Административное правонарушение - это понятие, с которым может столкнуться каждый человек. Возможно, именно в такой момент ему понадобятся знания относительно того, какие виды их бывают, кто и как составляет протокол об административном решении, какова дальнейшая его роль. Об этом далее.

Общее понятие

Что такое административное правонарушение? Прежде всего, это определенное действие, которое также может быть выражено в пассивной форме. Субъектом, который может быть признан совершившим таковое, может быть как простой человек, так и предприятие, учреждение или организация, которых в правовой практике называют юридическим лицом.

Обязательным условием для того, чтобы деяние было признано административным правонарушением, считаются его противоправность и виновность - данные понятия более конкретно раскрываются в законодательстве РФ.

Кроме всего прочего, при определении деяния как административного правонарушения, должен быть четко определен объект, на который оно направлено. В соответствии с понятием, которое приведено в законодательстве, это может быть собственность, здоровье человека, экология, общественный порядок, нравственность, а также некоторые другие.

Состав административного правонарушения

Чтобы деяние было признано административным правонарушением, оно обязательно должно иметь определенный состав. Должен быть сам субъект - лицо, которое совершает деяние, а также объект - то, в отношении чего направлены действия. Объектом правонарушения могут быть общественные отношения в какой-либо сфере.

Кроме объекта и субъекта в составе административного правонарушения разделяют такие понятия, как субъективная и объективная сторона. Первое понятие определяет наличие комплекса факторов, благодаря которым человека или юридическое лицо можно привлечь к ответственности (умысел, цель, вина). Что касается объективной стороны, то данное понятие определяет обязательность наличия причинно-следственной связи между деянием и последствиями, которые оно повлекло.

Для привлечения к административной ответственности физического лица обязательно наличие двух факторов: его вменяемость и достижение им 16-летнего возраста (в России).

Наказание

За любое административное деяние, полный список которых прописан в КоАП РФ, полагается наказание, при этом оно должно быть соразмерным степени тяжести действия или бездействия. Примерами таковых могут послужить лишение социального права, административное выдворение за пределы РФ, дисквалификация, предупреждение, обязательные работы и так далее. Среди всех видов наиболее известными общественности являются денежные штрафы, с которыми зачастую сталкиваются практически все представители населения страны.

В законодательстве также указано, что при условии незначительности правонарушения лицо может быть освобождено от наказания.

Любое наказание может последовать исключительно на основании протокола об административном правонарушении. Также указывается и то, что оно должно быть составлено уполномоченным на то лицом, а также рассмотрено в порядке, который предусматривается действующим законодательством.

Итак, кто выносит постановления об административном правонарушении? Какие их виды бывают? Кто впоследствии занимается их исполнением? Об этом далее.

Кто выносит постановления об административном правонарушении

В действующем в РФ законодательстве четко регламентируется процесс вынесения решений по результатам рассмотрения дел о правонарушениях данного типа. Так, постановление об административном правонарушении (КоАП РФ) может быть вынесено должностным лицом или органом, которое управомочено на то в соответствии с законом. Примером таковых могут быть налоговые инспекторы, сотрудники ГИБДД, органы исполнительного комитета и другие лица, которые занимаются объектом правонарушения.

В том случае, если в процессе выясняется то, что за осуществленное деяние полагается не административное наказание, а уголовное, дело должно быть передано в органы, уполномоченные по уголовным делам (например, в прокуратуру).

Виды постановлений

В юридической практике предусмотрены два вида актов такого рода. Тот, кто выносит постановление об административном правонарушении, обязан по существу рассмотреть всю суть дела и определить его характер. По итогам открытых сведений данное должностное лицо обязано принять решение о прекращении производства по делу о правонарушении или о назначении наказания административного характера. Когда решение будет принято и оформлено надлежащим образом, оно подлежит исполнению в регламентированном законом порядке.

Исполнение

Одна из основных стадий в делопроизводстве данного типа - это исполнение постановлений об административных правонарушениях. Данный вид деятельности осуществляется особыми органами государства, в компетенции которых находится указанный в постановлении вид деятельности.

Так, например, все постановления по делам об административных правонарушениях в отношении изъятия имущества или его конфискации должны быть реализованы службой судебных приставов, для чего должен быть сформирован и направлен заполненный лист установленной формы. В том случае, если сутью постановления было наложение административного ареста, то реализация такового будет возложена на органы внутренних дел. Если речь идет об административном выдворении за пределы территории России, то в данном случае постановление осуществляется миграционной службой и так далее.

