В целях оптимизации взаимодействия государственных органов, граждан и организаций по вопросам перечисления различных платежей в бюджет российский законодатель учредил специальную систему - ГИС ГМП.

Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) представляет собой централизованную систему, обеспечивающую прием, учёт и передачу информации между её участниками, которыми являются администраторы доходов бюджета, организации по приему платежей, порталы, многофункциональные центры, взаимодействие которых с ГИС ГМП производится через систему межведомственного электронного взаимодействия. ГИС ГМП позволяет физическим и юридическим лицам получить информацию о своих обязательствах перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по принципу «единого окна».

Создана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Главная цель

Основной целью системы считается соединение в одном месте информации обо всех платежах граждан, которые принимают госучреждения и муниципальные организации. В системе размещена информация о следующих платежах:

  • За муниципальные и государственные услуги.
  • За услуги, оказанные госучреждениями и муниципальными организациями, где были размещены государственные или муниципальные заказы или задания.
  • За государственные и муниципальные услуги, являющиеся обязательными для предоставления.
  • За источники формирования дохода бюджетов.

Есть и другие услуги, оплату которых можно проследить в ГИС ГМП. Штрафы ГИБДД, услуги Росреестра, пошлины и штрафы ГУВМ МВД и иные, предусмотренные законодательством РФ. Дополнительно государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах предусматривает сбор информации о выплатах задолженностей по исполнительным производствам.

Система для граждан и организаций

Что такое ГИС ГМП для гражданина? Прежде всего, это инструмент получения информации о задолженностях перед бюджетом. Для этого необходимо обратиться в любой банк или скачать приложение, подключенное к ГИС ГМП. Штрафы, долги по налогам и иным платежам, начисляемым в соответствии с законодательством, фиксируются в базах соответствующей системы. По запросу они передаются компетентными структурами заинтересованным лицам.

Информационная система ГИС ГМП также позволяет не только гражданам, но и организациям получать информацию о том, какие у них есть обязательства перед бюджетами на тех или иных уровнях.

Форматы функционирования

Работа в системе осуществляется посредством форматов, установленных Федеральным казначейством. Их довольно много, но рассмотрим основные и самые востребованные на практике:

  • Сообщения, задействованные сервисом.
  • Импорт, экспорт, уточнение или аннулирование сущностей системы.
  • Запрос в ГИС ГМП, или общий формат.

Естественно, они систематически корректируются и модернизируются разработчиками казначейства.

Использование идентификаторов

Главной особенностью работы системы является применение различных идентификаторов. Рассмотрим их особенности. Любое извещение, отправляемое оператору ГИС ГМП, должно содержать информацию о том, кто платит, и реквизиты платежа. Плательщиками могут быть как обычные граждане, так и юридические лица.

К идентификаторам физлица относят:

  • Номер страхового пенсионного свидетельства.
  • Номер ИНН.
  • Реквизиты паспорта гражданина РФ.
  • Номер водительского удостоверения или свидетельства о регистрации авто.
  • Учетный код ФМС и другие реквизиты, допускаемые законодательством России.

Идентификатором юрлица может быть:

  • Номер ИНН.
  • УИН (необязательное условие, требуемое для определенных субъектов).

Чтобы осуществить платеж в бюджет, необходимо обратиться, к примеру, в банк, и предоставить перечисленные идентификаторы. Ниже вы можете проверить свой автомобиль или водителя на штрафы.

Проверить штрафы на автомобиль или водителя

Оплата

Для того чтобы провести платеж в системе, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  • Для ФССП: дата постановления, категория и номер исполнительного производства, сумма к уплате.
  • Для ГИБДД: номер и дата вынесения постановления штрафа, сумма к уплате..
  • Для уплаты налогов и задолженностей по налогам: вводится либо номер ИНН, либо номер налогового документа.
  • Для Росреестра: указывается код платежа, состоящий из 20 цифр.

Указать назначение платежа:

  • Для ФССП: необходимо выбрать отдел приставов и регион, ОКТМО проставляется системой автоматически.
  • Для ГИБДД: указываются вид нарушения, регион и подразделение, КБК ставится системой автоматически; для оплаты пошлины выбирается регион и подразделение, ОКТМО проставляется системой автоматически.

