует рассматривать, в соответствии с современными представлениями, как основу жизни и деятельности населения города с трех позиций:

· как природный (природно-антропогенный) объект, важнейший компонент окружающей среды;

· как природный (природно-антропогенный) ресурс, используемый для размещения населения и осуществления его хозяйственной и иной деятельности;

· как объект земельно-имущественных отношений, компонент недвижимого имущества, являющийся объектом имущественного (вещного) права.

Городские земли - важнейшая часть городской среды, верхняя часть земной коры, характеризующаяся пространством и рядом других важных компонентов (рельефом, климатом, почвами, растительностью, недрами, водами, строениями, сооружениями и коммуникациями), отграниченная от прочих земель и являющаяся базисом для проживания, труда и отдыха населения и для размещения и функционирования производственных и иных предприятий, организаций и учреждений.

В землеустроительной науке и практике принято следующее определение:

«Земля - это поверхность суши, природный ресурс, характеризующийся пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, а также объект социально-экономических отношений, являющихся главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства».

Территория - это определенная часть пространства, с соответствующим социальным, природным, экономическим, инфраструктурным, культурно-историческим потенциалом страны, которая находится в юрисдикции государственных или местных органов власти.

Земельный баланс - система земельно-отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно-территориальных единиц. Земельный баланс составляют сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны.

Землеустройство - это социально-экономический процесс целенаправленной организации территории и средств производства, неразрывно связанных с землей, происходящий под воздействием наличных производительных сил и производственных отношений; в узком смысле -- это действия (мероприятия), осуществляемые государством, землевладельцами и землепользователями по наведению порядка в использовании и охране земель.

Муниципальное образование -- территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно или через выборные, и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

1. Организация территории муниципального образования

1.1 Участок муниципального образования

На фрагменте карты, представленной в приложении преобладает селитебная зона и магистрально-уличная сеть. Дома же разделяются между собой ландшафтно-рекреационными зонами небольшого размера. Так как на южной части фрагмента отображена река, присутствуют и водные пространства. Постройки на карте разделены на две группы: малоэтажные (от 2-х до 5-ти этажей) и многоэтажные (от 5-ти этажей и выше). Следует отметить, что на карте видно, как соблюдены нормы расстояния между домами, и нет никаких препятствий для проникания солнечного света в квартиры. Также организованы школы, по соседству с спортивными площадками, детские сады в доступности к жилым домам. Поскольку это поселок городского типа, то земли принадлежат администрации района. В основном эти земли используются для облагораживания поселковой территории, поэтому их нельзя использовать в своих интересах. За землями следят, удобряют, облагораживают новыми насаждениями и убирают старые.

1.2 Зонирование территории

Распределение земель муниципального образования представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение земель муниципального образования

Всего на карте 4 зоны, что не удивительно для городской местности. Все зоны переплетаются друг с другом, не оставляя свободного места на фрагменте.

1.3 Обеспечение рационального и безопасного землепользования

Поскольку это городские земли, находящиеся под управлением администрации района, они не могут быть использованы для, например, посадки картошки и т.п. Используют их в основном для облагораживания территории. Эти посадки можно использовать, как небольшую шумоизоляцию от дороги, или же для создания экологии города. В городе есть большое количество лесопарковых зон, или парки отдыха. Это озелененные территории, которые создаются для горожан как место для прогулок. Тем самым деревья делают биосферу преимущественно из чистого и свежего воздуха.

Парки также используются для мероприятий.

Также эти посадки способствуют не разжижению грунта, во время осенних дождей, или весенних паводков. А так как некоторые зеленые зоны лежат вдоль дорог или на них, это очень важное мероприятие. Необходимо также начинать застройку окраины города, так как сам город уже очень плотно застроен. Безопасность будет заключаться в том, что все строительное оборудование вплоть до кранов, будет находиться вдали от жилых построек, так как не редки случаи их падения.

