Грехи бывают двух разновидностей: кабира (большие) и сагира (малые). Многие богословы считают, что большие грехи это те грехи, которые запрещаются в Коране и Сунне и совершавшие их пугаются адом. Мы учим запреты Корана и Сунны, вместе с их определениями, описаниями со стороны ученых. Путем соблюдения приказов и избегая запретов Аллаха, мы предостерегаемся от ада и гнева Аллаха.

Грехи это - самые большие препятствия на пути достижения одобрения и милости Аллаха. Они загрязняют сердце (душу) верующего. Грехи бывают видимые и невидимые. Многие люди, покаявшись, избавляются от видимых грехов. Но предостерегаться от невидимых грехов, связанных с душой верующего труднее. Истинный мусульманин должен избегать всех грехов.

Ислам, прежде всего, основан на знании. Верующий должен знать чего соблюдать и чего избегать. В связи с этим во все времена исламские ученые писали книги определяя большие и малые грехи.

Про большие и малые грехи в священном Коране сказано:

«Если вы будете избегать больших грехов, которые вам запрещены, то Мы простим ваши [мелкие] прегрешения и введем вас через врата благословенные.» (Сура «Ниса»: 31)

«То, что даровано вам из добра,- это удел здешней жизни. А то, что дарует Аллах [в будущей жизни], лучше и долговечнее для тех, … для тех, которые избегают тяжких грехов и мерзостей, которые, когда, приходя во гнев, прощают;» (Сура «Шура»: 36-37)

«Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле, и Он может воздавать творившим зло за их деяния и вознаграждать наилучшим образом тех, кто вершил благие дела, тех, которые сторонятся тяжких грехов и постыдных поступков, разве что незначительные проступки [допускают]. Воистину, Господь твой велик прощением…» (Сура «Нажм»: 31-32)

Кроме этого про большие грехи в хадисах пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) сказано:

«С совершением каждого намаза грехи мусульманина, совершенные между этим и предыдущим намазом прощаются, если только он не совершал (в этот период) большие грехи».

«Каждую пятницу грехи верующего, совершенные между этой и предыдущей пятницей прощаются, если он не совершал тяжкие грехи».

«Каждый Ийд (Ураза байрам и Курбан байрам) прощаются грехи мумина, совершенные между двумя праздниками, в том случае если он не совершал большие грехи».

В этой маленькой статье взятой с книги ученого и богослова Мехмед Захид Котку «Проповеди верующим – 2, Грехи» перечислены грехи, которые считаются большими со стороны некоторых ученых. В статье мы дали описания грехов только где посчитали нужным, но не дали их социальный, личный вред как это сделано в книге.

Большие грехи

Кратко можно определить грех следующим образом, грех это – поступок и деяние, которого Всемогущий Аллах не одобряет. Поэтому будь это маленькие или большие грехи пока верующий не будет избегать их он не станет истинным мусульманином и совершенным человеком, даже если он бесконечно молится. Так как грех это – огонь и яд. Человек, несмотря на то, что питается хорошо, умрет если получит каплю яда. Ясно, что огонь сжигает, а яд убивает. Богобоязненный мусульманин любыми средствами избегает грехов.

Некоторые ученые считают, что существует 12 больших грехов, некоторые полагают, что их 150, некоторые говорят, что их 700. В книге «Шифаул мумин» перечислено 125 больших грехов.

