Правовой режим - это:

1) совокупность средств, мероприятий, норм, необходимых для достижения какой-либо цели;

2) специфический вид механизма правового регулирования, который выражается в своеобразном комплексе правовых стимулов и правовых ограничений.

Признаки:

Установлен законодательно;

Обеспечивается гос. принуждением;

Специфическим образом регламентирует конкр. области общественных отношений;

Создает конкр. степень благоприятствования/неблагоприятствования в процессе реализации права;

Состоит из совокупности юрид. средств и характеризуется их опред. сочетанием.

Примеры режимов: режимы земель в земельном праве, режимы отбывания наказания по УИП.

Режимы в международном праве: режим наибольшего благоприятствования, режим введения особых экономических зон. Пограничные режимы.

Персональные режимы: правовой режим иностранцев, правовой режим бывших президентов.

1) В зависимости от доминирующих в правовом режиме средств:

а) стимулирующий;

б) ограничивающий;

2) В зависимости от времени действия:

а) общие временные;

б) специальные временные;

3) В зависимости от территории действия:

а) общетерриториальный;

б) специально территориальный;

4) В зависимости от отрасли права:

а) общеотраслевые;

б) специально отраслевые;

в) особо отраслевые;

г) межотраслевые;

5) В зависимости от предмета правового регулирования:

а) конституц.;

б) гражд. и т.д.;

6) В зависимости от содержания:

а) валютный;

б) таможенный и т.д.

7) В зависимости от субъектов, в отношении которых он устанавливается:

а) беженцев;

б) переселенцев и т.д.

Правовой режим в целом расширяется, правовое регулирование охватывает новые виды деят-ти, отношения людей (космическое право, режим Антарктики и др.).

Вопрос 46. Правовые средства: понятие, виды

Правовые средства - это юрид. инструменты, с помощью кт удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

Признаки правовых средств:

1) выражают собой юрид. способы обеспечения интересов субъектов права, способы достижения поставленных целей;

2) выполняют роль основных элементов действия механизма правового регулирования и правовых режимов;

4) имеют юрид. силу и обеспечиваются гос. принуждением.

В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания и т. п..

Виды правовых средств.

1) В зависимости от характера:

Материально-правовые;

Процессуальные;

2) В зависимости от того, в каком правовом акте они содержатся:

Нормативные;

Правоприменительные;

3) В зависимости от функциональной роли:

Регулятивные;

Охранительные.

4) По значению:

· основные, применяемые для осуществления своих прав или их защиты;

· вспомогательные, т.е. обслуживающие процессы осуществления субъектами их прав и обязанностей;

5) В зависимости от информационно-психологической направленности (т.е. чьим интересам отдается предпочтение):

Стимулирующие (поощрение, льготы, субъективные права и т. д.);

Ограничивающие (наказание, запреты, обязанности и т. д.).

ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ: СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ

Юго-Западный

государственный

университет

Г.С. БЕЛЯЕВА

В статье рассматриваются отдельные вопросы состава и особенностей отраслевых правовых режимов. Анализируются особенности закрепления правовых режимов частных и публичных отраслей права в российском законодательстве. Определенное внимание уделено особенностям состава правовых режимов публичных отраслей права.

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: отраслевой правовой режим, метод правового регулирования, механизм правового регулирования, правовые принципы.

Отечественная юридическая доктрина, прошедшая через ряд дискуссий о системе права, пришла, в итоге, к выводу о том, что отрасли права - это «не просто зоны юридического регулирования, не искусственно скомпонованные совокупности норм, а реально существующие и юридически своеобразные подразделения в самом содержании права»1.

Соответственно, специфика каждого отдельного структурного подразделения (отрасли) права выражается в особом режиме правового регулирования через его основные элементы: метод правового регулирования, механизм правового регулирования (как комплекс правовых средств), правовые принципы. Тем самым правовой режим олицетворяет тесное единство комплекса правовых средств с содержанием регулируемых отношений. Отраслевые правовые режимы являются режимами наиболее высокого уровня, имеющими в праве императивное и направляющее значение.

В чем же заключаются особенности правовых режимов различных отраслей права?

Поскольку система российского права состоит из достаточно большого числа различных отраслей права, и характеристика их особенностей является предметом скорее отраслевых правовых наук, попробуем ответить на этот вопрос с позиции деления права на частное и публичное.

