Алла СОПИКОВА, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
– Если человек получает деньги в конверте и не платит налоги, если 30-летний мужчина сидит на шее у родителей, ни у кого не возникает сомнений в том, что социальное иждивенчество – это явление, с которым надо бороться.
Но есть и другие ситуации. Человек ищет работу, и не может ее найти. Родителям приходится оставлять работу из-за болезни детей. Семья переехала в другой город, и один из супругов не может устроиться по специальности. Молодому специалисту работодатель отказывает из-за отсутствия опыта работы. И таких ситуаций немало. Поэтому во всех районах созданы комиссии, которые каждую ситуацию рассматривают индивидуально и идут навстречу тем, кто обратился с обоснованным заявлением, освобождая их от уплаты сбора.
Относительно небольшой период действия Декрета №3 выявил ряд недоработок в его реализации. И в настоящее время по поручению Президента на правительственном уровне вносятся предложения по его корректировке с учетом возникших на местах ситуаций и проблем, с которыми люди обращались в региональные комиссии и к депутатам Палаты представителей.
Конечно, документ будет доработан. Но его основа останется прежней. И это – не финансовая составляющая. Его главная цель – предупреждение социального иждивенчества.

Валентин СЕМЕНЯКО, заместитель председателя райисполкома:

– На примере нашего района уже сегодня можно говорить о социальном эффекте, который несет в себе Декрет «О предупреждении социального иждивенчества». Многие люди, которые не имели легального дохода в 2015 году, пересмотрели свой правовой статус и официально оформили трудовую деятельность. Те, кто в состоянии изготовить что-то своими руками, зарегистрировались в качестве ремесленников. Многие, у кого не возделывались приусадебные участки, пришли к выводу, что они не должны пустовать, и стали обрабатывать землю, производить сельхозпродукцию. В большинстве случаев люди поняли, что обращение в службу занятости за предоставлением рабочего места – не пустая формальность, а обязанность заниматься поиском работы. Сам факт, что все эти люди задумались над вопросом, насколько они участвуют в финансировании государственных расходов, уже есть положительный момент.

– Работая в сфере социального обслуживания населения, я вижу, сколько граждан нуждается в социальной поддержке со стороны государства. И это не значит, что все те люди, которым нужна помощь, были тунеядцами. Многие честно проработали на своих трудовых местах, но в силу определённых причин не могут решить свои бытовые и жизненные проблемы самостоятельно. Общество должно помогать таким людям… через уплату налогов. Ведь никто не может быть уверен, что в старости и ему самому не понадобится помощь. Но когда видишь, как престарелые родители содержат своих трудоспособных детей, которые не работают и не стремятся найти работу, которым, при достижении ими пенсионного возраста, придётся оказывать помощь со стороны государства, понимаешь, для чего нужен Декрет №3. Я считаю, что не стоит платить за тех, кто не хочет работать, а живёт за чужой счет.

Татьяна ШОСТАК, старший инспектор уголовно-исполнительной инспекции районного отдела внутренних дел:
– Считаю, что Декрет №3 является не чем иным, как дополнительным стимулом граждан к трудовой деятельности. К примеру, на учете в нашей уголовно-исполнительной инспекции находится 163 жителя района, освободившихся из мест лишения свободы или осуждённых к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Из них 44 человека не заняты трудовой деятельностью. Подавляющее большинство лиц этой категории не способны на равных конкурировать на рынке труда. Как правило, во время самостоятельного поиска работы они сталкиваются с определёнными трудностями, и здесь им необходима поддержка. С этой целью по инициативе нашей инспекции регулярно проводятся ярмарки вакансий, участие в которых принимают представители заинтересованных районных служб. Кроме того, всех желающих направляем на переобучение. Одним словом, делаем все возможное, чтобы наши подопечные нашли работу. А будет работа – будут и средства для существования. А значит меньше будет совершаться преступлений.

Ирина МЕКЕНЯ, главный специалист районного Совета депутатов:
– Социально справедливым видится решение в течение года не взыскивать сбор на финансирование государственных расходов с трудоспособных граждан, которые не участво-вали в финансировании государственных расходов либо участвовали менее 183 дней в году. Оно направлено на избежание социальных перекосов и защиту прав граждан. Объявленная пауза даст возможность уточнить все списки на местах, ведь в них должны входить исключительно те, кто обязан платить сбор.
Важно помнить, что участие в финансировании госрасходов является конституционной обязанностью граждан. Расходы на образование, здравоохранение, безопасность предполагают покрытие, в том числе за счет поступлений в бюджет налогов, пошлин и иных платежей.

Лидия ЮРГЕЛЬ, специалист службы «одно окно»:

– Под каждую ситуацию невозможно написать закон. Жизнь еще раз подтвердила: сколько людей – столько судеб. И у каждого свои причины, очень часто объективные, которые не позволили участвовать в финансировании государственных расходов. А если у человека действительно трудное положение, ему обязательно пойдут навстречу. К каждому случаю члены комиссии подходят индивидуально, детально вникают в суть вопроса, учитывают аспекты, чтобы принятое решение было максимально объективным.

Алина СОЛУЯН, жительница г.п.Зельва:

– Я не работала несколько последних лет, в том числе и в 2015 году. Поэтому получила извещение от налоговой на уплату сбора.
Обстоятельства сложились так, что маме-пенсионерке понадобился уход. А меня как раз стало подводить здоровье – было тяжело совмещать работу и заботу о больной маме. Пришлось уволиться. А в прошлом году я вышла на заслуженный отдых. Свою жизненную ситуацию я подробно описала в заявлении. Приложила соответствующие документы. Что касается решения комиссии по моему заявлению, то я довольна результатом. На личном примере убедилась, что возможность быть услышанным есть у всех, кто получил извещение на уплату сбора. Очень хорошо, что районная власть готова строить цивилизованный диалог в решении ситуации и проблемы каждого человека.

Виктор ВАСИЛИЦКИЙ, председатель районного совета ветеранов:
– Я сам и наши ветераны считаем: декрет своевременный и очень правильный. Это ведь ни что иное как побуждение к труду.
В свое время мое поколение тру-
дилось не покладая рук. Знаю многих зельвенцев с солидным стажем. Некоторые не однажды были отмечены разными премиями и грамотами. Всем им не стыдно смотреть в глаза нынешней молодежи.
Но сегодня, чего греха таить, и среди моих земляков находятся такие, кто в буквальном смысле слова отлынивает от работы. А когда узнают, что нужно заплатить деньги государству, жалуются на несправедливость. Таких, естественно, нужно подстегивать, чтобы не сидели на шее у государства. Но есть люди, которых надо освободить от уплаты налога. И Декрет №3 – это не тот документ, который нельзя повернуть в пользу тех, кто нуждается в участии.

Александр БОЛТИК, инспектор РОЧС:
– Считаю, что необходимость принятия Декрета «О предупреждении социального иждивенчества» очевидна и объяснима. Если человек работает и приносит пользу обществу – ему нечего опасаться, ведь он выполняет граждан-ский долг. Если же нет, то придется пересмотреть свои взгляды на жизнь и что-то в них изменить. И Декрет №3 как раз-таки дает возможность направить тех социально пассивных людей, которые заняты лишь собственными делами, в новое русло и подтолкнуть к тому, чтобы они вышли «из тени». Это справедливо по отношению к другим членам общества, которые платят налоги и поддерживают государство.

Анатолий ДОРОЖКО, председатель Комитета государственного контроля Гродненской области:

– Документ очень важный и своевременный, работает в нужном направлении. Главная цель декрета – не административными, а экономическими методами побудить людей к официальному трудоустройству. Прежде всего, вывести из тени тех, кто работает нелегально и не платит налоги. Есть еще одна часть трудоспособного населения: одни работают в России и Польше, другие – промышляют челночным бизнесом. И те, другие не спешат легализировать свои доходы на территории нашей страны. Находятся и такие личности, которые могут работать, но не хотят трудоустраиваться и живут непонятно за чей счет. При этом все они должны вносить свой вклад в финансирование государственных расходов.

То, что действие декрета приостановлено, это правильно. Однако документу быть, и документу работать. В этой ситуации одной из важнейших задач остается создание рабочих мест. Я не говорю, что это сиюминутно произойдет. Однако тем, кто стремится работать, нужно помочь трудоустроиться.