Куфр (неверие). Есть 3 причины становления неверным:
а) невежество (незнание ислама, про Аллаха);
б) упорство в неверие (подобно евреям, Абу Лахабу);
в) совершение и произношение куфри мужиб поступков и слов.
Это те поступки и слова которые выводят мусульманина из веры. Например, бросать лист, где написано имя Аллаха и пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) в мусорку, сомневаться в каком то аяте из Корана, сомневаться в обязательстве намаза, поста или в других обязательствах шариата, верить недозволенную (харам) вещь как дозволенную (халал), порицать пророков, говорить слова типа «омовение не делает тебя сытым» выводит мумина из имана в куфр. Все его благие дела до этого времени аннулируются. Брак между супругами тоже распадается. Заново совершить хадж становится фарзом. Если этот человек умрет не покаявшись, будет гореть в аду вечно.
Придание Богу равного (ширк).
Прелюбодеяние.
Гомосексуализм, а также лесбиянство.
Потребление спиртных напитков и всего, что может вывести разум из нормального состояния (наркотики, психоделические, психотропные препараты и т.д.). Аллах проклял пьющего, подающего ему, продающего и покупающего, изготовителя, носильщика, помощника носильщику и делающего прибыль от этого.
Проводить время вместе с «фасик» и «фаджир»ами. Это те люди, которые делают грехи открыто и не стесняясь. Нет более большого грешника чем мусульманин посещающий бары, казино, кинотеатры, театры, пляжи и другие греховные места. Можно быть вместе с грешниками только с целью делать даъват - призывать к праведному пути.
Воровство.
Умышленное убийство безвинного человека в т.ч., аборты.
Обвинение праведного человека в прелюбодеянии, клевета.
Будучи очевидцем избегать свидетельства.
Лжесвидетельство.
Ложная клятва.
Отобрать чужую вещь насильно.
Побег с поля боя во время джихада. Разрешается если только с целью объединения с большой армией, идущий сзади и если число врагов больше чем в два раза.
Ростовщичество - отдача денег в долг под проценты.
Отобрать и пользоваться долей - вещами сироты.
Взяточничество.
Неуважительное отношение к родителям. Ослушиваться родителей можно тогда, когда они просят делать дела запрошенные в шариате. В шариате есть правило «Ла таата ли махлукин фил-маъсиятиллах», что значит «Нет послушания тварям в делах неугодных Аллаху».
Разрыв отношений с близкими родственниками.
Говорить ложь от имени пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) даже если с благими намерениями, иными словами, придумывать ложные хадисы.
В месяце Рамазан намеренно прервать свой пост.
Обвешивание - обман на весах и в мере.
Совершение намаза ранее установленного времени.
Не совершение намаза.
Несоблюдение поста в месяц Рамадан.
Отказ от выплаты закята.
Не совершать хадж во время.
Бить мусульманина без причины.
Сквернословить и порицать сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует).
Хулить и делать гийбат (злословие) про алимов-богословов и хафизов, знающих наизусть Коран.
Сообщать залиму-тирану о недостатках мусульманина.
Не ревновать своих близких. Например, увидев что жена разговаривает с незнакомым мужчиной, пройти мимо.
Сутенёрство.
Не делать амри маъруф и нахйи мункар (приказывать благое и запрещать плохое).
Колдовство: его изучение, применение и учение других.
Забыть чтение Корана после его изучения.
Сожжение зверей или насекомых в огне.
Отказывать мужу в любовном отношении без причины. Причинами могут быть пост Рамазана, менструация, нифас - кровотечение из-за болезни, болезнь.
Перестать надеется на милость Аллаха из-за множества грехов.
Быть уверенным и не боятся гнева Аллаха.
Употребление свинины, мертвечины, крови.
Употребление мяса животных, которые заколоты не во имя Аллаха.
Намима – распространение плохих слов о ком-то между людьми.
Играть в азартные игры.
Фасад и тирания. Говорить слова не понятные людям и издавать недостоверные фетвы, которые усложняют жизнь людям и делают фитна. Например, говорить что держать пост в рамазане, но не совершать намаз - это бесполезно.
Несправедливость.
Грабить и убивать людей.
Зихар – уподоблять жену своей матери. Говорить, что какие то органы жены похожи на органы матери. В случае зихара никах (брак) между супругами аннулируется.
Постоянно совершать маленькие грехи. Например: богословы единогласно приняли что курение - макрух. 20 сигарет будет 20 макрух. В шариате 8 макрух равно 1 греху. Даже если этот грех маленький, постоянное совершение делает его большим грехом.
Помогать людям в совершении грехов.
Петь песни и читать газели (стихи) побуждающие людей к плохим поступкам.
Открывать аврат (запретные места). Разрешается только для лечения, обрезания и во время родов.
Не платить долги, имея возможность.
Считать что сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) выше-лучше чем Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) и Умар (да будет доволен им Аллах). По вероучению ахли сунна первое место занимает Абу Бакр, потом Умар и т.д.
Самоубийство или самоискалечивание.
Не предостерегаться от мочи.
Говорить о своем подаянии упрекая кого-то. Рассказывать другим о своих благих деяний (с целью славы) аннулирует их.
Неверие в кадер - судьбу.
Верить что все сделал сам, без ведома и помощи Аллаха.
Подтверждать и верить в кахин, мунажжим и арраф. Кахин – человек, который дает информацию о будущем. Мунажжим – звездочет, который связывает дела со звездами. Арраф – человек, который находит украденные и потерянные вещи. Человек, подтверждавший их выйдет из веры и станет кяфиром.
Запятнать честь и достоинство мусульманина.
Пожертвование не во имя Аллаха. Мясо этого пожертвования становится харам - не дозволенным.
Надевать длинное платье (или одеваться) ради тщеславия.
Наставлять детей на неправильный путь. Родители должны воспитать ребенка соответственно исламским нормам и традициям.
Создавать бидъа или начать новое грешное деяние. Грех каждого совершающего эти деяния будет на душе придумавшего эту бидъа. Бидъа это – нововведение, которого нет в исламе и противоречащее Корану и Сунне. Например, бары, казино, кинотеатры, дискотеки, концерты, пляжи – все это бидъа. Аллах может простить совершившего большой грех. Но грехи человека создавшего (придумавшего), научившего и наставившего на грешный путь увеличиваются постоянно.
Пугать мусульманина.
Спорить и ругаться. Спор разрешается если цель - поиск истины.
Кастрировать своего слугу.
Резать органы слуг или наложниц.
Приказывать слугам дела которые они не в состоянии сделать.
Неблагодарность людям.
Не давать людям и беречь воду оставшуюся от своей нужды. Трава, вода и огонь считаются общими дарами.
Совершение грехов в мечети Харам в Мекке.
Слушать чужой разговор без ведома-позволения разговаривающих.
Искать ошибки-недостатки людей.
Играть в нарды и шашки. В исламе игроки считаются «фасик»ами и их свидетельства не принимается.
Играть в игру «семь камешек».
Играть на музыкальных инструментах.
Назвать мусульманина кяфиром. Если этот человек не кяфир то клевета вернется сказавшему. Также нельзя называть мусульманина христианином или евреем.
Быть несправедливым со своими женами, в области еды, одежды, места жительства и супружеских отношений.
Мастурбация. Разрешается когда холостой человек может совершить прелюбодеяние.
Иметь половой акт с женой в период менструации или после родов.
Радоваться росту цен на товары общей нужды: еда, одежда и т.д.
Играть азартные игры.
Зоофилия - сексуальный акт с животными. Совершавшего убивают, так же убивают животного и сжигают.
Не соблюдать своим знаниям.
Сквернословить о еде, пище, особенно во время покупки и еды.
Не принимать предложение без причины. Например, когда куда-то зовут в гости и известно, что там не будет недозволенных вещей.
Намеренно танцевать во время чтения Корана или зикра.
Чрезмерно любить дунья. Дунья это все, от чего состоит мирская жизнь: богатства, прихоти, власть и т.д.
Смотреть на молодых юношей и девушек со страстью.
Смотреть во внутрь чужого дома.
Заходить в чужой дом без разрешения.
Делать гийбат. Гийбат, злословье это – говорить про человека вещи, которые если он услышит, ему не понравится.
Излишествование.
Совершать бидъа.
Предательство. Использовать ту вещь, которую дали сохранить, раскрывать кем-то доверенный секрет.
Служить тирану и его представителям. Помогать президенту, министру, мэру совершать гнет - большой грех.
Преклонятся другому кроме Аллаха.
Неблагодарность Аллаху за его дары.
Упрекать и смеятся над людми за их родимые недостатки.
Не совершать пятничный намаз (для мужчин).
Не соблюдать аманат. Аманат это – доверие. Мусульманин должен быть надежным.
Не выполнять данное слово.
Быть тщеславным и посмеиваться над другими.
Идти к ногам султана (президента) и просить у него чего-то. Ходить к деспоту-султану, его правительству и просить помощи или работу - большой грех.
Брать знание с целью достичь уважение людей, славы и дунья.
Любить дунья и славу после изучения знаний шариата.
Делать заговор с целью внести распри между супругами.
Улыбаться тирану и дружить с ним.
Помышлять плохое своим братьям по вере.
Слушать лживый разговор про мусульманина и молчать, зная что это ложь. Надо остановить лжеца и сказать: «Побойся Аллаха!».
Радоваться беде мусульманина.
Дарить подарки чужой жене и охотиться за ее сердцем.
Оставаться наедине с женщиной.
Унижать вещи, которые Аллах возвеличил, или наоборот.
Обманывать.
Подражание мужчины женщине и наоборот.
Клясться не во имя Аллаха.
Не выплачивать зарплату служащим или выплачивать поздно.
Расстраивать отношение между людьми.
Называть мусульманина «мураи». Мураи это – человек, который совершает молитвы для достижения уважения людей, а не Аллаха. Мусульмане должны думать хорошее друг о друге.
Досрочно оторвать грудного ребенка от молока. Каждая мать должна кормить своего ребенка грудью 2 года. Есть исключения как болезнь и т.д. Аллах обещал матери кормящей грудью (за каждый глоток молока) вознаграждение муджахида.
Лицемерие.
Делать заговор против соседей.

