Участники госзакупок больше не будут сталкиваться с проблемами по оплате своих товаров, работ и услуг. Для госзаказчиков, не исполняющих обязательства по договорам, вводят штрафы до 50 тысяч рублей.

Что случилось?

По инициативе правительства в Кодексе об административных правонарушениях РФ появилась новая статья - нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. За такой проступок должностному лицу заказчика грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. За повторное нарушение его могут дисквалифицировать на срок от 1 года до 2 лет. Аналогичные наказания предусмотрены за неисполнение обязанности по авансированию, если оно предусмотрено контрактом.

Такие поправки утверждены Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 189-ФЗ , текст которого опубликован на официальном портале правовой информации.

В законе указано, что штрафовать за нарушение сроков смогут контрольные органы в сфере закупок (ФАС и ее территориальные органы), а также судьи. При этом постановление по такому правонарушению не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а если его рассматривает суд - по истечении трех месяцев. Напомним, согласно ч.2 статьи 4.5 КоАП РФ , при длящемся нарушении, каким является несоблюдение порядка оплаты, сроки давности исчисляют со дня обнаружения правонарушения.

Почему это важно?

Чиновники считают, что только административная ответственность поможет дисциплинировать заказчиков. Об этом сказано в пояснительной записке, подготовленной при внесении законопроекта в парламент. Если оплата по госконтрактам будет быстрой и своевременной, злоупотреблений станет меньше, подрядчики перестанут жаловаться, и это сделает систему госзакупок более эффективной и прозрачной, уверены в правительстве.

Что делать?

Поправки в КоАП РФ вступят в силу с 6 августа. Если заказчик будет задерживать выплаты за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), ему можно напомнить об ответственности. А можно сразу жаловаться в суд или ФАС.

Мадрих - Юридическая компания

В последнее время возросло количество заключаемых госзаказчиками контрактов на поставку товаров (работ, услуг) для нужд государства.

Но в связи с тем, что часто как заказчики, так и поставщики поверхностно знают законодательство о госзакупках, нередки различные нарушения контрактов и затягивание процесса их исполнения.

Закон о госзакупках предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение госконтракта: неустойку - за просрочку исполнения и штраф - за неисполнение.

Неустойка за просрочку исполнение госконтракта

Важно! Взыскать неустойку можно, если нарушены сроки исполнения обязанностей госзаказчиком и поставщиком. Взимание неустойки с поставщика выполняется в случае просрочки выполнения работ (поставки товаров) по госконтракту, а с заказчика - просрочки оплаты. На практике подобные нарушения встречаются часто как со стороны госзаказчика, так и со стороны поставщика.

Важно! Расчет неустойки в случае нарушений обязательств поставщиком и госзаказчиком производится в соответствии с разными формулами.

Так, неустойка за просрочку исполнения обязательств госзаказчиком перед поставщиком определяется в зависимости от ставки рефинансирования (1/300), количества дней просрочки и суммы неисполненного обязательства. Точнее, поставщик вправе взыскать с госзаказчика неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования (ключевой ставки) от цены (невыполненной части) госконтракта за каждый день просрочки. Чтобы вычислить размер неустойки, нужно сумму контракта (неоплаченную часть) умножить на количество дней, затем - на размер ставки рефинансирования, а затем разделить на 300 и на 365 (количество дней в году). В настоящее время размер ставки рефинансирования приравнен к ключевой ставке и равен 10,5 %. При таком расчете величина неустойки получается небольшой (если сумма контракта незначительная).

Формула расчета неустойки за просрочку исполнения обязательств поставщика перед госзаказчиком сложнее. Так, чтобы вычислить размер неустойки, из суммы контракта вычитают сумму фактически исполненной части контракта, умножают на ставку рефинансирования и на количество дней просрочки. Ставка рефинансирования ставится в зависимость от коэффициента, который определяется путем деления количества дней просрочки на число дней по контракту и умножения на 100 %. Коэффициент показывает, на какое число умножить ставку рефинансирования для определения ставки применительно к конкретной ситуации.

Важно! Данные формулы зафиксированы в соответствующем постановлении правительства.

