Большое влияние на численность и состав населения стран, их рабочую силу оказывают внешние миграции, т.е. эмиграции и иммиграции, или соответственно выезд трудоспособного населения из данной страны и въезд в нее. Внешние миграции играли и играют многостороннюю роль в развитии человечества, выступая формой приспособления человека к меняющимся условиям его существования. В результате международной миграции за рубеж перемещается товар особого свойства - рабочая сила. Принципиальное ее отличие от других факторов производства заключается в том, что она сама является фактором производства других факторов, создателем прибавочной стоимости.

Выделяются следующие виды международной миграции: безвозвратная, временно- постоянная (от года до шести лет), сезонная, маятниковая (ежедневный, еженедельный переезд для работы в соседнюю страну).

Международную миграцию вызывают причины экономического и политического, военного порядка. Первые носят более или менее постоянный характер, вторые связаны с переломными политическими событиями в отдельных странах, а также с войнами, которые порождают вынужденных мигрантов - беженцев, перемещенных лиц.

Вынужденная миграция. Хотя вынужденные миграции населения и вызываются причинами внеэкономического порядка, они тоже ведут к перераспределению трудовых ресурсов между странами, что оказывает влияние на развитие экономики как стран эмиграции, так и стран иммиграции.

Число беженцев драматически возросло в 80-90-е годы. В Африке оно приблизилось к 12 млн, в Азии превысило 5 млн человек. Наибольшее число беженцев (5 млн) приходится на выходцев из Афганистана. Большие массы камбоджийских беженцев - 350 тыс. - живут в Таиланде, 100 тыс. иракцев - в Иране, 100 тыс. мьянмарцев - в Бангладеш. В Европе насчитывается около 1,8 млн беженцев, а в США - 1 млн. Гражданские конфликты в бывших Советском Союзе, Югославии создали самый глубокий кризис в движении беженцев в последнем десятилетии.

XX в. называют веком беженцев. В 2000 г. их общее число в мире превысило 21 млн человек (1995 г. - 27,4 млн, 1980 г. - 9,6 млн). Вынужденная миграция приобрела мировой характер, затронув многие страны.

Трудовая миграция. Основную роль в современном международном движении населения играет трудовая миграция. Масштабы ее постоянно растут, и в этот процесс вовлечены практически все страны. Международная трудовая миграция приобрела большие масштабы и становится типичным явлением социально-экономической жизни современного мира. Каждый год эмигрирует 2-3 млн человек. В 2000 г. 830 млн человек проживало вне страны их рождения (это более 1% мирового населения).

Возможность международной миграции рабочей силы создается национальными различиями в доходах, в уровне жизни. Необходимость переселенческих движений наемного труда от страны к стране диктуется неравномерностью образования относительного перенаселения на международной арене. Рабочая сила движется от стран, богатых трудовыми ресурсами, к странам, более богатым капиталом. Более половины международных мигрантов являются выходцами из развивающихся стран, 2/3 из них находятся в индустриальных странах. Приток новых масс мигрантов в эти страны связан с качественными диспропорциями на их рынках труда.

Потоки трудовой миграции в течение длительного времени претерпели определенные изменения. В прошлом веке международная миграция была направлена в основном в бедные капиталом колонии, и прежде всего в Северную Америку и Австралию. Массовая иммиграция в отдельных районах мира привела к возникновению и развитию там переселенческих обществ, что придало импульс развитию мировой хозяйственной системы. Перемещение иммигрантов, средств производства и денежного капитала способствовало образованию во второй половине XIX - начале XX вв. группы переселенческих государств, основные направления общественного развития которых определялись европейскими державами. В этот период происходили также значительные перемещения населения из Китая и Индии преимущественно в Юго-Восточную Азию и в районы Индийского океана.

Во второй половине истекшего столетия сформировались новые центры притяжения иммигрантов. Эмиграция стала идти из менее развитых в более развитые страны. Наряду с США мощный центр притяжения сложился в Западной Европе, в результате из поставщика эмигрантов она превратилась в центр притяжения рабочей силы. Крупнейшими принимающими странами выступают США и Германия (свыше 400 тыс. чел. в год).

В середине 70-х годов крупный центр иммиграции сложился в районе Персидского залива, и в начале 90-х иностранцы составляли там 70% рабочей силы. Своеобразным центром притяжения иммигрантов, националистическим по своему характеру, стал Израиль, созданный в 1947 г. Его население на 2/3 увеличивалось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 1/3) - за счет выходцев из Советского Союза. В Латинской Америке центрами притяжения рабочей силы стали Аргентина, Бразилия и Венесуэла с численностью иммигрантов от 5 до 8 млн человек. В Африке центрами притяжения рабочей силы стали ЮАР и Кот-д"Ивуар.

