При выборе организационно-правовой формы деятельное! предприятия нужно определить требуемый уровень и объем ег возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержа­ния будущей деятельности, возможного круга партнеров, сущест­вующего в стране законодательства. Принимая решение о выборе организационно-правовой деятельности, необходимо основываться на хозяйственном, предпринимательском и трудовом праве. Хо­зяйственное и предпринимательское право каждой страны содержит лишь определенные организационно-правовые формы деятельности.

В соответствии с национальным законодательством предпри­ятия могут быть основаны на частной, коллективной, государст­венной и смешанных формах собственности. В связи с этим в туристском бизнесе могут действовать частные, коллективные, государственные, совместные и иностранные предприятия.

Субъектами хозяйствования могут выступать физические и юри­дические лица (рис. 4.4).

Под физическими лицами понимаются граждане страны, ино­странные граждане, лица без гражданства и с двойным граждан­ством. Однако участие в товарно-денежных отношениях нередко требует вложения весьма значительных капиталов, которыми не обладают отдельные физические лица. Только объединив капи­талы многих участников рыночных отношений, можно решать крупные инвестиционные проекты. Эта особенность рыночных отношений обусловила участие в них искусственных образова­ний, именуемых юридическими лицами. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяй­ственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществ­лять имущественные и личные неимущественные права, испол­нять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридиче­ское лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету и собственный расчетный счет. Оно также должно быть внесено в единый государственный регистр юридических лиц страны ре­гистрации.

Юридические лица делятся на виды по различным несовпадающим критериям в зависимости от цели, которая ставится при классификации. Таких критериев много. Наиболее значимыми из них являются: собственность, на основе которой юридическое.-лицо образовано; права учредителей (участников, членов) юриди­ческого лица на его имущество; цель деятельности; состав учреди­телей; способ образования; состав учредительных документов; характер участия учредителей в деятельности юридического лица; обязанности участников (членов) участвовать своим трудом в дея­тельности юридического лица и др.

Рыночная экономика предполагает деятельность субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм. Разли­чают некоммерческие организации (образующиеся для удовлетворения а духовных или иных нематериальных потребностей; обычно пре- ; следуют социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели) и коммерческие (образующиеся с целью получения прибыли).


К некоммерческим организациям относят потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

К коммерческим организациям относят хозяйственные това­рищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества, производственные кооперативы и унитарные предприятия.

Хозяйственные товарищества - это коммерческие организа­ции, обладающие на правах собственности обособленным иму­ществом, с разделенным на доли (вклады) уставным капиталом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного и коммандитного товарищества.

Полным называется товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенными между ними догово­рами занимаются предпринимательской деятельностью от име­ни товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товари­щества. Полное товарищество создается и действует на основа­нии учредительного договора, подписываемого всеми его участ­никами. Управление деятельностью осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарище­ства могут быть предусмотрены случаи, когда решение принима­ется большинством голосов участников. Участниками полных товариществ могут являться индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Коммандитным называется товарищество, в котором присутст­вуют участники, осуществляющие от его имени предприниматель­скую деятельность и отвечающие по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полные товарищи). Кроме участников, несущих полную ответственность, имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убыт­ков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Коммандитное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, подписываемого всеми полными товарищами. Последни­ми могут являться индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Вкладчиками в коммандитных това­риществах могут быть граждане и юридические лица.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнитель­ной ответственностью (ОДО) или акционерного общества (АО).

Участниками хозяйственных обществ могут быть граждане и юридические лица.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учре­жденное двумя или более лицами общество, уставный фонд кото­рого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пре­делах сумм внесенных ими вкладов. Учредительными документами ООО являются учредительный договор, подписанный его учреди­телями, и утвержденный ими устав. Уставный фонд ООО форми­руется из стоимости вкладов его участников. Высшим органом является общее собрание участников. В ООО создается исполни­тельный орган (коллегиальный и/или единоличный), осуществ­ляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию участников. Участник ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю (или ее часть) в уставном фонде общества одному или нескольким участникам данного общества.

Обществом с дополнительной ответственностью является учре­жденное двумя или более лицами общество, уставный фонд кото­рого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиар­ную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества. При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества рас­пределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. К ОДО применяются правила об ООО, поскольку иное не предусмотрено законодательством.

Акционерные общества - это общества, уставный фонд кото­рых разделен на определенное число акций равной номиналь­ной стоимости и формируется за счет их продажи.

Акция - это ценная бумага, выпускаемая акционерным обще­ством, свидетельствующая о паевом взносе ее собственника в устав­ный фонд общества и дающая собственнику право на получение дивидендов. Акции имеют номинальную стоимость (нарицатель­ную стоимость, обозначенную на самой акции), эмиссионную цену (стоимость), по которой они продаются на первичном рынке (обычно самим акционерным обществом), реальную (рыночную) цену, по которой они оцениваются на вторичном рынке ценных бумаг, и балансовую цену, определяемую на основе документов фи­нансовой отчетности акционерного общества.

Совокупность акций, принадлежащих одному члену акцио­нерного общества - это пакетом акций .

Дивиденд - это доход (часть общей прибыли акционерного общества), получаемый владельцем акций. Выражается в про­центах (например, дивиденд по акциям составил 14 %) или в аб­солютном значении (например, получил 180 дол. в виде диви­денда по акциям).

Ответственность участников (акционеров) ограничена стои­мостью принадлежащего им пакета акций. Учредители акцио­нерного общества заключают между собой договор, определяю­щий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного фонда общества, категории выпускаемых акций и порядок размещения, а также иные усло­вия, предусмотренные законодательством об акционерных об­ществах. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями.

Различают открытые акционерные общества (ОАО) и закры­тые акционерные общества (ЗАО).

Акционерное общество, участник которого может отчуж­дать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц, признается открытым акционер­ным обществом. Такое акционерное общество вправе прово­дить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную продажу их на условиях, устанавливаемых законодательством. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибыли и убытков.

Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую под­писку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Под производственным кооперативом понимается коммерче­ская организация, участники которой обязаны внести имущест­венный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в ее

деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязатель­ствам производственного кооператива в равных долях, в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годо­вого дохода в производственном кооперативе. Учредительным до­кументом производственного кооператива является устав, утвер­ждаемый общим собранием его членов. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Высшим орга­ном управления является общее собрание членов кооператива. Его исполнительными органами являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельно­стью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

Унитарным предприятием является коммерческая организа­ция, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного пред­приятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками пред­приятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) или ча­стные унитарные предприятия. Имущество такого предприятия находится в государственной либо частной собственности физи­ческого или юридического лица. Руководящим органом унитар­ного предприятия является назначаемый собственником имуще­ства руководитель, который подотчетен этому собственнику. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Одной из хозяйственно-правовых форм туристских предпри­ятий является деятельность индивидуального предпринимателя (ИП). Обычно в законодательстве каждой страны определено, что любое частное лицо, гражданин данной страны, вправе за­ниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. ИП отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законода­тельством не может быть обращено взыскание. Перечень иму­щества граждан, на которое не может быть обращено взыскание,

устанавливается гражданским процессуальным законодательством, ИП, который не в состоянии удовлетворить требования креди­торов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан экономически несостоятель­ным (банкротом) в судебном порядке. С момента вступления в силу решения суда утрачивает силу регистрация индивидуаль­ного предпринимателя в этом качестве.

Таким образом, мы назвали возможные организационно-пра­вовые формы деятельности предприятий. Но какая из этих форм наиболее пригодна для вновь образующегося туристского пред­приятия? Рассмотрим факторы, определяющие выбор организа­ционно-правовых форм деятельности туристского предприятия (рис. 4.5).