Перевод с турецкого: Мутаалим

Вопрос: Аллах сказал (перевод смысла): «» (53:32) Что значит слово ламам (малые грехи)?

Ответ: Вся хвала Аллаху.
Этот аят проходит в суре наджм, где Аллах описывает атрибуты совершающих благие деяния людей Рая. Аллах сказал (перевод смысла): «Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, дабы Он воздал злодеям за то, что они совершили, и воздал творившим добро Наилучшим (Раем).Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков » (53:31-32)

Муфассиры и имамы разошлись во мнения относительно того, что означает слово ламам (переведено как малые грехи). Их мнения такие:
1. Передано от группы саляфов, что это относится к греху который совершается только один раз, не повторяя его, даже если это большой грех. Аль Багави сказал: «Это мнение Абу Хурайры, Муджахида и аль Хасана, и было передано от ибн Аббаса»
2. Саид ибн аль Мусаййаб сказал, что это относится к тому, что у человека в мыслях
3. Аль Хасан ибн аль Фадл сказал: «Ламам (малые грехи) относится к не преднамеренному, и что прощается. Но если человек посмотрит еще раз, то это не является прегрешением, а грехом.
4. Группа ученых считала, что ламам относится к тому, что они совершали во время джахилии, перед тем как стать мусульманами, поэтому Аллах не спросит у них за это. Это потому, что мушрики говорили мусульманам: «Вчера вы совершали это с нами». И поэтому, Аллах ниспослал этих аяты. Это било мнением Зейда ибн Сабита и Зейд ибн Аслама.
5. Большинство ученых считает, что ламам относится к малым грехам.

Бухари (2634) передал, что Ибн Аббас сказал: «Я никогда не видел чего либо, что объясняло бы значение слова ламам, чем слова переданные Абу Хурайрой от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Аллах предопределил сыну Адама долю из Зина (прелюбодеяния), которую он будет неизбежно совершать. Зина глаз – это взгляд, Зина языка это разговор, и Зина сердца – желание и страсть, и половые органы будут поддерживать или отвергать это»
Аль Раджиб сказал: «Ламам означает совершать грех, и относится к малым грехам»

Аллах упомянул слово ламам в аяте: ««Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков » (53:32), что относится к прощаемым деяниям.

Аллах также сказал в другом аяте: «» (4:31)
Из этих двух аятов можно понять, что слово ламам относится к малым грехам, которые прощаются, если избегать больших грехов.
Ан-Навави процитировал слова Хаттаби, он сказал: «Это правильное объяснение слова ламам. И было сказано, что это относится к тому что проходит в мыслях, но не совершается, или что это совершение греха, но не упорствование в нем. Также имеются и другие мнения, которые не совсем ясны. Основное значение слова ламам это склонность к совершению чего либо и желание этого, но не на продолжительной основе. И Аллаху известно лучше»

Аль-Хафиз сказал: «Под словами ибн Аббаса мы понимаем, что слово ламам относится к определенным малым грехам, или это можно понять как все малые грехи»

Тирмизи (3284) передал от ибн Аббаса: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход » (32:53). Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда Ты прощаешь, о Аллах, Ты прощаешь с великой щедростью, ведь кто из твоих рабов не совершает грехов?» Оценен как сахих шейхом Аблани в Сахих Тирмизи.

Сказано в Тухфат аль Ахвази:
«Ученые разошлись во мнениях относительно значения слова ламам, но большинство считают что это относится к малым грехам. Это мнение наиболее правильное»

Аль Куртуби сказал: «кроме немногочисленных грехов» относится к малым грехам, от которых никто не может уберечься кроме тех кого Аллах защитыл.»

Ибн Джарир: «Наиболее правильное мнение относительно этого, по моему мнению, это то, что слово «илла» (кроме) является истесна мунгати (исключение, которое исключает вещи которые не относятся к тому же типу, что и вещи упомянутые до илля). В аяте: ««Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков» (53:32) говорится о менее серьезных грехах, чем большие грехи и аморальные действия, за которые налагается хадд, в этом мире, и в мире следующем. Им будут прощены эти малые ошибки. Это мнение подтверждается аятом в котором Аллах говорит: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход » (4:31)
Поэтому, если человек избегает больших грехов, Аллах обещал, что простит меньшие грехи, о которых Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Глаза совершают Зина, руки совершают Зина, и ноги совершают Зина, и половые органы либо подтверждают или опровергают». Это потому, что нет наказания хадд за что то меньшее чем прелюбодеяние. Это прощение от Аллаха в этом мире, когда человек освобождается от наказание, и Аллах наищедрейший, чтобы возвращаться к тому, что Он запретил»