С другой стороны граждане сами должны стремиться к этому. В нашем государстве есть много сфер приложения талантов и способностей. К примеру, развитие малого бизнеса. Любой человек, будь то горожанин или житель маленькой деревушки, может без всяких проблем организовать любую предпринимательскую инициативу. Тем более что государство выделяет под это дело стартовый капитал. Причем, безвозмездно. Сейчас разрабатываются подходы по упрощению ведения бизнеса в стране. Будут максимально сокращены ограничения и барьеры, которые мешают легальной работе малого и среднего бизнеса. Организуй свою самозанятость, зарабатывай деньги и производи отчисления в бюджет.

Владислав РОЩЕНКО, житель г.п.Зельва:

Я считаю так: платить налоги - обязанность каждого гражданина. Побывал за рубежом и увидел, что к этому относятся серьезно не только у нас. Взять, к примеру, коммунальные платежи. Никто на Западе даже не думает о том, чтобы не оплачивать их только из-за того, что не имеет официальной работы. Работники ЖКХ делают свое дело: ремонтируют, благоустраивают, досматривают, убирают - мы им платим. Налоги - примерно то же самое. Только от них зависит обеспечение некоторых общественно важных сфер жизнедеятельности. Я сам сейчас получаю зарплату именно потому, что кто-то честно заплатил свои налоги.

Николай ГОРДЕЙКО, председатель Зельвенского сельисполкома:
– Полностью согласен с позицией районной власти: прежде чем занести человека в списки неработающих, надо самым тщательным образом изучить его ситуацию. На территории нашего сельсовета есть разные семьи. Многие не смогли найти работу из-за того, что живут в отдаленных от производственных объектов населенных пунктах. Но они хотят трудиться на своих подворьях: выращивают картофель и овощи на огородах, некоторые держат скот, сдают излишки заготовителям. Кто-то вынужден постоянно находиться дома, потому что нужно ухаживать за больными родителями. Язык не повернется назвать этих людей иждивенцами. Но ведь есть и те, кто выпивает, живет за счет пожилых родителей. Эти люди не зарабатывают себе пенсии, не заботятся о своем будущем. Вот с них спрашивать нужно самым строгим образом.
В первую очередь, конечно же, заставить трудиться, а если будут отказываться, брать с них сбор на финансирование госрасходов. И платить они должны не с материнской или отцовской пенсии, а самостоятельно отрабатывать долг государству хотя бы на временных работах. Это, считаю, будет справедливо.

Ирина ПУЗАЧ, председатель районного объединения профсоюзов:
– Профсоюзы всегда отстаивали и отстаивают интересы трудящихся людей. Поэтому позиция нашего общественного объединения в отношении Декрета №3 понятна и открыта: для нас важно, чтобы человек был занят, чтобы он трудился и трудился легально.
Образование, здравоохранение и многие другие государственные услуги одинаково доступны для всех наших людей. Это создается за счет налоговых отчислений трудящихся белорусов, в том числе и зельвенцев. Многие из них закономерно задают нам вопрос: почему тот, кто работает на законных основаниях, за счет своих отчислений с заработной платы должен оплачивать социальные блага людей, получающих теневые доходы?
Считаю, что декрет направлен на тех, кто занят в теневом секторе экономики, и тех, кто не желает работать, имея для этого все необходимые возможности. Другой вопрос, что этот документ на сегодня еще не имеет широкой практики применения. Поэтому местным органам власти дано право освобождать людей от уплаты сбора, если они действительно попали в трудную жизненную ситуацию и по объективным причинам не могли работать. Важно, чтобы при вынесении решения учитывались все обстоятельства – от состояния здоровья до ситуации на рынке труда в конкретном регионе.

Ольга ДМИТРИЕВА, директор социально-педагогического центра:
– Уточняя практику применения Декрета № 3, Александр Лукашенко подчеркнул, что все платежи по сбору на финансирование госрасходов должны оставаться в местных районных бюджетах и до копейки идти на содержание детей.
В Зельвенском районе с каждым годом улучшаются условия проживания детей, которые находятся в приюте. Благодаря выделенным средствам из местного бюджета и спонсорской помощи реконструированы и отремонтированы столовая, пищеблок, медицинская комната и прачечная. В минувшем году поступившие средства от профсоюзной организации Волковысских электрических сетей, Слонимского мясокомбината и одного из строительных предприятий Гродненской области использованы на замену оконных рам и капитальный ремонт потолка в учебном классе. Были выделены деньги на приобретение письменных столов, ноутбуков, мебели для спальных комнат. Ряд проектов, к примеру, по ремонту санузла и игровой комнаты, осуществлен при поддержке отдела образования, спорта и туризма и СПК «Сынковичи». Много помощи оказывается приюту в рамках акции «Наши дети».
Наш центр ежегодно принимает от 20 до 24 ребятишек. Содержание одного ребенка в месяц обходится государству приблизительно в 200 рублей. В эту сумму входит сбалансированное витаминизированное питание, оплата коммунальных платежей и т.д. Кроме воспитателей с детьми работают и узкие специалисты, которые помогают воспитанникам адоптироваться в трудной жизненной ситуации.


Юлия ЛУЗЬКО, ответственная за организацию идеологической работы государственного предприятия «Каролино»:

– Время сейчас непростое. Проблем хватает. Но чтобы их решать и жить лучше – нужно работать. Именно через труд можно добиться многого. А Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» является дополнительным стимулом к трудовой деятельности. И не надо его бояться. Тем более что последние изменения в декрет подчеркивают его направленность исключительно против тех, кто сознательно уклоняется от обязанностей по уплате налогов.
Добросовестный труд во все времена объединял наш народ. Он и сегодня консолидирует молодежь. Юноши и девушки не хотят сидеть на шее у родителей. Многие из них и учатся, и работают, и зарабатывают.
Жанна КЕДАЛО, заведующий учебно-методическим кабинетом отдела образования, спорта и туризма:
– Считаю, что принятие Декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» своевременно. Каждый добропорядочный гражданин отдает из заработка налоги, которые поступают в бюджет. А уже из бюджета средства направляются на строительство детских садов, школ, поликлиник – туда, где это сегодня нужно. Чтобы мы могли получить качественную медицинскую помощь, гулять по благоустроенному городу, не бояться преступников, чтобы дети обучались в комфортных группах и классах, занимались в кружках и спортивных секциях.
По-моему, правильно ставится вопрос о возмещении государственных затрат теми, кто не вносит посильный вклад и не платит налоги, зато сполна пользуется социальными благами.


Елена Кроткова, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь:

– Принятие Декрета №3 считаю правильным и своевременным. В нашей стране все граждане имеют равные права и социальные гарантии, которые финансируются из бюджета, значит, и по участию в уплате налогов все должны быть равны. Действие декрета направлено на выявление скрытых доходов наших граждан. Увеличение налоговых поступлений будет способствовать увеличению государственных расходов на образование, здравоохранение, культуру, социальную адресную помощь и выплаты. Тем самым это окажет положительное влияние на качество и уровень жизни каждого гражданина нашей страны.

Также надо отметить, что данным декретом определяется дифференцированный подход к каждому человеку и выделено понятие «тяжелой жизненной ситуации».

При проведении мониторинга работы по реализации Декрета «О предупреждении социального иждивенчества» в Зельвенском районе мною отмечен высокий уровень ответственности местной исполнительной власти. Все обращения об освобождении от уплаты сбора на финансирование госрасходов районной комиссией рассматриваются в срок.



Руслан Архипчик, председатель Голынковского сельисполкома:

– Меры, предпринятые по предупреждению социального иждивенчества, считаю очень правильными. Возможно, это надо было бы сделать еще раньше. Но, хорошо, что государство и общество выстраивают принципиальную позицию в отношении людей, которые привыкли жить за «чужой счет». Действительно, почему кто-то должен трудиться, платить налоги, а другим все равно?

На территории нашего сельсовета располагается два сельхозпредприятия, рабочие руки нужны всегда. И потому невольно возникают вопросы в отношении к деревенским неработающим, что фактически сидят на шее у родителей-пенсионеров. Они должны не деньги тянуть со стариков, а сами зарабатывать и помогать родителям.

Ирина Шабаловская, заведующий сектором по охране детства отдела образования, спорта и туризма:

– По роду деятельности мне не однажды приходилось сталкиваться с людьми, которых Декрет №3 причисляет к социальным иждивенцам. Некоторые из них не в состоянии создать надлежащие условия для воспитания своих малолетних детях, потому что не работают. И государству приходится брать таких несовершеннолетних под защиту. Знаю семьи, где великовозрастные (30–40-летние!) дети сидят дома и живут за счёт стареньких родителей-пенсионеров.