Принимая во внимание вышеизложенные факторы, необходи­мо отметить, что до 2000 г. туристские предприятия при выборе формы юридического лица отдавали предпочтение обществам с ограниченной ответственностью (ООО), составлявшим около 75 % от общего числа зарегистрированных туристских предприятий. В настоящее время наиболее популярными организационно-пра­вовыми формами деятельности туристских предприятий являются общество с дополнительной ответственностью (ОДО), унитарное предприятие (УП), индивидуальный предприниматель (ИП)

Критерии выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.

Необходимость выбора организационно-правовой формы возникает всякий раз при создании нового предприятия или же при преобразовании уже существующего.

К Основным, наиболее значимым факторам, влияющим на выбор организационно-правовой формы, относятся следующие группы факторов:

Организационные

Экономические

Социальные

Технические

Говоря об организационных факторах, прежде всего, стоит обращать внимание на количество учредителей предприятия. Это объясняется следующими причинами:

Количество учредителей, в соответствии с законодательством, определяет организационно-правовую форму создаваемого предприятия. Например, максимальное количество участников ООО и АО составляет не более 50 человек, количество учредителей производственного кооператива должно быть не менее 5, в то время как полное и коммандитное товарищества не ставят ограничений в числе задействованных лиц.

Организационные факторы для удобства можно свести в следующей таблице:

Количество учредителей

Характеристика учредителя

Организационно-правовая форма

Физическое лицо

Без создания юридического лица, ООО, ОДО, ЗАО

Юридическое лицо

ООО, ОДО, ЗАО

Государственный орган

Государственное предприятие

Муниципальный орган

Муниципальное предприятие

Несколько (ограниченное количество)

Физические лица

ПТ, ТНВ, ООО, ОДО, ЗАО(<50), ПК(<5)

Юридические лица

ПТ, ТНВ, ООО, ОДО, ЗАО(<50)

Физические и юридические лица

ПТ, ТНВ, ООО, ОДО, ЗАО(<50)

Много (неограниченное количество)

Физические лица

Юридические лица

Примечание. Условные обозначения в таблице:

ООО - общество с ограниченной ответственностью; ОДО - общество с дополнительной ответственностью; ЗАО - закрытое акционерное общество; ОАО - открытое акционерное общество; ПТ - полное товарищество; ТНВ - товарищество на вере; ПК - производственный кооператив

Также следует учитывать существующие законодательные ограничения, заключающиеся в ограничении выбора организационно-правовых форм для некоторых видов деятельности (в финансовой сфере банки, страховые компании могут быть организованы только в форме акционерного общества); а также характере целей (кооперативы; есть виды деятельности, которые могут быть выполнены только в рамках некоммерческих или государственных предприятий).

Рассматривая группу экономических факторов, обуславливающих выбор той или иной организационно-правовой формы предприятия, стоит обратить внимание на размер уставных капиталов предприятий.

В данном случае ограничения распространяются на хозяйственные общества, например размер уставного капитала для ОАО должен составлять не менее 1000 МРОТ, а для ЗАО и ООО - не менее 100 МРОТ. В то же время, уставные капиталы других организационно-правовых форм предприятий (таких как производственные кооперативы, полные и коммандитные товарищества) не ограничены, что дает определенную свободу действий предпринимателям с данной формой организации.

При организации предприятия и выборе его правовой формы, учредителям стоит также учитывать степень имущественной ответственности, а также долю прибыли по личным вкладам.

Полное товарищество образуется несколькими вкладчиками (товарищами), которые несут неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам этого товарищества. К моменту учреждения полного товарищества каждый участник обязан внести не менее 50% своего вклада. Прибыть и убытки распределяются между соучредителями соразмерно с их вкладами.

Товарищество на вере образуется полными товарищами и ассоциированными участниками, последние не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и несут ответственность только в пределах своих вкладов. Такой вкладчик имеет право получать часть прибыли (в соответствии с долей), знакомиться с годовыми отчетами и балансами, выйти из товарищества по окончании финансового года и получить свой вклад в порядке, предусмотренном в учредительном договоре, передать свою долю другому вкладчику или третьему лицу.? Имущество делится между участниками пропорционально доле в складочном капитале.

В обществе с ограниченной ответственностью (ООО), размер доли участника - это отношение номинальной стоимости доли к величине уставного капитала. Каждый участник общества имеет число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале. Действительная стоимость для каждого участника ООО соответствует части чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли. Собственники общества устанавливают порядок распределения прибыли. Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или один раз в год распределять прибыль между участниками. В ООО доли в уставном капитале переходят к наследникам, но в уставе может быль предусмотрено, что участниками они становятся только с согласия остальных учредителей.

Участники общества с дополнительной ответственностью (ОДО) несут субсидиарную ответственность по обязательствам организации. Это значит, что в случае банкротства обязательства возмещаются сначала за счет имущества самого общества. Если этого недостаточно, то остаток возмещается за счет участников соразмерно с их долями в уставном капитале.

Уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Если участники акционерного общества могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, то оно признается открытым (ОАО). Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать годовой отчет: баланс и отчет о прибылях и убытках.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Уставный капитал формируется из номинальной стоимости акций и определяет минимальный размер имущества акционерного общества, гарантирующего интересы его кредиторов. При учреждении все акции должны быть распределены среди учредителей. Акции делятся на два вида: привилегированные и обыкновенные.? Привилегированные акции - это акции с фиксированным дивидендом, владелец которых пользуется привилегиями по сравнению с владельцем обыкновенных акций. Привилегии могут выражаться в следующем:? - получение фиксированных дивидендов, не ниже оговоренного размера;? - получение большей доли имущества при ликвидации;? - выкуп этих акций эмитентом (организация, выпустившая акции) на льготных условиях.? Обыкновенные акции являются голосующими, т.е. их владелец может участвовать в собрании акционеров с правом голоса. При этом голосование осуществляется по принципу «одна акция - 1 голос». Дивиденды по обыкновенным акциям могут не выплачиваться вообще, и все остальные привилегии отсутствуют. Тем не менее, чем больше у владельца обыкновенных акций, тем больший вес имеет его мнение на собрании акционеров. По результатам деятельности акционерное общество выплачивает дивиденды (часть чистой прибыли) акционерам.

(По сравнению с ООО, акционерное общество обладает тем существенным достоинством, что оно может привлекать дополнительные инвестиции путем эмиссии и размещения дополнительных акций).

В производственном кооперативе права и обязанности участников по имуществу распределяются так же, как и в товариществе и обществе с ограниченной ответственностью.

Еще одной группой факторов, определяющих выбор огранизационно-правовой формы предприятия, являются технические факторы.

Важно учитывать объемы будущего производства: в таких областях хозяйства, как торговля (особенно розничная), транспорт (особенно автомобильный), сельское хозяйство и сфера обслуживания (особенно питание), преобладает индивидуальное предпринимательство, много небольших предприятий - товариществ и обществ с ограниченной ответственностью. В промышленности же, в информатике, научно-практической деятельности, финансах преобладают более крупные предприятия, которым лучше соответствует форма акционерного общества, закрытого или открытого типа. Особую область составляют оборонные предприятия (особенно по производству оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ), представленные часто в виде государственных казенных предприятий.

Также следует учитывать, что чем сложнее выпускаемая продукция и чем ближе она к концу технологической цепочки (готовой продукции), тем крупнее предприятия и тем больший удельный вес составляют открытые акционерные общества. И наоборот, чем проще продукция и чем ближе к началу технологической цепочки, тем выше доля небольших предприятий - товариществ и обществ.

Размер производственного предприятия в свою очередь также объясняется следующими факторами. Выпуском новой продукции, особенно научно-технических новинок, занимаются обычно небольшие предприятия, действующие на свой страх и риск. В случае успеха они резко разрастаются и реорганизуются в открытые акционерные общества. Кроме того новинки зачастую подхватывают крупные фирмы, чтобы заработать на коммерциализации нового продукта.

