Morality; Moral) - термин, используемый в отношении индивида или группы и обозначающий условия, при которых осуществляются самоконтроль, уверенность в себе и дисциплинированное поведение.

"За действиями человека стоит не общественное мнение, не всеобщий моральный кодекс, но сама личность, в отношении которой он до поры до времени остается на бессознательном уровне. Каждый из нас всегда есть еще и то, чем он был прежде, и точно так же он непременно есть уже и то, чем только станет" (CW 11, par. 390; ОИ, с. 302).

Психологически моральная проблема формулируется тогда, когда человек сталкивается с вопросом - кем он может стать, в противовес тому, кем он станет, если устоялись определенные установки, решения приняты и действия поощрены без рефлексии.

Юнг утверждал, что мораль не является изобретением общества, но свойственна самим законам жизни. Именно человек, действующий со знанием своей собственной моральной ответственности перед самим собой, создает культуру в большей степени, чем все остальные.

В отличие от супер-эго Фрейда, Юнг предполагал, что именно врожденный принцип индивидуальности заставляет каждого человека придерживаться моральных взглядов, согласующихся с ним самим. Этот принцип и восстанавливает равновесие между сознательными и бессознательными силами.

Любое столкновение с архетипами ставит моральную проблему. В частности, сильные авторитарные требования выдвигает архетип самости. Здесь Юнг подчеркивает, что можно сознательно сказать "нет" власти самости, хотя возможен и союз с ней. Но пытаться игнорировать или отвергать самость аморально, поскольку это отрицает уникальный потенциал человеческого существования. Именно конфликт противоположностей ставит перед личностью моральную проблему.

Мораль

с точки зрения социальной психологии на мораль приходится смотреть как на известную форму социального поведения, вырабатываемую и устанавливаемую в интересах господствующего класса, разную для разных классов. Вот почему всегда существовала мораль господ и мораль рабов, вот почему эпохи кризисов бывали величайшими кризисами морали. (3.1, 250) См. Поведение

МОРАЛЬ

1. Доктрина или набор принципов действия, моральный кодекс. 2. Такое качество действия, благодаря которому это действие, согласно конкретному моральному кодексу, считается правильным и соответствующим или нет. Мораль, поскольку она происходит из социальной кодификации правильного и неправильного, может рассматриваться либо как внутренняя и, следовательно, как часть личного кодекса индивида, либо как внешняя, навязываемая обществом. Хотя некоторые истины кажутся самоочевидными, это, возможно, не тот случай, когда существует или может быть установлен (с позволения Канта) универсальный моральный кодекс; как в случае с этикой, здесь рекомендуется релятивистская позиция.

Мораль

от лат. moralis нравственный),

1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами, мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой;

2) отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т.п.).

Мораль

Мораль

лат. moralis - нравственный) - 1. совокупность неписанных, условных (конвенциональных) принципов и норм поведения по отношению к себе, другим людям, социальным группам и обществу в целом. Одной из самых важных проблем теории личности является исследование природы и развития нравственного сознания человека. Психопатология нравственного сознания разработана лишь в самых общих чертах; 2. с отрицательной коннотацией - нравоучение, поучение, чтение моральных сентенций; 3. поучительный вывод.

Мораль

понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляется как разумное, самосознательное и свободное существо.

Понятие «мораль» формируется в философском размышлении с целью обобщения тех сторон человеческой жизни, которые обозначались словами «благо (добро) и зло», «справедливость и своенравность», «правильное и неправильное», а также «склад характера», «нормы и принципы поведения», «достоинство» и т.д.

Основные различия в философско-этических и моралистических трактовках морали определяются расхождениями в понимании источника морали и содержания морального идеала.

По пониманию источника морали типологически различаются:

а) натуралистические концепции, выводящие мораль из природы, представляющие мораль как момент развития природных (биологических) закономерностей (Ж.О. де Ламетри, эволюционная этика);

б) социологические концепции, выводящие мораль из общества, представляющие мораль как элемент общественной организации (Ницше, З. Фрейд, которые выделяют основную функцию морали как социально репрессивную);

в) антропологические» концепции, выводящие мораль из природы человека, трактующие мораль как неотъемлемое качество человека (Демокрит, Аристотель, Ж.П. Сартр, Э. Фромм);

г) супранатуралистические концепции, выводящие мораль из некоторого трансцендентного источника, в религиозных учениях мораль представляется как данная в откровении божественная заповедь (Платон, Августин, Фома Аквинский, русская религиозно-философская традиция).

