Безопасность -- это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющее на здоровье человека.

Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью. Чем сложнее вид деятельности, тем более комплексна система защиты. Комплексную систему в условиях производства составляют следующие меры защиты: правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические.

Для обеспечения безопасности конкретной производственной деятельности должны быть выполнены следующие три условия:

Первое -- осуществляется детальный анализ (идентификация) опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Анализ должен проводиться в следующей последовательности: устанавливаются элементы среды обитания (производственной среды) как источники опасности. Затем проводится оценка имеющихся в рассматриваемой деятельности опасностей по качественным, количественным, пространственным и временным показателям.

Второе -- разрабатываются эффективные меры защиты человека и среды обитания от выявленных опасностей. Под эффективными понимаются такие меры защиты человека на производстве, которые при минимуме материальных затрат дают наибольший эффект: снижают заболеваемость, травматизм и смертность.

Третье -- разрабатываются эффективные меры защиты от остаточного риска данной деятельности (технологического процесса). Они необходимы, так как обеспечить абсолютную безопасность деятельности невозможно. Эти меры применяются в случае, когда необходимо заниматься спасением человека или среды обитания. В условиях производства такую работу выполняют службы здравоохранения, противопожарной безопасности, службы ликвидации аварий и др.

Для выполнения условий обеспечения безопасности деятельности необходимо выбрать принципы обеспечения безопасности, определить методы обеспечения безопасности деятельности и использовать средства обеспечения безопасности человека и производственной среды.

Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности

Принцип -- это идея, мысль, основное положение.

Метод -- это путь, способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей.

Принципы и методы обеспечения безопасности относятся к частным, специальным в отличие от общих методов, присущих диалектике и логике. Методы и принципы определенным образом взаимосвязаны.

Средства обеспечения безопасности в широком смысле -- это конструктивное, организационное, материальное воплощение, конкретная реализация принципов и методов.

Принципы, методы и средства обеспечения безопасности -- это логические этапы обеспечения безопасности. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев.

В производственных условиях могут быть реализованы следующие принципы обеспечения безопасности:

Принцип гуманизации труда -- освобождение человека от выполнения механических, стереотипных, тяжелых и опасных видов труда для выполнения творческих действий.

Принцип классификации (категорирования) состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями (санитарно-защитные зоны, категории производств по взрывопожарной опасности).

Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, устроенный так, что он воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасные явления (предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное защемление, молниеотводы, предохранители и др.).

Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности (обучение, инструктажи, цвета и знаки безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.).

Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимые концентрации или уровни, нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др.

Важно понимать, что совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с точки зрения безопасности. Поэтому обеспечение безопасности деятельности может быть достигнуто следующими тремя основными методами:

А -- пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы; этот метод реализуется средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации и др.

Б -- нормализация ноксосферы путем исключения опасности; это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования, и применения других средств коллективной защиты.

В -- средства и приемы, направленные на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Данный метод реализует возможности профотбора, обучения, инструктажа, применения индивидуальных средств защиты.

В реальных условиях реализуется комбинация этих названных методов.

Для обеспечения безопасности исходя из способов защиты применяют средства коллективной защиты (СКЗ) и средства индивидуальной защиты (СИЗ). Те и другие в зависимости от назначения делятся на классы. При этом СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов (средства защиты от шума, вибрации, электростатических зарядов и т.д.), а СИЗ, в основном--в зависимости от защищаемых органов (средства зашиты органов дыхания, рук, головы, лица, глаз и т.д.).

По техническому исполнению СКЗ подразделяются на следующие группы: ограждения, блокировочные, тормозные, предохранительные устройства, световая и звуковая сигнализации, приборы безопасности, цвета сигнальные, знаки безопасности, устройства автоматического контроля, дистанционного управления, заземления и зануления, вентиляция, отопление, освещение, изолирующие, герметизирующие средства и др.

К СИЗ относятся противогазы и респираторы, маски, различные виды специальной одежды и обуви, рукавицы, перчатки, каски, шлемы, противошумные шлемы, защитные очки, вкладыши, предохранительные пояса, дерматологические средства и др. Эти средства создаются согласно действующим нормам. Их следует рассматривать, как вспомогательные и временные меры зашиты от опасных и вредных факторов.

С 1990-х гг. в России развивается интегральная система обеспечения безопасности людей -- «Безопасность жизнедеятельности человека в техносфере», которая решает задачу комплексного обеспечения безопасности в совокупности систем «человек -- среда обитания» для техногенных условий обитания.

Безопасность жизнедеятельности-- наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой. (Понятие «безопасность жизнедеятельности» формализовано впервые в России в 1990 г. решением Коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию от 27 апреля 1990г. № 8/3 «О мерах по созданию системы непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности».)

Цель БЖД -- создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техноген­ного и естественного происхождения.

Объектами науки о БЖД являются человек, коллективы людей.

Предмет исследований в науке о БЖД-- это опасности и их совокупности, действующие в системах «человек -- источник опасности», а также методы и средства защиты от опасностей.

Современные научные и практические знания, используемые в БЖД, обычно направлены только на защиту человека от опасностей в техносфере. Это сужает круг знаний и компетенций специалиста, призванного решать задачи комплексного обеспечения БЖД человека в техносфере, поскольку обеспечение человека качественными природными ресурсами рассматривается в БЖД весьма ограниченно, так как входит в задачи специалистов по защите окружающей среды от негативного влияния техносферы.

БЖД опирается на принципы:

  • 1. Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например: предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности.
  • 2. Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который устроен так, что воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление. Например: предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители и др.
  • 3. Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности (например: предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.).
  • 4. Принцип существования внешних негативных воздействий на человека и природу. Человек и природа могут подвергнуться негативным внешним воздействиям. На человека и природу постоянно воздействуют внешние по отношению к ним системы. Вполне вероятно, что некоторые из них будут способны причинять ущерб здоровью человека или угрожать природе.
  • 5. Принцип антропоцентризма. Сохранение и продление жизни человека - высшая ценность. Реализация принципа делает приоритетной деятельность, направленную на сохранение здоровья и жизни человека при воздействии на него внешних систем. К ней относятся такие направления исследований как идентификация опасностей и зон их действия, разработка и применение человекозащитных средств, контроль их состояния и т.п.
  • 6. Принцип природоцентризма. Природа - лучшая форма среды обитания, ее сохранение - необходимое условие существования жизни на земле. Изучается негативное воздействие промышленных, бытовых отходов, техногенных аварий, селитебных и промышленных зон на региональные природные территории и акватории; анализируется воздействие опасных техногенных объектов на природу в межрегиональных, межконтинентальных и глобальных масштабах.
  • 7. Принцип возможности создания качественной техносферы. Создание человеком качественной техносферы принципиально возможно и достижимо при соблюдении в ней ПДУ воздействия на человека и природу.
  • 8. Принцип выбора путей реализации безопасного техносферного пространства. Безопасное техносферное пространство создается за счет снижения значимости опасностей и применения защитных мер.
  • 9. Принцип отрицания абсолютной безопасности. Абсолютная безопасность человека и целостность природы - недостижимы.
  • 4. Защита окружающей среды

Защита окружающей среды-- комплекс научных и практических знаний, направленных на сохранение качественного состояния биосферы (природной среды).

Цель ЗОС -- защита биосферы от негативного воздействия техносферы.

Предмет исследований в науке о ЗОС -- негативное воздействие техносферы на природу, средства и системы защиты биосферы от него; а объект защиты -- природная среда.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНОСФЕРЕ

Методические указания к дипломному проектированию для студентов

специальности 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

Составители: Коростовенко В.В.,

Богданова Э.В.,

Капличенко Н.М.,

Стрекалова Т.А.

Красноярск, 2010

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета университета

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Выпускная квалификационная работа является самостоятельной законченной разработкой студента, завершившего полный теоретический курс обучения по специальности 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере».

Цель квалификационной работы – подтвердить в установленном Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования порядке право выпускника на присвоение квалификации специалиста в области техносферной безопасности по специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере».