Обжалование постановлений

Тот, кто выносит постановление об административном правонарушении, не является последней инстанцией в процессе судопроизводства по данным вопросам. Любое решение должностного лица всегда может быть оспорено в судебном порядке, если правильно соблюдать всю инструкцию и сроки, представленные в законе РФ (ст. 29.9 КоАП РФ).

В том случае, если необходимо оспорить решение органа, который вынес постановление, необходимо прикрепить к его копии заявление в районный суд, в котором необходимо сделать запрос на пересмотр принятого решения. Судебный орган обязан рассмотреть запрос в течение 2 месяцев с момента подачи - именно такой срок прописан в законе. Что касается срока обжалования постановлений об административных правонарушениях, то он составляет 10 календарных дней. На 11 день принятый и необжалованный акт вступает в законную силу.

Судебное рассмотрение жалобы

В процессе рассмотрения жалобы в зал судебного заседания приглашаются все участники правонарушения, а также должностное лицо, которое вынесло постановление об административном правонарушении. В ходе дела заново выясняется вся суть деяния, выслушиваются показания свидетелей, если таковые имеются, а также предоставляется речь правонарушителю.

В том случае, если одна из сторон не имеет возможности явиться на слушание дела, то она обязана уведомить об этом суд. Также любая сторона имеет право воспользоваться услугами частных или государственных представителей - адвокатов.

В конце дела судья, рассматривающий жалобу, обязан определить законность вынесенного постановления об административном правонарушении, его обоснованность, а затем, выслушав все предоставленные материалы, принять свое решение, которое будет являться окончательным. Постановления суда об административном правонарушении также могут быть пересмотрены. В том случае, если жалоба рассматривалась в суде первой инстанции (городской, районный), заявитель имеет право подать заявление о пересмотре его решения в апелляционный орган. Что касается сроков обжалования постановления об административном правонарушении, вынесенного судом первой инстанции, то он составляет 20 дней с момента его подписания.

В апелляционном суде предоставленная жалоба должна быть рассмотрена в коллегиальном порядке. Судьи должны вынести общее решение, которое следует запротоколировать в соответствии с законодательством. В том случае, если заявитель не удовлетворен принятым апелляционным судом решением, он имеет право обратиться в Верховный орган. Постановления Верховного Суда об административном правонарушении оспариванию не подлежат - они сразу же передаются в органы, на которые возлагается их исполнение или дело закрывается по его решению.

Виды постановлений суда

В результате пересмотра жалобы, поданой истцом, суд может принять несколько видов решений. Каким именно оно будет, зависит от того, какие материалы будут предоставлены сторонами к моменту рассмотрения жалобы.

По итогам рассмотрения дела истец может получить отказ в отмене решения компетентного органа. Это означает, что постановление о правонарушении в таком случае остается низменным и подлежит исполнению.

Также суд может принять решение об изменении условий постановления. В таком случае для истца могут быть смягчены условия наказания. Законодательство предусматривает, что изменение условий не должно повлечь за собой ухудшение состояния заявителя.

Еще один вариант решения суда по данному вопросу - это отмена постановления об административном правонарушении и окончательное прекращение производства по текущему делу. Чтобы принять такое решение, суду достаточно счесть обстоятельства, которые повлекло наложение наказания, недостаточными для признания деяния административным правонарушением.

Кто имеет право обжаловать постановление суда или должностного органа

В законодательстве указан небольшой перечень лиц, которые имеют право подать заявление на пересмотр и обжалование постановления. Во-первых, таковым может быть само лицо, в отношении которого ведется производство. Законные представители и адвокаты также наделены такими правами наравне с правонарушителем.

В том случае, если постановление было составлено в адрес юридического лица, то заявление о его обжаловании может быть подано уполномоченным на то органом, который имеется на предприятии, в учреждении или в организации.

Перечень документов, необходимых для подачи жалобы или протеста

Чтобы оспорить постановление, вынесенное должностным органом, необходимо подать в суд соответствующее заявление и прикрепить к нему одну заверенную копию оспариваемого акта. После этого в пакет необходимо добавить копии жалобы, количество которых должно быть равно числу участников процесса.