Последним, но не менее значимым критерием являются социальные факторы.

К социальным факторам стоит отнести личностные характеристики предпринимателя - как опору на собственные силы, жажду успеха, стремление к независимости. Чем сильнее развиты эти качества в человеке, тем сильнее он стремится вести дело сам в качестве индивидуального предпринимателя. И наоборот, чем слабее развиты эти качества в человеке, тем более он предпочитает быть одним из партнеров, а то и просто получать дивиденды в качестве рядового акционера. Еще одно качество - склонность к риску. Если она сильна, то человек выбирает полную ответственность - личное дело, товарищество, если нет - предприятие с ограниченной ответственностью. Другой важный социальный фактор - наличие сработавшейся команды, а также доверие в коллективе учредителей. Если предпринимательской деятельностью начинает заниматься не один человек, а коллектив, то члены коллектива выбирают подходящую им организационно-правовую форму. На практике это часто бывает закрытое акционерное общество или хозяйственные товарищества (в последних доверие является необходимым элементом, так как участники несут ответственность, соразмерную их вкладам).

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель, во-первых, определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, круга партнеров, существующего законодательства. Предприниматель планирует осуществлять ряд разовых деловых проектов или его идея сводится к долговременному повторению одного и того же производственного цикла. В одних случаях предпринимательская идея может осуществляться изолированно от обязательных партнерских связей, без тесной кооперации с партнерами в процессе производства (к примеру, организация консультационной фирмы), в других – такая кооперация необходима (например, при производстве конфет или аппаратуры).

При этом выбор наиболее целесообразной (с точки зрения предпринимателя) формы организации деятельности следует соотносить с возможностями, которые предоставляет действующее законодательство, особенно при решении о зарубежном инвестировании. При рассмотрении этих проблем предприниматель принимает решение о правовом статусе учреждаемой организации.

Говоря о типе организаций, сначала подразумевается способ принятия решений, а затем – форма собственности. Согласно этому критерию выделяют два типа организаций:

- самоуправляющиеся – производственные структуры, в которых решения, касающиеся деятельности организации, принимаются на коллективной основе. В состав правления организации входят представители коллектива работающих. Такой тип организаций характерен для скандинавских стран;

- предпринимательские организации – производственные структуры, в которых предприниматель берет на себя функцию единоличного принятия решений.

В экономической науке выделен специальный раздел – теория экономики, управляемой трудом. Эта теория связана с изучением компаний, организованных на кооперативных (в основном) началах, т. е. самоуправляющиеся компании, в которых решения принимаются на основе принципа «один человек – один голос».

Правовая форма организации, ее права и обязанности закрепляются в уставе. Устав – свод правил, регулирующих деятельность организации, их взаимоотношений с другими организациями и гражданами и обязанности в сфере предпринимательской деятельности. Он принимается (одобряется, утверждается) исключительно учредителем. Если в качестве таковых выступает группа лиц, то устав рассматривается и принимается всеми учредителями на общем собрании (конференции). Это находит отражение в учредительном договоре . Устав и договор подписывают все его участники.

Эти документы (плюс протокол собрания или конференции учредителей) необходимы для государственной регистрации, учреждаемой организации и внесения его в государственный реестр.

Устав является важным юридическим документом и к его составлению нужно относиться предельно внимательно. При разработке устава следует исходить из требований законодательных актов, действующих на территории Российской Федерации, которыми определяются права собственности, а также права и обязанности организаций в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

В уставе коммерческой организации должны быть отражены следующие положения:

Наименование организации с указанием организационно-правовой формы, фамилия собственника имущества и название предприятия. В наименовании организации могут не фигурировать указания на вид хозяйственной деятельности, т. е. «коммерческое», «производственное»;

Данные об учредителе (учредителях). Если в создании организации приняли участие несколько членов семьи – их фамилии, имена, отчества, места жительства;

Адрес организации;

Предмет и виды деятельности;

Порядок образования имущества, в том числе право собственности на имущество организации;

Порядок распределения прибыли и покрытия убытков;

Управление организацией и компетенция органов управления;

Условия ликвидации и реорганизации организации.

В уставе необходимо также оговорить ответственность учредителя (учредителей) по обязательствам организации. На титульном листе устава в верхнем углу проставляются дата его утверждения и подпись учредителя. Если устав утвержден решением собрания учредителей, указываются его дата и номер протокола. Перед сдачей на государственную регистрацию устав должен быть прошит.

Гражданский кодекс РФ (ст. 49) наделил лица, занимающиеся предпринимательской деятельности (исключение составляют унитарные предприятия), общей, а не специальной (целевой) правоспособностью. Это дает им возможность участвовать во всех видах предпринимательской деятельности без изменения учредительных документов и осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.

Учредительный договор , являясь учредительным документом юридического лица, вступает в силу с момента подписания и действует до момента прекращения деятельности юридического лица. Договор об учреждении (создании) акционерного общества представляет собой разновидность договора о совместной деятельности, целью которого является создание (учреждение) АО как юридического лица.

Договор вступает в силу с момента подписания и действует до момента исполнения учредителями общества своих обязанностей по внесению вкладов в полном объеме. Его действие не прекращается с момента регистрации акционерного общества (как об этом часто пишут в различной правовой литературе), поскольку именно этим договором на учредителей возлагается обязанность внести взносы в уставный капитал АО, а данная обязанность продолжает существовать и после регистрации общества. Учредительный договор является учредительным документом общества с ограниченной ответственностью, в котором учредители определяют порядок осуществления совместной деятельности по созданию акционерного общества.

Создание новой организации предполагает ряд обязательных этапов. Государственная регистрация организаций осуществляется местными органами власти. В России действует не разрешительный, а регистрационный порядок создания организаций. Отказ в регистрации возможен только при нарушении действующих законов, а также в том случае, если учредительные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Некоторые местные органы власти создают специальные органы, уполномоченные осуществлять государственную регистрацию организаций. Так, в Санкт-Петербурге эти функции выполняет Санкт-Петербургская регистрационная палата. Государственная регистрация осуществляется филиалами этой палаты. Поскольку эта услуга платная, к комплекту учредительных договоров прикладывают квитанцию об уплате государственной пошлины.

При состоявшемся факте государственной регистрации организации заявитель (учредитель или лицо, уполномоченное учредителями) получает временное свидетельство о регистрации, которое действительно в течение 30 дней с момента выдачи. За это время заявитель должен: а) получить коды Общереспубликанского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) и Общереспубликанского классификатора организаций по виду деятельности (ОКОНХ) в органах Госкомстата; б) встать на учет в налоговую инспекцию по месту регистрации организации; в) получить справку в Министерстве финансов России (или его органе) о внесении регистрируемой организации в Государственный реестр; д) открыть текущий счет в банке и внести на него 50 % уставного фонда; г) заказать печать.

По истечении 30 дней с момента получения временного свидетельства заявитель должен вернуть в орган, зарегистрировавший организацию, временное свидетельство со всеми необходимыми отметками и справками и получить взамен него постоянное свидетельство о регистрации организации. С этого момента организация становится самостоятельным юридическим лицом со всеми вытекающими последствиями право- и дееспособности.

Гражданский кодекс предусматривает обязательное образование уставных (складочных) капиталов во всех хозяйственных обществах и товариществах. Образование уставного фонда предусмотрено и в унитарных предприятиях, и в производственных кооперативах. При этом следует отметить, что уставный (складочный) капитал представляет собой общую стоимость имущества, вносимого всеми учредителями (участниками) в качестве оплаты приобретаемого права в обществе или товариществе.

