До 70-х годов прошлого века в юриспруденции понятие «правовая информация» вообще не использовалось, как и вообще термин информация до недавнего времени не использовался в сфере общественных отношений. С развитием теории информации и внедрением ее в практику общественной жизни стали использоваться понятия «информация», «информационные процессы» и др. Постепенно и в юриспруденцию были внесены новые понятия, связанные с информацией.

При этом следует заметить, что в текстах законов и других нормативных правовых актов до сих пор отсутствует определение понятия «правовая информация». Это дает возможность по-разному понимать его содержание.

Известный юрист А. Б. Венгеров рассматривал в более узкой плоскости правовую информацию (только официальные нормативно-правовые документы и их аналоги, содержащиеся в справочно-поисковых системах).

Более широко понимал правовую информацию С. С. Москвин, включая в это понятие все сведения и сообщения о правовой сфере, включая результаты деятельности ученых-правоведов и юристов-практиков.

В частности, О. А. Гаврилов относит к правовой информации «любые сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения практических задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности».

Трудно не согласиться с каждым из приведенных мнений.

Однако для того, чтобы понять содержательный смысл названного понятия, необходимо все же обратиться к тому, какое значение оно имеет для юриспруденции, то есть области человеческой деятельности, связанной с правом.

Любая информация существует не само по себе. Не может она существовать в отрыве от отражаемого предмета или явления. Она есть их отображаемый образ. Одним словом, информация всегда тесно связана со своим объектом или предметом.

Правовая информация как отображаемый образ правовых явлений и предметов также тесно с ними связана и отражает все их многообразие.

Значит, с одной стороны, правовая информация является результатом юридической деятельности (как ее отражение). К примеру, результатом правотворческой деятельности является издание (принятие) нормативного правового акта.

С другой стороны, правовая информация может быть основанием для юридической деятельности (в случаях принятия правовых решений), так как она должна быть законной, т.е. основанной на нормативных правовых актах.



Следовательно, правовой информацией следует считать информацию, тесно связанную с юридической деятельностью и принятием правовых решений.

Поэтому вряд ли правильным будет относить к правовой информации абсолютно все сведения о протекающих в правовой сфере событиях и фактах существующей действительности. С другой стороны, нельзя суживать границы правовой информации только рамками официально принятых нормативных правовых актов и их аналогов в компьютерных справочных правовых системах.

Наиболее правильным является относить к правовой информации только те сообщения о правовой сфере и юридической деятельности, которые тесно связаны с принятием правовых решений и результатами юридической деятельности.

Суммируя различные мнения, можно сделать вывод о том, что к правовой информации относятся все официальные нормативные правовые акты и имеющиеправовой характер документы, непосредственно связанные с результатами правоприменительной и иной юридической деятельностью.

Таким образом, к правовой информации относятся следующие виды правовых сообщений.

1.Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты);

2.Результаты правоприменительной и иной юридической деятельности организаций, имеющей правовой характер:

Судебные решения (судебные акты, принятые по существу юридических дел);

Обобщения судебной практики, которые ориентируют на принятие правильных судебных решений;

Нормативные акты корпораций и других организаций.

3.Правовые документы и сообщения, на основе которых принимаются правовые решения:

Официальные документы деятельности правоохранительных органов;

Официальные заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных и правоохранительных органов;

Акты официального толкования, доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • понятие и сущность правовой информации;
  • свойства и виды правовой информации;

уметь

  • выявлять проблемы формирования правовой информации;
  • применять комплексные знания об информационных процессах в правовой сфере;

владеть

Методами анализа правовой информации и информационной деятельности в правовой сфере.

Понятие и сущность правовой информации

До начала 1970-х гг. прошлого века в юриспруденции понятие "правовая информация" практически не использовалось. Заметим, что термин "информация" до недавнего времени вообще не использовался в сфере общественных отношений. С развитием теории информации и внедрением ее в практику общественной деятельности постепенно стали появляться термины "информация", "информационная сфера", "информационные процессы" и др.; в систему правовых знаний также были привнесены новые понятия, связанные с информацией.

При этом следует заметить, что в текстах законов и других нормативных правовых актов до сих пор отсутствует определение понятия "правовая информация". Это дает возможность по-разному понимать его содержание. Известный юрист А. Б. Венгеров рассматривал правовую информацию в узком смысле - только как официальные нормативно-правовые документы и их аналоги, содержащиеся в справочно-поисковых системах (102).

