Родился в крестьянской семье, был одиннадцатым, последним ребёнком.

Образование

1917 г. - окончил четырёхлетнюю церковно-приходскую школу в с. Ильгощи І супени.

1923 г. - учёба в школе II ступени с. Ильгощи, далее - в Киверичах , Михайлово-Прудовом.

Трудовая деятельность (предвоенная)

Андрей Бочкин с 17 лет ведёт активную пропагандистскую работу на селе. Работает в укоме комсомола в Твери , в редакции газет «Тверская правда» и «Тверская деревня» , в агропромышленном отделе Тверского горкома ВКП(б), с агитповозками объезжает всю Тверскую губернию. Затем, в 1927-1928 годах работает секретарём парткома текстильной фабрики в В. Волочке. С началом коллективизации на селе А. Е. Бочкин по партийному призыву участвует в создании первых колхозов в Западной Сибири (1928-1929, 1934-1935). С 1936 г. по личной просьбе переведён на строительство никелевого комбината г. Орска Оренбургской области, где был секретарём парткома Никельстроя, а затем старшим прорабом строительства железной дороги Никель - Аккермановка.

1937-1940 гг. - начальник и главный инженер строительства Бузулукской ирригационной системы (Домашкинская и Лабазинская плотины) и Кутулукской плотины в Оренбургской области.

1940-1941 гг. - начальник Главводхоза Наркомата сельского хозяйства СССР (курировал строительство Ферганского и Невинномысского каналов, Уч-Курганского водохранилища).

Великая Отечественная Война

1953-1959 гг. - начальник «АнгараГЭСстроя» по строительству Иркутской ГЭС .

С началом управления строительством Андреем Ефимовичем принят ряд кардинальных для КрасноярскГЭС решений:

  1. отказ от облегченного, арочного типа построения плотины и принятие тяжелого, гравитационно- монолитного типа;
  2. отказ от «непрерывного» метода укладки бетона в тело плотины и возведение классическим безэстакадным методом, что обеспечило надежность сооружений;
  3. изменение генерального плана строительства г. Дивногорска ;
  4. перекрытие Енисея в зимних условиях, во время минимального водного потока:

1963 г., 25 марта - впервые в зимних условиях, за 6,5 часа перекрыта самая полноводная река России - Енисей.

В период максимума работы количество человек на строительстве Красноярской ГЭС вместе с субподрядными организациями составляло более 21000 человек.

1971 г. - освобожден от обязанностей начальника КрасноярскГЭСстроя.

1979 г., 16 октября Андрей Ефимович Бочкин умер в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище .

За свою жизнь Андрей Ефимович Бочкин строил 10 гидросооружений: ДнепроГЭС, Домашкинская плотина, Лабазинская плотина, Кутулукская плотина, Невинномысский канал и Свистухинская ГЭС, Южно-Украинский канал, Северо-Крымский канал, Иркутская ГЭС, Красноярская ГЭС, консультировал -

:: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: :: ::

Андрей Ефимович Бочкин родился в 1906 г. в селе Иевлево Тверской губернии в семье крестьянина-бедняка. Русский.

Окончил школу второй ступени, техникум. Трудиться начал с раннего возраста, работал избачем, был секретарем комсомольской ячейки. Б восемнадцать лет назначен председателем потребкооперации, через год избран секретарем ячейки ВКП(б) Вышневолоцкой ткацкой фабрики, затем секретарем райкома партии в Сибири. Поступил в институт водного хозяйства, с четвертого курса направлен в Оренбуржье, где работал и одновременно продолжал учебу. В предвоенные годы работал начальником Главводхоза Наркомзема СССР. С начала Великой Отечественной войны поступил в Военно-инженерную академию. В марте 1942 г. с присвоением звания военного инженера получил назначение на Карельский фронт, потом - на 2-ой Белорусский. Служил на должностях дивизионного, затем корпусного инженера. В одном из боев был ранен. Войну закончил подполковником, возвратился в Москву на прежнюю должность в министерстве.

Награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I и II степени, медалями. За трудовые подвиги удостоен трех орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, медалей.

А. Е. Бочкин - заслуженный строитель РСФСР, лауреат Ленинской премии.