При выполнении работы выпускник должен ис­пользовать современную законодательную и нормативно-техническую базу, современные компьютерные технологии сбора, хранения и обработки информации, программные продукты в области безопасности жизнедеятель­ности. В конечном счете выпускная работа по содержанию должна решить одну из актуальных задач в области защиты человека и среды оби­тания в регионе, городе, территориально-промышленной зоне с точки
зрения рационального размещения производственной и социальной инфраструктуры, выбора оптимальных экономически обоснованных методов и средств защиты среды обитания, обеспечивающих сохранение здоровья человека и минимальное воздействие на окружающую среду. В работе выпускник должен использовать методы решения задач на опре­деление надежности технических объектов и технологий и оценки их техногенного риска, анализа сложных технико-экономических систем и их взаимного влияния. Выпускная работа предусматривает формирование эколого-экономической программы региона или предприятия, тех­нико-экономического обоснования принятых решений, разработку конкретного технического решения по безопасности персонала и защите окружаю­щей среды от негативного влияния технического объекта или техноло­гии.

Задание на проектирование разрабатывает кафедра. Результаты проектирования оцениваются Государственной аттестационной комис­сией (ГАК) с учетом качества выполнения квалификационной работы, правильности обоснования инженерных решений, теоретических расче­тов и разработанных рекомендаций, уровня защиты проекта (работы) и объема теоретических знаний по специальности.

Дипломный проект является квалификационной работой, выпол­ненной в соответствии с настоящей инструкцией (методическими указа­ниями).

Дипломная работа - квалификационная работа исследовательского характера, отличающаяся от проекта более целенаправленными за­дачами прикладного назначения; дипломная работа в обязательном порядке должна содержать общую, технологическую и экономическую части, а также раздел, освещающий основные вопросы безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Все материалы дипломного проекта (работы) должны оформлять­ся в соответствии со стандартом СФУ по построению, изложению и оформлению документов СТО 4.2-07-2008.

Если задание выпускной работы предусматривает решение проблем только промышленной безопасности (без рассмотрения вопросов экологической безопасности), структура пояснительной записки соответствует исследовательской работе.

СОСТАВ И ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ И ГРАФИЧЕСКИХ

МАТЕРИАЛОВ

Дипломный проект (работа) включает две взаимосвязанные части: пояснительную записку и графическую часть.

Требования к оформлению текстового документа
1. Общие требования

1.1. Текст документа выполняют с использованием компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297) мм шрифтом Times New Roman размером 14. Межстрочный интервал принимают одинарным либо полуторным.

Абзацный отступ - 1,25 см.

1.2. В тексте документа не допускается применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии.

1.3. Пояснительные записки дипломных проектов выполняют на листах с рамкой и основной надписью в соответствии с приложениями Д, Е.

1.4. Расстояние от рамки до верхней или нижней строки текста должно быть не менее 10 мм.

Расстояние от рамки до границы текста в начале строки должно быть не менее 10 мм, в конце строки - не менее 5 мм.

1.5. В графах основной надписи (номера граф в приложениях Д, Е проставлены в скобках) указывают:

в графе 1 - обозначение дипломного проекта;

в графе 2 - тему дипломного или курсового проекта в соответствии с заданием;

в графе 3 - порядковый номер листа пояснительной записки;

в графе 4 - общее количество листов пояснительной записки;

в графе 5 - название или аббревиатуру кафедры (например: ТТБ ГиМП)

в графе 6 - характер работы (разработал, проверил, нормоконтроль), выполняемой лицом, подписывающим пояснительную записку;

в графе 7 - фамилии лиц, подписавших пояснительную записку;

в графе 8 - подписи лиц, фамилии которых указаны в графе 7;

в графе 9 - дату подписания пояснительной записки.

1.6. Дипломные работы (текстовая часть), выполняют надписи с соблюдением следующих размеров полей: левое - 30 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, правое - 10 мм.

Нумерация страниц

3.1. Страницы текстового документа нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту документа. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа или в третьей графе основной надписи (приложения Д, Е).

3.2. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Формулы и уравнения

4.1 Формулы выделяют из текста в отдельную строку. Если формула не умещается в одну строку, то ее переносят на следующую строку на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют.

4.2. Формулы нумеруют по порядку арабскими цифрами в пределах документа. Номер указывают в круглых скобках с правой стороны листа на уровне формулы.

Формулы, помещаемые в таблицах, не нумеруют.

4.3. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, приводят непосредственно под ней.

Пояснения каждого символа приводят с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где», без абзацного отступа.

Оформление таблиц

5.1. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения числового или текстового материала.

5.2. Таблицу помещают непосредственно под текстом, в котором дана ссылка на нее.

5.3. Все таблицы, если их в тексте более одной, нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах текстового документа.

5.4. Название таблицы при его наличии должно отражать содержание, быть точным и кратким.

5.5. Над таблицей помещают слово «Таблица» без абзацного отступа, затем - номер таблицы, через дефис - название таблицы.

Текст в таблице допускается выполнять шрифтом размером 12 и менее через один межстрочный интервал.

5.6. Если строки или графы таблицы выходят за формат листа, то таблицу делят на части и помещают их одну под другой, или рядом, или на следующей странице, при этом слово «Таблица», номер и наименование таблицы пишут над первой частью, а над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера.

Оформление иллюстраций

6.1.Иллюстрации используют в тексте документа, чтобы придать излагаемому материалу ясность и конкретность.

6.2.Иллюстрации располагают непосредственно после упоминания в тексте, на следующей странице, а также в приложении в качестве вспомогательного материала.

6.3.Все иллюстрации нумеруют арабскими цифрами по порядку в пределах текстового документа и обозначают словом «Рисунок». Иллюстрации могут иметь тематическое наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Подрисуночный текст помещают под иллюстрацией, а ниже по центру печатают слово «Рисунок», его номер и наименование.

Для оформления подрисуночного текста допускается применять шрифт размера 12 и менее.

Оформление титульного листа

7.1. Титульный лист выполняют с использованием компьютера на листе формата А4 (210x297) мм шрифтом Times New Roman.

7.2. Титульный лист заполняют с соблюдением следующих размеров полей: справа - не менее 10 мм; сверху, снизу и слева - не менее 20 мм.

7.3. Подзаголовок титульного листа «Пояснительная записка» является обязательным для выпускных квалификационных работ, выполняемых в форме проектов.

7.4. Допускается оформлять титульный лист на типографском бланке, при этом форма типографского бланка должна быть согласована с отделом стандартизации (Приложение А).

7.5. Титульный лист текстового документа содержит следующие реквизиты:

Полное наименование университета;

Наименование института в структуре университета;

Наименование кафедры;

Код и наименование специальности, направления. Заполняют для выпускных квалификационных работ;

Гриф утверждения. Заполняют для выпускных квалификационных работ;

Вид работы;

Наименование темы в соответствии с заданием;

Фамилии, инициалы и подписи руководителя, исполнителя работы;

Место и год.

7.6. При оформлении титульного листа на выпускную квалификационную работу подписи консультантов по разделам размещают на оборотной стороне титульного листа в соответствии с приложением Б.

Задание

Задание на выполнение выпускной квалификационной работы выдается персонально каждому студенту.

В задании необходимо четко определить направление исследования, разработки, а также научные, технические, экономические и другие требования в соответствии с методическими документами выпускающей кафедры.

Задание на выполнение выпускной квалификационной работы оформляется в соответствии с приложением В. Календарный график выполнения этапов, согласно приложения Г.

Приложения

10.1 Приложения располагают в конце текстового документа после списка использованных источников.

10.2. Приложения обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), которые приводят после слова «ПРИЛОЖЕНИЕ».

10.3. Каждое приложение начинают с новой страницы. Если текст приложения расположен на нескольких страницах, над текстом пишут «Продолжение приложения» и указывают его номер.

10.4. Заголовок приложения записывают с прописной буквы, располагают симметрично тексту и отделяют от текста интервалом в одну строку.

10.5. Рисунки, формулы, таблицы, помещаемые в приложении, нумеруют арабскими цифрами в пределах приложения, добавляя перед номером обозначение приложения.

Обозначение документа

11.1.Структура обозначения документа приведена на рисунке I.

СФУ ИЦМиМ ДП 280101.65 56789


Сокращенное название

университета (аббревиатура)

Сокращенное название

института (аббревиатура)

Сокращенное название

выполненной работы

Специальность, направление

Номер зачетной книжки

Рисунок 1 – Структура обозначения документа

ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

В пояснительной записке дипломного проекта должны содержать следующие элементы: введение; характеристика природно-промышленного комплекса; технологическая характеристика производственного объекта; организационно-технические мероприятия обеспечения безопасности на объекте проектирования; безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях; оценка экономической эффективности систем и средств обеспечения безопасности; заключение.