Вместе с тем такие люди, наравне с нами, законопослушными плательщиками налогов, вызывают скорую помощь, приходят на прем в поликлиники, лечатся в больницах, пользуются коммунальными услугами, и не задумываются, что участвовать в финансировании государственных расходов – и их обязанность тоже.

Получается, что всех нас одинаково поддерживает государство в плане жизнеобеспечения, но взамен одни пополняют государственную казну, как положено, а другие не считают нужным платить налоги.

На мой взгляд, Декрет №3 будет способствовать самому главному – заставит работать тех, кто стремится жить за счёт других.

Инна Шевцова, первый секретарь РК ОО «БРСМ»:

Молодость - это прекрасный возраст для реализации себя в профессии, достижения определённых успехов в жизни. И большинство молодых людей идут по этому пути: стараются получить хорошее образование, найти работу по душе. Да, возможно время сейчас и не самое простое. Но чтобы решать проблемы и жить лучше - нужно работать. Справедливо, что Декрет №3 заставил тех, кто привык бездействовать, принимать участие в софинансирования госрасходов.
Важно при этом, что люди, которые оказались в трудной жизненной ситуации, решением местных органов власти освобождаются от уплаты сбора. Каждая ситуация рассматривается индивидуально, власти идут навстречу тем, кто обратился с обоснованным заявлением.

Ирина Полубок, жительница г.п.Зельва:

Декрет №3 стимулирует граждан, особенно тех, кто сознательно уклоняется от обязанностей по уплате налогов, к трудовой деятельности. С выходом документа многие задумались: что делать дальше? Годами нигде не работавшие и зарабатывающие «топливном бизнесе» в Польше люди сейчас озаботились поиском работы. Это правильно, ведь все мы одинаково обращаемся за медицинской помощью, водим детей в школы и сады, поэтому и отчисления в бюджет должны вносить наравне.

Ирина БОДАК , пенсионерка :
– Я поддерживаю Декрет №3 и считаю, что он издан для сохранения социальной справедливости. Я более 40 лет отработала педагогом, воспитывала подрастающее поколение, исправно платила налоги, а сейчас получаю заслуженную пенсию.
Приходится обращаться за медицинской помощью. И не понимаю, почему те, кто ничего не вносит в казну, пользуются такими же благами, как я. Либо почему скрытые предприниматели – здоровые крепкие люди, делающие ремонты, к примеру, – не участвуют в формировании госбюджета, пенсионного фонда.

Уверена, власть на местах разберется с каждым конкретным случаем объективно.

Светлана ЖАМОЙТИНА, директор центра социального обслуживания населения:
– Работая в сфере социального обслуживания населения, я вижу, сколько граждан нуждается в социальной поддержке со стороны государства. И это не значит, что все те люди, которым нужна помощь, были тунеядцами. Многие честно проработали на своих трудовых местах, но в силу определённых причин не могут решить бытовые и жизненные проблемы самостоятельно. Общество должно помогать таким людям… через уплату налогов. Ведь никто не может быть уверен, что в старости и ему самому не понадобится помощь. Но, когда наблюдаешь, как престарелые родители содержат своих трудоспособных детей, которые не работают и не стремятся найти работу, которым, при достижении ими пенсионного возраста, придётся оказывать помощь со стороны государства, понимаешь, для чего нужен Декрет №3. Считаю, что не стоит платить за тех, кто не хочет работать, а живёт за чужой счет.

Следующая новость

Сообщает БЕЛТА.

В путеводителе представлена информация о размере сбора, налоговом периоде, порядке освобождения от уплаты сбора, ответственности за его неуплату или неполную уплату. Также в путеводителе содержится информация о том, куда зачисляются суммы от сбора и на что они расходуются.

Декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества" принят 2 апреля 2015 года. Основной целью декрета является стимулирование трудоспособного населения к труду и предупреждение социального иждивенчества.

Путеводитель по Декрету Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 "О предупреждении социального иждивенчества"

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде.

граждане, уплатившие за соответствующий налоговый период подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения, в размере не менее 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода (в 2016 году освобождаются при условии уплаты в 2015 году указанных налогов в размере 360 белорусских рублей и более);

граждане, которые в налоговом периоде :

Являлись лицами моложе 18 лет либо достигли возраста 18 лет;

Достигли общеустановленного пенсионного возраста или являлись лицами старше этого возраста;

Были признаны или являлись недееспособными или инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности);

Прибыли в Республику Беларусь для постоянного проживания после 31 марта либо убыли из Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;

Фактически находились на территории Республики Беларусь менее 183 календарных дней;

Отработали в течение полного сезона на сезонных работах по списку, утвержденному Правительством Республики Беларусь;

граждане, которые в году, следующем за налоговым периодом , были признаны инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности в этом году), недееспособными

Работа по трудовому договору (контракту), на государственных должностях, при занятии которых контракт не заключается, на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве;

Осуществление предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

Выполнение работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на общую сумму не менее 70 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода;

Осуществление видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 295 Налогового кодекса Республики Беларусь (например, оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции, репетиторство, чистка и уборка жилых помещений, уход за взрослыми и детьми, ремонт швейных, трикотажных изделий и головных уборов и др.), при условии уплаты за соответствующий период осуществления деятельности единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по такой деятельности;

В течение которого гражданин являлся военнослужащим, сотрудником военизированной организации, имеющим специальные звания, резервистом во время прохождения занятий и учебных сборов, военнообязанным во время прохождения военных сборов и специальных сборов, проходил альтернативную службу;

Осуществление адвокатской или нотариальной деятельности;

Осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (факт и период ее осуществления подтверждаются местным исполнительным и распорядительным органом);

Осуществление ремесленной деятельности при условии уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности за полный налоговый период в установленный законодательством срок;

Осуществление творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом;

В течение которого гражданин являлся священнослужителем, церковнослужителем религиозной организации, участником (членом) монастыря, монашеской общины;

В течение которого гражданин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте или поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство (факт и период ведения личного подсобного хозяйства подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом);

В течение которого гражданин зарегистрирован в качестве безработного либо проходил профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивал содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению органа по труду, занятости и социальной защите при отсутствии установленных фактов нарушения им обязанностей в области занятости населения;

Временная нетрудоспособность, подтвержденная листком нетрудоспособности (справкой о временной нетрудоспособности), или его (ее) дубликатом;

Воспитание в семье матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удочерителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет (начиная с 1 января 2017 г. при условии, что ребенок в возрасте от 3 до 7 лет не получает дошкольное образование), ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей;

Получение образования в дневной форме получения образования, за исключением дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) и образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности;

Отдых, предоставляемый выпускникам учреждений образования, которым место работы предоставлено путем распределения или направления на работу, продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, – 45 календарных дней;

Получение пенсии, в том числе из других государств, пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, в том числе пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий, носящих единовременный характер);

Получение гражданами, имеющими право на получение пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячных страховых выплат в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Привлечение к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, нахождения в лечебно-трудовом профилактории;

В течение которого гражданин находился в списочном составе национальной или сборной команды Республики Беларусь по видам спорта;

В течение которого к гражданину применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие ему участвовать в финансировании государственных расходов.

Указанные периоды, если они не совпадают по времени, суммируются, а в случае их совпадения по времени учитывается один из таких периодов.

Право граждан на выбор места работы реализуется посредством как прямого обращения к нанимателю, так и путем получения бесплатного содействия органов государственной службы занятости населения в трудоустройстве (подбор подходящей работы, переобучение, оказание помощи при переезде в иную местность, содействие в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности и другое).

Так, в 2016 году службами занятости оказано содействие в трудоустройстве 159,7 тыс. человек.

На граждан, которые в соответствующем налоговом периоде более 183 календарных дней отбывали наказание в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, а также находились в лечебно-трудовом профилактории, в отношении которых применялась мера пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу.

20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода (за 2015 год размер сбора составляет 360 белорусских рублей).

При уплате подоходного налога с физических лиц, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налога при упрощенной системе налогообложения в размере менее 20 базовых величин, подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на суммы уплаченных налогов.

В качестве уплаченного подоходного налога с физических лиц учитываются также суммы такого налога , на которые он был уменьшен в результате применения налоговых вычетов, предусмотренных в пункте 1 статьи 164 (на детей до 18 лет и иждивенцев, отдельным категориям плательщиков), пункте 1 статьи 165 (за обучение в учреждениях образования, по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, медицинских расходов) и подпункте 1.1 пункта 1 статьи 166 (с сумм произведенных состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий расходов на строительство жилых помещений и другие) Налогового кодекса Республики Беларусь.

В случае самостоятельного представления плательщиком уведомления о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на 10 процентов .