Звание Героя Социалистического Труда А. Е. Бочкину присвоено 11 января 1960 г. за умелое руководство и проявленный трудовой героизм при сооружении Иркутской ГЭС. Умер в 1979 году.

Кто знает, как бы сложилась судьба пастуха Андрея Бочкина, если бы не Великий Октябрь. Новая власть дала бедному крестьянскому сыну главное - возможность учиться. Жажда знаний и упорный труд сделали его известным на всю страну гидростроителем: Андрей участвовал, а потом и возглавлял строительство Невиномысского канала, Иркутской и Красноярской ГЭС, стоял у колыбели Саяно-Шушенского гидрогиганта.

Началом начал А. Е. Бочкин считает свой трудовой путь в Оренбуржье, где много сделал для развития нашего края, где произошло становление его как личности. В тридцатые годы поднимал он оренбургское село, будучи начальником политотдела МТС в селе Ромашкино Андреевского (ныне Курманаевского) района.

«Бывало, приходилось садиться и на трактор, пахать, сеять, - вспоминал Андрей Ефимович. - Не рассказать обо всем, что входило в нашу работу. Скажу только одно: через два года люди ели не затируху, а хлеб... И этот политотдельский опыт послужил фундаментом для будущей моей работы - уже в качестве секретаря райкома партии, затем старшего прораба строительства Бузулукской оросительной системы, которая была первой ирригационной системой в России, состоявшей из каналов и двух земляных плотин на реках Лабазы и Домашка».

Война - особая страница в биографии А. Е. Бочкина. За четыре года приходилось ему как инженеру возводить оборонительные сооружения, строить и взрывать мосты и переправы.

После войны как опытного ирригационщика назначили Бочкина начальником строительства Невиномысского канала, за который наградили его орденом Ленина. Второго ордена Ленина он удостоен за Украинский и Северокрымский каналы.

Литература:

  1. В. П. Россовский «Герои труда» . Биографический справочник. - Калуга: Золотая аллея, 1999. - 256 с. Стр. 38–39.

:: :: :: :: :: :: :: :.

Андрей Ефимович Бочкин (30 октября 1906, деревня Иевлево Тверской губернии – 16 октября 1979, Москва) - крупнейший гидростроитель XX века.

Биография

Родился в крестьянской семье. Биография строителя тесно связана с судьбой нашей Родины и типична для крупных руководителей Советского государства. В 1920 он вступил в комсомол, а в 1925 – в партию большевиков. В те же годы Бочкин учился в педтехникуме с. Прудово Тверского уезда, работал инструктором Тверского укома комсомола, заместителем редактора газеты «Тверская деревня». В 1927-1930-х занимает партийные должности в Вышний Волочек и Алейске Западно-Сибирского края.

Основное специальное образование получил в Московском институте водного хозяйства и мелиорации (1937). С 4-го курса института коммунист А.Е. Бочкин был мобилизован ЦК ВКП/б/ на работу в политотдел МТС с. Ромашкина (Ромашкино Андреевского (ныне Курманаевского) района Средне-Волжского края, где он много сделал для развития края, где произошло становление его как личности. Андрей Ефимович вспоминал:

«Бывало, приходилось садиться и на трактор, пахать, сеять . Не рассказать обо всем, что входило в нашу работу. Скажу только одно: через два года люди ели не затируху, а хлеб... И этот политотдельский опыт послужил фундаментом для будущей моей работы - уже в качестве секретаря райкома партии, затем старшего прораба строительства Бузулукской оросительной системы, которая была первой ирригационной системой в России, состоявшей из каналов и двух земляных плотин на реках Лабазы и Домашка».

В 1937 по личному заявлению Андрей Ефимович направляется на руководящую работу в гидростроительные организации Оренбургской и Куйбышевской областей.

Бочкин строил Кутулукскую оросительную систему, вторую в России. Андрей Ефимович всегда вспоминал об этой стройке. Здесь была построена большая плотина, канал, множество сооружений. Все было многократно просчитано и испробовано. Но действительность зачастую опровергает любые расчеты. Так случилось и в этот раз. Весной, когда пускали канал, несколько дней шел дождь, и водохранилище переполнилось водой. Это было 16 апреля 1939 года. Вода поднялась до критической величины. С места сдвинулись бетонные плиты, обнажился грунт. Это была катастрофа. Но люди не сдались и победили. Сам Бочкин вспоминал этот эпизод так.

