На рубеже 16-17 веков Россия переживала глубокий политический и социально-экономический кризис. Смутное время было вызвано рядом причин и факторов:

  • Пресечение династии Рюриковичей.
  • Борьба между боярами и царской властью, когда первые стремились сохранить и приумножить традиционные привилегии и политическое влияние, вторые - ограничить эти привилегии и влияние. Их «интриги тяжёлым образом сказались на положении царской власти».
  • Тяжёлое экономическое положение государства. Завоевательные походы Ивана Грозного и Ливонская война привели к затрате значительных ресурсов. Негативно на экономике страны сказалось насильственное передвижение служилых людей и разорение Великого Новгорода. Ситуацию катастрофически усугубил голод 1601‒1603 годов, разоривший тысячи крупных и мелких хозяйств.
  • Глубокий социальный разлад в стране. Существующий строй вызывал отторжение у массы беглых крестьян, холопов, обедневшего посадского люда, казацкой вольницы и городовых казаков, а также значительной части служилых людей.
  • Последствия опричнины. Она подорвала уважение к власти и закону.

Первый период смуты.

Характеризуется борьбой за престол различных претендентов. Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. В 1605 г. Лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. был убит Лжедмитрий I и на престол вступил Василий Шуйский , с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 - 1606 гг.)

Второй период смуты .

В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.

Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий II . В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось две столицы : бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу.

Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу . В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий II, но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 - 1607 гг.), царствование Василия Шуйского (1606 - 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.).

Трети й период смуты.

Характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер.

В августе 1612 г . ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 22 октября польский гарнизон сдался (по новому стилю — 4 ноября). Москва была освобождена. Смутное время закончилось.

Через семь лет после событий, которые положили конец Смутному времени в России, был установлен праздник — День иконы Казанской Божьей матери. С 2005 года 4 ноября отмечается также День народного единства .

Итоги смуты были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.

Альтернативная хронология этапов Смутного времени.

ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ СМУТЫ

Сохранилось около 30 русских сочинений о Смуте начала XVII столетия и более 50- иностранных. Нам не удалось включить в книгу «Сказание» троицкого келаря Авра-амия Палицына, «Новый летописец», дневники поляков СтаниславаЖолкевского, Станислава Немоевского и Вацлава Диаментовского (его записки известны как «Дневник Марины Мнишек»), сочинение голландца Исаака Массы. Однако и того немногого что уместилось в этом томе, достаточно, чтобы понять, насколько трудна задача историка, взявшегося толковать события Смуты

Если история, как говорили древние, должна быть учителем жизни, посмотрим, какие уроки мы извлекли из Смуты. Образы ее героев в XIX столетии как часовые стояли на страже русской государственности, удостоверяя общенародную преданность дому Романовых: крестьянин Иван Сусанин, отдавший жизнь за царя, «говядарь» (мясник) посадский человек Кузьма Минин и благородный князь Дмитрий Пожарский Им предстояло сыграть свои роли и в той драме исторического самосознания, которая сопровождала революцию. Опера Глинки, прославляющая подвиг Сусанина, сначала шла в Пролеткульте как музыкальное представление «За серп и молот», а в репертуар Большого театра вернулась в 30-х годах с новым либретто Городецкого, где Сусанин спасает не будущего царя Михаила Романова, а огромную Москву от крохотного опереточного отряда поляков. Минин и Пожарский, как символ демократического единения «великих» и«малых» людей в годы испытаний, скульптурной группой Мартоса не покидали Красной площади, однако смысл этого исторического знака менялся: в речи Сталина 7 ноября 1941 года Минин и Пожарский были упомянуты не как члены общенародного правительства -«Совета всея земли», а как герои-полководцы, давшие отпор иностранной интервенции.

Буржуазная наука пришла к пониманию Смуты как комбинации двух процессов: политической борьбы за власть между родовой аристократией и дворцовой знатью и социально-экономической борьбы за землю и рабочие руки, приведшей к закрепощению трудовой массы и выходу крепостных на новые земли и в казачество. Однако прежние исторические описания Смуты В. О. Ключевского и С. Ф. Платонова были заменены тезисами М. Н. Покровского, смотревшего на события начала XVII века как на «крестьянскую революцию». В 1931 году Сталин в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом особо выделил «восстание Болотникова», но, явно споря с Покровским, не употребил слово «революция» и не сказал слова «Смута». И под влиянием этой оценки в тогдашних научных трудах противоречия целого исторического периода 1598-1613 годов были сведены лишь к одному выступлению низов под руководством холопа Ивана Болотникова4. Сам термин «Смута» был объявлен буржуазным и исключен из работ историков.

В конце 30-х годов, под влиянием антипольских настроений и в преддверие скорой мировой войны, появились исследования, где беды России объяснялись иностранным вмешательством, а действия польских и шведских отрядов в начале XVII века получили название «польско-цшедской интервенции». Так вместо прежней схемы Ключевского - Платонова возникла новая, объясняющая все потрясения Смуты социальной борьбой угнетенных против закрепощения, примиренной общенародным выступлением против иностранных интервентов.

Неполнота этой концепции очевидна: она развивает лишь один тезис Ключевского («Смута, питавшаяся рознью классов земского общества, прекратилась борьбой всего земского общества со... сторонними силами»), но не указывает причин всеобщего расстройства общественной жизни. То, что в истории предстает единым потоком событий, разделено на два ряда явлений, и многое, не соответствующее новой схеме, отброшено - например, борьба за власть в верхах, история казачества, религиозный кризис. Не вполне ясно, почему Смута началась на фоне экономического подъема 90-х годов XVI века и успехов внешней политики. А главное - объяснение Смуты как комбинации крестьянской войны и интервенции не отражает динамики исторического развития; Смута оценивается не как этап роста, а как досадная помеха развитию государства, как будто восстановление центральной власти после «смутных времен> означало простое восстановление политических порядков державы Рюриковичей. Подобная внеисторическая концепция Смуты хороша лишь как «политическая гимнастика» (Ключевский) и совсем не похожа на ту действительную Смуту, что на столетия вперед предопределила исторический путь России.

Англичанин Джером Горсей, поражаясь размаху владений Ивана Грозного, заметил, что «они едва ли могли управляться одним общим правительством и должны бы были распасться опять на отдельные княжества и владения, однако под его (Ивана IV.- А. П.) единодержавной рукой монарха они остались едиными». Смута стала испытанием крепости этой власти; вновь после призвания варягов и образования Московского государства она поставила вопрос о роли государственного начала в истории народа. Удивительно в нашем политическом быту это обратное отношение «ускоренного внешнего роста государства» и развития «народных сил», когда упрочение центральной власти не означалоблагоденствия подданных, а, наоборот, тянуло из них все жилы - «государство пухло, а народ хирел», как писал Ключевский. Успехи правительства Бориса Годунова опирались на крайнее перенапряжение народных сил, увеличение «государева тягла» и не могли не привести к взрыву. Падение Федора Годунова и последующие жертвы, принесенные для восстановления центральной власти, показали, с одной стороны, насколько эфемерными были успехи государственного строительства при Иване IV, когда вместо действительного государства существовала лишь «мечта» о государстве (К. Д. Кавелин), и с другой стороны, сколь крепки уже стали «связи национальные и религиозные», сохранившие целостность России, когда «надломились политические скрепы общественного порядка».

