Цели Декрета: активизация деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам (к гражданам относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь) в трудоустройстве, стимулирование занятости, проведение мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

В соответствии с п.1. Декрета одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов отныне считаются проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержку предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности.

Согласно п.3 для реализации Декрета:
— местными исполнительными и распорядительными органами используется база данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее — база данных), порядок формирования и ведения которой определяется Советом Министров Республики Беларусь;
— предоставление, сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

В соответствии с п.4 районными (городскими) исполнительными комитетами (местными администрациями) создаются постоянно действующие комиссии. В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, жилищно-коммунального хозяйства, внутренних дел, других подразделений районного (городского) исполнительного комитета (местной администрации). В состав комиссии также могут входить представители республиканских государственно-общественных объединений, иных общественных объединений.

Такая Комиссия действует на основании положения, утвержденного соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Примерное положение о комиссии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Особый интерес обоснованно вызывают следующие пункты Декрета №3 в новой редакции.

Так, согласно п.5 Декрета начиная с 1 января 2019 г. трудоспособные граждане, не занятые в экономике , оплачивают услуги, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (далее — услуги с возмещением затрат), после включения этих граждан в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат.

Список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат, формируется комиссией и утверждается решением соответствующего исполнительного комитета (местной администрации). Данный список является основанием для предъявления указанным гражданам платы за услуги с возмещением затрат.

Между тем, понятие «трудоспособных граждан, не занятых в экономике» в самом Декрете не определяется .

Можно предположить, что данный вопрос должен быть решен на уровне Совета Министров Беларуси.

Пунктом 6 Декрета вышеуказанным комиссиям предоставлено право принимать решения по следующим ключевым вопросам:
1) полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации (под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей) от обязанности, предусмотренной в части первой пункта 5 Декрета, по заявлениям таких граждан или членов их семей;
2) необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

При этом, до 1 апреля 2018 г. Совет Министров Республики Беларусь должен утвердить примерное положение о комиссии, а также определить: услуги с возмещением затрат и условия их предоставления; порядок расчета и внесения платы за услуги с возмещением затрат и внести на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по: ограничению предоставления трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, безналичных жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений; совершенствованию законодательства в сфере профилактики правонарушений, о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории и нахождении в них.

В соответствии с п.2. Декрета №1 плательщики сбора на финансирование государственных расходов, основания для уплаты которого возникли до вступления в силу Декрета №1, освобождены от уплаты этого сбора. Тем, кто успел оплатить указанный сбор деньги должны быть возвращены в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, нельзя говорить о том, что Декрет № 3 от 2 апреля 2015 г. полностью отменен. Он всего лишь модифицирован Декретом от 25 января 2018 г. № 1.

Что радует: Радует то, что власть слышит свой народ, видит свои ошибки и пытается их исправить. Доказательством чего является отмена сбора.

Что заставляет задуматься:

1) Как быть, когда совокупный доход отдельно взятой семьи, в которой один или несколько членов не работают по трудовому договору, превышает доход среднестатистической белорусской семьи, в которой все ее члены работают. К примеру, в первой семье работает муж и получает 4000р, по понятным причинам жена занимается домашним хозяйством. Во второй семье трудятся оба супруга, и получают «по 500» (в долларах «конечно»). Получается, что первая семья платит в два раза больше налогов, чем вторая (грубо говоря). По какой причине тогда первая семья должна, оплачивать услуги в большем размере, чем вторая? Где обещанная справедливость?

2) Искусственное вмешательство в какие-либо закономерные процессы зачастую приводит не только к положительным, но и ко многим отрицательным результатам. В данной ситуации в след за жесткими мерами от государства может последовать не только недовольство части населения, но искусственное увеличение количества рабочих мест. Представляется, что многие из них могут быть просто «фиктивными». А на что влияет появление на предприятии (организации) нового «ненужного» рабочего места. Безусловно, увеличивается размер налоговых отчислений в бюджет. А с другой стороны? Урезается заработная плата других работников и (или) все ложится на себестоимость продукции (товаров, услуг). В конечном итоге увеличивается цена конечного продукта. Кто при этом страдает? Где справедливость?

3) Никак не получается забыть про НДС. Ведь все граждане являются потребителями тех или иных товаров и (или) услуг, приобретая которые, оплачивают, в том числе НДС. Как можно говорить, что кто-то из них может быть не занят в экономике?

