Книга: История политических и правовых учений / Шульженко Ф. П., Андрусяк Т. Г.

3. Теоретическая концепция права и "замкнутого торгового государства" И.-Г. Фихте

Своеобразный подход к выяснению проблем сущности государства и права имел место в учении Иоганна-Готлиба Фихте (1762-1814).

В основе его учения - субъективный идеализм. Мыслитель считал, что объективная реальность не существует вне сознания человека. Необходимость в правовых установках диктуется самосознанием, а право выводится из "чистых форм разума". Базой права является взаимное признания индивидами личной свободы каждого из них.

В рамках общей свободы каждый индивид стремится реализовать личную свободу; чтобы его устремления не выходили за пределы общей свободы, согласовывались с ней, необходима правовая общность людей, основой которой должен быть правовой закон.

Последний должен регулировать действия и поступки людей во внешнем мире, в отношениях с другими людьми для реализации личной свободы.

Фихте признавал существование и других социальных норм общества, в частности моральных, но сферой их действия, в отличие от правовых норм, есть внутренний, духовный мир человека.

Далее он отмечал, что в реальной жизни индивидуальная свобода человека нарушается; чтобы этого не было, необходимо установить господство закона, чего можно достичь только благодаря принудительные. Это обстоятельство и вызывает к жизни аппарат принуждения - государство.

В принуждении государства концентрируется единая коллективная воля, которая образуется в результате государственного договора. Общая воля людей является основой законодательства. А поскольку это так, то в процессе принятия конкретных законов нет необходимости учитывать волю отдельных людей.

Единичная воля (воля одного человека) может нарушить закон (требования общей воли), и это является правонарушением. Но отдельное (отдельные) правонарушение не может отменить закон, и он остается действующим.

По мнению Фихте, правонарушений будет значительно меньше, если законы, принимаемые, будут иметь такие гарантии свободы, что их каждый человек сможет воспринимать как свои личные.

Рассуждая о формах государства, философ отмечал, что демократия и деспотия являются противоправными.

Он отвергал идею своих предшественников о необходимости построения власти по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Злоупотреблением властью в государстве он предлагал положить конец с помощью высшей контрольной инстанции - ефорату, что назначается народом, стоит над властью и обладает правом запрета незаконных действий власти.

Для достижения стабильности в государстве необходимы, как пишет Фихте, три типа общественных отношений: договор о собственности; договор о защите; договор об объединении.

Излагая сущность договора о собственности, он отмечал, что без собственности нет и гражданина. Чтобы им быть, необходимо обладать минимумом жизненных благ, необходимых для содержания себя и семьи. С другой стороны, государство должно создавать условия для труда, чтобы люди могли приобретать собственность. В целом экономическая жизнь и имущественные отношения должны регулироваться государством. Договор о защите возлагает на человека обязанности не посягать на имущество или собственность других, даже более - защищать свою собственность и собственность других людей от преступных посягательств. Договор об объединении объединяет указанные выше договоры в одно целое, гарантируя их выполнение.

В 1800 г. Фихте написал труд "Замкнутое торговое государство", в которой предложил проект государства с избыточным етатизацією (огосударствлением) всех сфер общественной жизни.

Он определил три состояния общества: крестьян, которые производят сельскохозяйственную продукцию; городское население, состоящее из ремесленников и купцов.

Государство контролирует все сферы жизнедеятельности: производство; цены, которые она же и устанавливает; торговлю; имущественное состояние и отношения; личная жизнь людей.

В "идеальном государстве" Фихте существует замкнутая торговая система, денежные единицы имеют право обращения только на внутреннем рынке.

Автор "Замкнутого торгового государства" был категорическим противником частной собственности на землю. По этому поводу он отмечал, что земля принадлежит Богу, а человеку предоставлена возможность только ее обрабатывать и использовать.

Значительная роль в системе органов жесткого государственного контроля отводилась полиции. Она должна была контролировать каждого гражданина, его проживания и передвижения. В то же время Фихте не одобрял негласных методов работы полиции.


