Шестого ноября исполняется 20 лет с того дня , к огда Верховны й Совет Татарстана приня л Конституци ю республики . О том, как это происходило, что она дала жителям Татарстана и как трансформировалась за эти годы, в интервью РИА Новости рассказал председатель Государственного Совета Татарстана Фарид Мухаметшин.

- Фарид Хайруллович, расскажите, пожалуйста, как принимался основной закон республики?

Вспоминая сегодня те исторические решения, хочу напомнить, что наша республика как советская автономия имела несколько Конституций. Однако все они носили чисто декларативный характер и принимались под жестким партийным контролем однопартийной системы. Поэтому в начале 1990-х годов руководство Татарстана, народные депутаты, с одной стороны, отчетливо осознавали всю меру ответственности в связи с подготовкой проекта новой Конституции, с другой, понимали, что многие социальные процессы в тот период несли на себе явную печать переходности и имели незавершенный характер: принципы федерализма еще даже не получили своего конституирования, а целостная правовая система только складывалась. Параллельно в России начался спад производства, снижение уровня жизни, резкий скачок безработицы.

Но республика фактически уже жила в другом измерении - шли переговоры вначале с союзным, а затем и с федеральным центром о подписании Татарстаном двустороннего договора, в республике началась подготовка всенародного референдума о повышении ее государственного статуса, начиналась работа по выработке проекта Конституции России.

Всенародное голосование о статусе республики 21 марта 1992 года юридически подтвердило факт становления нового государственного образования - Республика Татарстан. Более 60% принявших участие в голосовании избирателей поддержали главную мысль референдума - объективную необходимость и политическую целесообразность повышения государственного статуса своей республики. Татарстан был провозглашен демократическим государством, выражающим волю и интересы многонационального народа, субъектом международного права, ассоциированным с Российской Федерацией на основе договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения. Причем, еще раз хочу подчеркнуть, что в соответствии с нормами международного права речь на референдуме шла о повышении самостоятельности республики, которая заключается в обладании всей полнотой государственной власти в пределах полномочий, определяемых договором с Российской Федерацией. Вполне очевидно, что о другом подходе не могло быть и речи.

Проект новой Конституции Татарстана был опубликован 31 декабря 1991 года для всенародного обсуждения, в ходе которого было внесено более 5,3 тысячи предложений, поправок и уточнений. Письма и телеграммы поступали не только из всех городов и районов республики, но и из других регионов. Были проведены международные правовые экспертизы. Все это - свидетельство неподдельного интереса к политическому процессу в республике и подготовке ее Конституции в отличие от предыдущих конституций, разработка которых была уделом узкого круга людей. Творцом Конституции 1992 года выступил многонациональный народ Татарстана.

В мае 1992 года на сессии Верховного Совета состоялось первое чтение проекта основного закона. Конституционной комиссией были рассмотрены более 500 поправок, поступивших от народных депутатов. Без заинтересованного обсуждения не принималась практически ни одна норма, а ряд статей принципиального характера - о двух равноправных государственных языках Татарстана, об организации государственной власти, о гражданстве республики, порой, вызвали даже поляризацию мнений народных депутатов.

В этих сложнейших условиях парламент Татарстана как никогда продемонстрировал политическую волю и гибкость, умение бесконфликтно решать судьбоносные вопросы. Были найдены компромиссные решения, которые объединили людей разных политических взглядов и убеждений, национальностей и вероисповеданий.

- В чем важность этой Конституции?

Новый основной закон стал реальным историческим рубежом в становлении государственности республики. И хотя впоследствии в ее текст были внесены вполне естественные изменения, но именно первая редакция основного закона заложила ряд фундаментальных принципов, сохранившихся по сей день.

Был сделан важный шаг в укреплении демократии, гарантий социальных и гражданских прав каждого жителя республики в соответствии с нормами международного права, повышении экономической самостоятельности Татарстана, сохранении гражданского мира и согласия, межконфессиональной толерантности, упрочении доверия между народами республики.

Оценивая с позиций прошедших двух десятилетий значение нашей Конституции, прежде всего, следует помнить, что Татарстан был первым субъектом Федерации, кто принял свой основной закон, отвечая вызовам переходной эпохи и первоначального этапа в развитии рыночных отношений. Тогда не было еще Конституции России соответствующей федеральной нормативной базе. С чистого листа народным депутатам республики приходилось разрабатывать и принимать законы, регулирующие новый тип социальных взаимодействий между институтами власти, государством, обществом и гражданином, развития новых институтов демократии и рыночной экономики, взаимоотношений между республикой и федеральным центром.

Особо следует подчеркнуть, что в 1992 году в Конституции Татарстана (впервые в новой Российской Федерации) на уровне ее субъекта были зафиксированы системообразующие принципы демократического правого государства, в частности верховенство законов, их неуклонное соблюдение, а также разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, провозглашен приоритет общепризнанных норм международного права над законами республики.

Конституция Республики Татарстан позволила сформировать собственные органы власти, новые институты демократии и рыночной экономики. Конституционно-правовое закрепление таких государственно-публичных институтов, как президентство, постоянный и профессиональный парламент, ответственное правительство, местное самоуправление, Конституционный суд, гражданство - все это позволило Татарстану эффективно решать задачи трансформации политических и социально-экономических отношений в качественно новое состояние. На первом этапе государственного строительства были приняты все необходимые атрибуты государственности республики - герб, гимн и флаг.

Таким образом, одним из преимуществ, которое получила республика, приняв свою Конституцию, стала возможность вступать в международные отношения?

Совершенно верно. Согласно ее нормам, Татарстан получил право вступать в международные отношения, ограниченные рамками компетенции субъекта федерации. На сегодняшний день правительством Татарстана подписано более 60 различных соглашений и протоколов с регионами Российской Федерации, ведущими бизнес-структурами, научными и исследовательскими центрами в странах СНГ, государствами дальнего зарубежья и их субъектами. Государственным Советом республики заключено 34 соглашения с субъектами федерации, два - с органами федеральной власти и семь соглашений и протоколов с зарубежными партнерами. Татарстаном установлены взаимовыгодные деловые отношения с рядом международных организаций, открыто 20 полномочных, постоянных и торгово-экономических представительств в зарубежных странах и регионах России.

Мировое сообщество уже давно осознало, что международные экономические, научно-технические и культурные связи субъектов федераций, согласованные и скоординированные должным образом, не только не подрывают эффективность внешней политики федеративного государства, но и, наоборот, обогащают и дополняют ее. Во всем цивилизованном мире государства-члены федерации уже давно выделились в отдельную категорию субъектов международного права и этот факт никого не смущает.

Фарид Хайруллович, как вы прокомментируете норму Конституции Республики Татарстан, которая наделяет татарский и русский языки статусом государственных и равноправных?

Конституционные положения о равноправии граждан Татарстана независимо от национальной принадлежности, языка, религиозных убеждений, предоставлении гарантий пользования родным языком получили свое развитие в республиканском законодательстве. Уже в 1992 году был принят закон «О языках народов Республики Татарстан», составляющий правовую основу регулирования языковой сферы, а несколько позднее - госпрограмма по сохранению, изучению и развитию языков народов Татарстана, предполагавшая расширение системы национального образования, содействие изданию литературы на языках народов республики, финансирование научных исследований в этой области, создание условий для использования языковой полифонии республики в органах власти, учреждениях культуры и образования, средствах массовой информации - везде, где национальные языки могут быть востребованы.

Учет интересов и потребностей представителей всех национальностей, для которых Татарстан стал родным домом, является высшим приоритетом проведения нашей государственной национальной политики на протяжении последних двух десятилетий.

В национальной политике республики есть принципиальные вопросы, подходы к которым не подлежат пересмотру. Прежде всего, речь идет о государственном двуязычии, а также об обязательном изучении русского и татарского языков. Это основа уважительных межнациональных отношений и сохранения стабильности в республике.

- Какую роль Конституция Татарстана сыграла в становлении федерализма в России?

Принятие Конституции позволило Татарстану избрать свой, во многом уникальный, путь проведения радикальных социально-экономических реформ. Кроме того, наши подходы, которые изначально встречали непонимание со стороны федерального центра, впоследствии им же брались на вооружение и распространялись как передовой опыт среди субъектов Федерации. Так было с идеями выстраивания социально-ориентированной рыночной экономики, поддержки отечественного товаропроизводителя, восстановления государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции, проведения политики адресной социальной защиты. Эти проекты с годами стали визитной карточкой республики и приоритетным направлением в государственной социально-экономической политике.

