Нет, не то чтобы я сама хотела, но просто интересно. Можно ли научиться низкочастотно рычать, что называется, «по бумажке», с нуля — или сначала следует освоить какие-то техники пения, дыхания?.. Чуть позже я попробую провести опрос среди брутальных вокалистов и попытаться выяснить, как они достигли вершины искусства. Пока же — небольшой самоучитель по данному виду экстремального вокала, единственный толковый из существующих в рунете. Написал это несколько лет назад вокалист группы InSKYnity из города Прокопьевск — с тех пор мануал неоднократно тиражировался на специализированных сайтах и на форумах… но… вдруг кто-то решит попробовать именно сегодня? Вот текст, а результатами, надеюсь, поделитесь.

Гроулинг или гроул - прием пения c расщеплением связок в некоторых экстремальных музыкальных стилях, в основном в блэк-, дэз- и дум-метале, а также в грайндкоре и дэзкоре. Звучит примерно как утробный рык, исходящий из области живота вокалиста. Научно гроулинг можно назвать диафрагмальным басом. Данный вокальный прием основывается на пении на опоре от диафрагмы при сильном выдохе воздуха из низа живота с дальнейшим расщеплением ложных связок - так достигается эффект рычания. В силу физических особенностей гроулинга звук получается весьма низким по тону.

У людей, недавно начавших использовать гроулинг, часто наблюдаются болевые ощущения в области гортани, которые со временем проходят (сказывается неправильное звукоизвлечение). При неправильной постановке дыхания (то есть при частом вдохе-выдохе слишком большого объема воздуха) возможно головокружение. Пагубное влияние гроулинга на вокальные данные певца весьма условны, и имеют место лишь при неправильной технике звукоизвлечения, излишнем напряжении, различных вирусных заболеваниях, болезнях горла.

Разрушаем мифы

Если ты думаешь, что для того, чтобы иметь хороший гроул, нужно пачками курить беломор и ведрами пить всё, что горит (неразбавленный спирт, водка, портвейн «Три топора», бензин — нужное подчеркнуть, недостающее дописать) — ты ошибаешься. Вообще забудь о том, что разнообразные вредные привычки или вещества, негативно воздействующие на связки, могут поставить или улучшить тебе гроул. У тебя просто прогниет весь твой голосовой аппарат и ты разнесешь его в клочья попытками рычать. Для гроула нужно здоровое горло. Кстати, если у тебя ангина или еще какое-либо заболевание горла — о гроуле забудь до выздоровления.

Далее. Пиво. Кто-то говорит, что оно помогает гроулу. Возможно, и помогает, но это скорее допинг. Пиво через какое-то время сушит горло и вызывает привыкание. Со временем ты уже не сможешь без него обходиться, и твой гроул будет нуждаться в пивном подкреплении через каждый куплет. Не думаю, что при исполнении быстрых композиций ты сможешь со скоростью пылесоса выливать в себя по стакану пива между куплетами. Да и при длинном сет-листе, есть большая вероятность того, что ближе к концу выступления ты уже будешь лежать под стойкой микрофона в пьяном делирии. Так что, с разумной точки зрения, пиво и гроул несовместимы. Учись работать без допингов.

У многих новичков есть привычка — учась гроулить, они сравнивают себя с каким-нибудь своим идеалом, вроде Денвера, Криса Барнса, Мауризио Иаконо и т.д. Это ошибка. Не бывает двух одинаковых гроулов, запомни. Начинающие часто впадают в отчаяние от того, что у них не получается звучать также, как и их любимцы. Ну извините, мастера гроула рычат уже не первый год, у них куча опыта, голосовой аппарат натренирован — это раз. Во-вторых, каждый гроул уникален. Твой в том числе. И если у тебя не получается копировать кого-то, это не значит что у тебя не получается гроулить. К тому же не забывай, что многие вообще «примачивают» гроул специальными эффектами на студии. Хотя бывает полезно вслушиваться в чей-либо стиль, чтобы найти там что-то интересное для себя с технической точки зрения. Стремись вырабатывать свой уникальный стиль.Также подмечу, что обладатели от природы низкого голоса могут извлечь более низкий и сочный гроул, соответственно. Но, если твой голос не такой низкий, как скажем у Тиля Линдемана или Йохана Эдлунда, это вовсе не значит, что тебе не судьба гроулить. Со временем придет все.

Урок первый

1) Первые звуки.
Не думай, что узнав основы, вы сразу же сможете гроулить вокальные партии Cannibal Corpse или Deicide. Для начала нужно научиться понять сам механизм рыка и освоить извлечение основных звуков. Многие думают что гроул — это орание на низких частотах. А вот и нифига – поори так, и посмотрим, что станет с твоими связками. В лучшем случае — охрипнешь.

Традиционный гроул, по сути, ничто иное, как отрыжка. Да-да-да, именно отрыжка — механизм тот же. Кстати, можешь поотрыгивать немного, чтобы прочувствовать, какие именно части твоего горла задействованы в этом звуке. Только делай это подальше от людей — тебя могут неправильно понять.