Напротив, широко понимал правовую информацию С. С. Москвин, включая в это понятие все сведения и сообщения о правовой сфере, включая результаты деятельности ученых-правоведов и юристов-практиков (99, 12). Такого же примерно мнения придерживаются авторы Концепции системы классификации правовых актов Российской Федерации, которые под термином "правовая информация" понимают "массив правовых актов с содержащимися в них нормами нрава и тесно связанных с этими актами правоприменительных, нормативно-технических, научных и справочных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности" (100).

О. А. Гаврилов относит к правовой информации "любые сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения практических задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности" (101, 13-14).

Можно согласиться с каждым из приведенных мнений, поскольку все они дополняют друг друга. Действительно, легко допустить, что и информация нормативного правового характера в источниках права, и сведения о правовой сфере, используемые для принятия решений юридического значения, и результаты юридической деятельности доктринального характера имеют признаки правовой информации. Однако для того чтобы понять смысл названного понятия, необходимо все же обратиться к ее содержанию, т.е. попытаться определить существенные признаки. Для этого нам необходимо обратиться к пониманию информации как категории, поскольку правовая информация является ее разновидностью.

Любая информация вторична, она не может существовать в отрыве отражаемого от объекта или явления, она есть их образ, отраженный в сознании человека и выраженный в определенной форме на материальном носителе. Одним словом, информация всегда жестко связана со своим источником (объектом действительности), сознанием человека и формой (материальным носителем).

Как же правовая информация связана со своим объектом, сознанием и формой? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к описанной в юридической литературе "информационной концепции права", которая объясняет происхождение права в рамках теоретических концепций сущности информации. Природа правовой информации и права с информационной точки зрения имеют общие содержательные признаки.

Обратимся к основным положениям информационной составляющей права, которые помогут сформулировать модель понимания правовой информации. Одним из первых, кто пришел к выводу о наличии у права информационных признаков, был А. Б. Венгеров (100). По существу, именно он первым выдвинул гипотезу об информационной природе права, а не только о наличии у него отдельных информационных признаков (101, 16-65). В разное время учеными- юристами проводились фундаментальные исследования проблем влияния теории информации на формирование и реализацию норм права, а также использования информационных подходов при описании природы права (105). Например, информационный подход использует в анализе правовых феноменов А. Ф. Черданцев, который на основе метода моделирования и теории информации рассматривает проблемы генезиса юридических конструкций и первичной (элементарной) модели нормы права - "мысли, выраженной в языке" (106). Специальные исследования информационной концепции права провел Ю. В. Кудрявцев, который подробно остановился на природе правовой информации и изложил в своей работе ее основные положения (107).

Как уже упоминалось выше, сущность информации определяется ее природой, которая проявляется в свойстве отражения полученных образов, на основе которых человек адаптируется к окружающей его обстановке. Заметим, что правовое регулирование либо саморегулирование поведения человека также основано на этом принципе, о чем подробнее будет сказано ниже.

Главным элементом, в котором проявляются основные информационные признаки права, является правовая норма - основной носитель правовой информации (информации, содержащейся в нормах права). "Нормы права с информационной стороны - это сведения о должном, дозволенном (а также стимулирующем, поощряемом) или запрещенном поведении людей, об условиях, в которых такое поведение может или должно осуществляться, наконец, о неблагоприятных последствиях невыполнения требований государства" (107, 16).

Важным является также вывод о том, что норма права является абстрактной моделью идеальных правил поведения, в них не только воплощена идея (образ) правильного поведения, но она еще и выражена в определенной форме (конструкции). По меткому выражению А. Ф. Черданцева, нормы права - эго "в известном смысле, образы, модели реального поведения людей, предназначенные для их будущей реализации" (106, 27-39, 126-154). Волевой и образный характер норм права проявляется и в том, что они являются результатом отражения информации об обществе на уровне сознания на уровне законодателя.

Подчеркивая абстрактность и образность правовой информации, мы выделяем в ней типичное, основное, концентрированное, поэтому в информационном плане она является обобщенной моделью бесконечного количества конкретных, однотипных отношений, что является основным содержанием норм права. "Система правовых норм, таким образом, - это информация, прошедшая сложный, многоступенчатый путь от отражения разнообразия социальной системы, через переработку и оптимизацию (и приращение к ней накопленных знаний) до воплощения правовых норм в завершенном виде, т.е. в виде “программы действий”" (107, 30-31). Следовательно, имеются достаточные основания рассматривать с помощью информационного подхода сущность правовой информации, ее место в правовой системе, а также влияние теории информации на развитие права.

