Законом субъекта РФ устанавливаются льготы по налогу на имущество организаций. Возможность применения указанных льгот будет обусловлена отсутствием задолженности по налогам и сборам, а также необходимостью начисления среднемесячной заработной платы выше определенного размера, кратного минимальному размеру оплаты труда. Правомерно ли установление различий в ограничениях по использованию льготы в зависимости от размера заработной платы в различных местностях - в городе и на селе?


Налоговые льготы по региональным налогам, а также основания и порядок их применения могут определяться законами субъектов РФ о налогах, принятыми законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ (п. 4 ст. 1, п. 3 ст. 12, п. 2 ст. 17, п. 3 ст. 56 НК РФ). В отношении налога на имущество организаций (далее также - налог на имущество) соответствующее положение закреплено в п. 2 ст. 372 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера.

Как следует из указанных норм, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ могут устанавливаться не только льготы по региональными налогам, но и основания их применения. По смыслу этих положений основания применения льгот по налогам предполагают наличие определенных обстоятельств, ограничивающих использование этих льгот налогоплательщиками, то есть, по существу, наличие тех или иных ограничений в применении таких льгот.

Заметим, что ограничение возможности применения льгот по налогу на имущество отдельными категориями налогоплательщиков необходимостью начисления среднемесячной заработной платы выше (не ниже) определенного размера, кратного минимальному размеру оплаты труда, достаточно распространено при установлении льгот по этому налогу законами субъектов РФ - например, п. 4 ст. 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций", ст. 4 Закона Кировской области от 27.11.2003 N209-ЗО "О налоге на имущество организаций в Кировской области", п. 2 ст. 3 Закона Республики Мордовия от 27.11.2003 N 54-З "О налоге на имущество организаций", ст. 3.1 Закона Республики Хакасия от 27.11.2003 N 73 "О налоге на имущество организаций"; Законом Чувашской Республики от 22.06.2015 N 27 ст. 23 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 38), дополнена п. п. 4, 5, вступающими в силу с 01.01.2016., и также содержащими соответствующие положения.
Таким образом, органы власти субъекта РФ обладают полномочиями в том числе по установлению ограничений в использовании льгот по налогу на имущество. При этом основания, порядок и условия применения льгот не могут быть индивидуальными, то есть должны относиться к определенной категории налогоплательщиков.

При установлении льгот по налогам, в том числе по налогу на имущество организаций, оснований, порядка и условий применения этих льгот должны учитываться основные начала законодательства о налогах и сборах, предусмотренные ст. 3 НК РФ. В частности, в соответствии с п. 1 этой статьи законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Пунктом 2 той же статьи определено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ).

Рассматривая вопросы, связанные с применением названных законодательных положений, суды подчеркивают, в частности, что льгота как освобождение от уплаты налога по своей природе является исключением из принципов всеобщности и равенства налогообложения, обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения. Льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых они распространяются. При этом льготы, предоставляемые налогоплательщикам, устанавливаются в тех случаях, когда это представляется необходимым и целесообразным. Предоставление льготы определенному кругу налогоплательщиков само по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов лиц, которым данная льгота не предоставлена, и не должно влиять на оценку правомерности ее применения (постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.04.2013 N Ф03-1061/13). Установление для отдельных категорий плательщиков особых условий уплаты обязательных платежей является разновидностью государственной поддержки и не может носить дискриминационный характер, вводить необоснованные ограничения, ставить отдельные категории налогоплательщиков в худшее положение по сравнению с другими категориями, то есть нарушать принцип равенства в налогообложении (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 N А26-6754/04-25, решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.05.2005 N А47-1009/2004АК-31).