Однако, с другой стороны, сам факт появления Конституции Татарстана, инновационные подходы в выстраивании правового каркаса республики объективно порождали правовую коллизию между субъектом федерации и центром. Суть коллизионности состояла в том, что основной закон республики был принят раньше Российской Конституцией, и по ряду позиций они противоречили друг другу. Кроме того, Татарстан не подписал федеративный договор.

В свою очередь Конституция Российской Федерации, принимавшаяся общенародным голосованием, не получила поддержки в республике. Поэтому логическим следствием выхода из создавшейся ситуации стало последовательное движение федерального центра и руководства республики в направлении подготовки и подписания исторического (не только для Татарстана, но и для Российской Федерации) договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий.

Практика федеративного развития Российского государства убедительно доказала принципиальную правоту наших установок на повышение уровня самостоятельности Татарстана. Само подписание 15 февраля 1994 года договора между Российской Федерацией и Республикой Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий знаменовало собой дальнейшую децентрализацию власти с тем, чтобы регионы России брали на себя больший груз ответственности в решении вопросов социального и экономического развития.

Сегодня уже вполне очевидно, что договорные практики не только не противоречат Конституции Российской Федерации, но и позволяют раскрыть отдельные нормы основного закона, восполнить имеющиеся недостатки и в конечном итоге укрепляют, а не подтачивают единство России. Неслучайно вслед за Татарстаном к концу 1990-х годов уже 45 субъектов федерации - республики, края, области - также стали регулировать свои полномочия и ответственность через договоры и соглашения с федеральным центром.

В этом смысле конституционно-договорной опыт Татарстана по укреплению государственности, развитию демократии, модернизации экономики, аграрной политике, решению социальных проблем всегда тщательно изучался и брался на вооружение федеральным центром, и есть много примеров, когда наработки республики активно внедряются в других регионах России.

Конституция Республики Татарстан закрепила новую формулу развития федеративных отношений, ставшую неотъемлемым элементом политической жизни Российской Федерации.

- Насколько изменилась Конституция республики за эти 20 лет?

Конечно, совершенных конституций не бывает. Наша жизнь не стоит на месте, появляются новые проблемы, которые надо решать. И неизменность Конституции - не самоцель. Основной закон не должен препятствовать развитию общества и вносить изменения в него можно, но делать это нужно только тогда, когда без этого нельзя обойтись. И эти изменения, безусловно, должны носить точечный характер, не меняя профиль Конституции.

В начале 2000-х годов, практически через десять лет после принятия Конституции Татарстана, объективно возникла необходимость внесения в нее определенных изменений. Одна из причин этого в том, что в текст основного закона со времени его принятия был внесен ряд поправок, связанных с появлением в республике новых институтов власти: постоянно действующего парламента, Конституционного суда и мировых судей. С другой стороны, некоторые полномочия, закрепленные в Конституции, республика (на основе договора) делегировала федеральному центру. В Конституции были статьи, которые практически не работали. Все это приводило к тому, что нормы Конституции Татарстана все больше приходили в противоречие с Конституцией России и федеральным законодательством.

В данном случае речь не шла о недисциплинированности Татарстана. Проблема несоответствия регионального законодательства федеральному законодательству была присуща и другим субъектам федерации вследствие отсутствия в России на тот момент стройной системы этого механизма в целом. Поэтому в 1990-х годах регионы были вынуждены работать на опережение.

Например, закон Татарстана об административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта в свое время дал возможность покончить с начавшейся криминализацией отрасли. А закон о нефти и газе через льготное налогообложение предоставил республике возможность вовлечь в хозяйственный оборот низкорентабельные месторождения, которые в других регионах были закрыты. Однако, по заявлению Прокуратуры РФ, оба закона в судебном порядке были признаны несоответствующими федеральному законодательству, и парламент Татарстана вынужден был признать их недействующими. Однако задачу свою они выполнили и цель была достигнута. Позднее осознание правоты таких шагов пришло и в федеральном центре.

С начала 2000 года Государственный Совет республики начал масштабную работу по приведению наших законов в соответствие с федеральными законами. С 1990 года было принято около 300 законов, каждый из которых предстояло тщательно проанализировать.

В феврале 2002 года проект закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан» был представлен на рассмотрение Государственного Совета республики. В ходе обсуждения к проекту закона поступило более 1,2 тысячи предложений и поправок.

Наибольшее количество предложений и замечаний касались норм, регулирующих основы конституционного строя Татарстана, права и свободы человека и гражданина, а также организацию государственной власти и местного самоуправления в республике. Многие из них после внимательного изучения были включены в итоговый текст проекта закона.

19 апреля 2002 года Государственным Советом республики была принята новая редакция Конституции Татарстана.

- Фарид Хайруллович, а что из себя представляет О сновной закон республики сегодня?

Основной закон республики сохранил преемственность Конституции 1992 года. В частности, это норма о том, что Татарстан - демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией на основе Конституций России и Татарстана, а также договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан (республика является субъектом Российской Федерации).

Мы исходим из того, что существует компетенция федерального центра и есть компетенция субъектов федерации, определяющая сферу и границы их самостоятельности. Соответственно данному положению должны приниматься и законы двух уровней, не противоречащие друг другу, а дополняющие и развивающие единое правовое поле.

В Конституции республики обеспечена преемственность и по вопросу международной правосубъектности. В пределах своих полномочий Татарстан самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях, а также вправе заключать соглашения не только с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств, но и с самими иностранными государствами.

В соответствии с наработанным опытом выстраивания и развития рыночной экономики в новой редакции Конституции усилены нормы, обеспечивающие функционирование институтов собственности. Кроме того, появился прямой запрет на недобросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов, и закреплено положение о содействии государства в развитии малого и среднего бизнеса.

Также свое преемственное отражение и норма о государственных языках, которыми являются равноправные татарский и русский языки. Это принципиальная позиция Татарстана - одно из важнейших условий обеспечения его политической стабильности. Вместе с тем следует подчеркнуть, что данная норма дополнилась важной поправкой, согласно которой в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях Республики Татарстан государственные языки Республики Татарстан употребляются на равных основаниях. Кроме того, появилась новая статья Конституции, согласно которой республика оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Татарстана.

Существенное внимание уделено правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. В новой редакции Конституции данный аспект отражен через призму общепризнанных норм, которые корреспондируются как с нормами российского законодательства, так и международного права.

Наконец, в новой редакции основного закона более четко прописаны функции всех ветвей власти. Речь идет о закреплении функций постоянно действующего парламента республики и принципа разделения властей. Исходя из норм федерального законодательства, международного опыта развития парламентаризма внесены принципиальные коррективы в правовой статус депутатского корпуса.

Особо следует подчеркнуть, что при подготовке новой редакции основного закона мы придерживались лейтмотива, что вхождение в единое правовое поле России не должно означать, что во всех субъектах Федерации будут совершенно одинаковые законы. Необходимость правового регулирования на региональном уровне все равно сохранится, поскольку российской Конституцией предусмотрены предметы исключительной компетенции субъектов и предметы совместного ведения. Если же все законы будут приниматься в Москве, то, по сути, Россия станет не федеративным, а унитарным государством.

Действительно, выстроить жесткую властную вертикаль проще, чем стабильно развивающееся федеративное государство. Однако только федеративная форма устройства государства позволяет рассредоточить как усилия по обеспечению жизнедеятельности населения и в целом страны, так и более детально уточнить ответственность властных структур.

На наш взгляд, на основе принципа субсидиарности следует и дальше четко определять сферу компетенции регионов и центра, максимально уменьшать количество вопросов, отнесенных к предметам совместного ведения, по которым важно отработать механизм согласования интересов сторон.

Формулой современного этапа развития государственности республики стала идеология ответственности и самостоятельности. Наша республика стала своего рода одним из «пилотных» регионов России. Экспериментальные проекты по развитию рыночных механизмов хозяйствования и управления направлены на решение главной стратегической задачи - повышение уровня жизни населения.

Такие перемены были бы невозможны без прочного правового и политического фундамента, который закладывался в 1992 году, когда принималась Конституция Республики Татарстан.

