Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный "статьей 1" настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями - за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный "закон" от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный "закон" от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 "N 54-ФЗ", от 24.07.2009 "N 213-ФЗ")

Статья 4. Установить, что до "внесения изменений" в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 "статьи 12" Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

"абзац второй" исключить;

"абзац третий" изложить в следующей редакции:

"Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.".

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный "закон" от 9 января 1997 года № 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России применяется для:

  • регулирования оплаты труда;
  • определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
  • иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ ).

Право работника на получение заработной платы не ниже МРОТ гарантируется ТК РФ.

МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ). Однако в течение долгого времени данное требование ТК РФ не соблюдалось, и МРОТ в РФ существенно отставал от величины прожиточного минимума. Так, в период с 01.07.2017 и до 01.01.2018 МРОТ составлял 7 800 рублей (ст. 1 Закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ ). Вместе с тем прожиточный минимум трудоспособного населения в РФ, к примеру, за I и II кварталы 2017 года составляли 10 701 рублей и 11 163 рублей соответственно. То есть МРОТ однозначно был ниже величины прожиточного минимума. В более ранние годы наблюдалась аналогичная ситуация. Кстати, в связи с этим в ТК РФ была добавлена отдельная статья о том, что порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума должны устанавливаться федеральным законом (ст. 421 ТК РФ).

Однако начиная с 2019 года положение дел меняется.

МРОТ с 01.01.2019

В редакции Закона о МРОТ, действующей с 01.01.2018, появилась норма о том, что начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно минимальный размер оплаты труда устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал предыдущего года (ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ ). А если получится так, что указанная величина прожиточного минимума окажется меньше МРОТ, установленного на предшествующий год, то новый МРОТ понижать не будут, а оставят на преженем уровне.

Поэтому МРОТ с 1 января 2019 года равен 11 280 рублей в месяц (ст. 1 Закона от 25.12.2018 N 481-ФЗ). Ведь именно столько составляет прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал 2018 года (

МРОТ — это минимум оплаты труда в месяц, установленный Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 N 82-ФЗ . Каждый год появляется ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда"» и уставнавливает МРОТ на наступающий год.

  • Размер МРОТ на 2014 год составил 5 554 рубля (Федеральный закон от 02.12.2013 № 336-ФЗ);
  • Размер МРОТ в 2015 году составил 5 965 руб (Федеральный закон от 01.12.2014 № 408-ФЗ);
  • Размер МРОТ на 2016 год составил 6 204 рубля (Федеральный закон от 14.12.2015 № 376-ФЗ), а с 01 июля 2016 года увеличится до 7 500 рублей;
  • Размер МРОТ в 2017 году остался равным 7 500 рублей, но с 01 июля 2017 года МРОТ вырос до 7800 рублей (Федеральный закон от 19.12.2016 г. №460-ФЗ);
  • Размер МРОТ на начало 2018 года составил 9 489 рублей, а позже был увеличен до 11 163 рублей (Федеральный закон от 07.03.2018 г. №41-ФЗ);
  • Размер МРОТ в 2019 году составил 11 280 рублей (Федеральный закон от 25.12.2018 г. №481-ФЗ).

Применение МРОТ

МРОТ применяется для:

  • Регулирования оплаты труда. В соответствии с ТК РФ, зарплата работника любой организации за полностью отработанный месяц не может быть меньше МРОТ.
  • Определения минимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам.
  • правительства субъекта РФ;
  • объединения профсоюзов;
  • объединения работодателей.

После того как соглашение заключено, всем работодателям предлагается к нему присоединиться: предложение о присоединении к соглашению официально публикуется в СМИ. Если работодатель в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения не представил мотивированный письменный отказ, считается, что работодатель присоединился к соглашению и обязан его применять.

Региональный МРОТ обязаны применять коммерческие организации и предприниматели субъекта РФ, обособленные подразделения, расположенные в субъекте, государственные учреждения, финансируемые из бюджетов субъектов РФ, и муниципальные учреждения. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.

Дополнительно к региональному МРОТ применяются надбавки и коэффициенты, установленные в регионе. Например, в Алтайском крае соглашением на 2019-2021 год установлен МРОТ 13 000 рублей. При этом в крае действует районный коэффициент 15%. Значит работодатели Алтайского края не имеют права установить зарплату ниже 14 950 рублей (13 000 × 1,15).

Новый МРОТ с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года в РФ изменился МРОТ. Новый минимальный размер оплаты труда увеличился до11 280 рублей. Этот факт повлияет на размер минимального пособия на ребенка до 1,5 лет.

Аббревиатура МРОТ расшифровывается как минимальный размер оплаты труда и используется в современной экономике для многих целей. Рассмотрим динамику МРОТ, а также особенности показателя.

Что это такое и для чего необходимо

Минимальный размер оплаты труда – минимум оплаты, который установлен на федеральном уровне. Он может рассчитываться за определенный промежуток времени – час, день, неделя, месяц, год.

Именно ту сумму, которая установлена, работодатель обязуется платить своему сотруднику, не меньше (можно больше). Данная планка может быть установлена в законодательном порядке и в неформальном виде.