Итак, научимся извлекать основные звуки. Самый первый и легкий шаг — звук «и-и-и» или «у-у-у». Скажем сразу: не подключай свой голос к звукоизвлечению. Вообще, чтобы гроулить, не обязательно орать. Начни с тихой громкости. Главное — понять механизм, а потом уже, регулируя поток воздуха и/или добавляя свой голос, ты найдешь нужное звучание.

Касательно того, какие же части горла образуют гроул, сказать точно довольно-таки сложно. Есть мнение, что гроул достигается путем направления потока воздуха на мягкое небо, кто-то говорит о ложных связках, которые расположены чуть выше основных. Я же склонен ко второму варианту. Многие говорят о важности дыхания. Да, оно важно, но на более поздних этапах. Для начала научись просто извлекать звуки.

Попробуем извлечь звук «у-у-у» или «и-и-и». Скажу сразу: с первого раза может и не получится, но… терпение и труд все перетрут. Со временем ты адаптируешься как физически, так и психологически — и все будет идти как по маслу.

Итак, нам необходимо сжать горло в определенной точке, чтобы проходящий поток воздуха вызывал необходимую вибрацию, а следовательно, и звук. Сильно прижми кончик языка к небу. Одновременно с этим подбородок должен выпукло опустится вниз, а кадык подняться вверх, к подбородку. Ты должен ощутить напряжение под нижней челюстью. Теперь сделай губы трубочкой, как при произношении обычного «у», и выдохни. Просто выдохни. Должен получиться рык, если все было сделано правильно. Вибрация и рык должны исходить из той области, где у тебя окажется кадык. Звук «и», произносится по той же схеме, только уже без губ трубочкой. При звуке «и» чуть-чуть подними уголки губ, словно слегка улыбаешься. Но только чуть-чуть! Иначе звук смажется. Со временем ты научишься контролю за гроулом.

На начальных этапах, возможно, в горле будет першить, или потянет на кашель. Со временем это пройдет. Как я уже писал выше, ты привыкнешь физически, и все неприятные ощущения исчезнут. Если же неприятные ощущения не исчезают после длительного периода упражнений — ослабляй сдавливание и напряжение. Больше экспериментов. И о-о-о-очень важный совет: пей воду! — связки не должны быть сухими. Это особенно важно на начальных этапах, когда горло еще не привыкло к новым способам звукоизвлечения. Но и позднее, когда овладеешь определенным мастерством в рыке, не забывай про воду. Даже если чувствуешь, что все в порядке и сухости нет, все равно сделай пару глотков. Не даром на концертах около барабанной установки стоит куча бутылок с водой…

Урок второй

Итак, если тебе удалось овладеть основными звуками, можно переходить к более сложному: извлечению других гласных. Трудность в том, что их нужно извлекать без упора языка. Язык — на начальных этапах это своего рода поддержка. Со временем ты отучишься от него.

Учись фиксировать положение подбородка и кадыка, удерживать необходимое напряжение в горле. Звуки «о», «а» и прочие пытайся извлечь от начальных «и» или «о». Просто убери язык и произноси эти звуки так, как произносишь «о» или «а» в обычной речи. Пока никакого голоса, просто поток воздуха через горло.

Больше практикуйся. И для этого не обязательно рычать на всю квартиру. Просто поставь в нужное положение гроулообразующие части голосового аппарата и, при небольшом потоке воздуха, гроуль себе что-нибудь под нос.

Овладев основами, начинай произносить отдельные слова. Кстати, некоторые шипящие нельзя произнести гроулом, так что не напрягайся по этому поводу (это как нельзя сказать звук «п» с открытым ртом). Попробуй другие варианты. Например, в том месте, где есть шипящие, перейти на скрим, или в букве комбинировать простой вокал и гроул. Шипящее «ЩЕ» можно пропеть так: «щ» сказать нормально, а «э» — гроулом. Если сможешь сделать это быстро, слушатели даже не заметят.

Кстати, существует мнение, что после правильного гроула остается ощущение, словно горло и надгоратнную полость кошки поцарапали. Да, в принципе, я с этим согласен. Но это ощущение возникает после сильного и длительного гроула.

Итак, мы научились традиционному гроулу. На рык здесь влияет степень сдавливания, сила дыхания и добавление чистого вокала. Вперед, комбинируй-экспериментируй, вырабатывай свобственный стиль.

Урок третий

Вот, теперь о дыхании. Оно имеет огромное значение. Правильное дыхание помогает рационально расходовать воздух и держать стабильный воздухопоток, что дает ровный, сильный гроул. Многие говорят о том, что они гроулят животом или желудком. На все 100% неправильная формулировка! Они просто выдыхают из области живота или желудка. Гроулить там нечем, хотя если у кого-то получится издать что-то рычащее из желудка, сквозь пищевод… То он просто мутант! «Гроул» даже легче выходит с другого конца пищевода, но никак не из желудка. В общем, «гроула желудком» или животом не существует — не впадай в заблуждение. Существует выдох из этой области, рык от живота, но никак не животом.