Сущность правовой информации проявляется в соотношении юридической действительности, отражении ее образа в правовом сознании законодателя, а также оформлении этого образа в норме права.

Рассмотрим отдельные структурные элементы информационно-правового обмена или процесса формирования правовой информации.

1. Исторически обусловленная правовая действительность. Действительность как правовая категория тесно связана с философской категорией бытия. В философии действительность понимается как структурно сложное явление, состоящее из нескольких форм бытия: бытия вещей, бытия человека, бытия духовного и бытия социального (108, 350). Реальная действительность человека - это состояние реализации интересов конкретного человека на определенном этапе его развития, его связей с другими людьми. Реализация интересов находится в постоянном определенном развитии или отношении.

Определяющим фактором, тесно связанным с природой права, является реальный мир, окружающий человека в ходе реализации его интересов. Здесь имеется в виду не только уже "выбранная" или "опредмеченная" правом действительность как совокупность общественных отношений, но и взятая в более широком смысле окружающая человека событийная обстановка, осмысленная преобразовательная человеческая деятельность субъектов, интересы которых остро нуждаются в правовой защите.

Чаще всего существующая действительность определяется в качестве реальной совокупности общественных отношений, которые применительно к праву обычно рассматриваются в аспекте правоотношений: либо они предназначены к преобразованию в правовые отношения, либо уже урегулированы правом.

Глубокие исследования действительности как окружающего человека мира и предмета социальных наук мы находим у дореволюционных правоведов. Содержание фактических отношений, т.е. событий окружающей правовой среды определяется "выражением порядка, установленного природой для проявления взаимного воздействия лиц и предметов или, другими словами, выражением естественных законов материальной и духовной природы" (110, 62-63).

Социальную потребность и необходимость в принятии общих правил поведения определял выдающийся отечественный юрист и мыслитель И. А. Ильин, выделяя главное свойство жизненных ситуаций и социальных проявлений существующей действительности по мере своего развития и активного их отражения в нормах права: "Борьба за обеспеченное и приятное существование человека достигает иногда большой остроты; подчас может казаться, что общественная жизнь действительно превратилась бы, по меткому слову английского философа Гоббса, в “войну всех против всех”, если бы не было сдерживающих и организующих общественную жизнь правил поведения" (111, 78).

Таким образом, право берет свое начало в существующей действительности, именно она является первопричиной и первым условием рождения правил поведения, а конфликт интересов субъектов общественных отношений становится фактором, определяющим необходимость принятия правил поведения, первопричиной формирования правовых норм.

2. Правовые нормы как образ правовой информации. Нормативный правовой массив (позитивное право, объективное или положительное право) всегда состоит из норм и их совокупности в форме различных источников - законов, кодексов, указов, постановлений, конституций, эдиктов, "ответов мудрецов" (112, 27-28). Прежде всего, отметим такие признаки норм нрава, как высокая степень абстрактности и формальная определенность. Высокая степень абстрактности или обобщенности нормы права направлена на создание такого ее масштаба, который способствует применению формы правила поведения не для одного случая, а для большого их числа.

Формальная определенность нормы права связана с ее текстовым оформлением, что тоже объединяет ее с информацией, символы которой имеют также текстовую форму. В литературе по теории права прямо указывается на информационные признаки нормы права (117; 118; 119).

Наиболее определенно высказывается о природе норм права А. Ф. Черданцев, выделяя не только их информационность и модельную форму отражения общественного бытия и языкового выражения "определенного рода мысли", но и более глубокое информационное значение норм права, "которые, будучи отражением действительности, сами находят отражение в различных формах общественного и индивидуального сознания". В этом он усматривает всеобщее значение результатов отражения для права в целом (115, 101-102).

Выводы А. Ф. Черданцева имеют самое непосредственные значение для понимания сущности правовой информации, поскольку понимание природы информации у него проходит в аспектах отражения. Он, кроме того, выделяет еще одно информационное свойство норм права - их концептуально-волевое отражение в сознании законодателя, наделенного государственной волей (116, 104).

Подобный вывод сделал и II. Пеновски, модельно описывая ту же формулу коммуникативного процесса природы права: "Познавательное содержательное права определяется как информация, т. е. сведения, сознательно и целенаправленно подобранные и включенные в правовые нормы, чтобы служить их адресатам для ориентации, строго практическим нуждам регулирования" (114, 53).

Таким образом, в результате отражения в сознании законодателя, в результате принятия им решения о необходимости принятия нормы (проявления государственной воли) создается абстрактный образ нормы права, который реализуется в символ (правовую норму) с помощью сложных интеллектуальных усилий (законодательной техники). Законодатель получает информацию (сигнал) о действительности, обрабатывает ее (отражает ее в виде образа), а затем превращает (с помощью юридической техники) в управляемую информацию (абстрактный образ в виде символа - правовой нормы).