1. История политических и правовых учений / Шульженко Ф. П., Андрусяк Т. Г.
2. Вступительное слово
3. Раздел И. Возникновение и развитие взглядов на государство и право в странах древнего мира 1. Становление государственно-правовых взглядов в давние времена
4. 2. Государство и право в теориях мыслителей Древней Греции
5. 3. Развитие государственно-правовых концепций в Древнем Риме
6. ЛИТЕРАТУРА
7. Раздел ІІ. Особенности развития учений о государстве и праве средневекового общества 1. Возникновение христианских государственно-правовых идей
8. 2. Учение о государстве, право и закон Фомы Аквинского
9. 3. Становление взглядов на государство и право в ранньофеодальній Киевской Руси
10. 4. Государственно-правовые концепции итальянских мыслителей и юристов средневековья
11. ЛИТЕРАТУРА
12. Раздел ІІІ. Политические и правовые учения в западной Европе в XV-XVII вв. 1. Государственно-правовые концепции обоснования абсолютизма в XV-XVI вв.
13. 2. Государство и право в учениях мыслителей нового времени
14. ЛИТЕРАТУРА
15. Раздел IV. Учение о государстве и праве западноевропейского просвещения XVIII в. И периода борьбы за независимость США 1. Государственно-правовые концепции представителей французского Просвещения
16. 2. Учение о государстве и праве представителей итальянского Просвещения
17. 3. Политические и правовые учения США периода борьбы за независимость
18. ЛИТЕРАТУРА
19. Раздел V. Учение о государстве и праве в западной Европе конца XVIII - начала XIX вв. 1. Особенности становления политической и правовой мысли в Германии
20. 2. Политическое и правовое учение И. Канта
21. 3. Теоретическая концепция права и "замкнутого торгового государства" И.-Г. Фихте
22. 4. Право, государство и гражданское общество в учении Г.-В.-Ф. Гегеля
23. 5. Историческая школа права
24. 6. Политико-правовые учения представителей либерализма во Франции и Англии
25. ЛИТЕРАТУРА
26. Раздел VI. Основные этапы развития политических и правовых учений в России 1. Государственно-правовые учения периода образования феодального централизованного государства и укрепления абсолютизма в России
27. 2. Политико-правовая идеология в России во второй половине XVIII - первой половине XIX вв.
28.

Доктор Фридрих Ромиг (Friedrich Romig): доцент кафедры Народного хозяйства и политики в Экономическом университете (Вена, Австрия); около двадцати лет- руководитель Отдела планирования крупнейшего австрийского нефтехимического предприятия. Занимается преподавательской деятельностью. Во время проведения в Австрии кампании по вступлению в Европейский Союз был европейским уполномоченным диоцеза Сен-Пёльтен.

Ф. Ромиг принадлежит к числу сторонников традиционной германской политэкономии, к кругу их консервативной академической элиты. Предлагаемая статья имеет более аллегорический, чем конкретный, практически-рекомендательный характер. На примере фихтеанской утопии автор иллюстрирует действие ряда конкретных механизмов политэкономической реальности, ставит важные вопросы и одновременно обращает познавательный интерес читателя к европейскому культурному наследию.

Статья перепечатывается из газеты "JUNGE FREIHEIT" (Берлин, Nr.31/96), с любезного разрешения автора.

Американский министр труда Роберт Райх недавно сформулировал вопрос невероятной взрывной силы: "Какой смысл гражданину поддерживать государство, которое не защищает самой основы его существования- его рабочего места?"

На давосских экономических переговорах весной 1996 года в качестве основной темы выявилась проблема разрушительного влияния на обеспечение занятости населения и на социальную ситуацию в западных индустриальных странах особой комбинации факторов глобализирования, технологических инноваций и распределения производства. Как сообщается в документе встречи, сегодня сокращаются рабочие места уже не только в области низко-, но и высокостоящего, т.е. высокотехнического (high-tech) производства. Даже средний слой высококвалифицированных техников приносится сейчас в жертву процессу глобализирования. Центры производства в западноевропейских странах могут всё ещё сохранять своё значение лишь благодаря постоянному снижению затрат, сокращению рабочих мест вследствие рационализирования и урезыванию социальной помощи. Размещение производства в более дешёвых местах ведёт в некоторых западных индустриальных странах к миллионным потерям рабочих мест и к разрывам в социальной сети. Это сильнейшим образом потрясает доверие граждан к политическому истеблишменту. Иностранные инвестиции Германии в одном лишь 1994 году уже превысили общую сумму германских иностранных инвестиций всего предшествовавшего десятилетия! Индустриальные круги обеспокоены скоростью деиндустриализации Германии.

