Эти классификации, в зависимости от их задач, весьма разнообразны. Это могут быть доктринальные, т.е. научные, не закрепленные в законе, и легальные, т.е. закрепленные в законодательстве, классификации. Данный параграф учебника посвящен отдельным классификациям, которые, учитывая их важность, закреплены в качестве легальных, но не рассмотрены в других параграфах настоящей главы и других главах учебника.

Оборотоспособность имущества . Под оборотоспособностью имущественных объектов (имущества) понимается их юридическая способность быть отчужденными, переходить в установленном порядке постоянно или на время от одного субъекта права к другому. Оборот имущества как объектов гражданских прав - это юридическая форма экономического оборота товаров как необходимой стороны рыночной экономики.

В зависимости от его оборотоспособности ГК подразделяет имущество на оборотоспособное, изъятое из оборота и ограниченно оборотоспособное (ст. 116 ГК).

Личные блага и права, как неимущественные, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом, за исключением случаев, установленных законодательными актами, следовательно, необоротоспособны.

Оборотоспособным признается имущество, которое может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица). Оборотоспособны все имущественные блага и права, за исключением тех, которые законодательными актами признаны изъятыми из оборота или ограничены в обороте. Под отчуждением объектов гражданских прав в данном случае понимается передача имущества в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) от одного субъекта другому, а также передача имущества во временное пользование или владение по сделкам.

Виды имущества, отчуждение которого гражданско-правовыми способами не допускается, (т.е. имущество, изъятое из оборота ), должны быть прямо указаны в законодательных актах. Изъятие из оборота вещей и другого имущества иными нормативными правовыми актами, кроме законодательных, не допускается. Число видов имущества, изъятого из оборота, в условиях рыночной экономики крайне ограничено. Это главным образом природные ресурсы, которые могут находиться только в государственной собственности. Они включаются в гражданский оборот, когда это прямо указано в законодательстве. Иногда запрет на включение в оборот природных ресурсов прямо оговорен в законодательстве. Например, не допускается совершение сделок в отношении права землепользования на землях общего пользования, землях, предоставленных для обороны и некоторых других землях (п. 3 ст. 39 Указа о земле). Эти земли могут предоставляться в пользование не на основе гражданско-правовых сделок, а на основании административных актов.

Изъяты из гражданского оборота ордена, медали и нагрудные знаки к почетному званию (ст. 43 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, “О государственных наградах Республики Казахстан” от 12 декабря 1995 г.). Не могут находиться в обороте и вещи, само существование которых запрещено законодательством (например, порнографические изделия, поддельные денежные знаки).

К ограниченно оборотоспособному имуществу относятся вещи и другое имущество, которое, во-первых, может принадлежать лишь определенным участникам оборота и, во-вторых, имущество, приобретение и отчуждение которого допускается лишь по разрешению (лицензии) компетентных государственных органов. Круг видов имущества, которое может реализовываться предпринимателями лишь по лицензиям, определен Указом о лицензировании. Это, например, реализация вооружения и боеприпасов, продукции, содержащей радиоактивные вещества, охотничьего и спортивного огнестрельного оружия, работы по дезинфекции и дезодорации производственных и жилищно-гражданских объектов, занятие медицинской и врачебной деятельностью. Лицензируется оборот ряда других вещей, работ и услуг.

Недвижимое и движимое имущество. Вещи подразделяются на недвижимое и движимое. К недвижимым относятся вещи, прочно связанные с землей, как-то: земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. К недвижимости относятся также предприятия как объекты права. К недвижимости приравниваются подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания, суда плавания “река-море”, космические объекты.

Имущество, не относящееся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признается движимым имуществом (ст. 117 ГК).

Правовой режим недвижимого и движимого имущества различен. Для прав на недвижимое имущество установлены более строгие правила их возникновения, существования, передачи и прекращения в связи с тем, что недвижимое имущество, как правило, имеет большую общественную значимость и стоимость. Так, сделки с недвижимостью заключаются в письменной, а иногда и нотариальной форме. Права на недвижимость, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (ст. 118 ГК).