Ряд правовых позиций по вопросам установления льгот по налогам, условий и порядка их применения сформулировал Конституционный Суд РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 N 17-П отмечается, что конституционный принцип равенства, на котором должно быть основано нормативно-правовое регулирование в сфере налогообложения, применительно к сфере налогообложения означает его равномерность, нейтральность и справедливость и исключает придание налогам и сборам дискриминационного характера. Вместе с тем такое регулирование должно создавать надлежащие условия исполнения налоговой обязанности, что предполагает в том числе достаточную свободу законодательного усмотрения при установлении конкретных налогов и определении параметров основных элементов налога, а также оснований и порядка освобождения от налогообложения.
Понятие равенства применительно к налогообложению детализируется в п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 N 10-П, в котором указано, что равенство в налогообложении, понимаемое прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения, означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

Вместе с тем, как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 451-О, принцип равенства не исключает возможность установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.

Из всего сказанного следует, что понятие равенства, отсутствия дискриминации применительно к установлению конкретных льгот по налогу и условий (ограничений) их использования налогоплательщиками имеет в значительной мере субъективный и оценочный характер. С нашей точки зрения, установление законом субъекта РФ ограничений в использовании налоговой льготы как таковое не противоречит законодательству, поскольку оно не имеет индивидуального характера (относится к определенным категориям налогоплательщиков, а не к отдельным лицам). Что же касается дифференциации таких ограничений в зависимости от характера деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, представляется, что она может иметь место, если наличие такой дифференциации обусловлено объективными характеристиками таких категорий и она не приводит к предоставлению определенной категории налогоплательщиков необоснованных преимуществ по сравнению с другими.

Объективные различия в характеристиках категорий налогоплательщиков в зависимости от места их деятельности (сельская местность или города) могут быть связаны в том числе с различным уровнем средней заработной платы в городских и в сельских поселениях. С этой точки зрения различия в размере среднемесячной заработной платы, начисление которой является условием применения налоговых льгот по налогу на имущество, в зависимости от места осуществления деятельности налогоплательщиков (городская или сельская местность), на наш взгляд, само по себе не приводит к нарушению принципа равенства в налогообложении, созданию необоснованных преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков или к несоблюдению иных принципов установления налогов и сборов.

Обратимся к приведенному ранее примеру. Как указано в п.п. 1, 3 ст. 11.1 Закона N 38, упоминаемого выше, налоговые льготы, установленные этим Законом и предлагаемые к установлению, подлежат обязательной оценке социально-экономической эффективности. Внесение на рассмотрение в Государственный Совет Чувашской Республики проектов законов Чувашской Республики об установлении налоговых льгот без оценки их социально-экономической эффективности не допускается.

Отметим, что понятия социальной и экономической эффективности раскрыты в ряде законов субъектов РФ об оценке эффективности налоговых льгот. Например, социальная эффективность - это социальные последствия налоговой льготы, определяемые показателями, отражающими значимость поддерживаемой с помощью налоговой льготы деятельности налогоплательщика, либо показателями, подтверждающими создание благоприятных условий развития инфраструктуры социальной сферы и повышение социальной защищенности населения (Закон Оренбургской области от 06.07.2009 N 3022/654-IV-ОЗ). А в ст. 4 Закона Красноярского края от 09.04.2015 N 8-3324 "Об оценке эффективности налоговых льгот" под социальной эффективностью предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот понимаются, в частности, создание благоприятных условий для деятельности организаций, использующих труд граждан, нуждающихся в мерах государственной поддержки. Этим целям, на наш взгляд, не противоречит и возможное установление более низкого критерия по заработной плате для организаций, ведущих деятельность в сельской местности.

Поэтому мы полагаем, что установление упоминаемых в рассматриваемом случае ограничений в использовании льготы по налогу на имущество не вступает в явное противоречие с положениями ст. 3 НК РФ. Однако окончательный ответ на этот вопрос может быть дан только по результатам судебного разбирательства с учетом всех обстоятельств конкретной ситуации и анализа положений закона субъекта РФ, которым вводятся указанные ограничения.