Поначалу автор этой статьи сам не особо верил в то, что дыхание особо нужно в гроуле — вроде бы и без особых техник удавалось хорошо извлекать звук. Но однажды попробовав гроулить «от живота», понял, что многое терял раньше.

Итак, научимся правильно дышать. Большую роль здесь играют мышцы пресса. Выдохни, опустоши от воздуха нижнюю часть легких и живота. Живот должен оказаться как бы вдавлен, но не втянут (не создавай вакуум)! Теперь неспеша набери воздух в нижнюю часть легких и живота. Но в пределах разумного! Чтобы тебя не раздувало как жабу и ты не выглядел, словно беременная женщина. Важен не объем, а точка концентрации. Теперь, выдыхая, как бы выдавливай воздух снизу вверх, работая прессом, слегка приподнимая, вслед за потоком, диафрагму. Но не должно быть никаких резких толчков. Плавно, неспеша выдыхай, оставляя пресс чуть напряженным. Снизу вверх, словно перекатывая воздух. Ты не забыл, что нужно рычать? Не просто выдыхаем, а с рыком. Да, и не кушай особо плотно перед концертами и репетициями. Такое дыхание давит на желудок, можно проблеватья или продристаться. А то и прямо на сцене…

Если все делаешь правильно, твой гроул должен выходить равномерным и продолжительным. Не теряй концентрацию. Поначалу кажется, что трудно следить за тем, чтобы воздух набирался в нужную точку. Уже скоро ты будешь делать это автоматически, бессознательно, и все будет получаться легко и естественно.

Итак, основы получены. Теперь можно брать тексты песен твоих любимых исполнителей и пытаться гроулить — поначалу отдельные строки. Потом, приноровившись, — куплеты, а там и целые песни. А может, даже и альбомы…

Кстати, если ты собираешься исполнять композиции в стиле funeral doom metal, то дыхание важнее всего. В этом стиле необходимо тянуть звуки равномерно, без скачков и провалов.

Гроул на расщеплении

На мой взгляд, самый полезный материал по этому типу гроула — небольшой видеоурок Игоса из Аматори. Он все хорошо и понятно объясняет.

В этом виде гроула самое важное — дыхание, открытая гортань и расщепление связок. Нет-нет, не пугайся этих слов. Все намного проще, чем ты думаешь!

О дыхании ты уже знаешь. Но в этом типе гроула оно особенно важно, так как без потока воздуха нужной силы не будет вибрации связок, а будет просто гулкий рев раненого медведа. Не забывай: одна из главных прелестей гроула, наравне с силой и низким звучанием — это вибрация.

Итак. Дыханием мы уже владеем, а что значит «открытая гортань»? Вспомни ощущение, когда ты зеваешь — кадык уходит вниз, а горло расширяется. Открытая гортань очень важна при расщеплении, так как она позволяет связкам спокойно вибрировать, создавать звук, не задевая друг друга и не принося неприятных болевых ощущений. Кстати, в этом виде гроула вода очень важна, так что не забывай смачивать связки.

А теперь о расщеплении. Что же это? Вспомни голоса Луи Армстронга (песню «What A Wonderful World» помнишь?), Высоцкого, Круга, группы Бутырка. А чего смешного? Это расщепление. А если бы они пели с открытой гортанью и дыханием от живота, то был бы гроул на расщеплении. Хотя Высоцкий гроулом — это перебор:)

Итак, для начала научимся расщеплять связки. Мне кажется, это умеют делать многие. Когда у тебя першит в горле, вспомни, как ты пытаешься его прочистить? Ты делаешь этакое рычащее «кххРРРРРм-кхРРРРРм». Вот этот самый звук «РРРР» и является основой расщепления.

Есть еще один способ поймать момент расщепления. Встань, расслабься (только не упади). Расслабь тело, руки. И главное — расслабь рот, язык и горло. Теперь слегка подпрыгни на носочках, одновременно хлопнув над собой в ладоши, и в этот момент, как собачка, произнеси что-то вроде «вввввуф!» или «аааааф!». Ты почувствуешь грубый, вибрирующий звук от связок. Главное на этом этапе — понять, как же достигать расщепления.

Когда ты научился расщеплять связки, можно пытаться гроулить. Итак, помним: дыхание и открытая гортань. Начни с продолжительных звуков «а-а-а» или «о-о-о». Учти, тренироваться тихо не получиться, здесь иной механизм. Но это и не значит, что нужно орать. Не перенапрягайся. Чрезмерный поток воздуха только портит гроул.

Возможно, поначалу, у тебя будут неприятные ощущения вроде покалывания или легкого сдавливания в районе связок. Не переусердствуй с тренировками, так как при этом гроуле связки могут очень сильно пострадать при неправильных начальных нагрузках, или если ты не используешь открытую гортань. Кстати, учись держать концентрацию на открытой гортани, следи за тем, чтобы связки вибрировали свободно.