«Я едва удерживался на ногах над беснующимся потоком, стоял на смотровом канатном мостке, перекинутом с берега на берег. Мосток швыряло из стороны в сторону, и меня окатывало потоками обжигающей ледяной воды... Мы совладали с этим беснующимся потоком, и я понял, что вода так коварна, так несжимаема и неуступчива, что от нее всего можно ждать. Сжимают железо, сталь и чугун, только ее, податливую и мягкую, нельзя ни потеснить, ни загнать в меньший объем. А еще говорят: тише воды, ниже травы. Нет поговорки нелепее»,

вспоминал Бочкин события 1939 года.

Судьба не была благосклонна к Андрею Ефимовичу, давала ему жестокие испытания и много раз. Погиб в ледяном потоке его любимый маленький сын Володя. Много было сложных и драматичных моментов, но Андрей Ефимович стойко переносил неудачи.

После Кутулука Бочкина переводят в Москву начальником Главводхоза. Это главк на уровне министерства. Бочкину было 33 года.

С началом Отечественной войны А.Е. Бочкин, как и многие его сверстники, добровольно ушёл в Красную армию. Пройдя курс Военно-инженерной академии в Фрунзе, воевал на инженерных должностях на Карельском, 2-м Белорусском, 2-м Украинском фронтах, участвовал в боях, десантно-морских операциях по освобождению Мурманска, Данцига, Штетина, острова Боргольм. И всегда Бочкин был верен себе. Так, на Карельском фронте он устроил макет обоза на дороге, который постоянно расстреливали немецкие "фокке-вульфы". В очередной налет немецкие "ассы" атаковали макет и на этом попались. Самолет был сбит, немцы обескуражены. Бочкин за это получил орден. Или сделать на переднем крае гидроэлектростанцию. Это тоже его работа. Немцы так и не поняли, откуда у русских электричество. А тоннель, который решил прокопать Бочкин до вражеских позиций. Это 180 метров. Тоннель прокопали прямо в центр немецкой обороны и взорвали там взрывчатку. После этого рубеж был взят практически без сопротивления. Орден Боевого Красного Знамени получил Бочкин за этот тоннель.

В годы войны в штабе Бочкину не сиделось. Ему предложили принять участие в боевой операции в качестве командира десантного инженерно-разведывательного отряда. Было это в Баренцевом море. Отряд высадился на вражеском берегу, произвел разведку боем и провел разведку инженерных береговых укреплений. На обратном пути шлюпку, в которой был Бочкин, разбило о риф. Комиссар, бывший с ним в лодке, погиб, а он оказался на этом рифе, едва поднимавшемся над водой. Бочкин вспоминал:

"Я торчал на рифе в одной гимнастерке, штаны разорвались о выступы камня. Я был совершенно мокрый, все во мне дрожало от холода и от поднимающегося во мне жара. Рот, кожа, глаза -- все постепенно становилось одной раной. Мне нечего было ждать, от меня только зависело прекратить эту пытку. Я дождался большой волны и, широко открыв рот, шел ей навстречу. Но лишь я начинал захлебываться, лишь только волна поглощала меня, что-то кричало во мне: "Нет!" И я возвращался к рифу, крошечному островку, который теперь остался мне от целого мира.

А так хотелось хотя бы раз глотнуть несоленой воды. Есть уже не хотелось. Меня ломало, трясло, не было во мне ни одной клеточки, которая бы не болела. Я опять открывал рот и шел навстречу волне, и снова в последний момент что-то говорило во мне: "Нет!" И выталкивало меня на поверхность.

Не знаю, сколько раз так повторялось. Потом я совсем потерял сознание, и, быть может, уже в забытьи пытался покончить эти мучения и все же не мог их кончить. Не мог!

В нагрудном кармане у меня были зарисовки береговых укреплений, завернутые в клеенку. Ради этого я и оказался у чужих берегов. Я обязан был передать эти бумаги тому, кто меня послал, иначе наша разведка, стоившая многих жизней, теряла смысл.

