По каждому ДТП, произошедшему с ТС, принад­лежащим предприятию, руководитель предприятия проводит служебное расследование. Служебное расследование проводится в соответствии с приказом Министра транспорта РФ от 26.04.90 г. № 49 (прил. 2). Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения ДТП, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, со стороны водителя, а также со стороны инженерно-технических работников предприятия с указанием конкретных виновных должностных лиц. При проведении служебного расследования выясняются все упущения в работе по профилактике аварийности на предприятии. Для этого необходимо проверить:

Соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и (или) грузовых перевозок;

Соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транспортного средства в предшествовавший происшествию период;

Имелись ли до этого у водителя случаи дорожно-транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;

Как организовано на предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства;

Какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозка пассажиров на грузовых автомобилях);

Обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков;

Проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;

Техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем проводилось тех­ническое обслуживание автомобиля, есть ли перепробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на их устранение со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены;

Как в АТП организовано техническое обслуживание (ТО) и ремонт автомобилей, соблюдается ли периодичность ТО автомобилей;

Соблюдается ли порядок стажировки водителей. Служебное расследование проводится руководителем предприятия в срок до 5 суток. Если при ДТП погибло 3 и более человек или пострадало 5 и более человек, то к проведению расследования привлекается представитель вышестоящей организации и срок проведения устанавливается до 7 суток; если при ДТП погибло 7 и более человек или пострадало 15 и более человек, то к проведению расследования привлекаются представители министерства или ведомства и срок его проведения устанавливается до 10 суток.

По окончании служебного расследования комиссия составляет акт (см. прил. 2), в котором указываются:

состав комиссии, дорожные условия в момент ДТП и предшествующие ему, сведения о водителях и ТС, участвующих в ДТП, состояние профилактической работы по предупреждению аварийности на предприятии, указываются также причины ДТП и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки. К акту прилагаются копии материалов, полученных из ГИБДД. Акт направляется в вышестоящую организацию. По результатам служебного рассле­дования на предприятии составляется план мероприятий, направленных на исключение возможности повторения подобных ДТП впредь. Причины ДТП, результаты разбора и принимаемые меры доводятся до трудового коллектива.

Время чтения: 6 минут

В последние годы дорожно–транспортные происшествия стали массовым явлением. Для повышения безопасности движения необходимо анализировать причины и обстоятельства аварий, а также назначать виновникам аварий соответствующие наказания. Именно поэтому очень важна объективная оценка происшествия. Для выяснения всех подробностей разработана методика расследования ДТП – руководство, определяющее порядок действий для получения полной картины события и вынесения заключения по делу.

Что такое ДТП

Дорожно-транспортное происшествие – событие, которое произошло с участием транспортного средства и повлекло серьёзные последствия:

  • повреждение средства передвижения;
  • ущерб для дорожной инфраструктуры (знаки, светофоры, дорожные ограждения) и груза;
  • причинение или .

Как оформляют дорожное происшествие

Первый шаг в оформлении дорожной аварии по всем правилам – составление о ДТП. Именно этот документ становится впоследствии основанием для принятия окончательного решения.

Протокол о ДТП может быть составлен непосредственно на месте аварии или после – в срок, установленный законом. Продолжительность срока зависит от степени повреждений транспорта и тяжести ущерба, нанесённого здоровью пострадавших.

Протокол осмотра места происшествия при ДТП заполняется сотрудником ГИБДД на специальном номерном бланке установленного образца.

В процессе оформления документа сотрудник ГИБДД опрашивает участников инцидента, фиксирует их показания и приобщает к делу. Кроме того, он должен разъяснить водителям их права и обязанности, а также довести до их сведения информацию о том, какой пункт Правил дорожного движения (ПДД) они нарушили.

Заполненный бланк протокола подписывают оба водителя, участвовавшие в ДТП, и каждому из них вручается копия.

Следует помнить, что в случае возникновения разногласий при составлении протокола участники происшествия могут обратиться к юристу.

Подробности оформления аварии изложены в статье « ».

Участникам аварии рекомендуется, со своей стороны, проконтролировать правильность заполнения протокола. Для этого необходимо знать его структуру и основное содержание. Ознакомиться с образцом протокола ДТП лучше заблаговременно.

Как проходит расследование в ГИБДД

Для расследования аварии, кроме протокола составляется схема ДТП, а также . Полный пакет документов передаётся в дежурную часть ГИБДД для регистрации и проведения процедуры разбора происшествия.

То, как происходит разбор ДТП в ГИБДД, зависит от вида происшествия. Согласно степени вины и нанесенного вреда, дело будет рассматриваться дознавателем (в случае административного нарушения) или следователем – в рамках Уголовного кодекса.

Так, для расследования в рамках административного нарушения установлен срок 15 дней после передачи протокола дознавателю. Сроки проведения административного расследования при ДТП могут быть продлены по письменному ходатайству лица, у которого данное дело находится в производстве.

После завершения всех необходимых мероприятий участники дорожного происшествия приглашаются в отделение дорожной инспекции повесткой или по телефону – для проведения процедуры, которая официально называется «группа разбора ДТП».

Что такое группа разбора ДТП? Это мероприятия по выявлению истинных причин аварии с учётом всех факторов в целях определения степени вины каждого участника.

Получив повестку, можно обратиться к юристу и заключить с ним соглашение о ведении дела. Однако этот способ довольно затратный, и водители предпочитают решать подобные дела самостоятельно. В таком случае необходимо знать, как проходит группа разбора ДТП.

По правилам разбора водитель обязан дать показания о происшествии. Они не должны отличаться от его первоначальных показаний на месте события. При этом виновнику ДТП следует знать, что дознаватель обязан разрешить ему ознакомиться с материалами дела и сделать из них выписки (приказ министра внутренних дел РФ № 329 от 1 июня 1993).

Если на процедуру разбора приглашены одновременно все участники происшествия, следует контролировать ситуацию и следить, чтобы показания обеих сторон оценивались объективно.

Отправляясь в автоинспекцию, следует знать некоторые способы, как доказать свою невиновность в процессе группы разбора ДТП:

  1. желательно обеспечить явку свидетелей со своей стороны. Об этом нужно позаботиться заранее: представить письменное заявление об их вызове на разбор в отделение ГИБДД;
  2. при необходимости следует настаивать на проведении , так как дознаватели обычно стараются обойтись без подобных мероприятий

По завершении процедуры разбора выносится постановление, которое должно быть подписано виновником аварии. Через три дня оба участника ДТП могут получить копию постановления (пострадавший водитель – по желанию).

В случае, когда участника ДТП не устраивает решение, принятое дознавателем, он имеет право его в суде или в вышестоящем органе ГИБДД в течение десяти дней.

Расследование на предприятии

Дополнительно к процедуре разбора ДТП в ГИБДД для государственных и частных организаций, а также для индивидуальных предпринимателей предусмотрено проведение служебного расследования ДТП на предприятии по факту аварии с участием принадлежащего им транспорта. В соответствии с Федеральным законом № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 (ред. от 08.06.2015) действует положение о порядке проведения служебного расследования ДТП.

Данное положение является обязательным внутренним нормативным документом, наличие которого проверяют контролирующие органы (УГАДН). Положение определяет порядок проведения служебного расследования на предприятии в целях установления причин ДТП и разработки мероприятий по их устранению.

Служебное расследование на предприятии проводится лицом, ответственным за инциденты с участием транспорта, принадлежащего организации. Срок проведения – 5 дней.

При этом ответственное лицо осуществляет взаимодействие с органами дознания и следствия.

В рамках служебного разбирательства издаётся приказ о создании комиссии по проведению служебного расследования ДТП, который также является внутренним локальным нормативным документом. Комиссия составляет акт служебного расследования, в котором содержатся предварительные выводы по причинам и обстоятельствам дорожного происшествия.

Факт дорожно-транспортного происшествия с участием транспорта, принадлежащего предприятию, фиксируется в « ». Чтобы знать, как правильно вносить в него данные, полезно ознакомиться с образцом журнала регистрации ДТП на предприятии.

Порядок расследования

Мероприятия по расследованию ДТП фактически начинаются сразу же после происшествия – с того момента, когда сообщение о нем поступает в службу ГИБДД. Начальный этап имеет очень большое значение. От того, насколько грамотно будет действовать сотрудник инспекции, как тщательно он проведёт исследование обстоятельств ДТП, зависит итог расследования.

Начальный этап

Действия сотрудников полиции после прибытия на место происшествия зависят от ряда факторов, в число которых входит и установление ситуации ДТП. Возможны три варианта:

  1. водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия;
  2. , оставив транспортное средство;
  3. водитель скрылся на транспортном средстве, и на дороге остались лишь следы аварии.

Для каждого из трёх случаев предусмотрены разные первоначальные мероприятия при расследовании ДТП. Так, в ситуации, когда водитель и транспорт находятся на месте, сотрудник ГИБДД:

  • осматривает место происшествия и транспортное средство;
  • проводит освидетельствование водителей и потерпевших;
  • проводит опрос всех участников и свидетелей;
  • назначает медицинскую экспертизу для пострадавших.

На начальном этапе расследования определяется также и криминалистический характер ДТП и, соответственно, вид ответственности, которую будет нести виновник аварии. Прежде всего необходимо определить, есть ли пострадавшие в ДТП.

Порядок расследования ДТП с пострадавшими определяется по степени тяжести ущерба жизни и здоровью.

В Уголовном кодексе РФ происшествия с тяжкими последствиями для жизни и здоровья людей квалифицируются как «дорожно-транспортные преступления», виновники которых несут уголовную ответственность.

Остальные виды ДТП не рассматриваются как преступления и подлежат административной ответственности.

Об ответственности за ДТП, в результате которого нанесён ущерб здоровью людей, узнаете из статьи « ».

Следующий важный момент на начальном этапе расследования – установление причинно-следственной связи при ДТП. Принято считать, что его причиной является нарушение правил дорожного движения. Соответственно, ДТП является следствием этого нарушения.

Однако не всякое нарушение ДТП становится причиной аварии. Например, если водитель совершил поворот в неположенном месте, но этот манёвр не привёл к ДТП, причинно-следственная связь отсутствует. Следовательно, о наличии причинно-следственной связи можно говорить только тогда, когда имеет место дорожно-транспортное происшествие в результате нарушения ПДД.

Последующие этапы

По завершении начального этапа проводится непосредственно само расследование. Во многих случаях осуществить его невозможно без судебной автотехнической экспертизы, которая проводится по трём направлениям:

  • экспертиза обстоятельств ДТП;
  • экспертиза технического состояния транспортных средств;
  • экспертиза следов на транспортном средстве и месте ДТП.

Таким образом устанавливается действительный виновник аварии и её причины. Расследование и экспертиза ДТП могут понадобиться и при , например, для доказательства, что повреждения на машине являются результатом данного происшествия, а не предыдущего.

Сроки проведения экспертизы – 10 дней, но, как правило, она растягивается на месяцы. В таких случаях водителю придётся проявить настойчивость

В число экспертных мероприятий входит следственный эксперимент для определения видимости в условиях ДТП. Проводится он на месте происшествия. В случае, если ДТП произошло в сложных погодных условиях (снег, дождь, туман), его проводят сразу же по прибытии сотрудников автоинспекции, так как впоследствии воспроизвести такую же видимость будет невозможно. В остальных случаях эксперимент можно провести позже, но условия должны быть максимально приближены к реальным.

В ходе следственного эксперимента определяются как общая видимость, так и конкретная видимость отдельного предмета. Это процедура является обязательной при проведении экспертизы.

Общая видимость при ДТП определяется для каждой аварии, которая произошла в ночное время, так как по величине общей видимости
определяется, мог ли водитель обеспечить безопасность движения в данных дорожных условиях.

Установление конкретной видимости при ДТП проводится для тех же случаев, но здесь экспертов интересует, насколько водитель мог зрительно различить определённый предмет или объект.

При составлении заключения после проведения экспертизы и расследования в целом следует учитывать особенности расследования ДТП, которые условно делятся на общие и индивидуальные.

Общие особенности типичны для всех видов происшествий. Это мероприятия по поиску, сбору и фиксации вещественных доказательств, а также применение сотрудником ГИБДД знаний о технических особенностях транспортного средства и знания Правил дорожного движения. Индивидуальные особенности очень многообразны и зависят от вида и условий совершения ДТП.

Трудности в расследовании

Проблемы расследования ДТП появляются довольно часто. И главная из них – спорные ситуации. Чтобы вынесение решения в таких случаях не затягивалось, в помощь водителям и сотрудникам ГИБДД разработан специальный справочник «Правила разбора типовых ДТП». На его основе проводится расследование спорных ситуаций при ДТП и устанавливается виновник происшествия.

Заключительный этап расследования

На последнем этапе расследования подводятся итоги и принимается судебное решение. Решение суда можно обжаловать в течение десяти дней.

Нужен ли адвокат по ДТП: Видео

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Положения о порядке проведения
служебного расследования дорожно-транспортных
происшествий

В целях дальнейшего совершенствования работы по профилактике аварийности и повышения качества служебного расследования обстоятельств и причин дорожно-транспортных происшествий

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий.

2. Руководителям главных управлений и отделов центрального аппарата Министерства, территориальных производственных объединений автомобильного транспорта, автотранспортных предприятий и других организаций, непосредственно подчиненных Министерству, обеспечить изучение и неукоснительное исполнение указанного Положения.

3. Считать утратившими силу Положение о порядке служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий и Методические указания по служебному расследованию дорожно-транспортных происшествий , утвержденные приказом Министерства от 05.08.75 N 13 "Об утверждении Инструкции по предупреждению дорожно-транспортных происшествий" .

Министр Ю.С.Сухин

Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в организациях и учреждениях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

1.2. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

1.3. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:

Обстоятельства, предшествующие происшествию;

Причины происшествия;

Влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно-транспортного происшествия;

Последствия происшествия;

Лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);

Недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации), способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.

1.4. Служебное расследование проводится:

Руководителем автотранспортного предприятия (организации) всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток;

Руководителем территориального производственного объединения - дорожно-транспортных происшествий, при которых погибло 3 и более человек и пострадало 5 и более человек, в срок до 7 суток;

Руководителем Министерства, а также начальниками: Отдела по безопасности движения, главных управлений по транспортному обслуживанию населения и(или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от транспорта, участвующего в происшествии), Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей (в случае технической неисправности транспортного средства) - дорожно-транспортных происшествий с гибелью 7 человек и более или пострадавшими 15 человек и более в срок до 10 суток.

1.5. Служебное расследование должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия и организации, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников предприятия автомобильного транспорта - с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия.

1.6. Выводы служебного расследования в отношении виновности водителя носят предварительный характер.

Материалы служебного расследования могут быть использованы автотранспортными предприятиями (организациями), территориальными производственными объединениями при защите интересов водителя в следственном и судебном разбирательстве.

2. Передача информации о дорожно-транспортном происшествии и действия работников автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, министерства при получении этой информации

2.1. Водители предприятий Министерства, в случае участия в дорожно-транспортном происшествии, обязаны без промедления сообщать об этом в ГАИ и дежурному работнику автотранспортного предприятия.

2.2. При невозможности сообщения о дорожно-транспортном происшествии в свое предприятие, водитель сообщает о нем руководителю ближайшего транспортного предприятия или территориального производственного объединения Минавтотранса РСФСР, который обязан оказать необходимую помощь пострадавшим, обеспечить охрану груза и принять меры к немедленной передаче информации по факту дорожно-транспортного происшествия в Отдел по безопасности движения Министерства по месту дислокации транспорта.

2.3. Информация о дорожно-транспортном происшествии в предприятие поступает от ГАИ, дорожно-эксплуатационных и других организаций и лиц. При получении информации о дорожно-транспортном происшествии не от ГАИ, последняя немедленно ставится об этом в известность.

2.4. Дежурный или иной работник предприятия, получив информацию о дорожно-транспортном происшествии, докладывает об этом руководителю или его заместителю.

2.5. Руководитель предприятия, установив, что последствием происшествия явились телесные повреждения или гибель людей, немедленно докладывает об этом руководителю вышестоящей организации, ГАИ, а при травмах или гибели работников предприятия автомобильного транспорта - также и техническому инспектору труда ЦК профсоюза и в Центральный комитет профсоюза.

При отсутствии в автономной республике, крае, области технического инспектора труда ЦК профсоюза сообщение о дорожно-транспортном происшествии направляется в отдел охраны труда Совета профсоюзов.

2.6. Руководитель территориального производственного объединения после получения и уточнения сведений о ДТП, в котором пострадал хотя бы один человек (независимо от виновности в ДТП), передает по телетайпу сведения о нем в Отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР в течение 12 часов.

Если в происшествии пострадало 5 и более человек, руководитель территориального производственного объединения передает сведения о нем немедленно по телефону в Отдел по безопасности движения, в главные управления по транспортному обслуживанию населения и(или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от типа транспортного средства, участвовавшего в происшествии), краевой (областной) комитет профсоюза, а в случае технической неисправности транспортного средства - также в Главное управление технического перевооружения и межотраслевых связей.

В нерабочее время информация передается ответственному дежурному по Министерству по телефону. После уточнения обстоятельств происшествия информация подтверждается по телетайпу.

Отдел по безопасности движения Министерства немедленно информирует о происшествии Отдел охраны труда ЦК профсоюза.

2.7. Телетайпное сообщение должно содержать ответы на следующие вопросы:

дата, время, место и вид происшествия;

модели, номерные знаки и принадлежность транспортных средств, участвовавших в происшествии;

вид перевозок (при пассажирских перевозках указать количество перевозимых пассажиров в автобусе);

обстоятельства и предварительно установленные причины происшествия;

последствия происшествия;

фамилия водителя(ей), его возраст, общий водительский стаж работы в АТП и на данном типе транспортного средства, состояние здоровья, на каком часу работы произошло происшествие;

дорожные условия на месте совершения ДТП: ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, погодные условия, обустроенность дороги;

сведения о техническом состоянии транспортного(ых) средства;

фамилия и должность руководителя(ей) объединения, выехавшего на место совершения ДТП.

2.8. Начальник автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, Отдела по безопасности движения, Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей, получив сообщение о дорожно-транспортном происшествии, по которому ими должно проводиться служебное расследование (см. п.1.4), немедленно выезжают на место совершения происшествия, а также оказывают необходимое содействие в прибытии на место происшествия представителей следственных органов и лиц, участвующих в расследовании.

2.9. Руководитель министерства, территориального производственного объединения, организации, автотранспортного предприятия, который проводит служебное расследование, создает комиссию, привлекая к работе в ней необходимых должностных лиц и специалистов.

2.10. Оценка влияния дорожных факторов (ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, обустроенность дороги и т.д.) при расследовании дорожно-транспортных происшествий должна производиться представителями автотранспортных организаций с участием представителей дорожных организаций и органов ГАИ.

2.11. Руководитель службы безопасности движения территориального объединения при поступлении к нему информации о дорожно-транспортном происшествии с участием транспорта Министерства и не принадлежащего объединению обязан сообщить об этом в Отдел по безопасности движения Министерства и по месту дислокаций транспорта, до прибытия представителя владельца транспортного средства принимает участие в расследовании происшествия.

3. Действия работников автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, министерства при служебном расследовании дорожно-транспортного происшествия

3.1. Должностные лица, прибывшие на место происшествия раньше работников ГАИ, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению "вторичных происшествий"* и выявлению очевидцев происшествия.

* Сноски в оригинале нет.

3.2. Должностные лица, производящие служебное расследование, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:

Осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;

Уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.

Установить:

Дату и точное время (местное) происшествия;

Место происшествия;

в городе - улица, район;

Модель и номерной знак транспортного средства;

Число погибших и раненых (в том числе водителей, пешеходов, пассажиров);

Техническое состояние транспортного средства;

Характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза;

Кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж работы в данном автотранспортном предприятии, на данном транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях-участниках происшествия);

Состояние водителя: здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача);

На каком часу работы водителя произошло происшествие;

Цель поездки;

Вид перевозок: международные, междугородные, городские, пригородные;

По назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;

Вид дорожно-транспортного происшествия;

Погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);

Освещенность: темное, светлое время суток, сумерки;

Дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);

Ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно-транспортного происшествия и снять с них копии;

Зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участвующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомобиля и принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места происшествия;

Осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортного средства, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз или билетно-учетный лист.

3.3. При анализе происшествия необходимо:

Выяснить обстоятельства и очевидные причины происшествия;

Выяснить все нарушения, повлекшие за собой происшествие и причины, способствовавшие его возникновению. В отношении водителя, находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить, при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе, кто из должностных лиц проверял его состояние перед выездом на линию, исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в автотранспортном предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии;

Оценить:

Действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;

Дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;

Имеется ли причинная связь между возникновением происшествия и упущениями в работе по безопасности движения (при их наличии в предприятии).

3.4. При совершении дорожно-транспортного происшествия водителем автобуса межобластного или межреспубликанского маршрута, в результате которого пассажир получил травму или погиб, руководитель предприятия обязан составить акт по установленной форме (приложение) и вручить его пассажиру или наследникам для получения страховой суммы в органах государственного страхования в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1982 года.

4. Основные вопросы, подлежащие выяснению при проверке организации работы по безопасности движения в предприятии (организации)

Для установления связи между причинами возникновения дорожно-транспортного происшествия и упущениями в работе по профилактике аварийности в предприятии, объединении, организации лица, проводящие служебное расследование, должны установить: в результате каких нарушений требований правил, инструкций, приказов возникло происшествие и конкретные нарушения каждого из должностных лиц (если таковые имеются). Для этого необходимо проверить:

Соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и(или) грузовых перевозок;

Соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транспортного средства в предшествовавший происшествию период;

Имелись ли до этого у водителя случаи дорожно-транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;

Как организовано в предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства;

Какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозки пассажиров на грузовых автомобилях);

Обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков;

Проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;

Техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем проводилось техническое обслуживание автомобиля, есть ли перепробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на устранение каких-либо дефектов со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены;

Как в автопредприятии организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Соблюдается ли периодичность технического обслуживания автомобилей;

Как работает в автопредприятии квалифицированная комиссия;

Соблюдается ли порядок стажировки водителей.

Кроме того, совместно с профкомом предприятия необходимо проверить работу комиссии общественного контроля за безопасность движения и комиссии по борьбе с пьянством.

5. Порядок оформления результатов служебного расследования дорожно-транспортных происшествий (составление и представление акта служебного расследования)

5.1. По окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который направляется в организации, участвующие в проведении служебного расследования, также по подчиненности:

В территориальное производственное объединение автомобильного транспорта по всем происшествиям с пострадавшими;

В Отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР по дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибло 5 и более человек и пострадало 10 и более человек;

При необходимости акт служебного расследования происшествия направляется органам следствия в комитеты народного контроля и т.д.

5.2. Акт, как правило, должен состоять из следующих основных разделов.

В первом разделе указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, их принадлежность, вид перевозок, фамилия, имя, отчество водителя, место происшествия, обстоятельства происшествия и его последствия.

Во втором разделе акта "Условия, предшествующие происшествию" указываются действия водителя до момента происшествия. Кто и в какое время выпустил его в рейс, проходил ли он медосмотр, соблюдался ли скоростной режим и маршрут движения и др.

Третий раздел акта "Сведения о дорожных условиях" должен содержать данные о ширине дороги, обочин, покрытии, их дефектах, условиях видимости в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, а также наличии недостатков в обустройстве, оборудовании дороги и несоответствии дорожных элементов требованиям СНиПа (если такое имеется).

В четвертом разделе "Сведения о водителе" указывается возраст водителя, классность, разрешающие отметки, стаж работы водителем и в данном АТП, какое время работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку, его состояние здоровья в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания от администрации и ГАИ (если были, за что), участвовал ли ранее в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.

В пятом разделе "Сведения о транспортном(ых) средстве(ах)" отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средства, участвовавшего в происшествии, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, пробег общий и после ТО-2 с указанием времени его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве(ах), участвовавшем в происшествии.

В шестом разделе "Состояние профилактической работы по безопасности движения" дается оценка работы, проводимой в целях предотвращения дорожно-транспортного происшествия и указываются выявленные в процессе проверки недостатки.

В седьмом разделе "Заключение" или "Выводы" указываются причины происшествия, по мнению комиссии, и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки.

К акту прилагаются:

копия протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия и осмотра транспорта;

копия схемы дорожно-транспортного происшествия;

объяснения водителей и должностных лиц предприятия, организации с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства дорожно-транспортного происшествия;

список погибших и пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных.

6. Разбор дорожно-транспортного происшествия в автотранспортном предприятии (организации), территориальном производственном объединении

6.1. Руководитель автотранспортного предприятия (организации) при возникновении происшествия с пострадавшими, с участием общественных организаций в пятисуточный срок проводит разбор причин и обстоятельств, способствовавших его возникновению.

Причины происшествия, результаты разбора и принимаемые меры доводятся до трудового коллектива.

6.2. Руководитель территориального производственного объединения по каждому происшествию, при котором погибло 3 или пострадало 5 и более человек, с участием общественности, представителей ГАИ, причастных и подведомственных ему организаций проводит в семидневный срок разбор причин и обстоятельств, способствовавших возникновению происшествия, а также разрабатывает мероприятия по предотвращению происшествий.

Результаты разбора и принятые меры доводятся до трудовых коллективов подведомственных предприятий.

Приложение. Акт N о несчастном случае с пассажиром на автотранспорте

Приложение

Место углового Только для органов Госстраха (составляется в

штампа двух экземплярах: первый экземпляр высылается
автотранспортного (выдается) на руки пассажиру или его наследникам,
предприятия второй остается в автотранспортном предприятии,
автовокзале, автостанции)

Акт N
о несчастном случае с пассажиром на автотранспорте

1. Настоящим подтверждается, что гр.

(фамилия, имя, отчество пострадавшего пассажира)

"___"____________19___года ______час.______мин.

при посадке в автобус_______________________________________________
(государственный номер)

во время поездки автобусом,

следовавшим по маршруту__________, получил(а) травму,

(город) погиб

при следующих обстоятельствах:______________________________________
(краткое описание обстоятельств получения пассажиром травмы, гибели)

2. Расследование обстоятельств данного несчастного случая
(дорожно-транспортного происшествия) велось
____________________________________________________________________
(наименование следственного органа)

"___"____________19___года Начальник автотранспортного
предприятия, автовокзала,
автостанции

М.П. _____________________________
(подпись)

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра Председатель ЦК профсоюза
внутренних дел РСФСР рабочих автомобильного
Ф.Ф.Семилетов транспорта и шоссейных дорог
22 марта 1990 года А.А.Пузин
7 августа 1989 года

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Зам.председателя Заместитель Министра
Госстраха СССР автомобильных дорог РСФСР
А.М.Морозов Н.И.Голованов
7 августа 1989 года 15 августа 1989 года

Текст документа сверен по:
Сб. норм.-прав. матер. по
обесп. безоп. дор. движ.
на авт. трансп. Ч., 1990

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя статья посвящена не очень приятной, но очень нужной теме в жизни специалиста по БДД – расследованию дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП).

Немного поясню, почему эта тема не очень приятна для специалиста по БДД. Служба организована, профилактикой занимаемся регулярно – все идет, «как по маслу», все довольны и собой, и своей работой. Но в один прекрасный момент мы получаем информацию о произошедшем с автомобилем вашей организации ДТП. В этот момент в голове крутится много вопросов: как так? В чем причина? Почему? Где недоработка в профилактической работе? Что нужно делать, чтобы этого больше не произошло?

Закон (196-ФЗ) обязывает нас, специалистов, «анализировать и устранять причины ДТП». Но чтобы «анализировать и устранять», нужно провести его всестороннее расследование.

Расследование начинается на месте ДТП. Необходимо собрать максимум информации о данном происшествии. Можете поверить моему опыту: в зависимости от увиденного не только у начинающего специалиста по БДД, но даже у «видавшего виды» волосы на голове встают дыбом. Начинается мандраж до такой степени, что тут же забываешь, зачем приехал.

Поэтому, приехав на место, не стоит судорожно бегать, пытаясь поговорить со всеми участниками ДТП, выяснить какие-то детали происшествия, что-то запомнить. Как говорится, «тупой карандаш лучше острой памяти». Поэтому все, что увидели, все, что узнали, необходимо записать на бумагу ту информацию, которая в дальнейшем пригодится при расследовании.

А чтобы облегчить сбор информации о ДТП, предлагаю . Она разработана мной (для собственного пользования), но, как показала практика, бланк очень удобен. Писанины в нем минимум, зато излагается самая суть. Можете свободно скачивать бланк, использовать его в работе при расследовании.

Первая страница карточки не вызывает никаких вопросов, все интуитивно понятно. Но к заполнению оборотной стороны нужно отнестись серьезно. От грамотного составления схемы ДТП зависит правильная оценка действий его участников. Желательно поговорить со всеми участниками происшествия, выяснить детали происшествия, изложить их в разделе «Подробные обстоятельства ДТП».

Кроме сбора информации, относящейся к ДТП, нужно сделать максимальное количество фотографий. Что нужно снять: расположение транспортных средств на проезжей части; повреждения, неповрежденные части транспортных средств-участников ДТП; расположение относительно линий разметки, дорожных знаков; следы торможения; осыпи грязи или снега с транспортных средств, ближе-дальше; общий вид всех транспортных средств, участвовавших в ДТП; не забыть, чтобы в кадр попали регистрационные знаки транспортных средств-участников происшествия и т. п..

При сложных, с точки зрения расследования, ДТП нужно проводить видеосъемку. В дальнейшем может оказаться так, что незначительная с виду фотография может потом оказать помощь при разборе дорожного происшествия в органах ГИБДД или суде. На ней могут быть зафиксированы определенные доказательства невиновности (или вины) водителя вашего предприятия.

На месте аварии также будут работать и сотрудники ГИБДД, которые тоже будут составлять схему ДТП, опрашивать его участников, составлять Протоколы осмотра и т. п. Советую вам лично присутствовать при составлении Схемы ДТП сотрудниками ГИБДД, чтобы вы могли проверить правильность ее составления. Второй участник дорожного происшествия может быть их знакомым, рулетка у них может начинаться не с «нуля» и т. д.

Если что-либо для вас будет не ясно в их Схеме, нужно потребовать исправить неточности. Только после этого разрешаете водителю вашего предприятия расписываться в ней.

Если самостоятельное передвижение автомобиля вашего предприятия невозможно, нужно организовать либо техническую помощь по устранению неисправностей, либо буксировку на место дислокации автомобиля (база, гараж) с соблюдением установленных ПДД требований при буксировке.