Надо сказать, что в отраслях публичного права буквальное указание на правовой режим встречается довольно часто. Например, режимам посвящен подраздел 2 Таможенного кодекса РФ, часть 2 Налогового кодекса РФ содержит раздел УШЛ «Специальные налоговые режимы», глава 18. Кодекса РФ об административных правонарушениях именуется «Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации».

Таких примеров можно приводить много, однако они, как и собственно отсутствие в тексте нормативного акта словосочетания «правовой режим» или слова «режим», отнюдь не свидетельствуют о том, что данная юридическая конструкция не применима к другим отраслям права. Справедливо замечено С.С. Алексеевым, что из правовых режимов складываются все отрасли законодательства, это «основное комплексное составляющее звено правовой материи: из всех явлений правовой действительности он один снабжен всеми необходимыми элементами самостоятельного существования и эффективного функционирования»2.

По нашему мнению, с учетом сказанного выше, следует, что в публичных отраслях российского законодательства правовой режим выделяется просто «рельефнее», о нем как бы «сообщается» адресату. Это происходит потому, что в рамках правового регулирования в публично-правовой сфере «имеются в виду нормальные фиксированные режимы функционирования государственных и иных институтов, позволяющие успешно решать

1 См.: Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. - С. 190.

2 Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. - С. 182

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ | | Серия Философия. Социология. Право. 125

IШ " 2012. № 20 (139). Выпуск 22

стратегические и тактические задачи»3 (например, обеспечение конституционных прав и свобод граждан, общественной безопасности и другие).

В частном же праве задачи правового режима ориентированы на частные ситуации, связаны со сравнительно узкой сферой регулирования (например, обеспечение трудовых прав конкретного гражданина или отдельного трудового коллектива в трудовом праве).

Отсюда вытекает повышенное внимание государства (в лице законодателя) к публичным отраслям права. В публичных отраслях права (в большей мере по отношению к частным) субъект права «оповещается» о том, что он попадает в сферу действия правового режима и должен действовать в определенных рамках, как правило, точно следуя установленным предписаниям.

Отдельные авторы по этому поводу отмечают, что четкая детальная регламентация всех элементов правового режима в нормативно-правовом акте помогает придать ему устойчивость, восприимчивость со стороны адресата, высокую эффективность, обеспечить бесперебойную работу механизма правового регулирования. Отсутствие основных структурных элементов правового режима превращает его в недостроенную, нерабочую конструкцию4.

Заметим, что в силу ограниченности объема настоящей работы и невозможности рассмотрения всех проблемных аспектов рассматриваемой темы остановимся подробнее на особенностях состава правовых режимов публичных отраслей права.

Концепция отраслевого правового режима, устоявшаяся в общей теории права5, раскрывает особенности данной категории через ее основные элементы: метод правового регулирования, механизм правового регулирования (как комплекс правовых средств), правовые принципы. Рассмотрим их характеристику подробнее.

Метод правового регулирования публичных отраслей права является императивным6 (методом власти и подчинения7, субординационным8, методом централизованного регулирования9).

Следует сказать, что в теории права имеются попытки отдельных ученых более подробно охарактеризовать публично-правовой метод, проанализируем их точки зрения.

Так, Н.М. Вагина считает, что метод публичного права - это обусловленная предметом правового регулирования и волей законодателя система правовых средств, установленных централизованно в процессе официального правотворчества, среди которых основными являются средства-требования (обязывания и запреты) и средства-ограничения, применяемые вне зависимости от участников регулируемого общественного отношения10. С нашей точки зрения, при использовании данного подхода, как представляется, имеется определенная опасность сведения метода публичного права к механизму публично-правового регулирования, поскольку, как известно, метод к правовым средствам не сводится, а должен на них основываться. В то же время нельзя не отметить внимание автора к способам установления соответствующих правовых предписаний, что ценно для характеристики механизма публично-правового регулирования - самостоятельной составляющей публично-правового режима.

3 Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001. - С.251.

4 См., напр.: Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве / / Журнал российского права. 2001. № 9. - С. 22.

5 См., напр.: Алексеев С.С. Общая тория права в 2 томах. Т. 2. М., 1981., Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект). Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001; Султыгов М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти. Дис. ... докт. юрид. наук. СПб, 2005.

6 См.: Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. - С. 46.

7 См.: Иоффе О.С. О гражданско-правовом и административно-правовом методах регулирования хозяйственной деятельности // Правоведение. 1959. № 3. - С. 53.

