Предполагается, что будет принят специальный закон о вольном приносе золота в 2019 году, который позволит индивидуальным предпринимателям заниматься наряду с юридическими лицами разработкой золотых запасов страны.

Основные моменты закона о вольном приносе золота

На согласование этот закон поступил в Правительство 19 февраля 2016 года. Именно поправки, которые предполагается внести в него, могут решить проблему, связанную с возможностью заниматься разработками золотых месторождений индивидуальным предпринимателям. Если будут приняты изменения, то предполагается сразу же внести поправки в закон «О недрах», а также в некоторые другие акты, которые применяются для регулирования добычи золота в России.

Тестировать нововведения планируется в Магаданской области, причем если эксперимент будет удачным, то применяться изменения будут в других городах страны.

Изменения, которые вносятся в закон, предполагают сделать более простой и понятной процедуру получения лицензии, необходимой для разработки золотых приисков. Причем получить лицензию теперь могут не только юридические лица, но и частные предприниматели. В пользование для будет предоставлено:

  • участки, размер которых не превышает 0,15 кв. м., которые оказались не нужными для крупных корпораций, занимающимися разработкой приисков;
  • запас россыпного золота не должен быть больше 10 кг;
  • срок предоставления участков составляет пять лет.

Также рассматривается возможность производить разработку техногенных месторождений, которые образовались после сложных и крупных работ, проведенных значимыми золотодобывающими организациями. В разных регионах страны количество таких участков считается достаточно существенным.

Желают ли этих нововведений сами предприниматели

На самом деле появилось сразу много желающих, которые хотят заниматься разработкой золотых приисков на основе частного предпринимательства. Особенно следует выделить Забайкальский край, в котором было создано специальное обращение к Государственной Думе и Правительству России, чтобы этот регион был включен в список регионов, которые будут первыми тестировать нововведения.

Обусловлено это тем, что Забайкалье отличается большим количеством добываемого драгметалла. Предполагается, что после принятия закона увеличится количество людей, которые будут заниматься разработками, поэтому и в стране повысится количество золота. Это считается особенно актуальным в кризисное время.

Основные преимущества нововведения

Закон о вольном приносе золота в 2019 году с внесенными изменениями заинтересовал многих предпринимателей. Однако Союз старателей воспринял его негативно, поскольку его представители считают, что допуск частных лиц к разработке месторождений золота приведет к тому, что будет расхолаживание отрасли.

Однако к плюсам принятия изменений можно отнести:

    1. увеличение дохода от этой отрасли в государственный бюджет;
    1. стимулирования развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в различных областях страны;
    1. формирование рабочих мест, которые могут решить серьезные проблемы с безработицей во многих регионах;
  1. возможность привлечь многих людей в регионы, которые являются малонаселенными, поскольку они смогут здесь хорошо зарабатывать и получать стабильную работу.

Предполагается, что закон о вольном приносе золота сможет легализовать данную сферу деятельности, поскольку снизится коррупция и улучшится криминальная обстановка. Теперь все предприниматели будут действовать в соответствии со своими правами. Также многие регионы, в которых есть золотые прииски, смогут эффективно развиваться, причем здесь будут появляться интересные и стабильные рабочие места для населения. Поэтому данное нововведение, по мнению многих чиновников и аналитиков, сможет дать положительные результаты для страны в целом.

Автокредитование

Законодательство

Бизнес-идеи

  • Содержание Срочное изготовление печатей и штампов Кто будет выступать в качестве покупателей Где открывать бизнес Оборудование для ведения бизнеса Существует много разновидностей бизнеса, которые могут быть начаты людьми, обладающими предпринимательскими способностями. Причем каждый вариант обладает своими уникальными особенностями и параметрами. Срочное изготовление печатей и штампов Бизнес-идея изготовления печатей и штампов считается достаточно привлекательной в плане..

  • Содержание Бизнес-идея по изготовлению открыток Как открыть бизнес, основанный на создании открыток на заказ Сотрудники Помещение Как продавать созданные открытки Многие люди, обладающие определенными предпринимательскими способностями, задумываются об открытии собственного бизнеса, а при этом оценивают и рассматривают большое количество различных вариантов для открытия. Довольно интересной считается бизнес-идея изготовления открыток, поскольку открытки являются такие элементы, спрос..

  • Содержание Выбор помещения для тренажерного зала Что нужно для того, чтобы открыть тренажерный зал? Тренажерный зал становится все более популярным в современном мире, поскольку все больше людей задумываются о том, чтобы вести здоровый образ жизни, предполагающий правильное питание и занятия спортом. Поэтому открыть тренажерный зал может любой бизнесмен, однако для получения хороших доходов необходимо продумать..

  • Содержание Место расположения магазина Ассортимент товаров Продавцы Бижутерия является обязательным предметом гардероба каждой женщины, которая следит за собой и старается выглядеть привлекательно и ярко. Поэтому открыть свой магазин бижутерии хочет практически каждый предприниматель, который осознает возможность получения хороших прибылей. Для этого необходимо изучить все имеющиеся перспективы, составить бизнес-план и спрогнозировать возможный доход, чтобы решит, будет..