Перечисленные наименования структурных элементов служат заголовками соответствующих разделов записки, которые имеют порядковый номер (1, 2 и т.д.) кроме разделов «Введение» и «Заключение». Заголовки располагаются симметрично тексту. пишутся прописными буквами и не подчеркиваются. Первая страница раздела начинается с его заголовка.

Во всех дипломных проектах раздел «Организационно-технические мероприятия обеспечения безопасности на объекте проектирования» является специальной частью проекта. В заголовке раздела указывается конкретный объект по материалам преддипломной практики, например: «Организационно-технические мероприятия обеспечения безопасности в золотодобывающей компании «Полюс».

В отличие от проекта дипломная работа специальной части не содержит, а структура пояснительной записки ее содержит следующие элементы: аннотация; введение; общая часть; организационно-технологическая часть; безопасность в чрезвычайных ситуациях; экономическая часть; заключение.

Экономической оценке подвергаются только рекомендации, содержащиеся в специальной части (организационно-технологической части) проекта (работы).

Реферат в пояснительной записке (до 20 строк текста) должен содержать сведения о направлении работы (проекта), тематике специальной части, основных рекомендациях.

Пояснительная записка завершается списком источников информации, использованных при выполнении квалификационной работы, Последней страницей записки является ведомость дипломного проекта (работы).

ВВЕДЕНИЕ

В общем случае вводный раздел пояснительной записки (2-3 с. текста)должен освещать: фактическую (или потенциальную) опасность конкретного производства для элементов биосферы природно-промышленного комплекса и с точки зрения промышленной опасности; наличие на промплощадке производственных объектов повышенной опасности для персонала; значение оргтехмероприятий для безопасности жизнедеятельности в производственной среде и радикальных (технических) мер инженерной защиты элементов окружающей данный производственный объект природной среды в общем комплексе мероприятий по безопасности жизнедеятельности в техносфере; цель выпускной работы и принятые к инженерному решению задачи; обоснование специальной части.

ОБЪЕКТА

В разделе освещаются: отраслевая принадлежность производственного объекта; сырьевая база и ассортимент используемого сырья; краткая характеристика основных технологий производственного объекта; наличие и перечень подразделений организационного и производственного характера, обеспечивающих управление промышленной и экологической безопасностью на предприятии; номенклатура и качественно-количественная характеристика отходов всех видов (твердых, газообразных, жидких); применяемые технологии защиты биосферы, включая переработку отходов с целью получения товарной продукции; показатели использования недр (для проектов и работ горного направления).

В обязательном порядке перечисляются взрывопожароопасные объекты при их наличии на предприятии (котельные, централизованные объекты газового хозяйства, АЗС, склады горючих и самовозгорающихся материалов и др.).

Таблица 1

Мероприятия по охране труда

На основе проведенного анализа необходимо предложить технические и организационные мероприятия и средства, предотвращающие воздействие выявленных опасных и вредных производственных факторов и предупреждающие возможные аварийные ситуации.

Особое внимание должно быть обращено:

На технические мероприятия по обеспечению безопасных условий труда (наличие предохранительных устройств (ограждений, блокировок и т.д.); наличие средств сигнализации (световой, звуковой, аварийной);

Наличие устройств местной приточно-вытяжной вентиляции: воздушных душей, оазисов, завес, зонтов, бортовых отсосов и т.п.;

Защиту от вредных выделений (пыли, газов, паров) и тепловых воздействий (герметизация оборудования, экранирование и пр.);

Электробезопасность (классификация помещения по опасности поражения электротоком, защитные мероприятия и устройства, безопасность эксплуатации электроинструмента и т.п.).

Отдельным пунктом необходимо рассмотреть мероприятия по безопасной эксплуатации газопылеулавливающего оборудования – установок технологической и санитарной очистки газовых выбросов.

Предлагаемые мероприятия по защите от выявленных вредных и опасных производственных факторов должны быть конкретными и выделяться заголовками. Например, «Мероприятия по защите от производственного шума», «Электробезопасность» и т.д.

В конце данного подраздела следует кратко изложить организацию охраны труда (по заданию преподавателя).

СИТУАЦИЯХ

При разработке этого раздела необходимо выявить поражающие факторы, которые могут возникнуть на территории объекта (в цехе, на участке) в результате возможных чрезвычайных ситуаций, их параметры, воздействие на работающих, население, а также наметить мероприятия по защите производственного персонала и обеспечению устойчивой работы объекта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

4.2. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / под ред. С.В. Белова. – М.: Высш.шк., 1999.

4.3. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / под ред. Л.С. Стрижко. –М.: Металлургия, 1996.

4.4. Охрана труда в машиностроении [Текст]: учеб. для вузов / под ред. Е.Я. Юдина. –М.: Машиностроение, 1983.

4.5. Папаев, С.Т. Охрана труда [Текст]: справочное издание /С.Т. Папаев. –М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.

4.6. Челноков, А.А. Охрана труда [Текст]: уч. пособие / А.А. Челноков. Л.Ф. Ющенко. – 2-е изд., исп. – Минск: Высш. шк., 2006.

4.7. Лазаренко, А.М. Защита от шума, вибрации, электромагнитных полей [Текст] / А.М. Лазаренков. – Минск,2004.

4.8. Челноков, А.А. Основы промышленной экологии [Текст] / А.А. Челноков, Л.Ф. Ющенко. – Минск, 2001.

4.9. Бариев Э.Р. Пожарная безопасность в строительстве [Текст] / Э.Р. Бариев, В.Л. Чеканов. – Минск, 1996.

4.10. Экспертиза промышленной безопасности [Текст]: сб.документов. Серия 26. Выпуск 2 /под ред. В.М.Кульечева. Колл.авт. –М.: ГУП «НТЦ по безопасности в промышленности», 2001.

4.11. Охрана труда на предприятиях [Текст]: практ. пособие / В.П. Ласкавнев. – Минск, 2002.

4.12. Реймерс Н.Ф. Природопользование [Текст] : слов. справ. /Н.Ф. Реймерс. – М.: Мысль, 1990.

4.13. Охрана окружающей среды [Текст]: справ. / сост. Л.П. Шариков. – Л.: Судостроение, 1978.

4.14. Экологические аспекты экспертизы изобретений [Текст]: справ. эксперта и изобретателя: в 2 ч. /Н.Г. Рыбальский, О.Л. Жакетов, А.Е. Ульянова, Н.П. Шепелев; ВНИИПИ. –М., 1989.

4.15. Аникеев, В.А. Технологические аспекты охраны окружающей среды [Текст] / В.А.Аникеев, И.З. Копп., Ф.В. Скалкин.–Л.: Гидрометеоиздат, 1982.

4.16. Горелов, А.А. Экология [Текст]: учеб. пособие / А.А. Горелов. –М.: Центр, 1998.

4.17. Миланова, Е.В. Географические аспекты охраны природы [Текст] / Е.В. Миланова, А.М. Рябчиков –М.: Мысль, 1979.

4.18. Никитин, Д.П. Окружающая среда и человек [Текст]: учеб. пособие для вузов / Д.П. Никитин, Ю.В. Новиков –2-е изд., перераб. и доп. –М.: Высш. шк. 1986.

4.19. Родзевич, Н.Н. Охрана и преобразование природы [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н.Н. Родзевич, К.В. Пашканг. – 2-е изд., перераб. –М.: Просвещение, 1986.

4.20. Горная энциклопедия [Текст] / гл. ред. Е.А. Козловский. – М.: Сов. энциклопедия, 1991-1996.

4.21. Коростовенко, В.В., Мониторинг и контроль качества окружающей среды [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.В. Коростовенко, А.Г. Степанов. – Красноярск: Сибирь, 1998.

4.22. Тимофеева, С.С. Экологическая биотехнология [Текст]: учеб. пособие / С.С. Тимофеева. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 1999.

К подразделу 3.1.1.

1. Коростовенко, В.В. Процессы и аппараты защиты атмосферы [Текст]: практикум /В.В. Коростовенко, В.А. Стрекалова; ГАЦМиЗ. – Красноярск: 2002.

2. Старк, С.Б. Пылеулавливание и очистка газов в металлургии [Текст]/ С.Б. Старк. – М.: Металлургия, 1977.

