Фрагмент главы "Проблемы удержания территории" из третьего тома монографии "Национальная идея России" .

Характер расселения населения - его распределение на городское и сельское - определяет степень урбанизированности территорий и распространения городского образа жизни и занятий. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., 73% россиян - городские жители, 27% - сельские. Таким же было это соотношение по данным предыдущей переписи населения 1989 г. Что касается сельских населенных пунктов, то в период между двумя последними переписями населения (1989 г. и 2002 г.) количество сельских населенных пунктов увеличилось на 2367. Однако при этом почти в два раза (с 16925 до 32997) выросло число сельских населенных пунктов, в которых проживают менее шести (!) постоянных жителей.

Это означает, что более 21% всех сельских населенных пунктов практически обречены на исчезновение в течение ближайших лет, что ведет к дальнейшему снижению социально-экономического потенциала сельских территорий. В России выделяются две категории городских пунктов - города и поселки городского типа. Критерием отграничения городских населенных пунктов от сельских является доля занятых в сельском хозяйстве (должна составлять не более 15% всех занятых в поселении). В городах при этом должно проживать не менее 12 тыс. жителей, а в поселках городского типа - не менее 3 тыс.

За период 1989–2005 гг. с карты страны ежемесячно исчезали в среднем четыре поселка городского типа.

За период 1989–2002 гг. ежемесячно без населения оставались в среднем 22 сельских населенных пункта. В 1989 г. в стране было 9,3 тыс. сельских населенных пунктов без населения, в 2002 г. - уже 13 тыс. При этом в 1979 г. в России было 12,3 тыс. сельских населенных пунктов с численностью населения 5 чел. и менее; в 2002 г. таких сел и деревень стало 33 тыс., причем средний показатель их заселенности составил 1,8 чел. То есть во многих тысячах сельских населенных пунктов России, еще считающихся жилыми, живут в среднем по одной старушке. Пройдет несколько лет, и они совсем опустеют. А ведь каких-нибудь 30–40 лет назад в большинстве из них "жизнь била ключом». Так, более 60% населения России сосредоточено в трех федеральных округах - Центральном (26%), Приволжском (22%) и Южном (16%).

Самым малочисленным является Дальневосточный федеральный округ (4,6% жителей). В новом столетии миграция населения по-прежнему остается важным компонентом демографического и социально-экономического развития страны в целом и, в особенности, отдельных регионов. Согласно данным Росстата, в 2009 г. во внутренних перемещениях в России участвовали 1,7 млн чел., что составляет 1,2% от всей численности постоянного населения России. При этом в настоящее время основным и практически единственным "магнитом" на территории России является Московский регион. По далеко не полным данным, которые предоставляет официальный текущий учет миграционного движения населения, за период с 2000 г. по 2008 г. миграционный прирост г. Москвы и Московской области за счет внутренней миграции составил почти 800 тыс. человек. В число регионов с миграционным приростом (по состоянию на 2009 г.) пока еще входят Белгородская (3,4 тыс. чел.), Воронежская (2,4 тыс. чел.) и Ярославская (0,6 тыс. чел.) области. В остальных же областях Центрального федерального округа наблюдается миграционная убыль населения, при том, что еще в 1998 г. таких регионов, по данным Росстата, было пять, а в 1997 г. - только два.

За десятилетие картина поменялась на диаметрально противоположную.

Сохранился небольшой миграционный прирост в результате внутренних миграций и в двух регионах Северо-Западного федерального округа - это г. Санкт-Петербург и Ленинградская область. Хотя этот прирост постепенно сокращается и в 2008 г. составил по области всего 9,5 тыс. чел., т. е. уменьшился по сравнению с 2004 г. почти в 10 раз. Все остальные субъекты РФ также теряют население во внутреннем миграционном обмене (главным образом в пределах своего же округа), поскольку северная столица привлекает бoльшими, чем у ее соседей, возможностями на рынке труда. Незначительный миграционный прирост в данном округе отмечается в 2009 г. Также в Калининградской области (0,1 тыс. чел.) и Ненецком автономном округе (24 чел.) В Южном федеральном округе - в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в республиках Адыгея и Ингушетия - по официальным данным за 2009 г., пока сохраняется прирост населения за счет внутренней миграции, правда, в очень скромных масштабах: Ставропольский край - 1,9 тыс. чел., Ингушетия - 0,9 тыс., Адыгея - 0,3 тыс. чел. Только в Краснодарском крае он составил сколько-нибудь значимую величину - 16,2 тыс. чел., но из года в год этот показатель сокращается.

Из четырнадцати регионов Приволжского федерального округа миграционный прирост в 2009 г. сохранила только Республика Татарстан (2,2 тыс. чел.). В 2008 г. прирост, помимо Татарстана, наблюдался еще в Самарской (2,7 тыс. чел.) и Нижегородской областях (0,2 тыс. чел.). Разумеется, данный прирост с лихвой перекрывается сокращением населения в остальных субъектах округа - настолько, что суммарная миграционная убыль населения этого округа за счет внутренней миграции в 2009 г. составила 29 тыс. чел. В период с 2000 г. по 2008 г. убыль населения в этом регионе за счет внутренней миграции составила свыше 51 тыс. чел., что в настоящее время в несколько раз выше, чем показатели по Сибири и Дальнему Востоку.

В составе Уральского федерального округа миграционный прирост имеет только Свердловская область (1,3 тыс. чел.). В 2008 г. небольшой положительный миграционный прирост был, помимо Свердловской, еще и у Челябинской области (0,1 тыс. чел.). В остальных регионах наблюдается высокая миграционная убыль. Такие потери в результате внутренней миграции составили в 2009 г. 6,7 тыс. чел. Из каких российских территорий в основном "стягивается" население в эти несколько регионов? Преимущественно из восточных - Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Регионы, входящие в состав этих округов, остаются главными миграционными донорами в России. С 2000 г. по 2008 г. Сибирский федеральный округ потерял в обмене с другими регионами России 244,4 тыс. чел. Так, численность населения Алтайского края в результате внутренней миграции уменьшилась с 2000 г. на 64,6 тыс. чел. Всего в 2009 г. в Сибирском федеральном округе была зафиксирована миграционная убыль на уровне 19,7 тыс. чел. Только два из двенадцати субъектов этого округа характеризуются миграционным приростом - это Новосибирская и Томская области (8 тыс. и 1,8 тыс. чел. соответственно).

Дальневосточный федеральный округ на протяжении последних десятилетий в связи с миграционными процессами, происходящими внутри страны, потерял наибольшее число своих постоянных жителей. В период 2000–2009 гг. миграционная убыль составила 187 тыс. человек. Это единственный округ, где почти все субъекты, входящие в него, имеют отрицательное миграционное сальдо. Больше всего убывает население в Республике Саха (Якутии), Магаданской области и Чукотском автономном округе, которые потеряли почти половину своего постоянного населения, а также в Камчатской и Сахалинской областях. Таким образом, здесь, как ни в одном другом округе России, миграция выступает мощным фактором сокращения общей численности населения. Но вот что было абсолютно непредсказуемо еще лет 10 назад, так это то, что наибольшую миграционную убыль во внутрироссийских перемещениях продемонстрирует вполне благополучный и экономически развитый, с богатыми хозяйственными традициями и опытом, хорошим климатом, географическим положением и транспортными связями - Приволжский федеральный округ.

Устойчивая отрицательная динамика миграции населения для этого округа характерна с 2000 г. Интересно сравнить также размеры федеральных округов и численность их постоянного населения. Как видно на рис. 1-а, наибольшую площадь занимают как раз обезлюженные Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. При этомудельный вес данных округов в РФ (рис. 1-б) составляет 30,1 и 36,1% соответственно, в то время как Центральный федеральный округ занимает всего лишь 3,8% территории РФ .

Рис. 1 Площадь федеральный округов (а) и их удельный вес в территории России (б) (по состоянию на 1 января 2010 г.)

Таким образом, в Дальневосточном ФО, занимающем 1-е место по площади территории, проживает меньше всего населения в сравнении с другими округами. Низкая плотность населения также характерна для в Уральского и Сибирского федеральных округов. Между тем, низкая плотность населения создает потенциальную угрозу территориальной целостности России. Так, в условиях низкой плотности населения на Дальнем Востоке возможна "тихая экспансия" со стороны густонаселенного Китая с последующим отторжением этой территории. По оценкам российских демографов, на Дальнем Востоке насчитывается от 30 тыс. до 200 тыс. китайцев, что пока не является достаточным для "демографической экспансии". Однако при продолжении уменьшения численности проживающего на данной территории населения, ситуация вполне прогнозируемо может измениться в худшую сторону. Кроме того, усугубляется ситуация в приграничных регионах, поскольку постоянное население постепенно заменяется прибывающими из-за границы. мигрантами.

