Формирование воли происходит на протяжении жизни человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности.

Факторы формирования воли. Рассматривая основные факторы, обеспечивающие формирование воли в детском возрасте, следует прежде всего отметить роль семейного домашнего воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей - капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют ошибки в воспитании воли ребенка. Эти ошибки состоят в том, что родители во всем угождают ребенку, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требований, которые должны безоговорочно выполняться, не приучают сдерживать себя, подчиняться определенным правилам поведения.

Другая крайность семейного воспитания заключается в перегрузке детей непосильными заданиями, которые обычно не выполняются. В результате формируется привычка не доводить начатое дело до конца, что также является проявлением слабоволия.

Учитывая подражательный характер действий ребенка, немаловажным фактором формирования волевых качеств является личный пример родителей, воспитателей в преодолении трудностей и достижении поставленной цели. Аналогичную смысловую нагрузку несет чтение ребёнком художественной литературы, даже со сказочными сюжетами, герои которых преодолевают невероятные преграды, испытывают значительные лишения и трудности, но никогда не отказываются от принятого решения и добиваются своего.

Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни. Каждый момент жизни ребенка может быть использован для закалки воли, состоящей в преодолении сиюминутных желаний, мешающих достижению стоящих перед ним задач.

Одно из необходимых условий, способствующих воспитанию воли ребенка, - создание строго определенного распорядка дня. Для безвольных людей характерно отсутствие культуры труда и отдыха, которые закладываются еще в детстве.

Формирование воли связано с воспитанием сознательной дисциплины ребенка. Так же, как соблюдение режима, неуклонное выполнение определенных правил заставляет ребенка соблюдать определенную линию поведения, сдерживать себя и таким образом формирует соответствующие волевые качества.

Большая роль в формировании воли принадлежит физическому воспитанию. С одной стороны, люди бывают безвольными в связи с отсутствием у них достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой - физические упражнения, соревнование с другими позволяют выработать навыки преодоления трудностей.

Для формировании воли важна игровая деятельность. Правила игры и устойчивые действия развивают у ребенка известные волевые черты: выдержку, преодоление нежелания и умение считаться с намерениями партнера по игре, ловкость, находчивость и быстроту ориентации в обстановке, решительность в действиях.

Огромное место в воспитании воли ребенка принадлежит детскому коллективу. Дошкольное общественное воспитание ребенка систематически формирует его волю потому, что позволяет воздействовать на ребенка волей других в процессе коллективной игры и совместной деятельности.

Участвуя в общей жизни детского коллектива, живя его интересами, дети приучаются владеть своим поведением, руководствоваться интересами коллектива. Сверстники имеют достаточно средств побуждения ребенка к большей настойчивости, стойкости, решительности, разоблачения проявлений малодушия, трусости.

Необходимо особо подчеркнуть значение деятельности в формировании воли ребенка. Трудовая деятельность невозможна без волевых усилий, преодоления препятствий. Ничто не является таким мощным механизмом формирования воли человека, как трудовая деятельность. Поэтому чрезвычайно важно с самого детства предоставить ребенку условия для включения в настоящий производительный труд.

Наблюдения за людьми показывают, что в одних ситуациях и условиях человек демонстрирует волю, в других ведет себя так, как будто волей не обладает. Кроме того, по крайней мере до одного года воля ничем себя не проявляет и, казалось бы, еще не существует. Затем она как бы внезапно появляется и из возраста в возраст усиливается, что дает основание ставить и обсуждать вопрос о возниновении, формировании и развитии воли человека в онтогенезе. Постановка такого вопроса правомерна по той причине, что, во-первых, человек не рождается на свет с наличием воли. Во-вторых, с возрастом, по крайней мере в первой половине жизни, воля человека постепенно укрепляется. В-третьих, динамика волевой регуляции поведения является очевидной: она может усиливаться или ослабляться. Взрослый человек обладает более сильной (или более развитой) волей, чем ребенок.