(в ред. Законов РТ от 19.04.2002 N 1380,
от 15.09.2003 N 34-ЗРТ, от 12.03.2004 N 10-ЗРТ,
от 14.03.2005 N 55-ЗРТ, от 30.03.2010 N 10-ЗРТ,
от 22.11.2010 N 79-ЗРТ, от 22.06.2012 N 40-ЗРТ)


Раздел IV.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Статья 67
Государственный Совет Республики Татарстан - парламент Республики Татарстан является постоянно действующим высшим представительным, законодательным органом государственной власти Республики Татарстан.

Статья 68
Государственный Совет Республики Татарстан избирается сроком на пять лет.

Статья 69
1. Государственный Совет Республики Татарстан состоит из 100 депутатов.

2. Депутатом Государственного Совета Республики Татарстан может быть избран гражданин в Республике Татарстан, достигший 21 года.
3. Порядок выборов депутатов Государственного Совета Республики Татарстан определяется законом Республики Татарстан.

Статья 70
1. Депутаты Государственного Совета осуществляют депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, за исключением случая, установленного в части второй настоящей статьи.
(в ред. Закона РТ от 15.09.2003 N 34-ЗРТ)
2. Число депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается Законом Республики Татарстан.
(часть 2 введена Законом РТ от 15.09.2003 N 34-ЗРТ)
3. Депутат Государственного Совета Республики Татарстан в течение срока своих полномочий не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом иных представительных органов государственной власти, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Республики Татарстан или государственные должности государственной службы Республики Татарстан, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
(часть 3 в ред. Закона РТ от 15.09.2003 N 34-ЗРТ)
4. Депутат Государственного Совета, работающий на профессиональной постоянной основе не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона РТ от 15.09.2003 N 34-ЗРТ)
5. Депутат Государственного Совета не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
6. Депутат Государственного Совета ответствен перед избирателями и им подотчетен. Депутат Государственного Совета, не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван ими в установленном законом порядке.

Статья 71
1. Депутат Государственного Совета в соответствии с федеральным законом обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.
2. Вопрос о лишении депутата Государственного Совета неприкосновенности решается в соответствии с федеральным законом.
3. Статус депутата Государственного Совета Республики Татарстан и гарантии его деятельности устанавливаются федеральным законом и законом Республики Татарстан.
(часть 3 введена Законом РТ от 12.03.2004 N 10-ЗРТ)

Статья 72
Депутат Государственного Совета на заседаниях Государственного Совета имеет право обратиться с запросом к Президенту Республики Татарстан, Председателю Государственного Совета Республики Татарстан, Премьер-министру, министрам, руководителям других органов, образуемых или избираемых Государственным Советом (кроме судов). Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или, по требованию депутата Государственного Совета, письменный ответ в порядке и сроки, установленные законом.

Статья 73
1. Государственный Совет Республики Татарстан созывается на первое заседание не позднее чем через тридцать дней после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного Совета. Президент Республики Татарстан в течение этого срока может созвать Государственный Совет Республики Татарстан на первое заседание по своей инициативе.
(в ред. Закона РТ от 12.03.2004 N 10-ЗРТ)
2. Первое после выборов заседание Государственного Совета Республики Татарстан открывает и ведет до избрания Председателя Государственного Совета старейший по возрасту депутат Государственного Совета.

Статья 74
1. Основной формой работы Государственного Совета Республики Татарстан являются сессии, на которых решаются вопросы, отнесенные к ведению Государственного Совета.
2. Заседание Государственного Совета Республики Татарстан является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан.
(часть 2 введена Законом РТ от 12.03.2004 N 10-ЗРТ)
3. Для обеспечения работы Государственного Совета Республики Татарстан избирается Президиум и образуются комитеты Государственного Совета.
4. Порядок деятельности Государственного Совета Республики Татарстан определяется Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами, законами Республики Татарстан и Регламентом Государственного Совета Республики Татарстан.

Статья 75
К ведению Государственного Совета Республики Татарстан относятся:
1) принятие Конституции Республики Татарстан, внесение в нее изменений и дополнений;
2) законодательное регулирование по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан;
3) толкование законов Республики Татарстан;
4) участие в определении внутренней политики и направлений внешней деятельности Республики Татарстан;
5) утверждение бюджета Республики Татарстан и отчета о его исполнении, рассмотрение проекта консолидированного бюджета Республики Татарстан;
6) утверждение программ социально-экономического развития Республики Татарстан;
7) установление налогов и сборов Республики Татарстан в соответствии с федеральным законодательством;
(п. 7 введен Законом РТ от 12.03.2004 N 10-ЗРТ)
8) установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов Республики Татарстан, утверждение отчетов о расходовании средств этих фондов;
9) установление порядка управления и распоряжения собственностью Республики Татарстан;
10) установление порядка организации и деятельности республиканских органов государственной власти;
11) избрание Председателя Государственного Совета Республики Татарстан, заместителей Председателя и Секретаря Государственного Совета Республики Татарстан из числа депутатов Государственного Совета;
12) избрание Президиума Государственного Совета, образование и избрание комитетов Государственного Совета из числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан;
13) установление системы исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан;
(в ред. Закона РТ от 14.03.2005 N 55-ЗРТ)
14) назначение референдума Республики Татарстан;
15) назначение выборов в Государственный Совет Республики Татарстан;
16) назначение выборов Президента Республики Татарстан;
16") утратил силу. - Закон РТ от 22.06.2012 N 40-ЗРТ;
17) принятие решения о недоверии Президенту Республики Татарстан в соответствии с Конституцией Республики Татарстан;
18) утверждение по представлению Президента Республики Татарстан кандидатуры Премьер-министра; согласование предложений Президента Республики Татарстан о назначении заместителей Премьер-министра, об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов Республики Татарстан;
19) выражение недоверия Премьер-министру Республики Татарстан и его заместителям;
20) установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных федеральным законом;

Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 (ред. от 22.06.2012) {КонсультантПлюс}

(п. 20 в ред. Закона РТ от 12.03.2004 N 10-ЗРТ)
21) избрание судей Конституционного суда Республики Татарстан; назначение Председателя и заместителя Председателя Конституционного суда Республики Татарстан по предложению судей Конституционного суда Республики Татарстан;
22) избрание мировых судей Республики Татарстан;
22.1) назначение по представлению Президента Республики Татарстан Государственного Советника Республики Татарстан в соответствии с Законом Республики Татарстан;
(п. 22.1 введен Законом РТ от 30.03.2010 N 10-ЗРТ)
23) избрание Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан;
24) назначение половины членов Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан;
25) утверждение схемы образования избирательных округов по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан;
26) установление административно-территориального устройства Республики Татарстан и порядка его изменения;
27) решение вопросов, связанных с изменением границы Республики Татарстан;
28) согласование кандидатуры на должность Прокурора Республики Татарстан;
29) назначение представителей общественности в квалификационную коллегию судей Республики Татарстан в соответствии с законом;
30) учреждение государственных наград Республики Татарстан, установление почетных званий Республики Татарстан;
31) одобрение проекта договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий;
(п. 31 введен Законом РТ от 12.03.2004 N 10-ЗРТ)
32) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и законами Республики Татарстан.

Статья 76
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Татарстан, депутатам Государственного Совета, Президиуму и комитетам Государственного Совета, Кабинету Министров Республики Татарстан, Государственному Советнику Республики Татарстан, Прокурору Республики Татарстан, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Республики Татарстан, Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан по вопросам их ведения.
(в ред. Законов РТ от 30.03.2010 N 10-ЗРТ, от 22.11.2010 N 79-ЗРТ)
2. Право законодательной инициативы по внесению изменений в Конституцию Республики Татарстан принадлежит Президенту Республики Татарстан, не менее одной трети от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Президиуму Государственного Совета Республики Татарстан, Конституционному суду Республики Татарстан.
(часть 2 введена Законом РТ от 22.11.2010 N 79-ЗРТ)
3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Республики Татарстан, рассматриваются Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Президента Республики Татарстан либо при наличии его заключения. Указанное заключение Президента Республики Татарстан представляется в тридцатидневный срок со дня получения законопроекта.

Статья 77
1. Государственный Совет Республики Татарстан принимает законы и постановления.
2. Законы Республики Татарстан принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, если иное не предусмотрено настоящей Конституцией.
3. Постановления Государственного Совета Республики Татарстан принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Государственного Совета, если иное не предусмотрено настоящей Конституцией.

Статья 78
Проекты законов Республики Татарстан и другие наиболее важные вопросы государственной жизни республики решением Государственного Совета могут быть вынесены на народное обсуждение Республики Татарстан.