Следующий этап расследования — сбор документации, составленной сотрудниками ГИБДД на месте аварии. Для этого составляется письмо на имя начальника ГИБДД с просьбой предоставить копии документов по дорожному происшествию, мотивируя тем, что данные документы необходимы для внутреннего расследования и проведения профилактической работы с водительским составом.

Когда собрана необходимая документация (как составленная вами, так и сотрудниками ГИБДД) приступают непосредственно к расследованию ДТП. Для этого нужно проанализировать действия каждого из участников в момент, предшествующий ДТП, оценить эти действия с точки зрения соблюдения Правил дорожного движения, сделать выводы относительно причин, способствовавших дорожному происшествию, и вынести заключение о виновности того или иного участника аварии.

Результаты расследования должны быть оформлены Актом служебного расследования, который составляется комиссионно, подписывается членами комиссии. Пример оформления Акта вы можете посмотреть

Не стоит предвзято относиться к оформлению Акта расследования, т. к. в определенных случаях (когда имели место тяжелые последствия или у работников ГИБДД вызывает сомнение определение степени виновности участников) ваш Акт могут потребовать органы следствия.

Акт расследования может послужить серьезным аргументом, доказывающим невиновность водителя вашего предприятия. Сотрудники ГИБДД могут не заметить каких-либо доказательств, деталей, а вы в ходе своего расследования их обнаружите.

Но не стоит откладывать расследование надолго. Срок расследования всех дорожно-транспортных происшествий, произошедших с принадлежащими предприятию (ИП) транспортными средствами, установленный законодательством, составляет не более 5 суток.

На сегодня всё. До новых встреч. Комментируйте. Задавайте вопросы.

У многих предприятий на балансе находится собственный автотранспорт. И вот один из автомобилей попадает в аварию.

В этом случае необходимо провести служебное расследование ДТП. Его назначение – установить объективную картину происшествия и степень вины в нем водителя предприятия.

В этой статье:

Служебное расследование ДТП на предприятии

Оно должно быть проведено в течение 5 дней с момента аварии. В исключительных случаях (наличие жертв или большого числа пострадавших) служебное расследование по факту ДТП растягивается на более продолжительное время.

Для того чтобы началась работа по установлению причин аварии должен быть издан приказ о служебном расследовании ДТП. Им назначается комиссия и устанавливается срок ее работы.

Цель служебного расследования ДТП состоит в том, чтобы выявить причины и условия, способствовавшие возникновению аварии.

Если выяснится, что виновником происшедшего является водитель, то результаты работы комиссии лягут в основу привлечения работника к материальной ответственности.

При этом проведение служебного расследования не заменяет собой работу правоохранительных органов и иных структур, призванных разобраться в причинах аварии.

Порядок проведения служебного расследования ДТП

Работа комиссии начинается с непосредственного изучения места происшествия. На данном этапе фиксируются все детали, с помощью которых можно воссоздать достоверную картину ДТП.

При выяснении обстоятельств события допускается опрос иных водителей, фотосъемка, составление схем и т.д. Комиссия вправе запросить и материалы от правоохранительных органов.

Затем анализируются обстоятельства возникновения ДТП. Здесь анализируются состояние водителя на момент аварии, погодные условия и дорожная обстановка, техническая исправность автомобиля, соблюдение всеми участниками происшествия правил дорожного движения.

Кроме того, во время служебного расследования устанавливаются и общее состояние транспортного хозяйства на предприятии. Комиссия проверяет, соблюдаются ли водителями должностные инструкции и трудовая дисциплина.

В завершении своей работы, комиссия должна выработать рекомендации для снижения риска возникновения ДТП в будущем.

Акт служебного расследования ДТП

По окончании работы комиссии ее выводы оформляются актом служебного расследования. Условно этот акт состоит из пяти частей. Вначале следует общая информация о составе комиссии, участниках ДП, количестве пострадавших и причиненном ущербе.

После этого в акте делается акцент на дорожной обстановке. Здесь описываются состояние дороги, погодные условия, наличие разметки и дорожных знаков.

Должен быть в акте и блок, посвященный техническому состоянию машины. Здесь указываются сведения об ее исправности (неисправности), дате последнего техосмотра и т.д.

Завершают акт выводы комиссии относительно лиц, виновных в ДТП. Итоговый документ может содержать и приложения. К их числу относятся схема ДТП, пояснения водителей и иных участников аварии, рекомендации комиссии по предотвращению подобных инцидентов в будущем.