Мы можем произвести оценку стоимости сервитута всего по одному из перечисленных ниже документов!

  1. Реквизиты юридического лица или паспорт заказчика оценки.

На земельный участок

  1. Документ-основание приобретения права на участок, указанный в свидетельстве о регистрации права.*
  2. Кадастровый паспорт или выписка из кадастрового паспорта.

* Это может быть договор купли-продажи, договор о разделе участка земли, договор дарения и т. п.

На здание/помещение

  1. Свидетельство о государственной регистрации права.
  2. Документ-основание приобретения права на объект, указанный в свидетельстве о регистрации права.**
  3. Технический паспорт (или выписка из технического паспорта) БТИ, включая экспликацию и поэтажный план.

** Это может быть договор купли-продажи, договор строительства, акт завершения строительства и ввода в эксплуатацию и т. п.

Для определения стоимости сервитута достаточно предоставить обычные копии документов или выслать сканированные страницы по электронной почте.

Остались вопросы? Свяжитесь с нами!

Какие факторы влияют на стоимость сервитута и его соразмерную плату?

При образовании сервитута собственник земельного участка или помещения, на который он накладывается, несет убытки. Для определения понесенных собственником убытков и оценки обременения оценщиками учитываются факторы, прямым и косвенным образом влияющие на соразмерную плату за пользование сервитутом, а именно:

  • доля земельного участка или помещения, обремененная сервитутом;
  • степень ограничения пользования объектом, на который накладывается сервитут;
  • интенсивность использования объекта с сервитутом;
  • степень влияния на распоряжение объекта, на который накладывается обременение;
  • расходы на содержание объекта;
  • дополнительные расходы, возникшие в результате наложения сервитута;
  • рыночная стоимость земельного участка;
  • размер упущенной выгоды в связи с наложением сервитута.

Оценка платы за сервитут производится, прежде всего, путем расчета величины ущерба, нанесенного владельцу объекта недвижимости, величины упущенной выгоды и убытков.

Цель проведения оценки – установление рыночной стоимости на момент экспертизы по принятым методикам и стандартам.

Отчет об оценке земельного участка составляется в письменном виде. Если он составлен грамотно и профессионально, то его можно приобщать при необходимости к судебным разбирательствам. Документ имеет юридическую силу.

Перед составлением отчета должно быть сформулировано задание, в котором указывается объект предстоящей оценки и цель проведения экспертизы.

Проводится оценочная экспертиза по следующим причинам:

  • для установления точной стоимости земельного участка при оформлении купли-продажи;
  • для оформления завещания или дарственной, чтобы наиболее точно определить выплачиваемый налог;
  • для сдачи земли в аренду, для расчета величины арендной платы;
  • для раздела имущества при разводе;
  • при взятии кредита для предоставления залоговой стоимости земельной территории;
  • при оспаривании кадастровой стоимости с целью уменьшения величины начисляемого налога на землю.

Кто составляет?

Право на проведение экспертизы земельного участка получает специалист, который должен иметь определенную подготовку и образование. Только человек, обладающий специальными знаниями и методами, способен провести грамотную оценку, а затем составить отчет. Отчет должен быть оформлен по правилам в соответствии с действующим законодательством.

Оценщик должен состоять в одной из саморегулируемых организаций оценщиков и иметь сертификат. Проводить работу по установлению цены специалист может как самостоятельно, так и в рамках фирмы согласно статье 4 ФЗ №135.

Оценщик имеет право, по своему усмотрению, выбирать способ оценки и требовать предоставления документации необходимой для работы. Он должен быть независимым (статья 16 ФЗ №135).

Справка: заказывать оценочный документ может не только собственник земельного участка, но и любое заинтересованное в этом лицо. Например, потенциальный покупатель или арендатор.

Основанием для проведения экспертизы должен быть договор, заключенный в письменной форме (статья 10 ФЗ №135).

Стоимость процедуры

Стоимость проведения и составление отчета оценивания земельного участка определяется множеством показателей. Она зависит от месторасположения земли, площади и цели, под которую проводится оценка. Процедура занимает от 1 до 10 дней.
Например, для дачного участка оценка обойдется в сумму, начиная от 5000 рублей, для оспаривания кадастровой стоимости от 20000 рублей.

Описание отчета

В статье 11 ФЗ 135 расписаны основные требования, выдвигаемые к отчету. Он должен однозначно характеризовать оцениваемый объект.

В отчет должны быть включены следующие разделы:


Оценка сервитута

Оценка сервитута производится для возможности определения правильной оплаты за пользование чужим земельным участком в случае разрешения споров через суд.
На это влияют следующие факторы:

  • расчет стоимости убытков от применения сервитута из-за ограничения пользования территорией;
  • расчет упущенной выгоды, то есть стоимость того, если бы владелец предоставлял участок в аренду.

Формула для определения стоимости оплаты за пользование ограничением:


Все расчеты должны быть оформлены в виде отчета в письменной форме.

Отчет об оценке сервитута земельного участка состоит из следующих разделов:

  1. общая характеристика: кто является оценщиком и заказчиком, для каких целей проводится экспертиза;
  2. указываются стандарты и нормативы, по которым производится оценка;
  3. описание методов определения стоимости сервитута;
  4. характеристика объекта обременения, указание размеров, периода установления сервитута;
  5. результирующая часть.

К отчету прилагаются схемы с указанием границ обременения и расчеты стоимости.

Оценка аренды земельного участка

Данная оценка проводится для установления более точной величины арендной платы. Она зависит от экономической выгоды использования земельной территории:


Немалую роль в оценке стоимости играют и условия, на которых заключается арендный договор. Отчет по оценке аренды земельного участка предоставляется специалистами-оценщиками аналогично отчету о стоимости земли. Только в разделе Задание для оценки цель установления стоимости определяется как Аренда.

Обратите внимание: в отчете также дается характеристика объекта, предоставляются данные оценщика и заказчика, расписываются используемые методы для проведения экспертизы, выполняемые работы. Прикладывается схема района, где располагается участок, и его краткая характеристика. В конце отчета предоставляется список используемых документов.

Отчет составляется в письменном виде. Его копия сохраняется у оценщика.

Заключение

Для установления рыночной стоимости земельного участка нужна независимая оценка земельного участка и отчет по ней. Результаты оценки земли вносятся письменный отчет, который предоставляется заказчику.

Его можно использовать при разрешении спорных вопросов: для оспаривания установленной кадастровой стоимости земли, для уточнения продажной цены или для определения платы за сервитут или аренду.

1. Цель установления сервитута

Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний (прилегающий) земельный участок или иной объект недвижимости, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, строительства, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Условия установления: когда это является единственным способом обеспечения необходимых потребностей собственника недвижимости, не создает существенных неудобств для собственника земли.

2. Стороны, которые вправе требовать установления сервитута

С требованием об установлении вправе обратиться собственник земли либо иного объекта недвижимого имущества, а также требовать установления сервитута могут обладатели земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования.

Лица, использующие недвижимое имущество на основании иных (арендных и т.п.) прав не вправе требовать его установления. Их права на проход/проезд защищаются иным способом (иск об устранении препятствий пользования).

3. Обременение недвижимого имущества сервитутом

Этот процесс осуществляется следующим образом:

  • правообладатель земельного участка (объекта капитального строительства), предложить собственнику обременяемого объекта заключить соответствующее соглашение (возможна и обратная ситуация, когда собственник обременяемого объекта сам предлагает заключить соглашение об установлении такого обременения;
  • условия соглашения: собственник обременяемого недвижимого имущества обязуется за плату предоставить данное имущество для указанных нужд правообладателя соседнего земельного участка или объекта недвижимости. Такое соглашение должно содержать условия о сфере действия сервитута, размере платы за сервитут, правах и обязанностях сторон и др. С момента регистрации указанного соглашения в ЕГРП сервитут считается установленным, а соглашение о его установлении — вступившим в законную силу.

Если правообладатель (или кто либо из сторон, например, собственник объекта капитального строения) отказывается подписывать отдельное соглашение, или у сторон возникли какие-либо непреодолимые разногласия по согласованию и заключению соглашения об установлении такого обременения, дальнейший спор разрешается в судебном порядке.

После вступления в законную силу решения суда об установлении сервитута, право ограниченного пользования земельным участком или иным недвижимым имуществом, подлежит регистрации в ЕГРП на основании вынесенного судебного акта.

4. Плата за сервитут. Оценка размера платы за установление сервитута

В соответствии с п. 5 ст. 274 ГК РФ и п. 6 ст. 23 ЗК РФ собственник земли, с подобным обременением, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых оно установлено, если иное не предусмотрено федеральным законом

5. Прекращение сервитута

Как правило серв-тут устанавливается бессрочно (законом допускается и его установление на определенный срок). Право ограниченного пользования прекращается по истечению установленного соглашением срока.

Основания прекращения:

  • по соглашению собственников имущества;
  • при отпадении обстоятельств, являвшихся причиной установления сервитута по требованию любого из собственников имущества;
  • по требованию собственника земельного участка, если земельный участок (объект недвижимости) в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением.

6. Иск об установлении сервитута: особенности

Спор между правообладателями земельных участков иных объектов недвижимости, который препятствует подписанию отдельного соглашения, разрешается в суде, в результате чего, спорное обременение устанавливается в судебном порядке. В ходе судебного разбирательства лицо, обратившемуся с требованиями об установлении обременения (истец), должен доказать невозможность удовлетворения его потребностей иным образом, кроме как путем наделения его ограниченным правом пользования чужим земельных участком (объектом недвижимости).

При рассмотрении судебного спора, суд не связан доводами сторон об условиях данного обременения, поэтому суд вправе самостоятельно определить оптимальные условия для него, в том числе маршрут проезда и прохода, который бы не только соответствовал интересам истца, но и был бы наименее обременительным для собственника земли. По отдельным вопросам определения соразмерной платы, суд может назначить экспертизу.

7. Защита прав собственника, чье недвижимое имущество обременятся сервитутом

Случаются ситуации, когда правообладатели недвижимого имущества злоупотребляют своим правом на установление сервитута стараясь заключить такое соглашение по заниженной цене или осуществляют иные действия на невыгодных, для правообладателя обременяемого объекта, условиях.

В таких случаях установление этого обременения осуществляется в судебном порядке. Суд учитывает интересы правообладателя земельного участка (объекта недвижимости), обременяемого таким образом, и в целях определения соразмерной платы, назначается судебная экспертиза в оценочных учреждениях. Но в любом случае суды должны определить наименее обременительный для ответчика способ установления подобного обременения.

8. Публичный сервитут. Установление сервитута по требованию органов государственной власти или местного самоуправления

Законом предусмотрено установление серв-тута для публичных нужд. В этом случае собственник обременяемого объекта вправе требовать соразмерную плату за такое обременение только в том случае, если его установление для публичных нужд приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (объекта недвижимости).

Если, в данном случае, установление подобного публичного обременения приводит к невозможности использования земельного участка его правообладатель может требовать изъятия (выкупа), у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Для публичных нужд он может быть установлен исключительно для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

Расчет соразмерной платы за установление сервитута

В соответствии с п. 5 ст. 274 ГК РФ и п. 6 ст. 23 ЗК РФ собственник объекта недвижимости, обремененного серв-тутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом в отношении публичного сервитута право требовать соразмерную плату возможно только в том случае, если его установление приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Иными словами лицо, в пользу которого установлено обременение, обязано осуществлять его оплату собственнику обременяемого объекта.

Плательщики за такое обременение (например, частный серв-тут), являются собственники земельных участков, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, обладатели права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственники иных объектов недвижимости, в интересах которых серв-тут установлен.

В соответствии с п. 2.1. Методических рекомендаций плата должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления такого обременения. Таким образом, соразмерность платы за сервитут таким убыткам означает, что величина платы равна размеру убытков, причиненных собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав.

Расчет платы за сервитут

Величина соразмерной платы за серв-тут определяется как размер убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав и рассчитывается путем сложения:

  • размера реального ущерба, рассчитываемого без учета размера реального ущерба, который причинен собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее — реального ущерба);
  • упущенной выгоды, рассчитываемого без учета размера упущенной выгоды, которая причинена собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее — упущенной выгоды);
  • убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.

Согласно п. 1.6. и п. 1.7. Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сер-тут, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра 17.03.2004, выплата может иметь единовременный характер, когда плата выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который установлено подобное обременение. Вид выплаты может быть установлен соглашением о серв-туте, решением суда или нормативным правовым актом, которым серв-тут установлен.

Размер платы за сервитут. Изменение стоимости

Размер платы может изменяться в течение срока, на который он установлен, в случаях и в порядке, установленных ГК РФ и ЗК РФ:

  • размер соразмерной платы может быть изменен по причинам существенного изменения обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении соответствующего соглашения;
  • увеличения или уменьшения ограничений прав собственника земельного участка с этаким обременением по истечении определенного срока после его установления;
  • увеличения или уменьшения сферы действия данного обременения;
  • размер соразмерной платы за частный сервитут может быть изменен по соглашению сторон, которым вносятся изменения в соглашение в части размера соразмерной платы;
  • размер соразмерной платы за публичный сервитут может быть изменен принятием органом государственной власти или органом местного самоуправления нормативного правового акта, изменяющего нормативный правовой акт, которым это обременение было установлено, в части размера стоимости;
  • размер стоимости за частный и публичный сервитут может быть изменен решением суда, которым вносятся изменения в соглашение или в нормативный правовой акт, по основаниям, установленным ГК РФ и ЗК РФ).

Иными словами стоимость должна быть соразмерна материальной выгоде, которую могло получить это лицо (собственник земельного участка), если бы земельный участок был без подобного обременения (например, возможной выгоде от предоставления части участка, используемого для проезда и прохода, в аренду третьим лицам).

На размер платы влияют характер и интенсивность использования земельного участка лицом, в интересах которого установлено такое обременение. В плату за право проезда/прохода допустимо включать расходы собственника обремененного участка затраты на обеспечение охранно-пропускного режима, поддержание дорожного покрытия в надлежащем техническом состоянии и т.д.

Судебные споры с недвижимым имуществом одно их основных направлений судебной практики ЮБ «Аргументъ». Бюро профессионально консультирует и много представительствует в судебных спорах, связанных с недвижимым имуществом.

Удобно: записаться на прием или получить справочную информацию ЮБ Аргументъ можно получить любым из указанных средств связи . Направление документов по электронной почте для предварительного анализа значительно ускорит процедуру судебного спора.

Трифонова В.А., эксперт оценщик АКГ «RSM Топ-Аудит»
асс. Кафедры Кадастра и основ земельного права
Московского Государственного университета
геодезии и картографии (МИИГАиК)

Общая площадь земельного ресурса Российской Федерации составляет порядка 1,7 млрд. га. В этом случае, необходимо учесть тот факт, что данные площади должны быть зафиксированы в общем реестре земель, и иметь правовой статус.

Далее, достаточно остро встает вопрос о рациональном использовании и управлении этим ресурсом. Необходимо учесть, что большая часть этих земельных площадей принадлежит различным Компаниям, причем виды прав на землю могут быть разнообразными (на правах постоянного (бессрочного) пользования, долгосрочной/краткосрочной аренды и прочее).

В тоже время, земельный ресурс является стратегическим ресурсом, в который выгодно инвестировать средства. Это подтверждается проведенным автором анализом земельного рынка РФ и следующими основными факторами:
1. Земля не имеет физического, функционального износа, а также амортизации в силу своего специфического характера как природный ресурс, поскольку срок эксплуатации земельных участков неограничен.
2. Землю невозможно свободно воспроизвести, как другие объекты недвижимости.
3. Земельный участок может быть использован как многоцелевой или иметь, вполне, определенное функциональное и разрешенное назначением.
4. Земельный участок выступает средством производства сырьевых ресурсов, необходимых практически для всех отраслей экономики, а также продуктов питания.
5. Земля выступает как средство для социально-экономического развития.
6. Земля - это базис для размещения различных объектов недвижимости.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, в том числе и обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Ввиду того, что рынок земельных участков в Российской Федерации находится на стадии формирования, возникает вопрос об оценке рыночной стоимости земельных участков в целях продажи, внесения в уставный капитал вновь создаваемых юридических лиц, залога и прочих целей. Очевидно, что полученная стоимость существенно влияет на стоимость активов Компании, Предприятия в сторону их увеличения или уменьшения, в зависимости от стоимости прав на земельные участки, принадлежащие юридическим или физическим лицам. Необходимо отметить, что большинство земельных участков являются обремененными.

Кроме того, опираясь на проведенную автором оценку рыночной стоимости земельных участков крупных региональных компаний необходимо отметить тот факт, что большинство земельных участков находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования. В то же время, многие земельные участки являются обремененными.

Определяя рыночную стоимость земельных участков, автор столкнулся с рядом проблем, которые затрудняют оценку рыночной стоимости земельного актива. В основном, сложности возникали с получением информации по тому или иному земельному участку:

  • В случае оценки земельных участков филиалов Энергокомпании, - нет единого банка по учету земельных участков, поэтому правоустанавливающие документы на землю находились непосредственно в филиалах энергокомпаний, что в свою очередь, увеличивало время сбора исходной документации и существенно затрудняло оценку зданий и сооружений, находящихся на этих земельных участках,
  • Правоустанавливающие документы на земельные участки находились на стадии переоформления, поэтому правовой статус земель не был определен,
  • Некорректное отражение в правоустанавливающих документах на земельные участки обременений (сервитутов), что затрудняло выделение доли самого обременения,
  • Неразвитость рынка земельных участков в регионах и проч.

Опираясь на проведенные автором работы по оценке рыночной стоимости активов крупных компаний Российской Федерации, был проанализирован рынок недвижимости г. Москва и Московской области, г. Санкт-Петербург и Ленинградской области, г. Нижний-Новгород и Нижегородской области, г. Самара и Самарской области, г. Абакан и респ. Хакасия, г. Благовещенск и Амурской области, г. Тюмень и Тюменской области, г. Ижевск и Удмуртской республики, г. Ростов-на-Дону и Ростовской области, Краснодарского края, Тульской области, г. Саратов и Саратовской области, г. Вологда и Вологодской области и проч.

В результате, было определено, что земельный рынок находится на стадии формирования, и не так развит, как рынок недвижимости. В то же время этот сегмент рынка набирает существенные обороты в регионах РФ. Права на земельные участки, используемые в оценке, как объекты-аналоги, выставляются на продажу, в основном, в виде прав аренды, собственности. Земельные участки с учетом обременений (сервитутами) не представлены на земельном рынке.

В частности, наиболее развит земельный рынок (из вышеречисленных регионов) в г. Москве и Московской обл., Ленинградской, Нижегородской, Ростовской областях и Краснодарском крае. В этих регионах, с течением времени и принятием законов РФ и местных нормативных актов, земельные участки только увеличиваются в своей стоимости.

Земельный сервитут
Возникновение и развитие института сервитутов находится в прямой зависимости с развитием института частной собственности на землю. Как правило, обособленный земельный участок не имеет всех тех свойств и качеств, которые необходимы для нормального его использования: например, на данном участке нет воды или этот участок не имеет прямого выхода к общей дороге и т.п. Для того, чтобы пользование данным земельным участком было возможно и хозяйственно целесообразно, возникает потребность в пользовании (в соответствующем отношении) соседней землей.

Такого рода вопросы были легко разрешимы в то время, когда земля находилась в общественной собственности (племени, рода, общины). Но с возникновением права частной земельной собственности собственник земельного участка не обязан был помогать соседу, не имевшему на своей земле воды, пастбища и т.п. В связи с этим настала актуальная потребность в закреплении за собственником одного земельного участка права пользования в известном отношении чужой землей, обычно землей соседа.

Земельные участки, отрезанные от публичной дороги землями других собственников или лишенные воды и других естественных благ, нельзя было использовать без предоставления собственнику этого земельного участка права пользоваться в соответствующем отношении чужой землей.

Понятие и содержание сервитута

Исходя из вышесказанного, можно определить сервитут как вещное право пользования чужой вещью в том или ином отношении. Такое право вызывается необходимостью сгладить неудобства и затруднения, возникающие при существовании права частной собственности на землю вследствие неравномерности распределения естественных благ между отдельными земельными участками.

Роль сервитутов тем значительнее, чем мельче земельная собственность в данной стране. Наоборот, крупная земельная собственность, обеспеченная на большом пространстве разнообразными естественными благами, делающими такую собственность самодостаточной, к примеру, для ведения сельского хозяйства, дает мало оснований для развития института сервитутов.

Для того, чтобы определить насущные проблемы оценки рыночной стоимости земельных участков с учетом обременений (сервитутов), необходимо рассмотреть, прежде всего, законодательство, регулирующее такое понятие, как обременение (сервитут) и возможность определения его рыночной стоимости.

Гражданский Кодекс (часть вторая), от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, в редакции ФЗ 26.03.03, статьей 553 регулирует права на недвижимость при продаже земельного участка. При заключении договора аренды арендодатель обязан предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество (сервитуте, праве залога и т.п.). Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков.

В ЗК главе 4, статье 23 дается полная характеристика права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитутом). Сервитут может быть Частным (сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством) и Публичным (сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков). Кроме того, установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичные сервитуты могут устанавливаться в следующих случаях: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним и проч.

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, то его собственник вправе требовать соразмерную плату за него.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления или общественная организация, которые обосновывают необходимость введения сервитута, осуществляют экономическую оценку полезности этого сервитута, а собственник участка, в свою очередь, экономически аргументирует будущие или настоящие потери от ограничения своих прав на природные полезности земельного участка. Другими словами, возникает необходимость оценки рыночной стоимости так называемой «соразмерной платы» за причиненные неудобства собственнику такого земельного участка.

Существенным различием у частного и публичного сервитута является оформление их прав на тот или иной вид сервитута. Права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором. Права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.

Одним из нововведений в ЗК №136-ФЗ от 25.10.2001г., является то, что сервитут может быть срочным или постоянным. То есть на сервитут накладываются временные рамки, что в свою очередь является большим шагом в земельных отношениях.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. В тоже время, Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Проблемы оценки рыночной стоимости земельных участков, с учетом обременений (сервитутов)

Для определения рыночной стоимости земельных участков в законодательной базе Российской Федерации существуют следующие документы:

  1. ПП Об утверждении стандартов оценки № 519 от 6 июля 2001 г. (с 20.07.2007 г Федеральные стандарты оценки: ФСО №1, ФСО №2, ФСО №2 прим. Оценщик.ру )
  2. Распоряжение Минимущества России от 10.04.2003 № 1102-р "Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости права аренды земельных участков"

Определение рыночной стоимости земельного участка - начальный этап затратного подхода оценки любого объекта недвижимости. Без нее невозможно просчитать ни экономические интересы существующего владельца имущества, ни ожидания предполагаемого инвестора. Именно потенциал земельного участка, обусловленный его местоположением, рыночной конъюнктурой, правовыми возможностями и ресурсными параметрами, выступает решающим аргументом в пользу принятия решения о приобретении того или иного объекта недвижимости.

Согласно земельному законодательству (ст. 66 ЗК РФ) рыночная стоимость земель устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Земельные участки, участки недр, относятся к недвижимому имуществу (недвижимости), права на которое подлежат государственной регистрации .

Рыночная стоимость может быть определена для земельных участков, которые сформированы (или могут быть сформированы) с правовой точки зрения в соответствии с законодательством, то есть имеют правоустанавливающие документы.

Как правило, при оценке рыночной стоимости земельных участков, с учетом обременений (сервитутов), исследуется возможность применения классических подходов к оценке земельных участков . Рассмотрим возможность их применения:

1. Затратный подход в оценке стоимости земельного участка предполагает, что разумный инвестор не заплатит за объект большую цену, чем та, в которую обойдется приобретение соответствующего участка под застройку и возведение на нем аналогичного по назначению и качеству улучшения в некоторый период времени. В случае оценки обремененного земельного участка, сложно определить его стоимость на этапе застройки (по смете затрат), так как в этом случае, не учитывается возможность использования доли земельного участка, с учетом обременения. Поэтому применение затратного подхода представляется нецелесообразным.
2. Применение сравнительного подхода возможно при наличии достаточного количества аналогов на открытом, свободном рынке земельных участков, с обязательным условием: объекты аналоги должны быть выбраны с учетом обременений, при прочих равных условиях. Опираясь на проведенные автором практические исследования рынка земельных участков и оценки рыночной стоимости прав на земельные участки в регионах, было выявлено следующее:

Земельные участки с обременениями, оформленными надлежащим образом, встречались, практически в единичных случаях: в г. Санкт-Петербург, и г. Москва. Объекты-аналоги к ним подобрать не было возможности ввиду того, что на земельном рынке (данные риэлтерских агентств г. Москва и г. Санкт-Петербург) такая информация является закрытой и становится прозрачной только в момент совершающейся сделки. Такая же ситуация сложилась и других обследованных регионах РФ.

Поэтому применение сравнительного подхода, в принципе, возможно только с позиции оценки других прав объектов-аналогов, с последующей поправкой на долю сервитута в объекте оценки. Поправку на наличие сервитута можно вводить только после выделения доли сервитута, приходящегося на оцениваемый земельный участок. Долю сервитута в земельном участке можно определить, опираясь на площадь, занимаемую сервитутом (указана на плане земельного участка) согласно правоустанавливающему документу на оцениваемый земельный участок.

3. Доходный подход, как было отмечено выше, отражает позицию наиболее вероятного покупателя (инвестора), заинтересованного в приобретении права на земельный участок. Очевидно, что потенциальный покупатель планирует получение дохода от земельного участка и ему важно знать, как повлияет обременение (сервитут) на величину этого дохода.

Доходный подход определяет стоимость объекта приведением ожидаемых будущих доходов в оценку их стоимости в настоящее время. Данный подход соединяет в себе оправданные расчеты будущих доходов и расходов с требованиями инвестора к конечной отдаче. Доход от любого объекта недвижимости выражается в коэффициенте капитализации. Причем чем ниже коэффициент капитализации объекта, тем выше его рыночная стоимость. В рамках доходного подхода, как правило, применяются следующие методы: Метод капитализации земельной ренты, Техника остатка дохода от земли, Метод предполагаемого использования.

Для оценки земельного участка с обременением возникает сложность при определении дохода, так как выделить ту часть, которая именно и будет приносить доход, практически невозможно. Поэтому, автор предлагает учесть дополнительные риски, связанные с условиями, собственно, обременения (сервитута), которые увеличат коэффициент капитализации и приведут доход от аналогичного (не обремененного) земельного участка к стоимости этого же земельного участка с учетом обременения (сервитута).

Выводы
Исходя из вышесказанного, можно описать общие проблемы оценки рыночной стоимости прав на земельные участки, с учетом обременений (сервитутов) в Российской Федерации: Неразвитость земельного рынка в Российской Федерации.

  1. Неразвитость института сервитутов в Российской Федерации.
  2. Отсутствие методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков с учетом обременений (сервитутов), утвержденных на государственном уровне.
  3. Сложность в оценке рыночной стоимости земельных участков с учетом обременений (сервитутов) в Российской Федерации при определении доли ограничений в общей стоимости земельных участков.
  4. Сложности при формировании и отражении в правоустанавливающих документов доли сервитута и уровня соразмерной платы от лиц, в интересах которых установлен сервитут.
  5. Земельные участки с учетом обременений (сервитутами) не представлены на Российском земельном рынке.

Используемая литература

  1. Статья 1-4 ФЗ № 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в ред. Федеральных законов от 05.03.2001 № 20-ФЗ, от 12.04.2001 № 36-ФЗ, от 11.04.2002 № 36-ФЗ
  2. Распоряжение Минимущества РФ от 6 марта 2002 г. № 568-р Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков (в ред. распоряжения Минимущества РФ от 31.07.2002 № 2314-р, в ред. от 06.03.2002 № 568-Р)
  3. ФЗ Об оценочной деятельности в Российской Федерации № 135-ФЗ от 16 июля 1998 г. в ред. Федеральных законов от 27.02.2003 № 29-ФЗ)
  4. ПП Об утверждении стандартов оценки № 519 от 6 июля 2001 г.
  5. Распоряжение Минимущества России от 10.04.2003 № 1102-р "Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости права аренды земельных участков"

Порядок установления сервитута на различные виды недвижимости, в том числе и земельные участки, Частный собственник, территория (часть территории) которого обременена таким образом, в праве потребовать адекватную плату за пользование его участком.

Параметры и условия платы за сервитут прописываются в соглашении — договоре между владельцем недвижимости и лицом (структурой), нуждающимся в использовании данного участка. При возникновении спорных ситуаций, условия начислений устанавливаются судом, с обязательным занесением в единый государственный реестр.

Стоимость сервитута на земельный участок должна быть соразмерной всем потерям владельца и производится или единовременно, или периодически. Единовременная выплата производится полностью и за один раз. Периодические выплаты осуществляются в течение заранее оговоренного времени действия договора. Кроме того, документ должен содержать пункты о временных промежутках между начислениями.

После получения единовременной выплаты, собственник не может рассчитывать на периодические компенсации. Исключением является внесение изменения в соглашение, в случае возникновения новых обстоятельств.

Если сфера действия обременения настолько широка, что собственник практически лишается возможности пользоваться своим владением, он имеет право потребовать изъять у него участок. В некоторых случаях это является единственным выходом из ситуации. Такое положение дел особенно характерно для публичного сервитута.

Изъятие участка производится в форме выкупа. Орган власти в полном объеме возмещает землевладельцу все убытки, принесенные изъятием. Вместо полной денежной компенсации, может быть предложен другой участок, эквивалентный изъятому. Но и в этом случае неизбежны некоторые убытки, которые также должны быть возмещены.

Возможные убытки собственника

Выплаты за использование территории являются своеобразной компенсацией собственнику за причиненный ущерб или убытки. Это ни коим образом не является арендной платой, а именно возмещением потерь. Определение величины компенсации прямо пропорциональна величине убытков , связанных с использованием его территории.

  • реальный ущерб;
  • разница в стоимости обремененных и не обремененных активов;
  • упущенная выгода от недвижимости;
  • штрафы и выплата неустоек в пользу третьих лиц.

Методы определения убытков

Сервитут может применяться по самым разным причинам и, соответственно, в большей или меньшей степени ущемлять права владельца. В соответствии с этими факторами назначается величина выплаты. Иногда необходимо кратковременное пользование участков (прокладка водопроводов, монтаж линий связи или электричества, изыскательские и многие другие временные работы).

Здесь учитывается вид работ, величина занятой территории и сроки их проведения. Некоторые виды деятельности могут быть признаны как не наносящие никакого ущерба.

Важной составляющей суммы компенсации является размер упущенной выгоды. Данная величина определяется дисконтированием неполученных доходов в период действия сервитута и по его причине. Если на объекте недвижимости располагается какое-либо производство, источник дохода для его владельца, то должна быть определена вся упущенная прибыль. Кроме размеров выгод, дается экспертная оценка рисков данного вида прибыли и вероятность их осуществления.

Обременение может стать причиной досрочного прекращения деловых отношений владельца с третьими лицами и нарушением обязательств.

Как правило, это приводит к выплате:

  • неустоек;
  • штрафов;
  • пени.

Третья сторона может потребовать возмещения задатка и потерь, связанных с прекращением сотрудничества. Все эти факторы должны быть учтены в выплатах по сервитуту. Для этого изучаются договора владельца с его партнерами.

После изучения совокупности всех потерь владельца, устанавливается итоговая величина компенсации. Все проведенные расчеты платы за сервитут должны быть достаточно понятны для стороны, производящей выплату.

Изменения размеров выплат

Изменения размеров компенсации могут вызвать объективные обстоятельства, произошедшие в период действия договора. К таковым относятся уменьшения или увеличения норм и ограничений, касающихся прав владельца участка. Возможна ситуация, когда пользователю сервитутом нет необходимости использовать его в полном объеме. В других случаях возникает необходимость расширить сферу деятельности сервитута.

В каждом из таких случаях необходимо внесение изменений в соглашение между сторонами. Если в роли пользователя сервитута выступает частное лицо, то изменения достигаются в порядке личной договоренности, но с обязательным документальным подтверждением. Публичный сервитут в праве изменить государственный или местный орган управления, путем поправок в соглашение. Принимается нормативный акт, изменяющий действующий нормативный акт в той части, которая касается размера выплат за обременение. В случае нарушения прав собственника, последний имеет право обратиться в суд.

Госпошлина за регистрацию сервитута юридического лица

Частные сервитуты удовлетворяют личные интересы заинтересованных граждан. Публичные предоставляются государственным структурам, муниципалитету и общественным организациям.

С января 2015 года размер госпошлины за регистрацию публичного вида обременения составляет 22000 рублей. С физических лиц государство берет гораздо меньшую пошлину - всего 2000 рублей.

Последствия неуплаты

Неуплата или нарушение сроков выплат пользователем сервитута могут повлечь штрафные санкции в пользу владельца. При систематических нарушениях выплат, владелец участка может потребовать пересмотра договора. Кроме того, при грубых нарушениях суд может лишить нарушителя права пользования землей и расторгнуть договор.

Право сервитутного обременения применяется не только к земельным участкам, но и к всевозможным зданиям и сооружениям, а так же к недостроенным объектам. При этом соглашение может иметь определенный срок действия, но может быть и бессрочным. Во всех случаях пользователь сервитутом обязан причинять как можно меньше неудобств собственнику используемой недвижимости. Каждая из сторон должна понимать особенности ситуации, в которой они оказались.