Цель:

развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.

Задача:

Выяснить роль эмоций в межличностном общении;

Развивать самосознание подростков;

Расширять знания участников о методах самостоятельной регуляции собственного эмоционального состояния.

Упражнение «Мое настроение»

Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать свое настроение. После завершения-презентации рисунков и рассказы о них.

Упражнение «Угадай»

Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.

Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.

Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.

Тяжело было показать свои эмоции?

Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»

Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.

Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.

Ситуации:

Друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;

Ваш коллега отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;

Вас кто-то очень обидел.

Упражнение «Стакан»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.

Обсуждение:

Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?

Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?

Заключение. Все это-вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?

Упражнение «Дыхание»

Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.

Упражнение «Сердитые шарики»

Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.

Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»

Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А3 и карточку с заданием.

Варианты заданий:

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.

Обсуждение:

Вам было интересно это упражнение?

Что вы поняли?

История «кусок хлеба»

Как-то один человек, который уже двадцать лет не ходил в церковь, подошел к священнику. Через минуту колебания, почти со слезами, стал рассказывать: «Мои руки испачканы кровью. Произошло это тогда, когда мы отступали на фронте. Ежедневно кто-то из нас умирал от ран или голода. Нам дали приказ-не входить в дома без ружья и стрелять при малейших движениях местных жителей... В доме, куда я вошел, был только один старый и девочка-подросток.

Хлеба дайте, хлеба! - Жадно просил я. Девочка наклонилась... Я думал, что она хотела взять какое-то оружие, бомбу. Я выстрелил...

Девочка упала... Когда я подошел, то увидел, что она держала в руке кусок хлеба. Я убил четырнадцатилетнюю девочку, которая хотела дать мне хлеба... Вернувшись домой, я начал пить, чтобы забыть все это... Но не могу... А простит мне Бог? ». Кто ходит с заряженным ружьем, тот выстрелит. Если единственным орудием, которое есть у тебя-молоток, и ты носишь его с собой, то другие люди будут для тебя гвоздями: целый день будешь бить по ним.

Обсуждение:

Какие агрессивные и жестокие действия человека влияют на жизнь?

Как относятся к таким людям в социальной среде?

Упражнение «Эмоция по кругу»

Цель: создание хорошего настроения. Психолог предлагает по кругу сказать о своем эмоциональном состоянии в данный момент.

Цель : создание атмосферы психологического комфорта и поддержание психоэмоционального здоровья учащихся, создание в группе позитивного эмоционального настроя; развитие уверенности в собственных силах.

Возраст : 10–14 лет.

Время : 2 встречи по 30–40 минут.

Комментарий: упражнения можно использовать при подготовке к экзаменам, контрольным работам.

Ход занятия

Ведущий. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое успех.

Упражнение «Прошепчи мне имя»

Модификация игры К. Фопеля «Прошепчи имя».

Цель : настроить детей на доброжелательный лад.

Инструкция . Сядьте, пожалуйста, в круг. Сейчас каждый из вас будет шепотом произносить свое имя соседу, который сидит слева. Сосед слева будет говорить: «Здравствуй (имя соседа)», затем свое имя шепотом соседу слева. И так, пока все не назовут свое имя.

Упражнение «Успех - это…»

Цель : сплочение группы, повышение самооценки.

Материалы : бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Инструкция . Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает подобрать ассоциации к слову «Успех». Задача детей: повторить то, что сказал предыдущий участник, и назвать свою ассоциацию к слову. Затем ведущий предлагает детям нарисовать ассоциацию к слову «Успех». После этого организуется выставка рисунков.

Анализ упражнения

Трудно ли было подбирать слова?
- Что было легче - подбирать слова или сделать рисунок?
- Что вы чувствовали, когда рассказывали об успехе?

Ведущий. Молодцы, сейчас мы с вами попробуем почувствовать радость от своей деятельности.

Упражнение «Ура, успех!»

Модификация упражнения С. Гиппиус (в кн.: «Гимнастика чувств». М.: Искусство, 1967).

Цель : повышение уверенности, стимуляция чувства успеха.

Инструкция . По моей команде (я хлопну в ладоши) кричите «Ура!». (Дети выполняют.)

Ведущий объясняет участникам, что кричать нужно тогда, когда возникает повод. И в ту секунду можно громко говорить, искренне радоваться. Например, «Я досрочно сдал экзамен!», «Я получил «5»!», «Я справился с заданием!». В этом случае укрепляется привычка действовать целесообразно.

