Слово «норма» давно известно людям в различных сферах их жизнедеятельности и используется во многих областях знаний. Норма (от лат. norma) – руководящее начало, правило, образец; признанный обязательный порядок. При использовании понятия «норма» всегда имеется в виду определенная мера, масштаб, обязательное общепринятое правило поведения людей. Норма в таком понимании – образец, модель поведения личности, деятельности коллективов. Социальные нормы необходимы обществу, способствуют координации, упорядочению сложных социальных связей и отношений.

В научной, учебной и справочной литературе нормы (правила поведения) подразделяются на технические и социальные . Здесь слово «социальные» используется в подлинном (буквальном) смысле.

1. Технические нормы – это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами. Имеются в виду правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, нормы расходования материалов, топлива и т.д. или использование технических средств. Нарушение таких правил может вызвать существенные негативные последствия. Например, нарушение технических норм обращения с бытовыми электроприборами нередко приводит к такому бедствию, как пожар. В современный период, в эпоху научно-технического прогресса, усложнения производственных, технологических процессов, возрастания остроты экологических проблем, роль технических норм особенно значительна.

В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила спортивных игр, медицинские, санитарно-гигиенические и иные нормы.

Одно обстоятельство при этом имеет существенное значение. Нередко технические нормы закрепляются в нормативных правовых актах, приобретая в этой связи юридическую силу. Именно в таком качестве они называются технико-правовыми или технико-юридическими нормами . Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспортной энергетики, госстандарты и т.д. Очевидно, несоблюдение ГОСТов при изготовлении продуктов питания, несоблюдение правил техники пожарной безопасности влечет за собой определенные юридические последствия в виде административно-правовых или уголовно-правовых мер воздействия.

Приведенные положения позволяют отметить следующее: технико-юридические нормы – это нормы, в которых в качестве диспозиции (регулятивного предписания) предусмотрено техническое правило, содержащее определенные права и обязанности, а в качестве санкции – негативные правовые последствия, наступающие в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных юридических обязанностей.

2. Социальные нормы – необходимый элемент нормативного социального регулирования. Если рассмотреть эти нормы с позиции их особенностей, очевидно следующее:

1) социальные нормы – это культурно-исторический феномен, правила, являющиеся универсальным регулятором общественных отношений;

2) они опосредуют характер жизнедеятельности людей, как индивидуальной, так и коллективной;

3) социальные нормы – изменчивый социокультурный институт: они эволюционируют, изменяются в связи с развитием, совершенствованием общественных отношений.

В перечисленных содержательных компонентах социальных норм раскрывается их универсализм, подтвержденный мировым опытом человеческого существования. Следовательно, социальная норма – это правило общежития людей, сложившееся на основе повторяющихся взаимоотношений между ними или установленное определенными структурными образованиями (общественными и др.) . Социальные нормы имеют своим назначением целенаправленное регулирование общественных отношений, их реализация обеспечивается различными средствами. Однако это совсем не означает, что реализация таких норм всегда обеспечивается убеждениями, принудительными и иными мерами. Существенно то, что социальные нормы связаны с волей и сознанием людей, формируются в процессе исторического развития общества, соответствуют определенному типу культуры. Можно сказать так: социальная норма – это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующее их поведение в обществе.

Социальным нормам, наряду с отмеченными выше, присущи следующие общие признаки.

1. Они возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка.

2. Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами.

3. Эти нормы отражают достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества; в них «преломляются» исторические и национальные особенности жизни страны, регионов.

4. Главным объектом регулирования социальных норм является поведение людей, деятельность организаций, их взаимоотношения.

5. Они отличаются общим характером, абстрактностью адресата («относятся к тем, кого это касается»), т.е. не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.).

6. Социальные нормы опосредуют широкий спектр отношений, характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях.

7. Один из важнейших показателей этих правил поведения – обязательность исполнения, возможность реализации организационных или иных санкций в отношении нарушителя установленного порядка. Социальным нормам в силу их природы свойственны регулятивная, оценочная и трансляционная функции.

Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.

Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения людей (нравственное – безнравственное, правомерное – неправомерное).

Трансляционная (передающая) функция социальных норм производна оттого, что в них сконцентрирован определенный социальный опыт, достижения развития общества, культуры. Знакомство с ними способствует сознательному соблюдению установленных правил.

Социальные нормы многочисленны, отличаются своей спецификой. Рассмотрим их отдельные виды.

1. Обычаи – это правила поведения общего характера, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате длительной общественной практики вошедшие в привычку .

Обычаи – исторически первая группа норм, возникшая вместе с образованием самого общества. Это привычная для членов социальной группы форма регуляции поведения. Именно в таком изначальном качестве обычаи имели наибольшее значение на первоначальных ступенях развития человечества, когда отношения между людьми были наиболее устойчивыми, не противоречивыми.

Обычаи устанавливают целесообразные варианты различных поступков, сохраняют преемственность между поколениями. Вместе с развитием общества изменяется система обычаев. Однако в целом обычаи играют важную роль в сохранении культуры и развитии общества. Одни обычаи претерпевают изменения, появляются новые обычаи. Вместе с тем, следует отметить, что по своей природе обычаи консервативны. В них могут находить закрепления бытующие предрассудки, пережитки прошлого.

Обычаи не представляют собой цельной, связанной в прочное единство системы норм. Они выступают, в основном, в виде отдельных, локальных, изолированных друг от друга правил поведения. Обычаи во многом различны, зависят от социальной сферы, исторических условий, в которых они сложились. Известно, например, что восточные народы отличаются особым, ставшим обычаем, отношением к членам семьи, коллектива, сообщества, достигшим преклонного возраста.

Механизм действия норм–обычаев специфичен. Поскольку они входят в привычку, вопрос об их обеспечении какой-то внешней силой не ставится.