Основными поставщиками рабочей силы в Азии были Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия; на Ближнем Востоке - Ливан, Иордания, Турция; в Африке - Марокко, Алжир, Тунис, Гана, Мали, Чад, Гвинея, Мозамбик; в Северной Америке - Мексика; в Европе - Польша. В 90-е годы страны Южной Европы - Греция, Италия, Испания превратились из стран чистой миграции в страны нетто-иммиграции.

Влияние миграции на принимающие страны. Международная миграция населения играет важную роль в демографическом развитии отдельных стран и регионов. В результате миграционных потоков целый ряд промышленно развитых стран нивелировал суженное воспроизводство населения. Нетто-иммиграция обеспечивает почти половину прироста населения развитых стран.

Вместе с тем значительные эмиграции приводили в ряде стран к процессу депопуляции, что наблюдалось в 60-е годы в Ирландии, Греции, Португалии, несмотря на высокий прирост населения в этих странах. Во второй половине 80-х годов Ливан потерял 1/10 часть населения, Мексика - около 1%. Известный французский демограф А. Сови приравнивал эмиграцию к смертности.

Международная миграция оказывает серьезное воздействие на возрастную и половую структуру населения стран-доноров и принимающих стран. Среди иммигрантов преобладают лица трудоспособных возрастов. Доля иммигрантов в рабочей силе обычно выше, чем в населении.

Доля иностранцев в населении развитых стран достигает 4,5% по сравнению с 1,6% в развивающихся странах. Иностранные рабочие составляли значительную часть трудоспособного населения в странах Западной Европы, особенно в Швейцарии (19,6,% в 1997 г.), Германии (8,8%), Франции (6,3%). В США они составляли 7,9% рабочей силы.

В теории свободное движение рабочей силы между странами приводит к выравниванию заработной платы и увеличению ВМП. В реальной жизни все основные выгоды от миграции рабочей силы достаются принимающим странам. Оценить их масштабы непросто, так как не все они поддаются количественному учету. Складываются такие выгоды из экономии на подготовке специалистов в принимающих странах, стоимости продукции и услуг, соответственно создаваемой иммигрантами в стране пребывания, поступлений от налогообложения. Иммигранты, особенно нелегальные, вносят в доходы страны больший вклад, чем получают от общественного сектора. Иммигранты более молоды, чем в среднем население, и они финансируют часть социальных расходов постоянных жителей.

Разные категории иммигрантов оказывают неодинаковое воздействие на воспроизводство валового продукта. Заметное влияние на экономическое развитие индустриальных стран Запада оказывает такое явление, как «утечка умов». К этой категории относят работников науки, инженеров, врачей. В 50-60-е годы «утечка умов» шла главным образом из одних развитых стран в другие, в основном в США. С 60-х годов эмиграция научно-технических и других высококвалифицированных специалистов начала осуществляться из развивающихся стран, а в 90-е годы - из стран Восточной Европы.

По крайней мере 2/3 притока «умов» приходится на США. Доля иммигрантов среди специалистов составляет там 17%, в том числе 40% инженеров и специалистов по ЭВМ, большое количество преподавателей технических дисциплин в университетах и колледжах. По оценкам, чистый выигрыш для США от привлечения в страну одного «среднего» ученого гуманитария составлял в 70-е годы 230 тыс. долл., ученого в области общественных наук - 235 тыс., инженера - 253 тыс., врача - 646 тыс. долл. В результате экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составляла не менее 15 млрд долл. Прибыль, получаемая Канадой в процессе эксплуатации умов эмигрантов, в семь раз больше объемов ее помощи развивающимся странам. В Британии выгоды от привлечения иностранных специалистов втрое превышают размеры ее экономической помощи странам Азии и Африки.

Анализ ситуации в США показывает, что приток иммигрантов не сопряжен с обострением конкуренции на рынке труда и ростом безработицы среди коренного населения. Более того, косвенно через расширение спроса и прямо - через развитие нового предпринимательства он стимулирует создание новых рабочих мест.

Иммиграция существенно не влияет на средний уровень заработной платы и дифференциацию доходов. Лишь в отдельных случаях усиление конкуренции внутри определенных профессионально-квалификационных групп приводит к некоторому снижению заработной платы. Иммигранты обычно используются в рамках так называемого вторичного сегмента рынка труда, который характеризуется тяжелыми условиями труда, низким уровнем оплаты и отсутствием возможностей для профессионального роста. Эти обстоятельства ограничивают социальную мобильность мигрантов, создают основу для их сегрегации. В первичном секторе рынка труда находятся лишь мигранты, относящиеся к научно-техническим работникам. Обычно их ассимиляция происходит достаточно мягко в обществе стран-реципиентов. И только ухудшение экономической обстановки обычно приводит к обострению противоречий между коренным населением и пришлыми специалистами.