В том случае, если юридическое или физическое лицо действуют через своих представителей, нужно добавить к пакету бумаг копию документа, на основании которого данный человек осуществляет свою деятельность (адвокатское удостоверение, доверенность на представительство и т.д.). Если пересмотр постановления производится не в первый раз, то в обязательном порядке следует приложить копии всех решений, вынесенных другими органами ранее.

Когда административное взыскание не может быть применено?

В законе указывается несколько определенных обстоятельств, при наличии которых наказание не может быть применено в отношении конкретного лица. Один из них - это истечение срока давности, который для каждого типа правонарушения устанавливается отдельно. Примером таковых обстоятельств также может послужить отмена закона, на основании которого было наложено взыскание или был издан акт амнистии по данной статье.

Также наказание не применяется в том случае, если виновное лицо действовало в ситуации крайней необходимости. Дело об административном правонарушении закрывается в том случае, если лицо, в отношении которого оно возбуждено, признано умершим.

Итак, мы подробно рассмотрели вопросы, которые касаются административных правонарушений и о том, что такое постановление по делу об административном правонарушении.

Исполнительное производство осуществляется в связи со вступлением в законную силу постановления, принятого по делу об административном правонарушении.

Началом исполнительного производства является обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению , которое возложено на судью, орган, должностное лицо, вынесших его.

В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу и (или) на последующее решение по жалобе, протесту, вступившее в законную силу, постановление направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу (ст. 31.3 КоАП РФ).

Если постановление не было обжаловано или опротестовано, то оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченному приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня вступления его в законную силу. При этом судья, орган, должностное лицо, направляя постановление на исполнение, делают на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу либо о том, что оно подлежит немедленному исполнению.

Следует отметить, что во всех случаях обращение вступившего в законную силу постановления к исполнению осуществляется именно тем судьей, органом, должностным лицом, которые вынесли данное постановление.

Орган, должностное лицо, приводящие постановление к исполнению, вправе обратиться к судье, должностному лицу, в орган, вынесшим постановление по делу, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения, если имеет место неясность в их определении.

Приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении осуществляется уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ, Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в соответствии с ГПК РФ и АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ (ст. 31.4 КоАП РФ).

В большинстве случаев исполнительное производство осуществляется судебным приставом-исполнителем , который осуществляет соответствующие юридические действия, предусмотренные ст. 21,22 и другими статьями Федерального закона "Об исполнительном производстве", руководствуясь также ст. 32.2, 32.10, 32.12, 32.13.

Приведение в исполнение постановлений о назначении наказаний в виде административного ареста, лишения права управления автотранспортным средством, права ношения и хранения оружия возложено на органы внутренних дел . Приведение в исполнение наказания в виде лишения права охоты возложено на органы, ведающие выдачей охотничьих билетов .

Исполнение постановления о наложении административного штрафа включает три последовательных этапа.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ предусмотрена уплата штрафа в добровольном порядке. Штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 данной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса.

Административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, при отсутствии документа об уплате штрафа в течение 10 дней направляют материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Должностное лицо или уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.25, и направляет его в суд. В отношении штрафа, наложенного судьей в результате рассмотрения дела, аналогичный протокол составляет судебный пристав-исполнитель (ст. 32.2 КоАП РФ).

Статьей 20.25 КоАП РФ предусмотрено наказание за неуплату административного штрафа в установленный срок в виде штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного штрафа либо административного ареста на срок до 15 суток либо обязательных работ на срок до 50 часов.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется в банк или иную кредитную организацию либо банковскому платежному агенту или в организации федеральной почтовой связи.

Исполнение штрафа осуществляет судебный пристав-исполнитель.

Исполнение постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения , по общему правилу осуществляется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а постановление о конфискации оружия и боевых припасов – органами внутренних дел (ст. 32.4 КоАП РФ).

Постановление судьи о конфискации предмета (вещи), являющегося орудием или предметом административного правонарушения в таможенном деле, ответственность за которое предусмотрена гл. 16 КоАП РФ, исполняется таможенным органом путем передачи органу, уполномоченному Правительством РФ на распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность. Конфискованные товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством РФ, в соответствии с решением суда подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановление судьи о лишении специального права исполняется должностными лицами ряда уполномоченных на то органов:

  • о лишении права управления автомототранспортным средством, трамваем, троллейбусом – должностными лицами органов внутренних дел (сотрудниками подразделений ГИБДД);
  • о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники – должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием указанных видов техники (государственными инженерами-инспекторами);
  • о лишении права управления судном (в том числе маломерным) – должностными лицами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением правил пользования указанными судами (например, государственными инспекторами по маломерным судам и др.);
  • о лишении права на эксплуатацию радиотехнических средств или высокочастотных устройств – должностными лицами, осуществляющими государственный надзор в сфере связи;
  • о лишении права осуществлять охоту – должностными лицами органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, и среды их обитания;
  • о лишении права на приобретение либо хранение и ношение оружия и патронов к нему – должностными лицами органов внутренних дел.