Предоставляемые льготы сельским учителям в 2019 году касаются как оплаты коммунальных услуг, так денежных компенсация на приобретения жилья.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Действующим законодательством работа педагога в сельской местности относится к работам с повышенной степенью сложности.

По этой причине правительство стремится максимально заинтересовать молодых специалистов и при этом удержать учителей с опытом работать в селе и предлагает им всевозможные льготы.

Первоначальная информация

Для поддержания учителей, которые работают в сельской местности, правительство начало обеспечивать их некоторыми льготами, которые прописаны в законе «Об образовании».

Теперь обязанностью местных органов регионального управления является их предоставление. В основном список предоставляемых льгот имеет районный характер и поэтому они могут отличаться по областям.

Существуют льготы на оплату коммунальных услуг, проезд в общественном транспорте междугороднего сообщения, льготные условия оформления ипотеки.

Молодым специалистам предлагаются различные денежные компенсации, если они после ВУЗа станут учителями в сельских школах.

Главные понятия

В таблице указаны некоторые понятия, которые помогут лучше понять тему:

Молодой специалист это понятие не прописано в нормативных актах, но для его определения можно выделить три основополагающих момента:

  • выпускник, который окончил учебное заведение с государственной аккредитацией;
  • специалист, устроившийся на работу по специальности;
  • выпускник, который трудоустроился в течение года после окончания учебы.

Куда обратиться

Для того чтобы получить льготы необходимо обратиться в районный муниципалитет:

  1. В нем можно получить всю необходимую информацию о том, какие льготы предоставляются.
  2. Получить список необходимых документов для получения льгот.
  3. Специалист относет их в муниципалитет для оформления льгот.

Законодательная база

Предоставление льгот сельским учителям регулируется:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019-2016 года. В нем описан порядок, условия и объем стандартных денежных компенсаций, а также виды предоставляемых льгот;
  • Законом «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, которые работают и живут в сельской местности и ПГТ» от 31 декабря 2004 года;
  • Законом «О размере, условиях и порядке возмещения расходов связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и ПГТ» от 3 ноября 2005 года.

Какие льготы можно оформить сельским учителям

Правительство заинтересовано в привлечении педагогов в сельскую местность и предлагает им широкий спектр льгот:

  • длительный отпуск;
  • возможность работать 18 часов в неделю;
  • возможность получить «творческий» отпуск на 1 год;
  • досрочный выход на пенсию;
  • скидки на уплату коммунальных услуг;
  • льготные условия при оформлении ипотеки;
  • бесплатное ежегодное прохождение медкомиссии;
  • денежные компенсации, например, одноразовые выплаты, подъемные выплаты, дополнительные преференции и премии;
  • возможность льготного проезда в общественном транспорте междугороднего сообщения.

Государственная поддержка за трудовые заслуги (пенсионерам, молодым специалистам)

Государственная поддержка за трудовые заслуги учителям состоит в предоставлении им различных льгот и выплат.

Учителям-пенсионерам не зависимо от их стажа работа предоставляемые льготы в основном касаются жилищно-коммунальных услуг, а молодым специалистам предоставляются трудовые льготы и льготы на приобретения жилья.

Согласно закону молодые специалисты могут рассчитывать на следующие трудовые льготы:

  • возможность работать по совместительству;
  • сокращенная рабочая неделя. Если в норме рабочая неделя состоит из 36 часов, то в сельской местности она может быть сокращена до 18. При этом данный аспект не является нарушением законодательства;
  • длительный отпуск. Ежегодно учитель имеет право получить оплачиваемый отпуск на 42-56 дней. Его длительность зависит от местных законов;
  • «творческий» отпуск. Школьный учитель, отработавший в селе 10 лет, имеет право получить отпуск на год. Во время этого отпуска за ним сохраняется рабочее место и при этом он ежемесячно получает 30-50 процентов от своей заработной платы;
  • досрочный выход на пенсию. Педагог, который отработал в сельской местности 25 лет, имеет право выйти на пенсию. При этом возраст не имеет значения. Необходимо наличие непрерывной педагогической деятельности.