Обычаи нередко имеют формализованное содержание (организация свадьбы и др.). По своему смыслу они близки к понятию «нравы». В Большом энциклопедическом словаре сказано: «Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие нравы характеризуют все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке» 1 .

В нравах находит отражение психология жителей определенной местности, социальной группы. В этой связи говорят об укладе общественной жизни (старинные, современные нравы).

С учетом приведенных положений можно назвать следующие характерные черты обычаев:

а) «коренятся» в общественном сознании (точнее – в общественной психологии );

б) проникают в сферу индивидуального сознания и в этой связи им, с точки зрения регулятивных особенностей, в наименьшей степени присуще внешнее, то есть предписывающее регулирование;

в) складываются в результате повторения одних и тех же актов поведения;

г) отличаются конкретностью, детализированностью, поскольку представляют собой точные модели тех отношений и актов поведения, которые нормативно обобщают;

д) каждый обычай имеет социальное основание (причину возникновения ), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Вместе с тем обычай и в этом случае может продолжать действовать в силу привычки;

е) имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сферу действия;

ж) в качестве средств обеспечения используются сила привычки и общественное мнение;

з) в масштабе общества не представляют собой целостного образования – системы, что обусловлено их локальным характером, стихийностью формирования, длительностью этого процесса.

Нетрудно заметить, что обычаи занимают особое положение в системе социальных норм, что подтверждают их свойства, названные выше.

На жизнь людей, социальных групп общества оказывают влияние традиции, которые в качестве правил поведения, также как и обычаи, известны людям с глубочайшей древности.

Традиции. Латинское слово «traditio» означает передачу чего-то, повествование о чем-то. В Толковом словаре русского языка отмечается, что традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий) 1 .

Обычаи и традиции обладают общими чертами. И те, и другие содержат элементы социального и культурного наследия, обладают признаками устойчивости. И обычаи, и традиции опираются на поддержку общественного мнения, на психологические факторы, в частности, на чувство связи человека с окружающими людьми, стремление следовать распространению примеру, боязнь осуждения со стороны окружающих.

В то же время традиции по сравнению с обычаями представляют собой более широкие образования, в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями людей. Отличает эти социальные регуляторы и то, что обычаи складываются на протяжении нескольких поколений, а традиции – в более короткое время. Их формирование (создание) не обязательно связано с длительным существованием определенного фактического отношения. Традиции нередко возникают на основе распространения какого-либо примера поведения, воспринимаемого тем или иным коллективом либо обществом в целом. Здесь уместно назвать застолье как форму празднования определенных событий (успешная защита диссертации) или памятных дат. В числе новых формирующихся традиций можно назвать спонсорство , т.е. финансирование, поддержка какого-либо мероприятия со стороны состоятельных лиц или организаций.

2. Корпоративные нормы (нормы общественных объединений) – правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами . Речь идет о нормах таких организаций, как профсоюзы, политические партии, кооперативы, добровольные общества (творческие, научные и др.), предпринимательские союзы и др.

Особенности корпоративных норм таковы: они распространяются на членов определенной организации; закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок их формирования, компетенцию; обеспечиваются определенными организационными мерами. Такие меры (санкции) применяются в связи с нарушением корпоративных норм (предупреждение, выговор, исключение из организации). Корпоративные нормы, следовательно, – это групповые нормы внутриорганизационного характера . У них нет всеобщности и общеобязательности подобно праву, закону.

Возможности поведения, основанные на корпоративных нормах, в частности, включают право избирать и быть избранным в руководящие органы организации, право руководящих органов реализовать меры воздействия, предусмотренные этой организацией, и др. Специфическая природа корпоративных норм наиболее отчетливо проявляется в том, что они распространяют свое действие только на членов общественных объединений и регулируют отношения, непременно связанные с членством в этих организациях.

По формальным признакам корпоративные нормы близки к юридическим. Эти нормы, как правило, формализованы, т.е. содержатся в уставах общественных организаций (институционность), принимаются по определенной процедуре, могут быть систематизированы, их нарушение влечет применение соответствующих санкций. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений. Вместе с тем, основное отличие корпоративных норм от норм права и других социальных норм в том, что они обеспечиваются уставными мерами воздействия и солидарным мнением участников этих объединений.

3. Политические нормы – это нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни (классов, наций и др.), отношения между партиями, социальными группами по поводу государственной власти. Здесь, думается, проявляется одно из подмеченных в юридической науке свойств политических норм, а именно то, что они регулируют отношения между отдельными элементами политической системы, выступающими как выражение классового (социального) интереса 1 .

Если такой вывод правилен, то можно сказать, что природа и особенности этих норм находят выражение в следующем:

– закрепляются в политических декларациях, конституциях государств, в программных документах политических партий, движений;

– служат основой для достижения определенных целей в политике;

– нередко предусматривают вариантность поведения индивидов в реализации своих возможностей в различных структурах политической системы и в этой связи служат предпосылкой самовыражения личности, ее активности в сфере политической жизни;

– к субъектам, использующим политические нормы, относятся индивиды и организации, реализующие свои политические интересы, решающие политические задачи;

– отличаются общим декларативным характером либо характеризуются формализованностью, предусматривают конкретные права и обязанности субъектов политических объединений;

– могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.);

– эффективность их реализации во многом зависит от конкретно-политической ситуации в стране, регионе и др.

Природа политического регулирования обусловлена политикой, политической властью, функционированием политической системы. Очевидно, любые политические нормы, в конечном счете, воздействуют не сами по себе, как институционные образования, а посредством деятельности людей – субъектов политики. От уровня их политического сознания и политической культуры во многом зависит результативность реализации политических норм.

