Носителями прав и обязанностей в этих правоотношениях являются: Республика Беларусь государственные органы обладающие компетенцией по регулированию экологических отношений; Советы депутатов; белорусские и иностранные физические и юридические лица лица без гражданства иностранные государства международные организации. Ее функции: 1 экологическая взаимосвязь неорганической и органической материи; 2 экономическая – как средство производства в сельском и лесном хозяйстве строительство на ней зданий и сооружений; 3...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Л е к ц и я 9.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1. Понятие экологического права, его предмет и метод.

Термин «Экология» (от греческого «ойкос» – дом, жилище, родина и «логос» – наука) дословно означает «наука о местообитании».

Для возникновения отрасли права в системе белорусского законодательства необходимы как минимум четыре условия:

Наличие государственного интереса в создании такой отрасли;

Четкое выражение специфики регулируемых общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного регулирования;

Потребность в особом методе правового регулирования;

Наличие либо потребность в особых источниках права.

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой.

Экологическое право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования природной среды для настоящего и будущего поколения людей.

Под предметом экологического права понимаются общественно-экономические отношения в области взаимодействия общества и природы. Он подразделяется на две группы:

1. Отраслевые экологические отношения - земельно-хранительные отношения по охране недр, лесоохранительные, водоохранительные, по охране животного мира и атмосферного воздуха.

2. Комплексные экологические отношения – охрана природных территорий, комплексов, заповедников и т.д.

Под методом экологического права понимается: сочетание экономических методов регулирования качества окружающей природной среды с административно-правовыми средствами воздействия на природопользователя.

Экологическое право проявляет себя в трех формах:

I . Правовые идеи, доктрины составляют в совокупности правовую концепцию взаимодействия общества и природы.

II . Нормы экологического права устанавливают определенные правила поведения человека в отношениях использования и охраны окружающей среды. Эти нормы в совокупности образуют экологическое законодательство.

III . Правоотношения – необходимый элемент экологического права, без него оно остается «бумажным», не достигается та цель, которая была поставлена законом для охраны окружающей среды.

Нормами экологического права называются такие правила поведения, которые регулируют отношения людей по поводу охраны и использования природы.

Нормы экологического права также имеют свою классификацию.

Нормы-принципы. Они закрепляют основные положения охраны природы, например, «закон об охране окружающей среды»).

Нормы-приоритеты. Они устанавливают правовые преимущества в охране и использовании природы, одних объектов над другими. В свою очередь нормы приоритеты делятся на:

а) Отраслевые приоритеты – содержащиеся в природно-ресурсовых отраслях законодательства.

б) Межотраслевые приоритеты – устанавливают преимущества в охране одних природных объектов над другими.

в) Общие экологические приоритеты – закрепляют преимущества обеспечения качества окружающей природной среды, оптимальные условия для жизни и здоровья человека.

Нормы-правила – содержат экологические требования применительно к конкретной сфере экологического правоотношения. Они также имеют свою градацию и подразделяются на:

а) Предупредительные;

б) Запретительные;

в) Восстановительные. Они содержат требования к нарушителю о восстановлении нарушенного состояния природной среды и возмещение затрат;

г) Карательные – привлечение к юридической ответственности.;

д) Поощрительные – материальное стимулирование за выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды.;

е) Разрешительные и обязывающие – устанавливают право на определенное воздействие на природную среду и провозглашают экологические требования в различных сферах.

2. Экологические правоотношения.

Эти отношения подразделяются на два вида: природоресурсные и придодоохранительные

Природоресурсные отношения возникают в области использования природных ресурсов с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. Природоохранительные отношения выражают требования охраны окружающей среды в процессе ее хозяйственного использования.

Отношения в области взаимодействия общества и природы, будучи урегулированные нормами экологического права, становятся экологическими правоотношениями.

Субъектами экологических правоотношений, т.е. носителями прав и обязанностей в этих правоотношениях, являются: Республика Беларусь, государственные органы, обладающие компетенцией по регулированию экологических отношений; Советы депутатов; белорусские и иностранные физические и юридические лица, лица без гражданства, иностранные государства, международные организации.

Объектом экологических правоотношений является окружающая среда.

Окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Составляющими окружающей среды являются:

Природа, или природная среда – это совокупность естественных условий жизни и деятельности человека.

Природно-антропогенные объекты – природные объекты, измененные в результате хозяйственной и иной деятельности, или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта, например, зоны отдыха, парки, ботанические сады;

Антропогенные объекты – объекты, созданные человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Компоненты природной среды – земля (включая почвы), недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле

Природные ресурсы - компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Природный комплекс – функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками

По режиму охраны и использования природные комплексы подразделяются на: полностью исключенные из хозяйственного и рекреационного использования (заповедники); с ограниченным режимом использования ресурсов в хозяйственных целях (заказники), со смешанным режимом охраны и использования (национальные парки).

Для возникновения экологических правоотношений требуется наличие определенных юридических фактов , т.е. таких действий или событий, которые в соответствии с законодательством порождают определенные права и обязанности участников правоотношений.

Действия – проявляются только через поступки человека и подразделяются на:

а) позитивные – выполнение человеком в процессе природопользования экологических предписаний закона. Это действия экономические по использованию природных ресурсов и экологической охраны окружающей природной среды;

б) негативные – действия имеют место, когда нарушаются экологические предписания и причиняется вред природе и здоровью человека. Их определяют как экологические правонарушения.

3. Право природопользования и правовая охрана окружающей среды.

Охрана природной среды имеет свои особенности. Ее объектом являются природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы.

Признаками природного объекта является:

Естественное происхождение – эволюция развития природы, образование планеты, создание биосферы, появление растений и животного мира, человека. Результатом этого процесса явилось то, что природный объект, в отличие от товарно-материальных ценностей, не имеет стоимости (затраты человеческого труда);

Экономическая взаимосвязь с окружающей природной средой, позволяет им функционировать в составе естественных экосистем, обеспечивать качество окружающей природной среды от компонентов природы, которые по воле человека перешли из естественного в социальный мир (например, добыча полезных ископаемых

Выполнение функции жизнеобеспечения – носит социализированный характер и проявляется в способности объекта выполнять указанные функции.