«Национальные и религиозные связи» являются важнейшим содержанием русских сочинений о Смуте. Их авторы - монахи («Мы обязаны монахам нашей историею»,- как заметил Пушкин2), ратники и приказные дьяки, вовлеченные в мощный человеческий поток, принужденные пройти по самой быстрине и выброшенные на безопасный берег. Записки о Смуте рождались в конце 10-х - в 20-х годах XVII столетия, когда пошатнувшиеся основы царства и пошатнувшаяся набожность были восстановлены, и все, произошедшее с Россией, казалось сном наяву3. Смута перевернула привычные представления. Если в прежней литературе русские князья реками проливали басурманскую кровь, то теперь собственные православные цари рекой проливали кровь своих подданных. «Царскогочина яблоко»- державу Российского царства,- «наслаждаясь властью», катали в руках и перебрасывали друг другу как мячик, Федор, юродивый и церковный звонарь на троне, худородный татарин Борис, монах-расстрига Гришка, трусливый увалень и клятвопреступник Василий Шуйский. Цари играли жизнью своих слуг, а те играли царями, «яко детищем», то «хватали за посох и позорили... много раз» и говорили, «чтобы сошел с царства», то терзали до смерти, ища награды у нового монарха. И самые знатные, опора государственного устройства, совершали поступки, означавшие самоотречение, не помня прежней меры своего слова, и никто не был равен сам себе: Шуйский дважды перед всем миром утверждал противоположные мнения о личности убитого царевича Дмитрия, Мария Нагая, безутешно оплакивавшая мертвого сына, без колебаний признала его в Самозванце. Во главе страны стояли теперь не прежние «земледержцы и правители», а «земле-съедцы и кривители», как горько посмеивался неизвестный автор «Новой повести о преславном Российском царстве».

Там, где царил извечный порядок, теперь верховодил случай, и тогда собирались «мужики коверинцы, колтыринцы и конобеевцы и говорили межь себя так: «Сойдемся-де вместе и выберем себе царя». И поднялись цари под разными именами - один назовется Петром, другой Иваном по прозванию Август, иной Лаврентием, иной Гурием.

Священные одежды архиереев поляки резали на портянки. Коломенского епископа Иосифа, привязав к пушке, возили под стены осажденных городов и этим устрашали городовых «сидельцев». И Богородица - защитница Русской земли - смотрела на все это с иконы, а рядом, на стене, были пригвождены «злодейские руки» поляков, глумившихся над образами Христа и Богоматери.

Эти ужасные потрясения, занесенные в русские сочинения о Смуте, могли быть поняты как апокалиптические знаки, предвещающие близость последних времен и Страшного суда, но после воцарения «тихого» царя Михаила сказочно быстро установился мир и покой, и жизнь, как ни в чем не бывало, вошла в свои прежние берега. Оставалось объяснять обретенное спокойствие принятыми Богом жертвами Смуты. Для того чтобы благоденствовать дальше, нужно было еще раз пережить недавние «смутные времена», но по-иному, не в «недоумении» и не в «безумном молчании, еже о истине к царю не смеюще глаголати»°, а обратив Смуту в разумные формы историописания, представив ее как религиозную драму искупительной жертвы и спасения.

Люди оказались плохими актерами в этой драме, и на авансцену были выведены небесные силы - Христос, Богородица и святые Русской земли. Перед участниками Смуты, как перед ветхозаветными пророками, пали завесы времени, и неизвестный иконописец Дворцового приказа видел знак, предвещавший скорую смерть Скопина-Шуйского; преподобный Сергий являлся некоему немощному старцу, беспокоясь о трех слепых меринах, выгнанных конюшим Афанасием Ощериным по недостатку корма; в Архангельском соборе ночные стражи слышали «некие сопротивные беседы» и голоса, поющие отшедшим душам 118 псалом с аллилуариями; жена Бориса Мясника Меланья видела жену в белых ризах, а инок Варлаам - Богородицу и нозгородских святых Никиту, Иоанна и Варлаама Хутынского.

То, что прежде переживалось бессловесно и, значит, без всякой надежды, теперь, в русских сочинениях о Смуте, получило библейские имена, и потому даже самые страшные бездны отчаяния стали частью библейской истории, которая вся означает искупление и конечное спасение. Бессловесный прах на месте прежней великой России назывался теперь «мерзостью запустения» (Дан. 9,27), то есть, как и в библейской книге пророка Даниила, стал прахом разрушенного Иерусалима, который возродится в будущем царстве праведных (От-кров. 21,2). Испытания Русской земли получили подкрепленные надеждой имена всемирного «потопа» и «египетского плена», а ведь, согласно библейской легенде, после потопа господь вновь обратил свою милость к потомкам Ноя, а после египетского плена вывел израильский народ в обетованную землю.

Смута началась с «великой крови неповинной» мальчика Дмитрия и была платой целой земли за эту кровь; но кровь царевича - еще и искупительная жертва за Русскую землю, обеспечивающая спасение тем, кто пройдет через покаяние.

И если никто не сохранил добродетельной души, историю начинают вершить невинные дети, подобно трем библейским отрокам, воспевшим хвалу Богу из огненной печи (Дан. 3,52-90). Отрок Дмитрий принял мучение от злочестивых убийц и по смерти стал творить чудеса; отрок, посаженный на стену Новодевичьего монастыря, выкрикнул на царство Бориса Годунова; отрок Михаил Романов, знаменуя конец Смуты, вышел к народу в Мономаховом венце.

Работа, проделанная первыми историографами «Смутных времен», по масштабу и по воздействию на национальное самосознание может сравниться с сочинениями русских книжников XV - XVII веков о легендарном Мамаевом побоище. Однако если в цикле повестей о Куликовской битве все внимание авторов направлено на укрепление Московского государства в борьбе с внешними врагами, то русские рассказы о Смуте заставляют заглянуть в самые глубины «неустройства» собственной земли, еще раз укрепиться в вере и испытать психологическую и религиозную катастрофу, с которой началось «бунташное» и раскольничье XVII столетие.

Смута, завершившаяся изгнанием поляков из Москвы (для чего русские должны были брать приступом собственную столицу!) и восстановлением русской государственности, давала основание с гордостью говорить о «славе и похвале» Русской земли. Но Смута впервые назвала и цену этой «славе и похвале»: укрепление государства за счет несвободы подданных. Россия пробовала себя на пути закрепощения. Жестокий террор, остававшийся выше разумения современников, создавал будущее России, воспитывая безусловную покорность и уча мириться с унижениями, достигая своей цели именно немотивированной жестокостью. Он сеял страх и холопство как среди тех, кто в «крепости» за хозяином нес государево «тягло», так и среди тех, кому будет позволено тесниться у трона новой «выборной» династии. Общенациональная катастрофа Смуты справилась с задачей, непосильной никакому государственному учреждению, никакому опричному корпусу.

Не случайно в те годы не могла быть замечена и оценена легенда о мученической смерти Ивана Сусанина, ибо, в отличие от раннехристианской и всякой обычной истории, мучения уже не венчали предшествующих злодейств или подвигов; удары раздавались налево и направо просто так, без всякой вины, единственно в целях устрашения3.

В соседстве героев Смуты мясника Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского позднейших авторов увлекал образ демократичного союза «всей земли», однако современники не могли не смотреть с опаской на это смешение разных «чинов», как и на соседство отрицательных двойников Минина и Пожарского - польских прихвостней кожевника Федьки Андронова и князя Василия Мосальского - или на соседство холопа Ивана Болотникова и его бывшего господина князя Андрея Телятевского.