На звучание здесь влияет смещение кадыка чуть выше или чуть ниже, уровень расщепления и изменение объема рта, работой губ или челюстей. Также важно положение головы. Как ты думаешь, почему у Денвера из Аматори микрофон всегда расположен выше его рта, и поет он как бы снизу микрофона? Потому что когда он гроулит, он держит линию рта и горла прямо — всегда открытая гортань+он получает нужный ему звук. Экспериментируй.

Смешанный гроул а-ля Барни Гринуэй (Napalm Death)

Здесь все просто. Здесь идет не смешивание гроула с чистым вокалом, а наоборот — смешивание чистого вокала с гроулом. Основа — чистый голос. Попробуй гроулить как обычно, только не сильно сдавливая горло. А теперь, одновременно, добавляй свой чистый голос. Смешивай. Если не получается, убирай часть гроула. Этот стиль рыка, на мой взгляд, самый легкий. Главное здесь — найти нужную пропорцию между гроулом и голосом. А если еще и умудриться добавить расщепления (да, такое возможно, но при должном уровне мастерства), то получается крайне красивый, звонкий гроул. А можно получить и булькающий, но это тоже путем экспериментов. Кстати, получить булканье на смешанном гроуле проще, чем на традиционном.

Squealing или «хрюканина»

Основа — традиционный гроул. У тебя не получится изображать из себя кабана и хрюкать, если ты не овладел как следует традиционным гроулом. Итак, здесь ты поднимаешь кадык до предела вверх. Сильный упор языка поначалу будет твоим главным помощником. Здесь главное — не внятность произношения, а смачность похрюкивания. Основные звуки в хрюканине — «у» и «и», что-то другое здесь произнести крайне сложно, иначе весь свинячий звук теряется.

Итак, ты сделал все вышеперечисленное, прижал язык, поднял кадык. Сдавливание максимально (но разумно). Поехали! Пытаемся произнести что-то вроде «уи-уи-уи». Контролируй себя с помощью диктофона (диктофон на мобильнике — лучший помощник в самоконтроле). Очень важно положение твоих губ. Они должны быть напряжены и слегка вытянуты вперед.

Если уж ты и не будешь играть в грайндкор-группе, то наверняка сможешь повеселить друзей или шокировать обывателей своими поросячьими наклонностями:)

Заключение

Ну что ж, я попытался максимально подробно объяснить, как овладеть разными видами гроула плюс дал некоторые основные советы. Все остальное ты приобретешь и поймешь со временем и опытом.

Открою напоследок еще один метод выработки и постановки своего стиля. Если ты не можете овладеть каким-то элементом, бывает полезно поставить своего любимого исполнителя и подпевать. Часто бывает так, что в процессе повторения сам неожиданно понимаешь, что и как делать. Вслушивайся.

Обобщим напоследок:
1) Не копируй никого, вырабатывай свой стиль.
2) Не насилуй горло табаком и алкоголем
3) Пей воду
4) Дыши правильно
5) При расщеплении держи гортань открытой

И в финале — небольшой видео-мануал на тему правильной артикуляции в гроулинге. На английском, но вроде все понятно.

Гроулинг (growling) или рычание - приём пришедший от копирования манеры рёва животных. Гроул - своего рода экспрессивная форма выражения гнева. Животные рычат когда злятся правильно? Люди собственно тоже. Но не обязательно всегда это так. Гроулинг впервые в музыке начали применять блюзовые и джазовые певцы ещё в 50-х.

Например Луи Армстронг. Поэтому нужно разделять разные виды гроула. Задача это непростая, но всё же можно попробовать провести параллель.

1) Блюзово-джазовый гроул - мягкий, ровный, певучий.

2) death growl (death grunt) - низкий, утробный, диафрагмальный грол характерный для групп исполняющих дэт-металл.

3) doom growl - практически тоже самое что и грол в дэт металле, только более легатный, низкий.

4) grind growl (grind grunt) - или грантинг. Своебразный и самый экстремальный, утробно-хрюкающий грол.

Итак как же воспроизвести грол? Это не так сложно. И совсем просто если вы уже умеет петь чисто. В джазовом гроле участвует много мышц, но основные это ложные связки + мягкое нёбо. В джазовом гроле важно интонирование, а не воспроизведение отдельных нот, поэтому и голосовые связки тоже смыкаются, но основная работа всё-таки лежит на ложных. В дэт-гроле важна утробность, низкий звук, объёмность. Проточность воздуха больше, поэтому в звуке больше воздуха. И контролировать дэт-грол на мой взгляд сложнее. Потеря опоры приводит тутже к потере объёма, утробности.

Итак для дэт-грола необходимы две вещи:

1) Пение на опоре от диафрагмы.

2) Умение использовать ложные связки вместо голосовых.

Первое в принципе является основой правильного пения вообще. Если вы этого не понимаете, не умеете, или ещё что, то на это надо обратить внимание в первую очередь. Опёртое пение позволяет вам не выдыхаться через каждое слово, а умело расходовать воздух, усилить подачу и громкость звука на порядок. И самое главное - не петь "не связках". Что есть самое главное.