3. Правосознание как признак правовой информации. Правосознание тесно связано с таким существенным признаком природы права, как наличие государственной воли властвующего субъекта, без учета которого, как известно, нормы права не принимаются.

В литературе мы наблюдаем определенное сходство во взглядах авторов на правосознание: это совокупность представлений, чувств, эмоций, взглядов, оценок, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву (121; 122). Отдельные авторы, характеризуя правосознание, отмечают специфичность его функций: моделирование правил поведения и восприятие правовой действительности в мыслительных и чувственных образах (124, 206), формирование правовых образов и представлений о реальных или воображаемых правовых ситуациях (125, 267), отражение правовой действительности в форме юридических знаний и оценок с выделением информативной функции правосознания (126, 194).

Несмотря на важность выделяемых структурных элементов правосознания (идеологический, онтологический, психологический, аксиологический и др.), приоритетным все же остается интеллектуальное его значение (деятельное отражение существующей действительности), поскольку оно наиболее отвлечено от субъективных особенностей субъектов права и идеологических подходов. Категориальный смысл правосознания заключается в том, что оно вбирает в себя множество разнообразных самостоятельных правовых категорий и средств, так или иначе связанных с мыслительной деятельностью человека как субъекта права.

Разнообразие и единство таких средств находится в единой "информационной" среде человека разумного: восприятие, осмысление, оценка, ими обусловленные толкования (123). Существуют и другие значения правосознания, имеющие уже отношение к юриспруденции, например юридическая квалификация (125, 113-119; 129, 4-55), юридическая аргументация и иные формы юридического мышления (126, 97-131). Все они объединены элементом, обязательно входящим во все названные формы, - информацией. Поэтому и среда мыслительной деятельности субъекта права названа нами информационной.

Наибольшее значение в данном контексте имеют труды выдающегося русского юриста и философа И. А. Ильина, который во всех работах, посвященных праву и государству, выделял их волевые начала в правосознании. В его понимании правильному правосознанию как категории придается духовный смысл всего того, что составляет основу организации разумного общества. Источник своего метода исследования сущности правосознания И. А. Ильин видит в единстве естественного начала объективно необходимого образа будущих норм права и создаваемого образа правовых норм объективного (положительного) права с участием воли властвующего субъекта. Он рассматривает естественность природы человека как заданный абсолютно каждому еще в зачатке "особый способ жизни души, предметно и верно переживающей право в его основной идее и в его единичных видоизменениях (институтах)" (127, 166).

Следовательно, для понимания природы права особое значение имеет наличие особой духовной среды, в которой формируются основные руководящие начала (условия) для законодателя и уполномоченных им субъектов. Правосознание как состояние, как духовные условия формирования и развития права включает в себя как правосознание законодателя, так и разработчиков проектов норм права.

Роль и значение властвующего субъекта в формировании и развитии правовой информации являются преобладающими. Именно государство определяет правовую политику и окончательно решает, какие нормы права принимать, а какие - отвергнуть. Это общеизвестные факты.

Властвующий субъект (носитель государственной воли), выступающий в роли законодателя в структуре природы правовой информации, выполняет функцию управляющего субъекта или главного субъекта отражения правовой действительности в норме права. Именно в его сознании отражается необходимость правового регулирования и окончательный абстрактный образ нормы права. В формировании образа будущих правовых норм участвуют не только парламентарии и профессиональные работники законотворческих органов властвующего субъекта, но и юристы-эксперты, ученые. Они с помощью специальных приемов и способов (юридической техники) преобразуют правовую информацию в символьную форму, сохраняя при этом "модель реального поведения людей" для будущей реализации их интересов и одновременно интересов властвующего субъекта.

Для формирования норм права (как образа, модели правила поведения) важное значение имеет правотворческое сознание властвующего субъекта (законодателя), которое складывается из индивидуального сознания отдельных выборных представителей нормотворческих органов (депутатов) и профессиональных юристов законодательных органов, а также экспертов в области юриспруденции. Правотворческое сознание представляет собой, таким образом, духовно-волевую среду отражения юридической действительности и правового бытия.

Таким образом, сущность правовой информации проявляется в трех содержательных признаках:

  • 1) правовая действительность как источник и решающий фактор формирования правовой информации;
  • 2) нормы права как образ и форма правовой информации, главный институциональный ее элемент;
  • 3) правосознание законодателя как один из решающих факторов формирования правовой информации.