Государственная регистрация - это проводимая регистрирующим органом процедура учета, прав и обременений на недвижимость и приравненное к недвижимости имущество.

Государственной регистрации подлежат следующие права на недвижимость: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право землепользования и иные права пользования на срок свыше года, залог недвижимости, рента на недвижимое имущество, право доверительного управления. Все эти права возникают с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 118 ГК).

Порядок государственной регистрации недвижимости определен специальным законодательным актом - Указом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Органами, регистрирующими права на недвижимость, являются органы Министерства юстиции РК. Однако, упомянутый Указ не распространяется на имущество, приравненное к недвижимости, государственную регистрацию которого проводят не органы Министерства юстиции, а иные уполномоченные органы.

Важная обязанность органа, осуществляющего государственную регистрацию недвижимости и сделок с ней, - это обязанность удостоверить регистрационную запись путем выдачи по просьбе правообладателя специального документа о зарегистрированном праве или сделке, либо совершить соответствующую надпись на документе, представленном для регистрации.

Государственная регистрация недвижимости и сделок с ней носит публичный характер. Это означает, что любое лицо может получить данные о проведенной регистрации и зарегистрированных правах на недвижимое имущество.

Отказ в государственной регистрации права на недвижимость либо необоснованное уклонение от регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Регистрации прав на движимое имущество не требуется, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами. К таким особым случаям относится, например, регистрация залога в соответствии с Законом РК от 30 июня 1998 г. “О регистрации залога движимого имущества”, регистрация эмиссии ценных бумаг, предусмотренная ст. 18 Закона о ценных бумагах, регистрация автомобилей и мотоциклов в уполномоченных государственных органах.

Делимое и неделимое имущество . Имущество может быть делимым и неделимым (ст. 120 ГК). Делимое - это такое имущество, которое в результате раздела не меняет своего хозяйственного назначения (хозяйственной функции). Неделимое - имущество, которое с правовой точки зрения утрачивает при разделе прежнее хозяйственное значение. Например, мешок картошки является делимой вещью, а мотоцикл или автомобиль являются вещами неделимыми, поскольку в первом случае, к примеру, раздел мешка картошки не меняет ее хозяйственного назначения, а раздел мотоцикла или автомобиля, хотя физически и возможен путем разборки на части, но такая разборка исключает возможность их использования по своему назначению.

Понятия делимого и неделимого имущества относительны. Например, земельный участок может быть делимым и неделимым имуществом. Делимым является земельный участок, который без изменения своего целевого назначения и без нарушения противопожарных, санитарных, экологических, градостроительных и иных обязательных правил может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок. Все другие земельные участки, не имеющие признаков делимого участка, признаются неделимыми (п. 1 ст. 17 Указа о земле).

С подразделением имущества на делимое и неделимое связан ряд важных правовых последствий. Например, если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания, к приобретателю переходит право собственности или постоянного землепользования на ту часть делимого земельного участка, которая занята зданием и необходима для его эксплуатации. Если же указанный участок является неделимым либо специально предназначен для обслуживания расположенной на нем недвижимости, то он переходит к приобретателю недвижимости полностью (п. 2 ст. 18 Указа о земле). Делимость или неделимость вещи принимается во внимание при разделе имущества, находящегося в общей собственности и выделе из него доли (ст. 218 и 222 ГК), а также при определении долевого или солидарного характера обязательства (п. 1 ст. 287 ГК).

Близко к понятию неделимой вещи понятие сложной вещи , которая хотя юридически и неделима, но состоит из нескольких вещей, объединяемых лишь назначением. Под сложной вещью понимается вещь, состоящая из разнородных вещей, образующих единое целое, позволяющее использовать это целое по его назначению, определяемому существом соединения (ст. 121 ГК). Сложная вещь характеризуется единством следующих признаков: во-первых, это такая вещь, которая включает в себя разнородные вещи, т.е. вещи, отличающиеся друг от друга своими свойствами; во-вторых, указанные разнородные вещи образуют по своему назначению единое целое; в третьих, ее назначение определяется существом соединения вещей, составляющих сложную вещь в единое целое.