Вопросов много, ответов мало. Но, будем надеяться, что в скором времени вопросы будут сняты.

Скачать, почитать полный текст Декрета Президента Республики Беларусь 25 января 2018 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» можно на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, где он 26.01.2018 был официально опубликован (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.01.2018, 1/17499). Ссылка http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=Pd1800001&p1=1

Декрет № 1 подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко 25 января, он предусматривает меры по содействию занятости населения, сообщила пресс-служба.

В новый декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Декретом предусмотрен концептуально иной подход, направленный на стимулирование трудоспособных неработающих граждан к легальной занятости. Предусмотрено, что с 1 января 2019 года такие лица будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости. Конкретный перечень таких услуг поручено определить правительству.

Ключевая роль в организации работы по выполнению норм декрета отведена местным органам власти. Для этого предусматривается создание местными исполнительными и распорядительными органами постоянно действующих комиссий, основными задачами которых являются содействие гражданам в трудоустройстве.

В состав комиссий будут включаться депутаты всех уровней, специалисты местных органов власти, а также представители общественных объединений. Возглавлять комиссии, создаваемые на районном уровне, будут, как правило, председатели Советов депутатов.

Декрет предоставляет комиссиям широкие полномочия, в том числе по принятию решений об освобождении на определенное время трудоспособных граждан, не занятых в экономике, от обязанности оплачивать услуги по полной стоимости при наличии у них трудной жизненной ситуации.

Для реализации декрета правительством будет принят ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчета платы за эти услуги и другие вопросы.

Кроме того, предусматривается принятие правительством мер, направленных на активизацию профилактической работы с трудоспособными неработающими гражданами, ведущими асоциальный образ жизни; деятельности налоговых органов по выявлению и налогообложению сокрытых доходов физических лиц.

«Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения», - отмечено в сообщении.

На правительство возлагаются задачи по установлению прогнозных показателей в области содействия занятости населения и перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, осуществлению мониторинга, оценки качества и доступности услуг в области содействия занятости населения.

В свою очередь местные органы власти будут обеспечивать индивидуальную работу с гражданами на местах при проведении работы по их трудоустройству и ресоциализации лиц, ведущих асоциальный образ жизни. Кроме того, областные, Минский городской Советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.

Декрет вступает в силу после его официального опубликования.

26 января первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович и еще ряд чиновников провели пресс-конференцию, чтобы объяснить особенности президентского декрета № 1.

Накануне Александр Лукашенко подписал декрет № 1 о содействии занятости населения.

Было заявлено, что главная цель документа - обеспечить работой всех, кто этого хочет. Вместе с тем предусмотрены меры пресечения в отношении тех, кто не хочет приносить пользу обществу. Среди прочего говорится, что с 1 января 2019 года безработные трудоспособные белорусы будут оплачивать датированные государством услуги по их полной цене. Конкретный перечень поручено определить правительству.

Кто попадет в список «тунеядцев»?

Первое. Сначала на основании данных государственных органов будет создана национальная база, которую скорректируют на местном уровне. Она и станет систематизированным списком «тунеядцев». О том, что они находятся в базе, им сообщат местные власти, свободного доступа к ней, как следует из слов чиновников, не будет.

Второе. Каждый квартал будет проводиться мониторинг ситуации с тем, чтобы при необходимости вносить определенные коррективы. Также ежегодно будут определяться проблемные территории со сложным положением на рынке труда, куда дополнительно направят бюджетные средства.

Третье. За что конкретно должны платить тунеядцы, правительство определит до 1 апреля текущего года.

Чиновники не знают многих ответов

Когда дело дошло до вопросов, выяснилось, что чиновники во многом несведущи сами. Например, в квартире живут три человека, один из них «тунеядец». Каким образом будут оплачиваться коммунальные услуги? Вопрос остался без ответа.

Так же не смогли участники пресс-конференции сказать, какие услуги эта категория населения будет платить в 100-процентном размере - только ЖКХ или ещё медицинские, образовательные и другие?

Власти еще раньше заявляли: в обозримой перспективе все жители страны будут оплачивать коммунальные услуги на 100%. Похоже, что тогда не будет никакой разницы, тунеядец ты или бюджетник.