В настоящее время протяженность сухопутных границ России составляет 143 тыс. км. При этом приграничные территории (за исключением Санкт-Петербурга и Ленинградской области) имеют низкий уровень валового регионального продукта на душу населения. Так, в Южном федеральном округе он в 1,5–2,5 раза ниже среднего по стране, а денежные доходы населения не превышают половины от среднероссийского уровня. Очень высок также уровень безработицы. Такая ситуация типична для всех приграничных регионов. В связи с этим представляется достаточно ясным, почему данные регионы не являются миграционно привлекательными для населения России. Что касается общероссийской внутренней миграции (по показателю миграционного оборота), то она из года в год уменьшается (рис. 2), причем как внутрирегиональная, так и межрегиональная.


Рис. 2 Внутренний миграционный оборот

Снижается интенсивность миграции в целом. Противоречивость ситуации состоит в том, что снижение масштабов внутренней миграции, естественное в период 1990-х гг., наблюдалось и в последние годы, когда экономика находилась в фазе оживления. Кроме того, наблюдается достаточно низкая миграционная активность сельского населения Передвижения внутри страны осуществляет в основном городское население.

Пожалуй, одними из наиболее важных, определяющих миграционную мобильность населения факторов являются пол и возраст людей. Рассмотрим возрастную дифференциацию миграционной активности во внутрироссийских миграциях с помощью данных о числе прибывших. Одним из коэффициентов, характеризующих мобильность населения, является коэффициент интенсивности (Кинт.) по прибытию, который показывает число прибывших в расчете на 1 тыс. или 10 тыс. чел. Постоянного населения (табл. 1).

Итак, в период с 1993 г. по 2008 г. численность прибывших в расчете на 1000 человек постоянного населения во всех возрастных группах населения из года в год сокращается. Это показывают коэффициенты интенсивности прибытий мигрантов в каждой когорте. Но в какой возрастной группе населения Кинт. снизились в большей степени? - У мигрантов в трудоспособном возрасте. И в меньшей степени - у мигрантов в пенсионном возрасте. Значит, произошла парадоксальная вещь: наименее мобильные возрастные группы - пенсионеры - продолжают переезжать на новые места проживания почти с такой же степенью активности, как и 15 лет назад. Эта активность в 1990-е гг. почти не снизилась, а в 2000-е гг. сократилась в гораздо меньшей степени, чем интенсивность (или активность) мигрантов в трудоспособном возрасте. Следовательно, за рассматриваемый период, помимо существенного снижения численности внутренних мигрантов (переезжающих из региона в регион в пределах России), менялся и их возрастной состав.

Поэтому интересно проследить за тем, как сокращалась не просто абсолютная численность той или иной возрастной группы в составе мигрантов, а как менялась та доля, которую каждая возрастная группа в общем числе мигрантов занимала. Другими словами - их половозрастной состав. Почти каждый пятый мигрант, как и прежде, относится к возрастной группе 20–24 года. Доля следующей, 15-летней группы увеличилась в полтора раза (хотя общая численность увеличилась ненамного или вообще не увеличилась - 30–39 лет, например). Относительно меньше среди мигрантов стало детей школьного возраста: их было 25%, а стало - 16%. Однако при общем сокращении численности мигрантов увеличилась в полтора раза абсолютная численность и почти в два раза - доля мигрантов в возрасте от 55 до 59 лет. Такое впечатление, что стоило людям выйти на пенсию, и - пока есть еще здоровье и силы - они стремятся уехать оттуда, где жили прежде. Из официальных данных следует, что в современных внутренних миграционных потоках немного выше доля женщин. И эта доля постоянно возрастает: в 2008 г. среди внутренних мигрантов мужчины составляли 46,6%, женщины - 53,4%. Как и в общей структуре населения, так и в возрастной структуре мигрантов такое соотношение главным образом складывается именно за счет старших возрастных групп. В пенсионном возрасте доля женщин среди мигрантов в 2008 г. составляла свыше 62%. Хотя и среди молодежи (в возрастной группе от 18 до 19 лет) и в 2000 г., и в 2008 г. доля женщин составила 60%, а в группе от 20 до 24 лет - 57%.

Однако необходимо пояснить, что наибольшую долю среди мигрантов женщины составляют в тех миграционных процессах, которые происходят внутри региона, т. е. на относительно небольшом удалении от своего дома. В то же время, в межрегиональных перемещениях соотношение мужчин и женщин в самых молодых возрастных группах, до 30 лет, почти одинаково. А вот в более старших возрастных группах (30–39 и 40–49 лет), уже заметно преобладание мужчин (52% и 54% соответственно). Таким образом, в старших возрастных группах миграционная активность снижается в меньшей степени, чем у населения в трудоспособном возрасте или у молодежи. Следовательно, переселение на постоянное место жительства в пределах России совершается в связи со сменой места работы реже, чем это было 15 или 5 лет назад, поскольку такой мотив не характерен для населения пенсионного возраста, скорее это характерно для молодежи. А она как раз реже, чем пенсионеры, меняет постоянное место жительства. На смену миграции, которая носит название безвозвратной, приходит временная трудовая миграция, которая не меняет географию расселения, а превращается в маятниковую (т. е. регулярные поездки населения из одного населенного пункта, являющегося местом их жительства, на работу или учебу в другой населенный пункт и обратно).

На основе и с учетом имеющегося исторического российского опыта рассмотрим факторы, влияющие на миграционную активность (мобильность) населения. Миграционная мобильность населения зависит от большого числа факторов. Каждый из них - своеобразный вектор, определяющий не только направление миграции, но и ее интенсивность. От того, в каком сочетании работают различные факторы, зависят общие направления и объемы миграционных процессов. Как известно, факторов, оказывающих влияние на формирование и реализацию миграционных установок, у человека достаточно много. Но из них можно выделить основные группы факторов, которые обуславливают такие неравномерные, ассиметричные внутренние миграционные потоки в России.

Первую группу составляют экономические факторы. Эти факторы всегда и везде имеют главенствующее значение, что доказывает и приведенный выше исторический анализ. Неравномерный уровень социально-экономического развития регионов приводит к значительной дифференциации всех территорий страны по уровню и качеству жизни , а значит, и привлекательности с точки зрения переселения.

Сегодня т. н. "магнитами", притягивающими наибольшее число мигрантов, являются крупные экономические центры с диверсифицированными рынками труда, обеспечивающими относительно высокий уровень заработной платы; к тому же крупные центры отличаются более развитой инфраструктурой.

Все это приводит к более высокому уровню жизни, который привлекает население и подталкивает к переселению. В России это в первую очередь Москва, Санкт-Петербург. Напротив, регионы со сложной ситуацией на рынке труда, низкой оплатой труда и уровнем жизни, низким рейтингом инвестиционной привлекательности являются донорами, активно отдающими свое население.

Вторая группа факторов -природно-климатические. Они имеют для обширной территории России особую важность. Большей миграционной привлекательностью, при прочих равных условиях, обладают центральные и южные районы страны -с более теплым и более подходящим для жизни климатом. Кроме того, они влияют и на условия экономической деятельности, особенно в аграрном секторе. Разнообразие и полярность природно-климатических условий обуславливают огромную дифференциацию уровня социально-экономического развития отдельных частей страны, а значит создают благоприятную почву для территориального "перелива" населения.

К третьей группе можно отнести т. н. социальные факторы, а именно -наличие родственных и исторических связей. Эти факторы, наряду с другими, составляют основу для возвратной миграции, что актуально для жителей северных и восточных регионов, переселившихся в свое время из центральных и южных районов страны. Четвертую группу факторов составляют факторы, связанные с военными и иного рода конфликтами. Близость отдельных регионов к территориям с т. н. "нестабильной обстановкой", военными конфликтами приводит к массовому оттоку населения из них. В 1990-е гг. эта группа факторов играла первостепенное значение. Сейчас для России их роль несколько снизилась.

Обобщая, можно сказать, что основными тенденциями современной миграционной ситуации в России, а заодно и проблемами внутренней миграции можно считать расширение зоны оттока населения, сокращение зоны его притока и постепенное усиление поляризации территории страны по результативности миграционных потоков. С одной стороны, идут "центростремительные" перемещения населения, с другой - происходит обезлюживание Дальнего Востока, некоторых регионов Сибири и Европейского Севера.

Главная же проблема в России заключается в том, что внутренняя миграция приводит к колоссальным сдвигам в размещении населения - к накапливаемой неуправляемой деформации структуры расселения, в то время как все перекосы в предшествующие десятилетия старательно выправлялись.

Если не предпринимать усилий, направленных на сдерживание миграционного оттока из наиболее важных с геополитической и экономической точки зрения регионов России - в первую очередь из приграничных районов Сибири и Дальнего Востока, - Россия потеряет проживающее там население. Это будет настоящая катастрофа для геополитической стабильности России. Обезлюживание таких территорий, как Дальний Восток, Сибирь, ряда приграничных территорий может привести к подрыву целостности России, вызвать реальную угрозу ее суверенитету, экономической безопасности, а также поставит под сомнение вопрос касательно места России на мировой арене как сверхдержавы. При этом Россия располагает огромным опытом в области территориального расселения населения, накопленным еще в ХIХ и ХХ вв., который возможно частично учесть и использовать сегодня с позиции воздействия на первую группу факторов.