Правовые меры охраны земель.

В юридическом значении земля – поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Ее функции: 1) экологическая - взаимосвязь неорганической и органической материи; 2) экономическая – как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, строительство на ней зданий и сооружений; 3) культурно-оздоровительная – размещение культурных и оздоровительных учреждений

В соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности все земли в Республике Беларусь подразделяются на следующие категории

Земли сельскохозяйственного назначения;

Земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачного строительства);

Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

Земли лесного фонда;

Земли водного фонда;

Земли запаса.

Основными актами регулирующими земельные отношения, в первую очередь, являются: Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «О земле» от 23 июля 2008г. , Гражданский кодекс, Законы: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве (в редакции Закона от 19 июля 2005г.№44-З), и другие источники права.

Правовые меры охраны недр.

Недрами называется часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Закон о «Недрах» содержит правовые и экономические основы комплексного и рационального использования и охраны недр, обеспечивая защиту интересов государства и граждан Республики Беларусь, а также пользователей недр.

Основным богатством недр являются полезные ископаемые, под которыми понимаются составные части недр – твердые, жидкие и газообразные природные образования земной коры, которые используются или пригодны для использования во всех сферах человеческой деятельности непосредственного, или посредством извлечения из них полезных компонентов.

В юридической литературе все полезные ископаемые подразделяются на два вида:

Общераспространенные;

Необщераспространенные.

Полезные ископаемые, запасы которых свидетельствуют об

Республика Беларусь является единственным субъектом права собственности на недра на своей территории.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с геологическим изучением, пользованием и охраной недр Республики Беларусь, осуществляется системой законодательства.

Основными источниками действующего законодательства правового регулирования в этой области являются: Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «О недрах» от 14 июля 2008г, Законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992г., (в ред. от 17 июля 2002г.) «О государственной экологической экспертизе» от 09.10.2009г.№54-З и др.

Правовая охрана вод.

Объектом водных отношений является водный объект или его часть (реки, озера, ледники). Законодательство защищает воды от: 1) загрязнения - образование в воде вредных веществ, которые ухудшают качество вод, ограничивают их использование или негативно влияют на состояние дна и берегов; 2) засорения - сброс в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов; 3) истощения - установленное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. Субъекты права водопользования несут ответственность за нарушение эколого-правовых норм водного законодательства и причинение вреда водным ресурсам.

Основу водных отношений составляет государственная собственность на воды (водные объекты). В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь воды составляют исключительную собственность государства. Содержание данного права составляют правомочия Республики Беларусь по владению, пользованию и распоряжению водами на территории республики в интересах белорусского народа. Это означает, что воды предоставляются только в пользование, а право распоряжения ими на территории республики принадлежит только государству в лице его соответствующих органов. Право коммунальной собственности на воды законодательством не предусмотрено.

Основу законодательства права водных отношений в Республике Беларусь составляют: Конституция Республики Беларусь, Водный кодекс Республики Беларусь от 15 июля 1998г.№191-З, Гражданский кодекс.

Правовая охрана и защита леса.

Леса – это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травяной растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологии взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. Основы лесного законодательства регулируют отношения, возникающие при пользовании лесным фондом. Защита леса – это система мер, направленная на борьбу с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. Под рациональным использованием леса понимается рациональное использование не только леса, но и земли, занятой лесом. Воспроизводство леса – это обновление пород состава леса с целью замены малоплодных пород на высокоплодные.

Регулирование правоотношений в этой области основывается на: Конституции Республики Беларусь, Лесном кодексе Республики Беларусь от 14 июля 2000г. и других нормативных актах.

Правовая охрана животного мира.

Животный мир определяется как единый объект, объединяющий все живые организмы от низших форм до высших, находящиеся в естественной среде. Своеобразное положение животного мира как объекта охраны окружающей природной среды состоит в его зависимости от среды обитания, в рамках которой существует живой организм. Поэтому охрана животного мира осуществляется на двух уровнях: охрана среды обитания животных от загрязнения и истощения и охрана самих животных от уничтожения и повреждения. Закон «Об охране и использовании животного мира» выдвигает основные требования охраны животных:

Сохранение видового многообразия;

Охранение среды обитания и условий размножения;

Сохранение целостности животных сообществ;

Рациональное использование и регулирование численности в целях предотвращения ущерба народного хозяйства.

Правовая охрана атмосферного воздуха. Атмосферный воздух – та естественная среда, которая окружает человека. Он выступает как посредник между природной средой и человеком.

Объектом правовой охраны и использования является атмосферный воздух Атмосферный воздух – это охраняемый законом природный объект, представляющий собой воздушную (газовую) оболочку планеты и выполняющий экологическую, экономическую и социальную функции.

Конституция Республики Беларусь и регулируются Законом Республики Беларусь от 15 апреля 1997г.«Об охране атмосферного воздуха» (с изм. и допол. От 16.12.2008г.№2-З) и другими правовыми источниками.

Правовая охрана особо охраняемых природных территорий и объектов.

Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим. Под особой охраной понимается совокупность запретов либо ограничений в целях выполнения специальных задач, возложенных на данную территорию или данные объекты.

Особоохраняемые природные территории находятся только в собственности государства и не подлежат разгосударствлению и приватизации.

Владение и пользование особоохраняемыми природными территориями осуществляется уполномоченными государственными органами.

Правовые основы функционирования и охраны особоохраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования определяются Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь «Об особоохраняемых природных территориях и объектах» ., «Об охране окружающей среды» , «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и др.

Правовая охрана растительного мира.

Растительный мир Республики Беларусь является необъемлемым компонентом окружающей среды и биологического разнообразия.