В сахих сунне, слово ламам использовано по отношению к тем кто совершают грех однажды но не упорствует в нем.
В хадисе об ифк (клевете против Аишы) сказано: «Если случилось так, что ты совершила грех (ин кунти алмамти би занбин), то попросил Аллаха о прощении» Передано Бухари (2661), Муслим (2770)

Ан-Навави сказал: «Имеется ввиду: если ты совершала грех, который ты обычно не совершаешь. Это основное значение слова ламам»

Ас-Саади совместил оба этих значения в своем тафсире, где он говорит: (стр 976):
«Те кто избегают больших грехов и аль фаваахиш (прелюбодеяния» означает: «они совершают обязанности пред Аллахом, то что предписано им, совершение которых является большим грехом, и они устраняются от основных запрещенных деяний, таких как Зина, алкоголь, риба, убийство и другие больших грехов, кроме малых прегрешений, т.е. малые грехи в которых человек не упорствует, или которые человек не совершает часто. То, что он совершил их, не значит что он никогда не будет считаться как совершающий благое. Если он также выполняет обязанности которые возложены на него и избегает харама, он будет прощен Аллахом, чье прощение охватывает все. Так Аллах сказал (перевод смысла): «Воистину, твой Господь обладает необъятным прощением » (53:32)

Если бы не было Его прощения, вся земля людей была бы обречена. Если бы не было Его прощения и терпения, небеса рухнули бы на землю, и ни одно существо не осталось бы в живых на земле. Так, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пять ежедневных молитв, от Джума до следующей (Джума), и от Рамазана до следующего (Рамазана), являются искуплением за грехи, которые совершаются между ними, если избегаются большие грехи»

Этот аят не значит, что нам даровано разрешение совершать малые грехи или прегрешения. Напротив это значит, что если мы будем избегать больших грехов, то малые грехи которые мы совершаем по ошибке, будут прощены, из-за нашего избегания больших грехов.

Аллаху известно лучше.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Всевышний Аллах повелел Своим рабам оставить любой грех, будь он малым или же большим, сказав: «Оставьте грехи явные и скрытые! Поистине, те, которые совершают грех, получат воздаяние за то, что они совершали» (аль-Ан’ам 6: 120).

Муджахид (да будет доволен им Аллах) об этом аяте сказал: “Т.е. все грехи и ослушания Аллаха!” См. “Тафсир ат-Табари” 8/127.

Но вместе с тем, нет сомнения в том, что если мусульманин будет избегать совершения тяжких грехов, это станет искуплением его малых прегрешений, как сказал Всевышний Аллах: «Если вы будете избегать тяжких грехов из тех, что вам запрещены, то Мы простим вам ваши прегрешения и введем вас через врата благословенные» (ан-Ниса 4: 31).

Всевышний Аллах также сказал: «Он воздаст творившим благое за то, что они делали. Тем, которые избегают тяжких грехов и недостойных поступков за исключением малых прегрешений» (ан-Наджм 53: 31-32).

Анас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, вам обещано прощение того, что не является тяжким грехом!” Ибн аль-Мунзир 1674.

А что касается определения «больших грехов», то об этом передали нам саляфы:

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Большой грех – это любой грех, за который Аллах уготовил наказание в Аду, или гнев, или проклятие, или мучение” ат-Табари” 6/652, аль-Байхакъи 290.

Ад-Даххак (да будет доволен им Аллах) говорил: “Большой грех – это то, за совершение чего Аллах накажет Огнем, и каждое деяние, за которое уготовано наказание в мире этом (хадд), также является большим грехом!” ат-Табари” 6/653, ас-Суюты 4/358.

О строгом предостережении от пренебрежения малыми грехами

Несмотря на то, что Всевышний Аллах сделал для верующих послабление в малых прегрешениях, это не означает, что можно проявлять по отношению к малым грехам халатность! И есть такие ситуации, когда малый и незначительный грех, может стать большим. По этой причине пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники часто предостерегали и от малых грехов.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ей сказал: «О ‘Аиша! Остерегайся совершать незначительные проступки, поистине, Аллах за них спросит!» Ибн Маджах 4243, ад-Дарими 2/303. Имам Ибн Хиббан, хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

От Сахль ибн Са’да и Ибн Мас’уда (да будет доволен ими Аллах) передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Остерегайтесь малых грехов! Поистине, малые грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришел с веткой дерева, затем другой принес ветку, пока они не собрали дрова на костер, на котором приготовили себе еду. Поистине, когда малые грехи скапливаются в большом количестве, они губят раба!»

А в версии Ибн Мас’уда сказано: «Остерегайтесь малых грехов. Поистине, когда маленькие грехи накапливаются, они губят человека» . Ахмад 5/331. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 11/383, “Файдуль-Къадир” 3/165, «Сахих аль-джами’» 2686, 2687.

Имам аль-Мунауи о словах: «Остерегайтесь малых грехов» сказал: “Т.е. остерегайтесь совершать малые грехи, поскольку малые грехи являются причиной, влекущей большие грехи!” См. “Файдуль-Къадир” 3/164.

Хафиз аль-‘Аляи об этом хадисе говорил: “Смысл хадиса в том, чтобы предостеречь от пренебрежения малыми грехами, чтобы человек спрашивал с себя за их совершение и чтобы он не был рассеянным в отношении них. Поистине, в пренебрежении ими есть гибель! Более того, человеком может овладеть беспечность, и он начнет радоваться и гордиться малыми грехами, и считать их совершение чем-то благим. И дело доходит до того, что грешники начинают хвалиться своими грехами и по причине сильной радости говорить: «Разве ты не видел, как я порвал его честь?!» и т.п.” . См. “Файдуль-Къадир” 3/165.

В каких случаях малые грехи становятся большими

1. Упорное совершение малых грехов

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Горе упорствующим, которые упорствуют в том, что они делают, зная это!» Ахмад 2/165, аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 380. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-‘Иракъи, имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани.