Хотя этот показатель используется в большинстве стран мира, однозначного мнения касательно пользы и вреда его применения не имеется.

Есть несколько задач , для решения которых используется показатель МРОТ:

  • оптимальное регулирование трудовой оплаты;
  • возможность определения размеров пособий по временному процессу нетрудоспособности;
  • расчетные действия по выплате пособий, связанных с беременностью и родами;
  • обязательное социальное страхование.

Нормативно-правовые акты и планируемые нововведения

Регламент по тем или иным порядкам устанавливается в Трудовом кодексе, статьей 133 . Согласно действующим положениям законодательства, ежемесячная оплата за труд работника, который полностью отработал данный период, не может быть ниже, чем минимальный показатель оплаты .

Установление оптимального показателя осуществляется в рамках федерального законодательства. Если говорить о данных на 2015 год, то этот параметр составлял 5965 руб., а со следующего года он повысился на 250 рублей. В 2017 году данный критерий возрос еще больше. В 2018 год в январе МРОТ составлял 9489 руб., с 1 мая — 11 163 руб.

Согласно части 1 ст. 133 , МРОТ, устанавливаемый по всей территории страны, не может составлять меньшую величину , чем прожиточный минимум.

Если работодатель будет выплачивать сотрудникам заработную плату, которая не превышает размер МРОТ, то в дальнейшем это грозит административной ответственностью.

МРОТ в России

Рассмотрим таблицу, в которой отражена динамика роста показателя по годам – с 2008 по 2018.

Годовой период установления МРОТ Значение МРОТ, рублей
С 2009, с 1 января 4330
С 2011, с 1 июня 4611
С 2013, с 1 января 5205
С 2014, с 1 января 5564
С 2015, с 1 января 5965
С 2016, с 1 января 6204
С 2016, с 1 июля 7500
С 2017, с 1 июля 7800
С 2018, с 1 января 9489
С 2018, с 1 мая 11 163

Исходя из табличных данных, можно сделать вывод, что в последние годы наблюдаются активные темпы роста данного показателя . Чем ближе к 2017-2018 годам, тем больше возрастает МРОТ. Практика насчитывает несколько случаев , при которых пересчет этой величины наблюдался 2 раза в год, в частности – в 2016, 2018 годах, а также изменения дважды в год происходили в 2001, 2005.

Сколько составляет от прожиточного минимума

В России есть закон, в соответствии с которым МРОТ должен быть не меньше величины прожиточного минимума. В 2018 году в этом плане произошло уравнение , и величины имеют идентичное значение.

С начала 2018 года МРОТ составлял 85% от величины прожиточного минимума и сравнялся с суммой 9489 рублей. По данным на май МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом .

Федеральный МРОТ

Вообще на территории России установлено два показателя – для расчетных мероприятий по заработной плате и для проведения подсчетов штрафных санкций, пени, пособий.

Для расчета зарплаты

С января 2002 года по начало 2010 показатель МРОТ использовался в целях регулирования трудовой оплаты и определения размерных значений различных пособий .

До 2002 года данный критерий использовался и для решения других задач. Например, для точного определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, для компенсации вреда по работе, профзаболеваниям и прочим повреждениям. В целях решения этих задач с 2018 года используется показатель в 11 163 руб .

Во множестве российских регионов для определения оплаты трудовых действий используется еще и региональный МРОТ . То есть получается, что законодатели определенных регионов имеют право на установление своего размера заработной платы.

Есть несколько сторон , силами которых определяется оптимальный показатель МРОТ:

  • правительство, которое ответственно за экономику того или иного субъекта, в его роли может выступать населенный пункт, регион, край или область;
  • объединения, относящиеся к работодателям, это могут быть союзы ремесленников, работников промышленной сферы, предпринимателей;
  • федерации профсоюзов.

После оговорок всех соглашений работодателям делается предложение присоединиться к новым правилам.

Для штрафов, налогов, пеней

Если необходимо определить именно данные величины, то ранее в этих целях практиковалось использование базовой суммы . Ее размер подвергался многочисленным изменениям с 2001 года и оставался равным показателю в 100 рублей.

Но в настоящее время зависимость штрафной суммы от минимального оплатного размера установлена в законодательном порядке, который и регламентирует эти суммы в твердых величинах. К примеру, штрафы по правонарушениям административного или уголовного характера считаются не в показателе МРОТ, а имеют выражение в виде конкретной суммы .

Получается, что в настоящее время штрафные и прочие санкции, согласно общим требованиям российского законодательства, подлежат исчислению в твердых суммах и не имеют отношения к МРОТ. В связи с этой причиной базовая сумма, которая ранее находила применение в процессе начисления и расчета штрафных величин, в настоящее время считается не актуальной .

Зато сегодня МРОТ актуален в ходе определения минимальных показателей заработной платы и вычисления сумм полагающихся социальных пособий.

Минимальный размер зарплаты в крупных регионах

Если рассматривать данные на 2018 год, то практически во всех регионах действует уровень в 11 163 руб . В некоторых — выше.

85 регионов России установили минимальный размер оплаты труда.