Окраины города можно застроить также заводами, разными складскими помещениями, которые можно сдавать в аренду крупным организациям, или давать возможность развития мелкому бизнесу. Плата за аренду помещений пойдет в казну города, а заводы будут поставлять свою продукцию, как в город, так и за его пределы. За счет всех этих экономически важных объектов в городе поднимется денежный оборот, и эти деньги можно направить на снос ветхих сооружений и строительство на этом месте более новых зданий.

За счет расширения границ города, будет развиваться инфраструктура, и филиалы разных организация в городе начнут распространяться, что увеличит поток клиентов. Как только город начнет свое расширение, в него будут переезжать жители из других городов, увеличивая население города. А строящиеся административные здания будут давать новые рабочие места, как местным, так и приезжим. Строительство разных автобаз позволит перенаправить некоторые маршруты грузоперевозок, которые могли бы сократить путь проезжая через город. Так же можно развить судо-производство, баржевую доставку грузов вниз или вверх по течению. Строительство доков, погрузочно-разгрузочных станций на реке. За окраинами города на реке можно построить базу отдыха, которая привлечет отдыхающих. А это тоже места для работы, развитие малого бизнеса. В свою очередь город может наладить водный транспорт для перевозки пассажиров на эти базы отдыха.

В вопросе безопасности настораживает то, что жилые дома находятся слишком близко от дороги, и окружены сетью этих же дорог, что для маленьких жителей города это не безопасно. Именно поэтому детские сады расположены в основном в центре микрорайонов города, впрочем как школы и спорт площадки. Очень близко с городом протекает река, которая может быть использована для орошения лесопарковых зон и облагороженных территорий на магистралях. Также вода будет пускаться через очистительные системы в городской водопровод. В целом участок расположен в сети улиц с движением, которое, возможно, бывает быстрым.

2. Баланс территории земель муниципального образования

2.1 Нормативно-правовые акты, действующие на территории

В муниципальном образовании действуют строительные и санитарные нормы по размещению зданий на территориях района. Санитарная норма подразумевает собой попадание солнечного света в дома и офисы. Так как наблюдается плотная застройка, свет попадает не во все здания/помещения. Строительная норма выдержана очень хорошо, т.к. расстояние меж домами и постройками безопасное, расстояние от дороги выдержанно. Действует норма озеленения района. На участке земли территория озелененная, средне. В основном озеленены дворы, парки и разделительные полосы на магистралях.

2.2 Мониторинг земель

Мониторинг земель является разновидностью государственных контрольных мероприятий и представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием земельного фонда, являющуюся составной частью мониторинга компонентов окружающей природной среды и выполняющую базовую, связующую роль между другими видами мониторинга природных ресурсов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)" он включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира. Основными целями мониторинга земель являются:

· диагностика состояния земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

· информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель.

К задачам мониторинга земель относятся:

1) Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) Информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) Обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Мониторинг охватывает все земли Российской Федерации независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования.

В процессе мониторинга проводятся систематические наблюдения методами дистанционного зондирования, лабораторных исследований, фондового анализа за состоянием земель. При этом выявляются изменения и производится оценка состояния землепользования, угодий. Помимо прочего с помощью мониторинга происходит оценка качества земельных участков, их имущественной ценности. В данном случае, в процессе мониторинга, следует обратить внимание на изменения площади ландшафтно-рекреационных зон, так как они очень важны в городской среде. Следует, проводит мониторинг этой земли каждый год, так как весенние паводки реки Ольшанки, или же таяние снега, могут изменить лесопарковые зоны, а где-то даже и затопить облагороженную землю. В последствии может произойти вымывание плодородного слоя из земли, и растения начнут погибать. На их восстановления, как почвы, так и растений-уйдут годы. Также необходимо контролировать процесс застроения этого района, так как расстояние между домами нормированное и изменению не подлежит. Следует отметить, что расширение дорог невозможно в этом городе, так что следует контролировать норму расстояния домов от дороги.

Все постройки должны быть согласованы с администрацией и закреплены на топоплане этого города.