По интерпретации идеала различаются:

а) гедонистические учения, согласно которым, высшей ценностью и целью человека является удовольствие, и все обязанности человека, в конечном счете, подчинены его желанию получить удовольствия (киренаики, Д. Де Сад);

б) утилитаристские, или прагматистские учения, согласно которым морально ценным является то, что служит определенной цели, а человек должен совершать полезные действия и стремиться к успеху (софисты, Милль, Б. Франклин, Ф. Чернышевский, марксизм);

в) перфекционистские учения, согласно которым высшей ценностью является совершенство, и каждый должен совершенствоваться в стремлении приблизиться к идеалу

(Платон, Августин, Б. Спиноза, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев);

г) гуманистические учения, согласно которым высшей нравственной ценностью является человек, и обязанностью каждого является содействие благу другого (Шефтсбери, А. Шопенгауэр, Фромм).

Классификация основана на выделении «первичных» ценностей: не включена этика счастья, этика долга, т.е. касаются умозрительных образов морали, указывают на приоритет определенной ценности (удовольствия, пользы, совершенства, милосердия).

Современный человек почему-то редко руководствуется в своих действиях здравым смыслом. Все решения принимаются исключительно на эмоциях, вследствие чего может создаться впечатление о невоспитанности человека или о его неуважении к окружающим. На самом деле, не многие понимают такие понятия, как мораль и нравственность, считая их устаревшими нормами, которые в современной жизни пользы человеку не приносят. В этой статье мы хотим поговорить именно на эту тему.

Если вы относите себя к числу цивилизованных людей, которые по жизни не руководствуются только животными инстинктами и биологическими потребностями, то вас можно назвать человеком нравственным, обладающим чувством высокой морали.

Однако нравственность и мораль в каком-то смысле одинаковые категории – у них единый смысл, но есть и различия, которые нужно четко понимать. Что имеется в виду:

  1. Мораль – это более широкое понятие, которое охватывает нравственные взгляды человека. Сюда относятся и чувства, и принципы человека, и его жизненная позиция, справедливость, милосердие и другие качества, определяющие – злой он или добрый.
  2. Кроме того, мораль считается в философии единицей объективной, потому что ее нельзя изменить, она полностью построена на законах природы. Если человек ее придерживается по жизни, то он духовно растет, развивается, получается море положительной энергии от Вселенной, в противном случае он просто деградирует.
  3. Мораль помогает человеку быть мирным, избегать конфликтных ситуаций, а не создавать их намеренно, что часто делают люди, для которых понятие морали чуждо.
  4. Мораль – это то, что должно прививаться человеку с ранних лет его жизни. Однако здесь стоит отметить, что в каждой семье понимание морали разное. Поэтому и люди не одинаковы. Многие могут быть добрыми, отзывчивыми, но у каждого все равно будут отличаться жизненные принципы и ориентации.

Что же такое нравственность? Если рассматривать этот вопрос с точки зрения Гегеля, который утверждал, что мораль – это сфера идеального, должного, то нравственность в таком случае означает действительность. На практике соотношение морали и нравственности отражается так: люди часто многие вещи воспринимают как должное, однако руководствуются в своих действиях исключительно сущим – тем, что им привито с детства (нравственностью).

Исходя из этого следует, что нравственность – это:

  • внутренние убеждения каждого человека, которыми он по жизни руководствуется;
  • правила поведения, привитые человеку родителями с детства;
  • это оценочные суждения человека, с помощью которых он может выстраивать отношения с другими людьми в обществе;
  • это способность человека менять свои идеальные представления о жизни под влиянием неидеальной действительности окружающего мира;
  • категория, которая определяет, насколько человек способен справляться с жизненными трудностями и другими обстоятельствами, которые случаются с ним по жизни.

Получается, что нравственность присуща только всему человеческому, общественному. Ничто живое в этом мире больше не обладает нравственными качествами, а вот мораль у каждой группы обитателей нашей планеты есть однозначно.