Спутав старый порядок и поспешно выстроив новый, Смута не отменила прежних противоречий развития страны, но бросила иной свет на эти противоречия, пробудив сознание и призвав к исторической жизни всю без изъятия массу населения. Смута была первым общенациональным движением, равным по масштабу начавшемуся освоению Сибири и южных окраин и будущему церковному расколу. Все эти потрясения шли от одного корня и питались извечными конфликтами русской истории.

Смута была тем порогом, через который России необходимо было переступить, чтобы войти в Новое время. Споткнувшись, Северная держава все же вступила в первый этап своей европейской истории, который оказался военной, социальной и политической трагедией, известной как «общий кризис семнадцатого столетия»1. Наравне с другими европейскими державами, но с несравнимо большим напряжением, Россия вела внутренние религиозные войны (раскол), ввязывалась в многолетни^ кровопролитные баталии со странами «восточного барьера» - Польшей и Швецией, усмиряла целые армии повстанцев (Разин). Именно события Смуты подсказали Ключевскому завораживающий образ России - летящей птицы, «которую вихрь несет и подбрасывает не в меру сил ее крыльев...».

А. Плигузов

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

1. ВРЕМЕННОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ СМУТЫ В ИМПЕРИИ. НЕУДАВШАЯСЯ ПОПЫТКА РЕСТАВРАЦИИ И НОВЫЙ РАЗГАР СМУТЫ. ПРИХОД К ВЛАСТИ РОМАНОВЫХ На какое-то время смута в Руси-Орде была преодолена. Опричнина была разгромлена и ордынская власть временно, на 25–30 лет, была восстановлена под

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Ход Смуты В ходе Смуты вскрываются ее причины. Смута была вызвана событием случайным - пресечением династии. Вымирание семьи, фамилии, насильственное или естественное, - явление, чуть не ежедневно нами наблюдаемое, но в частной жизни оно мало заметно. Другое дело, когда

Из книги Танки. Уникальные и парадоксальные автора Шпаковский Вячеслав Олегович

Из книги Аттила автора Дешодт Эрик

Уроки Он пользовался полнейшей свободой передвижения. Несколько раз ездил за Дунай, чтобы отчитаться перед Руасом о своих наблюдениях и передать уверения в дружбе и подарки от Гонория Руасу и наоборот.Прошло три-четыре года, Аттиле было уже шестнадцать или семнадцать. В

Из книги Марк Аврелий автора Фонтен Франсуа

Уроки для нас Следует ли отбросить Марка Аврелия на задворки истории, как изгнали афиняне Аристида, под тем же предлогом: он-де слишком праведен для хорошего правителя? Он сам, как мы видели, был к этому готов: «Разве не найдется кто-нибудь, кто про себя скажет: „Наконец-то

Из книги Сражения выигранные и проигранные. Новый взгляд на крупные военные кампании Второй мировой войны автора Болдуин Хэнсон

Уроки Сражение за Выступ – это исторический случай действия и бездействия разведки. В анналах войны она – замечательный пример военной хитрости и неожиданности. Результаты, которых с ее помощью можно достичь, могут сокрушить даже более сильного противника за счет

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Временное преодоление смуты в империи Неудавшаяся попытка реставрации и новый разгар смуты Приход к власти Романовых На какое-то время смута в Руси-Орде преодолена. Опричнина разгромлена, и ордынская власть временно, на 25–30 лет, восстановлена под правлением новой

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Уроки Смуты Если попытаться передать социальную психологию, которая породила Смуту, на современном жаргоне, то получится примерно следующее.В конце XVI в. Россия впервые глубоко прочувствовала, что именно построили Иван III и его внук Иван Грозный, что за ношу взвалила она

Из книги День народного единства: биография праздника автора Эскин Юрий Моисеевич

УРОКИ СМУТЫ (И. Андреев) Если история, по словам древних, должна выступать учителем жизни, то изучение Смуты и размышление о ее последующем влиянии на ход истории вызывает тягостные чувства. Слишком много печальных ассоциаций, удручающих сравнений, рождающих невеселое

Из книги Запечатленный труд (Том 1) автора Фигнер Вера Николаевна

6. Уроки Из моральных уроков, преподанных матерью, я помню кроме постоянного требования говорить правду одни сумерки, когда мать как-то необычно созвала нас всех в одну комнату и проникновенным голосом сказала: «Слушайте: сегодня к нам привезут девочку, которая останется

Из книги Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории автора Торкунов Анатолий Васильевич

§ 2. Женевское совещание 1954 г. по Корее. Исторические и дипломатические уроки Корейской войны Соглашением о перемирии предусматривался созыв конференции для мирного решения корейского вопроса. Статья IV Соглашения о перемирии гласила: «Для обеспечения мирного

Из книги Политический кризис в России: модели выхода автора Колоницкий Борис Иванович

Уроки диктатуры Важнейшим событием корейской истории стала война 1950-1953 гг между Севером и Югом. На стороне одних тогда выступили СССР и Китай, на стороне других - США. В этой войне погибло не менее 2,5 млн человек, и официально она не закончена и по сей день - было лишь

Из книги Великая Орда: друзья, враги и наследники автора Еникеев Гали Рашитович

Глава 1 Подлинные причины и условия смуты, ее режиссеры Кое-что малоизвестное из истории Смуты. Кем был Борис Годунов? Татары в Московии и в Улусе Джучи в период Смуты С правления Бориса Годунова, этого величайшего собирателя державы, русские начинают Смуту, есть такой

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

5. Уроки Не может не удивлять, что горстка разбойников, расположившись на одном из провансальских холмов, держала в напряжении чуть ли не на протяжении целого века огромный гористый район, частично блокируя жизненно важные для христианского мира дорога; что еще дольше

Из книги Великая Русская Смута. Причины возникновения и выход из государственного кризиса в XVI–XVII вв. автора Стрижова Ирина Михайловна

Ход Смуты В ходе Смуты вскрываются ее причины. Смута была вызвана событием случайным – пресечением династии. Вымирание семьи, фамилии, насильственное или естественное, – явление, чуть не ежедневно нами наблюдаемое, но в частной жизни оно малозаметно. Другое дело, когда

Вообще, история - это не только факты, и далеко не только факты. Наверное, самое главное, история - это уроки для потомков. Собственно, здесь и происходит соединение истории и современности. Для чего мы и изучаем историю - чтобы извлечь какие-то уроки и понять, как же нам двигаться в будущем.

Смутное время дало нам разнообразные уроки: и о причинах Смуты, и о людях - о поступках людей, как себя вести в Смуту. Главные, важнейшие, на мой взгляд, уроки - это уроки выхода из Смуты, т. е. как Россия смогла преодолеть Смуту, что помогло России выйти из этого страшного периода. Когда казалось, что все потеряно. Когда на престоле почти воцарился польский королевич. Когда поляки отказались подписывать с русским тогдашним правительством договор о сохранении Православия в России (о том, что польский королевич должен принять Православие и жениться только на русской православной царевне) и фактически начали войну, чтобы превратить Россию в католическое государство и изринуть Православие из России. Казалось, потеряно все. Пик этого состояния - 1610–1611 гг. И вдруг через год все поворачивается в другую сторону, и Россия спасается. До этого 10 лет страшной Смуты, начиная с голода 1601–1603 гг.