Объектами отношения в области обращения с объектом растительного мира являются:

Произрастающие дикорастущие растения;

Изъятые дикорастущие растения, их части и (или) продукты жизнедеятельности;

Производные от дикорастущих растений (дериваты);

Ботанические коллекции;

Среда произрастания объектов растительного мира;

Права пользования объектами растительного мира.

Субъектами отношений в области обращения с объектами растительного мира могут выступать:

Республика Беларусь в лице государственных органов, действующих в пределах своей компетенции;

Административно-территориальные единицы Республики Беларусь в лице органов местного управления и самоуправления, действующих в пределах своей компетенции;

Юридические лица Республики Беларусь и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся пользователями объектов растительного мира,

Законодательство Республики Беларусь о растительном мире основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит, прежде всего, из Закона Республики Беларусь от 14 июля 2003г.№205-З «О растительном мире» .

Кроме того, законодательство о растительном мире включает и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в данной области.

4. Ответственность за нарушение экологического законодательства.

Отличительной особенностью правовых норм является наличие в них санкций, то есть мер ответственности за нарушение, неисполнение или ненадлежащее исполнение норм права.

Юридическую и эколого-правовую ответственность следует рассматривать в трех различных, но взаимосвязанных значениях:

1. Как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством. Основными средствами для этого являются методы убеждения и принуждения. Принудительные меры воздействия носят вспомогательный характер и применяются, когда меры убеждения уже не действуют.

2. Как правоотношение - реализуется в рамках охранительных правоотношений, возникающих между государством в лице его органов и правонарушителем.

3. Как правовой институт - представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих виды, средства и порядок применения государством и его органами принудительных мер воздействия к правонарушителю в целях обеспечения законности и порядка. Институт эколого-правовой ответственности носит комплексный характер, поскольку включает в себя нормы различных отраслей права (земельного, горного, водного и т.д.)

Эколого-правовая ответственность проявляется в уголовной, административной, гражданско-правовой формах юридической ответственности. Закон об охране окружающей природной среды предусматривает еще ответственность, предусмотренную трудовым законодательством (с ее разновидностями – дисциплинарной и материальной).

Устранение причин и условий, способствующих экологическим правонарушениям – главная цель юридической ответственности.

Дисциплинарная ответственность в сфере экологопользования может наступать только за экологические правонарушения, совершенные работником в процессе исполнения своих трудовых обязанностей, и при условии, что работник нарушил экологические правила, исполнение которых входило в круг его трудовых функций в силу трудового договора или временного поручения администрации.

Административная ответственность может наступать только за конкретные правонарушения, указанные в законе как административные. Уголовная ответственность. Уголовном кодексе Республики Беларусь появился специальный раздел «Преступления против экологической безопасности и природной среды», в котором предусмотрено 23 состава преступлений (ст. 263-284).

Гражданско-правовая ответственность – это основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонарушителя, выражающееся в лишении его определенных имущественных прав или возложении на него имущественных обязанностей

Специальная ответственность.

Специальная эколого-правовая ответственность не имеет обособленной системы. Нормы специальной эколого-правовой ответственности «разбросаны» по различным институтам природоресурсовых отраслей права и сходны с отдельными элементами управления природопользованием в стране. Это может быть ограничение права экологопользования; приостановка мероприятий, составляющих определенные элементы экологопользования; прекращение или лишение права экологопользования; возложение обязанностей на нарушителя провести работу по восстановлению нарушенного объекта за свой счет.

Специальная эколого-правовая ответственность применяется органами управления природопользованием в стране в случаях, особо предусмотренных законом, и в целях пресечения нарушений правил экологопользования.

Основания освобождения от эколого-правовой ответственности.

1. Если совершенное эколого-правовое нарушение является малозначительным (например, незаконная порубка веток кустарника).

2. Если экологическое правонарушение совершено в особых условиях, в которых невозможно было выполнить свои обязанности без оказания вреда природной среде (например, для локализации очага лесного пожара пришлось вырубить просеку).

3. Если нарушена процедура привлечения к ответственности.

PAGE 9

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

2397. Сфера природопользования и охраны окружающей среды: соотношение государства и рынка 7.62 KB
На практике ответом государства на ситуацию с безбилетным пассажиром и неспособностью рынка выявить действительные общественные предпочтения являются: прямое обеспечение производство общественных экологических благ включая особо охраняемые территории национальные природные парки как и поддержание на должном уровне качества природной среды и экологической безопасности в целом; установление государственной собственности на определённую часть природных ресурсов; использование политического процесса демократических выборов...
17291. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды 16.33 KB
Экологическое право в настоящее время вышло на новый уровень своего развития. N 7-ФЗ Об охране окружающей среды с последними изменениями связанными с реформой органов государственной власти и управления местного самоуправления в Российской Федерации; вносимые изменения во многие источники права составляющие экологическое законодательство. Этот предмет имеет комплексный многослойный характер и включает: 1...
2622. Экология микроорганизмов, их экологические среды. Действие физических и химических факторов окружающей среды на микроорганизмы 41.12 KB
Действие физических и химических факторов окружающей среды на микроорганизмы.Влияние физических факторов на микроорганизмы.Влияние химических факторов на микроорганизмы. Распространение микроорганизмов в природе В природе микроорганизмы заселяют практически любую среду почва воздух вода и распространены гораздо шире чем другие живые существа.
754. Мониторинг радиационного загрязнения окружающей среды 263.85 KB
Воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия. Радиоактивные излучения вызывают ионизацию атомов и молекул живых тканей в результате чего происходит разрыв нормальных связей и изменение химической структуры что влечет за собой либо гибель клеток либо мутацию организма. Техническое задание Воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия. Радиоактивные излучения вызывают ионизацию атомов и молекул живых тканей в результате чего происходит разрыв нормальных связей и...
7756. Эколого-экономический мониторинг окружающей среды 238.05 KB
Мониторинг – это система выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, прогнозов, оценок и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием и безопасностью управляемой системы. Нацеленность мониторинга на обеспечение системы управления рекомендациями и вариантами управленческих решений предопределяет включение
4177. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 16.9 KB
Международно-правовой ответственности за ущерб окружающей среде. Организационно-правовой механизм сотрудничества государств в сфере охраны окружающей среды. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
555. Управление охраной окружающей природной среды 5 KB
Управление охраной окружающей природной среды На федеральном уровне управление охраной окружающей природной среды осуществляется Федеральным Собранием Президентом правительством и специально уполномоченными органами главными из которых являются Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды. На региональном уровне управление охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти местными органами самоуправления а также...
8870. Виды и характер загрязнения окружающей среды 399.71 KB
Антропогенное воздействие на атмосферу Виды и характер загрязнения окружающей среды: Определение загрязнения окружающей среды. Антропогенное воздействие на атмосферу Источники загрязнения Экологические последствия загрязнения атмосферы Защита атмосферы от загрязнения Загрязнение окружающей среды это поступление в среду любых веществ твердых жидких газообразных или видов энергии тепла шума радиоактивного или электромагнитного излучения в количествах оказывающих вредное влияние на человека животных и растения как...
20439. Политико-правовые отношения, правовые основы и механизмы осуществляемых преобразований в государстве и обществе 86.52 KB
Во-вторых это право используемое как средство: а властвования и управления; б ограничения власти воздействия на нее правовыми средствами. Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество уничтожить его как форму социального бытия человека и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти государство и в особой нормативной системе социальной регуляции право которые призваны сохранить целостность общества в его новом состоянии. Государство представляет собой наиболее...
3406. Влияние загрязнений окружающей среды на рентабельность предприятия 37.18 KB
Экология (от греч. oikos –дом, жилище, logos –знание, учение) –это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Термин «экология» предложил немецкий биолог Эрнест Геккель в 1866 г. Под экологией он понимал сумму знаний, относящихся к природе.

Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Законе "Об охране окружающей среды", Федеральном законе "Об экологической экспертизе", иных актах законодательства об окружающей среде, в гражданском, уголовном и другом законодательстве .

Нормативно-правовые основы природопользования - это законы и нормы, регулирующие удовлетворение различных потребностей общества путем рационального использования различных видов природных ресурсов человеческим обществом и разрабатывающие меры по их сохранению .

Природоресурсное законодательство предусматривает общее и специальное пользование землей, недрами, водами и лесами. Общее природопользование характеризуется тем, что оно является общедоступным. Оно не требует особого разрешения в каждом конкретном случае со стороны компетентных государственных органов, а также тех лиц (предприятий и учреждений), за которыми природные объекты закреплены в пользование. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных правовых актов. В ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

Наиболее полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в водном и лесном законодательстве. В соответствии с Лесным кодексом РФ граждане имеют право свободно пребывать в лесах, собирать дикорастущие плоды, орехи, ягоды и т.п. В то же время пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод могут быть ограничены в интересах пожарной безопасности, ведения орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в лесах заповедников - в связи с установленным в них специальным порядком пользования. Порядок осуществления общего водопользования определен в ст. 88 Водного кодекса РФ. Так, на общее водопользование разрешение не требуется. Такое водопользование осуществляется в целях купания, катания на лодках, забора воды для питьевых и бытовых нужд и т.д. .

Право специального природопользования связано с потребностью обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды от загрязнения и иных вредных воздействий. Оно основано в России на принципах целевого характера пользования, устойчивости права пользования, платности природопользования.

Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно указывается в разрешениях на право пользования (в решении о предоставлении земельного участка, в лицензии на право пользования недрами, в разрешении на специальное водопользование, в лесорубочном или лесном билете). Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит одним из юридических оснований для аннулирования лицензии.

Принцип устойчивости права природопользования заключается в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование ими, либо на длительный срок от 20 до 50 лет. Право пользования названными ресурсами может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Закрепление в законодательстве и реализация принципа устойчивости права природопользования направлены на создание необходимых условий для осуществления природопользователем его деятельности, а также гарантий его интересов, связанных с природопользованием.

Специальное природопользование осуществляется за плату. Взимание платы регулируется как Законом "Об охране окружающей среды", так и специальными природоресурсными актами. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на нее.

Для осуществления специального природопользования требуется выделение определенных частей природных объектов и закрепление их в обособленное пользование юридических и физических лиц. Право пользования в этих случаях возникает на основании специально выдаваемых разрешений в соответствии с процедурой (предоставления земельного участка, горного отвода, получения лесорубочного или лесного билета и т.д.), определенной в основном в рамках природоресурсного законодательства.

В природоресурсном законодательстве закрепляются права и обязанности пользователей природными ресурсами. Они имеют как общие, так и специфические черты, определяемые с учетом специфики того или иного природного объекта. К общим правам относится использование природных ресурсов для любой формы предпринимательской или иной деятельности в соответствии с целями, предусмотренными в лицензии, если природопользование осуществляется на лицензионной основе. К общим обязанностям природопользователей относятся соблюдение требований законодательства о природопользовании и охране окружающей среды; соблюдение требований технических проектов, планов и иных документов (если природопользование связано с их реализацией); предоставление разного рода информации в государственные органы, которая требуется в соответствии с законодательством, и др. Лесопользователи имеют право осуществлять пользование лесами в пределах только тех объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в разрешительных документах. Обязанности лесопользователей включают: ведение работ способами, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие пользования лесами на состояние и воспроизводство лесов и других природных объектов; соблюдение правил пожарной безопасности; очистку лесосек от порубочных остатков; осуществление лесовосстановительных мероприятий на вырубках или других площадях в сроки, которые указаны в разрешительных документах и др. Нарушение или невыполнение этих обязанностей влечет соответствующие неблагоприятные последствия для природопользователей .

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции и специально уполномоченными органами в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Органами общей компетенции, осуществляющими государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, являются: Президент РФ; Правительство России; Советы министров республик в составе РФ; администрация иных субъектов РФ, а также органы местной администрации. Специализированные органы управления охраной окружающей среды действуют на разных уровнях, оказывая оперативное воздействие на министерства, ведомства, предприятия и являясь, таким образом, межотраслевыми или надведомственными органами.