3. Старк, С.Б. Газоочистные аппараты и установки в металлургическом производстве [Текст]: учеб. для вузов / С.Б. Старк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Металлургия, 1990.

4. Гордон, Г.М. Пылеулавливание и очистка газов в металлургии [Текст]/ Г.М. Гордон, И.Л. Пейсахов. – М.: Металлургия, 1977.

5. Кулакова, В.В. Металлургические основы организации и обустройства экологической системы санитарно-защитной зоны промышленного узла [Текст] / В.В. Кулакова // Цветная металлургия, 1994. - № 7. С. 24-27.

6. Торочешников, Н.С. Техника защиты окружающей среды [Текст] / Н.С. Торочешников, А.И. Родионов, В.Н. Клушин. – М.: Химия, 1989.

7. Пылеулавливание в металлургии [Текст]: справ. издание /В.М. Алешина, А.Ю. Вальдберг, Г.М. Гордон [и др.] – М.: Металлургия, 1984.

8. Мазур, И.И. Курс инженерной экологии [Текст]: учеб. для вузов / И.И. Мазур, О.И. Молдаванов. – М.: Высшая шк., 1999.

9. Чуянов, Г.Г. Обезвоживание, пылеулавливание и охрана окружающей среды [Текст]: учеб. для вузов / Г.Г. Чуянов. – М.: Недра, 1987.

10. Шаприцкий, В.Н. Защита атмосферы в металлургии [Текст] / В.Н. Шаприцкий – М.: Металлургия, 1984.

11. Шаприцкий, В.Н. Разработка нормативов для защиты атмосферы [Текст] : справ. издание / В.Н. Шаприцкий. –М.: Металлургия, 1990.

12. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы [Текст]: в 2 ч. - Спб, 1992.

13. Климат Красноярска [Текст] / ред. Ц.А. Швер, А.С. Герасимова. – Л.: Гидрометеоиздат, 1982.

К подразделу 3.1.2.

1. Гольдберг, В.М. Гидрогеологические основы охраны подземных вод от загрязнителя [Текст] / В.М. Гольдберг, С. Газда. – М.: Недра, 1984.

2. Когановский, А.М. Очистка и использование сточных вод в промышленном водоснабжении [Текст] /А.М. Когановский, Н.А. Клименко, Т.М. Левченко. – М.: Химия, 1983.

3. СНиП 2:04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения [Текст]. – М.: Стройиздат, 1986.

4. Проектирование сооружений для очистки сточных вод [Текст]: справ. пособие к СНиП. – М.: Стройиздат, 1990.

5. СНиП 2.04.02-84. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения [Текст]. –М.: Стройиздат, 1985.

6. Яковлев, С.В. Очистка производственных сточных вод [Текст]: учеб. пособие для вузов /С.В. Яковлев, Я.А. Карелин, Ю.М. Ласков. – М.: Стройиздат, 1979.

7. Ласков, Ю.М. Примеры расчетов канализационных сооружений [Текст] /Ю.М. Ласков. – М.: Высшая школа, 1987.

8. Канализация [Текст] /А.И. Жуков, Я.А. Карелин, С.К. Клебанов, С.В. Яковлев. – М.: Стройиздат, 1964.

9. Справочник по свойствам, методам анализа и очистке воды [Текст] /Л.А. Кульский, И.Т. Гороновский, А.М. Когановский, М.А. Шевченко: в 2 ч. Часть 1. – Киев. : Наук. думка, 1980.

10. Милованов, Л.В. Очистка и использование сточных вод предприятий цветной металлургии [Текст] / Л.В. Милованов. – М.: Металлургия, 1970.

11. Баймаханов, М.Т. Очистка и контроль сточных вод предприятий цветной металлургии [Текст] / М.Т. Баймаханов, К.Б. Лебедев, В.Н. Антонов. – М.: Металлургия, 1985

12. Лозановская, Л.В. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении [Текст] / Л.В. Лозановская, Д.С. Орлов, Л.К. Садовникова. – М.: Высш. шк., 1995.

К подразделу 3.1.3.

1. Охрана ландшафтов [Текст]: толковый словарь / ред. Т.А. Александрова. –М.: Прогресс, 1982.

2. Барсуков, М.И. Охрана земель при открытой разработке месторождений [Текст] / М.И. Барсуков, И.М. Барсуков. – Киев.: Техника, 1987.

3. Войнич, Л.К. Справочник молодого машиниста бульдозера, скрепера, грейдера [Текст] / Л.К. Войнич, Р.Г. Прикащиков. – М.: Высш. шк. 1979.

4. Горлов, В.Д. Рекультивация земель на карьерах [Текст] / В.Д. Горлов. – М.: Недра, 1981.

5. Каменщук, В.П. Бульдозерные работы на горнорудных предприятиях [Текст] / В.П. Каменщук, Г.Г. Архипов, А.Г. Васютинский. – М.: Недра, 1985.

6. Почвоведение, ландшафтоведение, защита литосферы [Текст]: Метод. указания к курсовому и дипломному проектированию для студентов специальности 330200 / сост. В.В. Коростовенко; ГУЦМиЗ. – Красноярск, 2004.

7. Мельников, Н.В. Краткий справочник по открытым горным работам [Текст] / В.Н. Мельников. – М.: Недра, 1982.

8. Михайлов, А.М. Охрана окружающей среды при разработке месторождений открытым способом [Текст] / А.М. Михайлов. – М.: Недра, 1981.

9. Моторина, Л.В. Промышленность и рекультивация земель [Текст] /Л.В. Моторина, В.А. Овчинников. - М.: Мысль, 1975.

10. Нормы технологического проектирования горнодобывающих предприятий [Текст] /Гипроруда. – Л., 1977.

11. Охрана окружающей среды при проектировании и эксплуатации рудников [Текст] /В.Н. Мосинец, В.А. Шестаков, О.К. Авдеев, В.М. Мельниченко. – М.: Недра, 1981.

12. Русский, И.И. Технология отвальных работ и рекультивация на карьерах [Текст] / И.И. Русский. – М.: Недра, 1979.

13. Синьчковский, В.Н. Технология открытых горных работ [Текст]: учеб. пособие / – В.Н. Синьчковский. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989.

14. Томаков, П.И. Рациональное землепользование при открытых горных работах [Текст] / П.И. Томаков, В.С. Коваленко. – М.: Недра, 1984.

15. Шестаков, В.А. Рациональное использование недр [Текст] / В.А. Шестаков. – М.: Недра, 1990.

16. Эскин, В.С. Рекультивация земель, нарушенных открытыми разработками [Текст] / В.С. Эскин. – М.: Недра, 1975.

17. Пашкевич, М.А. Техногенные массивы и их воздействие на окружающую среду [Текст] / М.А. Пашкевич. – СПб.: Наука, 2000.

18. Коростовенко, В.В. Инженерная защита литосферы [Текст]: уч.пособие / В.В. Коростовенко. – Красноярск, 2006.

К подразделу 3.2.

1. Ремонт машин и оборудования [Текст]: метод. указания по курсовому и дипломному проектирования для студентов специальностей 1701 и 1703 / сост. А.В. Гилев, Х.М. Мишхожев; КИЦМ. Красноярск, 1993.

2. Надежность технических систем и техногенный риск [Текст]: метод. указания к практическим и контрольным работам / сост. В.В. Коростовенко, Н.А. Барков; ГУЦМиЗ. – Красноярск, 2004.

3. Тимофеева, Т.С. Надежность технических систем и техногенный риск [Текст]: учеб пособие / Т.С. Тимофеева. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2003.

4. Минеев, А.В. Технология ремонта [Текст]: лабораторный практикум / А.В. Минеев, Л.П. Коростовенко, Н.Б. Лаврова; КГТУ, КГУЦМиЗ, Красноярск, 2004.

5. Гилев, А.В. Эксплуатация горного оборудования [Текст]: учеб.пособие; ГУЦМиЗ, Красноярск, 1996.

6. Резчиков, Е.А.Проблемы безопасности в системе «человек-машина-среда» [Текст] / Е.А. Резчиков «Безопасность жизнедеятельности» № 4 (88). – 2008.

7. Охрана труда: путеводитель по нормативным документам [Текст]: метод. пособие / под ред. Д.П. Мисника. – Красноярск, Изд-во «Поликом», 2002.

К подразделу 4.