Как я позже узнал, это продолжалось пятьдесят четыре часа, а каждый час на этом проклятом острове был как вечность".

Бочкина заметил наш катер, который разыскивал не вернувшихся участников морского десанта. Его почти бездыханное тело вывезли к своим, и врачи сумели его спасти.

В книге С. Деменчука "Главный гидростроитель" рассказывается о том, как Бочкин умудрился впервые в практике войн построить... фронтовой гидроузел на болотах для проводки электричества в блиндажи и окопы! С деревянной турбиной, с щитовым водоприемником. Прифронтовая ГЭС, о которой стало известно немцам, была при этом так замаскирована, что все попытки обнаружить ее с помощью авиации не удались.

Был награждён орденами Отечественной войны I и II степени, Боевого Красного Знамени, медалями «За освобождение Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

По окончании войны в качестве профессионального гидростроителя был приглашен на должность начальника Главводхоза Наркомата сельского хозяйства СССР, возглавлял строительство Невинномысского канала и Свистухинской ГЭС, а также «Ставропольстрой». В тяжелейшие послевоенные годы при почти полном отсутствии средств и материалов строительство важнейших объектов всё же было завершено: в июне 1948 введены в строй Невинномысский канал и Свистухинская ГЭС, давшая электричество городу Ставрополю и окрестным районам. Надёжность этих объектов проверена временем. За Невиномысский канал страна наградила его орденом Ленина.

После завершения строительства Бочкин назначен начальником Управления водного хозяйства Министерства сельского хозяйства СССР, а с 1950 по 1953 – руководителем строительства Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов. Второго ордена Ленина он удостоен за Украинский и Северокрымский каналы.

С конца 1950-х он был поставлен во главе знаменитого управления «Ангарагэсстрой». На строительстве Андрей Ефимович сумел создать дружный, работоспособный коллектив и за короткий срок вывел стройку в число передовых.

Эта стройка была девятой большой стройкой в его биографии, за которую он получил Звезду Героя Социалистического Труда. Завершением его гидростроительной деятельности стала Красноярская ГЭС.

Как же мог А.Е. Бочкин справляться с работой столь гигантских масштабов. Такая стройка, как Красноярская ГЭС, на которую, как вспоминал он сам, работало 1500 заводов, была сродни по масштабам производству ядерного оружия И.В. Курчатовым или ракетных комплексов С.В. Королевым.

Руководитель таких строек-гигантов должен быть несомненно выдающимся специалистом, блестящим организатором производства, обладать громадным опытом работы, быть смелым, уметь разумно рисковать. Все это несомненно было. Но были и другие черты, которые все так ценили.

Это его отношение к людям. Отношение сердечное, уважительное, постоянное стремление помочь человеку. И люди ему отвечали своим вдохновенным трудом, преданным отношением к делу. Это особенно видно в его воспоминаниях, которые он назвал "Рассказ гидростроителя. С водой, как с огнем". "Когда вспоминаешь то, что пройдено, - пишет Е.А. Бочкин, - видишь перед собой лица товарищей, тех, кому ты обязан всем. Это люди, с кем вместе трудился и воевал бок о бок, когда была пора воевать. И о них, а вовсе не о себе хочется говорить. Все, что произошло в моей жизни, определено ими, все, что совершено, совершено благодаря им". Вот такие слова, и точно знаю, что эти слова - не красивая поза, а позиция.

На строительстве Иркутской ГЭС один из механизаторов подал хорошую идею, как получать со дна реки гравийно-песчаную смесь. Бочкин идею принял, а инициатора назначил главным механиком. Позже рекомендовал его начальником строительства Вилюйской ГЭС. Им были построены ГЭС и город Мирный с алмазными копями. Затем этот человек возглавил КамАЗ. Имя его – Евгений Батенчук. А все началось с Бочкина, его умения видеть людей.

На Саяно-Шушенскую он прибыл уже в качестве почетного гостя и… почетного члена бригады, которой было присвоено его имя. В 1971 Андрей Ефимович избран членом Технического совета Министерства энергетики и электрификации СССР.

Заслуженный строитель РСФСР, лауреат Ленинской премии А.Е. Бочкин был награждён тремя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. О нём слагались стихи и песни, снимались кинофильмы, в 1977 был утвержден приз имени Бочкина, присуждавшийся лучшему комсомольско-молодежному коллективу объединения «Тверьмелиорация».

