Понятия «правовое положение» и «правовой статус» в теории права и доктрине уголовно-исполнительного права рассматриваются как равнозначные. В самом общем виде ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСУЖДЕННОГО – это урегулированное нормами разных отраслей права положение осужденных во время отбывания уголовного наказания.

Основы правового статуса осужденных закреплены в международных правовых актах: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

Правовое положение (статус) осужденных базируется на общем правовом статусе граждан Российской Федерации, поскольку в ст. 6 Конституции РФ прямо указывается на то, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Более того, согласно ст. 20 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» отбывание уголовного наказания служит препятствием для выхода из гражданства РФ по желанию осужденного. Сохранение за осужденными гражданства государства и правового статуса гражданина РФ имеет большое международное, социально-политическое и воспитательное значение, так как характеризует подход государства к преступнику с гуманистических позиций. Кроме того, это означает, что правовое положение осужденных закрепляет и иные федеральные законы, которые устанавливают права, свободы и обязанности для всех граждан государства.

Существуют следующие виды правового статуса осужденного.

1. Общий, или конституционный, статус гражданина РФ.

2. Специальный, или родовой, статус осужденных как определенной категории граждан.

3. Особенный, или видовой, статус лиц, отбывающих разные виды уголовных наказаний.

4. Индивидуальный статус.

Все эти виды статуса осужденного тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы.

Структуру статуса осужденного образует совокупность четырех элементов, взятых попарно: обязанности и права; законные интересы и правовые ограничения. Соотношение этих элементов образует юридическое содержание статуса как конкретного осужденного, так и лиц, отбывающих одинаковый вид уголовного наказания. Нас в первую очередь интересуют первые два элемента как наиболее значимые в контексте рассматриваемой проблематики. Поэтому для начала дадим им определение и обозначим их содержание.

Субъективное право осужденного – это мера юридически возможного поведения, позволяющая осужденному пользоваться определенными социальными благами, обеспечиваемая юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Сущность субъективного права осужденного заключается в гарантированной возможности его определенного (дозволенного, разрешенного) поведения. Для этого в законе устанавливаются возможности осужденного:

Совершать разные действия (кроме запрещенных юридическими нормами);

Требовать исполнения соответствующих его праву юридических обязанностей от персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, и иных лиц;

Обратиться за защитой своего нарушенного права в государственные или общественные органы.

Юридическая обязанность осужденного – это мера юридически необходимого поведения осужденного во время отбывания уголовного наказания, установленная в обязывающих и запрещающих нормах права. Юридические обязанности осужденного состоят в необходимости совершать определенные действия (< обязывающие нормы) либо воздерживаться от них {запрещающие нормы). Эти требования должны обеспечить интересы общества, государства и иных граждан при исполнении уголовных наказаний, оказывать непрерывное воспитательное воздействие на самого осужденного. За неисполнение установленных в законе обязанностей осужденный несет юридическую ответственность.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ,регламентированы гл. 17УИК РФи приказом Министерства юстиции РФ от 6 октября 2006 г. № 311, которым утверждены Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы (далее – Правила).

Согласно Правилам несовершеннолетние осужденные имеют право:

1) на получение информации:

О своих правах и обязанностях;

О порядке и условиях отбывания наказания;

О порядке изменений условий отбывания назначенного судом наказания;

О порядке обращения с ходатайством о помиловании;

Об освобождении от отбывания наказания и о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

2) обращение с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами в территориальные органы уголовно-исполнительной системы, Федеральную службу исполнения наказаний, суд, органы прокуратуры, государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека;

3) вежливое обращение со стороны персонала воспитательной колонии;

4) личное время, предусмотренное распорядком дня;

5) участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, пользование библиотекой, настольными играми, прослушивание радиопередач, просмотр телепередач, кино– и видеофильмов в установленное время;

6) приобретение вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным не запрещается иметь при себе, в пределах сумм, установленных уголовно-исполнительным законодательством, на деньги, находящиеся на их лицевых счетах, а также получать их в посылках, передачах и бандеролях;

7) краткосрочные и длительные свидания по установленным УИК РФ нормам;

8) обращение по личным вопросам к администрации воспитательной колонии;

9) получение и отправление писем, посылок и бандеролей, денежных переводов в установленном УИК РФ порядке;

10) пользование телефонными разговорами в порядке, установленном УИК РФ;

11) охрану здоровья и личную безопасность;

12) свободу совести и свободу вероисповедания;

13) получение юридической помощи;

14) вступление в самодеятельные организации осужденных;

15) психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия;

16) с разрешения начальника колонии на содержание птиц, декоративных рыб и комнатных растений;

17) осуществление иных прав, предусмотренных законодательством РФ.

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, обязаны:

1) выполнять требования настоящих Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в воспитательной колонии;

2) являться по вызову должностных лиц колонии, давать письменные объяснения по их требованию по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания;

3) проходить медицинское освидетельствование в целях выявления фактов употребления спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных, сильнодействующих (токсичных) веществ;

4) быть вежливыми с сотрудниками и работниками воспитательной колонии и в общении друг с другом;

5) бережно относиться к имуществу воспитательной колонии и другим видам имущества;

7) хранить продукты и предметы индивидуального пользования в специально оборудованных местах;

8) в установленном порядке выполнять работы по благоустройству колонии, а также прилегающей к ней территории;

9) передвигаться группами по территории воспитательной колонии только строем;

10) носить одежду установленного образца и нагрудные знаки на ней;

11) соблюдать требования пожарной безопасности, а также техники безопасности на производстве;

12) исполнять иные требования, установленные законодательством РФ.

В силу изложенного права и обязанности несовершеннолетних осужденных необходимо конкретизировать применительно к условиям отбывания наказания на основании ст. 133 УИК РФ. Исходя из этого осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в обычных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

Ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 4 тыс. руб.;

Иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года.

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, также проживают в общежитии и они имеют право:

Ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 6 тыс. руб.;

Иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных свиданий в течение года. По решению администрации воспитательной колонии длительные свидания также могут продлить за ее пределами.

Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, разрешается:

Расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, находящиеся на их лицевых счетах, без ограничения;

Иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии.

Вместе с тем им по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии, но под надзором администрации и при этом разрешается пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Им разрешается:

Ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 3 тыс. руб.;

Иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года. Длительные свидания для них не предусмотрены.

Одновременно отметим, что по суровости к исправительным колониям общего режима приближается содержание осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях в строгих условиях.

Таким образом, правовое положение несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы и условия отбывания наказания в совокупности с основными средствами исправления имеют в воспитательных колониях определенную специфику, которая направлена на максимальное исправление подростков и которая будет им необходима после отбытия наказания.

Вопросы для самоконтроля

1. В каких условиях несовершеннолетние отбывают наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях?

2. Каковы особенности отбывания несовершеннолетними наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях в разных условиях?

3. Что понимается под правовым положением осужденного?

4. Какие виды правового статуса вы можете назвать?

5. Какова сущность юридической обязанности осужденного?

6. Каковы субъективное право осужденного и его содержание?

7. Какие права несовершеннолетних осужденных вы знаете?

8. Каковы обязанности несовершеннолетних осужденных?

Необходимость выделения для самостоятельного пенитенциарного исследования данной социальной страты вызвано следующими причинами.

Во-первых, важностью и масштабностью задач по охране здоровья и жизни подрастающего поколения, а следовательно, и формированию государственной политики по защите прав и законных интересов детей и подростков.

Во-вторых, особенностями исправления и коррекции поведения несовершеннолетних преступников, обусловленными спецификой их воспитания и жизнедеятельности (относительно ограниченный период формирования личности , изменчивость социальных позиций, ограниченная дееспособность и др.), особенностями личностных, социально-групповых, психологических и иных характеристик.

В-третьих, тесно связанной с этими особенностями высокой преступной активностью подростков.

В то же время самым главным для выделения несовершеннолетних преступников в самостоятельный объект исследования является то, что пенитенциарная характеристика указанной категории самой формулой закона , которая в отдельных главах УК РФ и УИК РФ закрепила особенности уголовной ответственности и наказания лиц данного контингента, установила возрастные критерии обособления его в особую демографическую группу преступников, а также порядок отбывания наказания и освобождения от него. При этом если учитывать, что ее нижние возрастные границы - 14 лет и верхние - 18 лет связаны с требованиями возрастной психологии и уголовной политики, то становится понятно, насколько значительны сложности при изучении преступности несовершеннолетних, личности преступника, разработке применительно к этой возрастной группе лиц мер профилактики и уголовно-правового реагирования.

Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности. Одновременно с этим обострение проблемы семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях , приводят к негативным последствиям. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркотизм, распущенность в половых отношениях, отсутствуют какие-либо моральные устои и элементарная культура. Вследствие этого - стремительный рост крайне опасных насильственных преступлений , совершаемых подростками и даже детьми.

Необходимо констатировать, что преступники несовершеннолетнего возраста определяют нравственный уровень и облик общества , его развития и социальной зрелости.

Если рассматривать только пенитенциарный аспект, надлежит отметить, что, обеспечивая для несовершеннолетних отбывание наказания в виде лишения свободы отдельно от взрослых осужденных, законодатель исходит из следующих принципов уголовно-исполнительного законодательства РФ:

  • дифференциация и индивидуализация исполнения (отбывания) наказания;
  • рациональное применение мер принуждения, средств исправления и стимулирования правопослушного поведения;
  • соединение наказания с исправительным воздействием.

При этом имеется в виду в первую очередь раздельное содержание несовершеннолетних осужденных, у которых, как правило, гораздо меньший криминальный опыт, чем у взрослых осужденных, которые могут оказывать на них отрицательное влияние.

В связи с этим исключительно важную роль играют отдельные законодательно закрепленные положения, которые предусматривают разные порядок и условия содержания лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях.

Воспитательные колонии - вид исправительных учреждений, предназначенных для содержания несовершеннолетних осужденных к лишению свободы.

В системе исправительных учреждений воспитательные колонии занимают особое место, поскольку главным фактором, определяющим условия отбывания наказания в этих колониях, является несовершеннолетие правонарушителей, которое, с одной стороны, требует более льготных по сравнению со взрослыми преступниками условий содержания, а с другой - открывает широкие воспитательно-педагогические возможности для возвращения несовершеннолетних осужденных к правопослушному трудовому образу жизни в обществе и нравственному облику человека и гражданина .

Согласно ст. 88 УК РФ и ст. 74 УИК РФ лишение свободы назначается несовершеннолетним на срок не свыше 10 лет и отбывают они его в воспитательных колониях. В воспитательных колониях могут также находиться осужденные до достижения ими возраста 19 лет.

Вместе с тем в воспитательных колониях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний .

Обратимся к некоторым показателям уголовной статистики . По данным переписи осужденных 1994 г., в воспитательных колониях содержалось 3,2 % всех лиц, отбывавших лишение свободы. Данная цифра, казалась бы, не так уж велика. Однако для общества судьба каждого несовершеннолетнего преступника имеет исключительно важное значение. Отбывание наказания в местах лишения свободы в несовершеннолетнем возрасте приведет осужденного либо к твердому убеждению, что самым правильным является позитивный образ жизни, решение проблем в рамках закона, либо к рецидиву преступлений.

Согласно данным переписи осужденных 1994 г., 95,8 % в воспитательных колониях составляли лица мужского и 4,2 % - женского пола, 97,7 % осужденных были трудоспособны, 6,8 % имели общее среднее или специальное среднее образование. Не имели определенных занятий на момент совершения преступления 45,2 % осужденных.

Спустя годы эти показатели существенно не изменились. По состоянию на 1 июля 2010 г. в воспитательных колониях содержится 4,8 % всех лиц, отбывавших лишение свободы. Лица мужского пола составляют 92,4 %, женского - 7,6 %; 86 % осужденных являются трудоспособными; более 20 % имеют общее среднее или специальное среднее образование; не имели определенных занятий на момент совершения преступления 68 % осужденных.

Приведенные сведения характеризуют осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, в целом как менее криминализированную по сравнению со взрослыми осужденными, отбывающими лишение свободы, но отдельные показатели имеют определяющее коррелирующее значение и в этом отношении являются зеркалом проводимой государством социально-экономической политики.

Условия отбывания наказания в воспитательных колониях по сравнению с исправительными колониями более разнообразны. В соответствии со ст. 132 УИК РФ они подразделяются на обычные, облегченные, льготные и строгие. Это создает необходимые предпосылки для эффективного исправительного воздействия на разные категории несовершеннолетних осужденных.

Вновь поступившие в воспитательные колонии осужденные содержатся в обычных условиях. Исключение составляют несовершеннолетние, совершившие умышленные преступления в период отбывания наказания, а также злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания, переводимые с облегченных и льготных условий.

В обычных условиях осужденные мужского пола, впервые отбывающие лишение свободы, а также все осужденные женского пола содержатся не менее трех месяцев, а осужденные мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы, не менее шести месяцев. По истечении указанных сроков при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, добросовестном отношении к труду и учебе осужденные переводятся из обычных условий в облегченные.

Вместе с тем из обычных условий может последовать и перевод в строгие условия отбывания наказания. Он наступает в том случае, когда осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, в целях подготовки к условно-досрочному освобождению переводятся в льготные условия отбывания наказания. Эти условия предусмотрены только в воспитательных колониях, с тем чтобы создать обстановку, способствующую социальной адаптации, предупреждению рецидива после освобождения осужденного из исправительного учреждения.

В случае признания злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, в зависимости от характера нарушений и личности виновного переводятся для дальнейшего отбывания наказания в обычные или строгие условия.

Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, в случае признания их злостными нарушителями режима, переводятся в обычные условия отбывания наказания. При этом повторный перевод в льготные условия может последовать не ранее шести месяцев с момента возвращения в обычные условия.

В строгих условиях отбывают наказание поступившие в воспитательную колонию осужденные к лишению свободы за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, а также переведенные в строгие условия из обычных или облегченных условий отбывания наказания осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. В строгих условиях осужденные содержатся не менее шести месяцев, а затем при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания, добросовестном отношении к труду и учебе они могут быть переведены в обычные условия.

Перевод из одних условий отбывания наказания в другие осуществляется начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета колонии либо совета воспитателей отряда, в котором числится осужденный.

Условия отбывания наказания существенно изменяет перевод содержащихся в воспитательных колониях осужденных в льготные условия. Осужденные, помещенные в льготные условия, проживают в общежитиях, расположенных, как правило, за пределами воспитательной колонии, без охраны, но под надзором администрации колонии.

Такие условия призваны стимулировать приобретение и укрепление социально полезных связей, облегчить поиск будущего места жительства , работы или учебы.

Правовой статус несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы

Понятия «правовое положение» и «правовой статус» в теории права и доктрине уголовно-исполнительного права рассматриваются как равнозначные. В самом общем виде правовой статус осужденного - это урегулированное нормами разных отраслей права положение осужденных во время отбывания уголовного наказания .

Основы правового статуса осужденных закреплены в международных правовых актах: Всеобщей декларации прав человека , Международном пакте о гражданских и политических правах , Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах , Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

Правовое положение (статус) осужденных базируется на общем правовом статусе граждан Российской Федерации, поскольку в ст. 6 Конституции РФ прямо указывается на то, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства . Более того, согласно ст. 20 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» отбывание уголовного наказания служит препятствием для выхода из гражданства РФ по желанию осужденного. Сохранение за осужденными гражданства государства и правового статуса гражданина РФ имеет большое международное, социально-политическое и воспитательное значение, так как характеризует подход государства к преступнику с гуманистических позиций. Кроме того, это означает, что правовое положение осужденных закрепляет и иные федеральные законы, которые устанавливают права, свободы и обязанности для всех граждан государства.

Существуют следующие виды правового статуса осужденного.

  1. Общий, или конституционный, статус гражданина РФ.
  2. Специальный, или родовой, статус осужденных как определенной категории граждан.
  3. Особенный, или видовой, статус лиц, отбывающих разные виды уголовных наказаний.
  4. Индивидуальный статус.

Все эти виды статуса осужденного тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы.

Структуру статуса осужденного образует совокупность четырех элементов, взятых попарно: обязанности и права; законные интересы и правовые ограничения. Соотношение этих элементов образует юридическое содержание статуса как конкретного осужденного, так и лиц, отбывающих одинаковый вид уголовного наказания. Нас в первую очередь интересуют первые два элемента как наиболее значимые в контексте рассматриваемой проблематики. Поэтому для начала дадим им определение и обозначим их содержание.

Права и обязанности несовершеннолетних , осужденных к лишению свободы , регламентированы гл. 17УИК РФи приказом Министерства юстиции РФ от 6 октября 2006 г. № 311, которым утверждены Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы (далее - Правила).

Согласно Правилам несовершеннолетние осужденные имеют право:

  1. на получение информации:
    • о своих правах и обязанностях;
    • о порядке и условиях отбывания наказания;
    • о порядке изменений условий отбывания назначенного судом наказания;
    • о порядке обращения с ходатайством о помиловании ;
    • об освобождении от отбывания наказания и о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
  2. обращение с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами в территориальные органы уголовно-исполнительной системы, Федеральную службу исполнения наказаний, суд, органы прокуратуры , государственной власти и местного самоуправления , общественные объединения , а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека;
  3. вежливое обращение со стороны персонала воспитательной колонии;
  4. личное время, предусмотренное распорядком дня;
  5. участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, пользование библиотекой, настольными играми, прослушивание радиопередач, просмотр телепередач, кино- и видеофильмов в установленное время;
  6. приобретение вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным не запрещается иметь при себе, в пределах сумм, установленных уголовно-исполнительным законодательством, на деньги , находящиеся на их лицевых счетах, а также получать их в посылках, передачах и бандеролях;
  7. краткосрочные и длительные свидания по установленным УИК РФ нормам;
  8. обращение по личным вопросам к администрации воспитательной колонии;
  9. получение и отправление писем, посылок и бандеролей, денежных переводов в установленном УИК РФ порядке;
  10. пользование телефонными разговорами в порядке, установленном УИК РФ;
  11. охрану здоровья и личную безопасность;
  12. свободу совести и свободу вероисповедания;
  13. получение юридической помощи;
  14. вступление в самодеятельные организации осужденных;
  15. психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия;
  16. с разрешения начальника колонии на содержание птиц, декоративных рыб и комнатных растений;
  17. осуществление иных прав , предусмотренных законодательством РФ.

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, обязаны:

  1. выполнять требования настоящих Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в воспитательной колонии;
  2. являться по вызову должностных лиц колонии, давать письменные объяснения по их требованию по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания;
  3. проходить медицинское освидетельствование в целях выявления фактов употребления спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных, сильнодействующих (токсичных) веществ;
  4. быть вежливыми с сотрудниками и работниками воспитательной колонии и в общении друг с другом;
  5. бережно относиться к имуществу воспитательной колонии и другим видам имущества;
  6. содержать в чистоте жилье и служебные помещения, учебные и рабочие места, по установленному образцу заправлять постель, соблюдать правила личной гигиены;
  7. хранить продукты и предметы индивидуального пользования в специально оборудованных местах;
  8. в установленном порядке выполнять работы по благоустройству колонии, а также прилегающей к ней территории ;
  9. передвигаться группами по территории воспитательной колонии только строем;
  10. носить одежду установленного образца и нагрудные знаки на ней;
  11. соблюдать требования пожарной безопасности, а также техники безопасности на производстве;
  12. исполнять иные требования, установленные законодательством РФ.

В силу изложенного права и обязанности несовершеннолетних осужденных необходимо конкретизировать применительно к условиям отбывания наказания на основании ст. 133 УИК РФ. Исходя из этого осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в обычных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

  • ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 4 тыс. руб.;
  • иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года.

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, также проживают в общежитии и они имеют право:

  • ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 6 тыс. руб.;
  • иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных свиданий в течение года. По решению администрации воспитательной колонии длительные свидания также могут продлить за ее пределами.

Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, разрешается:

  • расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, находящиеся на их лицевых счетах, без ограничения;
  • иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии.

Вместе с тем им по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии, но под надзором администрации и при этом разрешается пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях , запираемых в свободное от учебы или работы время. Им разрешается:

  • ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 3 тыс. руб.;
  • иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года. Длительные свидания для них не предусмотрены.

Одновременно отметим, что по суровости к исправительным колониям общего режима приближается содержание осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях в строгих условиях.

Таким образом, правовое положение несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы и условия отбывания наказания в совокупности с основными средствами исправления имеют в воспитательных колониях определенную специфику, которая направлена на максимальное исправление подростков и которая будет им необходима после отбытия наказания.

Правовой статус несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, заключенных под стражу, регламентируется неспециализированным нормативным актом - Федеральным законом от 21 июля 1995 г.

№103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции России, утвержденными приказом Минюста России от 12 мая 2000 г. №148. В частности, в целях улучшения положения указанных лиц принят Федеральный закон от 28.06.2014 № 193-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», которым устанавливается порядок предоставления и проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, с их представителями в Европейском Суде по правам человека.

Под правами несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, понимаются предусмотренные нормами действующего законодательства и обеспеченные юридическими

обязанностями государства меры социально возможного их поведения,

реализация которых в ряде случаев носит ограниченный характер.

В юридической литературе неоднократно отмечалась необходимость принятия специализированного закона, поскольку у несовершеннолетних, находящихся под стражей, возникают специфические права и обязанности, вытекающие из требований внутреннего распорядка. При заключении под стражу несовершеннолетний приобретает дополнительные обязанности и права, в совокупности образующие разновидность специализированного статуса личности. Так, согласно ст. 17 вышеуказанного Закона подозреваемые и обвиняемые имеют право:

1) на свидания с защитником;

2) на свидания с родственниками и иными лицами;

3) вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями;

4) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа;

5) получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;

6) на 8-часовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ;

7) пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Минюста России;

8) заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой;

9) получать посылки, передачи;

10) участвовать в гражданско-правовых сделках;

11) иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа - при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых;

12) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;

13) на личную безопасность в местах содержания под стражей;

14) хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;

15) обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов;

16) обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;

17) пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми;

18) на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей;

Кроме того, подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют также право:

1) приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети;

2) получать от администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению в местах содержания под стражей Уголовно­процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.

N 174- ФЗ (с изменениями от 30.12.2015 г.).

3) подписываться на газеты и журналы и получать их;

4) получать и отправлять денежные переводы;

5) заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых

отношениях.

Для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых предусматривается улучшенные материально-бытовые условия и повышенные нормы питания. Как правило, в камерах должны содержаться 4­6 несовершеннолетних, койки - одноярусные. Продолжительность прогулок для несовершеннолетних устанавливается не менее двух часов. Прогулочные дворы оборудуются площадками для физических упражнений, различных игр, для занятия спортом. Администрации мест предварительного содержания под стражей следует заботиться о досуге несовершеннолетних. В камерах и специально оборудованных помещениях можно организовать просмотр телепередач, а по возможности и кинофильмов. Должны быть выделены помещения с тренажерами, простейшими спортивными снарядами, спортивные площадки на открытом воздухе.

Необходимость в содержании взрослого лица с несовершеннолетними может возникнуть, если кто-либо из несовершеннолетних притесняет других, пытается отбирать передачи либо принадлежащие им вещи и т.п.

Несовершеннолетние, подозреваемые и обвиняемые должны содержаться под стражей отдельно от взрослых. Как правило, они размещаются в тех же учреждениях, что и взрослые, подозреваемые и обвиняемые. Для них отводятся изолированные корпуса, секции или этажи. Вместе с тем в интересах поддержания порядка в камеру, где содержатся несовершеннолетние, в исключительных случаях с согласия прокурора могут помещаться совершеннолетние, подозреваемые или обвиняемые. Однако, в ст. 33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» специально оговариваются требования к таким лицам: они должны положительно характеризоваться во время пребывания в местах предварительного содержания под стражей, впервые привлекаться к уголовной ответственности, вменяемое им преступление должно быть небольшой или средней тяжести.

С учетом специфики пребывания несовершеннолетних в следственных изоляторах (их постоянных вызовов для встреч с адвокатами, для допросов следователями, для участия в очных ставках, производстве иных следственных действий, а также для участия в судебных заседаниях) организация там общеобразовательных школ с регулярными занятиями невозможна. Вместе с тем желающим должны быть созданы условия для самостоятельной учебы. Поскольку библиотека следственного изолятора не может иметь полный набор учебников для всех классов средней школы, родителям несовершеннолетних, родственникам и иным лицам предоставлено право, передавать им в установленном порядке учебники, учебные пособия и другую литературу, необходимую для самообразования. Эти посылки и передачи не входят в норму, предусмотренную ст. 25 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Несовершеннолетние в приоритетном порядке обслуживаются библиотекой, где должна быть необходимая литература для подростков. Многие из подростков, совершивших преступления, существенно отстают в своем развитии от сверстников. Это также надо иметь в виду при подборе литературы.

При проведении культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними следует иметь в виду низкий культурный и образовательный уровень многих из них. Для работы с такими подростками должны выделяться наиболее подготовленные воспитатели - предпочтительно с педагогическим образованием и достаточным опытом.

Для работы с подростками должны быть составлены планы, включающие как индивидуальные, так и групповые мероприятия. Естественно, возможности такой работы несравненно меньшие, чем в воспитательной колонии. Вместе с тем в период пребывания лица в месте содержания под стражей следует принять меры к изучению его личности, чтобы в случае осуждения его к лишению свободы обеспечить преемственность в работе системы «следственный изолятор - воспитательная колония». Данные, характеризующие подростка, полученные во время его пребывания в следственном изоляторе, должны фиксироваться для

отражения в его личном деле, с тем, чтобы они могли быть учтены во время отбывания наказания.

Имеет особенности и применение мер взыскания по отношению к несовершеннолетним. Взрослые подозреваемые и обвиняемые за невыполнение установленных обязанностей могут быть водворены в карцер на срок до пятнадцати суток, несовершеннолетние - до семи суток.

Рассматривая особенности правового положения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, заключенных в следственных изоляторах, следует отметить наличие в данном Законе ряда специальных норм, посвященных данному вопросу.

В частности, в ст. 31 закреплены особенности содержания под стражей несовершеннолетних. В соответствии с положениями данной статьи несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются улучшенные материально-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания, определяемые Правительством РФ.

Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым разрешается приобретать и получать учебники и школьно-письменные принадлежности.

Кроме того, в ст. 25 категорически запрещено ограничение веса передач для несовершеннолетних и ряда других категорий подозреваемых и обвиняемых (для остальных подозреваемых и обвиняемых установлен общий вес передач - не более 30 кг в месяц) .

Для несовершеннолетних увеличено, по сравнению со взрослыми, время ежедневных прогулок - до двух часов. Прогулочные дворики оборудуются спортивными площадками, тренажерами, и предоставляется возможность для занятия физическими упражнениями и спортивными играми. При наличии условий несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрируются кинофильмы, для них организуется просмотр телепередач, оборудуются помещения для спортивных занятий и другого досуга. Также им создаются условия для получения общего среднего образования, с ними проводится культурно-воспитательная работа.

Под юридическими обязанностями несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, понимаются установленные законодательством РФ и обеспеченные государственным принуждением меры должного их поведения, направленные на реализацию интересов управомоченных субъектов.

Основные обязанности подозреваемых и обвиняемых закреплены в ст. 36 Закона, к ним, в частности, можно отнести следующие обязанности:

1) не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;

2) не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;

3) соблюдать правила пожарной безопасности;

4) соблюдать порядок содержания под стражей, установленный законодательными актами;

5) проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;

6) выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей;

7) бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей;

8) соблюдать требования гигиены и санитарии;

9) не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изменениями от 22 декабря 2014 г.).

Подозреваемым и обвиняемым не разрешается иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию в местах содержания под стражей. В статье 33 предусмотрено раздельное содержание несовершеннолетних и взрослых в следственных изоляторах. В исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, не относящиеся к тяжким. Представляется целесообразным исключить из статьи последнее положение, т.к. указанные в Законе исключительные обстоятельства (отсутствие в прошлом у лица фактов привлечения к уголовной ответственности; совершение деяния, не относящегося к тяжкому преступлению; положительная характеристика) не

способны в полной мере ограничить пропаганду криминальной субкультуры

со стороны взрослых.

Автор считает, что в целях устранения вышеуказанных недостатков содержания несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых (в первую очередь правового и организационного характера) необходимо принять специализированный закон и активизировать практику создания изоляторов для несовершеннолетних во всех субъектах РФ.

Исполнение (отбывание) наказания - процесс весьма сложный, затрагивающий все стороны жизнедеятельности личности, порождающий множество общественных отношений. Поэтому правовой статус осужденных в целом, и несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, в частности, является межотраслевым институтом.

В силу своего специфического положения, данные лица приобретают или утрачивают некоторые права и обязанности, их реализация и исполнение может осуществляться в особых формах. Исследование возникающих в рассматриваемой сфере общественных отношений вполне отвечает логике развития научных знаний по вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина в целом, и правового положения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, в частности, подкрепляет и одновременно продуцирует теоретические разработки и выводы.

Еще по теме Права и обязанности несовершеннолетних осужденных:

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  2. НАЦИЙ, КАСАЮЩИЕСЯ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЛИШЕННЫХ СВОБОДЫ
  3. § 3. Рекомендательные международные акты в сфере отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
  4. § 1. Нормы материального права, регулирующие различные стороны отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
  5. 1. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданско‑правовых отношений в Российской Федерации
  6. 3. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно‑исполнительных отношений
  7. Понятие и виды гарантий реализации прав и свобод несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях
  8. Раздел 4.2. Заключение и прекращение брака. Праваи обязанности супругов
  9. § 2. Оценочные категории, характеризующие поведение и личность осужденных
  10. § 1. Общая характеристика, основание и порядок применения мер поощрения к осужденным
  11. Внутрисистемные и межсистемные связи российского уголовного права: понятие, виды, интегративные свойства

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право -

(Борсученко С.) («ЭЖ-Юрист», 2014, N 1-2)

ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

С. БОРСУЧЕНКО

Светлана Борсученко, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии РПА МЮ РФ, г. Москва.

Вопрос целесообразности и эффективности применения к несовершеннолетним преступникам уголовного наказания в виде лишения свободы является крайне острым. Российское государство, с одной стороны, осуждает противозаконные действия несовершеннолетнего и делает все возможное, чтобы он понес справедливое наказание, а с другой — старается обеспечить повышенную охрану его прав.

Полномочия детского омбудсмена

Должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (далее — Уполномоченный) была учреждена в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации на основании Указа Президента РФ от 01.09.2009 N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». В соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2011 N 252-ФЗ) Уполномоченный в пределах своих полномочий обеспечивает защиту прав и законных интересов детей. Уголовно-исполнительное законодательство наделяет Уполномоченного контрольными полномочиями за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений. Согласно п. «е» ч. 1 ст. 24 УИК РФ Уполномоченный при исполнении служебных обязанностей вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения. Аналогичное положение закреплено в п. 9 ч. 4 ст. 38 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Обращения осужденных к Уполномоченному цензуре не подлежат и в течение 24 часов, за исключением выходных и праздничных дней, должны быть доставлены адресату. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Уполномоченный вправе: — запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; — беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации; — проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения; — направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов; — привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе. Согласно законодательству РФ вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность Уполномоченного, а также неисполнение должностными лицами его законных требований либо воспрепятствование его деятельности влекут административную ответственность (ст. 17.2.1 КоАП РФ).

От системы наказания к системе реабилитации

По данным Уполномоченного П. Астахова, 20% несовершеннолетних, совершивших преступления, осуждены к лишению свободы и отбывают наказание в воспитательных колониях, 60% несовершеннолетних суды назначают условное осуждение, 13% отбывают обязательные работы, 7% исполняют наказание в виде штрафа. В воспитательных колониях отбывают наказание 5,9 тыс. детей, из них 20% — это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, 75% — подростки старше 14 лет, 25% — дети в возрасте от 14 лет. В 13 домах ребенка при женских колониях проживают 846 детей. К наиболее уязвимым группам несовершеннолетних осужденных относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние женского пола, а также воспитанники, нуждающиеся в коррекционном обучении. Оценивая в целом положительно работу воспитательных колоний, среди актуальных проблем П. Астахов выделил расширение наказаний без изоляции от общества, ресоциализацию несовершеннолетних осужденных. По мнению детского омбудсмена, одной из задач администраций колоний должно стать налаживание партнерских отношений со службами, занимающимися профилактикой преступности среди несовершеннолетних, и с органами опеки и попечительства, поскольку уголовно-исполнительная система до сих пор не входит в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Кроме того, отсутствует система непрерывного социального, правового и психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных. Необходимо правовое просвещение подростков, которое должно продолжаться и в местах отбытия наказания. За время работы в должности Уполномоченного П. Астахов посетил ряд исправительных учреждений для несовершеннолетних. В ходе посещений он знакомился с работой объектов коммунально-бытового назначения (столовых, общежитий, магазинов, комнат длительных и краткосрочных свиданий), а также с условиями организации общеобразовательного и профессионального обучения, воспитательной работой с осужденными. В ходе индивидуальных и групповых бесед с осужденными П. Астахов интересовался вопросами посещения и участия в жизнедеятельности воспитательных колоний общественных организаций и волонтеров. Также Уполномоченный ознакомился с функционированием реабилитационных центров при воспитательных колониях, обеспечивающих возможность проживания осужденных в льготных условиях отбывания наказаний за пределами воспитательной колонии. В качестве положительного примера детский омбудсмен привел Архангельскую воспитательную колонию, в которой обучение воспитанников осуществляется в вечерней школе, оборудованной компьютерами с выходом в Интернет. В Канской воспитательной колонии ГУ ФСИН по Красноярскому краю вышки охраны заменены на видеонаблюдение, создан телефон доверия, который напрямую соединен с начальником колонии. Здесь также есть общеобразовательная школа с современно оборудованными классами, профессиональное училище с учебными мастерскими, где несовершеннолетние приобретают профессии, востребованные на рынке труда. Есть даже подаренный автозаводом тренажер для обучения вождению. С 2003 года на базе колонии реализуется совместный с Общественным комитетом по защите прав человека психолого-педагогический проект «Шаг навстречу». Уровень рецидивной преступности среди воспитанников, прошедших через интенсивы и тренинги проекта, составляет около 7%. С января 2010 года при колонии создан попечительский совет, в состав которого входят представители краевых и муниципальных органов власти, общественных, правозащитных и религиозных организаций, руководители крупных компаний и бизнес-структур <1>. ——————————— <1> Астахов: «Каждый пятый несовершеннолетний заключенный — сирота» // http://www. rfdeti. ru.

По мнению П. Астахова, на территории каждого исправительного учреждения для подростков должны быть созданы социально-реабилитационные центры, в которых с детьми по индивидуальным программам могли бы работать квалифицированные психологи и педагоги. В процессе отбывания наказания несовершеннолетних нужно готовить к освобождению. В целом речь должна идти о переходе от системы наказания к системе реабилитации несовершеннолетнего преступника. На сегодняшний день только три колонии из 62 имеют подобные центры. «Многие подростки, только попав в колонию, начинают жить более-менее нормальной жизнью — все-таки здесь есть пятиразовое питание, досуг, медицинское обслуживание — то, чего они просто не видели на воле. Поэтому некоторые подростки стремятся сюда вернуться, им здесь нравится — и это страшно», — заметил детский омбудсмен.

Уполномоченный в регионах

В соответствии с Указом Президента РФ N 986 органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется учредить должность уполномоченного по правам ребенка. Она может учреждаться в соответствии с законом и иным нормативным правовым актом субъекта РФ (ч. 2 ст. 16.1 Закона N 124-ФЗ). В настоящее время такая должность введена в 70 субъектах РФ. Так, приняты Положение об уполномоченном при губернаторе Сахалинской области по правам ребенка, Закон Камчатского края от 28.04.2011 N 590 «Об Уполномоченном по правам человека и защите детства в Камчатском крае» (ред. 29.03.2012 N 23), Закон Новгородской области от 01.06.2010 N 755-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Новгородской области», Закон Кировской области от 06.10.2012 N 219-ЗО «Об Уполномоченном по правам ребенка в Кировской области», Закон Ленинградской области от 29.12.2012 N 110-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ленинградской области», Закон Республики Хакасия от 08.11.2011 N 90-ЗРХ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Хакасия», Закон г. Москвы от 15.04.2009 N 6 «Об Уполномоченном по правам ребенка в г. Москве» и др. Как неоднократно отмечал Уполномоченный П. Астахов, наиболее предпочтительной формой правовой регламентации института Уполномоченного по правам ребенка в регионах является парламентский способ его учреждения на основании специального закона субъекта РФ. Такой подход полностью отвечает международным рекомендациям, в том числе закрепленным в Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения третьего периодического доклада РФ (от 30.09.2005). Самым неэффективным методом создания института Уполномоченного по правам ребенка, по мнению П. Астахова, является его введение в структуру аппарата Уполномоченного по правам человека, поскольку этот способ организации исключает независимость и самостоятельность института Уполномоченного по правам ребенка <2>. ——————————— <2> В Нижегородской области принят Закон «Об Уполномоченном по правам ребенка» // http://www. rfdeti. ru.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает полномочия уполномоченных по правам ребенка в субъекте РФ, аналогичные Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка (ч. 4 ст. 15, п. «е» ч. 1 ст. 24 УИК РФ).

Попечительские советы

Общественный контроль за деятельностью персонала воспитательных колоний осуществляют попечительские советы, создаваемые из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан (ч. 1 ст. 142 УИК РФ). Попечительский совет создается при каждой воспитательной колонии. Решение о создании такого совета принимает орган исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает положение о попечительском совете и его состав. Орган исполнительной власти субъекта РФ совместно с органом местного самоуправления, на территории которого расположена воспитательная колония, осуществляет контроль за деятельностью попечительского совета. Основной целью совета является оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса, укреплении материально-технической базы, решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц. Члены попечительского совета в установленном порядке вправе посещать воспитательную колонию, знакомиться в пределах своей компетенции с ее деятельностью, встречаться с осужденными, проводить с ними беседы, содействовать своевременному и правильному рассмотрению их заявлений и жалоб. Попечительский совет информирует органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления по наиболее важным вопросам, рассматриваемым и решаемым попечительским советом. О выявленных недостатках в работе воспитательной колонии председатель попечительского совета ставит в известность администрацию воспитательной колонии и вносит предложения по их устранению. Вместе с тем вмешательство совета в оперативно-розыскную и иную оперативную деятельность воспитательной колонии не допускается. Организация и деятельность попечительского совета регламентируются Примерным положением «О попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы» (Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 N 1295 «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы»).

Родительские комитеты

В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах колоний могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии (ч. 2 ст. 142 УИК РФ). Из состава родительского комитета избираются председатель, который является членом учебно-воспитательного совета, и представитель в совет воспитателей отряда. Родительские комитеты активно участвуют в решении вопросов изменения условий содержания и досрочного освобождения осужденных воспитанников. Родительские комитеты могут знакомиться в установленном порядке с жилищно-бытовыми условиями содержания несовершеннолетних осужденных, обращаться в общественные объединения для оказания помощи сиротам и лицам, лишенным родительского попечения, а также несовершеннолетним из неблагополучных семей, обеспечивать передачами и посылками сирот и лиц, оставшихся без родительского попечения, а также осужденных, чьи родители не поддерживают с ними связь, оказывать помощь этим лицам перед освобождением одеждой гражданского образца, совместно с администрацией воспитательной колонии обращаться в государственные органы, общественные объединения по вопросам оказания помощи в проведении воспитательной работы в колонии. Замечания и предложения родительского комитета его председатель докладывает на учебно-воспитательном совете. Родительский комитет отчитывается о проделанной работе перед учебно-воспитательным советом воспитательной колонии. Члены родительского комитета обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка и правила обращения с осужденными, установленные администрацией воспитательной колонии.

——————————————————————

Вопрос: Я замужем, у меня двое детей не от мужа. У дочери в свидетельстве о рождении отец не указан, у мальчика указан. Алименты отец не платит уже лет семь. Хочу с детьми взять фамилию мужа, оформив удочерение и усыновление. Как правильно начать этот процесс? («Юрист спешит на помощь», 2014, N 1)

Вопрос: Я замужем, у меня двое детей не от мужа. У дочери в свидетельстве о рождении отец не указан, у мальчика указан. Алименты отец не платит уже лет семь. Хочу с детьми взять фамилию мужа, оформив удочерение и усыновление. Как правильно начать этот процесс? И. Б.Постникова, г. Бийск, Алтайский край

Ответ: Прежде чем начинать процедуру усыновления (удочерения), придется пройти процедуру лишения родительских прав биологического отца в отношении сына на основании того, что отец уклоняется от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняется от уплаты алиментов. Лишение родительских прав производится в судебном порядке по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.). Усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав. В заявлении об усыновлении должны быть указаны: — фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства; — фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства или место нахождения, сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличии у него братьев и сестер; — обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства; — просьба об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в записи акта о рождении. К заявлению об усыновлении должны быть приложены: — копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке; — при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты; — медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя); — документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение.

Я. В.Бродневская Юрист

——————————————————————

Вопрос: У меня ситуация следующая. Я гражданка РФ, мой будущий муж — гражданин Великобритании. Мы решили пожениться в Кении, далее на несколько месяцев мы остаемся там жить. Подскажите, пожалуйста, какие документы нам надо собрать, чтобы брак считался легальным на территории России и Великобритании. («Юрист спешит на помощь», 2014, N 1)

Вопрос: У меня ситуация следующая. Я гражданка РФ, мой будущий муж — гражданин Великобритании. Мы решили пожениться в Кении, далее на несколько месяцев мы остаемся там жить. Подскажите, пожалуйста, какие документы нам надо собрать, чтобы брак считался легальным на территории России и Великобритании. И. Ф.Семак, г. Москва

Ответ: В соответствии со ст. 158 СК РФ браки между гражданами Российской Федерации и браки между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в Российской Федерации, если отсутствуют предусмотренные Семейным кодексом РФ обстоятельства, препятствующие заключению брака. Необходимо отметить, что для предъявления на территории РФ свидетельства о браке или иного аналогичного документа, подтверждающего заключение брака, он должен быть легализован в установленном законом порядке и переведен на русский язык. Таким образом, ваш брак считается действительным на территории РФ с момента его заключения в Кении. По вопросу о порядке легализации брака на территории Великобритании вам необходимо обратиться к законодательству этой страны.

Н. В.Дьячкова Юрист

——————————————————————

Реализация прав несовершеннолетними осуждёнными, отбывающими наказание в воспитательных колониях приобретает особую актуальность в последние несколько лет. Значительные изменения в законодательстве, нарушение законодательства со стороны администрации воспитательной колонии, а как следствие этого, агрессивное поведение несовершеннолетних осужденных- это далеко не все проблемы реализации прав данной категории граждан. Важным элементом правового статуса осужденных являются права. Проблема реализации прав несовершеннолетних осуждённых вызывает много вопросов, так как любой вид наказания предполагает ограничение прав и свобод. Но несмотря на это осуждённые остаются гражданами государства и обладают правами и обязанностями. Гарантия прав позволяют обеспечить законность и эффективность выполнения органами воспитательной колонии должностных функций. Лишение свободы является строгим видом наказания. Так как несовершеннолетние осуждённые, отбывающие наказание являются не полностью дееспособными, то в одних случаях осуждённые являются юридически самостоятельными, в других- требуют одобрения со стороны родителей(опекунов, попечителей).

В общем виде правовой статус лиц, отбывающих уголовное наказание рассматривается как комплекс прав и обязанностей осуждённых во время отбывания наказания, закреплённых с помощью правовых норм. В соответствии с конституцией РФ ограничение прав и свобод человека возможны, если это прямо указано в федеральном конституционном законе.

Основные права человека закреплены в Конституции РФ. Они делятся на несколько групп, одна из которых названа личными правами. Личные права- это права, вытекающие из естественного статуса человека. Они не подлежат ограничению. К ним относят: право на жизнь(ст. 20 конституции РФ), право на защиту своей чести и доброго имени(ст. 21 и ч. 1 ст. 23 конституции РФ), право на получение квалифицированной юридической помощи, право на личную безопасность, право на свободу совести, право на свободу вероисповедания.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства». Данная норма является основой, фундаментом для других правовых норм.

Право на жизнь является фундаментальным правом человека, без которого все остальные права теряют ценность. Оно принадлежит каждому от рождения независимо от положения человека в обществе.

«Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».. Это означает, что каждый осуждённый имеет право на защиту чести и достоинства. Закон запрещает жестокое и умаляющее достоинство наказание. «При выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство, поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам».Как показывает практика, должностные лица грубо нарушают законодательство, администрация исправительного учреждения относится к осуждённым неуважительно, жалобы со стороны осуждённых удовлетворяются частично.

Квалифицированная юридическая помощь оказывается осуждённому как правило адвокатом. Осуждённые вправе использовать услуги адвокатов или лиц, которые вправе её оказывать. Не совсем ясна позиция законодателя, что подразумевается под словосочетанием «иные лица, имеющие право оказывать юридическую помощь», так как не понятно, что под ними подразумевать. Получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в современной ситуации оставляет желать лучшего, так как данное право не в полной мере отвечает требованиям закона.

К другой группе относятся права, которые реализуются в воспитательной колонии в зависимости от режима-общего или облегчённого.

Однако, практика показывает, что недостаточно провозгласить права человека, важно обеспечить механизм защиты этих прав. Под защитой понимается способы реализации в полной мере того или иного права субъектами, которым принадлежит данное право.

Как уже было сказано, право на жизнь охраняется конституцией РФ. Смертная казнь на сегодняшний день в России не применяется. Мораторий на смертную казнь прописан в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Защита чести и достоинства осуждённого реализуется через нормы гражданского кодекса РФ. «Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности». Помимо этого, осуждённый вправе требовать компенсацию морального вреда. Согласно правилам распорядка в воспитательной колонии должностное лицо вправе обращаться к несовершеннолетнему осуждённому на «ты» или «воспитанник» и это не будет считаться нарушением.

В зависимости от режима отбывания наказания несовершеннолетний осуждённый имеет право перевода из обычных условий в облегчённые, если:

  • несовершеннолетний отбывал наказание впервые в течение трёх месяцев в обычных условиях;
  • несовершеннолетний, раннее отбывавший наказание виде лишения свободы в течение шести месяцев в обычных условиях.

В соответствии со статьей 133 УИК РФ осуждённым, отбывающим наказание в воспитательной колонии в обычных условиях разрешается:

  1. ежемесячно использовать денежные средства, находящиеся на их лицевых счетах в размере десяти тысяч восемьсот рублей на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;
  2. иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года.

Осуждённым, отбывающим наказание в воспитательных колониях в облегчённых условиях имеют право:

  1. ежемесячно использовать денежные средства, находящиеся на их лицевых счетах в размере одиннадцати тысяч четырёхсот рублей на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;
  2. иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года.

Осуждённые, отбывающие наказание на льготных условиях имеют право:

  1. расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на лицевых счетах, без ограничения;
  2. иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а так же шесть длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии.

Не маловажное значение имеет обучение осуждённых. Общее образование, профессиональное обучение осуждённых осуществляются в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и трудовой мастерской воспитательной колонии.

С целью решения проблемы нарушения прав несовершеннолетних осужденных следует внести комплекс предложений по совершенствованию нормативного закрепления:

  • В частности, необходимо ввести документацию в исправительное учреждение о необходимости ограничения прав несовершеннолетнего осужденного;
  • разработать более жёсткий механизм защиты прав несовершеннолетних осужденных;

Помимо прав, несовершеннолетний осуждённый имеет и обязанности. Так, если осужденный злостно нарушает порядок, условия отбывания наказания, его переводят в прежние условия отбывания наказания по приказу начальника исправительного учреждения. Обязанности осужденных прописаны в статье 11 УИК РФ. К ним относятся:

  • исполнение установленных законодательством РФ обязанностей граждан РФ;
  • соблюдение принятых в обществе нравственных норм поведения;
  • соблюдение требований санитарии и гигиены;
  • соблюдение требований федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания;
  • выполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания;
  • вежливое отношение к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания;
  • дача объяснений по вопросам исполнения требований приговора.

При не выполнений обязанностей, предусмотренных законом несовершеннолетние осуждённые несут ответственность.

Подводя итоги, хочется сказать, что в связи с изменениями, происходящими в нашей стране на сегодняшний день проблема «трудных» подростков становится достаточно острой. Одним из сложных периодов жизни является подростковый период. Большая доля преступлений совершается именно в подростковом возрасте. Связано это с проблемой неблагополучной семьи, отсутствия занятости несовершеннолетнего, психические отклонения. Изменения на законодательном уровне (устранение пробелов в праве), повышение уровня правовой культуры осужденных с целью защиты нарушенных прав повышение уровня профессиональной подготовки персонала администрации исправительного учреждения по работе с «воспитанниками»-это пути решения проблемы реализации прав осуждённых, отбывающих наказание в воспитательной колонии.