Если проанализировать тщательно вышеперечисленные правила морали и нравственности, то будут напрашиваться такие простые и понятные выводы:

  1. Нравственность отображает, насколько человек развит духовно, а мораль – это категория, которой человек чаще всего руководствуется в решении социальных вопросов.
  2. Нравственность, привитая человеку с ранних лет, никогда не изменяется, а вот мораль под влиянием общества и жизненных обстоятельств измениться может.
  3. Нравственность – это единая для всех категория, имеющая только одно значение, а вот мораль может быть у каждого своя, и она зависит от нравственного воспитания личности.
  4. Нравственность – это абсолютная категория, а мораль – относительная, потому что она может меняться у человека по жизни.
  5. Нравственность – это внутреннее состояние, которому человек просто не в силах изменить, а вот мораль – это желание или предрасположенность человека постоянно соответствовать какому-то образцу.

Учение о морали и нравственности — это сложное направление в философии. Есть ряд ученых, которые убеждены, что мораль и нравственность – это синонимы, потому что у них один источник, их изучает одна наука – этика. Мораль и нравственность схожи в том, что их истоки идут из Библии. Это понятия, которые проповедуются нашей православной верой, это то, чему учил Иисус всех своих учеников. Мы, конечно, в силу своей занятости по жизни, загруженности личными проблемами, все время забываем о том, что вся наша жизнь построена на золотых правилах, разработанных не учеными, а религией.

Если бы мы чаще обращались к ее канонам, мы бы, возможно, меньше страдали духовно, у нас бы точно не возникали проблемы, которые доставляют нам дискомфорт и неудобства по жизни. Оказывается, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, достаточно просто соблюдать нормы морали и нравственности, только не от случая к случаю, а всегда.

Проблема морали и нравственности в современном обществе

К сожалению, нам с вами доводится жить в мире, в котором уже давно произошло падение нравственности и морали, потому что современные люди все больше отсоединяют свою жизнь от Божьих заповедей и законов. Всему этому положили начало:

  • эволюционисты в 1920 году, которые стали утверждать, что своей жизнью человек должен управлять сам, ему нельзя навязывать какие-то придуманные законы и принципы;
  • мировые войны, которые попросту обесценивают человеческую жизнь, ведь люди мучились, страдали, а все это порождает лишь зло и падение нравственных принципов;

  • советская эпоха, которая уничтожила все религиозные ценности – люди стали почитать заповеди Маркса и Ленина, а вот простыне истины Иисуса забылись, ведь вера была запрещена, нравственность и мораль определяла только цензура, которая в советскую эпоху была достаточно строгой;
  • в конце ХХ века из-за всего этого исчезла даже цензура – в фильмах стали показывать откровенные постельные сцены, убийства и кровопролития, что уж говорить, если в широком доступе для всех стали появляться порнографические картины (хотя в большей степени это произошло под влиянием западной культуры);
  • фармакологи начали выпускать в продажу противозачаточные средства, что позволило людям вести беспорядочную половую жизнь, не боясь того, что могут родиться дети;
  • в семьях перестали стремиться к рождению детей, потому что для каждого супруга первоочерёдное значение имеет карьера и личные амбиции;
  • получение диплома, красной медали или похвального листа – это стремление неудачников, которые по жизни ничего не достигнут, если не подключат наглость, хамство и другие качества, которыми можно выбить себе место под солнцем в современном жестоком мире.

В общем, все, что раньше было строго недозволенным, стало дозволенным. Из-за этого мы и наши дети живем в мире дурных нравов. Нам тяжело понять мораль наших бабушек и дедушек, потому что они выросли в другую эпоху, когда еще чтились и ценились традиции, правила, культура. Современный человек вообще не осознает роли морали и нравственности в жизни людей. Иначе как объяснить то, что происходит сегодня в мире политики, культуры и науки.

Никто сегодня, кроме ученых, занимающихся профессионально изучением философии, не думают о происхождении морали и нравственности и их будущем. Ведь демократия, в которой мы живем, полностью нам развязала руки и язык. Мы можем говорить и делать, что угодно, и вряд ли кто-то за это нас накажет, даже если наша деятельность откровенно нарушает чьи-то права.

Далеко ходить не надо, достаточно проанализировать собственную профессиональную мораль и нравственность – будете ли вы двигаться вверх по карьерной лестнице честным и упорным трудом, тратя свое время и лучшие годы, чтобы у ваших детей было беззаботное будущее, или же воспользуетесь сомнительной и подлой схемой, которая поможет вам быстро занять высокую должность? Скорей всего, вы выберите второе, и это не потому, что вы плохой человек, ведь о том, кто заботиться о будущем семьи так сказать нельзя, а потому что так вас научил жизненный опыт.