Учителя пенсионеры имеют право на получение определенных льгот:

  • бесплатная эксплуатация отопительных систем, которые потребляют природный газ;
  • возможность приобретения твердого топлива в районах, где в домах не предусмотрено централизованное газоснабжение;
  • льготная тарификация на оплату электроэнергии.

Скидки на уплату ЖКХ (по оплате газа и других коммунальных услуг)

Преподаватели, работающие в сельской местности, могут оформить скидку на коммунальные услуги по максимально упрощенной схеме. Они имеют право получить льготу в размере 60 процентов от суммы.

Фото: дополнительные гарантии для сельской школы

Процент скидки зависит от региона проживания и может меняться. Этот вид льготы для сельских учителей распространяется и на всех членов их семей, с которыми они вместе проживают.

В последнем нормативном акте, которой вступил в силу, был указан момент, что педагог имеет право на получение 100 процентной скидки на оплату коммунальных услуг.

Данный вариант льготы касается учителей, которые уже вышли на заслуженный отдых. Субсидия для педагогов, работающих в сельских школах, покрывает следующие затраты:

  • расходы на электроэнергию. Компенсация рассчитывается по нормативу потребления на один кв.метр;
  • затраты на отопления жилья, в котором проживает педагог;
  • расходы на покупку дров и угля, если дом отапливается таким образом.

Как рассчитать размер помощи

Согласно новому постановлению учителя, которые работали в сельской местности, имеют право не оплачивать коммунальные услуги за водоснабжение, отопление, электричество и топливо.

Данная скидка действует только для педагогов, которые уж вышли на пенсию. В остальных случаях правительство рекомендует компенсировать коммунальные услуги учителям по средним показателям.

В 2019 году эта сумма составляет 1200 рублей. В нее входят все расходы, которые должны быть компенсированы согласно закону.

Помощь молодым специалистам в получении жилья с 2019 года не оказывается, но зато появилась возможность оформить ипотеку на льготных условиях.

Ежемесячная ставка составляет 8,5 процента, у педагога должна быть высокая заработная плата и его возраст не должен быть более 35 лет.

Какие документы подготовить

Для оформления подъемных выплат молодому специалисту необходимо просто написать соответствующее в момент трудоустройства.

Работодатель обязан составить приказ о назначении данных выплат и уведомить об этом сотрудника. После его прочтения молодой педагог подписывает данный документы.

Работодатель может соблюсти и иной порядок оформления — необходимо предоставить копию диплома и заверенную копию трудовой книжки, в которой стоит отметка с какого времени учитель начал работать в данной образовательной школе.

Данный порядок оформления установлен законодательством. Для того чтобы оформить льготы на коммунальные услуги необходимо обратиться в и представить следующий пакет документов:

  • копию паспорта или иного документа подтверждающего личность;
  • справку о составе семьи;
  • справку с места работы;
  • заверенную копию трудовой книжки;
  • документ о размерах жилого помещения.

Региональные особенности

Ситуация в каждом регионе обстоит по-разному, льготы педагогам могут меняться в зависимости от места проживания, опыта работы и сроков занятости:

Название региона Перечень предоставляемых льгот
Алтайский край Субсидия на оплату коммунальных услуг, досрочный выход на пенсию, длительный отпуск, возможность оформить «творческий» отпуск, сокращенная рабочая неделя, ипотека, дотация на оплату детского сада, оплата до места работы и обратно
Нижегородская область Компенсация расходов по оплате жилого помещения, отопления и электроснабжения, возможный более ранний выход на пенсию, сокращенная рабочая неделя, длительный отпуск и льготы при получении жилья
Рязанская область Льготы при оформлении ипотеки, компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, молодые специалисты ежегодно посещают оздоровительно-образовательные лагеря и другие социальные гарантии

Льготы сельским учителям в России могут быть абсолютно разные и отличаться в зависимости от региона страны.

Подводя итоги, можно выделить, что действия правительство настроено на то, чтобы максимально привлекать молодых специалистов к работе в сельской местности.

Перечень льготников закреплен законами на федеральном и краевом уровнях.

На федеральные льготы ЖКХ имеют право:

Региональными законами возможно включить в перечень:

  • ветеранов труда;
  • матерей-одиночек;
  • чернобыльцев;
  • работников тыла во время ВОВ;
  • лиц, состоящих в штате бюджетных учреждений;
  • другие категории слабозащищенных слоев общества (малоимущие и т.д.).

Размер скидки по квартплате будит так же устанавливаться местными властями.


Отдельным правом на скидки ЖКХ в селе пользуются специалисты, занятые общественной работой.
Это педагоги, врачи, социальные работники и т. д. Для людей, работающих по данным специальностям существуют специальные краевые программы поддержки, в том числе, в виде субсидий на оплату услуг ЖКХ.

Государственная помощь в оплате услуг ЖКХ

Суть государственной поддержки заключается в предоставлении ежемесячной компенсации на расходы по квартплате.

Четкого размера компенсации за ЖКУ не оговорено. Решение принимают региональные власти.

Например в большинстве районов страны льгота на коммунальные услуги педагогам доходит до 100% от потраченных средств, но в рамках норм потребления ЖКУ на одного человека, установленных в регионе. Размеры компенсаций для прочих льготных категорий сельских жителей, могут достигать 50%.

Льготы распространены на следующие услуги:

  • электричество;
  • отопительные материалы и их доставка;
  • центральное отопление;
  • водоснабжение и водоотведение.

Льготы за коммунальные услуги в сельской местности медработникам и педагогам

Особая категория льготников в селе, это учителя и медицинские работники. Предоставление льгот специалистам села регулируется законами No 122-ФЗ и другими законодательными актами на федеральном, региональном и местном уровнях.

В 2017 году, предусмотрена льгота педагогам на селе по оплате коммунальных услуг в 100% (ст. 55 ФЗ об образовании).

Медработники получают скидку по оплате коммунальных услуг в размере от 50 до 100 % либо фиксированную доплату 1200 рублей (порядок No121Н/39н).

Условия получения коммунальных льгот сельским учителям и медработникам зависят от правил, действующих в регионе.

Льготы педагогам по коммунальным услугам в сельской местности предоставляются на основании предоставленных квитанций. При расчете учитываются нормы потребления коммунальных услуг, нормы жилой площади на одного человека и количество членов семьи заявителя. Коммунальные льготы медикам на селе рассчитываются аналогично.

Важно! Сумма компенсации не может превышать суммы, потраченной на ЖКУ, и может быть предоставлена только на одно жилое помещение.

Как получить?

Как оформить коммунальные льготы сельским учителям за коммунальные услуги? Если человек имеет право на льготы, необходимо собрать соответствующие документы и обратиться с заявлением в отделение социальной защиты либо МФЦ.

Заявление можно написать от руки. Образец заполнения заявителю должен предоставить специалист по месту приема документов.

В шапке заявления указывается наименование органа, куда продается обращение, а так же данные заявителя.

В теле заявления следует озвучить просьбу о предоставлении льгот с указанием оснований для их получения. В конце перечисляются приложенные документы.

Основной перечень документов выглядит следующим образом:

  1. паспорт.
  2. СНИЛС.
  3. Свидетельство о праве пользования жильем, включающее сведения о его площади.
  4. Заверенная копия трудовой книжки.
  5. Справка с места работы (для пенсионеров достаточно только трудовой книги).
  6. Справка о составе семьи.
  7. Документ, подтверждающий право на льготу (в зависимости от вида льготной программы, предварительно нужно уточнить у специалиста соц. защиты).
  8. Квитанции об оплате коммунальных услуг.
  9. Если речь идет о возмещении расходов по затратам на твердое топливо (дрова и т.д.), то документы, подтверждающие его оплату и доставку.
  10. Платежные реквизиты заявителя (номер счета, сберкнижки).