Анализ упражнения

Что вы чувствовали, когда радовались успеху?
- Как это упражнение может помочь в подготовке к экзаменам?

Ведущий. Молодцы, настроились на успех.

Упражнение «Дорога к успеху»

Цель : активизировать ресурсы для стремления к успеху, повышения самооценки.

Материалы : листы А4 , цветные карандаши.

Инструкция . На пути к успеху встречаются различные препятствия, преграды, и от того, как мы их преодолеем, зависит, достигнем ли мы его. Сейчас мы попробуем идти к успеху через различные препятствия. В начале нашего пути мы на листочках напишем качества, которые помогают нам на пути к успеху. Вам нужно на приготовленных листах цветными карандашами написать свои положительные качества.

Теперь нам нужно с помощью считалки выбрать двух участников.

Когда дети выберут участников, им предлагается встать друг напротив друга на определенном расстоянии (около 2 метров). Ведущий раскладывает между участниками листы А4 с написанными качествами.

Задание : один участник в роли ведомого, второй - в роли поводыря. Задача второго участника - говорить, сколько и в каком направлении сделать шагов, чтобы не наступить на препятствие. Если ведомый наступил на препятствие, игра прекращается. Листок переворачивается, и ведомый зачитывает качество. Затем участники игры меняются местами.

Ведущий. Сейчас мы с вами попробуем вспомнить свои успехи и определить цели, ведущие к успеху.

Упражнение «Моя лесенка уверенности»

Цель : повышение уверенности, самооценки. Материалы: карточки с нарисованной маленькой лесенкой; ватман с нарисованной большой лесенкой.

Инструкция . Участникам раздаются карточки с нарисованной лесенкой. Каждый должен нарисовать себя на определенной ступеньке лесенки. Затем на листочках записать свои успехи в школе, дома, в кружке. Ведущий говорит, что каждый наш успех поднимает нас на одну ступеньку вверх.

Теперь я положу на пол ватман с нарисованной лесенкой успеха, и вы должны встать на любую понравившуюся вам ступеньку «Уверенности».

Затем ведущий предлагает на верху лесенки написать свою цель при подготовке к экзаменам, урокам. Потом на каждой ступеньке написать, что каждый будет делать по достижении своей цели.

Инструкция для ведущего . Если в группе есть дети, которые нарисовали себя внизу лесенки, предложить им рассказать о своих успехах и снова дать карточку и предложить нарисовать себя.

Анализ упражнения

Как вы думаете, планирование действий ведет к успеху?
- Почему важно определять цель?
- Как может помочь целеполагание готовиться к экзаменам? Почему?

Ведущий. Кто такой, по вашему мнению, самостоятельный человек? Как вы думаете, самостоятельный человек может стать успешным? Сейчас мы с вами попробуем разобраться в этом.

Упражнение «Мои шаги к самостоятельности»

Модификация плаката Е. Лютовой, Г. Мониной.

Цель : расширение поведенческого репертуара и жизненного опыта детей, умения договариваться в группах.

Материалы : карандаши, ватман, краски, цветные мелки, карточки (карточки к упражнению находятся во вложении).

Инструкция . Дети сидят за столами. Ведущий просит их назвать свои примеры проявления самостоятельности, затем раздает карточки с описанием разных способов поведения. Детям необходимо выбрать те карточки, которые подходят им.

Инструкция для ведущего . Если дети не нашли подходящий для них способ поведения, то им предлагается написать свой собственный. Потом педагог зачитывает все способы поведения, которые написали дети, обобщает их и делает вывод о том, какие способы характерны для них. После обобщения педагог предлагает детям разделиться на тройки и нарисовать на ватмане те способы поведения, которые они используют в своей жизни.

Анализ упражнения

Как вы думаете, что можно сделать, чтобы всегда выполнять домашние задания?
- А хорошо это или плохо - не выполнять свои обещания?

Упражнение «Цвет успеха»

Цель : закрепить понимание, какие сопутствуют успеху.

Материалы : краски, листы бумаги.

Инструкция . Детям предлагается подумать и нарисовать, какого цвета успех. Обязательное условие: рисовать учащиеся должны руками.