Плательщики сбора с 1 августа текущего налогового периода по 31 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, вправе самостоятельно представить в налоговый орган уведомление по форме, установленной Министерством по налогам и сборам. Извещение вручается плательщику (его представителю) лично под роспись или направляется ему по почте заказным письмом не позднее 15 календарных дней после получения от плательщика сбора соответствующего уведомления.

В случае непредставления плательщиком сбора уведомления извещение вручается плательщику (его представителю) лично под роспись или направляется ему по почте заказным письмом не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (срок вручения или направления по почте извещений на уплату сбора за 2015 год продлен до 20 января 2017 г.).

В случае направления по почте заказным письмом извещение считается врученным по истечении 10 календарных дней со дня направления заказного письма.

Гражданин, получивший извещение, вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы и (или) пояснения , свидетельствующие об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении суммы сбора.

В случае пропуска по уважительной причине (например, болезнь, нахождение за границей и другие) срока представления документов и (или) пояснений этот срок по заявлению гражданина может быть восстановлен .

Проинформировать налоговый орган об отсутствии у гражданина обязанности по уплате сбора можно как путем личного обращения в налоговый орган по месту жительства (регистрации), так и путем направления сообщения с указанием основания, по которому он освобождается от уплаты сбора, и копий документов, его подтверждающих, по почте или в виде электронного сообщения через размещенный на сайте Министерства по налогам и сборам сервис "Электронное обращение" перейдя по ссылке .

Представленные гражданами документы и (или) пояснения рассматриваются налоговым органом и по ним в месячный срок принимается одно из следующих решений:

О подтверждении ранее врученного извещения;

О внесении изменений в извещение;

Об аннулировании извещения.

На период рассмотрения документов и (или) пояснений принятие мер по взысканию сбора приостанавливается .

Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

В случае самостоятельного представления плательщиком уведомления в налоговый орган сбор уплачивается на основании извещения налогового органа не позднее 1 июля года , следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае непредставления плательщиком сбора уведомления сбор уплачивается не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании извещения (срок уплаты сбора за 2015 год продлен до 20 февраля 2017 г.).

В случае вручения или направления извещения по истечении установленного срока уплаты сбор уплачивается не позднее 30 календарных дней со дня вручения извещения или со дня, когда извещение считается врученным.

Установить, что извещение на уплату сбора вручается плательщику (его представителю) лично под роспись или направляется ему по почте заказным письмом не позднее 20 января 2017 г. по месту регистрации по месту жительства (пребывания) плательщика сбора, а при его отсутствии – по месту его фактического проживания (при наличии информации о месте такого проживания).

В связи с нахождением в трудной жизненной ситуации местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать граждан от уплаты сбора.

Под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей. К трудной жизненной ситуации могут быть отнесены, например, отсутствие достаточного количества рабочих мест в регионе, удаленность предполагаемого места работы гражданина от места его жительства, нерегулярное транспортное сообщение между ними, необходимость ухода за нетрудоспособными близкими родственниками, их смерть, причинение вреда имуществу гражданина в результате стихийных бедствий, пожаров и иных чрезвычайных ситуаций.

Для рассмотрения вопроса об освобождении от уплаты сбора в соответствии с пунктом 18.16 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200, гражданином подлежат представлению заявление и сведения о его доходах за последние 12 месяцев . В заявлении должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие о трудной жизненной ситуации заявителя и не позволившие выполнить требования Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3.

Неуплата или неполная уплата сбора влекут наложение штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест .

Административные взыскания могут налагаться не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

Административный арест назначается судом . Административно арестованные в период отбывания наказания обязательно привлекаются к выполнению общественно полезных работ .

Гражданин, отбывший административное взыскание в виде административного ареста, признается исполнившим обязанность по уплате сбора .

Суммы сбора зачисляются в бюджеты базового уровня, бюджет г.Минска и направляются на решение стоящих перед местными исполнительными и распорядительными органами задачами по комплексному экономическому и социальному развитию соответствующей территории.

Ни в одной стране мира нет практики принуждения гражданина к труду через обязательство уплаты особого налога (платежа). Ни в одной стране мира нет понятия «социальное иждивенчество» только на одном основании – уплата или неуплата определённой суммы подоходного налога и/или налога в пенсионный фонд.

Действительно, феномен «социальное иждивенчество», имеет место как в развитых, так и в развивающихся странах. С одной стороны он описывает людей, которые по разным причинам, не зависящим от действий и поведения самих людей, оказались получателями государственной помощи в денежной или материальной форме. С другой стороны иждивенчество имеет место при плохой системе организации социальной поддержки, когда дотациями, субсидиями, преференциями, льготами и привилегиями пользуются люди вне зоны бедности и материального неблагополучия.

При принятии актов законодательства о социальном иждивенчестве необходимо определиться в сути и содержании этого социально-экономического феномена. Ни в тексте Декрета № 3, ни в других актах законодательства не даётся чёткое, правовое определение понятия «социальное иждивенчество», не описаны меры по его предупреждению. Поэтому способы, методы и механизмы достижения этой цели вызывают разночтения и противоречивые толкования. Это, в свою очередь, снижает качество государственного управления, подрывает доверие к государству, создаёт завышенные ожидания и искажает систему мотивации как населения, как и государственных служащих.

Для сравнения в 2010г. таких домашних хозяйств было 40,1%. В региональном разрезе в 2016г. о наличии льгот и выплат сообщили 31,8% жителей Минска, 29,4% жителей Брестской области, 28,9% Минской и 49,3% Гомельской. Если факт получения денежной, материальной помощи или льгот считать признаком социального иждивенчества, зависимости от государственной поддержки, то данное явление носит широко распространённый характер. Так льготы по питанию получают 6,3% домашних хозяйств (~600 тысяч человек), на услуги общественного транспорта – 14,8% (~1,4 млн. человек), жилищно-коммунальные услуги 3,4% (~320 тысяч человек), санаторно-курортного лечения 6,1% (~580 тысяч человек), по лекарствам 12,5% (~ 1,2 млн. человек), по услугам содержания детей в дошкольных учреждениях 2,3% (~218 тысяч человек), другие льготы – 1,6% (~ 150 тысяч).

Таким образом, если для определения субъекта «социальный иждивенец» использовать только критерий «получение государственной поддержки в денежной и натуральной форме», то получается, что более трёх миллионов граждан страны являются таковыми. Очевидно, необходимо применять другие критерии, в том числе связанные с объёмом налогов и других платежей, которые каждый гражданин выплачивает в процессе жизнедеятельности. Чистым социальным иждивенцем может считаться тот, у кого в балансе «выплаты государству во всех видах и формах» оказываются ниже объёма всех видов государственной помощи (в натуральном, денежном выражении, льготы, преференции, субсидии). Причём здесь важен не групповой, а персонифицированный учёт. Чтобы определить число чистых социальных иждивенцев (net social beneficiaries), необходимо, во-первых, оценить размер вклада (платежей) гражданина в бюджет страны во всех формах, во-вторых, оценить объём государственной помощи во всех видах, которую он получает, в-третьих, оценить вклад гражданина в формирование нематериальных активов страны с одной стороны, а также объём пользы (выгоды, ценности), которую получает гражданин от нематериальных активов Республики Беларуси в виде странового бренда, репутации, отношения со стороны инвесторов и кредиторов.

В 2016г. средняя стоимость всех льгот и выплат в расчет на одно домашнее хозяйство, сообщившее о наличии льгот и выплат, составило BYN124,8 в месяц. (~$68,8), что в годовом выражении даёт нам чуть больше одного миллиарда долларов ($1032 млн.).

Согласно бюджетной классификации объём социальных выплат в Беларуси в 2016г. составил 13,6% ВВП (BYN12840 млн.) Это 21,9% денежных доходов населения. В данный показатель кроме пособий и стипендий входят также пенсии. Такая классификация скрывает различную природу собственно государственной поддержки (по её наличию можно классифицировать социальное иждивенчество) и пенсий, как страховых выплат, на которые граждане делали взносы всю жизнь.

Получение пенсии не является признаком иждивенчества. Пенсия – это страховая выплата не за счёт трансферта ресурсов от налогоплательщиков, а за счет платежей самого человека в течение всей жизни. Пенсии по инвалидности, потере кормильца и по другим основаниям, не связанным с трудовой деятельностью, являются составной частью гуманитарной политики государства и не предполагают их получение с финансовым вкладом реципиентов в бюджет.