Число разнородных вещей в сложной вещи не может быть менее двух. Это, прежде всего, так называемые парные вещи (пара обуви, пара коньков, пара перчаток и т.п.). К числу сложных относятся и вещи, состоящие из большего, чем два, количества вещей, например, предприятие как объект права, сервизы, мебельные гарнитуры, комплекты техники и т.п.

Особенность правового режима сложной вещи заключается в том, что юридически она расценивается как единая вещь, а сделки, заключенные в отношении сложной вещи, распространяются на все ее составные части, если иное не установлено договором.

Главная вещь и принадлежность. Вещи могут быть связаны по общему хозяйственному назначению таким образом, что одна из них (принадлежность) призвана служить другой (главной вещи). Принадлежность юридически следует судьбе главной вещи, если законодательством или договором не установлено иное (ст. 122 ГК).

Принадлежность - это всегда отдельный предмет или предметы, предназначенные служить главной вещи. Например, запасное колесо и инструменты, входящие в комплект автомобиля как главной вещи, ключ или ключи от замка и т.п.

Вопрос о том, является ли данная вещь (вещи) принадлежностью, решается в нормативных правовых актах, прейскурантах, договорах, которые определяют виды и число вещей, следующих судьбе главной вещи и являющихся ее принадлежностью. Принадлежность при совершении сделок должна быть передана приобретателю главной вещи без особой оплаты.

Законодательством или договором могут быть предусмотрены иные условия передачи принадлежности приобретателю главной вещи или предусмотрено, что принадлежность вообще не передается приобретателю главной вещи.

Ответственность за нарушение обязанности по передаче принадлежности приобретателю главной вещи наступает по общим правилам гражданского законодательства, если договором не установлено иное.

Под правовым режимом имущества понимается наличие особых правил реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Правовой режим отдельных видов имущества существенно различается.

Важная характеристика правового режима объектов гражданских прав - их оборотоспособность. По этому критерию недвижимость делится на три категории. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (Части I, II, III) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 26.06.2008) / М.: СЗ РФ, 2008. С.51.

  • · не ограниченные в обороте объекты , которые могут свободно отчуждаться и переходить к от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (например, наследование, реорганизация юридического лица);
  • · ограниченно обороноспособные объекты , которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается лишь по специальному разрешению, такие объекты не могут отчуждаться;
  • · изъятые из гражданского оборота объекты (земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами В соответствии с п.4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (Часть I) от 25.10.2001 г. №136-ФЗ (в ред. от 28.02.2007) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст.36).

Объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указанны в законе. Ограниченно обороноспособные объекты также определяются в порядке, установленном законом. Обычные объекты недвижимости - здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения - свободно участвуют в обороте, если они не исключены из оборота законом.

Из гражданского оборота в первую очередь изымаются объекты государственной собственности, которые находятся в общественном пользовании и не могут в силу публичных интересов быть предметом гражданско - правовых сделок. Перечень объектов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности и приватизация которых запрещена, содержит Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993 г № 2284 (в ред. от 16.08.2004 г.). Собрание актов Президента и Правительств Российской Федерации.1994. № 1.Ст.2; СЗ РФ. 1996. № 12. Ст.1064; 1998. № 29. Ст. 3538; 2000. № 31. Ст.3952; № 32. Ст. 3343; 2002. № 14. Ст. 1255; 2003. № 32. СТ.3172; № 47. Ст. 4520; 2004. Ст,3540. В перечень, входит:

  • - недра, лесной фонд, водные ресурсы;
  • -охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости;
  • - штатное или табельное военное имущество;
  • - специальные полигоны для испытания вооружений и военной техник;
  • - недвижимые объекты исторического и культурного наследия по перечню, утвержденному правительством РФ;
  • - водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения;
  • - портовые гидротехнические сооружения и объекты, объекты и сооружения, входящие в системы управления и движения судов;
  • - объекты, предприятия и оборудования для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильники;
  • - автономные станции;
  • - стационарные объекты социального обслуживания, включая детские дома, дома ребенка, территориальные центры социального обслуживания, а также школы - интернаты для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы - интернаты для детей с недостатками умственного и умственного и технического развития, дома для престарелых, дома сестринского ухода, интернаты госпитали, санатории, пансионаты для инвалидов, детей престарелых;
  • - объекты управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, аэродромы федерального значения;
  • - радиотелевизионные передающиеся центры, радиоцентры;
  • - защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны;
  • - федеральные автомобильные дороги общего пользования;
  • - объекты непроизводственной сферы находящиеся в ведении и федеральных органов представительной власти;
  • - крематории и кладбища;

скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям;

Метрополитен.

Запрещена также приватизация предприятий и объектов целого ряда федеральных министерств и ведомств: санитарной эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений, охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных, МВД России, Федеральной службы безопасности, Министерства обороны России, пограничных войск, Федеральной таможенной службы России, объектов научной и опытно - производственной сферы, входящих в состав Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и Российской академии художеств, переданных им в установленном порядке в соответствии с указами Президента РФ по перечням, утвержденным Правительствам РФ,

Статьей 30 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 годаФЗ РФ от 21.12.2001 г. № 178 - ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в ред. от 05.02.2007) // СЗ РФ.2007 № 7. Ст. 834. также запрещена приватизация следующих используемых объектов социально - культурного и коммунально-бытового назначения:

  • - объектов органов социальной защиты населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых;
  • - объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения;
  • - детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей);
  • - жилищного фонда и объектов его инфраструктуры;
  • - объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

При регулировании оборота объектов, имеющих жизненно важное значение для общества, применяется принцип невосполняемых природных ресурсов. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии со ст. 260 Гражданского кодекса собственник земельного участка свободно владеет, пользуется и распоряжается, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограниченны в обороте.

Таким образом, обороноспособность земельных участков определяется земельным, лесным, водным и другим природоресурсным законодательством. Изъятые из оборота земли не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 129 ГК РФ, регулирующей вопросы оборотоспособности объектов гражданских прав, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Т.е. объекты гражданских прав можно объединить в три группы: 1) оборотоспособные - они могут свободно и без ограничений переходить от одного лица к другому; 2) изъятые из оборота - это такие виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается; должны быть прямо указаны в законе; 3) ограниченно оборотоспособные - это такие виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению; определяются в порядке, установленном законом. Регулирование вопросов, связанных с оборотоспособностью земельных участков, отнесено к сфере земельного права Изъятые из оборота - это земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота; не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: а) государственными природными заповедниками и национальными парками Статья 95 ЗК РФ содержит порядок регулирования оборота земель особоохраняемых природных территорий. б) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; в) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; г) объектами организаций Федеральной службы безопасности; д) объектами организаций федеральных органов государственной охраны; е) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; ж) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; з) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; и) воинскими и гражданскими захоронениями; к) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ. Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства за исключением ряда случаев, в частности изъятия земельных участков из оборота. С другой стороны, там же установлено правило о том, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Согласно ст. 22 3К РФ , изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно, п. 4 ст. 35 ЗК РФ . в том случае, если происходит отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии с указанными ранее основаниями, данное отчуждение (даже если и объект недвижимости, и земельный участок принадлежат одному лицу) вместе с земельным участком не производится. При этом отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с отчуждением земельного участка, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц;