Ибн ‘Аббас говорил: “Грех невелик, если просить за него прощение, но и не мал, если упорно его совершать”. ат-Табари 5/41, Ибн Аби Хатим 3/943. Иснад достоверный.

Имам Ибн Батталь сказал: “Если малых грехов становится много и в их совершении есть упорство, то они превращаются в большой грех!” См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 10/202.

Что же касается того, кого упорное совершение малых грехов привело к совершению тяжких грехов, после чего он к ним привык, то он погиб, если только не покается и не вернется вновь к повиновению Аллаха! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если раб Аллаха совершает грех, то на его сердце появляется черное пятно, и если он перестает грешить, просит прощения и раскаивается, то пятно исчезает. Если же он повторяет грех, то это пятно увеличивается и может окутать все сердце покрывалом, о котором сказал Всевышний: «Но нет! Покрыло сердца их то, что они совершали”» (аль-Мутаффифин 83: 14). ат-Тирмизи 3334, Ибн Маджах 4244. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн ‘Ади, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

Ибн Мас’уд сказал: “Правоверный смотрит на свои грехи, словно сидящий под горой, который боится того, что она упадет на него. Нечестивец же смотрит на свои грехи, как на муху, пролетевшую перед его носом”, – и он провел рукой, будто бы отгоняя муху. аль-Бухари 6308.

Однажды Хузайфу спросили: «Сыны Исраиля оставили свою религию в один день?» Он ответил: “Нет. Однако когда им было что-то велено, они это оставляли, а когда было что-то запрещено, они это совершали. И так было до тех пор, пока они не вышли из религии так же, как человек снимает с себя свою одежду”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 1/279, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 6817. Иснад достоверный.

Обратите внимание, до чего довели грехи сынов Исраиля, общину, которую когда-то возвеличил Аллах и отдал им предпочтение перед другими, о чем говорится в Коране: «О сыны Исраиля! Помните о милости, которую Я оказал вам, а также о том, что Я возвысил вас над мирами» (аль-Бакъара 2: 47).

Всевышний Аллах сказал: «Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом – это великий грех» (ан-Нур 24: 15).

Анас ибн Малик говорил: “Вы совершаете деяния, которые в ваших глазах тоньше волоса, но во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы считали их смертными грехами”. аль-Бухари 6492.

Абу Айуб аль-Ансари сказал: “Поистине, человек может совершить какое-либо благодеяние, возлагая на него надежды, но в это же время забывая про незначительный грех, а представ пред Аллахом, они окружат его со всех сторон. И поистине, человек может совершить грех и пребывать в состоянии страха за него, а представ пред Аллахом, он окажется в безопасности” . Асад ибн Муса в “аз-Зухд”. См. “Фатхуль-Бари” 11/387.

Имам аль-Ауза’и говорил: “Было сказано: «Из числа тяжких грехов совершение человеком греха, а затем пренебрегать им!»” Ибн Аби ад-Дунья в “ат-Тауба” 72, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 7153.

Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: “В зависимости от того, насколько ты считаешь грех малым, он увеличивается перед Аллахом, и в зависимости от того, насколько ты считаешь грех великим, он уменьшается перед Аллахом!” Ибн ‘Асакир в “Тарих ад-Димашкъ” 48/426.

Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Поистине, раб не перестанет совершать упорно грех, пока он не станет пренебрегать им и пока он не станет для его сердца малым! Это является признаком гибели человека! Ведь поистине, каждый раз, когда грех становится малым в глазах раба, он становится великим перед Аллахом!”

Он также сказал: “Грехи – это раны, а множество ран приводят к смерти”.

Он также сказал: “Шайтан не перестанет упрощать для человека совершение прегрешений, пока он не станет относиться к ним пренебрежительно. И совершающий тяжкие грехи, но опасающийся за них в лучшем положении, чем такой!” См. “ад-Дау уа-ддауа” 144, “Тафсир аль-Къайим” 613.

3. Радость по причине совершения прегрешения

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни» (ан-Нур 24: 19).

Ибн ‘Аббас говорил: “О совершающий грехи! Не чувствуй себя в безопасности от плохого конца. Ведь то, что последует за грехом серьезнее того греха, который ты совершил. То, что ты не стесняешься тех (ангелов записывающие деяния), кто у тебя справа и слева, и продолжаешь грешить, это хуже, чем сам грех. Ты смеешься, тогда как не знаешь, что сделает с тобой Аллах, это больше чем сам грех. Твоя радость греху, который ты приобрел хуже, чем сам грех. И твоя печаль за грех, который ты упустил, хуже чем грех!” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 1/324.

Радующийся своему греху хуже, чем тот, кто по своему невежеству упорствует в совершении малых и даже больших грехов, поскольку радующийся греху не далек от того, чтобы посчитать запретное дозволенным, что является большим неверием!

Шейх ибн Хаджар аль-Хайтами говорил: “Если совершающему малый грех скажут: «Покайся перед Всевышним Аллахом!», а он ответит: «Что я сделал такого, чтобы каяться?», то он впал в неверие” . См. “аль-И’лям би къауаты’ аль-Ислям” 197.

4. Положить начало плохому, даже если это малый грех

От Джарира ибн ‘Абдуллаха сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесет на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов всех тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, что ничуть не уменьшит бремени их собственных грехов!» Муслим 1017.

Ибн Мас’уд рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кого бы ни убили несправедливо, на первого сына Адама обязательно ляжет часть греха за пролитую кровь, ибо начало убийствам положил он» . аль-Бухари 3335, 6867, 7321, Муслим 1677.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом хадисе указание на то, что положившему начало чему-либо (хорошему или же плохому), будет воздано в соответствии с этим” . См. “Фатхуль-Бари” 12/204.

5. Рассказывание о своих грехах

Верующий обязан скрывать свои грехи и не рассказывать о них, будь они малые или большие! Со слов Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Все члены моей общины будут избавлены (или: прощены), за исключением заявляющих во всеуслышание о своих грехах. К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах скрыл его грех, а утром он сам говорит: “О такой-то! Я совершил вот такой грех”. И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха» . аль-Бухари 6069, Муслим 2990.