Адресная социальная помощь в Беларуси в 2016г. составила BYN72,41 млн., в том числе BYN54,3 в денежной форме и BYN18,14 – в натуральной форме. Её получателями стали 290441 человек. Чтобы определить, являются ли они иждивенцы, надо провести точную оценку вклада этих людей в материальные и нематериальные активы государства, а также оценить, являются ли они реципиентами государственной помощи в рамках гуманитарной политики предотвращения бедности.

  1. Уплата гражданами налогов и других обязательных платежей

Статья 56 Конституции Республики Беларусь гласит: «Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей ». Ни в этой статье Конституции, ни в другом акте законодательства не сказано, что участие в финансировании государственных расходов осуществляется исключительно посредством уплаты подоходного налога на физические лица или налогов (взносов) в Фонд социальной защиты населения.

Азбучная истина экономики заключается в том, что все налоги платят потребители, когда приобретают товары и услуги. Налоги делятся на прямые и косвенные, но все они входят в структуру цены. Потребители товаров и услуг, в том числе розничных, финансируют государственные расходы, покупая товары и услуги вне зависимости от страны их происхождения. Коммерческие организации лишь формально выступают плательщиками налогов, которые де-факто платят конечные потребители.

В 2016г. 83,6% доходов консолидированного бюджета была сформирована за счет налоговых поступлений. Они составили BYN23852,3 млн. Поступления по подоходному налогу с физических лиц составили BYN3937,9 млн., налоги на прибыль – BYN2325 млн., налоги на собственность – BYN1592,3 млн. (земельный налог – BYN616,4 млн., налог на недвижимость – BYN946 млн.), НДС – BYN8235 млн., акцизы – BYN2185,6.

Сбор на проезд иностранного автомобильного транспорта в 2016г. составили BYN12,6 млн., экологический налог – BYN137,6 млн., налог на добычу (изъятие) природных ресурсов – BYN478,6 млн. Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности составили BYN3431,8 млн., в том числе ввозные таможенные пошлины BYN958,9млн., вывозные таможенные пошлины BYN2408,4млн., вывозные пошлины при экспорте нефтепродуктов BYN1102,3 млн., при экспорте калийных удобрений – BYN1065,2 млн.

Поскольку недра Беларуси, инфраструктура принадлежат обществу, т. е. всем гражданам Беларуси, то данные поступления в бюджет также необходимо рассматривать, как участие граждан в финансирование государственных расходов, поскольку от их имени действуют народные представители – депутаты разных уровней, а также правительство. Они утверждают бюджет и набор инструментов по его финансированию.

Согласно опросу домашних хозяйств, проводимого Национальным статистическим комитетом, в 2016г. денежные расходы в расчёте на одно домашнее хозяйство (~3,8 млн. домашних хозяйств в Беларуси) составили BYN906,3. Из них потребительские расходы составили BYN677,7 или по среднегодовому курсу $340,8. Получается, что домашние хозяйства Беларуси в 2016г. приобрели потребительских товаров и услуг на ~$15,54 млрд.

В структуре цены потребительских товаров налоги составляют от 30 до 60%. Принимая во внимание структуру потребительских расходов (продукты питания – 39%, алкогольные напитки, табачные изделия – 3,3%, одежда, обувь – 7,9%, предметы домашнего обихода – 6%, транспорт – 9,2%, связь – 5,4%), в 2016г. оценочно население заплатило косвенных налогов посредством покупки товаров и услуг на сумму ~$6,5 млрд. или по ~$1710 на домашнее хозяйство в год или ~$142 в месяц. Чем больше гражданин страны покупает товаров и услуг, тем больший вклад в финансирование государственных расходов он оказывает.

Опрос домашних хозяйств Беларуси в 2016г. показывает, что сами семьи декларируют уплату налогов и взносов в объёме BYN33,8 в месяц (~$17). Таким образом, объём налогов, уплачиваемых гражданами посредством покупок товаров и услуг в 8,3 раза больше, чем объём прямых налогов, уплачиваемых населением. Если совершить ошибочное допущение, что граждане участвуют в финансировании государственных расходов только посредством уплаты подоходного налога, то можно принять ложные меры по принуждению гражданина к участию в финансировании государственных расходов. Декрет № 3 основан на этом ошибочном допущении.

  1. Расходы государства

Основная претензия авторов Декрета № 3 касается неучастия отдельных граждан в финансировании расходов государства, прежде всего, в сфере здравоохранения. Данные по потребительским расходам домашних хозяйств наглядно демонстрируют ошибочность такой претензии.

С точки зрения авторов Декрета логично было бы привести доказательства того, что система здравоохранения испытывает дополнительное отягощение в связи с услугами, оказываемыми населению на безвозмездной основе. Причём не всему населению, а тем, кого авторы декрета считают социальными иждивенцами.

В 2015г. расходы консолидированного бюджета на здравоохранение составили BYN3498 млн. (4% ВВП) или ~$2272 млн. В 2016г. они составили BYN3954 млн. (4,2% ВВП) или ~$2 млрд.. На 2017г. они запланированы на уровне BYN4,44 млрд. (4,06% ВВП) Вот как выглядит динамика расходов на здравоохранение и физическую культуру на душу населения в период 2011-2015гг. в $-долларовом эквиваленте : в 2011г. они составили $185, в 2012г. - $244, в 2013г. - $290, в 2014г. - $301, в 2015г. - $226. В эту сумму входят все затраты, в том числе на содержание медицинской инфраструктуры, оплату врачей и медицинского персонала, закупку лекарств и оборудования, транспортные расходы, содержание зданий и сооружений. В эту сумму входят также медицинские услуги, которые обязано оказывать гражданам бесплатно: экстренная медицинская помощь, помощь инвалида, определённым категориям больных. Это гораздо более узкая группа граждан, чем всё население страны, которому, согласно статье 45 Конституции «гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения» . Ни в этой статье, ни в одном другом акте законодательства не указывается на некие условия, которые должен выполнить гражданин Беларуси для получения права получать бесплатное лечение в государственных учреждениях.

Оценочно очищенная сумма, выделяемая ежегодно из бюджета на одного гражданина страны, составляет $100 – 130. Ни официально опубликованная бюджетная статистика Министерства финансов, ни статистические сборники, публикуемые Министерством здравоохранения, Государственным учреждением «Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения» не содержат информации, которая бы указала на увеличение расходов государственной системы здравоохранения, связанной с обслуживанием так называемых социальных иждивенцев. Без анализа потребления человека, персонификации учёта оказываемых медицинскими учреждениями и организациями услуг предположения о том, что какие-то граждане являются чистыми потребителями данных услуг без их участия в финансировании государственных расходов, научной основы не имеют.

Начальное и среднее образование в Беларуси предоставляется гражданам бесплатно. Статья 49 Конституции Республики Беларусь гласит: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования...». Поэтому нет оснований рассматривать государственные расходы в этой сфере в контексте выполнения гражданами неких предварительных условий, в том числе уплаты подоходного налога.

Нет основания считать затраты государства на обеспечение безопасности жизни, здоровья, общественного порядка основанием для дополнительных налогов или обязательных платежей граждан. Такие услуги государства должны быть доступны каждому гражданину по определению, ибо для этого и создаётся государства, как орган, обладающий монопольным правом на инициацию насилия. Установление неких дополнительных условий для получения услуг государства по защите жизни, здоровья, собственности граждан является грубейшим нарушением теории и практики построения правового государства.

  1. Три новых режима оказания социальных, образовательных и медицинских услуг

Оптимизация государственных расходов, обеспечение адресности и справедливости при распределении денег налогоплательщиков требует изменения порядка финансирования расходов на здравоохранение, образование и адресную социальную поддержку. Персонификация оказания этих услуг предполагает следующее:

1) переход в режим адресной денежной социальной поддержки;

2) переход в режим финансирования начального и среднего образования посредством образовательных ваучеров, т. е. реализация принципа «бюджетные деньги следуют за учеником». Ваучер – это выраженное в денежном выражении обязательство государства полностью или частично оплатить определенный объем образовательных услуг. Это форма контракта гражданина с государством, которое гарантирует ему право покупки начального и среднего образования в условиях конкуренции образовательных учреждений при перечислении бюджетных средств на счёт выбранной гражданином школы.

3) переход в режим страховой медицины посредством открытия каждым гражданином страхового медицинского накопительного счёта.

Принятие актов законодательства, которые обеспечивают функционирование трёх новых режимов, позволило бы в полной мере выполнить цели, указанные в Декрете № 3 с несравненно меньшими транзакционными издержками, большей эффективностью и при общественной поддержке. Речь идёт о предупреждении социального иждивенчества и обеспечении участия граждан в финансировании государственных расходов. Таким образом, альтернативой Декрету президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества» от 2.04.2015г. является принятие пакета документов, которые бы обеспечивали на практике функционирование трёх новых режимов.