Штраф за неисполнение обязанностей по госконтракту

Взыскание штрафа предусматривается за любое нарушение (неисполнение) обязанностей по госконтракту - как с госзаказчика, так и с поставщика.

Такое нарушение со стороны госзаказчика иногда выражается в отказе передать определенную документацию или предоставить информацию, без которых выполнение госконтракта невозможно. Встречается и нежелание содействовать поставщику в выполнении госконтракта иным образом либо уклонение от приемки товара (работы, услуги). Например, в контракте на строительство госзаказчик не передает проектную документацию на объект, которую он разрабатывал собственными силами или заказывал у иного исполнителя.

Важно! Штраф определяется в процентах в зависимости от цены госконтракта и указывается в соответствующем постановлении правительства.

Размеры процентов ранее указывались нами в иных публикациях, поэтому не будем повторяться.

Важно! Постановление правительства предусматривает для заказчика процент штрафа намного меньше, чем для поставщика.

Неисполнение поставщиком обязанностей по госконтракту выражается в нарушении гарантийных обязательств, непредоставлении документации или иной информации по контракту и т. д.

Важно! Добровольная уплата неустоек и штрафов по госзакупкам встречается редко, поэтому данные вопросы чаще рассматривает суд.

Как видим, ответственность поставщика за неисполнение обязанностей по госконтракту выше, чем госзаказчика. Возможно, законодатель установил такую разницу из-за специфики взаимоотношений с государством. Но мы считаем подобный подход несправедливым, поскольку гражданское законодательство предусматривает равенство прав и обязанностей сторон правоотношений.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Путеводитель по контрактной системе:

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.10.2019 допускается изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения НДС в отношении товаров, работ, услуг с приемкой после 01.01.2019, если увеличенный НДС не предусмотрен контрактом (ст. 112 данного Закона).

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включаются обязательные условия:

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1 , , , , , , , , , , , , , , , , - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - , - настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В случаях , установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

Проводили аукцион по 44-ФЗ по ремонту машин, 3 организации предложили свои услуги выбрали ту, что предложила наименьшую цену. После заключения контракта выяснилось, что победитель не будет ремонтировать автомобили за такие низкие цены. Можно расторгнуть с ними договор и заключить контракт с участником, занявшим второе место?

Письмо Минфина России от 30.10.2018 № 24-01-07/77857 "Об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах при НМЦК до 1 млн рублей; об установлении размера пени в документации о закупке"

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), сообщает следующее.

Письмо Минфина России от 18.10.2018 № 02-07-10/75014 "Об отражении в бухучете организаций государственного сектора задолженности по требованиям по штрафным санкциям за нарушения условий контракта, оспариваемым его исполнителями"

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел запрос от 5 сентября 2018 г. и сообщает.

Возможно ли после оплаты взыскать с заказчика неустойку и в каком порядке это сделать?

Заказчик не платит за выполненные работы по контракту. Акты подписаны. Возможно ли после оплаты взыскать с заказчика неустойку и в каком порядке это сделать?

Письмо Казначейства РФ от 27.09.2018 № 07-04-05/05-20564 "О возврате сумм неустойки"

Федеральное казначейство в связи с обращениями территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов субъектов Российской Федерации по вопросу уплаты неустоек (штрафов, пеней) по государственным (муниципальным) контрактам, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету), сообщает.

Какие меры ответственности можно применить к подрядчику нарушившему срок выполнения работ?

Подскажите, пожалуйста, какие штрафные санкции по контракту я могу применить к подрядчику, если он не выполнил работы в срок, но выполнил их позднее? Только пени или штрафы тоже могу применить?

Что делать если ИП, с которым был заключен контракт по результатам аукциона, закрывается, а обязательства по исполнению контракта не исполнены?