Исходя из природы правовой информации, можно дать ее определение.

Правовая информация - это образ правовой действительности, отраженный в сознании властвующего субъекта (правосознании законодателя) и выраженный в форме нормы права.

Ред. от 21.03.2015 // В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация ».К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В состав правовой информации включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы:
— официальная правовая информация,
— информация индивидуально-правового характера,
— неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений. К ней относятся законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, документы различных ведомств, судебные решения и пр.

Информация индивидуально-правового характера , имеющая юридическое значение, – это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений (например, договоры между хозяйствующими субъектами, исковые заявления граждан и организаций в судебные органы и т.д.).

Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм (например, комментарии к правовым актам, научные статьи и монографии по правовой тематике и т.д.).

Законы должны для всех иметь
одинаковый смысл.
Шарль Луи де Монтескье

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на:
1. нормативную правовую информацию,
2. иную официальную правовую информацию.

1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть составляет ядро правовой информации, это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.
Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых
норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 № 78 1-II ГД.).
Итак, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком. Таким образом, норма права регулирует определенную категорию, вид общественных отношений.
Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения. Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
неоднократность применения , то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой;
неперсонифицированность , то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.).
Оба признака правовой нормы следует рассматривать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление нормы поведения.
Норма права может касаться:
— круга организаций, учреждений, государственных органов;
— круга должностных лиц;
— всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
— того или иного конкретного учреждения, организации, государственного органа, независимо от его персонального состава (определение общих полномочий);
— конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.), независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.
Нормативные правовые акты различаются по своей юридической силе.
Юридическая сила нормативного правового акта – это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
Характерная черта системы правовых актов – ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты имеют неодинаковую юридическую силу, она зависит от компетенции издавшего органа и его места в системе органов государства. Акты вышестоящих органов имеют большую юридическую силу, в соответствии с ними должны издаваться акты нижестоящих органов, так как имеют меньшую юридическую силу.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ , принятая всенародным голосованием. Конституция РФ является правовой основой законодательства РФ.
Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты делятся на законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) и подзаконные акты . Частью правовой системы Российской Федерации являются также международные договоры Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Федеральные законы – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ

Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Подзаконные акты, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт. Ведущая роль в иерархической системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
1. Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента РФ принимаются, как правило, в форме указов.
2. Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам органов местного самоуправления. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
3. Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты ) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Система подзаконных актов субъекта РФ имеет свою иерархическую структуру и распространяется на всех лиц и иных субъектов права, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Международные договоры Российской Федерации, являясь составной частью ее правовой системы, регулируют отношения Российской Федерации с иностранными государствами или международными организациями.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»).
Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства-продолжателя Союза ССР.

НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АКТЫ

Нормативно-технические акты – это нормативные акты, содержащие технические нормы и правила. К ним, в частности, относятся ГОСТ ы (государственные стандарты), СНиПы (строительные нормативы и правила), СанПиНы (санитарные нормы и правила) и другие документы.
Вступившим в силу 1 июля 2003 года Федеральным законом «О техническом регулировании» определено, что обязательные для применения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) устанавливаются техническими регламентами . Технический регламент должен быть принят федеральным законом или указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, причем со дня вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу.
Следует отметить также, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера (исключение составляет техническое регулирование в отношении оборонной продукции).
Со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям:
— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании». Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении.

2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
— ненормативные акты общего характера;
— акты официального разъяснения;
— правоприменительные акты.
Акты общего характера , не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
Акты официального разъяснения действующих норм – это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие – к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов
в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.
Правоприменительные акты – это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, органами Прокуратуры РФ, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не ко всем лицам, органам, организациям (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

ИНФОРМАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА,
ИМЕЮЩАЯ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий,– граждан, организаций.
Правовую информацию индивидуально-правового характера, имеющую юридическое значение, можно разделить на:
— договоры (сделки);
— жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.
Общие черты этих актов:
— носят индивидуально-правовой характер;
— направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия – устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий.
Ее можно разделить на следующие группы:
— материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
— материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
— материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
— образцы деловых бумаг;
— комментарии законодательства;
— научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет, тем не менее, большое значение для эффективной реализации норм права.
Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при применении правовых норм.