Указать сведения о плательщике:

  • Для физлица: полные фамилия, имя, отчество, регион и адрес регистрации.
  • Подтвердить данные о платеже. В ГИС ГМП проверка платежа обязательная ступень в оформлении перевода. Ведь при неверно указанных реквизитах платеж может не пройти или уйти не по назначению, что усугубит ситуацию. Система предоставляет образец квитанции, где гражданин может сверить все данные.


Выбрать способ оплаты:

  • Банковская карта.
  • Счет мобильного телефона.

Далее идет завершение процесса платежа. Перед плательщиком появится окно с извещением об осуществлении операции с использованием системы. Он может сохранить или распечатать данное извещение, а информацию о платежах и, в частности, статус в ГИС ГМП, отслеживать в личном кабинете.

Итак, изучив систему, становится ясно, что она предназначена для повышения оперативности и снижения трудозатрат сотрудников соответствующих служб при рассмотрении вопросов, связанных с денежными перечислениями граждан или организаций в пользу государства.

Также основная база доступна для лиц, обратившихся в финансовые организации с целью информирования о задолженностях и т. п.

Главным ведомством, отвечающим за функционирование, обновление и модернизацию ГИС ГМП, является Федеральное казначейство. Помимо последнего к активным участникам системы относятся финансовые организации, многофункциональные центры, портал государственных услуг, платежные системы, администраторы доходов, простые граждане и юридические лица.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", далее - Закон № 210-ФЗ, с 1 января 2013 г. органы, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг.

На федеральном уровне реализация прав граждан на получение государственных и муниципальных услуг без предоставления документов, подтверждающих факт их оплаты, обеспечивается Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) .

ГИС ГМП предназначена для оперативного доведения информации до потребителя о его обязательствах перед государством по принципу «одного окна» для целей своевременного и полного сбора платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. ГИС ГМП рассчитана на широкий круг потребителей , как физических, так и юридических лиц, и позволяет им получить всю информацию о произведенных в их адрес начислениях и осуществленных ими платежах.

Следует отметить, что на компьютере пользователя "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8", который будет совершать обмен с ГИС ГМП, должен быть установлен криптопровайдер (например, Crypto-Pro (КриптоПро) или другая программа), реализующий электронную подпись в соответствии с требованиями СМЭВ (хеширование согласно ГОСТ Р 34.11-94; подпись согласно ГОСТ Р 34.11/34.10-2001).

Взаимодействие с региональными ИС РНиП

Финансовые органы субъекта Российской Федерации могут использовать собственные системы ИС РНиП. Примером такой системы является ИС РНиП г. Москвы. Поскольку в ИС РНиП г. Москвы регистрируют не только платежи за услуги, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов, но и услуги, оказываемые бюджетными и автономными учреждениями города Москвы в рамках приносящей доход деятельности, например, услуги, оказываемые детскими дошкольными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, развития и спорта, в технологию предоставления которых в той или иной степени встроено взимание платы, для обмена с ИС РНиП г. Москвы поставляется расширенный формат UNIFO.xml.

Основой формата UNIFO.xml является формат взаимодействия ГИС ГМП с информационными системами участников, версия 1.15.0 (http://www.roskazna.ru/gis-gmp/), доработанный с учетом специфики ИС РНиП г. Москвы.

При необходимости формат UNIFO.xml может быть доработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми информационной системой учета начислений и платежей ведомства или региона.

Таким образом, имеющийся механизм типовых конфигураций редакция 1 и редакция 2 программы "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" позволяет настроить формирование уникальных идентификаторов, правил экспорта/импорта в соответствии с требованиями, предъявляемыми информационными системами учета начислений и платежей ведомства или региона.

Поскольку в каждом регионе могут быть свои особенности реализации такой системы, предварительно необходимо произвести настройку программы "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8".

В поставку программы входит подробная инструкция по ее настройке для взаимодействия с ГИС ГМП (меню "Справка - Дополнения к описанию - Справка по взаимодействию с ГИС ГМП" главного меню программы, интерфейс "Полный").

Инструкция по настройке программы для взаимодействия с ИС РНиП г. Москвы, а также форматы, дополнительные файлы размещены на интернет-странице поддержки конфигураций БГУ1 и БГУ2 в разделе "Дополнительные материалы" (меню "Сервис - Интернет-поддержка пользователей - Web-страница конфигурации" главного меню программы).

Версии программы "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8", редакция1 и редакция 2, с функциями интеграции с ГИС ГМП предоставляются в рамках текущего лицензионного сопровождения.