1. Атаманюк, В.Г. Гражданская оборона [Текст] / В.Г. Атаманюк, Л.Г. Ширшев, Н.А. Акимов. - М.: Высш. шк., 1988.

2. Защита объекта народного хозяйства от оружия массового поражения [Текст]: справ./ Г.П. Демиденко [и др.] – Киев: Выща шк., 1989.

3. Устойчивость работы объектов народного хозяйства [Текст]: метод. указания / сост. Л.С. Максименко, Г.П. Галепов; КИЦМ. – Красноярск, 1989.

4. Оценка устойчивости объекта в условиях чрезвычайных ситуациях: деловая учебная игра [Текст] / сост. Л.С. Максименко, Э.В. Богданова; ГАЦМиЗ. – Красноярск, 1997.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА

3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологи­ческом благополучии населения».

6. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554 «Положение о госу­дарственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации».

8. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных право­вых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».

9. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2001 г. № 841 «Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России».

10. Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. № 284 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации».

11. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 938 «О государствен­ном энергетическом надзоре в Российской Федерации».

12. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2002 г. № 265 «Об утверждении Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности».

13. Постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279 «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве».

14. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний».

15. Постановление Правительства РФ от 2 июня 2003 г. № 316 «О мерах по реализа­ции Федерального закона «О техническом регулировании».

16. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2003 г. № 287 «Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертифика­ции».

17. Постановление Минтруда России от 7 июля 1999 г. № 19 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производ­стве».

18. Постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организа­циях».

19. Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».

20. Приказ Минздрава России от 17 августа 1999 г. № 322 «Об утверждении схемы определения тяжести несчастных случаев на производстве».

21. Приказ Минздрава России от 28 мая 2001 г. № 176 «О совершенствовании сис­темы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации».

22. Приказ Минтруда России от 29 февраля 2000 г. № 65 «Об утверждении Положе­ния о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации».

23. Постановление Минтруда России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работ­ников организаций».

24. Постановление Госстандарта России от 27 июня 2003 г. № 63 «О национальных стандартах Российской Федерации».

25. ГОСТ 12.0.001-99. ССБТ. Основные положения.

26. ГОСТ 12.0.002-99. ССБТ. Термины и определения.

27. ГОСТ 12.0.004-99. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

28. ГОСТ Р 12.0.006-2002. ССБТ. Общие требования к системе управления охраной труда в организации.

29. ГОСТ Р 51897-2002. Менеджмент риска. Термины и определения.

30. ГОСТ Р 51898-2002. Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты.

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

31. Постановление Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении атте­стации рабочих мест по условиям труда».

32. Постановление Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 «О создании Систе­мы сертификации работ по охране труда в организациях».

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА К УСТРОЙСТВУ ПРЕДПРИЯТИЙ

И ЦЕХОВ

33. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная класси­фикация предприятий, сооружений и иных объектов.

34. СП 2.2.1.1312-03. Гигиенические требования к проектированию вновь строя­щихся и реконструируемых промышленных предприятий.

35. СНиП 11-89-80. Генеральные планы промышленных предприятий.

36. СНиП 31-03-2001. Производственные здания.

37. СНиП 2.09.04-87. Административные и бытовые здания.

38. СНиП 2.04.05-97. Отопление, вентиляция и кондиционирование.

И ПРОЦЕССОВ

39. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасно­сти опасных производственных объектов».

41. Постановление Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26 «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации».

42. Постановление Госстандарта России от 3 мая 2000 г. № 25 «Об утверждении документа «Правила сертификации производственного оборудования».

43. ГОСТ 12.2.003-91. ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.

44. ГОСТ 12.3.002-75. ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безо­пасности.

45. ГОСТ Р 12.4.026-2001. ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и размет­ка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.

46. ГОСТ Р 50460-92. Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования.

47. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным элект­ронно-вычислительным машинам и организации работы.

48. СП 12.2.1327-03. Гигиенические требовании к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту.

49. СанПиН 2.2.4.1294-03. Гигиенические требования к аэроионному составу воз-духо-производстве иных и общественных помещении.

50. РД 10-231-98. Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации.

51. ПБ-10-14-92. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Госгортехнадзор России 30 декабря 1992 г.).

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

63. ГОСТ 2239-79. Лампы накаливания общего назначения. Технические условия.

64. ГОСТ 6825-91. Лампы люминесцентные трубчатые для общего освещения.

65. ГОСТ 17677-82. Светильники. Общие технические условия.

66. ГОСТ 24940-96. Здания и сооружения. Методы измерения освещенности.

67. ГОСТ 27682-88. Лампы ртутные высокого давления.

68. ГОСТ 26824-86. Здания и сооружения. Методы измерения яркости.

69. СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение.

70. МУ 2.2.4.706-98 ОМ/МУ ОТ РМ 01-98. Оценка освещения рабочих мест.

ЗАЩИТА ОТ ВИБРАЦИИ

85. ГОСТ 12.1.012-96. ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования.

86. ГОСТ 12.4.002-97. ССБТ. Средства защиты рук от вибрации. Технические требо­вания и методы испытаний.

87. ГОСТ 12.4.010-96. ССБТ. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специ­альные. Технические условия.

88. ГОСТ 12.4.012-86. ССБТ. Вибрация. Средства измерения и контроля вибрации на рабочих местах. Технические требования.

89. ГОСТ 12.4.024-76. ССБТ. Обувь специальная виброзащитная. Общие техничес­кие требования.

90. ГОСТ 17770-86. Машины ручные. Требования к вибрационным характеристи­кам.

91. СанПиН 2.2.2.540-96. Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ.

92. СН 2.2.4/2.1.8.566-96. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий.

93. Р 2.2.4/2.1.8-96. Гигиеническая оценка физических факторов производствен­ной и окружающей среды.

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

103. ГОСТ 12.1.004-99. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.

104. ГОСТ 12.1.010-99. ССБТ. Взрывобезопасность. Общие требования.

105. ГОСТ 12.1.044-01. ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Но­менклатура показателей и методы их определения.

106. ГОСТ 12.4.009-96. ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание.

107. ГОСТ 30244-94. Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть.

108. ГОСТ 30402-96. Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняе­мость.

109. ГОСТ 30403-96. Конструкции строительные. Метод определения пожарной опас­ности.

110. ГОСТ 30444-97. Материалы строительные. Метод испытания на распростране­ние пламени.

111. ГОСТ Р 51032-97. Материалы строительные. Метод испытания на распростра­нение пламени.

112. ГОСТ Р 51043-2002. Установки водяного и пенного пожаротушения автомати­ческие. Оросители. Общие технические требования. Методы испытаний.

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Системы защиты среды обитания.
системы обеспечения микроклимата помещений.
Параметры микроклимата помещений различного назначения.
Системы создания и обеспечения заданного микроклимата помещений.
Системы отопления зданий.
требования к системам отопления.

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Системы защиты среды обитания (ч..
ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Классификация сточных вод.
Режимы водоотведения.
Нормы водопотребления и водоотведения.
Определение расчетных расходов производственных сточных вод.
Режим водоотведения.
Системы водоснабжения и вод

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Радиационная безопасность.
РАДИОАКТИВНОСТЬ.
Строение атома.
Виды ионизирующих излучений, их физическая природа и особенности распространения.
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ДОЗЫ РАДИОАКТИВНОСТИ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
ИСТОЧНИКИ РАДИОАКТИВНОГО ОБЛУЧЕНИЯ.
Источники радиоак

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Надежность технических систем и техногенный риск.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАДЕЖНОСТИ.
Общие замечания.
Вероятность безотказной работы. Вероятность отказа.
Частота отказов. Средняя частота отказов.
Интенсивность отказов.
Среднее время безотказной работы.