Мы надеемся, что в глубине души каждый из нас все-таки личность, для которой важны такие понятия в жизни, как добро, любовь, уважение и честь. Мы желаем вам, чтобы ваша душа была чистой, открытой, чтобы мысли были добрыми, чтобы в сердце жила любовь. Наполните свою жизнь моралью и нравственностью, чтобы чувствовать себя гармоничным человеком.

Видео: «Мораль, нравственность»

Мораль - это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали - нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука - этика .

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности - и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Функции морали.

Философы выделяют пять функций морали :

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей .
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали .

Нормы морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей . Наш великий пост - одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение - это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость - основа дипломатии.

Принципы морали.

Моральные принципы - это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали » (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный - принцип гуманизма . Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

"Нет человека, что был бы как остров"
(Джон Донн )

Общество состоит из множества индивидов, которые во многом похожи, но также чрезвычайно различны по своим устремлениям и взглядам на мир, опыту и восприятию действительности. Мораль - то, что нас объединяет, это те особые правила, принятые в людском сообществе и определяющие некий общий взгляд на категории такого плана, как добро и зло, правильно и неверно, хорошо и плохо.

Мораль определяется как нормы поведения в обществе, которые сформировались за многие века и служат для верного развития человека в нем. Сам термин происходит от латинского слова mores, которое означает принятые в обществе правила.

Черты морали

У морали, которая во многом является определяющей для регуляции жизни в обществе, есть несколько основных черт. Так, ее основополагающие требования для всех членов социума одинаковы вне зависимости от положения. Они действуют даже в тех ситуациях, которые находятся вне зоны ответственности правовых принципов и распространяются на такие сферы жизни, как творчество, наука, производство.

Нормы общественной морали, иначе говоря традиции, значимы в общении между конкретными индивидами и группами людей, позволяют "говорить на одном языке". Правовые принципы навязаны обществу, и их невыполнение несет за собой последствия разной тяжести. Традиции и нормы морали же являются добровольными, на них каждый член социума соглашается без принуждения.

Виды моральных норм

На протяжении веков принимали различные виды. Так, в первобытном обществе непререкаемым был такой принцип, как табу. Люди, которые провозглашались как передающие волю богов, жестко регламентировали как запрещенные действия, которые могли угрожать всему социуму. За их нарушение неминуемо следовала суровейшая кара: смерть или изгнание, что в большинстве случаев было одним и тем же. Табу до сих пор сохранилось во многих Здесь в качестве нормы морали примеры следующие: нельзя находиться на территории храма, если человек не принадлежит касте духовенства; нельзя иметь детей от своих родственников.

Обычай

Норма морали является не только общепринятой, в результате вывода ее какой-нибудь верхушкой, ею может быть и обычай. Он представляет собой повторяющийся порядок действий, который особенно важен для того, чтобы сохранять определенное положение в обществе. В мусульманских странах, к примеру, больше всего чтятся именно традиции, нежели другие нормы морали. Обычаи, основанные на религиозных верованиях, в Средней Азии могут стоить жизни. Для нас, более привыкших к европейской культуре, аналогом является законодательство. Оно имеет такое же влияние на нас, как на мусульман традиционные нормы морали. Примеры в данном случае: запрет на выпивание алкоголя, закрытая одежда у женщин. Для нашего славянско-европейского общества обычаями является: печь блины на Масленницу, праздновать Новый год с елкой.

Среди моральных норм также выделяют традицию - порядок действий и образ поведения, который сохраняется в течение долгого времени, передаваясь из поколения в поколение. Своего рода, традиционные нормы морали, примеры. В данном случае к ним относятся: праздновать Новый год с елкой и подарками, может, в определенном месте, или ходить в баню под Новый год.

Моральные правила

Существуют и моральные правила - те нормы общества, которые человек сознательно определяет для себя сам и придерживается этого выбора, решая, что именно для него приемлемо. Для такой нормы морали примеры в данном случае: уступать место беременным и пожилым людям, подавать руку женщине при выходе из транспорта, открывать перед женщиной дверь.