С 2013 года при получении государственных услуг надо было предъявить квитанцию, подтверждающую оплату. Сейчас информация о штрафах стекается на официальный сайт Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. Поэтому на данный момент госорганы не имеют право запросить у плательщика подтверждение оплаты штрафа.

ГИС ГМП является системой по улучшению оказания услуг государственного значения. Её предназначение:

  • обработка информации;
  • хранение информации;
  • передача информации между участниками системы.

Все платежи и начисления обрабатываются и отправляются в данную систему. Обслуживает данную систему казначейство Федерального значения.

Определение системы

Если говорить простыми славами, то это база где храниться необходимая информация обо всех начислениях штрафов и их уплате.

Создание этой системы стало актуальным, когда много информации просто потерялось. Иногда оплата просто была не распознанной. И не было видно оплату штрафа по всей стране.

Например, если человек оплатил в Екатеринбурге, то уже в Красноярске этот платёж не был виден. Поэтому все квитанции приходилось носить с собой.

Иногда случались ситуации, что приставы требовали оплатить уже оплаченный штраф.

Цели и функции

Получение платежей без предъявления документов и информации — это главные цели системы.

Функциональной частью системы являются:

  • получения от государственных органов информации о суммах штрафов;
  • получение подтверждения об оплате;
  • передача сведений для участников системы.
Что можно оплатить в системе
  • Госсборы.
  • Госпошлины.
  • Штрафы.
  • Налоги.
  • Пени.
Как пользоваться

Чтобы пользоваться системой нужно выполнить определённые действия и получить технологическое разрешение. Для этого нужно купить специальное обеспечение программы у официального продавца.

Как выполнить вход
  • Произвести регистрационные действия.
  • Инсталляция.
  • Получения персональных данных для входа и подпись.
  • Поставить на компьютер ЭЦП.
  • Установить сертификат.
  • Проверка связи.
  • Основное подключение.
  • Выполнение входа.
Правила работы

Для пользования системой применяются форматы следующих типов:

  • общий;
  • уточнение-аннулирование системы;
  • сообщения.

Данные форматы периодически корректируются модераторами системы. Любое оповещение должно иметь данные о плательщике и назначении.

Плательщики

Плательщиками могут быть юр. лица и физлица. Для идентификации физлица применяются данные:

  • номер СПС;
  • паспорт.

Для юридического лица:

  • ИНН/КПП;
  • При выгрузки системы 1с.
Как оплатить
  • Указать реквизиты в нужной категории.
  • Выбрать нужное назначение.
  • Указать личные данные (адрес, телефон указывается обязательно)
  • Произвести сверку всей информации и подтвердить оплату.
  • Выбрать метод оплаты.
  • Завершение.

Также можно произвести заказ документов, подтверждающих оплату.

Как найти штрафы

Данные запрос может сделать любое заинтересованное лицо. Данное действие можно сделать с помощью сайта Госуслуг , ГИБДД , Сбербанк и других систем.

Для этого надо ввести идентификатор. После поиска система выдаст имеющиеся задолженности по штрафам, либо обрадует вас их отсутствием.

Если система говорит об ошибке, то вполне возможно не правильный ввод данных.

После оплаты штрафа вся информация попадает в единую базу. И при повторном запросе дог уже не будет найден.

Проверка по УИН

по уникальному идентификатору начислений. Зная этот номер можно произвести любой платёж за любую государственную услугу.

Для этого надо указать в форме код из двадцати цифр или 25, он есть на квитанции. Так же его можно получить на портале при осуществлении платежа. Далее производится поиск, при найденном коде, все реквизиты вставляются в платёж в автоматическом режиме.

После оплаты информация о платеже передаётся в единую базу.

Поиск кода можно осуществить на многих сайтах, самым известным и популярным считается сайт Госуслуг.

Как обратиться за поддержкой

При проблемах с установкой программы можно обратиться за помощью в службу поддержки. Иногда необходимо пройти тестирование для правильной работы системы.

  • Надо получит уникальный номер, и передать его на электронную почту службы техподдержки.
  • Принять инструкцию.
  • Оправить запрос о начислении.
  • Получить запрос-ответ и передать в ФК.
  • Принять сведения о результатах оплаты.
  • Запросить платёж.
  • Принять протокол о состоянии тестирования.
Кто входит в участники системы
  • Государственные организации.
  • Операторы по платежам.
  • Банки.
  • Органы по открытию и ведению счетов.
  • Почта.
  • Административные органы.
  • Госуслуги.
  • Информационные организации.