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Мониторинг среды обитания.
Общие понятия о мониторинге. Краткая историческая справка.
Среда обитания. Человек как звено в экологической цепочке.
Понятия о мониторинге.
Организация систем мониторинга, цели и задачи мониторинга.
общие понятия мониторинга.
Слу

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Оценка воздействия на окружающую среду.
ОХРАНА ПОВЕРХНОСТНЫХ И ПОДЗЕМНЫХ ВОД ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ.
Термины и определения.
Требования к санитарной охране водных объектов (СанПиН.
.
– .
).
Общие положения.
Правовые основы расчета ПДС.
Методические основы расчета ПДС.
Расчет кратнос

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Неионизирующие электромагнитные поля и излучения. Часть.
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ.
Основные теоретические положения.
Источники электрического поля.
Линии электропередачи.
Распределительные устройства.
Биологическое действие и нормативы.
Биологическое действие постоянного электрическог

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Ноксология.
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ РИСКА.
Мировая история.
История России.
Развитие теории риска в рамках экономических теорий.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ РИСКА.
Биосоциотехническая система – концептуальная модель окружающего мира для изучения проблем опасности.
Концептуальная модель деяте

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Источники загрязнения среды обитания.
Человек как элемент системы «человек – среда».
Система «человек – среда».
Биосоциотехническая система.
определение основных понятий.
Загрязнитель, загрязнение, источники загрязнения, объекты загрязнения.
Классификация загрязнителей и источников загрязн

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Безопасность труда.
ПОНЯТИЕ РИСКА.
опасные и вредные производственные факторы.
Классификация опасных и вредных производственных факторов.
Основные нормативы безопасности труда.
Метеорологические условия производственной среды.
Теплообмен человека с окружающей средой.
Основные

В пособии рассматриваются вредные и опасные факторы, сопутствующие человеку в повседневной жизни, и их воздействие на человека, правила поведения в сложной экологической обстановке. Рассмотрены основные причины роста травматизма и профессиональной заболеваемости, структура законодательной и нормативно-правовой базы охраны труда, концепция безопасности и стратегия защиты от опасностей в современной техносфере. Издание 2-е выходило под названием «Безопасность жизнедеятельности в техносфере. Ч. 1».

* * *

компанией ЛитРес .

2. КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР БЖД

2.1. Аксиома о потенциальной опасной деятельности

Человеческая практика дает основания для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна. Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Это хорошо иллюстрируется данными японских исследователей.


Среднее число погибших за 10 часов в разных видах деятельности


Идентификация опасностей – это процесс выявления и установления временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности человека.

В процессе идентификации выполняется паспортизация опасностей и выявляется их номенклатура. Номенклатура опасностей – перечень названий, терминов, систематизированных по определенному признаку, например: ядовитые вещества, пестициды и т. д. При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных производств, цехов, профессий и т. д. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) имеет номенклатуру опасностей в алфавитном порядке, например: алкоголь, вибрация и т. д. Поскольку опасность – понятие сложное, имеющее много признаков, опасности классифицируются и систематизируются.

Наука о классификации и систематизации сложных явлений, объектов, понятий называется таксономией .

Таксономия (классификация) опасностей:

1) опасности бывают реальные и потенциальные;

2) по происхождению:

– естественные (природные) – землетрясения и т. д.;

– технические (движущиеся части машин);

– антропогенные (обрушение зданий, отравление рыбой);

– экологические (загрязнения биосферы);

– смешанные;

– по локализации (месту существования) – в литосфере, гидросфере, космосе, атмосфере;

3) по виду источника:

– физические (различные излучения);

– химические (химические вещества);

– биологические (бактерии, микробы);

– психофизиологические (эпилепсия, лунатизм, усталость, монотонность);

4) по времени проявления последствий:

– мгновенные (действующие сразу, так называемые импульсивные);

– кумулятивные (действующие с запаздыванием);

5) по вызываемым последствиям:

– утомление;

– травмы;

– заболевания;

– стресс;

– летальные исходы;

6) по виду ущерба:

– технический;

– экономический;

– экологический;

– социальный;

7) сферы проявления:

– бытовая;

– производственная;

– дорожно-транспортная;

– спортивная – и т. д.;

8) по структуре (строению):

– простые;

– сложные, порождаемые взаимодействием простых;

9) по характеру воздействия:

– активные (воздействуют сами);

– пассивные, активизирующиеся за счёт энергии человека (колющие, режущие, неподвижные элементы; неровности, уклоны, по которым перемещается человек).

2.2. Классификация оборудования по степени опасности (критичности)

Имеется 4 класса опасности оборудования:

I – безопасный. Состояние, связанное с ошибками персонала, конструктивными недостатками, которые не приводят к существенным нарушениям, не вызывают повреждений оборудования и несчастных случаев;

II – граничный. Состояние, приводящее к нарушению работы оборудования, которое может быть взято под контроль, без повреждения оборудования и несчастных случаев;

III – критический. Состояние, приводящее к нарушениям в работе оборудования, его повреждению, появлению опасной ситуации, требующей немедленного спасения персонала;

IV – катастрофический. Состояние, приводящее к утере оборудования, гибели людей или массовому травматизму.

При прогнозировании и моделировании условий возникновения опасных ситуаций в первую очередь необходимо проводить анализ опасностей IV класса.

2.3. Стадии изучения опасностей

Изучение опасностей осуществляется в 3 стадии.

Стадия 1 – предварительный анализ опасностей, разбита на 3 этапа:

а) выявление источников опасностей (утечка, коррозия и др.);

б) определение конкретных частей системы, которые могут вызвать эти опасности (ёмкости, трубопроводы и др.);

в) введение ограничения на анализ, т. е. исключаются опасности, которые не будут изучаться (диверсии, землетрясения и др.).

Стадия 2 – выявление последовательности опасных ситуаций, построение деревьев причин и опасностей (попадание воды → появление ржавчины, утонение стенки, разрыв ёмкости и др.), (попадание воды → образование ржавчины, попадание ржавчины в предохранительный клапан, перекрытие клапана, разрыв ёмкости и др.).

Стадия 3 – анализ последствий аварии (выброс химических веществ, отравление людей, ударная волна, разлетание осколков и др.).

В последующем, исходя из сопоставления затрат и выгод, разрабатываются и внедряются мероприятия по предотвращению аварий.

2.4. Построение дерева причин и опасностей

Любая опасность может перейти в нежелательное событие из-за какой-то причины или нескольких причин, которые, в свою очередь, являются следствием других причин. Причины и опасности образуют цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей напоминает ветвящееся дерево. Для построения и анализа деревьев используют символы событий (логические символы) и логические операции. Чаще всего употребляются «И» и «ИЛИ» (рис. 2.1), а также другие символы (рис. 2.2).


Рис. 2.1. Логические операции для анализа методом дерева отказов


Операция (или вентиль) «И» указывает на то, что, для того чтобы произошло событие А, должны произойти оба события: Б и В. Операция «ИЛИ» указывает, на то, что для того чтобы произошло событие Г, должно произойти одно из событий: Д или Е.

Вероятность событий А или Г рассчитывается по формулам:

где Р(А) – вероятность события А.

Построим дерево событий на примере полученной на производстве травмы (рис. 2.3).


Рис. 2.2. Символы для построения дерева событий:

1 – символ какого-либо события; 2 – символ «И»; 3 – символ «ИЛИ»; 4, 5 – символы, обозначающие исходные события, обеспеченные (достаточными) данными; 6 – домик, событие, которое может случиться или не случиться


Рис. 2.3. Дерево событий на примере полученной травмы


2.5. Методы анализа безопасности

Анализ безопасности осуществляется априорно или апостериорно, т. е. до или после нежелательного события.

При априорном анализе рассматривают такие нежелательные события, которые являются потенциально возможными для данной системы, и пытаются составить набор различных ситуаций, приводящих к их появлению (например, горение газа (CH 4) → сгорит футеровка печи).

Априорный анализ особенно эффективен, когда анализируются системы или оборудование, у которых есть аналоги, т. е. продолжительный опыт эксплуатации аналогичных систем и механизмов.

При анализе сложных систем, новой техники (и тем более при отсутствии опыта их эксплуатации) используют апостериорный анализ – определяют причину после свершившегося нежелательного события (например, авария на подводной лодке «Курск»).

2.6. Анализ безопасности методом дерева отказов

Данный вид анализа предполагает сначала установление определенного нежелательного события, так называемого «венчающего» события (рис. 2.4).


Рис. 2.4. Схема венчающего события


Венчающим событием работы блока питания реактора будет взрыв из-за неправильного соотношения в нём «топливо – окислитель». Для предотвращения реактора от этой опасности используют защитную цепь, в состав которой входят установленные на линиях подачи топлива и окислителя два датчика расхода ДР-2 и ДРЗ-4 и два регистрирующих регулятора расхода РР-1 и РР-3 (рис. 2.5). Венчающее событие – взрыв – происходит, когда во взрывчатой смеси возникает зажигание, а также когда интенсивна подача топлива или слишком низка подача окислителя.