Исполнение постановления о лишении права управления транспортными средствами или другими видами техники осуществляется путем изъятия удостоверения на право управления соответствующими видами транспорта (ст. 32.6 КоАП РФ).

Соответствующее удостоверение и иные документы должны быть сданы лицом, лишенным специального права, в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу соответствующего постановления. При уклонении лица, лишенного специального права, от их сдачи срок лишения специального права прерывается. Течение этого срока начинается со дня сдачи указанным лицом или изъятия у него соответствующего удостоверения или иных документов.

Если лицо уже было лишено специального права, то в случае назначения ему вновь наказания в виде лишения того же специального права течение нового срока лишения начинается со дня, следующего за днем окончания срока наказания, назначенного ранее (ст. 32.7 КоАП РФ).

По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду наказания, подлежат возврату по его требованию в течение одного рабочего дня (ст. 32.6 КоАП РФ).

Исполнение постановления о лишении права на приобретение или хранение и ношение оружия осуществляется путем аннулирования лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на указанную деятельность , а также путем изъятия оружия и патронов к нему.

Постановление об административном аресте (ст. 32.8 КоАП РФ) исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лицо, подвергнутое аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел (специальных приемниках). При исполнении постановления об аресте осуществляется личный досмотр указанного лица. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

Отбывание ареста осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26.04.2013 № 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста". Данный Закон определил основные принципы отбывания административного ареста, место отбывания административного ареста, правовой статус лиц, подвергнутых такому наказанию, их права и обязанности, условия отбывания ареста; права и обязанности администрации и сотрудников мест отбывания ареста. Предусмотрены также конкретные формы контроля и надзора за исполнением данного Закона.

В настоящее время в ст. 32.8 КоАП РФ, устанавливающей порядок исполнения административного ареста, предусмотрена возможность приостановления его исполнения до семи суток или его прекращение по решению судьи при наличии исключительных личных обстоятельств (смерть близкого лица и т.п.) и также на основании медицинского заключения.

В случае уклонения такого лица от дальнейшего отбывания ареста оно подлежит задержанию полицией и передаче его в место отбывания ареста (ч. 6 ст. 32.8 КоАП РФ).

Исполнение постановления судьи об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства , предусматривающее контролируемый самостоятельный выезд лица из Российской Федерации, обеспечивается под контролем ФМС России, а постановление о принудительном выдворении исполняется ФССП России (судебными приставами-исполнителями).

Кроме того, по ст. 18.1 и ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ исполнение выдворения возложено на пограничные органы.

Исполнение постановления об административном выдворении осуществляется путем официальной передачи привлеченного к ответственности лица представителю властей иностранного государства, на территорию которого выдворяется данное лицо. Об административном выдворении из пункта пропуска через Государственную границу РФ уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого производится выдворение, если оно предусмотрено международным договором РФ с указанным государством. Если передача лица, подлежащего административному выдворению, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным договором РФ, выдворение осуществляется в месте, определяемом органами пограничной службы.

Исполнение постановления об административном выдворении оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению.

Лица, которым назначено административное выдворение в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из России в течение пяти дней после дня вступления постановления судьи о назначении наказания.

В случае уклонения от выезда иностранного гражданина или лица без гражданства, которому назначено административное наказание в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации, он привлекается к ответственности в виде административного штрафа от 3 до 5 тыс. руб. и административного выдворения (ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ).

Согласно примечанию к ст. 20.25, если иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято постановление об административном выдворении в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации, привлечен к ответственности по ч. 3 указанной выше статьи, то к нему применяется принудительное административное выдворение.

Исполнение постановления о дисквалификации включает как действия самого дисквалифицированного лица, так и обязанность администрации прекратить договор (контракт), заключенный с ним.

Формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется ФНС России и ее территориальными органами, которым направляются копии вступивших в законную силу постановлений, вынесенных судьями районных судов.