Итак, урок первый. Прежде всего Смута воспринималась народом русским как Божие наказание за грехи - это прослеживается абсолютно по всем документам Смуты. Следовательно, когда искали выхода из Смуты, то главными способами спасения России от разорения считали два: 1) возвращение в сердца людей страха Божия; 2) всеобщее покаяние. Два главных способа, которыми народ русский мыслил себе спасение России. Но не только мыслил, но и делал.

В начале Смуты, при Лжедмитрии, был свергнут с престола первый русский Патриарх Иов и заточен в Спасском Угличском монастыре. Есть версия, что после того, как Василий Шуйский уже воцарился на царском престоле, Иову было предложено вернуться на патриарший престол, но он отказался, поскольку был болен (через год он умрет). И был избран Гермоген. Так вот, зимой 1607 г. Патриарх Гермоген призвал престарелого первого Патриарха Иова и они вместе в Москве провели службу «о прощении всех грехов России и русского народа». Это был очень серьезный акт - первый церковно-государственный акт начала того самого всеобщего покаяния, которое рассматривалось как главный способ выхода из Смуты.

Но дело в том, что народ русский сам, без «приказа» или «распоряжения сверху», начал стремиться к духовному очищению. Особенно ярко проявился этот процесс в практике видения знамений - небывалое по своей массовости явление, которое произошло в Смутное время. Никогда такого раньше не было в истории России. По подсчетам современного исследователя Бориса Кузнецова, с конца XVI по начало XVII в. в различных источниках зафиксированы сообщения о 80 знамениях и 45 эпизодах, содержащих 78 оригинальных рассказов о видениях.

Это, подчеркиваю, письменно зафиксированные знамения и видения. При этом видения, несомненно, играли стабилизирующую роль в обществе (это очень важный момент), ибо чаще всего Высшие Силы, являющиеся тем или иным людям, хотя и требовали от народа покаяния, но и обещали свою поддержку в спасении России. И интересно, что видения начинаются с 1606 г. и продолжаются по 1613 г. - в самые тяжелые, Смутные времена.

Исследователи делят видения (с рациональной точки зрения) на видения, так сказать, местного и общегосударственного значения. Но, в самом деле, было несколько видений, которые сыграли огромную роль. Причем они охватывали собой все самые значимые события Смуты: и осаду Москвы Болотниковым, и осаду Москвы Тушинским вором - Лжедмитрием, и осадное сидение в Троице-Сергиевом монастыре, и польскую интервенцию, и ополчение, и освобождение Москвы. И все они были зафиксированы в литературных памятниках.

Из наиболее ярких произведений, зафиксировавших видения, стали «Повесть о видении некоему мужу духовному» (это в Москве было видение, после чего по распоряжению Церкви и царя Шуйского был установлен всеобщий пост всероссийский), «Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде» с примыкающим к нему «Владимирским видением» и, наконец, цикл видений в Троице-Сергиевом монастыре. Этот цикл нашел отражение в «Сказании» Авраамия Палицына, где насчитывается 18 рассказов об оригинальных видениях.

Вот один, может быть, наиболее важный эпизод. Это «нижегородское видение». Оно было явлено благочестивому человеку, Григорию. Ночью, пребывая в храме в тонком сне, Григорий узрел, как купол храма вдруг раскрылся на 4 стороны и с небес, озаренный великим светом, в человеческом образе сошел Господь, сопровождаемый неким человеком в белых ризах. Расположившись на груди (в источнике написано, «на персех») Григория, Спаситель произнес свои заповедания. Прежде всего Господь заповедал установить во всем российском государстве строжайший трехдневный пост, причем умерших во время поста Он обещал принять в Царство Небесное, даже детей. Следующее заповедание - это построение храма в Москве. Кроме того, в этот храм нужно было перенести из Владимира икону Владимирской Божией Матери, поставить перед иконой незажженную свечу и положить «неписанный», т. е. чистый лист бумаги. Согласно видению Спаситель утверждал, что в нужный день свеча возгорится от огня Небесного, и на бумаге чудесным образом появится имя будущего русского царя, угодного Богу (как в источнике сказано: «по сердцу Моему»). Если же воля Божия не будет исполнена, то все российское государство будет жестоко наказано. Столь же жестоко будут наказаны нижегородцы, если они не сообщат о заповеданиях Господа, данных Григорию, по всей России («воздвигну бурю и волны из реки Волги, и потоплю суда с хлебом и солью, и поломаю деревья и храмы...», так было сказано в видении).

Если проанализировать текст, то видно, что видение носит яркий оптимистический характер: Господь дарует Свои знамения для того, чтобы укрепить в русских людях веру и показать им Свою милость.

Важно и то, что «нижегородскому видению» волей Господа придается общерусское значение, причем в данном случае Господь обращается напрямую к русскому народу, а не к правителям. И по сути дела, «нижегородское видение» свидетельствует о том, что русский народ волею Самого Господа призывался к подвигу самоустроения: очистившись от грехов, русский народ должен был освободить Москву и избрать себе царя, имя которого будет названо Господом.

И Россия услышала этот призыв. Уже летом 1611 г. видение записывается, появляется «Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде», и затем, осенью 1611 - зимой 1612 г., грамоты с текстом «Повести» рассылаются по всей стране.

Списки грамоты уже точно найдены, известны в Перми, Вологде, Устюге, Ярославле, Ростове, а также в городах Сибири, вплоть до Тобольска (до которого, кстати, Смута не дошла - поляков там не было). Появился текст «Повести» и в войсках, стоявших под Москвой, в частности в полках 1-го ополчения под руководством Прокопия Ляпунова. И «нижегородское видение» стало прямым катализатором активных народных действий. Везде, где о нем получали известия, устанавливался строжайший трехдневный пост. Причем, что очень важно, пост устанавливался по инициативе самих горожан, без вмешательства каких-либо властей.

Таким образом, всенародный очистительный пост стал непосредственной реакцией на «нижегородское видение». И этот всенародный пост показывает степень раскаяния в грехах, став выражением всероссийского покаяния, столь давно ожидаемого на Руси.

Именно всеобщее и искреннее покаяние рассматривалось в начале XVII в. как главный способ спасения России от разорения. Следовательно, весь русский народ воспринял сообщение о чудесном видении в Нижнем Новгороде как непосредственное руководство к действию и доказал свое стремление к нравственному очищению. И таких примеров было очень много.

Итак, народ стремился сам духовно очиститься. Это очень важно.

Урок второй. Кто мог возглавить народ в Смуту? Авторитет имевшихся царей и многообразных претендентов на престол к началу XVII в. очень упал. Никто из них, ни Борис Годунов, ни Василий Шуйский, не говоря уже о Лжедмитрии I, не отвечал русскому православному представлению о царе - каким должен быть царь. Между прочим, в то, что Лжедмитрий - это воскресший царевич, верили, искренне верили. Больно последние годы правления Годунова были страшными, и, вообще, главной причиной Смуты считалось убиение царевича, т. е. Господь наложил за это убиение наказание на народ русский в виде Смуты.