Статья 79
1. Принятый Государственным Советом закон Республики Татарстан в течение четырнадцати календарных дней направляется Президенту Республики Татарстан.
2. Президент Республики Татарстан подписывает и обнародует закон Республики Татарстан либо отклоняет указанный закон в течение четырнадцати календарных дней с момента его поступления.
3. В случае отклонения Президентом Республики Татарстан закона Республики Татарстан указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета.
4. Закон Республики Татарстан, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Президентом Республики Татарстан и подлежит подписанию и обнародованию в семидневный срок.

Статья 80
1. Законы Республики Татарстан принимаются и публикуются на татарском и русском языках.
2. Тексты законов на татарском и русском языках проходят идентификацию.

Статья 81
Государственный Совет Республики Татарстан в пределах и формах, установленных Конституцией и законами Республики Татарстан, осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Татарстан, исполнением бюджета Республики Татарстан, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Татарстан.

Статья 82
1. Председатель Государственного Совета Республики Татарстан возглавляет Государственный Совет и председательствует на его заседаниях, организует работу Государственного Совета, представляет Государственный Совет в отношениях с другими органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления, федеральными органами государственной власти, парламентами других государств, общественными объединениями, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Татарстан и Регламентом Государственного Совета Республики Татарстан.
2. Заместители Председателя Государственного Совета выполняют по уполномочию Председателя Государственного Совета отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
3. Секретарь Государственного Совета Республики Татарстан возглавляет Аппарат Государственного Совета.

Статья 83
1. Президиум Государственного Совета Республики Татарстан обеспечивает организацию работы Государственного Совета. Президиум подотчетен Государственному Совету.
2. В состав Президиума Государственного Совета входят Председатель, заместители Председателя, Секретарь Государственного Совета Республики Татарстан и депутаты Государственного Совета, избираемые Государственным Советом.
3. Президиум Государственного Совета возглавляет Председатель Государственного Совета.
4. Президиум Государственного Совета Республики Татарстан принимает постановления.

Статья 84
Президиум Государственного Совета Республики Татарстан:
1) созывает сессии Государственного Совета и организует подготовку его заседаний;
2) координирует деятельность комитетов и комиссий, создаваемых Государственным Советом;
3) оказывает содействие депутатам Государственного Совета в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;
4) организует подготовку и проведение народных обсуждений проектов законов Республики Татарстан и других наиболее важных вопросов государственной жизни республики;
5) публикует постановления Государственного Совета и постановления Президиума Государственного Совета;
6) решает другие вопросы организации работы Государственного Совета.

Статья 85
По истечении срока полномочий Государственного Совета Президиум Государственного Совета Республики Татарстан организует созыв и подготовку первого после выборов заседания Государственного Совета Республики Татарстан.

Статья 86
1. Государственный Совет из числа депутатов образует комитеты для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Государственного Совета.
2. Порядок образования, организации, деятельности и компетенция комитетов Государственного Совета определяются законом.
3. Государственный Совет при необходимости проводит парламентские расследования, создает ревизионные и иные комиссии.

Статья 87
Для осуществления государственного контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан Государственный Совет образует Счетную палату Республики Татарстан, состав, порядок деятельности и полномочия которой определяются законом.

Статья 88
1. Полномочия Государственного Совета Республики Татарстан могут быть прекращены досрочно в случае:
1) принятия Государственным Советом решения о самороспуске;
2) роспуска Государственного Совета Президентом Республики Татарстан в соответствии с законом;
3) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Решение Государственного Совета Республики Татарстан о самороспуске принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов Государственного Совета по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Государственного Совета.
3. При принятии решения о самороспуске Государственный Совет Республики Татарстан одновременно назначает внеочередные выборы в Государственный Совет, которые проводятся не позднее чем через 120 дней со дня вступления в силу решения о самороспуске Государственного Совета Республики Татарстан.
(в ред. Закона РТ от 15.09.2003 N 34-ЗРТ)
4. Президент Республики Татарстан вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Татарстан в случае принятия Государственным Советом закона Республики Татарстан, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральным законам, Договору Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", если такие противоречия установлены судебным решением, а Государственный Совет Республики Татарстан не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
5. При досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Татарстан Президент Республики Татарстан одновременно назначает внеочередные выборы в Государственный Совет, которые проводятся не позднее чем через 120 дней со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Татарстан.
(в ред. Закона РТ от 15.09.2003 N 34-ЗРТ)

Гл. 1, Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 (ред. от 22.06.2012) {КонсультантПлюс}

Глава 3. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Статья 99
1. Кабинет Министров Республики Татарстан - Правительство Республики Татарстан является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Татарстан.
2. Компетенция Кабинета Министров Республики Татарстан, порядок его деятельности, отношения с другими органами государственной власти Республики Татарстан определяются законом Республики Татарстан.

Статья 100
Кабинет Министров Республики Татарстан состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов и руководителей других исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан.

Статья 101
1. Кабинет Министров Республики Татарстан ответствен перед Президентом Республики Татарстан.
2. Вновь образованный Кабинет Министров Республики Татарстан представляет Государственному Совету Республики Татарстан программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.
3. Кабинет Министров Республики Татарстан по отдельным вопросам отчитывается о своей работе перед Государственным Советом Республики Татарстан.
4. Государственный Совет Республики Татарстан может выразить недоверие Премьер-министру Республики Татарстан, заместителям Премьер-министра, что влечет их отставку. Постановления по этим вопросам принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Государственного Совета Республики Татарстан.

Статья 102
Кабинет Министров Республики Татарстан:
1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
2) разрабатывает проект бюджета Республики Татарстан, проекты программ социально-экономического развития Республики Татарстан, составляет проект консолидированного бюджета Республики Татарстан;
3) обеспечивает исполнение бюджета Республики Татарстан, готовит отчет о его исполнении и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Республики Татарстан, составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Татарстан;
4) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Татарстан, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, культуры, образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения, охраны природы и экологии; способствует осуществлению мер по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики, реализации общегосударственной политики оплаты труда;
5) управляет и распоряжается собственностью Республики Татарстан в соответствии с законами Республики Татарстан, а также федеральной собственностью, переданной в управление Республики Татарстан в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) осуществляет внешнеэкономическую деятельность;
7) образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства при Кабинете Министров;
8) утверждает положения о министерствах, государственных комитетах и ведомствах Республики Татарстан;
9) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Республики Татарстан, а также вправе обратиться в суд;
10) заключает в соответствии с федеральным законом соглашения с федеральными органами исполнительной власти о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
11) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией Республики Татарстан и законами Республики Татарстан, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Статья 103
Кабинет Министров Республики Татарстан обеспечивает исполнение на территории Республики Татарстан Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан обязательны к исполнению на всей территории Республики Татарстан.

Статья 104
Кабинет Министров Республики Татарстан имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Республики Татарстан, других подведомственных ему органов исполнительной власти Республики Татарстан.

Статья 105
1. Кабинет Министров Республики Татарстан объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов Республики Татарстан и других подведомственных ему органов исполнительной власти Республики Татарстан.
2. Министерства, государственные комитеты и другие исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан реализуют государственную политику в соответствующих отраслях управления или на межотраслевом уровне.

Глава 4. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ. ПРОКУРАТУРА

Статья 106
1. Правосудие в Республике Татарстан осуществляется только судом.
2. Судьи независимы и подчиняются только закону.

Статья 107
Судебная власть в Республике Татарстан осуществляется Конституционным судом Республики Татарстан, федеральными судами общей юрисдикции, Арбитражным судом Республики Татарстан и мировыми судьями.

Статья 108
1. Конституционный суд Республики Татарстан состоит из шести судей Конституционного суда, избираемых из числа граждан в Республике Татарстан не моложе 25 лет, имеющих высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
2. Кандидатов в судьи Конституционного суда представляют Государственному Совету Республики Татарстан Президент Республики Татарстан и Председатель Государственного Совета Республики Татарстан в равном количестве.
3. Судьи Конституционного суда вносят на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан предложения по кандидатам на должности Председателя и заместителя Председателя Конституционного суда.
4. Компетенция, порядок организации и деятельности Конституционного суда, статус его судей определяются федеральным законом, законом Республики Татарстан.