Имущественной основой деятельности общества служит уставный капитал, а товарищества – складочный капитал. Вклад в уставный (складочный) капитал организации признается финансовым вложением на основании соответствующей записи в учредительных документах создаваемой организации. Порядок и сроки внесения вкладов в уставные (складочные) капиталы определяются следующими документами: для товариществ – учредительным договором или для ООО – уставом и учредительным договором; для АО – договором об учреждении.

При учреждении АО уставный капитал разбивается на акции, которые должны быть распределены среди учредителей. После выпуска акций (эмиссии) АО обязаны зарегистрировать в региональном отделении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (РО ФКЦБ) отчеты о первичной эмиссии. В противном случае, с точки зрения закона, считается, что у АО нет уставного капитала и в дальнейшем ему запрещаются любые действия со своими ценными бумагами. ФКЦБ своим решением может приостановить и размещение первичного выпуска акций, а также налагать штрафы.

На рис. 3.7 и в табл. 3.3 показаны способы участия в управлении, права и обязанности участников хозяйственных товариществ, а также обеспечение права собственности их участников, выражающееся в свободе выхода из хозяйственного товарищества и получении своей доли.

На рис. 3.8 представлена схема взаимодействия участников хозяйственных товариществ и обществ.

Органами управления акционерного общества являются (рис. 3.9):

Общее собрание акционеров (высший орган);

Совет директоров (наблюдательный орган);

Генеральный директор (единоличный исполнительный орган) или исполнительная дирекция (коллегиальный исполнительный орган).

Право на участие в управлении делами владельцы голосующих акций реализуют через участие в собрании акционеров общества.

Однако компетенция общего собрания акционеров жестко ограничена: оно может рассматривать и принимать решения только по вопросам, отнесенным ФЗ «Об акционерных обществах» к его компетенции, причем перечень данных вопросов не может быть расширен (но может быть сужен) по усмотрению самих акционеров.

Существуют четыре группы вопросов, относящихся к компетенции общего собрания:

1) вопросы, составляющие исключительную компетенцию общего собрания. Они не могут быть переданы в компетенцию совета директоров и исполнительных органов общества;

2) вопросы, которые хотя и отнесены законом к исключительной компетенции общего собрания, но могут быть переданы в ведение совета директоров (образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, принятие решения об увеличении уставного капитала и внесение соответствующих изменений и дополнений в устав общества);

3) вопросы, которые из ведения общего собрания могут быть переданы либо совету директоров, либо исполнительному (коллегиальному или единоличному) органу;

4) вопросы, решения по которым наряду с общим собранием могут принимать и другие органы общества (например, решение о проверке финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионной комиссией или аудитором).

В уставе ОАО может содержаться ограничение на право собрания принимать решения по определенным вопросам его компетенции. Закон устанавливает, что общее собрание может рассматривать ряд важных вопросов только по предложению совета директоров (если иное не предусмотрено уставом). Общие собрания и заседания совета директоров в соответствии с уставом ведет председатель совета директоров.

На рис. 3.9 отражена схема управления, предполагающая наличие или назначение сильного единоличного исполнительного органа (генерального директора). Однако в соответствии с законом акционерным обществом может управлять наемный менеджер, назначаемый советом директоров, с ежегодным продлением его полномочий (рис. 3.10).

Место «сильного» генерального директора, избираемого общим собранием, в данной схеме занимает председатель совета директоров (который, как правило, является крупнейшим акционером).

Конкретный механизм образования, функционирования, реорганизации и ликвидации АО подробно описан в ГК и в ФЗ «Об акционерных обществах».

На рис. 3.11 представлена схема управления производственным кооперативом. По способу принятия решений производственный кооператив относится к самоуправляющимся организациям, где решения принимаются на основе «один человек – один голос».

Согласно ГК РФ (ст. 48), юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету.

Различие между юридическим и неюридическим лицом : юридическое лицо действует на основании устава; его права и обязанности определены законом. Неюридическое лицо действует на основании положения, утвержденного вышестоящим органом; юридическое лицо полностью отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом. Неюридическое лицо тоже отвечает по своим обязательствам, однако если этой ответственности недостаточно, то по его обязательствам отвечает орган, утвердивший положение о нем.

Предыдущая

Лекция

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Форма предпринимательства - это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и государственными органами - с другой.

Функции организационно-правовой формы:

Определяет и закрепляет статус предпринимателя;

Закрепляет определенное организационно-правовое единство фирмы (органы управления фирмы, границы их правоспособности);

Снижает риск трансакционных издержек (механизм формирования имущества и механизм имущественной ответственности);

Является механизмом контроля со стороны государства и инструментом воздействия.

Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы хозяйственной деятельности предприятий.

Необходимость выбора организационно-правовой формы возникает всякий раз при:

1.создании нового предприятия;

2.преобразовании существующего.

Причины изменения организационно правовой формы в сложившейся рыночной системе:

а)изменение законодательства;

б)изменение размеров и объема производства фирмы.

Группы факторов влияющих на выбор организационно-правовой формы:

1. Организационные

Количество учредителей и их характеристики (Физическое лицо, Юридическое лицо исходя из этого разная орг. прав. форма: Без создания юридического лица, ООО, ОДО, ЗАО)

Законодательные ограничения (кол-во участников)

2. Технические

Область бизнеса:

Индивидуальное предпринимательство, товарищества и общества с ограниченной ответственностью –торговля (особенно розничная), транспорт (особенно автомобильный), сельское хозяйство и сфера обслуживания (особенно питание);

- форма акционерного общества , закрытого или открытого типа – промышленность, информатика;

- государственные казенные предприятия - оборонная промышленность

Характеристики выпускаемой продукции

(чем сложнее выпускаемая продукция и чем ближе она к концу технологической цепочки (готовой продукции), тем крупнее предприятия и тем больший удельный вес составляют открытые акционерные общества. И наоборот, чем проще продукция и чем ближе к началу технологической цепочки, тем выше доля небольших предприятий – товариществ и обществ)

3. Экономические

Размер стартового капитала;

Величина средств для поддержания нового предприятия на первом этапе его существования

4. Социальные

Личностные характеристики предпринимателя

Наличие сработавшейся команды. Если предпринимательской деятельностью начинает заниматься не один человек, а коллектив, то члены коллектива выбирают подходящую им организационно-правовую форму.



В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации все юридические участники предпринимательской деятельности независимо от отрасли производства имеют четко определенные организационно-правовые формы.

В каждой стране они жестко закреплены и их список конечный.

Любая форма с одной стороны предоставляет предпринимателю круг возможностей (достоинства) и несет в себе риски (недостатки).

Коммерческими называются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Согласно ГК РФ, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями , могут создаваться в форме:

- хозяйственных товариществ и обществ,

-крестьянских (фермерских) хозяйств,

- хозяйственных партнёрств,

-производственных кооперативов,

-государственных и муниципальных унитарных предприятий »

Данный список является исчерпывающим .

Некоммерческими считаются организации, для которых извлечение прибыли не является основной целью и не распределяющие ее среди участников. К их числу относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы; данный список в отличие от предыдущего является открытым.

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические и практические предпосылки исследования организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой 20

1.1. Анализ состояния теории и практики исследуемой проблемы 21

1.2. Состояние правового обеспечения организационно-педагогической деятельности руководителя школы в теории и практике 48

1.3. Теоретико-методологические подходы к исследованию организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой 71 Выводы по первой главе 82

ГЛАВА II. Адаптивная модель управлении общеобразовательной школой 85

2.1. Характеристика организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой 86

2.2. Сущность, структура, условия и принципы взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой 117

2.3. Профессиональная компетентность руководителя школы как условие обеспечения взаимодействия организационно- педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой 150

Выводы по второй главе 181

ГЛАВА III. Реализация модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой 183

3.1. Совершенствование содержания обучения руководителей реализации модели взаимодействия организационно- педагогических и правовых факторов в управлении школой 184

3.2. Технология реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой- 204

3.3. Анализ результатов исследования эффективности реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой 240 Выводы по третьей главе 261

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 263

ЛИТЕРАТУРА 270

ПРИЛОЖЕНИЯ 311

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. В последнее десятилетие в условиях радикальных преобразований в российском обществе образовательная система действовала на основе накопленного ранее потенциала, сформировавшихся тенденций. Однако изменения социально-экономической среды, происходящие в современных условиях, предъявляют новые требования к общеобразовательной школе, качеству управления ею, профессиональной компетентности руководителя.