На все вопросы ответы были приблизительно одинаковы - дождемся соответствующего документа Совета министров 1 апреля.

Комментируя новый декрет, председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько сказал корреспонденту Свободы, что «власти все же отступили».

«Но, чтобы сохранить лицо, и придумано, чтобы человек, который не имеет работы, оплачивал услуги государства. Я думаю, что реализовать это на практике будет сложно. Что это означает? Если дети ходят в школу, то человек должен за это платить? Или если кто-то не может оплатить услуги в поликлинике, то будет умирать на улице? Каждая такая ситуация может стать информационным поводом. Как ранее писали о «марше нетунеядцев». И этот декрет может стать костью в горле власти, которой она может сильно подавиться».

Александр Лукашенко подписал Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» 2 апреля 2015 года. Документ обязывал граждан Беларуси, иностранцев и лиц без гражданства, которые постоянно проживают на территории страны и не участвуют в финансировании государственных расходов или участвуют в таком финансировании менее 183 календарных дней в год, уплачивать сбор в размере 20 базовых величин. Иначе им грозил штраф или административный арест.

Срок уплаты сбора закончился 20 февраля 2017 года. По данным Министерства по налогам и сборам, сбор выплатили более 54 тысяч человек из 470 тысяч, которым были разосланы сообщения.

Декрет вызвал волну протестов в Беларуси весной 2017-го. Участники «Маршей нетунеядцев» требовали отменить декрет. Уличные акции жестоко разгоняла милиция, их участников штрафовали и наказывали административным арестом.

В марте Лукашенко постановил приостановить на год действие декрета после массовых акций протеста по всей стране, но позже заявил, что не отказался от «налога на тунеядцев». От чиновников звучали разные предложения для обновления декрета, в том числе противоречащие Конституции. Глава государства потребовал обновить декрет № 3 к 1 октября.

Ранее сообщалось, что декрет потерпел «коренную реконструкцию», но в чем она заключалась, не уточнялось.

Декрет № 1, которым предусмотрены меры по содействию занятости населения . сайт узнал у экспертов, чего стоит ожидать от обновленного декрета по тунеядцам.

Свое мнение высказали старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб и экономист, руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин .

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Александр Чугуев, TUT.BY

«Исправляя одни ошибки, власть продолжает генерировать новые»

Вадим Иосуб, старший аналитик «Альпари», считает, что формулировки в новом декрете абсурдные и его принятие может привести к негативным последствиям на рынке труда.

— Отрадно, что власть начинает признавать свои ошибки, отменив сбор на тунеядство, — говорит аналитик. — При этом огорчает, что, исправляя одни ошибки, она генерирует новые — это желание обязать возмещать стопроцентную стоимость пока еще непонятно каких оказываемых государством услуг трудоспособными гражданами, не занятыми в экономике.

Вадим Иосуб считает абсурдной формулировку «трудоспособные граждане, не занятые в экономике».

— Во-первых, сейчас нигде точно не сформулировано, кого относить к этим людям. В декрете сказано, что будут приниматься разъясняющие подзаконные акты Советом министров. Видимо, там это распишут, — предполагает аналитик. — Кстати, в прошлый раз весь декрет — кого относить к тунеядцам, кого нет, меры воздействия, были прописаны в самом документе, соответственно, и недовольства этим документом были направлены на человека, его подписавшего. Сейчас получается рамочный декрет, уточнять его будет Совмин, исполнять — местные органы власти. Теперь, если будут недовольства, то направлены они будут на «плохой» Совет министров, исполнителей на местном уровне.

— С точки зрения властей этот вопрос, скорее всего, определяется, работает или не работает человек, платит ли подоходный, ФСЗН. Это распространяется на ИП, ремесленников. Соответственно, если человек не работает, не ИП и не ремесленник, то он не участвует. Но можно найти массу контрпримеров, которые показывают, что определять таким образом несправедливо. Простой пример: семья, где муж получает пять или десять средних зарплат по стране, жена домохозяйка. Он со своей зарплаты платит налоги, все удержания, причем в разы больше, чем среднестатистический белорус. Он может позволить себе содержать жену. Является ли жена не участвующей в экономике — не очень понятно. Ведь данная семья платит налогов больше, чем средняя семья, — говорит аналитик. — Аналогичный пример: человек имел бизнес, платил много налогов, решил его продать. Продал, получил деньги, заплатил с них налоги и решил год не работать — отдохнуть. Положил деньги на депозит, а еще лучше купил на них государственные облигации и живет на проценты. Является ли он не участвующим в экономике, если вложил в нее кучу денег через банк или напрямую в бюджет, купив на них государственные облигации? Это вопрос.