Анализ упражнения

Как вы думаете, какой цвет дружит с успехом?
- Бывает ли у вас настроение такого цвета?
- Как вы себя при этом чувствуете?

Итог занятия

Дети садятся в круг. Ведущий включает запись, и на фоне тихой, спокойной музыки дети делятся своими чувствами. Например, «Я чувствую сейчас удовольствие», «Я - восторг» и т.д.

Скачать карточки к упражнению .

Татьяна МАЗУРЕНКО,
педагог-психолог, МБОУ «СОШ № 6», г. Норильск, Красноярский край

Большая часть учащихся перед экзаменом испытывает стресс, находясь в ситуации постоянного страха или тревоги. Что с ними при этом происходит?
Постоянный стресс ослабляет иммунитет, кровяное давление повышается, большая сердечная мышца сокращается. Наряду с долговременной памятью страдает и кратковременная, ухудшается зрение.
Чтобы «распознать», снизить уровень напряжения, преодолеть стресс, а может уменьшить и свести на нет уже существующий, можно использовать релаксационные упражнения.
Данный тренинг рассчитан на 40-45 минут
Цель: Снятие эмоционального напряжения и беспокойства у учащихся, перед экзаменами.

Тренинг знакомит учащихся с понятиями "толерантность", "толерантная личность". Способствует приобретению опыта толерантного общения. Используются разнообразные формы и методы работы, которые очень нравятся ученикам любого возраста.

Целевая аудитория: для психолога

Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности, повышение уверенности в себе, развитие познавательных процессов и т.д. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. К концу разработанной мною программы, состоящей из 10 занятий, дети должны овладеть основными навыками общения, связанными с переживанием основных эмоций и личностных качеств человека. Им становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.). Повышается уровень развития познавательных процессов.

Целевая аудитория: для психолога

Профилактическая программа направлена на преодоление проблем в личностном развитии, самоопределение, адаптацию в социальной и образовательной среде учащихся 1-4 классов.
Работа с самосознанием младшего школьника должна быть построена через увлекательную практическую деятельность, основанную на активизацию самостоятельности и рефлексии, считает автор программы. Именно последовательная рефлексия действий, деятельности является ведущим способом самоопределения. Важно помочь ребёнку в формировании собственной точки зрения основанной на нравственности, уважении к себе и окружающему миру.

Целевая аудитория: для психолога

По результатам неоднократно проводимых психических исследований эмоционального состояния детей в школе (тест Филлипса) выявлен один из ведущих факторов негативно влияющий на развитие психического здоровья и личность учащихся. Это страх самовыражения. В процессе обследования дети признаются в нежелании демонстрировать свои способности, возможности, т.к. испытывают боязнь негативной оценки со стороны окружающих, боязнь быть не понятым, осмеянным. Таким детям приходится зачастую принимать стандартные решения ситуаций, проблем, избегая свои собственные, не менее правильные и интересные, отходить от оригинальности и необычности, думать «шаблонно», ориентируясь на мнение большинства или значимых людей, жить с «оглядкой». В результате этого у детей развивается тревожность, которая может в дальнейшем закрепиться и перейти в невротическую форму. Дети с тревожностью по данному фактору испытывают трудности общения, результаты их деятельности обычно неадекватны возможностям, низки. Со временем возникает внутренний конфликт, препятствующий развитию личности в целом.
Цель программы: снижение порога негативных эмоций при самовыражении посредством творчества.

Тренинг

«Сплочения у младших школьников»

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;

Осознание себя командой.

Возраст: младший школьник, младший подросток.

Состав участников : 10-15 человек.

Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Ход тренингового занятия:

Разминка Упражнение «Пожалуйста» - 5 минут

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...» - 5 минут

Игра «Атомы и молекулы» - 4 минут

Упражнение «Постройтесь по росту!» - 5 минут

Упражнение «Печатная машинка» - 15 минут

Упражнение «Путанка» - 10 минут

Упражнение «Поезд» - 20 минут

Упражнение «Счёт до десяти» - 10 минут

Игра «Машина с характером» - 20минут

Упражнение «Опустить предмет» - 15 минут

Упражнение «А я еду...» - 8 минут

Упражнение «Переправа» - 20 минут

Упражнение-игра «Тик-так» - 7 минут

Структура: участники рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.