Рис. 2.5. Структурная схема защитной цепи


Имея дерево отказов для анализа взрыва в химическом реакторе (см. рис. 2.6), можно (при проектировании) заранее предусмотреть мероприятия, которые бы или предотвращали, или своевременно информировали о появлении опасности, например, установку звуковой сигнализации при нарушении работы задвижек и т. п.

Основной проблемой при анализе безопасности является установление параметров или границ системы. Если система будет чрезмерно ограниченна, некоторые опасные ситуации могут оставаться без внимания; если рассматриваемая система слишком обширна, то результаты анализа могут оказаться крайне неопределёнными.

До какого уровня следует вести анализ, зависит от конкретных его целей, уровня квалификации, предшествующего опыта работы аналога, и обычно он выполняется с использованием сложных компьютерных программ.

Общий же подход к анализу безопасности состоит в том, чтобы выявить главные события, на которые с учётом класса опасности в данной конкретной ситуации можно влиять посредством предупредительных мер.


Рис. 2.6. Дерево отказов для анализа взрыва в химическом реакторе:

1 – испортился датчик расхода РР3 и даёт завышенные показания; 2 – испортился преобразователь РР3 и даёт сигнал уменьшить подачу; 3 – испортился регулятор РР3 и даёт сигнал уменьшить подачу; 4 – испортился клапан РР3, заедает в закрытом положении; 5 – испортился нагнетатель окислителя; 6 – не работает задвижка, ДР3-4; 7 – не полностью открылась задвижка после пуска ДР3-4; 8 – испортился датчик расхода РР1 и даёт заниженные показатели; 9 – испортился преобразователь РР1 и даёт заниженные показатели; 10 – испортился регулятор РР1 и даёт сигнал увеличить подачу; 11 – испортился клапан РР1 и заедает в открытом положении; 12 – не работает задвижка ДР3-2; 13 – воспламенение


2.7. Принципы обеспечения безопасности

О значении принципов французский философ Гельвеций (1715– 1771) писал: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов»1 .

Принцип – это идея, мысль, основное положение теории, основа устройства, действия.

Имеется 4 основных вида принципов обеспечения безопасности.

1. Ориентирующие принципы:

– активность оператора;

– гуманизация деятельности;

– замена оператора;

– ликвидация опасности;

– системность;

– снижение опасности;

– деструкция (разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо).

2. Технические принципы:

– блокировка;

– вакуумирование;

– герметизация;

– увеличение расстояния;

– компрессия (сжатие газа);

– прочность;

– слабое звено;

– флегматизация;

– экранирование.

3. Организационные принципы:

– защита временем;

– информацией (передача знаний, обеспечивающих безопасность);

– резервированием;

– несовместимостью;

– нормированием;

– подбор кадров;

– последовательности;

– эргономичность.

4. Управленческие принципы:

– контроль;

– адекватность (соответствующий, равный);

– обратная связь;

– ответственность;

– планирование (например, нагрузки на рабочих);

– стимулирование;

– автоматизация;

– управление;

– эффективность.

2.8. Методы обеспечения безопасности

Метод – это путь, способ достижения цели, исходящий из знаний наиболее общих закономерностей.

Для раскрытия применяемых на практике методов обеспечения безопасности необходимо ввести два новых понятия.

Гомосфера – пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности. Ноксосфера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.

Метод А состоит в пространственном и (или) временном разделении гомосферы и ноксосферы. Совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с позиции безопасности (кран – стропальщик). Реализация метода А осуществляется с помощью автоматизации средств дистанционного управления и т. д.

Метод Б состоит в нормализации ноксосферы путём исключения или в значительном снижении опасностей. Реализуется через совокупность мероприятий, защищающих человека от пыли, шума, излучений и т. д.

Метод В – повышение адаптации человека к среде – осуществляется при помощи средств индивидуальной защиты (СИЗ), профотбора, обучения и т. д.

В реальных условиях используется комбинация этих методов.

2.9. Средства обеспечения безопасности

Средства обеспечения безопасности разделяются:

1) на средства коллективной защиты – вентиляция, заземление, зануление, ограждения и т. д.;

2) СИЗ – специальная одежда, противогазы, беруши, каски и т. д.;

3) повышение надежности систем.

Под надёжностью понимается свойство системы выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных показателей.

Существуют показатели надёжности и показатели ремонтопригодности. Показатели надёжности – среднее время безотказной работы; вероятность безотказной работы; интенсивность отказов. Показатели ремонтопригодности – вероятность восстановления; среднее время восстановления; интенсивность восстановления.

2.10. Квантификация риска и опасностей

Квантификация – это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий.

При анализе безопасности машин, оборудования, технических систем наиболее распространённой оценкой опасности является риск.

Многие специалисты предлагают ввести стоимость человеческой жизни. Однако это вызывает возражение из-за недопустимость финансовых сделок вокруг человеческих жизней. Чтобы обойти этот нравственный вопрос, количественную или экономическую оценку рассматривают обычно так: сколько необходимо затратить средств, чтобы спасти человеческую жизнь? Данная цифра колеблется в пределах 660 тыс. – 7 млн. долл. США. В Германии за смерть работника на производстве выплачивается семье 0,1–0,5 млн. евро. Денежная оценка опасности является для работодателя как бы финансовым наказанием за реализованную опасность. Подтверждением этого является тот факт, что в США, наряду с выплатой определённой суммы пострадавшим, предприниматель выплачивают солидную сумму за каждый несчастный случай на производстве в страховой фонд. Поэтому зачастую выгоднее вложить средства в обеспечение безопасности производства, нежели осуществлять соответствующие выплаты.

2.11. Методические подходы к определению риска

Процедура определения риска приблизительна и имеет 4 методических подхода:

1) инженерный, опирающийся на статистический расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасностей и причин;

2) модельный, основанный на построении моделей воздействия опасных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т. д.;

3) экспертный – вероятность различных событий определятся на основе опроса опытных специалистов – экспертов;

4) социологический, базирующийся на опросе населения.

Чаще всего все 4 подхода применяются вместе.

2.12. Основные положения теории риска

Риск – это вероятность наступления нежелательного события или количественная оценка опасности. Риск оценивается как отношение числа неблагоприятных последствий к их возможному числу за определённый период. Например, риск смерти на производстве R можно определить как

где n – количество людей, погибших на производстве от травм в России за год;

N – общее число работающих, которые могли бы умереть на производстве от травм в России за год.

Риск таких явлений, как смертельная травма, заболевание, материальный ущерб, утомление, профессиональное заболевание, можно рассчитывать. Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного человека.

Индивидуальный риск смерти от различных видов деятельности в США в год, чел.:

1) автотранспорт – 3 · 10 – 4 ;

2) станочное оборудование, огнестрельное оружие – 1 · 10 – 5 ;

3) отравление – 2 · 10 – 5 ;

4) утопление – 3 · 10 – 5 ;

5) пожар и ожог – 4 · 10 – 5 ;

6) падения – 9 · 10 – 5 ;

7) железная дорога – 4 · 10 – 6 ;

8) падающие предметы, электроток – 6 · 10 – 6 ;

9) водный, воздушный транспорт – 9 · 10 – 6 ;

10) молния – 5 · 10 – 7 ;

11) ядерная энергия на 100 реакторов – 2 · 10 – 10 .

Социальный (групповой) риск для группы людей отражает зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.

Английский ученый В. Маршал считает, что риск – частота реализации опасности. Но говорить о частоте применительно к проблемам безопасности можно лишь условно, т. к. вероятность её проявления не фиксирована во времени. Опасность может проявиться в любое время, в момент появления причины, но не чаще, чем это характерно для данного вида деятельности (рис. 2.7).

Эмоционально групповой риск воспринимается более тяжело.

Люди резко реагируют на события редкие, сопровождающиеся большим числом единовременных жертв (гибель 700 чел. на теплоходе «Адмирал Нахимов», авиакатастрофы с гибелью всех пассажиров и т. д.). В то же время частые события, в результате которых погибают небольшие группы людей, например ежедневная гибель на производстве 20–30 чел., менее впечатляют и не вызывают столь напряженного отношения.

2.13. Концепция приемлемого (допустимого) риска

Традиционная техника безопасности базировалась на категорическом требовании обеспечить полную безопасность, не допустить никаких аварий. Но опыт свидетельствует, что любая деятельность потенциально опасна.