К важнейшим проблемам политического регулирования в настоящее время в России относятся: создание политической стабилизации в обществе; поиск путей обеспечения равноправия политических структур, политических партий и др. с учетом многообразия их интересов; недопущение сращивания политики и бизнеса и др. Безусловно, сущность и особенности политических норм, их место и роль в общественной жизни могут быть более глубоко осмыслены при рассмотрении их во взаимодействии с политической практикой, иными социальными нормами. При этом существенно то, что в зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных сил, уровня сознания общества и его культуры, результативность действия политических норм может быть различной. Известно, что в системе политических отношений, на основании рассматриваемых норм, норм морали и др. имеют место взаимоподдержка, компромиссное согласование и противоборство различных политических сил.

4. Нормы морали (нравственности) – это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.

Предмет морального (нравственного) регулирования отличается своеобразием. Везде, где в отношениях между людьми непосредственно проявляется характер поведения человека, цели и мотивы его поступков, возможно нравственное регулирование. Здесь не требуется, чтобы отношения были доступны определенному внешнему контролю, как это свойственно правовому регулированию. Поэтому в сферу действия норм морали (нравственности) входят, например, отношения, связанные с дружбой, товариществом, интимными связями людей.

Примечательно то, что мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо–плохо, справедливо–несправедливо). Действие этих норм именно и состоит в том, что они дают оценку поступкам, поведению человека, соответствующим мотивам и целям.

По сути, мораль включает ценностную оценку не только деятельности, поступков других людей, но и самооценку личности, включающую чувство личного достоинства, критическое отношение к своему поведению и др.

Как видно, мораль выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самостоятельное решение по поводу того, что есть долг и совесть, добро и зло в человеческих поступках, взаимоотношениях людей и др.

Одно следующее уточнение. Термины «мораль» и «нравственность» используются, в основном, в одном значении – как слова–синонимы. Соответственно считается, что они равнозначны в прикладном смысле с точки зрения ценностной оценки личности и свойственных ей представлений: о добре и зле, о постыдном и похвальном, о совести, долге, справедливости. Вместе с тем, некоторые специалисты, в основном, в области этики (науки о морали) различия здесь усматривают 1 . В частности, под моралью понимают вечные этические ценности (представления о добре, совести, чести, справедливости и т.д.), а под нравственностью – понятия проходящие, присущие какой-либо эпохе 2 .

С позиции несколько иного подхода утверждается, что в сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида. Речь идет о его осознанном, внутренне мотивированном способе участия в социальной жизни. А нравственные нормы, в отличие от норм морали, – это внешние регуляторы поведения людей. Логика рассуждений такова: если индивид усвоил эти внешние требования и руководствуется ими, то они становятся его внутренним моральным регулятором в отношениях с другими людьми. Имеется в виду то, что здесь имеет место «согласованное действие обоих регуляторов – морального и нравственного» 3 .

Между тем, с точки зрения общего подхода, можно рассматривать понятия «мораль» и «нравственность» в качестве тождественных. Один из аргументов в пользу этого вывода следующий: латинское слово «mores» (мораль) означает не что иное, как «нравы», по сути, раскрывающие природу нравственности.

Признанными моральными (нравственными) принципами для человека являются: совесть, порядочность, честность, сознание собственного долга перед другими людьми, коллективом, обществом и др. В настоящее время конституционное положение о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ) и иные подобные требования дополняют нравственные принципы, исходят из потребности более гармонично согласовать интересы индивида и общества.

И другое важное обстоятельство. Рассматриваемая нормативная система неоднородна. В ее рамках различают общепринятые нормы и нормы морали определенных слоев и групп населения . Заметим, система нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя может не совпадать с общепринятыми нормами морали, резко с ними расходиться. В этой связи мы, например, говорим об антисоциальной морали коррумпированных чиновников («оборотней в погонах»), криминальных слоев общества и др.

Словом, перед нами – сложное общественное явление, обладающее социальными, психологическими качествами, выполняющее различные общественные функции.

Сказанное выше позволяет заключить, что мораль относится к одному из основных регуляторов поведения человека. Будучи формой общественного сознания, мораль, как и иные социальные нормы, носит исторический характер. Она находится в состоянии изменения, отражает уровень развития общества, его социальную структуру, экономические, национальные, религиозные и иные факторы. В этой связи мораль первобытного общества, периодов рабовладения, феодализма и современные нравственные представления во многом различны.

Мораль – это не только взгляды, представления людей об определенных ценностях, но и нормы, принципы поведения, основанные на таких взглядах, а также соответствующие чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности.

По-видимому, моральный фактор играет и будет играть значительную роль в регулировании поведения людей. Скажем, индивид может не знать об особенностях уголовной ответственности за грабеж, разбой и иные преступления. Однако, руководствуясь общим принципом недопустимости любого вида хищений, нравственной формулой «не укради», он воздерживается от этих видов противоправного поведения.

Итак, нормы морали предопределяются историческим развитием человечества, по своему происхождению не связаны с государственной властью, отличаются специфическим содержанием, реализуются на основе внутреннего убеждения человека.

5. Религия (от лат. « religio » – набожность, святыня, предмет культа ) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, т.е. на вере в сверхъестественное начало.

Религия на первых стадиях человеческой истории выступает как форма практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил. Примечательно, что первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами, – фетиш. Это объясняется стремлением людей того периода времени оказать влияние на ход событий в желаемом направлении (заклинания, колдовские обряды и т.п.).

В процессе разложения родового строя на смену таким религиям пришли политеистические (политеизм – многобожие) религии раннеклассового общества.

На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии – буддизм (VI – V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Как видно, они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Важнейшая отличительная особенность таких мировых религий, как христианство и ислам, проявляется в том, что им свойствен монотеизм (вера в одного бога) .