Социально-экономические последствия миграции. Эмиграция представляет собой перемещение наиболее ценного фактора производства. Домашние хозяйства, местные административные единицы, государства вкладывают значительные средства в его создание. Миграции не приводят к соответствующей отдаче странам, которые покидают уезжающие. Исследования показали, что к выезду из развивающихся стран наиболее расположены группы населения со средними доходами. Не отмечается прямая связь между бедностью и трудовой миграцией. Группы с наименьшими доходами в бедных странах не имеют перспектив, финансовых средств и информации, чтобы в больших масштабах включиться в международную миграцию, хотя отмечались случаи обратной тенденции. Поэтому чаще всего в результате эмиграции страны теряли наиболее квалифицированную рабочую силу, и возникавшие вакансии замещались менее подготовленными работниками, что сказывалось на эффективности производства. Подобные случаи были характерны для Египта, Иордании, Йемена, Лесото и других стран. Некоторые страны Тропической Африки, Южной Азии, Центральной Америки потеряли 1/3 профессиональных работников.

Эмиграция нередко наносит тяжелый урон интеллектуальному потенциалу стран- доноров, который является самой ценной субстанцией любого общества. Суть этой проблемы состоит не столько в количестве уезжающих за рубеж специалистов, сколько в их значении. Отъезд того или иного неформально ведущего научного сотрудника может парализовать работу творческого коллектива. Отток «мозгов» усиливает диспропорции научно-технического развития основных подсистем мирового хозяйства и отдельных стран.

Миграция рабочей силы, базируясь на различиях в уровнях экономического развития, вместе с тем способствует ослаблению ряда проблем стран эмиграции. В частности, для ряда особенно малых стран денежные переводы эмигрантов играют важную роль в качестве источника их валютных поступлений. В Албании они составляют 150% объема экспорта товаров и услуг, в Буркина Фасо и Иордании - 31-42%, в Йемене - 23-29% их поступлений от товарного экспорта. В крупных странах (Индия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины) они составляют 20-27% экспортных поступлений.

Для рабочих-эмигрантов характерна высокая норма сбережений. Их средняя склонность к сбережениям колеблется от 35% у турецких эмигрантов до 70% - у пакистанских. Средняя склонность переводить в страну выезда ниже и колеблется в пределах 11-50%. Она понижается по мере увеличения срока пребывания иммигранта в принимающей стране.

Денежные переводы стимулируют внутренний спрос, который может приводить к росту производства и занятости. В ряде стран с узким внутренним рынком они могут увеличивать инфляционное давление и вызывать расширение импорта. Исследования по Бангладеш и Пакистану показали, что только небольшая часть переводов расходуется на производственные инвестиции. В социальной сфере позитивный эффект миграции связывают обычно с ростом благосостояния если не всего общества, то хотя бы некоторой его части.

Положительное влияние может оказывать приобщение временных мигрантов к более передовым технологиям, применяемым в странах иммиграции, более высоким стандартам трудовой этики. По оценкам, из США в свою страну возвращается примерно 25% иммигрантов, но возвращение эмигрантов не всегда приносит выгоду стране. Нередко только половина возвращающихся являются экономически активными.

Международная миграция трудовых ресурсов слабо влияет на перераспределение дохода в мировом хозяйстве и тем более на выравнивание уровней экономического развития. Рабочая сила до сих пор остается немобильным фактором производства по сравнению с капиталом, который перемещается в мировой экономической системе более свободно. Общий эффект международной миграции для экспортирующих стран значительно ниже, тем в торговле и движении капитала. Так, переводы мигрантов составляют лишь более 1 % мирового экспорта товаров.

Подобное положение предопределяется политикой прежде всего индустриальных стран, которая носит ярко выраженный иммиграционный характер. Начиная с 70-х годов страны Запада начали ужесточать меры по ограничению иммиграции, почти одновременно с этим западные страны, и прежде всего США, в рамках политики защиты прав человека развернули кампанию за свободу передвижения людей. Усилилась селективность допуска исходя из целей внешней политики и решения своих экономических проблем. Иммиграционные правила пересматривается в сторону поощрения притока научных и высококвалифицированных лиц. В этом отношении представляются обоснованными предложения ряда стран о выработке механизма компенсации за использование трудовой иммиграции

Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т. е. отдающей страны):

позитивные для экономики в целом:

Эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;

Из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;

Переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны;

При возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения.