Здравствуйте. Меня зовут Светлана Анатольевна и сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. Цель тренинга - это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Разминка Упражнение «Пожалуйста»

Цель: поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

Ход упражнения:

Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибётся, выбывает из игры.

Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д.

Примечание: с самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться).

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

Что нового узнали о других?

Что интересное узнали?

Игра «Атомы и молекулы»

Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек - маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

* На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.

Упражнение «Постройтесь по росту!»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

Обсуждение:

Удалось ли группе это сделать?

Что помогало? Поддерживало?

Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Упражнение «Путанка»

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», - спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

Упражнение «Поезд»

Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

Задача «поезда» - проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки - например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Обсуждение:

Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано?

Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?

Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

Что с вами происходило?

Если не получилось, то почему?

Какую стратегию вы выбрали?

Игра «Машина с характером»

Цель: сплочение группы.

Ход упражнения:

Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали - это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. Во время игры нельзя разговаривать. Попросите одного добровольца (игрок 1) выйти на середину круга и скажите ему:«Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое действие, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами». Когда игрок 1 определится со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью. Игрок 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок 1 смотрит вверх, поглаживает себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит «Ах» и «Ох», то игрок 2может встать сзади и каждый раз, когда игрок 1 говорит «Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку 1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбрать момент между «Ах» и «Ох». Когда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к ним может присоединяться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы.

Когда задействованы все игроки. Вы можете позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой темпе. Потом предложите, чтобы скорость работы несколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться. конце концов машина должна развалиться.

Обсуждение игры:

В какой момент вы стали деталью машины? Почему?

Как вы придумали свои действия?

Что происходило, когда ход машины ускорялся или замедлялся?

Как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом?

Варианты:

Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер.

Упражнение «Опустить предмет»

Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Ход упражнения: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Задача участников: опустить предмет в указанное психологом место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Обсуждение:

Что испытывали при выполнении задания?

Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?

Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?

Упражнение «А я еду...»

Цель: разрядка участников, расслабление.

Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит:«А я с...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Упражнение «Переправа»

Цель: Сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу в межличностном взаимодействии.

Описание упражнения: Участники стоят плечом к плечу на полосе шириной 20-25 см. Игра проходит интереснее, если эта полоса представляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например, гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно на лесной поляне. Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренги на другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего за пределами той полосы, на которой стоят участники.

Обсуждение:

Какие психологические качества у вас проявились при выполнении этого упражнения?

Что происходило с вами, вызвал ли у вас дискомфорт это упражнение?

Упражнение-игра «Тик-так»

Цель: Игра веселая и легкая, помогает снять напряжение предыдущего упражнения.

Ход упражнения: Участники передают друг другу звуковую передачу: «тик» - направо, «так» - налево по кругу. «Бум» - означает перемену направления передачи звука. Любой участник игры имеет право изменить направление передачи.

Рефлексия:

Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге?

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о классе?

Как будете использовать эти знания?

Чему научились?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Что нужно развивать на будущее?

Орг. конец:

Спасибо вам большое, что пришли на тренинг, надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

Психологический тренинг для школьников: «Культурный человек в конфликтной ситуации»

Элементы несогласия, даже насилия (критика, споры, гнев, обиды) в жизни неизбежны. Ни разу не высказать своей обиды, не выругаться - практически невозможно. Но и в таком состоянии следует помнить о достоинстве и неприкосновенности личности, а, следовательно, о запрете на ругательства. Следует помнить, что в жизни случаются ситуации, когда чьи-то взгляды, мнения, жизненные позиции не совпадают. Тогда следует попробовать поставить себя на место другого, не забывать про юмор и шутку, но не подтрунивать, и не злоупотреблять иронией (Ф. Ницше сравнивал ироничного человека с собакой, которая кусает и одновременно машет хвостом), то есть вести себя, как культурный человек.

А как быть, если собеседник агрессивный? Для такого случая существуют эффективные способы взаимодействия. Агрессивному собеседнику следует дать выговориться, при этом следует поддерживать постоянный контакт глаз, не прерывать его, не давать советов, подводить итог тому, что услышали, делать рефлексивные замечания, показывая, что вы понимаете его состояние. Если агрессивный собеседник почувствует, что к его потребностям относятся с уважением и не отвечают агрессией на агрессию, то станет менее воинственным и вспыльчивым.