Лжедмитрия обвиняли в том, что он деньги на поляков тратил; огромные деньги отсылал в Польшу. Правительство Шуйского опубликовало его переписку с папой римским, с королем Польским, но наибольшее отрицательное воздействие на русский народ Лжедмитрий произвел всего лишь одним деянием: он женился на полячке Марине Мнишек. Марина отказалась принять Православие, и они отказались после свадьбы от Причастия. Вот это стало самым главным катализатором свержения Лжедмитрия (8 мая состоялась свадьба, а 17 мая Лжедмитрия уже свергли). Авторитет царский падал, а в 1610 г., казалось, уже полное падение - междуцарствие. Польскому королевичу была принесена присяга и послан договор. Поляки отказались подписывать этот договор, и вот в этих условиях единственным авторитетом осталась Церковь - единственным во всей стране. И прежде всего, конечно же, Патриарх Гермоген.

Именно Патриарх разрешил русский народ от присяги польскому королевичу. Из Москвы были разосланы специальные грамоты об этом. Это очень важный момент. То есть это как бы давало законные основания для восстания против поляков. Именно Святейший Патриарх Гермоген, когда поляки подходили к городу (входили в город), благословил ополчение, благословил на то, чтобы народ поднялся. Для русского человека благословение означает самое важное, т. е. это Божие благословение «на труды своя». Были и знаменитые записки, письма, грамотки Гермогена, которые рассылались по России. Правда, грамоты 1-го ополчения не найдены, но интересно, что в отрядах, когда приговоры делались по сбору народа на ополчение, то везде в первую очередь говорили: «по благословению Патриарха». Это было очень важно.

Но более того. Дело в том, что в этот момент Церковь, именно Церковь и только Церковь стала идейным и организационным центром по собиранию народа на подвиг самоустроения. Церковь помогала средствами. А местные иерархи - это первые адресаты в посланиях из отрядов ополчений. То есть именно к ним обращались как к главным руководителям государства. И, конечно же, благословение на ратный подвиг преподобного Иринарха русскому воинству из 2-го ополчения.

Урок третий. Укрепившись духовно и церковно, русский народ сам поднялся на спасение Всей Земли. И 1-е, и 2-е ополчения - результат народного творчества. Не случайно в 1611–1612 гг., по сути, главным государственным органом становятся Советы Всей Земли. Это было и в 1-м ополчении, и во 2-м. Народ управлял собой сам и сам себя спасал в отсутствие государственной власти. Именно народ выдвинул из своих рядов народных героев: Прокопия Ляпунова, Кузьму Минина. Народ нашел князя Димитрия Пожарского.

Итак, главный вывод из уроков Смуты. Укрепившийся духовно, предавшись покаянию, под водительством Церкви, русский народ сам поднялся на подвиг самоустроения и спас Россию. Наши предки сделать это смогли. Сможем ли мы?

План конспект открытого урока по истории России для учащихся 7 класса «Смутное время».

Римская Анна Георгиевна, учитель истории и права МОБУ СОШ № 10 имени атамана С. И. Белого, г. Сочи
Тип урока: комбинированный
Описание: Открытый урок по истории России для учеников 7 - ых классов, полученные знания направленны не систематизацию, анализ и обобщение ранее приобретенных знаний в процессе обучения истории.
Предмет: История России
Тема: Смутное время
Цель урока: Изучить события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги, для систематизации и более полной картины по данному периоду.
Задачи:
I. Обучающая:
1. Раскрыть понятие Смуты, а так же выявить ряд причин способствующих наступлению Смутного времени на Руси.
2. Рассмотреть основные события и итоги Смутного времени.
3. Определись каковы были последствия Смутного времени.
II. Развивающая:
1. Развить у учащихся способность работать с историческими источниками (документами), с картой, учебником для более точного обобщения и анализа полученных знаний.
2. Способствовать развитию у учащихся умению самостоятельно или в группе анализировать исторические источники, давать развернутый ответ на поставленный вопрос.
3. Развивать у учащихся способность к систематизации полученных исторических знаний, и грамотно формировать выводы по предложенным темам.
III. Воспитательная:
1. Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории своего государства.
2. Сформировать гражданскую и гуманистическую позицию у учащихся, не смотря на сложившиеся мировые конфликты.
3. Способствовать пониманию у учащихся роли личности в исторических событиях разного времени.
Основные понятия:
1. Смутное время
2. Гражданская война
3. Самозванство
4. Тушинский вор
5. Крестоцеловальная запись
6. "Семибоярщина"
7. Интервенция
8. Первое ополчение
9. Второе ополчение
Основные даты:
1. 1533 1584 гг. - Княжение и царствование Ивана IV Грозного
2. 1584 - 1589 гг. - Царствование Федора Ивановича
3. 1598 - 1605 гг. - Царствование Б. Годунова
4. 1601 - 1603 гг. - Голод и неурожай на Руси
5. 1603 -1604 гг. - Восстание казаков под руководством Х. Косолапа
6. 1605 - 1606 гг. - Царствование Лжедмитрия I
7. 1606 - 1610 гг. - Царствование В. Шуйского
8. 1606 - 1607 гг. - Восстание И. Болотникова
9. 1607 - 1610 гг. - Появление Лжедмитрия II на Руси
10. 1609 г. - Начало интервенции
11. 1611 г. - Первое ополчение
12. 1612 г. - Второе ополчение
13. 1613 г. - Земский собор. Избрание царем М. Ф. Романова. Начало правления новой династии.
Оборудование урока: Компьютер, карта «Смутное время в России начала XVII в.», учебник История России XVII–XVIII веков 7 класс. Пчелов Е.В. М.: 2012. - 240 с.
План урока:
1. Причины смуты.
2. Появление самозванство на Руси. Правление Б. Годунова
3. Приход В. Шуйского к власти. «Семибоярщина»
4. Формирование Первого ополчения. Итоги
5. Роль Второго ополчения в освобождении России от иностранной интервенции
6. Земский собор 1613 года
Ход урока
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания (устная беседа по следующим вопросам)?
1.Основные направления внешней и внутренней политики Ивана Грозного?
2.Когда и по каким причинам прекратила существовать династия Рюриковичей?
3.Результаты политики Опричнины?
Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время стало для России периодом социальных конфликтов, политических и экономических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.
III. Изучение нового материала
План
1.Причины Смуты