Существует также проблема реструктуризации системы расселения, которая связана с тем, что в начале 1990-х гг. проявилось сущностное несоответствие советской схемы развития и размещения производительных сил и социалистической системы расселения новым рыночным принципам экономических отношений. Сложившаяся в советский период территориальная организация общества, адекватная политической и экономической модели того периода, не смогла ответить требованиям нового рыночного экономического порядка и нового федеративного государственного устройства. На смену централизованно-плановому распределению хозяйственного потенциала по территории страны пришел регулируемый только законами рынка процесс естественного устремления производства (и экономической активности как таковой) только туда, где для рыночно успешной экономики имеются благоприятные природно-ресурсные предпосылки, транспортная доступность, близость к рынкам сбыта, выгоды географического положения. В связи с этим в России возникла принципиально новая, не имеющая аналогов ни за рубежом, ни в еще недавнем отечественном прошлом территориальная среда, характеризующаяся уникальным по числу, содержанию и остроте набором регионально опосредованных проблем. Первой из них следует считать малорезультативные попытки рыночного функционирования сети производств (и связанных с ними населенных пунктов), созданных в 1920–1980-е гг. и размещенных по критериям эффективности народно-хозяйственного комплекса СССР, построенного на нерыночных хозяйственных отношениях. Одновременно происходит смена функциональных ролей и геополитического значения отдельных регионов в структуре части бывшей территории СССР, оставшейся в границах нынешней Российской Федерации.

Таким образом развилось противоречие между сложившимися преимущественно в советский (планово-директивный) период схемой размещения производства и связанной с ней системой расселения и рыночными мотивациями локализации самостоятельных субъектов экономики и новыми расселенческими предпочтениями населения.

В настоящее время проблемой расселения и управлением миграционными потоками государство не занимается и соответствующих стимулов для заселения обезлюдевших территорий не создает. Необходимо отметить также проблему формирования в стране внутренних рынков, имеющую отношение к внутренней миграции сельского населения с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности страны. Немаловажной проблемой являются неравномерный уровень развитости социальной и инженерной инфраструктуры, неразвитость дорожной сети, что также препятствует миграционной мобильности населения, особенно в сельской местности. Так, на селе относительно полный набор учреждений сферы обслуживания возможно создать только в населенных пунктах с более чем 1 тыс. жителей. Поэтому здесь очень большое значение имеют транспорт и дорожная сеть, обеспечивающая доставку населения к центрам обслуживания.

Внутренней миграции препятствуют неразвитость жилищного рынка и неравномерные цены на жилье в регионах. С этой точки зрения необходимо равномерное территориальное развитие регионов, что подразумевает проведение активной государственной региональной политики. Существенно также, что повышение вклада конкретного предприятия в рост валового регионального продукта и рост прибыли за счет перехода к новым технологиям, как правило, сокращает потребность в трудовых ресурсах; то же относится и к росту показателей прибыли предприятий в связи с повышением цен и тарифов на их продукцию и услуги, полностью или частично потребляемые на территории региона (в первую очередь бюджетополучателями). Следует считать, что для любой территории (субъекта РФ, города, села) наибольший интерес представляют такие объекты экономики, деятельность которых:

  • увеличивает (как минимум, сохраняет) доходы работающего населения;
  • создает (как минимум, не сокращает) дополнительные рабочие места;
  • увеличивает (как минимум, не уменьшает) доходную часть бюджета;
  • сокращает (как минимум, не увеличивает) потребность в бюджетном
  • финансировании содержания и ремонта жилья и других социальных
  • объектов, благоустройства территории и т. п.;
  • снижает (как минимум не увеличивает) уровень цен и тарифов на товары и услуги, производимые в регионе (городе и т. п.) и используемые
  • населением и всеми бюджетополучателями;
  • снижает (как минимум, не увеличивает) негативное воздействие хозяйствующих субъектов на окружающую среду, особенно в направлениях, наиболее значимых для данной территории;
  • улучшает (как минимум, не ухудшает) демографическую ситуацию (например, может снизить мотивации оттока населения).

Пользой для сбалансированного развития любой территории может считаться появление или функционирование только такого предприятия, объекта торговли и т. п., при котором не нарушено ни одно из этих требований; если же хотя бы одно из этих требований нарушается, необходимы очень серьезные аргументы для реализации предлагаемого проекта. Кроме того, российское село в гораздо большей степени, чем город, должно быть подвергнуто системным переменам. Необходим переход от затянувшегося периода выживания к периоду коренной реструктуризации и выборочного развития. Если такого перехода не будет, то российское село в своей массе деградирует и превратится в маргинальный сектор социальной и экономической жизни. В предыдущий период были объективные причины для крайне слабого использования потенциала развития села - огромного массива продуктивных земель, емкого внутреннего рынка продукции, относительно небольших размеров необходимых вложений и минимальных сроков их реализации и т. п. Использование этого потенциала в будущем станет возможным лишь при коренной переориентации самого сельского населения на работу в жестких условиях рыночной конкуренции, чему может способствовать начавшийся во всем мире рост цен на продовольственные товары. Для активизации этого процесса необходимы:

  • выборочный и мобильный протекционизм;
  • реализация беспрецедентной по масштабам программы строительства межпоселенческих дорог и сельских телекоммуникаций;
  • воссоздание стабильного пассажирского сообщения на внутрирегиональном уровне.

Альтернативой может стать прирост реальной безработицы в миллионы человек и формирование антирыночного, социально неблагополучного и дестабилизирующего экономику всей России сельского пояса. Бесспорными приоритетами государственной политики территориального развития должны стать разработка и реализация долгосрочной стратегии хозяйственной деятельности, инфраструктурного обустройства и обжитости северных территорий и арктической зоны России с учетом интересов коренных малочисленных народов, стратегии использования огромного потенциала крупнейших городов, современное и, главное, перспективное воздействие которых на региональную ситуацию оценивается более чем неоднозначно, а также стратегии государственного регулирования проблем во всех отношениях важнейших макрорегионов страны − Сибири и Дальнего Востока. Нельзя также не отметить важность проблемы учета мигрантов, поскольку управление миграционными потоками и формирование системы расселения мигрантов невозможны без налаженной должным образом системы их учета. Несмотря на достаточно жесткое административное регулирование миграции в советский период, проблема ее учета не была решена.

Отечественные переписи населения с этой точки зрения, в отличие от большинства стран, оказались недостаточно эффективными; с помощью переписей нельзя изучать важнейшие характеристики миграции - ее объем, направления и результаты (за исключением переписей 1897 г., 1926 г. и 1970 г.)33. Текущий учет миграции, официально признанный в начале 1930-х гг. и основанный на прописке (выписке) населения, никогда не был полным, в первую очередь, в сельской местности. Возможности анализа миграционных потоков ограничивались данными текущего учета в городских поселениях. Только в 1992 г., т. е. спустя почти 60 лет после введения текущего учета, были получены относительно полные данные о внутренней миграции в территориальном разрезе. В то же время требования к состоянию текущего учета возросли. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242–1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" внес существенные изменения в систему учета; затем в 1995 г. было принято постановление Правительства РФ № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию". В результате с 1996 г. в России была введена регистрация населения "по месту проживания" и "по месту пребывания".

Первая группа перемещений включает мигрантов, изменивших постоянное (обычное) место жительства. Вторая группа включает перемещения, отнесенные действующими правилами регистрации априори к временным. Выделение в законе права на выбор "места пребывания" оценивается как изобретение российского законодателя, аналога которому нет в международных правовых актах. Наличие регистрации у людей, сменивших место пребывания и жительства, стало обязательным условием для легального проживания. Независимо от того, на каком основании мигрант переехал с одной территории на другую в пределах Российской Федерации, невыполнение правил и порядка регистрации или отсутствие документа о прохождении процедуры регистрации автоматически ставит его в положение "нелегала" и влечет наступление ответственности (штрафы, проблемы с трудоустройством, оформлением пособий, получением медицинской помощи, устройством детей в образовательные учреждения и т. п.) Регистрация "по месту пребывания" имеет низкую эффективность из-за меняющихся правил регистрации, а также негативного отношения значительной части мигрантов к самой процедуре регистрации как запретительной, нередко дорогостоящей и требующей времени.