Все они имеют контакт между собой и сотрудничают друг с другом.

Благодаря, данной системы все начисления и платежи моментально попадают в единую базу. При этом люди получают всегда достоверную информацию о задолженностях и оплатах.

Плюсы
  • Единая госбаза по платежам.
  • Легко узнать, где, чей платёж.
  • Распознаётся порядок обращения плательщиков.
  • Нет необходимости в платёжных документах.
  • Быстрая оплата.

В теории в системе ни один платёж не может быть утерян. А вот на практике же случаются и потери. В связи с тем, что некоторые банковские учреждения не могут выполнить сертификацию стать полноправными участниками системы.

Данная система очень удобна, ведь не надо выходить из дома, чтобы узнать о штрафах или иных задолженностях. Можно быстро оплатить и вся информация будет доступна по всей России. Все сборы, расшифровки, коды, реквизиты и иная информация доступна в одном месте. Данная система очень актуальна в наши дни.

На примерах водителей можно говорить, что это очень важная система. Происходили очень неприятные ситуации, когда водитель оплачивал штрафы, спокойно жил, но в самый неподходящий момент при выезде за границу его останавливали. Неприятно, когда все оплачено, бегать выяснять, искать причину и проблему. Сейчас же все решено. Но не стоит забывать, что сбои системы иногда бывают. Но всё же по сравнению с прошлыми годами — потеря платежей случается намного реже и существенно отличается в процентном показателе.

Для поиска неоплаченных штрафов, налогов, пеней, госпошлин всегда можно обратиться на сервис. Он быстро найдёт все необходимые задолженности, укажет сумму необходимую для оплаты и при желании здесь можно осуществить платёж. Больше волноваться не стоит, ведь ваш платёж сразу могут увидеть все организации, выписавшие данный документ. В любом регионе страны можно отследить оплату платежа.

ГИС ГМП в 2019 году — что это такое, официальный сайт, штрафы, вход в систему, личный кабинет, проверка обновлено: Февраль 10, 2019 автором: admin

1. Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перечень которых устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации), а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

2. Создание, ведение, развитие и обслуживание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах осуществляет Федеральное казначейство.

3. Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах устанавливает Федеральное казначейство по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Указанным порядком определяются:

1) перечень информации, необходимой для уплаты, включая подлежащую уплате сумму, за государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9

(см. текст в предыдущей редакции)

2) перечень информации об уплате государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, порядок ее получения и предоставления;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) порядок доступа к Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

4) порядок фиксации времени доступности Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, а также времени поступления в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах информации, указанной в пунктах 1 и настоящей части.

4. Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в том числе производящие расчеты в электронной форме, а также иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств заявителем за государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, обязаны незамедлительно при достаточности денежных средств для исполнения распоряжения о переводе денежных средств не позднее дня приема к исполнению соответствующего распоряжения, а при приеме к исполнению распоряжения о переводе денежных средств после 21 часа по местному времени - не позднее дня, следующего за днем приема к исполнению соответствующего распоряжения, направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Возврат денежных средств физическим и юридическим лицам в случаях осуществления ими платежей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, за исключением платежей, порядок возврата которых устанавливается федеральными законами, производится получателем денежных средств в соответствии с общими требованиями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

5. Государственные и муниципальные учреждения незамедлительно не позднее дня осуществления начисления суммы, подлежащей оплате заявителем за предоставляемые услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, а при ее начислении после 21 часа по местному времени - не позднее дня, следующего за днем начисления, обязаны направлять информацию, необходимую для ее уплаты, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.

(см. текст в предыдущей редакции)

18.01.2016, Пн, 14:22, Мск , Текст: Наталья Анищук

Сейчас много говорят и пишут в СМИ о государственных информационных системах и попытках их применения в жизни российского общества. Повышенный интерес вызывает одна из них – государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Одна из причин такого внимания в том, что система не работает так, как задумано.

Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливает статус ГИС ГМП: «Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами» (статья 21.3 210-ФЗ).

Что мы ждем от системы

В соответствии с законом органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя «представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе» (статья 7 210-ФЗ).

То есть, говоря обычным языком, назначение ГИС ГМП – дать обществу инструмент для быстрого и более качественного предоставления гражданам и юридическим лицам государственных и муниципальных услуг без бумажной квитанции и сразу после факта оплаты ими этих услуг. Так задумано основателями, причем на основании зарубежного опыта.