В настоящее время в России функционируют следующие специализированные органы управления охраной окружающей среды: Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по ведению земельного кадастра, Государственный комитет РФ по рыболовству.

Центральное место в системе специализированных органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды занимает Минприроды РФ. Постановлением на него и его территориальные органы возложена ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. В систему специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды входят также Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральный горный и промышленный надзор России, Государственный таможенный комитет РФ, Министерство внутренних дел РФ. Эти органы в соответствии с законодательством России решают вопросы в области охраны окружающей среды по согласованию или совместно с другими природоохранительными органами .

ЛЕКЦИЯ 4.

Охрана окружающей среды и рациональное природопользование представляет собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.

Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов и оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений.

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы мероприятий:

1) Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.

2) Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий.

3) Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы.

4) Юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательство объектом правовой охраны выступает природная среда.

Современная структура системы экологического права сочетает правовое регулирование природопользования по объектам с функциональным регулированием охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В экологическом законодательстве выделяются общая (или природоохранная) и особенная (или природоресурсная) части.

В общую часть входят: Закон «Об охране окружающей среды», Закон «Об экологической экспертизе», Закон «Об особо охраняемых природных территориях», Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.

Особенная часть включает в себя: Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс, Закон «О недрах», Закон «О животном мире», Закон «Об охране атмосферного воздуха» и др.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ, а также международно-правовые акты.

В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Центральное место среди экологических норм в ней занимает ст.9, ч. 1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.



В Конституции РФ также есть две очень важные нормы, одна из которых (ст.42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст.9, ч.2). Первая касается биологических начал человека, вторая – его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Так, согласно ст.72, пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

Основным в системе экологического законодательства является в настоящее время Федеральный закон «Об охране окружающей среды». В его 15 разделах отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой на территории Российской Федерации. Из 94 статей Закона главные его положения явились основой для других нормативных природоохранных актов.

Задачи, принципы и основные объекты охраны окружающей природной среды сформулированы в I разделе Закона. Согласно этому разделу объектами охраны являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, а также Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие растения и животные.

В этом же разделе определена компетенция государственных органов в экологической области.

Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду закреплено во II разделе Закона. Каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды.

Экономический механизм охраны среды отражен в III разделе Закона. В нем раскрывается принцип платности за природопользование и загрязнение среды. При нанесении ущерба среде плата не освобождает природопользователя от обязанности восстановления нарушенного объекта.

Важное место в экономическом механизме охраны среды имеет ст.18, которая устанавливает, что любой природопользователь обязан заключить договор с исполнительным органом власти на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность. Договор заключается на основе экологической экспертизы и лицензии на комплексное природопользование.

Нормирование качества окружающей среды и порядок государственной экологической экспертизы, установленные в разделах IV и V, позволяют обеспечить государственное воздействие на природопользователей. Уровни предельно допустимых воздействий на окружающую среду по всем их видам должны утверждаться специально уполномоченными органами РФ в области охраны среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

Перед заключением договора на природопользование должна проводиться государственная экспертиза, выводы которой обязательны как при заключении договора и определении его условий, так и при применении экономических и иных санкций к природопользователю. В Законе предусматривается и общественная экологическая экспертиза, выводы которой становятся юридически обязательными, если они утверждены органами госэкспертизы.

Экологические требования к предприятиям, сооружениям и иным объектам сформулированы в VI-VII разделах Закона. Они обязательны как при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в строй, так и при эксплуатации объектов.

Порядок действий в чрезвычайных экологических ситуациях и на особо охраняемых природных территориях узаконен в VIII-IX разделах. Зоны чрезвычайной экологической ситуации, экологического бедствия устанавливают высшие органы РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов. По их же представлению образуются и государственные природные заповедники, заказники, национальные парки, на чьих территориях запрещается хозяйственная или иная деятельность, противоречащая целям их создания.

Особо выделены в Законе курортные и лечебно-оздоровительные зоны, в которые введены округа санитарной охраны и которые рассматриваются как особо охраняемые территории вокруг городов и поселков.

В X разделе Закона регламентируется экологический контроль, который является системным и состоит из государственного, производственного и общественного. Государственный контроль должен осуществляться как органами власти, так и специально уполномоченными органами.

Экологическому воспитанию, образованию, научным исследованиям отведено достаточно много места в разделе XI Закона.

Порядок разрешения споров в области охраны окружающей среды устанавливается в XII разделе Закона.

Ответственность за экологические нарушения в разделе XIII подразделена на дисциплинарную, административную, материальную и уголовную – для физических и юридических лиц, административную и гражданско-правовую – для учреждений, предприятий и организаций.

Анализ практики применения экологического законодательства свидетельствует о том, что часто применяемой мерой ответственности за экологические правонарушения является административное взыскание. Оно подразумевает наложение штрафа и возмещение причиненного вреда. Наиболее жесткой мерой административного воздействия является решение о приостановке производственной деятельности.

В современных условиях хозяйствования повышается значение мер уголовной ответственности.

Порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением , предписан XIV разделом Закона.

Отдельный раздел Закона (раздел XV) посвящен международному сотрудничеству в области охраны среды.

В качестве примера особенной (природоресурсной) части экологического законодательства рассмотри основные положения Закона «О недрах».

Он состоит из семи разделов:

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Пользование недрами

Раздел IV. Государственное регулирование отношений недропользования

Раздел V. Плата при пользовании недрами

Раздел VI. Ответственность за нарушение настоящего закона

Раздел VII. Международные договоры

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Раздел I. Общие положения

Статья 1.2. Собственность на недра

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Раздел II. Пользование недрами

Статья 6. Виды пользования недрами

Недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное;

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Статья 9. Пользователи недр

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.

Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ могут быть только государственные предприятия.