Сложности с регистрацией возникают в первую очередь в силу организационных трудностей - большие очереди в паспортные столы и необходимость потратить много времени на регистрацию как самому мигранту, так и хозяевам жилых помещений, предоставляемых мигрантам для регистрации. Ряд условий, которые необходимо выполнить по действующим правилам для регистрации, являются по существу объективно непреодолимыми. В результате, не сумев использовать законные пути для легализации своего положения на территории Российской Федерации, многие мигранты пытаются использовать "обходные пути" - зачастую в виде платы должностным лицам за принятие положительного решения о регистрации. Существуют и незаконные организации, оформляющие документы по регистрации. Спрос на их услуги тем выше, чем жестче ее условия. Наличие сети учреждений такого рода, тем более разветвленной, перечеркивает смысл системы регистрации - учет и контроль миграционных потоков на территории Российской Федерации.

Учитывая все имеющиеся на сегодня проблемы в области регулирования вопросов миграции, необходимым видится принятие отдельного федерального закона "О миграции".

Он должен содержать цели и принципы государственной миграционной политики, определить федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение и исполнение миграционной политики, предусматривать меры по учету и контролю миграционных потоков. В данном законе должна быть закреплена правовая модель миграции, регулирующая с точки зрения внутренней миграции процессы, которые необходимо сделать массовыми, и обеспечивающая рациональное распределение населения по территории страны. Формирование государственной политики расселения требует разработки мероприятий по следующим направлениям:

  • определение стратегически важных для страны регионов, в которые необходим приток мигрантов (приграничные регионы, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, Сибирь, Дальний Восток), а также проведение политики рурбанизации;
  • разработка основных подходов к решению проблемы регулирования потоков внутренней миграции;
  • планирование потребностей регионов в мигрантах и прогнозирование миграционных процессов;
  • решение комплекса проблем, связанных с жилищным обустройством и трудоустройством мигрантов, переселяющихся в стратегически важные регионы;
  • создание социально-экономической базы для привлечения и закрепления населения в сельской местности;
  • разработка системы мер государственной поддержки граждан Российской Федерации, вынужденно покинувших места постоянного жительства в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф.

СТЕПЕНЬ УРБАНИЗАЦИИ
Проблемы здесь следующие: неравномерность расселения по территории РФ. Отток населения в города (урбанизация). Разрушение традиционного сельского уклада жизни. Неуправляемость процессов внутренней миграции. Ухудшение территориально-пространственной организации территорий. Усиление региональных диспропорций в развитии территорий. Уменьшение количества сельских населенных пунктов и поселков городского типа. Отсутствие регулирования расселения в соответствии с размещением производственных объектов (стихийность данных процессов).

Концепт, идея управленческого решения проблемы для программы действий:

  • Проведение политики равномерного распределения миграционных потоков на территории РФ при помощи оказания государственной поддержки переселенцам.
  • Создание социально-экономической базы для привлечения и закрепления населения в сельской местности.
  • Создание благоприятных условий жизнедеятельности для специалистов, приезжающих работать в сельскую местность. Создание условий, способствующих закреплению молодежи на селе.
  • Воссоздание системы распределения для студентов, обучающихся за счет бюджета, с обязательной отработкой нескольких лет по месту распределения.
  • Формирование внутреннего производственного рынка импорто-конкуренции.

вести управление миграцией в качестве функции (сферы ответственности) государства.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ УЧЕТА МИГРАНТОВ
Здесь проблема заключается в недостаточной развитости системы учета внутренней миграции и ее контроля. Организационные и бюрократические трудности регистрации, краткий срок регистрации, меняющиеся правила регистрации. Концепт-идея управленческого решения проблемы для программы действий - упрощение процедуры регистрации, закрепление ее в федеральном законе.

НАЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАССЕЛЕНИЯ ПО ТЕРРИТОРИИ РФ
Проблемы: деформация структуры расселения по территории России. Отток населения из периферийных районов РФ (приграничных территорий, районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока). "Центростремительные" тенденции (приток населения в Центральный ФО)

Концепт, идея управленческого решения проблемы для программы действий:

  • Определение стратегически важных для страны регионов, в которые необходим приток мигрантов (приграничные регионы, районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Сибирь, Дальний Восток), а также политика рурбанизации.
  • Планирование потребностей регионов в мигрантах и прогнозирование миграционных процессов.
  • Решение комплекса проблем, связанных с жилищным обустройством и трудоустройством мигрантов, переселяющихся в стратегически важные регионы.
  • Разработка системы мер государственной поддержки граждан РФ, вынужденно покинувших места постоянного жительства в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Концепт, идея управленческого решения проблемы для Конституции страны - ввести обязанность государства создавать условия для участия физических лиц в программах переселения, осуществляемых собственниками предприятий, работодателями.

ДОЛЯ ОСВОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ (размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры).
Проблема - снижение допустимого уровня освоенности ряда территорий РФ.

Решение:

  • Сокращение дифференциациив уровне экономического развития различных регионов страны.
  • Сбалансированность территориального развития регионов.
  • Разработка и реализация долгосрочной стратегии хозяйственной деятельности, инфраструктурного обустройства стратегических регионов.
  • Стимулирование развития социальной и инженерной инфраструктуры, дорожной сети.

Концепт, идея управленческого решения проблемы для Конституции страны - ввести ответственность государства за региональное развитие, т. е. за освоенность и обустроенность территории, планирование и управление расселением и размещением производительных сил, за своевременное и опережающее развитие государственно значимых инфраструктур энергетики, транспорта, информации и связи.

В экономической, политической и социальной жизни России имеет место тенденция под названием трудовой миграции населения. Для того чтобы детально разобраться в этом, целесообразно рассмотреть определенный объем информации, касающийся данного вопроса.

Стоит отметить, что Россия занимает лидирующие позиции среди государств, являющихся привлекательными для мигрантов. В этом перечне находится и . Условия для приема граждан в этих странах имеют существенные отличия. Если в Штатах предусматривается прохождение многочисленных комиссий и проверок, целью которых является утверждение квалификации, то мигрировать в Россию предоставляется возможным как с наличием образования, так и без него. Необязательным является даже владение русским языком. Данная ситуация считается достаточно непростой, так как Россия получает дешевую рабочую силу, что является экономически выгодным, а мигранты, в свою очередь, остаются довольны, так как повышается уровень их жизни.

По последним статистическим данным, количество иностранцев, мигрировавших , составило около 6 млн. человек. Причем, около 60% из них нелегалы, у которых закончился срок разрешительных документов. Именно по этой причине в ФСГС появилось много новостей, свидетельствующих о внесении изменений и поправок в миграционное законодательство страны, которые действуют в 2020 году.

В данном видео человек рассказывает о том, как он планировал переезд на ПМЖ в Россию

Актуальность проблемы миграции в России

Миграция в России, как в принципе и международные миграционные процессы, является проблемой, которая имеет под собой ряд веских причин. Уровень жизни включает в себя следующие понятия: безопасность проживания, качественное медицинское обслуживание, возможность учиться и получить соответствующее образование, наличие собственного жилья, социальную защищенность и возможность наполнить потребительскую корзину. По данным российского ведомства статистики большая часть , среди которых ведущее место занимают , и .

Ситуация накаляется в том случае, когда часть работников по некоторым специальностям становится невостребованными. Кроме того, имеют место и обратные ситуации, когда в зарубежных компаниях сокращают россиян. Это может быть связано с введением многочисленных штрафных санкций. По большей части данный аспект касается нефтяной промышленности и машиностроительных предприятий. Если российский рынок сбыта для таких компаний перекрыт, то они больше не будут нуждаться в обслуживании, что чаще всего заканчивается возвратом специалистов в Россию.

На сегодняшний день условия в Российской Федерации как, с экономической точки зрения, так и с политической стороны являются далеко не простыми. Несмотря на это приток мигрантов в Россию с каждым годом увеличивается. Значительная часть миграционных процессов осуществляется за счет стран СНГ, обеспеченность и уровень жизни которых такой, как и в России. При этом прирост населения в Российской Федерации имеет тенденцию к уменьшению, однако, этот процент сравнительно невысок и равен 15,5%. Объяснить такое положение вещей можно наличием квалифицированных кадров, выезжающих из страны.

У многих противников миграции возникает закономерный вопрос: появляются ли проблемы из-за мигрантов? Касательно этой темы аналитиками сделан вывод, что миграционный рост ровным счетом не оказывает никакого влияния на размеры заработных плат для коренных жителей России и рост преступности.

Дело в том, что соблюдение законов является основным условием для иностранцев, прибывших в Россию. Их несоблюдение грозит приезжим депортацией. По статистике процент преступлений, совершенных мигрантами мизерный, и кроме того, основная их часть – нарушения условий .

Кроме того, увеличилось количество преступлений, совершенных иностранцами на территории страны. Стоит заметить, что их характер ничем не отличается от преступлений, совершенных коренными жителями России. Согласно статистических данных это мошенничество и воровство.

На основании вышесказанного остается сделать вывод, что миграционные процессы оказывают влияние на общественную жизнь России внутри страны, которое обусловлено разницей интересов.

Несмотря на трудности и сложную экономическую и политическую ситуацию в мире, прогноз в данном направлении свидетельствует о том, что как приток иностранцев, так и отток российских граждан за границу будет иметь тенденцию к увеличению.