2.3 Баланс территории муниципального образования

В данной таблице будет приведено процентное соотношение земель на данном фрагменте карты, по которому будет выявлено, какие зоны преобладают, а какие имеют меньшее количество метров квадратных. Цифры приблизительные, и могут отличаться от реальный размеров площадей зон в метрах квадратных.

Сам баланс территории подразумевает равное соотношение всех площадей зон, расположенных на участке земли. Если какие-то территории начнут преобладать, то есть пойдет их расширение, то другие территории начнут уменьшаться в своем количестве. Это - повлечет за собой нарушение земельного баланса, а это допускается крайне редко, в основном из-за веских оснований или же форс-мажорных ситуаций. Баланс территории МО представлен в таблице 2 и на рисунке 1.

Таблица 2

Баланс территории МО

Судя по данным, приведенным в таблице, можно сказать, что территория обустроена не очень сильно домами или другими зданиями. Магистрально-уличная часть города занимает одну треть от указанного участка на карте. Из данных можно сказать, что территория сильно озлённая (45%).

Рис. 1 Баланс территории МО

В балансе территории показывается распределение территории по всем функциональным зонам и планировочным элементам на первую очередь строительства и на расчетный срок. Все показатели выражаются в абсолютных (га) и относительных (%) значениях.

В баланс территории включаются территории всех функциональных зон по всем видам использования.

Характеристика внешних границ представлена в таблице 3.

Таблица 3

Характеристика внешних границ

Протяженность границ составила:

На западе 1.680 км

На севере 3.437 км

На северо-западе 278 км

На юго-востоке 6.825 км

На юге 1.72 км.

Общая протяженность границ составила 291.6 км.

Баланс территории муниципального образования (района) представлен в таблице 4.

Таблица 4

Баланс территории муниципального образования (района)

Наименование территории функциональной зоны

Площадь, га

Процент к итогу

Территория жилой застройки, в том числе: многоэтажная
Малоэтажная

Территории зеленых насаждений всех категорий, в том числе общего пользования

Территории занятые объектами, промышленности, энергетики, связи транспорта, в том числе: железнодорожного транспорта

Прочие территории

На данной территории наибольшую площадь занимают назначения Территории зеленых насаждений (9.2га -57%).

Территории жилой застройки. Они должны обеспечивать людям здоровую, удобную и безопасную окружающую среду, в которой они проживают.

Территория зеленых насаждений. Территории, занятые зелеными насаждения- ми или предназначенные для озеленения.

Заключение

В городе земля богата «улучшениями», т.е. разнообразными дополнительными объектами градостроительства, располагаемыми на земле и тесно с ней связанными. В силу этого, в терминологии современного российского законодательства об окружающей среде, городские земли, учитывая степень их измененности в результате хозяйственной и иной деятельности человека и высокое рекреационное и защитное значение, следует относить к классическим природно-антропогенным объектам.

Существенно, что в условиях города земля как природный ресурс является не столько средством производства, сколько пространственно-операционным базисом для проживания населения и размещения разнообразных городских объектов (жилого, промышленного, культурно-бытового и иного назначения) с вытекающими из этого последствиями. Городская земля как ресурс терминологически близка к понятию «территории», однако обладает признаками трехмерного природного тела. Объективные условия городской среды приводят к тому, что земли городов приобретают специфические особенности по сравнению с землями в широком смысле. К главным особенностям относятся следующие:

многообразие целей использования (полифункциональность);

малый размер городских землепользований (от гектаров до отдельных квадратных метров);

высокая пространственная концентрация объектов недвижимости (материальных «улучшений») на единицу площади земель;

повышенное значение подземного пространства, его высокая наполненность строительными сооружениями и инженерно-техническими коммуникациями;

высокая степень техногенного, антропогенного воздействия на земли всех видов функционального назначения;

высокая степень запечатанности естественной поверхности земель большинства видов функционального назначения;

весьма жесткая функциональная взаимозависимость состояния земельных участков друг от друга.