Постановление об административном приостановлении деятельности (ст. 32.12 КоАП РФ) исполняет судебный пристав-исполнитель немедленно после вынесения постановления. При этом производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении мероприятий, необходимых для исполнения наказания.

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Особенность исполнения постановления об административном приостановлении деятельности заключается в том, что оно может быть досрочно прекращено судьей, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение дела, по ходатайству индивидуального предпринимателя или юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания, устранены. О прекращении исполнения административного приостановления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя выносится постановление , в котором указываются сведения, предусмотренные ст. 32.12 КоАП РФ, а также дата возобновления соответствующей деятельности.

По истечении срока административного приостановления деятельности должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении, проверяют устранение обстоятельств, приведших к назначению наказания. Если такие недостатки не устранены, составляется новый протокол и могут быть применены предусмотренные ст. 27.16 и 27.17 пресекательные меры. Таким образом, вновь возбуждается производство по соответствующей статье КоАП РФ, а протокол и иные материалы направляются на новое рассмотрение дела уполномоченным субъектом административной юрисдикции.

Исполнение постановления о назначении обязательных работ осуществляет судебный пристав-исполнитель. В ст. 32.13 КоАП РФ установлены правила, касающиеся определения видов обязательных работ, условия их отбывания, в том числе безвозмездность, основания освобождения от обязательных работ, временные рамки отбывания обязательных работ, порядок осуществления обязательных работ и контроля за их осуществлением.

Кроме того, за уклонение от отбывания обязательных работ установлена административная ответственность в виде административного штрафа или административного ареста до 15 суток (ст. 20.25 КоАП РФ) . Дело возбуждается судебным приставом-исполнителем.

В Федеральном законе "Об исполнительном производстве" определен порядок исполнения судебным приставом-исполнителем содержащегося в исполнительном документе постановления об отбывании обязательных работ (ст. 109.2). В частности, определено содержание постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ч. Зет. 109.2).

Приведение в исполнение постановлений о назначении наказаний в виде предупреждения осуществляют субъекты административной юрисдикции, вынесшие соответствующее постановление.

В связи с введением в 2013 г. нового вида административного наказания – административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст. 3.14 КоАП РФ) – определен порядок исполнения такого наказания. Оно возлагается на лицо, привлеченное к ответственности за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. В свою очередь, органы МВД России ведут учет таких лиц (ст. 32.14 КоАП РФ).

КоАП РФ (ст. 31.5) предусматривает отсрочку и рассрочку исполнения постановления о назначении административного наказания. Вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения постановления решается судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление.

Принесение протеста прокурором на вступившее в законную силу постановление о назначении наказания (за исключением постановлений об административном приостановлении деятельности, административном аресте или обязательных работах) влечет приостановление его исполнения до рассмотрения протеста на основании определения судьи, органа, должностного лица, вынесших постановление, до рассмотрения протеста (ст. 31.6 КоАП РФ).

Большое значение для практики исполнительного производства имеет правило, согласно которому в случае вынесения в отношении одного лица двух или более постановлений о назначении административного наказания каждое из них приводится в исполнение самостоятельно.

Статья 31.7 КоАП РФ содержит перечень оснований прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания:

  • издание акта амнистии;
  • отмена или признание утратившим силу закона (его положения), устанавливающего административную ответственность за содеянное;
  • отмена постановления;
  • истечение срока давности исполнения постановления;
  • вынесение постановления о прекращении исполнения постановления о наказании;
  • смерть лица, привлеченного к административной ответственности.

Статья 31.9 КоАП РФ определяет срок давности исполнения постановления, основание его прерывания и порядок исчисления. По общему правилу, постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение двух лет после его вступления в законную силу.

Однако из этого правила имеются исключения. Во-первых, если привлеченное к ответственности лицо уклоняется от исполнения постановления, течение срока давности прерывается. Исчисление данного срока возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей и доходов, на которые в соответствии с постановлением может быть обращено взыскание. Во-вторых, в случае отсрочки, рассрочки или приостановления исполнения постановления в соответствии со ст. 31.5, 31.6, 31.8 КоАП РФ течение указанного срока приостанавливается до истечения соответственно срока отсрочки, рассрочки или приостановления исполнения.

О прекращении производства по исполнению наказания судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление об административном наказании, выносят соответствующее решение в форме постановления.