Ограниченные в обороте - это земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте; не предоставляются в частную собственность за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: а) в пределах особоохраняемых природных территорий, не указанных в списке изъятых из оборота земельных участков. Это природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особоохраняемые природные территории. б) в пределах лесного фонда за исключением случаев, установленных федеральными законами; в) занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда; г) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; д) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные как изъятые из оборота; е) не указанные в числе изъятых из оборота земельных участков в границах закрытых административно-территориальных образований; ж) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; з) предоставленные для нужд связи; и) занятые объектами космической инфраструктуры; к) расположенные под объектами гидротехнических сооружений; л) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; м) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению. ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлены особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Данным законом установлено следующее:

При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или (в случаях, установленных законом субъекта РФ) муниципальное образование имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме указанные структуры о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. При продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки субъект РФ или (в случаях, установленных законом субъекта РФ) муниципальное образование имеют право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя;

Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. Договор аренды земельного участка заключается или с участниками долевой собственности, или с лицом, действующим на основании доверенностей, выданных ему участниками долевой собственности. Данный договор может быть заключен на срок, не превышающий 49 лет. В том случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных ст. 3 (регулирующей права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 %, на земельные участки или доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения), ст. 4 закона («О предельных размерах и требованиях к местоположению земельных участков»), к наследникам применяются требования, установленные ст. 5 закона, устанавливающей обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

б илет 16 вопрос 1

Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения.

Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения (ГКОЗ СХ) осуществляется для получения по каждому участку сельскохозяйственного комплекса оценочных показателей, необходимых для решения в хозяйстве планово-экономических задач, организации рационального использования земель, разработки проектов землеустройства, обоснования земельного налога и иных целей, установленных законом.

Предметом оценки являются:

Плодородие сельскохозяйственных угодий;

Технологические характеристики участков;

Местоположение (удаленность) участков по отношению к пунктам реализации продукции полей и ферм и по отношению к местам баз снабжения

Определение значения кадастровой стоимости участков как средств производства по экономическим показателям.

ГКОЗ СХ – совокупность административных и технических мероприятий основанных на определении кадастровой стоимости земельных участков в границах сельскохозяйственных организаций и административно – территориальных образований на определенную дату;

ГКОЗСХ проводится в соответствии с методическими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель с.х назначения, утвержденными приказом МЭРТ РФ 145 от 4 июля 2005 г.

ГКОЗСХ проводится по шести группам земель, выделяемым по функциональному назначению и особенностям формирования рентного дохода в сельскохозяйственном производстве:

I группа - сельскохозяйственные угодья;

II группа - земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д.;

III группа - земли под замкнутыми водоемами;

IV группа - земли под древесно-кустарниковой растительностью (за исключением полезащитных лесополос), болотами, нарушенные земли;

V группа - земли под лесами, не переведенные в установленном законодательством порядке в состав земель лесного фонда и находящиеся у землевладельцев (землепользователей) на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования;

VI группа - земли, пригодные под оленьи пастбища.

Определение удельных показателей земель, отнесенных к первой группе, осуществляется в два этапа:

1. Первый этап (межрегиональная оценка земель) - определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах субъектов Российской Федерации и разработка базовых нормативов для проведения второго этапа оценки;

2.Второй этап: определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований) осуществляется в следующей последовательности:

определение интегральных характеристик сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований) по плодородию почв, технологическим свойствам и местоположению;

определение расчетного рентного дохода;

определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований).

Определение удельных показателей ГКОЗС угодий в границах административных районов, землевладений осуществляется на основе:

данных почвенных обследований, материалов IV тура и внутрихозяйственной оценки земель;

показателей оценочной продуктивности сельскохозяйственных угодий (по выходу кормовых единиц и валовой продукции), затрат на их использование, расчетного рентного дохода (дифференциального и абсолютного) и удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах субъектов Российской Федерации (первый этап) и земельно-оценочных районов.

Земельно-оценочная информация обобщается по административным районам, земельно-оценочным районам и субъекту Российской Федерации.