Второе. Тут есть одно забавное упражнение как почувствовать эти самые ложные связки. Попробовать сымитировать собачий лай.

Встаньте прямо. Руки по швам. Расслабьтесь и расслабьте горло, язык и так далее. Теперь подпрыгиваете немного вверх, в прыжке хлопаете над собой в ладоши, выдыхаете воздух округлив губы трубочкой (как при букве О) со звуком "ВАФФФФ", "ВАФФФФФФ!" (можно ВУФФФФФ, ну или в других вариациях). Типа как собаки лают. При этом обратите внимание на гортань (кадык), она не должна лезть наверх, скорее она даже должна опуститься немного вниз. И вы не должны пытаться "сказать" это слово. Просто выдыхайте его при хлопке, пусть звук идёт такой, какой есть. Ни одна мыщца не должна быть напряжена. При правильном исполнении получится лёгкий рычащий звук. Который буду издавать ложные связки при вибрации за счёт потока воздуха.

Когда вы освоите звук можно переходить к его ужесточению и углублению. Ложные связки можно немного подсмыкать. Тем самым звук становится более резкий, контролируемый. Гортань следует опускать ниже, и дышать гораздо объёмнее (представьте надувающихся оперных певцов, может быть появятся нужные идеи), глубже. Грол сам по себе не так интенсивен и громок как обычный вокал с полным смыканием, так что тут основная нагрузка идёт на диафрагму.

Безусловно высота и глубина грола определяется не только технически правильным его исполнением, но и природными данными певца и высотой его голоса. Теноровый грол не так впечатлающь как баритональный грол, и уж тем более басовый... Так что будучи тенором с высоким голосом добится очень глубокого и утробного гроула не получится. Также как баритону с хорошим гролом не удастся добиться таким же полётных головных верхов как у тенора.

Женский грол тоже имеет право на существование. Анжела Госсоу из Arch Enemy тому хороший пример. Женский грол естественно куда выше и поверхностнее мужского, и зачастую высокий женский грол можно спутать со скримом.

Гортанный гроул: что может лучше передать самые темные стороны человеческого существования, все его ужасы и хаос? Экстремальный вокал подходит для жестоких тем, однако не совсем годится для голосовых связок. Но если вы научитесь правильной технике, будете следить за здоровьем, разогревать связки и выталкивать воздух животом, тогда смерть станет тем, что ваш голос передаст, а не испытает.

Шаги

    Научитесь петь правильно. Начните с вибрирующего вокала (вибрато), как в классическом или прогрессивном роке. Самый важный прием при пении под дэт-метал – это контроль над дыханием, баланс между использованием силы диафрагмы и голосовых связок. Если будете гроулить только связками – точно повредите их. Для правильной техники вы должны задействовать диафрагму, выталкивая воздух из легких. Попрактикуйте с месяц обычное пение для начала. Это на самом деле разовьет мощь вашего голоса и потом вам будет легче гроулить.

    Пейте теплую воду или чай за час до выступления и между песнями. Это расслабит голосовые связки. Избегайте холодной воды: для них это шок, и в результате они «стянутся». Также не пейте горячую воду, так как она может ошпарить язык и горло.

    Разогрейте связки перед записью или выступлением. «Разогрев» может означать что угодно, от пения в среднем диапазоне до исполнения ваших вокальных партий чистым басом. Даже помычать пять минут какую-нибудь мелодию было бы гораздо лучше, чем не разогревать связки совсем.

    Наполните легкие воздухом, затем вытолкните его часть, при этом должны немного напрячься горло и миндалины. Делайте это все одновременно, но не проталкивайте воздух слишком сильно. Постарайтесь издать высокий гортанный звук, напоминающий умирающего старика. Он должен звучать, как дребезжащий блэк-метал вокал. Теперь снизьте тональность в горле точно так же, как при обычном пении. Поначалу у вас будет получаться не совсем то, что надо, но это дело времени и привычки.

    Представьте себе столб воздуха, поднимающийся от диафрагмы и проходящий сквозь грудь, а потом через небный свод (это купол над верхними зубами за носом). Гортань должна быть опущена и открыта. Эта техника не просто помогает усилить дэт-метал вокал, она еще предназначена для мелодичного пения. Единственная разница между ними в том, что при обычном исполнении песен звук получается на выходе из настоящих голосовых связок, а гроул – из фальшивых, или ложных (вместо того, чтобы вибрировать голосовыми связками, сосредоточьте свое рыканье под ними, в районе ключицы).

    Толкайте воздух животом. Вся сила вашего вокала исходит от диафрагмы. Получится лучше, если ваша спина будет все время выпрямлена. Не сутультесь и не расслабляйте мышцы вокруг позвоночника. Вдохните и выдайте глубокий рык, открыв голосовые связки. Для мощного гроулинга горло должно быть расслаблено.