В настоящее время значительно усилилось внимание к образовательному учреждению как социальной системе. Общество определяет в качестве основной цели современной школы создание и постоянное совершенствование условий для получения каждым учеником образования в соответствии со своими интересами и потребностями, предоставление всем учащимся возможностей для самоопределения. Неразрывная связь общества и жизнедеятельности в нем образовательного учреждения ставит современного руководителя перед необходимостью проведения постоянного анализа противоречивых общественных процессов, существенно изменяющихся условий функционирования и развития общеобразовательной школы, прогнозирования тенденций их проявления в будущем, гибкого и быстрого реагирования на них в интересах выживания, стабилизации и развития образовательного учреждения.

Успешность реформирования системы образования и модернизация
конкретной школы напрямую связаны с деятельностью руководителя
общеобразовательной школы. Перспективы её развития во многом зависят от
его правовой компетентности. С одной стороны, усложнение функций
образовательного учреждения требует от руководителя глубоких знаний
трудового, гражданского, семейного, предпринимательского,

образовательного права. С другой стороны, повышение качества управления процессами функционирования и развития общеобразовательной школы в свете современных требований в значительной степени определяется

сформированностью системного мышления, нравственной зрелостью и высоким уровнем правовой культуры руководителя.

Расширение функций современной школы, совершенствование содержания и условий ее деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта жизни школьного коллектива, обусловили усложнение труда руководителя, определили потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности, направленной на решение нетрадиционных организационных задач в управлении школой. Реализация данного комплекса задач возможна при учете организационно-педагогических факторов в управлении общеобразовательной школой.

Возрастание роли правовой культуры руководителя связано с необходимостью учета как особенностей социума общеобразовательной школы, так и общедемократических тенденций развития общества в целом. В законодательстве об образовании предусмотрено изменение методов управления: от широкого применения индивидуальных властных распоряжений «сверху вниз» к нормативно-правовому регулированию деятельности общеобразовательной школы как юридического лица.

Эффективность работы руководителя общеобразовательной школы определяется профессиональной компетентностью в определении содержания образования, в осуществлении связи между образованием и развитием личности, качеством образования и его практической направленностью. Ориентация руководителя школы на личностно ориентированные цели образования также является показателем совершенствования профессиональной компетентности. На современном этапе теоретико-методологические аспекты социального управления всесторонне проанализированы российскими учеными, такими, как Р.Ф. Абдеев, В.Г. Афанасьев, А.И. Берг, Д.И. Гвишиани, А.А. Карташов, В.И. Садовский, Э.Г. Юдин, и зарубежными исследователями Т. Кунцем, М. Месконом, А. Морита, А. Файолем, Ф. Хедоури и др.

В отечественной педагогической науке накоплен обширный научный фонд разработок междисциплинарного характера, который создает предпосылки для выявления теоретических основ становления и развития общеобразовательных учреждений. Философия образования рассматривается в трудах Д.И. Гвишиани, Б.С. Гершунского, В.В. Краевского, А.И. Пригожина, Б.В. Сазонова, педагогическая диагностика - в работах Б.С. Гершунского, В.И. Зверевой, Т.К. Чекмаревой, экономика образования -B.C. Беляковской и др., теория целостного педагогического процесса -Ю.В. Васильева, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, В. А. Сластенина, Ю.П. Сокольникова, Т.И. Шамовой. Управлению развитием школы посвящены исследования В.Н. Гурова, В.И. Зверевой, В.Ю. Кричевского, B.C. Лазарева, A.M. Моисеева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой; методология инновационных процессов и адаптивные модели управления рассмотрены Т.М. Давыденко, Н.А. Рогачевой, Е.А. Ямбургом; педагогическая инноватика освещена в трудах Ю.В. Громыко, Н.И. Лапина, Л.С. Подымовой, А.И. Пригожина, В.А. Сластенина, В.А. Шаповалова и др.; становление и развитие сети современных образовательных учреждений раскрыты В.Н. Ирхиным, Т.В. Орловой, Н.И. Роговцевой, А.И. Тряпицыной.

В современных условиях общеобразовательные школы, сталкиваясь с крайне неблагоприятными социальными обстоятельствами, вынуждены одновременно решать три группы разнонаправленных задач:

обеспечение элементарного выживания и адаптации учителей и учащихся к быстро меняющейся обстановке;

обеспечение нормального бесстрессового функционирования образовательного процесса, достижение результатов образования, соответствующих государственным требованиям, и необходимого для этого уровня мотивации обучения детей;

осуществление инновационной деятельности для решения с помощью нововведений задач развития образования.

Важнейшим условием стабилизации и развития общеобразовательной школы является обеспечение ее правового статуса, опора директора в принятии управленческих решений, связанных с модернизацией образования, на образовательное право, которое в настоящее время значительно изменилось.

Сегодня сложились определенные предпосылки для научного обоснования путей повышения качества управления школой. Так, созданы общие основы теории управления образованием, которые получили освещение в работах М.И. Кондакова, Ю.А. Конаржевского, В.Ю. Кричевского, B.C. Лазарева, А. А. Орлова, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, П.Г. Фролова, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой и др., раскрывших основные научные категории, сущность, закономерности и принципы управления, прежде всего образовательным учреждением.

Принципиальное значение имеют исследования, рассматривающие разнообразные подходы к управлению образовательным учреждением:

функциональный подход (В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский,

B.C. Лазарев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.);

проблемно-функциональный подход (А.А. Орлов, Н.А. Рогачева,

П.И. Третьяков и др.);

системный подход (СИ. Архангельский, Ю.А. Конаржевский,

П.И. Третьяков, Т.И. Шамова);

ситуационный подход (Б.С. Гершунский, П.И. Третьяков и др.);

оптимизационный подход (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник и др.);

исследовательский подход (Г.М. Тюлю, Т.И. Шамова и др.);

мотивационный подход (П.И. Третьяков, Р.Х. Шакуров, Т.И. Шамова и

концептуальный технологический подход (З.И. Васильева, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург и др.); рефлексивный подход (Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова и др.).

Анализ этих подходов позволяет охарактеризовать динамику развития теории управления образовательным учреждением в современных условиях.

В последнее время проблематика развития образовательных учреждений имеет тенденцию к усложнению вопросов управления в зависимости от разнообразных типов образовательных учреждений и связана с изменением специфики управления гимназиями, лицеями, колледжами, рассматриваемой А.Г. Каспржаком, Е.С. Полат, Н.А. Шарай и др.

Вопросы учета и взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой представляются недостаточно исследованными. При этом эффективность функционирования и развития общеобразовательного учреждения зависит от знания руководителем организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой и умения их применять.

Изменения в задачах общеобразовательной школы и содержании
деятельности руководителя предъявляют высокие требования к повышению
уровня его профессиональной квалификации. Изучение практического опыта
повышения квалификации руководителей общеобразовательной школы, а
также научные исследования по этим проблемам М.И. Кондакова, Г.Н.
Подчалимовой, Е.П. Тонконогой, П.И. Третьякова, П.В. Худоминского,

И.К. Шалаева, Т.И. Шамовой позволяют констатировать обострившиеся противоречия между:

сложившейся системой жесткого администрирования и

необходимостью перевода общеобразовательного учреждения в режим

самостоятельности и самоуправления;

предоставлением общеобразовательной школе права

самостоятельности и недостаточной разработанностью

организационно-педагогических и правовых факторов в управлении

необходимостью решения новых задач, стоящих перед

общеобразовательной школой, и стандартными методами, формами

организации управленческой и правовой подготовки руководителей

образовательных учреждений в системе дополнительного

профессионального образования.