Представления о том, что идущий разрушительный процесс можно остановить с помощью повышения уровня квалификации или переквалификации рабочей силы, исследовательской и новаторской инициативы, а также привлечением инвестиций, воспринимаются сегодня как иллюзорные. Ничто ныне не препятствует использовать результаты такой исследовательской работы за границей, если производственные затраты там ниже.

Мы должны иметь в виду, что в результате глобализирования все страны сегодня стоят на цыпочках. Мы живём сегодняшним днём,- считает близкий к СДПГ учёный Хорст Афхельдт (см. "vorwarts" 1/96), в уже "высокоподпрыгивающем обществе", чего долго никто не выдержит.

Роланд Бубик, в примечательной статье "Глобализация рынков" (JUNGE FREIHEIT, 40/95) заключает, что либеральная модель принципиальной гармонии интересов крупных предпринимателей и государства была разрушена в ходе процесса глобализирования. Крупные предприятия перешагнули границы, развились до уровня глобальных производительных и производственных структур, рассчитывающих действие изначальных факторов (работа, сырьё, энергия, капитальная стоимость, инфраструктура) для всякого единичного производящего компонента на уровне всемирного масштаба, и осуществляющих само производство там, где это экономически наиболее выгодно. Национально ограниченное пространство (первоначальное условие применения самой неолиберальной экономической политики!) преодолевается глобальными расчётами алокального характера. Носители политических решений сохраняют за собой в области экономической, работодательной и социальной политики уже совершенно маргинальное поле влияния.

Субъекты мировой экономики не являются более обычными "народными хозяйствами", функционирующими на основании разделения труда по принципу компаративных затратных льгот. Глобализация размывает все границы, и даже культурные особенности ("идентичности") исчезают с захватывающей дух быстротой. "Народ,- как пишет Бубик, - как некое политически управляемое посредством своего правительства единство, полностью устраняется". На его место вступает "Всемирная торговая организация" мирового рынка и мировой экономики. Соответственно, лояльность руководителей предприятий проявляется теперь в отношении не национального пространства, а транснационального предпринимательства как такового, имеющего облик интернациональных "концернов". Между крупными предприятиями и государством более не существует национального консенсуса, основывающегося на сочетании развития народного хозяйства с уровнем занятости населения.

Западные индустриальные страны могут сохранять свою притягательность как международных конкурентоспособных мест производства лишь при посредстве соответствующего "выкупа"- через понижение уровня жизни населения, понижение зарплат ("кража зарплат" - как это называет Союз австрийских профсоюзов), введение продлённого и флексибельного рабочего времени, ухудшением условий труда, свёртыванием социального обеспечения.

На весеннем (1996) Всеавстрийском съезде социальных этиков, "Нестор" католического социального учения г-н Шашинг подчёркивал, что в последнее время папа всё чаще и настойчивее упоминает "право на труд" в качестве одного из неотъемлемых прав человека. На вопрос автора этих строк, кто же, в конце концов, реализует данные правовые претензии- ибо в силу глобализации рынков предприниматели и государство в этой роли выступить не могут,- г-н Шашинг исчерпывающего ответа не представил. От закономерно следующего из его выступления вывода о том, что реализация права на труд предполагает конец процесса глобализации и выдвигает вариант в духе фихтевского "закрытого торгового государства", гарантирующего занятость и регулирующего её типы, г-н Шашинг "открестился".

Фундаментальное решение этого вопроса неизбежно упирается в заявленную нами в заглавии статьи альтернативу: "Глобализация или закрытое торговое государство". "Право на труд", также как и требуемая Робертом Райхом защита существования граждан, не может быть реалистичной без "заключения торгового государства". Фихте показал это ещё почти 200 лет назад, и его аргументы действуют сегодня так же убедительно, как и тогда. Истина разума, "Verite de raison" (Лейбниц) неизменна. В противоположность истине обстоятельств ("Verite de faits"), основывающейся на эмпирических фактах, различных от места к месту и постоянно меняющихся.