Как следствие, в условиях города более высоки требования к точности определения границ и площадей земельных участков и их идентификации на местности.

Список используемых источников

1. Земельный кодекс РФ.

2. Градостроительный кодекс РФ.

3. Конституция РФ.

4. Гражданский кодекс РФ.

5. Водный кодекс РФ.

6. Лесной кодекс РФ.

7. Тексты лекций к ПМ01 «Управление земельно-имущественным комплексом».

8. ФЗ «о государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 г.

10. Постатейный комментарий к Земельному кодексу и Федеральному закону “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” / Отв. ред. Г.Е. Быстров, Б.Д. Клюкин. М., 2002.

11. Святецкая Т.К. Земля как объект имущественных отношений. Владивосток, 1999.

12. Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (по состоянию на 1 июня 2008 года). Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.

13. В.Т. Батычко «Земельное право в вопросах и ответах»

14. Боголюбов С.А. Земельное право. Учебник. «Проспект» М. 2006г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы управления земельными ресурсами муниципальных образований. Общая характеристика муниципального образования "Никольский район". Определение эффективности управления земельными ресурсами и разработка предложений по его повышению.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2014

    Понятие "муниципальный интерес". Система управления интересами жителей муниципального образования, нормативно-правовые основы. Положение о порядке проведения опроса граждан на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район".

    дипломная работа , добавлен 05.12.2010

    Рассмотрение основных тенденций в развитии института местного самоуправления в Российской Федерации. Общая характеристика муниципального образования "Щучанский район". Предложения по оптимизации социально-экономического развития данной территории.

    дипломная работа , добавлен 15.07.2015

    История развития и критерии оценивания современного состояния взаимодействия местных сообществ и государства. Понятие муниципального хозяйства, их разновидности и особенности. Принципы определения оптимальной территории муниципального образования.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Организационно-правовые и нормативные основы оказания медицинской помощи на территории муниципального образования. Основные направления деятельности Управления здравоохранения Администрации города Екатеринбург по оказанию медицинской помощи населению.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2017

    Анализ современного состояния территории муниципального образования. Показатели развития населения территории и трудовых ресурсов. Жилищный фонд и жилищное строительство. Анализ систем инженерной инфраструктуры города, состояния окружающей среды.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Правовое регулирование и обоснование формы размещения муниципального контракта. Принятие заказчиком решения о способе размещения муниципального заказа. Извещение о проведении открытого конкурса на выполнение работ. Проект муниципального контракта.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности. Анализ экономических и социальных процессов на территории сельсовета. Внедрение муниципального консалтинга в деятельности администрации Ворошневского сельсовета.

    дипломная работа , добавлен 09.07.2015

    Сущность и основные элементы системы регулирования рынка труда. Краткая социально-экономическая характеристика муниципального образования. Анализ конъюнктуры рынка труда. Организация работы по профессиональной ориентации и переподготовки безработных.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Внутригородские территории городов федерального значения. Основные принципы формирования территории муниципального образования. Муниципальная должность и ее структура. Права и обязанности муниципального служащего, его административно-правовой статус.

Земельный отчет (баланс) района

Ведение земельного кадастра в районе предусматривает установленную отчетность по землям вышестоящим государственным органам. Отчетность составляется по общереспубликанской форме и представляется в единые сроки по состоянию на первое января следующего за отчетным года.

Земельный отчет (баланс) района представляет собой совокупность сводных таблиц, ведомостей, форм, пояснительных записок и других документов и составляется отделом по земельной реформе и землеустройству райисполкома. Отчет охватывает весь земельный фонд района, включая земли городов районного подчинения, поселков городского типа, сельских населенных пунктов и представляется в установленные сроки в областной отдел по земельной реформе и землеустройству. На земли городов областного и республиканского подчинения отчеты составляются самостоятельно.

В качестве исходной базы для составления отчета служат данные Государственной земельно-кадастровой книги района, материалы отчета за предыдущий год, данные отчетов землевладений и землепользовании, решения государственных органов об изъятии и отводах земель.