Функции морали

Одной из функций является оценивающая. Мораль рассматривает события и поступки, которые имеют место в социуме, с точки зрения их полезности или опасности для дальнейшего развития, а затем выносит свой вердикт. Разного рода действительность оценивается в понятиях добра и зла, формируя среду, в которой каждому ее проявлению может быть дана оценка как положительная, так и отрицательная. С помощью данной функции человек может понять свое место в мире и сформировать свою позицию.

Не менее важное значение имеет и регулирующая функция. Мораль активно влияет на сознание людей, зачастую действуя лучше, чем правовые ограничения. С детства с помощью воспитания у каждого члена общества формируются определенные взгляды на то, что можно делать, а чего нельзя, и это помогает ему корректировать свое поведение таким образом, чтобы это было полезно для него самого и для развития в целом. Нормы морали регулируют как внутренние воззрения человека, а значит, его поведение, так и взаимодействие между группами людей, позволяя сохранять заведенный уклад, стабильность и культуру.

Воспитательная функция морали выражается в том, что под ее воздействием человек начинает ориентироваться не только на свои потребности, но и на потребности окружающих его людей, общества в целом. У индивида формируется сознание ценности нужд и других участников социума, что, в свою очередь, приводит ко взаимоуважению. Человек наслаждается своей свободой до тех пор, пока она не нарушает свободу других людей. сходные у разных индивидов, помогают им лучше понимать друг друга и гармонично действовать вместе, положительно воздействуя на развитие каждого из них.

Мораль как результат эволюции

К основным моральным принципам любого времени существования общества можно отнести потребность совершать добрые дела и не причинять зла людям вне зависимости от того, какое положение они занимают, к какой национальности принадлежат, последователями какой религии являются.

Принципы нормы и морали становятся необходимыми, как только индивиды вступают во взаимодействие. Именно возникновение социума их и создало. Биологи, сосредотачивающиеся на изучении эволюции, говорят о том, что в природе также существует принцип взаимной полезности, который в человеческом обществе реализуется через мораль. Все животные, которые живут в социуме, вынуждены умерять свои эгоистические потребности для того, чтобы быть более приспособленными к дальнейшей жизни.

Многими учеными мораль рассматривается как результат социальной эволюции человеческого общества, являясь таким же естественным проявлением. Они говорят о том, что многие принципы нормы и морали, которые являются основополагающими, сформированы с помощью естественного отбора, когда выживали только те индивиды, которые могли корректно взаимодействовать с другими. Так, в пример приводят родительскую любовь, которая выражает необходимость оберегать потомство от всех внешних опасностей, для того чтобы обеспечить выживание вида, и запрет на инцест, который уберегает популяцию от вырождения через смешивание слишком похожих генов, что приводит к появлению слабых детей.

Гуманизм как основной принцип морали

Гуманизм является основополагающим принципом нормы общественной морали. Под ним понимают убеждение в том, что у каждого человека есть право на счастье и бесчетное множество возможностей для того, чтобы это право реализовать, и что в основе каждого общества должна лежать идея о том, что каждый его участник имеет ценность и достоин защиты и свободы.

Основная может быть выражена в общеизвестном правиле: "относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе". Другой человек в этом принципе рассматривается, как заслуживающий тех же благ, что и любой конкретный человек.

Гуманизм предполагает, что общество должно гарантировать основные права человека, такие как неприкосновенность жилища и переписки, свободу вероисповедания и выбора места жительства, запрет принудительного труда. Социум должен прилагать усилия к тому, чтобы поддерживать людей, по тем или иным причинам ограниченным в своих способностях. Способность принять таких людей отличает человеческое общество, которое не живет по законам природы с естественным отбором, обрекая на гибель недостаточно сильных. Гуманизм также формирует возможности для человеческого счастья, вершиной которого является реализация его знаний и умений.

Гуманизм как источник общечеловеческих норм морали

Гуманизм в наше время обращает внимание общества на такие общечеловеческие проблемы, как распространение ядерного оружия, экологические угрозы, необходимость развития и снижения уровня производства. Он говорит о том, что сдерживание потребностей и вовлеченность каждого в решение проблем, которые стоят перед всем социумом, может произойти только через повышение уровня сознательности, развитие духовности. Он образует общечеловеческие нормы морали.