Фихте аргументирует строго систематически. Свой труд "ЗАКРЫТОЕ ТОРГОВОЕ ГОСУДАРСТВО" (1800) он именует "философским наброском к учению о праве и пробой опыта текущей политики". Изложим ниже вкратце его аргументацию.

Право и порядок может обосновывать лишь государство, суверен. Государству необходимо объединить массу людей ("население", "народ") в некое единство, в сомкнутую целостность. В рамках этой целостности каждый может жить по своему свободному усмотрению, и все должны иметь равные права. Жизнь поддерживается трудом, работой. Государство обязано предоставлять каждому гражданину- в целях поддержки его существования- работу и защищать её. Собственность, в которой государство укореняет всех своих граждан, состоит в праве на исключающую всех остальных (т.е. неграждан,- прим. перев.) деятельность (это подобно частному праву на землю и недвижимость, исключающему всех, кроме непосредственных владельцев, из числа их полномочных распорядителей).

Лишь в том случае, когда для личной деятельности гражданина остаётся свободной та сфера, благодаря которой он может существовать, последний может получить необходимое. Тот, кто не получает необходимого, не может ни от чего отказаться, и таким образом может делать всё, что хочет, будучи несвязан. Собственность же состоит, в первую очередь, из результатов отказа других: "Воздержись от моей деятельности- и я воздержусь от твоей". Всякий, кто ограничивает свободу другого, должен быть сразу же повержен всеми остальными. Равенство в ограничении заложено в законе. Уже ради того, чтобы получить свою долю и беспрепятственно её использовать, гражданин откажется от долей других. Вполне очевидно, что всякий трудоспособный гражданин (содержатель семьи) должен получить в государстве исключительную собственность, ибо в ином случае ничто его не сможет привязать к уважению собственности других.

Эту собственность- право на исключительную деятельность или "работу"- может предоставить гражданину лишь государство. (Договоры, заключаемые гражданами между собой, не включают в себя третьего лица). Государство же распределяет между семьянинами всё необходимое для существования населения количество занятости ("работы") таким образом, что всякий может жить в равно приемлемых условиях. Может, но не должен. Ибо это должно зависеть от самих людей, почему одни живут приемлемее, чем другие.

Таким образом, государство исходит из потребления (консума) и устанавливает здесь необходимые требования к отдельным отраслям экономики (на сегодня у нас этому служат вводно-выводные- input-output- таблицы). Государство распределяет работу таким образом, чтобы всякий семьянин получил достаточную часть и мог существовать за счёт своего труда.

Мнение, "что всё налаживается само собой и что каждый всегда как-нибудь найдёт себе работу и хлеб, полностью противоречит началам истинной справедливой конституции". Классы населения, предоставленные государством самим себе, становятся во всех отношениях свободными. В ситуации полной незастрахованности, в которую эти классы таким образом оказываются погруженными, они обходят и грабят- хотя это зовётся не грабежом, а прибылью,- (и настолько, насколько они вообще на это способны), тех, которые, в свою очередь обходят и грабят их самих. Так начинается вечная война всех против всех, которая становится всё более жестокой, опасной и несправедливой по мере возрастания мирового населения, роста торгового государства и увеличения количества потребительских товаров.

Фихте предлагает взамен систематическую и уравновешенную политику ограничения торгового государства. Её первым и решающим средством является "упразднение мировых денег" (= отмена конвертируемости), чтобы таким образом государство восстановило свой полный валютный статус (то есть как раз противоположное валютному союзу). Только государство ответственно за денежный оборот с заграницей, ибо "ограничить" означает прекратить все непосредственные торговые и платёжные отношения граждан с заграницей. Иностранные доходы будут выплачиваться гражданам лишь в местной валюте, а доходы иностранцев в пределах такого государства- в мировых деньгах. Правительство должно гарантировать стабильную стоимость внутренних денег во все времена, и таким образом взаимно увязать денежный оборот с количеством товара и отказаться от всякого увеличения денежной массы в собственных (правительственных) интересах (= deficit spending). Ввоз и вывоз товаров- дело государства (полномочная обязанность). Все ввозные товары следует по возможности вытеснять посредством соответствующего стимулирования внутреннего производителя. Одновременно следует сократить вывоз и направить таким образом освободившиеся продуктивные мощности на внутренние нужды.