Во втором разделе книги учитываются площади земельных угодий (в т.ч. орошаемых, осушенных, радиационно опасных) по землевладениям и землепользованиям, зарегистрированным в первом разделе книги. Учет проводится по фактическому состоянию и использованию, земельных угодий на основании доброкачественного планово-картографического материала и данных вычисления площадей земель. Записи ведутся раздельно по видам и срокам владения и пользования землей с подведением итогов по каждому землевладению, землепользованию, категории земель и району в целом.

В третьем разделе приводятся показатели качественной характеристики земель, влияющие на их плодородие, а также итоговые данные оценки земель и величины ставок налога за землю с учетом данных оценки их плодородия. В таблицах раздела дается характеристика почвенного покрова хозяйств, признаков, влияющих на плодородие земель, приводятся расчетные оценочные баллы угодий, дается исходная база для определения величины ставок налога с одного гектара и общей площади пахотных, кормовых и других земель хозяйства, предприятия, организации, учреждения.

Наряду с Государственной земельно-кадастровой книгой в районе ведется Рабочая книга (тетрадь), в которой отражаются текущие изменения в земельном фонде района по всем составным частям кадастра. Ведут ее, как правило, по форме Государственной земельно-кадастровой книги.

Необходимым земельно-кадастровым документом в районе являются реестровые книги регистрации документов на право собственности, владения и пользования землей. В них регистрируются выданные землевладельцам и землепользователям Государственные акты, Удостоверения, Договоры и другие документы.

В районе также ведутся дела на хозяйства, в которых осуществляется графический учет земель. В дело включается план для графического учета, дежурная экспликация земель, поконтурные ведомости площадей угодий, в т.ч. орошаемых и осушенных, материалы обследований и инвентаризации, решения по отводу земель и др. В ряде районов отдельно ведут дело на мелиорированные земли и др.

Основным графическим документом по регистрации землевладений и землепользовании в районе является районная карта землевладений и землепользовании, которая ведется одновременно с Государственной земельно-кадастровой книгой. На районной карте кроме географической основы показываются границы сельских Советов, землевладений и землепользовании, хозяйственные центры, крупные контуры угодий, транспортная сеть, гидрография, линии энергоснабжения, связи и другие элементы, раскрывающие использование территории района. На карте отражаю исходящие изменения в распределении земельною фон и района. Районная карта используется при решении вопроса землеустройства, мелиорации, обследований и охраны земель, размещения объектов строительства и др. На базе ее составляют ряд других кадастровых карт и картограмм.

Для качественного учета и оценки земель, планирования и осуществления агротехнических, мелиоративных мероприятий и других целей изготавливается почвенная карта района и ряд сопутствующих ей картограмм. Ее составляют путем генерализации откорректированных крупномасштабных почвенных карт колхозов, госхозов, лесхозов района. Почвенная карта района сопровождается почвенным очерком, картой агропроизводственной группировки почв, рекомендациями по их использованию, данными об агрохимических свойствах почв и их мелиоративном состоянии, отраженных на картограммах и в таблицах.

Почвенная карта района и сопутствующие ей материалы используются в районе для решения задач освоения новых земель и трансформации угодий, качественного учета и оценки земель, определения потребностей в удобрениях, разработке схем и проектов землеустройства, мелиорации, куль-туртехники, борьбе с эрозией и др.

Для получения данных о качественной характеристике кормовых угодий составляют геоботаническую карту района, а также картограммы культуртехнического состояния и улучшения сенокосов и пастбищ.

Кроме рассмотренных, в состав земельно-кадастровых документов района можно включить карты и картограммы, входящие в состав схемы землеустройства района (карта существующего использования земель, карта проектных предложений, картограммы эрозии, каменистости, мелиоративного фонда и др.).

Таким образом, в районе ведется большой перечень земельно-кадастровых документов, отражающих состояние и использование его земельного фонда.