Золото - драгоценный металл, основа финансовой системы всего человечества и любой отдельной страны практически во все времена. Именно поэтому добыча золота является важнейшим занятием с древнейших времен до нашего времени.

Сегодня ведется добыча золота в России физическими лицами, лицензия на данный вид деятельности требуется. Однако данная сфера претерпела множество изменений.

Добыча золота в России сегодня и в прошлом

В нашей стране официально считается, что добыча золота в России частными лицами, нахождение приисков, деятельность целых корпораций ведется в промышленных масштабах с 18-го века. Очевидно, что в небольших размерах золото добывалось и в предыдущие столетия. И это не случайно. России природа предоставила множество богатых рассыпных месторождений, доступных для разработки практически во всех частях страны.

Современная Россия - один из лидеров золотодобычи. Золото находят во всех частях страны. Еще со времен Средневековья славятся Урал, Сибирь, Дальний Восток и т.д. Есть золото и в более близких регионах, хоть в меньших объемах - в Подмосковье, Ленинградской области. Добыча золота в России на современном этапе составляет более 250 тонн в год. По результатам прошлого года наша страна закрепилась на одном из ведущих мест по общему производству драгметалла.

Формы деятельности золотодобытчиков

Поле деятельности активных и энергичных людей всегда было обширным и разнообразным. Добыча золота хотя временами и бывает опасной, но не обязательно требует высокотехнологичной базы и больших финансовых средств. Золотодобычей могут заниматься и одиночки, и крупные фирмы, и государственные структуры. При этом российское государство то брало на себя активную роль в золотодобыче, то отдавало добычу золота в России физическим лицам. На современном этапе главным образом золотом занимаются корпорации, такие как Kinross Gold, ОАО «Южуралзолото», ОАО «Северсталь» и т.д. Добыча золота в России физическими лицами до недавнего времени практикуется в гораздо меньших объемах.

Пассивность частной золотодобычи

Причины, способствовавшие пассивности вольных старателей:

  1. Техническая. В современном технологическом мире золото добывается, прежде всего, в ходе ежедневной деятельности горно-обогатительных комбинатов и отдельных специальных машин - драгов. Производственная золотодобыча намного более эффективна, ручной труд не может сравниться с машинным.
  2. Юридическая . Государство и в новейший период долгое время ограничивало деятельность негосударственных небольших организаций и отдельных людей. До последних лет закон откровенно стоял на стороне крупных компаний.

Причины продолжения работы частных золотоискателей

Тем не менее технические и юридические ограничения не могли и не могут остановить частных золотодобытчиков. Во-первых, не все месторождения пригодны для промышленного освоения. Некоторые из них элементарно нерентабельны - их себестоимость из-за рельефных, географических и экономических условий выше стоимости получаемой добычи. Большие предприятия не станут в таком случае заниматься золотом. Добыча золота в России физическими лицами небольшими долями более актуальна, чем крупномасштабная. Залежей с небольшой концентрацией драгоценного металла много, государство не только не может их контролировать, но порою даже не в силах зарегистрировать. В начале 21-го века небольшие месторождения золота обнаруживаются даже в регионах, в которых никогда не мыли золото.

Во-вторых, отмывка золота неорганизованными старателями на заброшенных месторождениях, бесспорно, выделяет положительные стороны: «паутина» автомобильных путей в места разработки, невысокие запросы к профессиональному уровню работников, потенциал употребления более примитивного, недорогого инструмента. В Амурском крае есть официально не работающее месторождение. Поиски золота там шли более ста лет. Однако большой объем драгоценного металла поднят с грунта, так что вольным старателям найдется что поискать. Добыча золота в России частными лицами в заброшенных шахтах в настоящее время увеличивается.

История частной золотодобычи во времена СССР

Определенной проблемой является отсутствие значительного опыта частной золотодобычи. Добыча золота в России физическими лицами не разрешена с 1954 года. Сталинская эпоха была более свободной. Государством для золотоискателей были включены добавочные выплаты, давалось право на разработку самых богатых золотом приисков. Для активизации труда распределяли жилье, путевки в санатории и т. д. До Великой Отечественной войны имел право работать старателем каждый житель страны старше 18 лет, не получавший ранее уголовного наказания. Число золотоискателей, действовавших обособленно или в негосударственных организациях, доходило до 120 тысяч.

Полученное золото сдавали на бесчисленное количество специализированных точек. Добыча золота в России на приисках частными лицами, их нахождение доставило значительную пользу. Затем месторождения стали государственными. Главным образом драгоценный металл в России получали на востоке: на Урале, в Сибири, где после революции большевики оказались не сразу. Золотодобывающие предприятия оказывались то в руках одной политической силы, то другой. Проигравшие, уходя, уничтожали оснастку, выводили из строя шахты, не давали функционировать работникам.

Упадок частной золотодобычи в Гражданскую войну

В эпоху Гражданской войны золотодобычу почти полностью вывели из строя. Если накануне революции золотодобыча в стране уменьшилась, то с началом гражданского противостояния она еще упала. В 1918 году всего было добыто 30 тонн золота, а накануне войны общая масса равнялась 64 тонн в год. Никакого закона о добыче золота частными лицами (или любого другого закона о золотодобыче) не было.

В последующие годы золота получали все меньше. В 1920-м было добыто 2,8 тонны, а в 1921 году - только 2,5 тонны. Однако в годы существования вольных старателей (1932-1941 гг.) объем полученного драгоценного металла вырос в несколько раз.

Как уже отмечалось, в 1954 г. решением советского государства труд вольных старателей по добыче драгоценного металла был запрещен. После же распада СССР незаконное производство драгметалла ежегодно составляло около 15-20 тонн - 10 % законного объема.

Новейшее время

В последние десятилетия отдельные изменения в сфере золотодобычи все же произошли. На фоне происходящих изменений на современном этапе выглядят не совсем логично и понятно жесткие ограничения в золотодобыче. Добыча золота в России физическими лицами требовала лицензии. Добыча золота, ее лицензирование ограничиваются федеральным законом «О недрах» № 2395-1, вошедшим в состав действующих в первый год существования Российского государства, и федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» № 41-ФЗ, запущенным в действие в 1998 году.

Закон о добыче золота в России физическими лицами предусматривает, что получение золота сбывается лишь юридическими персонами, взявшими разрешение (лицензию). Государственной структурой, распространяющей лицензии, является Федеральное агентство по недропользованию — Роснедра и его организации в провинции. Необходимо для добычи золота в России физическими лицами разрешение.

Получение лицензии на золотодобычу

Инструкция получения разрешительного документа состоит из следующих обязательных этапов:

  1. Разведка местности , недра которой рекомендованы государством для продажи на аукционе или конкурсе (такие сведения есть в Интернете на государственных сайтах, все сообщения находятся в открытом доступе на сайте Роснедр и региональных отделений).
  2. Представление требования на участие в публичных торгах или конкурсе , получение ряда официальных документов, определенных конкурсными (аукционными) условиями.
  3. Участник, получивший первое место в торгах (аукционе), и выиграет лицензию на добычу золота.

Как правило, добыча золота в России физическими лицами (нужна лицензия) разрешается на 20-25 лет или на период завершенной выработки золота на прииске. Документ может быть официально признан с момента государственной регистрации.

В нашей стране с 1992 по 1998 гг. этот драгоценный металл получали разрешение разведывать любые жители России даже без надлежащего официального документа государственной структуры. С 1998 г. вольные старатели лишились многих прав: они могли работать только в организациях, взявших лицензии на золотодобычу. В частности, теперь осуществляется добыча золота в России физическими лицами с лицензией.

Изменения законодательства

Только в 2016 г. Дмитрий Медведев, обозначив очередной этап либерализации в сфере золотодобычи, утвердил изменения в закон «О недрах». Они касались добычи золота в России физическими лицами (2016 г. - новая редакция).

Согласно этому законодательному документу, с начала 2017 года частная золотодобыча в России была в очередной раз разрешена. Закон предусматривал возможность аренды на определенное время земельной площади размером 0,15 кв. м, на которой, по мнению профессионалов, можно добыть до десяти килограммов золота. Однако при добыче золота необходимо учитывать, что есть несколько требований:

  • получать металл нужно лишь поверхностным методом;
  • запрещено использовать в работе взрывчатые вещества;
  • можно использовать слой земли до пяти метров в глубину.

Сегодня добыча золота в России частными лицами (лицензия позволит избежать проблем с законодательством) может окончиться штрафом, составляющим несколько тысяч рублей. При этом старатель останется также без инструмента, закупленного специально для получения драгоценного металла. А если окажется, что подозреваемый имеет золото на сумму свыше одного миллиона рублей, существует еще и уголовная ответственность. Аналогичный случай касается и отработки прииска, являющегося собственностью фирмы, которая занимается добычей золота.

Положительные стороны изменений в законе "О недрах"

Даже с учетом всех этих фактов многие считают, что принимаемый закон во многом несет положительные последствия:

  • добавочные поступления в бюджет - предполагается, что правительство заработает ежегодно около 300 кг золота;
  • неплохая поддержка для укрепления малого и среднего бизнеса в провинциальных районах;
  • образование дополнительных рабочих мест и рост самозанятости населения;
  • рост жителей в населенных пунктах малолюдных регионов.

Однако рост количества частных старателей приводит к опасности увеличения коррупции и бандитизма, поскольку это очень удобная среда для совершения преступлений. Пресечь такой процесс смогут жесткий контроль государства и четкая юридическая база.

Процедура сдачи добытого драгоценного металла будет определена уже после того, как законодательно-нормативный акт утвердят на федеральном уровне. Позже, на местах, представители власти смогут внести необходимые изменения в региональное законодательство.

В заключение

С принятием закона Россия может причисляться к числу ведущих стран, где не только развито индустриальное получение драгметалла, но и идет добыча золота (в России, т.е. на территории) физическими лицами. Рост золотодобычи возможен, но не только из-за больших месторождений драгоценного металла, а также из-за того, что в России устойчиво изучаются свежие месторождения золота, появляются новейшие технологии, учитываются потребности отдельных предпринимателей и небольших организаций.

В этой статье рассмотрена ситуация, сложившаяся с легализацией «вольного приноса» золота в современной России. Предположено, что одной из причин непринятия закона и соответствующих подзаконных актов является непонимание со стороны государства источника, откуда возьмется золото для «вольного приноса» и, соответственно, невозможность тщательного контроля его добычи

К истории вопроса

Согласно ст. 9 ФЗ РФ «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

После дефолта 1998 г., уронившего рубль, и роста цены золота на мировом рынке (в начале 2000-х гг.) в обществе проявился интерес к законодательному обеспечению «вольного приноса» по типу закона Российской империи «О свободном обращении шлихового золота», введенного в действие с 1 марта 1902 года. По этому закону частным золотопромышленникам и физическим лицам впервые в России было разрешено свободно осуществлять операции по купле-продаже и переработке драгоценных металлов. И в последующем (включая годы СССР) эта норма периодически возобновлялась, что позволяло восстанавливать (поднимать) уровень добычи, падавший после очередного запрета.

В наше время, невзирая на строительство рыночной экономики, возможность свободного оборота природного золота нормами ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» практически исключена, что трудно признать правильным. Золото — обычный товар, и закон должен быть прост и понятен: добыл-продал-получил прибыль, заплатил налоги и спи спокойно. Но пока так не получается, как мне кажется, из-за чрезмерной перестраховки государства, давления старых стереотипов о некой сакральной сущности «валютного металла» и необходимости тщательного и постоянного государственного контроля и надзора за его движением.

В 2002 г. губернатор Красноярского края А.Лебедь внес в Госдуму проект изменений и дополнений в закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», согласно которому предлагалось разрешить добычу драгоценных металлов и драгоценных камней не только организациям, но и физическим лицам, прошедшим государственную регистрацию и получившим лицензии. В 2003 г. этот законопроект прошел все три чтения, был одобрен Советом Федерации, но Президент РФ В.Путин его не подписал и отправил на доработку (которая не состоялась).

После очередного кризиса в марте 2009 г. Президент РФ Д.Медведев поручил правительству проанализировать возможность разрешения золотодобычи физическими лицами.

20 сентября 2010 г. членами Совета Федерации в госдуму был внесен законопроект № 429535-5 «О добыче золота индивидуальными предпринимателями». Авторы предложили внести изменения в некоторые статьи закона «О Недрах» и закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» следующие основные новации:

Добычу золота можно осуществлять только на участках недр, которые в количественном и качественном отношении не являются объектами промышленной разработки и которые определяются федеральным органом управления;

Предусматривается заявительный принцип предоставления участков недр, без проведения конкурсов и аукционов; порядок предоставления также устанавливается федеральным органом управления фондом недр;

Граждане должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей;

Право на добычу у индивидуального предпринимателя возникает на основании решения Роснедр или его территориального органа и закрепляется упрощённой формой лицензии на срок до пяти лет;

Налогообложение добычи предлагается по упрощённой схеме;

Порядок реализации россыпного золота, добытого индивидуальными предпринимателями, в соответствии с законопроектом должно установить Правительство Российской Федерации.

Этот законопроект прошел только первое чтение (в январе 2011 г.) и дальнейшее его движение застопорилось.

В длительной дискуссии, оживленной полемике и в экспрессивных обсуждениях заинтересованными лицами на различных форумах из рассмотрения, как мне кажется, выпадают три важных аспекта указанного вопроса.

1. Криминально-правовой вопрос

Наряду с легальным (основным), существует и теневой оборот добытого (природного) золота. Объем его оценивается экспертами косвенными методами и цифры существенно различаются у разных авторов, в разных регионах и в разные годы. В данном случае нам важен сам факт существования в России черного рынка природного золота, в котором в обороте находится металл, добыча которого не может быть подтверждена необходимыми документами (лицензиями на право добычи, техническим проектом разработки, планом развития горных работ и т.п.).

Во времена моей работы на Северо-Востоке СССР (1970-1980) скупкой нелегального золота в тех краях занималась организация, носившая неофициальное и неполиткорректное название «Ингушзолото». Существовала она и в 1990-е годы, думаю, что существует и сейчас. Цену они давали ниже, чем в золотоприемных кассах (ЗПК), но не интересовались происхождением металла. Разница в цене давала криминальный доход, который (по определению) наносит вред государству, подпитывая теневую экономику и этнические бандформирования (как это утверждалось в пресс-релизах органами правопорядка после изъятия очередной партии металла).

Разрешение вольного приноса выводит это золото из теневого оборота, при этом в выигрыше остаются все участники процесса (старатели и государство), кроме криминальных структур.

Справедливым будет и обратное утверждение: запрет вольного приноса выгоден только криминалу, но не законопослушным гражданам.

А сами граждане (как жители отдаленных мест, так и инициативные непоседливые люди) мыли, моют и будут мыть дальше. А вот где и что мыть, не преступая черту закона? Ведь никто не хочет быть преступником.

2. Источник металла для «вольного приноса» в ЗПК

Это наиболее принципиальный аспект разрешения «вольного приноса»; часто складывается впечатление, что оппоненты говорят на разных языках и не понимают друг друга.

Вот все возможные первичные источники природного золота:

а) коренные собственно золотые месторождения;

б) комплексные золотосодержащие месторождения;

в) россыпные месторождения и проявления.

В золоприемную кассу может быть сдан только шлиховой металл из россыпей, т.к. слитки лигатурного золота носят явно криминальный характер. Ведь никто же не понесет в официальную скупку украденные на Колымском аффинажном заводе 2 тонны металла?

А из каких россыпных источников может быть золото «вольного приноса»? Здесь надо учитывать особенности нашего законодательства: недра, в т.ч. и подсчитанные в них запасы полезных ископаемых, являются государственной собственностью, а добытые из недр полезные ископаемые могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности 1 .

Таким образом, запасы золота в россыпи, разведанные и утвержденные надлежащим образом, являются государственной собственностью, а золото, добытое из этой россыпи, является собственностью владельца лицензии. Наличие утвержденных запасов вроде бы позволяет государству контролировать его отработку с помощью процедур лицензирования, согласования проектов добычи, ежегодным согласованием «уточненных нормативов потерь», статотчетностью и т.п. Контроль этот в значительной степени эфемерен, но от этой иллюзии управления государство отказаться пока не в состоянии.

А вот кому принадлежит золото в перемытых гале-эфельных отвалах этой россыпи? Ведь отвалы трудно назвать недрами, это отходы производства, а золото в них есть, по меньшей мере, в объеме согласованных государством потерь при добыче? Удовлетворительно ответить на данный вопрос невозможно, т.к. у нас пока нет законодательного определения понятия «техногенное месторождение» и существуют расхождения между ФЗ «О недрах» и ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части определения прав владения и использования отвалов добычных работ. Ответы на эти вопросы необходимо найти в рамках подготовки закона «О вольном приносе».

А кому принадлежит золото из месторождений песчано-гравийных смесей (ПГС)? Оно там есть в небольших количествах, но разведать его, чтобы «утвердить запасы», невозможно, поэтому при добыче проще золото спускать в хвосты и делать вид, что его там нет. Что, впрочем, не мешает проявлению смекалки местных кулибиных.

Во властных структурах разрешение «вольного приноса» часто понимается как предоставление отдельным гражданам лицензии на разработку золотых приисков (или небольших месторождений), что в корне неверно. Гражданам, не вооруженным тяжелой техникой, разработка даже мелких месторождений, учтенных в государственном балансе, будет не под силу.

«Вольный принос» не идентичен разработке мелких россыпных месторождений — это разные виды деятельности.

Золото «вольного приноса» родом из таких проявлений, которые никогда не будут разведаны и поставлены на учет, т.е. они никогда не станут месторождениями 2 .

Потенциальные источники шлихового золота для «вольного приноса»

Источник

Аргументы «за» и «против»

Из разрабатываемых россыпных месторождений украденное собственными работниками предприятия, либо пришлыми людьми, т.е. воровство собственности предприятия.

Вероятность кражи нельзя исключить полностью, но не стоит также считать, что закон «О вольном приносе» спровоцирует вспышку воровства. Приемная цена в ЗПК будет выше, чем в условном «Ингушзолото», но потребуется предъявить и паспорт и лицензию «вольноприносителя», т.е. это те условия, когда вор с украденным металлом не захочет светиться.

Из разведанных, но пока неразрабатываемых месторождений, запасы которых учтены в государственном балансе запасов, т.е. воровство государственной собственности.

Практически исключено по ряду причин:

Если россыпное месторождение разведано, но до сих пор не разрабатывается, значит, оно было разведано до 1992 г. впрок за счет госбюджета и до сих пор не востребовано из-за низкого качества песков, либо весьма сложной технологии отработки;

Методология оценки мелких россыпных месторождений с запасами до 3 тонн базируется на применении т.н. «районных кондиций», в алгоритм расчета которых заложена сезонная производительность предприятия по пескам 250-300 тыс. м 3 . Иначе говоря, предприятию с меньшей мощностью даже запасы, числящиеся балансовыми, отрабатывать, скорее всего, будет невыгодно, что же тогда говорить об индивидуальном предпринимателе, возможности которого много ниже указанной цифры?

По этой же причине не следует серьезно воспринимать неоднократно озвученное предложение 3 разрешить «частникам» разработку мелких месторождений с запасами до 10 кг. Они им не под силу, они не смогут даже вскрыть торфа, поэтому принятие такого предложения способно только профанировать саму идею «вольного приноса».

Металл из неразведанных пока месторождений, запасы которых не стоят на учете в государственном балансе. Это потенциальная государственная собственность, которая станет таковой только после разведки, экспертизы запасов и постановки их на учет в государственный баланс.

Это, на первый взгляд, наиболее серьезный аргумент против разрешения «вольного приноса». Дескать, вольные старатели «хищнической отработкой» (выбрав богатые гнезда и струи) могут серьезно поразить неразведанные пока месторождения до такой степени, что те потеряют свою ценность.

Но это предположение не выдерживает критики: в 1930-1990 гг. золотороссыпные районы СССР были хорошо и планомерно изучены и в основном отработаны, не стоит проецировать на них ситуацию «хищничества», имевшего место в Сибири, на Дальнем Востоке и на Колыме в конце XIX — начале XX вв., когда они представляли собой большое «белое пятно».

Нет уже неизвестных месторождений, которые можно было бы «поразить» таким способом кустарной добычей.

Металл из россыпных проявлений: косовый металл; металл со скальных щеток и из мелкого аллювия в каньонах; найденный на старых отвалах и в долинах на небольшой глубине с помощью металлодетекторов; «золотая пыль» из месторождений ПГС и т.п.

Это неместорождения, а проявления, которые никогда не станут месторождениями: запасы металла на этих проявлениях никогда не будут разведаны и поставлены на учет в государственный баланс как государственная собственность из-за незначительности масштабов и нецелесообразности их разведки (в т.ч. это и золото на месторождениях ПГС). Т.е. добыча такого золота не может быть истолкована как хищение государственной собственности, хотя формально оно принадлежит государству.

Это реальный источник золота для «вольноприносителей», промышляющих в отдаленных районах, использующих ручной труд и минимальные технические средства (максимум минидрагу). Именно этот «металл желтого цвета» и изымают доблестные полицейские по итогам облав и спецопераций.

Проблема: отвалы добычных работ различной степени рекультивации и сохранности. Обычно ими никто не интересуется, но стоит на них что-либо найти, как тут же объявится хозяин. Правовая коллизия, также требующая законодательного решения в рамках закона «О вольном приносе».

Не стоит ожидать серьезного притока добытого золота из подобных источников, но разрешение «вольного приноса» снизит социальную напряженность и поможет в решении вопроса трудовой занятости населения, освободит полицию от выполнения ненужных функций и пр.

Но невозможность разведать и «утвердить запасы» делает невозможным и привычный формат контроля их отработки, что приводит государство в ступор: иных методов контроля оно не знает (да они, в сущности, и не нужны), а отказаться даже от иллюзорного контроля за движением «валютного металла» оно по старой привычке (которая родом из СССР) не в силах.

В этом аспекте проблемы «вольного приноса» (непонимание источников золота и невозможность контроля добычи) кроется, по-моему, основная причина длительной задержки с принятием закона и сложившейся парадоксальной ситуации, которую можно сформулировать так: государство настойчиво отказывается легализовать свою собственность — золото, собранное вручную с поверхности, — и, используя полицейскую силу, выталкивает его на черный рынок.

3. Правовое обеспечение «вольного приноса»

Как говорилось выше, металл «вольного приноса» родом не из россыпных месторождений, имеющих координаты угловых точек и границы горного отвода, а собранный практически с поверхности или с небольшой глубины из проявлений, которые никогда не будут разведаны и переведены в ранг месторождений, требующих процедуры лицензирования добычи.

Реализация права на вольный принос должна быть максимально упрощена: заявительный принцип получения патента (лицензии) на право заниматься соответствующей деятельностью сроком до года (или на промывочный сезон) с указанием территории (долина ручья, распадок и т.п.) и приложенной выкопировки карты. Последнее нужно для исключения из нее контуров площадей действующих лицензий, а также для урегулирования территориальных споров смежных вольноприносителей. Срок (не более года) позволит управлять возможной «передержкой лицензий» и регулировать соответствующую деятельность. Плата за выдачу патента вольноприносителя (лицензии) должна быть символической, только как компенсация организационных расходов на его оформление и выдачу.

Полномочия по нормативно-правовому сопровождению добычи золота вольноприносителями должны быть делегированы на региональный уровень. Реализация предложения на федеральном уровне определения участков недр для организации «вольного приноса», как это было в ФЗ № 429535-5, загубит его в зародыше. Невозможно из центра управлять производственной деятельностью на такой громадной территории, и «на земле» лучше известны местные потребности и возможности, там легче соблюдать необходимый баланс интересов в целях обеспечения управляемости процессом и его эффективности.

Дополнительная информация

В очередной раз, чиновники восточных регионов России предложили разрешить свободную разработку золота частными лицами. В январе этого года учёные из Красноярска, чиновники Магаданского региона и общественная палата Забайкальского края выступили с очередным предложением к правительству РФ. Несмотря на то, что ещё в феврале 2016 года Министерство природы России разработало соответствующий законопроект, рассматривающий отдельные аспекты добычи золота частниками, решение по нему до сих пор не принято. «Вольный принос» пока остаётся под запретом.

Улучшение экономических показателей и дополнительные рабочие места

Основным аргументом в защиту закона о свободной добыче золота сторонники проекта считают появление дополнительных рабочих мест. Особенно, это актуально для отдалённых регионов, в которых золото было и остаётся единственным источником дохода в семье.

Попытки Министерства природы России внести изменения в закон о золотодобыче не прекращаются с 90-х годов прошлого столетия. Как комментирует один из чиновников министерства: «Разрешение добычи россыпного золота индивидуальным предпринимателям имеет для Магаданской области, прежде всего социальное значение, связанное с созданием новых рабочих мест без дополнительных инвестиций, что снизит социальную напряжённость в регионе, сделает нашу территорию привлекательной для притока населения».

Аналогичной точки зрения придерживаются и власти Республики Саха. Согласно утверждениям депутата Законодательного собрания региона Федорова Виктора, разрешить свободную добычу золота – это значит позволить гражданам РФ, жителям Якутии и других регионов, осуществить свое конституционное право на работу, легализовать огромный теневой бизнес в данной сфере. Как он сказал: «Как только законопроект будет внесен в наше Заксобрание, мы его обязательно поддержим, потому что он будет иметь только положительный эффект для Якутии».

По мнению Александра Кугаевского — директора финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета, свободная добыча золота обязательно приведет к развитию промышленного туризма и притоку рабочей силы в регионы добычи. Из всех областей России люди потянуться в Якутию и Магаданскую область на прииски. Кроме этого он уточнил: «Но надо детально продумать все нюансы: приемку золота, как и куда люди будут сдавать добытое, обеспечить безопасность старателей».

В своё время, в феврале 2016 года ученые из Красноярска также поддержали закон о свободной добыче. Светлые умы России считают, что возрождение добычи драгоценных металлов силами частных старателей позволит вывести из тени существенную долю современного нелегального бизнеса в этой сфере. Специалисты общественной палаты Забайкальского края также считают, что запрещая частную добычу золота, правительство способствует становлению преступной власти и росту коррупции. И, наоборот, разрешение вольного старательства позволит создать новые рабочие места, будет способствовать самозанятости, привлечёт в регионы квалифицированные кадры.

Другое мнение: преступность и урон экологии

Одним из ярых противников легализации добычи россыпного золота в РФ физическими лицами является Роман Щербаков, горный инженер и депутат Законодательного собрания Забайкальского края: «У любой медали есть две стороны. Казалось бы, разрешить населению самостоятельно добывать золото - прекрасная инициатива, которая даст людям возможность зарабатывать и кормить семьи, остановит отток населения. Но, с другой стороны, нужно понимать, что правоохранительные и надзорные органы, а также муниципальные власти в регионах зачастую не готовы к тому объёму работы, который будет связан с вольноприносительством, что неизбежно приведет к массе проблем».

Среди других недостатков частной практики старательства Роман Щербаков видит и существенный ущерб окружающей среде и природе. Он поясняет: «Крупные артели несут ответственность перед экологией и после добычи производят рекультивацию, отслеживать которую гораздо легче, чем проследить за тем, где и как работают сотни частников».

Не менее существенной проблемой, к которой приведет свободная добыча золота, Щербаков видит рост бандитизма и числа краж: «На артелях найденное золото находится под охраной, риск его воровства невелик. Конечно, что-то утекает на сторону, но основная масса официально проходит через банк. Сможем ли мы добиться этого при вольном приносе? Вряд ли. Золото будет уходить в сторону, на черные рынки, прежде всего в Китай. Появятся перекупщики - криминал, бороться с которым будет трудно, в том числе из-за нехватки сил у правоохранительных органов».

Определённые опасения вызывает и возможность официального трудоустройства золотодобытчиков, их честность в сфере уплаты ими налогов. По мнению представителей Союза старателей России, который ранее выступал против передачи разрешения на добычу частным лицам, создание большого числа единоличных организаций может вызвать определённое «расхолаживание отрасли».

В Минприроды Магаданской области отмечают: «Добыча россыпного золота индивидуальными предпринимателями вызывает ряд вопросов у представителей Росприроднадзора в отношении контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Также предстоит урегулировать вопросы, связанные с сохранностью и реализацией добытого индивидуальными предпринимателями россыпного золота».

Особый страх в министерстве вызывают возможные проблемы с экологией и безопасностью работ, связанные со смягчением законодательства в отношении добычи россыпного золота. Тем не менее, там уверены, что подобные риски сводятся к минимуму, поскольку «в соответствии с условиями пользования недрами, закрепленными в лицензии, до начала добычных работ должен быть составлен технический проект отработки месторождения, включающий главы по охране окружающей среды и безопасному ведению горных работ…».

История вольного старательства в нашей стране

Добыча золота частниками была разрешена в нашей стране до 1954 года. После этого времени разговор о свободном старательстве впервые был поднят правительством Магаданской области в 90-х XX века. Но безуспешно! На данный момент до сих пор в Государственной думе рассматривается закон от сентября 2010 года, способный существенно изменить положение добычи драгоценных металлов.