    Издайте сердитый вздох. Представьте, что вы раздражены, и произнесите сильно напряженное «Уф!». Вы почувствуете низкую, слабую вибрацию на задней стенке горла. Это базовое звучание ложных голосовых связок. Практикуйте эту вибрацию, растягивая звук и добавляя в него все больше мощи с помощью диафрагмы. Вы обнаружите, что такое упражнение не вредит вам, если только вы пьете много воды и не слишком усердствуете. С практикой это начнет звучать брутально!

  1. Потренируйтесь лаять, как собака. Сделайте глубокий вдох и снова используйте диафрагму. С силой выдавите звук из глубин живота, имитируя настоящее лаянье. Потом растяните этот звук и попробуйте пролаять несколько слов. Пусть это звучит глупо, но дышите, как собака: такой прием поможет вам раскрыть горло и добавить гортанные звуки к лаянью. Начинайте с маленькой громкости и наращивайте ее постепенно, по мере того, как у вас начнет получаться.

    • Хороший способ попрактиковаться в таком гортанном лае – произносить звуки «а», «э», «ы», «о», «н», «у». Когда у вас станет получаться лучше, попробуйте увеличить скорость.
  2. Подберите песню, которую вам хотелось бы исполнить. Попробуйте выбрать из репертуара групп вроде Slayer, Metallica, Alice Cooper, AC/DC: они не гроулят, как в дэт-метале, и вам будет проще отрепетировать собственную манеру гроула. Попробуйте вначале спеть в обычной манере, потом постепенно добавляйте «огня» до тех пор, пока не почувствуете, как ваша диафрагма реально толкает воздух, и вам удается издавать то самое глубокое звучание, к которому вы и стремились. Если у вас не получается глубокий гортанный вокал, попробуйте петь дребезжащим голосом. Любому это под силу, и мужчине, и женщине .

    • Для практики в обычном вокале хорошо подходят эти медленные песни: “Black Sabbath” Black Sabbath, “Dead Skin Mask” Slayer, "Hard Rock Hallelujah" Lordi.
    • Вот песни дэт-метал в медленном темпе для оттачивания техники гроула: “Death Walking Terror”, "Festering in the Crypt" и “I Cum Blood” Cannibal Corpse, "The Jealous Sun" Novembers Doom, "Sarcophagus" Nile.
    • Для тренировки обычного вокала в быстром темпе отлично подойдут песни группы Slayer: “Aggressive Perfector”, “Dittohead”, “Jesus Saves” и “Necrophobic”.
    • Отрепетировать быстрый темп гроула помогут вещи жанра дэт-метал: “Disposal of the Body” Cannibal Corpse, “Homage for Satan” Deicide, “Post Mortal Ejaculation” Cannibal Corpse, “The Exorcist” Possessed, "The Optimist" Skinless, "4:20" Six Feet Under, "Stabwound" Necrophagist, "Egypt, the Red Earth" Necronomicon, "Buried By The Dead" Bloodbath, "Sick Salvation" Bloodbath, "Prometherion" Behemoth, "Scrolls of the Megilloth" Mortification, "Demon of the Fall" Opeth, "What Can Be Safely Written" Nile.
  3. После выступления под дэт-метал выпейте безалкогольный напиток, не раздражающий гортань, например, простую воду.

    • Если вы только что закончили долгое и брутальное выступление и ваши связки устали после гроула, то мед сотворит с ними чудеса.
    • Не опускайте руки, если вам и близко не удается звучать, как ваши любимые вокалисты: постарайтесь выработать собственный стиль и тональность. Вначале отличным способом будет гроулить одновременно с ними, включив записи. Попробуйте добавлять собственные оттенки в процессе.
    • Не курите. И если вы не можете без выпивки, принимайте алкоголь хотя бы в умеренных количествах. Курение может сделать ваш голос более глубоким, но одновременно сократит силу дыхания. Исполнение дэт-метала требует огромное количество энергии, и наркотики любого рода только подорвут ваши силы.
    • Грубый вокал станет более мощным с практикой, если вы будете все делать правильно.
    • Чтобы издавать более яростные звуки, поэкспериментируйте со слюной во рту. Ее можно задержать между языком и горлом – получится то самое бульканье, которое вы слышите во многих песнях. Открытое, расслабленное горло – вот ключ к успеху. Воздух должен выходить с легкостью. Тон можно менять, изменяя направление выталкиваемого воздуха языком. Это делается сворачиванием языка наверх или вниз, тогда получается более глубокий тон. Губами – второй метод. И вы никогда не должны менять тональность с помощью связок.
    • Вам может удастся издать поросячий визг, или бри-бри (еще его называют пигсквил, пигвойс или пигинг), если завернуть кончик языка прямо над передними верхними зубами – при этом он должен быть широко развернут – и протянуть гортанный звук «и».
    • Следите за тем, чтобы ваш вокал был разнообразным. Монотонный гроул вскоре надоест, какими бы впечатляющими ни были ваши вокальные данные.
    • Контролируйте дыхание и количество слизи во рту и горле.
    • Звук должен производиться на задней стенке горла. Положите два пальца на горло в самой высокой точке шеи, где она переходит в подбородок. Если вы чувствуете там вибрацию, то все делаете правильно. Если понимаете, что она исходит из глубины горла, значит, страдают голосовые связки и нужно поправить вашу технику.
    • Возможно, не стоит обхватывать микрофон руками так, чтобы получалась резонирующая чаша из ладоней. Многие вокалисты намеренно используют этот прием для усиления звучания голоса и эффекта более низкого тона, чем есть на самом деле, но в сообществе дэт-метал это осуждается как мошенническая практика. К тому же, это смажет четкость звука и очень вероятно, что вам будет тяжелее достигнуть желаемого уровня вокальной/тональной чистоты.
    • Если вам уже хорошо удается скрим, то освоить дэт-метал вокал будет очень просто.