Умер в 1979, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Его именем названа одна из улиц в районе гидроэлектростанции, на доме № 1 которой установлена информационная доска. Его имя занесено на мемориальную доску особо отличившихся работников строительства.

Сочинения

  1. С водой как с огнем (Рассказ гидростроителя). - М., 1978.

Литература

  1. Покачалова М.Д. Андрей Ефимович Бочкин // Газета Сибирский энергетик. 2006. 19 окт. (№ 19). С. 4.
  2. Гончаров В. Начальник стройки (воспоминания очевидца)
  3. Гончаров В. Его звали просто дед // Красноярский рабочий. - 2001. - 2 ноября.
  4. Иванов Л.Б. Советские инженеры. - М., 1985.

В воскресенье, 30 октября, нам с вами предстоит отметить юбилейную дату уникального человека, с чьим именем неразрывно связаны история становления нашего города и развитие энергетической отрасли не только Красноярского края, но и всей страны в целом. В этот день исполняется 110 лет со дня рождения прославленного гидростроителя, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Андрея Ефимовича Бочкина. Этого легендарного человека без сомнения можно отнести к тем людям, чьи дела определили не только судьбу нашего времени, но и будущее России на многие годы вперед. Такие люди всегда были надежной опорой державы.
Вряд ли кто будет спорить, что жизнь измеряется не количеством прожитых лет, а ее смыслом. Почему на протяжении многих веков люди очень трепетно относятся к «круглым датам» в собственной жизни? Наверное, потому, что возраст – это победа над бытием. Кажется, совсем недавно мы с размахом отметили 100-летний юбилей Андрея Ефимовича Бочкина. И вот на пороге очередная юбилейная дата. Но и теперь, спустя время, его имя остается на слуху. О нем не забыли. Его помнят коллеги, бывшие соратники и потомки гидростроителей. В центре города установлен мемориальный комплекс, где на высоком постаменте «оглядывает» окрестности Дивногории бронзовый (высотой в два человеческих роста) Бочкин. Его именем названы два учебных учреждения г. Дивногорска (учащиеся Дивногорского гидроэнергетического техникума и гимназии № 10 гордо именуют себя бочкинцами). Это ли не победа над вечностью?
Конечно же, редакция газеты «Огни Енисея» не могла остаться в стороне от знаменательной даты. В канун юбилея великого гидростроителя, при поддержке и помощи ветеранов Красноярскгэсстроя мы решили напомнить нашим читателям, каким же он был – Андрей Ефимович Бочкин.

ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ВЕХИ А.Е. БОЧКИНА
30.10.1906 г. – В селе Ивлево Ильгошинской волости Тверского уезда в бедной крестьянской семье Бочкиных родился сын Андрей.
1920 г. – Вступил в ряды РКСМ, организовал в селе Ильгоши комсомольскую ячейку и был избран ее председателем.
1925 г. – Вступление в ряды Всесоюзной коммунистической партии большевиков
1929 г. – Студент-парттысячник
гидротехнического факультета Московского института водного хозяйства. Производственную практику проходил на Днепрогэсе.
1937 – 1940 гг. – Начальник и главный инженер строительства ирригационных систем и плотин Бузулукстрой, затем Кутулукстрой, где впервые в РСФСР создавались оросительные системы.
1940 – 1941 гг. – Начальник Главводхоза Наркомата сельского хозяйства СССР.
1941 – 1945 гг. – Участник Великой Отечественной войны.
1945 – 1949 гг. – Начальник строительства Невинномысского канала и Свистухинской гидростанции Ставропольского края.
1953 – 1959 гг. – Начальник строительства Иркутской ГЭС.
1959 г. 10 декабря – Назначен начальником Управления строительства Красноярскгэсстрой.
1960 г. – Присвоено звание Героя Социалистического Труда.
1973 г. – Присуждена Ленинская премия в области науки и техники за создание Красноярской ГЭС.
1979 г. 16 октября – В Москве умер А.Е. Бочкин. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