8 См.: Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений. Саратов, 1974- - С. 118.

9 См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 332; Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2004. - С. 156.

10 См.: Вагина Н.М. Принципы публичного права. Самара, 2004.

К.М. Маштаков определяет публично-правовой метод в качестве основанного на позитивных обязываниях и запретах как первичных приемах правового воздействия способ регулирования общественных отношений, который характеризуется императивностью, наделением одного из субъектов специальными полномочиями - компетенцией и обеспечивает построение отношений по схеме «власть - подчинение»11. С данной характеристикой следует согласиться, поскольку учитываются особенности методов правового регулирования подавляющего числа отраслей публичного права.

В свою очередь, Ю.А. Тихомиров так раскрывает сущностные моменты метода публичного права. По его мнению, это: а) властеотношения формируются по принципу «команда-исполнение»; б) субъекты публичного права строго связаны законом и пределами предоставленных законом полномочий; в) правовое регулирование основано на позитивном обязывании общенормативной ориентации (например, когда утверждается положение об органах власти, устанавливаются их цели, задачи, функции, полномочия) или в форме конкретного предписания, поручения совершить то или иное юридически значимое действие, либо на запрещении каких-либо действий; г) обеспечивается сочетание убеждения и принуждения12. Такой подход к определению метода публичного права разделяется и нами, поскольку он позволяет определить его сущность.

Таким образом, для метода правового регулирования публичных отраслей права характерны: а) императивность (неукоснительное соблюдение субъектами предписаний правовых норм), которая основана на позитивных обязываниях и запретах; б) наделение одного из субъектов полномочиями в рамках своей компетенции; в) и, как следствие неравенство субъектов, построение отношений по схеме «власть - подчинение» (или «команда - исполнение»).

Далее отметим, что механизм правового регулирования (юридический инструментарий) публичных отраслей права основывается на позитивных обязываниях: вначале возникает обязывающая правовая норма, затем относительное правоотношение и реализация юридических обязанностей, сводимая, по существу, к праву требования исполнения обязанностей. По верному замечанию С.С. Алексеева, в этом комплексе правовых средств энергетическую силу механизму юридического регулирования задает не столько собственная сила права, сколько государственная власть13.

Надо сказать, что в науке высказано мнение, что публичному праву не присущ специфический механизм правового регулирования, поскольку сам механизм воздействия на общественные отношения - явление общее для всего права в целом, безотносительно к природе его структурных элементов14. Не вступая в научную дискуссию, тем не менее, считаем необходимым высказать свою позицию по данному вопросу. Нас, прежде всего, механизм публично-правового регулирования интересует как составляющая соответствующих правовых режимов, их содержания. Правовой режим есть специфический механизм правового регулирования, направленный на конкретные виды объектов (субъектов), в рамках которого последние действуют. Он включает в себя несколько правовых блоков, каждый из которых реализуется через механизм правового регулирования. Скажем так: правовой режим - это проекция механизма правового регулирования на конкретную социальную ситуацию. Механизм правового регулирования в публичных отраслях права снабжает правовые режимы специфическим набором правовых средств, часто невостребованным частноправовыми отраслями. В связи с этим можно допустить действие специальных механизмов реализации прав и обязанностей в публичных отраслях права, тем более что специфичность публично-правовых средств учеными не оспаривается.

Продолжая, обратимся к правовым принципам публичных отраслей права как основополагающим началам, определяющим направления правового регулирования15, ко-

11 См.: Маштаков К.М. Теоретические вопросы разграничения публичного и частного права. Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001. - С. 191.

12 См.: Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995- - С. 49-5°-

13 См.: Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. - С. 332.

14 См., напр.: Болгова В.В. Основы публичного права. Самара, 2009. - С. 234.

15 В философии принцип определяется как первоначало, руководящая идея, основное правило поведения, в логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляю-

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22

торые также находятся в прямой зависимости от метода правового регулирования, особенности которого нами уже выделены.

Здесь заметим, что относительно системы принципов публичных отраслей права мы придерживаемся традиционного деления их на три группы: общие, межотраслевые и отраслевые.

Общие, соответственно, характерны для всех отраслей права, как публичного, так и частного. Например, принципы справедливости, законности, гуманизма, равноправия граждан.

Межотраслевые принципы распространяют свое действие на несколько отраслей публичного права. К межотраслевым принципам публичного права относятся почти все межотраслевые процессуальные принципы: принцип осуществления правосудия только судом, принцип назначаемости судей, принцип независимости судей, принцип гласности, принцип состязательности, принцип процессуального равноправия, принцип публичности и другие, а также ряд материальных принципов, таких как принцип презумпции невиновности, принцип обеспечения эффективной социальной защиты населения и некоторые другие16.

И, наконец, отраслевые принципы, свойственные отдельным отраслям публичного права. Например, для земельного права России свойственны такие правовые принципы, как принцип множественности и правового равенства форм собственности на землю, принцип нахождения земли в гражданском обороте, принцип государственного управления землей и другие.

Таким образом, правовые режимы в публичном праве имеют следующие особенности: детально закрепляются в нормативно-правовых актах; носят императивных характер; основаны на позитивных обязываниях и запретах; отношения между субъектами правовых режимов построены по схеме «власть - подчинение»; используют в своем арсенале специфический набор правовых средств в рамках централизованного правового регулирования; основаны на действии специальной системы публично-правовых принципов.

В заключение следует подчеркнуть, что правовые режимы присущи все отраслям права, более того, специфика последних выражается в особом режиме правового регулирования через его основные элементы: метод правового регулирования, механизм правового регулирования, правовые принципы. Тем самым осуществляется тесная взаимосвязь комплекса правовых средств с содержанием регулируемых отношений, обусловливающая необходимую степень эффективности правового регулирования.

1. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989.

2. Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1975.

3. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М.: Юринформцентр, 2001.

4. Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. № 9. С. 19-25.

5. Алексеев С.С. Общая тория права в 2 томах. Т. 2. М.: Юрид. лит., 1981.,

6. Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001;

7. Султыгов М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб, 2005.

8. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: БЕК, 1995.

9. Иоффе О.С. О гражданско-правовом и административно-правовом методах регулирования хозяйственной деятельности // Правоведение. 1959. № 3. С. 48-62.

10. Витченко А.М. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974.

щей обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

16 См. подробнее: Захаров А.Л. Межотраслевые принципы права. дис. канд.....юрид. наук. - Казань, 2003.

Список литературы

11. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001.

12. Поляков А.В. Общая теория права. СПб.: Издательский дом С. -Петерб. гос. ун-та, 2004.

13. Вагина Н.М. Принципы публичного права. Самара: Изд-во Самарского гос. ун-та, 2004.

14. Маштаков К.М. Теоретические вопросы разграничения публичного и частного права. дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2001.

15. Болгова В.В. Основы публичного права. Самара: Самарское отд-ние литфонда, 2009.

BRANH LEGAL REGIMES: THE COMPOSITION AND PECULIARITIES

South-West State University

The article describes the structure and peculiarities of branch legal regimes. The author analyses the peculiarities of the stipulation of legal regimes of private and public branches of law in the Russian legislation. Particular attention is paid to the peculiarities of the composition of the legal regimes of the public branches of law.

e-mail: [email protected]

Key words: branch legal regime, method of legal regulation, mechanism of legal regulation, legal principles.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Понятие правового режима

правовой режим общественный регулирование

В результате комбинации средств, способов и методов правового регулирования на отраслевом или межотраслевом уровне формируется тот или иной правовой режим. Эта категория используется для обозначения особого правового состояния и комплексного регулирования общественных отношений. Он аккумулирует и систематизирует комплексы юридических средств применительно к определенным субъектам и объектам действительности, обеспечивая достижение особых целей.

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовой режим -- это порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования.-- С. С. Алексеев

Правовой режим -- одно из проявлений нормативности права, но на более высоком уровне. Он соединяет в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств, который диктуется возникающими целями -- А. В. Малько

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

Они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;

Имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

Представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

Создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

В рамках общего правового режима могут устанавливаться детализирующие его относительно различных субъектов и объектов режимы правового регулирования.

Режим правового регулирования представляет собой систему средств и приемов регулятивного воздействия, устанавливающих особый порядок возникновения, осуществления и обеспечения комплекса прав и обязанностей субъектов права, действующий в границах общих положений и принципов.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Виды правовых режимов

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

По предмету правового регулирования - конституционный, административный, земельный и т. д.;

По их юридической природе - материальный и процессуальный;

По субъектам, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, гражданства, граждан и т. д.;

По функциям права -- режим особого регулирования и особой охраны;

По формам выражения - законный и договорный;

По уровню нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральный, региональный, муниципальный и локальный.;

По сфере использования - внутригосударственный и межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и проч.).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность механизма правового регулирования общественных отношений, его элементы и содержание. Правовые методы, способы, типы и режимы правового регулирования. Общие признаки реализации правовых стимулов и ограничений. Акты официального толкования.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2015

    Комплексное рассмотрение вопросов о нормативной и ненормативной системах правового регулирования. Общественные отношения, возникающие при реализации функций механизма правового регулирования. Понятие социального и психологического принципа действия права.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    курсовая работа , добавлен 06.09.2008

    Определение метода административно-правового регулирования. Метод административно-правового регулирования общественных отношений. Метод убеждения. Административно-правовой режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Понятие и предмет правового регулирования, его виды. Особенности диспозитивного, императивного, поощрительного и рекомендательного методов регулирования общественных отношений. Сущность механизма правового регулирования, пути повышения его эффективности.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2010

    Понятие правового регулирования, его механизмы, основные этапы и предъявляемые требования. Взаимодействие элементов правового регулирования общественных отношений с моралью, религией, обычаями. Регулирование органов федеральной службы безопасности.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2011

    Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления. Фактическое поведение субъектов общественных отношений. Понятие механизма административно-правового регулирования, источники административного права.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Методы, способы и типы правового регулирования. Сравнительная характеристика юридической ответственности и иных мер государственного принуждения. Особенности и признаки правового государства. Понятие политического режима. Действие норм права по кругу лиц.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2011

    курсовая работа , добавлен 17.09.2012

    Понятие правовго регулирования. Механизм правового регулирования. Применение права. Правовой режим. Механизм правового регулирования и его предмет. Типы и модели правового регулирования. Модели построения правового материала.

Правовой режим можно определить как совокупность юридических средств, устанавливаемых и обеспечиваемых государством в целях урегулирования конкретных общественных отношений путем ограничения одних и стимулирования других сторон деятельности отдельных субъектов права. Иными словами, правовые режимы «создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права».1

Выделим четыре основных признака правовых режимов:

  • 1) устанавливаются и обеспечиваются государством;
  • 2) имеют целью регулирование конкретных общественных отношений на законодательном уровне;
  • 3) представляют собой специфическую совокупность правовых средств, реализуемых путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей;
  • 4) призваны направлять общественные отношения для удовлетворения интересов отдельных субъектов права посредством стимулирования необходимых сторон их деятельности и ограничения нежелательных.

Правовые режимы можно классифицировать по различным основаниям:

  • - по предмету правового регулирования -- конституционный, административный, трудовой и т. д.;
  • - по юридической природе -- материальные и процессуальные;
  • - по субъектам -- правовой режим для ветеранов, казаков, жертв сталинских репрессий и т. п.;
  • - по форме выражения -- нормативный и договорной.

Эти основания имеют большое значение для воплощения правовых режимов в законодательстве, но во всех случаях они будут отражать природу применения данной категории лишь частично:

в одном -- по методу воздействия на общественные отношения,

в другом -- по статусу субъекта,

в третьем -- по уровню нормативных актов, их устанавливающих, и т. д.

Смысл понятия правовых режимов и способы их применения наиболее полно отражает метод деления категории по соотношению в ней стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. Самыми яркими проявлениями стимулирующего и ограничивающего режимов являются соответственно режим наибольшего благоприятствования (основным признаком выступает развитая система льгот и поощрений) и режим наибольшего неблагоприятствования (в качестве которого можно рассматривать режим чрезвычайного положения). В свою очередь, указанные виды правовых режимов можно разбить на множество подвидов в зависимости от того, какие именно стимулы и ограничения преобладают в них: дозволительный, рекомендательный, льготный, обязывающий, запрещающий и т. д.

В различных отраслях законодательства правовые режимы выделены по-разному: то они непосредственно называются «режимами» (ст. 23 Таможенного кодекса РФ: режимы транзита, экспорта, таможенного склада и т. д.), то их наименования подразумеваются (разделы Земельного кодекса РФ: земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, лесного фонда), то структура текста не показывает наличие конкретного режима, но его смысловое содержание говорит о наличии и здесь правового режима (режим налога на имущество предприятий, режим рабочего времени).

Одна из функций правовых режимов состоит в том, чтобы направлять волю субъекта, ориентируя человека на правомерное поведение, отказ от правонарушений. Следствием такого поведения является либо неприменение наказания, либо фактическое поощрение. Правовой режим, таким образом, обеспечивает устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений. Эта функция проявляется прежде всего в том, что при установлении определенного правового режима законодатель изначально определяет статус интересующего его объекта, затем создает условия его деятельности, подготовив базу развития устанавливаемых отношений, а также обеспечив недопущение поведения, выходящего за рамки предоставляемых полномочий.

Другой функцией правового режима является определение объекта, в отношении которого данный режим устанавливается. Значение этой функции заключается в том, что участники правоотношений получают непосредственное представление об интересующем их предмете. Например, понятие «фашизм», прочно укоренившееся в сознании населения как нечто «ужасное» и «злобное», но не вполне определенное, в российском законодательстве не нашло должного и полного освещения, хотя общественная опасность данного явления чрезвычайно велика.

Третьей функцией можно назвать создание условий для удовлетворения интересов субъекта права путем предоставления гарантий в том, что контрсубъект не будет нарушать его права, а в противном случае понесет наказание.

Безусловно, что при демократизации и декриминализации российского общества, установлении стабильных коммерческо-производственных отношений роль правовых режимов будет сводиться в основном к регламентации деятельности различных субъектов права, к стимулированию общественных отношений, а не к их ограничению, поскольку таковое будет обеспечиваться правосознанием большинства граждан. Для этих целей в правовых режимах должны быть четко определены основные объекты правоотношений, статусы субъектов, действующих в рамках этого режима, пределы их ответственности в случае неправомерного поведения. Важно исключить коллизии между различными правовыми режимами, а сами правовые режимы и их характер (преобладание стимулирующего или ограничивающего) должны соответствовать реальной ситуации в обществе, настроениям населения, для чего необходимо обустройство соответствующих статистических служб на максимально качественном уровне, чтобы законодатель получал реальные социологические анализы и прогнозы. Принятие новых нормативных актов должно строиться не только на привлечении всего материала данной отрасли, но и на обращении к другим отраслям права, в которых, «не изобретая пороха», можно найти готовые и качественные модели правовых режимов, годных к межотраслевому использованию. Правовые режимы должны развиваться в направлении упрощения путем концентрации на поведении, основанном на выборе, уходя таким образом от «занормированности» жизни, поскольку введение обязанности для субъекта неизбежно влечет за собой цепочку санкций за ее невыполнение, серию норм о порядке применения этой санкции.

правовой монархия правление

Правовые режимы можно классифицировать по различным основаниям, в качестве которых могут выступать предмет правового регулирования, содержание деятельности, субъекты, в отношении которых устанавливается правовой режим, сферы распространения, продолжительность действия и другие. Профессор С.С. Алексеев разделял правовые режимы на «общедозволительные иб разрешительные», указывал на жесткие и льготные правовые режимы, о которых ученый писал: «…правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. Именно поэтому при рассмотрении правовых вопросов мы обычно говорим, например, о жестких или льготных правовых режимах».

Другие ученые выделяли стимулирующие и ограничивающие режимы: «В зависимости от доминирующих в правовом режиме средств, он может быть либо стимулирующим, либо ограничивающим. Если первый создает благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, а иногда и сверхблагоприятные (режим наибольшего благоприятствования), то второй - нацелен на их комплексное сдерживание».

Рассмотрев стимулирующие и ограничивающие режимы, ученые дифференцировали их на подвиды: «В свою очередь, правовые режимы стимулирования и правовые режимы ограничения могут подразделяться в зависимости от того, какие стимулы и ограничения в них преобладают. Среди первых можно выделить дозволительный, рекомендательный, льготный и т. П. Режимы, в которых доминируют соответственно дозволения, рекомендации, льготы. Среди вторых - обязывающий, запрещающий, наказывающий и пр.». В качестве примера режима, который складывается из системы поощрений, преференций, льгот и дозволений, можно назвать режим осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны, который установлен федеральным законом от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В статье 2 говорится, что «Особая экономическая зона в Калининградской области (далее - Особая экономическая зона) - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности». Такой режим в границах особой экономической зоны позволяет применять различные виды льгот, которые отсутствуют у хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на остальной территории страны. Тем не менее, данный режим включает и определенные ограничения. В целом установленный законодательством режим осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны позволяет достигнуть баланса интересов государства и хозяйствующих субъектов.