    Предупреждения

    • Будьте готовы к изумленным лицам и жесткой критике, когда будете демонстрировать свой уникальный вокальный стиль семье или друзьям. Некоторые вовсе не считают гроул настоящим пением.
    • Гладкая мускулатура горла никогда не должна болеть во время исполнения дэт- или блэк-метала. Однако когда вы только начнете этим заниматься, внешние мышцы будут побаливать из-за необходимости держать горло в новом положении.
    • У новичка попытка выдать более мощный гроул при неправильной технике очень часто заканчивается серьезными повреждениями голосовых связок. Если вы чувствуете боль или дискомфорт, охрипли или вообще потеряли голос, значит, делаете что-то неправильно и вам необходимо усовершенствовать технику дэт-метал вокала.
    • В редких случаях новички настолько напористы, что их голосовые связки начинают кровоточить. Если появилась кровь, немедленно остановитесь и не пользуйтесь голосом до полного выздоровления. В серьезных случаях может потребоваться медицинская помощь, а голос будет испорчен навсегда, лишив вас вообще надежды когда-либо гроулить.
    • Любая манера пения в грубом стиле может навсегда отнять хороший певческий голос: пострадает его диапазон и есть большая вероятность возникновения других неприятностей, таких как узелковый ларингит или полипы голосовых связок – наросты на связках. Правильная техника может свести к минимуму эти последствия. Защитите свой голос так же, как гитарист поступает в отношении гитары: он покупает дорогую или сделанную на заказ, а не ту, что рассыплется в труху во время игры. Помните: гитарист всегда может купить новый инструмент, но с голосом вам дается один лишь шанс.
    • Если у вас заболевание горла – простуда или грипп с кашлем – дайте связкам отдохнуть неделю или две.
    • Гроул на вдохе не самая надежная техника пения под дэт-метал. Часто он звучит слишком высоко и является в какой-то степени мошенничеством. Хотя такая методика никак не может навредить вашему голосу, но вы рискуете потерять мелодию во время вдохов.
    • Не удивляйтесь, если вы звучите не похоже на вашего любимого гроул-вокалиста. У всех разные певческие голоса, даже во время гроулинга.

Табачный дым и ОРВИ), равнозначно запрету работы с голосом.

Не копируйте своих кумиров. Как нет двух одинаковых , так не будет одинаковых рыков. Попытка подстроиться под кого-то может только навредить, поскольку голосовой аппарат в неестественном для него режиме, испытывает чрезмерные нагрузки. Ищите свой собственный тембр, отличный от всех остальных.

Гроул – это не крик на низких частотах. Пытаясь добиться рычащего звука таким образом, вы только надорвете связки – они не рассчитаны на такую нагрузку, тем более рык зависит не от тех , которые вы напрягаете. Ваша – разработать ложные связки.

Гортань в момент гроула должна работать как при отрыжке. Воспроизведите те же ощущения, как при отрыгивании, запомните их. Затем напрягите мышцы живота, словно поднимаете что-то тяжелое. Не прибегая к помощи основных связок, тихо произнесите звук «и». Держите гортань в том же состоянии, что на предыдущем упражнении, прибавьте к нему положение зевка. С первого раза у вас не получится, поэтому повторяйте, пока не добьетесь результатов. Не увеличивайте громкость. После первой повторите упражнение на гласную «у». Следите, чтобы зев был открыт, диафрагма активно выталкивала воздух из легких, а мышцы живота ее поддерживали. Эта позиция вам должна быть знакома, если вы занимались оперным вокалом: требования к положению голосового аппарата совпадают, поскольку оно является оптимальным и требует от связок наименьшего напряжения.

Видео по теме

Обратите внимание

В первые месяцы занятий возможны болевые ощущения в области гортани. Это связано с неправильным положением голосового аппарата в момент звукоизвлечения. Обратитесь к педагогу по экстремальным видам вокала и спросите его совета по устранению причины. Если вы не исправите дефекты сейчас, впоследствии голос не прослужит вам долго.