Один из существенных моментов в рассматриваемом плане следующий. По ходу исторического развития, постепенно создаются специфические формы религиозных организаций (церковь и др.) и соответствующих религиозных субъектов (духовенство (клир) и миряне).

На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм.

Религиозные нормы – правила, установленные различными религиозными конфессиями и обязательные для верующих. Такие нормы регулируют отношения верующих к Богу, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций и других церковных органов. Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (крещение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания).

Религиозные нормы содержатся в религиозных книгах (Библия, Коран, Талмуд, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, в постановлениях соборов, в актах собраний духовенства или высших священнослужителей церкви, в комментариях религиозных книг.

Религиозная норма обладает всеми необходимыми признаками социальной нормы, о чем свидетельствуют следующие ее черты:

1) такая норма выступает как образец для поведения верующих в той или иной обстановке, как модель (эталон) определенных отношений, в частности в многообразных обрядах, ритуалах, молитвах и т.д.;

2) ее предписания относятся не к конкретному человеку, а к группе последователей определенной религии;

3) такие нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных правил. Показательно здесь использование слова «воздаяние» в следующем смысле: «Как ты поступаешь, так и тебе будет воздано»;

4) религиозные нормы нередко отличаются нравственным содержанием (например, заповеди из Ветхого Завета – почитай родителей своих и т.д.);

5) любая религия и, следовательно, ее нормы, ссылаются на волю сверхъестественных сил. В этой связи человек, исповедующий религию, характеризуется как предающийся, повинующийся «божественной воле и власти». Религиозные отношения возникают как результат воздействия религиозных норм на поведение людей. Усвоение (признание) религиозного нормативного предписания «преобразует» его в ценностную ориентацию верующего, побуждает его к совершению требуемых действий во взаимоотношениях с людьми, исповедующими или не исповедующими религию.

Субъекты религиозных отношений – это верующие, служители культа, религиозные организации, их руководящие органы .

По характеру предписываемого поведения, религиозные нормы могут быть позитивными (обязывающими), т.е. указывающими на необходимость совершения тех или иных действий (например, крещение ребенка, покаяние), и негативными, запрещающими определенные поступки: «не убий», «не укради» и др. Примечательно, что средства обеспечения религиозных норм специфичны. Это, как правило, обещание награды от сверхъестественных сил или соответствующая угроза наступления кары.

Следовательно, свод религиозных канонов (предписаний, правил) представляет собой регулятивную систему. В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение нормы, ориентированные на общечеловеческие ценности. Такие общепризнанные нормы человеческого общежития содержатся в Новом Завете в Нагорной проповеди 1 . В Моисеевых законах, например, установлена необходимость трудиться в течение шести дней и отдых на седьмой, требование детям почитать своих родителей, запрещается убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть.

В Российской Федерации действуют нормы различных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, старообрядцы, католики, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи.

Сказанное позволяет заключить, что религия не просто декларирует свои принципы, свою систему ценностей. Любая конфессия посредством разных средств, в том числе религиозных норм, стремится утвердиться в сознании и психологии людей. Формируемые в этой связи мотивы поведения «преломляются» в конкретное поведение верующих, в их отношениях к Богу, церкви.

Помимо названных существуют и другие социальные нормы: экономические, эстетические, семейные, деловые и т.д. Всем социальным нормам свойственны два момента: 1) предмет регулирования здесь сугубо социальный – общественные отношения; 2) «субъектный» состав связан только с людьми (индивиды, организации).

Ввиду многообразия норм, действующих в разных сферах общества, их тесных взаимосвязей можно говорить о системе социальных норм, т.е. как о целом, представляющем собой определенное единство так или иначе расположенных и находящихся во взаимосвязи частей (элементов).

В каждом обществе действуют определенные нормы. Существует два типа норм – технические и социальные. Как социальные нормы, так и технические возникали и проходили процесс становления постепенно, они продолжают меняться вместе с развитием общества.

Понятие и характеристика технических норм

Технические нормы – это четко определенный и формализированный свод правил, который регулирует отношения человека и природы, техники. Данный тип норм возникает в том случае, когда возникает вопрос о целесообразном использовании природных и технических ресурсов.

Технические нормы выполняют задачу определения наиболее оптимального и безвредного механизма взаимодействия человека с природой и техникой, регулируют экологические вопросы с тем, чтобы при использовании природных ресурсов природа терпела минимальный ущерб.

Особенности технических норм

Технические нормы имеют свои особенности. Во-первых, они регулируют именно техническую сторону жизни человека. Во-вторых, данные нормы имеют три субъекта – люди, природа и техника, а их объектом выступают общественные отношения в сфере взаимодействия человек с природой и техникой.

Понятие и характеристика социальных норм

Что касается социальных норм , то они распространяются на отношения между людьми, определяют правила поведения в обществе, регулируют всевозможные взаимоотношения между представителями человеческого общества.

Классификация социальных норм:

Социальные нормы делятся на виды: обычаи, религиозные нормы, корпоративные нормы, политические нормы, организационные нормы. Поговорим о каждом виде подробнее.

Обычаи – это те правила, которые нигде не прописаны, но которые действуют на определенной территории на протяжении значительного количества времени. Обычаи формируют и оказывают значительное влияние на общественное мнение. Примером обычая можно привести свадьбу и похороны, фактически никто не обязан устраивать их, но редко кто идет против обычаев.

Религиозные нормы – это нормы, которые диктует церковь и вероучение, а также религиозные деятели.

Корпоративные нормы – это свод правил, который возникает в определенной организации. Данные нормы не противоречат общепринятым нормам и призваны регулировать отношения внутри коллектива.

Политические нормы – данные нормы регулируют отношения в сфере власти и служат, как обществу в целом, так и отдельным политическим партиям, деятелям.