Статья 10. Сроки пользования недрами

Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок недра предоставляются в пользование:

для геологического изучения - на срок до 5 лет;

для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, - на срок до 20 лет;

при совмещении указанных видов пользования - на срок до 25 лет.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях.

Раздел III. Рациональное использование и охрана недр

Статья 23. Основные требования по рациональному использованию и охране недр

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр;

4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами;

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

Раздел IV. Государственное регулирование отношений недропользования

Статья 35. Задачи государственного регулирования отношений недропользования

Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.

В задачи государственного регулирования входят:

Определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;

Обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

Обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

Установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

Введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

Установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

Раздел V. Плата при пользовании недрами

Статья 39. Система платежей при пользовании недрами

Пользование недрами является платным, за исключением некоторых случаев. При пользовании недрами производятся следующие виды платежей:

1) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий ;

2) платежи за пользование недрами ;

3) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы ;

4) акцизы .

Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю или за акваторию и участок дна территориального моря, а также плату за геологическую информацию о недрах.

Раздел VI. Ответственность за нарушение настоящего закона

Статья 49. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Административное регулирование природопользованием охватывает ряд методов управления, среди которых следует выделить: экологическое нормирование и экологические стандарты, прямые запреты, экологические сертификаты, разрешения и лицензии.

В условиях рыночной экономики основную роль в существующем механизме административного регулирования природопользованием играет экологическое нормирование.

Экологическое нормирование – это процесс разработки и придания юридической нормы научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания.

Норма – это мера воздействия.Предельно допустимой нормой является законодательно устанавливаемые допустимые размеры воздействия человека на окружающую среду.

Нормативы качества – предельно допустимые нормы воздействия на окружающую среду антропогенной деятельности человека.

В соответствии с Законом к содержанию нормативов сформулированы следующие общие требования:

Экологическая безопасность населения;

Сохранение генетического фонда;

Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий, устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Нормативы качества оценивают по трем показателям: медицинским, технологическим и научно-техническим.

Медицинские показатели устанавливают пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе; технологические показатели оценивают уровень установленных пределов техногенного воздействия на человека и среду обитания; научно-технические показатели оценивают возможность научных и технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем его характеристикам.

Нормативы качества не относятся к числу правовых норм. Это нормы технического или технико-экономического характера и сами по себе они не обладают юридической силой. Норматив становится обязательным и имеет юридическую силу с момента утверждения его компетентными органами (Министерством здравоохранения и Министерством природных ресурсов РФ).

Все нормативы качества окружающей природной среды делятся на три вида: санитарно-гигиенические, производственно-технические и комплексные.

Санитарно-гигиенические нормативы – это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (химических, биологических), физических воздействий, санитарных защитных зон, предельно допустимых уровней радиационного воздействия.

К данной группе нормативов можно отнести нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК); предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей; нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных веществ в продуктах питания (нитратов в овощах, солей в питьевой воде).

ПДК – это та наибольшая концентрация веществ в окружающей среде (воздухе, воде, почве, пище), которая при достаточно длительном воздействии не оказывает влияния на здоровье и не вызывает оставленных эффектов (не сказывается на потомстве и т.п.). Поскольку возможный эффект зависит от времени действия, т.е. от полученной дозы, выделяют нормативы ПДК среднесуточные , устанавливающие среднюю концентрацию вредных веществ, и максимально разовые , фиксирующие максимальное значение концентрации загрязнителя в течение суток.

Производственно-технические нормативы качества устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной. Возглавляют эту группу нормативы выбросов вредных веществ (ПДВ).

С помощью этой группы нормативов качества осуществляется контроль за промышленными и другими выбросами и сбросами в окружающую среду вредных веществ, микроорганизмов, биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почву.

Предельно допустимые выбросы определяют по каждому источнику выбросов, т.е. поступлению вредных веществ в атмосферу, или сбросов, т.е. поступлению вещества вместе со сточными водами в водные объекты.

К комплексным нормативам качества относятся предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ПДН) и нормативы санитарных и защитных зон.

ПДН – это допустимые размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды. Различают отраслевые и региональные нормы ПДН.

Отраслевые нормы ПДН относятся к отдельным видам природных ресурсов, например оптимальное число охотников, приходящихся на число диких животных или единицу охотничьих угодий.

Региональные нормы ПДН разрабатываются с учетом хозяйственной деятельности или рекреационной нагрузки на природные комплексы. К примеру, известны нормы допустимых воздействий на экосистему озера Байкал, которые устанавливают экологические ограничения на использование водных ресурсов, рыбных запасов, лесных богатств, на развитие хозяйственной деятельности.

Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются с целью охраны водоемов, источников водоснабжения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других вредных воздействий.

Концепция экологического нормирования лежит в основе установленных экологических стандартов.

Система экологических стандартов подразумевает установление единых и обязательных для всех объектов данного уровня системы управления норм и требований.

Стандарты качества окружающей среды регламентируют допустимое состояние воздушного и водного бассейнов, почв, других природных компонентов. Они опираются на гигиенические нормы и используют понятие предельно допустимой концентрации (ПДК) или предельно допустимой дозы (ПДД) содержания вредных веществ.

Стандарты воздействия на окружающую среду определяются на основе ПДК. Они устанавливают предельно допустимые эмиссии (т.е. предельно допустимые выбросы и сбросы) конкретных вредных веществ из конкретного точечного источника исходя из условий непревышения ПДК этих веществ на конкретной территории (в контрольных точка) при суммировании сбросов (выбросов) всех источников.

Технологические стандарты устанавливают определенные требования к технологиям как основного производственного процесса, так и очистным.

Стандарты качества продукции устанавливаются как требования к качеству готовой продукции.