Статья 109
1. Конституционный суд Республики Татарстан в целях защиты конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства в правовой системе Республики Татарстан и непосредственного действия Конституции Республики Татарстан на всей ее территории по запросам Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, его Президиума и комитетов, одной пятой от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан и органов местного самоуправления рассматривает дела о конституционности:
1) законов Республики Татарстан;
2) нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, иных органов государственной власти Республики Татарстан;
3) нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
4) не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях Республики Татарстан.
2. Конституционный суд Республики Татарстан по запросам Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, его комитетов, одной пятой от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан дает толкование Конституции Республики Татарстан.
3. Конституционный суд рассматривает споры о компетенции:
1) между органами государственной власти Республики Татарстан;
2) между органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления;
3) между органами местного самоуправления.
4. Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона Республики Татарстан или его отдельных положений, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления.
5. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня опубликования решения Конституционного суда Республики Татарстан.
6. Решение Конституционного суда Республики Татарстан, принятое в пределах его полномочий, является окончательным, не может быть пересмотрено иным судом.

Статья 110
Федеральными судами общей юрисдикции являются Верховный суд Республики Татарстан и районные (городские) и военные суды.

Статья 111
1. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции Республики Татарстан и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
2. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок избрания на должность мировых судей устанавливаются соответствующими законами.

Статья 112
1. Арбитражный суд Республики Татарстан является судебным органом, осуществляющим правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
2. Полномочия, порядок образования и деятельности Арбитражного суда Республики Татарстан устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 113
Судопроизводство и делопроизводство в судах в Республике Татарстан ведутся в соответствии с федеральным законом.

Статья 114
1. Прокурор Республики Татарстан назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Президентом Республики Татарстан и Государственным Советом Республики Татарстан.
2. Прокурор Республики Татарстан и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных законов, законов Республики Татарстан.
3. Полномочия, порядок организации и деятельности прокуратуры Республики Татарстан устанавливаются федеральным законом.

Статья 115
1. Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают коллегии адвокатов, а в случаях, предусмотренных законом, - другие юридические организации и отдельные граждане.
2. Порядок организации и деятельности адвокатуры в Республике Татарстан определяется законом.

Основной закон республики: на год раньше российского, споры с Москвой и фактор федерализма

Сегодня в Татарстане отмечается День Конституции республики. Советский Союз распался, а автономные республики требовали от Кремля самостоятельности. После долгой и кропотливой работы 27 лет назад в Казани был принят основной закон РТ. Историк Алексей Бушуев в колонке, написанной для «Реального времени», рассказывает, как в непростых политических и экономических условиях принимался этот важный для региона и страны документ.

Вопрос о статусе республики

Сегодня республика Татарстан отмечает особый для себя день - День Конституции. 27 лет назад, 6 ноября 1992 года, в сложных исторических условиях был принят этот важный документ. Событие оказалось неординарным в современной российской истории, ведь оно не только определило вектор развития республики на многие годы вперед, но и на год опередило рождение новой Конституции России. Принятие Конституции Татарстана стало важной вехой в истории государственного строительства и выстраивания отношений между Москвой и Казанью после распада Советского Союза.

Вопрос о необходимости принятия Конституции республики обозначился в политической повестке практически сразу после принятия Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР 30 августа 1990 года, так как требовалось законодательное закрепление достигнутых в ней позиций. Распад Союза ССР в декабре 1991-го сделал решение этого вопроса не просто актуальным, а необходимым.

Главным камнем преткновения здесь был вопрос о статусе республики и ее взаимоотношениях с Российской Федерацией. На самом деле этот вопрос начал обсуждаться еще до распада СССР в процессе подготовки нового союзного договора, когда бывшие автономные республики одна за другой стали выдвигать новые требования, желая самостоятельно (а не в составе РСФСР) подписывать этот договор. Тогда же начались сложные переговоры о порядке подписания союзного договора Татарской республикой, которые затянулись на три с половиной года и завершились подписанием двустороннего договора о взаимном делегировании полномочий с Россией в феврале 1994 года.

К началу 1992-го обстановка в стране была сложной, все жили «под впечатлением» от распада казавшегося неуязвимым Советского Союза. Но развитие политических процессов это не останавливало, а лишь добавляло остроты. Москва старалась держать руку на пульсе: только в первом полугодии 1992 года в Казани побывали ряд высокопоставленных российских чиновников - от заместителя председателя Совета Министров РСФСР Рамазана Абдулатипова, до председателя Госкомнаца - министра РФ Валерия Тишкова.

После проведенного 21 марта 1992 года референдума о статусе республики, на котором 61,4% участвовавших в нем граждан высказались в поддержку суверенного статуса Татарстана, был открыт прямой путь к принятию основного закона республики. Начатая ранее в Верховном Совете Республики Татарстан подготовка проекта Конституции была продолжена, и уже в конце мая на X сессии Верховного Совета РТ состоялось его первое обсуждение. Уже тогда стало ясно, что этот процесс легким не будет.

На референдуме 1992 года в Татарстане. Фото Михаила Козловского.

Острота дискуссий зашкаливала

20 мая 1992 года с докладами на сессии Верховного Совета Республики Татарстан выступил председатель конституционной комиссии, президент РТ Минтимер Шаймиев, а также депутаты, предложившие альтернативные проекты Конституции, - Валентин Михайлов (от группы «Народовластие») и Зиннур Латыпов (от Движения демократических реформ Татарстана). После возникшей дискуссии решено было взять за основу для дальнейшей работы предложенный проект конституционной комиссии Верховного Совета, хотя ряд депутатов протестовал против этого, а некоторые и вовсе предлагали отложить рассмотрение вопроса о Конституции до решения вопроса о полномочиях республики в ходе продолжавшихся тогда переговоров с Россией. Надо сказать, что состав депутатов законодательного собрания республики в тот период был достаточно демократичным и включал представителей разных политических сил - от умеренных до самых радикальных. И поэтому острота дискуссий в его стенах порой зашкаливала.

Следующий этап обсуждения проекта Конституции Татарстана начался на открывшейся 28 сентября 1992 года XI сессии Верховного Совета Республики Татарстан. Но очередь до него дошла только к 1 октября: в парламенте республики накопилось много острых вопросов, связанных, прежде всего, с налогами и бюджетом и требующих решения. За время, прошедшее с предыдущей сессии, конституционной комиссией Верховного Совета республики было рассмотрено более 460 поступивших поправок и предложений. В результате изменениям были подвергнуты в той или иной мере 59 статей проекта Конституции, некоторые статьи были исключены, некоторые - добавлены.

Однако ряд поправок, предлагавшихся депутатской группой «Согласие», был отклонен, поэтому депутаты настояли, чтобы состоялись прения, в ходе которых обсуждались позиции, вызывавшие наиболее острые споры. В результате, в дополнение к конституционной комиссии было решено создать еще одну - согласительную. Таким образом, работа над проектом Конституции республики была напряженной, и в этой работе были задействованы практически все представители депутатского корпуса.


Сессия Верховного совета ТАССР, 1992 год. Фото Михаила Козловского

К началу XII сессии Верховного совета Республики Татарстан, которая открылась 28 октября 1992 года, проект основного закона республики предстал перед депутатами в доработанном виде. Вся сессия была посвящена постатейному рассмотрению проекта Конституции. В ее работе, наряду с депутатами республиканского парламента, принимали участие юристы Казанского университета Борис Железнов , Рустем Тарнопольский и другие. Были и участники российской делегации по переговорам с Татарстаном - заместитель председателя Верховного Совета РСФСР Юрий Яров и ответственный секретарь конституционной комиссии Олег Румянцев, а также члены конституционной комиссии Анатолий Ковлягин и Евгений Данилов. Таким образом, Москва внимательно следила за развитием ситуации в республике.

Компромиссные формулировки

Но далеко не все были довольны ходом конституционного строительства в Татарстане - как в самой Казани, так и в Москве. Сторонников национального движения не устраивала излишняя медлительность и нерешительность в этом вопросе, они хотели поскорее принять Конституцию суверенного Татарстана. Представители национального движения, собравшиеся на площади Свободы, даже передали депутатам обращение, в котором указывали не недопустимость участия в работе сессии представителей российской делегации, считая это «вмешательством во внутренние дела Татарстана».

Депутатские группы «Согласие» и «Народовластие», напротив, призывали решать в первую очередь наболевшие социально-экономические вопросы, отложив вопрос с Конституцией до завершения переговорного процесса с Российской Федерацией. Представители российской конституционной комиссии, присутствовавшие на сессии, были озабочены содержанием ряда положений рассматриваемого проекта: их не устраивало отсутствие в проекте Конституции указания на конституционную взаимосвязь Татарстана и России, положение о самостоятельном определении республикой своего государственно-правового статуса и верховенстве законов Республики Татарстан на ее территории, формулировка о возможности граждан РТ сохранять «по своему желанию гражданство РФ», которая, по их мнению, могла трактоваться неоднозначно.

