Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

(п. 2 в ред. Федерального конституционного закона от 27.12.2009 N 8-ФКЗ)

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

(п. 4 введен Федеральным конституционным законом от 30.04.2010 N 3-ФКЗ)

2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

2.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

(часть 2.1 введена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 2-ФКЗ)

3. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

(часть третья.1 введена Федеральным конституционным законом от 04.12.2006 N 5-ФКЗ)

4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

5 - 6. Утратили силу. - Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности.

(часть 6.1 введена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 2-ФКЗ)

7. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

35. Органы ФСБ: задачи и структура

В настоящее время правовую основу деятельности органов ФСБ составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г., Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от б июля 1998 г. № 806, с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 26 августа 1998 г. № 990, Федеральный закон-«Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г., другие федеральные законы и нормативные акты федеральных органов государственной власти, а также международные договоры Российской Федерации.

Основными задачами, стоящими перед ФСБ, являются:

Контрразведывательная деятельность;
борьба с преступностью;
разведывательная деятельность.

Контрразведывательная деятельность органов ФСБ заключается в выявлении, предупреждении и.пресечении разведывательной и иной деятельности спецслужб иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. По указу Президента РФ Ельцина ФСБ были приданы функции головного контрразведывательного органа РФ. На основании этого указа служба получила право заниматься контрразведывательным обеспечением МВД, ФАПСИ, Государственного таможенного комитета, Департамента налоговой полиции и других силовых структур, а службы собственной безопасности этих ведомств обязаны согласовывать свои действия с ФСБ.

Основания для осуществления контрразведывательной деятельности определены в законодательном порядке:

Наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности спецслужб, иностранных организаций и отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба РФ;
защита сведений, составляющих государственную тайну
проверка лиц, оказывающих конфиденциальную помощь ФСБ;
обеспечение собственной безопасности.

Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

В сфере борьбы с преступностью органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

На органы ФСБ РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность Федеральной службы безопасности направлена на получение информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Осуществляется в пределах своих полномочий, в тесном взаимодействии с органами внешней разведки РФ. Порядок проведения разведывательных мероприятий, использование негласных методов и средств определяются нормативными актами ФСБ России. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.

ФСБ возглавляется директором, имеющим статус федерального министра. Его должности соответствует воинское звание генерала армии. Имеются также заместители директора, которые вместе с директором и некоторыми другими руководящими работниками образуют Коллегию ФСБ. Решения коллегии принимаются большинством голосов и оформляются приказами директора ФСБ. При наличии разногласий между директором и коллегией директор ФСБ проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ.

Количество заместителей директора и членов коллегии с течением времени менялось. Так, согласно Положению «О Федеральной службе контрразведки России», утвержденному Указом Президента РФ от 5 января 1994 г., устанавливались должности первого заместителя директора, пяти заместителей и заместителя директора - начальника Управления ФСК по Москве и Московской области, а численность Коллегии ФСК определялась в 11 человек. Подобная структура руководства сохранилась и после преобразования ФСК в ФСБ. 24 июля 1995 г. указом Президента в ФСБ была введена вторая должность первого заместителя директора. Соответственно количество членов коллегии ФСБ увеличилось до 12. Однако Указом Президента от 22 мая 1997 г. количество первых заместителей было сокращено до одного, а членов коллегии - до 11. 26 августа 1998 г. первых заместителей вновь стало два, а заместителей - восемь: шесть руководителей департаментов ФСБ, статс-секретарь и начальник управления ФСБ по Москве и Московской области. При этом численность коллегии увеличилась до 17 человек. Наконец, согласно указу Президента от 17 июня 2000 г. в ФСБ были установлены следующие должности: первый заместитель директора, заместитель - статс-секретарь, пять заместителей - руководителей департаментов и еще один заместитель директора.

В 2003 году структура центрального аппарата ФСБ выглядела следующим образом:

Департамент контрразведки (1-й департамент);
Департамент по борьбе с терроризмом (2-й департамент);
Департамент экономической безопасности (4-й департамент);
Департамент анализа, прогноза и стратегического планирования (5-й департамент);
Департамент организационно-кадровой работы (6-й департамент);
Управление военной контрразведки (3-е управление);
Управление конституционной безопасности (8-е управление);
Следственное управление;
Управление собственной безопасности (9-е управление);
Управление делами;
Договорно-правовое управление;
Военно-мобилизационный отдел (10-й отдел).

Подразделения центрального аппарата ФСБ направляют, координируют и контролируют деятельность управлений ФСБ в республиках, краях и областях.

Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят управления по отдельным регионам и субъектам Федерации (территориальные органы безопасности) и управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах России, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службы. Кроме того, центральный аппарат ФСБ имеет в своем подчинении предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о судебной системе Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды составляют систему федеральных судов общей юрисдикции. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории РФ, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором РФ.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Законом о военных судах.

В соответствии со ст. 7 Закона о военных судах применительно к гражданскому судопроизводству военным судам подсудны:

  • - гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
  • - дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Военным судам на территории РФ не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы).

Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.

Военные суды в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища.

Особенности подсудности дел военным судам определены также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" Российская газета. 2000. 24 февр..

Военными судами рассматриваются требования военнослужащих о защите нарушенных прав от действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц. При этом следует иметь в виду, что нормы гл. 25 ГПК РФ применяются, когда требования военнослужащих, в т.ч. имущественного характера, непосредственно вытекают из административно-правовых отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В тех случаях, когда обжалуемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами не в порядке осуществления административно-властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства. В порядке искового производства также должны разрешаться дела, хотя и вытекающие из административно-правовых отношений, но рассмотрение которых по существу требует решения спора о праве других лиц.

Предусмотренные законом специализированные суды в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют. Достаточно долго дискутируется вопрос о создании Патентного суда, который мог бы специализироваться на рассмотрении споров в сфере интеллектуальной собственности и заменил бы собой Апелляционную палату и Высшую патентную палату при Роспатенте. Однако правовой статус этого органа остается неопределенным, в т.ч. вопрос об осуществлении правосудия. Вероятно, Патентный суд будет представлять собой орган, осуществляющий защиту прав и законных интересов в административной форме.

  • 6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
  • 7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и
  • 8. Состязательность и равноправие сторон в судебном процессе.
  • 9. Доступность судебной защиты (право на судебную защиту).
  • 10. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 11. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.
  • 12. Гласность судебного процесса (открытое разбирательство дел в судах).
  • 13. Обеспечение обвиняемому права на защиту.
  • 14. Презумпция невиновности.
  • 15. Язык судопроизводства в рф.
  • 16. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.
  • 17. Понятие судебной системы рф и особенности ее построения.
  • 18. Судебная система рф (схема).
  • 19. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции, их отличия и
  • 20. Рассмотрение дел судами по первой инстанции.
  • 21. Рассмотрение дел судами по второй инстанции (апелляционный
  • 22. Рассмотрение дел судами по кассационной инстанции.
  • 23. Рассмотрение дел судами в порядке судебного надзора (надзорной
  • 24. Мировые судьи: место в судебной системе, порядок организации,
  • 25. Районные суды: место в судебной системе, порядок организации, состав и
  • 26. Областные и соответствующие суды: место в судебной системе, состав,
  • 27. Верховный Суд рф: место в судебной системе, состав, структура,
  • 28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система
  • 29. Арбитражные суды: место в судебной системе, общая подведомственность
  • 30. Конституционный Суд рф: место в судебной системе, состав, компетенция.
  • 31. Особенности судопроизводства в Конституционном Суде рф.
  • 32. Конституционные (уставные) суды субъектов рф: место в судебной системе,
  • 33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,
  • 34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности
  • 35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).
  • 36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.
  • 37. Неприкосновенность судей.
  • 38. Место прокуратуры в государственном механизме России.
  • 39. Понятие прокуратуры рф и особенности ее организации.
  • 40. Система органов и учреждений прокуратуры рф (схема).
  • 41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
  • 42. Цели, стоящие перед органами прокуратуры рф и основные направления
  • 43. Понятие прокурорского надзора и его особенности.
  • 44. Надзор прокуратуры за исполнением законов («общий» надзор
  • 45. Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими
  • 46. Надзор прокуратуры за исполнением законов администрациями мест
  • 47. Участие прокурора в рассмотрении дел судами уголовных дел.
  • 48. Участие прокурора в рассмотрении дел судами гражданских дел.
  • 49. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности прокуроров и
  • 50. Правовой статус прокурора.
  • 51. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее задачи. Органы,
  • 52. Органы предварительного следствия и их компетенция.
  • 53. Органы дознания и их компетенция.
  • 54. Понятие адвокатуры в рф и ее организация на федеральном уровне.
  • 55. Организация адвокатуры на уровне субъектов рф.
  • 56. Организация адвокатской деятельности (адвокатские образования).
  • 57. Статус адвоката.
  • 58. Понятие нотариата в рф. Организация нотариата: Федеральная нотариальная палата. Нотариальные палаты субъектов рф.
  • 59. Правовой статус нотариуса.
  • 60. Судебные приставы: требования, предъявляемые к судебным приставам, их
  • 61. Полиция в рф: назначение и организация полиции, права и обязанности
  • 62. Таможенные органы рф: система и компетенция.
  • 63. Федеральная служба безопасности рф: система, компетенция (основные
  • 64. Уполномоченный по правам человека в рф: понятие, правовой статус,
  • 65. Частная детективная деятельность в рф: понятие, виды сыскных услуг и
  • 66. Частная охранная деятельность:понятие, виды охранных услуг.Субъекты
  • 28. Военные суды: место в судебной системе, общая подсудность дел, система

    военных судов, их состав и компетенция.