Более низкий уровень жизни по некоторым странам по сравнению с Россией как раз и явился причиной появления многих желающих получить работу в стране. Именно этим можно объяснить ужесточение контроля и внесение изменений в российское законодательство.

По прогнозам аналитиков, число иностранцев, мигрирующих в Россию, значительно вырастет в 2020 году.

Всем желающим переехать в Россию, а также выехать из нее, настоятельно рекомендуется изучить поправки, внесенные в законодательную базу. Именно в связи с тенденцией роста миграционных процессов увеличились размеры штрафных санкций.

В особо сложных случаях иностранные граждане подвергаются депортации на родину, без возможности повторного выезда на протяжении 10 лет.

Нет более лицемерного утверждения

Если проанализировать экономическое развитие крупных этнически однородных групп, то бросается в глаза, что в основном две из них реально претендуют на лидерство – страны Восточной Азии (прежде всего Китай, Япония, Южная Корея и Вьетнам) и страны Запада (Европа, США и Израиль). Около 1,7 млрд азиатов соревнуются с 1,1 млрд жителей Запада. И хотя и тем, и другим странам время от времени приходится преодолевать кризисы, в целом их развитие носит прогрессивный характер – они модернизируются и пытаются отстаивать свое лидерство. Азиаты сравнительно недавно включились в это соревнование, но все чаще наступают Западу на пятки – в первую очередь из-за своего упорства и стремления к знаниям.

В итоге эти 2,8 млрд человек производят 75% мирового ВВП, в то время как прочие 4,5 млрд не просто отстают от них, но с каждым годом увеличивают это отставание. Если в 1980 г. по доходу на душу населения Индия, Пакистан и Бангладеш обгоняли Китай, то нынче он обогнал их более чем в пять раз. Из 170 тыс. изобретений, сделанных во всем мире и официально зарегистрированных американским патентным ведомством в 2015 г., на долю этих 4,5 млрд приходится лишь 3,2%, причем две трети из них – на долю Индии.

Представители лидирующей группы хотя и имеют высокую квалификацию, но, как правило, уже немолоды (особенно европейцы). У представителей второй группы все наоборот: они молоды и не имеют высокой квалификации, причем ее уровень с каждым годом падает все ниже. Азиаты куда более жестко и прагматично, чем европейцы, относятся к иммиграции: они готовы открыть свои границы лишь тем, кто не уступает им по квалификации и способен принести пользу их странам. Как правило, этим требованиям отвечают азиаты из менее развитых стран, которые и иммигрируют в страны более развитые, не особенно сильно меняя их этническую структуру и культурную среду.

Совсем по-иному обстоит дело на Западе, куда и стремятся попасть многие из 4,5 обделенных жизнью миллиардов. Наиболее распространенный побудительный мотив – социальные блага, которых практически нет в Восточной Азии, но которые щедро предлагает Европа и менее щедро – США. Исключения составляют ныне лишь Австралия, Великобритания, Новая Зеландия и страны Восточной Европы, тщательно ограничивающие иммиграцию неквалифицированных претендентов. Таким образом, для наиболее отчаянных и решительных из этих 4,5 млрд остается в качестве пристанища лишь относительно небольшая территория между Одером и Португалией. Наиболее притягательной ее частью остается Германия, где уже четверть населения имеет иммиграционное происхождение.

Известный германский социолог и исследователь миграции Гуннар Хайнзон исходит из того, что в настоящее время наибольшее иммиграционное давление на Европу оказывают 52 страны с общим населением 1,4 млрд человек, для которых так называемый «индекс войны» (соотношение численности молодых мужчин в возрасте от 15 до 19 лет к численности лиц в возрасте от 55 до 59 лет, готовящихся покинуть рынок труда) превышает 3. Для сравнения: в ФРГ он составляет 0,66. По прогнозам Хайнзона, к 2050 г. число подобных стран снизится до 42, но их суммарное население возрастет до 2 млрд человек, к тому же доля желающих иммигрировать там постоянно растет. Если сегодня таковых, по оценкам, около 400 млн человек, то к 2050 г. их может стать уже 850 млн. Даже если им это удастся, население Африки будет минимум на 350 млн человек превышать нынешнее, так что ни одно африканское государство не станет всерьез обсуждать с Европой вопрос о приеме обратно своих граждан.

Но не только африканская нищета гонит людей на Запад. В куда более благополучных странах типа Бразилии и Индонезии хотя и достаточно природных ресурсов, но катастрофически не хватает квалифицированных специалистов, без которых достойного места на мировом рынке не занять. Поэтому и из этих стран десятки миллионов людей устремляются за лучшими перспективами на Запад. Показательно, однако, то, что наиболее перспективные из этих мигрантов устремляются в англосаксонские страны или в Восточную Азию, в то время как наименее квалифицированные оседают между Дуйсбургом и Дрезденом. В итоге первые получают новых налогоплательщиков, в то время как Германия – новых получателей государственных пособий. Требующиеся для этого миллиарды пока еще поступают от «креативного класса». Вопрос лишь в том, как долго он еще будет мириться с жизнью в стране с одним из самых высоких в мире уровней налогообложения. Вряд ли известие о том, что ФРГ в год тратит на «беженцев» более 20 млрд €, улучшает их настроение. Тем более что они все чаще получают предложения от рекрутинговых агентств продолжить свою карьеру в иных странах и регионах с куда более благоприятными условиями. Возможно, это незаметно на первый взгляд, но ежегодно около 140 тыс. высококвалифицированных немцев принимают подобные предложения.

Куда более заметен приток неквалифицированных иммигрантов в Европу. При наличии политической воли его несложно было бы прекратить. Средиземноморскую внешнюю границу ЕС протяженностью 3000 км защитить куда проще, чем 25 тыс. км морской границы Австралии, через которую с 2013 г. никто не проник в страну нелегально и на которой не зафиксированы тонущие «беженцы». Дураков в мире не так много, и никто не станет платить тысячи долларов контрабандистам, если известно, что в итоге путешествие завершится там же, где и началось. Иное дело Европа: достаточно плюхнуться в Средиземное море и просигналить SOS чуть ли не у самого африканского берега, как тут же по соседству окажутся доброхоты и оттранспортируют «беженца» в Европу. Так что когда левые политики рассказывают избирателям о людях, стремящихся в вожделенную Европу с риском для жизни, они явно преувеличивают.

В ходе их профессиональной подготовки будущих санитаров учат оценивать, кому из многочисленных пострадавших на месте тяжелого дорожно-транспортного происшествия следует оказывать помощь в первую очередь. Важнейшее правило при этом гласит: обращай в первую очередь внимание на тех, кто неподвижен, не стонет, не кричит и не просит о помощи, поскольку таким действительно особенно плохо. Такого правила бы не существовало, если бы подобное поведение было чем-то само собой разумеющимся. Но это вовсе не так, поскольку на практике очень трудно игнорировать громкие просьбы о помощи и концентрироваться в первую очередь на действительно тяжело раненных. Кроме того, определенную роль играет и сидящее у нас в подкорке стремление к получению поощрения – желание услыхать вполне заслуженное «спасибо». Человек в целом – существо солидарное, охотно оказывающее помощь другим. Важно лишь сформулировать правила для определения приоритетов оказания помощи, поскольку в условиях катастрофы эмоции могут затмевать логическую оценку ее причин и реального положения. Подобное происходит и в связи с массовой иммиграцией в Европу: желающие помочь полностью потеряли обзор и концентрируются в первую очередь на тех, кто громче всего заявляет о себе.

Миграция как задача без ответственности

Уже многие годы в Средиземном море идет война. Не между странами, а между реальностью, самовольно присвоенными правами и утилитаризмом. Суда типа «Аквариуса» совершают рейды вдоль североафриканского побережья с целью «спасения» тех, кто вверил свою судьбу контрабандистам и – кто бы сомневался – в связи с этим оказался в опасности. В этом и состоит смысл игры и (после множества смертей последних лет) единственная гарантия, позволяющая контрабандистам завлекать «клиентов» на свои утлые суденышки. Ведь ни один вменяемый человек не может всерьез рассчитывать на то, что кусок резины с 600 пассажирами на борту, без навигации, запасов бензина и продовольствия, самостоятельно доберется до Лампедузы или Мальты.

«Аквариус» и подобные ему суда являются частью извращенной игры, и все ее участники прекрасно знают, что то, чем они заняты, вовсе не является спасением жертв морских катастроф. Будь это так, это означало бы, что спасенные должны – в полном соответствии с международным морским правом – быть доставлены в ближайший безопасный порт. Безопасный в плане отсутствия угрозы утонуть, а не оптимальный с точки зрения перспектив дальнейшего существования. Такси в светлое будущее морским правом не предусмотрено.