Попробуем в связи со сказанным гипотетически представить и проследить процесс формирования и развития воли человека. Новорожденный младенец волей как таковой еще не обладает. Об этом можно определенно судить на основании того, что ни единого признака ее наличия или участия в регуляции поведения вплоть до годовалого возраста не обнаруживается. Не менее очевидным представляет и то, что дети двух- трехлетнего возраста уже обладают волей. Доказательством этому служит та настойчивость, с которой дети данного возраста добиваются поставленной цели, если на пути продвижения к ней возникают препятствия. Прямым свидетельством наличия воли у ребенка может служить появляющаяся в это время в его лексиконе фраза «Я сам», говорящая о том, что ребенок готов прилагать волевые усилия для того, чтобы достичь поставленной цели. Таким образом, воля у детей появляется и начинает участвовать в регуляции их поведения в период от одного до двух-трех лет.

Конкретный ответ на интересующий нас вопрос о том, как, когда и при каких условиях у детей появляется воля, до сих пор остается открытым. Опираясь на жизненные наблюдения и известные факты, мы можем лишь констатировать наличие или отсутствие ее у детей в тот или иной период жизни, но не в состоянии ничего определенного сказать о моменте и условиях появления и включения воли в регуляцию поведения.

Развитие волевой регуляции, начиная с ее появления и включения в управление деятельностью ребенка, может идти в нескольких направлениях. Это, во-первых, превращение непроизвольных психических процессов в произвольные процессы; во-вторых, обретение способности к волевому контролю поведения; в-третьих, овладение волевой регуляцией психических состояний; в-четвертых, формирование волевых качеств личности у ребенка (соответствующих черт характера). В пределах каждого из названных направлений формирования и развития воли (волевой регуляции поведения) могут происходить преобразования, поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокий уровень. К примеру, в познавательных процессах воля сначала выступает в форме внешнеречевой их регуляции и лишь затем - в плане внутриречевого процесса, осуществляемого на уровне внутренней речи. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольно совершаемых движений отдельными частями тела, а затем - планирования и управления сложными комплексами движений, включая активизацию одних движений с одновременным торможением других, синергически управляемых движений .

В области волевой регуляции психических и физических состояний можно наметить следующие направления развития воли: переход от регуляции состояний с помощью внешних практических действий к внешнеречевому, а далее - к внутриречевому контролю. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным волевым качествам, например от простого упрямства или бездумной настойчивости ребенка раннего возраста к сознательной и разумной волевой регуляции, связанной с целеустремленностью взрослого человека .

Еще одно возможное направление развития воли состоит в том, что человек начинает сознательно ставить перед собой более трудные задачи, стремиться к достижению более сложных и отдаленных целей, требующих приложения значительных усилий в течение длительного времени. Например, еще в подростковом возрасте школьник может поставить перед собой задачу выработать такие способности, которых у него в данный момент нет, но которые могут ему понадобиться в будущей деятельности. Далее, прилагая усилия, он может затратить на их формирование немало времени, добившись в конечном счете успехов. Одновременно с этим он может поставить перед собой цель заняться каким-либо сложным видом деятельности и добиться в нем успехов. Если ему удастся решить эти задачи, то это будет означать не только то, что у него сформировалась воля, но и свидетельствовать

0 высоком уровне ее развития.

Развитие воли также соотносится с обогащением нравственной и мотивационной сферы человека. Включение в регуляцию деятельности более высоких по своему нравственному содержанию норм, ценностей и мотивов, повышение статуса таких мотивов и ценностей в общей структуре мотивации индивида - все это моменты развития волевой регуляции поведения. По мере развития воли человека мотивация его поступков становится осознанной, а поступки - произвольными.

Развитие воли связано с включением сознания и мышления в процесс психологической саморегуляции. Их участие в волевой регуляции поведения проявляется в следующих моментах:

  • - волевая регуляция становится более осознанным, контролируемым процессом;
  • - волевые действия начинают предприниматься не на импульсивной основе, а на базе продуманных, взвешенных и разумных решений.