Производство по исполнению постановления о назначении административного наказания заканчивается направлением исполненного постановления судье, органу, должностному лицу, вынесшим его . Это действие осуществляют орган, должностное лицо, исполнившие постановление.

  • По поводу отбывания обязательных работ и размеров налагаемых за их уклонение административных штрафов см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э. В. Савенко".
  • Федеральный закон от 23.07.2013 № 192 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований".

Большая часть людей, конечно, слышали о таком понятии, как давности.

Оно распространяется и на постановления по административным правонарушениям.

Смысл его заключается в возможности привлечения к ответственности.

Согласно законодательству этот срок составляет два месяца.

То есть, если человек, к примеру, нарушил правила дорожного движения (ПДД), к ответственности его можно привлечь только в течение двух месяцев, с момента совершения преступления. Текущая статья разъяснит все важные моменты, касающиеся сроков вынесения постановления об административном .

Навигация по статье

Сроки предъявления протокола

Первое, что делают уполномоченные лица при выявлении нарушений: выписывают протокол, с которым нарушитель закона должен ознакомиться. Оформляется он в двух экземплярах.

Один из которых вручается нарушителю порядка, второй остается у уполномоченного лица. Обычно протокол заполняется сразу на месте совершения нарушения.

Если нужно выяснить данные о нарушителе этот документ может быть предъявлен в течение 2 дней, с момента совершения неправомерного деяния. Иногда при допущенных нарушениях следует провести расследование.

А на него может уйти несколько дней, в некоторых случаях даже недель. Когда проводится расследование по поводу административного нарушения, составления протокола определяются ст. 28. 5 КоАП РФ.

Максимальное время оформления документа, даже учитывая факт расследования, не может быть больше 1 месяца. В некоторых случаях, по личному заявлению должностного лица и этот срок продлевается:

Письменным разрешением уполномоченных лиц инстанции, в производстве которой находится дело. Тогда, время предъявления протокола может быть увеличено только на 1 месяц.

Документальным разрешением руководителя вышестоящей инстанции. Если нарушение повлекло за собой причинение вреда здоровью человека, он может быть продлён максимум на полгода. Такие сроки связаны с возможными судебными разбирательствами.

Когда расследование завершается, оформляется соответствующий протокол либо выносится постановление о прекращении дела, связанного с нарушением.

Если нарушитель с ним не согласен, как следствие, стоит ожидать судебного разбирательства.

Что такое постановление о нарушении ПДД и кто его составляет


На вынесение постановления по протоколу отводится определенное законом время.

То есть, срок, в течение которого человека можно привлечь к ответственности с помощью уполномоченных организаций.

Сроки вынесения постановления об административном правонарушении ПДД установлены двумя месяцами.

Допустим, человек нарушил ПДД. Инспектор в тот же момент его останавливает и выписывает , который требуется оплатить в течение 60 суток.

Не все автолюбители спешат оплатить штраф сразу. Зачастую дело доходит и до суда, тогда на основании постановления приставы взыскивают долг с нарушителей.

После вынесения постановления, человеку дается 10 дней на его обжалование. Только после его истечения документ вступает в силу и отправляется на исполнение в службу приставов.

Законодательством установлен срок вынесения постановления на основании протокола. Он составляет два месяца. Когда дело доходит до судебных разбирательств и его выносит , допускается срок в три месяца.

Человек, которого обвиняют в правонарушении вправе сам выбрать судебную инстанцию, для рассмотрения дела. Если приходится подавать ходатайство о переносе дела в другой суд, срок давности приостанавливается.

Вынесение постановления не является окончательным этапом взыскания долга или привлечения к иной ответственности. Для этого документ должен быть передан приставам исполнителям, которые до определенного времени обязаны пустить его в действие.

Если постановление вынесено судом, но не введено в производство в течение двух лет, его можно считать автоматически аннулированным.

Можно ли обжаловать постановление


В наше время достаточно часто можно столкнуться с несправедливыми органов власти.

Как следствие приходится выплачивать штрафы либо быть привлеченным к другому виду ответственности.

Иногда с доводами специалистов вышестоящих учреждений сложно согласиться, и приходится расплачиваться за несовершенные ошибки.

Когда в деле участвует Федеральная антимонопольная служба (ФАС), штрафные санкции могут доходить от тысяч до сотен миллионов рублей. Крупные накладываются на юридические лица. Их сумма зависит от стоимости собственных активов.