Контрабандисты, сознательно толкающие людей на смерть, превратили спасение утопающих в вымогательство. Это выглядит примерно так, как если бы в приемном покое врача некто пытался вскрыть себе вены, чтобы поскорее попасть на прием. И неважно, что в комнате есть те, кому помощь доктора нужна куда более срочно и кто не в состоянии громко заявить об этом. Истекающий кровью громко кричит и изо всех сил старается попасть в видеокамеры, чтобы обеспечить себе широкую медийную поддержку. И даже если врач возмущен таким поведением, что ему остается делать? Не смотреть же, как авантюрист истекает кровью. Те же пациенты, которые ведут себя надлежащим образом, остаются в итоге в дураках.

Возвращаемся к «Аквариусу», которому недавно после очередной драматической акции не удалось, как обычно, сгрузить свою «добычу» в Италии. Многие годы схема работала безотказно, в результате чего экипажи подобных «спасательных» суден успешно могли перекладывать результаты своего фактического сотрудничества с контрабандистами на других людей, купаясь при этом в чувстве честно выполненного гуманистического долга.

Но вдруг Италия отказалась участвовать в этом фарсе, и «спасатели» оказались поставленными перед неожиданной проблемой: на борту закончились припасы. К их счастью, брешь согласилась заткнуть Испания. Там как раз сменилось правительство, и пришедшие к власти социал-демократы сочли ситуацию вполне подходящей для полировки собственного имиджа. Так что «Аквариус» причалил в Аликанте, где под многочисленными объективами камер восторженных журналистов мировых СМИ ссадил на берег сотни «беженцев от войны».

Действительно ли беженцев от войны? Давайте присмотримся к списку пассажиров поподробнее: 43 человека – из Алжира, 1 – из Афганистана, 3 – из Бангладеш, 6 – из Камеруна, 2 – с Коморских островов, 1 – из Конго, 11 – с Берега Слоновой Кости, 60 – из Эфиопии, 11 – из Гамбии, 3 – из Ганы, 4 – из Гвинеи-Бисау, 22 – из Гвинеи, 1 – из Либерии, 11 – из Мали, 11 – из Марокко, 1 – из Нигера, 148 – из Нигерии, 11 – из Пакистана, 13 – из Сенегала, 20 – из Сьерра-Леоне, 5 – из Сомали, 152 – из Судана, 49 – из Южного Судана, 9 – из Того.

Конечно, по сравнению с шикарной квартирой в элитарном районе Берлина или дачным домиком левого политика в Тоскане все это – не лучшие места на земле. Но все же существуют различные градации. Гвинея, Марокко, Того, Гамбия, Гана, Алжир… Почему из мест, где не идет война, люди бегут именно в Ливию? То есть в страну, где, в отличие от их родины, действительно идет война. Неужели сегодня от нищеты уже бегут в районы военных действий? Да нет же! Это обещания контрабандистов и надежда на «спасателей», патрулирующих североафриканское побережье, подталкивают людей к подобным путешествиям.

Но вновь возвращаемся к одиссее «Аквариуса» и связанному с ней медийному хеппи-энду. Ведь в наших СМИ эта история завершается благополучной высадкой 600 пассажиров и гордых содеянным «спасателей» на испанскую землю. Между тем перед властями Аликанте стояла проблема размещения прибывших.

Студенты – прочь, иммигранты – милости просим!

Решение было принято в пользу общежития Университета Аликанте, обитателей которого попросту вышвырнули на улицу. Им дали сутки на то, чтобы освободить комнаты, за которые студенты, между прочим, платят по 750 € в месяц. C 1 июля комнаты должны были освободиться, поскольку во время каникул университет использует их как молодежную гостиницу, однако до окончания семестра оставались еще две недели…

Как плохой анекдот звучит рассказ одного из выселенных студентов о том, что он на курсах немецкого языка готовился к будущим поискам работы в Германии, поскольку в Испании не видит никаких шансов. Так что и этот студент, и пришельцы из Африки имеют одну и ту же цель – Германию. Но если один прикладывает усилия для приобретения квалификации, необходимой на германском рынке труда, то другой ничего подобного не делает, предпочитая переходить из рук в руки очередного «спасителя», каждый из которых гордится своей «гуманитарной» миссией.

Никто из этих «спасителей» не задается вопросом о том, решает ли он в действительности какие-либо проблемы или лишь создает новые. Их деятельность не подвергается сомнениям, а любая попытка критики тут же блокируется убийственным аргументом: «Ты хочешь, чтобы эти люди утонули?!» Это, как правило, затыкает рты даже тем, кто хотел было указать на то обстоятельство, что и контрабандисты, и их «клиенты» сознательно выбрали свой путь.

Я уверен в том, что если бы «спасательные» суда начали доставлять своих пассажиров в Тунис или Алжир, число судов, гибнущих в Средиземном море, в один момент сошло бы на нет. Не в этом ли должна была бы заключаться задача «спасателей»? Или для них куда важнее ощущать себя на вершине гуманизма, не слишком задумываясь о том, что затем произойдет с их подопечными и не станет ли их транспортировка в Европу началом цепи малых и больших неприятностей, ответственность за которые эти «спасатели» перекладывают на других людей? В этой связи обвинения в сотрудничестве с контрабандистами вовсе не выглядят беспочвенными. Я же иду еще на один шаг дальше и утверждаю, что характер их деятельности делает их самих контрабандистами. Только плату за свои услуги они берут не деньгами, а красивыми картинками и чувством морального превосходства.

Никого нельзя обвинять в том, что он ищет лучшей доли для себя и своей семьи. Так было всегда и, если бы эти действия не основывались на лживых обещаниях «рая на земле», вполне соответствовало бы высшей цели европейского Просвещения: осознанному и индивидуальному решению взять собственную судьбу в свои руки, приняв на себя ответственность за свое будущее. Но, попав в руки европейских торговцев людскими душами, человек становится объектом опеки и сочувствия к самому себе, и вырваться из этого состояния уже практически невозможно.

То обстоятельство, что большинство из тех, кто стал на подобный пагубный путь, не сможет найти своего настоящего места в Европе, «помощникам» не просто безразлично – оно на самом деле составляет – осознанно или неосознанно – базис их деятельности. Того, кто находится в самом начале цепочки, по которой «беженцы» передаются из рук в руки, мало заботят проблемы, с которыми позже придется столкнуться помощникам на местах и разочарование самих иммигрантов. А поэтому они продолжают доставлять на европейские берега все новый и новый человеческий груз. И совсем другие люди, призванные далее заниматься пришельцами, с каждым днем все более отчетливо понимают, что большинство из них не имеет каких-либо удовлетворительных перспектив в Европе. Рано или поздно вызванные этим проблемы достигнут такого масштаба, что общество будет вынуждено предоставить этих людей самим себе и позволить им создать в Европе те самые параллельные структуры, от которых они бежали. Несомненно, все это будет нам представлено как политическое достижение.

Утилитаризм и беспомощность

У меня создается впечатление, что Запад – то есть Европа и Северная Америка – уже давно потеряли Африку. На смену колониализму пришла продолжающаяся до сих пор эра коррупции и диктатуры, на которую мы практически безучастно взираем. Экономическая помощь в большинстве случаев превращается во взятки, похвальные исключения из этого правила можно перечесть по пальцам. Еще два десятилетия назад угроза взрывного роста населения Африки считалась важнейшей проблемой этого континента. Сегодня об этом практически не говорят. За фаталистской констатацией катастрофических масштабов роста населения в государствах Центральной и Западной Африки, который не в состоянии выдержать никакая экономика, следуют вовсе не программы по развитию образования и просвещения, а ооновские планы глобального переселения, от которых так и разит утилитарным «гуманизмом».

Авторы этих программ намерены использовать переизбыток населения в африканских странах для «пополнения» стареющей популяции в Японии, России или Европе. Соответствующее словосочетание «миграция для поддержания популяции» подходит, скорее, для лексикона мелких дельцов, зарабатывающих разведением собак.

Похоже, на Африке поставили крест, и ни у кого уже нет надежды на то, что тамошние государства в состоянии встать на ноги и развиваться в правильном направлении. Взрывной рост численности населения переквалифицирован из проблемы в ресурс, который может быть использован для «миграции для поддержания популяции». Цель оправдывает средства, а потому средиземноморские «такси» отлично вписываются в ооновские планы.

Если продолжать эти планы, о чем я думаю с ужасом, то окажется, что переселение «лишних» африканцев – это только начало. Ведь «импортированные» люди не оптимально приспособлены к жизни в Европе или Японии, поскольку детство и юность в другой общественной среде наложили на них свой отпечаток. Так что придется извлекать «ресурсы» на более ранней стадии и «импортировать» детей. Именно таково направление развития планов, которые строят обладатели куриных мозгов из ООН и их добровольные помощники из европейских НКО. Речь идет – не больше и не меньше – о легальном рабстве. У меня не хватает слов, чтобы выразить свое возмущение по этому поводу!