Удельный показатель кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований) определяется умножением расчетного рентного дохода с 1 га сельскохозяйственных угодий в границах сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользований) на срок капитализации, равный 33 годам.

УПКСЗ= Р х 33,

Расчетный рентный доход с 1 га сельскохозяйственных угодий определяется сложением дифференциального и абсолютного рентных доходов.

Определение кадастровой стоимости земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения осуществляется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных к группе, соответствующей функциональному назначению земельного участка, на площадь земельного участка.


Оборотоспособность объектов гражданских прав 1. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. 2. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. 3.

Объекты, изъятые из оборота

Внимание

Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2. Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.


(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3.

Post navigation

Понятие «оборот земельных участков» позволяет более четко уяснить правовой режим собственности на землю граждан и юридических лиц, установить особый юридический режим приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как одного из оснований возникновения права собственности граждан и юридических лиц на землю. Понятие «оборот земельных участков» может быть использовано также при классификации объектов приватизации, которая может быть проведена в зависимости от возможности преобразования государственной и муниципальной собственности в частную. Каким-то видам вещей в данном отношении повезло больше, каким-то меньше, но сам вопрос о сущности и основаниях классификации вещей в гражданском праве в доктрине, напротив, оказался почему-то почти не исследованным.

Правоведение и политология

Так, горные отводы для разведки и разработки месторождений минеральных полезных ископаемых являются государственной собственностью и могут предоставляться лишь во владение и пользование гражданам и юридическим лицам. 129 ГК РФ содержится важное положение, конкретизирующее общие представления о том, что объекты гражданских прав могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) на основании договоров купли-продажи, аренды, дарения, обмена, завещания, залога, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Повышение уникальности

  • Вещи в гражданском праве изъятые из оборота
  • Объект правоотношения
  • Виды объектов гражданских прав и их оборотоспособность
  • Вещи, не ограниченные в обороте, ограниченные в обороте и изъятые из оборота
  • ОБОРОТОСПОСОБНОСТЬ это
  • Словарь юридических терминов: Вещи
    • Внесены изменения в положения Гражданского кодекса, касающиеся объектов гражданских прав
  • Понятие объектов гражданских прав
    • Вещи как объекты гражданских прав, Понятие, классификации вещей и их правовое значение
  • Комментарий к статье 129 гражданского кодекса
  • Управление Ростехнадзора по Калужской области

Вещи в гражданском праве изъятые из оборота К недвижимым вещам также относятся подлежащие государственной регистрации воздушные, морские суда, космические объекты.

Инфо

Как сказано в п.2 ст.129 ГК РФ, объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. Так, на основании ст.2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (C изменениями и дополнениями от: 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 1 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 16, 25 октября 2006 г., 19, 24 июля 2007 г., 22 июля, 25 ноября, 25 декабря 2008 г., 17, 18 июля 2009 г.,19 мая, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 6 апреля, 14 июня, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 1 марта 2012 г.) Постановлением от 30 июня 1998 г.

Правительство РФ утвердило перечень указанных веществ, оборот которых запрещен в РФ. В их число, в частности, включены гашиш, героин, яд, опий и др. К этой же группе объектов относятся атомное оружие и другие средства тяжелого вооружения.

Перейти к загрузке файла Изъятие из оборота ограниченного числа объектов гражданских прав мотивируется следующими причинами. Во-первых, тем, что отдельные объекты гражданских прав по своей природе не могут быть вообще отчуждаемы от личности человека. Это — права на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность частной жизни, честь и достоинство, право на имя и другие нематериальные блага (ст.150 ГК).
Во-вторых, отдельные объекты, составляющие (входящие в) государственную и муниципальную собственность, должны находиться в общественном пользовании (дороги, улицы, заповедники, национальные парки и скверы и т.д.). В-третьих, гражданские права в отношении отдельных объектов могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.2 ст.1 ГК).