Негативные:

Страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

Теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку;

Происходит «утечка умов».

Необходимо выработать меры, позволяющие обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран.

Значение трудовой миграции для стран-импортеров (значениеиммиграции) заключается в следующем :

1. Трудовая иммиграция обеспечивает нормальный воспроизводственный процесс в ряде отраслей экономики. Особенно это имеет значение для отраслей, не пользующихся популярностью у местных жителей трудоспособного возраста, в том числе для отраслей с более низким уровнем заработной платы и со сложными условиями труда (горное дело, металлургия, строительство, уборка мусора и т.д.). В ряде стран отрасли производства, дающие экспортный доход, в значительной степени зависят от труда иммигрантов (горнорудная промышленность ЮАР, сельское хозяйство Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии).

2. Иммигранты в результате хозяйственной деятельности получают доходы, а, следовательно, предъявляют дополнительный спрос на потребительские товары, стимулируя тем самым развитие отраслей потребительского сектора, а также определяя мультипликационный эффект в смежных отраслях экономики.

3. Работники-иммигранты платят налоги государству, что позволяет правительству иметь дополнительные средства, чтобы реализовать те или иные государственные программы.

4. Предприниматели, использующие иностранную рабочую силу, платят им, как правило, более низкую заработную плату, что является фактором экономии на издержках производства, а, следовательно, и фактором повышения прибыли хозяйственных ячеек.

5. Государство, привлекающее на свою территорию иностранную рабочую силу высокой квалификации, тем самым экономит на затратах на науку и образование. Благодаря притоку ученых и специалистов привносится динамизм в экономическое развитие страны.

В качестве отрицательного последствия иммиграции следует назвать возможность конфликтов между иностранными и местными работниками на религиозной, расовой и этнической почве.

60.Национальное регулирование процесса трудовой международной миграции.

На национальном уровне можно выделить два подхода:

1) ассимиляционный

2) отходнический

Выгоды странам иммиграции:

Высокая мобильность более дешевого рабочего труда

Занятость в отраслях непопулярных у местного населения

Использование опыта других стран

Оплата ниже национальных кадров

Омоложение структуры трудовых ресурсов

Расширение емкости внутреннего рынка

Экономия на обучении прибывающих

Выгоды странам эмиграции;

Снижается нагрузка на уровень безработицы в стране

2/3 дохода эмигранты отправляют в страну

Возможность мигрировать членам семьи

Страны не несут расходы на медицинское обслуживание

Используются деньги бюджета страны для решения внутренних проблем

Проблемы и противоречия:

- обостряется ситуация на нац. Рынке

Усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы

Провоцируются национальные и этнические конфликты

Противоречия законодательством страны.

(НЕОБЯЗАТЕЛЬНО):

Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций:

Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда;

Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев;

Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения;

Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих странах

60 вопрос. Национальное регулирование процесса трудовой международной миграции.!!!

а национальном уровне можно выделить два подхода:

1) ассимиляционный – его придерживаются США, Канада, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия, Израиль: привлечение мигрантов на постоянное место жительства с семьей, но без заранее определенного трудоустройства;

2) отходнический – прием работников по приглашениям национальных фирм на определенный срок (без семьи, но на определенное рабочее место).

Россия придерживается строго отходнического принципа для рабочей силы из стран СНГ и дальнего зарубежья и ассимиляционного для беженцев и переселенцев из числа русскоязычного населения из республик бывшего СССР.

В миграционных процессах Россия участвует двояко: и как страна-донор, и как принимающее государство. Вопреки алармистским прогнозам конца 1980-х гг., из России не наблюдалось массовой эмиграции. Хотя число уехавших велико. За период с 1990 по 2010 г. Россию покинуло 3,6 млн чел. С 1990 по 2000 г. эмиграция населения постоянно увеличивалась: с 103,7 тыс. чел. в 1990 г. до 145,7 тыс. в 2000 г. С 2001 г. количество эмигрантов резко сократилось, составив в 2011 г. порядка 30 тыс. чел.