Государство, отгораживаясь от внешнего мира, одновременно заключает в себя отдельные отрасли производства и наблюдает за равновесием между ними и их благоприятным развитием (де Голль о целях национального планирования, Planification a la francaise: "Развитие хозяйства должно быть всеобщим, а его подъём- методичным"). Всякий, ведущий дело или исполняющий работу, должен быть уверен в том, что его продукция найдёт сбыт по соответствующей цене. Таким образом, государство должно контролировать не только доступ к профессиям (закон о профессиях), но также цены и зарплаты (регулирование цен и зарплат).

Только посредством самоизоляции торговое государство может на длительный срок застраховать существование своих граждан и таким образом утвердить законность, порядок и внутренний мир. Никакое государство, рассчитывающее на сбыт своей продукции за границей, и на основании этого расчета побуждающее свою промышленность, не может гарантировать своим гражданам и производителям этого сбыта в течение продолжительного времени. И точно так же, внутренний производитель не в состоянии застраховать свой сбыть в условиях, когда разрешено ввозить из-за границы аналогичный продукт в неограниченных количествах. Вследствие такой политики нестабильность и бедность становятся постоянными спутниками существования. Если же государство обеспечивает существование своих граждан через ограничение торговли, то и те вернутся к своей любви и привязанности к отечеству, своему образу жизни, обычаям, привычкам и основам. Сейчас же дела обстоят таким образом, что мы везде стремимся быть дома, в действительности же оказавшись вне дома и вне всякой целостности и правды вообще.

Таковы представления Фихте, богатство мысли которого отражено в вышеприведённом абзаце лишь самым скромным образом. Этого, однако, должно быть достаточным для всякого, кто ещё не утерял способности слышать и думать, чтобы очнуться от той бессмысленности, в которую заводит политика, не оставляющая более места для подлинной интеграции народа и государства. В чьих интересах всё это происходит?

Приведём в качестве характерного примера случай из собственного опыта. Однажды руководящий менеджер одной из ведущих международных нефтяных фирм сказал автору этих строк: "Крупнейший и сильнейший международный концерн всё же пока слабее даже самого слабого государства". Ведь концерн зависит от государственных решений и концессий, к примеру-в нефтедобыче, проведении нефтепроводов, переработке и перевозках нефти. Чего же такой концерн может пожелать большего, как не разрушения государства в интересах собственной власти и аккумулирования капитала? Именно с разрушением государства впервые возникает чистое, радикально-капиталистическое "мировое торговое сообщество", не знающее более иных целей, кроме как прибыли, накопления капитала и власти. В стороне остаются человек, нация, культура и окружающая среда.

Для Европы отечеств Фихте был бы не самым плохим учителем.

Иоганн Готлиб Фихте «Замкнутое торговое государство» u 19 мая 1762, Рамменау u 1790 – встреча с Кантом u 1794 – 1799 – Йенский университет u 1800 – переезд в Берлин «Замкнутое торговое государство» u 1814 – Берлинский университет вплоть до самой смерти от тифа

«Закрытое торговое государство» Реализация основных положений своего социального идеала - путем проводимой сверху радикальной реформы, а не путем народной революции Строго контролируемые сословия: производители, мастера, торговцы, чиновники, армия, полиция. Изъятие «мировых денег» , обмен на новые туземные деньги Прекращение торговли и обрыв всех внешних связей с окружающим миром может.

«Закрытое торговое государство» Замкнутое торговое государство Фихте, с его цеховыми иллюзиями, имеет в себе очень много от того казарменного коммунизма Практическая философия Фихте – это прежде всего учение о нравственности, праве и государстве. Свобода состоит в подчинении человека законам через осознание их необходимости. Право – это добровольное подчинение каждого человека установленному в обществе закону. Государство же обязано обеспечить каждому собственность, ибо социальный мир – это мир буржуазной частной собственности. Государство – это организация собственников. Это положение Фихте содержит глубокую догадку об экономической и социальной природе государства.

Социально-политическая доктрина И. Г. Фихте. “Замкнутое торговое государство”.