    ФКЗ «О судебной системе», ФКЗ «О военных судах в РФ»

    Эти суды являются федеральными СОЮ, осуществляющими судебную власть в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях, а также в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба.

    Военные суды образуются по месту дислокации воинских частей и учреждений, и располагаются в открытых для свободного доступа местах.

    Военным судам подсудны следующие дела (общая подсудность дел):

    1.уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие и лиц, проходящие военные сборы, а также лица, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы, если преступления были ими совершены в период прохождения службы или сборов;

    2.дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы;

    3.гражданские и административные дела по искам и жалобам военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы о нарушении их нрав, свобод и законных интересов органами военного управления или воинским и должностными липам и;

    4.заявления о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки по делам, подсудным военным судам;

    5.дела по жалобам на действия (бездействие) и решения военных прокуроров, следователей и дознавателей по уголовным делам, расследуемым в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы;

    6.дела о применении к военнослужащим дисциплинарного ареста за совершение грубых дисциплинарных проступков;

    7.о заключении под стражу военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, а также о продлении сроков содержания под стражей;

    8.об ограничении некоторых конституционных прав и свобод (на неприкосновенность жилища, тайну переписки, переговоров и сообщений) в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы;

    Лица, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы вправе подать в военный суд иск или жалобу па действия, бездействие или решения органов военного управления или воинских должностных лиц, если нарушение их прав, свобод и законных интересов произошло в период прохождения службы или сборов.

    Система военных судов, их состав и компетенции.

    Первым звеном являются гарнизонные военные суды.

    Состав: председатель суда, его заместители, судьи, аппарат суда.

    Компетенция:

    1)по 1-ой инстанции эти суды рассматривают все дела об административных правонарушениях, а также большинство гражданских, уголовных и административных дел, подведомственных военным судам, кроме тех, которые отнесены к компетенции вышестоящих военных судов;

    2)рассматривают жалобы на военных прокуроров, следователей и дознавателей, материалы об ограничении некоторых конституционных прав и свобод, решают вопросы о заключении под стражу подозреваемых и обвиняемых и о продлении сроков содержания под стражей, о применении дисциплинарного ареста.

    Вторым звеном являются окружные (флотские) военные суды.

    Состав: такой же, как в гарнизонных военных судах.

    Структура:

    Президиум

    Могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы Компетенция:

    а)судебные коллегии (судебные составы) по 1-ой инстанции рассматривают:

    Гражданские дела, связанные с государственной тайной;

    Заявления о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки, по делам, подсудным гарнизонным военным судам;

    Уголовные дела о преступлениях, подсудных областным и соответствующим судам.

    б)по 2-ой инстанции судебные коллегии (судебные составы) в апелляционном порядке проверятся не вступившие в силу приговоры и решения гарнизонных военных судов.

    в)президиум этих судов в кассационном порядке может проверять:

    Апелляционные определения окружных (флотских) военных судов;

    Вступившие в силу приговоры гарнизонных военных судов;

    Вступившие в силу решения гарнизонных военных судов, ранее обжалованные в апелляционном порядке.

    Третьим звеном является Военная коллегия Верховного Суда РФ.

    Состав: Председатель Военной коллегии, его заместитель, судьи.

    Компетенция:

    а)по 1-ой инстанции рассматривает:

    Дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны и других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, если эти акты касаются прав, свобод и законных интересов военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы;

    Заявления о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки, по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

    Решения по этим делам, не вступившие в силу могут быть обжалованы в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ, а вступившие в силу - в Президиум Верховного Суда РФ (если они ранее обжаловались в апелляционном порядке).

    б)по 2-ой инстанции Военная коллегия проверяет в апелляционном порядке не вступившие в силу приговоры и решения окружных (флотских) военных судов.

    в)по кассационной инстанции Военная коллегия может проверять:

    Вступившие в силу приговоры окружных (флотских) военных судов, если ранее они не проверялись Военной коллегией в апелляционном порядке;

    Кассационные постановления президиумов окружных (флотских) военных судов;

    Вступившие в силу приговоры и решения гарнизонных военных судов и апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, если они обжаловались в кассационном порядке в президиум окружного (Флотского) военного суда.