Режим № 1. Адресная денежная социальная поддержка . Подготовлен проект закона «О государственных социальных гарантиях» . Данный режим исключает распыление государственной помощи, обеспечивает максимально полную и точную концентрацию ресурсов на тех, кто, действительно, в них нуждается. Он предполагает переход исключительно на денежную форму социальной поддержки граждан на основании установленных критериев.

Режим № 2. Ваучерная система финансирования начального и среднего образования. Создание такой системы предполагает реализацию следующих основных положений:

  • введение адресных, целевых образовательных ваучеров на каждого ученика;
  • разработка задания на оказание услуг по образовательному ваучеру (государственный заказ);
  • определение круга поставщиков образовательных услуг, которые получают право принимать ваучеры от родителей на обучение детей;
  • определение стоимости ваучера, т. е. суммы денег, которая стоит за каждым ваучером;
  • определение равных условий хозяйствования, доступа на рынок образовательных услуг для субъектов государственной и частной формы собственности;
  • определение единого порядка оценки знаний для выпускников всех средних образовательных учреждений;
  • описание механизмов реализации принципа автономии школ, их деполитизации и деидеологизации, порядка оказания ими платных услуг;
  • определение полномочий органа государственного управления, отвечающего за образование, механизмов его взаимодействия и производителями образовательных услуг.
  • определение форм и механизмов участия родителей, органов местного самоуправления и других граждан в деятельности начальных и средних школ.

Режим № 3. Персональные страховые медицинские счета. Переход в такой режим страховой медицины предполагает следующее:

  • открытие каждому гражданину Беларуси за счёт государства страхового накопительного медицинского счёта;
  • определение размера взноса, которое ежегодно делает государство на счёт каждого гражданина, а также размера взноса каждого гражданина на свой медицинский страховой счёт;
  • определение порядка использования денежных средств на страховом медицинском накопительном счёте, включая право передачи денег, накопленных на этом счёте по наследству;
  • определение требований к финансовым учреждениям, которые управляют страховыми медицинскими счетами граждан, в том числе режима инвестирования ресурсов на медицинских накопительных счетах граждан;
  • разработка и внедрение единой компьютерной базы, позволяющей учитывать доходы и расходы каждого гражданина на приобретение медицинских услуг;
  • определение режима открытой конкуренции производителей медицинских услуг, страховых организаций, производителей лекарств и фармацевтических препаратов;
  • определение режима оказания экстренной медицинской помощи, а также порядка финансирования медицинских услуг в случае превышения годового бюджета и дефицита денежных средств на счёте гражданина;
  • создание государственного гарантийного фонда финансирования медицинских услуг;
  • определение равных условий хозяйствования, доступа на рынок медицинских услуг для субъектов государственной и частной формы собственности;
  • определение порядка финансирования научных, специализированных медицинских учреждений, режима доступа к их услугам граждан.

Для оптимизации государственных расходов, снижения регуляторных и транзакционных издержек физических и юридических лиц, что направлено на достижение целей Декрета № 3, необходимо внести белорусское законодательство следующие изменения и дополнения:

  • определение «социальный иждивенец», как правовой и экономический статус, описать отношение государства к нему, формат и механизмы взаимодействия;
  • определение «корпоративный иждивенец», т. е. статус коммерческой организации, которая получает государственную поддержку (субсидии, дотации, льготы, особый режим доступа к системе государственных закупок) в объёме, превышающем размер уплачиваемых такой организацией налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  • определение понятия «равенство условий хозяйствования», которое конкретизирует конституционную норму;
  • введение списка обязательных целевых количественных показателей для участников государственных инвестиционных программ, реципиентов разных видов государственной поддержки. Такими показателями являются: кэш флоу (выручка), динамика экспорта, доходность инвестиций, период окупаемости, производительность труда, оценка устойчивости коммерческого проекта после прекращения государственной поддержки;
  • установление индикаторов оценки эффективности государственных расходов по всем бюджетным статьям;
  • введение обязательной нормы публикации фамилий, имён и должностей авторов проектов актов законодательства; предоставление в открытом доступе аудита конфликта интересов в отношении актов законодательства.
  1. Стимулирование занятости, создание гибкого рынка труда

Одной из целей Декрета № 3 является стимулирование трудоспособных граждан к трудовой деятельности. Это стратегически важная задача, для решения которой требуется принятие комплекса мер. Программа «Миллион новых рабочих мест для Беларуси» является научно обоснованным документом, который интегрирует в себе лучший мировой опыт, учитывает особенности развития экономики и рынка труда Беларуси, а также предлагает инклюзивный способ ответить на вызов безработицы и занятости населения. Под инклюзивностью мы понимаем совместную работу правительства, бизнеса и общества по выработке консенсуса по проведению системных, структурных реформ, направленных на достижение быстрого, долгосрочного инклюзивного роста Беларуси, а также балансирующую интересы работодателей, создателей рабочих мест (коммерческие организации), работников и государства.

Стимулирование занятости, реинтеграция безработных в рынок труда, адаптация структуры занятости к меняющемуся спросу, предотвращение трудовой миграции и эмиграции молодёжи, предпринимательского и человеческого капитала, а также противодействие чрезвычайно сложным демографическим трендам будет осуществляться при принятии следующих мер в шести сферах.

Поддержка занятости, быстрая интеграция безработных в рынок труда, ликвидация «серой» занятости

  1. повышение пособия по безработице для временно безработных с ~$16 сегодня до $100 – 120 на период 2018 – 2022гг.
  2. оплата посредством ваучеров программ и тренингов, в результате которых безработный получает другую специальность или повышает свою квалификацию;
  3. выплата «подъемных» средств (единовременный платеж в сумме до $500) в случае переезда на работу в другой город;
  4. создание механизма предоставления бюджетной компенсации малому и среднему бизнесу за создание новых рабочих мест, а также за повышение квалификации работников, получение ими смежных специальностей;
  5. создание условий для мобильности рабочей силы, в том числе за счет строительства общежитий для рабочих и молодежи; создание рынка комнат в общежитиях и в арендном жилье;
  6. либерализация процедуры найма на работу: предоставление права нанимателю и наемному работнику самостоятельно определять режим, время и условия работы, а также порядок и формы оплаты труда;
  7. развитие системы добровольного страхования по временной нетрудоспособности;
  8. либерализация процедуры увольнения работников: предоставление права всем коммерческим организациям без согласований с органами власти оптимизировать занятость на своих предприятиях;
  9. создание благоприятных условий для самозанятости, т. е. для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Необходимо предусмотреть норму в налоговом законодательстве, предусматривающую для студентов ИП или юридических лиц, зарегистрированных молодыми людьми до 25 лет оплату ежегодного патента в размере $50 при полном освобождении от всех других налогов;
  10. включение в законодательство понятие «дополнительная индивидуальная работа». К этой категории относится предоставление услуг по содержанию дома (уборка, ремонт, приготовление пищи), бейби ситтинг, образовательные услуги, мелкий ремонт и другие услуги. Предполагается регистрация на сайте органа госуправления физического лица, который планирует оказывать дополнительные индивидуальные услуги, оплату им патента в сумме эквивалентной $40 в год. Эти деньги учитываются, как вклад в пенсионный фонд и на медицинское страхование. Физическое лицо может получить патент на выполнение дополнительной работы в случае, если его ежемесячный доход не превышает в эквиваленте $200. В случае получения пенсионерами такого статуса они получают пенсию в полном объёме.
  11. отмена Единой тарифной сетки (ЕТС) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) для всех организационно-правовых форм частного бизнеса;
  12. законодательно оформление статуса ученика, подмастерья, стажера для облегченной процедуры найма на работу и увольнения учеников старших классов и молодежи до 25 лет;
  13. ликвидация практики «трудовой книжки», как инструмента контроля и давления на наемного работника. Вопрос учета трудовой деятельности, выплаты социальных налогов и отчислений в пенсионный фонд решается через систему пенсионного страхования;
  14. введение нормы, когда наниматель и наемный рабочий в индивидуальном контракте вправе самостоятельно определять размер выходного пособия;
  15. ликвидация текущего режима регистрации, которая де-факто является переименованной пропиской;
  16. отмена принудительного распределения выпускников вузов.