В такой напряженной обстановке продолжилось постатейное обсуждение проекта Конституции. Споры по некоторым статьям были настолько острые, что представителям разных депутатских групп порой приходилось отдельно собираться, чтобы согласовать и предложить сессии компромиссный вариант. В конечном итоге депутатам удалось найти формулировки, которые устроили большинство и постатейный разбор проекта Конституции был завершен, и 6 ноября 1992 года Конституция Татарстана была принята. В этот же день депутаты приняли закон «О Дне Конституции Республики Татарстан», объявив 6 ноября праздничным днем.

Выступление Минтимера Шаймиева на сессии Верховного совета, 1992 год. Фото Михаила Козловского

Принятие Конституции стало важной вехой в истории Татарстана, которая не только вобрала в себя многие надежды и чаяния республики, но и явилась своеобразным отражением проблем и противоречий политической жизни начала 90-х годов. И если с юридической точки зрения к отдельным положениям принятой тогда Конституции у разных сторон процесса могли возникать вопросы, то исторически этот документ не только подвел логический итог определенного этапа государственного строительства в современной России, но и стал основой для продолжения переговоров с российской стороной и развития федерализма.

Алексей Бушуев

Справка

Алексей Сергеевич Бушуев - историк, ученый секретарь Института истории им. Ш. Марджани, к. и. н.

  • 2003 год - Казанский государственный педагогический университет, исторический факультет.
  • 2007 год - Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, аспирантура по кафедре современной отечественной истории. Кандидат исторических наук (отечественная история).
  • С 2008 года - работа в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • Лауреат Госпремии РТ в области науки и техники, премии РТ для государственной поддержки молодых ученых в области «Истории, языка и литературы».
  • Область научных интересов: общественно-политическая активность, демографические и социальные процессы в молодежной среде в Поволжье с 1980-х годов до современности; применение математических методов в историческом исследовании.

Информационный материал

к Парламентскому уроку – 2012

Конституция – это основной закон государства, закрепляющий основы существующего общественного, экономического и государственного строя, права и свободы человека и гражданина, учреждающий систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления . Слово «конституция » в переводе с латинского означает «установление», «устройство».

Конституции стран мира

Каждая конституция – это лицо своей страны, душа общества, в которой можно найти характеристику, обычаи этой страны.

Принято считать, что американская конституция является самой первой конституцией в мире. А на самом деле, первая – польская. Но так как её даровал монарх, а не принял народ, многие учёные о ней забывают. Первая польская Конституция – самая старая в Европе. Она была принята 3 мая 1791 года, на полгода раньше французской.

Конституция США была принята в 1787 году. Несмотря на то, что Конституция была принята в 18-ом веке, за два с лишним столетия в ней произошло всего 27 поправок, первые 10 из них получили имя «Билл о правах человека». Характерной чертой Конституции США является то, что поправки не внесены в текст Конституции, как это делается во многих других странах мира, они написаны сразу после основного текста Конституции в виде приложения к тексту: так американцы проявляют свое уважение к своему основному закону.

Конституция Индии считается самой большой конституцией в мире. Она состоит из 395 статей, 12 приложений, 500 поправок и изменений и около 117.400 слов. Она также считается одной из самых трудно понимаемых конституций.

В Конституции Японии сказано, что народ Японии впредь отказывается от войны, как способа осуществления государственного суверенитета. За всю историю в ней не было сделано ни одного изменения.

А вот, например, у Великобритании вообще отсутствует какой-либо единый документ, который можно было бы назвать основным законом страны. Более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции.

В Ливии в 1977 году была принята декларация, гласившая, что основным законом государства признается Коран.

Конституция Мальты провозглашает страну «нейтральным государством, активно стремящимся к миру», придерживающимся политики неприсоединения и отказывающимся входить в какие-либо военные союзы.

В настоящее время в Израиле вместо единой конституции действует свод основных законов, потому что противоречия между духовными и мирскими законами Израиля оказались слишком велики, чтобы их все можно было разрешить в одном документе.

Конституция Италии считается одной из наиболее демократических в современном мире.

Тувалу – одно из самых маленьких государств в мире. В конституции страны указываются точные координаты местонахождения государства.

Сегодняшняя конституция – прочный фундамент демократического развития государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны - Закон , который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.

С уважения к Конституции начинается уважение к закону в нашей повседневной жизни. Высший же смысл и назначение Конституции как закона – это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

История создания Коституции в Республике Татарстан

В нашей республике Коститутция принималась 4 раза.

Впервые проект Конституции ТАССР был принят на пленарном заседании VI Всетатарского съезда Советов 13 марта 1926 года. В Коституции 1926 года республика определялась как Татарская Республика – социалистическое государство рабочих и крестьян, входящее на началах федерации , согласно ст. 8 постановления III-го Всероссийского Съезда Советов (декларация прав трудящегося и эксплоатируемого народа) в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. В Конституции 1926 года было записано, что вся власть в пределах ТССР

принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Конституция предоставляла свободу совести, свободу выражения своих мнений, свободу собраний, свободу союзов. Ставилась задача предоставить всем трудящимся полное, всестороннее и бесплатное образование. Труд признавался обязанностью всех граждан Республики. Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставлялось только трудящимся. Конституция определяла территориальный состав Татарской Социалистической Советской Республики, в нее входило 12 кантонов.

Государственными языками в Татарской Социалистической Советской Республике признавались татарский и русский.

Носителем верховной власти в Татарской Социалистической Советской Республике провозглашался съезд Советов Татарской Социалистической Советской Республики, а в период между Съездами – Центральный Исполнительный Комитет Татарской Социалистической Советской Республики.

Проект Конституции ТАССР 1926 года не был утвержден Всероссийским съездом Советов и в силу основного закона республики не вступил.

Конституция Татарской АССР 1937 года принята XI Чрезвычайным съездом Советов ТАССР 25 июня 1937 года, утверждена III сессией Верховного Совета РСФСР 2 июня 1940 года. В Коституции 1937 года республика определяется уже как Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика – социалистическое государство рабочих и крестьян.

Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика входила в состав РСФСР на правах Автономной республики . В основном законе было записано, что вся власть в Татарской АССР принадлежит трудящимся города и деревни. Новая конституция предоставляла право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, на образование. Женщине предоставлялись равные права с мужчиной. Церковь и мечеть отделялись от государства и школа от церкви и мечети. Защита отечества являлась священным долгом каждого гражданина Татарской АССР. Гражданам закон гарантировал свободу слова, свободу печати, свободу собраний и митингов и свободу уличных шествий и демонстраций. В новой Коституции говорилось, что законы, принятые Верховным Советом Татарской АССР, публикуются на татарском и русском языках за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета Татарской АССР.

Высшим органом государственной власти ТАССР являлся Верховный Совет ТАССР.

власть в Татарской АССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Татарской АССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов. Впервые было закреплено право граждан Татарской АССР на жилище. Высшим органом государственной власти Татарской АССР являлся Верховный Совет Татарской АССР.

Ныне действующая была принята Верховным Советом Республики Татарстан в 1992 году. Эта Конституция Республики Татарстан принималась в очень непростой политической обстановке. С начала перестройки Татарстан, став одним из лидеров национальных движений в России, претендовал на статус союзной республики. 30 августа 1990 года после принятия декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой предусматривалось право народов «на самоопределение в избранных ими национально-государст-

венных и национально-культурных формах», Верховный Совет ТАССР принял декларацию «О государственном суверенитете ТАССР».

Но в результате августовского путча в 1991 года и последовавшего затем распада СССР политическая ситуация изменилась, надежды на подписание Союзного Договора и подтверждения нового статуса республики не оправдались. В России начались серьезные экономические и социальные преобразования, формировались новые общественные отношения. В то же время, страна продолжала жить по советской, социалистической Конституции. В этих условиях Республика Татарстан принимала законодательные акты в опережающем режиме.

В сложнейших политических условиях 21 марта 1992 года в Татарстане был проведен референдум по вопросу о его статусе уже в рамках отношений с Россией, на котором почти 62% голосовавших отдали свои голоса за укрепление статуса республики. Итоги мартовского референдума, наряду с Декларацией о государственном суверенитете легли в основу разработки Конституции Татарстана.