И старый декрет, и новый «якобы направлены на установление социальной справедливости», отмечает эксперт. Но он считает, что документ может привести к прямо противоположным вещам.

— У нас в стране избытка рабочих мест нет, есть серьезная фактическая безработица, она отличается от зарегистрированной. К чему может подтолкнуть декрет? В первом примере, где муж содержит жену, она домохозяйка, им денег на все хватает. Но чтобы не числиться не участвующей в экономике, она может фиктивно устроиться куда-нибудь. К примеру, на полставки уборщицей, посудомойкой, няней. При этом работать на самом деле не будет, скажет директору, что зарплата ей не нужна, она хочет только числиться. При этом она займет чье-то место, человека, который остро нуждается в работе. Это обострит социальную напряженность. Люди, которые не нуждаются в рабочем месте и небольших деньгах, будут занимать места тех, кто в этом рабочем месте остро нуждается. Есть надежда, что к моменту, когда все это должно быть разъяснено Советом министров, де-факто это спустят на тормозах или полностью «выхолостят». И в результате это не будет работать, так же, как толком не работал предыдущий декрет № 3.

«Возникнет проблема на этапе внедрения идей декрета № 1»

«Скорее всего, возникнут проблемы на этапе внедрения декрета, так как многие положения могут не соответствовать действующей Конституции», — считает Владимир Ковалкин, экономист, руководитель проекта «Кошт урада».

— Новый декрет, безусловно, лучше предыдущего. Вместо сбора безработные будут оплачивать госуслуги по полной стоимости. Если сравнить с мировой практикой, то подобные вещи применяются во многих странах, например в Литве. Если ты являешься безработным, не стоишь на учете на бирже труда и не платишь взносы в Sodra (аналог ФСЗН. — Прим. TUT.BY), точно так же лишаешься возможности получать весь спектр медицинских услуг. Такие вещи применяются во многих странах, другое дело, что в Беларуси возникнет проблема на конституционном уровне, на этапе внедрения этих идей. Конституция гарантирует бесплатную медицину и бесплатное среднее образование для всех граждан. Как собираются власти одновременно реализовывать декрет, где предусмотрена полная оплата госуслуг, и при этом не нарушить Конституцию, совершенно непонятно.

Владимир считает, что одна из возможных мер — расширение перечня платных услуг.

— Тунеядец сможет получить только базовые медуслуги, проще говоря, прийти на прием к терапевту и помазать ранку зеленкой. Серьезная диагностика или лечение будут платными. При этом человек, который платит взносы в фонд соцзащиты, по-прежнему сможет лечиться бесплатно.

По словам эксперта, еще один резонный вопрос — как «тунеядец» будет платить полную стоимость услуг ЖКХ, если в квартире с ним живут другие люди.

— Этих схем абсолютно нет, и декрет носит декларативный характер. Но как только чиновники начнут разрабатывать подзаконные акты, начнутся проблемы — противоречие Конституции, проблемы с расчетом тарифов. Я думаю, что первый период, когда проблемы начнут вскрываться, будет в апреле-мае, на этапе разработки подзаконных актов, когда нужно будет выдать какие-то постановления, которые объясняют, как же применяется декрет. Второй период будет на этапе, когда декрет начнут внедрять и применять.

В других странах, особенно европейских, такой проблемы не возникает, потому что там услуги ЖКХ оплачиваются полностью, отмечает эксперт. «Однако предусматривается система налоговых вычетов, и в том случае, если граждане являются малоимущими или безработными, им выплачивается пособие. Там идут со стороны доходов, а не расходов», — говорит Владимир Ковалкин.

По его мнению, помимо борьбы с уклонением от уплаты налогов, нужно менять всю систему социальной поддержки.