5.IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.
6.Последствия и уроки Смуты.
1.Причины Смуты
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока Смутное время в России, прежде чем начать изучения нового материала мы должны обозначить причины появления Смуты.
Запись в тетрадь с доски.
Причины смуты
1.Династический кризис (смерть Ивана Грозного и двух его сыновей Федора и Дмитрия привели к пресечению правящей династии Рюриковичей);
2.Экономическая (голод и неурожай 1601 – 1603 гг. привели);
3.Социальная (недовольство некоторых сословий своим тяжелым положением);
4.Кризис власти (стремление боярских группировок за управление страной)
Учитель: Таким образом, Россия в XVII веке оказалась на грани грандиозного социального взрыва. Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи - Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в завоевании западных земель России.
2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг.)
Учитель: В 1598 году умер Федор Иванович последний представитель династии Рюриковичей. Тем самым законная правящая династия пресеклась. Главным претендентом на престол был Борис Годунов (родной брат жены Федора Ивановича), который обладал реальной властью в период правления царя Федора.
Запись в тетрадь с доски
1598 – 1605 гг. – Правление Б. Годунова
Учитель: Годунов пытался привлечь на свою сторону как можно больше людей. Для простого народа проводились недельные застолья, боярам и дворянам в несколько раз повышались жалования. Из тютер освобождались заключенный, отменялась смертаная казнь.
Боясь за шаткое положение своей не законной власти Борис Годунов насильно постриг в монахи Федора Никитича Романова (в монашестве принял имя Филарет), родственника царя Федора по материнской линии, который мог претендовать на престол. Других Романовых ждала иная учесть (опала, ссылки).
В 1601 - 1603 гг. Россию поразили страшные стихийные бедствия: дожди и морозы, привели к массовым неурожаям. Царь распорядился открыть государственные житницы и бесплатно раздавать хлеб. В стране начали вспыхивать народные волнения и восстания. Одним из самых крупных было восстание под предводительством казака Х. Косолапа.
Запись в тетрадь с доски
1603 - 1604 гг. - Восстание под предводительством казака Х. Косолапа.
Учитель: Все внутренние события в стране порадили все большее недовольства царем Борисом Годуновым у народа.
3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг.) Восстание И. И. Болотникова
Учитель: Сложившейся ситуацией ряшили воспользоваться иностранные государства, а прежде всего Речь Посполитая.
Здесь начали появляться слухи о спасшемся царе Дмитрии (младшем сыне Ивана Грозного). На самом деле это был беглый монах Чудова монастыря Григорий отрепьев. Который получил поддержку от магнатов (польско - литовской знати), короля и католической церкви.
Самозванец стал набирать войско похода на Русь. Осенью 1604 г. войско Лжедмитрия I перешло русскую границу. Народ хотел видеть в нем справедливого царя, который изменит их жизнь к лучшему. Один за другим русские города присягали самозваницу.
Смерть Б. Годунова 23 апреля 1605 г. ускорила приход Лжедмитрия I к власти. В 1605 году он торжественно вступил в столицу. Но вскоре народ видел, что ни их жизнь ни само положение в стране не изменилось.
Обстановка усложнилась и тем, что Лжежмитрий I женился на дочери польского магната Марине Мнишек, свадебные торжества проходили с полным нарушением принятого на Руси православного порядка.
Запись в тетрадь с доски: 1605 - 1606 гг. - Правление Лжежмитрий
19 мая 1606 г. на Красной площади в цари “выкрикнули” боярина князя Василия Ивановича Шуйского. Другие княжеско-боярские рода, заседавшие в Думе, хотели получить обещание от царя, что он не превратиться в такого же тирана, как Грозный. Поэтому при вступлении на престол дал крестоцеловальную запись, т.е. письменную клятву, скрепленную целованием креста.
Учитель: Работа с документом “отрывок из Крестоцеловальной записи царя Василия Шуйского” (1606 год).
«Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, щедротами и человеколюбием славимаго бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии…»
Вопрос к документу: почему в своей крестоцеловальной записи В.Шуйский постоянно ссылался на кровное родство с Рюриком, А.Невским?
Учитель: Вновь в юго-западных уездах стали собираться повстанческие отряды против правительства Василия Шуйского. Верность ему сохраняли дворяне, горожане центра и севера России. Во главе же беглых холопов, казаков, крестьян и дворян южных уездов встал бывший военный холоп – Иван Исаевич Болотников.
Запись с доски в тертадь. 1606 - 1607 гг. - Восстание И.Болотникова

Вопросы к карте:
1. Где и когда началось восстание И.Болотникова?
2. Назовите города, которые были заняты восставшими?
Учитель: В конце октября 1606 г. повстанческие армии осадили Москву. Продолжалась она 5 недель – до начала декабря. Постепенно перевес сил перешел к воеводам Шуйского. В битве у Коломенского 2 декабря они одержали победу над восставшими.
Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)
Покажите город, в который после поражения под Москвой переносится центр восстания?
Болотников в Калуге быстро организовал ее оборону и пополнил войско. Правительственные войска взяли город в осаду, но не полностью блокировали город, и Болотников получил помощь из соседних городов. В мае 1607 г. Болотников разгромил царскую армию под Калугой. Повстанцы ушли в Тулу.
Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)
Покажите, где закончилось восстание Болотникова?
4.III этап Смуты (1608 – 1610 гг.)
Учитель: На третьем этапе в события России вмешались войска Польши и Швеции.
Вопрос: По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?
Используя текст учебника (стр. 24 - 25)
17 июля 1610 г. – власть перешла в руки Семибоярщины. Был заключен договор с поляками об избрании на русский престол польского королевича Владислава.
5. IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.
Первым против польских захватчиков выступили Рязанцы. В Рязани было создано народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов, присоединились Трубецкий, Заруцкий. Со временем сторонники Ляпунова стали покидать его ополчение. Летом 1611 года страна оказалась в ужасном и тяжёлом состояние. Центром освободительного движения с осени 1611 года стал Нижний Новгород. Торговый человек- Кузьма Минин обратился к народу с призывом помочь всеми силами и средствами в создание нового ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. В Нижний Новгород стали стягиваться вооруженные отряды ополченцов со всех земель. Сподвижником Кузьмы Минина стал Дмитрий Михайлович Пожарский. Именно эти люди освободили Россию от иностранных захватчиков.
Подробно про Первое и Второе ополчение мы поговорим на следующим уроке.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1) Назовите исторические личности, характеризующие Смутное время?
2) Укажите основные причины Смутного времени?
3) Почему данный период русской истории получил название "Смута"?
6.Последствия и уроки Смуты.
Учитель: Для завершения Смуты стране нужен был законный, признанный всеми слоями общества монарх. С этой целью руководители Второго ополчения уже в конце 1612 года разослали по городам грамоты с требованием выслать представителей сословий на Земский собор.
В январе 1612 года на Земский собор в Москву съехались выборные представители всех сословий России - бояре, дворяне, деятели Церкви, посадские люди, казаки, черносошные и дворцовые крестьяне. Интересы крепостных крестьян и холопов на Соборе представляли собственники земель. Никогда еще в стране не было представительного органа столь широкого состава.
У Собора была одна задача - выборы монарха.
Претендентов на престол было несколько, начиная от иностранцев (шведский и польский принцы), сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II, и заканчивая российскими претендентами: Ф.И. Мстиславский, В.В. Голицын, Д.М. Трубецкой, Д. Пожарский, М.Романов, Д.М. Черкасский, П.Н. Пронский и др.
Первоначально члены Собора решили не избирать на русский престол иноземного представителя, отклонили кандидатуру сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II – Ивана.
В результате острых споров наиболее приемлемой оказалось кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Сын тушинского патриарха Филарета, за ним стоял ореол отца – мученика, который находился в польском плену. Возможно, сыграла свою роль и близость Михаила Романова к династии Рюриковичей, так как он приходился внучатым племенником первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой (Генеологическое дерево М.Романова).
Таким образом, избрание Романовых на царство обещало всеобщее согласие и успокоение, это произошло 21 февраля 1613года.
Земский сбор направил послов в Ипатьевский монастырь (под Костромой), где находились Михаил Романов и его мать. Инокиня Марфа, опасавшаяся за судьбу сына, дала согласие на его воцарение лишь после долгих уговоров. Россия обрела законно избранного монарха.
Оставшиеся на Русской земле польские отряды, узнав об избрании Михаила Романова на царство, попытались захватить его в родовых Костромских владениях, чтобы освободить русский престол для своего короля. Пробираясь в Кострому поляки попросили крестьянина села Домнино Ивана Сусанина показать дорогу. Согласно официальной версии, он отказался и был ими замучен, а по народной легенде, Сусанин согласился, но послал к царю предупреждение о грозящей опасности. А сам завел поляков в болото, из которого они не сумели выбраться. Осознав обман, они убили Сусанина, но и сами погибли в чаще от голода и стужи. Легенда о подвиге Сусанина послужила сюжетом для оперы М. Глинки «Жизнь за царя».
Подвиг Сусанина как бы увенчал общий патриотический порыв народа. Акт избрания царя, а потом венчания его на царство сначала в Костроме, а потом в Успенском соборе Московского Кремля означал прекращение Смуты.
Так закончилась Смута – тяжелейшее потрясение начала XVII века, которое по своему характеру, остроте социально - политического противостояния и способам разрешения противоречий многие исследователи приравнивают к гражданской войне.
Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено, хотя часть русских земель осталось за Речью Посполитой и Швецией.
После Смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на востоке Европы державы.
Последствия Смуты:
1. Экономическая разруха: разорены были сельское хозяйство, ремесла, угасла торговая жизнь
2. Обнищание народа
3. Ухудшение международного положения и потеря ряда территорий
4. Воцарение новой династии
IV. Домашнее задание
§ 4 -5. Заполнит таблицу на стр. 29