Когда ответчику приходит постановление, он вынужден оплатить штраф. Не всем людям известно, что существует возможность обжаловать такой документ. Законодательством предусмотрено время для на эту процедуру. Оно составляет десять дней.

Только, если человек пришел к решению обжаловать постановление, к заседанию требуется очень тщательно подготовиться. Для этого нужно заручиться документальными подтверждениями правоты, да и помощь юриста здесь не помешает.

Сроки вынесения постановления об административном правонарушении ФАС не отличаются от обычных временных рамок. Как и любой другой документ его можно обжаловать. Тем самым, доказав невиновность.

Допускается подача жалобы на постановление. Предъявить её нужно в течение десяти дней, согласно статье 30. 3 КоАП.

Срок отсчитывается со дня вынесения решения. Подобная жалоба подаётся в судебную или иную уполномоченную , которой утверждалось постановление.

Когда процедура обжалования происходит в суде, срок действия постановления приостанавливается до времени вступления его в силу. Поэтому следует тщательно подготовиться к защите своих интересов, и лучше заручиться поддержкой юридически грамотного человека.

Время рассмотрения жалобы на вынесенное постановление зависит от того в какую инстанцию она подается. При обращении в суд он может достигнуть даже два месяца.

Важные моменты и ситуации из жизни

Разберем часто встречающиеся случаи, происходящие на практике:

  • Предположим, извещение о назначенном заседании суда пришло с опозданием. Тогда постановление можно отменить, судом будет назначено другое заседание. В качестве подтверждения придется принести судье документальные доказательства своей невиновности. К примеру, на почте можно взять документ с отметкой фактической даты получения извещения.
  • Если извещение вообще не было получено, практически невозможно доказать этот факт. Но постановление тогда можно обжаловать через вышестоящий .
  • Допустим, извещение выдал инспектор ГИБДД. По указанным данным на участке дела не оказалось, а спустя некоторое время приходит уже утверждённое постановление. Тогда, дело тоже подлежит пересмотру. Даже если прошло уже два месяца, обжалование можно провести в вышестоящей судебной инстанции.

Важно! Инспектор ГИБДД наделён полномочиями вручать извещение. При этом они не застрахованы от ошибок. Многие из них выдают этот документ по неподсудному участку.

Место рассмотрения дела по административным нарушениям выбирает ответчик. Оно может быть:

  • в населенном пункте, где произошло нарушение
  • по месту постоянной регистрации
  • в городе регистрации имущества

Если человек выбрал судебную инстанцию на свое усмотрение, отказа ему поступить не может.

Важной особенностью относительно срока давности является следующий факт. Инспектор обычно выдает извещение по участку постоянной регистрации нарушителя.

Если ответчик пишет ходатайство по переносу дела в другую судебную инстанцию, установленный законом двухмесячный приостанавливается и продолжается отсчет времени только после его поступления по месту назначения.

Когда человек не согласен с местом рассмотрения дела и подает ходатайство по месту регистрации транспорта, этот срок не прерывается. Даже если он совпадает с местом постоянной прописки.

В данном случае, не имеет значения, сколько времени уйдет на пересылку документации. Если они не успеют дойти до места назначения в течение двух месяцев, дело просто закроют.

Из выше обозначенной практики становится понятно, что знание поможет выстроить правильную защиту прав.

На видео автоюрист разъясняет, как обжаловать постановление об административном правонарушении:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется:

По месту совершения административного правонарушения;

По месту жительства нарушителя;

По месту учета транспортного средства.

Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях (ст. 29.6 КоАП РФ):

1) 15 дней со дня получения судьей, органом, должностным лицом протокола и других материалов дела (общий срок);

2) в день получения протокола – если рассматривается дело об административном правонарушении, влекущем административный арест;

3) не позднее 48 часов – в отношении лица, подвергнутого административному задержанию. Срок исчисляется с момента задержания;

4) продленный срок, но не более чем на месяц – при поступлении ходатайств от участников производства либо при необходимости выяснения обстоятельств дела.

Рассмотрение дела ведется в порядке, предусмотренном ст. 29.7 КоАП РФ. При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом составляется протокол.