В научном знании существует и традиционная классификация видов правовых режимов по отраслевой принадлежности: выделяют административно-правовые, гражданско-правовые и другие режимы. Отрасли права «обеспечивают специфические юридические режимы правового регулирования», под которыми профессор С.С. Алексеев понимал «особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм». В этой связи профессор С.С. Алексеев писал: «Отраслевой режим - явление сложное по своему строению. Наиболее существенные его черты могут быть охарактеризованы при помощи двух основных компонентов, соответствующих сторонам интеллектуально-волевого содержания права: а) особых приемов регулирования, специфики регулятивных свойств данного образования с волевой стороны его содержания; б) особенностей принципов, общих положений, пронизывающих содержание данной отрасли с интеллектуальной стороны». Ученые справедливо замечали, что «своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом» . Качественные характеристики правовых режимов отдельной отрасли права определяются ее предметом, методом, функциями и задачами. Правовой режим позволяет выявить особенности юридического регулирования определенной сферы отношений, специфику правовых средств.

В публичных отраслях права режимы носят специфический характер в силу доминирования таких способов правового регулирования, как предписания и запреты.

В публичных отраслях выделяют правовой режим чрезвычайного положения, исполнительного производства, режим секретности, режим свободных экономических зон, таможенный режим, правовой режим государственных внебюджетных фондов, налоговый режим и другие. Виды режимов, например, валютные режимы, можно расклассифицировать на подвиды - «режим государственной валютной монополии, т.е. Исключительное право государства на совершение всех валютных сделок.., режим валютного государственного регулирования.., режим свободно конвертируемой валюты».

В комплексных отраслях, например, в предпринимательском праве, основаниями классификации правовых режимов предпринимательства могут быть сферы деятельности (правовой режим строительства), субъектный критерий (правовой режим деятельности юридических лиц) и др. Особые (специальные) режимы предусмотрены в отношении конкретных субъектов предпринимательства.

В гражданском праве правовые режимы используется применительно к конкретным объектам гражданского права. Так, например, профессор И.В. Ершова рассматривает правовой режим имущества как «совокупность требований, которые предъявляются к имуществу при его приобретении, использовании в процессе предпринимательской деятельности, выбытии. Правовой режим отдельных видов имущества означает существование внутри основных правовых форм (собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) особых правил реализации правомочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом в ходе хозяйствования. Правовой режим имущества не следует воспринимать только с позиций распорядительных возможностей субъекта. В хозяйственной деятельности он проявляется в установлении особых правил учета данного имущества, порядка погашения его стоимости, отнесения стоимости имущества на себестоимость выпускаемой продукции, переоценки и др.». Основными элементами правового режима имущества являются: целевое назначение и разрешенное использование; оборотоспособность; права и обязанности собственников и пользователей имущества; охрана и учет имущества.

А.В. Тихомиров, исследовав режимы различных видов имущества и имущественных прав учреждения, выделял режим сметной предписанности и режим распорядительной самостоятельности.

Ученый писал: «Право учреждения на имущество как способ осуществления права государственной и муниципальной собственности определяется режимом этого имущества. Режим имущества учреждения означает режим сохранности поступающего от собственника имущества, какую допускает его употребление в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Такой режим имущества может рассматриваться как режим сметной предписанности». В отношении «режима распорядительной самостоятельности» А.В. Тихомиров указывал: «Право учреждения на имущество как право на хозяйствование с имуществом собственника является правом на хозяйствование с приращенным имуществом, поступающим в собственность публичного субъекта-учредителя. Режим имущества в условиях хозяйствования на его основе определяется эффективностью распоряжения учреждением имуществом в обороте и может рассматриваться как режим распорядительной самостоятельности».

Несмотря на существующее многообразие правовых режимов, всем им свойственны общие признаки: «1) устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством; 2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; 3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; 4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права». Безусловно, правовой режим - это «глубокое, содержательное правовое явление, связывающее воедино целостный комплекс правовых средств в соответствии со способами правового регулирования, его типами». Основное практическое значение и социальная ценность правовых режимов заключаются в том, что, устанавливаемые государством, они регулируют и упорядочивают общественные отношения, обеспечивают осуществление их субъектами своих прав и обязанностей, защиту своих интересов. Можно говорить об относительной статике и динамике института правовых режимов, который сочетает в себе определенное постоянство с развитием, изменением и адаптированием к меняющимся условиям. В виду необходимости совершенствования правового регулирования различных видов общественных отношений, тема правовых режимов постоянно будет требовать к себе пристального внимания ученых и практиков.