С учетом обозначенных противоречий выбрана тема исследования, проблема которого заключается в определении научно-теоретических основ организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

В соответствии с целью объектом исследования является система внутришкольного управления, а его предметом - организационно-педагогические и правовые факторы в управлении общеобразовательной школой.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, были сформулированы следующие задачи:

    Раскрыть сущность организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.

    Определить условия, структуру, принципы взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.

    Разработать адаптивную модель взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.

    Разработать технологию реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.

    Выявить условия эффективности реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой.

Гипотеза исследования основана на том, что управление общеобразовательной школой будет эффективным, если:

    обеспечивается совокупность системно-деятельностного, человеко-ориентированного, андрагогического, синергетического, культурологического подходов;

    учитываются тенденции и принципы взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов: системности, гуманизма, андрагогизации, культурологизации, субъектности, целостной профессионализации;

    реализуются условия взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов;

    разработана адаптивная модель, включающая в себя целевой, организационно-содержательный, технологический и кадровый компоненты;

    используется технология реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой;

    в системе дополнительного профессионального образования осуществляется подготовка руководителей школ к реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой.

Общую методологическую основу исследования составляют важнейшие философские положения о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений; о развитии личности как субъекта познания, общения и трудовой деятельности; об активной роли личности в познании; о диалектике общего, особенного, единичного в их взаимосвязи; о единстве эмпирического и теоретического в научном исследовании.

Общенаучная методология исследования представлена системным, культурологическим, синергетическим, личностно-деятельностным и правовым подходами.

Теоретическую основу исследования составляют:

Основы управления общеобразовательной школой, разработанные
В.Н. Гуровым, Ю.А. Конаржевским, В.Ю. Кричевским, М.М. Поташником,
П.И. Третьяковым, Т.И. Шамовой и др.;

** - разработки отечественных и зарубежных ученых в области теории

непрерывного образования взрослых, дополнительного профессионального образования, таких как Б.С. Гершунский, В.И. Горовая, М. Дгарко, Д. Кидд, Ю.Н. Кулюткин, Ю.А. Лобейко, В.Н. Онушкин, В.А. Сластенин, Е.Н. Сорочинская, В.Н. Турченко и др.;

Научные представления о целостности образовательного процесса и его
* социально-культурной, психологической, аксеологической обусловленности,

представленные в трудах Ю.К. Бабанского, А.В. Беляева, М.Н. Берулавы, И.Ф. Исаева, В.П. Зинченко, И.С. Розова, В.А. Сластенина, В.Д. Шадрикова, В.А. Шаповалова и др.;

Идеи личностно ориентированного подхода к развитию образования и
управлению педагогическими системами, отраженные в работах

А.В. Мудрика, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, И.С. Якиманской и др., акмеологического - в трудах Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьмина, рефлексивного -в исследованиях Т.М. Давыденко, В.А. Петровского, Л.С. Подымовой, технологического - в публикациях В.П. Беспалько, М.М. Левиной, Н.Ф. Талызиной;

щ - теория педагогического проектирования О.С. Анисимова,

В.И. Загвязинского, СИ. Краснова, B.C. Лазарева, М.М. Поташника, И.М. Чегодаева и др.;

Ведущие положения дидактики дополнительного профессионального
образования руководителей школ, разработанные А.И. Жилиной,
Ю.А. Конаржевским, В.И. Кричевским, К.А. Нефедовой, П.К. Одинцовым,

Л.М. Перминовой, Г.Н. Подчалимовой, Е.П. Тонконогой, П.И. Третьяковым,

Т.И. Шамовой, К.М. Ушаковым и др.

Методы и база исследования. Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом исследовательских методов: системного, исторического анализа, теоретического и практического моделирования, анализа научной литературы и нормативно-правовых актов, документов, монографических исследований, продуктов творческой деятельности преподавателей и слушателей курсов повышения квалификации.

Ведущая роль в исследовании принадлежит эксперименту, в ходе которого применялись общие диагностические методы (включенное. наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос), использовалась методика независимых характеристик. В ходе проверки и обобщения результатов исследования применялся системно-целостный анализ, при обработке данных использовались методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись гимназии № 25 и 30, лицеи № 5, 10, 14, 15 и общеобразовательные школы № 1, 21, 28, 34, 64 г. Ставрополя, СОШ № 1 с. Красногвардейского и СОШ № 4 с.Кочубеевского Ставропольского края, факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров образования (ФПКиППУКО) Ставропольского государственного университета, институты повышения квалификации работников образования городов Ставрополя и Черкесска.

Нами разработаны и научно обоснованы теоретические и концептуальные основы исследования, определены его логика и методы, организованы и проведены констатирующий и формирующий этапы эксперимента.

На разных этапах эксперимента исследованием были охвачены 11 городских и 2 сельских общеобразовательных учреждения. Общее количество респондентов составило 1928 человек (в том числе 900 директоров общеобразовательных школ, 528 их заместителей по учебно-воспитательной, научно-исследовательской, воспитательной работе, 300 работников органов управления образованием, 200 педагогов и студентов).

Исследование выполнялось в четыре этапа:

I этап (1988 - 1992 гг.) - поисковый: определялась степень
изученности проблемы в педагогической науке, выявлялись тенденции ее
решения; осуществлялся поиск методологических подходов, разрабатывалась
программа констатирующего эксперимента, осуществлялось его проведение;
анализировались традиционные подходы к организации обучения
руководителей школ в системе повышения квалификации; изучались
образовательные потребности как обучающихся, так и развивающейся
школьной системы; выявлялся уровень профессиональной компетентности
руководителей общеобразовательных школ, качество и результаты их
профессиональной деятельности.

II этап (1992 - 1996 гг.) - теоретико-экспериментальный:
осуществлялись постановка и уточнение задач исследования,
формулировалась рабочая гипотеза; разрабатывалась и подвергалась
экспериментальной проверке модель взаимодействия организационно-
педагогических и правовых факторов в управлении школой; определялись
содержание и технология обучения руководителей школ по реализации
модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых
факторов в управлении.

III этап (1996 - 2000 гг.) - завершающий: продолжалась отработка
технологии обучения руководителей школ; подвергались корректировке цели
и задачи эксперимента, уточнялась и конкретизировалась концепция
исследования; анализировались, систематизировались и обобщались
результаты теоретико-экспериментальной работы; создавалась теоретическая
и научно-методическая база для внедрения технологии обучения
руководителей школ; осуществлялось внедрение результатов исследования в
практику обучения руководителей школ на ФГЖиППУКО Ставропольского,
Белгородского государственных университетов, Липецкого государственного
педагогического университета.

IV этап (2000 - 2003 гг.) - итоговый: обобщение теоретических и
экспериментальных результатов исследования, подготовка учебного пособия
и монографии по теме исследования, оформление результатов в виде
* у докторской диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

определены сущность и взаимосвязь организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой;

впервые разработаны концептуальные основы взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении

& общеобразовательной школой, включающие в себя совокупность следующих

методологических подходов: системно-деятельностного, человеко-ориентированного, андрагогического, синергетического, культурологического;

теоретически обоснованы ведущие тенденции и принципы взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в

Выявлены условия взаимодействия организационно-педагогических и
правовых факторов;

Впервые представлена и научно обоснована адаптивная модель
взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в
управлении общеобразовательной школой, выявлены ее структурные

^ компоненты и их взаимосвязь в целостном управленческом цикле;

разработана и реализована технология внедрения модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой;

Обоснованы критерии эффективности реализации адаптивной модели
взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в

4 управлении общеобразовательной школой.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расширен категориальный аппарат теории внутришкольного управления:

впервые введены в научный оборот такие понятия, как правовой подход, правовой фактор, взаимодействие организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой; определена совокупность научно-методологических подходов исследования за счет обоснования правового подхода.

Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования применяются в федеральной системе дополнительного профессионального образования при разработке лекционных курсов, практических занятий и спецкурсов, а также в процессе консультирования по организационно-педагогическим и правовым вопросам на страницах журналов «Народное образование», «Управление дошкольным образовательным учреждением», «Образование в документах», «Профессиональное образование», «Сельская школа».

Разработанная и экспериментально проверенная адаптивная модель взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой применяется в практике руководителями школ.

Подготовленные учебные планы и программы, технология реализации взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов могут использоваться в целях совершенствования процесса обучения на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров образования (ФПКиГШУКО).

Учебные пособия, монографии, изданные по материалам исследования, используются непосредственно в практической деятельности руководителей общеобразовательных школ, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются совокупностью исходных методологических и теоретических позиций, связанных с системно-деятельностным, человеко-ориентированным, андрагогическим, синергетическим, культурологическим

16
подходами; использованием теоретических и эмпирических методов
исследования, адекватных его задачам и логике; доказательностью, логикой и
непротиворечивостью выводов; широкой апробацией полученных данных в
^ практике, их сравнимостью с массовой практикой; репрезентативностью

выборки исследования и достоверной значимостью различий контрольных и экспериментальных школ.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Правовой подход связан с использованием специфических
юридических способов воздействия на процесс управления; правовой

"* фактор представляет собой совокупность объективных (наличие

нормативно-правовых актов) и субъективных (правовая компетентность субъектов и объектов управления) условий, предполагающих знание нормативно-правовых актов и умение реализовывать их в управленческой деятельности; адаптивная модель взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной

w школой.

2. Структура организационно-педагогических факторов может быть
представлена как единство информационного обеспечения,
профессионально-личностных качеств руководителя школы, планирования,
распределения обязанностей, стимулирования деятельности и
характеризуется стабильностью, гуманностью, мобильностью, структура

^ правовых факторов складывается из нормативного, регламентирующего

стимулирования, нормирования труда и характеризуется законностью, мобильностью.

3. Эффективность реализации организационно-педагогических и
правовых факторов в управлении школой зависит от обеспечения их
взаимодействия, характеризующегося взаимообусловленностью, изменением

i% , состояния, взаимопереходами друг в друга, внешними и внутренними

отношениями и связями.

4. Взаимодействие организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой обеспечивается при соблюдении следующих принципов: независимости и паритетности органов государственного и общественного управления школой; законности; комплексного использования экономических, кадровых и общественных субъектов управления общеобразовательного учреждения; направленности деятельности субъектов управления школой на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса; открытости и гласности; свободы и самодеятельности, взаимодействия всех структур управления.

5. Технология поэтапной реализации модели взаимодействия
организационно-педагогических и правовых факторов, предполагающая
формирование человеко-ориентированного видения управленческой
деятельности, определение основных тенденций, принципов, условий
взаимодействия.

6. Качество реализации модели взаимодействия организационно-
педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной
школой определяется следующими условиями:

наличием системы нормативно-правового обеспечения управления общеобразовательной школой;

профессиональной компетентностью руководителя

общеобразовательной школы, включающей в себя управленческую и правовую компетентность. Управленческая компетентность подразумевает собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении общеобразовательной школой. Под правовой компетентностью руководителя образовательного учреждения понимают знание права в целом и образовательного в частности, отношение к действующему праву, требования, предъявляемые к нему, отношение к исполнению правовых предписаний;

обучение руководителей общеобразовательных школ реализации адаптивной модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов.

У 7. Эффективность подготовки руководителей школ к реализации

адаптивной модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой предполагает учет критериев зрелости, результативности, подготовленности, удовлетворенности управленческой деятельностью руководителей. Публикации. По теме диссертации опубликовано 88 работ.

* Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты

исследования отражены в монографиях, учебных пособиях, научных статьях и материалах конференций. Они обсуждались и получили одобрение на международных (Чебоксары, 1993; Ставрополь, 2001; Минск, 2002; Новосибирск, 2003), Всероссийских (Нальчик, 2000; Тверь, 2001; Челябинск, 2001; Мичуринск, 2003) и региональных (Барнаул, 1999, 2002; Белгород,

\* 1996; Екатеринбург, 2001; Казань, 2001; Москва, 2000-2003; Ростов-на-Дону,

1992; Смоленск, 2000; Черкесск, 2000) научно-практических конференциях, симпозиумах, семинарах, чтениях; ежегодных научно-методических конференциях в Ставропольском государственном университете (Ставрополь, 1992-2004).

Основные материалы диссертационного исследования внедрены в
щ, учебные курсы «Правовые основы управления образованием»,

«Организационно-педагогические и правовые основы деятельности
образовательного учреждения» факультетов повышения квалификации
Ставропольского и Белгородского государственных университетов,
Ставропольского краевого и Карачаево-Черкесского республиканского
институтов повышения квалификации работников образования.
ф Структура и объем диссертации. Работа изложена на 385 страницах,

содержит 21 таблицу, 6 рисунков, 13 схем. Работа состоит из введения, трех

глав, заключения, списка литературы, включающего 480 источников, в том числе 29 иностранных авторов, и 12 приложений.

Анализ состояния теории и практики исследуемой проблемы

Новые социально-экономические условия развития России требуют подъема общеобразовательных учреждений, связанного с необходимостью их целостного развития по мере перехода школы из одного качественного состояния в другое.

Существующая на практике рассогласованность в требованиях к общеобразовательной школе снижает уровень требований к управленческой деятельности руководителя.

Основными причинами, препятствующими эффективному управлению школой, являются раскрываемые в педагогической теории и практике противоречия между: сложившейся практикой становления и развития общеобразовательной школы и отсутствием целостной системы в ее развитии; необходимостью развития каждого компонента сложной педагогической системы в их взаимодействии с опорой на взаимосвязь организационно-педагогических и правовых факторов в управлении и традиционным подходом администрации школы к управлению ею; потребностью в овладении новыми средствами, формами, методами управления с помощью взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов и традиционным подходом администрации школы к управлению.

В настоящее время в педагогической теории и практике пока нет как теоретико-методологического обоснования организационно-педагогических и правовых факторов в управлении школой, так и механизма их реализации в управленческой деятельности руководителя, которые могли бы устранить названные противоречия.

В педагогической отечественной науке накоплен обширный научный фонд междисциплинарного характера, который создает предпосылки для выявления теоретических основ управления общеобразовательной школой (В.И. Зверева, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, П.В. Худоминский, Т.И. Шамова и др.), управления в адаптивной школе (Т.М. Давыденко, Н.А. Рогачева, Т.И. Шамова и др.).

Имеются отдельные работы, связанные с оценкой управленческой деятельности руководителем школы (А.А. Орлов, Г.М. Тюлю, Т.И. Шамова).

Ряд работ посвящен отдельным правовым вопросам функционирования образовательного учреждения. Среди них: «Налогообложение образовательных учреждений, организация дополнительных платных образовательных услуг» А.Б. Вифлеемского и О.В. Чиркиной; «Основы правового регулирования труда работников общеобразовательной школы, правовой статус учащегося общеобразовательной школы» И.А. Рожкова; «Нормирование и оплата труда работников общеобразовательных и других учреждений для детей» А.А. Матвейко, Л.Ф. Колесникова и В.Н. Панкратовой, «Правовое пространство школы» А.Н. Тубельского и др.