Как это реализовано у нас? Можно сказать на основании опыта внедрения ГИС ГМП в региональном органе государственной власти (причем в двух вариантах: и «как иного органа» и как администратора доходов), что, несмотря на пятилетнюю историю 210-ФЗ и трехлетний возраст самой ГИС ГМП, система не работает, так как совершенно не используется гражданами и юридическими лицами для получения ими государственных услуг. Более того, в нынешнем виде она и не может быть ими использована.

Причины провала

Первая и, наверное, главная причина – слабое методологическое обеспечение ГИС ГМП. В федеральных госорганах и тем более в регионах нет четкого понимания, какую конкретно информацию о начислениях за госуслуги необходимо направлять в ГИС ГМП, чтобы она работала и соответствовала своей изначальной цели. Каждый участник трактует цели по-своему, в результате получается «каша» из ненужной информации, направляемой в ГИС ГМП. Когда внимание участников обращают на бесполезность передаваемой ими в ГИС ГМП информации для граждан и юрлиц, то в ответ ссылаются, как правило, на формальную трактовку положений 210-ФЗ. Подзаконные акты и попытки федеральных органов разъяснить вопрос на конференциях и совещаниях только запутывают участников, потому что разговоры идут об одном и том же, что и так не требует пояснений: «штрафы ГИБДД, налоги и госпошлина».

На данный момент нет нормативного документа, который определяет обязательный перечень информации, направляемый участниками (прежде всего госорганами) в ГИС ГМП для решения задачи быстрого и качественного предоставления гражданам и юрлицам государственных и муниципальных услуг. А без него, как уже было сказано выше, регионы «гонят мусор».

Сюда же необходимо отнести отсутствие на сегодняшний день общедоступного актуального реестра государственных и муниципальных услуг, который может быть использован в ГИС ГМП (хотя в 210-ФЗ этому посвящен целый раздел). То есть локомотив ГИС ГМП запустили, а рельсы прокладываются в процессе движения.

Нет нормативно закрепленной ответственности кредитных учреждений за направление в ГИС ГМП информации об оплате за гос. услуги. В результате в регионах большое число кредитных учреждений не взаимодействует с ГИС ГМП. Например, один госорган направляет информацию о начислениях в ГИС ГМП, хотя точно знает, что никакой информации об оплате там не будет, так как многие банки, которыми пользуются граждане и юрлица, к ГИС ГМП не подключены.

В существующих нормативных документах (например, в приказе 19Н Федерального Казначейства) нет четкой границы между полномочиями участников. Так, и «иной орган», и кредитное учреждение передают информацию об оплате госуслуги. В результате такой государственный «иной орган» и банки, с которыми он работает, дублируют в ГИС ГМП информацию об одних и тех же платежах.

Наконец, нет никакой нормативно закрепленной ясности относительно механизмов использования госпошлины в ГИС ГМП, то есть так называемых авансовых платежей за госуслуги. А ведь это львиная доля государственных и муниципальных услуг.

Вторая причина – это слабое организационно-техническое обеспечение ГИС ГМП. В одном из регионов есть госорган – агрегатор, который организует взаимодействие госорганов и муниципальных учреждений с ГИС ГМП. Через него постепенно налаживается работа с ГИС ГМП части участников – госорганов. А у кредитных учреждений ситуация иная: каждый сам за себя. И, так как серьезной ответственности за передачу или отсутствие передачи информации в ГИС ГМП у них нет, то и практически никакого результата в регионе в части кредитных учреждений нет. Последние либо не подключаются к системе, либо передают информацию, которой невозможно воспользоваться, например без привязки к начислениям. Кстати, в приказе 19Н есть понятие «главный администратор начислений», подразумевающее агрегацию передачи информации участников, но оно касается только госорганов. Так что этот организационный «баг» закреплен нормативно.

В предоставляемом фирмами-разработчиками программном обеспечении в виду отсутствия четких требований к форматно-логическому контролю не соблюдается технология передачи информации в ГИС ГМП. Так, например, «иной орган» одного из регионов передает в ГИС ГМП информацию об оплате госуслуг, предоставляемых государственными учреждениями (по которым они должны производить начисления) без предварительного запроса в ГИС ГМП УИНов начислений по этим гос. услугам. В результате в ГИС ГМП опять летит «мусор», и никаких квитовок своих начислений госучреждения не получат. Вероятно, точно также поступают работающие с ГИС ГМП кредитные учреждения региона.