По результатам аукциона были заключены контракты на поставку продуктов питания, победителем 5 аукционов стал один и тот же ИП. Сроки поставки прописаны в контракте с 01.07.2018 по 31.12.2018. До вчерашнего дня Поставщик осуществлял поставку продуктов питания, а вчера даже не принял заявку, объяснив тем, что он закрывается, у него нет в наличии данного товара. Как нам правильно поступить. Расторгнуть по соглашению сторон мы не можем, так как у нас на прямые договора по этой статье нет денежных средств. Скажите, как нам правильно поступить. Ответ: Наличие неисполненных обязательств по договорам, заключенным при осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности не является препятствием для регистрации прекращения его деятельности в качестве ИП. Однако прекращение ИП не влечет прекращение взятых физическим лицом на себя обязательств. В связи с этим вы можете взыскать с контрагента неустойку, в зависимости от условий контракта удержать сумму обеспечения исполнения контракта и в судебном порядке взыскать понесенные непокрытые убытки. Для закупки продуктов питания в данном случае вам необходимо провести повторные определения поставщиков.

Даже если поставщик заменил товар ненадлежащего качества, заказчик вправе требовать уплаты штрафа

Госзаказчик провел экспертизу товара и не принял его, так как товар не соответствовал контракту. Поставщик заменил товар. Несмотря на это, заказчик потребовал уплатить штраф за нарушение контракта: ведь изначально был поставлен ненадлежащий товар.

Закупка была объявлена на общих основаниях, выиграл субъект малого предпринимательства. Какой размер штрафа к нему применять?

Закупка была объявлена на общих основаниях, выиграл субъект малого предпринимательства. Какой размер штрафа к нему применять?

Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим..."

Что делать если поставщик нарушает сроки поставки товара по контракту, заключенному в соответствии с 44-ФЗ?

По результатам проведенного электронного аукциона был заключен контракт на поставку картриджей для оргтехники. В контракте указано, что поставщик поставляет картриджи по заявкам заказчика в течение 10 рабочих дней. Однако поставщик постоянно нарушает сроки поставки. Что в данном случае делать заказчику?

Внести в статью 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 27, ст. 3480; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст. 51; N 29, ст. 4342, 4375; 2016, N 15, ст. 2058; N 27, ст. 4254; 2017, N 24, ст. 3477; 2018, N 1, ст. 59, 88) изменение, дополнив ее частью 42.1 следующего содержания:

Обязательно ли в контрактах до 100 тысяч рублей устанавливать ответственность по ст.34 44-ФЗ?

Обязан ли заказчик в договорах до 100 тыс. руб. указывать нормы об ответственности заказчика и исполнителя, предусмотренные для контрактов?

Письмо Минфина России от 31.10.2017 № 24-03-07/71731 "Об определении размера штрафа, пени за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту; о включении в контракт условия об уменьшении платежей физлицу на размер налоговых платежей"

Письмо Минфина России от 31.10.2017 № 24-03-07/71734 "Об определении размера пени (штрафа) в случае ненадлежащего исполнения (неисполнения) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом"

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, сообщает следующее

Письмо Минфина России от 01.11.2017 № 24-03-07/72079 "Об установлении размера штрафа, пени в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту"

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, сообщает следующее

Письмо Минфина России от 08.11.2017 № 24-03-08/73616 "О порядке удержания и возврата денежных средств, внесенных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта"

Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части обеспечения исполнения контракта, сообщает следующее

Нарушение контракта о госзакупках всегда ущемляет права одного из участников. В законодательстве отдельно оговариваются случаи просрочки выполнения договоренностей по соглашению. Это грозит нарушителю выплачиванием неустойки (штрафы, пени).

Контракт обычно прописывает права и круг обязанностей обеих сторон, между которыми он заключается. Нередко случается, что одна из сторон (подрядчик или заказчик) нарушает положения документа. Закон в данном случае встает на защиту интересов пострадавшего лица и определяет размеры неустойки, которую обязательно будет выплачивать виновник просрочки выполнения договоренностей по контракту. Этот вопрос рассматривается в статье 34 ФЗ-44.

Штрафные санкции по 44-ФЗ для исполнителя упоминаются в части 8 действующего ФЗ, однако точные данные по этому вопросу описаны в Правилах (об определении размера штрафов-неустойки). Неустойка, а именно штрафы, начисляются только за неподобающее исполнение или абсолютное невыполнение обязательств. Сюда относят недобросовестное выполнение сборки, обнаруженный брак или поставка товара в неполной комплектации. За просрочку выполнения обязательств назначается пеня — другой вид оплаты неустойки.