К концу подросткового возраста, к 14-15 годам, волю человека можно считать в основном сформированной. Утверждая это, мы имеем в виду относительную стабилизацию волевого контроля поведения к этому времени. Если, к примеру, подростки проявляют волю в характерном для них поведении, то и далее, взрослея, они будут ее демонстрировать. Если же в подростковом возрасте отсутствует волевой контроль поведения или является ослабленным, то, как правило, таким он остается и у взрослого человека. В жизни практически не встречается примеров того, чтобы безвольный в детстве ребенок вырос и стал волевым человеком. Других примеров сколько угодно: волевые дети, как правило, вырастают волевыми взрослыми людьми. Этим, в частности, объясняется следующий на первый взгляд трудно объяснимый педагогический парадокс: из так называемых плохих подростков, которые в соответствующем возрасте неуместно и не к делу проявляют свою волю, не слушаются взрослых людей, сопротивляются их воспитательным воздействиям, нередко вырастают хорошие взрослые люди с сильной волей. В итоге такие подростки добиваются в жизни большего, чем дети, послушные в детстве, «легкие» для воспитания со стороны взрослых людей. У таких детей нередко оказывается ослабленным и волевой контроль поведения.

За пределами юношеского возраста, т.е. после 25-30 лет, воля человека, по-видимому, уже не развивается или развивается мало. Однако определенно судить об этом, к сожалению, невозможно, так как психологические исследования воли, касающиеся ее развития, на взрослых людях практически не проводились. Во всяком случае, психологическая наука почти не располагает такими сведениями, за исключением известных случаев деградации или патологии воли при некоторых видах заболеваний.

Иногда возрастная динамика воли человека может пойти в обратном направлении, по пути ее ухудшения. Подобное может происходить по разным причинам. Основные из них следующие.

  • 1. Тяжелые нервные, психические или иные заболевания, приводящие в конечном счете к частичной или полной утрате человеком волевого контроля над своим поведением. В этом случае принято говорить, что волевое поведение человека постепенно превращается в безвольное или полевое поведение. Так происходит, например, у больных наркоманией и алкоголизмом.
  • 2. Обессмыливание жизни человека, в результате чего его потребности и желания упрощаются, становятся ограниченными. В этом случае речь идет не столько об утрате воли как таковой, сколько о дефиците мотивации, снижающем волевой контроль поведения. Такой человек, если что-либо его заинтересует, готов проявить свою волю для достижения желаемого результата.
  • 3. Исчерпание человеком имеющихся у него физических и психологических ресурсов, необходимых для волевой регуляции. Например, в состоянии стресса поведение человека зачастую становится безвольным. Однако такое состояние - временное, поскольку, если вывести человека из него и привести в нормальное психическое и физическое состояние, то его волевая регуляция восстановится.
  • 4. Изменение значимости той или иной цели для человека. Известно, к примеру, что по мере развития человека как личности происходит перестройка системы его ценностей, потребностей и мотивов, и он старается концентрировать свои волевые усилия на том, что является наиболее для него значимым и ценным. Соответственно для достижения менее значимых целей он не будут прилагать волевые усилия.
  • Понятие «синергический» в данном контексте его употребления означает «одновременно», «параллельно», «комплексно».
  • Первичными называют волевые качества, которые первыми появляются в онтогенезе,а вторичными - качества, которые формируются позднее на их основе.

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем - в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии - планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным волевым качествам.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходи-

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. - Т. II. - С. 187.


мы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков - все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.


Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.


Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Тема 1. Понятие о воле.

1. Основные признаки воли как психологического явления.

2. Значение воли в организации деятельности и общения человека.

3. Первичные волевые качества личности.

4. Вторичные и третичные волевые качества личности.

Т е м а 2. Теории воли.

1. Общее состояние дел в современных теоретических исследованиях воли.