О большой, наполненной различными событиями жизни Андрея Ефимовича Бочкина написано немало книг. К сожалению, газетный формат не позволяет в полном объеме рассказать о ней. Тот, кто был знаком с Андреем Ефимовичем близко, знает, насколько крутые порой поджидали его повороты на жизненном пути. Выдержать подобное под силу далеко не всякому. Современники Бочкина называли его между собой Павкой Корчагиным. А сам гидростроитель так выразился о своей судьбе: «…Все, что бы со мной ни случилось в жизни, так выходило, что все на пользу… Теперь, когда я оглядываюсь на пройденный путь, состоящий из множества назначений, при которых не всегда считались с тем, чего хочу я, из множества шишек, полученных мной заслуженно и незаслуженно, мне начинает казаться, что меня варили, закаливали и обкатывали по специальной программе, составленной именно для меня, с заранее поставленной целью: настолько необходимо впоследствии оказалось все, что я пережил…».

ДИВНОГОРСКАЯ СТРАНИЦА

Именно здесь, в Дивногорске, в полной мере проявился выдающийся организаторский талант Бочкина.
Возглавив строительство в критический момент, когда выбор типа плотины московскими специалистами склонялся к арочному «облегченному и ажурному», Андрей Ефимович проявив государственную мудрость и недюжинную волю в отстаивании своей позиции, сумел убедить комиссию строить плотину тяжелую. Монолитно-бетонную – гравитационного типа. А.Е. Бочкин всего себя отдавал работе, выполнению поставленной перед ним партией и правительством задачи – надежно и в срок построить на Енисее самую мощную ГЭС в мире, но при этом был внимателен к нуждам строителей. Все дивногорцы, «и мал и стар», уважительно величали его Дедом. В 1971 году по состоянию здоровья был вынужден уйти на заслуженный отдых, совсем немного не доработав до ввода в эксплуатацию КГЭС. Дивногорский городской Совет депутатов трудящихся 2 июля 1971 года присвоил А.Е. Бочкину звание «Почетный гражданин города Дивногорска», а через несколько дней он уехал в Москву, как оказалось, навсегда… 16 октября 1979 года перестало биться сердце выдающегося гидростроителя.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

За ратные подвиги в годы Великой Отечественной войны награжден:
– орденом Красного Знамени;
– орденом Отечественной войны I степени;
– орденом Отечественной войны II степени;
– медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне»;
– медалью «За оборону Заполярья».
За честный и добросовестный труд А.Е. Бочкин награжден:
– четырьмя (!) орденами Ленина;
– орденом Трудового Красного Знамени;
– множеством медалей;
– удостоен Ленинской премии.

О ДРУЖБЕ С КНИГОЙ И СЛОВОМ

С глубокой юности Андрей Ефимович уважительно относился к печатному слову. Будучи седовласым старцем, он вспоминал как «дни величайшего счастья – читку газет и книг… в старинном парке… с полуголодными друзьями по интернату». Профессия гидростроителя не отдалила его от книги, от прессы. Наоборот, А.Е. Бочкин – тонкий психолог и идеолог, направил мощнейшую силу газетных, журнальных, книжных строк, эфира, фото- и кинокамер на создание коллектива строителей Красноярскгэсстроя, воспитание у строителей чувства собственной ответственности и достоинства за содеянное: всем, всем – читайте, слушайте, смотрите – нам, строителям, под силу побороться с великаном Енисеем, воздвигнуть величайшую в мире ГЭС, дать Родине энергию. Андрей Ефимович никогда не выделял себя лично. В своем лексиконе он чаще всего употреблял объединяющее «Мы». Между книгой и Бочкиным на протяжении всей жизни была тесная взаимосвязь. Он восторгался произведениями поэтов и мог наизусть читать целые поэмы. Он искренне интересовался работой литературного кружка и лично инициировал появление на стройке первых библиотек и книжного магазина.

ЛЮБИМОЕ УВЛЕЧЕНИЕ – ПЕСНЯ!

Андрей Ефимович умел и любил петь задушевные и раздольные русские песни. Может быть, любовь его к ним привила ему мать. Возможно, что это доброе и светлое увлечение зародилось в нем со школьной скамьи.
Несмотря на тяжелые трудовые будни, бессонные ночи, командировки, Андрей Ефимович находил возможность выезжать на отдых со строителями – песни попеть, повеселиться у костра с плещущимся у ног уже покоренным Енисеем.