План конспект открытого урока по истории России для учащихся 7 класса «Смутное время».

Захаров Денис Васильевич, учитель истории и обществознания ГБООУ Санаторная школа-интернат № 9 г.о. Самара
Тип урока: комбинированный
Описание: Открытый урок по истории России для учеников 7 класса, полученные знания направлены не систематизацию, анализ и обобщение ранее приобретенных знаний в процессе обучения истории.
Предмет: История России
Тема: Смутное время
Цель урока: Изучить события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги, для систематизации и более полной картины по данному периоду.
Задачи: I. Обучающая:
1. Раскрыть понятие Смуты, а так же выявить ряд причин способствующих наступлению Смутного времени на Руси.
2. Рассмотреть основные события и итоги Смутного времени.
3. Определись каковы были последствия Смутного времени.
II. Развивающая:
1. Развить у учащихся способность работать с историческими источниками (документами), с картой, учебником для более точного обобщения и анализа полученных знаний.
2. Способствовать развитию у учащихся умению самостоятельно или в группе анализировать исторические источники, давать развернутый ответ на поставленный вопрос.
3. Развивать у учащихся способность к систематизации полученных исторических знаний, и грамотно формировать выводы по предложенным темам.
III. Воспитательная:
1. Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории своего государства.
2. Сформировать гражданскую и гуманистическую позицию у учащихся, не смотря на сложившиеся мировые конфликты.
3. Способствовать пониманию у учащихся роли личности в исторических событиях разного времени.
Основные понятия:
1. Смутное время
2. Гражданская война
3. Самозванство
4. Тушинский вор
5. Крестоцеловальная запись
6. "Семибоярщина"
7. Интервенция
8. Первое ополчение
9. Второе ополчение
Основные даты:
1. 1533 1584 гг. - Княжение и царствование Ивана IV Грозного
2. 1584 - 1589 гг. - Царствование Федора Ивановича
3. 1598 - 1605 гг. - Царствование Б. Годунова
4. 1601 - 1603 гг. - Голод и неурожай на Руси
5. 1603 -1604 гг. - Восстание казаков под руководством Х. Косолапа
6. 1605 - 1606 гг. - Царствование Лжедмитрия I
7. 1606 - 1610 гг. - Царствование В. Шуйского
8. 1606 - 1607 гг. - Восстание И. Болотникова
9. 1607 - 1610 гг. - Появление Лжедмитрия II на Руси
10. 1609 г. - Начало интервенции
11. 1611 г. - Первое ополчение
12. 1612 г. - Второе ополчение
13. 1613 г. - Земский собор. Избрание царем М. Ф. Романова. Начало правления новой династии.
Оборудование урока: Компьютер, карта «Смутное время в России начала XVII в.», учебник История России XVII–XVIII веков 7 класс. Пчелов Е.В. М.: 2012. - 240 с.
План урока:
1. Причины смуты.
2. Появление самозванство на Руси. Правление Б. Годунова
3. Приход В. Шуйского к власти. «Семибоярщина»
4. Формирование Первого ополчения. Итоги
5. Роль Второго ополчения в освобождении России от иностранной интервенции
6. Земский собор 1613 года
Ход урока I.Организационный момент II.Проверка домашнего задания (устная беседа по следующим вопросам)?
1.Основные направления внешней и внутренней политики Ивана Грозного?
2.Когда и по каким причинам прекратила существовать династия Рюриковичей?
3.Результаты политики Опричнины?
Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время стало для России периодом социальных конфликтов, политических и экономических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.
III. Изучение нового материала
План
1.Причины Смуты 5.IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения. 6.Последствия и уроки Смуты. 1.Причины Смуты Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока Смутное время в России, прежде чем начать изучения нового материала мы должны обозначить причины появления Смуты.
Запись в тетрадь с доски. Причины смуты
1.Династический кризис (смерть Ивана Грозного и двух его сыновей Федора и Дмитрия привели к пресечению правящей династии Рюриковичей);
2.Экономическая (голод и неурожай 1601 – 1603 гг. привели);
3.Социальная (недовольство некоторых сословий своим тяжелым положением);
4.Кризис власти (стремление боярских группировок за управление страной)
Учитель: Таким образом, Россия в XVII веке оказалась на грани грандиозного социального взрыва. Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи - Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в завоевании западных земель России.
2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг.)
Учитель: В 1598 году умер Федор Иванович последний представитель династии Рюриковичей. Тем самым законная правящая династия пресеклась. Главным претендентом на престол был Борис Годунов (родной брат жены Федора Ивановича), который обладал реальной властью в период правления царя Федора.
Запись в тетрадь с доски
1598 – 1605 гг. – Правление Б. Годунова
Учитель: Годунов пытался привлечь на свою сторону как можно больше людей. Для простого народа проводились недельные застолья, боярам и дворянам в несколько раз повышались жалования. Из тюрем освобождались заключенные, отменялась смертная казнь.
Боясь за шаткое положение своей не законной власти Борис Годунов насильно постриг в монахи Федора Никитича Романова (в монашестве принял имя Филарет), родственника царя Федора по материнской линии, который мог претендовать на престол. Других Романовых ждала иная учесть (опала, ссылки).
В 1601 - 1603 гг. Россию поразили страшные стихийные бедствия: дожди и морозы, привели к массовым неурожаям. Царь распорядился открыть государственные житницы и бесплатно раздавать хлеб. В стране начали вспыхивать народные волнения и восстания. Одним из самых крупных было восстание под предводительством казака Х. Косолапа.
Запись в тетрадь с доски
1603 - 1604 гг. - Восстание под предводительством казака Х. Косолапа.
Учитель: Все внутренние события в стране породили все большее недовольства царем Борисом Годуновым у народа.
3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг.) Восстание И. И. Болотникова Учитель: Сложившейся ситуацией ряшили воспользоваться иностранные государства, а прежде всего Речь Посполитая.
Здесь начали появляться слухи о спасшемся царе Дмитрии (младшем сыне Ивана Грозного). На самом деле это был беглый монах Чудова монастыря Григорий отрепьев. Который получил поддержку от магнатов (польско-литовской знати), короля и католической церкви.
Самозванец стал набирать войско похода на Русь. Осенью 1604 г. войско Лжедмитрия I перешло русскую границу. Народ хотел видеть в нем справедливого царя, который изменит их жизнь к лучшему. Один за другим русские города присягали самозванцу.
Смерть Б. Годунова 23 апреля 1605 г. ускорила приход Лжедмитрия I к власти. В 1605 году он торжественно вступил в столицу. Но вскоре народ видел, что ни их жизнь ни само положение в стране не изменилось.
Обстановка усложнилась и тем, что Лжедмитрий I женился на дочери польского магната Марине Мнишек, свадебные торжества проходили с полным нарушением принятого на Руси православного порядка.
Запись в тетрадь с доски: 1605 - 1606 гг. - Правление Лжедмитрия
19 мая 1606 г. на Красной площади в цари “выкрикнули” боярина князя Василия Ивановича Шуйского. Другие княжеско-боярские рода, заседавшие в Думе, хотели получить обещание от царя, что он не превратиться в такого же тирана, как Грозный. Поэтому при вступлении на престол дал крестоцеловальную запись, т.е. письменную клятву, скрепленную целованием креста.
Учитель: Работа с документом “отрывок из Крестоцеловальной записи царя Василия Шуйского” (1606 год).
«Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, щедротами и человеколюбием славимого бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии…»
Вопрос к документу: почему в своей крестоцеловальной записи В.Шуйский постоянно ссылался на кровное родство с Рюриком, А.Невским?
Учитель: Вновь в юго-западных уездах стали собираться повстанческие отряды против правительства Василия Шуйского. Верность ему сохраняли дворяне, горожане центра и севера России. Во главе же беглых холопов, казаков, крестьян и дворян южных уездов встал бывший военный холоп – Иван Исаевич Болотников.
Запись с доски в тетрадь. 1606 - 1607 гг. - Восстание И. Болотникова