В мае 1992 года на X сессии Верховного Совета Республики Татарстан состоялось первое чтение проекта Конституции Республики Татарстан. На рассмотерение постоянным комиссиям Верховного Совета было предложено три проекта Коституции, один был представлен Президентом Шаймиевым, альтернативный проект был представлен группой «Движение демократических реформ», третий проект – от группы депутатов «Народовластие». Проект Коституции, который был представлен Президентом прошел общенародное обсуждение, и предложения о поправках поступали только на этот проект. Бурное обсуждение вызывали вопросы взаимоотношений Татарстана и России, республиканского гражданства и государственного языка.

Оставаться ли Татарстану в России или же искать свой путь? Иметь ли жителям республики два гражданства – татарстанское и российское? Целесообразно ли объявлять государственными сразу два языка – татарский и русский? И это – лишь небольшая часть вопросов, ответы на которые были найдены во время эмоционального обсуждения на сессиях Верховного Совета Татарстана.

Конституционной комиссией были рассмотрены более пятисот поправок, поступивших от народных депутатов, ни один народный депутат, ни одна депутатская группа не остались в стороне от участия в работе над проектом Основного Закона.

Конституция Республики Татарстан была принята на ХII сессии Верховного Совета 6 ноября 1992 года.

Основной закон республики придал ее суверенитету правовую форму. Конституция подтверждала многие из принципов, отраженных в Декларации о государственном суверенитете 1990 года. В новой Коституции появилось ключевое положение о государственно-административном статусе Республики Татарстан: «Республика Татарстан – суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики. Государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан». Статья 4 определяла татарский и русский в качестве государственных языков. Статья 19 устанавливала республиканское гражданство, отмечая, что «граждане Татарстана обладают гражданством Российской Федерации», и предоставляла возможность двойного гражданства. И, наконец, статья 20 предоставляла равную защиту со стороны закона всем гражданам независимо от происхождения, социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и гарантировала всем гражданам пользование родным языком.

После принятия Конституции Татарстана началась стабилизация политической обстановки. Республика утверждала свой статус, искала пути перехода к рыночной экономике, создавала демократические институты. Конституция республики заложила прочную правовую базу межэтнического и межконфессионального согласия.

Но Конституция 1992 года не остается неизменной, руководство Татарстана отмечало и раньше, что Конституция республики будет корректироваться, поскольку для этого есть объективные причины. Отдельные положения Конституции Татарстана 1992 года явно устарели, требовали внесения поправок, некоторые полномочия республики, записанные в Конституции, были делегированы федеральному центру на основе Договора. В то же время есть базовые статьи, определяющие статус республики, которые должны сохраниться с учетом политических реалий.

Структура Конституции Республики Татарстан

Структура Конституции Республики Татарстан представляет собой систему конституционных норм и имеет преамбулу (вступление), основную часть, заключительные и переходные положения. Конституционные нормы включаются в разделы и главы.

В Коституции Республики Татарстан 7 разделов, 4 главы и 126 статей.

В Преамбуле закрепляются основные принципы, на которых базируется Конституция. В основной части Конституции раскрываются: основы конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина; статус и полномочия Президента, Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинета Министров, органов судебной власти, Прокуратуры; принципы осуществления местного самоуправления; вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.

Преамбула Конституции достаточно лаконична, ее положения имеют очень важное общеполитическое и идеологическое значение и играют исключительно важную роль в понимании смысла всей Конституции и ее отдельных глав и статей, в правильном толковании и применении ее норм. В преамбуле говорится, что Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан, реализует приоритет прав и свобод человека и гражданина, исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов их равноправия, добровольности и свободы волеизъявления.

Раздел I Конституции посвящен основам конституционного строя . Основы конституционного строя определяют главные черты государственного и общественного строя Татарстана: Республика Татарстан характеризуется как демократическое правовое государство и как субъект Российской Федерации. В демократическом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Конституция Республики Татарстан относит к уровню основ конституционного строя такие принципы, как разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), систему органов государственной власти. В определенном соотношении с органами государственной власти выступает местное самоуправление.

Раздел II «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина» определяет основы политико-правового статуса личности. В разделе рассматриваются личные, политические и экономические права. Личные права и свободы включают в себя право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища. Политические права и свободы включают: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным. К числу экономических, социальных и культурных прав относятся: свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых, на забастовку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, свободу творчества и др. В разделе говорится не только о правах человека, но и о его обязанностях. Например об обязанности соблюдать Конституцию и законы Республики Татарстан, платить налоги и сборы, сохранять природу, нести военную службу. Этот перечень не является исчерпывающим, в разделе указываюся лишь наиболее частые характеристики прав и обязанностей.

Раздел III «Административно-территориальное устройство» содержит перечень административно-территориальных единиц Республики Татарстан. Территория республики включает в себя 43 района и 15 городов республиканского значения.

Раздел IV «Организация государственной власти» посвящен органам государственной власти в Республике Татарстан. Государственная власть в республике состоит из трех ветвей: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательную власть осуществляет Государственный Совет Республики Татарстан – парламент Республики Татарстан. Парламент избирается сроком на 5 лет, он состоит из 100 депутатов. 20 депутатов работают на постоянной профессиональной основе, остальные совмещают депутатские обязанности с основной работй. Депутатом Государственного Совета Республики Татарстан может быть избран гражданин в Республике Татарстан, достигший 21 года. Основным направлением деятельности парламента является принятие Конституции Республики Татарстан, разработка и принятие законов по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан. Принятый Государственным Советом закон Республики Татарстан в течение четырнадцати календарных дней направляется Президенту Республики Татарстан, Президент Республики Татарстан подписывает и обнародует закон Республики Татарстан. Не обнародованный закон не имеет юридической силы.

Главой государства, высшим должностным лицом Республики Татарстан является Президент Республики Татарстан . Президент обеспечивает права и свободы граждан Республики Татарстан, возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, определяет внутреннюю и внешнюю политику республики, подписывает законы Республики Татарстан либо отклоняет законы, принятые Государственным Советом Республики Татарстан, издает указы и распоряжения. С 2012 года Президент Республики Татарстан избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент избирается сроком на 5 лет.

Исполнительную власть в республике осуществляет Кабинет Министров Республики Татарстан . Кабинет Министров Республики Татарстан состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, министров. Кабинет Министров Республики Татарстан ответствен перед Президентом Республики Татарстан. Основная задача Кабинета Министров – обеспечить исполнение федеральных законов и законов Республики Татарстан, бюджета Республики Татарстан.

Судебная власть в Республике Татарстан осуществляется Конституционным, Верховным и Арбитражным судами Республики Татарстан и мировыми судьями. Конституционный суд Республики Татарстан рассматривает дела о соответствии законов Коституции. Верховный суд Республики Татарстан – суд общей юрисдикции, который рассматривает уголовные, гражданские и административные дела. Арбитражный суд Республики Татарстан рассматривает экономические споры.

Прокурор Республики Татарстан осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации , Конституции Республики Татарстан, федеральных законов и законов Республики Татарстан.

В разделе V «Местное самоуправление» говорится о том, что местное самоуправление в республике самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью , формируют, и исполняют местный бюджет , устанавливают местные налоги и сборы. Органы местного самоуправления (представительный орган муниципального образования , глава муниципального образования, администрация муниципального образования) не входят в систему органов государственной власти.

Раздел VI «Государственные символы и столица Республики Татарстан» посвящен государственым символам: гербу, флагу, гимну, а также столице Республики Татарстан, которые являются неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Татарстана.

Завершается основная часть Коституции разделом VII «Порядок принятия Коституции Республики Татарстан и внесения изменений и дополнений в Коституцию Республики Татарстан», в котором говорится, что изменения или дополнения могут быть внесены в Конституцию только в результате референдума или Государственным Советом Республики Татарстан.

6 ноября 2012 года в День Конституции Татарстана мы отметим 20-летие со дня принятия нашей Конституции. За эти десятилетия Конституция Татарстана позволила пройти большой путь, связанный не только с социально-экономическими, но и политическими преобразованиями. Основной Закон нашей республики заложил основы для стабильного и поступательного развития Татарстана, способствовал повышению самостоятельности республики в решении важных вопросов, повышению международного статуса Татарстана, укреплению межэтнического и межконфессионального согласия. Опыт конституционного строительства Татарстана получил широкое признание отечественной и международной общественности, стал существенным вкладом в утверждение принципов подлинного федерализма в России.