Статья 129. оборотоспособность объектов гражданских прав

Ведь вряд ли обоснованно считать серьезной теоретической разработкой изредка встречающиеся в литературе в большинстве своем разрозненные и лаконичные высказывания некоторых авторов по данному поводу. Начать, как представляется, лучше всего с исторического аспекта процесса формирования правового режима вещей в гражданском праве. ОБОРОТОСПОСОБНОСТЬ это Статья 129 ГК РФ делит объекты гражданских прав на три группы, приняв за основу деления их О.


К первой относятся свободно обращающиеся объекты, ко второй - ограниченные в обращении и к третьей - полностью изъятые из оборота. Свободное обращение объектов гражданских прав является общим правилом, а ограничение О. и тем более полное изъятие из оборота - исключением. Ограничение О.

Другие объекты, ограниченные в своем обороте, могут приобретаться и в собственность, но лишь по особым разрешениям. К ним, в частности, относятся оружие, сильнодействующие яды, наркотические средства и т. п. На территории РФ ограничен оборот валютных ценностей — иностранной валюты и внешних ценных бумаг.

Наконец, для приобретения ряда вещей не требуется специального разрешения, но необходимо выполнение предусмотренных законом условий. Например, отчуждение и приобретение памятников истории и культуры производятся с соблюдением действующий правил о преимущественном праве их покупки государством. 4. Пункт 3 ст. 129, посвященный обороту земли и других природных ресурсов, носит отсылочный характер.

Пределы участия этих объектов в гражданском обороте определяются не гражданским, а земельным и природоресурсным законодательством.

Полностью оборотоспособные объекты гражданских прав.

Они могут быть объектами (товарами) различных гражданских прав (вещных, обязательственно-правовых) и принадлежать всем субъектам гражданского права. Первую группу составляют объекты гражданских прав полностью оборотоспособные. Такие объекты могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом. При универсальном правопреемстве имущество как единое целое, в том числе имущественные права и обязанности, переходит от одного лица к другому лицу (другим лицам), например при наследовании, реорганизации юридического лица. При сингулярном правопреемстве к одному лицу переходят только отдельные права и обязанности другого. В таком порядке переходят права и обязанности в результате совершения сделок по отчуждению имущества, уступке прав и переводе долга (см. комментарий к гл. 24 ГК), передаче имущества в аренду и т.п.

В комментируемой статье установлена презумпция полной оборотоспособности объектов гражданских прав. Ограничения и запрет оборотоспособности допускаются лишь в случаях, прямо указанных в законе.

Ограниченные в обороте объекты

К вещам, ограниченным в обороте, относятся те виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Перечень или порядок определения таких объектов устанавливается законом (см. коммент. к ст. 129).

В комментируемой статье назван ряд ограниченных в обороте объектов, которые могут входить в наследственную массу: оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства.

2. В соответствии с положениями Федерального закона от 13.12.96 N 150-ФЗ "Об оружии" (в ред. от 08.12.2003) под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также подачи сигналов. Оружие делится на гражданское (сюда относится в том числе газовое, охотничье, сигнальное и другое оружие), служебное (предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и частных детективных и охранных агентств), боевое ручное стрелковое и холодное (предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое на вооружение Минобороны России, МВД России, ФСБ России и другими государственными службами). В соответствии со ст. 13 Закона "Об оружии" гражданам на праве собственности могут принадлежать отдельные виды гражданского оружия. Оружие подлежит регистрации в органе внутренних дел по месту жительства, а на его хранение и ношение, коллекционирование или экспонирование выдается лицензия (разрешение).

Разрешение на хранение и ношение наградного оружия гражданами Российской Федерации выдается органами внутренних дел по месту жительства.

К наркотическим средствам и психотропным веществам относятся вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.98 N 681, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. (вступила в силу для СССР в 1964 г.)

Ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки :

В пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК;

В пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

Занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

Занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

Предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК;

Не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК в границах закрытых административно-территориальных образований;

Предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

Предоставленные для нужд связи;

Занятые объектами космической инфрастуктуры;

Расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

Предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

Загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом об обороте земель (вступил в силу 27 января 2003 г.).