Однако авторы не ставили перед собой задачу разработать правовое обоснование как каждой функции, так и в целом управления общеобразовательной школой, тогда как традиционно в практике управленческой деятельности руководителя школы имело место затруднение в использовании такого вида регулирования как основы принятия управленческих решений. К настоящему времени эта ситуация еще больше обострилась, что тормозит процесс модернизации общеобразовательной школы.

Характеристика организационно-педагогических и правовых факторов в управлении общеобразовательной школой

Школа, как и любое другое образовательное учреждение, - это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система. Современное рассмотрение общеобразовательной школы как социальной организации предполагает применение к ней общих для социально-педагогических систем принципов управления.

Традиционное понимание управления школой как управление только "сверху", как организация всех сторон жизни образовательного учреждения на основе нормативных документов и контроля за их исполнением пришло в явное противоречие с современными требованиями, предъявляемыми к общеобразовательной школе.

Усложнение функций современной школы, изменение содержания и условий ее деятельности повлекли за собой значительные изменения организационного аспекта жизни школьного коллектива, обусловили усложнение труда руководителей, определили потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности руководителя школы, направленной на решение нетрадиционных организационных задач в управлении школой (Зверева В.И., 1997, с. 5-6).

Большое значение в управлении общеобразовательной школой занимают организационно-педагогические и правовые факторы.

Характеристика данных факторов требует, прежде всего, раскрытия сущности самого термина «фактор» и обоснования необходимости их в управлении общеобразовательной школой.

Семантически слово «фактор» восходит к латинскому (factor - де лающий, производящий), причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты (БЭС, 1991, с. 540).

Толковый словарь русского языка дает следующее определение фактора - фактор это момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении (СИ. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 1999, с. 847).

Педагогический фактор - это любое педагогическое явление, ставшее движущей силой другого явления.

В.И. Зверева (1997) выделяет ряд факторов, оказывающих влияние на результативность деятельности школьного коллектива по различным направлениям:

факторы, влияющие на реализацию учащимися права на образование;

факторы, влияющие на качество знаний;

факторы, влияющие на уровень воспитанности школьников;

факторы, влияющие на качество внеурочной воспитывающей деятельности;

факторы, влияющие на качество преподавания;

факторы, влияющие на здоровье школьников;

факторы, влияющие на качество работы с родителями;

факторы, влияющие на развитие школы как организации.

Краткий обзор использования понятия «фактор» в областях научного знания позволяет рассмотреть его применение в контексте проблемы взаимодействия организационно-правовых факторов в управлении общеобразовательной школы.

В соответствии с этим под организационно-педагогическими факторами нами понимаются существенные обстоятельства педагогического характера, влияющие на управление общеобразовательной школой. К ним относятся: информационно-аналитическое, мотивационно-целевое, планово-прогностическое, организационно-педагогическое, контрольно-диагностическое, регулятивно-коррекционное обеспечение педагогической деятельности.

Организационно-педагогические факторы управления относятся к числу важных составных частей механизма управления общеобразовательной школой. Педагогический аспект организационных факторов управления связан с содержательным инструктажем, то есть отвечает на вопрос «как?».

Под правовым фактором мы понимаем совокупность объективных (наличие нормативно-правовых актов) и субъективных (правовая компетентность субъектов и объектов управления) условий, предполагающих знание нормативно-правовых актов и умение реализовывать их в управленческой деятельности. К ним относятся нормативно-правовое сопровождение информационно-аналитической деятельности, правовое обеспечение выбора, мотива, цели, вида деятельности, принятия и реализации управленческих решений, объективности внутришкольного управления и своевременности осуществления этого вида деятельности.

В соответствии с этим правовой подход связан с использованием специфических юридических способов воздействия на процесс управления. К таким способам относятся: обязывание, дозволение, запрещение, ограничение, инструктирование, регламентирование, нормирование, стимулирование.

Организационно-педагогические и правовые факторы управления должны воздействовать и целенаправленно формировать отношения между членами коллектива для достижения социально значимой общей цели. Эффективность этих факторов будет зависеть от того, насколько коллективная цель адекватна личным интересам каждого сотрудника школы. Этими факторами - организационно-педагогическими и правовыми - в значительной степени определяется эффективность процесса управления.

Совершенствование содержания обучения руководителей реализации модели взаимодействия организационно- педагогических и правовых факторов в управлении школой

Современная гуманистическая система образования предъявляет особые требования к руководителю общеобразовательной школы с позиций его профессионально-личностной компетенции.

С целью изучения эффективности обучения руководителей школ на ФПКиППУКО нами была проведена опытно-экспериментальная проверка моделей учебных планов и образовательных программ, разработанных на основе требований к минимуму содержания обучения руководителей школ. В связи с этим решались задачи, связанные с исследованием эффективности человекоориентированной концепции и технологии проектирования и отбора содержания обучения руководителей общеобразовательных школ. Это потребовало:

Анализа реального состояния школьных кадров управления и технологического прогнозирования, выявления возможных проблем будущей профессиональной деятельности руководителей школ в новом веке;

Определения причин, оказывающих влияние на мотивацию обучения руководителей общеобразовательных школ в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

Определения критериев эффективности отбора содержания обучения руководителей школ;

Выявления объективных условий реализации модели содержания обуения руководителей школ;

Выявления оптимальной технологии реализации содержания обучения руководителей школ;

Статистической обработки полученных экспериментальных данных и анализа результатов опытно-экспериментальной работы.

Сложность и многоплановость поставленных задач, ориентированных на обучение руководителей реализации модели взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов, потребовала их поэтапного решения.

На первом этапе исследования мы провели констатирующий эксперимент, обеспечивающий:

Выявление уровня профессиональной компетентности руководителей школ;

Изучение роли обучения руководителей школ в их профессионально-личностном становлении и развитии;

Определение характера взаимосвязи содержания, обучения на ФПКиППУ КО и уровня профессиональной компетентности школьных управленцев;

Изучение качества существовавших и существующих учебных планов и образовательных программ по обучению руководителей школ на ФПКиППУКО;

Определение степени готовности школьных управленцев к решению профессиональных задач на основе взаимодействия организационно-педагогических и правовых факторов;

Определение причин, оказывающих влияние на мотивацию обучения руководителей школ;

Анализ тенденций развития процесса отбора и проектирования содержания обучения руководителей общеобразовательных школ.

Методика констатирующего эксперимента имела смешанную стратегию. Важным условием отбора методов исследования являлась их способность с максимальной объективностью собрать необходимую информацию. Поэтому в ходе эксперимента был использован следующий комплекс инструментария: мониторинг, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, изучение материалов по результатам аттестации школ, изучение документов, представленных руководителям школ в аттестационные комиссии, изучение школьной документации, документов, монографическое изучение деятельности руководителей школ.

Логика эксперимента заключалась в создании групп обучающихся методом случайной выборки и помещении их в экспериментальную ситуацию. В нашем исследовании использовался линейный эксперимент. Анализу подвергались одни и те же группы: они выступали и в роли контрольных (учитывалось их первоначальное состояние), и в качестве экспериментальных (их состояние в процессе обучения и после обучения). По своему характеру эксперимент являлся полевым, так как сохранялись естественные условия процесса обучения в системе повышения и профессиональной переподготовки работников образования.

Эксперимент проводился в течение 15 лет в условиях факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров образования Ставропольского государственного университета, на базе которого осуществлялось обучение руководителей школ Краснодарского края, Адыгейской, Калмыцкой, Карачаево-Черкесской республик, Воронежской области и Ставропольского края.