Величина штрафа зависит от цены контракта. Значение является фиксированной суммой и указывается в содержании документа. Рассмотрим величину штрафа для исполнителя и заказчика:

Для исполнителя

  • если цена контракта не больше 3 млн. руб. — 10% от стоимости;
  • если цена от 3 млн. — 50 млн. рублей — 5%;
  • от 50 — 100 млн. руб. — 1%;
  • больше 100 млн. руб. — 0,5%.

Для заказчика

  • в первом случае — 2,5% от цены контракта;
  • во втором — 2%;
  • в третьем — 1,5%;
  • и в четвертом — 0,5%.

Избежать наложения штрафа можно, если обвиняемая сторона докажет, что произошедшее случилось не по его вине, а в силу непреодолимых обстоятельств или по вине других лиц.

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Размер пени четко оговорен в тексте статьи 34 ФЗ-44 в части 5. По содержанию этой части значится, что неустойка (пеня) начисляется обвиняемому за каждый день просрочки контракта.

Для заказчика неустойка (пеня) определяется в размере 1/300 от учетной ставки ЦБ РФ за каждый день неуплаты (просрочки) от невыплаченной вовремя суммы. Рассмотрим на соответствующем примере расчет неустойки:

Цена контракта составляет 500.000 рублей. Дата, которая считается последней для перечисления оплаты исполнителю — 18 июля. Заказчик выплатил всю сумму только 29 июля. Рассчитаем размер неустойки за просрочку выполнения обязательств:

500.000 руб. х (1/300 х 9%) х 11(количество дней между последним сроком оплаты и днем окончательной оплаты) = 1649 рублей 99 копеек.

Если в срок было уплачено только часть суммы (например 300.000 рублей), а остальные деньги (200.000 рублей) были переведены с просрочкой, то

200.000 рублей х (1/300 х 9%) х 11 = 659 рублей 99 копеек

Размер неустойки (пени) нельзя изменить по соглашению сторон, закон этого не позволяет.

Формула расчета пени для исполнителя по 44-ФЗ за просрочку договоренностей следующая:

Пени = (Цена контракта — Стоимость фактического выполнения обязательства) х Размер ставки

Ставка рассчитывается так:

Ставка = Учетная ставка ЦБ с коэф. К х Количество дней просрочки

Коэффициент К:

Коэф. К = Количество дней просрочки / Период выполнения обязательств х 100%

Если К:

  • 0-50%, то ставка 0,01;
  • 50-100%, то ставка 0,02;
  • больше либо равно 100%, то ставка 0,03.

Чтобы понять сложный подсчет, рассмотрим пример расчета неустойки (пени) за просрочку поставки товара по 44-ФЗ:

Допустим, что цена контракта равна 500.000 рублей, а срок исполнения договора — 30 дней. Исполнитель не выполнил условия контракта и количество дней просрочки составляет — 12 дней.

Рассчитываем коэффициент К: (12/30) х 100% = 40%

40 процентов попадает в диапазон от 0 до 50% и, следовательно, ставка = 0,01 значения учетной ставки ЦБ (на 2017г. — 9%)

Рассчитываем ставку: (0,01 х 0,09) х 12 = 0,0108 (или 1,08%)

Наконец рассчитываем неустойку за просрочку: (500.000 руб. — 0 руб.) х 1,08% = 5400 рублей.

Про все виды неустоек — штрафы, пени, должно быть упомянуто в контракте между заказчиком и исполнителем. Исключением считается, если закупка производится у единственного поставщика:

  • на сумму не больше 100 тысяч руб.;
  • на заключение договора на посещение зоологического парка, кино, музея, театра и т. д.;
  • лекарств.

В вышеуказанных случаях заказчик может не прописывать в контракте размеры неустойки.

Скачать ФЗ-44

ФЗ-44 регулирует осуществление госзакупок. Описывает правила подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе, уточняет информацию, которая должна быть упомянута в заявке, а также о взимании неустойки за нарушение контракта или его просрочку.

ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .