Виды правоохранительной деятельности.

1. Предупреждение, выявление и раскрытие преступлений

2. Осуществление правосудия

3. Обеспечение деятельности судов

4. Правоохранительная деятельность

5. Оперативная деятельность

6. Прокурорский надзор

7. Правозащитная деятельность

Система правоохранительных органов и организаций.

Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

– органов прокуратуры;
– органов внутренних дел;
– федеральной службы безопасности;
– органов государственной охраны;
– органов государственной налоговой службы;
– таможенных органов;
– органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
– органов предварительного расследования;
– органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

– конституционный контроль;
– отправление правосудия;
– прокурорский надзор;
– расследование преступлений;
– оперативно-розыскная функция;
– исполнение судебных решений;
– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;
– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Структура и компетенция Верховного Суда РФ.

Структура Верховного Суда РФ:

Президиум;

Кассационная коллегия;

Судебная коллегия по гражданским делам;

Судебная коллегия по уголовным делам;

Военная коллегия

Функции Верховного Суда РФ.

- рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и важные уголовные и гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции;

- проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора;

- дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Указанные постановления не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции;

- обладает правом законодательной инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Деятельности.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".

Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, регламентирована Законом РФ "О прокуратуре Российской Федерации”, а также Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации”.

Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность прокуратуры, как уже было сказано, является ФЗ "О прокуратуре". В этом законе определяются задачи и функции органов прокуратуры, принципы их организации и деятельности, порядок формирования, основы службы в органах и учреждениях прокуратуры, работы с кадрами и другие вопросы.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст. 129 Конституции РФ и п. 1 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Ими являются принципы:

· законности;· единства и централизации органов прокуратуры;· независимости;· гласности.

Предварительное следствие: понятие, органы, компетенция.

Органы предварительного следствия. Их задачи, система, полномочия.

Следствие в уголовном процессе – собирание и проверка доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следствие – собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие.

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконт-роля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.

Задачи органов предварительного следствия:

– быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

– всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

– обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;

– обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

– обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;

– выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме. Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных подразделений). Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура. Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий дознавателя, следователя, прокурора.

Органов внутренних дел Российской Федерации(МВД).

2. Органов федеральной службы безопасности(ФСБ).

Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).

Оперативный эксперимент.

Них задач.

Органы внутренних дел - государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Деятельность органов внутренних дел осуществляется на принципах: законности; уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан; гуманизма; единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими; сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности; независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.

Органы внутренних дел защищают жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан независимо от их гражданства, социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования и языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, а также от других обстоятельств.

Ограничение сотрудниками органов внутренних дел граждан в их правах и свободах допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Граждане и организации, права и законные интересы которых ущемлены действиями (бездействием) сотрудников органов внутренних дел, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в вышестоящий государственный орган или вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.

Органы внутренних дел не имеют права разглашать сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, сведения, относящиеся к его личной жизни, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Полномочия нотариусов.

· Нотариус имеет право:

· - совершать нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему (исключение составляют случаи, когда точное место совершения нотариального действия определено действующим законодательством или международными договорами);

· - составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

· - истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий;

· - представлять заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки или совершения иного нотариального действия; представлять иные документы для регистрации.

· Нотариусы совершают следующие нотариальные действия:

· - удостоверяют сделки;

· - выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

· - выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества;

· - налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;

· - свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

· - свидетельствуют подлинность подписи на документах;

· - свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

· - удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

· - удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

· - удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

· - принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

· - совершают исполнительные надписи;

· - совершают протесты векселей;

· - принимают на хранение документы;

· - совершают морские протесты;

· - обеспечивают доказательства;

· - осуществляют иные нотариальные действия в соответствии с действующим законодательством.

Союзы потребителей

Это объединения, защищающие интересы и права потребителя, к которым они относят право на удовлетворение основных нужд, право на безопасность, право выбора, право на информированность, право на возмещение убытков, право быть выслушанным, право на потребительское просвещение и право на здоровую окружающую среду. Общества защиты потребительских прав разрабатывают тактику борьбы с ростом цен, нередко выступают от имени потребителей в суде и т. п.

Хотя первые общества защиты потребительских прав появились еще в XIX веке, широкий размах это движение приобрело именно в середине XX века. В прошлом веке покупатель мог позаботиться о себе сам в силу относительной ограниченности рынка и того, что люди в течение жизни пользовались однотипными товарами и услугами известных им продавцов. Поэтому последствия покупки в значительной мере возлагались на покупателя, что и породило, в частности в англосаксонских странах, формулу «пусть покупатель будет осмотрителен».

В настоящее время широкое распространение получили торговля по каталогам, по описанию, продажа по образцу, по телевизионной рекламе и т.д., не предполагающие предварительного ознакомления покупателя с товаром. Кроме того, большую часть технических товаров (например, компьютеры) покупатель не в состоянии обстоятельно проверить перед покупкой. Все это привело к появлению обширного комплекса нормативных актов, защищающих права потребителей, а также их общественных организаций.

Общества защиты потребительских прав упоминаются уже и на конституционном уровне. Например, в ч. 2 ст. 51 Конституции Испании сказано, что публичные власти будут поддерживать организации потребителей и пользователей и заслушивать их по вопросам, которые могут их затрагивать, при условиях, установленных законом. Швейцарская Конституция в ст. 97 обязывает Союз принимать меры по защите потребительниц и потребителей, издавать предписания о средствах обжалования, к которым могут прибегать организации потребителей.

В сфере федерального законодательства о несплошной конкуренции этим организациям принадлежат такие же права, как профессиональным и экономическим союзам. Кантонам надлежит предусмотреть для споров, предмет которых не достигает определенной суммы, устанавливаемой Федеральным советом (правительством), примирительное производство или простое и быстрое судебное производство.

Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность - это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке посредством применения в строгом соответствии с законом мер юридического воздействия (в т. ч. мер государственного принуждения).

Признаки правоохранительной деятельности:

Правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

Направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

Правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т п.;

Правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взыскания, применения мер юридического воздействия;

Применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер, так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае.

Если не можешь стать внешне, кем хочешь, стань внутренне тем, кем должен стать.

Понятие и содержание правоохранительной деятельности, организационные принципы ее осуществления

Правоохранительная деятельность - это осуществление специально уполномоченными государственными органами, должностными лицами и уполномоченными негосударственными организациями правоохранительных функций на основании и в порядке, определенном законом, для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, духовных и материальных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и государственной безопасности.

Правоохранительная деятельность находится в ведении Российской Федерации.

К основным признакам правоохранительной деятельности относится следующее:

  • 1) субъектами правоохранительной деятельности являются специально уполномоченные государственные органы, их должностные лица, а также негосударственные организации, осуществление правоохранительной деятельности которыми санкционировано (разрешено) государством на основании и в порядке, определенном законом;
  • 2) субъекты правоохранительной деятельности наделяются государственно-властными полномочиями, действуют от имени государства или специального правоохранительного органа на основании и в порядке, определяемом законом, негосударственные правоохранительные органы и их должностные лица осуществляют делегированные им государством полномочия на основе устава, зарегистрированного в определенном законодательством порядке;
  • 3) в сфере правоохранительной деятельности правоотношения чаще возникают по инициативе властных субъектов правоохранительной деятельности, иногда - по инициативе подвластных субъектов (например, подача жалобы на неправомерные решения (действия) властного субъекта правоохранительной деятельности);
  • 4) в целях защиты прав, свобод и законных интересов физических лиц властные субъекты правоохранительной деятельности уполномочены применять меры государственного принуждения к правонарушителям;
  • 5) деятельность властных субъектов правоохранительной деятельности основана на конституционных принципах и должна отвечать требованиям законности и справедливости;
  • 6) деятельность субъектов правоохранительной деятельности в целях обеспечения законности и укреплении дисциплины подконтрольна субъектам права в порядке, определяемом законом.

Деятельность правоохранительных органов осуществляется не только на основании конституционных принципов, в ней также используются научно обоснованные организационные принципы в целях упорядочения и согласованности этой деятельности и повышения ее эффективности.

К организационным принципам правоохранительной деятельности относятся:

  • 1) принцип плановости в деятельности правоохранительных органов. Правоохранительные органы разрабатывают комплексные программы борьбы с особо опасными преступлениями, организованной преступностью, по борьбе с терроризмом. Координация деятельности по реализации этих программ возлагается на прокуратуру;
  • 2) принцип объективности требует анализа и учета фактического состояния и развития состояния преступности, причин и условий ее существования и развития, а также определения комплексных государственных мер по ее предупреждению и профилактике;
  • 3) принцип дифференциации (разделения) и фиксации функций и полномочий каждого из правоохранительных органов и их должностных лиц. Данный принцип крайне важен для правильного подбора и расстановки кадров в зависимости от их профессиональной подготовки и опыта работы, а также разработки организационных структур управления в соответствии с имеющимися объективными функциями;
  • 4) принцип научности выражается в применении научных методов и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления, ее обработки с применением количественных методов на базе электронно-вычислительных машин, а также в выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей, постановки задач, определения эффективных способов и средств их решения. Этому способствует рациональное правовое закрепление функциональных обязанностей работников, совершенствование структуры служб и подразделений и научная организация труда;
  • 5) принцип рациональности заключается в том, что цели и задачи организации управления правоохранительными органами должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных (силах и средствах) и временных затратах. Цель определяют силы и средства, затрачиваемые на ее достижение. Управление должно быть оптимальным. Критериями эффективности могут быть: время решение задач, затраты, сроки окупаемости, минимум негативных издержек и др. Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных вариантов решений, их сравнении и выборе наилучшего. Основное требование к разработке вариантов решений - обоснование степени вероятности достижения результата в заданных пределах и ответственность за их реализацию. Это обеспечивается правовым регулированием отношений по применению количественных методов при оценке характеристик различных вариантов управленческих решений ;
  • 6) принцип ответственности правоохранительных органов и их должностных лиц за результаты своей работы в целом. Данный принцип обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, форм и методов работы. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей должностные лица правоохранительных органов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности;
  • 7) принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью. Смысл данного принципа заключается в том, что в правоохранительных органах чаще всего приходится разрешать комплексные проблемы и руководитель органа принимает управленческие решения с учетом мнения большинства членов коллегии. Решение коллегии, оформленное соответствующим образом, носит рекомендательный характер. Текущее оперативное управление осуществляется руководителем путем принятия единоличных решений, например министром, директором и др.;
  • 8) принцип линейности заключается в том, что руководитель в пределах своих полномочий реализует по отношению к своим подчиненным все полномочия, которыми он наделен в соответствии с законодательством, и персонально несет ответственность за результаты работы своих подчиненных;
  • 9) принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учетом местных условий, например управление муниципальной полицией. В организации управления подразделениями криминальной полиции этот принцип неприемлем, особенно в организации управления подразделениями по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Чтобы исключить влияние органов местного самоуправления, а также органов власти субъектов РФ, созданы региональные управления по борьбе с криминальной преступностью, которые финансируются только из федерального бюджета и подчиняются только по вертикали соответствующему ведомству МВД России;
  • 10) организационный принцип единства и централизации характерен, например, для органов прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и др.

К специальным принципам организации деятельности правоохранительных органов, которые отражают специфику организации и деятельности отдельных правоохранительных органов (например, органов Федеральной службы безопасности), относятся: принципы конспирации; сочетание гласных и негласных форм деятельности в борьбе с особо опасными преступлениями.

  • По теме «Методологические и организационно-правовые основы применения количественных методов в управленческой деятельности (на примере органов внутреннихдел)» 20.04.1999 г. в Российской академии государственной службы при ПрезидентеРоссии автором была защищена докторская диссертация (на соискания ученой степени д-ра юрид, наук).

Асташкина Елена Николаевна -204/5

Бугрова Татьяна Михайловна- семинары

Предмет, система и основные понятие курса правоохранительные органы.

    Понятие правоохранительной деятельности, ее признаки и задачи.

    Функции(виды) правоохранительной деятельности

    Правоохранительные органы, понятия и система, круг негосударственных органов, способствующих осуществлению правоохранительной деятельности

    Предмет и система учебной дисциплины, ее соотношения и связь с другими юридическими дисциплинами

    Правовое регулирование организации и деятельности правоохранительных органов

Конституция РФ от 12.12.1993 с поправками 2008

Федеральные конституционные закон (ФКЗ) о судебной системе

РФ от 31.12.1996 с изменениями от25.12.2012

Федеральный закон о прокуратуре РФ от 17.01.1992 с изменениями от 30.12.2012

Федеральный закон о системе государственной службы РФ от 27.05.2003 с изменениями от 06.12.2011

Закон РФ о частно-детективной и охранной деятельности в РФ от 11.03.1992 с изменениями от 03.12.2011

Учебная литература:

Божьев В.Г. Правоохранительные органы. Москва 2012

Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Москва 2012

Дмитриев Ю.А. Шапкин Ю.А.

Правоохранительные органы Учебно-методическое пособие Саратов 2012(синее)

Учебное пособие Соколов. Саратов 2012г. (зеленый)

Вопрос 1. Понятия правоохранительной деятельности, ее основные признаки и задачи.

Деятельность государства охватывает различные аспекты жизни общества. Одни из самых значимых и приоритетных направлений такой деятельности является охрана прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, обеспечение законности, правопорядка, что провозглашается в конституции и федеральном законодательстве. В частности ст.2 в КРФ гласит- «Человек, его права и свобода являются высшей ценностью, а признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- это есть обязанность государства.» Государство соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина посредством издания законов и создания системы государственных органов, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, права в целом, поэтому такие органы называются правоохранительными.

Правоохранительная деятельность*- деятельность специально уполномоченных государственных органов, которая осуществляется в целях охраны законности, правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного законом порядка.

Признаки правоохранительной деятельности:

1)ПД осуществляется только специально уполномоченными государственными органами в отношении которых законом установлено:

    Определенная организационная форма

    Конституционно- правовой статус в виде специфической компетенции

    Системное построение правоохранительных органов с учетом федеративного устройства РФ

    Структурное построение с учетом особенностей сферы деятельности.

2)ПД направлена на защиту права, а именно установленных в законе прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в целях обеспечения законности и правопорядка посредством борьбы с преступлениями и другими правонарушениями.

3)ПД осуществляется при неуклонном соблюдении установленного законом порядка. (должностное лицо осуществляющее правоохранительную деятельность при принятии какого-либо решения должен соблюдать установленные законом правила)

4)ПД осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия

5)Законность юридических мер воздействия

Задачи:

Деятельность всех правоохранительных органов направлена на решение общих задач:

Охрана личности, ее прав и свобод

Охрана общества, его материальных и духовных ценностей

Охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности

Однако каждому конкретному правоохранительному органному присуще свои специфические задачи, которые закреплены в соответствующем нормативном акте, регламентирующем деятельность этого правоохранительного органа.

Вопрос 2. Функции(виды) пд

Функция- это направление деятельности правоохранительного органа, направленная на решение задач правоохранительной деятельности.

    Отправление правосудия- деятельность суда, основанная на демократических принципах судопроизводства по рассмотрению присущих ему дел в рамках установленного процессуального порядка и применении на этой основе мер государственного принуждения.

    Конституционный контроль- осуществляется в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия конституции РФ на всей территории РФ и направлен на обеспечение соответствия конституции РФ действующих НПА

    Организационное обеспечение деятельности судов- деятельность специально- уполномоченных органов, призванных обеспечивать нормальное функционирование судебных органов.

    Прокурорский надзор- осуществляется от имени государства за соблюдение конституции и исполнение законов действующих на территории РФ

    Предупреждение, выявления и расследование преступлений. Данная функция направлена на установление событий преступления, лиц виновных в совершении преступления, привлечение их к ответственности, а также установление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступления.

    Обеспечение юридической помощи, которая осуществляется в виде консультаций по правовым вопросам, защиты в ходе уголовного судопроизводства, либо представления интересов в гражданском судопроизводстве.

Все функции находятся во взаимосвязи друг с другом (например правосудие по уголовному делу не может быть осуществлено законно, обоснованно и справедливо, если это дело не было предварительно расследовано специально уполномоченными органами)

Понятие и закрепляются в отраслевых нормативных актах. Она реализуется специально созданными структурами исполнительной власти. Рассмотрим далее, что собой представляет правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи .

Общая характеристика

Понятие цель, признаки этого института обуславливаются государственной политикой в сфере обеспечения безопасности в обществе. Уполномоченные структуры осуществляют защиту свобод и интересов граждан и страны. Цель деятельности заключается в охране конституционного строя, суверенитета и целостности России. Компетентные органы осуществляют борьбу с преступностью и прочими правонарушениями, оказывают населению квалифицированную правовую помощь, обеспечивают доступ к правосудию.

Признаки правоохранительной деятельности

Рассматриваемое направление в сфере обеспечения безопасности в обществе осуществляется органами, которые наделяются специальными полномочиями. Выделяют следующие :

  1. Решения и действия уполномоченных органов и их служащих, принимаемые и совершаемые в рамках их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми субъектами, которым они адресуются.
  2. Работа структур является особым видом юридической деятельности.
  3. В законодательстве предусматриваются специальные нормы, регулирующие полномочия органов.

Понятие, основные признаки правоохранительной деятельности позволяют отличать специальные структуры, реализующие государственную политику в сфере обеспечения безопасности, от прочих институтов власти.

Ключевые направления работы

Признаки и задачи правоохранительной деятельности имеют строго определенные пределы. Они выражают конкретную направленность госполитики. К ключевым задачам деятельности следует отнести:

  1. Охрану здоровья и жизни личности.
  2. Защиту достоинства и чести каждого физлица.
  3. Обеспечение неприкосновенности личной жизни и свободы.
  4. Создание условий для реализации населением права на благоприятную среду.
  5. Защиту частной собственности.
  6. Обеспечение безопасности в обществе.
  7. Защиту духовных и материальных ценностей.
  8. Охрану суверенитета, конституционного строя, госбезопасности и территориальной целостности.

Функции

Анализируя , можно установить, что она обеспечивает:


Система

Признаки правоохранительной деятельности проявляются в работе уполномоченных структур. Специально созданные органы осуществляют правоприменительные, надзорные, контрольные, оперативно-розыскные, профилактические и прочие функции в порядке и на основаниях, установленных в законодательстве. Рассматривая, нельзя не отметить возможность уполномоченных структур в процессе работы применять принудительные меры. Законодательство предусматривает определенные инструменты, которые могут использовать уполномоченные органы. Меры госпринуждения применяются исключительно в рамках компетенции структур.

Виды органов

Правоохранительные органы могут быть государственными и негосударственными. К первым относят суды, ОВД, фискальные структуры, прокуратуру, службу по контролю оборота наркотиков и психотропных средств и пр. Негосударственными органами являются частные охранные компании, адвокатура, добровольные дружины, административные комиссии, КДН и пр. Правоохранительными структурами являются КС, суды общей юрисдикции, следственный комитет, предварительное следствие и дознание.

Специфика органов

Признаки правоохранительной деятельности конкретизируются в работе уполномоченных структур. Она осуществляется в разных направлениях. Первое связано с обеспечением охраны права. Уполномоченные органы:

  1. Привлекают правонарушителей к ответственности.
  2. Восстанавливают права потерпевших.

Эти функции могут выполняться по отдельности либо одновременно. Следует отметить, что правоохранительные органы осуществляют свою деятельность при наступлении определенных обстоятельств. В частности, защита интересов имеет место при их ущемлении. Между тем, суть правовой охраны не исчерпывается приведенными выше функциями. Гражданам важно не только оперативное восстановление его интересов и справедливое вменение наказания виновным, но и предотвращение возникновения таких ситуаций. В этой связи законодательство в качестве неотъемлемой задачи правоохранительных органов называет создание условий для предупреждения правонарушений.

Государственная направленность работы

Нарушенные права порождают обязанность власти проявить надлежащую реакцию в виде санкции либо осуждения. Она появляется только при наступлении конкретных обстоятельств. При этом для привлечения к ответственности виновного необходимо выяснить реальную картину события. Этим занимаются уполномоченные правоохранительные органы. В их функции входит выявление нарушений, констатация факта несоблюдения законодательных предписаний конкретными субъектами. Эти же структуры формируют условия для принятия судом решений. Из всего этого вытекает еще один признак правоохранительных органов - принадлежность их к государственной системе. Все структуры формируются и финансируются властью. Они комплектуются сотрудниками, которые должны отвечать установленным требованиям. Из этого положения вытекает несколько признаков, которые авторы описывают как отдельные характеристики правоохранительных органов. В частности, речь о том, что работа в структурах осуществляется исключительно специальными лицами, а все решения, которые они принимают, являются обязательными для всех адресатов.

Законность

Как выше было указано, существуют специальные нормы, регламентирующие правоохранительную деятельность. В законодательстве определяются полномочия органов и их служащих, предусматривается обязательный перечень требований к сотрудникам. Среди основных нормативных актов можно отметить ФЗ "О полиции", "О прокуратуре", "О ФСБ" и пр.

Дополнительные особенности

Указанные выше признаки традиционно относятся к характеристикам первой очереди. При этом существуют особенности, которые свойственны только некоторым структурам. Они именуются характеристиками второй очереди. При наличии хотя бы одного из них структуру можно отнести к системе правоохранительных органов. Такими характеристиками являются:

  1. Возможность применять нормы уголовного законодательства.
  2. Реализация полномочий в строго установленной процессуальной форме. В частности, для работы судов характерны разные виды производства: арбитражное, уголовное, административное, конституционное, гражданское.

Анализ

Стоит отметить один важный нюанс, касающийся приведенных выше признаков органов, включенных в правоохранительную систему. Характеристики первой очереди должны присутствовать в совокупности. Если хотя бы один из них будет отсутствовать, орган нельзя отнести к правоохранительным. Характеристики второй очереди при этом могут и не присутствовать вообще. Они не являются определяющими, а выступают как специальные.

Выводы

Опираясь на приведенные выше характеристики, можно сформулировать Ими можно назвать специальные структуры, которые создаются государством для обеспечения защиты интересов и юридических возможностей всех субъектов. Эти институты действуют в соответствии и на основании законодательства, наделяются правом применять принудительные меры, а в некоторых случаях уголовные нормы и соблюдать определенную процессуальную форму.

Заключение

Правоохранительная деятельность является неотъемлемым направлением государственной внутренней политики. Именно она обеспечивает безопасность в обществе. Функции, которые реализуют уполномоченные органы, имеют ключевое значение для сохранения порядка в стране. Именно эти структуры ведут борьбу с преступностью, проводят профилактическую работу с населением, способствуют восстановлению прав и свобод потерпевших. Только они наделены возможностью применять меры принуждения, предусмотренные в законодательстве. Все это обуславливает специальные требования, которые предъявляет государство к сотрудникам этих органов.

Понятие и признаки правоохранительной деятельности. Задачи и система правоохранительных органов: общая характеристика.

Охрана прав и законных интересов личности, общества и государства является функцией правового государства. Выполнение данной функции обеспечивается специально создаваемыми правоохранительными органами, а деятельность этих органов по реализации этой функции именуется правоохранительной.

Правоохранительная деятельность - это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, борьбе с преступностью и другими правонарушениями, оказанию гражданам в случае необходимости квалифицированной юридической помощи и обеспечению доступа к правосудию.

В научной литературе имеются и другие определения данного понятия. Так, Л. К. Савюк определяет правоохранительную деятельность как властно - организующую деятельность компетентных органов и лиц, направленную на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе. А Гуценко К. Ф. и Ковалев М. А. под правоохранительной деятельностью понимают деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неукоснительном соблюдении установленного им порядке.

Для правоохранительной деятельности присущи следующие признаки (схема 1 ).

Признаки правоохранительной деятельности

1) Вид государственной деятельности, цель => охрана самого права

2) Осуществляется не всеми органами государственной власти, а только специально уполномоченными органами, для которых правоохранительная функция является основным содержанием их деятельности

3) Это особый вид правовой деятельности => осуществляется в правовых формах, в порядке, установленном законом, с соблюдением определенных процедур

4) Осуществляется посредством применения мер государственного принуждения (например, задержания, уголовного преследования, привлечения к юридической ответственности и т.п.)

5) Решения и действия правоохранительных органов и должностных лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, принятые в пределах их компетенции и в соответствии с законом, обязательны для граждан, органов и организаций, которым они адресованы

Правоохранительная деятельность в государстве направлена на охрану личности, ее прав и свобод, охрану общества, его материальных и духовных ценностей, охрану государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности. Эти задачи решаются в процессе реализации правоохранительными органами соответствующих функций.



Правоохранительные функции - основные направления деятельности правоохранительных органов, направленные на защиту прав и законных интересов личности, общества, государства от противоправных посягательств.

К основным функциям правоохранительной деятельности относятся:

1. Выявление и расследование преступлений и правонарушений

2. Организационное обеспечение деятельности судов

3. Оказание юридической помощи

4. Прокурорский надзор

5. Конституционный контроль

6. Отправление правосудия

7. Предупреждение преступлений и правонарушений

8. Исполнение судебных решений

9. Обеспечение правопорядка и безопасности в Российской Федерации

Конституционный контроль занимает особое место в правоохранительной деятельности. Эту функцию осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации. Задача Конституционного Суда РФ - защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на территории Российской Федерации.

Отправление правосудия - это деятельность специально создаваемых государственных органов - судов по рассмотрению и разрешению различных категорий дел (гражданских дел, разрешению экономических споров, уголовных дел, административных и иных дел, подсудных судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом) в пределах своей компетенции и вынесению по ним законных, обоснованных и справедливых решений. Для реализации этой функции в Российской Федерации создана система федеральных судов общей юрисдикции, система федеральных арбитражных судов и мировые судьи в субъектах Российской Федерации.



Организационное обеспечение деятельности судов заключается в осуществлении мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на обеспечение нормального функционирования судебных органов и создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов судейского сообщества, обеспечение оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, и обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями, формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Прокурорский надзор - направление правоохранительной деятельности, осуществляемое от имени государства специально уполномоченными должностными лицами - прокурорами. Прокурорский надзор призван обеспечить верховенство закона, точное исполнение и единообразное применение законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Выявление и расследование преступлений - правоохранительная деятельность должностных лиц (оперативных сотрудников, дознавателей, следователей), направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц, привлечение их к уголовной ответственности, а также установление всех обстоятельств совершенного преступления.

Обеспечение правопорядка и безопасности в Российской Федерации - это деятельность правоохранительных органов исполнительной власти (органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов службы внешней разведки, органов федеральной службы охраны, органов юстиции, таможенных и налоговых органов), в пределах их компетенции, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка, обеспечение общественной безопасности, а также на борьбу с преступлениями и правонарушениями, создающими угрозу безопасности личности, обществу и государству.

Исполнение судебных решений - деятельность органов Министерства юстиции в лице Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, направленная на обеспечение исполнения наказаний и принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Оказание юридической помощи - деятельность, направленная на обеспечение правовой защищенности личности в обществе. Эту функцию призваны осуществлять: адвокаты путем оказания квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию; нотариусы путем совершения предусмотренных законодательными актами Российской Федерации нотариальных действий от имени государства; частные детективные и охранные службы в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

Предупреждение преступлений и правонарушений - эту функцию реализуют все правоохранительные органы. Она направлена на установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, выявление нарушений прав и свобод граждан, а также других нарушений закона, допущенных при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом и принятие мер по их устранению.