Если речь идет об отношении к обществу, решение Фихте имеет форму философии истории, которая исходит из идеи, что в истории должно конкретно реализоваться то же равенство, которое принадлежит людям относительно того, что каждый человек «сам в себе цель»88. Реальное воплощение равенства пойдет через «побуждение к идентичности». Люди, которые абстрактно, в смысле своей самоцелевой ценности, равны, должны реализовать это свое абстрактное равенство и в своем смысловом бытии, в котором между ними существуют различия и в силе, и в способностях, и в положении, и в таланте и т.д.

Тенденция к взаимному воздействию или «общественное побуждение» (побуждение к идентичности по отношению к другим) «устремляется не к субординации, как это происходит в телесном мире, но... к координации» 8Э (т. е. к конкретному равенству, взаимности). Это и есть цель истории. Фихте при этом не удовлетворился лишь общей концепцией - он выводит из этого заключение в смысле утопического социализма. В трактате, где концепцию общества он разрабатывает более определенно,- в «Закрытом торговом государстве» («Der geschlossene Наndеlsstааt), написанном в 1800 г., - Фихте требует, чтобы общество гарантировало не только формальное равенство индивидов, но и их «право» на «определенную свободную деятельность» в некоторых отраслях общественного разделения труда.

Основой общества является разделение труда, реализованное без частной собственности на средства производства. Фихте является теоретиком владения без частной собственности, т. е. собственность состоит в праве индивида располагать средствами, необходимыми для выполнения работы в выбранной отрасли91. Разделение труда обусловлено тем, что «никто не может работать на другого, не работая при этом на себя...» . Взаимные отдачи и приятие являются источником постоянного совершенствования, облагораживания человечества для реализации идентификации индивида с другими индивидами.

Теперь возвратимся к вопросу о том, как мог Фихте иметь такое большое влияние, несмотря на спекулятивность его философии. Во-первых, Фихте преодолел Кантов дуализм «вещи в себе» и явления, который был доведен Кантом в «Критике способности суждения» до предела. Фихте своим спекулятивным решением, согласно которому и природа является отчужденным продуктом Я, соединяет познание и природу, человека и мир. Как видно, он предлагает субъективно-идеалистическое решение, в действительности, однако, - в теории «чистого» Я - оно перерастает в объективный идеализм.

Во-вторых, Фихте понимает сознание как динамическое образование, в котором чувства, восприятие и образотворчество понимаются как низшая ступень реализации основной тенденции к рефлексии самого себя или самосознания. С этой точки зрения не имеет значения, понимаются ли чувства и восприятие как зависимые от внешней реальности, но имеет значение то, что Я в своем развитии к саморефлексии не может на них остановиться, что оно должно их преодолеть в самосознании. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что Фихте понимает развитие сознания в неустанном взаимодействии с не-Я, т. е. со сферой внешнего опыта. Наконец Фихте оказал влияние на развитие философии «активной стороны», т. е. на развитие рефлексии практических отношений Я с внешней реальностью. Преодоление границ чисто теоретического познания, которое у Канта ограничено рефлексией нравственного поведения, у Фихте распространено на рефлексию инстинкта и труда, что важно для признания ноэтического значения человеческой практики.

Иоганн Готлиб Фихте «Замкнутое торговое государство»19 мая 1762, Рамменау
1790 – встреча с Кантом
1794 – 1799 – Йенский университет
1800 – переезд в Берлин
«Замкнутое торговое государство»
1814
– Берлинский университет вплоть до
самой смерти от тифа

Реализация основных положений своего
социального идеала - путем проводимой
сверху радикальной реформы, а не путем
народной революции
Строго контролируемые сословия:
производители,
мастера,
торговцы,
чиновники,
армия,
полиция.
Изъятие «мировых денег», обмен на новые
туземные деньги
Прекращение торговли и обрыв всех внешних
связей с окружающим миром может.

«Закрытое торговое государство»

Замкнутое торговое государство Фихте, с его цеховыми
иллюзиями, имеет в себе очень много от того казарменного
коммунизма
Практическая философия Фихте – это прежде всего его
учение о нравственности, праве и государстве.
Свобода состоит в подчинении человека законам через
осознание их необходимости.
Право – это добровольное подчинение каждого человека
установленному в обществе закону. Государство же обязано
обеспечить каждому собственность, ибо социальный мир –
это мир буржуазной частной собственности.
Государство – это организация собственников.
Это положение Фихте содержит глубокую догадку об
экономической и социальной природе государства.