    Апелляционные и кассационные определения Военной коллегии могут быть обжалованы в Президиум Верховного Суда РФ в надзорном порядке.

    "

    В соответствии с Законом о судебной системе военные суды создаются и действуют по территориальному признаку по месту дисло­кации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах

    Подсудность

    и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции. В настоящее время подсудность уголовных дел военным судам определяется ч. 5-8 ст. 31 УПК и Федеральным законом «О военных судах Российской Федерации». Военные суды при определении подсудности руководствуются территориальным (место совершения преступления) и персональным (принадлежность субъекта преступления к военной службе) признаками. Из Закона «О военных судах Российской Федерации» следует, что военным судам подсудны дела о пре­ступлениях, в совершении которых обвиняются:

    1) военнослужащие, которые по призыву или по контракту проходят в момент совершения преступления военную службу в Вооруженных Силах, а также в войсках Федеральной пограничной службы, внутренних войсках, железнодорожных войсках, войсках и органах Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти, а также создаваемых в военное время специальных формированиях;

    2) граждане, проходящие военные сборы;

    3) граждане, уволенные с военной службы, и граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены в период прохождения военной службы, военных сборов.

    Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам (ч. 5 ст. 31 УПК).

    Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в ч. 6 ст. 31 УПК в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

    Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении них выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. В случае, если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, Данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции (ч. 7 ст. 31 УПК).

    Круг дел, отнесенных к ведению военных судов, т.е. подведом­ственных этим судам, предопределяется преимущественно персо­нальными свойствами (признаками, особенностями) лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности (уголовной или администра­тивной) по приговорам (постановлениям) этих судов. Свойством (при­знаком, особенностью) такого рода является принадлежность лица

    к военнослужащим,

    к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие воен­ные сборы, а иногда и прошедшие такие сборы либо уволенные или уволившиеся с военной службы),

    либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими струк­турами (при определенных правовыми актами условиях - члены семей военнослужащих, а также вольнонаемные, работающие в воин­ских частях или учреждениях).

    К первой из них (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона) отнесены гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих либо граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Другими словами, речь идет о защите в военных судах военнослужащих и лиц, которые проходят военные сборы, от исходящих от военных органов и должностных лиц незаконных действий и решений. К данной категории дел можно отнести также дела (см. ч. 2 ст. 7 Закона), возникающие в связи с жалобами граждан, переставших быть военнослужащими (уволенных с военной службы) или окончивших прохождение военных сборов, на незаконные действия (решения) военных органов управления или должностных лиц, при условии, что обжалуемые действия (решения) состоялись в период прохождения такими гражданами военной службы либо сборов.

    Вторую категорию дел, подведомственных военным судам, образуют уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона). Эти дела составляют основную массу дел, рассматриваемых судами такого рода. Но это не значит, что в них подсудимыми могут быть только военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. В качестве подсудимых перед военными суда­ми довольно часто предстают и не военнослужащие. Такое считает­ся законным в случаях, когда речь идет:

    О групповых преступлениях, если хотя бы один из подсуди­мых является военнослужащим,

    О нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них под­судно военному суду;

    О преступлениях, совершенных во время прохождения воен­ной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с во­енными сборами;

    О всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

    Одновременно с рассмотрением уголовных дел военные суды, естественно, могут рассматривать иски о возмещении вреда, причи­ненного преступлением. Такие иски могут быть заявлены в военном суде независимо от того, кому причинен вред (гражданскому лицу или военнослужащему) и является ли причинителем такого вреда военнослужащий.

    РОДОВАЯ ПОДСУДНОСТЬ.

    Родовая подсудность - это подсудность дела "по вертикали" судебной системы. Основной функцией родовой подсудности является распределение нагрузки между судами разных уровней.

    Правила родовой подсудности в ГПК РФ носят императивный характер, что в полной мере согласуется с конституционным положением о рассмотрении дела тем судом и судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

    При регулировании правил родовой подсудности законодатель использует два приема:

    • Подсудность мировых судей, судов уровня субъекта РФ, а также Верховного Суда РФ определяется путем перечисления тех категорий споров, которые отнесены к подсудности каждого из этих звеньев судебной системы
    • Подсудность районного суда определяется в [ст. 24 ГПК РФ] путем исключения тех дел, которые подсудны судам всех других звеньев системы судов общей юрисдикции.