Милосердие как основной принцип морали

Под милосердием понимают готовность человека помогать нуждающимся в этом людям, сострадать им, воспринимая их мучения как свои и желая облегчить их страдания. Многие религии обращают пристальное внимание на этот моральный принцип, особенно буддизм и христианство. Для того чтобы человек был милосерден, необходимо, чтобы у него отсутствовало разделение людей на "своих" и "чужих", чтобы он видел в каждом "своего".

В настоящее время большой акцент делается на том, что человеку следует активно помогать тем, кто нуждается в милосердии, причем важно, чтобы он не только оказывал практическую помощь, но и был готов поддержать морально.

Равенство как основной принцип морали

С точки зрения морали, равенство призывает к тому, чтобы поступки человека оценивались вне зависимости от его общественного положения и достатка, а с общей точки зрения, чтобы подход к человеческим поступкам был универсален. Такого рода положение дел может быть только в хорошо развитом обществе, которое достигло определенного уровня в экономическом и культурном развитии.

Альтруизм как основной принцип морали

Данный принцип морали может быть выражен в фразе "Возлюби ближнего, как самого себя". Альтруизм предполагает, что человек способен сделать нечто хорошее для другого человека безвозмездно, что это не будет услугой, на которую необходимо ответить, а бескорыстным порывом. Этот моральный принцип очень важен в современном обществе, когда жизнь в больших городах отдаляет людей друг от друга, создает ощущение, что забота о ближнем без умысла невозможна.

Мораль и право

Право и мораль находятся в тесном контакте, поскольку вместе формируют правила в обществе, однако имеют ряд существенных различий. Соотношение и морали позволяет выявить их различия.

Нормы права документированы и разрабатываются государством как обязательные к выполнению правила, за несоблюдение которых неминуемо следует ответственность. В качестве оценки используются категории законного и незаконного, и оценка эта является объективной, построенной на регламентирующих документах, таких как конституция и различные кодексы.

Моральные нормы и принципы более гибкие и разными людьми могут быть восприняты по-разному, также могут зависеть от ситуации. Они существуют в обществе в виде правил, которые передаются от одного человека другому и нигде не зафиксированы документально. Нормы морали достаточно субъективны, оценка выражается через понятия "правильно" и "неправильно", их несоблюдение в ряде случаев не может привести к более серьезным последствиям, нежели общественное порицание или просто неодобрение. Для человека нарушение моральных принципов может привести к мукам совести.

Соотношение норм права и морали прослеживается во многих случаях. Так, моральные принципы "не убий", "не укради" соответствуют законам, прописанными в Уголовном кодексе, о том, что покушение на человеческую жизнь и его имущество приводит к уголовной ответственности и лишению свободы. Возможен и конфликт принципов, когда правовое нарушение - например, запрещенная в нашей стране эвтаназия, которая рассматривается как убийство человека, - может быть оправдано моральными убеждениями - человек сам не хочет жить, нет надежды на выздоровление, болезнь причиняет ему невыносимые боли.

Таким образом, различие норм права и морали выражается только в законодательстве.

Заключение

Нормы морали родились в обществе в процессе эволюции, их появление не случайно. Они нужны были раньше, чтобы содержать общество и уберегать его от внутренних конфликтов, и по-прежнему выполняют эту и другие функции, развиваясь и прогрессирую вместе с обществом. Нормы морали были и останутся неотъемлемым элементом цивилизованного общества.

Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Мораль изучает специальная философская наука — этика.

Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро — созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.

Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:

  • оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла
  • (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
  • регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;
  • контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
  • интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
  • воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика — тем, что должно быть. Большинство научных рассуждений описывает факты (например, «Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а этика предписывает нормы или оценивает поступки (например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство — это зло»).

Специфика моральных норм

Моральные нормы отличны от обычаев и .

Обычаи - это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:

  • следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека;
  • обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;
  • исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

Роль морали в жизни человека и общества

Благодаря и подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.

В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческою существования необходимо порождает потребность людей друг в друге .

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

В отличие от других проявлений ( , ) мораль не является сферой организованной деятельности . Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.

Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива — прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой общественной потребности .

Функции морали

Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:

  • регулятивную;
  • оценочную;
  • воспитательную.

Регулятивная функция

Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

Оценочная функция

Другая функция морали - оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

Воспитательная функция

В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством . Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правил ьную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.