В это же время резко возросло число иммигрантов, главным образом из бывших республик Советского Союза – Средней Азии и Закавказья, а также Украины и Молдовы. В 1990-е годы среди иммигрантов из этих стран значительную часть составляло русское и русскоязычное население, вытесняемое оттуда вследствие роста националистических настроений. Сегодня иммигранты – это преимущественно неквалифицированная местная рабочая сила, выталкиваемая из своих стран вследствие экономических трудностей. Как правило, такие мигранты не знают русского, незнакомы с русской культурой и не ставят задачу ассимилироваться в нашей стране. Зачастую они соглашаются на самые низкие заработки и занимают непрестижные для коренного населения рабочие места. Все это отрицательно сказывается на российском рынке труда, снижает уровень заработной платы для граждан России. Вкупе с эмиграцией квалифицированных работников такая иммиграция ведет к деградации трудового потенциала страны.


Похожая информация.


"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 1

Регулирование иммиграции

Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть дву - и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции.

Двусторонние соглашения принимают вид межправительственных или межведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченных выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии - Министерство труда, а в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда.

Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

1) работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

2) специалисты для новых и перспективных отраслей - программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

3) представители редких профессий - огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

4) специалисты с мировым именем - музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

5) крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует специальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие.

Профессиональная классификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране - экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3 - 5 лет стажа работы по специальности. Могут потребовать также и рекомендательные письма. Для большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или специальном образовании. Например, в Австралии считают законными следующие российские дипломы - инженеров промышленного производства, специалистов по компьютерам и бухгалтеров, а также свидетельства о профессиональном образовании слесарей-монтажников, электромехаников, рабочих-металлопрокатчиков. В Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее трех лет. А в Омане, ОАЭ и Катаре даже для поваров необходим стаж не менее 5 лет.

Ограничение личного характера. Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20 - 40 лет. К примеру, Швеция и Норвегия нуждаются в буровиках-нефтяниках в возрасте от 20 до 40 лет. В Объединенных Арабских Эмиратах требуются врачи и средний медицинский персонал в возрасте 20 - 45 лет. Чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигранта, которая иначе называется "социальная чистота", что считается важным моментом для сохранения социальной и политической стабильности принимающей страны. В США ограничивается въезд в страну членов коммунистических партий или любой другой партии тоталитарного типа. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы.

Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест.

Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, и только после этого они приобретают право вновь приехать в принимающую страну.

Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, в рамках географических квот правительства проводят лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона. В США, например, географическая структура иммиграции устанавливается законодательно. Так, для того, чтобы на не дискриминационной основе обеспечить сбалансированность иммиграции разных национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в соответствии с программой диверсификации иммигрантских виз DV-1. На основании статистики иммиграции за предшествующие пять лет устанавливаются страны, экспортирующие наибольшее количество рабочей силы в США. Затем на основе специально разработанных формул определяется квота каждой страны, граждане которой имеют право участвовать в лотерее. Чем больше была иммиграция из данной страны за предыдущие пять лет, тем меньше квота этой страны в лотерее.

Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции. Они могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За его совершение предусматриваются депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторых небольших фирм и предприятий.

Стимулирование реэмиграции

В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:

Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная с мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину.

Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. Но приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить уже существующую работу в развитых странах, чем реэмигрировать и пытаться трудоустроиться у себя на родине.

Программы экономической помощи странам с массовой эмиграцией. Развитые страны заключают соглашения со странами - экспортерами рабочей силы об инвестиции части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия принимали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ с Турцией. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции.

Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей. Главной причиной их низкой эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий по сокращению эмиграции.

Экономические последствия миграции рабочей силы

Принимающие иностранную рабочую силу страны используют ее как фактор развития своих производительных сил. На практике существует несколько явлений, подтверждающих это положение. В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению "узких мест" и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства. Так, в конце 80-х годов иностранные рабочие составили в Западной Европе от 5 до 25% всех работающих по найму.

В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик. Например, в настоящее время иностранные рабочие составляют во Франции 33% занятых в автомобилестроении, в Швейцарии - 40% всех строительных рабочих, в Бельгии - 50% шахтеров и т.д.

Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики - строительства, угольной промышленности, сферы услуг.

В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом - иностранной. Население данной страны выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов, занятых на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ, имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих.

Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие средства на подготовке кадров. К примеру, в результате "бегства умов" Соединенные Штаты сэкономили лишь в сфере образования и научной деятельности за период с 1965 по 1990 г. не менее 15 млрд долл.

Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж. Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд "Экономические последствия иммиграции", оценивает безусловно позитивно влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом. Точно так характеризуют воздействие иммиграции на рост экономики США и 81% опрошенных экспертов, в разные годы занимавших руководящие посты в Американской экономической ассоциации или бывших членов президентского Совета экономических советников.