    При анализе процессуальных правил о родовой подсудности можно прийти к следующим выводам:

    • Дела по первой инстанции могут рассматриваться во всех четырех звеньях системы судов общей юрисдикции от мировых судей до ВС РФ, а также во всех трех звеньях военных судов.
    • Большинство дел искового производства распределяются между мировыми судьями и районными судами.

    В качестве критериев разграничения подсудности дел между мировыми и районными судами выступают:

    • Категория дела
    • Цена иска

    В итоге низовые звенья судебной системы занимаются разрешением несложных споров, а суды более высокого уровня рассматривают дела сложные (с точки зрения вопросов права или факта) или со значительной суммой иска.

    • Дела особого производства отнесены к подсудности районных судов, за исключением дел об усыновлении детей иностранными гражданами, подсудных судам уровня субъекта РФ.
    • Дела, возникающие из публично-правовых отношений, могут быть подсудны судам общей юрисдикции всех звеньев, кроме мировых судей.

    Критериями разграничения подсудности этих дел выступают:

    • Уровень государственного органа или общественной организации, чьи решения или акты обжалуются
    • Категория дела
    • Правила подсудности гражданских дел военным судам изложены в виде отсылочной нормы к ФКЗ
    • Правила родовой подсудности, изложенные в ГПК РФ не являются исчерпывающими, т.к. в ст. 23, 26, 27 ГПК РФ допускается их дополнение другими федеральными законами.

    ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПОДСУДНОСТЬ.

    Территориальная подсудность разграничивает дела между судами одного уровня, т.е. между судами первого звена, в качестве судов первой инстанции. Территориальная подсудность находится внутри родовой подсудности. Сначала необходимо определить родовую подсудность, а далее – ищем конкретный суд (территориальная подсудность).

    Общее правило территориальной подсудности – иск предъявляется в суд по месту нахождения ответчика (месту жительства/месту нахождения – [ст.28 ГПК РФ]. Подвиды территориальной подсудности:

    1.по месту жительства/месту нахождения ответчика (ст.28 ГПК);

    2.альтернативная подсудность – по выбору истца [ст.29 ГПК РФ];

    3.исключительная подсудность – исключение из общего правила [ст.30 ГПК РФ];

    4.подсудность по связи дел [ст.31 ГПК РФ];

    5.договорная подсудность [ст.32 ГПК РФ].

    Подсудность по месту жительства или месту нахождения ответчика

    Место жительства ответчика определяется с помощью средств регистрации. Но «зона» - это место жительства? Или студенты, зарегистрированные в общежитии. На практике зона место жительства не является, поэтому иск предъявляется последнему известному месту жительства (независимо от того, что лицо снять с регистрационного учета – ч.1 ст.29 ГПК).

    Постановление КС РФ №9-П от 16.03.1998. ст.47 КРФ – никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела тем судом, к подсудности которых оно отнесено законом. Всякое иное регулирование – исключено. Подсудность имеет конституцинно-правовое значение в осуществлении права на защиту. Подсудность есть гарантия независимости суда.

    Подсудность – это гарантия независимости суда в том смысле, что на выбор суда не может оказывать влияние никто из заинтересованных лиц. Все противоречия должны истолковываться в том ключе, что должно быть исключено всякое произвольное правоприменение. Подсудность есть гарантия права на участие в процессе.

    Альтернативная подсудность

    Иск к ответчику, место жительства которого не известно, может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту жительства в РФ (ст.29 ГПК). Если не предъявить иск, то может истечь исковая давность.

    Постановление КС РФ №6-П от 21.04.03. Постановление пленума ВАС РФ №8 от 25.02.98. Определение судебной коллегии ВС РФ от 19.08.05 №78-В05-31. Постановление президиума ВАС РФ №16458/05 от 16.05.06, №11236/05 от 17.01.06, №837/06 от 06.06.06, №7639/07 от 16.10.07 – акты по корпоративным спорам.

    Исключительная подсудность

    П.1 ст.30 ГПК исключительная подсудность – в ней содержится исключение из общего правила иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества. Почему эти иски предъявляются именно по месту нахождения этих объектов? И о каких исках идет речь – о вещных или об обязательственных? Если это иск из признания сделки недействительной, то он подчиняется правилам об исключительной подсудности? Вещные иски, безусловно, подпадают под ст.30 ГПК, а подпадают ли сюда иски обязательственные? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять, в чем смысл этой исключительности?

    Договорная подсудность

    Соглашение о подсудности может быть достигнуто сторонами. Договором может быть изменена только территориальная подсудности. Начинается поиск компетентного суда с родовой подсудности, а лишь после внутри родовой подсудности выделяется территориальная. Соглашение должно быть заключено до принятия судом дела к своему производству. А почему нельзя заключить соглашение после принятия судом дела к своему производству?