— Менять на ту, которая доказала свою эффективность на протяжении более чем ста лет в странах Европы. Это значит платить нормальное пособие по безработице, создавать учебные центры по переквалификации в центрах занятости, стимулировать людей заниматься предпринимательством, создавать налоговые вычеты для отдельных уязвимых групп. Всего этого в Беларуси нет, и поэтому на этапе внедрения декрета будет огромное количество проблем.

Полный перечень услуг, которые придется оплачивать гражданам, подпадающих под действие Декрета о содействии занятости, будет определен к 1 апреля 2018 текущего года, заявила журналистам на пресс-конференции в пятницу председатель постоянной комиссии по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Беларуси Тамара Красовская.

“При разработке Декрета №1 “О содействии занятости населения речь шла только о 100%-м возмещении услуг ЖКХ”, – сказала Красовская. Депутат считает, что поводов для социальных протестов в связи с новым декретом нет.

“Это совершенно новый документ и не нужно его сравнивать с декретом №3. Новый декрет идеологически выверен, направлен на предоставление права трудоустройства граждан. Он не должен вызвать негативной реакции в обществе, комплексно решает проблемы семьи. Бывает такое: мы приходим в семью, и там не говорят, что мама или папа болеет тяжелыми онкологическими заболеваниями. Такой человек не будет числиться в списках тех, кто не занят сегодня трудом. Самое ключевое слово в этом документе – «человеческий подход к решению всех проблем»”.

В свою очередь первый заместитель министра труда и социальной защиты Беларуси Андрей Лобович, отвечая на вопрос по поводу “маршей тунеядцев”, отметил, что новый документ направлен на обеспечение занятости населения. Так же он сказал, что в стране есть в наличии трудовые вакансии и каждый человек в такой ситуации решает свою судьбу сам.

По словам чиновников, новый декрет не будет обязывать никого работать

– Право на труд гарантировано конституцией, и заставить кого-то работать мы не могли и раньше. Мы даем человеку удочку в руки – предлагаем трудоустройство, – объясняет председатель комитета по труду, занятости и соцзащите Жанна Романович. – Вот последний пример: «Камволь», город Минск. Предприятие нуждается в кадрах. Все комитеты получили наши письма: приглашаем в Минск с общежитием, зарплата – от 700 рублей. И предприятие по-прежнему испытывает потребность в кадрах!

Чиновники в рамках Декрета №1 призывают “сдавать” домашних парикмахеров

Чиновники предлагают белорусам действовать “как в европейских странах” и призывают к социальной ответственности.

Декрет №1 “О содействии занятости населения” призван бороться с теневой экономикой, пояснила председатель комитета по труду занятости и социальной защите Мингорисполкома Жанна Романович.

“В европейских странах есть такой подход: сосед знает, что соседка делает стрижки на дому, и сообщит об этом в уполномоченные органы”, – сказала Романович.

Романович полагает, что минчане не в полной мере пользуются возможностями ярмарок вакансий, некоторые приходят “чтобы отчитаться перед родителями”. Также возмущает комитет по труду и нежелание использовать предлагаемые государством возможности.

“В минувшем году на 150 объектах Минска на временную работу устроились немногим больше 200 человек при заработной плате за день от семи до пятнадцати рублей”, – отметила она.

Была также озвучена статистика: за прогулы и нарушение трудовой дисциплины в Минске было уволено больше пяти тысяч человек, из-за реорганизации предприятий – около 700. Чиновники полагают, что вопрос не в нехватке специальностей, а неверном “воспитании отношения к труду”.

“В республике есть определенная категория трудоспособных граждан, которые не работают и не заинтересованы в поиске работы. Возможно, часть из них - это граждане, занятые в теневом бизнесе. Поэтому необходимо формирование условий, при которых гражданин будет сам заинтересован в трудоустройстве”, - прокомментировала министр труда и социальной защиты Ирине Костевич БелТА положения нового декрета.

МНС готово вернуть “тунеядцам” ранее уплаченный ими налог

Деньги граждане смогут получить в течение месяца после подачи в ИМНС заявления.

Министерство по налогам и сборам Беларуси разъяснило порядок возврата гражданам сбора, предусмотренного Декретом № 3 “О предупреждении социального иждивенчества”, который был принят в апреле 2015 года.

“Возврат сбора на финансирование государственных расходов гражданам будет осуществляться на основании их заявлений в порядке, установленном законодательством”, – сообщили в пятницу в пресс-службе МНС.