Источники:

  • как правильно петь гроулом

В последние годы на российской и зарубежной сцене появилось много команд, использующих в песнях такую необычную технику пения, как гроулинг (от английского growling – «рычание»). И, действительно, такой вокал больше похож на животное рычание, нежели на пение. Такой вокал характерен для Black-, Death- и DoomMetal, а также для Grindcore, Metalcore и Deathcore, другими словами для тяжелой музыки. Однако научиться гроулу могут не только представители сильного пола, от природы обладающие низкими голосами, но и молодые люди с более высокими тембрами голоса, и даже девушки.

Инструкция

Условно гроулинг можно разделить на несколько подвидов: традиционный, на расщеплении голосовых связок, смешанный гроулинг и squealing (более известный как «хрюканина»). Основной для всех видов в любом случае выступает традиционный гроул.
Есть несколько мнений о том, какие части горла образуют гроул. Первое – «рычащий» звук достигается из-за направления потока воздуха на мягкое небо; второе – поток воздуха направляется на ложные связки, расположенные чуть выше основных. Однако, по сути, механизм гроула не отличается от отрыжки, то есть при правильном исполнении гроулинга, задействованы те же самые части тела и в особенности горла, что и при отрыжке. Можно попробовать несколько раз отрыгнуть, чтобы лучше понять механизм.

Далее переходим к звукоизвлечению. Самые звуки на первых порах – это «и-и-и» и «у-у-у», для того, чтобы они получились, необходимо одновременно прижать кончик языка к небу, опустить подбородок вниз, а кадык при этом должен наоборот подняться вверх, к подбородку, при этом под нижней челюстью должно ощущаться напряжение. Теперь осталось лишь выдохнуть, сложив губы либо трубочкой, для того, чтобы получился звук «у», либо чуть-чуть приподняв уголки губ для того, чтобы получился звук «и». Если все правильно, должен получиться необходимый рык. Не стоит сразу это на большой громкости, и уже тем более не стоит орать (можно связки). Начинайте с маленькой громкости.
После того, как вы овладели мастерством извлечения простых звуков, можно переходить к извлечению оставшихся гласных. Поначалу будет трудно, так как в их извлечении не должен участвовать язык, то есть он не должен упираться в небо. Язык нужен лишь на начальных этапах, как вспомогательный аппарат, чтобы привести голосовой аппарат в нужное положения для гроула. После того, как все гласные освоены, переходите к произношению слов.

При гроулинге также важно не забывать о правильном дыхании. Чтобы звук был ровный и необходимо «дышать ». Выдохните, опустошив при этом нижнюю часть легких, живот при этом должен быть немного вдавлен, но не втянут. После того, не спеша, набирайте воздух в ту же нижнюю часть легких, живот при этом слегка надувается. Не перетрудитесь, иначе можно потерять сознание. После того, как вы набрали воздух, выдыхайте, выталкивая мышцами пресса воздух снизу вверх и приподнимая диафрагму, и не забывайте рычать. Пресс при этом постоянно остается в напряжении.
Здесь важно не плотно перед упражнениями, так как напряжение давит на желудок, а соответственно может привести к нежелательным последствиям. Если все сделано правильно, то гроул должен получиться ровным и продолжительным.

Полезный совет

На начальных этапах в горле будет першить, а возможно захочется прокашляться, в этом нет ничего страшного. Со временем все неприятные ощущения пройдут, если же не уходят – необходимо ослабить сдавливание гортани и напряжение. И важно не забывать пить воду. Особенно на начальных этапах, так как горло не привыкло еще к новым способам извлечения звука.

Вокальная техника гроулинг (мелодичное произношение рычащих звуков) довольно распространена в современном мире и научиться ей хочет достаточно много музыкантов. Обращаясь за помощью к профессионалам, они и не подозревают, что овладеть данной техникой можно самостоятельно, выполняя некоторые простые задания (тренировки). Практические советы о том, как научиться гроулингу, представлены в данной статье.

Инструкция

Первое, что следует знать при самостоятельном обучении гроулингу – это то, что вы должны иметь абсолютно здоровое . Если вы на момент обучения охрипли или имеете любое другое заболевание гортани, о гроуле следует забыть до полного выздоровления.

Сожмите горло в определенной точке так, чтобы проходящий поток воздуха создавал необходимую вибрацию, а, следовательно, выходил звук.

Направляйте поток воздуха через ложные связки, расположение которых чуть выше основных, извлекая изо рта указанные звуки.

Прижмите сильно язык к небу.

Подбородок опустите вниз. Должно ощущаться напряжение нижней челюсти.

Сделайте губы трубочкой и выдохните. При этом должен получиться своего рода рык.

Произносите по указанной выше схеме – «у».

Выполняя вышеуказанные , вы и сможете освоить традиционный гроул.

Шаринганом увлекаются те люди, которые занимаются техникой интуитивного боя. Если вы хотите обладать приемами абсолютного зрения, которое отличается от обычного на 100%, то вам предстоит полностью избавиться от параллакса, природного свойства ваших глаз. Чтобы развить полный шаринган, занимайтесь пять лет. Для развития начальной ступени шарингана выделите от 0.5 года до 1 года.