Создание благоприятного делового и инвестиционного климата

Интеграция в законодательство предложений и рекомендаций бизнес и экспертного сообщества, изложенных в Национальной платформе бизнеса Беларуси является эффективным способом выполнения цели Декрета № 3 о стимулирование трудоспособных граждан к трудовой деятельности. Выделим основные предложения по созданию благоприятных условий для привлечения инвесторов, создания новых и реструктуризацию имеющихся производств товаров и услуг:

  1. в рамках корректировки существующей налоговой системы введение единой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 15%;
  2. в рамках корректировки существующей налоговой системы снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы, с 34% фонда оплаты труда до 15%;
  3. С 2019 года поведение глубокой налоговой реформы. Её основные положения, налоги, ставки и администрирование описаны в работе Аналитического центра «Стратегия» «Налоговая система как фактор конкурентоспособности» .
  4. Унификация таможенных пошлин, введение единой ставки таможенной пошлины на все товары и услуги в размере 3%;
  5. введение патента на розничную торговлю бытовые услуги в сельской местности и малых городах;
  6. отмена ценового регулирования на все товары, услуги и работы, за исключением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию, газ, общественный транспорт, а также услуги, предоставляемые государственными организациями в сфере здравоохранения и образования;
  7. исключение из всех нормативных правовых актов норм, предусматривающих конфискацию имущества у субъектов хозяйствования, не являющихся его собственником, если это имущество не находится у предприятия на правах хозяйственного ведения, пока в судебном порядке не будет установлено, что это имущество приобретено незаконным путем;
  8. ликвидация практики внесудебного применения ареста денежных средств на счетах и бесспорного списания их на основании предписаний государственных органов;
  9. отмена планов для государственных органов по сбору штрафов, количеству протоколов и объему конфискованных товаров;
  10. приведение штрафов за нарушения при осуществлении предпринимательской деятельности в соответствие с параметрами, характеризующими их тяжесть, а также учитывающими реальный уровень доходов субъектов хозяйствования и должностных лиц;
  11. создание системы для обеспечения безусловного и быстрого исполнительного судопроизводства по взысканию долгов у субъектов хозяйствования, введение института частных судебных исполнителей;
  12. обеспечение в течение 2018-2019гг. продажи арендаторам арендованных у республиканских и местных органов власти помещений, зданий, сооружений и других объектов по остаточной стоимости, если они арендуют их более 3 лет. В случае отказа арендаторов от приобретения арендуемых ими объектов, они продаются через открытый аукцион по цене, которая сложится на день его проведения;
  13. активизация процессов реструктуризации и приватизации государственных предприятий с приоритетным участием в ней отечественных субъектов хозяйствования;
  14. ускорение процесса приватизации низкорентабельных и убыточных предприятий, как имущественных комплексов, предусматривающего, в том числе, банкротство, передачу в доверительное управление, продажу с отсрочкой платежа, безвозмездную передачу, фиксацию права собственности на землю;
  15. внесение изменений в Закон о приватизации с целью четкого описания процедуры определения начальной цены приватизируемого объекта, порядок оповещения о проведении приватизации, состав участников, порядок проведения аукциона, выбора победителя, оплаты, передачи прав собственности, а также процедура опротестования результатов сделки. Народный характер приватизации будет обеспечен за счет поступлений 60% от каждой сделки в Пенсионный фонд. Эти ресурсы должны быть потрачены не на текущие выплаты, а на формирование источника финансирования пенсионных выплат в будущем. В дополнение до 10% акций приватизируемых предприятий будет безвозмездно передаваться работникам этих предприятий. При приватизации стратегически важных государственных предприятий до 15% акций будет передано в Пенсионный фонд для повышения его финансовой устойчивости и получения дополнительных источников ресурсов;
  16. устранение правовых и административных барьеров на пути создания полноценного рынка земли;
  17. ликвидация инновационных фондов и внебюджетных фондов, созданных местными органами власти;
  18. внесение в должностные обязанности каждого государственного служащего обязанности содействия развитию конкуренции, предоставления гражданам возможности получения полной информации об актах законодательства, планах органов государственного управления, программах, финансируемых за счет средств республиканского и местных бюджетов;
  19. отмена требования наличия обязательного ассортиментного перечня товаров для объектов розничной торговли и общественного питания;
  20. уменьшение ставки арендной платы за помещения, производственные площади, принадлежащие органам республиканской или местных властей, до уровня, не выше $5 за 1 м2, передача всех объектов недвижимости с балансов исполкомов в Агентство по управлению государственным имуществом;
  21. введение моратория на проведение всех видов проверок субъектов малого бизнеса до 01.01.2020г.;
  22. разработка для малых предприятий упрощенного порядка сертификации производимой продукции. Единственным сертифицируемым параметром должна быть безопасность продукции для потребителей;
  23. сохранение лицензирования, обязательной сертификации только в тех сферах, где существует непосредственная угроза жизни и здоровью человека.

Модернизация инфраструктуры

  1. присвоение статуса несеквестируемых статей бюджета расходам на развитие дорожной инфраструктуры. Реализация совместных проектов с Европейским союзом по модернизации автострад Каунас – Вильнюс – Минск – Киев - Одесса, Брест – Минск – Москва;
  2. проведение международного аудита затрат на производство электрической, тепловой энергии, газа, услуг общественного транспорта, водоснабжения, телефонных услуг, принятие плана перехода на бездотационный характер продажи данных товаров и услуг с учетом увеличения инвестиционной привлекательности к 2019 году;
  3. подписание и реализация Энергетической хартии Европейского союза, создание международных коммерческих организаций в сфере нефтепереработки, газового рынка и электроэнергетики;
  4. активное развитие малой энергетики, демонополизация внутреннего рынка электроэнергии, создание рынка генерации электроэнергии и равного доступа частным коммерческим организациям к энергетическим сетям;
  5. предоставление интернет провайдерам права без посредничества РУП «Белтелеком» покупать международный трафик на внешних рынках;
  6. ликвидация правовых барьеров для создания полноценной конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Развитие финансовой системы

  1. Обеспечение институциональной независимости Национального банка, переход в режим таргетирования инфляции, выход на среднегодовую инфляцию до 3% годовых;
  2. выход Нацбанка из состава учредителей всех коммерческих банков страны, передача пакетов акций НБРБ в управление Государственного комитета по имуществу с их последующей приватизацией;
  3. принятие мер по обеспечению устойчивой работы платежной системы в условиях отсутствия ограничений по текущему и капитальному счетам;
  4. свободное обращение криптовалют, создание правовой базы для перехода в режим мультивалютности;
  5. принятие законодательной базы для развития финансовых операций напрямую между кредиторами и заёмщиками через онлайн площадки, минуя банковские учреждения;
  6. принятие актов законодательства для создания полноценного рынка золота и иных драгоценных металлов;
  7. приватизация белорусских банков, внедрение в них международных стандартов безопасности;
  8. демонополизация рынка страховых услуг, ликвидация особого статуса «Белгосстраха», расширение услуг добровольного страхования;
  9. создание макроэкономических, правовых и административных условий для развития финансовых институтов, обеспечивающих стабильное функционирование страховой медицины, частной накопительной пенсионной системы;
  10. проведение амнистии капитала: предоставление гражданам Беларуси до 2021 года права ввести и легализовать в банках, зарегистрированных в Республике Беларусь, денежные средства с уплатой подоходного налога в размере 5% и без взимания штрафов. Ликвидация практики предоставление декларации о доходах при покупке недвижимости, акций приватизируемых предприятий, земли и других активов за исключением случаев, когда операции по покупке активов будут осуществлять государственные служащие, депутаты всех уровней и иные граждане, занимающие руководящие должности в коммерческих структурах, в которых государство владеет более 50% акций.
  11. Проведение амнистии граждан, которые были осуждены по статьям за экономические преступления в течение 15 лет, предшествующему началу амнистии.