Документы рассматриваются в течение месяца, после чего заявитель уведомляется в письменной форме о применении к нему льгот.

Льготы по оплате ЖКУ, как правило, предоставляются сроком на один год. Далее документы нужно подавать заново.

Льготы по ЖКХ в сельской местности учителям и медикам оплачивает работодатель. В этом случае в отдел кадров либо бухгалтерию вместе с заявлением следует предоставить:


Все остальные копии документов должны храниться в отделе кадров. Требовать их повторного предоставления работодатель не имеет права.

Приостановление выплат

Средства на субсидии по компенсации ЖКУ выделяются из бюджетов различных уровней и органы соц. защиты строго следят за тем, чтобы средства были направлены по их целевому назначению.

Приостановить уже оформленную выплату до истечения срока действия могут в следующих случаях:

  1. у получателя субсидии сложилась задолженность по ЖКУ больше двух месяцев.
  2. Гражданин не проинформировал соц защиту о смене работы, места жительства, изменении состава семьи.
  3. Субсидии могут лишить, если выяснится, что получатель намеренно искажал сведения, влияющие на ее размер.

Законом предусмотрен срок 30 дней для временной приостановки субсидирования . ПО истечению которого, выясняются причины не предоставления или искажения сведений.

В случае наличия уважительных причин, таких как, нахождение на лечении, смерть близких родственников, задержка оплаты труда, предоставление субсидии возобновляется. Если таковых причин не выявлено, субсидия отменяется до конца срока ее предоставления, о чем заявитель уведомляется в письменной форме.

Конечно, озолотиться на льготах по оплате ЖКУ не получится, но поддержать семейный бюджет такая выплата способна. Поэтому следует со всей ответственностью отнестись к документам, дающим право на получение льгот по оплате коммунальных услуг.

Работники педагогической отрасли занимаются воспитанием будущих специалистов, ученых, артистов, воспитателей. Сегодня учитель, как и раньше, является очень уважаемой профессией, и для поддержания социального уровня педагогов законодательно утверждены определенные меры поддержки. Отдельно следует выделить льготы учителям в сельской местности в 2019 году.

В данной статье рассмотрим все виды льгот, которые полагаются педагогам, работающим в селах и деревнях, а также выделим особенно важные моменты, связанные с оформлением права на положенные преференции.

Прежде чем уделить внимание видам соцподдержки, положенным педагогам, необходимо отметить, что льготы учителям достаточно разнообразны и условно разделены на две группы. Для сельских педагогов предусмотрены одни виды льгот, а для городских другие.

Регулирование данного вопроса осуществляется отдельными законодательными актами, в частности законом «Об образовании». В 2013 году льготы для работников педагогической отрасли были перераспределены с учетом порядка финансирования. Начиная с указанного срока, помощь должна оказываться следующим образом:

  1. Для сельских педагогов зарплата должна быть установлена не ниже средней по территории проживания учителя. При этом базовая часть будет ежегодно проходить через процедуру перерасчета.
  2. Раз в три года педагог проходит через процедуру повышения квалификации за счет государства.
  3. Предоставляются льготы на ЖКУ, а также скидки на покупку жилплощади.
  4. Из федерального бюджета финансируются только пособия городских педагогов. Сельские специалисты получают зарплату из местного бюджета.
Региональные власти дополнительно устанавливают собственные льготы для педагогов. Для получения более подробной информации следует получить все необходимые сведения по месту обращения.

Льготы, которые распространяются на всех педагогов

Преподавательская деятельность – это очень сложная и тяжелая работа, которая требуется повышенного внимания и сосредоточенности.