Подготовила Ольга ГАМАНОВИЧ
(в публикации использованы материалы из книги «Созидатели» (А.В. Гуляев, И.Г. Фёдоров)
Фото предоставлены Дивногорским городским музеем)


Андрей Ефимович Бочкин (30 октября 1906, д. Иевлево, Тверская губерния - 16 октября 1979, Москва) - гидростроитель. Герой Социалистического труда (1960), Заслуженный строитель РСФСР (1966), Лауреат Ленинской премии (1973), Почётный энергетик СССР (1976). Член ВКП(б) с 1925 года.

Биография

Родился в крестьянской семье, был одиннадцатым, последним ребёнком.

Образование

1917 г. - окончил четырёхлетнюю церковно-приходскую школу в с. Ильгощи І супени.

1923 г. - учёба в школе II ступени с. Ильгощи, далее - в Киверичах, Михайлово-Прудовом.

С 1929 г. обучался в Московском институте водного хозяйства и мелиорации на гидротехническом факультете. В 1933 г. - проходил учебную производственную практику на ДнепроГЭСе.

1941-1942 гг. - слушатель Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева.

Трудовая деятельность (предвоенная)

Андрей Бочкин с 17 лет ведёт активную пропагандистскую работу на селе. Работает в укоме комсомола в Твери, в редакции газет «Тверская правда» и «Тверская деревня», в агропромышленном отделе Тверского горкома ВКП(б), с агитповозками объезжает всю Тверскую губернию. Затем, в 1927-1928 годах работает секретарём парткома текстильной фабрики в В. Волочке. С началом коллективизации на селе А. Е. Бочкин по партийному призыву участвует в создании первых колхозов в Западной Сибири (1928-1929, 1934-1935). С 1936 г. по личной просьбе переведён на строительство никелевого комбината г. Орска Оренбургской области, где был секретарём парткома Никельстроя, а затем старшим прорабом строительства железной дороги Никель - Аккермановка.

1937-1940 гг. - начальник и главный инженер строительства Бузулукской ирригационной системы (Домашкинская и Лабазинская плотины) и Кутулукской плотины в Оренбургской области.

1940-1941 гг. - начальник Главводхоза Наркомата сельского хозяйства СССР (курировал строительство Ферганского и Невинномысского каналов, Уч-Курганского водохранилища).

Великая Отечественная Война

Март 1942-1945 гг. - майор инженерных войск, Карельский и 2-й Белорусский фронты: бригадный инженер 85 бригады морской пехоты 215 стрелковой дивизии; корпусный инженер 312 стрелкового корпуса. Был ранен, контужен. В 1942 году за 8 км от передовой для нужд армии построил свою 1-ю, миниГЭС. Участвовал в боях за освобождение Польши, Дании, Германии. Войну закончил подполковником.

Трудовая деятельность (послевоенная)

Бюст А. Е. Бочкина в музее строительства Красноярской ГЭС (Дивногорск)

1945-1949 гг. - начальник строительства Невинномысского канала и Свистухинской ГЭС в Ставропольском крае.

1950-1953 гг. - начальник Главного управления строительства Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов.

1953-1959 гг. - начальник «АнгараГЭСстроя» по строительству Иркутской ГЭС.

С началом управления строительством Андреем Ефимовичем принят ряд кардинальных для КрасноярскГЭС решений:

  1. отказ от облегченного, арочного типа построения плотины и принятие тяжелого, гравитационно- монолитного типа;
  2. отказ от «непрерывного» метода укладки бетона в тело плотины и возведение классическим безэстакадным методом, что обеспечило надежность сооружений;
  3. изменение генерального плана строительства г. Дивногорска;
  4. перекрытие Енисея в зимних условиях, во время минимального водного потока:

1963 г., 25 марта - впервые в зимних условиях, за 6,5 часа перекрыта самая полноводная река России - Енисей.

В период максимума работы количество человек на строительстве Красноярской ГЭС вместе с субподрядными организациями составляло более 21000 человек.

1971 г. - освобожден от обязанностей начальника КрасноярскГЭСстроя.

1979 г., 16 октября Андрей Ефимович Бочкин умер в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.