Вопросы к карте:
1. Где и когда началось восстание И. Болотникова?
2. Назовите города, которые были заняты восставшими?
Учитель: В конце октября 1606 г. повстанческие армии осадили Москву. Продолжалась она 5 недель – до начала декабря. Постепенно перевес сил перешел к воеводам Шуйского. В битве у Коломенского 2 декабря они одержали победу над восставшими.
Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)
Покажите город, в который после поражения под Москвой переносится центр восстания?
Болотников в Калуге быстро организовал ее оборону и пополнил войско. Правительственные войска взяли город в осаду, но не полностью блокировали город, и Болотников получил помощь из соседних городов. В мае 1607 г. Болотников разгромил царскую армию под Калугой. Повстанцы ушли в Тулу.
Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)
Покажите, где закончилось восстание И. Болотникова?
4.III этап Смуты (1608 – 1610 гг.) Учитель: На третьем этапе в события России вмешались войска Польши и Швеции.
Вопрос: По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?
Используя текст учебника (стр. 24 - 25)
17 июля 1610 г. – власть перешла в руки Семибоярщины. Был заключен договор с поляками об избрании на русский престол польского королевича Владислава.
5. IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.
Первым против польских захватчиков выступили Рязанцы. В Рязани было создано народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов, присоединились Трубецкий, Заруцкий. Со временем сторонники Ляпунова стали покидать его ополчение. Летом 1611 года страна оказалась в ужасном и тяжёлом состояние. Центром освободительного движения с осени 1611 года стал Нижний Новгород. Торговый человек- Кузьма Минин обратился к народу с призывом помочь всеми силами и средствами в создание нового ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. В Нижний Новгород стали стягиваться вооруженные отряды ополченцев со всех земель. Сподвижником Кузьмы Минина стал Дмитрий Михайлович Пожарский. Именно эти люди освободили Россию от иностранных захватчиков.
Подробно про Первое и Второе ополчение мы поговорим на следующим уроке.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1) Назовите исторические личности, характеризующие Смутное время?
2) Укажите основные причины Смутного времени?
3) Почему данный период русской истории получил название "Смута"?
6.Последствия и уроки Смуты.
Учитель: Для завершения Смуты стране нужен был законный, признанный всеми слоями общества монарх. С этой целью руководители Второго ополчения уже в конце 1612 года разослали по городам грамоты с требованием выслать представителей сословий на Земский собор.
В январе 1612 года на Земский собор в Москву съехались выборные представители всех сословий России - бояре, дворяне, деятели Церкви, посадские люди, казаки, черносошные и дворцовые крестьяне. Интересы крепостных крестьян и холопов на Соборе представляли собственники земель. Никогда еще в стране не было представительного органа столь широкого состава.
У Собора была одна задача - выборы монарха.
Претендентов на престол было несколько, начиная от иностранцев (шведский и польский принцы), сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II, и заканчивая российскими претендентами: Ф.И. Мстиславский, В.В. Голицын, Д.М. Трубецкой, Д. Пожарский, М.Романов, Д.М. Черкасский, П.Н. Пронский и др.
Первоначально члены Собора решили не избирать на русский престол иноземного представителя, отклонили кандидатуру сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II – Ивана.
В результате острых споров наиболее приемлемой оказалось кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Сын тушинского патриарха Филарета, за ним стоял ореол отца – мученика, который находился в польском плену. Возможно, сыграла свою роль и близость Михаила Романова к династии Рюриковичей, так как он приходился внучатым племенником первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой (Генеалогическое дерево М.Романова).
Таким образом, избрание Романовых на царство обещало всеобщее согласие и успокоение, это произошло 21 февраля 1613года.
Земский сбор направил послов в Ипатьевский монастырь (под Костромой), где находились Михаил Романов и его мать. Инокиня Марфа, опасавшаяся за судьбу сына, дала согласие на его воцарение лишь после долгих уговоров. Россия обрела законно избранного монарха.
Оставшиеся на Русской земле польские отряды, узнав об избрании Михаила Романова на царство, попытались захватить его в родовых Костромских владениях, чтобы освободить русский престол для своего короля. Пробираясь в Кострому поляки попросили крестьянина села Домнино Ивана Сусанина показать дорогу. Согласно официальной версии, он отказался и был ими замучен, а по народной легенде, Сусанин согласился, но послал к царю предупреждение о грозящей опасности. А сам завел поляков в болото, из которого они не сумели выбраться. Осознав обман, они убили Сусанина, но и сами погибли в чаще от голода и стужи. Легенда о подвиге Сусанина послужила сюжетом для оперы М. Глинки «Жизнь за царя».
Подвиг Сусанина как бы увенчал общий патриотический порыв народа. Акт избрания царя, а потом венчания его на царство сначала в Костроме, а потом в Успенском соборе Московского Кремля означал прекращение Смуты.
Так закончилась Смута – тяжелейшее потрясение начала XVII века, которое по своему характеру, остроте социально - политического противостояния и способам разрешения противоречий многие исследователи приравнивают к гражданской войне.
Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено, хотя часть русских земель осталось за Речью Посполитой и Швецией.
После Смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на востоке Европы державы.
Последствия Смуты:
1. Экономическая разруха: разорены были сельское хозяйство, ремесла, угасла торговая жизнь
2. Обнищание народа
3. Ухудшение международного положения и потеря ряда территорий
4. Воцарение новой династии
IV. Домашнее задание
§ 4 -5. Заполнит таблицу на стр. 2