Источник информации:
1/ Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебник для вузов / Под общ. ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина - М.: ЗАО «Консультант Плюс - Новые Технологии», 2009. - 256 с.: ил. ISBN 978-5-903288-03-8
2/ Справочная информация: «Понятие и структура правовой информации » (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

Раздел:

Навигация по записям

Образовательный консорциум

«Среднерусский университет»

_____________________________________________________________

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ

КУРС ЛЕКЦИЙ

РАЗДЕЛ І.

Сущность правовой информации и информационные процессы в механизме действия права

Лекция 1. Понятие «информация» и «правовая информация». Классификация правовой информации. Нормативная и ненормативная правовая информация .

В законе "Об информации, информатизации и защите информации" (1995)г. к информации относятся сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация».

Правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Информационные технологии базируются на основе аппаратных средств и программных продуктов.

Правовую информацию можно разделить на три большие группы:

· официальная правовая информация,

· информация индивидуально-правового характера

· неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация – это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

В свою очередь официальная правовая информация подразделяется на нормативную правовую информацию (законы РФ и субъектов РФ, подзаконные акты РФ и субъектов РФ, международные и внутригосударственные договоры) и иную официальную правовую информацию (акты общего характера, акты официального разъяснения, правоприменительные акты).

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативными правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.



В свою очередь, под нормой права (правовой нормой) принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 № 781 – 11 ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельства, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком. Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки: неоднократность применения и неперсонифицированность.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнение (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т. п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм – это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др.

Правоприменительные акты – это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т. д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т. д.).


Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права.

^ Информационное право как наука - это система научных знаний об информационном праве как подотрасли административного права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.

92. Правовая информатика как наука и учебная дисциплина

^ 93. Понятие и сущность правовой информации

Суммируя различные мнения, можно сделать вывод о том, что к правовой информации относятся все официальные нормативные правовые акты и документы, имеющие правовой характер, а также неофициальные сообщения, непосредственно связанные с практикой нормотворчества и юридической деятельностью.

Таким образом, к правовой информации относятся:


  • - нормативные и ненормативные правовые акты (законы, подзаконные акты, акты правоприменения и др.);

  • - нормативные акты корпораций и других организаций;

  • - официальные акты и обобщения судебной практики;

  • - документы юридической деятельности правоохранительных органов;

  • - официальные заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных органов;

  • - доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни
^ 94. Свойства правовой информации

Совместное исследование информационных процессов в информационной сфере, правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в этих процессах, с действиями над информацией, позволяет установить такие особенности и свойства. К основным из них можно отнести следующие.
^ 1. Свойство физической неотчуждаемости информации. Оно основано на том, что знания не отчуждаемы от человека, их носителя. Исходя из этого, при передаче информации от одного лица к другому и юридического закрепления этого факта процедура отчуждения информации должна заменяться передачей прав на ее использование и передаваться вместе с этими правами.
^ 2. Свойство обособляемое информации. Для включения в оборот информация всегда овеществляется в.виде символов, знаков, волн, вследствие этого обособляется от ее производителя (создателя) и существует отдельно и независимо от него. Это подтверждает факт оборотоспособности информации как самостоятельного отдельного объекта правоотношений, в результате чего появляется возможность передачи информации в такой форме от одного субъекта к другому.
^ 3. Свойство информационной веши (информационного объекта). Это свойство возникает в силу того, что информация передается и распространяется только на материальном носителе или с помощью материального носителя и проявляется как «двуединство» информации (ее содержания) и носителя, на котором эта информация (содержание) закреплено. Это свойство позволяет распространить на информационную вещь (объект) совместное и взаимосвязанное действие двух институтов - института авторского права и института вещной собственности.
^ 4. Свойство тиражируемое (распространяемости) информации . Информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Одна и та же информация (содержание) может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц (неограниченный круг лиц может знать содержание этой информации). Отсюда следует, что юридически необходимо закреплять объем прав по использованию информации (ее содержания) лицами, обладающими такой информацией (обладающими знаниями о содержании информации).
^ 5. Свойство организационной формы. Информация, находящаяся в обороте, как правило, представляется в документированном виде, т.е. в форме документа. Это могут быть подлинник (оригинал) документа, его копия, массив документов на бумажном или электронном носителе (банк данных или база данных) тоже в виде оригинала или копии, библиотека, фонд документов, архив и т.п. Такое свойство дает возможность юридически закреплять факт «принадлежности» документа конкретному лицу, например, закрепив его соответствующей подписью в традиционном или в электронном виде (с помощью ЭЦП). Это свойство позволяет также относить к информационным вещам (информационным объектам) как отдельные документы, так и сложные организационные информационные структуры.
^ 6. Свойство экземплярности информации . Это свойство заключается в том, что информация распространяется, как правило, не сама по себе, а на материальном носителе, вследствие чего возможен учет экземпляров информации через учет носителей, содержащих информацию. Понятие экземплярности дает возможность учитывать документированную информацию и тем самым связывать содержательную сторону информации с ее «вещным» обрамлением, т.е. с отображением на носителе, вводить понятие учитываемой копии документа, а отсюда и механизма регистрации информации, в особенности учитывать обращение оригиналов (подлинников) документов. Экземплярность информации уже сегодня активно реализуется при обращении информации ограниченного доступа.
Указанные юридические особенности и свойства должны учитываться при правовом регулировании информационных отношений.