Психологический комментарий. Материал беседы подчеркивает, что в эмоционально напряженной ситуации культурный человек не сквернословит. Практические советы по взаимодействию с агрессивным собеседником развивают психологическое воображение участников и содействуют развитию умения моделировать похожие ситуации.

Упражнение «Общение с агрессивным собеседником»

Участники делятся на пары. Один — агрессивный собеседник, который предъявляет претензии, обвиняет своего партнера, оскорбляет: «Ты всегда опаздываешь. Никогда на тебя нельзя положиться. Несобранный, болван». Второй должен разговаривать с ним так, чтобы не перейти границы дозволенного и нейтрализовать агрессивного собеседника. Ему запрещается объяснять, оправдываться или обвинять. Задача второго участника - ответить так, чтобы выяснить причину агрессивной позиции другого человека.

Психологический комментарий. Упражнение учит проявлять эмоциональную стойкость, не поддаваться на провокации другого, развивает умение использовать активное слушание и взаимодействие.

Упражнение «Контраст» (средство эмоциональной саморегуляции)

Психолог. Сядьте удобно, сожмите правую руку в кулак (максимально сильно). Держите сжатую руку около 12 секунд. Расслабьтесь, и с закрытыми глазами прислушайтесь к ощущению снятого напряжения (это может быть тепло, жар, пульсация, набухание подобное). То же повторите левой рукой, затем чередуйте напряжение и расслабление двумя руками одновременно. (Руки должны дрожать от напряжения. Пауза — 10 секунд.) Как средство саморегуляции можно использовать другие похожие упражнения.

Психологический комментарий. Дети учатся быстро снимать напряжение, раздражение, снижать агрессивность, мобилизоваться в ситуации растерянности, сильного волнения.

Беседа «Сквернословлю, потому что это «круто»!»

Анализ анкет выявил, что немало детей сквернословит, «потому что считает, что это «круто», потому что, мол, «крутой» — означает «сильный». Мы попытались объяснить, что это не так, используя такую схему

А. «Крутой = самоуверенное поведение + много агрессии».

Б. «Сильная личность = уверенное, взвешенное, адекватное поведение + много поддержки и доброты».

Итак, «крутой» проявляет физическую и вербальную агрессию, для него это, как правило, самоцель. А на самом деле сильный использует свою силу для утверждения добра и справедливости.

Детям были предложены сравнительные характеристики «крутой» и «сильной» личности.

1. Сильная личность - это человек, который умеет овладеть собой, а не другими; умеет принимать решения сам, а не делает это за других; сильная зрелая личность сначала собирает факты, а потом принимает решение, и поэтому является открытой для общения.

2. «Крутые» часто сталкиваются с сопротивлением и агрессией в отношении себя, потому что люди не хотят, чтобы их кто-то контролировал; незрелая личность вначале принимает решение, а потом подгоняет под него факт, и поэтому часто является подозрительной.

3. Сильную личность любят, а «крутого» — боятся.

4. Во время спора сильная личность не ограничивает права других, а «крутой» отстаивает позицию «Я прав, ты — нет», которая зачастую сопровождается оскорбительными словами. Чтобы стать сильной личностью, нужно научиться избегать негативных оценочных суждений — «придурок», «идиот» и тому подобное. Эти слова вызывают «злые» мысли, вызывают раздражение и гнев.

Такое состояние провоцирует грубую брань. «Злые» слова, независимо от того, произносятся ли они вслух или молча, имеют такие особенности:

Драматизируют ситуацию — она становится «ужасной» и «катастрофической»;

С помощью этих слов вы утверждаете, что «ничего нельзя исправить» и не ищете выхода из ситуации;

В этих словах непременно вспоминается то, что кто-то перед вами в чем-то провинился; мысль фиксируется на требованиях, которые выдвигаются к другим, — «ты должен», «я требую», «никто не имеет права».

Чтобы побороть «плохие» слова, нужно уметь переключаться на «волну умеренности». Примером здесь может быть такая позиция: «Зрелый человек мир видит реалистично. Стоит помнить о том, что люди не могут быть безупречными и имеют право на ошибки, что никто (даже родители) не пришел в этот мир для того, чтобы удовлетворять мои требования и ожидания».