Организационные нормы – это нормы поведения в организациях и производстве, они близки к техническим нормам и в чем-то с ними перекликаются.

Существует и другая классификация социальных норм , в данной классификации свое место нашли такие нормы, как нормы морали, семейные нормы, этические нормы, нормы делового общения, а также нормы традиций и нормы этикета. Данные нормы действуют практически в каждом обществе и со временем видоизменяются.

Характеристика и особенности социальных норм

Как и у технических норм, у социальных норм есть свои особенности . Во-первых, общественные отношения являются главным предметом социальных норм. Во-вторых, социальные нормы имеют единственный субъект – людей, как представителей социальной сферы.

Технические и социальные нормы тесно взаимодействуют, можно сказать, что они неотделимы друг от друга, так как техническим нормам подчиняются люди, а там, где люди, неизбежно возникают социальные нормы, которые исходят и подчинены человеческой природе.

В процессе общественных отношений происходит своеобразный симбиоз описанных норм, и возникают технико-социальные нормы, которые являются общеобязательными и регулируются уже на законодательном уровне и их невыполнение может быть наказуемо законом.


Все виды норм (норма - это определенное правило) можно условно разделить на две группы:

Социальные;

Технические.

Технические нормы регулируют деятельность человека по использованию природных ресурсов (нормы расхода топлива, электроэнергии, воды и др.) и орудий труда. Социальные нормы регулируют отношения людей друг с другом.

Социальные нормы - правила поведения общего характера, которые складываются в отношениях между людьми в обществе в связи с проявлением их воли (интереса), и обеспечиваются разными способами социального влияния.

Сущностью социальных норм являются не просто правила, ибо правила существуют и в несоциальных образованиях, таких, например, как математика, грамматика, техника и другие (технические нормы), о правила отчётливо выраженного социального характера.

Признаки социальных норм:

1. Правила (масштабы, образцы, модели) поведения регулятивного характера - социально-волевые нормы, исторически сложившиеся или целенаправленно установленные.

Они направляют поведение людей в соответствии с заложенной в норме идеальной моделью общественных отношений, вносят одинаковость в регулирование общественных отношений и формируют непрерывно действующий механизм типичных масштабов поведения;

2. Правила поведения общего характера, т.е. не имеющие конкретного адресата. Они рассчитаны на то, чтобы направлять поведение людей в рамках отношений данного вида; вступают в действие каждый раз, когда возникают соответствующие общественные отношения;

3.Правила поведения предписывающего характера - общеобязательные. Они устанавливают запреты, дают эталоны поведения;

4. Правила поведения, которые обеспечиваются определенными средствами воздействия на поведение людей (привычкой, внутренним убеждением, общественным влиянием, государственным принуждением).

Следует отметить, что социальные нормы возникают в процессе исторического развития и, концентрируя достижения человечества в организации общественной жизни, передаются из поколения в поколение, т.е. являются преемственными.

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям.

Виды социальных норм по сферам действия:

Экономические: регулируют общественные отношения в сфере экономики, т.е. связаны с взаимодействием форм собственности, с производством, распределением и потреблением материальных благ;

Политические: регулируют отношения между классами нациями, народностями; связаны с их участием в борьбе за го дарственную власть и в ее осуществлении, с взаимоотношениями государства с другими элементами политической систем

Религиозные: регулируют отношения в сфере религии, между различными религиями, специфические культовые действия, основанные на вере в существование Бога;



Экологические: регулируют отношения в сфере охраны окружающей среды и др.

Виды социальных норм по регулятивным особенностям:

Нормы морали;

Нормы-обычаи;

Нормы права;

Корпоративные нормы (корпорация - лат. corporatio сообщество, объединение), т.е. правила поведения, peгулирующие отношения внутри различных негосударственных организаций (общественных - некоммерческих коммерческих) между их членами.

Как только технические нормы соприкасаются с поведением людей и люди начинают сообразовывать свои поступки с техническими требованиями, т.е. как только технические правила становятся общими правилами поведения (нормами), они приобретают социальное значение. Например, правила гигиены - технические нормы, имеющие социальное значение. Или другой пример: техническими нормами являются различные правила, устанавливающие требования к качеству продукции, товаров и гарантии их качества. Эти технические правила рассчитаны на отношения субъектов (коллективов) к ним в процессе создания продукции (товаров) и в сфере обмена.

Поэтому они имеют социальный характер.

Общее у технических и социальных норм - их связь с деятельностью человека.

Различие технических и социальных норм - в объектах и методах регулирования.

Признаки социально-технических норм:

Обусловленность законами природы и техники;

Невыраженность социального характера (не являются чисто социальными); 3

Невыраженность мер общественного обеспечения (правовых, моральных и иных санкций);

Исключительность использования.

Социальные нормы представляют собой сложившиеся в процессе общественного развития, устойчивые, признаваемые и поддерживаемые определенными социальными группами (классами, национально-этническими группами, религиозными конфессиями и т. п.) образцы (стандарты, модели) поведения участников социального общения.

В качестве общих признаков социальных норм можно назвать следующие:

социальность -- циальные нормы определяют, каким может или должно быть поведение субъекта либо какое поведение является недопустимым с точки зрения интересов общества;

нормативность- социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер - сформулированы в виде общей модели поведения; их адресаты определены не поименно, а путем указания типовых признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная принадлежность и т.п.); они рассчитаны на многократное применение, т.е. вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой типовая ситуация;

сочетание объективности и субъективности - социальные нормы складываются закономерно, исторически, в связи с тем, что общество представляет собой сложный социальный организм и нуждается в регулировании внутренних процессов. В то же время возникновение и конкретное содержание социальных норм связано с волей и сознательной деятельностью людей.

культурная обусловленность- социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры. Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны , что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений. Поэтому классификация социальных норм может быть осуществлена по различным основаниям.

В зависимости от сфер жизни общества , в которых действуют социальные Нормы, они подразделяются на политические, экономические, религиозные и др.

В качестве примераполитических , норм вплоть до настоящего времени не Получивших своего законодательного (правового) закрепления, в современной России могут быть названы нормы регулирующие деятельность парламентского лобби.

Экономические нормы регулируют отношения в сфере производства и распределения материальных благ. Основным правилом (нормой) экономического развития является поддержание пропорционального баланса между производством и потреблением. Нарушение данного правила влечет за собой экономический кризис, обусловленный в зависимости от обстоятельств товарным дефицитом либо товарным перепроизводством.

Религиозные нормы регламентируют порядок организации и функционирования сферы культовых отношений, связанных с оформлением и осуществлением религиозных верований. К числу религиозных относятся правила, устанавливающие религиозные праздники и памятные даты, регламентирующие отношения верующих в рамках собственной конфессии и по отношению к представителям иного вероисповедания и т. п.

В зависимости от способа образования выделяют спонтанные (сложившиеся стихийно) и директивные (созданные в результате целенаправленной нормотворческой деятельности) нормы.

В качестве спонтанных следует рассматривать нормы обычаев, складывающиеся в результате многократного повторения социально-значимого явления, которое именно в силу своей повторяемости начинает рассматриваться в качестве закономерности.

К числу директивных норм относятся правила, устанавливаемые одними субъектами социальной деятельности в отношении других. Так, по мнению Ю. Лотмана: «"Регулярное" государство Петра I сознавало себя как систему указов и правил. При этом подразумевалось, что живое бытование культуры- лишь реализация этих норм. "Обычай"- жизнь, не возведенная в ранг "грамматики", систематически разрушалась. Она отождествлялась с невежеством, отсталостью, "закостенелостью".

Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.

Выделяют следующие виды социальных норм:

обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;

религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога;

корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами.

организационные нормы -это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.

Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды :

нормы морали;

семейные нормы;

этические нормы;

нормы традиций и привычек;

деловые обыкновения;

правила этикета.

Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:

предметом регулирования являются общественные отношения;

субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.

Это общепринятая и наиболее распространенная классификация. Объединяющим началом здесь служит то, что все эти нормы носят социальный, а не технический характер. Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют изолированно от других, не существуют в «рафинированном» виде. Такой сферы отношений просто нет.

Соотношение права и морали.

Понятие, виды и особенности социальных норм.

ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Лекция 11

В о п р о с ы :

3. Соотношение права и иных социальных норм:

3.1. право и обычай;

3.2. право и корпоративные нормы;

3.3. право и политические нормы;

3.4. право и религиозные нормы;

3.5. право и технические нормы.

Общество - сложный организм, это целая система самых раз­нообразных отношений. Эти отношения нуждаются в упорядоче­нии, регулировании. Для этого в обществе складывается система нормативных регуляторов - правил поведения: обычаи, нормы морали, нормы права и др.

В этой связи используется понятие нормативного, или соци­ального регулирования. Нормативное (социальное) регулирова­ние - это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. Такое ре­гулирование выражает объективную потребность общества в упо­рядочении поведения людей, в подчинении их определенным пра­вилам.

Нормативное регулирование включает следующие моменты:

1) выработку социальных норм (образцов поведения);

2) реализа­цию этих норм в деятельности индивидов, организаций;

3) исполь­зование мер воздействия (убеждение, принуждение) в случае на­рушения установленных правил.

В рамках общего понятия нормативного регулирования выде­ляются несколько подвидов. В их числе - регулирование, осу­ществляемое на основе обычаев и традиций; регулирование, ос­нованное на нормах нравственности (морали); правовое регулиро­вание и др.

Следовательно, социальное (нормативное) регулирование пред­стает перед нами в многообразии форм выражения. Оно не замы­кается на каком-то одном регуляторе. Напротив, социальное ре­гулирование отражает (опосредует) всю многогранность, слож­ность человеческого бытия.

Необходимым элементом нормативного (социального) регули­рования является социальная норма.

Социальная норма - это правило общежития людей, правило социально значимого пове­дения. Можно сказать так: социальная норма - это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и ре­гулирующее их поведение в обществе.

Социальным нормам присущи следующие общие признаки.

1. Они отражают достигнутую ступень экономического, соци­ально-политического и духовного развития общества.

2. В них «преломляются» исторические и национальные осо­бенности жизни страны, регионов.

3. Они отличаются общим характером, абстрактностью адре­сата («относятся к тем, кого это касается»), т.е. не содержат ука­зания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.).



4. Социальные нормы характеризуются многократностью дей­ствия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях.

5. Эти правила поведения характеризуются обязательностью исполнения, возможностью реализации санкции в отношении на­рушителя правила. Социальным нормам в силу их природы свой­ственны регулятивная, оценочная и трансляционная функции.

Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, спо­собствуют нормальному функционированию общества.

Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы слу­жат основанием оценки социально-значимого поведения людей (нравственное - безнравственное, правомерное - неправомер­ное).

Трансляционная (передающая) функция социальных норм производив от того, что в них сконцентрирован определенный со­циальный опыт, достижения развития общества, культуры. Зна­комство с ними способствует сознательному соблюдению установ­ленных правил.

Социальные нормы многочисленны, отличаются своей специ­фикой. Рассмотрим их отдельные виды.

1. Обычаи - это правила поведения общего характера, сло­жившиеся в результате длительной общественной практики, во­шедшие в привычку.

Обычаи - исторически первая группа норм, возникшая вмес­те с образованием самого общества. Это привычная для членов социальной группы форма регуляции поведения. Вместе с разви­тием общества изменяется система обычаев. Одни обычаи претер­певают изменения, появляются новые обычаи. По своей природе обычаи консервативны. В них могут находить закрепления бы­тующие предрассудки, пережитки прошлого.

Обычаи не представляют собой цельной, связанной в прочное единство системы норм. Они выступают, в основном, в виде от­дельных, локальных, изолированных друг от друга правил пове­дения. Обычаи во многом различны, зависят от социальной сферы, в условиях которой они сложились.

Механизм действия норм-обычаев специфичен. Поскольку они входят в привычку, вопрос об их обеспечении какой-то внешней силой не ставится.

Обычаи нередко имеют формализованное содержание (орга­низация свадьбы и др.). По своему смыслу они близки к поня­тию «нравы». В Большом энциклопедическом словаре сказано: «Нравы - обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие нравы характеризуют все те формы поведения людей, которые бы­туют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке» (Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 820.).

В нравах находит отражение психология жителей определен­ной местности, социальной группы. В этой связи говорят об ук­ладе общественной жизни (старинные, современные нравы).

На жизнь людей, социальных групп общества оказывают вли­яние традиции, рассматриваемые в литературе как разновидность обычаев. В Толковом словаре русского языка отмечается, что тра­диция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий. (См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998. С.807.).

Обычаи и традиции обладают общими чертами. И те, и другие содержат элементы социального и культурного наследия, облада­ют признаками устойчивости, опираются на поддержку общест­венного мнения, на психологические факторы, в частности, на чув­ство связи человека с окружающими людьми, стремление следо­вать распространенному примеру. В то же время традиции по срав­нению с обычаями представляют собой более широкие образова­ния, в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями людей. Отличает эти социальные регуляторы и то, что обычаи складыва­ются на протяжении нескольких поколений, а традиции - в более короткое время. В числе новых формирующихся традиций можно назвать спонсорство, т.е. финансирование, поддержка какого-либо мероприятия со стороны состоятельных лиц или организаций.

2. Корпоративные нормы - правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. Речь идет о нормах таких организаций, как профсо­юзы, политические партии, кооперативы и др.

Особенности корпоративных норм таковы: они распространя­ются на членов определенной организации; закрепляются в соот­ветствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок и формирование, компетенцию; обеспечи­ваются определенными организационными мерами. Такие меры (санкции) применяются в связи с нарушением корпоративных норм (предупреждение, выговор, исключение из организации). Корпоративные нормы, следовательно, - это групповые нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и об­щеобязательности подобно праву, закону. Возможности поведе­ния, основанные на корпоративных нормах, в частности, вклю­чают право избирать и быть избранным в руководящие органы организации, право руководящих органов реализовать меры воз­действия, предусмотренные этой организацией, и др. Специфи­ческая природа корпоративных норм наиболее отчетливо прояв­ляется в том, что они распространяют свое действие только на членов общественных объединений и регулируют отношения, не­пременно связанные с членством в этих организациях.

По формальным признакам корпоративные нормы близки к юридическим. Эти нормы, как правило, формализованы, т.е. со­держатся в уставах общественных организаций (институционность), принимаются по определенной процедуре, могут быть сис­тематизированы, их нарушение влечет применение соответству­ющих санкций. Вместе с тем, основное отличие корпоративных норм от норм права и других социальных норм в том, что они выражают общую (коллективную) ответственность всех членов оп­ределенной организации.

3. Политические нормы - это нормы, регулирующие поведе­ние субъектов политической жизни, отношения между партия­ми, социальными группами по поводу государственной власти и др. Природа и особенности этих норм находят выражение в сле­дующем.

Во-первых , они закрепляются в политических декларациях, конституциях государств, в программных документах политичес­ких партий, движений.

Во-вторых , такие нормы служат основой для достижения оп­ределенных целей в политике.

В-третьих , к субъектам, реализующим политические нормы, относятся индивиды и организации, реализующие свои полити­ческие интересы, решающие политические задачи.

В-четвертых , эти нормы нередко предусматривают вариант­ность поведения индивидов в реализации своих возможностей и в этой связи служат предпосылкой самовыражения личности, ее активности в сфере политической жизни.

В-пятых , они могут отличаться общим декларативным харак­тером либо быть формализованными, предусматривать конкрет­ные права и обязанности субъектов политических объединений.

В-шестых , политические нормы могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.).

В-седьмых , политические нормы содержат критерии, предъ­являемые к структурным элементам политической системы (внут­ренняя организованность, принципы деятельности и др.).

В-восьмых , эффективность реализации таких норм во многом зависит от конкретно-политической ситуации в стране, регионе и др.

Природа политического регулирования обусловлена полити­кой, политической властью, функционированием политической системы. Очевидно, что любые политические нормы в конечном счете воздействуют не сами по себе, как институционные образо­вания, а посредством деятельности людей - субъектов политики. От уровня их политического сознания и политической культуры во многом зависит результативность реализации политических норм.

Среди важнейших проблем политического регулирования в на­стоящее время в России являются создание политической стаби­лизации в обществе, поиск путей обеспечения равноправия поли­тических партий с учетом многообразия их интересов, недопуще­ния сращивания политики и бизнеса и др.

4. Нормы морали (нравственности) - это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулято­ром и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.

Моральные нормы и принципы в конечном счете определяются экономическими и иными условиями жизни общества. Предмет нравственного регулирования отличается своеобразием. Везде, где в отношениях между людьми непосредственно проявляется харак­тер поведения человека, цели и мотивы его поступков, возможно нравственное регулирование. Здесь не требуется, чтобы отноше­ния были доступны определенному внешнему контролю, ибо это свойственно правовому регулированию. Поэтому в сферу действия норм нравственности входят, например, отношения, связанные с дружбой, товариществом, интимными связями людей. Мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо - плохо, справед­ливо - несправедливо). Действие этих норм состоит в том, что они дают оценку поступкам, поведению человека, соответствую­щим мотивам и целям.

Рассматриваемая нормативная система неоднородна. В ее рам­ках различают общепринятые нормы и нормы морали определен­ных слоев и групп населения. Заметим, система нравственных цен­ностей и норм какой-либо социальной группы, слоя может не со­впадать с общепринятыми нормами морали. В этой связи мы гово­рим об антисоциальной морали криминальных слоев общества.

Мораль как форма общественного сознания зародилась рань­ше политической и правовой форм сознания. Обычаи, мораль ре­гулировали поведение людей и в период первобытнообщинного строя. Если подвести некоторые итоги, то следует отметить, что моральный фактор играет и будет играть значительную роль в ре­гулировании поведения людей. Скажем, индивид может не знать об особенностях уголовной ответственности за грабеж, разбой и иные преступления. Однако руководствуясь общим принципом недопустимости любого вида хищений, нравственной формулой «не укради», он воздерживается от этих видов противоправного поведения.

Отличительная особенность морали в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самостоятельное решение того, что есть долг и совесть, добро и зло в человеческих поступках, взаимоотношениях людей и др.

К числу спорных относится следующий вопрос: «Надо ли раз­граничивать понятия «мораль», «нравственность»? По мнению В.С. Нерсесянца, между этими понятиями линию разграничения провести можно. В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида. Речь идет о его осознанном, внутренне мотивированном способе участия в социальной жизни.

Нравственные нормы - это внешние регуляторы поведения людей. Если индивид усвоил эти внешние требования и руковод­ствуется ими, то они становятся его внутренним моральным ре­гулятором в отношениях с другими людьми. Следовательно, здесь имеет место «согласованное действие обоих регуляторов - мо­рального и нравственного».

Заметим, что в одном ряду с понятиями «мораль», «нравст­венность» используется слово «этика». Что оно означает? По этому поводу в Большом энциклопедическом словаре сказано следую­щее: «Этика - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность» (Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 1415.).

Соответственно, слово «этикет» означает уста­новленный, принятый порядок поведения, форму обхождения где-либо (первоначально в определенных социальных кругах, напри­мер, при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.).

Итак, нормы морали предопределяются историческим разви­тием человечества, по своему происхождению не связаны с госу­дарственной властью, отличаются специфическим содержанием, реализуются на основе внутреннего убеждения человека.

5. Религиозные нормы - это нормы, регулирующие отноше­ния верующих к Богу, церкви, друг у другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организа­ций. Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (кре­щение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания).

Религиозная норма обладает всеми необходимыми признака­ми социальной нормы.

Во-первых , такая норма выступает как образец, для поведения верующих в той или иной обстановке, как модель (эталон) опре­деленных отношений, в частности в многообразных обрядах, ри­туалах, молитвах и т.д.

Во-вторых , ее предписания относятся не к конкретному чело­веку, а к группе последователей этой религии.

В-третьих , такие нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных правил. Показательно здесь использо­вание слова «воздаяние» в следующем смысле: «Как ты поступа­ешь, так и тебе будет воздано».

В-четвертых, любая религия и, следовательно ее нормы, ссы­лаются на волю сверхъестественных сил. В этой связи человек, исповедующий религию, характеризуется как предающийся, по­винующийся «божественной воле и власти». Религиозные отно­шения возникают как результат воздействия религиозных норм на поведение людей. Превращение религиозного предписания норм в ценностную ориентацию верующего побуждает его к со­вершению требуемых действий во взаимоотношениях с людьми, исповедующими или неисповедующими религию. Субъекты ре­лигиозных отношений - это верующие, служители культа, ре­лигиозные организации, их руководящие органы.

Религиозные нормы содержатся (фиксируются) в книгах свя­щенного писания, в постановлениях соборов и других церковных органов. По характеру поведения эти нормы могут быть позитив­ными (обязывающими), т.е. предписывающими совершение тех или иных действий, совершение покаяния, и негативными, за­прещающими определенные поступки: «не убий», «не укради» и др. Средства обеспечения религиозных норм специфичны. Это, как правило, обещание награды от сверхъестественных сил или соответствующая угроза наступления кары.

Следовательно, свод религиозных канонов (предписаний, пра­вил) представляет собой регулятивную систему. В Библии, Кора­не, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно рели­гиозными положениями и канонами нашли выражение общечело­веческие нормы. Такие общепризнанные нормы общечеловеческо­го общежития содержатся в Новом Завете в Нагорной проповеди (См.: Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1995. С. 186-187).

В Моисеевых законах, например, установлена необходимость тру­диться в течение шести дней и отдых на седьмой, требование детям почитать своих родителей, запрещается убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть.

В Российской Федерации действуют нормы различных рели­гиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, старообрядцы, католики, баптисты, мусуль­мане, буддисты, иудеи.

Сказанное позволяет заключить, что религия не просто декла­рирует свои принципы, свою систему ценностей, а посредством разных средств, в том числе религиозных норм, утверждается в сознании и психологии людей. Формируемые в этой связи мотивы поведения «преломляются» в конкретное поведение верующих, в их отношениях к Богу, церкви.

Помимо названных существуют и другие социальные нормы: экономические, эстетические, семейные, деловые и т.д.

Всем со­циальным нормам свойственны два момента:

1) предмет регули­рования здесь сугубо социальный - общественные отношения;

2) «субъектный» состав связан только с людьми (индивиды, ор­ганизации).

Ввиду многообразия норм, действующих в разных сферах об­щества, их тесных взаимосвязей можно говорить о системе соци­альных норм, т.е. как о целом, представляющем собой определен­ное единство так или иначе расположенных и находящихся во взаимосвязи частей (элементов).