В связи с этим работники образовательной сферы могут пользоваться следующими привилегиями:

  • норма рабочего времени уменьшена в два раза – до 18-ти часов в неделю;
  • педагоги могут совмещать исполнение трудовых обязанностей. Особенно актуальна такая возможность в сельской местности, где требуется преподавать сразу несколько предметов;
  • отпускной период от 42 до 56 суток;
  • выход на пенсию в досрочном порядке – при выслуге в 25 лет;
  • педагог вправе оформить отпуск на год при наличии беспрерывного стажа с сохранением своей должности.
Предоставление таких льгот строго регламентируется Трудовым кодексом и региональными нормативными актами.

Жилищные льготы

Регионы самостоятельно устанавливают перечень льгот, которые распространяются на педагогов. Жилищные компенсации – это одна из мер соцпомощи, которая полагается педагогам. В частности, учителям полагаются такие льготы:

  • содержание жилья;
  • бесплатное предоставление природного газа или услуг центрального отопления;
  • предоставление твердого топлива с учетом действующих нормативов;
  • скидки при оплате водоснабжения и канализации.
Все преференции утверждаются на региональном уровне, а объем льгот регулируется с учетом действующих в крае или области льгот. Изначально помощь оказывалась только в натуральном виде, а начиная с текущего года педагоги будут получать финансовую выплату в размере 1 200 рублей в месяц. Данная сумма является усредненной и может быть увеличена по усмотрению региональных властей.

Дополнительно для семей, где есть педагог, предоставляются возможности участия в программе «Жилище» или оформления льготного займа по ставке в 8,5%.

Льготы для молодых специалистов

Чтобы привлечь молодежь в школу, государством были разработаны различные мероприятия, связанные с улучшением положения педагогов. В селе и в городе выпускники педагогического вуза могут получать подъемные в следующей форме:

  • в течение 3 месяцев в случае официального трудоустройства;
  • при наличии «красного» диплома и при отсутствии перерыва между обучением и началом работы педагогу предоставляется повышенный оклад.

Трудовой договор между выпускником и руководством школы заключается не меньше чем на три года. Сельский учитель может воспользоваться следующими видами помощи:

  • единоразовая помощь – подъемные, которые выплачиваются региональным руководством;
  • повышение оклада на трехлетний период и предоставление премии в случае успешной работы;
  • проезд на общественном транспорте без оплаты.
Все начисления педагогов состоят их двух частей: базовой и стимулирующей. Первая составляющая зависит от часовой нагрузки и квалификационного уровня учителя. Во вторую включаются различные надбавки: за классное руководство, за проверку тетрадей, материальная помощь, за вредные условия и другие моменты. Льготы оформляются в муниципалитете в заявительном порядке.

Заключение

Педагоги, переехавшие на постоянное место проживания в сельскую местность, могут воспользоваться предоставленными государством правами и оформить ряд льгот и выплат, положенных им по закону. Данное право закреплено за специалистами на федеральном и местном уровнях.

Специалистам, проживающим в сельской местности, положена ежемесячная выплата на оплату жилья и коммунальных услуг. Но при этом должны быть соблюдены определенные условия.

Так, согласно Закону Хабаровского края № 286 от 25 ноября 2009 года данная мера социальной поддержки предоставляется гражданам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа). При этом они должны работать в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, социального обслуживания населения, ветеринарной службы, культуры и искусства.

У них также должно быть профессиональное образование, а в отношении социальных работников, работников культуры и искусства — среднее общее образование или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Кому положено

Эта льгота предоставляется как работающим специалистам, так и вышедшим на пенсию, а также нетрудоспособным членам их семей.

Тем, кто вышел на пенсию, выплата продолжается при условии, что они вышли на пенсию непосредственно по окончанию работы в должности специалиста, замещали ее не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением и при этом проработали в сельской местности не менее 10 лет. Еще одно условие — вышедшие на пенсию специалисты должны по-прежнему проживать в сельской местности.