2. Волевая регуляция поведения как его переосмысление.

3. Волевое действие, его способности и необходимость возникновения.

4. Участие воли в разных этапах осуществления деятельности.

5. Воля и мотивация.

6. Воля и рефлексия.

Т с м а 3. Волевая регуляция поведения.

1. Усиление мотивации как главная функция волевой регуляции поведения.

2. Связь волевой регуляции поведения с борьбой мотивов, потребностями и целями человека.


ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, выдержка и др. Их можно рассматривать, как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть ещё третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это – ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой, как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность.

Волевое действие, необходимость в человеке возникает тогда, когда при проявлении осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Необходимо осознать, осмыслить суть возникнувшей проблемы.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи. Развитие указанных процессов от низших к высшим означает признание человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых функций. Иногда возникает необходимость придать какой-либо особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В случае необходимо бывает найти дополнительные ситуации выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается процессом выполнения деятельности. В третьем случае может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретает действия, связанные с учением.

Волевая регуляция может включиться в деятельность способом из этапов ее осуществления: инициации деятельности сбора средств и способов ее выполнения, следование намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил на это уже не осталось.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и учится пользоваться ею, как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции. Внутри из каждого этих направлений развития воли по мере укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой туляции на более высокий уровень. К примеру, внутри познавательных процессов воля сначала выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем – в плане внутриречевого процесса. В области формирования волевых качеств личности, развитие воли можно представить, как движение не от первичных к вторичным и далее – к третичным волевым качествам.

Ещё одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков – все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю степень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае воли и настойчивости, как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств, могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами, кроме этой задачи, решают ещё одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающиеся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В теории Э. Эриксона развитие личности рассматривается как прерывная последовательность качественно отличающихся друг от друга стадий. На каждой стадии человек должен сделать жизненно важный «выбор» между двумя полярными отношениями к миру и себе (между доверием и недоверием к миру, между инициативой и пассивностью и т.п.). Сложившееся отношение к обществу, другим людям, к труду и себе выражается в новом качестве личности – позитивном или негативном. Моменты перехода от одной стадии к другой являются критическими, т.е. становятся поворотными пунктами, решающими моментами выбора между прогрессом и регрессом. На каждой стадии происходит столкновение ребенка со средой, причем окружение передает ребенку свои специфические представления и понятия, направляет развитие его пути, оптимальному для его психологического благополучия в условиях данной культуры, определяя целостный жизненный путь личности.

Схема развития личности по Э. Эриксону

Стадии развития

Область соц. отношений

Новообразования

Результаты прогрессивного развития

1. младенческий возраст

Доверие – недоверие

Энергия и жизненная радость

2. ранний возраст

Родители

Автономность – зависимость, страх, сомнения

Контроль

3. дошкольный возраст

Родители, братья и сестры

Инициатива – чувство вины

Целеустремленность

4. предубертатный возраст(6-12 лет)

Школа, соседи

Трудолюбие – чувство неполноценности

Компетентность

5. юность(13-18 лет)

Группы сверстников

Идентичность – непризнание

Привязанность и верность

6. ранняя зрелость(третье десятилетие)

Друзья, любовники; соревнование, сотрудничество

Близость – одиночество

Аффилиация и любовь

7. средний возраст

Профессия, родной дом

Продуктивность – застой

Творчество и заботы

8. поздняя зрелость

Человечество, ближние

Внутренняя стойкость - безнадежность

Отрешенность, мудрость

ПРОГРАММА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В НАШЕЙ ШКОЛЕ

Программа самосовершенствования ориентирована на учащихся 9- 11х классов.

Программа строится по принципу самозаказа гимназиста. Каждый гимназист- старшеклассник определяет для себя рубежи выполнения программ.