В преддверии празднования 20-летия Конституции Татарстана в Казани в начале ноября пройдет международная научно-практическая конференция «Становление новой федеративной России: опыт конституционного законотворчества Республики Татарстан». В форуме примет участие свыше 500 человек, это известные ученые, эксперты, политики, общественные деятели, руководители федеральных и региональных ведомств , а также представители Германии, Швейцарии, Италии и других стран.

Как празднуется День Конституции в других странах

концертные программы в театрально-концертных залах и на открытых площадках.

хотя государственным выходным днем он не является. Ежегодно Министерство Образования США разрабатывает методические пособия и рекомендации для школьников и студентов. Этот день отмечается вдохновенными речами о правах и почетных обязанностях каждого гражданина. В течение Недели Конституции на уроках проходят занятия по истории ее создания. Обеспеченные граждане вносят пожертвования в благотворительные фонды.

Годовщина принятия Конституции 17 мая – национальный день Норвегии. В этот день в 1814 году на Национальном собрании в Эйдсволле была подписана Конституция, утвердившая свободу и независимость Норвегии.

Национальный день Норвегии – это поистине обще-национальное торжество. Дома, яхты и автомобили украшаются национальными флагами. Это радостный весенний праздник, главным событием которого являются красочные шествия детей со знаменами, флагами и лентами.

Празднование проходит по всей стране, начиная с отдаленных прибрежных районов и заканчивая столицей Осло, где королевская семья приветствует проходящее шествие с балкона дворца.

Сегодня официально истек срок действия 10-летнего договора о разграничении полномочий между властями России и Татарстана, вступившего в силу 11 августа 2007 года. Месячной давности обещание пресс-секретаря Владимира Путина, что позиция московского Кремля по поводу возможности его пролонгации «будет сформулирована и озвучена соответствующим образом» оказалось неисполненным. Хотя похоже, что эта позиция, не будучи озвученной для общественности, до казанского Кремля была доведена внятно и просто: «Не болтай».

Еще в конце прошлого года Фарид Мухаметшин и Рустам Минниханов как главы законодательной и исполнительной властей Татарстана вполне отчетливо говорили о желательности пролонгации договора. Но чем ближе становилась роковая дата его конца, тем сильнее было впечатление, что эта тема намеренно устраняется из публичной повестки.

Внезапный всплеск всколыхнул это политическое болото лишь за месяц до дня истечения договора: 11 июля Госсовет РТ (как было озвучено, по предложению 26 своих депутатов) принял обращение к Владимиру Путину. Однако хотя формально обращение и было посвящено теме договора, о нем в этом тексте было сказано уклончиво: договор, мол, «стал важным фактором сохранения политической, межнациональной и межконфессиональной стабильности» и вдобавок горячо поддерживается населением республики... Главным же, зачем парламент Татарстана обратился к президенту России, неожиданно оказалось не предложение продлить столь необходимый договор, а просьба «поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица Республики Татарстан».

После того, как татарстанские законодатели столь отчетливо выразили готовность ради возможности для Рустама Минниханова зваться президентом пожертвовать особым статусом Татарстана, стали довольно очевидными два обстоятельства. Договор - всё, это во-первых...

Во-вторых же, при той легкости, с какой республиканские власти сдали принципиальный вопрос статуса, на их мнение по поводу декоративного титула федеральный центр может уже не обращать особого внимания. Таким образом определение «президент Татарстана» приблизилось к тому, чтобы в свой черед стать экспонатом музея татарстанской государственности.

К тому же исчезновение договора немедленно поставило на политическую повестку изменение самой Конституции РТ. И в первую очередь, ее главной - первой статьи. Ведь истекший договор не просто упоминается в ней, но и обосновывает особость положения Татарстана в РФ: «Республика Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан...».

Готовятся ли в Татарстане к изменению основного закона? Или все еще надеются, что Владимир Путин, прочитав обращение Госсовета о былых заслугах договора, растрогается и согласится пролонгировать его на новый срок? Автор этого письма к Путину - депутат Госсовета Николай Рыбушкин на вопрос «Вечерней Казани», известно ли ему о какой-либо реакции на инициированное им обращение, безмятежно ответил: «Ничего не могу сказать - я на даче, пока не знаю». На вопрос к нему как к юристу - предстоит ли теперь переписывание Конституции? - он также ответил: «Не знаю».

В пресс-службе Госсовета РТ на просьбу «ВК», чтобы предстоящее изменение Конституции РТ прокомментировал Фарид Мухаметшин, сказали, что тот «находится далеко». Сегодняшний переломный день татарстанской государственности спикер Госсовета провел в Азнакаевском районе на фестивале народного творчества тюркских народов...

Правда, в самой татарстанской Конституции заложена глубоко эшелонированная оборона на случай ее изменения по требованию «извне». Ее статья 123 гласит, что не только а) положения 1-й статьи «могут быть изменены только по результатам референдума Республики Татарстан», но и б) для изменения самой этой 123-й статьи тоже необходим всенародный референдум.

А уж что можно сделать из обыкновенного референдума при наличии умелых рук и политической смекалки, жители Татарстана после марта 1992-го знают как никто... Но в настоящее время рецепт таких острых блюд, говорят, утрачен, и политики-практики вместе с юристами-теоретиками бьются преимущественно над вопросом: а нельзя ли как-то обойти это требование референдума.

Мы над этим думаем давно, обсуждаем эту тему и пока слабо представляем себе решение, - признался «ВК» один из авторов Конституции РТ - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права КФУ, академик РАН Борис Железнов. - Вся нынешняя проблема описывается поговоркой «против лома нет приема». Руководство России решило, что не будет подписывать новый договор, и с этим ничего не поделать: любая из сторон вправе решить, подписывать или не подписывать...

Конечно, Конституцию придется изменять, теоретически возможен и референдум, отметил профессор Железнов. И, переспросив, не сделали за за последние часы руководители Татарстана каких-либо заявлений на эту тему, заметил: «Я бы тоже в такой ситуации прятался»:

Недавно я видел Шаймиева - он тоже ничего не говорил об этом. Никто не готов к решению этого вопроса. Думали, что все-таки договор будет пролонгирован...

Впрочем, одна идея выхода из создавшейся травмирующей ситуации с наименьшими имиджевыми потерями у юристов все же есть. А именно: внесение изменений в Конституцию - отложить. Мало ли недействующих норм бывает в наших законах! Например, отмечает Борис Железнов, в той же Конституции РТ «норма о Конституционном суде Татарстана появилась в 1992-м, однако вместо него до 1998 года работал только Комитет конституционного надзора, и все молчали!».

В общем, это можно тянуть долго, по пословице «Улита едет, когда-то будет», - предполагает характер будущих событий вокруг татарстанской Конституции профессор Железнов. - А может, тем временем они еще и договорятся! Конституция России в 11-й статье предполагает ведь договорные отношения между федеральной властью и регионами...

Самые масштабные изменения Основной закон Татарстана переживал 13 лет назад, когда Генпрокуратура РФ требовала приведения в соответствие федеральному законодательству более 50 статей Конституции РТ, начиная с исключения из нее заветного слова «суверенитет». Тогда улита татарстанской власти ехала в указанном Генпрокуратурой направлении так долго, что дело уже почти дошло до роспуска Госсовета РТ за «уклонение от исполнения судебных решений»... Тут уж нервы у республиканской элиты не выдержали, и Конституция была фактически переписана заново.

Экс-министр юстиции РТ Мидхат Курманов, в то время - председатель парламентской комиссии по законодательству тогда представлял Госсовет РТ в судах, успешно затягивая процесс приведения татарстанской Конституции в соответствие федеральному законодательству. И он согласен с профессором Железновым в том, что «тактика улиты» и сейчас может быть взята на вооружение.

Да, сегодня нет договора, а может, лет через 20 будет! - объяснил он «ВК». - Ведь оставили же в свое время в нашей Конституции выборность президента - а потом вернулись к ней. Так же и с договором может быть.

В самом деле, статья о выборности президента Татарстана остается наиболее ярким примером «спящей» юридической нормы. После отмены в 2004 году Владимиром Путиным всенародных выборов глав субъектов РФ в Татарстане не стали исключать из Конституции статью о выборах президента, а лишь специальным законом приостановили ее действие. А в 2012-м Дмитрий Медведев «амнистировал» выборность региональных глав, и норма Конституции РТ «проснулась»...