Пресс-служба губернатора Магаданского региона в октябре 2015 года сообщила, что Государственная дума рассмотрит в очередной раз закон «О недрах» с необходимыми поправками, в том числе и о свободном приносе золота. Согласно данным изменениям Колыма должна была стать первым тестовым регионом в этом направлении. Пресс-служба также сообщила, правительство планирует отдать физическим лицам в разработку участки, от которых отказались крупные предприятия ввиду их нерентабельности и незначительных запасов золота. Должен был также рассматриваться вариант разработки отвалов, ранее переработанных промышленными предприятиями.

В феврале 2016 года Минприроды Российской Федерации предложило новый закон, который предлагал разрешить добычу россыпного золота частникам. По данному законопроекту физические лица могут самостоятельно участвовать в разработке золотых россыпей на участках, учтённых госбалансом, запасы которых не превышают 10 кг. Для проведения работ индивидуальные предприниматели обязаны оформить соответствующую лицензию.

Также этот закон подразумевает, что частники получают право на разработку приисков исключительно собственными силами. Разработка должна вестись на глубине не более 5 метров, без привлечения машин и оборудования, за исключением ручного инструмента. При этом создание и согласование никакой технических документации не требуется. Согласно законопроекту Правительство Российской Федерации определит список регионов, где будет дано добро на вольный принос.

В настоящее время, этот закон находится на рассмотрении и утверждении Правительства РФ, после чего будет направлен в Государственную думу. Так что на данный момент, вопрос возродит ли Россия вольный принос как некогда процветающую отрасль своей промышленности остаётся открытым.

НРАВИТСЯ САЙТ? НАЖМИ

Законопроект минприроды о вольном приносе золота в «пилотной» Магаданской области размещен на портале проектов и нормативных правовых актов, но дальше пока не идет. К слову, проект такого закон рассматривается уже более 10 лет, эту инициативу «проталкивал» еще губернатор Николай Дудов.

Закон позволит людям получать так называемую «лицензию» на добычу золота, для этого нужно будет лишь заполнить заявку. Однако старателю не разрешат копать глубже, чем на 5 метров, взрывать породу, использовать буровое или землеройное оборудование, а также промышленные тракторы.

Принятие законопроекта останавливают опасения, особенно со стороны спецслужб, что на Колыме начнется разгул криминала. Проще говоря, в правоохранительных ведомствах не знают, как обеспечить безопасность старателей друг от друга и «банд», которые могут быстро организоваться. Ясное дело, что ресурсов полиции и ФСб просто не хватит не только за всеми уследить, но и просто контролировать обстановку.

А пока законодательные и правоохранительные ведомства спорят друг с другом по поводу разрешения свободной золотодобычи, «вольный принос» своеобразно уже существует на территории Колымы.

«Весьма» удалось связаться с несколькими колымчанами, имеющими отношение к "черному старательству". Они и рассказали схемы такой работы.

  • Работа на отвалах

Ни для кого не секрет, что «черные старатели» существуют на Колыме. Работает это так – люди сбиваются в бригады по 3-5 человек, иногда и больше, и идут к крупным золотопромышленникам с просьбой отработать на «отвалах». Те, естественно, соглашаются, ведь отвалы уже не используются, «сливки» оттуда предприятие сняло. Тут начинается более мелкая работа по добыче золота, причем даже с использованием техники. Добыв золото, бригада сдает его хозяину участка по цене 1,5-2 тысячи рублей за грамм.

  • Аренда участка

В районах Синегорья и Сусумана существует иная схема. Здесь земли выкупаются различными ООО, владельцы которых, в основном, представители Кавказа. Но сама добыча на участках не ведется, а приезжие старатели «арендуют» эту землю. Заодно они получают и гарантии безопасности работы, что немаловажно. После добычи золота, его можно продать прямо здесь, а затем оно переправляется за пределы Магаданской области. По некоторым оценкам ежегодно таким образом из Колымы уходит до 1,5 тонн золота.

  • Устройся в артель

Найм в качестве работников в артель также является «схемой» по сути незаконной добычи золота. Золотопромышленник по договоренности оформляет у себя приезжую «бригаду», так что они числятся сотрудниками предприятия. Но по факту добывают золото сами на участках артели, куда она еще не добралась, использует свою технику, солярку, продукты. Некоторые горнодобывающие компании для этого скупают земли, причем в большом количестве. Понятно, что сами они на купленные участки доберутся еще не скоро, но с помощью таких бригад можно увеличить собственную добычу.

Такие схемы, в общем, для вольных старателей довольно безопасны, их защищают владельцы участков, где они работают. И по факту вольный принос на Колыме есть, просто незаконный. И если золото не уходит в тень, а сдается в артель, то с него даже заплатят налог.

В случае же легализации вольного приноса проблемы могут начаться, ведь земля для старателей будет «ничьей». И безопасность там гарантировать никто не сможет.

Но нельзя ставить крест на идее узаконить «вольный принос», просто нужно продумать механизм защиты старателей. А для этого сначала необходимо перекрыть каналы утечки золота из Колымы, особенно в кавказские республики. Но почему-то этого не происходит.