Свои условия есть и для нетрудоспособных членов семьи работающих специалистов и вышедших на пенсию. На льготу могут рассчитывать дети до 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях; а также члены семьи специалиста (родитель или супруг), занятые уходом за ребенком, не достигшим возраста 14 лет.

Причем за нетрудоспособными членами семьи сохраняется право на данную льготу и после смерти умершего специалиста, в том числе если он уже был пенсионером.

Для назначения ежемесячной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг сельским специалистам важна и продолжительность рабочего времени. Согласно законодательству они должны быть заняты выполнением профессиональных обязанностей не менее 75 процентов нормы рабочего времени. Или не менее 50 процентов нормы рабочего времени — если такая норма предусмотрена штатным расписанием.

Сколько выплачивают

Выплата устанавливается в твердом размере и зависит от численности семьи, степени благоустроенности жилья и источника получения тепловой энергии — централизованная энергосистема, муниципальные и ведомственные котельные.

В многоквартирных домах, отапливаемых централизованной энергосистемой:

  • на одиноко проживающего — 1746,07 руб.;
  • в семье из двух человек — 1247,20 руб. на каждого члена семьи, имеющего право на льготу;
  • в семье из трех и более человек — 1110 руб. на каждого члена семьи, имеющего право на льготу.

В многоквартирных домах, отапливаемых муниципальными или ведомственными котельными:

  • на одиноко проживающего — 2494,39 руб.;
  • в семье из двух человек — 1658,77 руб. на каждого члена семьи, имеющего право на льготу;
  • в семье из трех и более человек — 1571,47 руб. на каждого члена семьи, имеющего право на льготу.

В индивидуальных жилых домах:

  • на одиноко проживающего — 1384,39 руб.;
  • в семье из двух человек — 1085,06 руб. на каждого члена семьи, имеющего право на льготу;
  • в семье из трех и более человек — 1035,17 руб. на каждого члена семьи, имеющего право на льготу.

Кроме того, установлено увеличение размера ЕДВ на 5 процентов для следующих категорий:

  • одиноко проживающих специалистов и пенсионеров;
  • семей из двух человек, если оба являются пенсионерами по старости;
  • семей, в которых специалист или пенсионер проживает совместно с находящимся на его иждивении несовершеннолетним ребенком; инвалидом; членом семьи в возрасте до 23 лет, обучающимся по очной форме обучения (за исключением организации дополнительного образования).

Когда выплачивают

Выплата осуществляется за текущий месяц и производится по выбору специалиста сельской местности — на лицевой счет в банке или в почтовом отделении.

Необходимые документы:

  • паспорт, удостоверяющий гражданство Российской Федерации и место жительства;
  • справка о составе семьи — членами семьи являются зарегистрированные совместно по месту жительства;
  • трудовая книжка;
  • свидетельства о рождении детей, справку из учебного заведения, что ребенок обучается по очной форме.

Куда обращаться:

За назначением выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг специалист сельской местности обращается:

В центр социальной поддержки населения по месту жительства.

В Хабаровском районе: с.Тополево, ул.Школьная, 4-а. Тел. 49-61-46.

В многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг.

В Хабаровском районе: c.Тополево, ул.Школьная, 4-а. Тел. 8-800-100-42-12.

По интернету — через портал госуслуг:

www.uslugi27.ru — Портал государственных и муниципальных услуг Хабаровского края;

www.gosuslugi.ru — Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Незаконно полученную выплату придется вернуть государству

Внимание! Обязательно и незамедлительно сообщайте в Центр социальной поддержки об изменениях в семье, которые ведут к отмене выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг или изменению его суммы. Изменения подтверждайте документально.

Это может быть смена места жительства, изменение состава семьи, увольнение с работы. Если вы своевременно не известите соцподдержку о перемене обстоятельств и продолжите получать выплату, это будет нарушением законодательства. Излишне полученные средства придется вернуть — добровольно или через суд.