Прямые запреты или ограничения той или иной деятельности не регламентируются нормами и стандартами и представляют собой меру административного воздействия на виновника загрязнения. Они применяются в крайних случаях, когда производство наносит непоправимый ущерб природной среде своими выбросами (сбросами), которые невозможно снизить до безопасного уровня технологически или экономически. Таким образом, эффективным становится только полное запрещение производства. Например, в настоящее время зепрещено производство и применение ДДТ, хлорфторуглеродных соединений, фреонов и др. Полному запрещению может предшествовать ограничение воздействия: введение лимитов и квот на форму воздействия (лимит выпуска конечной продукции, квота на потребление отдельных видов первичных ресурсов, использование пестицидов, токсичных материалов и т.п.).

Экологические сертификаты или лицензии представляют собой документ на право осуществления экологически безопасной деятельности. Объектами экологической сертификации являются: объекты окружающей природной среды (земля, водные источники, биологические ресурсы); отходы производства и потребления; технологические процессы; услуги, направленные на обеспечение экологической безопасности и предупреждения вреда окружающей среде (экологические услуги); товары. Сертификаты на использование земель и воды даются при дефиците этих ресурсов для ранжирования потенциально конфликтующих природопользователей в целях максимальной эффективности природопользования. Сертификаты или лицензии выдаются природопользователям в том случае, если для них определены лимиты воздействия.

Разрешения и лицензии могут носить временной или разовый характер. Они необходимы для природопользователей, которые желают активно работать в сфере, подлежащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы и сбросы.

Лицензия (или разрешение) – документ, выданный специально уполномоченными на то органами (Министерство природных ресурсов) и удостоверяющий право его владельца на использование в определенный период времени (обычно 1 год) природного ресурса, а также на выбросы, сбросы и размещение твердых отходов.

Выдаче лицензии предшествует установление лимитов на природопользование , представляющих собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов производства.

Получив лицензию и пройдя экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь в обязательном порядке заключает договор о комплексном природопользовании . В этом документе содержатся условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и механизмы возмещения возможного вреда, причиненного природной среде.

В настоящее время крупные компании и банки при осуществлении масштабных и долгосрочных инвестиций, предоставлении кредита и подобных рискованных операций, связанных с расширением, модернизацией, приватизацией и другой реорганизацией промышленных предприятий, проводят сами или требуют от партнеров по бизнесу проведения экологического аудита.

Экологический аудит – это объективное, систематическое, документированное и регулярно повторяемое обследование состояния окружающей среды на предприятии с целью выявления экологических проблем и потенциальных обязательств, связанных с передачей имущества и текущими операциями.

Объектами экологического аудита являются:

Имущество (земельные участки, природные объекты, здания и сооружения, машины и оборудование и пр.);

Системы управления предприятием в чрезвычайных ситуациях;

Текущие операции предприятия (производственные, коммерческие и др.);

Программы охраны окружающей среды и обеспечения безопасности персонала и пр.

Как правило, процедура экоаудита является добровольной, однако в случае, когда деятельность предприятия явно угрожает окружающей среде и населению, по решению органов исполнительной власти может быть проведен принудительный аудит.

Основные функции экологического аудита:

1) оценка текущей деятельности компании с точки зрения экологического законодательства;

2) обеспечение руководства информацией, необходимой для планирования и управления;

3) проверка решений руководства по вопросам, имеющим отношение к охране окружающей среды;

4) укрепление доверия к предприятию со стороны общественности, акционеров, правительства.

Таким образом, государственный контроль постепенно уступает место «самоконтролю», который выражается в распространении экологического аудита.

Международный опыт проведения экологического аудирования позволяет выделить некоторые его уровни и разновидности:

Экологическое аудирование транснациональных корпораций;

Экологическое аудирование, инициированное на уровне государственных структур;

Отраслевое (корпоративное) экологическое аудирование;

Внутреннее аудирование предприятий.

При этом отраслевое экологическое ацдирование подразделяется на:

Структурное (оценивается верность следования общему экологическому курсу отрасли);

Проблемное (исследуется конкретная экологическая проблема отрасли, например, влияние деятельности нефтедобывающего комплекса на деградацию экосистемы тундры);

Деятельностное (анализируется влияние на окружающую среду некоторого вида деятельности, отрасли, например, морских перевозок нефти);

Территориальное (региональное).

Экологический аудит в России пока не получил широкого распространения, однако для этого есть объективные предпосылки, в том числе активное привлечение иностранных инвестиций. Солидных зарубежных инвесторов, как правило, не устраивает состояние основных производственных фондов с точки зрения экологических характеристик. Кроме того, проведение экологических аудитов предприятий является обязательным условием представления займов и кредитов международными финансовыми институтами.

17.1. Правовые основы охраны окружающей среды и природопользования

Российское природоохранное законодательство имеет давнюю историю: при Иване Грозном был издан Указ о запрете охоты и рубки леса на территории нынешнего Лосиного острова (Подмосковье), где находились царские охотничьи угодья.

В последующем Петром I был издан указ «О бережении сосновых и дубовых лесов вдоль главных рек России». Очевидно, что Россия – одно из первых государств, находящихся у истоков природоохранного законодательства. В начале ХХ в. были созданы первые заповедники (например, Баргузинский). После революции 1917 г. также был издан ряд декретов, имеющих природоохранное значение («Об охране памятников, садов и парков», «О лесах», «О сроках охоты и праве на охотничье ружье» и др.). В советское время был принят ряд законов о создании заповедников, заказников, национальных парков.

Современное общество выработало комплекс специальных мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. К таковым относятся: наблюдение за состоянием окружающей среды, ведение государственных кадастров и реестров природных объектов, создание особо охраняемых природных территорий, экологическая экспертиза, паспортизация, сертификация, экологическое лицензирование, экологический аудит.

Экологическое право – это совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные экологические отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.

Предмет экологического права – общественные отношения, складывающиеся по поводу какого-либо объекта и находящиеся в сфере действия правовых норм экологического законодательства.

Субъекты экологических правоотношений – 1) природопользователи; 2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной окружающей среды; 3) общественные объединения экологического профиля (т. е. общественный контроль); 4) органы прокуратуры, осуществляющие надзор за законностью в сфере экологических правоотношений.