Чтобы уметь побороть свой гнев и предупредить употребление сквернословия, мы создали схему:

Вспомните и запишите в черновике ситуацию, провоцирующую сквернословие;

Опишите ситуацию объективно, как бы ее зафиксировала видеокамера;

Определите цель употребления ругательств (установление контроля над другими; избегание кого-то или чего-либо; месть; победа в споре; защиту своих прав);

Запишите свои «злые» слова;

Предложите альтернативу в виде «умеренных» мыслей;

Попробуйте почувствовать, какие новые чувства появились у вас теперь.

Для того, чтобы не пользоваться в затруднительных ситуациях ненормативной лексикой, человек должен уметь: уверенно попросить, твердо и уверенно требовать, адекватно отвечать на справедливую и несправедливую критику, не позволять манипулировать собой, твердо отказать.

Психологический комментарий. Беседа позволяет снять знак равенства между понятиями «крутой» и «сильный», раскрывает особенности «плохих» слов, а предложенная схема - развивает воображение и умение моделировать определенные ситуации.

Упражнение «Отойди, ты мешаешь»

Проводя коррекционные занятия, мы уделили внимание сквернословию в межличностном общении разных возрастных категорий, ведь именно в таких ситуациях звучит больше неприличных слов.

Прежде всего, наши усилия были направлены на то, чтобы люди начали замечать собственное сквернословие. Для этого им было рекомендовано несколько упражнений. Мы предлагали нейтральную фразу-просьбу (например: «Отойди. Ты мешаешь») и просили произнести ее в различных вариантах:

Оскорбительный тон с грубыми словами;

Презрительный тон с обидными словами;

Злым тоном, с насмешкой;

Сказать так, чтобы человек не обиделся.

Эти фразы можно было дополнять другими словами, чтобы достичь поставленной задачи. Во время обсуждения практически в каждой группе педагоги замечали, что участник тренинга мужского пола эту фразу минимизируют до единого слова «Отвали», которое звучит грубо, свысока и пренебрежительно. А самыми примитивными просьбами участниц тренинга были высказывания, произнесенные крикливо, со злостью, как приказ. При обсуждении упражнения целесообразно ограничиваться несколькими типичными негативными примерами, основное внимание направить на то, что существует множество способов произнести эту фразу в приемлемой форме.

Психологический комментарий. Участники тренинга отрабатывают умение адекватной коммуникации, социальной перцепции. Упражнение способствует минимизации неадекватных эмоциональных реакций.

Игра-соревнование «Кто быстрее скажет комплимент»

Выбирают 2-3 пары участников. Каждый из пар становится друг напротив друга на расстоянии примерно 5-7 м и поочередно говорит другому комплимент. Повторяться нельзя. Одно слово - 1 шаг. Побеждает та пара участников, которая быстрее других встретится друг с другом. В результате игры оказалось, что люди не очень умеют «дарить» друг другу комплименты. Последние шаги давались очень трудно. Особенно беспомощными были те, которые использовали в качестве комплиментов однообразные, простые фразы: «котик», «зайчик», «лапуся», «солнышко», «умница», «красавчик», «золотце». Игра оживилась, когда мы несколько изменили задачи. Участникам было предложено говорить о себе обидные слова. Скорость, с которой они «подоспели» друг к другу, вызвала в группе смех.

Психологический комментарий. Игра наглядно иллюстрирует всем, то, насколько хорошо они умеют обижать друг друга и не умеют говорить приятных слов.

Групповые дискуссии

Участникам предложили для обсуждения следующие высказывания:

- «Из привычки так или иначе сквернословить вытекает привычка к совершению дурных поступков». (Аристотель.)

- «Человек, заговори, чтобы я тебя увидел». (Сократ.)

- «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани». (Поговорка.)

- «Язык - это действия, происходящие между людьми». (Гегель.)

- «Сквернословие - повседневная кутерьма. Вы принимаете в нем участие?»

Психологический комментарий. Такой способ организации занятия развивает умение слушать и взаимодействовать с другими, приучает к анализу мыслей, размышлению вслух. Активное участие в дискуссии стимулирует формирование негативного отношения к сквернословию из-за того, что такая позиция не навязывается сверху, ее производят во время разговора сами участники.