Расширение рынков сбыта, экономическая интеграция со всеми соседями

  1. Адаптация законодательства, практик правоприменения для получения Беларусью от Европейского союза статуса страны с рыночной экономикой;
  2. внесение необходимых изменений в акты законодательства для приведения их в соответствие с нормами и стандартами ВТО. Принятие программы действий правительства по вступлению в ВТО к 2020 году;
  3. принятие необходимых изменений в законодательство для ликвидации барьеров на пути перемещения товаров, услуг, денег и рабочей силы в рамках интеграционных проектов с Россией, Казахстаном и другими странами ЕАЭС;
  4. легализация конкуренции стандартов качества товаров, введение нормы о признании действительными на территории Республики Беларусь сертификатов, выданных признанными в международной торговле органами сертификации других стран, без необходимости получения сертификата, выдаваемого органами сертификации Республики Беларусь;
  5. создание условий для временной (сезонной) легальной занятости граждан Беларуси за рубежом, в первую очередь, в странах ЕС, США и России;
  6. введение в одностороннем порядке безвизового режима перемещения граждан стран ЕС, формирование рабочей группы высокого уровня для проведения переговоров по обеспечению безвизового режима въезда граждан Беларуси в страны Шенгенской зоны;

Ориентация системы образования на экономику и рынок труда

  1. введение в Беларуси норм и стандартов образования в соответствии с Болонским процессом;
  2. введение в Беларуси проверки уровня и качества знаний школьников посредством тестирования по методологии PISA (Programme for International Student Assessment) - Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
  3. разработка концепции непрерывного профессионально-технического образования в стране на основе мирового опыта дуального образования. Определение структуры работодателей основными заказчиками в системах образования;
  4. предоставление коммерческим организациям права создавать профессиональные образовательные учреждения (организации) без лицензии, по уведомительному принципу, с правом самостоятельно определять условия обучения, программу, а также режим экспорта образовательных услуг;
  5. предоставление университетам широкой автономии с безвозмездной передачей им всех активов и земли, на которой расположены данные учебные заведения;
  6. снижение учебной нагрузки для учителей школ до 650 часов в год, предоставление учителям школ и преподавателям университетов каждого седьмого года работы академического, полностью оплачиваемого отпуска;
  7. обеспечение всех школ и вузов доступом к бесплатному широкополосному Интернету;
  8. обеспечение полной компьютеризации школ, переход на электронные учебники, широкое применение современных средств обучения, включая возможность обучения посредством интернета;
  9. ликвидация ВАКа, переход на стандарты Европейского Союза и США в области научной работы, присвоения учёных степеней;
  10. предоставление университетам права свободного выбора количества и формы вступительных экзаменов;
  11. полное покрытие государством затрат талантливой молодежи Беларуси в случае их самостоятельного поступления в лучшие университеты мира при условии трудоустройства в Беларуси в течение, как минимум, пяти лет после получения диплома.
  1. Результат реализации Пакета законодательных предложений

Полная реализация представленных предложений и рекомендаций предполагает принятие целого пакета новых законов, декретов и указов, а также внесение изменений во многие акты законодательства. Результаты их принятия будут следующие:

  • сокращение расходов государства на социальные и корпоративные программы, концентрация государственной поддержки на тех, кто в ней реально нуждается;
  • минимизация бюджетных и социальных издержек для преодоления кризисных явлений на рынке труда;
  • создание динамичного рынка труда;
  • выход из «серого» рынка труда значительной части занятого там населения;
  • увеличение прозрачности, подотчётности и индивидуальной ответственности граждан и коммерческих организаций в сфере трудовых отношений и политики доходов;
  • радикальное улучшение делового, инвестиционного климата;
  • создание оптимальных условий для итерации самых современных технологий в производство товаров и услуг в Беларуси;
  • создание современных институтов, условий работы производителям товаров и услуг, инвесторам, когда создавать новые рабочие места в Беларуси будет выгоднее, чем в соседних странах и конкурентах Беларуси на региональных и мировом рынках;
  • нейтрализация иждивенческих настроений среди населения, создание мощной системы стимулов к производительному труду;
  • увеличение качества государственных расходов, в том числе на образование и здравоохранение;
  • создание институтов, обеспечивающих быстрый (5 – 8% в год), долгосрочный (как минимум, 20 лет), инклюзивный (выгоду от экономического развития получают не только богатый номенклатурный, сырьевой бизнес, но и все стейкхолдеры системных трансформаций, включая работников предприятий, бюджетников и работодателей;
  • повышение уровня доверия к государству со стороны бизнеса и общества.

Обновленный декрет № 3 заработает в полном объеме с 1 января 2019 года, сообщил журналистам вице-премьер Василий Жарко после совещания у президента 21 декабря.

По словам вице-премьера, обновленный декрет будет изложен в новой редакции, изменится и его название. «Реализация норм данного декрета о стимулировании занятости населения предусматривает два механизма их реализации - экономический и административно-управленческий» , - сказал Жарко.

Предусмотрено освободить граждан, подпадающих под действие декрета, от уплаты сбора на финансирование госрасходов, что предусмотрено действующей редакцией документа. Вместо этого они должны быдыт возмещать в полном объеме перечень услуг, который правительству еще предстоит определить.

«Правительству отведен первый квартал следующего года для разработки перечня таких услуг, чтобы неработающие граждане, которые обязаны возмещать, понимали, за что они будут платить. Также правительство определит критерии отнесения к плательщикам» , - цитирует вице-премьера БЕЛТА .

«С 1 января 2019 года будет возмещение по полной стоимости. А за этот год создастся информационная база, ее будет вести Министерство труда и социальной защиты» , - добавил он.

«Самый важный подход - это стимулирование занятости. Чтобы максимально создать условия для стопроцентной занятости граждан, которые должны работать по своим возможностям» , - подчеркнул Жарко.

Он напомнил, что в Беларуси сейчас создаются дополнительные условия для реализации предпринимательской инициативы, стимулирования самозанятости.

В этом направлении уже принят ряд документов, которые позволяют легализоваться и либерализировать условия ведения бизнеса.

Кроме того, на местные органы власти возложена обязанность по созданию новых рабочих мест, доведены соответствующие поручения.

Таким образом, отметил Жарко, государство создает условия для вовлечения граждан в трудовую деятельность, а в отношении тех, кто «может и должен работать, но не хочет» , будут включаться экономические рычаги.

Чиновник также отметил, что работа в рамках новой редакции декрета предусматривает максимально индивидуальный подход. Основными ответственными исполнителями при реализации документа станут местные органы власти и комиссии, которые будут создаваться в администрациях районов и городов.

Комиссии возглавят председатели районных советов депутатов, в их состав войдут представители местных органов исполнительной власти и общественных организаций.

Прежде чем принимать решение о стопроцентном возмещении затрат гражданином, комиссия должна будет изучить все обстоятельства индивидуально, предложить трудоустройство либо исключить плательщиков из перечня при наличии веских оснований.

Комиссии будут работать на постоянной основе, периодически пересматривая перечень плательщиков. При установлении факта трудоустройства человек будет исключаться из списка.

Если в той или иной местности не будет рабочих мест, то задача по их созданию или обеспечению переподготовки незанятых граждан будет лежать на органах власти, подчеркнул Жарко.

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» был подписан Александром Лукашенко 2 апреля 2015 года. Он обязывал граждан Беларуси, постоянно проживающих на территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не участвовали в финансировании государственных расходов или участвовали в таком финансировании менее 183 календарных дней в году, уплачивать сбор в 20 базовых величин. Иначе им грозил штраф либо административный арест.

Срок уплаты сбора истек 20 февраля 2017 года. По данным Министерства по налогам и сборам, сбор уплатили более 54 тыс. человек из 470 тыс., которым были разосланы уведомления.

Декрет вызвал возмущение в обществе и привел к массовым уличным протестам, пик которых пришелся на весну этого года. Уличные акции жестко разгоняла милиция, их участников штрафовали и наказывали административным арестом.

В начале июля Лукашенко распорядился начать возврат сбора, уплаченного по декрету, но деньги возвращают только тем, кто смог трудоустроиться. На совещании 3 августа он подчеркнул, что «никакой отмены декрета № 3 быть не может» - речь идет о новой редакции этого документа.


Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества».

Данный документ издан в целях стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности и обеспечения исполнения ими конституционной обязанности по участию в финансировании .

Если член семьи в трудоспособном возрасте не работает в связи с уходом за взрослым инвалидом, тунеядец он или нет?

«В декрете заложена норма по освобождению от уплаты «налога на тунеядство» тех, кто ухаживает за инвалидами I группы и стариками, достигшими 80-летнего возраста. Нуждается ли человек в дополнительном уходе или нет, решает врачебная комиссия.

Согласно законодательству в случае нуждаемости инвалида первой группы в постоянном постороннем уходе (заключение врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения, индивидуальная программа реабилитации инвалида) лицу, осуществляющему уход, может быть назначено пособие по уходу за инвалидом первой группы, выплата которого производится из средств внебюджетного фонда населения.

Если вы самостоятельно решили, что вместо работы будете ухаживать за больными или престарелыми родственниками, то обязаны заплатить в бюджет 20 базовых величин сбора».

Будут ли платить «налог на тунеядство» бомжи?

«Наличие или отсутствие регистрации по месту жительства у гражданина Республики Беларусь не освобождает его от выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, в том числе положениями декрета».