Имам аль-Мунауи говорил: “Для каждого совершеннолетнего является обязательным скрывать свой грех и каяться за него” . См. “Файдуль-Къадир” 1/349.

Рассказывание о грехах является запретным, и в этом множество вреда! Например, рассказав о своем грехе людям, которые были хорошего мнения о человеке, он себя сам приводит к унижению, так как грешник не заслуживает уважения. Также рассказав свой грех, человек может быть подвергнут наказанию в мире этом за свой грех, если за него установлено наказание. Также рассказывание о грехах в праведном обществе, ведет к его разложению и к тому, что люди начинают задумываться о том, что раньше им даже в голову не приходило. И по этой причине саляфы говорили, что совершивший грех и рассказавший о нем, даже если он его не совершал, одинаковы в грехе. ‘Али ибн Абу Талиб говорил: “Тот, кто рассказывает о своих мерзостях и тот, кто услышав их, передает это другим, одинаково грешны!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 324. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

Имам аль-Ауза’и сказал: “Я слышал, как Биляль ибн Са’д говорил: “Не смотри на то, что грех малый, а смотри на величие Того, кого ты ослушаешься”. Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 71.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Вся хвала Аллаху! Мир и благословение посланнику Аллаха.

Ибн Кайим, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Грехи подразделяются на малые и большие, согласно текстам Корана, Сунны, единогласному мнению праведных предков и разуму» (Мадариджу Саликин 1/135).

Когда мы познаем большие грехи, то узнаем и о малых.

Кроме перечисления основных семи видов больших грехов, ученые дали многочисленные определения большим грехам, тем самым не ограничивая их числом семью.

Хафиз сказал: «Большие грехи - это те, которые несут угрозу совершающему их, согласно текстам Корана и Сунны» .

Ибн Салах сказал: «У них [больших грехов] есть много признаков. Среди них - наличие наказания категории хадд*, угроза огня Ада за их совершение или наказания другой мерой, указанной в Коране и Сунне. Среди них - описание совершающего их, как нечестивца. Сюда же относится проклятие Аллаха тем, кто совершил подобное».

Исмаил Кади с достоверной цепочкой передачи передал от Хасана Басри: «Всякий грех, который Аллах сопоставляет с наказанием огнем Ада - он является большим грехом».

Одним из самых прекрасных определений являются слова имама Куртуби в «Муфхам»: «Всякий грех, на который указывает Коран и Сунна как на большой, и имеется единогласное мнение ученых (иджма), что он является большим, великим, или грех, за который объявлена страшная кара или дается указание о применении наказания (хадд), или сообщается о сильном его порицании - все это является большим грехом».

Халими в «Минхадж» сказал: «Какие бы грехи не взять, среди них есть большие и малые. Малый грех может перейти в категорию большого при наличии связанных с ним других грехов. Также и большой грех может перейти в категорию бесчинства - как, например, убийство человека без права является большим грехом. А если он убьет прямое и косвенное потомство, родных, или будет убивать в заповедной мечети или в запретные месяцы - то все это является бесчинством.

Прелюбодеяние - большой грех. Но если прелюбодеяние будет с женой соседа, с родственниками, или совершено в месяц Рамадан или при Заповедной мечети - то это уже бесчинство.

Кража денег менее суммы, с которой выплачивается закят (нисаб) - это малый грех. Но если у пострадавшего не окажется других денег, и по этой причине он будет испытывать нужду - то это уже большой грех» . (Завершено цитирование по Хафизу. См. Тафсир Ибн Касир, 2/285-286)

Шейха ислама Ибн Таймию, да смилостивится над ним Аллах, спросили о больших грехах, упомянутых в Коране и хадисах - имеются ли границы их определения? Он ответил: «Самым прекрасным словом по этому вопросу является сказанное Ибн Аббасом и упомянутое Абу Убайдой, Ахмадом ибн Ханбалем и другими, и это следующее: малым грехом считается все, что выходит за рамками двух наказаний (хадд) - наказания при жизни и наказания в Судный день. Это раскрывает смысл определения: (малый грех) это то, за что не предусмотрено наказание (хадд) в земной жизни. Это раскрывает смысл определения: всякий грех, после упоминания которого следует проклятие Аллаха, гнев Аллаха или огонь Ада, является большим грехом. Это раскрывает смысл определения: и нет в этом наказания (хадд) в земной жизни и угрозы в Судный день, т. е. частной угрозы, как например угрозы огнем, гневом или проклятием, (что и является малым грехом).

А также, всякий грех (за совершение которого) человеку грозит не войти в рай и даже не почувствовать его запаха, или о котором говорится, что «кто совершит такой-то грех, тот не из нас» и что такой человек грешен - все это является одним из больших грехов» (Маджмуъу фатава 11/650-652).

Точные указания о больших грехах ограничиваются семью грехами.

Имам Бухари и имам Муслим передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Остерегайтесь семи страшных, губительных грехов. Его спросили: «О, посланник Аллаха! Каковы они. Он ответил: придание сотоварища Аллаху, колдовство, убийство человека не по праву, ростовщичество, поедание имущества сирот, дезертирство с поля боя, обвинение целомудренной мусульманки в прелюбодеянии».

Имам Табарани в «Муъджамуль Авсат» привел от Абу Саида Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Больших грехов семь: придание в сотоварищи Аллаху, убийство человека не по праву, обвинение целомудренной мусульманки в прелюбодеянии, дезертирство с поля боя, использование ростовщичества, поедание имущества сироты, возвращение в стан бедуинов после переселения (хиджры)». (Хадис посчитал достоверным Альбани в «Сахих Джами»)

Это не означает, что большие грехи ограничены семью.

Хафиз сказал в «Фатх-аль Бари»: «Привел Табари от Ибн Аббаса, которому сказали: «больших грехов семь». На что он сказал: их больше, чем семью семь. В другой версии от него передается: их около семидесяти. В другой версии: около семисот. Эти его слова соотносят с гиперболизацией, к которой он прибег в противовес тому, кто ограничил большие грехи семью».