Направления деятельности

1 полугодие

2 полугодие

Улучшить показатели по предметам

Самостоятельно изучить научно- популярную литературу по научной проблеме, подготовить и защитить реферат

Выполнить программу по спецкурсам, научного общества гимназистов по направлению

Выполнять физкультурно-спортивные нормативы

Приобрести начальные профессиональные навыки

Принять участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, соревнованиях

Выполнять задания по социальной практике

В связи с этой программой был введен особый «Похвальный лист» для записи и учета всех достижений учеников. С помощью этого листа ученики заносили данные о своих достижениях и целях, чтобы в будущем улучшать эти показатели. Лист рассчитан на 2 полугодия и подписывается лично директором гимназии и обоими родителями ученика. Также друзья, учителя и родители должны вписать либо пожелания, либо отличительные черты характера, которые приобрел ученик. Таким образом, общий вид программы демократического воспитания представляет собой следующую схему:

1-11 классы – цикл учебных курсов социальной компетентности «Жизневедение».

1-5 классы – программа «Знай, умей, научись»

5-8 классы – программа самовоспитания

9-11 классы – программа самосовершенствования

Список используемой литературы:

    Алексеев А.В. Себя преодолеть! – Москва, 1984

    Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С., Сергеев Б.Ф.

    Биология. Человек. 9 класс. (Характер, темперамент, личность: 212-213)

    Высотский А.И. Волевая активность школьников и подростков для изучения: учебное пособие. – Челябинск, 1979 (Общая характеристика волевой активности школьников: 4 – 26. Методы изучения волевой активности школьников: 26 - 67);

    Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971 (Проблема воли в психологии: 11 – 31. Основные понятия психологической теории воли: 32 - 51);

    Ладонов И.Д. Управление стрессом. – Москва, 1989 (Теории воли: 43 – 69. Саморегуляция, владение собой: 83 - 119); Хрестоматия по вниманию. – Москва, 1976 (Теория воли и внимания – Н.Н. Ланге: 107 - 144);

    Экспериментальные исследования волевой активности. – Казань, 1986 (Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности: 3 - 23).

    Левитов Н.Д. Психология характера. – Москва, 1969 (Основной компонент характера: 42 - 54); Общая психология. – Москва, 1986 (Воля: 385 - 400);

    Маленкова Л.И. Человековедение. (Из пакета «школьных методик»: 151-152)

    Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – Москва, 1987

    Рейнуотер Дж. Это в ваших силах – Москва, 1993

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – Т.П. – (Воля: 182 - 211);

    Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или как найти своё место в жизни. – Москва, 1997

    Страхов И.В. Психология характера. – Саратов, 1970 (Волевые и эмоциональные черты характера: 15 - 36);

    Теппервайн К. Как противостоять превратностям судьбы. – С.-Петербург, 1996

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ТЕСТ

Расслабление с помощью волевого самоприказа.

Инструкция: закройте глаза и мысленно произнесите словесные формулы:

«Я хочу сейчас успокоиться»

«Я успокаиваюсь»

«Я спокоен»

«Я совершенно спокоен»

«Я абсолютно спокоен»

ТЕСТ «ВОЛЕВОЙ ЛИ ТЫ ЧЕЛОВЕК?»

Насколько сильна воля, настолько плодотворна ваша работа и учеба.

Постарайтесь ответить на 15 вопросов с максимальной откровенностью. Если отвечаете «да» - поставьте себе 2 очка, если «не знаю», «затрудняюсь», «иногда случается» - 1 очко, если же «нет» - 0 очков. Сумма полученных данных даст представление о вашей воле.

    В состоянии ли вы завершить работу, которая вам не интересна?

    Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?

    Когда попадаете в конфликтную ситуацию в быту или на работе – в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?

    Если вам прописана диета, можете ли преодолевать кулинарные соблазны?

    Найдете ли силы утром встать раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?

Если вы набрали от 0 до 12 очков, то с силой воли у вас неблагополучно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, к обязанностям относитесь спустя рукава, и это является причиной самых разных неприятностей.

13-21 очко. Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуйте, но и данное вами слово сдержите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете.