ООН рассчитывает на то, что уже сегодня иммигранты отправляют домой с Запада больше денег, чем весь мир вкладывает в экономическую помощь Африке. Но оба эти денежные потока имеют нечто общее: они препятствуют развитию там, куда они поступают, и цементируют зависимость региона от подачек. А живущим в Европе обязанность отсылать деньги на родину препятствует в ведении самостоятельной жизни на новом месте. Цепочка зависимостей с двух сторон тем самым только укрепляется.

Ultra posse nemo obligatur

Когда именно мы утратили представление о реальных последствиях наших действий? Мне кажется, это произошло тогда, когда мы стали делегировать свои решения инстанциям, которым приписываем высокую моральность и компетентность. Однако чем дальше отстоит место принятия решения от очага проблемы, тем сложнее оценить последствия этого решения. Принцип римского права «Ultra posse nemo obligatur» («Никого нельзя обязать сверх его возможностей») все чаще заменяется недопустимыми оценками.

Сидя в Мадриде, просто выставить на улицу студентов из Аликанте и поселить в их квартирах иммигрантов, поскольку их ситуация кажется более сложной. С точки же зрения студента, чьей солидарностью злоупотребили и который, возможно, не получит вовремя диплом, открывающий ему карьерные шансы, граница возможностей давно перейдена. Но его никто не спрашивал, всё решили за него, как и за сотни тысяч тех, кого подобные решения влекут в Европу. Тем самым попирают интересы одних и при этом никак не в интересах других, что порождает у обеих сторон чувство горечи. В этой извращенной игре нет победителей.

Решая одну проблему, государство тем самым создает другую. И это справедливо для каждого звена причинно-следственной цепочки миграции. Африканские семьи станут в будущем компенсировать потерю своих сыновей вследствие эмиграции, заводя еще больше детей.

Успешное спасение 600 человек экипажем «Аквариуса» порождает те самые медийные картинки, которые контрабандисты будут охотно демонстрировать своим новым жертвам. А отсутствие сопротивления со стороны испанских студентов приведет к тому, что испанское правительство и в будущем станет охотно использовать подобные методы решения проблем, лишая молодых испанцев веры в правовое государство. Это порочный путь мелких и казалось бы верных решений, которые на деле ведут к катастрофе. Пока все участники этой цепочки кажущейся человечности и готовности помочь не скажут: «Стоп!», она будет оставаться тем, чем есть на самом деле – проявлением лицемерия. Расплачиваться за которое придется жителям как Европы, так и Африки.

Ну а что же Европа? Наши проблемы совместного существования являются неотъемлемой частью нашего бытия, несмотря на то, что мы сами считаем себя такими прогрессивными, имеем множество надгосударственных организаций и лучше всех умеем строить планы. Наша вера в государственную власть и вытекающее из нее все большее подчинение бюрократии и политикам довлеют над нами. Но это тема для другой статьи, если не цикла статей. Открытость для иммиграции – это, собственно говоря, логичное следствие стремления к свободе. Но наших проблем оно не решит, скорее, наоборот. Пора уже нам оставить в покое Африку, с тем чтобы она оставила нас в покое. Если мы этого не сделаем, то вскоре задушим друг друга в объятьях.

Рогер ЛЕЧ
«Еврейская панорама»

контрольная работа

1.3 Проблемы мигрантов

миграция трудовой ресурс население

Последствия миграций могут быть как положительными, так и отрицательные. В странах, которые поставляют рабочую силу, трудовая миграция способствует снижению уровня безработицы, дает дополнительные источники валютного дохода в виде денежных переводов рабочих-мигрантов своим семьям. После возвращения домой такие мигранты обычно пополняют ряды среднего класса, используя заработанные деньги, чтобы открыть на родине собственное дело, а это помимо всего прочего приводит к созданию новых рабочих мест. С другой стороны, далеко не все трудовые мигранты возвращаются в свою страну.

У стран, принимающих трудовых мигрантов, возникает еще больше разного рода проблем. Конечно, таким путем они в какой-то мере компенсируют недостаток трудовых ресурсов (особенно в отраслях с низкой квалификацией занятых) и получают некоторые экономические выгоды. Однако социальные проблемы трудовая миграция, как правило, только обостряет. Лишь части из пришлых рабочих удается получить гражданство принимающей страны и стать ее полноправными гражданами. Остальным приходится довольствоваться так называемым видом на жительство, что не делает их полноправными членами общества. Хотя рабочие-мигранты нередко живут и работают в своего рода этнических анклавах и существуют как бы сепаратно в своей культурно-политической среде, иммигрантские общины часто влияют на облик целых городов, зачастую становясь очагами преступности, наркомании и других социальных зол. Даже в периоды экономических подъемов это вызывает протесты местного населения. Когда же подъем сменяется кризисом, депрессией или состоянием политической нестабильности, возрастает и неприязнь к иммигрантам, начинаются межэтнические трения и раздоры. Неудивительно, что трудовые миграции давно уже стали объектом острой политической борьбы между демократическими и националистическо-экстремистскими силами.

Например, в России механизмом перераспределение трудовых ресурсов (внутренняя миграция населения) является необходимым условием для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Такое перераспределения населения призвано сглаживать существующие межрегиональные различия и более эффективно задействовать дефицитные трудовые ресурсы России. Однако отсутствие сформировавшихся общероссийских рынков труда и жилья, административные барьеры, недостаточная степень развития финансового рынка приводят к неэффективности рыночных механизмов регулирования внутрироссийских миграционных потоков. Единственный регион, который остается трудоизбыточным сегодня, - это республики Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария). Проблемы, связанные с их занятостью, отражаются в том, что значительная часть мигрантов из этих республик приезжает на заработки в другие регионы России, и проблемы здесь связаны, в первую очередь, с ростом ксенофобии в обществе. Как следствие, острота проблем трудовой миграции в настоящее время не снизилась, а в некоторых аспектах даже обострилась. В частности, актуальными остаются проблемы легализации и защиты трудовых прав мигрантов; культурная и трудовая адаптация мигрантов, и так далее.

Что касается внешней миграции, проблема постановки на миграционный учет трудовых мигрантов более или менее решена, то проблема получения разрешения на работу для трудовых мигрантов еще остается.

Есть еще несколько ключевых проблем в сфере трудовой миграции, которые требуют обсуждения. Во-первых, необходимо определиться, необходима ли России трудовая миграция или нет. Судя по демографическим прогнозам, в первую очередь у нас громадный провал в обеспечении трудовых ресурсов. Начиная с 2009 и до 2017 года, ежегодно из трудоспособного возраста уходят порядка миллиона человек. А до 2025 года сокращение населения в трудоспособном возрасте составит почти 14 миллионов человек. Это прогноз Росстата, средний вариант. Мы нуждаемся в притоке трудовых мигрантов, но у властей и в обществе нет консенсуса: нужны ли мигранты или нет. Есть точка зрения, что демографический вызов слишком серьезный, и нам без мигрантов не обойтись; другая постановка вопроса - это будущее русско-православного культурного ядра, и его размывание чревато серьезными социокультурными вызовами. Другая проблема - отсутствие инструментов борьбы с ксенофобными настроениями, которые очень распространены. Нет инструментов согласования интересов федеральных и региональных властей, органов местного самоуправления принимающего населения, работодателя и самих мигрантов. Т.е., должно быть четкое разграничение компетенции и в сфере миграционной политики, и в сфере политики интеграции мигрантов.

Важнейшими задачами, стоящими практически перед всеми странами мира в области регулирования миграционных потоков, являются минимизация стихийного развития данных процессов, снижение их негативного влияния. В РФ также идет поиск механизмов использования потенциала миграции в реализации различных социально-экономических проектов, предпринимаются попытки реализации территориально-дифференцированного принципа в миграционной политике.

Механизмы решения данной проблемы включают:

Совершенствование законодательства РФ в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ;

Совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов;

Дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

Создание центров временного размещения вынужденных переселенцев,

Компактных поселений, новых рабочих мест и др.

Таким образом, значительное разнообразие видов, форм, типов, причин и тенденций, свойственных миграционным процессам, порождает не менее значительное разнообразие проблем, с которыми сталкиваются мигранты и которые необходимо решать. Проблема регулирования миграций все больше выходит за пределы отдельных стран, приобретает международное и общенациональное значение, требует формирования регулирующих механизмов на международном уровне. Наиболее значимыми проблемами для принимающих государств являются:

Предотвращение возможных конфликтов, складывающихся на основе усиления миграционных процессов;

Защита национальных интересов с помощью административно-ограничительных мер, не противоречащих нормам демократических государств;

Создание механизмов интеграции мигрантов в принимающую социальную среду.

Особенно актуальны вопросы, связанные с миграционной политикой, для государств, которые уже не в состоянии естественным путем преодолеть проблему демографического кризиса. К таким странам относится и Россия. А с учетом активизации миграционного движения во всем мире, в т.ч. в России, возрастает и степень влияния миграционных процессов на социально-демографическое развитие общества. Все это обусловливает необходимость разработки комплекса мер по совершенствованию государственной политики в области миграции населения.