Обратимся к трем положениям, существующим по данному вопросу:

Первое: постоянство в малом грехе делает его большим. Имам Карафи сказал: «Малый грех не лишает человека качества справедливости (адаля) и не делает его нечестивцем, если только он не проявляет постоянство в нем, что становится уже большим грехом. Как говорили праведные предки - постоянно совершаемый малый грех это уже не малый, а большой грех, но с принесением раскаяния он становится малым. Где под раскаянием понимали покаяние с присущими ему условиями, а не просто раскаяние и намерение» (Мавсуа фикхия).

Ибн Кайим, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Постоянство в малом грехе по степени равняется большому греху или превосходит его» (Игасату Лахафан).

Шейх Ибн Усаймин, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Если человек постоянен в малом грехе и этот грех становится его привычкой, то он становится большим грехом - именно по причине постоянного совершения, а не потому, что он таковым является. Например: общение с женщиной для услады является запретным (харам), но не является большим грехом. Однако, если человек постоянен в этом настолько, что у него нет другого стремления, кроме как заниматься по телефону общением с женским полом, грех становится большим. Постоянство в малом грехе делает его большим именно по причине постоянного совершения. Потому что постоянство в малом грехе указывает на его пренебрежение Аллахом, Свят он и Велик и игнорирование того, что запретил Аллах» (Ликау баб-уль мафтуха).

Второе: Недооценка малых грехов - пагубна. Имам Ахмад привел от Абдуллы Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Остерегайтесь недооценивать грехи. Поистине они могут накапливаться в человеке до тех пор, пока не погубят его» (Муснад, хадис №3808).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, привел пример: «Остерегайтесь малых грехов! Поистине, малые грехи подобны людям, которые остановились в ущелье, и один пришел с веткой дерева, затем другой принес ветку, пока они не собрали дрова на костер, на котором приготовили себе еду. Поистине, когда малые грехи скапливаются в большом количестве, они губят раба!».

Третье: Оставление больших грехов стирает малые грехи.

Никто не обезопасен от совершения грехов в своей жизни - они совершаются либо между человеком и Господом, либо между человеком и другими людьми. Поэтому следует стараться всегда очищать свою страницу. Так знай, что если боятся смертельных (мухликат), больших (кабаир) и наказываемых (мубикат) грехов, то Аллах простит совершенные между ними малые грехи (ламам). Всевышний Аллах сказал: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход» (Сура Женщины, аят 31). Также сказал: «Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков. Воистину, твой Господь обладает необъятным прощением …» (Сура Звезда, аят 32).

Хафиз Ибн Хаджар, да смилостивится над ним Аллах, сказал: Хаттабий сказал: Смысл слова «ламам», которое упомянул Аллах в аяте: «Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков (ламам)» — это то, что прощается. В другом аяте Аллах сказал: «если вы будете избегать больших грехов, которые вам запрещены, мы сотрем ваши прегрешения» (Сура Женщины, аят 31)». Из этих двух аятов следует, что мелкие грехи (ламам) - относятся к малым грехам, которые стираются избеганием больших грехов.

А Аллах знает лучше!

Мелкие — малые грехи – ГУБЯТ душу человека и ЛИШАЮТ его ПОКАЯНИЯ. Мелкий грех, как табак, до того вошел в привычку человеческого общества, что общество предоставляет ему всяческие удобства. В природе ли человека мелко наркотически грешить – курить? В природе ли человека идти против природы. Без пищи человек может прожить до сорока дней и умирает от голода, без воды человек может прожить до двух недель и тоже умирает от жажды, без воздуха человек живет только 5 – 7 минут и умирает от удушья, а без табака будет жить сто лет, значит табак организму человека не нужен, те люди, которые курят табак это всем известно долго не живут, да и здоровья у них нет. Поэтому курение табака и пьянка считаются в Православии смертным грехом и приравниваются к самоубийству. Большинство людей считает курение табака пустячным делом и за грех не считают.

Но Господь говорит, что Он – НЕ ТЕРПИТ и не мирится — ни с Маленькой ложью, ни с большой, ни с одним злым убийственным словом, ни с одним прелюбодейным взглядом.

Мелкие грехи также МЕРЗКИ Господу как и большое Беззаконие. Множество малых грехопадений намного тяжелее для души человека, чем несколько великих, о которых человек всегда помнит, и которые можно исповедывать и снять в покаянии. И святой, конечно же, не тот, кто делает великие дела, но тот, кто удерживается и от самых малых грехопадений.

Против большого греха намного легче начать борьбу и легче его побеждать, чем бороться против множества мелких грехов, про которые обычно человек даже и не догадывается. Известен случай с праведным Антонием Муромским. К нему пришли две женщины на покаяние: одна из них очень сокрушалась о своем одном великом грехе, другая же самодовольно свидетельствовала о своей полной непричастности ни к каким большим смертным грехам. Встретив женщин по дороге, старец велел первой пойти и принести ему большой и тяжелый камень, а другой повелел пойти и набрать как можно больше мелких камешков. Когда женщины возвратились и принесли то, что он просил, старец им сказал: «Теперь отнесите их обратно и положите камни точно в те места откуда вы их взяли». Женщина с большим камнем легко нашла то место откуда она взяла свой камень, другая же тщетно кружилась на месте, ища места откуда она набрала камней, но совершенно бесполезно, она так и не сумела вспомнить и точно найти ни одного места, и возвратилась к старцу со всеми камнями. Прозорливый Антоний объяснил им, что эти камни выражают… Большой камень – это большой грех первой женщины, она хорошо помнила откуда взяла свой камень и поэтому сразу же нашла это место и положила туда свой камень.

Первая женщина, хорошо помнившая свой великий грех, сильно переживала из-за этого греха и поэтому легко сняла этот грех со своей души покаянием. У второй женщины большое количество мелких камешков, которые выражали многочисленные мелкие грехи совершенные этой женщиной, к которым она привыкла, считала их ни за что, про большинство которых она давно уже забыла и никогда в них не каялась. Она не помнила своих мелких грехов и вспышек страстей, а они выражали безотрадное и гибельное состояние её души, неспособной даже к покаянию.