Объекты, изъятые из оборота

Изъятие из оборота ограниченного числа объектов гражданских прав мотивируется следующими причинами. Во-первых, тем, что отдельные объекты гражданских прав по своей природе не могут быть вообще отчуждаемы от личности человека. Это - права на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность частной жизни, честь и достоинство, право на имя и другие нематериальные блага (ст. 150 ГК). Во-вторых, отдельные объекты, составляющие (входящие в) государственную и муниципальную собственность, должны находиться в общественном пользовании (дороги, улицы, заповедники, национальные парки и скверы и т.д.). В-третьих, гражданские права в отношении отдельных объектов могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК).

Как сказано в п. 2 ст. 129 ГК РФ, объекты, изъятые из оборота, должны быть прямо указаны в законе. Так, на основании ст. 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"(C изменениями и дополнениями от: 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 1 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 16, 25 октября 2006 г., 19, 24 июля 2007 г., 22 июля, 25 ноября, 25 декабря 2008 г., 17, 18 июля 2009 г., 19 мая, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 6 апреля, 14 июня, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 1 марта 2012 г.) Постановлением от 30 июня 1998 г. Правительство РФ утвердило перечень указанных веществ, оборот которых запрещен в РФ. В их число, в частности, включены гашиш, героин, яд, опий и др. К этой же группе объектов относятся атомное оружие и другие средства тяжелого вооружения.

В первую очередь из оборота изымаются объекты государственной собственности, которые находятся в общественном пользовании и не могут в силу публичных интересов быть предметами гражданско-правовых сделок. Перечень объектов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности и приватизация которых запрещена, содержит Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 (в ред. в ред. Указов Президента РФ от 06.10.1997 N 1066 с изм., внесенными Указами Президента РФ от 14.03.1996 N 381). В перечень, в частности, входят:

Недра, лесной фонд, водные ресурсы;

Охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости;

Штатное и табельное военное имущество (в том числе арсеналы);

Специальные полигоны для испытания вооружений и военной техники;

Недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

Водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения;

Портовые гидротехнические сооружения и объекты, объекты и сооружения, входящие в системы управления движением судов;

Объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильники;

Атомные станции;

Стационарные объекты социального обслуживания, включая детские дома, дома ребенка, территориальные центры социального обслуживания, а также школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития, дома для престарелых, дома сестринского ухода, интернаты, госпитали, санатории, пансионаты для инвалидов, детей и престарелых;

Объекты управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, аэродромы федерального значения;

Радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры;

Защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны;

Федеральные автомобильные дороги общего пользования;

Объекты непроизводственной сферы, находящиеся в ведении федеральных органов представительной власти;

Крематории и кладбища;

Скважины глубокого бурения, находящиеся в пределах горных отводов или площадей, по которым выданы лицензии добывающим или иным предприятиям;

Метрополитен.

Запрещена также приватизация предприятий и объектов целого ряда федеральных министерств и ведомств: санитарной эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений, охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных, Министерства внутренних дел, Федеральной службы контрразведки, Министерства обороны, пограничных войск, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, объектов научной и опытно-производственной сферы, входящих в состав Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования и Российской академии художеств, переданных им в установленном порядке в соответствии с указами Президента РФ по перечням, утвержденным Правительством.

Правовой режим недр, лесов, водных объектов в значительной степени является предметом соответствующих отраслей права и регулируется ГК в той степени, в какой это допускается соответственно Законом о недрах, ВК и ЛК.

Из оборота изъяты (п. 4 ст. 27 ЗК) земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами:

Государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК);

Зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;

Зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

Объектами организаций федеральной службы безопасности;

Объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

Объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

Объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

Исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Минюста и МВД России;

Воинскими и гражданскими захоронениями;

Инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.