Для возврата денег граждане, имея при себе паспорт или другой удостоверяющий личность документ, должны подать в ИМНС заявление, в котором указать, каким образом желают получить средства.

По информации МНС, сбор инспекции могут вернуть, перечислив деньги на счет в банке либо выдав наличными. При втором варианте гражданам нужно будет обратиться в отделение “Беларусбанка”.

Кто заплатит по полной: незанятых будут оценивать специальные комиссии

Чтобы обеспечить индивидуальный подход при исполкомах на местах будут созданы специальные комиссии, наделенные правом исключить незанятого из списков тех, кто подпадает под действия Декрета №1.

Подход к оценке каждой ситуации, связанной с включением граждан в список незанятых в экономике, будет индивидуальным, заявила журналистам на пресс-конференции председатель Постоянной комиссии по труда и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Беларуси Тамара Красовская.

“Для этого при исполкомах на местах будут созданы постоянно действующие территориальные комиссии, которые будут определять, есть ли основания для исключения обратившегося из списка”, - объяснила депутат.

При этом участники пресс-конференции затруднились ответить, попадут ли в списки незанятых члены творческих союзов, и как будет рассчитываться оплата ЖКХ, если один из трех проживающих в квартире членов семьи не работает.

Базы по безработным в Беларуси будут формировать в два этапа

Подход к оценке каждой ситуации, связанной с включением граждан в список незанятых в экономике, будет индивидуальным.

Возможность увеличения пособия по безработице правительство пока не рассматривает.

На республиканском уровне будет создаваться основная база, а на местном уровне будет проходить ее корректировка с учетом имеющихся у местных властей ресурсов. Отработанная база будет использоваться местными органами, заявил первый заместитель министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Андрей Лобович.

“Граждане о том, что они попали в базу, будут узнавать от местных органов власти, чья задача дойти до каждого гражданина, который попадет в эти списки. Местные органы власти знают людей и имеют возможность дойти до каждого человека, выяснить его социальный статус и чем он занимается”, - отметил он.

Увеличивать пособие по безработице пока не планируют - эти меры определены как преждевременные и возможность повышения размера пособия не рассматривается.

В министерстве не отрицают, что в списки могут попасть люди, которых находятся в сложных жизненных ситуациях – в таких случаях их вопросы рассмотрит специальная комиссия.

Услуги, которые еще не определили

С 1 января 2019 года белорусы, которых так и не смогли трудоустроить комиссии или те, кто не захотел этого сделать по своим соображениям, будут возмещать затраты на некоторые потребленные услуги по экономически обоснованным тарифам. Точного перечня этих услуг еще не существует. Но педположить, каких именно сфер это коснется, уже можно. Один из участников рабочей группы, которая занималась выработкой изменений в декрет № 3, директор Института экономики НАН Валерий Бельский рассказал TUT.by, что в Беларуси не так и много сфер, которые могут быть задействованы в механизме полной оплаты потребленных услуг.

“Медицинское обслуживание у нас по Конституции бесплатное. Всем по потребности предоставляет медицинскую помощь - как занятым в экономике, так и незанятым. В сфере ЖКХ есть возможность ввести полную оплату услуг для неработающих граждан. Но в ближайшей перспективе останется только два вида услуг, которые будут субсидироваться государством и за потребление которых неработающие граждане могут платить по 100-процентному тарифу - отопление и обеспечение топливом. Стоимость этих услуг в значительной степени субсидируется государством”, - отметил Бельский.

Напомним, накануне президент республики Александр Лукашенко взамен резонансного декрета “о тунеядцах” , которым установлены новые меры по воздействию на граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов. Новым декретом, в частности, был отменен спецсбор, который ранее взимался с “тунеядцев”.

Декрет №3 “О предупреждении социального иждивенчества”, который в широких массах получил название “о тунеядцах”, был принят в апреле 2015 года. Действовать он начал с 1 января 2016-го. В соответствии с нормами, оговоренными декретом, граждане, которые не участвуют в финансировании госрасходов в течение более 183 дней в году, должны были оплатить сбор в размере 20 базовых величин.

Документ спровоцировал волну протестов в начале 2017 года. После этого власти заморозили декрет и объявили о разработке новой концепции документа. В ходе сегодняшнего совещания президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что новый документ должен быть более сбалансированным.