Е.Глинкин

Менеджер

компании "Астур XXI"

Подписано в печать

К традиционным центрам относят:

1. Страны Западной Европы. Здесь насчитывается 13 млн мигрантов и членов их семей. Странами, принимающи­ми основную часть иммигрантов, являются Германия (4,63 млн иностранцев), Франция (4 млн), Великобри­тания, Швейцария, Бельгия (I млн), Швеция (1 млн), Нидерланды. В этих странах, активно использующих ино­странных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Например, во Франции эмигранты составляют 1/4 занятых в строи­тельстве; 1/3 в автомобилестроении; в Бельгии - 1/2 горняков и т. д. Среди стран-экспортеров рабочей силы в данный регион следует выделить страны так называе­мой европейской периферии (Турция, Италия и др.), страны Восточной Европы, а также страны Ближнего Востока и Северной Африки. Характерной особенностью международного миграционного процесса в данном ре­гионе является существование Единого рынка труда, который был образован как одна из стадий интеграции ЕС, поэтому в Западной Европе высока доля мигрантов (примерно 40%) из стран-членов ЕС.

До последнего времени иностранные рабочие использовались преимущественно в тех сферах, где велика доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания), и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или считается непрестижной для местного населения. Здесь доля иностранцев очень велика, порой доходит до 70%, а это значит, что такие предприятия уже "сориентированы" на использование пришлой рабочей силы.

В связи с проходящим процессом объединения Европы во вто­рой половине 90-х годов, по прогнозам Немецкого федерального института занятости, ускоренный экономический рост создаст рабо­чие места, но не вызовет иммиграции по образу и подобию 60-хгодов. Страны ЕС будут неохотно совершать вербовку из третьих стран. Основные преимущества, как предполагается, получат Ве­ликобритания, Германия, Франция и страны Бенилюкса.

В Великобритании и Германии будет создано 40% от всех но­вых рабочих мест, из них около 25% - в промышленности, 50% - в оптовой и розничной торговле, на транспорте, в строительстве. Возникает вопрос: если дополнительные рабочие места появятся в Северной Европе, в которой не предвидится рост населения, и в то же время миграция внутри ЕС существенно не возрастет,токаким образом будут заполнены вновь созданные места? По еди­нодушному мнению большинства европейских экспертов, эти стра­ны предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии, ак­тивнее использовать труд женщин и т.п.

2. США. Ежегодный доступ иммигрантов в США с 1995 г. установлен на уровне 650 тыс. человек. Сегодня иност­ранцы, которые мигрируют в США из различных стран мирового хозяйства, но, в большей степени, из Мекси­ки, составляют 5% рабочей силы страны.


Послевоенная иммиграция в США состояла из двух этапов: первый этап включал мощную европейскую иммиграцию в конце 40- 50-х годах, до середины 60-х годов в США въехало около 711 млн. человек из Западной Европы. Второй этап начался в 1965 г., с принятия закона, создавшего условия особо благоприятные для выходцев из Азии и Латинской Америки. Очевидно, 1993 г. стал началом третьего этапа, когда появились преимущества у имми­грантов из европейских стран, особенно из Ирландии, Велико­британии (Северная Ирландия), Италии, Польши, а также из Ар­гентины. Подобная переориентация объясняется тем, что к нача­лу следующего десятилетия США могут стать страной, где белые будут в меньшинстве в результате высокой рождаемости цветного населения. По прогнозам института Хадсона, с 1985 по 2000 доля белого населения в занятости уменьшится с 83 до 57%, цветного, напротив, возрастет с 10 до 20%. Ожидается, что доля иммигрантов должна увеличиться с 7 до 22%.

3. Австралия. В стране используется около 200 тыс. иност­ранных рабочих. Преобладают мигранты из Восточной и Юго-Восточной Азии, а также из Восточной и Цент­ральной Европы. С 1982 г. Австралия проводит миграци­онную политику, на основе которой в первую очередь в страну принимаются иммигранты, осуществляющие ин­вестиции в экономику страны, например, в начале 90-х годов в экономику Австралии таким образом влилось 1,2 млрд долл.; 9 тыс. инвесторов и 28 тыс. членов их семей получили визы.

С конца 60-х - начала 70-х годовXX в. стали появлять­ся новые нетрадиционные центры притяжения рабочей силы . В данных центрах наблюдаются высокие темпы экономи­ческого роста, развитие обрабатывающей промышленности, значительные объемы привлеченного иностранного капитала, вплоть до создания филиаловТНК, а, соответственно отме­чается высокая потребность в дополнительных трудовых ре­сурсах. К ним относят:

1. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Основными импортерами рабочей силы являлись: Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Южная Ко­рея, Тайвань. Основными поставщиками рабочей силы выступают Китай, Вьетнам, Лаос и другие соседние го­сударства.

2. Нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Этот ры­нок рабочей силы сформировался в 70-е годы. Сюда к началу 90-х годов оказалось стянуто более 4,5 млн ино­странных рабочих, в то время как численность местных рабочих - 2 млн человек. Значителен удельный вес ино­странной рабочей силы в общей численности рабочих региона, например, в ОАЭ он составляет около 97%, в Катаре - 95,6%, в Кувейте - 86,5%. Главным экспор­тером рабочей силы на Ближнем Востоке является Еги­пет. В середине 90-х годов доходы по трудовым перево­дам эмигрантов составили здесь 3,2 млрд долл. Также высока доля мигрантов из других близлежащих арабских государств (Сирия, Ливан, Иордания и др.), из Восточ­ной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Филип­пины и др.).

3. Страны Латинской Америки. Здесь общее число мигран­тов составляет 3 млн человек. Наиболее распространен­ной формой является сельская сезонная миграция, а так­же кратковременная - на работу в машиносборочных цехах филиалов известных автомобилестроительных ТНК «Дженерал Моторс», «Фольксваген», «ФИАТ». Крупные производства в данном регионе имеет и шведская ком­пания «Нестле». Уже семь стран Латинской Америки заинтересовались иммигрантами из бывшегоСССР и Во­сточной Европы. Аргентина, Боливия, Бразилия, Вене­суэла, Чили и Парагвай субсидируют специальные про­граммы по привлечению восточноевропейцев. Среди специальностей, в которых ощущается острая нехватка кадров, - нефтяники, инженеры-химики, фермеры.

4. Страны Африки. Этому региону характерна внутренняя миграция, составившая в начале 90-х годов 2 млн чело­век. Основными принимающими странами здесь высту­пают страны Северной Африки и ЮАР, где мигранты работают в таких сложных отраслях, как алмазодобыча, золотодобыча, добыча урана.

5. Россия. В настоящее время РФ, которая переживает де­мографический кризис, связанный со снижением рож­даемости и увеличением смертности, вынуждена проти­востоять ему за счет выхода на мировой рынок рабочей силы и увеличение притока иммигрантов в страну. Со­гласно статистическим данным Министерства внутрен­них дел и Федеральной Миграционной Службы РФ в конце 1996 г. в РФ насчитывалось 1 200 тыс. иммигран­тов из стран ближнего зарубежья и около 530 тыс. иност­ранных граждан; особую, весьма проблематичную, ка­тегорию иммигрантов в РФ представляют беженцы и вынужденные переселенцы, количество которых на нача­ло 1995 г. достигло 702,5 тыс. человек. Количество эмигран­тов по официальным данным составило в 1995 г. 340 тыс. человек. В перспективе Россия могла бы экспортировать за рубеж 1-1,5 млн человек, получая ежегодно 10-20 млрд долл.

Численность населения постоянно изменяется. Изменение численности населения Земли происходит за счет естественного прироста , который по отдельным регионам далеко не одинаков. Относительно быстро растет население развивающихся стран. В развитых странах естественного роста населения вооб­ще не наблюдается или он настолько мал, что не позволяет обеспечивать воспроизводство трудовых ресурсов. Для этих стран единственным выходом является пополнение рабочей силы за счет миграции населения из слаборазвитых и развиваются стран.

Использование иностранной рабочей силы уже давно стало непременным условием нормального процесса воспроизводства. В странах, активно использующих иностранных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Так, например, во Франции иммигранты составляют 1/4 занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении; в Бельгии - половину горняков; в Швейцарии - 40 % всех строительных рабочих. В то же время для большинства развивающихся стран, осуществляющих экспорт рабочей силы, отказ от него означал бы потерю важнейшего валютного источника. Так, если в Египте эксплуатация Суэцкого канала в конце 80-х годов давала прибыль в 200 млн. дол. а туризм - 800 млн. долл. ,то денежные перевода. эмигрантов - 3.1 млрд. долл.

Миграция рабочей силы - явление сложное, неоднозначное, требующее пристального изучения в контексте современных тенденций развития мировой экономики, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями экономической жизни общества.

До последнего времени иностранные рабочие использовались преимущественно в тех сферах, где велика доля ручного труда: строительство, сфера обслужвания, и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или непрестижной для местного населения. Здесь доля иностранцев очень велика и порой доходит до 70 %,а это значит, что такие предприятия уже "соориентированы” на использование иностранной рабочей силы.