Основной метод экологического права – метод экологизации, способствующий устойчивому равновесию между природой и развитием человеческого общества.

Элементы метода – 1) закрепление в действующем законодательстве структуры органов, которые осуществляют контрольное управление использованием природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экосистем; 2) закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей; 3) регламентация правил природопользования, которые обусловлены спецификой объекта природопользования и правовым статусом природопользователя; 4) установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Система экологического права включает отрасль права, науку и учебную дисциплину.

Экологическое право как наука – это система знаний об экологическом праве как отрасли права.

Экологическое право как учебная дисциплина – система знаний об экологическом праве, соответствующая программе образовательного учреждения и требованиям Государственного образовательного стандарта.

Отрасль экологического права базируется на эколого-правовой норме – общем правиле, предусмотренном для определения круга лиц и рассчитанном на неоднократное применение.

Источниками экологического права являются нормативные документы.

Экологическое право является важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды.

Различают нормы-принципы (основополагающие начала охраны окружающей среды) и нормы-приоритеты (правовые имущества при пользовании природными объектами для сохранения высокого качества окружающей среды). Нормы-приоритеты могут быть отраслевого, межотраслевого и экологического уровня. По содержанию эти правила подразделяются на предупредительные, запретительные, восстановительные (компенсационные), карательные, поощрительные, уполномочивающие, разрешительные и обязывающие.

Источниками экологического права являются следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция; 2) законы и кодексы в области охраны природы; 3) Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования; правительственные природоохранные акты; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституционные основы охраны природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиняемого его здоровью. В Конституции определены организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, установлены обязанности граждан по отношению к окружающей среде, охране природных богатств.

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду определяется двумя основными положениями Конституции РФ: 1) экологическим воспитанием и образованием; 2) государственной гарантией экологических прав.

Права граждан включают:

Возможность запроса о предоставлении достоверной информации о состоянии природной среды и мерах по ее охране;

Требования отмены решения о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов;

Привлечение к ответственности лиц, виновных в экологических правонарушениях.

2. Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира, кодексы: водный, земельный, лесной.

Систему экологического законодательства возглавляет федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.

Действующий федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и др.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.), а также в федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.).

Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995 г.) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при использовании объектов ионизирующих излучений.

Федеральный закон «О недрах» (1992 г.) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр.

Федеральный закон «О живом мире» (1995 г.) определяет эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно Закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) содержит правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Важнейшие экологические требования отражены также в федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) и Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья (1993 г.).

3. Указы и распоряжения Президента, постановления правительства охватывают область вопросов экологии и природопользования. Примером может служить Указ Президента Российской Федерации от 1 апр. 1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по различным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и считаются обязательными для других физических и юридических лиц.

5. Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты по охране окружающей природной среды.

Предыдущая

Экологическое законодательство является главным фактором, воздействующим на реализацию экологической политики страны. Закон не охраняет природу (окружающую среду), он защищает только права человека. Вопрос заключается в том, каковы правовые приоритеты общества и государства. В целом это зависит от вклада в качество жизни, которое определяется совокупностью экономических, социальных, экологических факторов. Насколько высок приоритет экологических потребностей, зависит от уровня социально-экономического развития общества, а также от уровня развития общественной морали.

Первым законом об охране окружающей среды принято считать эдикт, принятый в Англии в 1273 г., запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. В России первоначально основным направлением государственной политики в сфере охраны окружающей среды было сохранение отдельных ее элементов от истребления. В частности, ряд указов Петра I был направлен на охрану, рациональное использование и восстановление лесов, запрещение хищнических способов ловли рыбы, отстрела лосей в окрестностях Санкт-Петербурга и др. В последующие годы природоохранное законодательство ограничивалось в основном установлением правил охоты.

В советское время объектами охраны были объявлены целые природные комплексы, о чем свидетельствуют декреты и постановления о создании заповедников (например, в 1921 г. был принят декрет "Об охране памятников природы, садов и парков").

В истории развития экологического законодательства 1960-1980-е годы отмечены рядом постановлений, направленных на улучшение экологической ситуации в отдельных регионах, таких как озеро Байкал, бассейны рек Волги и Урала, Каспий, Ладога, Арал и др. В этот же период были приняты законы и постановления, касающиеся отдельных компонентов окружающей среды: основы земельного и водного законодательства, законодательства о недрах и т.д.

Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" стал первым комплексным (рамочным) законом, охватывающим все аспекты природопользования.

Конституция Российской Федерации (1993) провозглашает права граждан на землю и природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью, на участие в экологических организациях и общественных движениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. Одновременно Конституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру, а также определяет организационные и контрольные функции высших территориальных и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

Основными законами и иными нормативными актами РФ в области природопользования и охраны окружающей среды являются:

  • - Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), который лежит в основе природоохранного законодательства РФ и охватывает все аспекты природопользования и охраны окружающей среды. Нормы других законов в области охраны окружающей среды не должны противоречить Конституции РФ и данному закону;
  • - Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" регулирует отношения в области экологической экспертизы. Он направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий на нее и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов РФ на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • - Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения;
  • - Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" устанавливает правовые основы охраны атмосферы и нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ;
  • - Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья;
  • - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
  • - Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" регулирует правовые отношения при изучении, использовании и охране недр;
  • - Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире" регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной зашиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды;
  • - Земельный кодекс Российской Федерации регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли;
  • - Водный кодекс Российской Федерации регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов и направлен на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения;
  • - Лесной кодекс Российской Федерации устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала;
  • - Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья (1993 г.) регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Достаточно назвать Указы Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. №236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", от I апреля 1996 г. № 440"О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" или от 29 апреля 1996 г. № 608 "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях)". Или постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", от 12 июня 2003 г. № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

Нормативные акты природоохранных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

Нормативные решения органов местного самоуправления дополняют и конкретизируют действующие нормативные правовые акты в области охраны окружающей природной среды.