^ 95. Виды правовой информации

Нормативная правовая информация.

К наиболее распространенному виду правовой информации, то есть информации непосредственно относящейся к норма права, являются нормативные правовые акты разного уровня и разновидностей (международные правовые документы, федеральные нормативные акты, региональные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты органов местного самоуправления).

К нормативной правовой информации относятся также нормативные акты локального характера (документы организаций нормативного характера – приказы и распоряжения, инструкции и др.).

Ненормативная правовая информация.

К этому виду относятся официальные акты и сообщения, принятые органами власти и судебными органами в ходе осуществления ими правоприменительных функций. То есть функций, непосредственно связанных с реализацией норм права. Именно поэтому они относятся к правовой информации. К ним относятся постановления и распоряжения органов исполнительной власти, на основе которых реализуются права и интересы субъектов права; акты правосудия.

К ненормативной правовой информации относится также огромный массив неофициальной информации правового характера судебных органов (официально опубликованные обобщения и обзоры судебной практики).

Кроме того, к ненормативной правовой информации относятся сообщения (документы) о результатах юридической деятельности правоохранительных органов, которые имеют правовое значение (в которых дается правовая оценка действий и деятельности субъектов права) в существующей действительности или в будущем времени.

К ненормативной правовой информации могут относиться официальные (документально оформленные) заключения экспертов и специалистов, а также другие доказательства, допустимые в процессуальной деятельности судебных органов, а также доктринальные заключения и иные процессуально-оформленные или официальные сообщения ученых и научных учреждений по различным проблемам общественной жизни.

Электронная правовая информация.

Наряду с информационным правовым массивом официального характера существует целая система неофициальной правовой информации.

Начиная с 90-х годов, с момента начала информатизации государственной и общественной жизни и массового внедрения компьютеров получило распространение массовое использование справочных правовых систем (далее - СПС) в электронном виде. Такие системы формируются на основе применения информационных технологий и электронно-вычислительной техники.

Быстрый поиск и удобные условия использования выдвинули такие информационно-справочные правовые системы в число наиболее распространенных в настоящее время.

К числу электронной правовой информации относятся не только известные СПС, как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «ЮСИС», но и правовая информация размещаемая и распространяемая по каналам глобальных телекоммуникационных сетей (например, ИНТЕРНЕТ). В последнее время, в связи с внедрением наиболее интеллектуальных и высокотехнологичных поисковых систем, в сетевом режиме юристы и другие специалисты используют полезную правовую информацию (нормативные правовые акты, информацию о судебной деятельности, аналитическую правовую информацию и т.д.).

В последнее время внедрение электронных форм ведения деловой жизни позволило использовать новые формы передачи правовой информации (в том числе электронных документов). В связи с принятием закона «Об электронно-цифровой подписи» такие формы получают все большее распространение.

96. Информационные процессы и системы в правовой сфере, понятие правовой информатизации

98. Государственная политика правовой информатизации

99. Понятие и основные положения правового мониторинга

100. Организационная основа реализации государственной политики правовой информатизации

101. Информационные системы Минюста России

1. В целях обеспечения реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах Российской Федерации Министерство юстиции Российской Федерации через портал «Нормативные правовые акты Российской Федерации » обеспечивает доступ к сведениям о нормативных правовых актах:


  • Федерального законодательства;

  • Государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

  • Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

  • Фонда международных документов и соглашений;

  • Реестра уставов муниципальных образований и реестра муниципальных образований;

  • Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.
На портале представлены как текущие редакции нормативных правовых актов, так и предыдущие. Кроме того доступны дополнительные сведения: информация о юридической экспертизе, опубликовании и обнародовании и т.д.

^ 102. Понятие СПС и краткая история их создания

Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы ) - класс компьютерных баз данных , содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Подкрепленные нормативными документами, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учёту, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

Компьютерные справочно-правовые системы появились еще во второй половине 60-х годов прошлого века по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система, заработавшая в 1967 году.