Упражнение «Да»-диалог, «нет»-диалог»

Ведущий выбирает двух участников, которые должны вести диалог. Один из них произносит любую фразу, а другой сразу выражает свое согласие с тем, что сказано. Главной задачей было со всем соглашаться, отражая мысли партнера. Другие двое участников демонстрируют ситуацию «нет»-диалог». Задача участников - не соглашаться с мнением партнера, возражать ему вежливо, но настойчиво. Аналитики следят за тем, чтобы участники игры не выходили за рамки заданного режима: в первом случае не стали отрицать, во втором — не проявлять поддержки.

Психологический комментарий. Упражнение дает возможность убедиться в том, что и в ситуации согласия, и в ситуации несогласия можно обойтись без сквернословия.

Упражнение «Слова, которыми я оскорбляю и какими оскорбляют меня»

Для того, чтобы стимулировать рефлексию своего речевого поведения, участники выполняли такое задание: лист делили пополам, слева писали те слова, которыми их оскорбляют, а справа - те, которыми они оскорбляют других. Анализ ответов выявил, что слов, которыми обижают их, вспоминаются гораздо больше, и эти слова разнообразнее. А тех слов, которыми обижаешь сам, помнится гораздо меньше, вспомнить их было «трудно», они были типичными.

Психологический комментарий. Упражнение позволяет каждому участнику игры понять тот факт, что брань, которую употребляют другие, не всегда осознается, не запоминается, проходит мимо внимания. С другой стороны, если ты — адресат, то и незначительные замечания, оскорбления лучше запоминаются.

Ролевая игра «Суд над сквернословием»

Предусматриваются следующие роли:

Судья;

Прокурор;

Защитник (адвокат);

Подсудимый (сквернослов);

Свидетели обвинения;

Свидетели защиты;

Присяжные (остальные участники группы).

В игровой форме происходит обвинение на конкретных жизненных ситуациях такого явления как сквернословие. Во время судебного заседания следует осуществить разоблачения сквернослова прокурором, осуществить защиту адвокатом, обозначить определенное отношение свидетелей. Роли «сквернословие», «адвоката» и «свидетелей защиты» следует распределить между учениками, которые считают, что сквернословие имеет право на существование. Остальные ролей - для участников, которые думают иначе. Далее роли можно менять. Условиями проведения игры является соблюдение определенных норм и правил поведения: корректность обращений друг к другу, логичность и аргументированность, требование уважать достоинство «оппонента».

Психологический комментарий. Такая форма занятия позволяет сопоставить противоположные позиции, тактично опровергнуть «положительные» характеристики «сквернословия», силой аргументов самих участников убедить тех, кто еще остался сторонником «сквернословия».

Предполагаем, что те участники, которые согласно своих ролей обвиняли «сквернословие», такую же активную позицию будут проявлять и в дальнейшем.

Упражнение «Совет»

Психолог. Представьте себе, что вы обратились к мудрецу за советом: «Как мне справиться со сквернословием?» Какой совет он вам даст?

Обсуждение ответов детей позволило сформулировать следующие советы:

Совершенствоваться в родном языке, расширять свой активный и пассивный словарный запас;

Воспитывать в себе гуманные черты — доброту, милосердие, уважение к старшим;

Стремление к достойной жизни несовместимо с недостойными мыслями и словами;

Воспитывать себя сильной личностью, которая умеет управлять своими эмоциями и уважает чувства других;

Уметь объективно оценивать ситуацию, нейтрализовать свой гнев;

В трудных ситуациях научиться использовать «Я-сообщения»;

Помнить о том, что брань - грех;

Для того, чтобы постепенно отвыкать от привычки сквернословить, нужно сужать круг лиц, при которых могли выражаться вслух (сначала не сквернословить при пожилых людях, далее - при детях, затем — при родителях, учителях, одноклассниках, сверстниках, вообще не ругаться).

Психологический комментарий. Упражнение имеет проективное значение и требует активного участия каждого участника, оно помогает каждому осознать, какие он имеет средства для борьбы со сквернословием и на какие средства рассчитывают другие.

Составление «Памятки запретов»

Суть запретов, касающихся культуры общения, в том, чтобы предупредить неуважение к собеседнику, к его взглядам, помочь людям избежать конфронтации, достичь согласия.

Запреты на тон слова

Оскорбительный;

Крикливый;

Злой

Запреты на выражения и высказывания

Грубые;

Пренебрежительные;

Презрительные;

С угрозами и запугиванием;

С искажением мысли собеседника;

С насмешкой;

Такие, что провоцируют резкую реакцию.