Таким образом, на текущий момент ГИС ГМП является хранилищем бесполезной информации, которая не может быть в полной мере использована гражданами и юрлицами для получения государственных и муниципальных услуг.

Как исправить ситуацию?

Для того чтобы сделать ГИС ГМП нужной гражданам и юрлицам, в первую очередь необходимо создать общедоступный реестр государственных и муниципальных услуг, предназначенный для использования в информационной системе ГИС ГМП. Причем это может быть электронная версия реестра, включающая первоначально не все госуслуги, которая в дальнейшем будет пополняться.

Этот реестр должен быть вынесен на государственный портал, доступ к которому будет открыт для всех участников ГИС ГМП. На портале необходимо реализовать удобные механизмы быстрого контекстного поиска в реестре конкретной услуги, а также выделения наиболее часто используемых услуг. За актуализацию реестра должен отвечать федеральный государственный орган. Предоставление госуслуги с использованием ГИС ГМП будет осуществляться на основании наличия ее в реестре.

На базе реестра государственных и муниципальных услуг на портале для участников ГИС ГМП должен быть реализован сервис автоматического формирования уникального идентификатора услуги (УИУ). Формирование УИУ должно осуществляться по запросам участников ГИС ГМП. При оказании услуг с начислением такие запросы будут направлять госорганы, в случае услуг с авансом – кредитные учреждения. УИУ идентифицирует в ГИС ГМП информацию о конкретной услуге конкретного гражданина или юрлица (либо с начисление, либо с авансом). Для хранения УИУ в форматах данных ГИС ГМП можно использовать существующее поле для УИН.

Необходима организация базовой инфраструктуры ГИС ГМП в регионах РФ. С точки зрения предоставления платных госуслуг можно выделить две одинаково значимые категории участников ГИС ГМП: госорганы и кредитные учреждения. Поэтому наиболее удобным и оптимальным с точки зрения затрат было бы использование существующих региональных инфраструктур Федерального Казначейства и Центрального Банка. В качестве региональных агрегаторов логично использовать управления ФК для госорганов и региональные отделения ЦБ для кредитных учреждений. ФК и ЦБ в этом случае должны осуществлять на местах не только инфраструктурные, но и контрольные функции (контроль подключения и регулярного направления участниками информации в ГИС ГМП).

Механизм функционирования ГИС ГМП

Первый вариант – оказание услуги с начислением. Госорган инициирует предоставление госуслуги гражданину или юрлицу (например, начисляет налог на недвижимость). Для этого он обращается на портал к реестру государственных и муниципальных услуг, находит соответствующую услугу и с помощью специального сервиса формирует УИУ для оказания услуги конкретному гражданину или юрлицу. Далее УИУ подставляется в информацию о начислении, и данные направляются в ГИС ГМП. Кредитное учреждение при обращении гражданина или юрлица для оплаты услуги по идентификатору плательщика или сразу по УИУ находит в ГИС ГМП начисление и направляет информацию об оплате с указанным УИУ.

Второй вариант – оказание услуги с авансом. Кредитное учреждение по инициативе гражданина или юрлица организует оплату предоставления государственной или муниципальной услуги. Для этого кредитное учреждение обращается на портал к реестру, находит соответствующую услугу и с помощью специального сервиса формирует УИУ для оказания услуги конкретному гражданину или юрлицу. Далее УИУ подставляется в информацию об оплате услуги, и эти данные направляются в ГИС ГМП.

Госорган при обращении гражданина или юрлица для предоставления услуги находит в ГИС ГМП по идентификатору плательщика или сразу по УИУ информацию об оплате и направляет информацию о начислении с указанным УИУ.

Таким образом, в ГИС ГМП есть полная информация для автоматической или ручной квитовки начисления и платежа. Со своей стороны, граждане и юрлица имеют возможность использовать ГИС ГМП для получения информации об услуге.

Чтобы оградить ГИС ГМП от потока бесполезной информации, требования к форматно-логическому контролю информации, поступающей в ГИС ГМП, должны предусматривать контроль УИУ на обязательность присутствия, соответствие структуре реестра государственных и муниципальных услуг и уникальность. Причем, если УИУ не проходит форматно-логический контроль, услуга должна предоставляться и оплачиваться обычным порядком – без использования ГИС ГМП.

Анатолий Дамаскин