Набранная сумма колеблется от 22 до 30 очков. С силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться. Вы не подведете. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим.

Этот тест я провела среди учащихся 9-х и 8-ого классов, чтобы узнать, насколько развита воля у подростков в возрасте 14-15 лет.

9-ЫЕ КЛАССЫ

Общее количество опрошенных учащихся – 48 человек.

Покажем процентное соотношение ответов в классах и развитость воли:

Ответов от 0 до 12 очков – 4 человека = 8,33%

От 13 до 21 – 34 человека = 70,83%

От 22 до 30 – 9 человек = 18,75%

8-ОЙ КЛАСС

Общее количество опрошенных учащихся – 22 человека.

Также покажем процентное соотношение:

Ответов от 0 до 12 – 0 человек = 0%

От 13 до 21 очков – 14 человек = 63,63%

От 21 до 33 – 9 человек = 36,36%

ВЫВОД:

Исходя, из опросов и полученных диаграмм можно сказать, что большинству опрошенных подростков присуща средняя воля, чуть меньше ребят с сильной волей и твердостью, меньше всего или вообще нет ребят, у которых воля очень слабая и они не решительные люди.

Воля благотворно отражается на учебе, т.к. ребята могут самостоятельно делать домашнюю работу, творческие задания, делать выводы и принимать решения, что способствует повышению их интеллектуального уровня и развитию личности, положительно влияет на их будущее.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ И ПРОИЗОВЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ 2.1 Развитие волевых качеств личности и произвольного... таким мощным механизмом формирования воли человека , как труд. Воля формируется в преодолении трудностей. Но...

Развитие волевой регуляции у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков - все это важные моменты в воспитании воли у детей. Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю ребенка в отрыве от общего психического развития невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости могут закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса.

У детей школьного возраста в разные периоды отмечается изменение оценки самого себя. Для четвероклассника в основном значимо то положение, которое он занимает в семье и школе, то, чем он владеет, для пятиклассника - дружеские привязанности, семиклассникам важны характеристики жизненных планов и связанные с этим оценки своих способностей, умений, интеллекта. Восьмиклассники отмечают, прежде всего, степень самостоятельности, взрослости, для них характерны сравнения со сверстниками по типу «такой как все», «не такой как все», это дает подростку возможность выработать собственное отношение к себе, а затем подвергнуть его критической оценке. В старшем школьном возрасте достаточно высоко развиты самосознание и самооценка, что существенно влияет на самовоспитание старшеклассника, и, прежде всего, на самостоятельное, целенаправленное воспитание воли. В воспитательной работе с подростками и учащимися старших классов особое значение имеет такт, индивидуальный подход.
Основы волевого поведения должны закладываться с первых лет жизни ребенка. Но что делать, если что-то было упущено и черты волевой запущенности очевидны? Дадим некоторые рекомендации для родителей по развитию воли подростка.
1. Отказаться от всего, что не дает и не может дать желаемого результата: обвинения и упреки, бесконечные призывы к внимательности и организованности - ничего, кроме отрицательных эмоций, они не несут.
2. Спокойно обсудить вместе с подростком его трудности и наметить реальную программу совместной ежедневной работы. Именно в пору отрочества подрастающему человеку дается хороший шанс справиться с волевой невоспитанностью. Этот шанс - самовоспитание.
3. Поставить цель достаточно конкретно - значит не только указать, что вообще нужно делать, но и предусмотреть возможный объем работы и примерное время его выполнения. Программу действий необходимо соотнести с конечным результатом.

Родителям важно:
1. Адекватно относиться к своему ребенку, не снижать его самооценку (снижают прежде всего гиперопека и авторитарность).
2. Предоставлять ребенку варианты выбора. Нотации заменить вопросами, ответы на которые - выход из ситуации, учет ошибок.
3. Учесть, что воспитывает среда (самим проявлять желание что-то делать) и уважение к человеку.
4. Предоставлять возможность ребенку отвечать за свои решения.