Начало созданию справочно-правовых систем в СССР было положено в 1975 году, когда было принято решение о создании первой информационной базы нормативных документов.

В 1990 году была выпущена СПС «Гарант » - разработка Научно-производственного объединения «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»). В дальнейшем от НПО «ВМИ» отделилась компания «Гарант-Сервис», которая в настоящее время распространяет систему «Гарант». В системе имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты различных указов, судебная и арбитражная практика, международные договоры, проекты законов, формы документов, бизнес-справки и пр. Еженедельное пополнение составляет 8-12 тыс. документов. Высшая патентная палата Российского агентства по патентам и товарным знакам признала словесное обозначение «Гарант» общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, начиная с 1 января 1998 года.

В 1992 году НПО «ВМИ» выпустило СПС «КонсультантПлюс », которая как учитывала опыт прошлых лет, так и содержала новые решения: во-первых, было реализовано оперативное, без задержек, обновление информации на компьютерах пользователей, во-вторых, налажена организация качественного и надежного сервиса для пользователей - основополагающие на сегодня элементы всей российской отрасли распространения правовой информации. В настоящее время пользователями «КонсультантПлюс» являются свыше 200 тыс. организаций. В системе имеются федеральные и международные документы, судебные решения, финансовые консультации. Состоит из федеральной, региональной и местной базы данных.

В последующие годы была создана СПС «Кодекс », основным отличием которой является большое количество нормативно-технических документов (ГОСТ, СНиП, СанПиН и т. д.), наличие специализированных справочных систем по различным отраслям - строительство, экология, электроэнергетика, охрана труда и т. д.

^ 103. Общая характеристика СПС

Гарант - это система, в которой имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации и которая состоит из одной объединённой базы.
Компьютерная справочная правовая система ГАРАНТ разрабатывается с 1990 года. В настоящее время она является основным инструментом принятия решения по правовым вопросам для многих бухгалтеров, юристов, руководителей, других специалистов в России и за рубежом. Более 250 представительств компании обслуживают сотни тысяч пользователей в 200 городах России.
Высшая патентная палата Российского агентства по патентам и товарным знакам признала словесное обозначение ГАРАНТ общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, начиная с 1 января 1998 года.
Полный объем информационного банка системы ГАРАНТ более 930 000 документов и комментариев к нормативным актам, еженедельное пополнение составляет около 4 000 документов.("ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия"). Это 27 специализированных правовых блоков по всем разделам федерального законодательства и 127 правовых блоков по законодательству субъектов Федерации. В системе ГАРАНТ представлено законодательство 73 регионов Российской Федерации, а также практика 10 Федеральных Арбитражных Судов.
КонсультантПлюс - это система, в которой имеются федеральные и международные документы, судебные решения, финансовые консультации и которая состоит из федеральной, региональной и местной баз данных.
Для сотен тысяч российских специалистов марка КонсультантПлюс неразрывно связана с понятием надежного информационно-правового обеспечения. Программные продукты КонсультантПлюс – это справочные правовые системы по федеральному и региональному законодательству, а также системы поддержки принятия решений.
Особое внимание разработчики КонсультантПлюс обращают на совместимость систем с различными платформами и широко используемым программным и сетевым обеспечением. Одним из технологических принципов является надежная работа систем на IBM PC-совместимых компьютерах и в распространенных локальных сетях. Существуют 32-разрядные однопользовательские, сетевые и Intranet-версии для Windows 95/98/NT/2000/XP. Одной из первых в России правовая система КонсультантПлюс была сертифицирована компанией Microsoft на совместимость с Windows NT, Windows 95/98, Windows 2000 и Windows XP.
Благодаря уникальной высокоэффективной технологии, разработанной компанией, пропускная мощность КонсультантПлюс составляет сегодня порядка 15 000 документов в месяц. При этом справочные системы КонсультантПлюс не имеют принципиальных технологических ограничений на включение любого объема информации. Всего в системы КонсультантПлюс входит 1496350 документов. На сегодняшний день это крупнейший информационный банк, который может быть передан пользователю.
Кодекс - это большое количество нормативно-технических документов - ГОСТов, СНиПов, РД и т. д. и имеющая специализированные справочные системы по различным отраслям деятельности (строительство, экология, электроэнергетика, охрана труда и пр.); также здесь имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты указов президента;

104. Особенности использования СПС «Консультант Плюс », «Гарант», «Кодекс»

105. Критериальные особенности СПС

106. Информационная инфраструктура правотворческой деятельности