Прожиточный минимум и потребительская корзина

В качестве прожиточного минимума выступает минимальный показатель дохода, который является необходимой суммой для обеспечения и поддержания среднего уровня жизни в стране. Этот показатель представляет собой приблизительную стоимость потребительской корзины .

Расчет прожиточного минимума осуществляется в отдельности по каждому региону. Также его определение производится для различных категорий населения – пенсионеры, дети, трудоспособные граждане.

примерный расчетный перечень товарных позиций , который характеризует типичную структуру годового потребления одного человека. Также это значение может рассчитываться на целую семью.

Этот набор целесообразно использовать для расчетных операций по минимальному потребительскому бюджету (прожиточному минимуму). Это – своеобразная база для сравнения расчетного и реального потребительского уровня.

Если рассматривать структурный состав годовой потребительской корзины, то в нее у трудоспособного человека входит следующий годовойнабор продуктов :

  • картофель – 100,4 кг;
  • хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на крупу, муку, бобовые) – 126,5 кг;
  • овощи и бахчевые — 114,6 кг;
  • фрукты свежие — 60 кг;
  • мясная продукция и полуфабрикаты – 58,6 кг;
  • рыбопродукты — 18,5 кг;
  • молоко и молокопродукты — 290 кг;
  • масло растительное, маргарин и другие жиры — 11 кг;
  • яйца – 210 шт;
  • прочие продукты (соль, чай, специи) — 4,9 кг.

Помимо этого, стоит учесть еще и непродовольственные товары, которые включают в себя половину суммы, затраченной на продукты. Вдобавок стоит учесть и коммунальные платежи с прочими услугами, которые условно берутся за норму в 50% от стоимостного показателя продуктовой корзины.

Ответственность за выплаты зарплаты ниже МРОТ

Если работодатель платит сотруднику зарплату ниже прожиточного минимума, он несет определенную ответственность .

  1. Административная – в данном случае речь идет о штрафе суммой от 1000 до 5000 рублей. Для юридических лиц эти показатели увеличиваются и составляют от 30 000 до 50 000 руб. Возможно приостановление коммерческой работы на 3 месяца.
  2. Уголовная . Она подразумевает необходимость выплаты штрафа в размере от 100 000 до 500 000 руб. или лишение права занимать руководящие посты на 3 года. В некоторых случаях наказание подразумевает лишение свободы.

Таким образом, МРОТ играет важную роль в жизни страны и регионов. Грамотный подход к его расчету гарантирует народу хороший уровень жизни.

05.09.2019 , Сашка Букашка

Что такое МРОТ - это минимальный уровень оплаты труда в России. Он разделяется на федеральный и региональный.

Этот показатель используется, чтобы на законодательном уровне установить минимальный размер заработной платы для работников в коммерческих, некоммерческих и государственных организациях, проще говоря, нижнюю планку для работодателей. Но всё намного сложнее.

Для социальных выплат

Размер стипендий, пособий, других обязательных социальных выплат зависит от величины МРОТ. Если он повышается, то повышаются и эти социальные выплаты. Но их расчет производится, исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Это устанавливает статья 4 закона № 82-ФЗ.

Для налогов и штрафов

Исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей производится, исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

То же касается и платежей по гражданско-правовым отношениям. Часть 2 статьи 5 закона 82-ФЗ предусматривает расчет этих платежей из базовой суммы в 100 рублей. К таким платежам относятся выплаты по договорам пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением. Но Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.11.2008 № 11-П эта норма признана не соответствующей Конституции и Гражданскому кодексу РФ, и теперь эти платежи исчисляют, исходя из показателя для регулирования зарплаты.

Немного теории: международный смысл МРОТ

Исходя из международных стандартов, минимальная оплата труда рассматривается как нижняя граница, гарантирующая удовлетворение основных жизненных потребностей трудящегося и его семьи. Список таких потребностей не определяется, указываются лишь критерии их установления.

Например, в Хартии Европейского сообщества от 09.12.1989 «Об основных социальных правах трудящихся» указывается: трудящимся должна обеспечиваться справедливая заработная плата, т. е. достаточная для обеспечения приличного (удовлетворительного) жизненного уровня. В случае удержаний из заработной платы должны приниматься меры, позволяющие продолжать получение необходимых средств для работника и членов его семьи. Статья 3 Конвенции МОТ № 131 при определении этого показателя предлагает учитывать потребности не только трудящихся, но и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социального пособия, сравнительный уровень жизни других социальных групп, экономические соображения, уровень производства, желательность достижения и поддержания высокой занятости.

В соответствии с Европейской социальной хартией Совета Европы (ETS № 163) от 03.05.1996, которую Российская Федерация подписала в 2000 г., но не ратифицировала, для реализации права на справедливое вознаграждение за труд государства обязуются признать право работников на вознаграждение, обеспечивающее им и их семьям достойный жизненный уровень.

Итак, согласно международным правовым актам, минимальная заработная плата должна устанавливаться с учетом интересов работников и членов их семей. Но интересы экономического развития нельзя не учитывать, ведь от социально-экономического положения страны зависит определение критериев установления уровня основных жизненных потребностей трудящихся.