В последние десятилетия наблюдается интенсификация процессов миграции. В 2005 г. 191 млн. человек, представлявших 3% мирового населения, жили за пределами стран своего происхождения, а в наши дни эта цифра по оценке Всемирного банка составляет 215...

Анализ и прогнозирование международных миграционных процессов

Денежные переводы представляют собой самую непосредственную и наиболее ощутимую выгоду международной миграции. С усилением глобализации мировой экономики они поступают во все большее число стран...

Анализ и прогнозирование международных миграционных процессов

Анализ и прогнозирование международных миграционных процессов

Прогнозная оценка числа трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России на 2011 год была получена одним из методов коллективных экспертных оценок - методом Дельфи. Опрос проводился в два тура. Были получены данные от 32 экспертов...

Анализ и прогнозирование международных миграционных процессов

В таблице 3.2 приведена информация о количестве трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России с 2000 по 2010 год. Таблица 3.2 Информация о количестве трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России с 2000 по 2010 год, тыс...

Анализ миграционной политики США по отношению к выходцам из Латинской Америки на современном этапе

На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что США до сих пор сохраняют за собой статус «государства мигрантов», несмотря на остроту, которую приобрела миграционная проблематика в последнее десятилетие. Как и несколько веков назад...

АТЭС как механизм диалога и согласования позиций государств по ключевым вопросам экономики, торговли, инвестиций, активизации экономического и технического сотрудничества, подготовки кадров

Рабочая группа по рыболовству (The Fisheries Working Group).11 С. Гончаренко «Россия вступила в АТЭС» // «Море» №2 1998 г. http://seamagazine.rmis.ru Создана в 1991 году для изучения действующих соглашений по вопросам международного сотрудничества в области рыболовства...

Глобальные проблемы экономики

Если рассматривать мировую экономику как сложную систему, в которую входят рынки сырья, рабочей силы, финансов, коммуникаций и информационных ресурсов, товаров и услуг...

Изменение роли МВФ в условиях мирового финансового и экономического кризиса

Если обратиться к истории, проблемы МВФ появились задолго до настоящего кризиса. До войны в 1973 году эксперты обозначили ряд причин для реформирования МВФ, которые должны были стать впоследствии очевидными для всех: 1...

Международный Валютный Фонд: основные функции и направления деятельности

Главный экономист МВФ Оливье Бланшар оценивает перспективы роста мировой экономика как посредственные. Не исключено, что на практике дело пойдет по негативному сценарию. Два основных препятствия для экономического роста...

Миграционная политика Швеции в контексте социальных преобразований

Увеличение миграционных потоков, разные обстоятельства, при которых прибывают иммигранты, изменение категорий мигрантов поставило перед шведским правительством вопрос о регулировании миграционных потоков в страну. Для этого постепенно...

Роль таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности

Главное управление организации таможенного контроля Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ ведет постоянный мониторинг по применению экономических процедур. До сих пор остро стоит проблема, связанная с тем...

Современные проблемы миграции трудовых ресурсов

Основной центр притяжения населения в России - Москва и Московская область. Миграционную ситуацию в этих регионах сложно анализировать автономно, и, естественно, не только потому...

Теоретическое осмысление миграционного кризиса на фоне европейской интеграции

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению иммиграционной политики ЕС, необходимо дать определение ключевым терминам миграционного процесса. Под ищущим убежища лицом (аnasylumseeker) подразумевается человек...

Управление социальной адаптацией мигрантов в России

С научной точки зрения понятие «адаптация» традиционно является одним из основных компонентов категориальной системы современной философско-социологической науки. Как известно, еще со времен Аристотеля...

Проблема прав мигрантов

Начиная с конца XX века во многих странах все отчетливее стало проявляться несоответствие усложняющегося характера потоков мигрантов устоявшимся юридическим и институциональным системам, отвечающим за миграционные процессы. В области миграции произошла переоценка международных инструментов.

Исследования показали, что государственные органы в большинстве регионов мира недостаточно обеспечивают права мигрантов, что обусловлено ростом проявлений дискриминации, расизма, ксенофобии, унизительного и бесчеловечного отношения к мигрантам.

Во многих странах международная миграция ведет к:

  • потере человеческих и трудовых ресурсов,
  • развитию социально-политической напряженности,
  • экономическому кризису.

В 1997 году Комиссия ООН по правам человека создала Рабочую группу экспертов по правам мигрантов, назначила Специального докладчика по правам мигрантов. Основная их задача: собирать всю информацию об имеющихся проблемах и препятствиях во всесторонней и эффективной защите прав человека мигрантов, разрабатывать и внедрять мероприятия по реализации, защите и пропаганде прав мигрантов.

Во многих странах как государственные представители, так и общество считают, что защита прав человека мигрантов не является серьезной необходимостью, в отличие от соблюдения прав человека собственных граждан. В этих странах преобладают антииммигрантские настроения, мигрантам предписывается более низкий социальный и правовой статус.

Особую проблему представляет собой признание прав мигрантов, не имеющих соответствующих документов. В таких случаях государственные органы воспринимают признание прав мигрантов на права человека как подрыв права государства на реализацию и обеспечение законности. Наибольшее значение это приобретает в случаях, когда приоритетную роль в программах деятельности правительства занимает борьба с нелегальной миграцией.

Проблемы международной миграции

В современном мире все больше субъектов ведут активную работу по пропаганде позитивных моментов международной миграции.

Реструктуризация экономической сферы, динамика народонаселения способствуют принятию решений, определяющих роль мигрантов в удовлетворении спроса на рабочие ресурсы в определенных секторах, в поддержании международных связей, необходимых для функционирования мировой экономики.

Замечание 1

Все больше государств осознает, что международная миграция – неотъемлемая составляющая развития и функционирования современной экономики.

Финансовый и экономический кризис 2007 года привел к глобальному росту безработицы, особенно в развитых странах, выступающих основными территориями для международных мигрантов.

К современным проблемам международной миграции относятся:

  • нелегальная миграция;
  • наплыв неквалифицированных трудовых ресурсов;
  • рост государственных барьеров;
  • дискриминация мигрантов по национальности, полу, образованию, религии;
  • «утечка умов»;
  • активизация функционирования профсоюзов;
  • рост ксенофобии, расизма;
  • рост преступности (распространение наркотиков, создание ультраправых организаций, криминальных группировок и т.д.).

Социальные проблемы миграции

Определение 1

Миграция – процесс социальный, представляющий совокупность перемещений населения между населенными пунктами, районами и целыми странами.

Наибольшее значение в социальном отношении имеет безвозвратная (стационарная) миграция, представляющая собой не только пространственное перемещение людей, но и их территориальное перераспределение.

Безвозвратная миграция выступает начальным этапом формирования состава населения, его приживаемости в конкретном районе. Мигрант на стадии обустройства и адаптации в районе вселения является новоселом.

В структуру миграционного процесса входят: формирование мобильности, перемещение, адаптация к новому месту жительства.

С социальной точки зрения к функциям миграции относятся:

  • функция повышения подвижности – обеспечение пространственной подвижности, сменяемости состава населения различных районов и мест жительства отдельных лиц;
  • функция перераспределения – перераспределение численности населения в результате различного размещения между отдельными территориями (с учетом природных зон, экономических районов, типов поселений) производительных сил; имеет два аспекта – межпоселенный и межтерриториальный;
  • функция селекции населения – изменение качественных показателей населения различных территорий, связанное с неравномерной миграцией разных социально-демографических групп.

Интенсивность миграции на определенной территории зависит от численности населения и от общего числа перемещений. В течении определенного времени в перемещениях могут участвовать как одни и те же, так и разные люди. Поэтому общее число переселений и количество мигрантов – величины неидентичные. Более социально активным является более подвижное население.

Миграция трудовых ресурсов в направлениях, выгодных для страны, выступает значительным фактором повышения производительности труда. Такая миграция позволяет наиболее полно использовать квалификационную подготовку, профессиональные навыки мигрантов, направлять высвобождающиеся трудовые ресурсы в места, где в них возникает наибольшая потребность.

Замечание 2

Суть социального значения миграции заключается в специфическом обеспечении различных перемещений членов общества, проявляющихся в изменении социального положения.

Внутренняя миграция ведет к перемещению людей из одних социальных групп в другие. Так, миграция сельского населения в города ведет к тому, что большая часть жителей села приобретает новые, часто более сложные специальности, занимает более высокое социальное положение.

Миграция играет большую роль в осуществлении социальной селекции. В сельской местности выбор сфер приложения труда ограничен, поэтому переселение в город дает возможность сельским жителям получить более высокую квалификацию. Их последующее социально-профессиональное продвижение предотвращает конфликты на почве несоответствия между степенью одаренности человека и его общественным положением, способствует социальному прогрессу.