В связи с проходящим процессов объединения Европы во второй половине 90-х годов, по прогнозам Немецкого федерального института занятости, ускоренный экономический рост создает рабочие места, но не вызовет иммиграции по образцу и подобию 60-х годов. Страны ЕС будут неохотно совершать вербовку из третьих стран. Основные преимущества, как предполагается, получат Великобритания, Германия, Франция и страны Бенилюкса.

Если первоначально центрами притяжения рабочей силы были в основном индустриальные государства Западной Европы и Северной Америки , то в 70-е годы весьма стремительно сформировался рынок труда в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. Он, по существу, до последнего времени был третьим центром иммиграции. Сюда к началу 80-х годов оказалось стянуто около 3 млн. иностранных рабочих. Об значительной интенсивности миграционного процесса свидетельствует большой удельный вес иностранных рабочих. Так, в Арабских Эмиратах она составила около 50 %, В Катаре - около 80 %, в Саудовской Аравии и Бахрейне - по 40 %.

Четвертый центр сформировался в Латинской Америке. Здесь в основном Аргентина и Венесуэла принимает рабочих из соседних стран. Общее число иммигрантов достигает здесь 3 млн. человек, подавляющее большинство которых составляют латиноамериканцы.

Межотраслевая миграция имеет место и в Африке и в Азии. Надо сказать, что в области миграции статистика не отличается большой достоверностью. Что же касается Африки, то статистический учет и вовсе не дает возможности устанавливать ее действительные масштабы и направления. По приблизительным оценкам, миграция составляет 2 млн. человек. В основном более богатые страны берут неквалифицированных работников. Специалисты, приезжающие из других регионов мира, составляют не более 500 тыс. человек. Страны Азии, являясь в подавляющем большинстве экспортерами рабочей силы, принимают высококвалифицированных специалистов по отдельным специальностям. Наконец, Австралия использует около 200 тыс. человек, многие из которых готовятся к получению гражданства страны пребывания.

Необходимо подчеркнуть, что миграционные процессы характеризуются не только количественными показателями, направлениями передвижения, но и квалификационными характеристиками мигрантов.

Научно-техническая революция формирует особый рынок высококвалифицированной рабочей силы. Для него характерны высокое творческое содержание, самомотивация, основывающаяся на высоком уровне образования, высокая стоимость рабочей силы, приспособляемость ее к новым экономическим условиям. По прогнозам европейских экспертов, работники самой высокой квалификации будут самой мобильной рабочей силой. Либерализация коммерческого законодательства и увеличивающееся жизненное пространство для компаний будут стимулировать подвижность мелких и средних компаний внутри ЕС. В этих условиях спрос на рабочую силу высокой квалификации будет таким большим, что сюда устремятся эмигранты из третьих стран.

До недавнего времени основными поставщиками кадров высокой квалификации в США и западноевропейские страны были Индия, Пакистан и Египет. Эта тенденция в настоящее время и в ближайшем будущем измениться: произойдет переориентация в связи с изменением ситуации в восточноевропейских странах и в бывшем СССР. Сказанное относится и к представителям особого рынка труда - спортсменам, артистам, музыкантам.

В то же время, как уже отмечалось, иммигранты занимаются и непрестижными тяжелыми и вредными работами. Эти рабочие места даже в периоды кризисов при увеличении числа безработных не привлекают местное население.

Государство довольно активно влияет на процесс миграции . При оживление производства допускается либерализация импорта, при спаде происходит его лимитирование. Регулируется не только количество иммигрантов, но и профессиональная, квалификационная, половозрастная структуры и, конечно, продолжительность проживания в стране.

В странах-импортерах сложилась система государственных мер регулирования миграции Оно включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе, национальные службы миграции, а также межгосударственные соглашения.

На межгосударственном уровне странами-участницами Организации экономического сотрудничества и развития создана служба, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. Иммиграционная политика проводится непосредственно через национальные службы эмиграции, которые обычно создаются при министерствах труда, юстиции или внутренних дел. Иммиграционные службы стран осуществляют функции контроля за въездом в страну иммигрантов. Они выдают разрешения, согласованные с заявками предпринимателей на въезд и работу, а также определяет время пребывания. Отметим, что регулирование продолжительности пребывания осуществляется в разных странах по разному. Для ФРГ, например, в основном характерна жесткая ротация (пребывание от одного года до трех-пяти лет без приема семей). Для Франции, Бельгии, Великобритании, наоборот, характерна семейная иммиграция, приводящая к расширению внутреннего рынка. Для США, Канады, Австралии, Новой Зеландии наиболее приемлемой оказалась "ассимилированная миграция", предусматривающая получение гражданства после определенного срока непрерывного пребывания.