Множество малых грехов, недостойных дурных привычек – Болотная трясина для души человека, если человек — ПРИВЫК к ним, постоянно их совершая, даже не считая их за грехи – потому человек в этих малых грехах — Тонет и гибнет, если не раскается в них.

Чаще всего бывает так, что человек, видя, что все вокруг так поступают тоже начинает считать, что это совсем не является грехом и поэтому не стоит да и не нужно бороться против этих грехов. Вот тут-то душа его и попадает в западню врага Божьего. «Я же не святой, я не ворую, я не прелюбодействую, я никого не убил, я такой же как многие обычные люди и в миру живу среди таких же людей как и я сам, поэтому я должен также жить как и все люди» – обычно так оправдывают себя и успокаивают многие верующие люди, которые стараются жить как все, чтобы слишком не выделяться и не осложнять как они считают понапрасну себе жизнь. И потому со спокойной совестью грешат, не понимая того, что постепенно опускаются все ниже и ниже, омрачаясь сознанием начинают уже совершать более тяжкие грехи окончательно губя свои души. Человек, конечно ты не святой, конечно ты живешь в миру среди обычных людей, быть может таких же как и ты, но зачем тебе преступать и нарушать Закон Бога – как они, ведь ты знаешь повеление Господа, что никому на земле Он не дал разрешения грешить, и что все согрешившие будут отвечать перед Богом по всей строгости Закона и могут лишиться вечной жизни. Зачем тебе это человек?

Некоторые люди думают, что все происходящее здесь, на земле, не будет иметь никаких последствий для них лично. Человеку с нечистой совестью, конечно, так приятнее думать. Но зачем обманывать себя? Ведь все равно рано или поздно все мы предстанем перед Господом, что мы ему ответим, за то, что жили не по совести?

Надо прежде всего — ПЕРЕСТАТЬ ОПРАВДЫВАТЬ самих себя, ПЕРЕСТАТЬ Оправдывать свой ЭГОИЗМ, свои дурные привычки и недостатки, свою даже самую малейшую похоть, свою ЛЕНЬ, — надо ОСУДИТЬ всё это перед Богом и самим собой. Надо взмолиться к Богу об избавлении от эгоизма и похоти, о спасении. Спаситель наш Господь, называется Спасителем не просто так, а совершенно реально. Потому что Господь наш Иисус Христос, Спаситель наш спасает нас от всех наших слабостей и страстей. Он избавляет и исцеляет.

Исцеляя – Господь прощает. Прощение – есть исцеление того, что надо простить. Даётся оно Господом и только тем, кто по настоящему — ЖАЖДЕТ этого прощения, кто возненавидел свой греховный образ жизни.

Просто же хотящим, ТЛЕЮЩИМ в желании своём, которые ещё полностью не определились и НЕ ЗНАЮТ — хотят ли они прекратить свою греховную жизнь и ПЕРЕСТАТЬ услаждаться своими ДУРНЫМИ привычками – Господь ПРОЩЕНИЯ и ИЗБАВЛЕНИЯ от греховной жизни – НЕ ДАЕТ. Как например: пьяница или наркоман вроде бы и хотят перестать пить вино и водку, и употреблять наркотики, но ещё не возненавидели эти грехи и им хочется еще раз напоследок, как заядлому курильщику покурить, то есть напиться и уколоться – конечно же таких людей Господь – НЕ ПРОЩАЕТ и НЕ ИЗБАВЛЯЕТ их от этих смертельных страстей, так они и погибают. Горящим же, пламенеющим, тем, которые уже не хотят жить прежней греховной жизнью, уже ненавидят её, которые пытаются что-то делать, но у них не получаются и они с великой мольбой и слезами обращаются к Богу за помощью, искренно каясь в своих грехах – Господь подает исцеление и прощение. Ибо только такие СПОСОБНЫ по настоящему ОЦЕНИТЬ этот выстраданный ими дар Божьего исцеления и прощения, не растоптать и возблагодарить за него, и чутко, бережно охранять и беречь именем Спасителя от новых искушений зла.

Духовный смысл курения и всех мелких ОПРАВДЫВАЕМЫХ Беззаконий человека – есть Распущенность не только тела, но и души. Молиться духом, куря папиросу, невозможно. Невозможно проповедовать куря сигарету.

Перед входом в храм Божий папироса — ВЫБРАСЫВАЕТСЯ… Но ведь Храм Божий – это мы. (свт. Иоанн Шанхайский)

Надо понять, что срывающий например свою злость, раздражение и недовольство на другом человеке – тоже успокаивается. Но, конечно же, только до нового припадка своей злобы. Успокаивать себя удовлетворением страсти нельзя. Успокоить себя можно, лишь восстав против страсти, удержавшись от неё, борясь и побеждая её с помощью Божией. Все мелкие и небольшие грехи: раздражительность, вспыльчивость, недовольство, ворчание, ропот, крик, обзывание, невыполнение обещаний, притворство, любопытство, хвастливость, грубость, чревоугодие, подглядывание, подслушивание, сплетни, упрёки, унижение, лень, равнодушие, насмешки, брезгливость, лицемерие, человеко-угодливость, расчётливость, подхалимство и многие другие настолько становятся привычными для людей, что люди совершая эти грехи помногу раз в день даже не считают их за грехи и потому не каются в них, с годами только окончательно черствея и каменея сердцами, и в конце концов гибнут попадая в Ад. (свт. Иоанн Шанхайский)

Если человек — НЕ СЧИТАЕТ свои МАЛЕНЬКИЕ грехи и страсти – за СЕРЬЁЗНЫЕ грехи, НЕ ПЕРЕЖИВАЕТ за эти грехи, и не считает их нужным искоренять и ИСПРАВЛЯТЬ – то это значит, что он духовно — НЕ ЗДОРОВ и может погибнуть. Но останется вне Царствия Божия и его Законов тот человек, кто сам по тем или другим причинам «разрешит» себе совершать мелкие грехи. Такой человек становится не способным покаяться и гибнет для вечной жизни. (свт. Иоанн Шанхайский)