В современных условиях от тезиса абсолютной безопасности перешли к концепции допустимого (приемлемого) риска, суть которой – в стремлении к такой малой опасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями её достижения. Нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны.

На рис. 2.8 показан упрощенный пример определения приемлемого риска.

Говоря о риске, необходимо иметь в виду, что, помимо прямого риска R пр, создаваемого данным оборудованием (на уменьшение которого направлены мероприятия по обеспечению безопасности), существует ещё и косвенный риск R косв, состоящий из социального и технического, зависящего от усложнения систем безопасности. С ростом расходов Х на безопасность R пр уменьшается, а R косв. растёт. Из рис. 2.8 видно, что начиная с некоторого уровня этих расходов при их дальнейшем росте будет происходить возрастание полного риска

R полн = R пр + R косв

При увеличении затрат технический риск снижается, но растёт социальный, т. к., затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности, можно нанести ущерб социальной сфере, например ухудшить медицинскую помощь (рис. 2.9).

Суммарный риск имеет минимум при определённом соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство и нужно учитывать при выборе риска, с которым общество пока вынуждено мириться.

Приемлемый риск в некоторых странах, например в Голландии, установлен в законодательном порядке. Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели обычно считается 1 · 10 – 6 в год. Пренебрежимо малым считается индивидуальный риск гибели 1·10 – 8 в год.


Рис. 2.8. Определение приемлемого риска


Рис. 2.9. Определение полного риска


Максимально приемлемым риском для экосистем считается тот, при котором может пострадать 5 % видов биогеоценоза.

Приемлемый риск обычно на 2–3 порядка строже фактического. Следовательно, введение приемлемых рисков является акцией, направленной на защиту человека.

Помимо коллективной приемлемости, существует также и индивидуальная приемлемость, установленная для себя осознанно или неосознанно и являющаяся балансом между риском и выгодой. В определённых случаях люди готовы добровольно идти на риск, в 1000 раз больший, чем приемлемый. Решающая роль в принятии такого решения лежит в психологии человека.

2.14. Управление безопасностью жизнедеятельности

Под управлением БЖД понимается организованное воздействие на системы «человек – среда», «человек – производство», «человек – машина» для перевода объекта из одного опасного состояния в другое, менее опасное. При этом должны соблюдаться на основе сопоставления затрат и выгод условия экономической и технической целесообразности.

Управление БЖД – это в то же время есть управление риском. И осуществляться оно должно на всех стадиях деятельности: научный замысел, НИР, проект и его реализация, испытание, производство, транспортирование, эксплуатация, реконструкция, консервация, ликвидация и захоронение.

Управление БЖД (риском) осуществляется по нескольким направлениям:

1) обучению персонала и профессиональному отбору;

2) психологической подготовке персонала;

3) совершенствованию технических систем;

4) экономическому стимулированию;

5) управлению режимами труда и отдыха;

6) использованию средств индивидуальной и коллективной защиты;

7) воспитанию культуры безопасного поведения;

8) организации контроля;

9) прогнозированию и организации управления чрезвычайными ситуациями (ЧС);

10) материально-техническому обеспечению.

Одним из путей повышения БЖД является активное содействие всех участников трудовой деятельности в сборе и анализе информации о безопасном ведении работ, для чего все сотрудники обязаны сообщать о выявленных ими ошибках, их причинах, возможных последствиях. Накопленные данные анализируются и разрабатываются предложения по совершенствованию производства, рабочей среды, оборудования. Таким образом создаются банки данных о безопасности работы как оборудования, так и систем.

2.15. Психология и безопасность

По вине самих пострадавших происходит 60–90 % травм в быту и на производстве. В современной психологии ошибки работников рассматриваются как неизбежный элемент деятельности, причина которых связана с психическим состоянием людей, так называемым личным фактором.

Изучением особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производства и управления, а также требований, предъявляемых к конструкциям машин и приборов, с учётом психических свойств человека занимается инженерная психология.

Часто встречающимися (производственными) психическими состояниями людей являются: психическое напряжение (стресс); утомление; особые психические состояния работника.

2.16. Стресс

Стресс – это нормальная реакция человека, мобилизующая физические и психические ресурсы на выполнение какой-либо работы. Оказывает положительное влияние на работоспособность до определённого, так называемого запредельного напряжения.

Американские исследователи Р. Иеркс и Дж. Додсон экспериментально показали, что по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (так называемый «мобилизующий эффект стресса»), доходят до максимума, а затем начинают падать . Чрезмерные формы психического напряжения приводят к снижению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности.

Зависимость между уровнем активации нервной системы и продуктивностью, получившая название инвертированной V -образной кривой, представлена рис. 2.10.


Рис. 2.10. Закон Иеркса–Додсона, связывающий активацию нервной системы А с продуктивностью действий W : I – случай, когда приращение активации ведет к приросту продуктивности ΔW 1; II – к снижению продуктивности ΔW 2; А кр – критическая активация


2.17. Утомление

До 50 % несчастных случаев происходит в конце смены в результате утомления. Запредельные психические формы утомления проявляются в двух типах реакции человека.

Тормозной тип характеризуется скованностью, замедленностью действий, замедлением мыслительной деятельности, ухудшением внимания и другими признаками, не свойственными человеку в обычной обстановке. Замедленная психическая деятельность увеличивает время операций и число совершенных ошибок.

Возбудимый тип характеризуется вспыльчивостью, грубостью, суетливостью, многословностью, дрожанием рук, излишними ненужными действиями.

2.18. Особые психические состояния

Контроль за психическим состояниям может выявить особые состояния, которые не всегда являются постоянным свойством личности, возникают спонтанно и существенно изменяют работоспособность человека. Встречается три вида особых психических состояний (рис. 2.11).


Рис. 2.11. Особые психические состояния


Параксиальное состояние связано с заболеванием мозга и проявляется отключением сознания на 1–2 мин в виде обморока, эпилепсии, лунатизма.

Психогенное состояние наступает после конфликта, гибели близких людей, обиды и т. д. Проявляется в виде снижения настроения, апатии, замедления мышления и может длиться от нескольких часов до двух месяцев. Под влиянием обид, неудач, оскорблений может развиваться аффективное состояние (взрыв эмоций, сопровождаемый агрессивными и разрушительными действиями).

Еще один вид особых психических состояний возникает в результате действия стимуляторов. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизма и не должны назначаться на специальности с высокой ответственностью.

2.19. Действие стимуляторов

Приём лёгких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может способствовать повышению работоспособности на короткий период. Активные стимуляторы (фенамин, первитин) уменьшают скорость реакции, ухудшают самочувствие. Транквилизаторы (седуксен, элениум) оказывают успокоение и предупреждают развитие неврозов, однако могут снизить психическую активность, вызвать апатию и сонливость.

Алкоголь как транквилизатор приносит при избыточном употреблении колоссальный ущерб здоровью человека, разрушая прежде всего нервную систему и психику человека. Алкоголизм приводит к деградации человека, что особенно характерно для женщин. С употреблением алкоголя связаны 40–60 % случаев автомобильного травматизма и 64 % смертельных случаев на производстве.

Посталкогольная астения (похмелье) ведёт к заторможенности человека и снижению чувства осторожности («пьяному море по колено»).

Изменчивость психической деятельности под влиянием бытовых и производственных воздействий требует организации постоянного контроля над психикой человека для снижения уровня травматизма.

Учитывая, что в системе «человек – машина» самым слабым звеном является человек, контроль его над психическим состоянием на специальностях с высокой ответственностью должен быть ежедневным. Контроль осуществляется при помощи следующих приёмов:

1) предварительного осмотра;

2) профессионального отбора2 ;

3) контроля за психическим состоянием в процессе труда. Существуют тесты, позволяющие определить состояние человека в процессе работы;

4) проведения исследований по проблемам психологии, в частности, поведенческих особенностей человека;

5) обучения и тренировки человека по типу аварийных игр, т. е. с помощью имитационного моделирования; с его помощью решаются следующие задачи:

– приобретение навыков управления, мастерства;

– обучение принятию решений и анализу документации;

– отработка лидерских навыков;

– повышение эффективности взаимодействия персонала;

– обучение деятельности в экстремальных условиях без угрозы безопасности работающих.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Безопасность жизнедеятельности в техносфере. В 2 частях. Часть 1. Основные сведения о БЖД (В. С. Цепелев, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -