Многие из нас хотели заниматься бизнесом, но в 90 годы это понятие было тесно связано с бандитизмом и криминалом. Отсюда появился страх и чувство незащищенности при данном виде занятости. Но в наше время криминал отошел в сторону, и сейчас повсеместно осуществляется грамотное правовое регулирование и защита бизнеса. Поэтому данный вид деятельности на современном этапе в плане законодательного регулирования является довольно безопасным.

Определение

Сущность правовой защиты бизнеса заключается в обеспечении законных прав предприятия, а также в гарантии соблюдения прав и обязанностей сотрудников, управляющего состава и конкурентов. Вся эта деятельность должна вестись при минимальных затратах компании на осуществление данных процессов, а также на службы, которые занимаются правовой защитой.

Осуществление процесса защиты

Юридическая служба безопасности должна осуществлять постоянный мониторинг функционирования предприятия, а также проверку текущий деятельности юридического и финансового характера. Для предупреждения ненужных финансовых трат нужно следить за соблюдением нормативных и законодательных актов государства, под юрисдикцией которых ведется бизнес.

Направление защиты

Сама защита прав малого бизнеса должна идти как на внутренние факторы, так и на внешние.

  • Внутренними факторами можно считать недоработки в юридической сфере работы предприятия, что может повлечь за собой финансовые потери различного характера. К таким обстоятельствам можно отнести плохую квалификацию юридического отдела, незнание всех аспектов деятельности предприятия и законов рынка. Также сюда можно отнести финансовые ошибки отдела (плохо составленный план развития), неправильно составленную бухгалтерскую отчетность или ошибки в налоговых и социальных выплатах.
  • Внешние. К этой группе факторов относятся отношения с различными контрагентами бизнеса, поставщиками, конкурентами и государством. Здесь имеется опасность нарушения законодательства в отношениях с государством, ошибки и неточности в договорах поставки или деловых отношений, а также некорректные отношения с конкурентами. Поскольку многие предприятия готовы на все, велика возможность подвергнуться черному пиару от конкурентов. Также важно следить за соблюдением антимонопольного законодательства.

Правовое регулирование бизнеса государством

В конституции Российской Федерации отмечается, что любой человек может заниматься предпринимательской деятельностью в рамках текущего законодательства. Также департамент защиты бизнеса обеспечивает:

  • Обеспечение равных прав при регистрации юридического лица и невозможность отказа по причинам нецелесообразности.
  • Равенство любых юридических лиц в правах, независимо от размеров, сферы деятельности и форм организации.
  • Одинаковые права на выход на рынок, а также к трудовым, финансовым и материальным ресурсам.
  • Обеспечение открытой, честной конкуренции и недопущение образований монополий.
  • Соблюдение международных правил и законов предпринимательской деятельности.

Обеспечение защиты при договорах

В условиях предпринимательской деятельности всегда возникает потребность взаимодействия фирмы с другими участниками рынка. Чаще всего это делается в виде договоров с другими юридическими и физическими лицами или государством. В документации всегда прописываются обязанности и права всех участников. Также существует определенная опасность, которая возникает при нарушении условий договора. Для обеспечения экономической защиты бизнеса от этой опасности может потребоваться юридическая помощь. Договора могут заключаться на обязательства, связанные с имуществом (договора аренды, купли-продажи, лизинга), а также на обязательства, связанные с оказанием услуг и любой творческой деятельности.

Подготовка договора

Всю подготовительную деятельность можно разделить на три этапа:

  • Подготовка. На этом этапе важно определить все основные моменты вашего будущего договора, его важность, преимущества и недостатки. В гражданском кодексе Российской Федерации прописан пункт о том, что никто не может принудить предпринимателя к заключению соглашения, это является свободным решением. Основной деятельностью на данном этапе также является сбор информации о будущем партнере. После этого проводится анализ надежности будущего участника договора и потенциальные риски для возможной защиты интересов бизнеса. На данном этапе также нужно предусмотреть возможный разрыв соглашения и его потенциальные последствия.

  • Процесс формирования договора. На данном этапе проводится формирование самого документа. В нем обязательно должны быть прописаны: предмет вашей сделки, его цена, условия оплаты и поставки. Обязательно присутствие юридических адресов компании, их реквизиты и подписи сторон. Составление договора лучше всего доверить специалистам.
  • Подписание договора. В зависимости от характера сделки, соглашение может быть заключено как в устной, так и в письменной форме. Некоторые сделки требуют нотариального заверения. Предприниматель обязан выполнить все условия договора, которые в нем прописаны. В случае невыполнения условий, бизнесмены нарушают закон защиты малого бизнеса и попадают под гражданско-процессуальный меры. Это не распространяется на факторы, которые не зависят от предпринимателя, сюда можно отнести стихийные бедствия.

Последствия нарушения обязательств

В случае невыполнения своих обязанностей стороны могут решить все по обоюдному согласию или обратится в суд. К первому случаю можно отнести бракованную продукцию, которую покупатель просто возвращает поставщику, а тот ему поставляет более качественную. Ко второму случаю можно отнести ситуацию, в которой поставщик не согласен с виной по продукции, и покупатель вынужден обратится в суд. В случае судебного разбирательства, чаще всего, суд выносит решение выплатить неустойку по просроченным обязательствам. Это предусматривается или законом, или договором.

Правовая защита в условиях конкуренции

Самое большое бедствие для любого предпринимателя - это "нечестная игра" фирм, которые занимаются аналогичной деятельностью. Законодательством многих стран, в том числе, Российской Федерации не допускается монополизации рынка и создания условий недобросовестной конкуренции. В законе предусмотрено около 5 видов нарушений подобного типа, но на деле их гораздо больше. В случае обнаружения предпринимателем случая ущемления прав, он имеет право обратиться в Антимонопольную службу с доказательством нарушения закона. Если его жалобы подтвердятся, то предприниматель может обратится в суд за взысканием убытков, причиненных ему в следствии конкуренции. Важное значение имеет защита от конкурентов не только материальных ценностей, но и интеллектуальной и трудовой собственности. К таковым можно отнести патенты, изобретения, новые технологии товарные знаки и новые образцы продукции, а также ценные рабочие кадры.

Гражданские права бизнесмена

Гражданские права предпринимателей в Российской Федерацией предусмотрены ст.12 ГК РФ, которая включает в себя:

  • Признание права.
  • В случае утраты прав или их нарушения, восстановления прав предпринимателя.
  • Оспаривание сделок, договоров, а также постановлений местного самоуправления.
  • Возмещение убытков, получение компенсаций, неустойки и морального вреда.
  • Прекращение различных правоотношений, в случае нарушение закона или прав одной из сторон.

Формы защиты прав

  • Юрисдикционная. При юридической защите бизнеса, предприниматель обращается в законодательные или судебные органы, которые предпринимают меры для восстановления прав юридического лица и возмещения возможных убытков. Предприниматель может обратится с иском, жалобой или заявлением.
  • Внеюрисдикционная. В данном случае предприниматель решает вопрос защиты своих интересов самостоятельно, без обращения в государственные органы. Стороны договора лично решают вопрос возмещения убытков и выплаты неустойки.

Неустойка является очень популярным вариантом возмещения убытков. Ее размер определяется степенью убытков, понесенных потерпевшей стороной, а также она может быть заранее прописана в договоре и не зависеть от допущенных убытков. Это чаще всего делается в случаях, когда нарушены сроки заключенного договора. Как вариант, потерпевшая сторона может потребовать выполнить больший объем работы, чем предусмотрено в договоре.

Намного сложнее защита малого бизнеса в сфере интеллектуальной собственности. Спорные ситуации происходят тогда, когда несколько фирм претендуют на одно и тоже изобретение, товарный знак или патент. В данном случае суд должен разобраться, кто первым зарегистрировал данную собственность, как свою. Такие споры чаще всего решаются в юрисдикционной форме. Если по причине незаконных действий пострадала репутация фирмы, то нарушитель может оплатить моральный ущерб, принесенный юридическому лицу.

Одним из вариантов защиты является восстановление прав собственности. В таком случае все имущество и собственность возвращается из незаконного владения первоначальному владельцу.

Защита прав предпринимателя идет не только в случаях взаимодействия с другим юридическим лицом. Популярным средством защиты является пресечение нарушений прав органами местного самоуправления. Часто юридическая служба прибегает к возможности отмены акта государственного органа, в случае, если он нарушает права юридического лица. Если орган местного самоуправления издает акт, который мешает свободному доступу предпринимателя к различным видам ресурсов, предприниматель может обратится в антимонопольную службу, и через суд этот документ могу признать недействительным.

Для защиты своих интересов предприниматель может обратится в суд общей юрисдикции или в арбитражный. Это зависит от характера претензии.

Виды судов

Арбитражный суд занимается делами, связанными с расторжением, изменением или прекращением договора, с верным признанием собственности всех форм, а также вопросами о возмещении различного рода убытков. Дела могут рассматривается в арбитражном суде городов, краев, республик и других регионов.

Суд общей юрисдикции рассматривает дела, связанные с нарушением законов и прав предпринимателя со стороны третьих лиц.

Дело в суде может подаваться как самим юридическим лицом, так и представителем. Чаще всего оно рассматривается в течении двух месяцев, но в случае сложных ситуаций срок может быть увеличен. Если от имени юридического лица действует представитель, то ему необходима доверенность, а если адвокат или адвокатская контора, то необходим ордер юридической консультации.

После рассмотрения дела, суд принимает решение, которое реализуется в течении 1 месяца после его принятия, в исключительных случаях этот срок могут продлить. Такое происходит в случаях, если виновная сторона не успевает реализовать неустойку в установленный судом срок.

Основные понятия

Дочернее хозяйственное общество общество , решения которого определяет другое хозяйственное общество (товарищество), признаваемое основным. Инвестиционное товарищество разновидность простого товарищества, участники которого на основе соединения своих вкладов осуществляют совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли . Малое и среднее предпринимательство («малый и средний бизнес ») (далее в настоящей главе МСП) вид предпринимательства, основанный на деятельности индивидуальных предпринимателей , а также небольших и средних организаций (малых и средних предприятий). Некоммерческая корпоративная организация юридическое лицо, которое не преследует в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которого приобретают право участия (членства) в нем и формируют его высший орган в соответствии с законодательством. Некоммерческая организация юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не распределяющая полученную прибыль между участниками. Основания возникновения холдинговых отношений юридические факты , детерминирующие право одного хозяйствующего субъекта иметь экономический контроль над другими хозяйствующими субъектами. Основное хозяйственное общество (товарищество) то, которое в силу преобладающего участия в уставном капитале , договора и иным образом определяет решения других хозяйственных обществ, признаваемых дочерними. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства деятельность органов государственной власти , органов местного самоуправления , организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляемая в целях развития МСП в соответствии с государственными программами и муниципальными программами, содержащими особые мероприятия, непосредственно направленные на развитие МСП, а также деятельность АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в качестве института развития в сфере МСП. Предпринимательское объединение устойчивая форма интеграции, участники которой, оставаясь формально независимыми субъектами, осуществляют согласованную предпринимательскую деятельность в интересах объединения в целом. Представительство обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Приносящая доход деятельность некоммерческой организации разрешенные законом для соответствующей организационно-правовой формы некоммерческой организации, отвечающие целям ее создания и соответствующие уставу производство товаров и услуг, приобретение и реализация ценных бумаг , имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Простое товарищество одна из форм предпринимательских объединений, если оно создается для осуществления совместной предпринимательской деятельности и его участниками являются коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели. Субъекты малого и среднего предпринимательства хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Филиал обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства. Холдинг форма предпринимательского объединения, представляющая собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономической зависимости и контроля, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы — холдинговой компании (головной организации). Экономический контроль — способность одного субъекта определять решения других субъектов предпринимательской деятельности.

Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

«В хозяйственном строе, основанном на принципе частной инициативы, предприниматель является той центральной фигурой, энергией, находчивостью, способностями которой в значительной степени обусловливается благосостояние страны», — писал известный российский юрист А. И. Каминка". И подчеркивал, что развитие предпринимательского строя находится в прямой зависимости от степени развития в стране индивидуальной инициативы и энергии. Поэтому малое и среднее предпринимательство является неотъемлемым и необходимым элементом рыночной экономики . Оно создает разнообразные рабочие места, обеспечивает конкурентную среду, легко адаптируется к изменяющейся стихии рынка и опе-ративно реагирует на конъюнктуру, способно к быстрым структурным и техническим изменениям, особо восприимчиво к внедрению инноваций .

По данным ФНС России, в ЕГРИП на 1 августа 2015 г было зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей и 139,6 тыс. фермерских хозяйств. По наблюдениям Росстата, в 2015 г в России фактически действовало около 15 тыс. средних предприятий и 2,1 млн малых предприятий (включая микропредприятия) со средней численностью работников около 12 млн^. При этом, по информации Статистического комитета СНГ, на малых и средних предприятиях России работает около 25% общей численности занятых в экономике, а доля субъектов МСП в ВВП страны составляет 20—21%^. Для сравнения, в США доля малого бизнеса в ВВП составляет 50—52%, в Италии — около 60%, а в Испании и Норвегии достигает 65—75% В ЕС малый бизнес составляет 90% общего числа предприятий.

Огромное значение малого и среднего бизнеса для рыночной экономики привело к тому, что в развитых странах поддержка МСП является одним из основных направлений государственной экономической политики. Не стала исключением и Россия. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г № 1662-р) предусмотрено осуществление ряда мер институционального характера для содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Они включают развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков, упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости , расширение системы микрокредитования, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями, ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушения порядка проведения проверок, признание недействительными результатов проверок в случае грубых нарушений при их проведении, значительное сокращение внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов . А в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанном Минэкономразвития России, имеется специальный раздел, посвященный развитию малого предпринимательства и содержащий основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013—2030 гг

Законодательной основой регулирования деятельности субъектов МСП является Федеральный закон о развитии МСП, который закрепляет основные принципы государственной политики содействия развитию МСП и разграничивает компетенцию органов исполнительной власти в данной сфере. В Законе определены понятия субъектов МСП и инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки.

Нормы, детализирующие правовое положение и государственную поддержку субъектов МСП, содержатся и в иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актах . К федеральным законам, в частности, можно отнести ГК РФ (в части регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей), НК РФ (устанавливает льготные режимы налогообложения для субъектов МСП), Федеральный закон от 6 декабря 2011 г № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете » (допускает упрощенные способы ведения бухгалтерского учета). Закон о контрактной системе (устанавливает преимущества для субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок), Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (устанавливает особенности организации и проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства), Закон о защите конкуренции (закрепляет возможность государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов МСП), Закон о приватизации 2001 г (регулирует особенности участия субъектов МСП в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества) и др.

Имеется большое количество постановлений Правительства РФ, регулирующих отдельные вопросы деятельности субъектов МСП (в сфере закупок товаров, торговой деятельности, имущественной поддержки, ведения реестров субъектов МСП, статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП и т. д.). В ряде отраслей приняты ведомственные целевые программы развития МСП", созданы специальные координирующие органы, действует нормативная база для функционирования особой инфраструктуры поддержки МСП.

Наличие признака организационного единства означает, что совокупность юридических лиц, образующих холдинг, представляет собой единый бизнес. Участники холдинга чаще всего осуществляют согласованную деятельность, выступают как один субъект рынка , как правило, проводят единую инвестиционную, финансовую, кадровую, научно-техническую, технологическую, производственно-хозяйственную политику.

В России холдинги впервые возникли при приватизации крупных государственных предприятий в соответствии с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества (утв. Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий»). Указанное Положение распространяет свое действие только на те холдинговые компании, доля уставного капитала которых, находящаяся в государственной собственности , превышает 25%. В соответствии с этим Положением холдинговой компанией является предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Понятно, что это определение с развитием законодательства в значительной мере устарело и применяется только в части, ему не противоречащей.

Наиболее урегулированным в российском законодательстве оказался банковский холдинг В ст. 4 Закона о банках банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, включающее хотя бы одну кредитную организацию , находящуюся под контролем одного юридического лица, не являющегося кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), а также (при их наличии) иные (не являющиеся кредитными организациями) юридические лица, находящиеся под контролем либо значительным влиянием головной организации банковского холдинга или входящие в банковские группы кредитных организаций — участников банковского холдинга, при условии, что доля банковской деятельности, определенная на основе методики Банка России , в деятельности банковского холдинга составляет не менее 40%.

Обзор зарубежного законодательства и литературы показывает, что в мировой практике под холдингом или холдинговой компанией традиционно понимают особый тип компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Этимология слова «холдинг» (от англ. «to hold» — держать) объясняет исторические корни этого понятия.

Отличается ли сущностно предпринимательская деятельность и деятельность некоммерческой организации, приносящая доход? Для определения предпринимательской деятельности используется категория «прибыль», представляющая собой обобщающий показатель финансовой деятельности, который определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ). Для определения деятельности некоммерческой организации законодатель оперирует понятием «доход» — экономическая выгода в денежной или натуральной форме (ст. 41 НК РФ).

На наш взгляд, при введении категории «деятельность, приносящая доход» применительно к некоммерческим организациям мы имеем дело с попыткой законодателя провести более четкую классификацию между некоммерческими и коммерческими организациями и с обусловленной этим стремлением особенностью законодательной техники, когда законодатель применительно к деятельности коммерческой организации использует дефиниции «предпринимательская деятельность» и «прибыль», а применительно к некоммерческим организациям — понятие «деятельность, приносящая доход». Сущностно или содержательно понятия «предпринимательская деятельность» и «деятельность, приносящая доход» не отличаются.

Такой вывод следует и исходя из анализа субъективной стороны ответственности некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую доход. Несет ли такая организация ответственность как предприниматель независимо от вины или на нее не распространяются особенности, предусмотренные нормой п. 3 ст. 401 ГК РФ, предполагающей усиленную ответственность предпринимателя? Для ответа на этот вопрос зададимся еще одним, вытекающим из него вопросом: а должен ли контрагент некоммерческой организации быть поставлен в менее защищенное положение с точки зрения возможности взыскания убытков за ненадлежащее исполнение некоммерческой организацией своих обязательств , связанных с деятельностью, приносящей доход, чем если бы он имел дело с коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность? Очевидно, что нет.

Многие коммерческие организации вследствие масштаба бизнеса , своего географического расположения ведут производственно-хозяйственную деятельность в различных регионах путем образования филиалов. При развитии бизнеса также возникает необходимость представления интересов организации, рекламы продукции, поиска контрагентов в удаленных от центрального офиса местах. Для удовлетворения этих потребностей могут создаваться представительства — обособленные структурные подразделения, которые не осуществляют все функции юридического лица, а только представляют и защищают его интересы.

Для признания структурного подразделения обособленным оно должно соответствовать ряду квалифицирующих признаков:

  1. находиться и осуществлять функции юридического лица вне места нахождения организации. Поскольку место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ), обособленным будет считаться подразделение юридического лица, находящееся на территории , подведомственной иному налоговому органу, чем головная организация. Такое мнение является устоявшимся среди специалистов и нашедшим подтверждение в судебной практике;
  2. обладать признаками организационной обособленности. Организационная обособленность филиалов и представительств состоит в том, что они как структурное подразделение юридического лица представляют собой некое организационное единство, которое обладает иерархической внутренней структурой, имеет руководителя, обеспечивающего выполнение целей и функций, поставленных перед структурным подразделением и закрепленных в положении о филиале (представительстве);
  3. обладать признаками имущественной обособленности.

В литературе справедливо отмечается, что применение в отношении структурных подразделений понятия «имущественная обособленность» представляется неудачным, так как наличие обособленного имущества является одним из характерных признаков юридического лица, а имущественное положение юридического лица по своей природе существенно отличается от имущественного положения филиала. И. В. Бессонова полагает, что в отношении филиала уместнее было бы говорить не об имущественной обособленности, а об имущественной отдаленности филиала. В частности, она пишет: «Юридическое лицо территориально отдаляет от себя имущество, т. е. передает его по акту приема-передачи; выделяет имущество филиала на отдельный баланс, обособляя учет данного имущества; предоставляет филиалу право открытия банковского счета , по которому осуществляется движение денежных средств по операциям». И далее: «Имущество филиала, представительства не обособляется от субъектов права , однако оно обособляется внутри юридического лица от другого имущества юридического лица».

Следует согласиться, что обособление имущества филиалов и представительств является, скорее, экономическим, так как филиалы и представительства не являются субъектами вещных прав . Юридическое лицо, наделяя имуществом филиал или представительство, не отчуждает свое имущество в пользу структурного подразделения, а только определенным образом структурирует его, закрепляя за филиалом.

Имеется точка зрения вообще о нецелесообразности выделения таких признаков обособленных структурных подразделений, как имущественная и организационная обособленность. Действительно, такие признаки применительно к структурным подразделениям в определенном смысле условны. Так, филиал не имеет собственных органов управления , а управляется через органы самого юридического лица. Руководитель филиала не наделяется функциями единоличного исполнительного органа и действует на основании доверенности .

Поскольку хозяйственной деятельностью могут заниматься только филиалы, а также они могут выполнять и функции представительства, далее мы будем анализировать правовой статус филиалов как обособленных подразделений коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность от имени создавшей их организации вне места ее нахождения.

Создание филиалов осуществляется по решению уполномоченных органов управления коммерческой организации, как правило, на основании технико-экономического обоснования целесообразности создания в другой по отношению к месту нахождения организации административно-территориальной единице обособленного бизнеса. Полномочиями по принятию решения об образовании обособленного подразделения обладает соответствующий орган управления организации в зависимости от ее организационно-правовой формы. Так, органом управления, компетентным принять решение о создании филиала акционерного общества , является совет директоров (подп. 14 п. 1 ст. 65 Закона об АО), общества с ограниченной ответственностью — общее собрание участников (п. 1 ст. 5 Закона об ООО). Такое видение вытекает из п. 2 ст. 65.2 ГК РФ, согласно которому принятие решений о создании корпорацией филиалов и об открытии представительств относится к исключительной компетенции общего собрания корпорации, за исключением случаев, если уставом общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации. Филиал унитарного предприятия создается по решению его руководителя по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия (подп. 13 п. 1 ст. 20 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Государственная регистрация территориально обособленных подразделений не предусмотрена, также не требуется указывать в учредительных документах юридического лица о созданных им филиалах и представительствах. Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 5 мая 2014 г № 99-ФЗ, представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ.

Правовое положение филиала определяется тем, что он не является юридическим лицом, а представляет собой часть или структурное подразделение организации. Имущество филиала образуется из средств, закрепленных за ним организацией, а также приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности от ее имени.

Гражданский кодекс РФ не предусматривает обязательного выделения имущества обособленного подразделения организации на отдельный баланс. Имущество филиала может по усмотрению самого юридического лица учитываться только на его балансе либо выделяться на отдельный баланс, который представляет собой часть баланса организации. Закон об АО (п. 4 ст. 5) предусматривает особенность для обособленных подразделений акционерных обществ: имущество их филиалов и представительств учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе акционерного общества.

Понятие отдельного баланса структурного подразделения отсутствует в нормативных документах, но выработано специалистами исходя из принципов и методологии бухгалтерского учета . Под отдельным балансом структурного подразделения понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе составления бухгалтерской отчетности. И. В. Перевалова, соглашаясь с приведенным определением баланса структурного подразделения, замечает, что составляемую обособленным предприятием систему показателей его деятельности используют кроме самой организации также иные лица, в частности налоговые органы при осуществлении контроля ^. Действительно, в силу п. 2 ст 89 НК РФ налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.

Филиал по усмотрению юридического лица, его создавшего, может по месту своего нахождения иметь в учреждениях банка или иных кредитных учреждениях расчетный или текущий счет (рублевый или валютный), при этом наличие или отсутствие по месту нахождения обособленного подразделения банковского счета не влияет на правовое положение филиала.

Управление филиалом осуществляется органами управления самой организации в части полномочий, на них возложенных, а также руководителем (директором) филиала. К компетенции органов организации по управлению филиалом может быть, в частности, отнесено определение профиля и основных направлений его деятельности, утверждение производственных планов филиала и отчетов об их выполнении, утверждение положения о филиале, определение его организационно-хозяйственной структуры, назначение и досрочное прекращение полномочий директора филиала, проведение аудиторских проверок, принятие решения о прекращении деятельности филиала и проч.

Компетенцию директора филиала составляют делегированные ему юридическим лицом полномочия по ведению предпринимательской деятельности от имени юридического лица. Полномочия руководителя филиала определяются Положением о филиале и выданной ему доверенностью. Интересно отметить, что ГК РФ в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 7 мая 2013 г № 100-ФЗ, установил, что правило о нотариальном удостоверении доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, не применяется, в частности, к доверенностям, выдаваемым в порядке передоверия руководителями филиалов и представительств юридических лиц (п. 3 ст. 187 ГК РФ). Указанная новелла значительно облегчает предпринимательскую деятельность филиала и, по сути, отражает фактически сложившийся в предпринимательской деятельности обычай — доверенности, выданные руководителями филиалов в порядке передоверия, фактически не удостоверялись нотариально.

Директор филиала в пределах, определенных доверенностью, совершает действия от имени юридического лица, осуществляет оперативное руководство деятельностью филиала в соответствии с утвержденным бизнес-планом, издает распоряжения в отношении работников филиала и осуществляет прочие полномочия, необходимые для достижения целей и задач обособленного подразделения.

Процессуальный статус филиала определяется тем, что иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, может быть предъявлен по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства (ч. 5 ст. 36 АПК РФ). При этом стороной по делу является юридическое лицо, взыскание производится судом с него или в пользу него. Таким образом, филиал, не обладая признаками юридического лица, не является процессуальной стороной в судебных спорах.

Правовой статус филиалов как налогоплательщиков нашел исчерпывающее отражение в ст. 19 НК РФ, где налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица , на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги (сборы). Филиалы исполняют обязанности создавших их организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Следовательно, ответственность за своевременную уплату налогов и сборов лежит на самом юридическом лице, имеющем обособленные подразделения. Взыскание по налоговым недоимкам и другим долгам филиала может быть обращено на имущество самого юридического лица.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Субъектами предпринимательской деятельности в РФ могут быть не ограниченные в своей дееспособности граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права в отличие от большинства зарубежных государств, где предпринимательская деятельность регулируется нормами торгового (коммерческого, хозяйственного) права. Так дает определения предпринимательству юридический словарь.

Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.

Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.

Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Конституция решает главную экономико-правовую проблему -проблему собственности. Термин “собственность” и ее формы в Конституции понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами. Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическое и правовое пространство в стране.

Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившие Россию социальным государством, политика которого, в том числе и в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются высшей ценностью.

Важное значение имеет принятие ряда таких законов, как Закон “Об акционерных обществах”, новые редакции законов “О Центральном банке Российской Федерации”, “О банках и банковской деятельности”, установившие современные основы регулирования банковской системы страны, федеральные законы о международных договорах, соглашениях о разделе продукции и ряд других нормативных актов.

Для развития конкуренции, как одного из главных направлений становления цивилизованных условий предпринимательской деятельности важным является правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьбе с недобросовестной конкуренцией. Постановление Правительства РФ “О государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)” определило два направления работ: правовое обеспечение конкуренции и разработка программ демонополизации и развития конкуренции. Следует отметить, что законодательство России отображает особенности ее экономики, специфику правовой системы:

наряду с ограничениями монополистической деятельности предпринимателей - хозяйствующих субъектов предусматриваются меры к пресечению государственного монополизма - монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления,

наряду с запрещением совершения монополистических действий и введением ответственности за это предусматриваются различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнения монополистических структур.

Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. При этом реформаторское крыло правительства стало уделять большее внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях или обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь стремясь ограничить круг регулируемых цен.

Первый проект Закона «О естественных монополиях» был подготовлен сотрудниками Российского центра приватизации по поручению ГКАП РФ в начале 1994 г. После этого проект дорабатывался российскими и зарубежными экспертами и согласовывался с отраслевыми министерствами и компаниями (Минсвязи, МПС, Минтранс, Минатом, Миннац, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и др.). Против проекта выступили многие отраслевые министерства, однако ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть их сопротивление. Уже в августе правительство направило согласованный со всеми заинтересованными министерствами проект Закона в Госдуму.

По Закону «О естественных монополиях», сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.

Основными методами регулирования выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.

Зарубежные опыт регулирования показывает, что главным в такого деятельности является максимальная независимость регулирующих органов как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит им возможность принимать политически непопулярные решения.

В первоначальном проекте Закона предполагалось, что органы регулирования будут обладать высокой степенью независимости: члены их правлений, назначенные на продолжительный срок, не могли быть уволены ни по каким причинам, кроме как по решению суда; предусматривался запрет на совмещение должностей членами правлений, владение акциями регулируемых компаний и т.п. Однако в окончательной редакции многие прогрессивные положения, заимствованные из многолетней практики регулирования в зарубежных странах, были либо смягчены, либо изъяты, что ставит под вопрос возможность принятия решений, в достаточной степени защищенных от влияния различных политических сил.

К 1995 г. была сформирована только одна система регулирующих органов, действовавшая вне рамок отраслевых министерств. Это Федеральная и региональные энергетические комиссии, созданные в 1992 г. для регулирования тарифов на электро- и теплоэнергию. Контроль над другими естественными монополиями осуществлялся соответствующими министерствами (Минэкономики, Минтопэнерго, Министерство путей сообщения, Минсвязи). Так, МПС получило разрешение ежемесячно индексировать тарифы на перевозки с учетом роста цен на основные виды продукции, потребляемые его предприятиями. Минэкономики и Минфин ежеквартально корректировали тарифы с учетом финансового состояния отрасли.

Тем не менее, даже в электроэнергетике до 1995 г. не были зафиксированы правовые основы регулирования. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью естественных монополий был значительно ослаблен в связи с преобразованием многих предприятий в акционерные общества, где начали доминировать отраслевые интересы. При этом федеральное правительство, сохранив контрольные пакеты акций в своих руках, недостаточно активно включилось в механизм корпоративно-акционерного управления.

Упрощенные схемы государственного регулирования естественных монополий, основанные на индексировании тарифов (цен) и не сопровождаемые тщательной проверкой обоснованности издержек и инвестиционной деятельности, позволяли монополистам легко обходить ограничения, которые ставили на их пути квазиорганы регулирования (департамент цен Минэкономики, Федеральная энергетическая комиссия). Важнейшими причинами создавшегося положения являлись: отсутствие необходимой законодательной базы; неопределенность статуса регулирующих органов, их зависимость как от правительства и министерств, так и от регулируемых субъектов; недостаток финансовых средств и квалифицированных кадров.

Многие дела, возбуждаемые территориальными управлениями ГКАП России по фактам нарушений Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в 1994-1995 гг., были связаны с действиями предприятий-естественных монополистов. Были выявлены многочисленные случаи завышения тарифов, отказа от обслуживания отдельных групп потребителей, включения в договоры дополнительных условий (участие в строительстве производственных объектов, передача жилых помещений, предоставление материальных ресурсов).

К январю 1996 г. были приняты три указа Президента о создании государственных служб по регулированию естественных монополий в ТЭК, связи и транспорте. В марте-апреле были опубликованы постановления правительства о создании регулирующих органов, в частности, была определена численность их персонала. Однако на конец мая был назначен руководитель только одной службы - Федеральной энергетической комиссии. Назначение на этот пост заместителя министра топлива и энергетики является компромиссом правительства с регулируемыми субъектами.

Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования.

С началом проведения реформ неотложной практической задачей стала проблема создания нормативно-правовой базы несостоятельности хозяйствующих субъектов. Значение института несостоятельности заключается в том, что на его основе из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты, а это ведет к оздоровлению рынка, повышению безопасности функционирования субъектов хозяйствования.

Закон "О несостоятельности (банкротстве)" - один из самых ключевых для экономики любой страны. Именно то, как в стране выстроена процедура банкротства, определяет базовые "правила игры" и для промышленных гигантов, и для мелких магазинчиков.

Новый Закон о банкротстве (от 26 октября 2002 г №127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”) не закрывает всех лазеек для финансовых махинаций, но ликвидирует самые вопиющие из них.

Прежняя редакция российского Закона о банкротстве была крайне противоречивой, и по сути способствовала созданию в России настоящей индустрии заказных банкротств. Новый закон не закрывает всех лазеек для фиктивных банкротств, не решает проблемы судебного произвола, он не "разруливает" ситуацию, когда предприятие попадает под банкротство по вине государства, которое не платит заводу за заказанную им продукцию. И все же этот закон - несомненный шаг вперед, которого все ждали.

Главное - теперь обанкротить предприятие станет гораздо тяжелее, а сама процедура будет более сложной, многоступенчатой, подконтрольной.

Банкротство перестает быть "выстрелом в висок", когда, нажав на спусковой крючок, то есть запустив процедуру банкротства, ты уже не можешь ничего исправить.

Вместо вышибания денег - финансовое оздоровление.

Что такое вообще банкротство? Это когда предприятие не может рассчитаться со своими долгами, даже если продаст все свое имущество. В нашей неустоявшейся экономике зачастую нельзя с ходу понять, дошло ли предприятие на самом деле "до ручки". Поэтому к процедуре собственно банкротства относится только конкурсное производство. Все остальные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление) являются по сути предбанкротными.

По прежнему закону банкротство мог объявить любой, кому предприятие задолжало, и он не может получить с него свой долг. То есть банкротство решало совсем другие задачи - не ликвидацию севшего на мель и "засоряющего" экономический горизонт предприятия, а удовлетворение того или иного конкретного должника. Закон был написан не для оздоровления экономики в целом, а для пользы конкретных хозяйствующих субъектов. Процедуру банкротства можно было начать, если должник 3 месяца не мог отдать долг в размере более 500 МРОТ. За эти мизерные долги можно было поменять собственника на любом огромном предприятии. Новый закон устанавливает четко фиксированную сумму в сто тысяч рублей. Изменение суммы долга роли не играет. Важно, почему именно не платит должник. Чтобы это выяснить, прежде, чем начинать банкротство, должен быть пройден судебный порядок взыскания долга. Суд применяет весь арсенал методов: арест и распродажу имущества, запрет на осуществление сделок, не прибегая к банкротству.

В новом законе впервые появляется фигура государства-кредитора: если вы должны казне, она вместе с другими кредиторами потребует своего сполна. Прежний закон не давал государству права голоса в процессе о банкротстве - представителям государства можно было лишь присутствовать на собраниях кредиторов и в арбитражном процессе, без права голоса. С другой стороны, старый закон требовал, чтобы претензии государства удовлетворялись едва ли не в первую очередь. В этом было серьезное противоречие, источник путаницы и злоупотреблений. Новый закон уравнивает права государства и всех прочих кредиторов: они наравне и участвуют в собраниях, и получают свое.

Вообще, полностью меняется облик "очереди", в которой "стоят" кредиторы, чтобы получить с должника свои деньги. В старом законе было так: сначала покрывались судебные издержки, потом - в порядке убывания - текущие платежи, оплата работы арбитражного управляющего, возмещение вреда здоровью, заработная плата работников предприятия-должника, залоговые требования, обязательные платежи в бюджет, иные обязательства. Новый закон дает другую последовательность: судебные издержки, текущие платежи, оплата работы арбитражного управляющего, возмещение вреда здоровью, заработная плата работников предприятия-должника, иные обязательства.

Специальные режимы банкротства - как правило, более мягкие - старый закон вводил для градообразующих предприятий. Кроме того, есть отдельный закон о предприятиях ТЭК. В новом законе появляются спецрежимы банкротства для субъектов естественных монополий и предприятий ВПК. Интересный вопрос, можно ли будет по новому закону банкротить целые города и области. Сегодня его пытаются решить в рамках комиссии Дмитрия Козака (администрация Президента РФ), поскольку он тесно связан с проблемой местного самоуправления. Пока договорились до того, что, коли регион окажется неплатежеспособен, может быть введено прямое управление им из федерального центра.

Хотелось бы, чтобы в законе были четче прописаны принципы, по которым можно отделить временного должника от действительно неплатежеспособного. Мы предлагаем такой критерий: предприятие не может покрыть свои обязательства в течение трех месяцев ликвидными активами. Под ликвидными активами надо понимать деньги, ценные бумаги, "дебиторку", уплаченный, но не возвращенный, НДС, товарные запасы.

Новый закон, как и старый, оставляет место произволу конкурсных кредиторов и судей. Нужны четкие правила - на основании показателей финансовой отчетности должника.

Предпринимательская деятельность в современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.

Лицензирование предпринимательства - сравнительно новое явление в российском законодательстве, однако в применении лицензионного механизма наметились определенные правовые проблемы. Их решение становится условием его эффективного функционирования.

Государственное лицензирование предпринимательства до недавнего времени и было основным элементом такого регулирования. Чиновники обладали очень удобным механизмом: всегда можно проверить, как работают лицензированные фирмы, быстро пресечь нарушения - предупреждением, приостановлением или отзывом лицензии. В то же время лицензирование, устанавливая лишние бюрократические барьеры на пути предпринимателей, уменьшает, как показала практика, число участников рынка, а значит, ослабляет конкуренцию. Это опасно для экономики, особенно в условиях практически полного отсутствия общественного контроля за деятельностью бюрократической машины. Конечно, действия чиновника можно обжаловать в суде, и тот очень часто встает на сторону предпринимателя. Однако далеко не всегда бизнесмены осмеливаются затевать разбирательство. Судебного решения иногда приходится ждать довольно долго, а за это время чиновники могут парализовать деятельность строптивца.

Но у гослицензирования есть и другой недостаток: возможность его использования для устранения конкурентов. Предприниматели, сумевшие поладить с надзирающими органами, инициируют проверки конкурентов либо для получения закрытой информации, либо просто чтобы их разорить.

Сейчас под закон о лицензировании подпадают только те виды предпринимательской деятельности, "осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием". Кроме того, теперь лицензия выдается на срок не менее пяти лет (по старому закону - не менее трех). Уточняются полномочия лицензирующих органов, процедуры выдачи, переоформления и отзыва лицензии. Наконец, новый закон вводит исчерпывающий, значительно более короткий, чем в старой редакции, перечень лицензируемых видов деятельности.

Однако произошло неожиданное: многие профессиональные участники рынка, которых коснулась отмена лицензий, относятся к ней отрицательно. Основной мотив: на рынок хлынет поток непрофессионалов и откровенных жуликов, которые будут демпинговать и сделать качественную работу невыгодной. Особенно недовольны риэлтеры, хозяйствующие на рынке недвижимости. Появление на нем новых участников, выпргнувших «как черти из табакерки», может привести к снижению цен на услуги, обману граждан.

Но авторы реформы вовсе не отказываются от администрирования в сфере предпринимательства. Снятие барьеров на входе в рынок компенсируется контролем за деятельностью непосредственно на рынке - вводятся новые для России механизмы регулирования предпринимательской деятельности. Так, вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Им предусмотрена административная дисквалификация участников рынка, нарушающих закон - запрет осуществлять определенную деятельность или занимать определенную должность на срок до трех лет. Применить такую санкцию может только суд.

Следует также заметить, что никто не отменял обязательную и добровольную сертификацию товаров, работ или услуг, а также определенные квалификационные требования, предъявляемые к участникам рынка. Например, хотя производство строительных конструкций и материалов теперь лицензироваться не будет, потребитель всегда сможет узнать о качестве стройматериалов по соответствующему сертификату.

Возникают вопросы и с применение нового закона. После его вступления в силу вышло распоряжение правительства, в котором конкретно распределялись уровни лицензирования (федеральный, региональные). Однако соответствующих нормативных документов (Положений) о порядке лицензирования того или иного вида предпринимательской деятельности нет (за исключением туристического и строительного бизнеса) до сих пор нет.

Система лицензирования была неплохо отработана на региональном уровне. Требовалось лишь дополнить ее Федеральным лизинговым центром, что позволило бы более эффективно и оперативно решать возникающие вопросы. Государственный контроль за бизнесом должен быть. А что касается снятия с его пути административных барьеров, то почему, например, не ввести упрощенный порядок регистрации и оформления частных предприятий по методу так называемого "единого окна", когда в одном месте предпринимателю выдаются все необходимые документы (в том числе и лицензии)?

Реферат

Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Введение

1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ

1.1 Понятие и признаки предпринимательской деятельности

1.2 Правовое регулирование предпринимательской деятельности

1.3 Понятие, предмет, метод, система и источники гражданского права

2. Хозяйственные договоры. Основные виды и особенности

2.1 Принципы и порядок заключения хозяйственных договоров

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Предпринимательская деятельность и складывающиеся в связи с ее осуществлением общественные отношения.

Функцию такого регулирования выполняют нормы самых различных отраслей права: конституционного, международного, гражданского, административного, трудового, финансового, экологического, земельного и др. Совокупность таких норм, имеющих отношение к регулированию предпринимательства, часто объединяют под общим названием «предпринимательское право» (хозяйственное право).

Особо важное значение, в таком регулировании имеют конституционные гарантии предпринимательства. Согласно Конституции РФ (ст. 34) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Тем самым на конституционном уровне установлена необходимая предпосылка свободного предпринимательства - всеобщая предпринимательская правоспособность граждан. Кроме того, признавая право частной собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы, Конституция РФ закрепляет важнейшую экономическую гарантию предпринимательской деятельности (ст. 35, 36).

И все же основная роль в регулировании предпринимательства принадлежит нормам гражданского и административного права. Гражданским правом определяется правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения. Нормы административного права устанавливают порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства, порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и т. д. При этом гражданское право является основой частноправового регулирования предпринимательской деятельности, а административное - публично-правового. Ведущая роль в механизме правового регулирования предпринимательства принадлежит нормам частного права, и в первую очередь гражданского.

Это и не удивительно, если вспомнить характеризующие предпринимательскую деятельность признаки, организационную и экономическую независимость, инициативность, осуществление на свой риск, направленность на получение прибыли.

Актуальность темы - изменение экономических отношений в России, возникновение многообразных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности. Все это повлияло на формирование законодательства, в том числе и на систему государственного регулирования в области производства продукции, работ, услуг, и их качества. В данное время активно осуществляется процесс реформирования системы законодательства в сфере правового регулирования.

Целью работы является определение основных направлений развития основ правового регулирования в сфере производства и реализации продукции и связанных с ними процессов.

В соответствии с поставленной целью, были решены следующие задачи:

Рассмотрены понятие и признаки предпринимательской деятельности;

Рассмотрено правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ;

Рассмотрено понятие хозяйственный договор;

Указанны основные виды и особенности хозяйственных договоров.

Рассмотрены принципы и порядок заключения хозяйственных договоров.


1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ

1.1 П онятие и признаки предпринимательской деятельности

В условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ и услуг расширяется сфера предпринимательской деятельности. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг гражданами и юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном порядке.

Это определение, отражает шесть признаков предпринимательской деятельности:

Ее самостоятельный характер;

Осуществление на свой риск, т. е. под собственную ответственность предпринимателей;

Цель деятельности - получение прибыли;

Источники прибыли - пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг;

Систематический характер получения прибыли;

Факт государственной регистрации участников предпринимательства.

Отсутствие любого из первых пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской. Для квалификации деятельности как предпринимательской необходим и шестой (формальный) признак. Однако в некоторых случаях деятельность может быть признана предпринимательской и при отсутствии формальной регистрации предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.

Знание всех легальных, т. е. основанных на формуле закона, признаков предпринимательской деятельности необходимо и при наличии государственной регистрации предпринимателя, поскольку она может быть осуществлена с нарушением закона. В некоторых случаях в качестве предпринимателей регистрируются лица, не способные самостоятельно осуществлять подобную деятельность (недееспособные), нести самостоятельную имущественную ответственность или не имеющие цели систематического получения прибыли. В таких случаях регистрация может быть признана по суду недействительной, и если допущенные при создании юридического лица нарушения закона носят неустранимый характер, оно может быть ликвидировано.

1.2 Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Необходимо различать предпринимательскую деятельность и деятельность предпринимателей. Предприниматели не только заключают договоры, отвечают за их нарушение, но и привлекают наемных работников, платят налоги, таможенные пошлины, несут административную и даже уголовную ответственность за совершение противоправных деяний. Деятельность предпринимателей не может быть ни привилегией, ни бременем какой-либо одной отрасли права, а также некоего комплексного «предпринимательского кодекса». Она регулируется и охраняется нормами всех отраслей права - как частного (гражданского, трудового и т. п.), так и публичного (административного, финансового и т. п.).

Разноотраслевые нормы о деятельности предпринимателей предусматривают, например, федеральные законы от 14 июня 1995 г. № 88- Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и от 29 декабря 1995 г. № 222 - Ф3 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», а также Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». В них, в частности, предусматриваются:

Порядок выдачи патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - субъектов малого предпринимательства;

Льготы на предоставление им кредитов;

Однако это не означает, что все отрасли права в равной мере регулируют также саму предпринимательскую деятельность. Поскольку содержание предпринимательской деятельности прежде всего и главным образом составляют имущественные отношения юридически равных субъектов, т. е. то, что регулируется гражданским правом, можно говорить о гражданско-правовом регулировании предпринимательской деятельности на базе гражданского кодекса и иного гражданского законодательства. Это, естественно, требует усвоения основных положений гражданского права и учета на этой базе особенностей гражданско-правового регулирования предпринимательских отношений как разновидности гражданско-правовых отношений.

Предпринимательское право отражает основные аспекты гражданско-правового регулирования как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей.


1.3 Понятие, предмет, метод, система и источники гражданского права

Гражданское право - это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданскому праву как ведущей отрасли частного права присущи свои предмет, метод, система и источники.

Предметом гражданского права служат имущественные и личные неимущественные отношения. Имущественными являются отношения собственности и другие вещные отношения, отношения, связанные с исключительными правами на результаты умственного труда (интеллектуальная собственность), а также отношения, возникающие в рамках договорных и иных обязательств. Связанными с имущественными признаются такие отношения личного характера, как, например, отношения авторства на произведения науки, литературы, искусства, изобретения и другие идеальные результаты интеллектуальной деятельности.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности - это взаимосвязанная система правовых и внеправовых инструментов, дающих возможности гражданам и юридическим лицам на свой страх и риск осуществлять деятельность, основной целью которой является получение прибыли, а основным содержанием - производство, обмен или перераспределение основных ресурсов .

Правовое регулирование предпринимательской деятельности обладает своими специфическими чертами, главной из которых является то, что здесь происходит пересечение как частных, так и общественно-государственных интересов, и средств. При этом стоит особенно подчеркнуть, что в отношении частных интересов чаще всего в качестве основного инструмента регулирования применяется договор, а в отношении общественно-государственных интересов - публично-правовые средства.

Стоит отметить, что правовое регулирование предпринимательства и гражданско-правовой договор находятся в неразрывной связи друг с другом. С точки зрения частного права договор представляет собой основной инструмент взаимодействия между физическими лицами. Однако параллельно с этим договор является важнейшим институтом, с помощью которого органы государственной власти осуществляют правовое регулирование предпринимательской деятельности. Ведь практически каждое соглашение, как между физическими лицами, так и между организациями, строится в соответствии с тем или иным «типовым соглашением», утверждаемым федеральным, региональным или местным органом власти. Государство в этом случае как бы санкционирует те или иные предпринимательские отношения.

Помимо договоров, которые все-таки в большей степени относятся к ведению именно частного права, предпринимательские отношения в ряде сфер подразумевают применение и средств, относящихся к так называемому публичному праву. Примером этого может послужить тот факт, что любая крупная сделка может быть заключена обществом с ограниченной ответственностью только в том случае, если на это получено согласие общего собрания членов данного общества. Государство в этом случае берет на себя не только обязанности по созданию типовых договоров, но и контролирующие функции по надзору за правильностью проведения той или иной процедуры.

Таким образом, правовое регулирование предпринимательства подразумевает тесное взаимодействие частной и публичной сфер.

С одной стороны, оно, прежде всего, является основой для взаимодействия между гражданами, а также между гражданами и организациями и учреждениями по поводу производства и обмена материальных благ, а с другой - главным регулятором этой сферы являются правовые нормы, созданные или санкционированные государством .

Что касается того, какое содержание и структуру имеет правовое регулирование предпринимательской деятельности, то здесь стоит выделить три главных компонента.

Во-первых, это регулирование касается отношений, непосредственно связанных с юридическим оформлением предпринимательства. Эти отношения всецело базируются на конституционном праве граждан осуществлять на свой страх и риск предпринимательскую деятельность, беря на себя все риски и обязанности по ее правильному ведению и оформлению.

Во-вторых, правовое регулирование предпринимательской деятельности охватывает отношения, непосредственно касающиеся самого предпринимательства. Здесь, как уже указывалось выше, имеет место синтез частного и общественно-государственного регулирования. При этом государство не только контролирует правильность и законность осуществления тех или иных сделок, но и с помощью налогов, процентных ставок и других инструментов, само оказывает непосредственное влияние на развитие бизнеса в стране.

В-третьих, важной составляющей любой предпринимательской деятельности является потребитель, поэтому правовое регулирование в обязательном порядке должно охватывать и эту группу субъектов. Здесь также можно выделить как непосредственное взаимодействие предприниматель-потребитель, так и вмешательство государства как важнейшего контролирующего органа в случае возникновения правовых споров .

Правовое регулирование бизнеса осуществляется посредством различных положений и правил (ПДД, санитарные нормы, к примеру). В некоторых случаях управленческие функции могут отличаться некоторой специфичностью. В этих случаях правовое регулирование осуществляется нормами каких-либо других, кроме административной, отраслей (трудовой, финансовой, уголовно-процессуальной, например).

В связи с этим предмет административной нормативной отрасли можно уточнить, указав на то, что контроль осуществляется только над теми общественными отношениями, на которые не распространяются нормы прочих отраслей.

Предмет административного права условно подразделяется на отношения внутри аппарата и взаимодействие органов с населением, государством, юридическими лицами. С учетом тех или других условий формирования управленческих взаимоотношений определяют внешние или внутренние функции административно-правового урегулирования. Стандартный процесс нормативного управления предусматривает применение лишь одного акта, отражающего волю государственной власти. Этот акт - нормативно-правовой. Индивидуализацию Возможностей и обязанностей производят сами субъекты, в адрес которых обращен этот документ .

Стадии правового регулирования зависят от юридического поведения субъекта. В сложном процессе выделяют три стадии. Поведение может быть неправомерным либо правомерным.

Первый этап предполагает общее действие юридических норм. Правовое регулирование начинается с определения содержания и формулирования рамок поведения субъекта, а также условий формирования обязанностей, полномочий, возможностей, ответственности и прочего. Таким образом, начинает работу правотворческий механизм.

На втором этапе правовое регулирование связано с появлением определенных обязанностей и прав для субъекта, то есть с началом работы механизма правоотношения. В качестве необходимого условия выступает система юридических фактов (или один факт), с которой посредством нормативного акта связано наступление в тех или иных условиях юридических последствий.

Третий этап нормативного контроля предусматривает применение санкций. В этом случае имеет место неправомерное поведение. В качестве юридического основания для использования санкций выступает нарушение юридического положения, норма, посредством которой устанавливается ответственность за нарушения .