Заканчивается этап вынесением постановления по делу об административном правонарушении. Данное постановление должно отвечать требованиям, указанным в ст. 29.9 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела может быть принято одно из следующих постановлений:

О назначении административного наказания;

О прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В постановлении о назначении административного наказания указываются сведения о лице (органе), вынесшем постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные по делу; статья, предусматривающая ответственность; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Если при рассмотрении дела одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в вынесенном постановлении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Его копия в течение 3 дней вручается (под расписку) или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено (его законному представителю), а также потерпевшему по его просьбе.

По результатам рассмотрения дела при установлении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, судья, орган (должностное лицо), вынесший постановление по делу, вносит в соответствующие органы, организации и учреждения представление о принятии мер по их устранению. Установлена обязанность сообщения о принятых мерах в течение месяца со дня поступления такого представления.

3. Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено двумя способами: путем обжалования , либо путем опротестования . Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Установлено, что жалоба подается: на постановление, вынесенное судьей, в вышестоящий суд; на вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения такого органа; на вынесенное должностным лицом – вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд.

Получивший жалобу орган (должностное лицо) обязан в течение трех суток со дня ее получения направить материалы дела в вышестоящий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана непосредственно в вышестоящий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, органа (должностного лица), к которым она поступила, последние в течение трех суток направляют ее по подведомственности.

Жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления по делу. Пропуск срока может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству ее автора. Срок рассмотрения жалоб – десятидневный со дня их поступления; сутки – с момента подачи жалобы на постановление об административном аресте.

Жалобы рассматриваются судьями, должностными лицами единолично. При их рассмотрении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в те органы (тем должностным лицам), которые полномочны ее рассматривать. В случае обжалования примененного к правонарушителю административного ареста жалоба подлежит рассмотрению в течение суток с момента ее подачи.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

1) жалоба остается без удовлетворения, а постановление без изменений;

2) отменить постановление и дело направить на новое рассмотрение;

3) отменить постановление и дело прекратить;

4) изменить меру административного наказания при условии, что она не будет усилена.

При установлении некомпетентности органа (должностного лица), вынесшего постановление по делу, постановление отменяется, а дело направляется на рассмотрение правомочного органа (должностного лица).

Решение по жалобе оглашается немедленно после его принятия. Копия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается лицам, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему, законному представителю юридического лица.

Решение по жалобе может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. Протест прокурора рассматривается в том же порядке, что и рассмотрение жалоб.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано; немедленно после вынесения решения по жалобе, протесту, если оно не отменяет постановление.

Вступившее в законную силу постановление по делу, а также решение по жалобе, могут быть опротестованы прокурором. Право принесения протестов принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям. Они могут быть также пересмотрены председателями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместителями, Председателем Верховного Суда и его заместителями. В порядке надзора по подведомственности они могут быть пересмотрены Высшим Арбитражным Судом РФ.

Если у председателя или заместителя председателя соответствующего суда возникнут сомнения в законности обжалованного, опротестованного постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, он вправе истребовать дело для проверки. При этом в соответствии с частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ указанные лица в интересах законности могут проверить дело в полном объеме.

По результатам рассмотрения жалобы председатель или заместитель председателя соответствующего суда выносит одно из постановлений, перечисленных в статье 30.17 КоАП РФ. Копия постановления направляется прокурору и (или) лицу, подавшему жалобу.

35. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, вынесшего постановление (часть 1 статьи 31.3 КоАП РФ). Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу ( КоАП РФ), за исключением постановления об административном аресте, которое подлежит немедленному исполнению (часть 1 статьи 32.8 КоАП РФ). Исполнение постановления о назначении наказания в виде предупреждения осуществляется судьей, вынесшим постановление ( КоАП РФ). В остальных случаях постановление направляется судьей для исполнения управомоченному органу (эти органы определены в статьях о порядке исполнения отдельных видов наказания). Если постановление о наложении административного наказания не было обжаловано, оно направляется судьей управомоченному органу в трехдневный срок со дня вступления в силу, а если обжаловано - в течение трех дней со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда, вынесшего решение.

КоАП РФ по истечении срока давности исполнения постановления, установленного частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ, независимо от того, что исполнение не производилось либо произведено не полностью.

37. Приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в связи с подачей жалобы лицами, перечисленными в - 25.5 КоАП РФ, недопустимо, поскольку частью 1 статьи 31.6 КоАП РФ такая возможность предусмотрена лишь в случае принесения прокурором протеста по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста.

Председатель

Верховного Суда

Российской Федерации

В.М.ЛЕБЕДЕВ

Секретарь Пленума,

судья Верховного Суда

Российской Федерации